Как называются выразительные слова которые помогают описать предмет

Как называются выразительные слова которые помогают описать предмет

Вопрос по литературе:

Как называются выразительные слова, которые помогают описать предмет, явление, людей, животных

Ответы и объяснения 1

Эпитеты — эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность, зачастую является прилагательным.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
  • Есть сомнения?

    Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

    Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

    Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

    Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение

    В лексике основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

    К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

    Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

    Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

    От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

    К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными.

    Например: грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), седой туман, лимонный свет , немой покой (И. А. Бунин).

    Эпитеты могут также выражаться:

    существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета.

    Например: волшебница -зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира , а не только няня своей души (М. Горький);

    наречиями, выступающими в роли обстоятельств.

    Например: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

    деепричастиями.

    Например: волны несутся гремя и сверкая ;

    местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души.

    Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

    причастиями и причастными оборотами.

    Например: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление. борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении.

    С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:

    метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение.

    Например: тучка золотая , бездонное небо, сиреневый туман, облако ходячее и дерево стоячее .

    Метафорические эпитеты – яркая примета авторского стиля:

    Ты — мое васильковое слово,
    Я навеки люблю тебя.
    Как живет теперь наша корова,
    Грусть соломенную теребя?

    (С.А.Есенин. «Я красивых таких не видел?»);

    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!

    (Тютчев. «О чем ты воешь, ветр ночной?»).

    метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение.

    Например: замшевая походка (В. В. Набоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин).

    С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

    общеязыковые ( гробовое молчание, свинцовые волны),

    индивидуально-авторские ( немой покой (И. А. Бунин), умильная прелесть (Ф. И. Тютчев), кудрявый сумрак (С. А. Есенин)

    народно-поэтические (постоянные) ( красное солнце, буйный ветер, добрый молодец).

    В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon — искусство запоминания).

    Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами.

    «В фольклоре, — пишет литературовед В.П.Аникин, — девица всегда красна , молодец — добрый , батюшка — родный , детушки — малые , молодчик — удалый , тело — белое , руки — белые , слезы — горючие , голос — громкий , поклон — низкий , стол — дубовый , вино — зеленое , водочка — сладка , орел — сизый , цветок — алый , камень — горючий , пески — сыпучие , ночь — темная , лес — стоячий , горы — крутые , леса — дремучие , туча — грозная , ветры — буйные , поле — чистое , солнце — красное , лук — тугой , кабак — царев , сабля — острая , волк — серый и пр.»

    В зависимости от жанра, подбор эпитетов несколько видоизменялся. Воссоздание стиля, или стилизация фольклорных жанров предполагает широкое использование постоянных эпитетов. Так, ими изобилует «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова: солнце красное , тучки синие , златой венец , грозный царь, удалой боец, дума крепкая , дума черная , сердце жаркое , плечи богатырские , сабля острая и т.д.

    Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением . туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею (Ф. И. Тютчев), гиперболой (Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой — Предвестник долгого ненастья (И. А. Бунин) и другими тропами и фигурами.

    Роль эпитетов в тексте

    Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

    Помимо этого, эпитеты могут:

    — усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.

    Например: Меж скал блуждая, желтый луч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил. (М. Ю. Лермонтов);

    — уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):.

    Например: Лес, точно терем расписной , Лиловый , золотой , багряный , Веселой , пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

    — создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский);

    — передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся , благословляющее небо, эта счастливая , отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)

    В зависимости от того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические).

    Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку («в тумане моря голубом », «на мертвом небе» и т. п.).

    В выразительных (лирических) эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению («мелькают образы безумные людей», « томительная ночи повесть»).

    Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, так как и изобразительные эпитеты имеют эмоционально-оценочное значение.

    Эпитеты широко используются в художественном и публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

    Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

    В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

    Например: Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор , Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

    Сравнения выражаются различными способами:

    — формой творительного падежа существительных.

    Например: Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела. (А. В. Кольцов) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Звездопадом летела листва. (Д. Самойлов) На солнце золотом сверкает дождь летучий. (В. Набоков) Стеклянной бахромой висят сосульки. (И. Шмелев) Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берез. (Н. Рубцов)

    — формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

    Например: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее . (А. Ахматова) Девичьи глаза ярче роз. (А. С. Пушкин) Но глаза синее дня. (С. Есенин) Кусты рябин туманней глубины. (С. Есенин) Вольнее младость. (А. С. Пушкин) Правда дороже золота. (Пословица) Светлее солнца тронный зал. М. Цветаева)

    — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.

    Например: Как хищный зверь , в смиренную обитель Врывается штыками победитель. (М. Ю. Лермонтов) Глядит апрель на птичий перелет Глазами синими, как лед . (Д. Самойлов) Здесь каждая деревня так люба, Как будто в ней красоты всей вселенной . (А. Яшин) И стоят за дубровыми сетками Словно нечисть лесная , пеньки. (С. Есенин) Как птичка в клетке , Сердце запрыгает. (М. Ю. Лермонтов) Моим стихам, как драгоценным винам , Настанет свой черед. (М. И. Цветаева) Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь , битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Прошедшее, как дно морское , Узором стелется в дали. (В. Брюсов)

    За рекою в непокое
    Вишня расцвела,
    Будто снегом за рекою
    Стежку залила.
    Будто легкие метели
    Мчались во весь дух,
    Будто лебеди летели,
    Обронили пух.
    (А. Прокофьев)

    — при помощи слов подобный, похожий, это.

    Например: На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова);

    — при помощи сравнительных придаточных предложений.

    Например: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду . (С. А. Есенин) Дождик сеет, сеет, сеет, С полуночи моросит, Словно занавес кисейный За окошками висит. (В. Тушнова) Тяжелый снег, крутясь, закрыл Бессолнечную высь, Как будто сотни белых крыл Бесшумно понеслись . (В. Тушнова) Как дерево роняет тихо листья , Так я роняю грустные слова. (С. Есенин) Как царь любил богатые чертоги , Так полюбил я древние дороги И голубые вечности глаза! (Н. Рубцов)

    Сравнения могут быть прямыми и отрицательными

    Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста.

    Например: То не конский топ, Не людская молвь. (А. С. Пушкин)

    Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты.

    Например , стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой. »:
    Как над горячею золой
    Дымится свиток и сгорает
    И огнь сокрытый и глухой
    Слова и строки пожирает —

    Так грустно тлится жизнь моя
    И с каждым днем уходит дымом,
    Так постепенно гасну я
    В однообразье нестерпимом.

    О Небо, если бы хоть раз
    Сей пламень развился по воле —
    И, не томясь, не мучась доле,
    Я просиял бы — и погас!

    Роль сравнений в тексте

    Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

    Например:
    Мне, дружок мой, нравится,
    Когда слово плавится
    И когда оно поет,
    Жаром строчку обдает,
    Чтоб слова от слов зарделись,
    Чтоб они, идя в полет,
    Вились, бились, чтобы пелись,
    Чтобы елись, будто мед .

    (А. А. Прокофьев);

    В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе , и, как звезда , погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ. Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

    Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

    Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

    Например , метафора В саду горит костер рябины красной (С.Есенин) содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра.

    Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность.

    Например: банк лопнул, хождение доллара, кружится голова и др.

    В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.

    В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.

    Например: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

    Все метафоры делятся на две группы:

    1) общеязыковые («стертые»)

    Например: золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла ;

    2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические)

    Например: И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин); Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова); И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

    Метафоры Сергея Есенина: костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба ; или кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш у Бориса Пастернака
    Метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов как бы, вроде, подобно, словно и т.п.

    Существует несколько видов метафоры: стертая, развернутая, реализованная.

    Стертая — общепринятая метафора, переносный смысл которой уже не ощущается.

    Например: ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов и т.п.

    На метафоре может строиться целое произведение или большой отрывок из него. Такая метафора называется «развернутой», в ней образ «развертывается», то есть раскрывается подробно.

    Так, стихотворение А.С.Пушкина «Пророк» — пример развернутой метафоры. Превращение лирического героя в глашатая воли Господа — поэта-пророка, утоление его «духовной жажды», то есть желания познать смысл бытия и найти свое призвание, изображается поэтом постепенно: «шестикрылый серафим», посланец Бога, преобразил героя своей «десницею» — правой рукой, которая являлась аллегорией силы и мощи. Божьей властью лирический герой получил иное зрение, иной слух, иные мыслительные и духовные способности. Он смог «внять», то есть постичь, возвышенные, небесные ценности и земное, вещественное бытие, ощутить красоту мира и его страдания. Этот прекрасный и мучительный процесс Пушкин изображает, «нанизывая» одну метафору на другую: глаза героя обретают орлиную зоркость, уши наполняет «шум и звон» жизни, язык перестает быть «празднословным и лукавым», передавая полученную в дар мудрость, «сердце трепетное» превращается в «угль, пылающий огнем». Цепочка метафор скрепляется общей идеей произведения: поэт, каким хотел видеть его Пушкин, должен быть провозвестником будущего и разоблачителем человеческих пороков, своим словом воодушевлять людей, побуждать к добру и правде.

    Примеры развернутой метафоры часто встречаются в поэзии и прозе (курсивом отмечена основная часть метафоры, подчеркнуто ее «развертывание»):
    … простимся дружно,
    О юность легкая моя!
    Благодарю за наслажденья,
    За грусть, за милые мученья,
    За шум, за бури, за пиры,
    За все, за все твои дары…

    А.С.Пушкин «Евгений Онегин«

    Мы пьем из чаши бытия
    С закрытыми очами…
    Лермонтов «Чаша жизни»


    … мальчик, схваченный любовью
    К девушке, окутанной шелками…

    Н.Гумилев «Орел Синдбада«

    Отговорила роща золотая
    Березовым веселым языком.

    С.Есенин «Отговорила роща золотая…»

    Грустя, и плача, и смеясь,
    Звенят ручьи моих стихов
    У ног твоих,
    И каждый стих
    Бежит, плетет живую вязь,
    Своих не зная берегов.

    А.Блок «Грустя, и плача, и смеясь..

    Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…
    О.Мандельштам «Сохрани мою речь навсегда…»

    … бурлила, королей смывая,
    Улица июльская кривая…

    О.Мандельштам «Я молю, как жалости и милости…«

    Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
    М.Горький «Песня о Буревестнике«

    Море проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
    М.Горький «Челкаш«

    Реализованная — метафора, которая вновь обретает прямое значение. Результат этого процесса на бытовом уровне часто бывает комическим:

    Например: Я вышел из себя и вошел в автобус

    Экзамен не состоится: все билеты проданы.

    Если ты ушел в себя , не возвращайся с пустыми руками и т.п.

    Простодушный шутник-могильщик в трагедии В.Шекспира «Гамлет» на вопрос главного героя о том, «на какой почве» «потерял рассудок» молодой принц, отвечает: «На нашей датской». Он понимает слово «почва» буквально — верхний слой земли, территория, в то время как Гамлет имеет в виду переносный смысл — по какой причине, вследствие чего.

    «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха !» — жалуется царь в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Корона российских царей со времени Владимира Мономаха имела форму шапки. Она была украшена драгоценными камнями, поэтому была «тяжелой» в буквальном смысле слова. В переносном – «шапка Мономаха» олицетворяла «тяжесть», ответственность царской власти, тяжкие обязанности самодержца.

    В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» важную роль играет образ Музы, которая с античных времен олицетворяла источник поэтического вдохновения. Выражение «поэта посетила муза» имеет переносный смысл. Но Муза — подруга и вдохновительница поэта — появляется в романе в образе живой женщины, молодой, красивой, веселой. В «студенческой келье» именно Муза «открыла пир младых затей» — шалостей и серьезных споров о жизни. Именно она «воспела» всё то, к чему стремился юный поэт, — земные страсти и желания: дружбу, веселое застолье, бездумную радость – «детские веселья». Муза, «как вакханочка резвилась», а поэт гордился своей «подругой ветреной».

    Во время южной ссылки Муза предстала романтической героиней — жертвой своих пагубных страстей, решительной, способной к безрассудному бунту. Ее образ помогал поэту создать в стихах атмосферу загадочности и таинственности:

    Как часто л асковая Муза
    Мне услаждала путь немой
    Волшебством тайного рассказа .


    В переломный момент творческих исканий автора именно она
    Явилась барышней уездной,
    С печальной думою в очах…

    На протяжении всего произведения «ласковая Муза» была верной «подругой» поэта.

    Реализация метафоры часто встречается в поэзии В.Маяковского. Так, в поэме «Облако в штанах» он реализует ходовое выражение «нервы разгулялись» или «нервы шалят»:
    Слышу:
    тихо,
    как больной с кровати,
    спрыгнул нерв.
    вот, —
    сначала прошелся
    едва-едва,
    потом забегал,
    взволнованный,
    четкий.
    Теперь и он, и новые два
    мечутся отчаянной чечеткой…
    Нервы –
    большие,
    маленькие,
    многие, —
    скачут бешеные,
    и уже
    у нервов подкашиваются ноги !

    Следует помнить, что граница между различными видами метафоры весьма условная, зыбкая и точно определить тип бывает сложно.

    Роль метафор в тексте

    Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

    Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель).

    Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

    Например: Мне душно в этой атмосфере! Коршуны ! Совиное гнездо ! Крокодилы ! (А. П. Чехов)

    Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля (« озоновая дыра », « электронное облако » и др.).

    Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

    Чаще всего олицетворения используются при описании природы .

    Например:
    Катясь чрез сонные долины,
    Туманы сонные легли ,
    И только топот лошадиный,
    Звуча, теряется вдали.
    Погас, бледнея, день осенний,
    Свернув душистые листы,
    Вкушают сон без сновидений
    Полузавядшие цветы .

    (М. Ю. Лермонтов)

    Реже олицетворения связаны с предметным миром.

    Например:
    Не правда ль, больше никогда
    Мы не расстанемся? Довольно.
    И скрипка отвечала да,
    Но сердцу скрипки было больно.
    Смычок все понял , он затих ,
    А в скрипке эхо все держалось.
    И было мукою для них,
    Что людям музыкой казалось.

    (И. Ф. Анненский);

    Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома . (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

    Олицетворения — тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое — все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

    На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров — басня.

    Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

    Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом.

    Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
    «Буря мглою небо кроет
    Вихри снежные крутя,
    То, как зверь, она завоет ,
    То заплачет, как дитя.»
    (А.С. Пушкин)

    Роль олицетворений в тексте

    Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

    Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном.

    Например: рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

    Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу олицетворения, когда неодушевленный предмет получает свойства одушевленного, как бы приобретает лицо.

    1. Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась», «ночевала тучка золотая», «играют волны».

    «Злиться», то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга», метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит «зло«. «Ночевать», спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка» же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны» в воображении поэта «играют», подобно детям.

    Примеры метафор такого типа мы часто находим в поэзии А.С.Пушкина:
    Не вдруг восторги бросят нас…
    Над ним летает смертный сон.
    Промчались дни мои…
    Жизни дух проснулся в нем.
    Отечество тебя ласкало…
    Пробуждается поэзия во мне…

    2. Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье», «говор волн», «любимец моды», «счастья баловень» и др.

    Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет», а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец», «баловень» бывают не только у людей, но и у своенравной «моды» или у переменчивого «счастья».

    Например: «зимы угрозы», «бездны глас», «утеха грусти», «день уныния», «сын лени», «нити… веселья», «брат родной по музе, по судьбам», «жертва клеветы», «соборов восковые лики», «радости язык», «скорби груз», «надежду юных дней», «страницы злобы и порока», «святыни голос», «волею страстей».

    Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь — принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.

    1). Подлежащее и сказуемое: « кипит желанье », « глаза горят », « сердце пусто ».

    Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть». Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят». Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми».

    Например: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем», «не вдруг увянет наша младость», «полдень… пылал», «луна плывет», «текут беседы», «рассказы расстилались», «любовь… угасла», «я тень зову», «жизнь упала».

    2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены», «гробница славы», «цепью облаков» и др.

    Холодное оружие — «кинжал» — убивает человека, но «измена» подобна кинжалу и тоже может уничтожить, сломать жизнь. «Гробница» — это склеп, могила, но похоронены могут быть не только люди, но и слава, любовь мирская. «Цепь» состоит из металлических звеньев, но «облака», причудливо переплетаясь, образуют в небе подобие цепи.

    Например: «лести ожерелья», «сумерки свободы», «лес… голосов», «тучи стрел», «шум стихотворчества», «колокол братства», «стихов накал», «огонь… черных глаз», «соль торжественных обид», «науку расставанья», «пламя крови южной» .

    Многие метафоры такого рода образованы по принципу овеществления, когда определяемое слово получает свойства какого-либо вещества, материала: «окна хрусталь», «золото волос» .

    В солнечный день окно кажется сверкающим, как «хрусталь», а волосы приобретают цвет «золота». Здесь особенно заметно скрытое сравнение, заложенное в метафоре.

    Например: «в черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты», «стихов… виноградное мясо», «хрусталь высоких нот», «стихов гремучим жемчугом».

    Что такое Эпитет

    Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении.

    В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.

    У термина есть много определений. В широком смысле под эпитетом может пониматься любое слово, которое определяет предмет, придаёт ему характерные черты (используется в прямом значении). Например: синее небо, тёплое утро.

    В узком смысле — только то слово, которое используется автором для описания его отношения к предмету, для придания ему красочности, живости, выразительности (как правило, используется в переносном значении). Например: лошадиное здоровье, драгоценный опыт.

    Примеры эпитетов:

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • легкомысленная молодость;
  • Примеры из литературы

  • «В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня» (Н. Атаров);
  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула» (Ф. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. Тургенев).
  • Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.

    «В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
    Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
    Шумят под робкими шагами«.

    М. Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён. «

    Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше «вечерний луч» и «жёлтые листы» также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.

    «И тигр суровый
    C диким прыжком
    Взлетел, опасный,
    И, встретясь с львом,
    Завыл ужасно. «.

    «Прозрачный сумрак, луч лампады,
    Кивот и крест, символ святой.
    Все полно мира и отрады
    Вокруг тебя и над тобой».

    М. Лермонтов «Ветка Палестины»

    «Как томно был он молчалив,
    Как пламенно красноречив,
    В сердечных письмах как небрежен!».

    «По их пленительным следам
    Летают пламенные взоры,
    И рёвом скрыпок заглушен
    Ревнивый шёпот модных жён».

    А. Пушкин «Евгений Онегин»

    «Последние лучи заката
    Лежат на поле сжатой ржи.
    Дремотой розовой объята
    Трава некошенной межи».

    Виды эпитетов:

    • общеязыковые;
    • народно-поэтические;
    • авторские.

    Общеязыковые эпитеты

    Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.

    Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.

    Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.

    Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:

  • непонятный язык и птичий язык;
  • крупный снег и тихий снег;
  • большая любовь и мученическая любовь;
  • полная тишина и гробовая тишина;
  • быстрая речь и пламенная речь.
  • Народно-поэтические эпитеты

    Эпитеты, которые пришли из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкoвые ресницы, для батюшки-царя, лук дубовый, клёв кровавый, грусть-тоска.

    Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честные гости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые, скорлупки золотые).

    Авторские эпитеты

    Их ещё называют редкими. Писатели сами придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. С помощью эпитета автор может выразить своё отношение к предмету.

    Например: убийственная тайна (А. Пушкин), маленький характер (А. Герцен), державный шаг (А. Блок), похоронный крик (Н. Некрасов).

    «В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви».

    «В нём жило неподвижное, тёмное раздражение на всех».

    Иногда такие эпитеты авторов становятся также оксюморонами. То есть два противоположных понятия употребляются вместе. Например: тоскливая радость (М. Горький), ненавидящая любовь (М. Шолохов).

    Узнайте также, что такое Оксюморон.

    Другая классификация эпитетов

    Разные филологи предлагают свою классификацию эпитетов. Так, выделяются также следующие виды:

  • с прямым значением (бледное лицо);
  • с переносным значением (кудрявый лес);
  • мeтaфopичecкиe (тучка золотая, бирюзовые глаза);
  • мeтoнимичecкиe (громкий город);
  • постоянные (косолапый мишка, чёрный ворон);
  • оценочные (чудесный вечер);
  • описательные (золотая осень);
  • эмоциональные (унылая пора);
  • простые (парус одинокий);
  • сложные (тюлeвo-лeнтo-кpyжeвнo-цвeтная тoлпа дaм, гpycтнo-cыpaя пoгoдa);
  • сквозные (т. е. один и тот же эпитет употребляется с разными определяемыми словами. Например: зacтeнчивый yкop / зacтeнчивыx лyгoв, / зacтeнчивaя дpoжь / зacтeнчивeйшиx poщ).
  • Эпитет и метафора

    Метафора предполагает сравнение, причём необычное и не явно выраженное. Например: ядовитый человек; волчья хватка.

    Эпитет описывает слово, помогает нам нарисовать его воображаемый образ.

    Конечно, русском языке тропы (или те конструкции, которые используются для придания выразительности) часто сочетаются между собой, объединяются. Так, например, существует метафорический эпитет.

    Метафорический эпитет

    Такой троп, который имеет признаки и метафоры, и эпитета. Предполагает и скрытое, необычное сравнение, и красочное описание слова. Например: каменная весёлость, васильковые очи.

    Читайте подробнее про Метафору.

    Эпитет и относительное прилагательное

    Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.

    Такие прилагательные могут обозначать:

    • предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
    • место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
    • функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
    • принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
    • принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
    • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
    • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
    • Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

      Сравните относительное прилагательное / эпитет:

    • каменный стол / каменное лицо;
    • золотая медаль / золотой век;
    • спортивный снаряд / спортивная осанка;
    • гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
    • столетняя война / столетний дед (очень старый человек).
    • Узнайте также, что такое Оксюморон и Анафора.

      Эпитет в биологии

      В ботанике существует понятие «видовой эпитет» (specific epithet). Названия растений в научном мире состоят из двух слов на латинском языке. Первое слово определяет род растения, а второе — это и есть видовой эпитет.

      В научном мире используют эпитет в названии, потому что он характеризует объект, даёт ему окраску: смысловую и эмоциональную.

      Например: Acer saccharum (клён сахарный). Видовой эпитет — прилагательное «сахарный». Или Ranunculus acris (лютик едкий). Видовой эпитет — прилагательное «едкий».

      Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе

      Лингвистическое поня­тие «эпи­тет» при­ве­дет нас к худо­же­ствен­но­му сло­ву, к сти­лю речи, исполь­зу­е­мо­му писа­те­ля­ми и поэта­ми в лите­ра­ту­ре, к народ­но­му твор­че­ству.

      Эпитет — это один из раз­но­вид­но­стей тро­пов, худо­же­ствен­ных средств речи. Слово «троп» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и бук­валь­но зна­чит «пово­рот, обо­рот речи». Можно ска­зать, что троп — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Слово исполь­зу­ет­ся не тра­ди­ци­он­но, а с неожи­дан­ной сто­ро­ны, кото­рую смог заме­тить худож­ник сло­ва. Такое пере­осмыс­ле­ние слов созда­ет худо­же­ствен­ный яркий образ, для чего слу­жат эпи­те­ты в рус­ском язы­ке.

      Определение

      А вот какое опре­де­ле­ние, что такое эпи­тет в рус­ском язы­ке, дает Википедия:

      Прилагательные в роли эпитетов

      В рус­ском язы­ке чаще все­го в роли эпи­те­тов высту­па­ют при­ла­га­тель­ные. В народ­ном твор­че­стве за эпи­те­та­ми сохра­ни­лось эмоционально-оценочное зна­че­ние, бла­го­да­ря чему они пре­вра­ти­лись в свое­об­раз­ные, лег­ко узна­ва­е­мые поэ­ти­че­ские штам­пы.

      Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке

    • белые ручень­ки;
    • крас­на деви­ца;
    • доб­рый моло­дец;
    • ясный месяц;
    • зорь­ка алая;
    • буй­ная голо­вуш­ка;
    • горь­кая доля;
    • трес­ку­чий мороз;
    • чисто поле;
    • доб­рый конь.
    • Примеры эпитетов из художественной литературы

      Эпитеты помо­га­ют писа­те­лю глуб­же выра­зить свои чув­ства и пере­жи­ва­ния, пока­зать свое отно­ше­ние к окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти, напри­мер, чита­ем у Игоря Северянина:

      Я вспом­нил свою любовь былую, любовь души две­на­дца­ти­ве­сен­ней .

      Марина Цветаева созда­ет поэ­ти­че­ский образ с помо­щью эпи­те­тов:

      Льстивые ивы и тра­вы поклон­ные , воль­но­лю­би­во­го юно­шу — славь­те.

      У М. Волошина при­вле­ка­ют взгляд стро­ки:

      Я про­бе­гаю жад­ным взгля­дом вестей горю­чих пись­ме­на.

      Непревзойденным масте­ром лири­ки явля­ет­ся Сергей Есенин. В его поэ­зии суще­ству­ет уди­ви­тель­ная гар­мо­ния чув­ства и мыс­ли, свя­зи с род­ной при­ро­дой и зем­лей, кото­рые зву­чат в сти­хах:

      Край люби­мый ! Сердцу снят­ся
      Скирды солн­ца в водах лон­ных .
      Я хотел бы зате­рять­ся
      В зеле­нях тво­их сто­звон­ных .

      Эпитеты помо­га­ют создать поэту вот этот непо­вто­ри­мый поэ­ти­че­ский образ:

      Закружилась листва золо­тая
      В розо­ва­той воде на пру­ду,
      Словно бабо­чек лег­кая стая
      С зами­ра­ньем летит на звез­ду.

      Прочитаем отры­вок сти­хо­тво­ре­ния Николая Гумилева «Старина» и убе­дим­ся, сколь­ко в нем эпи­те­тов, созда­ю­щих яркий образ, кото­рым хотел поде­лить­ся поэт с чита­те­ля­ми:

      Вот парк с пустын­ны­ми опуш­ка­ми,
      Где сон­ных трав печаль­на зыбь,
      Где позд­но вече­ром с лягуш­ка­ми
      Перекликаться любит выпь.
      Вот дом, ста­рин­ный и некра­ше­ный,
      В нем слов­но пла­ва­ет туман,
      В нем залы гул­кие укра­ше­ны
      Изображением пей­зан.

      Иногда писа­те­ли созда­ют свои автор­ские эпи­те­ты:

    • мар­ме­лад­ное настро­е­ние (А.П. Чехов);
    • чур­бан­ное рав­но­ду­шие (Д. Писарев);
    • мали­но­вая улыб­ка (И. Анненский).
    • Видеоурок «Подготовка к ЭГЭ по литературе. Что такое эпитет»

      Выразительные средства языка для описания природы в рассказе К. Паустовского «Мой дом». 3-й класс

      Разделы: Литература

      Класс: 3

      Цель: познакомиться с рассказом К.Паустовского “Мой дом”.

      Задачи:

    • развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух, самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
    • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;
    • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе;
    • учить высказывать свое мнение о произведении; развивать память, связную речь;
    • познакомиться с творчеством К.Паустовского.

    Демонстрационный материал: флипчарт, П.И. Чайковский “Времена года. Октябрь. Осенняя песнь”, звук сверчка.

    Раздаточный материал: листы с заданиями для работы в группах, правила работы в группе.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    1. Урок литературы мы начнем с удивительной музыки Петра Ильича Чайковского (Времена года. Октябрь. Осенняя песнь). Слайд 2.

    — О чём думали, слушая музыку? Почему об осени?

    — Кто из вас прочитает строки русских поэтов об осени? (Дети читают наизусть несколько строк из стихотворений)

    — А почему о природе так часто говорят стихами?

    Такой вопрос задала Настя своему папе. Вот что он ответил. “Попробую тебе объяснить, — не сразу ответил папа – понимаешь, стихотворения обращаются к чувствам людей, они легче вызывают определенные переживания, настроение. Хотя о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и …)

    — Продолжите фразу. (Можно прозой)

    — Как Вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Описанию осени в прозе)

    — Авторы учебника предлагая вам познакомиться с новым произведением, обращаются к вам с такими словами. Слайд 3.

    — Какие задачи будем решать на уроке? (На уроке мы будем учиться вдумчивому осознанному чтению, чтобы не пропустить ни одной мысли, будем находить в тексте выразительные средства языка, с помощью которых автор нарисует картины природы.)

    III. Вступительная беседа, работа с иллюстрацией. Антиципация чтения/ прогнозирование содержания.

    — Как внимательный читатель начинает знакомиться с новым произведением?

    1) Слайд 4. — Узнайте, произведение какого автора будем читать. — Кто здесь лишний? Почему? (Тютчев и Бальмонт – поэты)

    — Что уже можете сказать о Паустовском? (Слайд с фото и годами жизни)

    — Какие произведения Паустовского вам знакомы? (“Кот-ворюга”, “Жильцы старого дома”)

    — Откройте учебник на с. 179. Перед вами новое произведение.

    2) — Следующий шаг внимательного читателя? (Читаем название произведения)

    — Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ “Мой дом” оказаться в составе этого раздела? (Видимо, К.Паустовский рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т.д.)

    3) — Рассмотрим иллюстрацию. (Это говорят дети)

    — Что изображено на иллюстрации? Кого мы видим?

    — Где происходит действие?

    4) — Предположите, к какому жанру относится это произведение?

    — Из скольких частей состоит? (Из 2-х частей)

    5) — Прочитайте ключевые слова: Слайд 6. Словарная работа.

    облетающий сад

    густой сад

    высокий частокол

    западня для котов

    берут дом в осаду

    кукан с рыбой Слайд 16

    вцепиться мертвой хваткой

    — Предположите, о чем будет этот рассказ.

    — Прочитаем, ведя диалог с автором, и проверим, какие ваши предположения оправдаются.

    IV. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение 1-й части рассказа. Беседа по содержанию.

    Часть 1: дети читают вслух (комментированное чтение, ведут диалог с автором).

    Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (О чём хочется спросить у автора? — Интересно, почему? Что-то будет интересное. Что такое Мещёра? Слайд 7) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (То есть досками.) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (- Что значит, почти? Значит, всё-таки возможно…)

    Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом (Какой появился вопрос? — Почему осторожно?). Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

    Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (О чём хотите спросить автора? — Почему посветлело в доме? (Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

    Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.

    — Чем хотите поделиться после прочтения 1 части?

    — От чьего имени ведётся рассказ? (От 1 лица, от имена автора)

    — Каким вы представили дом?

    — Оправдались ли наши предположения? Какие?

    — Большая часть наших предположений оправдалась.

    — А о чём будем читать дальше?

    V. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение 2-й части. Перечитывание и беседа по содержанию 2-й части.

    — Послушайте вторую часть. Почувствуйте настроение автора.

    — Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания?

    (2 часть читает учитель)

    — Оправдались ли предположения?

    — Какие осенние картины представили?

    Рассказ Паустовского наполнен картинами – чувственными образами; автор их нашёл, заметил, и даёт нам возможность увидеть, почувствовать это!

    — Сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять с помощью каких литературных приемов К.Паустовскому удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом.

    — Какие литературные приёмы знаете? (Карточки на доске: олицетворение, сравнение, эпитеты)

    1 картина – “Описание беседки в глубине леса”. (1 абзац).

    — О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский? (О беседке в глубине сада)

    — Какое ощущение возникает у писателя по утрам? (Просыпается внутри зажжённой ёлки)

    — Почему у него возникает такое ощущение? (Словно наступил Новый год, на ёлке горят разноцветные фонарики)

    — Найдите в тексте описание.

    — Какие краски использует К. Паустовский для этой осенней картины?

    — Что он этими красками раскрашивает? (Листья)

    — А вы бы какие краски добавили?

    — Кто навещает писателя по утрам?

    — Прочитайте отрывок про воробьёв, карандашом подчеркните слова, которые помогают нам представить их поведение.

    — Какие нашли слова? (Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом,… Воробьи знакомятся с часами, нападают на неприятеля, показывают, кто главный)

    — Объясните выражение “смертельно занимают”. (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

    — Прочитайте выразительно отрывок про воробьёв.

    2 картина – “Ночной осенний дождь” (2, 3 абзацы).

    — Какие запахи и звуки наполняют осенний сад? Докажите чтением.

    — Что автор говорит о шуме дожде? (Шумит вполголоса, как человек)

    — Какой приём использует автор, рассказывая о дожде? (Олицетворение)

    — Отвесный дождь: это как? (Идет абсолютно прямо)

    — Как называется такой приём? (Эпитет)

    — Кто не спит, кроме Паустовского? (Бабочка)

    — Прочитайте её описание.

    — На что бабочка похожа? Почему? Слайд 8

    — Какой приём использует автор? (Сравнение)

    3 картина – “Туманный рассвет” (4 абзац).

    — Назовите участников отрывка. (Автор, лягушка, листья, рожок пастуха, туман)

    — Как описывает К.Г. туман? Зачитайте!

    — Может ли туман шуршать? (В тумане ничего не видно, а под ногами шуршат листья)

    — Какой прием использует Паустовский? (Олицетворение)

    — Что называют околицей деревенские жители? (Изгородь вокруг деревни)

    4 картина – “Песня сверчка” (5 абзац).

    — Какие звуки раздаются в бане? (Песня сверчка, шаги, звон чашек)

    — Почему сверчок не обращает внимания ни на шаги, ни на звон чашек? (Увлечён пением, привык к К.Г., баня — его дом)

    — Сверчок заводит свою песню… А может сверчок пел так. (Слушаем песню сверчка). Слайд 9

    5 картина – “Уход на рассвете” (6 абзац).

    — Какие вопросы к автору у вас появились?

    (Почему пёс цепной? — Почему у пса такая необычная кличка? – Почему не идёт вместе с хозяином? – Почему вздыхает?)

    6 картина – “Затерянность в огромном мире” (7 абзац).

    — Какие краски появились в этой картине? (Восток розовеет)

    — Какие звуки наполнили эту картину? (Никакие)

    — Как об этом говорит автор? (Безмолвие воды – тишина, молчание)

    — Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным? (Никого нет рядом, П. оказался один на один с природой)

    — А в каких словах автор передает ощущение счастья наедине с природой?

    — В чём же, по-вашему, секрет счастья в этом затерянном уголке природы осенью?

    (К. Паустовский общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли. П. любит свой край тонко и поэтично. Природа вдохновляла автора. Значит, он счастлив.)

    VI. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту.

    — Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие “Мой дом”? Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал. Это мир вокруг него. )

    — Какие литературные приемы использовал К. Паустовский для описания красоты осенней природы, окружающей его дом?

    — Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и в прозе?

    — Что теперь можете сказать о человеке, написавшем этот рассказ?

    VII. Работа в группах.

    — Сейчас вам предстоит поработать в группах, обсудить и выполнить творческие задания.

    — Какое из предложенных слов в отрывке является авторским. Выберите его и подчеркните. Слайд 11

    “Впереди – (длинный, скучный, пустынный) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания (тихих, затишливых, спокойных) вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как (радость, праздник, счастье)”.

    – Как вы думаете, какие стихотворные строчки очень подходят ко второй части рассказа К. Паустовского “Мой дом”? Обоснуйте свой ответ. Слайд 12

    — Какая картина подходит ко 2 части рассказа Паустовского “Мой дом”? Подпишите её строчками из рассказа. Слайд 13

    VII. Домашнее задание. Слайд 14

    1. Подготовь выразительное чтение понравившегося фрагмента рассказа.

    2. Выпиши в тетрадь на страничку «Осень» цитаты, которые особенно понравились.

    3*. Нарисуй иллюстрацию ко 2 части рассказа.

    — Оцените свою работу на уроке словами, которые начинаются с первой буквы вашего имени и являются прилагательными.

    24 задание ЕГЭ. Лексические средства выразительности.

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Лексические средства выразительности

    «Специальные « средства, то есть ТРОПЫ

    (от греческого – приложение) — образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора, отличается от простого определения художественной выразительностью

    Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое

    Распустились в болотной глуши

    Белых лилий цветы

    И вкруг них шелестят камыши.

    2.Гуляют тучи золотые

    Поля просторные, немые Блестят, облитые росой

    1.Слова болотная (глушь), белые (лилии) являются простыми определениями. Они только называют реальный признак предмета. Слова побледневшие , нежно стыдливые , молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью.

    2.Определения золотые (тучи ), отдыхающа я (земля), просторные, немые ( поля), облитые росой (поля) — это эпитеты. В них мы найдем отзвуки других выразительных средств золотые — метафора, отдыхающая (земля) -олицетворение

    1) Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

    2) Эпитеты помогают ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного.

    3) Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение.

    4) характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя.

    5) В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

    6) Эпитеты могут заряжать настроением.

    7) Могут передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления ( дурно пахнут мертвые слова ).

    8) Уточняют отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество);

    это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо

    1) по форме ( кольцо на руке — кольцо дыма );

    2) по цвету ( золотой медальон — золотые кудри );

    3) по функции ( крыло птицы — крыло самолёта );

    4) по характеру звучания ( завыл пёс — завыл мотор );

    5) сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо ( хвост животного — хвост кометы );

    6) сходство в оценке предметов ( ясный день — ясный стиль );

    7) сходство в производимом впечатлении ( черное покрывало — черные мысли );

    8) возможны сближения и по другим признакам: зеленая клубника — зеленая молодежь (объединяющий признак — незрелость); быстрый бег — быстрый ум (общий признак — интенсивность);

    Нос корабля, ножка стула, заря жизни, град пуль, льется речь и т.д.

    В лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль

    Через метафорическое значение слов и словосочетаний писатель передает индивидуальность, неповторимость предметов

    Метафора создает образ стремительно летящего мелкого колючего снега, чей полет сопровождается свистом, напоминающий свист пуль

    1) Метафора повышает точность художественной речи и её эмоциональную выразительность.

    2) Посредством метафор автор создаёт замечательные словесные образы-портреты, образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств, состояния природы.

    3) метафора служит для

    подчёркивания самого существенного признака;

    создания индивидуального образа;

    произведения эмоционального эффекта, создания настроения;

    требует духовного усилия, воображения, работы ума;

    усиления зримости и наглядности изображаемого, передачи неповторимости, индивидуальности предметов или явлений; (позволяет взглянуть на предмет по-новому);

    выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

    4) Метафора, делая некоторое буквальное утверждение, заставляет увидеть один объект как бы в свете другого, что и влечет за собой «прозрение» читателя.

    5) Метафоры (примеры) позволяют понять мысль автора о …

    6) Позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях

    Разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

    Нередко олицетворение создается с помощью обращений к явлениям природы как к живым и сознательным существам. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.

    Только бы уснуть;

    Ясный воздух сам робеет

    На мороз дохнуть. (А.Фет)

    2) Тропами потаенными, глухими,

    В лесные чащи сумерки идут.

    Засыпанные листьями сухими, леса молчат

    2) Образ сумерки идут рисует яркую картину того, как постепенно, от края к чаще, темнеет в лесу, лес накрывает темнота . Леса молчат — осенней ночи ждут — это выражение создает образ затаившейся перед приходом зимы природы, когда листья уже опали и в лесах наступила тишина.

    1) Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста.

    2) С помощью данного тропа автор передаёт тончайшие оттенки состояния природы. Одухотворяя её, ФИО делает природу понятнее, ближе и ярче. Она, как и человек, может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, ясной и суровой.

    3) Олицетворение наделяет явления природы человеческими действиями, чувствами, состояниями, речью.

    4) Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать.

    5) Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

    Метонимия может связывать следующие пары понятий:

    1) перенос названия материала на изделие , из которого оно изготовлено ( Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро );

    2) перенос названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся ( класс, аудитория — Класс готовится к контрольной работе; Аудитория внимательно слушает лектора );

    3) перенос названия посуды на ее содержимое ( фарфоровое блюдо — вкусное блюдо );

    4) перенос названия действия на его результат ( заниматься вышивкой — красивая вышивка );

    5) перенос названия действия на место действия или тех, кто его выполняет ( переход через горы — подземный переход; защита диссертации — играть в защите );

    6) перенос названия предмета на его обладателя ( тенор — молодой тенор );

    7) перенос имени автора на его произведения ( Шекспир — ставили Шекспира )

    в стылое ясное небо серым дымом- люди согреваются

    Не то на серебре — на золоте едал.

    Село коптит — коптят тру-

    бы, т.е. идет дым из печных труб. Вместо одного пред-

    мета — трубы — называется другой предмет — село

    Съел суп из трех тарелок.

    Название посуды переносится на ее содержимое.

    Связь между предметом и материалом

    1) Метонимия — это приём краткой выразительной речи.

    2) использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной,

    3) придает изображаемому предметную наглядность,

    4) использование метонимии приводит к появлению нового значения или контекстуально обусловленному изменению значения слова.

    Создавая авторские метонимии, писатель ориентируется на интуицию читателя, на его возможности дорисовывать в своем воображении представление о целом предмете по его части.

    ( в переводе с греческого -соотнесение) разновидность метонимии, состоящая в переносе наименований:

    а) часть вместо целого;

    б) родовое название вместо видового;

    в) видовое название вместо родового;

    г) единственное число вместо множественного;

    д) множественное число вместо единственного

    Все флаги в гости будут к нам

    груша — фруктовое дерево и груша — плод этого дерева; голова — часть тела и голова — человек умный, способный; вишня созрела — плод;

    Ну что ж, садись, светило

    Пуще всего береги копейку

    И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

    Мы все глядим в Наполеоны

    Слово « флаги» употребляется в значении « корабли»

    Слово « светило» использовано поэтом вместо слова « солнце»

    1) Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

    2) функция синекдохи состоит в том, чтобы описать предмет через указание на характерную для него деталь, отличительный признак

    3) служит источником не только ситуативных номинаций, но и прозвищ и имен собственных людей, животных, населённых пунктов: Кривонос, Белогрудка, Пятигорск.

    4) создает яркое, образное, живое представление о чем-либо;

    1) троп, при котором характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом

    2)троп, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как,

    будто , точно , словно , похоже , и т.п.

    Могут быть сравнения в форме творительного падежа.

    1) А сосны гнутся, как живые,

    И так задумчиво шумят.

    Внезапно ветер налетит

    И в сучьях спутанных

    И темных нетерпеливо прошумит

    Прозрачный веется огонек.

    Так плещет на багряном маке

    Крылом лазурным мотылек.

    То не конский топ,

    Не людская молвь.

    Ярким солнцем в саду пламенеет костёр.

    1) В сравнении сосны гнутся, как живые подчеркивается то, что сосны, гибкие, высокие, молодые, находятся в постоянном движении под порывами ветра. Порыв ветра сравнивается с тем шумом, который вызывает большая стая птиц, когда она внезапно срывается с места, и затем еще какое-то время слышится постепенно затихающий шелест их крыльев

    2) Огонек на тускнеющих углях сравнивается с трепетаньем мотылька на багряном маке.

    (от греческого — преувеличение) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого -либо предмета, явления.

    1)Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

    2) Редкая птица долетит до середины Днепра

    1)Прилагательное бесконечная , обозначающее «не имеющий конца», подчеркивает величину русских просторов, являясь преувеличением, т.к. реальная равнина имеет границы.

    2)Очень сильное преувеличение создает образ величественной, могучей реки.

    И шествуя важно

    В спокойствии чинном

    Под узды мужичек

    В больших сапогах,

    В полушубке овчинном,

    В больших рукавицах…

    А сам с ноготок!

    Преуменьшение придает речи художественную выразительность.

    1) усиливают выразительность изображаемого;

    2) придают мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность,

    3) на гиперболах строится образность сатирических произведений.

    4) помогают подчеркнуть или выделить что-либо, передать определенное эмоциональное отношение к предмету изображения, выразить его оценку автором или героем, увидеть авторское отношение к предмету изображения, к какому-либо факту, явлению, лицу;

    5) придают речи яркость, выразительность, художественную образность.

    1) Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

    2) Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

    Пишущий эти строки

    Царь зверей (т.е лев).

    1) подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

    выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

    избежать неоправданной тавтологии;

    ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого;

    придавать тексту торжественное, возвышенное звучание

    употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка

    В этом обращении к ослу (символу глупости) определение «умная» приобретает противоположный смысл.

    1) Ирония помогает создать комический эффект,

    2) используется для выражения авторских оценок и эмоций.

    Читайте так же:

    • Реклама на крыше как называется Виды рекламы виды рекламы по месту и способу размещения; виды рекламы в зависимости от цели рекламы; виды рекламы по масштабности и объекту воздействия: ATL и BTL; В зависимости от […]
    • Как называется описание товара Как создать продающее описание товара Собственный интернет-магазин сейчас может сделать любой желающий. В этом нет ничего сложного. Но когда дело доходит до описания товаров или услуг, то […]
    • Клавиши органа как называются Орган (часть 2): строение инструмента Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного. Пульт Под пультом органа подразумевают средства управления, […]
    • Как устроена система зажигания Система зажигания предназначена для воспламенения топливно-воздушной смеси бензинового двигателя. Воспламенение смеси происходит от искры, поэтому другое наименование системы - искровая […]
    • Мазок на гонорею как называется Когда назначается и что показывает исследование мазка у женщин Мазок на заболевания урогенитальной сферы — один из самых распространенных и информативных методов анализа в современной […]
    • Как называется кач Анализы на выявление ВПЧ: типы, особенности исследований и расшифровка результатов Бородавка, или папиллома, — это не только косметический недостаток. Эти новообразования могут быть […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *