Что делать если вертолёт крутится


Вертолет крутится вокруг своей оси

#1 marsen

1 сообщений

Всем привет! Решил так сказать на старость лет познать азы управления вертушкой, так сказать мечта детства. Вчера был привезен из дружественного нам Китая РУ Вертолет Apache 9081A — поскольку я в этой технике полный ноль то попросил привезти что по проще для начала, и вот акб заряжена вертолет на изготовке, пытаюсь взлететь а он не управляется — поднимается и крутится вокруг своей оси и ни как не хочет управляться. Может подскажете как его заставить лететь нормально или эта модель не предназначена для полетов и место ему только на полке?

#2 Dimon372

Город: Санкт-Петербург

#3 itars

Пол: Мужчина Город: Калининградская обл г Советск

1) Триммеры совсем не помогают?
2) Попробуйте увеличить чуствительность гироскопа. (Как? читайте мануал )

#4 butt

403 сообщений
  • Город: с.петербург-пушкин

3) Это скрее всего заводская «Лажа» тем более 3х командный,там всё на одной плате и поэтому регулятор оборотов. надо умному спецу показать или купить новый, дешевле обойдётся.

#5 stevs

11 сообщений

проверьте работоспособность серво хвостового винта

На этом верте нет хвостовой сервы. Это соосник. Гироскопа там скорее всего тоже нет.
Хорошо, хоть вообще взлетает.

Вообще совет купи Ламу 3 или 4 на них уже можно что то поделать и автомат перекоса там простинький тоже есть.
И успокаивающая инфа, моторы от Вашей игрушки вполне подойдут к ламе. Ну и еще несколько запчастей.

#6 Dimon372

878 сообщений

На этом верте нет хвостовой сервы. Это соосник. Гироскопа там скорее всего тоже нет.
Хорошо, хоть вообще взлетает.

Вообще совет купи Ламу 3 или 4 на них уже можно что то поделать и автомат перекоса там простинький тоже есть.
И успокаивающая инфа, моторы от Вашей игрушки вполне подойдут к ламе. Ну и еще несколько запчастей.

Соосник без гироскопа это круто.
Гироскоп на таких моделях находится в блоке 4 в 1.

п.с.
Что вы со своей ламой пристали? как будто других вертов нет

#7 Elektromax

Пользователи

#8 itars

2 сообщений

#9 ziol

#10 Aleksandr1

#11 Elektromax

Активный участник форума

254 сообщений Город: Санкт-Ленинград

#12 Aleksandr1

5 сообщений

Складывается впечатление ( основанное на отзывах «счастливых» обладателей подобных игрушек ), что великие китайчеги совершили «технологический прорыв», позволяющий существенно удешевить конструкцию модели, т.е. выкинули из верта электронный гироскоп, установили на передатчике подстроечное сопротивление — регулятор оборотов ( скорее всего одного из моторов..) и тем самым, предоставили незабываемую возможность пилоту — самому быть в роли гироскопа.

Сообщение отредактировал Aleksandr1: 09 февр. 2009 — 02:36

#13 Aleksandr1

На мой взгляд,-для Вас, для начало подойдёт тоже «АPACHE»но мини и 4х комндный,и на нём Вы точно начнёте летать,проверено с новичками не один раз.

#14 Yurik587

85 сообщений

Сообщение отредактировал Yurik587: 09 февр. 2009 — 10:59

#15 suris2009

19 сообщений Город: Крым

О ВЕРТОЛЕТАХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Вертолеты на радиоуправлении

Одни из наиболее популярных и распространенных игрушек двадцать первого века – это вертолеты на радиоуправлении. Дети всех возрастов любят наблюдать, как в небе парит и выполняет сложные виражи красивая модель вертолета, но и взрослые с не меньшим удовольствием берутся за пульт.

Магазин игрушек Ярик предлагает широкий выбор надежных вертолетов на радиоуправлении от известной компании GYRO.

В ассортименте компании 1TOY представлены разнообразные модели вертолетов как для новичков, так и для профессиональных пилотов. В каталоге представлена техника на радиоуправлении с различным числом каналов управления. Вертолеты выпускаются с металлическим или пластиковым каркасом, могут иметь различный цвет и дизайн. Отдельно можно выделить вертолеты на радиоуправлении специально для полетов на улице. Дополнительно вертолеты могут оснащаться встроенной видеокамерой, гироскопом. В зависимости от модели заряжать вертолеты можно от сети или от компьютера при помощи кабеля USB.

Получить более подробную информацию о предлагаемых вертолетах на радиоуправлении и оформить заказ вы можете у менеджеров магазина игрушек Ярик, обратившись по телефону +7 (4852) 68-58-01, +7-930-132-58-01 , +7 (4852) 74-58-01, +7-930-115-15-72.

Как работает вертолёт?

Необходимые для полёта подъёмная сила и тяга создаются одним или несколькими несущими винтами (пропеллерами), а вращаются они благодаря работе двигателя.

Какая скорость полета вертолёта?

Это зависит от модели: от 5 до 12 км/ч.

Может ли вертолёт поднимать какой-либо вес?

Теоретически да, но т.к. наши вертолёты очень лёгкие, вес должен быть очень незначительным. Хотим обратить Ваше внимание на то, что наша компания не проводила эксперименты по определению грузоподъёмности моделей, т.к. они являются детскими игрушками и не предназначены переносить грузы. Любой дополнительный вес сокращает время работы вертолёта. Вы можете экспериментировать с этим самостоятельно и делиться с нами результатами!

Чем ИК-управление отличается от Р/У?

ИК обладает меньшим радиусом действия. Для управления полётом необходимая прямая видимость между пультом и вертолётом. Солнечный свет может создавать помехи управляющему сигналу. У Р/У радиус действия больше, незначительные препятствия не мешают управлению.

Вертолёты с инфракрасным пультом заряжаются от пульта и через USB-шнур, который идёт в комплекте. Вертолёты с пультом радиоуправления заряжаются от сети.

Что значит «трёхканальный»?

  1. кручение вокруг своей оси влево/вправо,
  2. движение вверх/вниз,
  3. движение вперёд/назад.

Во время полёта хвост вертолёта может начать заносить в какую-либо сторону (по ряду причин: движение воздуха, непостоянная нагрузка на роторы, и т.д.). Гироскоп регистрирует это отклонение и даёт сигналы винтовым моторам для противодействия ему. Поэтому вертолёт и не раскручивается вокруг своей оси, а держит заданное направление. В новых радиоуправляемых вертолётах используются маленькие пьезоэлектрические датчики размером в пять раз меньше копеечной монетки. Благодаря им, полётом модели легко управлять, он становится сбалансирован.

Что такое сервопривод?

Сервопривод — это механизм, который установлен на основном валу. Он наклоняет нижние лопасти на небольшой угол, за счёт этого вертолёт может лететь вперед и назад с большей скоростью.

Как ведут себя вертолеты в случае разрядки батареи при нахождении в воздухе? Существует ли какая-то система аварийной посадки?

Когда в аккумуляторе остаётся малый заряд, лопасти вертолёта начинают крутиться медленнее и игрушка сама по себе плавно снижается. Это предохраняет от резкого падения вертолётов с высоты.

Как запускать сразу несколько вертолётов, если в них поддерживается эта функция?

Поставьте на вертолётах разные режимы, используя переключатели. Включите первый пульт и первый вертолёт. Вертолёт поставьте на поверхность и двигайте рычаг подъёма вверх-вниз, пока винт не начнёт вращаться. Закройте ИК-передатчик первого пульта рукой или одеждой, чтобы на него не среагировал второй вертолёт. Включите второй пульт и второй вертолёт. Вертолёт поставьте на поверхность и двигайте рычаг подъёма вверх-вниз, пока винт не начнёт вращаться. Перестаём закрывать передатчик, можно летать!

Вертолет может летать зимой?

Летать зимой можно, но вертолет становится более хрупким, учтите это.

Что делать, если вертолёт сломался?

Если вертолёт не работает по причине производственного брака и прошло менее двух недель с момента покупки – Вы можете его обменять или сдать в точку продаж.

Если вертолёт сломался по причине неправильной эксплуатации, воспользуйтесь вопросом «Где можно отремонтировать вертолёт Gyro?».

Имея определённую сноровку, Вы можете попробовать устранить неисправность самостоятельно. При этом Вам могут потребоваться запчасти.

Вот некоторые легкоустранимые неисправности:

«После падения не крутится хвостовой винт» — Вероятно при падении он слишком плотно наделся на свою ось и из-за возникшего трения о плоскость моторчика не может вращаться. Достаточно поддеть его и на 1 миллиметр приподнять на оси, чтобы под ним появился зазор.

«После падения перестал крутиться один из несущих винтов» — Как правило, причина в том, что сдвинулась и вышла из зацепления одна из шестерней. Шестерню нужно вернуть на место, а если ситуация будет повторяться, то можно попробовать зафиксировать её суперклеем. Также нужно убедиться, что причиной не является люфт всей оси в вертикальной плоскости. Если это так – нужно ослабить винт крепления наконечника оси, максимально поднять ось, максимально надеть наконечник и затянуть фиксирующий винт. Люфт исчезнет.

«Вертолёт при зависании описывает круги вокруг точки, где должен зависнуть» — Такое случается при ослаблении крепления лопастей и появлении в них значительных люфтов. Достаточно аккуратно подтянуть лопасти (Но не перетянуть! Лопасти должны вращаться в креплениях свободно). Также нужно убедиться, что целы выступы на наконечнике оси винта, являющиеся осью качания для крепежа верхнего винта. Если один из выступов срезало – нужно заменить наконечник.

«Вместо зависания вертолёт тянет вперёд (или например назад)» — Нарушен баланс вертолёта. Во-первых — убедитесь, что хвостовое оперение на месте. Оно воспринимает нагрузку от потока воздуха и если его снять, вертолёт будет тянуть вперёд. Во-вторых — попробуйте восстановить баланс вертолёта. К примеру, на Gyro-601 для этого нужно снять кабину, ослабить крепление аккумулятора и его перемещением вперёд-назад добиться положения, в котором баланс идеален. Проверять результат нужно в безветренной обстановке.

Приобрести Вертолет на радиуправлении можно в магазине Ярик по адресу:

г. Ярославль, Фрунзенский район, Московский проспект, 125, 1-й этаж, рядом м-н. Перекресток.


г. Ярославль, Ленинский район, проспект Ленина, 4, 1-й этаж, вход с проспекта Ленина.


Или забронировать по телефону: +7 (4852) 68-58-01, +7-930-132-58-01 , +7 (4852) 74-58-01, +7-930-115-15-72

Решение проблем: не взлетает радиоуправляемый вертолет

Итак, вы являетесь обладателем радиоуправляемого вертолета. Вы довольны его возможностями, вам нравится летать на высокой скорости и выполнять разные финты, но в один не очень прекрасный день, вы заметили, что модель работает не так, как надо. Радиоуправляемый вертолет не взлетает, кружится на одном месте, хотя с виду кажется исправным. Не спешите нести его на свалку! Мы подскажем, как устранить причину поломки, и вы продолжите наслаждаться полетами на вертолете, как ни в чем не бывало.

Почему не взлетает радиоуправляемый вертолет?

Если вы включили вертолет и заметили, что его лопасти вращаются недостаточно быстро, вероятней всего, что проблема кроется в системе привода. Необходимо провести осмотр внутренностей аппарата, а именно двигателя, на предмет изношенных шестерней. Если таковые имеются, заменить их. Если радиоуправляемый вертолет не взлетает достаточно высоко или вовсе передвигается по полу (ездит), стоит проверить аккумулятор. Возможно, он разряжен, из-за чего модели для взлета не хватает мощности. Если лопасти вашей модели вращаются с необходимой скоростью, но сам аппарат либо кружится на одном месте, либо его заносит в бок, возможно, дело в неисправности главного вала. Такая поломка чаще всего возникает из-за падений или столкновений с мебелью.

Что делать, если вертолет на радиоуправлении не взлетает?

Прежде всего, определите, чем вызвана неисправность. Описанные выше первые две причины достаточно легко выявить и устранить, да и с третьей не возникнет хлопот. Сейчас мы подробнее расскажем, как все исправить.

Часто такая беда случается с вертолетами соосной схемы. Владелец аппарата замечает, что вал основного ротора прокручивается, из-за чего нижняя лопасть вращается, как обычно, а верхняя – практически не прокручивается. Решение проблемы очень простое – необходимо потуже затянуть вал. Обратите внимание, в верхней части имеются винтики, которыми закреплена лопасть.

Еще несколько банальных причин, почему вертолет на радиоуправлении не взлетает:

Лопасти установлены неправильно; Аккумулятор вышел из строя из-за неправильной эксплуатации (перезаряд, хранение в разряженном виде); Настройки выставлены некорректно.

Для устранения неполадок в нашем ассортименте есть все необходимое: качественные зарядные устройства, которые продлят жизнь вашей АКБ, оригинальные запасные части для вашей модели и инструменты. Если же у вас не получается исправить поломку самостоятельно, обращайтесь к нам. Специалисты технического сервиса «Planeta Hobby» выполнят ремонт устройства качественно и в короткие сроки.

Как летает вертолет?

Многие дети хоть раз в жизни видели в небе летящий вертолет. А у кого-то может быть есть вертолет на радиоуправлении. Вертолет может быть транспортом для быстрого передвижения и участником боевых действий на войне. Он летает так, что дух захватывает и невозможно оторвать взгляд. Но как же такая тяжелая железная машина может оторваться от земли и лететь в нужном направлении?

Давайте разбираться. На крыше вертолета закреплен огромный крутящийся винт с лопастями. Он выполняет функцию крыльев. Этот винт, вместе с еще одним винтом, поменьше способен поднять вертолет вверх, задержать его в воздухе и заставить лететь. Когда винт крутится, лопасти с силой захватываю поток воздуха и, при помощи аэродинамической силы, вертолет летит.

Аэродинамическая сила – это сила, с которой воздух действует на поверхность вертолета. Благодаря вращению лопастей винта над вертолетом создается зона пониженного давления, и частички воздуха как бы выталкивают его вверх. Загребая лопастями воздух, вертолет мчится вперед. Главный винт помогает вертолету лететь прямо вперед.

А при наклоне винта изменяется аэродинамическая сила. Благодаря этому вертолет может лететь не только вперед, но и вбок или даже назад. Но как же наклонить винт, чтобы заставить вертолет лететь вбок? Для этого надо изменить угол атаки. Что такое угол атаки? Каждая лопасть винта может оборачиваться вокруг своей оси (стержня). Угол атаки – это величина, на которую может «задраться» лопасть навстречу воздуху. Когда пилот увеличивает угол атаки сразу у всех лопастей, вертолет взлетает вверх, а когда угол атаки уменьшается – вертолет опускается. Если растет угол атаки лопасти, когда она будет находиться над носом вертолета, то сзади соответственно он уменьшится и вертолет полетит назад. А если растет угол атаки у лопасти пролетающей над левым бортом – вертолет полетит направо.

Если за рычагом управления опытный пилот, вертолет может даже летать вверх ногами, то есть вверх колесами. Вернее летать он так не сможет, а сможет только делать фигуры в воздухе. Для того, чтобы «кувыркнуться» вертолету хватит аэродинамической силы. Но летать вниз лопастями долго вертолет не может. Если сравнивать вертолет с самолетом, можно найти много отличий. Самолету нужно разогнаться, чтобы взлететь и он не может держаться вертикально в воздухе, ему нужно все время лететь вперед. А вертолет может подняться вверх, например, с крыши дома, и висеть в воздухе столько времени, сколько надо. Это позволило вертолету найти применение в разных областях нашей жизни.

Винтокрылые игрушки: Радиоуправляемые вертолеты

Дальше все еще веселее — только половина из проданных моделей отрывается от земли. Дело в том, что запустить модель в воздух может каждый, но вот посадить ее на землю — это задача. Нужны многие часы тренировок, и примерно 50% на этом этапе теряют интерес. Но есть и другие примеры. Денис, которому всего 18 лет, полетав на тренажере и погоняв модель, пересел на настоящую крылатую машину — вертолет Robinson. Он утверждает, что управлять вертолетом из кабины существенно проще: «По крайней мере, всегда ясно, в какую сторону смотрит хвост. С земли же очертания модели практически неразличимы».

От винта

Отличие радиоуправляемой модели вертолета от настоящей машины, естественно, в органах управления. Они вместе с пилотом остаются на земле, по радио передавая сигналы на электромоторчики-сервоприводы, которые в воздухе меняют углы наклона лопастей у винтов (шаг) и регулируют мощность мотора, дозируя подачу топлива. Так как вертолет очень непрост в управлении, одна ручка на пульте может управлять сразу несколькими параметрами. В пульте — компьютер, способный запоминать настройки нескольких вертолетов, переводить движение одного рычажка в радиокоманды сразу для всех сервоприводов. Управление происходит по пяти разным радиоканалам — по одному на сервопривод.

Летает радиоуправляемая модель в точности так же, как настоящий вертолет. Два винта — несущий и хвостовой. Хвостовой винт выполняет всего одну задачу — не дает вертолету бесконтрольно вращаться вокруг главного винта. С какой силой противодействовать естественному вращению, определяется при помощи гироскопа, который чутко реагирует даже на малый поворот фюзеляжа вокруг вертикальной оси. Скорость вращения лопастей хвостового винта всегда постоянна, а сила тяги регулируется изменением угла наклона лопастей — угла атаки. Если лопасти параллельны плоскости вращения, они не «загребают» воздух и не вызывают никакой тяги. Чем дальше они отклоняются, тем большую силу тяги они создают.

Несущий винт поднимает и удерживает вертолет в воздухе, он же является главным средством управления движением — его лопасти способны наклонить вертолет и потом тянуть его горизонтально в сторону наклона. Именно конструкция несущего винта обеспечивает вертолету всестороннюю подвижность в воздухе. Как и у хвостового винта, угол атаки лопастей регулируется пилотом. Но как пилоту заставить машину двигаться горизонтально относительно земли? Для этого используется автомат перекоса — конструкция, заставляющая лопасть несущего винта изменять угол атаки циклически на протяжении каждого оборота. Если сила тяги винта в задней точке вращения больше, чем спереди, вертолет наклоняется и летит вперед. Если сила тяги справа больше, чем слева — вертолет накреняется и летит влево. Для поворота фюзеляжа вокруг своей оси нужно изменить силу тяги хвостового винта.

Большинство радиоуправляемых вертолетов способно разгоняться до 100 км/ч. Рекорд мира — 150 км/ч. Топлива в баке обычно хватает на 15?20 минут полета, но не каждый пилот способен так долго продержать машину в воздухе.

Техобслуживание

В Москве есть несколько магазинов, торгующих радиоуправляемыми вертолетами. В год продается около 60 моделей. Более целеустремленные любители летают обычно на Ходынском поле, реже — на Тушинском аэродроме. На Ходынке можно наблюдать полеты энтузиастов практически каждые выходные.

В основном модели сейчас работают на калильных двигателях, у которых свеча зажигания постоянно нагрета до высокой температуры. Такие двигатели заправляют смесью спиртаметанола с маслом. Пятилитровая канистра смеси стоит 200 рублей. Реже используются бензиновые двигатели. Есть модели с электромоторами, лучшие из них по летным характеристикам догоняют калильные, но цены на них пока чрезмерно высоки.

Купив свой первый вертолет, необходимо освоиться с управлением на виртуальном тренажере-симуляторе. К компьютеру через параллельный порт подключается радиопульт, вы сообщаете программе модель вашего вертолета и пытаетесь заставить его взлететь над пустыней. Программа учтет аэродинамические качества вашего вертолета, возможный ветер и очень реалистично продемонстрирует полет под вашим управлением.

Примерно с двадцатой попытки новичку удается удерживать вертолет на безопасном расстоянии от земли, но даже «зависание» на одном месте невысоко над землей требует серьезных тренировок. Специалисты говорят, что на это уходит не менее 20 часов упражнений на симуляторе.

По деньгам падение игрушечного вертолета сравнимо с легкой автоаварией и редко обходится дешевле $100. При падении чаще всего ломаются лопасти винтов. Но можно лишиться и агрегата целиком — у одного любителя машина потеряла связь с пультом управления и самостоятельно покинула пределы видимости. Прочесывание зоны радиусом в 10 километров в поисках модели оказалось делом безнадежным.

Вертолетики-полицейские

«Преступнику на мотоцикле не удалось скрыться от преследовавших его нью-йоркских полицейских. С самого начала погони за ним неотступно следовал вертолет, свободно маневрировавший среди небоскребов, способный мгновенно развернуться на высоте в 20 метров и продолжить погоню», — такую картину недалекого будущего описал нам Владислав Гаврилец, 27-летний аспирант из Массачусетского технологического института (MIT), один из лидеров группы ученых, занимающихся разработкой автономного беспилотного вертолета. Уже два года машина размером чуть больше метра и массой около 7 кг учится летать самостоятельно и уже способна выполнять многие элементы воздушной акробатики.

В качестве летающей основы для умной машины была взята радиоуправляемая модель вертолета X-Cell, продающаяся в магазинах для авиамоделистов-любителей за $1500. Размах лопастей у модели 1,5 метра, масса — около 5 кг, объем двигателя — 0,9 куб. дюймов. В вертолете разместили миниатюрный компьютер, блок датчиков ускорений и поворотов (3 акселерометра и 3 гироскопа), GPS, высотомер, а также компас, дающий проекцию магнитного поля Земли на 3 оси вертолета. Все это добавило еще 4 килограммов к массе модели и $25 000 к ее цене. Связь с землей организовали по протоколу радиоethernet, действующему на расстоянии до 300 метров.

Для начала разработчики проекта пригласили опытного моделиста, который поднимал вертолет в воздух и выполнял различные маневры. Бортовой компьютер записывал показания всех датчиков для анализа. Примерно за год было написано 12 000 строк программного кода для автономного полета и акробатики. «За два года жизни проекта было две аварии, — рассказывает Владислав. — Первая — из-за радиопомех. Мы летали тогда полностью на ручном управлении, собирали данные входов и выходов. Вертолет потерял управление. Мы выяснили, что помехи создавал блок питания. Эту проблему решили за счет более удачного расположения антенны. Второй раз вертолет упал потому, что перегрелся блок питания и отключился блок датчиков. Каждый раз вертолет разбивался полностью, но автопилот не пострадал ни разу — только несколько проводов порвалось».

Управление моделями требует высокого уровня мастерства и многочасовых тренировок. Научиться летать может только очень увлеченный человек. Однако разработка MIT способна сделать доступным управление крошечным вертолетом любому начинающему. Пульт управления будет передавать вертолету не обычные команды, такие как «отклонить лопасти», а сложные — «лететь с такой-то скоростью на такой-то высоте, с таким-то углом разворота» или «выполнить бочку, мертвую петлю».

Если группе из MIT удастся достигнуть поставленной цели, мы получим машину с несложным управлением, недорогую и безопасную. Ее можно будет использовать для воздушного наблюдения, аэрофотосъемок, патрулирования магистралей трубопроводов, пограничной охраны. Стоимость вертолета для решения этих задач будет несколько выше чем $40 000, но в десятки раз дешевле пилотируемых аппаратов. К разработкам MIT уже сейчас проявил интерес ВМФ США, а работу проекта спонсирует NASA. Программа была лицензирована компанией Lockheed Martin, и у нее в распоряжении уже имеется два подобных вертолета. Еще один вертолет был собран MIT и продан другому американскому институту, заинтересованному в продолжении исследований.

В 1999 году Владислав Гаврилец разработал систему подвески кинокамеры к радиоуправляемой модели, с помощью которой в режиме ручного управления были сняты фрагменты фильма для канала National Geographic о жизни голубей в Центральном парке Нью-Йорка, который завоевал две премии «Эмми». Владислав рассказывает, что гасить вибрацию для получения стабильных кадров гораздо легче на моделях вертолетов, где винт вращается со скоростью 1500 об./мин, чем на пилотируемых воздушных машинах, у которых более низкие частоты вибрации.

На днях в MIT пройдет новое испытание. Вертолет должен будет самостоятельно совершить мгновенный разворот на 1800 без потери горизонтальной скорости (split-S) — переворот вверх дном вдоль оси полета с последующим выполнением второй части мертвой петли вниз. Именно так среди небоскребов догоняют преступников.

Что такое авторотация, или Как посадить вертолет при отказе двигателей

Если во время полета у самолета отказывают двигатели, пилот имеет шанс спланировать и спасти машину и пассажиров. Бытует мнение, что раз у вертолета нет крыльев, то он не может планировать. Неужели отказ двигателя означает гибель винтокрылой машины? Нет, вертолет может совершить посадку в режиме авторотации винта.

Авторотация – вращение несущего винта вертолета с помощью набегающего потока воздуха. Во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и мягкой посадки судна.

Режим авторотации чаще всего используется для аварийной посадки вертолета при отказе двигателя. Также она применяется, когда выходит из строя рулевой винт (или нарушается управление по рысканью), в результате чего продолжать нормальный полет невозможно.

Авторотация – это аварийный режим, который тем не менее необходимо освоить любому пилоту, но только под руководством опытного инструктора. От умения управлять вертолетом в режиме авторотации зависит жизнь экипажа и пассажиров.

Как работает авторотация

Когда несущий винт вертолета раскручивается за счет энергии двигателя, он создает нисходящий воздушный поток и функционирует по принципу пропеллера, который ориентирован в пространстве горизонтально.

Если во время полета перестает работать двигатель, скорость вращения винта начнет падать, а машина ? терять скорость и снижаться. В этот момент на лопасти начинает действовать набегающий снизу поток воздуха. Это воздействие, при соблюдении определенных условий, раскручивает несущий винт, который снова создает подъемную силу. В режиме авторотации винт работает как горизонтально ориентированная ветряная мельница.

Чтобы при авторотации кинетическая энергия не тратилась на вращение двигателя, в вертолетах используется обгонная муфта. Это элемент трансмиссии, который блокирует передачу крутящего момента с ведомого вала на ведущий. Обгонные муфты также используются в велосипедах. Благодаря этим устройствам педали не вращаются, когда велосипедист едет с горы по инерции.

Кстати, у гиропланов (автожиров) несущий винт вращается и создает подъемную силу только за счет авторотации. Воздушные суда этого типа похожи на вертолеты внешне, но летают они скорее по принципу самолетов.

Как посадить вертолет в режиме авторотации

Аварийная посадка в режиме авторотации входит в курс подготовки пилотов гражданских вертолетов. Алгоритм действия летчика зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полета, места посадки и других факторов. Схематически его можно описать так:

Сразу после отказа двигателя пилот должен перейти на режим авторотации. Благодаря наличию муфты холостого хода несущий винт будет вращаться под воздействием набегающего снизу потока воздуха без сцепления с валом двигателя. Если после отказа двигателя скорость вращения винта резко снизилась, его необходимо раскрутить. Пилот должен уменьшить общий шаг до минимального. Это раскручивает винт, но уменьшает создаваемую им подъемную силу. Одновременно летчик должен оценить высоту и скорость снижения судна и установить стабилизированный режим снижения с помощью органов управления. Если после отказа двигателя винт вращается с высокой скоростью, машина будет снижаться довольно быстро. Это компенсируется увеличением шага, что повышает, однако, сопротивление несущего винта и уменьшает его обороты. За несколько метров до земли пилоту необходимо достаточно резко увеличить шаг и компенсировать увеличение угла тангажа вертолета отдачей ручки управления «от себя». Это практически останавливает горизонтальное движение машины, однако и обороты несущего винта при этом резко снижаются. Вертолет относительно плавно опускается на землю. В идеале, спуск получается почти вертикальным или с коротким пробегом.

Легкие вертолеты, например, Robinson R44, в режиме авторотации под управлением опытного пилота могут ненадолго зависать в воздухе. Благодаря этому посадка получается мягкой. Управлять тяжелыми воздушными судами при отказе двигателя сложнее. Поэтому посадить их с помощью авторотации без повреждений удается не всегда, но такие вертолеты всегда снабжены двумя двигателями, что значительно повышает уровень безопасности.

Видео посадки вертолета в режиме авторотации

Двойной рекорд Жана Буле

Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил за один полет сразу два рекорда, которые не побиты до настоящего времени. Летчик рассчитывал достичь рекордной высоты на своем Aerospatiale SA.315B Lama. Это ему удалось: машина поднялась на фантастическую высоту ? 12 442 метра над уровнем моря.

А вот второй рекорд получился спонтанным. У Жана Буле не оставалось выбора, так как на огромной высоте из-за перегрузок вышел из строя двигатель. Пилот перешел в режим авторотации и посадил машину. Летчик и его машина даже не получили повреждений.

После необычного полета Жан Буле остался в авиации. До выхода на пенсию он работал летчиком-испытателем ВВС Франции.

Авторотация – «штатный внештатный режим»

Режим авторотации позволяет мягко посадить вертолет в случае отказа двигателя. Выход из строя силовой установки – это, без сомнения, крайне опасная аварийная ситуация. В таких условиях у летчиков остается единственный шанс избежать катастрофы, но действовать необходимо быстро. Именно поэтому в программу подготовки пилотов вертолетов входит тренировка посадки в режиме авторотации. Конечно, для гарантированно мягкой посадки в тренировочных полетах за несколько метров до земли двигатель вновь запускают, но навык закрепляется и совершенствуется без малейшего вреда для воздушного судна и его экипажа.

Пилотов готовят к посадке со свободно вращающимся винтом в расчете на то, что они будут действовать в аварийной ситуации так же уверенно и спокойно, как и во время штатного полета. А это повышает безопасность пассажиров и вероятность мягкой посадки.

Пошаговый гайд для новичков: как управлять радиоуправляемым вертолетом?

Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Начинающие пилоты зачастую имеют слабое представление о том, как управлять радиоуправляемым вертолетом. Ошибки в пилотировании приводят к падениям, столкновениям и иным неприятным для летательного аппарата последствиям. Действительно, управлять вертолетом сложнее по сравнению с радиоуправляемым квадрокоптером. Необходимо иметь хотя бы общие теоретические знания, чтобы отдавать правильные команды.

Подготовка к полету и настройка вертолета

Хотя большинство моделей вертолетов на радиоуправлении продаются в комплектации RTF (то есть в собранном виде), не торопитесь с запуском. Как минимум необходимо зарядить аккумулятор, соединиться с пультом и выполнить калибровку сервопривода, чтобы дальше управлять вертолетом без проблем. Совершенно нелишней окажется и корректировка рысканья.

Подключение пульта к радиоуправляемой модели вертолета выполняется в следующей последовательности:

включаем пульт управления; вставляем аккумулятор в вертолет; соединяем оба устройства.

Калибровка сервопривода радиоуправляемого аппарата проводится следующим образом:

Вертолет ставим на горизонтальную поверхность и соединяем его с аппаратурой управления. Обращаем внимание на диск сервопривода. Он должен быть параллелен поверхности. Если диск не параллелен, производим его корректировку триммером тангажа.

Корректировку рысканья, чтобы управлять моделями без проблем, следует проводить так:

  1. Радиоуправляемый вертолет ставим на горизонтальную поверхность и соединяем его с пультом управления.
  2. Скорость вращения несущего винта плавно увеличиваем с помощью стика управления скоростью до начала смещения модели, но не допускаем ее взлета.
  3. При вращении фюзеляжа по часовой стрелке вращаем регулятор триммера корректировки против часовой стрелки до тех пор, пока вертолет не перестанет поворачиваться.
  4. При вращении фюзеляжа против часовой стрелки регулятор триммера корректировки поворачиваем по часовой стрелке до тех пор, пока радиоуправляемый беспилотник не перестанет вращаться.

Нелишним будет освоить, как управлять газом, заодно потренировавшись в посадке летательного аппарата.

берем модель за шасси, плавно прибавляем и уменьшаем газ. Так вы получите представление о возникающей подъемной силе; устанавливаем радиоуправляемый беспилотник на горизонтальную поверхность и плавно отклоняем стик, добавляя газ. Набираем высоту, после чего так же плавно приземляемся.

Освоиться, как управлять моделями вертолетов, помогут симуляторы. Они очень точно моделируют основные ситуации.

Основы управления вертолетом

Хотя речь идет о моделях на радиоуправлении, к ним применимы принципы управления настоящими вертолетами.

Мы рассмотрим основные понятия, как управлять радиоуправляемым вертолетом, расскажем, какие силы оказывают влияние на летательный аппарат и как они распределяются в разных режимах полета. Теория поможет вам быстрее освоить управление, вы поймете, почему модель ведет себя так, а не иначе.

Эффект земли

Так называемый эффект земли можно наблюдать при зависании вертолета над поверхностью на высоте, несколько меньшей диаметра основного ротора.

Создаваемая лопастями ротора скорость воздушного потока не способна достигнуть максимальных значений из-за небольшого расстояния радиоуправляемой модели до поверхности. Летательный аппарат оказывается над своеобразным пузырем, созданным воздухом высокого давления.

Настоящие вертолеты при возникновении эффекта земли теряют устойчивость, управлять ими сложно. Поведение аппарата можно сравнить с поведением человека, оказавшегося на большом шаре. Радиоуправляемые модели также могут испытывать проблемы с устойчивостью, находясь на небольшом удалении от поверхности, однако однозначного мнения на этот счет нет. Некоторые моделисты утверждают, что ничего подобного не наблюдали либо эффект был слабо выражен.

Большое значение имеет ветер. Если он сильный, то воздух высокого давления выдувается из-под радиоуправляемого вертолета, влияние эффекта заметно уменьшается, управлять моделью проще.

Подъем и снижение

При зависании вертолета над землей подъемная сила, развиваемая лопастями ротора, равняется весу летательного аппарата. Чтобы радиоуправляемый беспилотник поднялся выше, необходимо увеличить подъемную силу, то есть она должна стать больше веса. Для снижения ее нужно уменьшить.

Скорость подъема вертолета зависит от разницы между подъемной силой, развиваемой несущим винтом на максимальной мощности, и силой тяжести. Чем значительнее разница, тем быстрее поднимается летательный аппарат.

Для взлета рекомендуется выбирать горизонтальную поверхность. Почему управлять на ней аппаратом легче? Все дело в том, что при подъеме с наклонной поверхности диск вращения ротора также наклоняется, а подъемная сила разделяется на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Соответственно, горизонтальная составляющая силы будет перемещать радиоуправляемую модель в сторону наклона поверхности сразу после взлета.

Чтобы избежать дрейфа, следует находить для взлета ровную поверхность. Если же такой возможности нет, тогда управлять так: диск ротора наклонить в обратную углу наклона сторону, чтобы все-таки обеспечить вертикальный взлет. При этом ручку, чтобы управлять автоматом перекоса, следует перед отрывом переместить вправо, сразу после отрыва от земли вернуть в нейтральное положение.

Висение

При зависании модели на радиоуправлении в воздухе подъемная сила основного винта равна силе веса вертолета. Беспилотник не опускается и не поднимается, оставаясь в одной горизонтальной плоскости. Так как изменить в полете вес радиоуправляемой модели мы не в силах, нам остается управлять силой тяги (подъемной силой).

Управлять подъемной силой возможно через:

  • изменение общего шага (угла установки лопастей);
  • изменение количества оборотов.

Соответственно, есть две модели. В первой вариант, как управлять тягой, реализован через изменение угла установки лопастей. Это модель с общим шагом. Вторая модель с фиксированным шагом предполагает, что угол остается неизменным, а управлять тягой винта, изменяя ее, можно через регулирование количества оборотов.

Перемещение по горизонту и разворот

Разложив общий вектор подъемной силы несущего винта на составляющие, мы увидим, что он определяется суммой векторов тяги задней и передней лопасти. Оба этих вектора могут изменяться в зависимости от того, где находятся лопасти относительно продольной оси. Это дает возможность управлять вертолетом в горизонтальной плоскости.

Подъемная сила, образуемая задней частью диска вращения, оказывается выше, чем сила передней части. В результате нос опускается, тогда как хвостовая балка поднимается. Радиоуправляемая модель двигается вперед.

При движении вперед подъемная сила (вернее, ее вертикальная составляющая) по-прежнему равняется весу радиоуправляемого аппарата. Что касается горизонтальной составляющей, то ее увеличение или уменьшение определяет величину тягу в горизонтальном направлении.

Управлять направлением полета в горизонтальной плоскости можно с помощью ручки перекоса:

Ее можно передвинуть вперед, аппарат перекоса наклонится вперед (нос опустится). Для выравнивания автомата нужно вернуть ручку в нейтральное положение. Наклонив ручку назад, вы наклоняете аппарат назад (нос поднимается).

Для того чтобы выполнить разворот, радиоуправляемую модель необходимо накренить.

Предположим, что мы хотим развернуть летательный аппарат вправо. Как управлять вертолетом в этом случае? Вектор силы веса по-прежнему остается перпендикулярным земле, тогда как вектор подъемной силы перпендикулярен диску вращения и наклонен вправо по отношению к горизонтальной поверхности на некий угол. В результате вертикальная составляющая вектора подъемной силы все также противодействует силе веса, а горизонтальная составляющая начинает толкать модель вправо, тем самым разворачивая ее.

Так как беспилотник выполняет поворот, будучи наклоненным в одну из сторон, значение вертикальной составляющей вектора силы уменьшается и становится меньше веса, зато появляется горизонтальная составляющая. При этом вес радиоуправляемого аппарата остается неизменным. Если все оставить, как есть, то при каждом повороте вертолет будет снижаться, что нас вряд ли устраивает, если мы хотим оставаться в одной горизонтальной плоскости.

В этом случае управлять следует так: необходимо увеличить подъемную силу с помощью ручки управления тангажем. Нужно переместить нос вверх, чтобы сделать больше угол атаки несущего винта.

Крен и боковое перемещение

Изменением подъемной силы разных сторон ротора можно управлять креном вертолета влево или вправо. Для совершения крена необходимо переместить ручку управления аппаратом перекоса влево или вправо. Радиоуправляемый аппарат начнет наклоняться, вместе с ним будет совершать крен и модель.

Гироскопическая прецессия

Ротор радиоуправляемого вертолета по своему поведению похож на гироскоп, это означает, что ему присуща гироскопическая прецессия.

Из-за этого явления лопасть с уменьшенным шагом и лопасть с возросшим шагом окажутся на минимальном и максимальном отклонении от горизонтальной плоскости, сделав поворот на 90 градусов.

Когда лопасть оказывается перпендикулярно продольной оси летательного аппарата над хвостовой балкой, она демонстрирует максимальный взмах и тягу. В этот момент устанавливается максимальный шаг, что позволяет успешно управлять моделью, то есть выполнить ее наклон вперед.

Подъемная сила при косом обтекании

При горизонтальном полете подъемная сила становится больше благодаря увеличению скорости воздушного потока и увеличению количества воздуха, проходящего через пропеллеры.

При перемещении радиоуправляемого беспилотника в горизонтальной плоскости возникает дополнительная подъемная сила при так называемом косом обтекании. И она зависит от горизонтальной скорости модели. Чем быстрее летит радиоуправляемый вертолет, тем существеннее сила. Ее легко распознать, так как происходит заметное улучшение летных характеристик.

Сила от перемещения возникает и при зависании на одном месте при условии, что дует ветер. Можно уменьшить мощность двигателя, тем самым сэкономив заряд батареи. Впрочем, если ветер порывистый, управлять летательным аппаратом сложно, так как приходится постоянно компенсировать то возрастающую, то уменьшающуюся силу. По этой причине управлять висением в воздухе лучше либо в полный штиль, либо при устойчивом ветре.

Авторотация

Под авторотацией понимается полет с остановленным двигателем. Вращение ротора вертолета происходит по инерции и благодаря действию воздуха, дополнительно раскручивающего лопасти при снижении радиоуправляемой модели.

При включенном двигателе воздушный поток оказывается нисходящим. Если же движок выключается в полете, снижение происходит с авторотацией, а воздушный поток становится восходящим.

Воздух переводит лопасти на отрицательный шаг, ротор продолжает вращение, вертолет может совершить управляемое снижение и приземлиться.

Не все радиоуправляемые модели обладают способностью к авторотации. Для этого в системе ротора должна быть установлена обгонная муфта, позволяющая лопастям свободно вращаться после остановки мотора. Возможность авторотации не является обязательной для летательных аппаратов. Однако в случаях, когда главный двигатель внезапно отказывает, ротор без авторотации останавливается, приземление происходит жестко, зачастую с повреждениями. Стремительная потеря высоты и быстрое снижение могут привести к печальным последствиям.

Рысканье

Под рысканием понимаются угловые движения радиоуправляемой модели относительно вертикальной оси. Упрощенно говоря, это повороты корпуса влево или вправо в горизонтальной плоскости.

Одной из причин того, почему для вертолетов на радиоуправлении рекомендуются специальные пульты, как раз и является возможность быстро управлять рысканьем, компенсируя его. Можно использовать и стандартную аппаратуру от радиоуправляемых квадрокоптеров или самолетов, однако вам придется вручную управлять скоростью вращения лопастей хвостового ротора, чтобы удерживать нос летательного аппарата прямо.

В обычных пультах такой возможности нет, поэтому каждый раз, когда вы будете поднимать или опускать вертолет, придется вручную управлять тягой. То есть увеличивать или уменьшать тягу хвостового ротора, чтобы компенсировать увеличение или уменьшение реактивного момента. Это не очень удобно, хотя и несмертельно. В пультах для радиоуправляемых вертолетов все гораздо удобнее, так как есть:

ручка, чтобы управлять тангажом; ручка, чтобы управлять дросселем; кнопки для снижения и для подъема.

Как избежать аварий: частые проблемы

У начинающих пилотов первые запуски обычно завершаются или падением, или не самым мягким приземлением. Как правило, летательные аппараты успешно переживают жесткую посадку благодаря прочному корпусу и раме, однако у любой радиоуправляемой техники есть предел.

Очередная авария вполне может завершиться походом за запчастями или даже за новым радиоуправляемым вертолетом. Именно поэтому так важно научиться правильно им управлять.

Не взлетает

Вертолет радиоуправляемый может не взлетать по нескольким причинам.

В первую очередь проверьте аккумулятор. Если он разряжен, у двигателя не хватит мощности, чтобы поднять летательный аппарат в воздух. Большие радиоуправляемые модели в этом отношении особенно чувствительны, так как их двигателям нужно много энергии для взлета.

Еще одной причиной того, почему модель не может взлететь, а вы ей управлять, являются изношенные шестерни в системе привода. Внимательно осмотрите систему: если такие шестерни обнаружатся, замените их.

Крутится на месте

Бывает и так, что лопасти вращаются с необходимой скоростью, но радиоуправляемый вертолет не взлетает, крутится на одном месте, заносится в сторону.

Скорее всего, с двигателем и регуляторами хода все нормально, а причина в неисправности главного вала. Обычно вал получает повреждения в результате падения или столкновения, управлять аппаратом далее невозможно.

На этом пока все, не забывайте подписываться на наши статьи и делитесь полезными материалами в социальных сетях. До новых встреч.

Читайте так же:


Что делать если вертолёт крутится

У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Написать комментарий
Имя:*
E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *