Иконы интересные факты

Иконы Богородицы: интересные факты

Сегодня, 6 июля, празднуется Владимирская икона Божией Матери. Задумывались ли вы когда-нибудь, как выглядела Дева Мария и сколько ей было лет, когда она родила Христа? А какие самые древние изображения Марии? И чем вообще отличаются иконы Богородицы? Ведь их так много, и все они разные! Правда ли евангелист Лука был также иконописцем и какие иконы Богоматери написал?

Предлагаем вам прочитать отрывок из книги протоиерея Георгия Фаста «Богородица. Мать. Дева. Заступница» , в котором раскрываются тайны иконографии Богородицы.

Поговорим об иконографии Божией Матери. Многие уверены в том, что первые изображения Богородицы принадлежат кисти апостола и евангелиста Луки. Известно, что он написал образ Божией Матери на доске, служившей Святому Семейству столешницей. Причем апостолу приписывается авторство весьма внушительного списка икон с изображением Девы Марии.

В России показывают десять таких образов, на Западе (включая Афон) — двадцать один, причем только в Риме — восемь! В нашей стране из икон, якобы написанных евангелистом, наиболее известны Владимирская и Смоленская. Но действительно ли Луке принадлежит авторство всего этого богатейшего иконографического наследия?

Боровиковский В.Л. Евангелист Лука.
1804-1809. Русский музей

Во-первых, не существует достоверных свидетельств на этот счет, относящихся к I—IV векам. Во-вторых, VII Вселенский Собор, созванный в 787 году, утверждая догмат об иконопочитании, ни разу не упоминает об иконах Божией Матери, написанных евангелистом Лукой. Хотя в это же самое время отдельные авторы, например святой Андрей Критский, Герман Константинопольский и другие, уже сообщают о таких образах. Но это лишь мнение отдельных христиан, Собор же на них не сослался, даже несмотря на то, что такая ссылка способствовала бы утверждению иконопочитания.

Церковные исследователи и археологи утверждают, что ни одна изо всех дошедших до нас икон, приписываемых евангелисту Луке, не сохранилась в первоначальном виде. Это позднейшее византийское (и, кстати, не только византийское) творчество, поскольку восьми образам, хранящимся в Риме, присущи характерные черты именно западной иконографии. Конечно, все эти иконы могли неоднократно переписываться и поновляться.

Я думаю, мы имеем право, нисколько не погрешив против своей веры, согласиться с искусствоведами в том, что Владимирская икона должна датироваться приблизительно XI веком, причем написана она была именно в том виде, в каком и дошла до нас.

Иконописцы, бравшие за основу творчество евангелиста Луки, вполне могли что-то дополнить и «исправить»; добавить то, о чем апостол умолчал, убрать «лишнее» и приписать авторство Луке. Именно таким образом появились несколько десятков икон, приписываемых кисти евангелиста, но,

как сказал преподобный Серафим Саровский, «все, что Церковь облобызала, то мы и принимаем». Сочетая рациональную критику и сердечную, детскую веру, мы вполне можем считать апостола Луку первым иконописцем, изобразившим Божию Матерь, и при этом оставаться в согласии со строгим научным подходом.

«Мы не знаем лица Девы Марии, — писал Блаженный Августин, — от Которой безмужно, нетленно, чудесным образом родился Христос. Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя Которой Мария. Но такое ли лицо было у Девы Марии, Которую представляем в уме? Когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру, что, может быть, Она имела такое лицо, может быть, не такое». А у Никифора Каллиста приводится точнейшее описание Божией Матери, которое перешло в наши «Жития святых» святого Димитрия Ростовского.

Никифор Каллист пишет: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько выше среднего, волоса — златовидные, глаза — быстрые, зрачками как бы цветом масляные, брови — дугообразные и умеренно черные, нос — продолговатый, губы — цветущие, исполненные сладких речей, лицо — не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы — длинные». Все эти детали впоследствии были в точности воспроизведены в византийской, а позже и в русской иконографии.

Самыми древними дошедшими до нас христианскими изображениями являются изображения катакомбные. Их можно увидеть на стенах погребальных пещер под Римом, где ранние христиане проводили свои богослужения. Встречаются и образы женщин.

Вполне возможно, что среди них есть и изображения Девы Марии. Причем на некоторых начертано имя Мария, а на других — Мара. Известны и образы, на которых запечатлен младенец, хотя утверждать, что перед нами изображения Богородицы, мы не вправе. Возможно, это Елисавета с Иоанном Крестителем, возможно — Сарра с Исааком, а может быть, Анна с Самуилом.

Встречается образ стоящей и молящейся женщины с воздетыми руками, называющийся Оранта (от латинского слова «orans» — «молящаяся»). Другое изображение, любимое ранними христианами, — образ Доброго Пастыря, рядом с Которым стоит женщина. Так как надписи нет, возникает вопрос: кто она? Возможно, Мария Магдалина, но более вероятно, что Дева Мария.

До нашего времени дошли донышки кувшинов того времени с женскими ликами. Археологи предполагают, что они также могли быть Богородичными. Наиболее достоверно трактуются иллюстрации к евангельским сюжетам. Один из самых распространенных — поклонение волхвов. Рядом с ними, без сомнения, изображена Дева Мария. Сохранилась и греческая надпись «????? ????» — «Матерь Божия».


Владимирская Божья Матерь

До нашего времени сохранились две фрески. Одну из них можно увидеть в усыпальнице Прискиллы. На ней изображена сидящая женщина с младенцем. Рядом с ними стоит мужчина. Тип письма все еще остается античным — это еще не собственно христианская живопись, живописью это не назовешь.

Археологи высказывают различные гипотезы по поводу того, кем мог быть изображенный мужчина. Возможно, это Иосиф, не исключено, что один из волхвов, а некоторые видят в нем пророка Исаию, сказавшего: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1: 23). Эта фреска датируется II веком. Другое изображение находится в усыпальнице святой Агнессы. Здесь Божия Матерь изображена с молитвенно простертыми руками — Оранта. Позже этот образ перешел в Византию и лег в основу иконы Знамения Божией Матери.

Интересно, что уже в то время появляются образы Богоматери без Младенца. Она представляется не только как Дева, родившая Христа, но и как Молитвенница за род христианский. Усыпальница святой Агнессы относится уже к иной эпохе, к эпохе Константина Великого. Здесь чувствуется византийский стиль. Позже, в IV веке, появляются изображения, трактующие самые разные евангельские сюжеты. Божия Матерь на них уже вполне идентифицируется. Так начинается собственно Богородичная иконография.

Существует три типа икон Божией Матери, причем, согласно Преданию, сам апостол Лука заложил их основы. Оранта — это, как правило, образы, на которых Дева Мария изображена в полный рост и изначально пребывает в одиночестве. Лишь позже возникает изображение Предвечного Младенца на месте утробы Материнской.

Второй образ — Умиление, по-гречески Елеуса (???????). Ярчайший образец этого типа — Владимирская икона Божией Матери. Здесь Младенец прильнул к щеке Девы Марии, ликом и ручонками устремлен к Матери, а Мать всем Своим существом устремлена к Младенцу. Это — тайна Божественного Воплощения, тайна любви, которую воспел Амвросий Медиоланский текстами Песни Песней Соломоновой, где жених — это образ Христа, а Суламифь — образ Пречистой Девы.

Третий образ — это Одигитрия (??????????), что в переводе на русский язык означает «Путеводительница». Здесь Младенец тоже покоится на руках у Матери, но и Дева Мария, и Спаситель встречаются с нами взглядами. Наиболее распространенная икона этого типа — образ Казанской Божией Матери. Богородица смотрит на нас и указывает нам на Христа, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6). Образ Младенца несколько «недетский», но и «взрослым» назвать его трудно. Скорее, он вечен.

Святая Дева тоже выглядит старше Своих лет, ведь, согласно Преданию, Она родила Иисуса примерно в пятнадцать лет. Это вполне соответствует традициям южных народов, у которых браки заключались намного раньше, нежели у северян.

Юноши там женились в четырнадцать-пятнадцать лет, а девушки выходили замуж в десять-одиннадцать. А на иконах (например, Смоленской Божией Матери) Богородица приобретает некоторую «суровость», становясь намного взрослее. Это уже богословское осмысление. Иконописец ставит перед собой задачу не показать цветущую пятнадцатилетнюю девушку, ставшую матерью, а изобразить Матерь Божию.

Практически все многочисленные иконы Божией Матери, которых насчитывается около семисот, так или иначе относятся к одному из этих трех типов: Оранта, Елеуса и Одигитрия — Молящаяся, Умиление и Путеводительница.

Больше интересных и важных для осмысления образа Божией Матери фактов вы найдете в книге протоиерея Георгия Фаста «Богородица. Мать. Дева. Заступница»

Интересные факты об Иконе Божией Матери Владимирской


Владимирская Богородица. прп. Андрей Рублев

димирская икона Божией Матери — один из самых известных и чтимых в православии образов. По преданию, его создал евангелист Лука на доске от стола, за которым обедали Христос с Пречистой Матерью и праведным Иосифом, а ученые датируют икону XI-XII веком.

В 30-х годах XII века константинопольский патриарх Лука Хрисоверг преподнес икону в дар князю Юрию Долгорукому, который поместил ее в женском Богородичном монастыре Вышгорода недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир, с тех пор ее стали называть Владимирской. В 1395 году во время нашествия хана Тамерлана икона была перенесена с крестным ходом в Москву для всенародного моления, после этого Тамерлан развернул войско и оставил пределы Руси.

В дальнейшем святой образ неоднократно помогал Москве отражать нападения неприятеля. Эта икона почитается как защитница столицы от военных нашествий.

Интересные факты об Иконе Божией Матери Владимирской

В 1185 году владимирский Успенский собор, где долгое время хранилась икона, охватил сильный пожар, но икона чудом не пострадала. Также она осталась невредимой после разорения города ханом Батыем в 1237 году

По преданию, во время крестного хода, сопровождавшего перенесение иконы из Владимира в Москву, хану Тамерлану было видение во сне, заставившее его отступить: сама Богородица велела хану уйти за пределы Руси. В честь избавления от нашествия Тамерлана было установлено празднование 26 августа (8 сентября)

Два других дня почитания иконы Владимирской Божией Матери установлены в честь избавления от нашествия войск хана Ахмата в 1480 году (празднуется 23 июня / 6 июля) и хана Махмет-Гирея в 1521 году (празднуется 21 мая / 3 июня)

Образ Владимирской Божией Матери относится к иконографическому типу «Умиление», однако у нее есть особенность, отличающая ее от других икон этого типа: левая ножка Младенца согнута таким образом, что видна подошва ступни — «пяточка»

На обратной стороне иконы тоже есть изображение — этимасия, или престол, на котором Христос будет сидеть во время Второго пришествия. Есть версия, что икона изначально была двусторонней

Иконы с секретом

Наверное, многие слышали о чудотворных плачущих и кровоточащих иконах. Существует немало преданий об их чудесном обретении и обновлении. Но встречаются иконы, что обладают очень странными свойствами. Иногда это дело человеческих рук, а порой объяснить «аномалию» весьма сложно.

Тайный ад

В различных исторических источниках упоминаются адописные иконы. Они стали появляться на Руси в эпоху Средневековья. От обычных эти иконы отличались тем, что имели два слоя. Под каноническими образами Иисуса, ангелов и святых угодников скрывались изображения дьявола, чертей и сценок ада.

Как правило, иконописцы (тогда их называли богомазами) сначала наносили на основу грунт, рисовали картины ада, ждали, когда краска как следует высохнет, и вновь производили грунтовку. Поверх нее наносились традиционные христианские сюжеты. В некоторых случаях художник просто пририсовывал кому-нибудь из христианских персонажей рога или хвост и клал сверху на эту деталь слой краски, делая ее незаметной для глаз.

Впервые о такой иконе упоминается в житии Василия Блаженного, являющемся литературным памятником XVI века. Там описана следующая ситуация. Однажды у городских ворот выставили на всеобщее обозрение образ Богоматери. К нему выстроились толпы богомольцев. Однако Василий Блаженный, подойдя к иконе, не стал возносить ей молитвы, а бросил в образ камнем. Когда его спросили, почему он так поступил, юродивый ответил, что под верхним слоем краски скрыто изображение черта. Действительно, когда сняли краску, под ней оказался образ черта.

Если кто-то молился на такую икону, получалось, что он поклоняется не только Христу, но и дьяволу. Считалось, что такие иконы активно используются в черной магии.

Но по чьей же инициативе создавались подобные образы? По одной из версий, писать и распространять их могли старообрядцы, которые отказались принять петровскую реформу и стремились подорвать «новую» веда связанную с греческими канонами. По другой версии, это могли делать поклонники ереси жидовствующих. Последние выступали против официальной религии, считая, что иконописные изображения являются, по сути, идолами, следовательно, поклонение им — идолопоклонничество. А это противоречит библейской заповеди: не делай себе кумира. Адописные иконы, по замыслу еретиков, должны были искоренить поклонение идолам.

Существовала и третья версия, согласно которой маги, староверы и еретики тут были ни при чем. Все дело было в мошеннических схемах, придуманных бродячими торговцами-коробейниками, которых в ту пору называли офенями. Они торговали в том числе и иконами. Если кто-то совершал покупку, вскоре после ухода продавца к нему подходил другой коробейник и предлагал проверить икону. После того как обнаруживался скрытый слой с «адскими» рисунками, покупатель, понятное дело, старался избавиться от «дьявольского» образа, и тот вновь оказывался в руках торговцев, а денег лоху никто, конечно, не возвращал.

Святые и НЛО

Энтузиасты обращают внимание на то, что на некоторых старинных иконах и полотнах на религиозную тематику запечатлены образы, напоминающие современные описания неопознанных летающих объектов.

Так, в монастыре Высокие Деча-ны в Косове можно увидеть фреску «Распятие» 1350 года. В верхних правом и левом углах фрески находятся странные объекты сферической формы. Никаких воздушных шаров тогда еще не существовало.

Во флорентийском Палаццо Век-кьо находится картина известного художника XV столетия Доменико Гирландайо «Мадонна со святым Джованнино». Над плечом Богоматери виден объект, напоминающий индийскую виману или летающую тарелку. На нее внимательно смотрят находящийся поодаль мужчина и пес, сидящий у его ног.

В базилике Нотр-Дам французского города Бон висит гобелен, который называют «Магнификат» (от Magnificat anima mea Dominum — фразы на латыни, открывающей евангельское славословие Девы Марии). Сюжет изображает жизнь Богородицы, а на заднем плане виден предмет, похожий, опять же, на «классическую» летающую тарелку.

В Лондонской национальной галерее находится картина «Благовещение со Святым Эмидием», написанная в 1486 году венецианским живописцем Карло Кривелли. Полотно предназначалось для алтаря францисканской церкви Благовещения в городе Асколи-Пичено, покровителем которого считался святой Эмидий. От Святого Духа на картине отходит луч в сторону головы Девы Марии.

В церкви Сан-Лоренцо в Сан-Пьетро (Италия) имеется картина «Прославление евхаристии» работы художника Бонавен-туры Салимбени, написанная в 1600 году. На ней присутствует объект, от которого отходят антенны, как от спутника.

В кембриджском Музее Фицуильяма выставлено полотно голландского живописца Арента де Гелде-ра «Крещение Христа», написанное в 1710 году.

На картине в небе завис загадочный дискообразный объект, испускающий лучи в сторону Иоанна Крестителя и коленопреклоненного Христа.

Возможно, НЛО в далеком прошлом, когда люди верили в различные чудеса, не рассматривали как нечто из ряда вон выходящее. А пришельцев могли принимать за ангелов и святых. Все это прекрасно вписывалось в религиозные сюжеты.

Живая Богоматерь Гваделупская

Пару лет назад ученые НАСА исследовали образ Божией Матери из Гваделупы, по многочисленным свидетельствам, обладающий необычными свойствами. Икона признана Римско-католической церковью нерукотворной, первое упоминание о ней относится к 1649 году. Оно содержится в записях Луиса Лассо де ла Вега. Он утверждает, что образ был написан в 1531 году. Приблизительно в это же время в Мексике был построен храм в честь Марии Гваделупской.

В начале XX века храм попытались взорвать, заложив бомбу с большим радиусом действия. Все вокруг оказалось разрушено, но икона осталась неповрежденной.

Об этой иконе говорят, что она является «живой». Ее поверхность теплая, кажется, что она пульсирует. Это и стало поводом для научного исследования.

Эксперты выяснили, что температура иконы составляет 36,6 градуса по Цельсию, то есть соответствует нормальной температуре человеческого тела. А прослушивание при помощи стетоскопа показало, что внутри образа действительно бьется пульс со скоростью 115 ударов в минуту. С такой частотой бьется сердце плода в материнской утробе.

Еще одной загадкой оказался состав красок, которыми написана икона. Его так и не удалось идентифицировать. Не было выявлено ни одной краски растительного, минерального или животного происхождения. Похоже, что образ создавался вовсе не на Земле! Вот откуда, видимо, легенда о его нерукотворности.

Исследователи обратили внимание и на детали изображения. Так, руки Богоматери имеют разный оттенок: одна из них светлее другой. Ученые высказали предположение, что это указывает на единство человеческих рас. Крест на шее Девы Марии не является полностью каноническим: возможно, это символ внедрения христианства в культуру индейцев-ацтеков — коренных жителей Мексики.

Также специалисты провели офтальмологический анализ глаз Богородицы. Оказалось, что зрачки уменьшалась, когда к ним приближали свет, и увеличивались, когда свет убирали. То есть глаза нарисованной Мадонны реагировали на свет точно так же, как у живого человека.

Интересные факты о мерных и семейных иконах

Интересные факты о мерных и семейных иконах

Традиция писать фамильные иконы берет свое начало в средневековой Руси 16 века, именно в это время в великокняжеских и знатных родах появляется мода на написание, так называемых, мерных (княжеских) и семейных икон. Ученые до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о возникновении подобной традиции. В 21 веке тенденция на некогда забытую фамильную иконопись возрождена с необыкновенной силой (в 2006 году написано 50 тысяч мерных икон). Похожий повышенный всплеск интереса наблюдался в России в дореволюционное время.

К 21 веку благочестивая традиция обретает массовый характер и становится доступной широкому социальному кругу людей: к примеру, если раньше мерная и семейная икона считались прерогативой исключительно Рюриковичей и Романовых, то в наше время, любой православный христианин может благословить свой род святой иконой. Вот некоторые интересные факты из истории появления фамильной иконописи:

  • Мерные (княжеские) иконы
  • Таинственное появление на Руси мерной иконы имеет определенную дату, если быть точнее — рождение на свет второго сына Ивана Грозного, царевича Ивана Ивановича. Были ли до появления царевича мерные иконы, ученые доказать пока не могут. Первая мерная икона была написана на 8 день от рождения царственного младенца. Для этого крошечного Ивана Ивановича замерили специальной мерной соломинкой, после чего цифра роста младенца легла в основу размера иконы его святого покровителя — Иоанна Лествечника. С тех пор мерные иконы всегда делались по точному размеру новорожденного, и на них изображался Святой Покровитель ребенка, над которым традиционно писалась Святая Троица. Важно было изобразить святого в полный рост. Считалось, что такая икона имеет особенную связь с человеком, для которого она создавалась. Царская семья верила, что икона будет оберегать младенца не только при жизни, но и даже после его смерти. Цари и монархи не сомневались, что высокочтимый Святой Покровитель, написанный на мерной иконе, не оставит свое чадо по издыханию и доведет его душу до престола Божия. Интересным фактом является то, что лишь 4 поколения царственных детей из Рюрико-Романовских фамилий имели свои мерные иконы. Последней стала царевна Софья Алексеевна в 1657 году. После нее по необъяснимым обстоятельствам традиция сходит на нет, и только через сто лет, при рождении Петра Великого, вновь пишется икона апостола Петра (ныне считается утерянной). Последней известной нам царской мерной иконой является образ, написанный в 1754 году для царевича Павла. После этого, в монархической семье традиция безвозвратно угасает, но в это же время, она выходит за границы исключительно царской прерогативы и становится разрешенной для многих знатных дворянских семейств того времени. Вплоть до октябрьской революции мерные иконы в больших количествах пишутся для богатых родов.

    В настоящее время мы вновь переживаем пик популярности мерной иконы. Многие новоиспеченные родители и их близкие, стараются подарить рожденному ребенку уникальную фамильную ценность. Помимо изображения самого Святого Покровителя и Святой Троицы, с 19 века стало актуально вписывать по краям иконы особо почитаемых святых всей семьи.

    • Семейная икона

    Возникновение семейной иконы так же восходит в глубь веков (около 1600 года) и начинается со знатных и богатых российских семейств. В царских семьях подобные иконы обычно писались ко дню венчания царственных особ, например, патрональная икона царя Феодора и царицы Агафьи (1680)

    , или более ранняя икона, написанная ко дню бракосочетания царя Алексия Михайловича и царицы Марии (1648).

    Главный духовный посыл семейных икон в преемственности молитвы за свой род из поколения в поколение. Подобными иконами благословлялись главные события в жизни людей: венчание, знаменитые годовщины, большие церковные праздники, именины. На семейной иконе принято изображать тезоименитых святых, покровителей рода. Как правило, святые пишутся стоящими у престола Господа и Богородицы с воздетыми к Ним руками. Они молятся о спасении душ своих чад. Иногда, Спаситель с Богородицей отсутствуют на иконе, или вписываются в верхнюю(небесную)часть иконы, однако, Их невидимое присутствие всегда подразумевается. Часто посередине между Святыми Покровителями пишется Ангел Хранитель семейства, призванный защитить и уберечь каждого члена семьи. Бывают, что Святые Покровители пишутся на полях иконы, а в центре размещается самый чтимый в роду образ Царицы Небесной.

    Если семейная икона пишется для свадебного дара, то на ней, как правило, изображается два святых покровителя мужа и жены. Если икона делается в дар уже состоявшейся семье, то на ней можно увидеть множество святых покровителей всей большой семьи (супруги, родители, дети и т.д.). В икону можно вписывать уже почивших родных.

    В 21 веке традиция писания семейных икон получила небывалую популярность. В наше время возможность написать икону есть не только у царских семей, но и у широкого круга православных христиан. Семейная икона — это драгоценное наследство, бережно хранимое во многих семьях. Это ценная молитвенная связь поколений и лучшая защита на неспокойных жизненных путях.

    Вокруг семьи: дети, книги, православие

    Блог издательства «Символик» о православной семье и семейном чтении

    Интересные факты о Казанской иконе Божией Матери

    Завтра — праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, которая более 300 лет являла собой зримое благословение Божие российской земле. Вот несколько интересных фактов об этом образе, собранных онлайн-изданием «Русская семерка». Образ Казанской иконы — из каталога иконного производства Символик.

    ?? Икона была обретена в Казани в 1579 г. после пожара, который уничтожил половину города. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне девятилетней Матроне и указала место, где спрятана икона. Икону обнаружили на глубине метра, завернутую в рукав мужской рубахи. По свидетельствам очевидцев, «икона сияла, как только что написанная».

    ?? Казанская икона Божией Матери принадлежит к типу «Одигитрия», что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой.

    ?? На явленной иконе Младенец Христос благословляет двумя перстами. Но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Пальцы в нем складываются особым образом, каждый из них символизирует букву греческого алфавита. Вместе они составляют монограмму имени Иисуса Христа — IC XC.

    ?? Икону почти сразу признали чудотворной. Когда ее переносили с места обретения в храм, исцелились два слепца.

    ?? Явленная икона, судя по описи Казанского девичьего монастыря 1853 г., была сравнительно небольшого размера – 6?5 вершков, или 26, 7?22, 3 см.

    ?? Иван Грозный приказал основать в Казани в честь иконы женский монастырь Пресвятой Богородицы. Первыми его постриженицами стали Матрона, благодаря которой была обретена икона, и ее мать.

    ?? В честь Казанской иконы Божией Матери установлены два праздника: 8 июля (21 июля по новому стилю) – в честь обретения, и 22 октября (4 ноября) – в честь избавления Москвы от поляков в 1612 г. Один из списков иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

    ?? В честь иконы на средства князя Дмитрия Пожарского был построен Казанский собор на Красной площади.

    ?? В 1709 г. Петр I со своим войском молился перед Казанской иконой Божией Матери из села Каплуновки накануне Полтавского сражения. Победу в этой битве современники приписывали именно заступничеству Богородицы.

    ?? Один из старинных списков Казанской иконы Божией Матери по приказу Петра I перевезли в 1721 г. в Санкт-Петербург. Первый драгоценный оклад для петербургского списка приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же в 1736 г. повелела выстроить на пересечении Невского проспекта и Мещанской улицы каменную церковь и перенести туда святыню.

    ?? В 1767 г. императрица Екатерина II пожертвовала свою бриллиантовую корону для украшения оклада явленной иконы.

    ?? В 1811 г. в Санкт-Петербурге был возведен кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери, ставший одним из главных символов города на Неве.

    ?? В 1812 г. перед Казанской иконой молился Михаил Илларионович Кутузов, только назначенный главнокомандующим русскими войсками. А 22 октября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, русские войска одержали первую победу над французами.

    ?? Во время теракта, устроенного народовольцами в 1880 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, там находился один из списков Казанской иконы Божией Матери. Взрыв мощностью в 30 кг динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами, и полы дворцовой гауптвахты обрушились. Комната, где находился список, была полностью уничтожена, но икона осталась нетронутой.

    ?? 29 июня 1904 г. явленная Казанская икона Божией Матери была похищена из Казанского Богородицкого монастыря шайкой Варфоломея Стояна. Во время расследования в печи квартиры Стояна были обнаружены останки сожжённых икон. На суде было высказано предположение, что и явленная икона была уничтожена.

    ?? Московский список Казанской иконы Божией Матери в драгоценном окладе был похищен из Казанского собора на Красной площади в 1918 г. В настоящее время местоположение иконы неизвестно.

    ?? Петербургский список чудом уцелел в 1922 г., когда большевики конфисковали иконостас и ризу иконы. Настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков спас икону, заявив, что оригинал был украден, а список такой ценности не имеет. Сейчас петербургский список хранится в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.

    ?? Один из списков XVIII века был вывезен из России во время революции. В 1970 г. икону выкупили русские католики, с 1993 г. список хранился в личных покоях папы Римского и в 2004 г. был возвращен Русской Православной церкви. Сейчас икона находится в Казанском Богородицком монастыре (г. Казань).

    ?? По преданию, маршал Георгий Жуков возил Казанскую икону по фронтам во время Великой Отечественной войны. Этот факт подтверждает его дочь, М.Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

    ?? Казанской иконе посвящены 14 монастырей и 50 церквей и храмов, которые находятся в том числе в Белоруссии, Украине, Финляндии и на Кубе.

    Икона Божией Матери Феодоровская

    Феодоровская икона – чудотворная икона Божией Матери, главная святыня Костромы, одна из древнейших и наиболее почитаемых русских икон. На оборотной стороне иконы находится изображение великомученицы Параскевы. Икона сохранилась очень плохо. В течение нескольких веков ее многократно поновляли, и от оригинальной живописи на ликах Богоматери и Христа сохранились очень незначительные фрагменты.

    По преданию XIII века, икона была написана апостолом-евангелистом Лукой и неведомым путем попала в Городецкое княжество, где была найдена князем Юрием в древней часовне. После смерти князя его брат Ярослав (в крещении Феодор) благословил ею брак своего сына Александра Невского. После смерти Александра его брат Василий перенес икону из Городца в Кострому в церковь Феодора Стратилата. С того дня икона стала называться Феодоровской.

    В 1613 году мать Михаила Романова благословила его на царство Феодоровской иконой. Михаил привез в Москву список этой иконы, и в дальнейшем она стала особо почитаться в царском роду Романовых. С ростом известности иконы распространялись и ее списки, некоторые из них становились чудотворными.

    После революции Феодоровская икона не была отправлена в музей, а находилась в разное время в разных храмах Костромы. Это был исключительный случай в истории Русской православной церкви того периода. В 1991 году икону перенесли в кафедральный Богоявленский собор, главный собор Костромской епархии. Тогда же начали вести запись современных чудес, совершающихся благодаря Феодоровской иконе. Уже известно более 100 таких событий.

    Интересные факты об Иконе Божией Матери Феодоровской

    С конца XVIII века все иностранные принцессы, выходя замуж за русских императоров и великих князей, принимали православие и получали отчество Федоровна в честь Феодоровской иконы

    По сей день постоянно появляются новые свитетельства, когда безнадежно бездетные пары становятся родителями после усиленных молитв Богородице перед Её Феодоровской иконой.

    Случаи для молитв Иконе Божией Матери Феодоровской

    о счастливом браке

    в случаях длительной бездетности супругов

    о благополучном течении беременности

    о благополучном родоразрешении

    за рожениц в трудных родах

    об исцелении от женских болезней

    Феодоровская икона считается покровительницей православной семьи и женщин – невест, жен, беременных.

    Икона Божией Матери Донская

    Икона Божией Матери Донская – один из старейших и почитаемых на Руси образов Пресвятой Богородицы. Икона двусторонняя: на лицевой стороне — изображение Богоматери с Младенцем, на обороте — Успение Пресвятой Богородицы.

    По преданию, этот святой образ принесли на Куликово поле донские казаки из города Сироткина и подарили благоверному князю Дмитрию Донскому, который поставил святой образ в Успенском соборе Кремля, а затем перенес его в Благовещенский собор. Однако, по данным исследователей, икона была написана великим иконописцем Феофаном Греком или кем-то из его учеников по заказу супруги Дмитрия Донского благоверной княгини Евдокии для Успенского собора в городе Коломне. В 1552 году, накануне похода на Казань, перед этой иконой молился царь Иван Грозный. После взятия Казани образ был перенесен в Благовещенский собор Московского кремля.

    В 1591 году во время набега крымских татар под предводительством хана Казы-Гирея царь Федор Иоаннович молился перед этой иконой в Благовещенском соборе, а затем ее перенесли во временную походную церковь в стане русских войск. После побед над татарами на месте этой церкви был построен Донской монастырь.

    В 1919 году икона была отправлена в Государственный исторический музей, а с 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи. В наши дни святой образ ежегодно в день праздника (1 сентября) привозят в Донской монастырь для поклонения верующих.

    Интересные факты об Иконе Божией Матери Донской

    По молитве перед Донским образом были одержаны победы во время нашествия крымских татар при Алексее Михайловиче (1646 год) и в походах князя Василия Голицына (в 70-х и 80-х годах XVII века), а Петром I был в 1696 году взят Азов

    Читайте так же:

    • Как называется праздник 25 октября Церковный Православный праздник 25 октября Cегодня 25 октября (12 октября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный: * Мучеников Прова, Тараха и […]
    • Как называется клиент адвоката Как называется клиент адвоката публикации > > > Предательство клиента, как самое тяжкое профессиональное правонарушение адвоката Мельниченко Р.Г. Предательство клиента, как самое тяжкое […]
    • Как называется государство восточных славян Как называется государство восточных славян В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) […]
    • Как называется постоянная еда Чрезмерная тяга к еде и почему она происходит Репост Каждый из нас прекрасно знает чувство неумолимого желания съесть что-то сладкое\солёное\фастфудное. По данным исследований, 100% женщин […]
    • Интересные факты о почве для детей Урок-исследование по окружающему миру на тему «Почва». 3-й класс Класс: 3 Цели урока: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; […]
    • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *