Мусульманский наряд как называется

Одежда для мусульманок: виды, особенности, достоинства

Согласно исламской религии, женщины-мусульманки обязаны соблюдать определенные правила ношения одежды. Однако, как называется эта самая строгая мусульманская женская одежда, знают далеко немногие. Давайте познакомимся ближе с видами одежды для мусульманок и требованиями, которые к ней предъявляются.

Существует несколько видов одежды для мусульманок:

— русари или хиджаб — небольшой платок, который, оставляя открытым лицо, прикрывает голову и шею женщины;

— никаб — головной убор, закрывающий все лицо, кроме глаз, оставляя для них специальную прорезь, прикрытую иногда сеточкой наподобие вуали;

— чадра — верхняя одежда «на выход» синего, черного или белого цвета, оставляющая открытым лицо и иногда дополняющаяся прозрачной накидкой, закрывающей лицо и голову;

— паранджа — самая закрытая мусульманская одежда, представляющая собой халат или накидку в пол без рукавов с прорезью для глаз, закрытой сеткой;

— бурка — закрытый головной убор длиной до талии;

— абайя — напоминающая паранджу, нарядная накидка в пол, изготавливающаяся из роскошных тканей.

Существует целый ряд ограничений по поводу внешнего вида и одежды мусульманских женщин. Давайте рассмотрим наиболее важные требования к одежде.

1. Одежда женщины исламской веры должна закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. Существуют некоторые расхождения по поводу ступней ног: должны ли и они быть закрыты или нет.

2. Одежда из ярких нарядных тканей, блестящие украшения и аксессуары допустимы лишь перед собственным мужем.

3. Мусульманская одежда должна быть сшита из непросвечивающихся плотных тканей. Кроме того, она не должна облегать фигуру, подчеркивая женственные формы своей обладательницы. Естественно, никаких декольте и разрезов, соблазнительно открывающих части женского тела, быть не может.

4. Покрой женских брюк и любой другой одежды должен быть женственным, чтобы одежда мусульманки не была похожа на мужскую.

5. Одежда для мусульманки не должна напоминать одежду людей других религий.

6. Запах парфюмерии не должен исходить от женщины.

7. Недопустима кричащая и откровенная одежда или роскошная одежда, декорированная драгоценностями.

Основные требования к женской мусульманской одежде — строгость, скромность и сдержанность. Несмотря на это, нельзя не отметить несомненные достоинства одежды для мусульманок. Вся одежда имеет свободный крой и очень комфортная — она не сковывает движений, не натирает и не врезается в тело. Покрытая платком голова имеет аккуратный и ухоженный вид. Стильность наряду мусульманки придают, оригинально повязывая платок на голове, зачастую вызывая тем самым восхищение женщин-европеек.

Современная мусульманка работает, учится, посещает общественные места и участвует в общественных мероприятиях. Дизайнеры создают невероятно красивую одежду для женщин исламской веры, позволяя им отлично выглядеть и иметь собственный стиль (конечно, учитывая все требования, предъявляемые к одежде). Сейчас длинная и скрывающая тело мусульманская одежда отнюдь не является признаком плохого вкуса или поводом для печали. Грамотно подобранная цветовая палитра, скромные, но при этом оригинальные, аксессуары — и образ не только гармонично выглядит, но и соответствует всем канонам ислама. Летняя мусульманская одежда имеет достаточно широкий выбор цветов, фасонов и тканей. Для ее пошива используют натуральные ткани: шелк, хлопок и лен.

Задача мусульманской женщины — напоминать окружающим своим внешним видом об Аллахе и призывать их к вере. И одежда для мусульманок отлично этому служит!

Хиджаб, чадра, паранджа — в чем разница?

В ФРГ не утихают споры по поводу частичного запрета мусульманской одежды, закрывающей лицо. Но речь не только о парандже. Чем отличаются разные виды женской одежды мусульманок — в галерее DW.

Большое разнообразие

Различия в некоторых элементах традиционной мусульманской женской одежды порой кажутся незначительными. Неудивительно, что многие нередко путают никаб с паранджой или чадрой. Кроме того, женщины часто носят разные элементы одежды в сочетании, что только усугубляет путаницу. Чем отличаются традиционные головные уборы и элементы одежды женщин-мусульманок — в галерее DW.

Шейла

Длинный прямоугольный шарф, который свободно оборачивают вокруг головы и кладут на плечи. Шейлы бывают разных цветов. Данный вариант головного убора наиболее распространен в странах Персидского залива.

Хиджаб

В более широком смысле хиджаб — это любая одежда, соответствующая нормам шариата. Однако в западных странах хиджабом называют традиционный женский мусульманский платок, полностью скрывающий волосы, уши и шею и в большинстве случаев слегка покрывающий плечи. Лицо при этом остается открытым.

Хиджаб амира

Этот головной убор состоит из двух частей. Одна из них плотно облегает голову наподобие шапочки, другая представляет собой шарф, который часто имеет форму рукава и надевается сверху, закрывая плечи. Само слово «амира» переводится с арабского как «принцесса».

Химар

Накидка с прорезью для лица, закрывающая волосы, уши и плечи и доходящая до талии. Химар распространен на Ближнем Востоке и в Турции.

Чадра

Длинное покрывало, закрывающее все тело с головы до пят. Чадра никак не крепится к одежде и не имеет застежек, женщина обычно сама придерживает ее руками. Сама чадра лицо не закрывает, но при желании женщина может закрыть лицо краем покрывала. Кроме того, ее часто носят в сочетании с никабом. Распространена в Иране.

Никаб

Головной убор черного цвета, полностью закрывающий лицо и волосы и оставляющий лишь прорезь для глаз. Никаб сочетают с другими видами традиционной мусульманской одежды, например с абайей — длинным платьем с рукавами и без пояса. Чаще всего никаб носят в странах Персидского залива, Йемене и Пакистане.

Паранджа

Длинное покрывало, полностью закрывающее тело и лицо. Прорезь для глаз в парандже закрыта плотной сеткой — чачваном. Этот вид одежды распространен в Средней Азии и Афганистане.

Хиджаб как особенность мусульманской одежды Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Бочарова И. А.

В статье приводятся сведения по ношению мусульманской одежды. Рассматривается роль одежды в создании облика человека, а также показана важная роль одежды в цветовой символике ислама.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Бочарова И.А.,

Текст научной работы на тему «Хиджаб как особенность мусульманской одежды»

Хиджаб как особенность мусульманской одежды И.А. Бочарова

Ключевые слова: хиджаб, мусульманская культура, химар, чадра, исламская символика.

The article presents information on Muslim clothes and examines their role in creation and formation of person’s appearance. The article also indicates the important role of clothes in color symbolics of Islam.

Keywords: hijab, Muslim culture, himar, yashmak, Islamic symbolics.

Мусульманский женский костюм традиционно ассоциируется с хиджа-бом. Хиджаб означает одежду мусульманок, иногда хиджабом называют только платок. В последнее время стало модным ношение платков и накидок. Изменения общественных вкусов порой непредсказуемы. То в одной, то в другой стране женщины протестуют, когда им пытаются запретить носить хиджаб. Некоторые считают такие запреты нарушением женских и человеческих прав, вокруг этого вопроса кипят политические дискуссии. Если обратиться к «Справочнику мусульманской женщины», то там написано, что ношение хиджаба — один из важных аспектов жизни мусульманки. Нужно отметить, что хиджаб — нечто гораздо большее, чем просто одежда. Мы будем говорить о «внешнем» хиджабе (одежде), однако необходимо иметь в виду, что существует еще «внутренний» хиджаб — поведение, манера держаться. Чтобы одежда могла считаться исламской, необходимо выполнить следующие условия:

Одежда должна полностью закрывать голову и тело, кроме лица и кистей рук. Это означает, что шея, предплечья, уши и вдетые в них серьги должны быть закрыты. Представители некоторых школ исламской юриспруденции утверждают, что ступни ног можно и не закрывать, но все придерживаются общей точки зрения относительно того, что ноги должны быть закрыты. Сама по себе одежда не должна служить украшением, способствующим привлечению внимания мужчин. Это означает, что следует избегать ярких цветов, сверкающих украшений, а также тканей, в которые вплетены блестящие нити. (Можно носить все это дома, а указанные ограничения относятся лишь к той одежде, которую женщина надевает, выходя из дома, или в присутствии мужчины, не относящегося к категории близких родственников (махрам), с которыми ей запрещено вступать в брак.)

Одежда должна быть достаточно плотной, чтобы скрывать цвет кожи: просвечивающие или прозрачные ткани неприемлемы. Наряд должен быть

достаточно свободным, чтобы скрывать очертания тела: неприемлема облегающая, обтягивающая тело одежда, подчеркивающая его формы. От одежды не должно пахнуть парфюмерией. Одежда мусульманки не должна походить на мужской костюм. Брюки должны быть только женского покроя. Нежелательно, чтобы одежда выделяла вас из толпы. Она не должна быть слишком светлых и ярких тонов или броского покроя, которые обязательно привлекут к вам внимание. По этой же причине некоторые мусульмане рекомендуют мусульманским женщинам избегать слишком «экзотических» видов мусульманской одежды, таких, как арабская абайяс или иранский ча-дор (виды верхней одежды). Лучше избрать для себя приспособленные к мусульманскому стилю варианты современной одежды, например костюм, состоящий из длинного прямого жакета и длинной юбки прямого покроя. Выбор одежды в огромной мере зависит от индивидуальности каждой женщины, ее сознания, но при выборе хиджаба следует учитывать такие факторы, как климат страны, род занятий и место работы. Ведь то, что подходит в странах Арабского Востока женщине, ведущей домашнее хозяйство или работающей дома, где она окружена многочисленными домочадцами, не подойдет в горном Дагестане хозяйке дома, у которой кроме семьи есть еще и работа вне дома.

Одежда мусульманских женщин должна отличаться от одежды немусульманок. Одна из основных функций хиджаба заключается в том, чтобы показать, что носящая ее женщина — это мусульманка. В частности, не следует носить одежду, имитирующую национальные наряды других народов. Ярким примером таких совершенно неприемлемых для ислама тенденций является мода на платья в индийском стиле, получившая распространение среди некоторых мусульманских женщин Азии. Это не должна быть одежда, свидетельствующая о тщеславии ее обладательницы, т. е. кричащая, покрытая драгоценными камнями, с вплетенными золотыми или серебряными нитями и пр. Женщины, жившие во времена Пророка, выходя из дома, обыкновенно надевали джилбаб (плащ, верхняя одежда) и химар (головную накидку). Со временем в различных частях мусульманского мира возникли и распространились разные виды верхней женской одежды, такие, как абайяс в арабских странах, чадор в Иране, бурка в Пакистане, чадра в Дагестане и пр. Не все они подойдут для климатических условий других стран, но в каждой стране можно носить подобную одежду. Для этого можно выбрать себе длинный плащ или пальто соответствующего стиля, покроя, цвета, а во многих местах страны можно купить или сшить также одежду, которая называется джилбаб — свободную, напоминающую плащ, хорошо знакомую всем мусульманам.

Нужно сказать, что дупатта (головная накидка из пленки, часто продаваемая вместе с шалвар-хамиз) в качестве хиджаба непригодна; надевание практически прозрачной дупатты на голову, когда длинные волосы выглядывают из-под нее, не решает проблемы. Дупатту следует один или два раза сложить, пока она не перестанет быть прозрачной, а затем надеть так, чтобы все волосы были прикрыты. Если это сделать невозможно, лучше вообще использовать для этих целей другой платок или накидку. Ну а если вы

принадлежите к числу модниц, вам небезынтересно будет узнать, что в настоящее время очень популярны шарфы в арабском стиле — женщины носят их вместе с шалвар-хамиз.

Среди ученых идут споры о том, в какой степени женщина должна закрывать свое тело. Некоторые из них (в основном — представители школ шафиитов и ханбалитов) считают, что необходимо также закрывать лицо и кисти рук. По мнению мазхаба Малики, все тело, кроме лица и кистей рук, является аурат (то, что должно быть скрыто). Представители школы хана-фитов придерживаются такой же точки зрения. Причем ученые этой школы более позднего периода разрешили не прикрывать и ступни ног. Однако другие ученые не согласились с ними и признали это мнение необоснованным, поскольку оно не подтверждается никакими источниками. Отсюда мы можем сделать вывод, что покрытие тела одеждой полностью, кроме кистей рук и лица, является первоочередной задачей, которую решает хиджаб. Вполне очевидно, что все волосы, шея и руки (кроме кистей) должны быть прикрыты.

Некоторые люди, как мусульмане, так и немусульмане, могут подумать, что ношение хиджаба мешает женщине выполнять определенные виды работ. Это не так. Здесь уместно вспомнить доводы, выдвинутые против школьниц, пожелавших носить хиджаб. Один из них заключался в том, что платки якобы создадут угрозу возгорания во время работы в химической лаборатории. Но платок без труда можно заправить в горловину блузки или свитера. Некоторые удивляются: а можно ли вообще быть юристом, врачом, администратором, журналистом и т. д., когда на тебе — «длинные развевающиеся одежды»? Разумеется, платье, напоминающее цветочную палатку, в деловой части города будет выглядеть неуместно. Однако в хиджа-бе можно выглядеть и деловой женщиной. Если есть иголка и нитка, то можно приспособить для себя большинство моделей одежды либо найти портного, который перешьет ту или иную модель. Достаточно просто купить платье на несколько размеров больше — оно будет свободным и достаточно длинным, чтобы выглядеть, как хиджаб. Если женщина небольшого роста, а в моде — длинные платья и юбки, то задача будет решена. Женщины среднего роста могут купить одежду, предназначенную для высоких. Более высокие женщины могут подобрать себе наряды в специализированных магазинах. Таким образом, приложив незначительные усилия, можно получить практический деловой костюм, позволяющий заниматься любой работой и при этом соответствующий всем исламским требованиям. Нужно заметить, что в старину одежда девушек была облегающей, а женщины носили очень свободные платья. Они имели низко спущенный лиф — до тазобедренного сустава, длинные рукава (на ладонь длиннее рук), широкие проймы рукавов — до самой талии [1].

На самом деле ношение хиджаба не представляет собой какой-то особой проблемы. Где и как приобрести такую одежду, рассказано выше. Ныне женщин, носящих хиджаб, можно встретить на улицах, в магазинах и в

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2010. № 2

офисах фирм, на телевидении и т. д. Это уже не так удивляет, как, скажем, десять лет назад.

Представления о цветовой гамме были выработаны еще в древности. Информация, поступающая в мозг человека при помощи зрения, воспринимается не только в виде предметов, но и в виде цвета. Ощущение цвета -субъективное ощущение, отражение реальной жизни. На цвет материалов традиционной одежды большое влияние оказывают природно-климатические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов (табу). Издревле использовались в качестве украшений разноцветные камни, самоцветы Урала. Цвета материалов традиционной одежды народов Дагестана созвучны многообразию родной природы, великолепным пейзажам — лесам, озерам горной части края, буйству красок, связанных со сменой времен года. На выбор цвета материалов влияли также доступность и дешевизна некоторых местных растительных и минеральных красителей.

В странах ислама, например, цветовая символика чрезвычайно распространена. Многозначные цветовые символы формировались под влиянием как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем в цветовой символике ислама много оригинального. Запрет в исламе на изображение людей, животных и т. д. способствовал тому, что цвет стал одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни. В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из книги «Тысяча и одна ночь» белый называется «лучшим из цветов». Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т. д. Считался лечебным цветом (Омар Хайям), вместе с тем желтый имел и негативные значения, в частности, был символом желудочных заболеваний. Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию, как в других культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Поэтому ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть. Вера в «великую силу красного» была настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В поэтическом творчестве мусульман были широко распространены «красные символы», например, красная роза означала страстную любовь [2, с. 68]. Почитаемым и «священным» считался зеленый цвет (зеленое знамя Пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета приносили жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. По данным А.Е. Ферсмана [3, с. 54], драгоценные камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше всех. Синий и фиолетовый (цвета тени), как и у христиан, ценились за их трансцендентный, мистический характер. Синий и

фиолетовый — цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража. Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Каабы — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем с черным ассоциируются негативные явления: грязь, грех, злые дела. Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет замутнен, нечист, «грязен», то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они — цвета несчастья и нищеты. Серый — цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования. Существует определение: «Одежда — часть тела. В обыденной жизни — это внешнее продолжение тела. одежда отчасти врастает в организм. В порядке же зрительно-художественном одежда есть явление тела, и собою, своими линиями и поверхностями строение тела она проявляет» [4, с. 23].

Т. о., традиционный народный костюм — это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями, и особенно -внешним обликом человека. Традиционный женский костюм подчёркивает силуэт. При достаточной ширине одежды очертания женского тела будут скрыты. Такой ансамбль непременно дополняется головным убором и косой (косами) значительной длины. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации. Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, зашифрован жизненный опыт множества поколений.

1. Брак и свадебные обычаи народов Дагестана в XIX — начале XX вв.: Сб. статей. — Махачкала, 1986.

2. Гаджиева С. Дагестанский костюм. — М., 2001.

3. Миронова Л.Н. Цветовая символика в религии. — М., 1984.

4. Ферсман А.Е. Цветовой символизм. — М., 1975.

5. Бешцер В.Н. Народная одежда. — М., 2004.

Мусульманские туники и костюмы

Мусульманские туники и костюмы

Сейчас сложно представить себе гардероб современной мусульманки без такой вещи как туника, а между тем, ещё совсем недавно этот вид женской одежды пребывал в глубоком забытьи. Сам вид одежды как длинная туника появилась еще в Древнем Риме. И тогда она выглядела как одежда в форме мешка с отверстиями для рук и головы. Напоминавшая своим силуэтом букву «Т». Отсюда и произошло название – туника. Априори туниками называется предмет гардероба напоминающий короткое цельнокроеное платье с простым силуэтом трапеция. Так что же такое современные мусульманские туники?

Как и любая другая одежда для мусульманок, поскольку мы говорим именно об исламской женской одежде, отличают несколько конкретных требований, предъявляемых религиозными канонами, или шариатом. Априори это относится к любой одежде для верующей женщины. Одежда для мусульманки должна закрывать все тело, оставляя открытыми лишь кисти рук и лицо. Исламская одежда не должна обтягивать, или быть прозрачной. Мусульманская туника не должна быть яркой и кричащей, ведь она призвана сокрыть и защитить женщину, а не привлекать к себе внимание противоположного пола. Какие они, современные туники для мусульманок 2020 года? Укороченные туники станут прекрасным дополнением ансамбля с мусульманской юбкой. Сдержаннее и скромнее, в то же время оригинальнее и цельнее будет смотреться любой образ с удлиненной туникой для мусульманок. Если собираетесь в поездку, то такой предмет гардероба как исламская туника станет просто незаменимым.

Купить мусульманскую тунику можно прямо сейчас в нашем он-лайн каталоге женской исламской одежды. Кроме того, Вы можете сразу же подобрать пару к своей тунике, которую можно носить как с мусульманскими брюками, юбкой – брюками, так и с длинной юбкой для мусульманок. Разных стилей и фактур туники ХАЯТ соответствуют всем случаям жизни!

Нежные оттенки туники для мусульманки с кружевами и драпировками создают романтичное настроение. Сдержанные тона строгой мусульманской туники подойдут для делового дресс-кода. Спортивные мусульманские туники, выполненные из эластичных материалов позволяют заниматься любимым спортом не испытывая стеснения в движениях. Произведенные из купального трикотажа спортивные туники являются частью купальника для мусульманкибуркини.

Компания HAYAT работает на рынке женской одежды для верующих с 2006 г. Отдавая предпочтение натуральным материалам, мы производим туники для мусульманок из хлопка. Так же Вы можете купить мусульманскую тунику из льна или вискозы. В холодное время года такие модели, как зимние туники для мусульманок всегда актуальны и они представлены в нашей зимней коллекции «Winter Weekend».

Стильные и современные мусульманские туники casual стиля идеальное решение на каждый день. Сочетая женские исламские туникис различной одеждой, экспериментируя с хиджабом и палантинами, дополняя образ стильными аксессуарами и бижутерией – Вы всегда сможете выглядеть на высоте в любой ситуации. Только зайдя на сайт ХАЯТ, в интернет – каталоге одежды для мусульманок Вы всегда подберете к своей мусульманской тунике хиджаб из нашей впечатляющей коллекции головных уборов: Бони и трикотажные палантины всех цветов, шапочки и подхиджабники, капоры или простые, но всегда нужные шапочки – полоски. Вы также можете подобрать для своей исламской туники эксклюзивный головной убор для мусульманки iBoni или бони-микс, бони-комплект или модель из раздела бони-элегант.

Оставаться хорошо, красиво и правильно одетой верующей девушкой нынче так легко!

В каталоге мусульманской женской одежды HAYAT Вы всегда найдете именно свою модель мусульманской туники с фото всех размеров и фасонов.

Паранджа, никаб, хиджаб и чадра — честь и достоинство женщины (фотосессия)

Европейские страны ведут бессовестную борьбу, чтобы запретить женщинам-мусульманкам носить паранджу. Оказывается, оголяться и носить мини-юбки, распространять нечестие — это хорошо, а блюсти свою честь и достоинство — это плохо.

Мусульманкам вне мусульманского мира живется трудно. Да-да, вот, к примеру, в западных странах, требуют разрешить им фотографироваться на паспорт с закрытым лицом. И что? Им запрещают! Говорят, надо обнажать лицо перед фотографом! А это же интимнейший момент. В мусульманской семье если и делают снимок, то в крайне редких случаях. И только для «внутреннего пользования».
Те же проблемы существуют в восточных странах, выбравших светский путь развития. В Татарстане, к примеру, около полутора тысяч женщин-мусульманок живут вообще без удостоверения личности, поскольку они не готовы «обнажиться» перед фотографом.
В парламенте Турции депутатам официально запрещено демонстрировать свои религиозные убеждения, так что одной даме-депутату мусульманского вероисповедания пришлось за паранджу покинуть зал парламентских заседаний. А зато в демократичной Великобритании женщинам-мусульманкам, служащим в лондонской полиции, разрешили носить хиджаб, при этом дизайн этого покрова специально разработал профессиональный модельер, чтобы хоть чуть-чуть приспособить паранджу к полицейской форме.
Кстати, если с женщины снять паранджу принудительно — будет плохо. Принудительное обнажение женщины-мусульманки — грех не прощаемый.

Паранджа — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой — чачван.

Термин паранджа происходит от персидского фараджи . Слово фараджи изначально означало мужскую широкую верхнюю одежду, обычно с длинными рукавами. В XVI веке халаты фараджи носили как мужчины, так и женщины. Расцвет культуры ношения паранджи у народов Средней Азии пришелся на конец XIX — начало XX века.

Если упрощенно посмотреть на виды женской одежды в исламе,то их можно разделить на две категории: закрывающие лицо в той или иной степени (никаб, паранджа, чадра) и открывающие лицо (хиджаб). Изначальный смысл сокрытия женского тела,а часто и лица — защита женщины, а не её унижение. Замужние женщины закрывали себя от чужих и дурного глаза, выходя на улицу в городах. В парандже женщина чувствовала себя защищенной.

Каждая мусульманка должна придерживаться определенных правил:

  1. Одежда должна скрывать все тело женщины за исключением кистей рук и лица (некоторыми учеными допускается возможность открыть также стопы ног).
  2. Одежда не должна плотно облегать тело (особенно грудь,талию и бедра).
  3. Одежда не должна быть пошита из прозрачных тканей, сквозь которые можно увидеть очертания фигуры и цвет кожи.
  4. Одежда женщины не должна походить на одежду мужчины.
  5. Одежда не должна быть пропитана духами,быть ярких расцветов, не должна иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.

Тем не менее некоторые делают исключения.

Хиджаб

Это платок, покрывало. Согласно канонам ислама, мусульманская женщина может держать открытыми только лицо и кисти рук. В наши дни хиджабами называют любую женскую одежду, по которой видно, что она — мусульманка, будь это платок или паранджа, или длинный плащ.

Никаб

Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Никаб,в отличие от хиджаба, не обязателен для мусульманки, хотя в мусульманских странах никаб широко распространен. В Судане и Саудовской Аравии полагается надевать и хиджаб, и никаб, какого бы вероисповедания вы ни были, причем за нарушение правил можно и в тюрьму угодить. В Иране хиджаб обязателен, хотя лицо в принципе можно оставлять открытым. Граждане Объединенных Арабских Эмиратов тоже соблюдают все нормы ислама, но за последние годы там уже почти привыкли к виду туристок в откровенных нарядах. А есть страны, где, наоборот, запрещено надевать хиджаб, например, сотрудницам государственных учреждений, школьницам и студенткам вузов. Именно так дело обстоит в современной Турции, хотя местные сторонницы исламской моды не сдаются и постоянно отстаивают свое право носить хиджаб.

Чадра

Чадра-лёгкое женское покрывало белого, синего или чёрного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. В отличие от обычных вуалей, головная часть чадры состоит из муслиновой ткани, закрывающей лицо, и ткани, закрывающей голову; это позволяет сильнее задрапироваться.

Мусульманки часто говорят, что чувствуют себя «защищенными», «в безопасности», «уважаемыми», когда надевают хиджаб (обязательный по религии скромный наряд, который скрывает формы тела и включает в себя платок или вуаль). Теперь появились доказательства того, что их ощущения имеют научное объяснение.

Когда психолог Сюзан Фиске и команда исследователей Принстонского университета провели магнитно-резонансную томографию головного мозга у мужчин традиционной ориентации, которым предложили просмотреть серию фотографий полуобнаженных и полностью одетых мужчин и женщин, они обнаружили, что реакция мужчин на женщин, одетых в открытую одежду, совершенно ясна и недвусмысленна. Чем меньше на них было надето, тем сильнее активизировалась у мужчин премоторная кора головного мозга и задняя часть средней височной борозды. Эти зоны мозга отвечают за обращение с инструментами, движения рук и побуждение к действию (Сикара, Дель-Амор).

«Как будто они сразу же подумали о том, что бы хотели сделать с этими телами», — объяснила Фиске во время ежегодной встречи Американской ассоциации развития науки в Чикаго 12-16 февраля. «Они реагируют на эти фотографии так, как люди реагируют на объекты», — говорит она (Николсон).

Тесты на скорость усвоения на мужчинах показали, что они лучше всего запомнили фотографии женщин без головы, одетых в бикини, хотя смотрели на них лишь долю секунды (Ландау).

Фиске и ее команда также протестировала мужчин на враждебные женофобские настроения. Оказалось, что те, кому была приписана более высокая степень агрессии, имели довольно низкую активность в тех зонах мозга, которые отвечают за обдумывание мыслей и чувств других людей (феномен осмысления действий), во время просмотра фотографий женщин в бикини.

«Они не думают об их уме», — говорит Фиске (Сикара, Дель-Аморе, Ландау).

Женщины, подчеркивающие свою сексуальность, воспринимаются, как менее «человечные»

По данным доклада Фиске, предоставленного «IslamOnline», когда система осмысленная окружающей реальности мужчины закрывается, это означает, что он воспринимает женщин с выраженной сексуальностью как менее «человечных» (Сикара). Этот тип «обесчеловечивания» довольно редко наблюдается в лабораторных исследованиях — по словам Фиске, такое отмечалось лишь раз — в недавней статье «National Geographic» говорилось об исследовании, в котором люди демонстрировали признаки отвращения при виде фотографий бомжей и наркоманов (Дель-Аморе).

В случае с полуодетыми женщинами мужчины демонстрируют не такое чувство отвращения, как в случае с бездомными. Напротив, им хотелось бы «толкнуть», «взять в руки», «схватить» объекты в купальниках, изображенные на фотографиях (Дель-Аморе, Ландау).

Мина Сикара, выпускница Принстонского университета, участвовавшая в проведении исследования, добавляет, что мужчины не смотрят на своих жен или сестер так же, как на женщин в откровенной одежде. К тому же, мужчины ассоциировали изображения полностью одетых женщин с глаголами в третьем лице — «она толкает», «она держит в руках», «она хватает», что, по мнению Фиске, означает, что мужчины воспринимают полностью одетых женщин более независимыми и в гораздо меньшей степени считают их объектами для манипуляции (Эшльман, Ландау).

Больше одежды — больше уважения

По Фиске, результаты исследования позволяют сделать важные выводы для женщин, особенно работающих — наблюдение за женщинами с выраженной сексуальностью может повлиять на то, как мужчины воспринимают женщин и общаются с ними впоследствии (Ландау, Сэмпл).

Изучение женофобии, проведенное профессором университета в Лоуренсе, Питером Гликом, показало, что женщины-специалисты, надевающие более откровенную одежду на рабочем месте, воспринимаются менее компетентными и интеллигентными, особенно, когда им принадлежат высокие посты. По данным «DiversityJobs», исследования Глика показали, что «женщинам на высоких уровнях иерархии и топ-менеджерам следует одеваться более скромно и консервативно, чтобы завоевать уважение коллег».

Ряд исследований также показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие. Во время войн в Боснии и Ираке солдаты, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались постоянными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы «расслабиться» после убийств (Чу, Риджали).

Фиске сравнила результаты исследования с выводами других ученых, показавших, что просмотр телепрограмм может сократить эмоциональную чувствительность человека к насилию.

Достоинство и уверенность

Несмотря на очевидные доказательства преимуществ скромного и консервативного стиля одежды, характеристики хиджаба в СМИ часто изображают мусульманок угнетенными и забитыми. Карен Дэниэльсон, однако, убеждена, что ношение хиджаба придает женщине уверенность и достоинство.

Даниэльсон, американка, живущая в Иордании, впервые надела хиджаб более двух десятков лет назад, вскоре после принятия Ислама в 1983 г. «Когда я иду по улице, меня не могут оценивать по моей чувственности или ее недостатку, или по тому, насколько я привлекательна для мужчин, — объясняет она «IslamOnline». — Я оцениваю себя, основываясь на добродетельности поведении и интеллигентности — чему и способствует мой хиджаб — и я выгляжу скромно в непритязательной одежде».

«Я чувствую, что могу быть собой, уникальным индивидом с собственным голосом для самовыражения, — добавляет Сумайя Финнигэн. — Я не присоединяюсь к большинству в плане их речей и стиля одежды, и поэтому остаюсь собой — что делает меня абсолютно свободной».

Балкис Мухаммад, американка, принявшая Ислам в 1979 г., придерживается аналогичных взглядов. По ее словам, хиджаб «способствует скромности для женщин и для всех, кто их окружает». Мухаммад, живущая в Саудовской Аравии, закрывает не только свое тело, но и лицо, и говорит, что ее стиль одежды «заставляет остальных, в особенности мужчин, не быть слишком раскрепощенными и не заводить ненужных разговоров».

Хиджаб и безопасность

«Я определенно чувствую себя в большей безопасности, нося хиджаб и одеваясь в целом скромно», — говорит Кари Абудейи, еще одна американка, живущая в Иордании и соблюдающая Ислам с 12 лет, в интервью с «IslamOnline».

«Я чувствую, что это мой барьер, закрывающий меня от мужчин, их взглядов и неуважения по отношению ко мне и моим границам. Это барьер, предотвращающий или меняющий первый инстинктивный оценивающий взгляд, который бросают мужчины, барьер для предотвращения сексуальных ощущений, которые тебе не нужны от мужчин, или мыслей в их головах, которые появляются от провоцирующей одежды».

Она продолжает, говоря: «Это защита от мужчин, которые пристают к тебе в неподобающей манере, помогающая повлиять на их решение относительно того, чтобы встать рядом, заговорить, уставиться на тебя или тем более прикоснуться».

Финнигэн, уроженка Лондона, противопоставляет ношение хиджаба, который она характеризует как «акт повиновения Создателю, сохраняющий женщину в большей безопасности как в буквальном, так и в духовном смысле», с чувством уязвимости, которую она ощущала до принятия Ислама и хиджаба в 1999 г.

«Было время, когда я жалела о том, что не надела более закрытую одежду, чтобы просто-напросто добраться до дома, не беспокоясь о том, кто может идти за мной следом», — говорит Финнигэн. «Каждый вечер я выходила из дома и возвращалась обратно, оборачиваясь через плечо, в страхе, что на меня нападут или изнасилуют», — рассказывает она.

«Всегда найдутся такие, кто может напасть на женщину независимо от их поведения или манеры одеваться», — признает Мухаммад. Но она считает, что мусульманский хиджаб — «дополнительная помощь в предотвращении ненужных физических контактов».

«Одна из главных целей хиджаба — охранять женщин от взглядов людей со слабым моральным стержнем, и тех, кто любит пуститься в излишние устные комплименты», — говорит шейх Рияд аль-Мусаймири, профессор университета Аль-Имам в Эр-Рияде.

По данным «IslamToday», некоторые западные обозреватели считают, что покрытие головы у женщин означает их признание своего более низкого социального статуса. «Сильнее ошибиться невозможно. Коран недвусмысленно говорит, что причина такого стиля одежды заключается в стремлении к уважению со стороны окружающих. Послание женщины в хиджабе звучит примерно так: «Уважай меня за то, кто я есть. Я не сексуальный объект», — отмечает издание.

Для Мухаммад выбор хиджаба был очевиден. «Для меня вопрос о безопасности не стоял. Я никогда не думала об этом с такой стороны», — объясняет она.

«Это был вопрос следования установлениям Аллаха. Я не могла быть счастливой или довольной, став мусульманкой только наполовину. Или я становлюсь мусульманкой и следую велениям и установлениям наилучшим образом, или остаюсь прежней», — говорит она.

«Моя одежда помогает мне напомнить самой себе о моем поведении и моей религии, и говорит о том же самом окружающим, — добавляет Дэниэльсон. — И эта безопасность высочайшего уровня; это мир ума и защищенное сердце. Слава Всевышнему Аллаху!«

Красота по-мусульмански

Исламская мода сегодня — определение, понятное не только мусульманкам. Это в прошлом веке хиджабы и свободные одежды в пол ассоциировались исключительно с традиционной одеждой мусульманских женщин. Но в наши дни закрытый простой крой, плотные богатые ткани, объемные платки и всепоглощающие накидки с удовольствием используют как ключевые элементы в своих коллекциях многие западные дизайнеры. Процветают и национальные мусульманские дома моды: спрос на современную, но соответствующую законам шариата одежду велик в мусульманских регионах, а по цене такие вещи сопоставимы с образцами из коллекций модельеров с мировым именем.

Впрочем, сами мусульманки не чужды европейским модным традициям. Но они отдают предпочтение, прежде всего, качественным аксессуарам западных брендов: сумкам, обуви, украшениям. Чтобы понять, как уживается мусульманская мода с европейской, стоит обратить внимание на ключевые элементы мусульманской одежды и на то, как женщины их носят в современном мире.

Ничего лишнего

Понятие «исламская мода» подразумевает в первую очередь строгую одежду, без излишеств, выполненную в соответствии с законами шариата, с использованием традиционных мусульманских элементов. Главное требование к вещам — они должны быть свободными, из плотной непрозрачной ткани и закрывать «аврат», то есть наготу. Особое внимание и в мужской, и в женской одежде уделяют опрятности и безупречному виду.

Если речь идет о девушках, то закрытыми должны быть тело, волосы, руки и ноги. Допускается открывать лицо и кисти рук. Одежда лишь часть образа мусульманки, обязательное условие правильной женственности — скромное поведение: никаких грубостей, громких разговоров, вызывающего смеха. Впрочем, в вопросах одежды каноны строгости со временем становятся более обтекаемыми. Если раньше немыслимой была даже идея того, что мусульманки могут носить брюки, то сейчас брюки — это реальность. Правда, крой в большинстве случаев свободный, сами брюки широкие и напоминают длинную юбку.

Что касается мужчин, то в исламской культуре нет строгих правил относительно надлежащего костюма, но есть некоторые нюансы. Например, мужчинам не рекомендуется носить шелк, одежду облегающего кроя и яркие вызывающие украшения. Изначально предназначение арабской одежды было в том, чтобы защищать от солнца, пыли и песка. То есть она выполняла исключительно прикладные функции. Традиционный костюм на Аравийском полуострове состоял из шаровар, рубашки, верхней одежды и головного убора. Эти элементы традиционного костюма существуют в арабской культуре уже много веков.

Современная мусульманская мода включает в себя несколько базовых традиционных элементов одежды, которые и обыгрывают лучшие дизайнеры мира.

Мусульманские платья — фасон, цвет и мода

Платье — самая женственная одежда, в которую любят наряжаться все женщины без исключения. Однако выбор платья может быть ограничен религией. В первую очередь это касается мусульманок. Выбрать красивые и одновременно правильные платья для девушек мусульманок не очень легко. Ведь правила Шариата предписывает дамам одеваться женственно, не в мужском стиле, но очень скромно и закрыто. Так давайте тогда рассмотрим, как правильно и легко можно подобрать мусульманские платья, при этом соблюсти все правила Шариата, и при том выглядеть красиво и ухоженно.

Платья для мусульманок — основные требования

Платье мусульманки сильно отличается от одежды женщин других вероисповеданий. Как должно выглядеть мусульманское платье:

— Оно должно быть закрытым. Женская мусульманская одежда закрывает все тело, кроме кистей рук и лица девушки.

— Фасон платья мусульманки свободный, оно не должно быть обтягивающим.

— Ткань плотная, непрозрачная, нестрейтчевая.

— Нельзя использовать обильный декор, слишком яркие, кричащие и привлекающие внимание мужчин окраски и элементы.

— Кстати, запаха духов от платья также не должно быть.

— И естественно, никаких вырезов и декольте!

Традиционное мусульманское платье

Традиционное платье мусульманок называется Абая. Широкое платье в пол без пояса, с длинными рукавами. Классическая модель — черного цвета. но также можно встретить и другие цвета, за исключением стран Персидского залива.

Абайи украшаются на рукавах, спине или по подолу. Здесь допустимая вышивка, бисер, кружево, аппликации и вставки. Обычно они отличаются рукавами или накидкой.

Обычно шьют красивые мусульманские наряды в пол из шелка, так как в нем практически не жарко. А в комплекте часто идет шарф для головы — шейла.

Повседневное платье мусульманки

Так сложилось что повседневное платье мусульманских женщин должно быть обязательно максимально простым и скромным. Яркие наряды можно носить дома, а вот на люди наряд должен быть самым простым и сдержанным. Зато дома можно позволить себе быть королевой.

А может мусульманское платье быть модным? Удивительно, но да! Сегодня женщины не ограничены домом и воспитанием детей, они также, как и европейские дамы, работают и ведут активную социальную жизнь. Всем женщинам хочется выглядеть современно. Поэтому дизайнеры также создают модные мусульманские платья, соблюдая грань между религией и модой.

Читайте так же:

  • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
  • Как называется китайский корабль Сделано в Китае: первый ракетный крейсер вышел в море В КНР начались заводские ходовые испытания головного корабля проекта 055. Китай классифицирует его как «эсминец 10000-тонного […]
  • Как называется рвота после еды Почему тошнит после еды? Причины и лечение Многие задаются вопросом: "Почему тошнит после еды причины и каковы дополнительные симптомы заболеваний, вызывающих тошноту?". Ответы на эти […]
  • Как называется шарик для тенниса Теннисные мячи. Виды и устройство. Как выбрать и особенности Человеку, не знакомому со спортом, в частности – с теннисом, кажется, что все мячи одинаковые. Но стоит только взять у руки […]
  • Макароны ракушки как называются Конкильони (большие ракушки) Конкильони (Conchiglioni) - паста, напоминающая по форме большие ракушки. В переводе с итальянского "раковина моллюска". Их можно фаршировать и готовить с […]
  • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *