Как называются корабли которые перевозят груз

Типы грузовых суден

Грузовое судно — это судно, которое не является пассажирским.

Сухогруз: перевозит твёрдые, навалочные, и тарно-штучные грузы, в том числе контейнеры и жидкие грузы в таре.

Балкер (также другое их название навалочник) — это судно, предназначенное для перевозки сыпучих грузов просто навалом в трюме (это значит без тары).

Контейнеровозы используются для перевозки грузов в стандартизированных контейнерах.

Ролкер (или судно типа ро-ро) — это судно с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Они используются чаще всего при перевозке грузовых или легковых автомобилей и иной колёсной техники.

Лихтеровоз — это судно, которое перевозит специальные баржи, называющиеся лихтеры. Лихтеровозы используются тогда, когда большие суда не подходят для перевозки, поскольку они не могут близко подойти к причалу из-за недостаточной глубины.

Танкеры перевозят наливные грузы.

Рефрижераторное судно — это такое судно, у которого трюмы оборудованы специальными охлаждающими установками. Предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов питания.

Типы и классификация судов

Перед рассказом о грузовых судах стоит определиться с самим термином. Что такое грузовое судно? Так называется высокотехнологичное плавучее сооружение, способное своим ходом перевозить разнообразные материалы, товары и грузы между морскими портами. Причем данное судно не должно относиться к пассажирскому классу (пассажирские суда тоже способны перевозить товары, но не специализированы для этого).

Основные типы грузовых судов

Общая классификация основана на типе груза, перевозимого грузовым судном. Различают три основные группы судов:

  • сухогрузы;
  • наливные;
  • комбинированные суда.
  • Внутри каждой группы суда делятся по показателям регулярности маршрута:

    Карголайнеры работают на одном или нескольких маршрутах, курсируя по точному расписанию. Трампы ходят без расписания, перевозя грузы по мере поступления подходящих заказов.

    Категории сухогрузов

    Это самый распространенный грузовой морской транспорт. Их количество превышает 75% от зарегистрированного числа судов. Данную группу разделяют на типы, в зависимости от особенностей перевозки и транспортируемого груза:

  • универсальные сухогрузы;
  • балкеры;
  • специализированные сухогрузы.
  • К специализированным относятся рефрижераторы, ролкеры, лихтеровозы, лесовозы и прочие).

    Универсальные сухогрузы

    Данная группа судов является самой многочисленной среди сухогрузов. Обычно они имеют две (океанские даже три) палубы. Иногда вместо третьей палубы на крупных судах устанавливается платформа в центральном трюме. За счет этого внутреннее пространство используется более эффективно. Особенно это важно при перевозке груза, имеющего ограниченную высоту заключения. Наличие отдельных палуб облегчает распределение грузов, которые несовместимы по своим свойствам.

    Универсальные сухогрузы приспособлены для перевозки ящиков, тюков, бочек или сложенных в отведенном месте грузов, машин, конструкций. Большое количество трюмов и специальные грузоподъемные агрегаты делают работу с данной категорией грузов простой и удобной.

    Специализированные сухогрузы

    • Лесовозы – однопалубные суда, имеющие низкий надводный борт. Для облегчения погрузки/выгрузки леса у них отсутствуют пиллерсы.
    • Рефрижераторы – суда для перевозки скоропортящейся продукции. Они отличаются малым размером (до 128 м). От стандартных сухогрузов данный тип отличается небольшими габаритами трюмов и люков. Грузовые помещения в рефрижераторах не выше 6 м.
    • Контейнеровозы – суда, приспособленные для транспортировки контейнеров (крупногабаритных грузов), имеющих стандартизированные параметры веса и габаритов.
    • Лихтеровозы – суда, перевозящие несамоходные плавучие баржи (лихтеры). На борт они принимаются непосредственно из воды, разгрузка в порту осуществляется путем спуска лихтеров на воду. Такой способ доставки грузов используется в портах на мелководье, куда не могут зайти крупные суда.
    • Паромы, перевозящие машины и поезда через моря и проливы вместе с их пассажирами и грузом. Выделяют железнодорожные и смешанные паромы. Последние могут одновременно перевозить любой наземный транспорт.
    • Ролкеры (ро-ро) – транспортное судно с горизонтальным либо горизонтально-вертикальны м способом проведения погрузки/разгрузки. Они применяются для перевозки автотехники, роль-трейлеров, колесной техники и грузов на поддонах. Груз подается на корабль через аппарель и занимает место на палубе, перемещаясь по пандусам и лифтам посредством тягачей. Погрузчиков и прочей спецтехники, находящейся на борту.
    • Балкеры

      Это сухогрузные суда, предназначенные для транспортировки сыпучих грузов без упаковки (навалом).

      Существует категория балкеров, способных самостоятельно разгружаться, без привлечения портовых механизмов. Но обычно этот тип судна зависим от портовых сооружений. Современные балкеры-навалочные начали комплектоваться упаковочными линиями, позволяющими автоматизировать процесс фасовки и упаковки сыпучих грузов еще до разгрузки в порту.

      По конструктивным особенностям эта категория кораблей делится на три группы.

      • Балкеры с бортовым разгрузочным оборудованием (кранами, конвейерными лентами), позволяющими произвести погрузку/разгрузку без привлечения механизмов порта. Такие суда могут работать с любым портом, независимо от его оснащенности.
      • Балкеры без бортового разгрузочного оборудования, зависимые от портовых кранов и конвейерных линий. Они используются на конкретных маршрутах с закрепленными портами, оснащенными необходимым оборудованием. Отсутствие грузоподъёмного оборудования и конвейерных линий делает эти суда недорогими и простыми в обслуживании.
      • Балкеры BIBO – сухогрузы, оснащенные упаковочным оборудованием. Такое судно способно принят на борт сахарный песок навалом, а выгрузить уже упакованным. Максимальная производительность бортовых упаковочных линий достигает 300 тонн в час. Название «BIBO» идет от «Bulk in, bags out» — «насыпом внутрь, в мешках наружу».
      • По типу груза различают универсальные балкеры (способные принять любой сыпучий груз) и специализированные. К последним относятся:

        Наливные суда

      • Танкеры – однопалубные суда, перевозящие наливные продукты. На палубе танкера находится оборудование для перекачки жидкости, используемое для погрузки/разгрузки. Трюмы этих судов разбиты переборками на отдельные наливные отсеки, используемые для перевозки нефтепродуктов. При движении без груза часть отсеков заполняется водяным балластом, обеспечивающим устойчивость.
      • Газовозы – транспорты для перевозки сжиженного газа (метан, аммиак, азот, бутан, пропан, другие). Газ закачивается в цистерны, не являющиеся частью корпуса судна. Форма и характеристики цистерн зависит от типа газа. Закачка и выкачка производится по трубопроводной системе с использованием компрессоров и насосов.
      • Химовозы перевозят жидкие и расплавленные токсичные вещества, представляющие опасность для людей и экологии. Содержимое химовоза транспортируется в бочках (танках), изготавливаемых из инертного для груза материала.
      • Комбинированные суда

        Объединяют возможности сухогруза и танкера, позволяя транспортировать сыпучие и жидкие продукты. Это увеличивает эффективность их использования. К таким кораблям относят:

        Нефтерудовозы, предназначенные для перевозки руды и нефтепродуктов. Трюм судна используется для руды, а бортовые танки – для нефти. Это старейший тип комбинированных судов.

        Нефтенавалочники, перевозящие легкие навалочные грузы и нефть. Такие суда не могут транспортировать руду. Нефть транспортируется в боковых танках и центральных трюмах, навалочные грузы – в центральных трюмах.

        Нефтенавалочники-рудовозы – самый современный тип суден комбинированного класса. Их конструкция позволяет перевозить нефть, руду и насыпные грузы.

        Типы морских судов для перевозки грузов

        Каждый день между странами Европы и Азии, в очень больших объемах, производится транспортировка грузов. Для их перевозки задействуются различные виды и типы транспорта. Морские перевозки грузов менее затратны, чем доставка с помощью автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта. По морю осуществляется доставка самых различных грузов — нефтепродукты, зерновые культуры, газ, животные, оборудование, строительная и сельхоз. техника. Для перевозки каждого из вышеперечисленных грузов существуют различные типы морских судов.

        Классификация морского транспорта

        В соответствии с классификацией грузов существуют следующие транспортные суда:

      • узкоспециализированные (доставка только определенного типа груза);
      • специализированные (доставка двух или более типов грузов одной категории);
      • суда двойной специализации (транспортировка грузов разных категорий);
      • многоцелевые (перевозка грузов разных категорий, с возможностью перегрузки горизонтальным и вертикальным способом);
      • универсальные (перевозки любых грузов).

      Назначение морских судов

      Основным признаком классификации морских судов является их предназначение.

      Все гражданские суда разделяют на:

    • промышленные
    • транспортные
      1. — пассажирские
      2. — грузовые:
        1. наливные (танкер, газовоз)
        2. сухогрузные:
          1. суда общего назначения
          2. специализированные (лесовоз, контейнеровоз, ролкер, балкер, рефрижераторные)
        3. — специальные:
          1. паромы
          2. буксиры
          3. — грузопассажирские
          4. суда технического флота
          5. Кроме вышеуказанных классификаций, существуют множество других, которые основываются на район плавания морских судов, класс двигателя и грузоподъемности.

            Сухогрузные суда общего назначения

            Сухогрузные суда общего назначения являются наиболее распространенным типом и предназначены для доставки генеральных грузов, а также негабаритных и крупнотоннажных. Они оснащены кранами и стрелами для погрузочно-разгрузочных работ. Грузы могут быть упакованы самыми различными способами – в ящиках, в тюках, в бочках и т.д. Сухогрузы (сухогрузные суда) имеют две палубы и объемные грузовые трюмы, которые занимают основную часть корпуса. В качестве погрузочной техники применяются краны грузоподъемностью до 200 тонн. Как правило, на современных судах такого типа есть один рефрижераторный трюм, предназначенный для перевозки грузов с определенным температурным режимом.

            Специализированные грузовые суда

            Специализированные сухогрузные суда транспортируют однородные грузы и называются по типу перевозимого груза — лесовозы, контейнерные, рефрижераторные, скотовозы, ролкеры, балкеры.

            Морские рефрижераторные суда используются для перевозки продуктов (овощи, мяса, фруктов). Их грузоподъемность достигает 8-12 тысяч тонн. Грузовые трюмы таких судов оборудованы холодильными установками и имеют хорошую теплоизоляцию. В зависимости от требования клиента в трюмах может поддерживаться температура от +6 до -20 o С.

            Некоторые морские рефрижераторные суда имеют очень мощные холодильные установки, которые способны не только поддерживать необходимую температуру, но и осуществить быстрое замораживание товара (производственно-транспортные морские рефрижераторные суда). Некоторые суда, которые предназначены для перевозки овощей и фруктов, имеют усиленную вентиляцию грузовых трюмов.

            Контейнерные суда (контейнеровоз) предназначен для транспортировки груза, упакованного в стандартный ISO контейнер. Длина контейнерного судна колеблется от 80 до 400 м, грузоподъемность — 8 – 20 тысяч тонн, вместимость — 250 — 18 тыс. контейнеров. Такие суда могут быть настолько автоматизированы, что экипаж может составлять всего 10-14 человек.

            Трюм морского контейнеровоза оснащен вертикальными направляющими, которые облегчают загрузку морских контейнеров (контейнера ставятся один на другой) и исключают их смещение при качке судна. После загрузки контейнеров в трюмы, их загружают на палубу, там они крепятся специальными приспособлениями: штангами, цепями, талрепами.

            Погрузочно-разгрузочные работы проходят в десятки раз быстрее, чем в сухогрузных судах общего назначения, так как в трюмы грузят стандартные морские контейнеры с грузом, а не штучные грузы — различных габаритов и тоннажа. Разгрузка такого судна происходит с использованием портовой грузоподъемной техники — козловые краны грузоподъемностью до 25 тонн.

            Разновидностью контейнеровозов являются лихтеровозы — суда для транспортировки плавучих барж. Такие баржи, грузоподъемностью 370-2000 тонн, выгружают с лихтеровоза на воду, после чего буксируют к необходимому причалу. Лихтеровозы используют в тех местах, где большие суда не проходят по какой либо причине.

            Ролкеры (трейлерные суда, судно типа ро-ро) тип грузовых транспортных судов, с возможностью горизонтальной погрузки техники, на колесной базе, через откидную корму — грузовые и легковые автомобили, ж/д вагоны и т.д. Техника загружается на судно самозаездом или с помощью терминальных тягачей грузоподъемностью до 30 тонн. Грузоподъемность таких судов — 1 – 10 тысяч тонн. Основным преимуществом ролкера считается высокая скорость загрузки/выгрузки. Корпус ролкера загружается накатной техникой, а палуба используется для перевозки морских 20- и 40- футовых контейнеров. Ролкер является по своей сути паромом, только грузовым.

            Балкер — это тип судна для перевозки навалочных и насыпных грузов без тары, используется для перевозки угля, стройматериалов, зерновых, песка, щебня, руды. Балкеры, это однопалубные суда, от других отличаются большой грузоподъемностью (около 150 тысяч тонн) и небольшой скоростью хода. Трюмы балкеров имеют наклонные стенки (нижняя и верхняя часть) для самораспределение сыпучего груза. Большинство таких судов не имеют погрузочных устройств, их загружают с помощью портовой погрузочной техники. Некоторые балкеры оснащают ленточными транспортерами, которые выгружают из трюма груз, так называемые саморазгружающиеся суда.

            Лесовозы — служат для доставки леса (кругляка) и пиломатериалов, как правило – однопалубные. Морские лесовозы усиленны ледовыми подкреплениями, которые позволяют заходить в порты Полярного бассейна.

            Танкер является наиболее распространенным видом транспортных судов, используется для транспортировки нефтепродуктов и прочих наливных грузов. Танкер, это однопалубное судно, его грузоподъемность достигает до 400 тысяч тонн. Верхняя палуба такого судна оснащена множеством труб, через которые происходит налив и слив груза. Грузовая часть таких судов делится поперечными и продольными переборками на грузовые танки (отсеки), которые заполняются наливным грузом. Танкер имеет насосное отделение, с помощью которого происходит разгрузка наливного груза. Такие суда оснащены двойным дном и двойными бортами — для предотвращения попадания груза в окружающею среду. Некоторые суда такого типа могут одновременно перевезти до 5 типов наливных грузов. Разгрузка танкеров происходит возле далеко выступающих причалов, от которых идут нефтепроводы к берегу.

            Газовозы осуществляют перевозки различных газов (пропан, метан, аммиак), которые перевозятся в сжиженном состоянии. Морские газовозы имеют вкладные цистерны цилиндрической, прямоугольной и сферической формы. Например, газовозы, для доставки метана, который перевозится при температуре до -160 o С, имеют цистерны прямоугольной формы. Морские газовозы оборудованы насосами, системой трубопроводов, компрессорами — для выполнения разгрузочных операций.

            Морские паромы бывают пассажирские, автомобильно-железнодорожные, железнодорожные, автомобильно-пассажирские, которые связывают наземные дорожные магистрали. Они предназначены для перевозки ж/д вагонов, автопоездов, пассажиров. Их грузоподъемность колеблется от 300 до 60 тысяч тонн. Для заезда техники на морской паром используются кормовые и носовые рампы, а также бортовые лацпорты. Паром может иметь несколько палуб, колесная техника перемещается по ним с помощью лифтов или по аппарелям. На паромах имеются пассажирские помещения, бары, рестораны, развлекательные центры для пассажиров. В среднем, автомобильно-пассажирский паром способен перевезти 150-200 автомобилей и 900-1000 пассажиров, а железнодорожный — до 50 ж/д вагонов. Для выгрузки автомобилей из парома используют сквозную систему- заезд и выезд колесной техники через разные ворота.

            Буксир, Буксир-Толкач – это движущее средство для несамоходных и самоходных судов. Буксиры-толкачи, в отличие от буксиров, приводят в движение несамоходные суда.

            Особым типом транспортных судов являются морские скотовозы. Такими судами являются «Stella Deneb», «Becrux». Becrux может перевезти одним рейсом около 16 тысяч голов скота, Stella Deneb — 22 тысячи голов. Becrux имеет девять палуб для скота, «Stella Deneb» — шесть. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или железнодорожным составом. Морские суда для перевозки скота оборудованы мощной системой вентиляции, состоящей из нескольких десятков вентиляторов. Корм для животных находится в спецхранилище, которое состоит из бункеров. Функция бункеров заключается в доставки корма на палубы судна. Из каждого бункера корм подается на множество конвейеров, которые доставляют его «потребителю».

            В случае падежа скота его выбрасывают за борт – где туша станет добычей для морских хищных рыб.

            Типы грузовых судов

            Морские перевозки грузов — это один из самых экономичных способов транспортировки товара на дальние расстояния. Главным достоинством транспортировок по морю является экономия средств в отличие от других видов грузоперевозок достигнутая путем автоматизации процесса загрузки и разгрузки, хотя сама транспортировка может занять значительно большее время чем у других типов перевозок. С помощью грузовых судов возможна доставка всевозможных типов грузов независимо от размеров, веса, состава, объема, и консистенции.

            Зачастую грузоперевозка морем — это единственный возможный вариант доставки груза, когда доставить товар другим путем не представляется возможным, таким образом пункт отправки и пункт назначения могут быть не связанными сухопутной дорогой, а аэропорт находится на большом расстояние от точки назначения или вовсе отсутствует.

            Существует ряд видов грузовых судов, каждый предназначен для своего вида грузов, среди них есть сухогрузы, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы, танкеры и рефрижераторные судна, самый популярный вид это контейнеровоз, его плюс заключается в том, что каждый контейнер проходит опломбировку перед погрузкой, снимается пломба в точке назначения .

            Типы грузовых судов

            Грузовым судном согласно определению Конвенции СОЛАС (п.g Правила 2 Главы I), является судно, не являющееся пассажирским.Контейнеровоз — грузовое судно длиной примерно от 70 до 394 м. и перевозящее примерно от 250 до 18000 20-футовых (TEU) контейнеров одновременно. В морских контейнерных перевозках в основном используются стандартные ISO-контейнеры.

            Основные типы грузовых судов:

            1. Балкер(сокращение bulker от bulk carrier англ. bulk — наваливать,насыпать, и carrier — перевозчик), или сухогруз — специализированное судно для перевозки грузов насыпью и навалом, таких как зерно, уголь, руда, цемент и др.
            2. Нефтерудовоз(американское обозначение ОВО от Ore-bulk-oil) — морское или речное грузовое судно, предназначенное для перевозки как наливных, так насыпных грузов.
            3. Балктанкер — судно специальной постройки, способное перевозить сыпучие и жидкие грузы. Обычно для перевозки жидких грузов используются бортовые емкости, а для перевозки сыпучих — средние отсеки.
            4. Сухогрузное судно — судно, используемое для перевозки различных сухих грузов — штучных (кипы, ящики, контейнеры и др.), насыпных (зерно, цемент и др.), навалочных (руда, уголь и др.), а также автомобилей, тракторов и ж.-д. вагонов, жидких грузов в таре или в диптанках. Специализированные сухогрузные суда перевозят однородный груз и обычно называются по виду этого груза (контейнерное судно, лесовоз, рудовоз, банановоз и др.). Комбинированные сухогрузные суда рассчитаны на 2—3 различных груза, которые могут попеременно размещаться в грузовых помещениях (лесовоз-навалочник, навалочник-контейнеровоз и др.). На универсальных сухогрузных судах можно перевозить одновременно грузы нескольких видов.На сухогрузных судах грузы размещаются в трюмах, твиндеках и диптанках, а также на верхней палубе (штучные грузы). Погрузка-выгрузка производится вертикальным способом через грузовые люки верхней палубы или горизонтальным способом — через бортовые, носовые и кормовые отверстия (порты), расположенные выше главной палубы (палубы переборок). Для погрузки-выгрузки большинство судов оборудуется судовыми грузовыми механизмами — стационарными или передвижными кранами, стрелами, транспортёрами и другими устройствами. При горизонтальном способе погрузки-выгрузки груз перемещается с причала на судно по рампе своим ходом либо с помощью автопогрузчиков и тягачей; передача груза с палубы на палубу осуществляется лифтами, подъёмниками и т. д. Грузоподъёмность морских С. с. до 200 тысяч т, скорость до 33 уз (около 60 км/ч); особенность конструкции морских С. с. — двойное дно. Грузоподъёмность речных С. с. 5—8 тысяч т, скорость 15—20 км/ч.
            5. Ролкер(также: судно типа ро-ро) — судно с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Ролкеры чаще всего используются для перевозки (грузовых) автомобилей и другой колёсной техники. Основное преимущество ролкера — быстрота разгрузки и погрузки судна. Для этих операций не нужны подъёмные краны: грузовые автомобили с грузом просто заезжают/выезжают на грузовые палубы судна по аппарели.
            6. Лихтеровоз — судно, перевозящее специальные баржи — лихтеры. Лихтеровозы часто используют там, где большие суда не могут подойти к причалу из-за недостаточной глубины или по другой причине. Лихтеры загружают у причала, транспортируют буксиром к лихтеровозу и поднимают на борт лихтеровоза.
            7. Танкер — судно для перевозки наливных грузов.
            8. Рефрижераторное судно — судно, трюмы которого оборудованы охлаждающими установками. Рефрижераторные суда используются для перевозки скоропортящихся продуктов питания.
            9. Разновидность кораблей

              Морские суда широко применяют в перевозках для доставки большого ассортимента продукции, оборудования, наливных и насыпных грузов. С использованием морского транспорта в порты мира доставляются животные, металлопрокат, зерно и сырьё. Отдельные виды судов транспортируют опасные жидкости, отходы химической промышленности, негабаритный и тяжеловесный груз.

              Доставка скоропортящихся продуктов и хрупких предметов осуществляется в специальном контейнерном оборудовании. Перевозка товаров, требующих соблюдение температурного режима, выполняется в контейнерах, оснащённых холодильными агрегатами. Для хрупких предметов используется контейнерное оборудование, обеспечивающие гашение вибрации судна и сохранность продукции в пути.

              Опасные вещества, ядовитые химикаты требуют соблюдения техники безопасности и применения мер предосторожности при транспортировке. Их соблюдение позволяет исключить утечку агрессивных жидкостей и нанесения вреда окружающей среде. Вследствие этого, к морским перевозкам допускаются суда, отвечающие требованиям международных стандартов и способные обеспечить целостность груза без ущерба природе и людям.

              Классификация основных типов морского транспорта.

              Ролкер

              Ролкер относят к одному из самых востребованных типов морских судов. Он является специальным транспортным средством, предназначенным для перевозки по морю крупноразмерных грузов. Техника, вагоны, контейнеры и оборудование большого и негабаритного размера загружаются на ролкер вертикальным способом с применением крана или горизонтально накатом. Погрузо-разгрузочные работы ведутся с помощью специальных приспособлений и могут производиться одновременно обоими способами. Большая грузоподъёмность судна дает возможность применять данный тип транспорта для перевозки военной техники. В силу большой стоимости строительства, ролкер выпускается по отдельным заказам.

              Паром

              Паром является общеизвестным и популярным морским видом транспорта. Его конструкция включает несколько этажей (ярусов), предназначенных для перевозки пассажиров и грузов одновременно. На верхних ярусах предусматривается размещение людей в каютах и обеспечение их досуга в кафе, игорных заведениях и ресторанах. На нижние ярусы загружается горизонтально накатом техника, оборудование и стандартные грузы. Современные паромы приближаются по классу комфорта к круизным лайнерам, выделяя основное предназначение судов данного типа – перевозку людей. Грузы в данном случае – второстепенны.

              Балкер

              Балкер предназначен для перевозки сыпучих грузов. Судно данного типа используется для транспортировки морем зерна, производственного сырья, песка, угля и других видов насыпных товаров. Конструкция балкера позволяет перевозить несколько видов продукции в секциях, разделённых перегородками. Отсеки закрываются крышками. Насыпной товар загружается с причала без применения погрузочных устройств.

              Танкер

              Танкер относится к категории самых распространённых транспортных судов. Он способен перевозить грузы в твёрдом и жидком состоянии. Его конструкция подобна строению балкера и включает большую ёмкость, разделённую на отсеки. В них могут транспортироваться нефть в чистом и переработанном виде, а также химические вещества всех видов опасности. Безопасность перевозки агрессивных веществ обеспечивает двойная оболочка корпуса, имеющая внутреннюю воздушную прослойку. Особенности конструкции создают условия для гашения ударных и волновых толчков от вибрации, не допускают нагрев или утечку агрессивной жидкости в случае разгерметизации.

              Танкеры активно используются в морских перевозках. Они характеризуются большими габаритными параметрами и оборудованы только мощными насосами. Повышение спроса на данный вид судов приводит к развитию строительства и стремлению усовершенствовать морские грузовые суда такого типа.

              Сухогруз

              Сухогруз универсален. Конструкция морского судна такого типа предусматривает обустройство транспортного средства холодильными установками с регулировкой температуры и влажности. В грузовом отсеке с такими условиями транспортируются продукты питания, требующие соблюдения особых условий перевозки.

              Сухогруз оборудован всем необходимым для погрузки стандартных товаров, тяжёлых и негабаритных грузов. С помощью специальных приспособлений легко производить погрузо-разгрузочные работы в портах собственными силами. Конструкция сухогруза допускает транспортировку на палубе паллетированных и хорошо упакованных товаров, что является привлекательным качеством судов данного типа.

              9 самых больших кораблей в своём классе

              Одни из самых больших движущихся объектов, созданные человеком – это корабли. Существует большое количество всевозможных судов, используемых для разнообразных целей. Огромных кораблей достаточно много, а просто больших ещё больше, поэтому вместо того, что бы перечислять их все мы решили составить на сайте рейтинг самых больших кораблей в своём классе, в который вошло всего 9 представителей, но зато каких!

              9 Яхта «Eclipse»

              Открывает наш рейтинг самая большая и дорогая яхта в мире, которая принадлежит одному из богатейших людей России Роману Абрамовичу. Яхта была спущена на воду в 2009 году в Гамбурге и была оснащена мини-подлодкой на 12 мест, системой предупреждения о ракетном нападении, пуленепробиваемыми стёклами, двумя вертолётами с взлетными площадками, четырьмя прогулочными катерами, 20 моторными скутерами и инфракрасными лазерами, препятствующими съёмке цифровой аппаратурой. Сама яхта состоит из 9 палуб, на них находятся каюта площадью 500 квадратных метров со сценой и роялем, личная палуба владельца длиной 56 метров, 11 кают класса люкс на 24 пассажира, спортзал с сауной, бассейн длиной 16 метров, кинозал, танцевальный зал, две кухни и помещения для персонала на 92 человека. Количество экипажа и обслуживающего персонала — 70 человек. Длина яхты — 162 метра, ширина – 21 метр, водоизмещение — 13000 тонн. Стоимость яхты – 340 миллионов евро.

              8 Паром «Ulysses»

              Этот самый большой в мире пассажирский паром – гордость Ирландии. Он совершает 4 рейса в сутки, по 230 километров за рейс между Великобританией и Ирландией. Помимо пассажиров, этот паром перевозит и много всевозможного груза, а причиной тому является островной образ жизни нации, требующий неиссякаемый товарооборот, которой зависит от морских путей. Морской паром “Ulysses” разгружается и загружается за 90 минут благодаря оригинальной конструкции, с которой можно загружать и разгружать автомобили на две палубы одновременно. На борту имеются 117 двухместных и 110 одноместных кают.

              С посадочного трапа пассажиры попадают в главный холл, который может составить конкуренцию роскошному отелю. Каюты предлагают все преимущества обычного номера в отеле, огромный торговый центр, кинотеатр и рестораны находятся на других палубах. Пассажирский паром в два раза больше своих предшественников и не боится десятиметровых волн. Грузопассажирское судно имеет 12 палуб и четыре километра полос для передвижения транспорта. Его длина — 209 метров, ширина — 31 метр, водоизмещение — 50000 тонн. На паром вмещается: грузовиков или трейлеров — 240 единиц, легковых автомобилей — 1342 единицы, пассажиров — 1900 человек.

              7 Корабль для перевозки скота «Stella Deneb»

              Самое крупное в мире судно для перевозки скота было спущено на воду в 1980 году. Одна из крупных компаний грузоперевозок скота “Siba Ships” в 2007 году осуществила самую большую в мире перевозку животных. Маршрут пролегал из порта Таунсвилл, Австралия в один из портов Индонезии. На борт судна “Stella Deneb” было погружено 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 голов овец и коз. Для доставки животных в порт, было задействовано 28 железнодорожных составов. Вся перевозка производились под бдительным наблюдением и контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам. Доставка такой партии парнокопытных заказчику обошлась в 11,5 миллионов австралийских долларов. Корабль может перевозить груз весом до 21525 тонн, его длина – 213 метров, а ширина – 32 метра.

              6 Корабль для перевозки кораблей «MV Blue Marlin»

              Этот уникальный и впечатляющий норвежский корабль предназначен для перевозки ещё неготовых или повреждённых судов, нефтяных платформ, кранов, причалов и других кораблей и конструкций, которые нужно перевезти по воде. MV Blue Marlin, к примеру, был использован для перевозки нефтяной платформы компании BP и повреждённого военного корабля США и даже целого нефтеперегонного завода, чья транспортировка стала основой одного из сюжетов телевизионного шоу “Extreme Engineering” на телеканале “Discovery Channel”, а также ТВ-шоу “Mega Movers”, которое вышло на канале “History Channel”. Принцип работы судна состоит в том, что он погружается на несколько метров под воду и подплывает под объект, который требуется транспортировать. Судно оборудовано тренажерным залом, сауной, бассейном и 38 каютам, в которых могут без проблем разместиться 60 человек. Длина – 217 метров, ширина – 42 метра, высота – 13 метров, грузоподъёмность – 56000 метрических тонн, глубина погружения – 10 метров.

              5 Авианосец «USS Nimitz»

              Американский крупнейший в мире атомный авианосец, самый большой военный корабль спущен на воду 13 мая 1972 года. Первый поход совершил в Средиземное море, став первым за десять лет американским кораблём с ядерной силовой установкой, зашедшим в Средиземное море. В 1988 году обеспечивал безопасность во время проведения Олимпийских игр в Сеуле. В 1991 году совершил поход в Персидский залив, участвовал в операции Буря в пустыне. С 2003 года участвует в войне в Ираке. Длина корабля – 332 метра, ширина – 76 метров, мощность – 260000 лошадиных сил, экипаж – 3200 человек, на борту умещается 90 самолётов и верталётов.

              4 Танкер «Синь Буян»

              Самый большой действующий танкер был построен в КНР в Гуанчжоу по собственным китайским технологиям. Строительство танкера началось в 2008 году. Спущен на воду в начале 2010 года. Танкер «Синь Буян» водоизмещением 350000 тонн в настоящее время является самым современным и одним из самых крупнотоннажных в мире. Длина палубы судна составляет 333 метра, это больше, чем размер трех футбольных полей. Ширина танкера достигает 60 метров. «Синь Буян» рассчитан на перевозку до 308000 тонн нефти. Как отмечают в Китае, танкер оснащен одной из самых современных в мире системой автоматической навигации, он рассчитан на любые погодные условия и способен совершить кругосветное плавание за 60 дней.

              3 Сухогруз «MS Vale Brasil»

              Бразильский сухогруз, крупнейший в мире, был спущен на воду 31 декабря 2010 года. Первым грузом корабля была железная руда весом в 391000 тонн, которую нужно было доставить из порта в Бразилии в Китай. Этого железа хватило бы для постройки трёх мостов “Золотые ворота” а США, и ещё немного осталось бы. Из-за размеров сухогруза, он может пришвартоваться всего в нескольких портах Бразилии, Европы и Китая. У корабля имеется семь грузовых отсеков, суммарная площадь которых равна почти 220 кубическим метрам. Длина корабля – 360 метров, ширина – 65 метров, экипаж состоит из 33 человек.

              2 Круизный лайнер «Oasis of the Seas»

              Самый большой круизный лайнер в мире был спущен на воду 21 ноября 2008 года. Церемония крещения “Oasis of the Seas” состоялась 30 ноября 2009 г. в Форт-Лодердейле. В свой первый рейс из “Oasis of the Seas” отправилось 5 декабря 2009 года. В программе был однонедельный круиз с заходом на Сент-Томас, Синт-Мартен и Багамы. На момент первого рейса только эти порты могли принять такое огромное судно. В течение всего года Oasis of the Seas совершает круизы в Карибском море. На корабле впервые в мире был посажен парк из 12 тысяч экзотических, живых растений и кустарников и 56-ти деревьев.

              На борту судна установлены бассейны с джакузи, водный парк с водной ареной, казино, магазины и бутики, где можно купить любые продукты питания и одежду на любой вкус, рестораны и бары. Имеется 750-местный водный амфитеатр с фонтанами, трамплинами и ныряющими башнями на открытом воздухе и крытый театр на 1300 мест, а также самое большое казино в мировом круизном флоте и многое другое. Максимальная скорость лайнера — 43 км/ч. Корпус весит 45000 тонн и состоит из 480000 частей. Длина корабля – 362 метра, ширина – 60 метров, высота – 72 метра, мощность – 132000 лошадиных сил, экипаж – 2165 человек, количество пассажиров – 6400.

              Морские монстры: самые большие торговые суда, которые можно встретить в море

              Самые большие созданные человеком самодвижущиеся объекты — торговые суда. Речь о монстрах длиной в сотни метров, которые перевозят сотни тысяч тонн грузов за один рейс. Познакомимся с некоторыми из них.


              Интенсивность торгового мореплавания в Мировом океане, по данным Калифорнийского университета на 2008 год

              Необходимое предуведомление

              Хотя мы живем в век самолетов, космических станций и электромобилей Tesla (в том числе летающих в космосе), кровеносной системой мировой торговли до сих пор является именно судоходство, главным образом морское: более 90% всех грузов между странами на планете перевозится по воде. Причем их объем растет, а значит, растет и спрос на средства доставки как можно бoльшего объема грузов за один рейс — это дешевле, экологичнее и эффективнее. Все вместе плюс тяга человечества к созданию предметов покрупнее (и чем больше, тем лучше) привело к появлению огромных плавучих сооружений — торговых судов разного типа.

              Под торговыми судами понимаются любые самоходные и несамоходные плавучие сооружения, использующиеся для перевозки грузов и пассажиров, для рыболовства, научных исследований и любой другой деятельности, не связанной с ведением войны.

              Внимание: судно не то же, что корабль! Кораблями в русском языке называют вооруженные плавучие сооружения в составе сил, а также многомачтовые парусные суда с прямыми парусами.

              Далее мы расскажем именно о больших грузовых судах разного типа. С пассажирскими лайнерами, военными кораблями и другими примечательными рукотворными обитателями вод мы познакомимся отдельно.

              Какие параметры имеют значение

              Прежде чем говорить о самых больших судах, нужно определиться, как и в чем мы будем их измерять. Тут есть варианты.

              Можно, к примеру, взять длину, и это будет самое простое: количество метров от крайней точки на носу до крайней точки на корме. Но этот показатель далеко не всегда самый интересный.

              Можно измерить водоизмещение судна, то есть то, сколько воды вытесняет его подводная часть, но это измерение само по себе будет не показательным; к тому же придется пояснять, какое водоизмещение мы имеем в виду — стандартное, нормальное, полное или еще (не спрашивайте!).

              А можно измерить дедвейт, и это уже более полезная и понятная вещь, ибо этим термином английского происхождения (deadweight) обозначают то, какую массу может принять судно и не затонуть (если совсем точно, то не нарушить правила и предписания, но все сводится именно к способности не начерпать воды под погрузкой, в шторм или, скажем, при маневре), а именно сумму массы полезного груза (или чистую грузоподъемность), а также массы топлива, масла, технической и питьевой воды, пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия. Этот показатель неразрывно связан с осадкой — глубиной погружения судна в воду: чем больше груза, тем больше осадка.


              Осадку судна в каждый момент времени можно определить по так называемой шкале марок углубления в его носовой части

              Еще один коммерчески значимый показатель — тоннаж судна (он же gross tonnage). Не стоит думать, что речь снова идет о грузоподъемности — нет, это мера объема, а именно вместимость всех внутренних помещений судна — трюмов и надпалубных надстроек, используемых для перевозки груза и пассажиров (если измерять только вместимость трюмов, речь пойдет о тоннаже). Измеряется этот объем в регистровых тоннах, которые тоже не про вес, а про объем. А все потому, что очень многое в судоходстве подчинено традиции и объясняется универсально: так исторически сложилось.

              Дальше мы будем говорить в основном об этих показателях как о наиболее очевидных. Почему мы не упомянули высоту? Потому что она зависит от осадки, а та, в свою очередь, изменяется не только в зависимости от загрузки, но и от того, где находится судно: в разных широтах вода в Мировом океане имеет разную плотность.

              Какие бывают морские грузовые суда

              Такие суда разделяют по типу груза на две большие группы: сухогрузы и танкеры. На первых перевозят, как можно догадаться из названия, сухие грузы — насыпом или навалом (для этого используют балкеры), в контейнерах (контейнеровозы) или иным образом (сюда относятся, скажем, лесовозы и ролкеры, которые используются для перевозки грузов на колесах). Есть и универсальные суда, на которых можно перевозить разные типы грузов вперемешку.

              Танкеры перевозят жидкости или газы. Трюмы танкеров можно заполнить нефтью, химикатами, водой и даже вином.

              Имеются и относительно небольшие суда для сыпучих и жидких грузов — нефтерудовозы, но они мало распространены.

              Самые большие танкеры

              В числе самых больших судов, которые можно встретить сегодня в Мировом океане, находится TI Europe — один из четырех одинаковых супертанкеров (их тип обозначают как ULCC — crude carriers) класса TI, построенных в 2002–2003 годах на южнокорейской верфи Daewoo (да, эта корпорация, как и две другие из корейской «большой тройки» — Hyundai и Samsung, — занимается не только автомобилями и бытовой техникой, но и судостроением). TI Europe вместе с тремя другими — TI Africa, TI Asia и TI Oceania — предназначался для перевозки сырой нефти из стран Персидского залива. Его полная длина составляет 380 метров, а ширина в самом широком месте — 68 метров. Если такое судно окажется образом на Красной площади в Москве, упершись форштевнем в фасад Исторического музея, его винты и руль будут находиться на месте собора Василия Блаженного (который мы мысленно подвинем — объекты культурного наследия нельзя сносить даже в воображении), притом судно удобно встанет практически в распор между трибунами мавзолея и фасадом ГУМа. Осадка судна — 24,5 метра.


              Танкеры выкрашены в белый, чтобы они меньше нагревались на солнце — для пущей сохранности груза. Три из них сегодня не ходят в море, а служат прибрежными нефтехранилищами. TI Europe же трудится по основной специальности. Так, пока пишется этот материал, он идет со скоростью около 13 узлов (при максимальной скорости без груза в 17,5 узла) из китайского порта Шэньчжэнь к Малаккскому проливу, а оттуда, вероятно, двинется за новой порцией нефти

              Неудивительно, что при таких исполинских размерах TI Europe и его братья лидируют в мире и по водоизмещению, и по дедвейту (более 441 тыс. тонн), и по тоннажу. В каждый из них помещается почти по 3,2 миллиона баррелей сырой нефти, то есть треть всего добываемого объема в России за сутки и больше, чем добывается за то же время во всех ОАЭ.

              Самые большие контейнеровозы

              Какими бы огромными, а также вместительными супертанкеры ни были, они не самые длинные. Тут их обгоняют контейнеровозы, причем сразу несколько, так как строятся такие суда обычно по одному проекту в нескольких экземплярах. В мире существует сегодня сразу несколько конкурирующих проектов. Самый новый из , CMA CGM Antoine de Saint Exupery, отправился в первое коммерческое плавание в начале февраля 2020 года. По длине (и вместимости в TEU, подробнее о которой рассказываем чуть ниже) его обгоняют вступившие в строй в OOCL Hong Kong, OOCL Germany и прочие, имеющие перед «географическим» названием префикс OOCL, обозначающий принадлежность судоходной компании Orient Overseas Container Line (OOCL). Зато CMA CGM Antoine de Saint Exupery, где CMA CGM — тоже название компании, самый большой в мире по 217 тыс. тонн. Почти такую же длину (на 10 сантиметров меньше) имеют суперконтейнеровозы компании Maersk — Madrid Maersk, Moscow Maersk и другие.


              CMA CGM Antoine de Saint Exupery в порту Гамбурга (Германия). Гигантские контейнеровозы строятся в основном для доставки товаров из Азии в Европу. Только на верхней палубе судна стопка контейнеров достигает в высоту более чем 25 метров. А еще есть трюмы…

              Помимо рекордной длины, у этих судов есть и более важный рекордный экономический показатель — вместимость в TEU: именно суперконтейнеровозы OOCL первыми преодолели важную отметку 21 000 TEU. TEU (от англ. equivalent unit — «двадцатифутовый эквивалент») здесь — это условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, основанная на объеме стандартного металлического контейнера длиной 20 футов (6,10 м), шириной 8 футов (2,44 м) и высотой обычно 2,59 м. Именно в таких контейнерах сегодня перевозится по морю 90% всех ненавалочных сухих грузов. При этом использование контейнеров значительно упрощает (а значит, удешевляет) не только перевозку грузов собственно по морю, но и транспортировку их до и от судна к конечному потребителю. И именно так, к примеру, доставляется большая часть товаров из Азии в Европу и Америку.


              Загруженный лишь наполовину Moscow Maersk в порту Роттердама в прошлом году

              Так как Красная площадь в Москве занята супертанкером класса TI, представим себе, что это судно оказалось на Дворцовой площади в . Сносить Государственный Эрмитаж у нас не поднимается рука даже в воображении, поэтому разместим контейнеровоз так, чтобы его нос упирался в фасад Штаба Гвардейского корпуса, тогда арка Генерального штаба останется по правому борту, Эрмитаж — по левому, а корма окажется в сквере перед Адмиралтейством, заняв примерно треть этого пространства (Александровскую колонну мы, опять же, аккуратно перенесем). Судно, стоя килем на граните площади, будет значительно выше не только Зимнего дворца, но и Александровской колонны.

              Примечательно, что, несмотря на бoльшие размеры, дедвейт у контейнеровозов вдвое меньше, чем у танкеров, потому что средняя плотность грузов в контейнерах ниже, чем у нефти в танках.

              Что ограничивает размеры судов

              , суда могут быть даже и больше, чем упомянутые здесь рекордсмены, — технологические ограничения при строительстве преодолимы. Важнее, что огромному судну хорошо в открытом море, но стоит ему оказаться вблизи неподвижных объектов, как размер становится проблемой. В первую очередь речь о водных путях вблизи суши: проливах и каналах, которые, вот неприятность, случается пересекать мостам.

              Суэцкий канал сокращает путь из Азии в Европу на 7 тыс. километров, и это самая важная транспортная артерия на планете. А Панамский с его тремя уровнями шлюзов экономит более 12,5 тыс. километров при следовании из Атлантики в Тихий океан, он не менее важен для мировой торговли. По первому ежедневно проходит в среднем семь десятков судов в день, по второму — около сорока. И все они должны иметь определенные размеры: ширину, длину, осадку и высоту над поверхностью воды, — иначе не смогут преодолеть эти важнейшие водные пути.

              Так, по Суэцкому каналу могут пройти суда осадкой не более 20 метров или дедвейтом до 240 000 тонн (дно канала ненамного глубже), над поверхностью воды они могут возвышаться не более чем на 68 метров (канал пересекают несколько мостов); их ширина не может быть больше 77,5 метра. Суда, размеры которых находятся вблизи этих параметров, но не превышают их, называются Suezmax. Все, что значительно крупнее, — супертанкеры, к примеру, — идет в обход Африки. Если дело только в осадке, можно избавиться от части груза перед входом в канал, но с другими параметрами ничего не поделаешь.


              Суда идут по Суэцкому каналу довольно медленно — со скоростью не более 8 узлов, — чтобы волна, которую они создают, не разрушала берега канала. Полностью они преодолевают его за 11–16 часов

              С Панамским каналом ситуация сложнее: шлюзы еще больше ограничивают размеры и загрузку торговых судов (а те, что способны пройти по нему, называются Panamax).

              Самое большое построенное судно, супертанкер Seawise Giant (458 метров в длину, 68,8 метра в ширину, дедвейт — более 564 тыс. тонн), было настолько огромным, что не могло при полной загрузке преодолеть не только рукотворные каналы, но и естественные узкости — например, пролив . Впрочем, этот гигант уже не существует — после 30 лет службы он был распилен «на иголки» в 2010 году.

              Размер портовых сооружений также ограничивают размах фантазии . Так, китайские покупатели южноамериканских полезных ископаемых, может, и хотели бы получать их партиями побольше, но в порты страны могут войти суда дедвейтом до 400 тыс. тонн — такие называются Chinamax. Об одном из таких ниже.

              Самые большие балкеры

              С 2011 года самыми большими и по длине и по вместимости балкерами, то есть судами, предназначенными для перевозки навалочных грузов, являются суда класса Valemax. На сегодняшний день их уже 36, и еще три десятка строятся ( по большей части в Южной Корее) или заказаны. Называются они так, потому что были построены для перевозки железной руды, добытой бразильской компанией Vale в Южной Америке, в Европу и Азию, главным образом в Китай. И это как раз тот случай, когда можно было бы построить судно покрупнее, но оно не вошло бы в китайские порты.

              О каких же размерах идет речь? Извольте: длина 360–362 метра, ширина 65 метров, дедвейт — 380–400 тыс. тонн. Поставленное носом к колоннаде московского Большого театра, такое судно упрется кормой в стену , несколько примяв наземный вестибюль станции метро «Театральная».


              Судно Vale Brasil в 2011 году на верфи Daewoo в Пусане

              Ходят такие суда не быстро — всего 15 узлов (то есть около 28 км/ч), в то время как контейнеровоз CMA CGM Antoine de Saint Exupery может разгоняться до 22 узлов. Но скорость такому балкеру и не нужна — ему достаточно пройти от порта до порта с наименьшими затратами топлива.

              Большой экипаж ему тоже не нужен, как и всем упомянутым здесь — на современном торговом судне многое автоматизировано и/или функционирует в норме без вмешательства человека, так что на борту в рейсе редко находится больше двух десятков человек.


              Berge Stahl дедвейтом 364 767 тонн, длиной 343 метра, шириной 65 метров, осадкой 23 метра приводится в движение дизельным двигателем Hyundai мощностью 27 610 л. с., вращающим один винт диаметром 9 метров. Полностью загруженное судно может заходить лишь в два порта в мире — на терминале в Бразилии и в Европорту неподалеку от Роттердама в Нидерландах, — причем только во время прилива. Судно совершает между этими портами 10 рейсов в год с грузом железной руды. Круговой рейс занимает порядка 5 недель

              Более 80% балкеров универсальны, то есть могут перевозить любой навалочный груз, однако есть и специализированные — к примеру, зерновозы. Устроены они так же, как и прочие: разделенные на секции трюмы, закрытые крышками, — но возят в них обычно только зерно, чтобы не пришлось отмывать трюмы после, скажем, угля перед загрузкой пшеницы.

              Помимо массовых или хотя бы серийных танкеров, балкеров и контейнеровозов в море ходят еще и уникальные суда, не такие огромные, но все равно примечательные. Так, к числу торговых относятся полупогружные суда огромной грузоподъемности, предназначенные для перемещения (медленно, но верно) «неформатных» объектов — например, других судов и морских платформ. Самое грузоподъемное на сегодня — Dockwise Vanguard — способно перевозить предметы весом до 110 тыс. тонн (это примерно 11 Эйфелевых башен).


              Полупогружное судно Blue Marlin в полном соответствии со своим названием частично погрузилось в воду, чтобы сгрузить доставленную на новое место платформу Ocean Monarch

              Как им это удается? Такие суда имеют специальные балластные цистерны и могут, набрав в них воды, глубоко погружаться, оставаясь при этом на плаву. Если им нужно перевезти, скажем, поврежденное судно, они заходят под него, затем выкачивают воду из балластных цистерн и всплывают.

              Читайте так же:

              • Как лилии по другому называются Как лилии по другому называются Главная Вопросы и ответы Почему? Зачем? Как? Для чего? Лилия – символ непорочной, нежной красоты и чистой любви. Именно потому название цветка стало […]
              • Как устроен пк основные характеристики пк Урок 7Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств §7. Как устроен персональный компьютер§8. […]
              • Как называются брюки с карманами Как называются мужские брюки с резинкой внизу Мужские и женские брюки имеют множество вариантов. Среди самых популярных спортивных моделей фигурируют штаны с резинкой внизу. Их […]
              • Как называется мотоцикл с широкими колесами Мотоциклы и широкое заднее колесо Широкое заднее колесо на мотоцикле — мечта многих владельцев чопперов. Как правило, подобный задний каток шириной эдак сантиметров в тридцать — черта, […]
              • Чтение книг интересные факты 25 интересных фактов о чтении Сегодня все чаще люди смотрят телевизор, сидят в интернете и отдают предпочтение аудио, нежели читают книги. Возможно, это связано с активным развитием […]
              • Гироскоп в телефоне как устроен Что такое гироскоп и для чего используется в смартфонах Современные смартфоны и планшеты напичканы всевозможными датчиками, задача которых облегчить жизнь пользователя и предоставить новые […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *