Летят журавли интересные факты

Летят журавли интересные факты

И в советские годы, и в наше время было снято немало военных фильмов. Рассказать обо всех в небольшой статье – нет возможности. Но об одном – да. Это фильм Михаила КАЛАТОЗОВА «Летят журавли». Фильм был снят в 1958 году – на сегодняшний день ему уже более полувека, но он до сих пор смотрится на одном дыхании людьми разных поколений.

«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» – чёрно-белый художественный фильм 1957 года, снятый по мотивам пьесы Виктора РОЗОВА «Вечно живые». Кинороман, получивший признание зрителей всего мира и удостоенный множества фестивальных наград /в том числе – «Золотовой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года/, с огромной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война, о верности и предательстве, о нравственных испытаниях, вынести которые не все смогли с честью.

В центре фильма – трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда. Фильм пользовался очень большим успехом во французском прокате – не только из-за пронзительной история любви, положенной в основу сюжета, но и благодаря великолепной технике – как режиссёрской, так и актёрской.

Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны. Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку — белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.

? Виталий ТРОЯНОВСКИЙ, журнал «Киноведческие записки»:

– «Летят журавли», без сомнения, — наиболее внимательно изученный и вместе с тем наиболее неразгаданный из фильмов периода «оттепели». Он кажется чужим в кино второй половины 1950-х. И всё же нам не найти другого фильма, который смог лучше представлять ту кинематографическую эпоху.
Известно об особых свойствах пространства в картине. Постоянные возвращения в одни и те же места и даже точки съёмки /Крымский мост, лестница в доме, где жила Вероника/ делает его принадлежащим не столько внешнему, сколько внутреннему миру героини. В конечном итоге эта интервенция субъективности охватывает все клеточки, все молекулы фильма, переполняя их. Вот почему именно фильму «Летят журавли» удалось с недоступными другим фильмам глубиной и бесстрашием выразить одну из самых заветных «оттепельных» идей, связывающую эту эпоху с другими временами: душа больше мира, ей предназначенного.

? Веронику должна была играть Елена Добронравова. Ассистент Михаила КАЛАТОЗОВА увидел Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец», после чего порекомендовал ее оператору Сергею УРУСЕВСКОМУ, а тот уже режиссеру Калатозову.

? На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод ЛЕЛУШ.

ГОД: 1957
СТРАНА: СССР
ПРОИЗВОДСТВО: «Мосфильм»
ЖАНР: военный фильм, драма, киноповесть, экранизация
РЕЖИССЁР: Михаил Калатозов
В РОЛЯХ: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Екатерина Куприянова
СЛОГАН: «Так много любви – так мало времени»
Возрастное ограничение: 12+

НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ

1958 – МКФ в Каннах /Гран-при «Золотая пальмовая ветвь» — Михаил Калатозов, Первый приз высшей технической комиссии Франции — Сергей Урусевский, Почётный приз за исполнение главной роли – Татьяна Самойлова/
1958 – МКФ в Локарно /Почётный диплом – Михаил Калатозов/
1958 – МКФ в Мехико /Почётный приз – Михаил Калатозов, Диплом международного смотра – Сергей Урусевский/
1959 – ВКФ в Москве /Особый приз – Михаил Калатозов/
1959 – МКФ трудящихся в Чехословакии /Диплом – Михаил Калатозов/
1959 – МКФ в Ванкувере /Почётная грамота – Михаил Калатозов/
1959 – Международный смотр фестивальных фильмов в Мехико /Почётный диплом – Михаил Калатозов/
1958 – Премия Слезника лучшему иностранному фильму, США /Михаил Калатозов/

АВТОР ПРОЕКТА
Елена Анфиногентова, отдел обслуживания
Тел.: (846) 334-23-52

Военное кино

Более полувека назад на советские экраны вышла картина Михаила Калатозова «Летят журавли». Кинолента, повествующая о влюблённых, которых война разлучила навсегда, мгновенно снискала популярность за рубежом, получив в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Однако на родине вся партийная и советская печать отрецензировала «Журавлей» как «идеологически невыдержанный фильм» с неудачной драматургией. И всё же трудно будет найти другую картину, которая смогла бы лучше отобразить кинематографическую эпоху того времени и взглянуть на войну под другим углом.

«Летят журавли» был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. Ведь многие ленты послевоенного времени больше напоминали затянутые театральные представления, лишённые и намёка на искусство монтажа. Субъективная камера Урусевского помогла зрителю ближе разглядеть киногероя, увидеть мир его глазами, уловить, прочувствовать все нюансы его восприятий жизненных ситуаций. Помимо этого съёмки ручной камерой позволили оператору сделать композицию фильма динамичной. Поэтический киноязык дуэта Калатозов–Урусевский произвёл ошеломляющее впечатление. Операторские и режиссёрские решения картины стали хрестоматийными: практически каждый эпизод подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа.


Ещё одной важной составляющей успеха фильма стала актриса Татьяна Самойлова, молодая артистка с очень «противоречивой внешностью» для советского кинематографа. Её лицо не подходило ни под классический тип красавицы, ни под милый типаж жеманной служанки, а в данном случае нужна была совершенно новая история, чтобы выплеснулась скрытая в этом характере духовная сила. Девушку заметил ассистент Калатозова и предложил её кандидатуру Сергею Урусевскому, а тот в свою очередь убедил режиссёра. Впервые советскому зрителю был представлен образ «хорошей плохой героини». Вероника (в исполнении Самойловой) не была идеалом нравственности. Она изменила жениху, ушедшему на фронт, не стремилась демонстрировать всем и каждому мнимую добродетельность, но при этом казалась такой целостной, сильной, настоящей, «словно созданной для испытания на излом». Её внутренний мир настолько потрясал воображение, что зрители поневоле проникались к героине симпатией. В народе её стали называть «советской Бриджит Бордо». В результате, Татьяна Самойлова соединила фильм воедино, стала его центром и средоточием.

Её партнёр по съёмочной площадке Алексей Баталов сыграл роль возлюбленного Вероники – Бориса. Актёр превосходно воплотил образ честного, доброго, «лучистого» человека. Он не просто сыграл одного из миллионов павших героев Великой Отечественной войны – для зрителей, которые мгновенно влюбились в созданный актёром образ, Баталов явился воплощением мужества и благородства, достойным гордости целого народа.

Но, прежде всего, картина «Летят журавли» подкупила зрителей буйством чувств. Трагичностью первой любви, которой суждено было стать вечной, невозможностью соединиться любящим сердцам, которых разделила война. И ещё тем, что надежда на счастье не умирает даже тогда, когда драматический конец уже очевиден.

Именно фильму «Летят журавли» удалось с недосягаемой другим картинам глубиной выразить одну из основных оттепельных идей, связывающую эту эпоху с другими временами: «душа больше мира ей предназначенного».

Интересные факты:

Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Рабочее название картины – «За твою жизнь».

На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.

Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.

Главную героиню – Веронику – изначально должна была играть актриса Елена Добронравова.

О триумфе фильма «Летят журавли» на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР вышла только одна заметка без названия и фотографий, в газете «Известия» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.

«Летят Журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале название фильма было переведено как фр. Quand passent les cigognes (буквально «Когда пролетают аисты»).

«Летят журавли» был одним из самых любимых фильмов Пабло Пикассо.

Картина внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая кассовая из всех, когда-либо получивших Гран-при на Каннском фестивале.

Фестивали и премии:

1958 МКФ в Каннах
Гран-при «Золотая пальмовая ветвь» (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Каннах
Приз высшей технической комиссии Франции (Сергей Урусевский)

1958 МКФ в Локарно
Почётный Диплом (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико
Почётный приз (Михаил Калатозов)

1958 МКФ в Мехико
Диплом международного смотра (Сергей Урусевский)

Критика и триумф. Интересные факты о фильме «Летят журавли»

Сегодня статья будет посвящена интересным фактам об одном из моих любимых советских фильмов — «Летят журавли». Не скажу, что я видела его много раз, но запомнился он очень хорошо.

Отношение к этому фильму у всех разное и зависит, наверное, главным образом от восприятия главной героини. Одни ненавидят Веронику (я их не понимаю), другие сочувствуют и восхищаются игрой Татьяны Самойловой. В любом случае, с тем, что фильм заслуживает внимания, думаю спорить никто не будет. Итак, поехали!

Выбор актрисы на главную роль

Оказывается, изначально на роль Вероники выбрали Елену Добронравову. Её уже практически утвердили, но оператор, увидев Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец», предложил режиссёру попробовать эту ещё никому особо неизвестную актрису.

Надо заметить, что до картины «Летят журавли» дела у Татьяны Самойловой шли не очень. Её отчислили из Щукинского училища. Новых ролей актриса не получала из своего типажа. Девушку считали «слишком тяжёлой для комедии и слишком лёгкой для драмы».

Некоторые сомневались, что она справится. Они считали, что для такой роли Татьяна Самойлова ещё слишком молода — ей было 23 года. Но режиссёр Михаил Калатозов сразу понял, что именно такая девушка ему нужна в роли Вероники. И я думаю, в том, что картина получила такой оглушительный успех, определенно есть и её заслуга.

О работе оператора.

Задумывались ли вы когда-нибудь как снят, например, пробег героя Баталова по лестнице? На тот момент никто так не умел снимать. Этот способ придумал оператор Сергей Урусевский в ходе работы над этим фильмом. Для съёмок построили макет трёхэтажного лестничного колодца. В центре был металлический столб, к которому крепилась операторская люлька. Когда Баталов бежал, люди на тросах поднимали оператора чётко вровень с актёром.

Что касается сцены, когда Борис погибает, то для неё Урусевский придумал круговые операторские рельсы. Этот способ в дальнейшем стал классическим и использовался на многих съёмочных площадках.

В процессе съёмок.

На съёмках картины Татьяна Самойлова заболела туберкулёзом. Но она не прекратила работать и бегала в перерывах на уколы и медицинские процедуры. Были проблемы и у Алексея Баталова. Во время съёмок сцены драки Бориса с солдатом, который отпустил шутку в адрес его девушки, актёр упал лицом на обрубленный куст. Травма была серьёзной, Баталов думал, что его карьера в кино закончена. Однако всё обошлось, рану зашили ювелирно, так что следов не осталось.

Критика и триумф

Как вы наверное знаете, после выхода фильма реакция на него была неоднозначная. На родине создателей картины обвинили в попытке оправдать измену, Хрущёв назвал главную героиню девушкой лёгкого поведения. С другой стороны критики восхищались работой оператора, так как в советском кино такого ещё не было.

За рубежом же картину ждал абсолютный триумф. Молодой режиссёр Клод Лелуш оказался на «Мосфильме» во время съёмок этого фильма. Он был очень впечатлён увиденным и, вернувшись, рассказал директору Каннского фестиваля, что этот фильм надо включить в конкурс. Тот, посмотрев эту картину, решил так и сделать. Но никто и не думал тогда, что советская драма «Летят журавли» получит главный приз — Золотую пальмовую ветвь. До сих пор это единственный отечественный фильм, удостоенный такой награды.

Летят журавли

  • Жанры : Мелодрамы
  • Год создания : 1957
  • Страна : СССР
  • Студия : Мосфильм
  • Продолжительность : 97 мин.

Актёры и команда 11

Фото 28

Видео 5

Драма Михаила Калатозова с Татьяной Самойловой, Алексеем Баталовым, Василием Меркурьевым и Александром Швориным в главных ролях, один из самых известных и популярных советских фильмов о войне, получивший признание не только у нас в стране, но и во всем мире.

Сюжет фильма Летят журавли

Действие фильма «Летят журавли» начинается Москве, в день, когда Гитлер напал на нашу страну.

Всю ночь перед воскресеньем 22 июня 1941 года Борис Бороздин (Алексей Баталов) и его невеста Вероника (Татьяна Самойлова) гуляли по Москве и уже на рассвете, возвращаясь по домам, увидели в небе журавлиный клин.

«Журавлики-кораблики летят под небесами —
И серые, и белые, и с длинными носами,» —

глядя на птиц, вспомнила Вероника детскую считалочку. А наутро молодые люди узнали о том, что началась война.

Через несколько недель после этого, накануне дня рождения Вероники Борису пришла повестка. Как выяснилось, он втайне от всех родных и невесты записался добровольцем на фронт. На сборы оставалось всего несколько часов, и семья Бориса — он сам, его отец Федор Иванович (Василий Меркурьев), бабушка Варвара Капитоновна (Антонина Богданова), сестра Ирина (Светлана Харитонова) и двоюродный брат Марк (Александр Шворин), — едва успели собраться за столом, как Бороздину-младшему пришла пора отправляться на сборный пункт.

Из-за несчастливого стечения обстоятельств Вероника не смогла проститься с любимым: идущая по городским улицам танковая колонна парализовала движение транспорта, и она добралась до вокзала, когда новобранцы уже рассаживались по вагонам. Расстроенной из-за опоздания девушке Варвара Капитоновна передала подарок Бориса — плюшевую белочку с корзинкой конфет. Вместе с игрушкой должна была быть записка, но найти ее так и не смогли.

Вскоре во время бомбежки погибли родители Вероники, и Федор Иванович принял решение оставить осиротевшую подругу сына в своей семье. От Бориса не было писем с самого начала войны, а уже давно влюбленный в Веронику Марк — талантливый пианист, который не отправился на войну, получив «бронь», то и дело предпринимал попытки добиться взаимности от невесты брата. И вот, во время очередного авианалета, подавленная потерей близких и отсутствием вестей от Бориса, напуганная разрывами бомб, Вероника не смогла найти в себе сил устоять под напором Марка.

Тем временем попавшая в окружение часть Бориса с боями пробиралась к своим. Посланный командиром в разведку рядовой Бороздин, вытаскивая раненого товарища из-под вражеского огня, погиб от пули немецкого снайпера.

А в Москве Марк и Вероника объявили родным о своем намерении пожениться.

История создания фильма Летят журавли

В основу сценария картины положена пьеса драматурга Виктора Розова «Вечно живые«, написанная еще в 1944 году, но по идеологическим соображениям пролежавшая «на полке» тринадцать лет до своей первой публикации в 1957 году в журнале «Театр«.

Прочитав историю девушки, которая вышла замуж за брата своего погибшего на фронте жениха, но сохранила прежнюю любовь, режиссер Михаил Калатозов предложил ее автору написать по ней сценарий для фильма, добавив некоторые сцены и адаптировав для кино уже существующий текст.

Нельзя не отметить великолепную работу всех актеров, сыгравших в ленте «Летят журавли» как главных героев, так и персонажей второго плана — Алексея Баталова, Татьяны Самойловой, Василия Меркурьева, Александра Шворина, Кларины Фроловой, Ирины Прейс и других.

О том, как принимала картину каннская публика, Татьяна Самойлова вспоминала:

Интересные факты о фильме Летят журавли

— «Летят журавли» — единственный советский фильм, награжденный «Золотой Пальмовой Ветвью» Каннского фестиваля.
— Рабочее название фильма — «За твою жизнь«.
— Первоначально на роль Вероники была приглашена Елена Добронравова.
— Для показа в фестивальной программе в Каннах название фильма было переведено как «Когда пролетают аисты» (фр. «Quand passent les cigognes»). Это связано с лингвистическим казусом: словосочетание «летят журавли» на сленге означает «проститутки воруют». Чтобы избежать двусмысленности, решено было изменить оригинальное название, подобрав слова, близкие по значению.
Сергею Урусевскому во время работы над картиной «Летят журавли» проявить себя не только как оператору, но и в качестве конструктора: для съемок эпизода гибели Бориса им были придуманы и изготовлены круговые операторские рельсы — ноу-хау, получившее широкое распространение в современном кинематографе.
— После просмотра фильма Никита Сергеевич Хрущев подверг картину резкой критике, со свойственной ему прямотой и непосредственностью назвав героиню Татьяны Самойловой «шлюхой».
Пабло Пикассо (Pablo Picasso) перед демонстрацией в Каннах ленты «Летят журавли» сказал Татьяне Самойловой: «Уверен, после показа Вашей картины Вы станете звездой», а после просмотра фильма назвал его гениальным.
— На съемочной площадке фильма «Летят журавли» ассистентом оператора два дня работал посетивший Москву по турпутевке и случайно оказавшийся на «Мосфильме» молодой француз-кинолюбитель, который некоторое время спустя стал известным кинорежиссером. Звали туриста из Франции Клод Лелуш (Claude Lelouch). Он-то и посоветовал своему приятелю — одному из членов оргкомитета Каннского фестиваля взять в конкурсную программу картину Михаила Калатозова, которую считал шедевром.

Съемочная группа фильма Летят журавли

Режиссер фильма Летят журавли: Михаил Калатозов
Автор сценария фильма Летят журавли: Виктор Розов
В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников, Валентин Зубков, Антонина Богданова, Борис Коковкин, Екатерина Куприянова и другие
Оператор: Сергей Урусевский
Композитор: Моисей Вайнберг

Дата премьеры фильма Летят журавли: 12 октября 1957 года

Календарь «Сплетника»: 7 фактов о фильме «Летят журавли»

Сейчас в разгаре Каннский кинофестиваль. А смотр 1958 года к этому времени уже заканчивался (он проходил со второго по 18 мая). В последний день, по традиции, были объявлены победители. Главный приз получила картина «Летят журавли». Словом, сегодня исполняется 56 лет со дня, когда Золотая пальмовая ветвь досталась этой блестящей ленте. По этому случаю SPLETNIK.RU решил перечислить несколько интересных фактов о картине.

1. Во время съемок ненадолго к команде присоединился молодой ассистент оператора, иностранец, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на «Мосфильм». Это был Клод Лелуш. Есть версия, что жюри Канн обратило внимание на советскую ленту в том числе с его подачи.


Таким был Клод Лелуш на съемках «Летят журавли», впоследствии он стал известнейшим режиссером

2. Изначально на роль Вероники планировалась актриса Елена Добронравова. Но позже ассистент режиссера Михаила Калатозова порекомендовал Татьяну Самойлову оператору Сергею Урусевскому. Тому молодая актриса понравилась, и он рассказал о ней Калатозову.


Татьяна Самойлова в роли Вероники

3. Во время съемок Татьяна Самойлова болела туберкулезом, даже падала в обморок на съемочной площадке — например, когда шла работа над сценой, в которой Вероника вбегает в дом, где погибли ее родители.


Во время съемок исполнительница главной роли была тяжело больна

4. Некоторые сцены ленты предполагали технические нововведения. Сергей Урусевский сконструировал и впервые в истории кино использовал круговые рельсы. Они были ему необходимы, чтобы снять эпизод, в котором погибает Борис (Алексей Баталов).


Алексей Баталов в роли Бориса

5. В СССР власть и критика приняли фильм прохладно. Возможно, на это повлияла и острая реакция Никиты Хрущева на ленту. Он был возмущен сюжетом картины и даже назвал главную героиню «шлюхой». Так что в «Известиях» в заметке о победе ленты на Каннском кинофестивале даже не было упомянуто имя режиссера.


Кадр из фильма «Летят журавли»

6. Во французском прокате фильм «Летят журавли» шел под названием «Когда прилетают аисты». Все дело в том, что буквальный перевод названия на французский язык приобретал второе сленговое значение — фразу можно было перевести как «проститутки воруют». Кстати, рабочим названием картины было «За твою жизнь». Вообще же, пьеса Виктора Розова, которая легла в основу сценария, называется «Вечно живые».


Кадр из фильма «Летят журавли»: Вероника с подарком от Бориса

7. Фильм «Летят журавли» стал единственной советской лентой, получившей Золотую пальмовую ветвь. Кроме того, картина удостоена Особого упоминания Каннского кинофестиваля.


Алексей Баталов и Татьяна Самойлова в ролях Бориса и Вероники

Многие сцены из этого фильма стали хрестоматийными, а сама картина считается культовой не только для советского, но и для всего мирового кино. «Летят журавли» одновременно и психологическая драма, и философская притча. И нет никаких сомнений, что эта картина навсегда останется в истории как одно из сильнейших произведений о войне.


Кадр из фильма «Летят журавли»


«Летят журавли» — один из величайших фильмов о войне — единственная советская картина, удостоенная Золотой пальмовой ветви

Интересные факты о культовом фильме «Летят журавли»

Те, кто хоть раз видел этот чёрно-белый фильм, не оставались к нему равнодушными. Он временами радостный, порой тяжелый, грустный и такой знакомый, даже спустя 56 лет его хочется и нужно пересматривать. В 1958 году он получил «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля. Это, кстати, единственный советский фильм, удостоенный этой чести.

Михаил Калатозов снял картину по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые», изначально фильм снимали под рабочим названием — «За твою жизнь».

Можно сказать, что участие в Каннском фистивале – это счастливая случайность. Дело в том, что во время съемок на площадку случайно попал Клод Лелуш. Это потом он стал известным режиссером, а тогда был кинолюбителем и приехал в Москву вместе с туристической группой. Иностранных гостей привезли на киностудию « Мосфильм » и Клод два дня работал у Калатозова в качестве ассистента оператора. Вернувшись во Францию , он каким-то образом достучался до директора Каннского фестиваля и сказал, что видел фильм, который обязательно надо пригласить на фестиваль. Вскоре отборщик Канн отправился в Москву, и фильм включили в конкурс.

Успех фильма был оглушительным, в кинотеатрах СССР фильм посмотрело больше 28 миллионов зрителей. Татьяна Самойлова и Алексей Баталов стали нашими Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Но мало, кто знает, что фильм также показывали и за границей. К примеру, во Франции его посмотрели больше 5 миллионов человек. А в ГДР он и вовсе вошел в пятерку лидеров проката 58-года (его посмотрели около 3 миллионов немцев).

Изначально играть Веронику должна была Елена Добронравова . Однако и тут вмешался случай: ассистент режиссера увидел Самойлову в фильме «Мексиканец» и рассказал о девушке оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросил Калатозова на нее посмотреть.

Самойлова во время съемок болела туберкулезом, но работала, превозмогая боль.

Почти никто не знал, что Таня, вышедшая замуж за самого красивого студента «Щуки» Василия Ланового, больна туберкулезом. Во время съемок «Журавлей» они работали с 8 утра до 12 ночи, съемки продолжались полгода. Иногда для некоторых эпизодов они приезжали на грим в два ночи, а с четырех утра уже были на площадке. Татьяна скрывала недуг, пока не упала в обморок. Несмотря на мучительную болезнь, она не отказалась от роли. На съемках ей постоянно делали уколы – каждые три часа. Но Татьяна сказала себе, что сыграет Веронику во что бы то ни стало. И не зря. В 23 года она стала «советским достоянием», богиней Канн, вырвавшей желанное «золото» у красавицы Софи Лорен. Ею восторгались Пабло Пикассо и Жерар Филип, а отпечаток ее руки до сих пор украшает вход во Дворец кинофестивалей в Каннах на набережной Круазетт. После фильма она осталась жива, болезнь отступила. Правда, для этого пришлось расстаться с мужем. Опасаясь, что после операции на легких она останется инвалидом, Самойлова предложила Лановому расстаться. И он ушел.

Никита Хрущев не разделил восторгов по поводу вышедшей на экраны картины. Он хлестко и совершенно незаслуженно назвал главную героиню Веронику «шлюхой» за ее босые ноги, длинные развевающиеся волосы и измену любимому.

Оператор Сергей Урусевский для съемки каждого кадра придумал необычные приспособления. Чтобы снять кадры, ставшими классическими, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне построили декорацию лестничного колодца трехэтажной высоты. Внутри стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову .

«Летят журавли»: как снимали «случайный» шедевр

С 1957, когда на экраны вышли «Летят журавли», в советском кинематографе появилась новая точка отсчета. Никто и никогда до них не говорил о войне таким языком…

В судьбе картины «Летят журавли» много совпадений. И начались они с того, что в руки режиссера Михаила Калатозова случайно попали гранки журнала «Театр» с пьесой Виктора Розова «Вечно живые». Уже на следующий день режиссер стоял в дверях коммунальной квартиры, где жил драматург. Розова вид незнакомца удивил: хорошо и дорого одет — раньше такие гости сюда не заглядывали. «Может, ошибся», — подумал он. Однако Калатозов быстро объяснил, что пришел именно к нему. Мол, пьеса произвела такое впечатление, что он хотел бы предложить автору сделать по ней сценарий. «Я немедленно согласился, — вспоминал Розов. — Но поскольку никогда не писал сценарии, признался, что не знаю, как это делается…» Помочь начинающему сценаристу справиться с кинематографическим языком взялся Калатозов и постепенно взятая за основу пьеса изменялась, в ней появлялись новые сюжеты. Кстати, «значительные изменения первоначального замысла» были непременным условием киностудии, взявшейся за производство картины. Так появилась и утренняя прогулка влюбленных Бориса и Вероники; и сцена, как Вероника бежит проводить любимого; и смерть Бориса; и попытка самоубийства Вероники и спасенный ею мальчик. «Я написал все реплики, которые говорятся, печенье, которое бросают под ноги, решетку, через которую смотрит Вероника… — вспоминал Розов. — Потом выдумал, что перед смертью герой представляет свою свадьбу».

Работой сценариста на «Мосфильме» оказались довольны, однако при обсуждении члены худсовета рекомендовали внести коррективы. Особенно полезными оказались слова руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева. Предполагалось, что картина начнется со сцены, как москвичи разных возрастов — пары молодых влюбленных, пожилые супруги — едут в машине. Эдакая картина всеобщей любви, счастья. Но директору студии показалось, что это «случайное начало», и поскольку все эти люди потом не «втянуты» в историю, лучше их вообще убрать. На этом обсуждении Пырьев и посоветовал Калатозову начать картину так: «Было бы правильнее, если бы в предрассветный час вы экспонировали ваших героев в какой угодно сцене, и мы почувствовали бы, как эти люди были счастливы, как была сильна их любовь…»

И в июле 1956 года сценарный отдел «Мосфильма» дал заключение по литературному сценарию Розова, позволявшее запустить картину в производство. Правда, там отмечалась спорность сцены, «в которой Марк овладевает Вероникой… Зрителю будет трудно простить Веронике ее ошибку, так как она оказалась здесь не просто слабой женщиной, но и изменила своему патриотическому чувству…». Эти слова оказались пророческими: когда фильм «Летят журавли» вышел на экраны, некоторые зрители ругали Веронику. А Никита Хрущев был настолько возмущен ее предательством, что обозвал ее девушкой легкого поведения…

«Моя Вероничка… — говорила о своей героине Татьяна Самойлова. — Более трагичного существа я не знала. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…» Только изначально «наполнять» Веронику должна была другая актриса — Елена Добронравова. Однако и тут вмешался случай: ассистент режиссера увидел Самойлову в фильме «Мексиканец» и указал на девушку оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросил Калатозова на нее посмотреть. «Я была худенькая, великолепно двигалась, — вспоминала актриса. — Пробы длились два часа, режиссеру все понравилось…» Не слишком радовался только Виктор Розов, которому казалось, что юной актрисе не удастся передать сложный образ его героини. И лишь спустя месяцы, посмотрев фильм, признался Самойловой: «А вы меня победили…» В роли Бориса Калатозов сразу увидел Алексея Баталова. Как рассказывает актер: «До проб я не был знаком с режиссером. И твердо знаю, что в этот фильм меня утвердили, потому что утвердили Таню. В пару ей искали человека, который будет органичен рядом с ней. »

Но, пожалуй, главной парой картины «Летят журавли» (точнее, в 1956 году, когда началось производство ленты, она шла под другим названием — «За твою жизнь») были режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский. «Калатозов начинал как оператор, он видел какие-то вещи, которые нормальный режиссер мог и не увидеть, — рассказывает Баталов. — И хорошо понимал Урусевского». Актер вспоминает случай, когда должен был сниматься проход Бориса и Вероники у парка имени Горького. По замыслу создателей, он стал бы кульминацией всей прогулки, потому что героиня Самойловой как бы восходила в небо по цепи моста. Эпизод должен был сниматься в строгом режиме рассвета, поэтому Баталов и Самойлова приезжали на грим к двум ночи, а с полчетвертого уже были на площадке. Соответственно такому расписанию выезжали на место осветители с аппаратурой, звуковики, операторская машина, режиссерская группа. Вызывалось оцепление, как-никак это правительственная трасса. И все терпеливо ждали тех мгновений, когда небо будет освещено так, как того требует режиссерско-операторский замысел. Калатозов и Урусевский стояли ото всех в стороне, что-то обсуждали, а потом кто-нибудь из них объявлял, что съемки не будет — не тот режим. И все разъезжались по домам. Назавтра ситуация повторялась: приезжали и ждали. И снова Калатозов говорил: «Сегодня неудачное небо…» Уже были истрачены все полагающиеся для съемки эпизода деньги, затянуты сроки, перепутаны графики дальнейшей работы, а Урусевский ни разу не включил аппарат. В результате эту сцену так и не сняли: лучше никак, чем абы как. И сколько еще таких моментов было! В конце концов на студии стали ругать Калатозова, мол, его группа отстающая, срывает все графики, и даже лишили группу премий. Но никто из работавших над картиной не сетовал. «Потому что работали одни фанатики», — признавался режиссер.

И главным был, конечно, Урусевский, который для съемки каждого кадра выдумал необычные приспособления. Чтобы снять ставшими классическими кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне была построена декорация лестничного колодца трехэтажной высоты, внутри которой стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову… Чтобы снять панораму прохода разведчиков, Урусевский часами в промокшем ватнике и огромных солдатских сапогах лежал на листе кровельного железа, на котором его с камерой таскали по липкой грязи. А в сцене смерти Бориса оператора, скорчившегося на маленькой самодельной тележке, катали по болотной жиже вокруг стволов промокших берез.

Наблюдая за такой самоотверженной работой оператора, не жаловались на свои тяготы и актеры. Татьяна Самойлова до последнего момента скрывала, что тяжело заболела — у актрисы начался туберкулез. Знал о ее секрете только Баталов. Но во время съемки эпизода, когда она взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, актриса от слабости упала в обморок. Несмотря на протесты режиссера, уже на следующий день Самойлова была снова на площадке. «Тане продували легкие и через каждые три часа делали уколы…» — вспоминал Баталов. Кстати, и ему съемки фронтовых эпизодов стоили здоровья. Снималась дубль за дублем сцена, в которой Борис в ответ на скабрезную шутку в адрес любимой так сильно бьет солдата, что тот падает. И в один из дублей партнер потянул Баталова за собой — «Борис» упал лицом в воду, где торчали обрубленные ветки кустов, и одна из них разодрала ему лицо. «Очнулся, а вместо лица месиво грязи, грима и крови. » — вспоминал он. Артиста отвезли в ближайшую больницу. «Пока главный врач зашивал мой разорванный нос и другие дырки, я думал о том, что с кино закончено», — рассказывал актер. Однако операция прошла настолько удачно, что от той травмы не осталось и следа.

СЧАСТЛИВЫ И ЗАРЕВАНЫ

Уже на первом показе для художественного совета, состоявшемся на «Мосфильме» в конце августа 1957 года, стало понятно: «Летят журавли» ждет большая судьба. Все члены худсовета говорили о фильме только восторженные слова. Лауреат двух сталинских премий режиссер Григорий Рошаль признался: «Это огромная удача… Мы все были счастливы и зареваны». «Мне кажется, что картина не просто хорошая, не просто великолепная, а я просто считаю ее поразительной», — говорил режиссер Сергей Юткевич. Но еще больше лестных слов в адрес съемочной группы сказал Михаил Ромм: «Картина мне понравилась, хотя это не то слово. Это не только лучшая картина Калатозова, по-моему, это и гордость нашей студии… Выходишь после этой картины каким-то помолодевшим… Это кинематограф, о котором мы часто мечтаем…» При этом Ромм сделал замечание, несколько изменившее «Летят журавли»: по его настоянию из картины была вырезана одна из финальных сцен — лекция в медицинской ­аудитории. Она показалась члену худсовета слишком нравоучительной и «недостойной соседства с блистательным общим концом картины». Калатозов с мастером согласился. На том же худсовете все в один голос расхваливали достоинства юной Самойловой. «Очень хорошо работают актеры, особенно девушка Самойлова, — не удержался Ромм. — В ней есть какая-то великолепная актерская загадка». А Сергей Юткевич вообще оказался первым прорицателем ее успеха: «Самойлова — это явление поразительное. Я ей предсказываю мировую славу».

Но вот была бы эта мировая слава, если бы опять не роль случая? 20-летний француз Клод Лелуш, начинающий оператор-документалист, из чистого любопытства попал на «Мосфильм» и оказался на съемочной площадке Калатозова. В тот день снималась сцена с лестницей, свадьба молодоженов. Юноша наблюдал за происходящим два часа и был настолько потрясен увиденным, что в тот же момент решил стать кинорежиссером. И в этой мысли его утвердило знакомство с самим Калатозовым. «Между нами возникла симпатия, настолько, что он повел меня смотреть отснятый накануне материал, и я увидел 25 минут фильма, — вспоминал Лелуш. — Я никогда не видел кадров, которые бы так тронули меня». Вернувшись в Париж, он позвонил совершенно незнакомому человеку — директору Каннского фестиваля — и сказал, что видел великолепный фильм, который необходимо пригласить на фестиваль. Очень скоро отборщик Канна отправился в Москву, и «Летят журавли» включили в конкурс.

Что было дальше? Гран-при «Золотая пальмовая ветвь», мировая известность Татьяны Самойловой. Еще два года после того, как прошла международная премьера картины, в Госкино присылали депеши из Америки, Англии, Франции с просьбой отпустить актрису сниматься в западном кино. Но советские чиновники свою актрису «берегли» и придумывали за нее отказы: мол, болеет, мол, занята. Возможно, если бы не это обстоятельство, Самойлова еще не раз оказалась бы главной звездой Канна…

Читайте так же:

  • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
  • Гироскоп в телефоне как устроен Что такое гироскоп и для чего используется в смартфонах Современные смартфоны и планшеты напичканы всевозможными датчиками, задача которых облегчить жизнь пользователя и предоставить новые […]
  • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
  • Как лилии по другому называются Как лилии по другому называются Главная Вопросы и ответы Почему? Зачем? Как? Для чего? Лилия – символ непорочной, нежной красоты и чистой любви. Именно потому название цветка стало […]
  • Удлинитель для компьютера как называется Как правильно называется пилот для компьютера Сетевой фильтр Как устроены и работают сетевые фильтры? В бытовой домашней электросети, которая приходит в наши квартиры, имеется большое […]
  • Как называется мебель для ванной комнаты Мебель в ванную комнату - виды и материалы Мебель для ванной комнаты часто находится в условиях, близким к экстремальным: повышенная температура и влажность, воздействие агрессивных моющих […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *