Как устроен спинной мозг какие функции

Спинной мозг – строение и функции

Морфология и расположение в теле

Спинной мозг отходит от головного и находится в позвоночном канале, который образуют соединённые в кольцо дуги позвонков. Верхняя часть соединена с продолговатым мозгом, нижняя срастается с позвонками копчика.

Выделяют пять отделов спинного мозга:

  • шейный(8 позвонков);
  • грудной(12 позвонков);
  • поясничный(5 позвонков);
  • крестцовый(5 позвонков);
  • копчиковый(1 позвонок).

    Заканчивается спинной мозг на уровне первого поясничного позвонка. Отсюда отходит пучок нервных волокон, который называется конским хвостом. Сужающийся спинной мозг становится концевой или спинномозговой нитью, толщина которой не превышает 1 мм. Конец нити срастается с надкостницей копчикового отдела.

    Рис. 1. Внешнее строение и отделы спинного мозга.

    Длина спинного мозга взрослого варьирует от 40 до 45 см, а ширина – от 1 до 1,5 см. На разных участках позвоночника диаметр не одинаков. Масса мозга составляет в среднем 35 г.

    Оболочки

    Спинной мозг напоминает шнур. Между позвоночным каналом и мозгом находится пространство, заполненное жировой тканью, кровеносными сосудами, спинномозговой жидкостью.

    Непосредственно мозг защищают три оболочки:

  • мягкая– внутренняя, плотно прилегающая к мозгу, состоящая из рыхлой соединительной ткани и содержащая кровеносные сосуды;
  • паутинная– средняя, образующая с мягкой полость, заполненную спинномозговой жидкостью и кровеносными сосудами;
  • твёрдая– верхняя прочная, состоящая из соединительной ткани, имеющей шероховатую наружную и гладкую внутреннюю поверхности.
  • Рис. 2. Оболочки спинного мозга.

    Внутреннее строение

    На поперечном срезе спинной мозг имеет форму бабочки. В центре расположен полый центральный канал, который окружает два типа нервного вещества:

  • серое– скопление нервных клеток (нейронов);
  • белое– скопление отростков (аксонов) нервных клеток.
  • Серое вещество ветвится. В разные стороны отходят утолщённые передние и вытянутые задние рога. В грудном отделе также имеются боковые рога. От передних рогов в разные стороны отходят пучки нервных волокон – передние корешки. К задним рогам подходят задние корешки. Образуется 31 пара, т.е. всего подходит и отходит 64 нервных узлов.

    Снаружи серое вещество окружает плотное белое вещество. Между задними рогами белое вещество образует узкую складку – срединную щель. С другой стороны, между передними рогами находится более широкая складка с небольшой выемкой – срединная борозда.

    Рис. 3. Поперечный срез спинного мозга с отходящими пучками.

    Белое и серое вещество состоят из разных типов ткани и играют определённую роль. Кратко о строение и функции спинного мозга представлено в таблице.

    Вещество

    Состав

    Функции

    Нервные волокна с миелиновой (электроизолирующей) оболочкой

    Проведение нервных импульсов, снабжение спинного мозга кровью

    Нейроглия (вспомогательные клетки нервной ткани)

    Двигательные, промежуточные, вставочные нейроны с отростками без миелиновой оболочки

    Контроль мышечной активности, работы сосудов и сокращений внутренних органов путём передачи сигналов в головной мозг и обратно

    Спинной мозг имеет два утолщения – в шейном (13-15 мм) и поясничном (12 мм) отделах. Отсюда выходит наибольшее количество нервов, направляющееся к верхним и нижним конечностям. Шейное утолщение начинается на уровне 3-4 шейного позвонка и заканчивается на втором грудном позвонке. Поясничное утолщение начинается на уровне 9-10 грудного позвонка и заканчивается на 1 поясничном позвонке.

    Функции

    Спинной мозг играет важную роль в работе центральной нервной системы и выполняет две функции:

  • проводниковую– часть нейронов отвечает за передачу сигналов в головной мозг (восходящие пути), часть принимает сигналы от мозга и отдаёт «приказы» органам (нисходящие пути);
  • рефлекторную– сигналы поступают от рецепторов в спинной мозг и напрямую по рефлекторной дуге получают обратную реакцию.
  • Благодаря рефлекторной функции рука отдёргивается «сама» при ожоге или происходит чихание при попадании раздражителя в нос.

    Что мы узнали?

    Из темы статьи по анатомии для 8 класса узнали о внешнем и внутреннем строении спинного мозга, а также его функциях. Спинной мозг осуществляет рефлексы и моторную деятельность организма, контролирует работу внутренних органов, передавая сигналы в головной мозг и получая «ответ».

    Как устроен спинной мозг

    Спинной мозг располагается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж, его длина у взрослого составляет 42–46 см. В области I шейного позвонка он переходит в продолговатый мозг.

    На уровне I–II поясничного позвонка он истончается и переходит в тонкую нить.

    Толщина спинного мозга – 1 см. В нем имеются два утолщения: шейное и поясничное. Спинной мозг состоит из 31–32 сегмента из них 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1–2 копчиковых.

    Сегмент – участок спинного мозга, содержащий передние и задние корешки. Шейное утолщение спинного мозга расположено на уровне от V шейного до I грудного сегмента. Оно обеспечивает иннервацию верхних конечностей. Поясничное утолщение располагается от I–II поясничного до I–II крестцового сегмента. Оно осуществляет иннервацию нижних конечностей. Передние корешки спинного мозга включают в себя двигательные волокна, задние корешки – чувствительные волокна. В области межпозвоночного узла эти волокна соединяются и образуют смешанный нерв. Спинной мозг имеет переднюю срединную щель, заднюю срединную борозду, а также передние и задние латеральные борозды, которые расположены симметрично.

    Также имеется передний канатик, расположенный между передней срединной щелью и передней латеральной бороздой; боковой канатик – между латеральными бороздами (передний и задний). Задний канатик расположен между задней срединной и задней латеральной бороздами. Передние корешки спинного мозга выходят из передней латеральной борозды. Задние корешки входят в спинной мозг в области задней латеральной борозды. Центральная часть спинного мозга образована серым веществом, периферическая – белым. Обе половины спинного мозга соединяются спайками серого и белого вещества. Передняя серая спайка расположена кпереди от центрального канала, далее находится передняя белая спайка. Кзади от центрального канала сначала находится задняя серая, а затем задняя белая спайки.

    В межпозвоночных узлах находится первичные чувствительные клетки. Задние рога содержат чувствительные нейроны. В белом веществе проходят волокна проводящих путей. Благодаря им осуществляется связь спинного мозга с головным, а также различных его частей друг с другом.

    Передние канатики содержат волокна двигательных проводящих путей. К таким путям относятся передний корково-спинномозговой (неперекрещенный пирамидный), преддверно-спинномозговой (вестибулос-пинальный), покрышечно-спинномозговой, передний ретикулярно-спинномозговой.

    Двигательные пути: латеральный корково-спинно-мозговой (перекрещенный пирамидный), красноядерно-спинномозговой, ретикулярно-спинномозговой, оливо-спинномозговой. Боковые канатики содержат восходящие проводящие пути: задний спиномозжеч-ковый, передний спиномозжечковый, латеральный спиноталамический. Задние канатики содержат восходящие волокна, образующие тонкий и клиновидный пучки.

    Как устроен человеческий спинной мозг: строение и функции, чем образовано серое вещество

    Рассматривая тему «Спинной мозг: строение и функции», вы узнаете, в каких процессах участвует данный орган и какие роли ему отведены в жизнедеятельности организма человека, а также других позвоночных. Это один из сложнейших органов, который состоит из волокон, толщиной даже меньшей, чем нитка.

    Спинной мозг – это ключевой орган ЦНС всех позвоночных животных, в том числе и человека. Если в головном отделе формируются сигналы, то спинной приводит их в действие: переводит сигнал в нервы, а те в свою очередь воздействуют на мышечную систему, заставляя ее сокращаться….

    Функции спинного мозга: главное

    Спинной мозг – это сложнейшая по своей структуре система нервных волокон, которые выполняют сразу две важнейшие задачи в жизнедеятельности организма:

    Проводящая функция

    В чем заключается проводящая функция спинного отдела мозга? Любое движение зарождается изначально в вашем головном мозге. К нему приходят импульсы от слизистых оболочек, кожи или внутренних органов, после чего он обрабатывает их и посылает сигнал в спинной мозг, и далее в периферическую нервную систему. Та в свою очередь передает сигналы по нервным окончаниям, которые заставляют ваши мышцы сокращаться.

    Человек при выполнении определенного движения даже не задумывается о том, какие мышцы нужно использовать в данный момент – эту функцию автоматически выполняет спинной мозг.

    Серьезные травмы, к примеру, разрыв органа приводят к частичной или полной потере возможности человека двигаться. В таком случае, информация просто не доходит до нервных окончаний, которые бы заставили мышцы сокращаться.

    Здесь данный орган выступает в качестве промежуточного звена. Проводящая функция спинного мозга очень важна.

    Рефлекторная функция

    Каждый из вас, наверняка, случайно дотрагивался до горячей сковородки. Ваши нервные окончания реагируют на высокую температуру, которая является фактором раздражения. Эта информация отправляется прямиком в спинной мозг. В ответ на контакт с горячей поверхностью задействуется неконтролируемая рефлекторная функция спинного мозга, заставляющая мышцы резко сократиться. Из-за этого сокращения вы сразу же отдернете руку и избежите сильного ожога.

    Рефлекторная функция спинного мозга – это не только отдергивание руки при контакте с огнем. Рефлексом также является кашель во время болезни, закрытие глаз во время контакта с ультрафиолетовым светом, и многие другие неконтролируемые защитные реакции. При этом, за каждый рефлекс отвечает определенный сегмент, и его повреждение вызывает потерю определенного навыка.

    В рефлекторной функции никакого участия не принимает головной мозг. Сам же рефлекс – это естественная защитная реакция организма, которую человек контролировать не способен.

    Научно доказано что, если бы рефлексы обрабатывались и головным отделом, выживаемость человека была гораздо ниже. Он бы намного медленнее реагировал на раздражение, что увеличивало размер повреждений.

    Где располагается орган

    Где расположен спинной мозг? Столь интересный орган хорошо защищен от механических повреждений. Находится он в позвоночном канале. Его диаметр не превышает 1 см. В нем также содержится спинномозговая жидкость, которая выполняет защитные функции и создает благоприятную среду для функционирования клеток. Спинномозговой канал является местом, откуда берут пункцию.

    Сегменты

    Сегмент спинного мозга – это отдельная часть органа, которая отвечает за определенные части тела, а также за работу всех органов. Всего выделяют 31 сегмент. Дабы проще разобраться в функциях каждого из сегментов, которые в совокупности составляют отделы, необходимо составить простую таблицу.

    Отделы спинного мозга и их функции: таблица

    Отделы За что отвечают
    Шейные Движение диафрагмы и локтевых суставов
    Грудные Чувствительность кожи, работа мышечной системы, легких, сердца, пищеварительной системы
    Поясничные Работа простаты, почек, мочевого пузыря, надпочечников, матки, мочеточников
    Крестцовые Центры дефекации, мочеиспускания и эрекции

    Белое и серое вещество

    Данный орган в общем состоит из серого и белого веществ. Серое окружено белым и состоит из нервных волокон и нейроглии (опорная ткань).

    Белое вещество спинного мозга представляет собой скопление небольших пучков нервов. Различают восходящие и нисходящие волокна. Первые, получая информацию от чувствительных нейронов, к примеру, в коже, отправляют сигналы в головной отдел который их обрабатывает.

    Обработанная информация переходит в нисходящие волокна, которые отправляют ее в двигательные клетки.

    Чем образовано серое вещество спинного мозга? Серое вещество – это центральная часть органа, которая состоит из тел нервных клеток.

    Важно! Серое вещество имеет в составе 13-14 млн. нервных клеток.

    Отвечая на вопрос: чем образовано серое вещество спинного мозга, следует сказать, что оно разделено на две боковые части – их называют «крыльями бабочки». «Крылья» соединены центральным каналом толщиной в 1 мм. Каждое «крыло» также состоит из трех выступов (рогов).

    Строение

    Строение спинного мозга человека следующее. Передняя и задняя борозды «расчленяют» орган на две абсолютно симметричные, по отношению друг к другу, части. Между этими половинками находится спинномозговой канал, в котором содержится ликвор. Длина спинномозгового канала составляет порядка 45 см.

    Внешний отдел мозга состоит из белого вещества, о котором упоминалось выше, сосудов, поставляющих кровь, и соединительной ткани.

    Серое вещество в анатомии распределяют на рога:

    • передние (передают импульсы в мышцы, заставляя их двигаться),
    • боковые (принимают информацию от кожи, мышц и т.д.),
    • задние (отправляют сигналы в головной мозг).

    Корешки

    Рассматривая функции спинного мозга и его строение, нельзя не упомянуть так называемые корешки спинного мозга.

    Если кратко, то корешки спинного мозга – это пучки нервных волокон, которые входят в какой-либо сегмент органа и образуют спинномозговые нервы.

    Корешки образуют чувствительную часть спинномозгового нерва. Состоит корешок из двигательных нервных волокон, которые являются отростками передних рогов серого вещества.

    Это интересно! Как мы устроены: строение человека — внутренние органы в подробном описании и схема расположения

    Интересные факты о спинном мозге

    Данный орган до сих пор не изучен полностью – он скрывает еще множество тайн от докторов, а их разгадка в будущем может привести к излечению ныне неизлечимых болезней нервной системы. Вашему вниманию представлены несколько интересных фактов об этом удивительном органе:

    1. Если позвоночник растет на протяжении 20 лет, то спинной мозг только 5 лет.
    2. Стресс приводит к серьезному уменьшению количество нейронов. Если нормальное количество нейронов составляет 13-14 млн, то в результате стресса их число падает в двое – особенно это касается беременных женщин.
    3. В процессе эволюции позвоночных организмов сначала появился спинной мозг, а уже затем головной. Первый выполнял все простейшие функции, включая рефлекторные.
    4. Некоторые живые существа способны жить после потери головного мозга, оставаясь только со спинным.
    5. Повреждения определенного участка органа не только вызывает потерю чувствительности ниже места разрыва, но и возможность потеть. Это заставляет людей с травмами больше находится в тени, так как тело частично потеряло функцию терморегуляции, которая крайне важна для жизнедеятельности.
    6. Ученые до сих пор не пришли к общему выводу, и не могут установить механизм выпадения волос по всему телу у людей с повреждениями спинного мозга.
    7. Если был затронут грудной отдел органа, то человек способен потерять способность кашлять.
    8. Биопсия и анализ белого вещества органа позволяет обнаружить сотни и тысячи болезней человека.
    9. Спинной мозг очень тонко чувствует ритм музыки, а потому автоматически способен посылать сигналы, которые заставят тело двигаться в ритм.
    10. Люди со здоровым позвоночником гораздо активнее в сексуальной жизни.

    Итак, мы разобрались в теме: «Спинной мозг: строение и функции» и пришли к выводу, что это орган позвоночных организмов, который является промежуточным звеном между головным мозгом и периферической НС.

    К его функциям относят проводящую и рефлекторную. Белое вещество спинного мозга, как и серое, входит в состав органа.

    Также мы выяснили, чем образовано серое вещество спинного мозга.

    Данный орган контролирует абсолютно все двигательные процессы в организме, включая сокращение сердечных мышц, дыхание и движение конечностей.

    Изучаем анатомию спинного мозга

    Расположение спинного мозгу и его функции

    Вывод

    Таким образом, потеря определенных функций, к примеру, движений ног, позволяет определить, какой именно отдел оказался поврежден. Травмы данного органа являются одними из самых серьезных, и повреждения зачастую оказываются неисправимыми. Главное, следить за здоровьем своего позвоночника, и не перенагружать его без серьезной необходимости.

    Орган расположен в позвоночном канале, а его длина составляет не более 45 см, что меньше, чем длина самого позвоночника. Это обусловлено тем, что мозг растет только до пятилетнего возраста, а позвоночник, как правило, до конца полового созревания.

    ЭСБЕ/Спинной мозг, болезни его

    < Спинной мозг, физиология Спинной мозг, болезни его
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    Спинно-мозговой канал >
    Словник: София — Статика. Источник: т. XXXI (1900): София — Статика, с. 211—214 ( скан )

    Спинной мозг, болезни его. — Проявления болезней С. мозга определяются естественным образом условиями его строения и физиологической ролью его частей. Наружные отделы его — белые столбы — представляют группы нервных проводников, служащих для передачи импульсов от головного мозга к периферии и обратно; притом, как выяснено в ст. Спинной мозг, каждая группа проводников занимает более или менее обособленное положение. Двигательные, центробежные проводники, передающие возбуждение от головного мозга к мышцам туловища и конечностей, проходят главным образом в задней части боковых столбов (так называемые пирамидальные пучки), причем проводники из правого мозгового полушария лежат в правой половине С. мозга, а из левой в левой. Чувствительные же центростремительные проводники лежат в задних столбах, отчасти также в боковых, и они перекрещиваются здесь; отдельные проводники для болевой и температурной чувствительности, по-видимому, лежат не в белых столбах, а в сером веществе С. мозга, в задних отделах последнего. А затем внутренняя часть С. мозга — серое вещество — представляет собой ряд центральных аппаратов с определенными, до известной степени независимыми от головного мозга отправлениями. Прежде всего группы клеток, наполняющие передний отдел серого вещества (передний рог), служат источником питания тех мышц, с которыми они связаны посредством передних корешков. Связь эта устроена таким образом, что каждая пара корешков, отходящая от С. мозга, содержит в себе питательные (трофические) проводники приблизительно для соответственного уровня туловища. Для конечностей же трофические центры лежат в утолщениях С. мозга — для верхних в шейном, для нижних в поясничном. Эти же клетки передних рогов служат передаточной станцией для двигательных импульсов, идущих к мышцам из головного мозга, они здесь прерываются и передаются двигательным волокнам передних корешков, доводящим их до периферических нервов и мышц. Далее, в этих клеточных группах рассеиваются окончания, центростремительных (чувствительных) проводников, несущих импульсы с периферии (кожи, мышц, сухожилий, суставов) к головному мозгу; хотя эти импульсы находят свою окончательную станцию лишь в мозговых полушариях, но предварительно они передаются двигательным центрам С. мозга, и эта передача служит основой для важнейшей функции серого вещества последнего — рефлекторной. Благодаря этой рефлекторной деятельности, через С. мозг, независимо от головного, совершается целый ряд актов, как-то: поддержка мышц в известном напряжении (мышечный тонус), сосудодвигательная иннервация (через мышцы сосудов), автоматическая функция мочевого пузыря и прямой кишки, деятельность полового аппарата и др.

    Значение только что изложенных отношений строения и отправлений С. мозга для болезней последнего выясняется наилучшим образом при довольно распространенном заболевании С. мозга, заключающемся в прижатии его на ограниченном протяжении. Такое прижатие или сдавливание (compressio) может зависеть от местного сужения позвоночного канала, обусловленного смещением какого-нибудь позвонка, например при вывихе или переломе, или при патологическом процессе костей, например при бугорчатке их; кроме того, сужение канала может зависеть от нароста на внутренней поверхности позвонка, или от местного утолщения оболочек С. мозга и т. п. При таком прижатии С. мозга он истончается до размеров гусиного пера на небольшом протяжении: прижатое место служит препятствием для прохождения импульсов как центростремительных, так и центробежных. Поэтому все части, получающие свою иннервацию через корешки, отходящие от С. мозга ниже уровня прижатия, с одной стороны будут лишены возможности воспринимать двигательные импульсы из головного мозга, следовательно, парализованы, а с другой стороны — из них не будут поступать в головной мозг (сознание) воспринимаемые ими раздражения, следовательно, они будут нечувствительны. Если прижатое место будет лежать в грудной части С. мозга, между шейным и поясничным утолщением, как это бывает в преобладающем числе случаев, то человек потеряет способность двигать ногами и ощущать прикосновение к ногам или боль при уколах и других раздражениях ног. Так как при этом будут разобщены с головным мозгом также центры для мочеиспускания и прямой кишки, то, кроме того, эти акты будут изъяты из сферы воли и совершаться непроизвольно, благодаря тому же разобщению с головным мозгом, устраняется задерживающее влияние последнего на рефлексы, совершающиеся через С. мозг ниже прижатого места, и потому эти рефлексы будут усилены, напряжение мышц нижних конечностей повышено, в них обнаружатся судорожные (спастические) явления. А так как при всем том серое вещество на всех уровнях С. мозга (за исключением небольшого прижатого участка) сохраняет свою целость и способность к деятельности, то питание мышц не будет нарушено, и в парализованных ногах не явится атрофии, несмотря на то, что паралич их, если препятствие на протяжении С. мозга не будет устранено, останется в том же виде многие годы подряд. Совсем другая картина получится, если по каким-нибудь причинам произойдет разрушение ткани С. мозга, хотя бы на небольшом протяжении в длину, но с участием белого и серого вещества в болезненном процессе, например, при нанесении раны С. мозгу ножом или пулей, или при остром воспалении его, или кровоизлиянии из его сосудов. Во всех этих случаях возникает патологический процесс, называемый миелитом (myelitis), сводящийся к уничтожению нервных клеток и волокон на более или менее ограниченном протяжении, с превращением спинно-мозгового вещества в размягченную массу. Этот участок разрушенной ткани, прежде всего, также как прижатие, разобщит нижележащие отделы с головным мозгом и также даст картину паралича с потерей чувствительности и нарушением отправлений мочевого пузыря и прямой кишки. Но к этой картине присоединятся явления, обусловленные потерей функции самого серого вещества, и это выразится потерей рефлексов, совершающихся через заболевший участок, и нарушением питания мышц и кожных покровов, подчиненных этому участку. Если миелит займет поясничное утолщение — что бывает нередко — то в парализованных нижних конечностях скоро обнаружится прогрессирующее исхудание (так называемая дегенеративная атрофия) мышц и в кожных покровах спины станет заметной наклонность к пролежням. Если пораженный миелитом участок лежит выше поясничного утолщения, то паралич ног не будет сопровождаться атрофией, так как по отношению к ногам окажется нарушенной лишь двигательная иннервация, питание же их мышц, благодаря сохранности серого вещества в поясничном утолщении, не пострадает. Кроме того, в первом случае вместе с параличом и атрофией мышц нижних конечностей получится потеря рефлексов в них и полная бездеятельность мочевого пузыря и прямой кишки, так как все эти центры захвачены разрушительным процессом. Во втором же случае, т. е. при локализации миелитического очага над поясничным утолщением, эти рефлекторные акты могут сохраняться. Картина болезни очень тяжелая и, благодаря расстройству мочеиспускания и пролежням, острый миелит принадлежит к весьма серьезным страданиям, легко приводящим к смертельному осложнению. Даже когда удается предупреждать такие осложнения, паралич при миелите длится многие месяцы. Притом в большинстве случаев остаются некоторые следы болезни навсегда, в зависимости от так называемых вторичных перерождений С. мозга. Явление это заключается в том, что при нарушении целости С. мозга, проходящие вдоль него проводниковые волокна довольно быстро теряют навсегда свое строение и свою проводниковую способность (перерождаются), начиная с того уровня, где прервана их связь с их источником. Например, двигательные проводники, исходящие из головного мозга, занимающие в С. мозгу область так называемых пирамидальных пучков (см. Спинной мозг) и проводящие двигательные возбуждения сверху вниз, перерождаются от уровня повреждения книзу; а чувствительные проводники, вступающие в С. мозг извне через задние корешки и проходящие в нем вверх по задним столбам, перерождаются от уровня повреждения кверху. Поэтому, если больной и оправится от острого миелита, то все-таки за время болезни в его С. мозгу разовьются вторичные перерождения, которые уже неисправимы, и отправления С. мозга в некоторой степени пострадают навсегда. Воспалительный процесс, приводящий к уничтожению нервных элементов в сером и белом веществе С. мозга, может развиваться также исподволь, постепенно, и тогда мы имеем дело с хроническим миелитом. В таких случаях картина болезни зависит от того, какие участки, на каком уровне и протяжении лишаются функциональной способности. В зависимости от этого у больного постепенно возникает слабость движений в нижних или верхних конечностях, или в тех и других; слабость может дойти до полного паралича или вызывать лишь затруднение походки и потерю обычной трудоспособности, расстройство почерка, дрожание и т. п. Чувствительность кожных покровов представляет в разных местах расстройства в виде притупления или потери осязательной способности, а также температурного и болевого чувства. Мышцы туловища и конечностей могут сохраняться или местами обнаруживать атрофию. Точно также функции мочевого пузыря и прямой кишки, а равно другие спинно-мозговые рефлексы нарушаются в той или другой степени и форме.

    Описанные три болезни С. мозга — прижатие, острый и хронический миелит — представляют такие поражения, при которых болезненный процесс распространяется по белому и серому веществу С. мозга в зависимости от случайных причин — повреждения, ранения, кровоизлияния или воспаления. Нередко, однако, наблюдаются такие отношения, при которых разрушительный процесс как бы выбирает определенную систему элементов спинного мозга, распространяясь только по ней и оставляя нетронутыми соседние участки, которые несут другую функцию. Эти болезни, в свою очередь, разделяются на такие, которые поражают только серое вещество, и на такие, которые занимают только белые столбы С. мозга. Из первых наиболее типично и распространено острое воспаление серого вещества передних рогов, иначе называемое передним полиомиелитом (????? — серый). Нервные клетки, составляющие главное содержимое переднего серого рога, суть трофические (питательные) центры для мышц, и из этих клеток отходят передние корешки, несущие к мышцам двигательные импульсы. Соответственно этому существенный симптом переднего полиомиелита сводится к параличу и атрофии мышц на том протяжении, на котором эти центры разрушены воспалительным процессом. Болезнь эта поражает преимущественно ранний детский возраст и известна также под названием «детский паралич» (см.). Когда разрушительный процесс распространяется по серому веществу передних рогов постепенно, то получается клиническая картина прогрессивной мышечной атрофии (см.). В известном ряду случаев одновременно с передними рогами поражается также серое вещество задних рогов. Это бывает преимущественно при своеобразном хроническом процессе, носящем название глиоматоза и имеющем ту особенность, что патологическая ткань, образующаяся в сером веществе С. мозга, всасывается и оставляет за собой полости; отсюда возникло анатомическое название «сирингомиелия», обозначающее находку полостей внутри С. мозга, причем места этих полостей соответствуют передним и задним отделам серого вещества. В связи с мышечными атрофиями, зависящими от поражения передних рогов, появляются характерные расстройства кожной чувствительности, а именно, так как в задних отделах серого вещества лежат проводники для болевого и температурного чувства, осязательные же ощущения проводятся через белые столбы, которые не участвуют в процессе, то при сирингомиелии получается частичное расстройство чувствительности — теряется способность на различных участках тела ощущать боль и различать тепло и холод, при сохранности осязания. Болезнь эта поражает преимущественно молодой возраст, она развивается крайне медленно, исподволь, и тянется многие годы. Из группы тех заболеваний, которые ограничиваются белыми столбами, прежде всего следует упомянуть о так называемом склерозе задних столбов С. мозга, которому соответствует спинная сухотка (см.). Процесс аналогичный тому, который лежит в основе спинной сухотки и который по существу сводится к постепенному уничтожению нервных волокон, поражает иногда другие отделы белых столбов, ограничиваясь притом определенной системой проводников. Если он выбирает боковые столбы, в которых заложены пирамидные пучки, то, при сохранности остальных отправлений С. мозга, затрудняется передача двигательных импульсов к мышцам, вследствие этого возникает расстройство походки, доходящее иногда до паралича ног, а вместе с тем в мышцах развивается судорожное напряжение с повышением рефлексов. Это заболевание обозначается названием спастического спинно-мозгового паралича (tabes spastica). Иногда поражение боковых столбов развивается одновременно с описанным выше передним полиомиелитом и тогда клиническая картина выражается в сочетании спастического паралича с мышечными атрофиями. При такой комбинации, носящей название амиотрофического бокового склероза, обыкновенно процесс распространяется по спинному мозгу снизу вверх и захватывает также ткань продолговатого мозга, содержащего центры дыхания, глотания и других важнейших жизненных функций, а поэтому мы здесь имеем дело с очень тяжким страданием, приводящим к смерти в течение 2—3 лет и даже скорее. Следует упомянуть, что кроме перечисленных выше болезней С. мозга есть еще некоторые, например воспаление спинно-мозговых оболочек (спинальный менингит), сифилитические поражения, опухоли (рак, глиома, саркома) и проч. Описание каждой из них здесь невозможно, для общей же характеристики их надо иметь в виду, что и в них сущность клинической картины определяется главным образом тем, на каком уровне и в каких отделах белого и серого вещества гнездится поражение.

    Что касается причин заболеваний С. мозга, то в общем можно сказать, что наряду со случайными ранениями и повреждениями С. мозга, здесь большую роль играет, с одной стороны врожденное предрасположение, с другой — отравление организма различными ядами в широком смысле слова. Под отравлением здесь разумеется также воздействие на ткань С. мозга вредных веществ, вырабатываемых внутри тела — так называемое самоотравление (автоинтоксикация). Сюда относится, например, влияние тифа, оспы или другой инфекционной болезни, перенесенной субъектом, у которого вслед за тем развивается тот или другой спинно-мозговой процесс; далее, громадное значение имеет сифилис, в качестве прямой или отдаленной, косвенной причины самых разнообразных спинно-мозговых страданий. Кроме того, имеют пагубное влияние на С. мозг яды, вносимые в организм извне — хроническое отравление свинцом, ртутью, алкоголем (пьянство). Лечение болезней С. мозга в большинстве случаев принадлежит к крайне неблагодарным задачам. Успешности его мешают главным образом два обстоятельства: с одной стороны целый ряд хронических страданий С. мозга имеет неудержимую наклонность к прогрессированию, а с другой стороны даже при отсутствии такой склонности разрушенная ткань С. мозга не восстановляется. Поэтому лишь в редких случаях болезнь С. мозга проходит без всяких следов, а в большинстве страдания его или протекают крайне неблагоприятно, ухудшаясь постепенно, или оставляют за собой те или другие расстройства походки, чувствительности, питания мышц, кожи и проч. Лечебные приемы чрезвычайно разнообразны и заключаются, помимо внутренних лекарств, в применении ванн, электричества, прижиганий позвоночника, вытяжении его и проч. В некоторых редких случаях при опухолях С. мозга прибегают к хирургическому вмешательству — вскрытию позвоночного канала.

    Где находится и за что отвечает спинной мозг у человека?

    Спинной мозг – это важное звено, которое передает команды головного мозга человека. Именно этот орган отвечает за все движения рук и ног, а также за дыхание и пищеварение. Спинной мозг имеет очень сложную структуру и располагается в канале по всей длине позвоночника. Этот канал надежно защищен специальной трубкой.

    Переоценить значимость спинного мозга очень сложно, ведь только с его помощью осуществляются все двигательные функции у человека. Даже биение сердца регулируется с помощью сигналов, проводником которых является спинномозговая структура. Длина данного органа, конечно, меняется с возрастом и у человека средних лет может составлять в среднем 43 см.

    Структура спинного мозга

    Анатомия спинного мозга предполагает его условное разделение на несколько отделов:

    • шейный отдел является переходом спинного мозга в головной;
    • в грудном отделе толщина спинного мозга наименьшая;
    • в поясничном отделе находятся нервные окончания, отвечающие за действие конечностей;
    • крестцовый отел выполняет ту же функцию, что и поясничный;
    • копчиковый отдел образует конус и является окончанием спинного мозга.
    • Защиту спинного мозга осуществляют 3 оболочки, покрывающие его по всей длине. Эти оболочки получили названия мягкой, паутинной и твердой. Мягкая мозговая оболочка, внутренняя, находится ближе всего к органу и обеспечивает снабжение его кровью, являясь вместилищем кровеносных сосудов. Паутинная мозговая оболочка является средней по своему расположению. Пространство между мягкой и паутинной оболочками заполнено жидкостью. Эта жидкость называется спинномозговой или, по медицинской терминологии, ликвором. Именно эта жидкость представляет интерес для медиков при взятии пункции.

      Являясь частью центральной нервной системы, мозг формируется уже в начале 4 недели развития плода внутри материнской утробы. Однако некоторые части данного органа полностью формируются только к 2 годам жизни ребенка.

      Твердая спинномозговая оболочка является внешней или наружной. Эта оболочка служит для проведения и поддержания нервных окончаний – корешков. Так называемые связки, являющиеся частью анатомии спинного мозга, служат для закрепления органа на позвоночнике. Каждая такая связка находится внутри спинномозгового канала. Через центральную часть спинного мозга проходит небольшая трубочка, которая называется центральным каналом. В нем тоже находится спинномозговая жидкость, или ликвор. Так называемые щели, вдающиеся внутрь спинного мозга, условно разделяют его на левую и правую половинки.

      Каждое такое нервное волокно является проводником нервных импульсов, которые несут в себе специфическую информацию.

      Сегменты спинномозгового тяжа

      Сегменты являются условными составными частями спинного мозга. Каждый сегмент располагает в себе нервные корешки, связывающие нервы с определенными органами и частями человеческого организма. Из каждого сегмента выходит по 2 корешка – передние и задние. Каждый корешок передней пары отвечает за передачу информации для сокращения тех или иных групп мышц и носит название двигательного. Задние же корешки отвечают за передачу информации в обратном направлении – от рецепторов в спинномозговой канал. По этой причине корешки получили название чувствительных.

      Борозды являются вторым типом углублений в спинном мозге. Такие борозды условно делят мозг на канатики. Всего таких канатиков насчитывается 4 штуки – два на задней части канала и по одному по бокам. Нервы, представляющие собой основу спинного мозга, проходят по этим канатикам в виде волокон.

      Каждый сегмент располагается в своем отделе, несет вполне определенные функции и выполняет конкретные задачи. В каждом отделе находится сразу несколько сегментов. Так, в шейном отделе их 8, в грудном – 12, в поясничном и крестцовом отделах – по 5. Остался копчиковый. Дело в том, что это единственный отдел, который может содержать неопределенное количество сегментов – от 1 до 3.

      Промежутки между позвонками служат для проведения корешков конкретных сегментов. Корешки, в зависимости от расположения отдела, могут быть разной длины. Это связано с тем, что в разных отделах расстояние от спинного мозга до межпозвонкового пространства неодинаково. Направление корешков тоже может отличаться от горизонтального.

      Любой сегмент имеет свою зону ответственности: мышцы, органы, кожа и кости. Данное обстоятельство дает возможность опытным нейрохирургам без труда определять зону поражения в спинном мозге исходя из чувствительности той или иной области организма человека. Этот принцип учитывает чувствительность как, например, кожи, так и мышц и различных органов человека.

      В строении данного органа выделяют наличие еще двух веществ – серого и белого. По серому цвету спинномозгового вещества можно определить место расположения нейронов, а белый выдает присутствие самих нервных волокон. Белое вещество, расположенное в виде крыльев бабочки, имеет несколько выступов, напоминающих рога. Различают передние, задние и боковые рога. Последние встречаются не во всех сегментах. Передние рога – это нейроны, ответственные за двигательные функции организма. А задние рога представляют собой те нейроны, которые воспринимают входящую информацию от рецепторов. Каждый из боковых рогов отвечает за функционирование вегетативной системы человека.

      За работу внутренних органов отвечают специальные отделы спинного мозга. Так, каждый сегмент связан с определенным органом. Этот факт широко используется при диагностике.

      Функции и особенности физиологии

      У спинного мозга различают две функции – проводниковую и рефлекторную. Рефлекторная функция отвечает за реакцию человека на внешние раздражители. Пример для демонстрации рефлекторной функции – температурное воздействие на кожу. Если человек обжигается, он отдергивает руку. Это и есть проявление рефлекторной функции спинного мозга. Она очень важна, так как защищает человека от нежелательных внешних воздействий.

      Механизм рефлекторного действия заключается в следующем. Рецепторы на коже человека являются чувствительными к горячему и холодному. Информацию о любом воздействии на кожу рецепторы моментально передают спинному мозгу в виде импульса. Для такой передачи используются специальные нервные волокна.

      Импульс принимает нейронное тело, расположенное в пространстве между позвонками. Тело нейрона и нервное волокно связаны между собой так называемым спинномозговым узлом. Далее импульс, поступивший от рецептора и прошедший по волокну и через узел, передается задним рогам, рассмотренным выше. Задние рога передают импульс другому нейрону. Расположенный уже в передних рогах, этот нейрон, которому был передан импульс, является двигательным, и таким образом формируется импульс, заставляющий руку отдергиваться, например, от горячего чайника. При этом мы не думаем, отдернуть руку или нет, она делает это как будто сама.

      Данный механизм описывает общий принцип создания рефлекторной дуги, которая обеспечивает замкнутый цикл от получения команды от рецептора до передачи двигательного импульса мышце. Этот механизм есть основа рефлекторной функции.

      Типы рефлексов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Каждая дуга замыкается на определенном уровне. Например, любимый рефлекс, проверяемый невропатологом, при ударе под коленной чашечкой замыкает свою дугу на 3 или на 4 сегменте поясничного отдела спинного мозга. Кроме того, по уровню внешнего воздействия различают поверхностные рефлексы и глубокие. Глубокий рефлекс как раз определяется при воздействии молотком. Поверхностные же возникают при легком касании или уколе.

      Передача импульсов от рецепторов в мозговой центр называется проводниковой функцией спинного мозга. Часть этого механизма была рассмотрена выше. Центром при этом является головной мозг. То есть мозг спинного отдела является в этой цепочке посредником. Проводниковая функция обеспечивает передачу импульсов и в обратном направлении, например, от головного мозга к мышцам. Проводящую функцию обеспечивает белое вещество. После обработки головным мозгом переданного импульса человек получает то или иное ощущение, например, осязательного характера. При этом мозг спинного отдела сам по себе не делает ничего, кроме точной передачи импульсов.

      Если хотя бы одно звено по передачи информации нарушено, то человек может лишиться каких-то чувств. Нарушение в деятельности спинного мозга может возникнуть при травмах спины. Итак, мы выяснили, что проводниковая функция обеспечивает движение тела человека в одном направлении и формирует ощущения, проводя информацию в другом. Какое количество нейронов и связей при этом задействуется? Они исчисляются тысячами, и подсчитать точное количество невозможно.

      Но это еще не все, проводниковая функция спинного мозга управляет и органами человека. Например, через спинной отдел сердце человека получает информацию от головного мозга о необходимой в данный момент частоте сокращений. Таким образом, переоценить значимость спинного мозга очень трудно. Ведь все функции организма без исключения проходят через спинной отдел мозга. Понимание того, как устроен спинной мозг человека, широко используется в неврологии для безошибочного определения причин тех или иных расстройств.

      Урок 22. «Спинной мозг — главный нервный кабель организма и регулятор его жизненных процессов»

      Урок с видеоматериалами разработан по учебнику «Человек и окружающая среда» Анастасова Л.П. и др, для пред профильного обучения с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта, необходимостью формирования и развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

      Тип урока- комбинированный

      Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

      -осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

      -разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

      -формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

      Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями — важную составляющую культуры каждого человека;

      Развивающие: развивать познавательно — практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

      Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

      Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

      Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

      Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

      влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

      подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

      — установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

      основную биоэкологическую терминологию и символику

      формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

      Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

      Форма урока— традиционная

      Технология- проблемного обучения

      Изучение нового материала

      СПИННОЙ МОЗГ — ГЛАВНЫЙ НЕРВНЫЙ КАБЕЛЬ ОРГАНИЗМА И РЕГУЛЯТОР ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

      Все органы, ткани и даже отдельные клетки живого организма снабжены специальными образованиями, воспринимающими раздражения, исходящие как из внешней, так и из внутренней сре­ды. Они называются рецепторами и отличаются большим разно­образием в строении, что соответствует многообразию их функций.

      Раздражения, воспринимаемые ими, передаются по чувствитель­ным проводникам в составе соматических нервов и задних кореш­ков в спинной мозг, который выполняет функции. По его восходящим проводящим путям сигналы, поступающие от кожи, мышц, сухожилий, внутренних органов, кровеносных сосудов, устремляются вверх, к головному мозгу. А по нисходящим прово­дящим путям «летят приказы» из головного мозга на периферию. При обязательном участии спинного мозга совершаются все двигательные акты организма. Поэтому травмы спинного мозга при­водят к различным расстройствам двигательных функций, а иногда и полному параличу.

      По своему происхождению спинной мозг более древнее образо­вание нервной системы по сравнению с головным мозгом, и анато­мически он устроен более просто. По виду спинной мозг напоминает несколько уплощенный в переднезаднем направлении цилиндрический тяж, заключенный в мощный и одновременно гибкий костный футляр. Спереди спинной мозг защищен телами позвонков, а сбоку и сзади — их дугами . Помимо костных стенок, спинной мозг предохраняют еще оболочки, жировая про­кладка и заполняющая меж оболочное пространство жидкость — ликвор (образуется в головном мозге). Спинной мозг немного короче позвоночника: он начинается от продолговатого мозга и кончается конусовидно на уровне первого-второго поясничного позвонка. Его делят на сегменты — участки мозга с парой передних и парой зад­них корешков и различают: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1—3 копчиковых. Каждый сегмент отвечает за функцию определенной группы мышц и участка кожи.

      Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга, то хорошо видно серое вещество , внешне напоминающее бабочку с раскрытыми крыльями, которое образовано огромным числом нейронов. В каждом сегменте их десятки и сотни тысяч. Широкие правый и левый выступы серого вещества называют передними рогами. В них сосредоточены группы крупных двигательных нейронов. Их нервные волокна, собираясь в пучки, выходят из спинного мозга и образуют передние корешки, которые слива­ются с задними корешками и уже в составе спинномозгового нерва направляются к скелетным мышцам: один корешок — в левую половину тела, другой — в правую. В спинномозговых уз­лах , прилегающих к задним корешкам, сосредоточены еще и чувствительные нейроны, которые идут на периферию тела и окан­чиваются чувствительными нервными рецепторами, залегающими в коже, в подкожной клетчатке, мышцах, кровеносных сосудах и других органах. Центральные отростки чувствительных нейронов в составе задних корешков проникают в спинной мозг и оканчива­ются на клетках задних рогов , которые называются вставоч­ными или ассоциативными нейронами. Они передают импульсы с чувствительных нейронов на двигательные.

      Задания. 1. Объясните, что произойдет с вами, если вы случайно при­коснетесь к раскаленному утюгу. 2. Почему, исследуя сухожильный ко­ленный рефлекс, врач может судить о функциональном состоянии опре­деленного участка спинного мозга и его проводящих путей?

      Анатомия спинного мозга

      Как устроен спинной мозг?

      CogniFit — Человеческий мозг

      Для моих тренировок

      Для оптимизации работы с пациентами

      Для использования членами моей семьи

      Для оптимизации работы с учениками

      Для проведения научных исследований

      Пожалуйста, подтвердите, что тренировки и/или тесты предназначены для вас. Вы создадите персональную учётную запись. Этот вид учётной записи разработан специально для того, чтобы помочь вам оценить и тренировать ваши когнитивные способности.

      Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам, предназначенным для ваших пациентов. Вы создадите учётную запись для управления пациентами. Эта учётная запись специально разработана в помощь специалистам в области здравоохранения (врачам, психологам и т.д.) для диагностики когнитивных расстройств и вмешательства.

      Подтвердите, что вы хотите предложить когнитивные тренировки и/или тесты вашим родным или друзьям. Вы создадите семейную учётную запись. Эта учётная запись создана для того, чтобы члены вашей семьи получили доступ к тестам и тренировкам CogniFit.

      Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для участников вашего исследования. Вы создадите учётную запись для исследователей. Эта учётная запись специально разработана в помощь учёным при исследовании когнитивных областей.

      Подтвердите, что вы хотите получить доступ к когнитивным тренировкам и тестам для ваших учеников. Вы создадите учётную запись для управления учениками. Эта учётная запись специально разработана в помощь при диагностике и лечении когнитивных расстройств у детей и учащейся молодёжи.

      При регистрации и использовании CogniFit вы соглашаетесь с тем, что вы прочитали, поняли и принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности CogniFit.

      Человеческий мозг

      Получить доступ к клиническим упражнениям для тестирования мозга

      Стимулируйте ваш мозг, тренируйте мозговые функции

      Восстановление и улучшение регенерации мозга. Попробуйте!

      Что такое мозг?

      Что такое головной мозг? Мозг — это сложный орган, который является частью Центральной Нервной Системы (ЦНС). Он расположен в передней и верхней части черепной полости, а также присутствует во всех позвонках. В черепной коробке мозг плавает в прозрачной жидкости, называемой спинномозговой жидкостью, которая даёт ему как физическую защиту, так и иммунитет.

      Мозг — это мышца? Мы часто слышим, что для того, чтобы не атрофироваться, мозг, как и мышцы, должен тренироваться. Несмотря на это, важно помнить, что головной мозг не является мышцей. Мозг состоит не из миоцитов, а из миллионов нейронов, связанных между собой при помощи аксонов и дендритов. Каждый по отдельности и все вместе они регулируют функции нашего мозга и тела. Наше дыхание, питание и сон, способность рассуждать, влюбляться и спорить, — всё это контролируется нашим мозгом.

      Зачем нужен мозг? Функции мозга

      Мозг является главным органом ЦНС, контролирующим и регулирующим большинство функций человеческого организма. Начиная от жизненно важных, таких, как, например, дыхание или сердечные ритмы, сон, голод, жажда, до высших функций: рассуждение, память, внимание, контроль эмоций и поведение.

      Мозг регулирует все производимые нами во сне и наяву действия: когда мы дышим или глотаем, смотрим, слушаем, что-то трогаем или пробуем, читаем или пишем, поём или танцуем, думаем в тишине или говорим, любим или ненавидим, ходим или бегаем, планируем или действуем спонтанно, представляем или создаём, и т.д. Составим список основных функций мозга:

      • Контроль жизненных функций: контроль температуры тела, артериального давления, частота сердечных сокращений, дыхание, сон, питание.
      • Приём, обработка, интеграция и интерпретация всей полученной от органов чувств информации: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
      • Контроль движений и поз тела: ходьба, бег, речь, стояние на месте.
      • Отвечает за наши эмоции и поведение.
      • Позволяет нам думать, рассуждать, чувствовать, быть.
      • Контролирует высшие когнитивные функции: память, обучаемость, восприятие, исполнительные функции…
      • «Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга возникают наши радости, удовольствия, смех и шутки, точно так же как и наши горести, боль, печаль и слёзы. Благодаря мозгу мы приобретаем мудрость и знания, видим и слышим, отличаем уродливое от прекрасного, плохое от хорошего, вкусное от пресного. Из-за мозга мы сходим с ума и бредим, нас одолевает страх и ужас. Нам приходится всё это терпеть, когда мозг нездоров. В связи с чем я придерживаюсь мнения, что этот человеческий орган обладает огромной властью” Гиппократ (IV в. до н.э.) «О священной болезни».

        Гиппократ догадался, что человеческий мозг является одним из самых сложных, загадочных и в то же время совершенных творений природы. В своё время Гиппократ и его современники даже не могли себе представить как далеко мы продвинемся в изучении мозга. Благодаря технологическим достижениям в нейровизуализации, медицине, биологии, психологии и нейронауках в целом мы смогли разгадать важнейшие тайны анатомии мозга и его функций. Однако до сих пор существует множество секретов и вопросов, на которые пока нет ответа.

        Отделы головного мозга

        У всех позвоночных животных есть мозг, который состоит из следующих отделов:

        • Большой или конечный мозг, состоящий из корковых и подкорковых структур. Корковые структуры или кора головного мозга подразделяются на несколько долей: фронтальную (А), теменную (В), поясную (С), затылочную (D), височную и островную (последние две скрыты на рисунке). Кроме того, эти доли разделены напополам, на два полушария, правое и левое. К подкорковым относят структуры, расположенные под корой головного мозга, такие как мозолистое тело (1), объединяющее оба полушария, таламус (2), базальные ганглии, миндалина, гиппокамп и сосцевидные тела (6). Мозг отвечает за интегрирование всей поступающей от органов чувств информации и за организацию ответа на неё. Контролирует эмоции, моторные и все высшие когнитивные функции: рассуждение, эмоциональное выражение, память, обучаемость.
        • Мозжечок (10): это второй по величине отдел головного мозга, отвечающий главным образом за контроль движения и поз тела, но также и за ряд когнитивных функций.
        • Гипоталамус (4) и Гипофиз (5), отвечающие за висцеральные функции, такие, как регулирование температуры тела и базовое поведение — питание, сексуальное желание, поиск удовольствий, агрессия.
        • Шишковидная железа (11): отвечает (кроме прочих висцеральных функций) за высвобождение гормона мелотонина и регулирование циклов сна/бодрствования вместе со зрительным перекрестом (3).
        • Ствол мозга: состоит из спинного мозга (9), продолговатого мозга (8), варолиевого моста (7) и среднего мозга. Ствол мозга контролирует автоматические функции, такие как артериальное давление или сердцебиение, лимбические реакции и такие висцеральные функции как пищеварение или мочеиспускание.
        • Характеристика человеческого мозга

          Сколько весит человеческий мозг? Какого он размера? Сколько нейронов в мозге?

          • Кора головного мозга людей является одной из самых сложных и развитых. Она не только крупнее, чем у животных, но и образует сложную структуру, формируя борозды и извилины, придающие ей характерный сморщенный вид.
          • Человеческий мозг весит около 1,4-1,5 кг, а его объем достигает 1130 и 1260 кубических сантиметров у женщин и мужчин соответственно.
          • Мозг (и спинной мозг) покрыты оболочками, называемыми мозговыми оболочками, защищающими мозг от ударов по черепу.
          • Для большей защиты мозг «плавает» в спинномозговой жидкости.
          • Считается, что мозг состоит из более чем 100 миллионов мозговых клеток, главным образом глиальных клеток и нейронов.
          • НЕЙРОНЫ Клетки, ответственные за получение, обработку и передачу информации, как на внутриклеточном, так и межклеточном уровне. Делают они это посредством электрохимических сигналов (нервных импульсов), называемых потенциалом действия нейрона. По своей структуре нейроны имеют те же цитоплазматические генетические элементы, что и другие клетки организма. Нейрон состоит из трёх частей:

            • Тело или сома (6): это основная часть клетки, содержащая ядро (с ДНК), эндоплазматический ретикулум, рибосомы (производят белки) и митохондрии (генерируют энергию). В соме реализуются основные метаболические функции клетки. Если умирает сома, то клетка погибает.
            • Аксоны (3): это выходящие из сомы и похожие на провода удлинённые отростки, на концах которых находятся терминали (2), являющиеся точками синаптического контакта (5), через которые передаётся нервный импульс (пресинаптический элемент). Длина аксонов может варьироваться в зависимости от нейрона: от очень коротких (до 1 мм) до очень длинных (более метра, характерных для периферических нервов, например, мотонейронов). Некоторые аксоны (особенно моторных и сенсорных нейронов) покрыты миелиновой оболочкой (4), которая упрощает передачу информации. Чем больше миелина содержит аксон, тем сильнее передаваемый нервный импульс. Больше всего миелина содержат периферические нейроны (сенсорные и моторные), по которым информация должна проделать наибольший путь.
            • Дендриты (1): нервные окончания, выходящие из сомы клетки, которые разветвляются в форме дерева. Дендриты ответственны за приём информации (постсинаптический элемент) и делают возможной коммуникацию между двумя нейронами.
            • ГЛИАЛЬНЫЕ КЛЕТКИ:Это самый распространенный тип клеток ЦНС. Эти клетки обладают способностью деления в головном мозге взрослого человека (нейрогенез), что необходимо для правильного функционирования мозга. Эти клетки оказывают основную структурную поддержку нейронов; покрывают их аксоны миелиновой оболочкой с целью улучшения синаптической трансмиссии (шванновские клетки); играют важную роль в клеточном питании; участвуют в регенерации и восстановлении нервных клеток, иммунных механизмах, поддержании гематоэнцефалического барьера и т.д. Существуют различные типы глиальных клеток: астроциты, олигодендроциты и микроглиальные клетки. В периферической нервной системе это шванновские клетки, клетки-сателлиты, макрофаги:

              • Серое вещество мозга преимущественно составляют сомы и дендриты нейронов.
              • Белое вещество — это зона, в которой доминируют аксоны нейронов. Эта субстанция беловатого цвета из-за миелинового покрытия аксонов.
              • Как работает головной мозг?

                Головной мозг работает путём передачи информации между нейронами (и другими рецепторными или эффекторными клетками) посредством электрохимических импульсов. Эта передача информации происходит во время синапса. При синапсе нейроны и клетки контактируют между собой, посредством химических разрядов и электрических импульсов обмениваясь нейротрансмиттерами, активирующими или тормозящими действия другой клетки. Терминали аксона являются пресинаптическими элементами нейронной коммуникации, через которые нейрон устанавливает связи с дендритами, сомой и даже другими аксонами.

                Передача информации между нейронами длится миллисекунды. Одновременно и скоординированно происходят сотни соединений, которые позволяют нам адекватно воспринимать информацию, понимать её и отвечать окружающему миру.

                Развитие человеческого мозга

                Как развивается человеческий мозг? Развитие человеческого мозга начинается в эмбрионном периоде и заканчивается в юношеском возрасте. Спустя лишь 4 недели после зачатия начинает образовываться нервная трубка, из которой в дальнейшем сформируется мозг и спинной мозг. Именно тогда начинаются процесс клеточной пролиферации, миграции и дифференциации, в результате которых сформируется мозг. Нейроны производятся в нервной трубке и затем покидают её, чтобы стать частью важнейших отделов мозга, затем дифференциируются и специализируются в зависимости от функций, которые они будут выполнять.

                Подсчитано, что в дородовый период вырабатывается более 250000 клеток головного мозга за минуту. На самом деле, при рождении у младенца уже имеются все необходимые нервные клетки, однако эти клетки ещё не связаны между собой. В течение первых двух лет эти связи начинают формироваться генетически, при этом в основном за счет взаимодействия с окружающей средой и в зависимости от полученных стимулов. Процессы миелинизации (процесс, при котором нервные волокна покрываются изоляционным слоем жира, упрощающим передачу информации) способствуют тому, что это происходит быстрее, и отвечают за увеличение размера мозга.

                От 0 до 12 месяцев: у младенцев еще не развит спинной мозг и ствол головного мозга, поэтому они реагируют только на рефлекторные стимулы и выполняют только базовые функции выживания такие, как сон, питание или плач. В процессе взаимодействия с окружающей средой они устанавливают новые связи и быстро учатся смотреть в нужном направлении, повторять согласные звуки, понимать речь.

                До 3-х лет мозг уже достигает 80% объема мозга взрослого человека, кроме того, лимбическая система и кора головного мозга уже достаточно развиты. Это позволяет детям распознавать и выражать эмоции, играть, начать считать и разговаривать. Поэтому считается, что до этого возраста мозг обладает максимальной пластичностью — до такой степени, что даже если одна из его областей будет повреждена, другая, возможно, примет на себя её функции (хотя она пока еще может не специализироваться в этом).

                Мозг не прекращает развиваться даже по прошествии юности: дольше всего созревают лобные части мозга, отвечающие за поведение, мышление, решение проблем и т.д.

                Однако, даже если созревание мозга заканчиватся в юности, в мозге продолжают происходить процессы нейрогенеза (создание новых нейронов), и могут устанавливаться новые связи с помощью тренировки и усиления нейронных связей. Это является основой пластичности мозга.

                Возможно ли тренировать и улучшить способности мозга? Как вам в этом может помочь CogniFit

                Благодаря пластичности мозга, а также его способности устанавливать новые связи и усиливать старые, мы можем улучшить наши когнитивные навыки. Когнитивная тренировка и стимуляция, которую предлагает «КогниФит», сможет вам в этом помочь.

                Читайте так же:

                • Аппендицит как правильно называется Аппендицит: определение, причины, диагностика и лечение Аппендикс – червеобразный отросток слепой кишки, который расположен практически на границе между тонким и толстым […]
                • Где растет дуб чересчатый Дуб черешчатый, фото, описание, условия выращивания, посадка, уход Описание Дуб черешчатый - священное дерево многих европейских народов. Научное название дуба - «кверкус» - хотя звучит […]
                • Как называется часы от apple Обзор умных часов Apple Watch Series 4 Оглавление Еще одна новинка Apple, поступившая в продажу одновременно с iPhone XS и iPhone XS Max — умные часы Apple Watch Series 4. И хотя смартфоны […]
                • Какова максимальная глубина мирового океана как называется Олимпиада по географии. 7 класс. Ответы. Задание 1. Какая страна из названных не омывается водами Средиземного моря: Обведите правильный ответ. Количество баллов — 2. Ответ: д) […]
                • Как называется в россии новый год Новый год: история возникновения Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, […]
                • Как называется сервировка на одну персону Организация и технология обслуживания в общественном питании Тема 5. Подготовка зала к обслуживанию потребителей Уборка зала, расстановка мебели Подготовка зала к обслуживанию состоит из […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *