Как называются шапки у казаков

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины».
В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.
До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Оглавление:

Как называются шапки у казаков

Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она первоначально именовалась как «клобук со шлыком». Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука. По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших по реке Рось — «Черные Клобуки».
У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном. В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В то времена они были редкостью, так как смушка — каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» — то есть снимая перед Кругом, просит слова.
Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.
Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…». Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля — овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры — пречины, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом.
Другое название казачьей шапки – папаха. Донцы и Запорожцы в 16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком — тумаком, ниспадавшим на бок в виде клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для защиты головы от шашечных ударов.
Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки, благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным битевым галуном, шириной 1,2 см. Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.
Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась — знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или преводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.
Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как искупивший свой проступок.
Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит говоривший лишался слова.

Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.
Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.
Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице. В поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим «птицам небесным».
В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя – считалось, что она приняла предложение руки и сердца.
Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. «При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны».
Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака

Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.

Особенности изготовления кубанки

Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.

  • Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
  • Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
  • Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.
  • Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.

    Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.

    История появления казачьей папахи

    Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

    Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

    «Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

    Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

    Значение креста на донце

    Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

    Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

    Шапка для казака – символ чести

    Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.

    По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.

    Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

    Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.

    Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.

    После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.

    Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.

    Испытания на право ношения

    Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.

    Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием. По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.

    Где сегодня можно купить кубанку

    Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.

    В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.

    Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.

    Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.

    Кавказские папахи. Виды, особенности и как правильно их выбрать.

    Посоветуйся с папахой

    Папаха – это национальный головной убор, который был широко распространён у народов Кавказа, а также казаков в Средней Азии.

    Именно про этот головной убор жителями гор придуманы поговорки вроде «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой» и т. д. Эта шапка для горцев всегда имела, и имеет по сей день, подчёркнутую важность. Широкое распространение среди нардов Кавказа папаха получила в конце XIX – начале ХХ веков. У знатного человека в арсенале должно было иметься несколько разных папах. Их тщательно берегли от разных вредителей, и осторожно за ними ухаживали. Каждый зрелый кавказский мужчина имел в своем гардеробе минимум три папахи – одну для повседневного пользования, вторую – для свадеб, третью – для траурных мероприятий.

    Особые породы коз и овец

    Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.

    Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.

    Предмет особой гордости

    Суть папахи в том, чтобы увеличить рост человека, сделать его стан более гордым и мужественным. Для народов Кавказа эта шапка была значительным предметом гордости. Размеры их нередко варьировались в зависимости от того, насколько желал выделятся среди окружающих её обладатель. А потому, кавказские горцы, часто пытались перещеголять друг друга высотой папах.

    Сбить шапку с головы считалось невиданным оскорблением, которое могло окончиться кровопролитием. Папаху вообще редко снимали, только в особых случаях. Если человек, к примеру, что-то просил, он не оголял голову, это делалось лишь в том случае, если речь шла о прощении кровной мести. Например, Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось находиться в папахе во время заседаний.

    Кстати, у дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься «без предупреждения» многие молодые люди боялись – вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, «в разведку». Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если головной убор отвергался и выбрасывался обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах.

    Казачьи папахи

    От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

    Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.

    Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.

    Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

    После революции

    Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

    Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

    Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине «Этно-Шоп». На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

    Что такое папаха?

    Каждая этно-социальная группа обладает своими обычаями, традициями, образом жизни, мировоззрением. Особую роль играет одежда.

    Она узнаваема, практична, согревает зимой и комфортна летом. Но что мы знаем о разных видах папах?

    В статье пойдет речь о традиционном головной уборе казаков – папахе (фото).

    История и определение папахи

    Папаха — это головной убор, сшитый из овчины, каракуля. Его возникновение связывают с элементом военной формы народов Кавказа.

    Мужской головной убор присутствует в гардеробе народов тюркских корней.

    В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств:

    • в казачьих войсках;
    • в конвое Александра I;
    • степные войска на Урале, в Забайкалье;
    • кавказские войска Дагестана и Осетины;
    • конный дивизион Туркмении;
    • сибирские войска.

    В 1992 году папаха как головной убор военнослужащих сил была отменена. Вновь ввели ее в ряды армии только в 2005 году. Носить шапку имеют право генералы, полковники Вооруженных Сил РФ.

    До 1812 года головной убор шили из шкур медведей, баранов, волков. Человек показывал свои способности к охоте. А шапки отличались повышенной прочностью, способностью сгладить удар шашкой.

    Папахи для парадного выхода обшивались галуном серебряного цвета, шириной 1 – 2 сантиметра.

    В начале ХХ вв. донские, астраханские, оренбургские, сибирские, семиреченские казаки носили головные уборы только серого цвета. В период войн их сменяли черные. Папахи шили конусообразные с коротким мехом. Яркие цвета были под запретом.

    Каждый мужчина имел три папахи: для свадьбы, повседневной носки и траурную.

    Виды папах

    Типы головных уборов различаются высотой меха, материалом, вышивкой донца.

    Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

    Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

    Кубанка, клобук и трухменка

    Разберём, как выглядят разные виды папах:

    Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

    Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

    Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

    Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.
  • Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями.

    На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

    Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

    Его носили атаманы, казаки с хорошим финансовым достатком. Шили шапки из шкур с длинным мехом.

    Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

    Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

    Папаха с тумаком

    Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

    В него вкладывали металлические пластины, чтобы уберечься во время сражения.

    Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

    Из каракуля

    У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

    Головной убор призван воспитывать гордость и характер хозяина, выработать привычку держать спину ровно.

    Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

    Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

    Несколько дополнительных видов

    Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

    Папаха «воронье гнездо» имеет черный цвет и высокий мех.

    Возвращение папахи после революции

    Революция 1917 года ознаменовалась не только переворотом власти, но и сменой национальной одежды. Казакам запретили носить привычные папахи, заменив их буденовками.

    Разрешение на ношение традиционного головного убора войска получили в 1936 году. Шапки были черными, невысокими с нашивками в форме креста. Золотые цвета полос были у офицеров, черные – у рядовых. Спереди шапку украшал знак армии – красная звезда. Спустя четыре года папаху сделали головным убором высшего офицерского состава, а после смерти В. Г. Сталина ее было принято носить и у членов политбюро.

    Для казака папаха – это символ гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение и уважение остаются.

    Войдите в ОК

    Кубанка — низкая папаха, головной убор кубанских казаков.

    Кубанка — форменный головной убор Кубанского и Терского казачьих войск, низкая папаха. Само название Кубанка появилось во время Первой мировой войны. Представляет собой шапку изготовленную из выделанных чёрных и цветных шкурок каракуля, смушки, мерлушки с оригинальным матерчатым либо кожаным цветным верхом (чаще всего красным).
    В некоторых северных регионах папахи шьют исключительно из волка. Через центр шапки традиционно проводятся две белые линии, образующие крест. «Крест» на верху шапки напрямую связан с особенностями кроя кубанки – донце казачьей шапки издавна сшивалось из четырёх элементов, соответственно, вшитый галун получался в форме креста, эта традиция сохранилась и по сей день. У казаков-донцов верх головных убор имеет красный цвет, у астраханцев — желтый, у терских — синий. У каждого времени была своя мода на шапки. В 15-16 веках носили лохматые папахи, закругленные без верха. Изначально кубанка была «в две головы высотою» и жители Карачаево-Черкессии носили её как праздничный головной убор. С течением времени кубанка «перекочевала» к казакам и слегка трансформировалась, уменьшившись в размерах – это было связано с неудобством перемещения в таких шапках через леса и заросли. Так появилась совсем короткая Пластунская Кубанка.

    Кубанка – головной убор настоящего казака, который имел особенное символическое значение защиты и покровительства. Для казака самой ценной вещью всегда была шапка, без неё он не мог отправиться воевать, а атаманы при своём назначении в первую очередь надевали на себя именно шапку в подтверждение важности своего высокого титула. Казак мог потерять Кубанку только вместе с головой! За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы, зашивали иконки и охранительные молитвы. На кругу казаки голосовали шапками. Если казак погибал, его папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу. Шапку кидали во двор невесте, предупреждая о скором сватовстве. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая головные уборы в волны.

    У Игната Некрасова, есть в “Заветах …”: “Если в войске не все в шапках, то походом идтить негоже”. Многим людям ныне этот Завет не понятен, но исстари повелось именно так. Шапка – не всякая, специального образца. Первоначально – “клобук со шлыком”, папаха, а затем фуражка – знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции “клобука” перешли сначала к киверу, а затем – к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Круге казак обязан быть в шапке. Иногородние и гости, не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Ломаная шапка (папаха) определяла рабское положение носителя. В доме красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

    На Руси две беды — дураки и дороги.

    Случайно на полях интернета я обнаружил видеозапись 4 Круга членов СКВРиЗ который состоялся 11.11.2020.

    Первое что конечно бросается в глаза так это как всегда разношёрстность мундиров казачьих справ и войсковых форменных одежд. Не оставило меня равнодушным нагромождение ритуальных и церемониальных действий в виде входа парадного расчета группы знаменосцев, роты почетного караула, под звуки встречного Андреевского марша, с последующим звучанием гимна государства Российского. После чего прозвучала команда депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, казачьего генерала, атамана СКВРиЗ: «На молитву стоять смирно! Шапки долой!». Ну, казалось бы, чего не так, все нормально если бы у Виктора Петровича Водалацкого не сиял бы на груди ромбик окончания курсов Академии генерального штаба Министерства обороны России. А это как не крути обязывает знать традиции казачества его обычаи, сложившиеся веками и устои. Но больше всего удивляет, что, проходя обучение в войсковой среде, и не просто в войсковой среде военно-начальников страны, а высших военно-начальников, Водалацкий не знает военный протокол. О каких шапках в его команде идет речь? Шапки носили и носят мужики и военные, а вот казаки носят газыри и козыри с папахами. Газыри — это элемент казачьей справы, встречающийся на справе казаков Кубанского и Терского войск. А козырями именовали в казачестве головной убор под названием – фуражка, потому как она имеет элемент кроме околышка, и тулии еще и козырек, а посему на сленге казачьем его именовали как – козыри. Еще в казачьем народе встречается в летописях такое выражение: «Пред помывкой казак газыри, козыри да папаху долой». Так что не было у казака шапки отродясь.

    Я не хотел поднимать второй вопрос нарушения традиций, но все же порядка для подниму. И так при молитве на окончании определенного предложения все молящиеся должны единообразно освятить себя крестным знамением в так со священником, а попросту покреститься, чего не сейчас не вообще при таких собраниях я ни разу в своей жизни не замечал. Так о каком воцерковлении казачества идет речь, если простые канонические истины никто практически не знает. И это воины Господа нашего? После всего этого я бы на месте церкви сразу затребовал через суд чтоб с шеврона членов СКВРиЗ удалили фрагмент рисунка в виде ангела, как не заслуживающие это по определению.

    Продолжая эту щепетильную тему верноподданных страдальцев и ревнивых служителей церкви, хотелось спросить представителей церкви: Скажите господа священнослужители, для чего вы устроили на казачьем Кругу не просто форменную молитву воззвания, к Господу как того требует канон в роде единственно применимой в данной ситуации в виде «Отче наше», а целую литургию? По логики следовало бы тогда пустить по кругу шапку, корзину или тазик для сбора денег в качестве пожертвования на строительство храма. Вы же господа священники оскорбляете моё чувство верующего таким вот выходом в народ с песнопениями в три священника учиняя литургию, место которой разве, что в храме Господнем в лоне церкви Матушки. По окончании священного песнопения в виде молитвы священник передает привет и благословление собравшимся на работу Круга от лица высшей иерархии РПЦ. А дальше священник цитирует священные слова Господа: «Кто соберется во имя мое двое или трое, там среди них и я буду, мы сейчас помолившись собрались во имя Господня и потому призывая вас находится в смирении и братской любви». Хочется спросить у этого самоуверенного священника: «Скажите, а что Круг проходит во имя Господня и церкви? Разве здесь собрались священнослужители исследовать проблемы церкви связанными со взаимоотношениями церкви с народом?». Насколько нам с вами становится ясно здесь собрались делегаты всероссийской общественной организации решать свои насущные проблемы. А что значит в смирении? У казаков всегда Круги проходили испокон веку бурно и горячо, ведь собиралась не члены коммунистической партии, а вольное казачество, братство с равными на всех правами. К какой покорности призывает священнослужитель?

    Но дело доходит до смешного, после выступления с пламенной речью священнослужителя, кто-то дал команду сесть. Казаки послушно выполняют команду, садятся, господин Водалацкий тем временем объявляет казакам, заявляя, что Круг открыт. Продолжая демонстрировать свои познания казачьих традиций, кто-то одевает на свою буйную голову папаху, а кто-то и нет, равно демонстрирую отсутствия понимания где он находится, и кто он вообще такой, забыв совершенно, что казак на кругу снимает головной убор лишь перед тем как слово молвить братьям казакам обращаясь к Кругу, а высказав одевает её вновь и находится в ней все время. Ибо традиции гласят, что если казак обнажил голову, следовательно, он слово молвить хочет, а если казаку нечего сказать, или он уже высказался, то он непременно одевает головной убор. А тут откуда не возьмись вдруг зазвучал гимн России. Растерявшись Водалацкий, очевидно не ожидал такого сюрприза, вдогонку за звуками Гимна России, пытаясь перекричать по громкости в растерянности кирнул: «Казаки на знамена», или что-то еще, что трудно разобрать. Казаки в недоумении нерасторопно и нехотя стали пониматься на звуки государственного гимна, отдавая дань традиции и протоколу. А ведь по протоколу следует, либо все скинули головные уборы, либо остаются в них, однако наши бравые казаки кто во что горазд, кто в папахах принимает священное действие в виде звучания гимна России, а кто без них.

    Это, что оскорбление одного из главных символов государственности, или просто нелепое невежество выражение в незнании протокола, что это за эклектика жанров? Получается, что меня как верующего, как казака и как гражданина свой Великой страны попросту умыли дерьмом, втоптав в грязь коверкая обычаи, традиции, а главное государственный протокол? Господа не умете пользоваться высшими государственными символами, не троньте их. Не знаете казачьих традиций, не лезьте своими кацапьими паклями к нам к казакам.

    1.Коли вы все собравшиеся причисляете себя к казакам то пожалуйста соберитесь в единообразной форменной одежде, или на нашем казачьем языке это называется — быть справным, одетым по справе.

    2.Коли уж так и быть вы уже в помещении то пожалуйста определяетесь для себя, кто вы такие: казаки или члены казачьего общества? Определившись что вы казаки, следовательно, само организуйтесь и решите для себя быть вам едино в головном уборе или быть едино без головных уборов. Я подскажу вам: коли вы себя причисляете к казакам то уж потрудитесь находится в головном уборе, ибо для казака головной убор — это свято.

    Если казак погибал или умирал, то казачка в красный угол под икону всегда ставила головной убор погибшего казака, как дань традиции и уважению к главе дома казачьего. Казак имел право находится в головном уборе даже перед царем Государем при этом не вставая, потому как мы и есть вольные казаки и для нас авторитет лишь Господь Бог родители да Матушка России, земля наша. Казак снимал головной убор входя в хату даже врага. Казак снимает головной убор при молитве в церкви, но не молясь, в церкви казак не снимает головной убор, ибо для казака святыня не церковь а Вера православная Господь Бог, Богородица и почитаемые святые. А посему войдя в церковь в головном уборе казак снимает его при литургии, молясь перед иконой или, когда просит благословления у священнослужителя. Не зря у казака издревле есть девиз: «За Веру, Царя и Отечество» а не «За Веру, за Церковь православную, Царя и Отечество», как бы этого не хотели священнослужители, путать это не следует. Казак никогда не целует руки священнослужителям, ибо он сам воин Господа, а посему и сражается за веру.

    Казаку так же надлежит снимать головной убор перед матерью с отцом, могилой усопших, чьи бы они небыли и боевым знаменем полка казачьего войска, а не перед знаменем станицы хутора или куреня, как это сейчас принято. Да и потом в истории нет фактов, когда бы станица или хутор имели свое знамя. В станице и хуторе могли быть знамена войска, по принадлежности к ним.

    3.На Кругу постоянное нахождение священнослужителя необязательно, ибо на нем решались сокровенные задачи и проблемы. Это новодел навязанный Борисом Алмазовым: «Вышел казак из толпы, подошел к священнику, снял папаху, попросил благословление, выступил, по окончании поблагодарил казаков что выслушали, одел папаху и растворился в толпе. Нам казакам никто не навязывал полковых священников, казаки вольны были всегда сами выбирать священника и духовника войска. Но чтоб, как это заведено сейчас, на каждый хутор, станицу и юрт был священник это уже новодел и перебор. Казаки всегда могли прогнать священника если он их не устраивал, ибо не создавать клириканский союз, приводящий своим давлением к инквизиции. Это я вам заявляю, как православный и верующий казак.

    Но коль уж случилось и повелось, то оголив голову подойди к иконе сначала, потом осени себя крестным знаменем трижды (покрестись) поцелуй её в нижний правый край, прикоснись лбом к верхнему правому краю иконы в знак смирение перед Господом и чистоты помыслов своих, подойди к священнику и громко попроси священника благословить тебя на право слово молвить перед братьями твоими. После выйди на майдан (лобное место Круга) или перед казаками встань и молви слово внятно, пусть даже в сердцах, но не кощунствуя и не сквернословя и без применения грубой брани. А уж высказавшись, как знак того, что сказать нечего, надень головной убор и так же растворись в толпе казаков. Помни казак и чти традиции предков своих.

    4.Когда казаки ко времени все уже собравшись, то атаман громко произносит: «На знамена становись». В это время звучит Андреевский марш и чеканя шаг знаменосцы парадным расчетом в количестве четырех человек вносят знамя: Первым идет, чеканя шаг головной офицер, громко руководя строем, например, «Нале-е-е-во», «Напра-а-а-во», «Стой-раз-два». За командиром парадного расчета первым несут знамя Российской Федерации, вторым знамя субъекта Российской Федерации где проходит священное собрание – Круг, третьим знамя войска, или на худой конец организации. Парадный расчет проходит по отрепетированному маршруту, не запинаясь четко соблюдая углы поворотов и зная, как и где он должен расположится на момент торжественной части, обычно это вдоль задней стены сцены. Прибыв на точку остановки движения, расчет марширует пока не скомандует командир: «Стой-раз-два». Расчет находится там до окончания торжественной части. Нижняя часть древко знамени должно стоять на полу упираясь на правый носок знаменосца. Расчет замерев в парадном строю стоит молча не колыхнувшись.

    5. Как только парадный расчет знаменосцев замер, через несколько секунд начинает звучать государственный гимн, один куплет и один припев.

    6. Как только прекратился звучать государственный гимн, атаман громко произносит: «На молитву становись!». Несмотря на то, что казаки уже стоят, обнажив голову от головного убора. Далее казаки стоят и слушают молитву священника осеняя себя в так крестным знаменем. А вот так задает именно священник, а по сему как по команде, казаки вместе со священником осеняют себя крестным знаменем столько сколько это делает священник, не переусердствуют и не реже чем священник. По окончании молитвы казаки надевают головной убор и уже без команд садятся, либо если как по канонам на полевом Кругу встают в круг, внутри которого стоит атаман. Судьи же войсковые и старики находятся вне круга. Следовательно, если брать во внимание современные устои членов казачьих обществ, то правильным будет размещение священников, стариков и почетных гостей на передних рядах, а уж никак не на сцене. Вы посмотрите, как по современным сложившимся устоям по совету невежественных лиц, не знающих традиции, обычаев и культуры казаков, нагромождено на сцене хуже, чем на партсобрании: посередине сцены располагают столы за ними сидят, как руководство казачьего общества, так и приглашенные, пусть даже они высокого ранга. Справа почему-то, всегда задаюсь вопросом кто это придумал, располагаются старики. Слева располагаются священнослужители, которые зачастую, вы посмотрите на многие случаи, просто сопят, кимарят а попросту спят. Но иногда и они вразнобой размещаются, кто в головном уборе, а кто нет. Тут я не берусь судить, я не изучал канон церковный, да и мне он попросту не нужен, кто из них и когда должен находится в головном уборе, а кто нет?

    По окончании молитвы казаки могут исполнить гимн своей организации, хотя звучание гимна организации после гимна России это уже перебор, ибо священное действие превращается в балаган. Но казакам хочется исполнить гимн своего общества и это нормально, ибо он как символ сплочения себе подобных под флагом сообщества. Но что делать? Все просто. Его можно исполнить после выноса знамени, поскольку государственный гимн уже прозвучал, а выход парадного расчета знаменосцев осуществляется закономерно и правильно под Андреевский марш, следовательно, не помешает и спеть гимн организации, ибо после этого начнется логически процедура разрешения внутренних вопросов сообщества.

    7.Тожественная часть это: гимн России, молитва, выступление с приветственным словом атамана, выступление с приветственным словом высоких гостей, поощрение отличившихся. На этом торжественная часть заканчивается, атаман командует: «На знамя!», в этот момент казаки встают одномоментно, а не через одного, шатко-валко. Начинает звучать Андреевский марш и святыни выносятся. Командир расчета знаменосцев командует: «Расчет к выносу знамен приготовится!». В это время знаменосцы отрывают нижний край древка знамена от полу, принимают исходное положение к движению. Командир расчета знаменосцев командует в зависимости какой стороной пойдут к спуску со сцены и к выходу: «Расчет напра-а-а-во! Шагом-м-м-марш, раз-два!». И под звуки Андреевского марша парадный расчет знаменосцев по отрепетированному маршруту, чеканя шаг, покидает помещение.

    8.Как только парадный расчет знаменосцев покинул помещения, запевало может начать исполнять гимн сообщества и после первых трех-пяти слов его подхватывают казаки, а не кто в лес, а кто по дрова, начинают бодро исполнять гимн. А то поют всегда как Домком под руководством Швондера из кинофильма «Собачье сердце». Ну там хоть на зависть вам братья эти комуняки во главе с Швондером базлают четко и отрепетировано.

    По окончании исполнения гимна сообщества, атамана командует: «Братья казаки прошу садиться». Дальше продолжается мероприятие.

    9. По окончании Круга, квадрата, параллелепипеда, собрания, схода, конференции, казаки после слов атамана: «Братья казаки спасибо за службу!» все мирно расходятся восвояси.

    Вот скажите братья казаки и причисляющиеся к ним, трудно соблюдать традиции или нет? Вам не стыдно вести себя как стадо домашних животных, не организовано? А ведь казачество, как выражался Лева Бронштейн, он же Троцкий, панически боявшийся казаков: «Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно. ».

    А что мы с вами казаки демонстрируем миру нынче? Это же позор и оскорбление памяти предков, настолько не уважать традиции, обычаи и культуру свою.

    Но самое страшное в том, что на головах руководства казачьей старшина за столом отсутствуют головные уборы, невзирая на то, что на их плечах погоны целых генералов. А на 35 минуте Круга под выступление руководителя монархического всероссийского общества «Двуглавый орел» дослужившего до генерал-лейтенанта службы внешней разведки Леонида Петровича Решетников, получившего образования при советском режиме и рассуждающий о справедливости, вдруг внезапно входит расчет знаменосцев, входит под козырек на сцену и меняет стоящую группу у знамен. Что это за броуновское движение? Что терпежа не хватает выстоять нужное время? Тогда не скупитесь наймите нормальный тренированный парадный расчет роты почетного караула из гарнизона, оденьте их в казачью справу и все. А то получается какой-то двухслойный пирог, который похож скорее на балаган. Ну а в основном все как всегда, сплошные лозунги, заветы, наветы, напутствия и оголтелое — Любо! Любо! и Любо!

    Водалацкого понять можно, ему нужно отрабатывать депутатский мандат, он уже не атаман войскового казачьего общества, электоратом большим он не обладает и естественно ему нарисовали голоса на выборах. Ну это на совести избирательной комиссии. Называться верховным атаманом он себе позволил, создал непонятный конгломерат, не в обиду ему будет сказано, подобрал все, что может быть при власти, но не находит себе там продуктивного места в силу того, что пока что место приближенных занято, а в очереди ждать не хочется, а тут тебе как ни как при Госдуме атаман, харизматичен и многообещающи согласен со всеми предложениями снизу ради поддержания численности организации. Это нормально и ни чего в этом предосудительного нет.

    Проблема в другом в контингенте лиц из числа членов этого сообщества. Меня всегда настораживало и пугало где-то в глубине души. Я до сих пор не могу понять, что это за форма общества. Нет, я не в плане организационно-правовой формы общества, а системе организации, системы поощрения. Ну скажем насчет поощрения тут вообще перебор. Как-то распознав, что в этом сообществе можно получить казачий чин полковника, я загорелся проверить, что же это такое. И вот пообщавшись с Водолацким я стал выклянчивать у него чин полковника и знаете почти чуть не выклянчил. Эх черт сорвалось. Помешал всему их начальник штаба и всеми известный Павел Иванович Платов, потому как мы с ним были слегка в контрах, когда я как-то в порывах страсти разнес в пух и прах их казачью партию РФ, которая уже почила в бозе, а попросту практически осталась на бумаге. Кто только не пытался на казачьей теме сделать себе дивиденды, Бог ты мой, это и сейчас продолжается, правда не в такой страшной форме как раньше, ибо все уже наелись этим.

    Я не могу судить, прав или нет Водалацкий и партия поддерживающая его? Нужен он со своей умирающей организацией с довольно забавным названием – СКВРиЗ, или нет? Одно могу сказать четко – все представители родового казачества, а в некоторых местах его зовут как природное, в большинстве своем покинули казачество и просто остались казаками, хранящими традиции многовекового феномена Российской истории где представитель такового, именуется казак, а в множественном числе все ж как не крути называется казачий народ. Этнос это или субэтнос, сейчас уже не важно, ибо возрождение казачество провалилось, а становление как таковое не приняло этой фазы. И хочется верить, что мол где-то в глубинках нашего огромного Отечества все же оно мелкими очагами сохранилось и процветает таким какое он есть, но увы его уже нет осталось только казачье движение. Может шутник и великий выдумщик Алексей Капустин, атаман хутора Приморский, что находится в Санкт-Петербурге все же прав, создавая общество под оригинальным названием – «Колегия ветеранов казачьего движения». Ведь действительно казачества как такового уже нет лишь осталось казачье движение, а судя потому как ему уже 27 лет то и в пору именоваться ветеранским движением.

    Ну и в заключении, обращаясь к представителям казачьего движения, кои суетятся возле казачьего бренда, хочется пожелать искренне удачи и думаю материала этой статьи научит вас быть казаками, но не в коей мере не стать казаком, ибо как можно стать чеченцем, киргизом таджиком или турком. Хотя турком можно. У нас ведь в России, помните слова классика, что не дурак то турок. Так что название статьи — это не оскорбление участникам 4 Круга СКВРиЗ — это философское отступление.

    Директор АНО «НИИ СРНО»,

    кандидат педагогических наук,

    Владимир Владимирович Беличенко

    Читайте так же:

    • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
    • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
    • Как называется рвота после еды Почему тошнит после еды? Причины и лечение Многие задаются вопросом: "Почему тошнит после еды причины и каковы дополнительные симптомы заболеваний, вызывающих тошноту?". Ответы на эти […]
    • Мама воробей как называется Умники и умницы Умные дети — счастливые родители К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ Ответы к стр. 147 — 157 ? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: […]
    • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]
    • Как лилии по другому называются Как лилии по другому называются Главная Вопросы и ответы Почему? Зачем? Как? Для чего? Лилия – символ непорочной, нежной красоты и чистой любви. Именно потому название цветка стало […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *