Рисунки на металле как называется

Как называется гравюра на металле, на которой рисунок потравлен кислотой?

Техника вытравливания рисунка по металлу известна с XVI в. Не самым первым, но самым знаменитым мастером такого рода гравюры является немец Альбрехт Дюрер. Почти карандашный рисунок, получающийся в результате вытравливания тончайших линий, заполняемых затем краской, — как хорошо мы знаем этот стиль! Способ печати, при котором линию оставляет краска, находящаяся в углублениях, называется глубокой печатью.

(в более высоком разрешении эту и другие гравюры см. здесь).

Азотная кислота, или, как её называют, «крепкая вода», дала название данному виду гравюры. Да, в кроссворде имеется ввиду именно ОФОРТ!

Мастерами офорта были также Рембранд, Гойя и Дали.

А вот так выглядит современный офорт в исполнении Б. Ф. Французова:

(эту и другие работы художника можно увидеть здесь).

Разновидность гравюры на металле, когда изображение получается путём травления кислотой, называется офорт. Подобная сложная техника создания изображения известна с шестнадцатого века, а самый расцвет искусства создания офортов приходится на семнадцатый век.

К офортам могут относится и другие виды гравюр, в изготовлении которых применяется травление, такие как лавис, мягкий лак,акватинта.

Мастерами изготовления офорта были:

Альбрехт Дюрер,Джованни Пиранези,Франческо Пиранези,Рембранд,Сальватор Роза,Жак Калло,Фринсиско Гойя,Сальвадор Дали,Эдвард Мунк,Густав Доре,Анри Тулуз-Лотрек,Джорджо Моранди,Дмитрий Митрохин,Иван Шишкин,Борис Французов,Юрий Яковенко.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧЕКАНКА и ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ, ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА и КОВКА

О компании

ЧЕКАНКА

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

КОВКА

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ

ТРАВЛЕНИЕ МЕТАЛЛА

ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА

Каталог готовых изделий

Электронная библиотека

Антиквариат

Футляры, коробки, плакетки

Вакансии компании

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по чеканке

ЧЕКАНКА — ГЛОССАРИЙ

Абразивный порошок — шлифовальный порошок, состоящий из толченого стекла, наждака, окиси хрома и других веществ определенной зернистости. В технологии чеканки абразивный порошок применяют для удаления патинирующих пленок с выпуклых участков изделия.

Басменное тиснение (басма) — вид художественной обработки листового металла. Возник в России в X-XI вв. Если в чеканке рельеф появляется от многократных ударов чекана, при басменном тиснении его выполняют сначала на матрице (металлической доске толщиной 6-12 мм), а затем ударами деревянного молотка или под давлением в прессе переводят через свинцовую прослойку на тонкий металлический лист. С одной матрицы можно делать многократные оттиски.

Бляшка — в технологии чеканки бляшкой называют металлическую листовую заготовку; в инкрустации это плоские элементы композиции, вырезанные из металла.

Вколачивание — закрепление металлических элементов инкрустации в деревянной основе легкими ударами молоточка.

Выколотка — выколачивание молотками (чаще деревянными) отдельных участков рельефа. Выколоткой также называется процесс изготовления объемной скульптуры.

Вылащивать — выравнивание, выглаживание фона у ЧЕКАНКИ чеканом-лощатником.

Вытяжка — это свойство некоторых металлов под механическим воздействием вытягиваться. При этом площадь поверхности заготовки увеличивается.

Вычеканивать — создавать специальными инструментами рельеф на металлическом листе.

Декоративная фактура — материальные, осязаемые свойства поверхности. Используется как средство наибольшей выразительности в декоративно-прикладном искусстве. Может быть гладкой, рельефной, сверкающей, матовой и т.п. Характер фактуры обусловлен декоративно-образными задачами, назначением изделия, особенностями материала, техникой и технологией исполнения.

Державки — приспособления для закрепления режущего инструмента или детали во время обработки.

Деформация — изменение первоначальной формы предмета под каким-либо воздействием.

Дифовка (выколотка) — прием работы с листовым металлом, выполняемый ударами молотка, в результате чего изделию придается необходимая форма.

Заготовка — металлическая пластина, подготовленная для ЧЕКАНКИ.

Канфарение — нанесение на какой-либо участок ЧЕКАНКИ (чаще всего на фон) мелких точек чеканом-канфарником. Так же называется проработка этим же чеканом контурных линий рисунка на металле.

Канфарение рисунка — перевод подготовительного рисунка в ЧЕКАНКЕ с бумаги на металлическую заготовку (бляшку). В результате ударов чекана-канфарника о металл по контурам рисунка на бляшке остаются углубленные пунктирные линии.

Канфаренный фон — поверхность дерева или металла, обработанная чеканом-канфарником.

Киянка — деревянный молоток, сделанный из твердых пород дерева. Размер и форма могут быть различными.

Композиция — структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое.

Контурная линия — линия, которой обводят внешние очертания какого-либо предмета.

Контурная резьба — вырезание линий различной ширины и глубины — прямых, циркульных и произвольной кривизны. Орнамент напоминает линейный рисунок.

Крацевание — способ обработки поверхности изделия с помощью металлической щетки. В искусстве чеканки по металлу крацевание может быть как промежуточной, подготовительной стадией перед патинированием рельефа, так и самостоятельным видом декоративной отделки готового изделия. Крацевание вдоль волокон обожженной доски (щита) позволяет получить красивую фактуру деревянной основы, на которой закрепляется металлический рельеф. Также крацевание это стадия декоративной отделки резного рельефа после обжига.

Линейный ритм — чередование или сопоставление линий композиции в контурной резьбе или инкрустации.

Масла веретенное, бытовое (швейное), трансформаторное — разновидности индустриальных масел. Находят применение в технологии ЧЕКАНКИ. Веретенным и швейным протирают чеканные рельефы после патинирования или оксидирования, чтобы возвратить им металлический блеск. Трансформаторное масло охлаждает стальные инструменты при закалке.

Матированная поверхность — участок чеканного изделия, имеющий матовую (не блестящую) поверхность.

Медная кислая ванна — водный раствор сернокислой меди (CuSО4) и серной кислоты (H2SO4). Количество сернокислой меди для электролита берут в пределах 130-160 г/л, а содержание серной кислоты – 30-35 г/л.

Монохромные узоры — узоры, составленные из оттенков одного цвета.

Мотив типа розетки — узор в виде стилизованного цветка. Издавна широко применяется в декоративном искусстве.

Муфельная печь (муфель) — нагревательный прибор, сделанный из огнеупорной массы и заключенный в металлический кожух. Внутри имеется камера для обжига. Электрические муфели можно использовать для закалки, отпуска и отжига стали при изготовлении инструментов. Температура в муфельной печи регулируется и может достигать 1000°С.

Нагартовка или наклеп – превращение мягкого металла в процессе механической обработки под ударом чеканов в жесткий, хрупкий, ломкий. Наклеп снимается в результате отжига металла.

Нагартовывание — свойство металла становиться ломким и хрупким.

Напильник — стальной брусок определенного профиля, на котором нанесена насечка в виде зубьев. По их количеству на 10 мм напильники подразделяются на драчевые, личные и бархатные. При обработке изделий декоративно-прикладного характера применяют самые разные напильники.

Насечка — украшение драгоценными и цветными металлами различных изделий. В работе широко применяют насечку медью, латунью, бронзой, мельхиором по дереву.

Насмолка — закрепление на смоле металлической пластинки (бляшки) перед выполнением чеканного рельефа.

Оброн (обронное гравирование) — декоративный рельеф на металле, выполненный специальными зубилами-штихелями (стальными резцами).

Оксидирование — образование на металлической поверхности окисей и закисей металла в процессе химических реакций.

Оселок — мелкозернистый брусок естественного или искусственного происхождения, применяемый для правки заточенных режущих инструментов.

Отбеливание — удаление с поверхности чеканки (или заготовки) случайных цветовых наслоений в слабых растворах соляной или серной кислот.

Отбортовка — загибание края металлического листа (бляшки) перед насмолкой, для того чтобы прочнее закрепить его на вязкой основе (смоле), а также для придания жесткости изготовленной ЧЕКАНКЕ.

Отжиг, или отпуск металла — нагревание металла до определенной температуры для придания ему недостающей мягкости. В ЧЕКАНКЕ отжиг применяют для снижения жесткости и повышения пластичности металлического листа. Металл нагревают до определенной температуры, выдерживают и затем медленно охлаждают.

Отпуск стали — конечная операция термической обработки закаленных сталей. Повышает вязкость металла при сохранении прочности.

Пасты ГОИ — полировочные пасты. Названы по первым буквам Государственного Оптического Института, разработавшего их рецепты. Существуют три вида пасты: грубая, средняя, тонкая. Все они пригодны для полировки чеканной поверхности. Имеют зеленоватый оттенок. Выпускают в виде брусков длиной 50-100 мм, поперечным сечением 20х20 — 35х35 мм.

Патина — налет различных цветовых оттенков на произведениях декоративно-прикладного искусства, а также скульптурах, выполненных из цветных металлов и их сплавов.

Патинирование — процесс образования на поверхности металла сернистых или хлористых соединений.

Перегородчатая эмаль — один из видов декоративно-прикладного искусства. На металлическом изделии выкладывают узор тонкими узкими пластинками металла. Они устанавливаются вертикально и служат перегородками для эмалей (стекловидного легкоплавкого вещества различного цвета), которые закладываются в порошкообразном состоянии и затем расплавляются.

Перовое сверло (перка) — инструмент для сверления круглых отверстий. Перки бывают ложечные и центровые (для сверления отверстий большого диаметра). Центровая перка представляет собой стальной стержень с расширенной нижней (рабочей) частью, заканчивающейся в центре заостренным жалом. Рабочая часть имеет две кромки — одну направляющую, другую режущую. Сверло работает при вращении в одну сторону и образует отверстия с плоским дном. Используется в технике инкрустации для подготовки углубленных гнезд под металлические бляшки.

Пинцет монтировочный — небольшие пружинные щипцы, способные удержать мелкие предметы. Отличаются удлиненными рабочими пластинами (браншами) и твердой пружиной. С внутренней стороны снабжены рубчатой нарезкой, удерживающей скользкие предметы. Используются при паянии и отжиге чеканок и в других работах, связанных с операциями, опасными для рук.

Поднутрение — прием, создающий зрительный отрыв чеканного рельефа от плоского фона путем углубления контуров. Выполняется специальным чеканом-сапожком или чеканом-расходником.

Просечка — вырубка отдельных участков пластины.

Пуансон — специальный инструмент для ЧЕКАНКИ. По внешнему виду напоминает чекан, но имеет фигурную боевую часть. След от него может быть треугольным, напоминать листочки, звездочки и другие фигуры. В истории русской чеканки известны пуансонные рисунки в виде человеческого глаза, кисти руки.

Развертка — лента с нанесенным на нее орнаментом, с помощью которой этот орнамент переносят на круглое объемное изделие.

  1. плоскостная чеканка — фон вокруг узора уплотненный, расплющенный
  2. орнаментально-пуансонная чеканка — орнаменты на металле выполнены пуансоном
  3. рельефная (объемная) чеканка — выполняется попеременно то с лицевой, то с оборотной стороны. Объемная чеканка позволяет получать высокорельефные изображения.

Расходка — обводка проканфаренной контурной линии рельефа чеканом-расходником, то есть нанесение сплошной линии в виде канавки.

Расходка по контурам — углубление контурных линий рисунка на металлической бляшке. Выполняется с помощью чекана-расходника (обводного чекана).

Рельеф — выпуклая поверхность изображения, значительно выступающая над фоном.

Рихтовка — выпрямление металлических листов, имеющих кривизну.

Тиснение — нанесение изобразительных элементов на пластину.

Тонирование — искусственное патинирование (придание необходимого тона, цвета чеканному изделию).

Травленый узор — узор на металле, полученный путем химического вытравления (например, азотной кислотой) углубленных участков.

Торцевой нож-резец — инструмент для выполнения проколов под металлическую насечку в технике инкрустации дерева металлом. Представляет собой узкую стальную пластинку, вставленную одним концом в шаровидную ручку. Лезвие пластинки остро отточено.

Участок насмолки — место для разогревания смолы, закрепления на ней бляшки и снятия ЧЕКАНКИ со смолы.

Фактура — особенность отделки поверхности чеканки (матовая, шероховатая, гладкая).

Фаска — скошенный край бруска или листа.

Филигрань (скань) — техника создания изделий из скрученных металлических проволочек, чаще всего изогнутых, сплетающихся в сложный ювелирный узор. Филигранный узор может быть сквозным или напаянным на фон — гладкую металлическую пластинку.

Фриз — плоская поверхность верхней части стены, вытянутая в ленту. Нередко представляет собой пояс рельефных изображений.

Фурнитура — вспомогательный материал, применяемый в различных видах декоративно-прикладного искусства. Например, в художественной мебели — это ручки, петли, замки и т.д. В искусстве чеканки к области фурнитуры можно отнести различного рода декоративные цепи, навесные детали и др.

Цвета побежалости — цвет окисных пленок при разогревании металлического изделия. Зная соответствие цветов температуре, можно определить границы нагревания.

Циркульный узор — композиционное сочетание различных окружностей, сопряженных дуг и круговых элементов. Создается с помощью циркуля.

Чекан — продолговатый стальной стержень с особой заточкой нижней части. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм.

ЧЕКАНКА — процесс обработки металла с помощью специальных стальных инструментов — чеканов, также — произведение декоративно-прикладного искусства.

Чернь — техника декорирования металлических изделий особым сплавом черного цвета; изделия, декорированные этой техникой, также называют чернью.

Электроэрозия — способ разрушения поверхности металла под действием разрядов. В месте пробоя искры возникает высокая температура (примерно 10 000°С), расплавляющая и испаряющая металл. Используется как один из способов декоративной обработки металлов.

Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Искусство — в массы.
Main Menu
  • Home
  • ТИИГрафика
  • Гравюра на металле. Химические способы нанесения рисунка
  • Гравюра на металле. Химические способы нанесения рисунка

    Химические способы нанесения рисунка (травление изображения кислотой)

    Применяются при создании таких видов гравюр, как:

  • офорт,
  • «мягкий лак»,
  • лавис,
  • пунктир, полученный травлением (травленный штрих)
  • акватинта
  • карандашная манера, резерваж и разные технические приемы современных художников, которые часто называются смешанной техникой (с сочетанием приемов кислотного и механического гравирования).
  • Сначала лирики:

    Гравюрой называется графическое произведение, выполненное печатным способом с авторских гравированных поверхностей, обработанных различными способами и инструментами. Материалами для изготовления печатной формы могут служить дерево (доска продольного или поперечного распила), камень, металл, пластик, картон и т. д. В зависимости от того, какая часть поверхности отдает краску на бумагу, различают три вида гравюры, три способа печати:

    Выпуклая гравюра (высокая печать). Это гравюра на дереве, линолеуме, пластике, картоне, рельефная гравюра на металле. Краска наносится на выпуклую поверхность печатной формы и с помощью печатного станка или вручную оттискивается на бумагу.
    Плоская гравюра (выпуклая печать). К такому виду гравюры относится литография и все ее разновидности, а также монотипия, выполненные как вручную, так и с помощью печатного станка. В литографии печать
    производится с плоской поверхности особых пород известняка, которые обладают способностью принимать на себя после травления краску в местах, прорисованных жирным карандашом. Краска наносится на поверхность камня валиком и оттискивается на бумагу при помощи специального литографского станка. В монотипии краска наносится на гладкую полированную поверхность различными способами и снимается увлажненной бумагой на печатном станке или вручную.
    Углубленная гравюра (глубокая печать). В данном случае для изготовления печатной формы используются цинковые, медные, латунные или стальные пластины, поверхности которых после тщательного полирования гравируются различными химическими или механическими способами с помощью различных инструментов.
    Рисунок будущей гравюры создается углублениями в виде комбинаций штрихов, точек или борозд, прорезанных, протравленных или процарапанных (с целью приподнимания заусенцев) по металлу. В эти
    углубления набивается офортная краска, которая затем оттискивается на увлажненную бумагу при прокатывании печатной формы между валами офортного станка.

    Травлёный штрих (классический офорт)

    Особенность гравирования в этой манере состоит в том, что тщательно отполированную гравировальную доску (медь, цинк, сталь) покрывают кислотоупорным лаком и затем высушивают. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения, при этом обнажается чистый металл (в следах иглы поверхность доски освобождается от лака). Затем форма погружается в кислоту и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. После чего оставшееся лаковое покрытие смывается с доски керосином (или другим растворителем).

    Полученные в результате травления штрихи набиваются краской и оттискиваются на бумаге при помощи офортного станка. В процессе создания гравюры каждый этап работы над офортной доской оставляет при печати на бумаге след, по которому можно определить манеру травлёного штриха.

    Во время нанесения на гравировальную форму твердого кислотоупорного лака валиком или тампоном мелкие частицы пыли, присутствующие в лаке или на тампоне, выгорают при закапчивании доски, и кислота «пробивает» лак, вытравливая мелкие точки, не очень заметные на оттиске. Однако при тщательном рассмотрении оттиска при соответствующем увеличении можно заметить точечное вкрапление краски на чистых местах. Это говорит о том, что печатная форма подвергалась травлению кислотой.

    Акватинта

    Принцип гравирования в акватинте состоит в том, что на поверхность тщательно отполированной медной, цинковой или стальной доски различными способами наносятся разные по величине зерна кислотоупорных
    смол, в большинстве случаев — канифоли. При подогреве доски нанесенные на нее частицы смоляной пылью расплавляются, и создается фактура в виде сетки, в которой размеры просветов чистого металла обусловлены величиной зерен и временем подогрева формы. Эти просветы чистого металла травятся
    кислотой на различную глубину (размер которой зависит от времени травления). Последовательно выкрывая кислотоупорным лаком необходимые места, художник тем самым изменяет общее время травления того или иного участка. Темные места травятся по времени больше, светлые — меньше.
    Таким способом создается широкий тональный диапазон, позволяющий передавать тончайшие тоновые отношения в гравюре.

    Резерваж

    Одна из разновидностей офорта — резерваж появился в результате совершенствования методов гравирования в акватинте и внесения в эту манеру приемов травлёного штриха.

    Если в акватинте кистью выкрываются фоновые поверхности, а рисунок мотива композиции
    протравливается как остаток поверхности от фона, то в манере резерважа рисунок наносится свободно кистью на обезжиренную поверхность доски.

    Состав наносимой черной краски таков, что после того, как этот рисунок накроют выкрывным лаком и после высыхания поместят в воду, краска растворится в воде и слетит с доски вместе с лаком, обнажив поверхность
    металла, готового к травлению. Фоновая поверхность автоматически в один раз выкрывается лаком, сохраняя всю свежесть и непосредственность изображения, нанесенного пером или кистью. В зависимости от того, каким инструментом наносится на поверхность гравировальной доски легкорастворимая в воде краска, различают две разновидности резерважа — резерваж-кисть и резерваж-перо.

    Лавис

    Технология изготовления печатной формы в данном случае достаточно проста. На тщательно отполированную поверхность, засыпанную тонкой акватинтой (имеется в виду нанесенная и расплавленная канифольная пыль), наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем гуще положен травящий состав, тем глубже сила тона. Рисование свободное, без необходимости выкрывания
    кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка.

    Мягкий лак

    Родственной манерой, в которой при гравировании печатной формы используется кислота, является мягкий, или срывной, лак. Эта манера своим названием обязана специфическому кислотоупорному лаку, которым
    покрывается гравировальная доска. В состав этого лака входит наполнитель (баранье сало), который делает его очень подвижным, позволяющим срываться с офортной доски при легком соприкосновении с ним, обнажая металл, делая его готовым к травлению. В зависимости от характера фактуры прикасаемого материала, от силы соприкосновения на поверхности печатной формы появляются обнаженные места, которые после травления образуют зернистые штрихи разной глубины.

    На поверхность подготовленной доски с нанесенным на нее кислотоупорным слоем мягкого (срывного) лака осторожно накладывается лист тонкой и мягкой бумаги — зернистой и шероховатой стороной к лаку. Бумага и доска неподвижно закрепляются на столе, после чего мягкими карандашами на бумагу наносится рисунок. Карандаш продавливает бумагу, и та в свою очередь прилипает к мягкому лаку. В зависимости от нажима бумага больше или меньше прилипает к лаку, и когда ее приподнимают, она срывает лак с печатной формы, обнажая металл, готовый к травлению. При необходимости внести другую фактуру в рисунок можно заменить рисующую поверхность, например поместив между доской и бумагой тонкую материю или грубую
    марлевую ткань. В любом случае фактура оттиска с протравленной доски выглядит ноздреватой, с красивыми зернистыми штрихами, напоминающими карандашные. Гравюра, выполненная в манере мягкого лака, внешне похожа на мягкий, свободный, шероховатый и глубокий в тенях рисунок, представляющий собой комбинацию из зернистых штрихов и тоновых пятен, отпечатанных на бумаге в результате тиснения с помощью офортного станка.

    Карандашная манера

    Карандашная манера сочетает в себе два способа гравирования химический и механический. Будучи созданной исключительно для воспроизведения рисунков, как самостоятельная манера она не получила
    широкого распространения.

    Химическое гравирование в этой манере осуществляется следующим образом. Полированную поверхность медной доски следует покрыть твердым лаком и затем закоптить факелом (аналогично подготовке офортной
    доски под гравирование травлёным штрихом). Штрихи, которыми переводится рисунок, выполняют рулетками, представляющими собой стальные колесики разных диаметров и с насечками различных
    конфигураций, свободно вращающиеся на металлических стержнях, укрепленных на рукоятках. На поверхности этих колесиков имеются различные острые насечки, которые оставляют на черной закопченной доске светлый фактурный след. При накатывании на поверхность лака комбинации из разнообразных фактур, создаваемых рулетками, получается изображение, которое после травления и печати на бумаге дает изображение, имитирующее рисунок карандашом или пастелью.

    Оттиски, полученные с гравировальных досок, выполненных в травлёной карандашной манере, отличаются чистотой штриха, набранного точками — разнообразными по конфигурации, но с одинаковыми интервалами между ними. Каждая точка имеет четкую протравленную границу. В местах густого скопления точек немного видна белая бумага, что создает ощущение свежести и прозрачности в тенях.

    10 способов печати на металле

    Первой печатью по металлу была гравировка. Появление гравюры датировано XVI веком. Это была художественная роспись часов, оружия, украшений. Тогда же гравировку начали использовать в печатном деле — при изготовлении пластин для переноса шрифта на бумагу.

    Сфера применения

    Надписи по металлу можно встретить где угодно: двери кабинета руководства, коробка парфюма, информационная табличка. Жесткая фактура и устойчивость рисунка оценены там, где бумажный носитель быстро потеряет свой вид. А еще металл всегда выглядит презентабельно, солидно. Диплом, напечатанный на золотистом или серебристом листе, будет радовать глаз и подчеркивать статус обладателя.

    Изображения на металле получаются яркими и реалистичными

    В каких еще сферах востребована печать по металлу:

  • Производство техники, автомобилей, эксклюзивной косметики и парфюмерии в качестве элементов конструкции и информационных табличек. Металлические шильды содержат основные данные о товаре.
  • Рекламная индустрия, а конкретнее — наружная реклама. Железная основа под информационный щит обеспечит надежность и долговечность конструкции.
  • Бизнес-сегмент. Металлические бейджи более устойчивы к истиранию, чем даже заламинированные бумажные, а алюминиевые информационные таблички и указатели на дверях офисов гармонично дополняют интерьер.
  • Изготовление наградной продукции. Грамоты, дипломы, сертификаты переносят на металл и оформляют в красивую рамку — такой предмет станет не только подтверждением высоких заслуг, но и украшением рабочего кабинета.
  • Дизайн интерьеров. Декораторы успешно используют металлические элементы оформления интерьеров столовых, кухонь, гостиных. На листах отпечатывают фотографии или тематические изображения, которые соответствуют общей концепции.
  • Мебельное производство. Листы металла с нанесенными изображениями украшают предметы мебели, двери, фасады гарнитуров, корпусы осветительных приборов.
  • Декорирование металлических предметов: шкатулок, линеек, значков, флешек, брелоков.
  • Интерьерная печать на металле — удачный дизайнерский эксперимент

    10 технологий печати на металле

    Рассмотрим самые популярные техники нанесения изображений на металлическую поверхность.

    УФ-печать

    Печать ультрафиолетовыми красками — единственная технология, при которой чернила запекаются на поверхности, гарантируя высокую стойкость к истиранию рисунка. Процесс не отличается от нанесения изображения на любой другой носитель — будь то бумага, картон или ткань. Используется широкоформатный УФ-принтер планшетного типа. Возможна работа с разными поверхностями: радиаторами отопления, жалюзи, гаджетами, экранами каминов.

    УФ-печать применяется для изготовления металлических визиток

    Гравертон

    Полноцветная печать на пластинах из анодированного алюминия. Применяется техника термопереноса с помощью промежуточного носителя — обычной бумаги плотностью 80 г/м?. Секрет в специальных чернилах, которые закрепляются на металлической поверхности. Недостаток технологии — использование отпечатков только в помещениях, так как рисунок не отличается высокой стойкостью. Подвид технологии — мастертон. Разница между ними в составе чернил.

    Сублимация

    Для переноса изображения нужно специальное покрытие носителя в виде тонкой пленки из сублимационного лака. Существует два вида этой технологии:

  • струйная — позволяет получать оттиск высокого разрешения (300 dpi), используется струйный принтер, сублимационная бумага и сублимационные чернила;
  • лазерная — для печати на специальной бумаге используется лазерный принтер, можно наносить изображения на золотистые, серебристые, матовые и глянцевые листы металла.
  • Недостатки способа: со временем изображение бледнеет, выгорает от солнца. Поэтому нужно беречь изделие от прямых солнечных лучей.

    Сублимация на металлической подставке под статуэтку

    Гравировка

    Известны четыре разновидности гравировки:

    • ручная — используются штихели разного размера или бормашина, получается высококачественный рисунок, но важна квалификация мастера;
    • химическая — травление металла с помощью едкого натра, азотной или соляной кислоты, хлорного железа, перед нанесением рисунка поверхность обрабатывается спиртовым лаком;
    • механическая — классическая техника с использованием гравировального станка, плюсы — можно делать выпуклые и впуклые рисунки, минусы — длительность процедуры.
    • лазерная — современный, дешевый, быстрый, высокоточный способ нанесения рисунков на металл путем выжигания поверхности, минус — недолговечность изображения.
    • Лазерная гравировка на магнитных бейджах

      Термотрансфер

      Это печать на металлических предметах с помощью переноса изображений, нанесенных пластизолевыми красками. Для закрепления на поверхности нужен термопресс, рабочая температура — около 190 градусов. Время закрепления — до 90 секунд. Плюс технологии — яркое, объемное и фактурное изображение, минус — истираемость.

      Алюмаджет

      Другое название — металлофото. Это способ получения износоустойчивой надписи или картинки на пластинах из анодированного алюминия. После нанесения рисунок ламинируется или покрывается специальным акриловым лаком.

      Металлографика

      Еще одно название технологии — фотомеханическая печать. Принцип заключается в воздействии специальных чернил на слой оксидной пленки, которой покрыты алюминиевые пластины. Чтобы закрепить рисунок, изделие помещают в химический раствор или наносят защитное покрытие. Плюс металлографики — четкость и яркость изображения в течение 5—7 лет. Причем ни атмосферные явления, ни агрессивные среды никак не влияют на качество картинки.

      Металлографика на информационных табличках

      Алюмамарк

      Технология основана на применении углеродного лазера. Благодаря воздействию высокочастотной энергии металлическая поверхность чернеет, а поверхность остается гладкой. Алюмамарк применяется в изготовлении информационных табличек для наружного размещения, так как рисунок долго сохраняет свою четкость и яркость.

      Тампопечать

      Перенос рисунка происходит с помощью печатной формы и эластичного тампона. Последний окунается в чернила и соприкасается с печатными элементами, создавая изображение на металлической поверхности. Технологию используют в случае сложного рельефа обрабатываемой поверхности. Она справится там, где не подходит шелкография или сублимация. Недостатком тампопечати можно назвать малую рабочую площадь, соответственно — большие изображения не получатся.

      Тампопечать на рельефном циферблате

      Шелкография

      В процессе задействованы специальные краски и трафаретная бумага. Можно использовать обычные разноцветные, металлизированные, флуоресцентные чернила. Недостаток технологии — необходимо, чтобы поверхность была ровной и гладкой, отсюда и ограниченность в плане применения этого способа. Чаще всего это наружная реклама, элементы оформления витрин и интерьеров, шильды для разной продукции.

      Как происходит сублимация по металлу, можно узнать из этого ролика:

      Гравировка на металле своими руками в домашних условиях — инструкция и видео

      О нанесении надписей на металле при помощи специальных красок или лаков говорить не имеет смысла. Кстати, это тоже один из способов гравировки на металлах. Но сколько продержатся на образце такие рисунки, символы, значки? Любым из растворителей они смоются довольно быстро, хотя и из-за банального истирания срок их службы будет небольшим. Существуют более эффективные технологии гравировки металлов, о которых мы и поговорим.

      Только вот все ли они подходят для самостоятельного исполнения, да еще в домашних условиях? Когда о них просто читаешь, все понятно и легко. Но практическая реализация – дело другое.

      Гравировка лазерным лучом

      Такой способ считается самым эффективным, так как позволяет нанести на металл узор (рисунок) любой сложности, «прописать» на нем тончайшие линии, мельчайшие значки. Но с учетом того, что для гравирования образцов по такой методике понадобится дорогостоящее оборудование, она приемлема лишь для тех, кто решил это ремесло сделать своим бизнесом, то есть поставить производство «на поток».

      Вряд ли кто захочет выкладывать кругленькую сумму только ради того, чтобы нанести памятные надписи на пару-тройку чайных ложечек или на лезвие охотничьего ножа. Услуги профессионалов в любой мастерской обойдутся дешевле.

      Гравировка механическая

      С принадлежностями здесь гораздо проще – придется приобрести лишь набор требуемых фрез и сам гравер. Часто для этих целей используется бормашина (кто хоть раз посещал стоматолога, знает, что это такое). Как вариант – нанесение изображений резцами.

      Качество надписей получится высоким, но только при условии – если имеются не просто познания в этой области, но и большой практический опыт. Эта работа требует «острого глаза» и твердой руки. Многие ли из нас могут похвастать своим мастерством? Получается, от задуманного до реально исполненного пройдет довольно много времени, необходимого для приобретения навыков. Кого устраивает такая перспектива? Кроме того, нужно еще уметь и правильно затачивать резцы (штихели), если работа ведется с их помощью.

      Рассмотрим методику эл/химического травления с целью нанесения надписей. Она из категории простейших, и кто занимался хромировкой металлических деталей в домашних условиях, суть схватит сразу.

      Способ гравировки 1

        Стеклянная емкость (по размеру обрабатываемой заготовки). Естественно, не бутыль с узким горлышком, а банка, стакан или ванночка. Источник постоянного напряжения (до 15 В). Он должен давать ток 0,5 А, как минимум. Оптимальный вариант – зарядное устройство для АКБ личного авто. Автор именно его и использовал. Хотя некоторые умельцы для этих целей берут зарядники аккумуляторов бытового инструмента (шуруповерта и так далее), и даже сотовых тлф. Парочка проводов для присоединения и зажимов (например, типа «крокодил»). Любая металлическая заготовка (та же ложка), которая будет играть роль второго электрода. Солевой раствор. Концентрация определяется на «глазок», поэтому общая рекомендация такая: на стакан воды – 2 ложки (чайных). Лак. Он понадобится для окрашивания сегмента металла, на котором планируется нанесение гравировки. В большинстве статей, посвященных эл/химическому способу, есть советы по применению состава для ногтей. Автор, чтобы «не травмировать» жену такой расточительностью, использовал так называемый цапон-лак, который хорошо известен радиолюбителям и эл/монтажникам. Стоит копейки, не дефицит, и легко снимается растворителем.

        Технология гравировки

        Готовится электролит

        Вода заливается в тару, загружается соль в требуемом количестве (в зависимости от объема) и тщательно перемешивается, до окончательного растворения. От этого во многом зависит качество гравировки.

        Готовится деталь (изделие, образец) для нанесения чего-либо

        Размеры надписи или рисунка известны, поэтому определиться с площадью покрытия металла лаком несложно. После того, как слой немного «схватится», прорисовывается требуемый контур. Чем – иголкой, тонким шилом, зубочисткой, отточенной спичкой и тому подобное – решать вам, уважаемый читатель. Как удобнее выполнять работу своими руками, так и делать. Задача – по линиям рисунка «оголить» металл основы, чтобы обеспечить его прямой контакт с электролитом.

        Можно поступить и по-другому. Подождать, пока лак полностью просохнет, и только потом «процарапывать» линии. Но это уже детали, и как лучше, несложно решить самостоятельно.

        Далее электроды помещаются в раствор

        Один обозначен – любая металлическая болванка. Она присоединяется проводом к «–» источника тока. Второй – образец, на который наносится гравировка (к его «+»). Технология похожа на хромирование металла.

        Подача напряжения

        Время технологической операции определяется визуально. Если глубина травления устраивает мастера, то можно зарядное устройство отключить. Обычно для гравировки по такой методике достаточно не более 5 минут.

        Остается вынуть из ванночки металлическое изделие, снять лак, хорошо промыть образец под проточной водой и насухо протереть. Все, гравировка сделана!

        Рисунок, надпись можно сделать и выпуклыми.

        Для этого необходимо наносить лак на предварительно начерченные (фломастером, карандашом) линии (полосы). А весь остальной, «непокрытый» металл подвергнется травлению.

        Способ гравировки 2

        Такая технология гравировки несколько сложнее, но для большей информированности читателя рассмотреть следует и ее. Отличие – в методике нанесения изображения на металл.

        Плюс – возможность выбора любого рисунка (узора) самой витиеватой надписи независимо от личных художественных способностей. Своими руками его воспроизводить не придется.

        Минусы – о них станет понятнее по ходу изложения, так же как и то, что нужно будет приготовить.

        Особенности способа

        Подготовка рисунка (надписи)

        Все, что требуется, несложно найти в интернете и скопировать. Для тех, кто владеет компьютерной графикой – вообще не проблема. Главное, чтобы под рукой был принтер для распечатки.

        Придется делать зеркальное преобразование изображения. Для такой технологии принтер можно использовать только лазерный. Другой тип устройства не подходит. Бумага понадобится не обычная, а тонкая глянцевая. Как вариант – пленка самоклеющаяся. В этом случае заправлять нужно так, чтобы оттиск пришелся на подложку. Можно ее закрепить и на стандартной (офисной) бумаге кусочками этой пленки. Режим «яркость» принтера – на максимум.

        После распечатки изображение аккуратно вырезается.

        Внимание! Работу следует проводить в перчатках, чтобы исключить контакт пальцев с рисунком.

        Подготовка металла

        Он очищается от инородных фракций и обезжиривается.

        Фиксация трафарета на металле

        Чтобы в дальнейшем он не сползал, его желательно закрепить (по краям) липкой лентой.

        Термообработка

        Заключается в проглаживании трафарета утюгом. Сложность в том, что и время, и температуру нагрева придется подбирать экспериментально. Общая рекомендация – не более 2-х минут при максимальном разогреве утюга.

        Охлаждение

        После того, как температура металла опустится до комнатной, трафарет снимается.

        Далее – травление металла. Один из вариантов этой технологии описан выше.

        Остается лишь добавить, что методик гравировки своими руками достаточно много – и с помощью растворов, и без них. Ведь разговор шел о металлах, без указания, каких конкретно – сталь это, латунь или иное. Приведенные выше способы – одни из наиболее распространенных и доступных для реализации своими руками. Как правило, они используются для нанесения гравировки на стальные изделия. Кто захочет освоить буквально все практикующиеся в домашних условиях технологии, без труда найдет соответствующую информацию.

        Травление металла — оригинальная визитка своими руками

        Ели не вдаваться в подробности и выражаться совсем простым языком, то это перенос изображения с бумаги на металл. Еще часто в народе называют гравировкой на металле.

        В данной статье я расскажу о электролизе, как о более интересном быстром и безопасном способе травления.

        Делать все будем своими руками и из подручных материалов и инструментов на примере оригинальной визитки.

        -емкость для травления;

        Все это можно найти у себя дома или в гараже.

        *- в качестве источника питания подойдет и простой блок питания от телефона. При работе с маломощным блоком питания , травление произойдет, но на это потребуется больше времени. И это лучше, чем если у вас будет мощный источник питания, сила тока которого, сможет пробить защитный слой нанесенного тонера и прожжет всю заготовку за считанные минуты (или даже секунды, если речь идет о автомобильном аккумуляторе, например)

        ** — глянцевая бумага покрыта такими составами, которые препятствуют впитыванию тонера в бумагу , что улучшает перенос рисунка. Так же можно обойтись и вовсе без бумаги, если рисунок рисовать непосредственно на металле. Если вы, например, имеете хорошие художественные навыки.

        Для наглядности, разделю статью на маленькие части- главы.

        Глава 1. Рисунок.

        Его вы можете скачать из интернета или же нарисовать сами в фотошопе. Самое главное, чтобы линии рисунка были четкие и однотонные (места с полупрозрачной заливкой будет протравлены вместе с основной частью травления и у нас будет брак!) .

        Тут стоит учесть 2 момента:

        — травиться будет незащищенная часть рисунка (голый металл);

        — рисунок нужно распечатывать зеркально, так как прикладывать к металлу будем лицевой стороной.

        Травление стали

        Под действием электричества ложка покрывается узорами

        Сделайте этот эксперимент дома

        Этот эксперимент входит в набор Электричество vs. Металлы, как и Цинковая роспись. Подпишитесь и получите всё, что понадобится для проведения этого эксперимента дома.

        Реагенты

        Безопасность

      • Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.
      • Проводите эксперимент на подносе.
      • При работе с огнем держите поблизости емкость с водой.
      • Соблюдайте меры предосторожности при работе с кипятком.
      • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
      • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
      • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
      • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
      • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
      • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
      • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
      • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.
      • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
      • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
      • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
      • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
      • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
      • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
      • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
      • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
      • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
      • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
      • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
      • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

      Часто задаваемые вопросы

      Похоже, что-то пошло не так с электрической цепью. В первую очередь, убедитесь что все батарейки правильно вставлены в коннектор в соответствии с их полярностью. Проверьте, все ли провода с крокодилами подключены так, как показано в инструкции, не касается ли черный крокодил металлической частью черенка ложки. Если это не помогает, убедитесь, что батарейки не разряжены. Это можно проверить, вставив их в какой-нибудь другой прибор, или с помощью специального тестера.

      Также обратите внимание, что рисунок в парафине нужно процарапывать насквозь, чтобы было видно металлическую поверхность ложки. Если даже тонкий слой парафина помешает контакту рабочего раствора с металлом, опыт не получится.

      Реакция с металлом идет везде, где с ним соприкасается раствор. Поэтому убедитесь, что вся ложка, погруженная в раствор, кроме рисунка, покрыта парафином.

      Так можно получить ровный и тонкий защитный слой парафина на ложке. На холодной ложке расплавленный парафин быстро бы застыл, и слой получился бы толстым и бугристым.

      Чем толще слой парафина, тем сложнее на нем процарапать аккуратный рисунок, В некоторых местах парафин может даже скалываться.

      Нанесите на эти участки тонкий слой парафина. Сразу же подуйте на ложку, чтобы парафин застыл и вы смогли оценить, хорошо ли он «лег».

      К сожалению, нет. Всё, чего касаются реагенты, нельзя использовать для приготовления или употребления пищи.

      Есть как минимум два способа.

      Можно залить черенок ложки парафином и далее следовать инструкции. Главное, следите, чтобы вся обрабатываемая часть ложки была погружена в раствор.

      Либо можно найти свободное место на уже обработанной части ложки. Или даже специально дополнить рисунок какой-то деталью. Пробуйте!

      Подойдут любые предметы с маркировкой “stainless steel” (нержавеющая сталь, часто «нерж.»). Удобнее рисовать на предметах небольшого размера. Только спросите у взрослых, готовы ли они «пожертвовать» ими ради науки!

      Главное помните: любые предметы, которые были задействованы в эксперименте, нельзя использовать для приема пищи. То есть если сделали рисунок на домашней ложке или вилке, ее лучше хранить только в качестве сувенира.

      Другие эксперименты

      Пошаговая инструкция

      Нам понадобится расплавить парафин.

      Теперь защитим металл, нанеся на него слой расплавленного парафина.

      Остудим ложку, чтобы парафин застыл.

      Приготовим раствор электролита — поваренной соли NaCl.

      Процарапаем парафин до самой ложки, чтобы получился узор. Чтобы опыт получился лучше, не стоит рисовать мелкие детали.

      Подключим положительно заряженный электрод (красный) к ручке ложки.

      Опустим ложку и отрицательно заряженный электрод в раствор и начнем электролиз.

      Чтобы увидеть результат реакции, очистим ложку от парафина. Для этого нагреем его в горячей воде.

      Удалим размягчившийся парафин. Электрохимическая реакция растворила верхний слой металла там, где в парафине был прорисован узор.

      Утилизация

      Твердые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте ее водой.

      Что произошло

      Для чего нужно защищать ложку парафином?

      Парафин изолирует поверхность ложки от среды, в которой проходит реакция. Он не взаимодействует с водой и не пропускает электрический ток. Чтобы расплавленный парафин застывал не так быстро и покрыл ложку ровным слоем, ложку нужно нагреть.

      Что такое электролит и почему он необходим?

      Электролиты — вещества, проводящие электрический ток благодаря распаду на ионы в воде. Как правило, это растворы солей и расплавы. Чистая вода сама по себе не проводит электричество, то есть электролитом не является. Однако примеси разных солей в ее составе проводят ток, пусть и незначительно. Чтобы создать подходящую среду для опыта, необходимо добавить соль NaCl. Тогда в воде соль диссоциирует (или распадается) на ионы Na + и Cl — . Своим активным движением в растворе они поддерживают электропроводность и течение реакции.

      Почему на ложке появляется рисунок?

      Часть ложки, на которой процарапан рисунок, подвергается электролизу. Это реакция разложения вещества в растворе под действием электрического тока.

      Обязательные элементы реакции: источник электрического тока, положительно и отрицательно заряженные электроды и раствор/расплав электролита.

      Особенный проводник электричества — раствор электролита (в нашем случае это соль NaCl). Растворяясь в воде, хлорид натрия диссоциирует (распадается) на ионы Na + и Cl — . За счет движения этих частиц в системе возникает электрический ток.

      Ложка подключена к положительно заряженному электроду и погружена в раствор соли. К ней притягиваются анионы (отрицательно заряженные ионы), и поэтому ложка называется анодом.

      Отрицательный электрод — зажим на конце черного провода — погружен в раствор. Он притягивает положительно заряженные ионы (катионы) и называется катодом.

      Ложка сделана из нержавеющей стали. Этот сплав состоит из железа, углерода и небольшого количества хрома. Сплав, в котором хром составляет хотя бы ? часть, устойчив к коррозии и образованию ржавчины.

      На аноде, то есть на поверхности ложки, атомы железа превращаются в ионы железа, которые переходят в раствор. Иными словами, в местах, где процарапан парафин, железо растворяется. Так и проявляется рисунок.

      Сначала реакция выглядит так:

      В таком виде ионы железа переходят в раствор.

      Как правило, рисунок получается шершавым и несколько неровным. Чем дольше мы пропускаем электрический ток, тем глубже получаются линии. Но если реакция будет идти слишком долго, сталь под парафином начнет растворяться и вне рисунка.

      Можно ли взять ложку из другого металла?

      Электричеством можно протравить практически любой металл, поэтому ложки из серебра, латуни и алюминия тоже подойдут. Но для каждой реакции нужны свои условия.

      К примеру, серебряную ложку нельзя протравить в растворе NaCl. На поверхности сразу образуется плотный слой нерастворимых солей. В качестве раствора электролита подойдёт нитрат натрия NaNO3.

      Рисунок на алюминиевой ложке можно сделать так же, как и на «нержавейке», но процесс займет больше времени. Желательно , чтобы источник тока был в несколько раз мощнее, чем четыре батарейки в 1,5 вольта.

      Латунь — это сплав из цинка и меди. Такую ложку тоже можно протравить электролизом без дополнительных условий.

      Чем сильнее ток, тем быстрее и интенсивнее проходит реакция электролиза.

      Кстати, травление — распространенный художественный прием нанесения рисунка на металл, в том числе на столовые приборы. На старинных ложках и вилках можно заметить узоры, сделанные таким образом. Конечно, вы можете попробовать опыт с другими ложками, но пользоваться ими в быту уже не стоит.

      Это интересно

      Электролиз в промышленности

      В ходе электролиза одни вещества под воздействием электрического тока превращаются в другие. Этот процесс может помочь при решении многих задач в промышленных масштабах.

      Например, обнаружить некоторые металлы в чистом виде довольно непросто. Бoльшая их часть встречается в виде руды — химического соединения металла с какими-нибудь другими элементами. Поэтому, когда нужны чистые железо, алюминий или никель, их соединения приходится «разбирать» на части.

      Обычно для этого добытую руду требуется как минимум расплавить. Часто после этого нужно провести еще ряд физических или химических преобразований. Но некоторые металлы плохо подвержены им, а их руды плавятся при слишком высокой температуре. Вот здесь-то и можно задействовать электролиз!

      Чтобы получить алюминий в промышленных условиях, оксид алюминия Al2O3 растворяют в расплавленном минерале криолите Na3AlF6. Затем через этот расплав проводят электрический ток. В результате выделяется чистый алюминий Al.

      Всего один лишь шаг.

      В природе оксид алюминия Al2O3 встречается в виде кристаллов, где его частицы образуют единую структуру, напоминающую трехмерную сетку. Эта структура называется кристаллической решеткой и для одного и того же вещества может выглядеть по-разному. Частицы здесь как детали конструктора: их можно расположить друг относительно друга и закрепить несколькими способами. Разные расположения частиц в кристаллической решетке обычно называют модификациями.

      Одну из таких модификаций (?-модификацию) очень любят… ювелиры и их клиенты. ?-модификация оксида алюминия Al2O3 представляет собой минерал корунд, который в зависимости от цвета и состава примесей называют рубином или сапфиром.

      С помощью электролиза можно не только добывать металл, но и очищать его от посторонних примесей (веществ, которые не образуют с металлом химических соединений, но вкрапляются в него механически). Если получить из руды медь, она будет «грязной», или, как говорят,«черновой». В такой меди примерно 10 % будут составлять примеси. А вот если провести электролитическое рафинирование, «черновую» медь можно довести до «чистового» вида.

      Подпишитесь на наборы MEL Chemistry и проведите эти опыты у себя дома!

      Читайте так же:

      • Картины с камнями как называется «Живопись из камня»: Флорентийское мозаичное искусство, которым восхищался сам великий Микеланджело Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в […]
      • Правда ли что от судьбы не уйдешь Правда ли, что от судьбы не уйдешь? На месте недавнего крушения аэробуса Air France А 330, летевшего из Бразилии, было найдено 49 тел. Всего погибло 228 человек. Тут трагедия, тут все […]
      • Где как и когда появилась водка Где как и когда появилась водка Водку нередко называют русским национальным напитком. А откуда вообще она взялась на Руси? И кто ее придумал? «Жгучая жидкость» Первые алкогольные […]
      • Интересные факты об истории англии Интересные факты об Англии Достоевский отмечал такую особенность у русских, как талант воспринимать культуру других стран и народов как свою собственную. То есть не просто интерес к теме, […]
      • Белое животное как называется masterok Мастерок.жж.рф Хочу все знать Ну что ? Справитесь ? Называйте как называется это животное с ходу ! А теперь проверим угадали ли вы … Фото 2. Еще в начале XVI века Педро Мартир […]
      • Народы и обычаи сибири Народы и обычаи сибири Главная Новости Наши документы Копилка Поступления Вопрос-ответ Слушаем 20 ноября 2020 года 27 ноября 2020 года 4 декабря 2020 года […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *