Как называется такой прием 4 класс литература программа 2100

Интегрированный урок литературы по рассказу А.И. Куприна «Слон» (4-й класс, программа «Школа-2100»)

Класс: 4

Цели:

  • разобрать и усвоить прочитанное на основе разнообразных методов и видов работы;
  • научить работать с текстом, использовать для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;
  • интеграция уроков литературы с уроками природоведения, музыки, изобразительного искусства, математики, русского языка;
  • создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • воспитывать сострадание к нуждающимся, активную жизненную позицию.
  • Оборудование:

    • портрет писателя;
    • видеофильм о слонах;
    • фонограмма Э.Григ “Песня Сольвейга” (отрывок, начало);
    • иллюстрации к рассказу А.И.Куприна “Слон”:
      • “Чудесный доктор” – 1897 г.;
      • “Слон” – 1897 г.;
      • “Пиратка” – 1897 г.;
      • “Тапер” – 1897 г.;
      • “Ю-ю” – 1897 г.;
      • Повесть “Белый пудель” – 1904 г.;
      • Таблица мер:
        • аршин = 0,71 м = 71 см;
        • вершок = 4,4 см = 44 мм;
        • пуд = 16 кг (16,38 кг);
      • Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова учебник “В океане света” (4 класс);
      • Тетради по чтению.
      • Человек действительно уважающий человеческую личность,
        должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты,
        когда ребенок почувствует свое “Я”

        I. Вступительное слово

        – Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем разные жанры, эпохи, особенности художественных произведений, учимся чему-либо.)

        – Кто являются главными действующими лицами на этих уроках? (Автор, читатель.)

        – Какое значение имеют эти уроки? Всегда ли мнение автора совпадает с мнением читателя? (Нет, не всегда, любое произведение воспринимается индивидуально, вызывает разные чувства.)

        II. Сообщение темы, цели, задачи урока

        – Сегодня мы попробуем убедиться в этом продолжаем работу над рассказом Куприна “Слон”. Почему данное произведение можно назвать рассказом? (Небольшой объем, мало действующих лиц, взят один случай.)

        III. Задача

        На фоне музыки Грига “Песня Сольвейга” учитель читает цитаты.

        – Поставьте диагноз, побудьте врачами.

        Звучит музыка.

        • “Не отвечает…”
        • “неподвижные, невеселые глаза…”
        • “жару нет, боли нет…”
        • “ничего не нужно…”
        • “лежит целые дни и ночи…”
        • “тихая, печальная…”
        • не спит, дремлет по полчаса…”
        • “сны серые, длинные…”
        • – Так чем же больна девочка Надя? (Ей не интересно жить.)

          IV. Размышления

          – Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово А П А Т И Я (на доске). Напишите 2–3 предложения/

          Дети пишут 2–3 предложения.

          Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.

          – Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа (с. 214 1 гл., последний абзац).

          V. Работа с текстом

          1. Чтение по ролям (гл. 2 с. 214)

          – Что чувствует мама? Автор? Надя?

          2. Докажите, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке (сон девочки).

          3. Cтр.214–215 – используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:

          • быстро ходит;
          • курит, курит;
          • садится на край кровати;
          • тихо поглаживает ноги Нади;
          • встает, отходит к окну;
          • плечи трясутся;
          • торопливо прикладывает платок к глазам;
          • бегает из угла в угол;
          • курит, курит, курит.
          • (Растерян, нервничает, переживает, не знает как помочь.)

            – “Игрушечный слон – вот выход”, – думает папа.

            4. Найдите и прочитайте описание игрушки (с. 215–216).

            – Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но нет души.)

            – Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа, мама только переживает, но ничего не делает.)

            5. Словесный портрет мечты.

            – Нарисуйте мечту больной девочки. (с. 216).

            – “настоящий, живой…”
            – “маленького, но живого…”
            – “хоть слоненышка…”
            – “мне бы слоника, настоящего…”

            («Живой», однокоренное слово – «жизнь».)

            VI. Слово учителя

            – Папа озадачен. (Он в отчаянии – что делать?(

            – Что же он предпринимает? (Идет в зверинец и оживляется только в тот момент, когда появляются слоны.)

            VII. Видеозарисовка

            Идет без звука картинки слонов, на ее фоне идет беседа с учащимися:

            – Ребята, что Вам известно об этих животных?

            – Чем они привлекают людей?

            – На с.218 прочитайте какими размерами обладал слон Томми?

            VIII. Самостоятельная работа

            – Посчитайте какая была высота, длина и масса слона. (По рядам таблица на доске.)

            – Выразите в современные единицы измерения

            • I ряд – высота (2м 30см 6мм)
            • II ряд – длина (4м 90см 5мм)
            • III ряд – масса (1т 792кг)
            • – Почему папа в первую очередь обращает внимание на рост?

              IX. Работа с текстом

              Описание слона – с. 221 (читают учащиеся).

              – Какой литературный прием использовал Куприн? (Сравнение, приведите примеры: ноги – столбы, хобот – змея…)

              – Что помогло папе убедить немца? (У хозяина зверинца тоже есть дочь.)

              – Почему слона везут ночью?

              – Как рисует автор шествие слона?

              – Какие другие строчки вам вспоминаются? (“По улицам слона водили…”)

              – Где автор улыбается, рассказывая, как заманивали слона на 2-й этаж?

              – Приведите пример цитаты: с.220 “Однако немец оказался хитрее…” (Действие немца с тортом.)

              Х. Работа в тетрадях по чтению

              1. Проверка домашнего задания с.67 №1.

              2. Соберите рассыпанный план (гл.6)

              1. “Он пришел?”
              2. “Слон такой большой!”
              3. “Здравствуй Томми!”
              4. “Он очень любит булки!”
              5. “Давайте играть, Томми!”
              6. “Они пообедают вместе”
              7. “Знакомые уходят”
              8. “В ту ночь во сне…”
              9. “Я уже совсем здорова”
              10. XI. Работа по тексту. Беседа

                – Каким Надя хочет видеть слона? (Добрым, смешным.)

                – Надя сама протягивает руку, о чем это говорит? (Доверие.)

                – От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденной булочки? (От общения.)

                – Почему, описывая обед автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона? (Они вместе, им хорошо.)

                – Почему нам кажется, что Надя сама рассказывает о своем сне? (Лексика “женилась” на Томми – так говорят дети.)

                – Что еще могло присниться Томми, кроме огромных тортов?

                – Увидятся ли еще Надя и слон? Как вы думаете?

                XII. Сообщение о Куприне (2 ученика)

                1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
                Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
                А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борей Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство.

                2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.
                “Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”

                – Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?
                – В чем их важность?

                Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

                XIII. Работа над эпиграфом

                – Предлагаю вам прочитать слова Д.Писарева, написанные на доске. (Дети читают.)

                – Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я… (Д.Писарев)

                – Как вы понимаете эти слова?

                – О каком герое можно сказать, что он уважает человеческую личность? (Папа, немец, доктор…)

                – Докажите. (Папа исполняет мечту; немец понимает папу; доктор советует порадовать Надю.)

                – У вас были моменты, когда взрослые считались с вашими желаниями, с вашим “Я”?

                XIV. Работа по детским иллюстрациям (выставка)

                – Вспомните, какой эпизод соответствует рисунку.

                XV. Работа над выработкой эмоциональной окраски текста

                – Найди предложение, которое мог бы прочитать вот этот человечек.

                XVI. Итог урока

                – Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.)

                – Какие краски вы бы взяли, чтобы, передать настроение рассказа? (Теплые, светлые, яркие.)

                – Совпало ли мнение автора и читателя? (Да, добро, тепло, искренность, мечта Куприна о теплых отношениях в детстве, этого у него не было.)

                Как называется такой прием 4 класс литература программа 2100

                Список художественной литературы,

                необходимой для уроков литературного чтения в 1 классе

                1четверть

                A. Барто

                « Игрушки», « Мы с Тамарой», « Девочка — рёвушка», « Девочка чумазая», « Медвежонок — невежа», « Вовка — добрая душа»

                С. Маршак

                « Почта», « Багаж», « Детки в клетке», « Усатый-полосатый», « Вот такой рассеянный», « Рассказ о неизвестном герое», сборник « Плывёт, плывёт кораблик»

              11. С.В. Михалков « Про мимозу», « Фома», « А что у вас?», « Дядя Степа», « Дядя Степа — милиционер», « Дядя Степа и Егор», « Дядя Степа — ветеран», « Прививка», « Чистописание», «36 и 5»;
              12. B. Драгунский « Заколдованная буква»;
              13. К. Чуковский « Радость», « Телефон», « Путаница», « Муха-цокотуха», « Тараканище», « Мойдодыр», « Айболит»;
              14. Д. Родари « Чем пахнут ремёсла?», « Какого цвета ремёсла?»; Л.Пантелеев « Буква ТЫ»;
              15. В. Маяковский « История Власа-лентяя и лоботряса», « Что такое хорошо…»; стихотворения русских поэтов о зиме
              16. 3 четверть

                Внеклассное чтение ( читать дома заранее, иметь один из текстов на уроке, можно читать другие произведения по данной теме)

                1. Стихи о буквах и азбуке. С.Маршак « Про всё на свете», Б.Заходер « Мохнатая азбука», « Остров Гдетотам».
                2. Жизнь дана на добрые дела. Л.Толстой « Котёнок», К.Ушинский « Дедушка», « Рассказы и сказки».
                3. О милосердии. В.Катаев « Цветик-семицветик», В.Осеева « Просто старушка», « Навестила».
                4. О честности. Н.Носов « Огурцы», Л.Пантелеев « Честное слово». Классное чтение ( заранее не читать)
                5. Э.Успенский « Крокодил Гена и его друзья»

                Внеклассное чтение ( читать дома заранее, иметь один из текстов на уроке, можно читать другие произведения по данной теме)

              17. Неживое становится живым. К.Чуковский « Федорино горе», Н.Носов « Живая шляпа», Б.Заходер « Кит и кот».
              18. Сказки о животных. « Петушок — золотой гребешок», « Волк и семеро козлят».
              19. Рассказы о животных. М.Коршунов « Рисунок с натуры», Е.Чарушин « Томкины сны».
              20. Стихотворения русских поэтов о весне. Классное чтение ( заранее не читать)
              21. А. Волков « Волшебник Изумрудного города» ( заранее не читать)
              22. *Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

                Список литературы на лето для 10-го класса

                Школьная программа по литературе в 10-м классе включает в себя главные произведения русских писателей второй половины XIX века – великие произведения мировой литературы.

                Произведения обязательной программы по литературе рекомендуется прочитать во время летних каникул. Это связано с тем, что объем необходимых знаний очень большой и во время учебного года на освоение текстов не хватит времени.

                Вообще, литература в 10-м классе – наиболее важная и сложная за всю школьную программу. Так получилось потому, что в более ранних классах ученики не готовы к пониманию серьезных произведений, а в следующем, 11-м классе все заняты подготовкой к ЕГЭ.

                Чтобы прочитать весь список обязательной литературы летом перед 10-м классом, надо ежедневно читать примерно 2,5 часа в день или 30–35 страниц текста.

                Самыми объемными произведениями являются «Война и мир» – 1274 страницы, «Преступление и наказание» и «Обломов».

                Список обязательной литературы на лето для 10-го класса

                Автор произведения Название
                Державин Г.Р. «Фелица»
                Пушкин А.С. «Борис Годунов», «Медный всадник», «Маленькие трагедии»
                Гоголь Н.В. «Миргород, «Старосветские помещики, «Женитьба, «Выбранные места из переписки с друзьями»
                Гончаров И.А. «Обыкновенная история, «Обломов»
                Островский А.Н. «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность не порок»
                Тургенев И.С. «Отцы и дети»
                Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
                Толстой Л.Н. «Война и мир»
                Достоевский Ф.М. «Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание»
                Лесков Н.С. «Очарованный странник»
                Чехов А.П. «Вишнёвый сад», «Дуэль», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»
                Бальзак О. «Гобсек»

                Кроме приведенного выше списка литературы на лето для 10-го класса, который обязателен для прочтения, есть список дополнительной литературы для расширения кругозора и общего развития.

                Конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Сивка-бурка»

                Конспект урока по литературному чтению

                Автор учебника: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

                Тема урока: Русская народная сказка «Сивка- бурка»

                Тип урока: изучение нового материала.

                1. Познакомить учащихся с содержанием сказки.

                2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

                3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

                3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

                Образовательные: путём наблюдения.

                Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно — логического мышления, памяти, наблюдательности; умение рассуждать, анализировать; развивать устную речь;

                Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пытливость, любознательность.

                УУД, формируемые на уроке:

                * общеучебные – ознакомление с рассказом Н.Носова «На горке»; осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; логические – построение рассуждений.

                Оборудования и технические средства обучения: учебник, презентация, выставка книг.

                Содержание этапа, деятельность учителя

                Начнём урок с разминки,

                У всех прямые спинки.

                Глаза следят по сторонам:

                То буква здесь, то буква там.

                На урок нужен учебник, дневник, пенал.

                Актуализация новых знаний

                -Как называется большой раздел, из которого мы читали произведения на последних уроках литературного чтения?

                Что значит устное?

                -Что значит народное?

                -Что значит творчество?

                -Какие произведения входят в этот раздел?

                -Какие произведения из этого раздела читаем сейчас?

                -Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши знания на практике.

                -Наши последние сказки какого жанра?

                -Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?

                -Какая это сказка?

                Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы.

                Рассуждают, отвечают на вопросы.

                Поиск и выделение необходимой информации

                Умение договориться, слушать, оценивать товарищей

                Подготовка к первичному восприятию текста

                Давайте докажем, что это сказка.

                -По каким признакам это можно определить?

                -Есть ли в нашей сказке зачин?

                -Какие еще зачины бывают?

                -Есть ли концовка?

                -Какие еще концовки бывают?

                -Есть ли троекратные повторы?

                -Дома вы должны были в тексте найти сказочные слова и выражения.

                Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.

                Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

                Свободно выражать своё мнение

                Проверка первичного восприятия текста

                – Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.)

                – Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».)

                – С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.)

                – Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки?

                Определяют вид жанра, доказывают своё мнение

                Объясняют смысл непонятных слов, лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника

                Умение определять жанр произведения

                Умение пользоваться толковым словарём

                Как на горке снег, снег

                И под горкой снег, снег.

                И на елке снег, снег,

                И под елкой снег, снег.

                А под елкой спит медведь.

                Тихо, тихо, не шуметь!

                Вторичное восприятие произведения, анализ, выборочное чтение

                -Какой пункт плана соответствует эпизоду, который сейчас прочитали?

                -Кто же оказался настоящим героем?

                -Для чего он прошел испытания?

                -С каким древним обрядом это связано?

                -Отправляется ли на это испытание наш герой?

                -А как же он приобретает волшебную силу?

                -Можно ли сказать, что Сивка – бурка – герой-помощник?

                -А как его назовем?

                -Волшебный помощник здесь нужен, ведь это один из способов приобщения к потустороннему миру. Он состоит в том, чтобы разыграть поглощение человека животным.

                -В каких еще сказках встречались с волшебными помощниками?

                -Итак, Иван прошел испытания и

                обрел волшебную силу. Поэтому только он смог выполнить условия царя. Какое?

                -Смог ли он сразу жениться?

                -Как усложняется сюжет?

                -Узнали ли Ивана братья?

                -Почему они смеялись над Иваном?

                -Согласны ли вы с мнением братьев?

                -Какие еще вопросы вы хотели бы задать своим товарищам?

                -Какие лучшие черты характера человека вложил народ в образ Ивана-главного героя сказки?

                Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста

                Придумывают заголовок, составляют план

                Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

                Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

                Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

                Умение ориентироваться в тексте

                Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению

                Оценивать и себя и товарища

                Кому было интересно на уроке?

                -Что особенно понравилось?

                -Когда было трудно?

                -Кому хотели бы сказать спасибо?

                -Закрасьте первый квадратик цветом, соответствующим вашему настроению в начале урока, а второй в соответствии с вашим настроением в конце урока.

                Методика работы над художественным текстом на уроках литературного чтения по программам «Школа 2100» и «Школа России» (сравнительный анализ)

                Я представряю работу на тему «Методика работы над художественным текстом на уроках литературного чтения по программам «Школа 2100» и «Школа Росии»».На своей работе я теоретическии обосновала и практическии доказала,что работа по анализу текста представленная авторами «Школа 2100» эффективнее работы по анализу текста представленная в УМК «Школа Росии».

                Просмотр содержимого документа
                «Методика работы над художественным текстом на уроках литературного чтения по программам «Школа 2100» и «Школа России» (сравнительный анализ) »

                Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается в современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности.

                Наша общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. В школе, как в зеркале, отражается общественная жизнь с ее взлетами, падениями. Это естественно. Школа — институт социализации личности, то есть одна из главных ступеней на пути от маленького ребенка к взрослому члену человеческого общества. Изменившемуся социуму нужны уже иные его члены, чем, скажем, 10 лет назад. Школа как образовательная система стремится обеспечить гармоничное слияние глубоко гуманистического опыта традиционной педагогики и новых тенденций в обучении, определяемых сменой социально-экономических, культурных и научных парадигм.

                На данный момент, пожалуй, уже уместно говорить даже о некоторой перенасыщенности школы педагогическими инновациями. Эксперимент – дело трудоемкое, и изрядно подуставшее, и в моральном, и в финансовом плане школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии.

                Одной из таких программ является развивающий курс литературного чтения по программе «Школа 2100». Современная программа чтения «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) предлагает учителю начальной школы эффективную технологию работы с художественным текстом на уроках чтения.

                Традиционная школа в общей массе опирается на процесс обучения в варианте «натаскивания» в ущерб развитию мышления — это общепризнанно. Но еще больше при этом страдает комплекс становления личности.

                Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

                К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы [6; 99].

                По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова [8;224]. «Технике восприятия нужно учить», считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности [9;34]. Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно [21;201], потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.

                М.С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте [11, 190]. Продолжая мысль М.С. Соловейчик, О.И. Никифорова пишет, что дефектном механизме восприятия читатели и из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг [12; 20-21]. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А.Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская [6; 101]. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И.Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения [14; 153].

                Итак, над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская [15; 33], Т.Г. Рамзаева [27; 43], М.С. Соловейчик, М.Р. Львов [18; 190], О.В. Сосновская и др. Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.

                Отсюда и вытекает актуальность темы исследования.

                Объектом исследования: процесс работы над анализом художественного произведения учащимися начальных классов на уроке литературного чтения.

                Предметом исследования: сравнительный анализ работы над художественным текстом в программах «Школа 2100» и «Школа России».

                Гипотеза: если при обучении анализу текста младших школьников использовать методику работы c художественным текстом в технологии «Школа 2100», то уровень читательской компетентности у младших школьников будет выше, чем при работе по традиционной методике.

                Цель работы: теоретически обосновать и практически доказать, что работа по анализу текста представленная авторами «Школа 2100» эффективнее работы по анализу текста представленная в УМК «Школа России».

                Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

                1) изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;

                2) проанализировать Федеральный государственный стандарт, соответствие требованиям ФГОС программ «Школа 2100» и «Школа России», с точки зрения в них отражения работы по анализу текста;

                3) сравнить требования по анализу текста в программах «Школа 2100» и «Школа России»;

                4) провести эксперимент и проанализировать результаты.

                Методы исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и литературоведческой литературы по проблеме исследования; анализ учебной литературы и сравнительно-сопоставительный анализ программ; анализ нормативных документов, касающихся образования; наблюдение, опрос, эксперимент.

                Структура квалификационной работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общее количество 66 страниц .

                Этапы проведения исследования:

                1) анализ научно-методической, учебной и программной литературы по теме исследования;

                2) проведение эксперимента;

                3) обобщение результатов эксперимента.

                Во введении работы рассмотрена актуальность данной проблемы. Была выдвинута гипотеза исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи.

                В первой главе изучены теоретические основы работы над анализом текста в начальной школе, дана характеристика текста, требования к анализу текста в примерных программах по ФГОС.

                Во второй главе проведена опытно-поисковая работа по анализу текста в программах «Школа 2100» и «Школа России», изучена методика анализа текста в программах «Школа 2100» и «Школа России», проведена диагностика умения анализировать тексты учащихся начальной школы и работа по сравнению формирования умений по анализу текста в разных программах.

                Глава 1. Теоретические основы работы над анализом текста в начальной школе.

                1.1. Обзор литературы по проблеме исследования

                Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начала 20в., С.П. Редозубов писал: «следует заметить, что «бережное отношение» к художественному произведению привело некоторых методистов и учителей начала 20в. к отходу от руководства детскими восприятиями и переживаниями, то есть отказу от активного вмешательства в процесс восприятия детьми художественных образов и от образовательно-воспитательной работы на уроках чтения». [14; 23]. В период комплексных программ появилась тенденция рассматривать литературу, как иллюстрацию к наблюдаемому в жизни явлению. Позднее предлагалось »творческое чтение», в котором преобладающими стали не чтение и анализ произведения, а различные творческие работы над материалом чтения [6; 94].

                Забота о полноценном художественном развитии новых поколений была свойственна российской школе с первых лет её существования. Но сегодня, пожалуй, особенно остро осознается всей нашим обществом необходимость того, что бы каждый растущий человек приобрел не насыщаемую потребность в «присвоении» великих духовных ценностей человечества и был способен к самостоятельному творческому общению с искусством [20; 74].

                В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. Как уже было сказано выше, под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идеи произведения. [26; 44]. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны [6; 67].

                Однако способность к образному анализу художественного текста сама собою не формируется. Об этом писала О. И. Никифорова: «Способность непосредственного образного и эмоционального восприятия литературно-художественных произведений не является элементарной и прирожденной»

                [22; 17]. Поэтому нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, учению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом.

                В 70-е годы практическую методику анализа художественного произведения разрабатывали последователи К.Д Ушинского, Н.Ф Бунаков и Д.И. Тихомиров. Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа). Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения.

                Осмысление учащимися литературного произведения.

                I. Подготовка к чтению

                Слово учителя или беседа.

                II. Первичное целостное восприятие произведения.

                Чтение в слух (I класс) или «про себя» (II-III классы), чтение учителя.

                Урок внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе

                Урок внеклассного чтения «Литературные сказки» в 4 классе с презентацией.

                Автор: Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
                Описание: Предлагаемый мной материал разработан для урока внеклассного чтения в 4 классе по теме «Литературные сказки». В настоящее время ребенок с книгой в руках- большая редкость. Очень сложно доказать преимущества литературы перед компьютером, планшетом…Но, используя разнообразные формы работы, мне удается проводить уроки внеклассного чтения, развлекательные мероприятия , требующие прочтения определенной литературы. Данное мероприятие разработано на основе сказки моей ученицы Новоковской Светланы и представляет собой тоже своеобразную сказку, в которой дети разгадывают кроссворд, составленный на основе литературных сказок, и тем самым помогают снеговичку. Занимательный материал переплетается с проверкой уровня читательской активности. Думаю, что данный материал поможет коллегам в организации не только уроков внеклассного чтения, но и досуговой деятельности ребят.
                Назначение: материал рассчитан на учащихся 4 классов.
                Цель: привитие любви и интереса к литературной сказке, к книге.
                Задачи:
                — Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
                -Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

                Оборудование: выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация «Помоги снеговичку»
                Предварительная подготовка:
                Детям заранее доводится список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.

                Дети:
                Встреча с книгой, что с другом,
                Для всех словно праздник,
                А для детской души
                Это нить Ариадны,
                Что ведет их от сказок,
                Былин и приданий
                В мир жизни реальной,
                Мир науки и знаний.
                Книги учат детей
                Всем премудростям жизни-
                Как быть Человеком,
                И быть нужным Отчизне.
                И как правду от лжи
                Все должны отличать.
                Как бороться с врагом
                И как зло побеждать.

                Учитель:
                Прекрасные стихи прозвучали. Они ещё раз нам напомнили нам о том, как велико значение книги в нашей жизни. На сегодняшнем уроке мы с вами вновь окунёмся в мир прекрасной детской литературы, вспомним сказки любимых детски писателей.
                Учитель:
                Я давно раздарила,
                Дорогие ребята,
                Те волшебные сказки,
                Что слыхала когда-то
                От зверей и от птиц,
                От березок и елей,
                От костров и созвездий,
                Дождей и метелей,
                От рассказчиков многих,
                Заморских и наших,
                Сказок просит ведь каждый —
                Ну как не раздашь их!
                И когда вы за сказкой
                Пришли ко мне снова,
                Я не знала, где взять её,
                Честное слово.
                На замерзшие стекла
                Растерянным взглядом
                Посмотрела — а сказка-то
                Вот она, рядом!

                А что же увидела я через замёрзшее стекло? Что привлекло мой взгляд? А увидела я наших старых знакомых- снеговичков, которые счастье нашли. Помните их, ребята?
                С ними нас познакомила Новоковская Света, ваша одноклассница?

                Вспомнили, молодцы! А напомните мне, пожалуйста, как на лесной полянке появились снеговички?
                Дети:
                -Их сделали ребята, чтобы снеговички охраняли елочку.
                Учитель:
                -Куда отправились они зимней холодной ночью?
                Дети:

                -Они пошли будить солнышко.
                Учитель:
                -Кому они хотели помочь?
                Дети:
                -Снеговички хотели помочь ребятам, которые их сделали. Ребята очень сожалели , что день быстро закончился.
                Учитель:
                -С кем встретились снеговички в ночном лесу?
                Дети:
                -Они встретились с лисичкой, зайчиком, белочками и другими зверятами.
                Учитель:
                -А чем снеговички угостили голодного зайчика?
                Дети:
                -Морковкой!
                Учитель:
                -Молодцы. Вы хорошо помните содержание сказки. Но все дело в том, что одного снеговичка обидели.. .

                Читает ученик:
                Спят под снегом карусели,
                Все песочницы, качели,
                Горки и резные кони —
                Всё в снегу глубоком тонет

                Снеговик один не весел,
                Нос- морковку потерял,
                Ждет когда мороз трескучий
                Да холодный ветер жгучий
                Подбодрит, развеселит!

                Для него зима, как лето,
                Грустно он стоит раздетый,
                «Эх, побольше бы снежочку
                Да мороз покрепче в ночку!»-
                Я стояла, смотрела в моё сказочное окно на печального снеговичка и думала, что ему надо помочь. Но меня опередили…
                Грустные вздохи друга услышал второй снеговик и поспешил на помощь.

                Читает ученик:
                Снеговик Снеговика
                Увидал издалека.
                Он печален, кривобок,
                И ужасно одинок!

                «Эй, братишка,не скучай,
                Приходи ко мне, на чай!
                Не растаешь, что с тобой,
                Чай хороший, ледяной.»

                Почему грустишь? — «Да Вовка
                Оторвал мой нос-морковку!»

                -«Ты не огорчайся слишком,
                Чем не нос — от елки шишка!»
                Хвойный запах от сосны.
                Недалек приход Весны!
                Солнце днем печет не очень,
                Но приятней все же ночью.»
                Снеговик Снеговика
                Даже насмешил слегка.
                Но смеялся наш снежный друг недолго, он даже нос не мог повесить, просто грустно смотрел на друга печальными глазами-угольками. И меня осенила мысль: а что, если мы все вместе поможем снеговику найти его нос? Вы согласны помочь снеговичку-добрячку, который счастье своё нашел лишь тогда, когда помог ребятам?
                Дети:
                -Да, согласны. Мы очень хотим ему помочь, чтобы он Новый год встретил веселым и счастливым!
                Ребята, но чтобы помочь снеговичку, нам надо совершить небольшое путешествие по сказочным дорожкам.
                Вспомним хорошо известных вам героев литературных сказок, которые вы читали к этому уроку, и разгадаем кроссворд. И так, в путь!

                Презентация « Помоги снеговичку»( Слайды сменяются по сценарию и в соответствии с разгаданными словами)

                Учитель:
                Что такое? – Где же нос!
                Снеговик простужен.
                Может быть ему компресс
                Или доктор нужен?
                Но смеётся детвора
                весело и звонко:
                — Мы сейчас решим кроссворд
                и будет нос- морковка!

                1. Имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на «Попрыгунье» в Веселию. (Пеппи)

                2. Капитан, побывавший в Лилипутии. (Гулливер)

                3. Деревянный человечек, которого заманили в Страну дураков. (Буратино)

                4. Обладатель очень громкого голоса, который посетил Страну Лжецов. (Джельсомино)

                5. Девочка, путешествовавшая по Стране чудес и Зазеркалью. (Алиса)

                6. Мальчик, который вместе с Митиль навестил бабушку и дедушку в Стране воспоминаний.(Тильтиль)

                7. Мальчик, который с лошадью Лушей пошёл в Синий лес и очутился в стране «Нигде и никогда». (Ивушкин)

                8. Человечек, которого сшили в кукольном царстве царя Формалая Большого. (Петрушка)

                9. Смельчак, который одолел рыцаря Като и поселился в Стране Дальней. (Мио)

                10. Мальчик-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино).

                Ребята, если кроссворд разгадан правильно, то в выделенных клетках (11) можно прочитать фамилию мальчика, который в поисках трудностей и опасностей попал в Страну невыученных уроков. (Перестукин)

                Учитель:
                Кроссворд наш разгадан. Молодцы, ребята. Вы славно потрудились. Дружно все помогли снеговичку. Послушайте, как они беседуют:

                Дети:
                — Что стоишь и ждёшь, дружок:
                Ком, комочек и комок?
                Угли — глазки, нос — морковка,
                И метёлку держишь ловко.
                — Мне прекрасно здесь стоится,
                В двери Новый год стучится,
                А ребята, снег и вьюга
                Лепят для меня подругу.

                Учитель:
                -Замечательные снеговички! И очень счастливые! Они готовы к встрече Нового года.
                А как вы встречаете Новый год, ребята?
                Дети:
                -Новый год-праздник семейный. Надо, чтобы его праздновали все вместе: и мамы, и папы, и дети!
                Учитель:
                -Молодцы. Это прекрасная традиция. Тогда давайте наших снеговичков сделаем счастливыми очень-очень! – создадим семью!

                Ученик:
                Одному быть не годится,
                Лепим бабу-снеговицу,
                Даже лучше — «снеговуху»,
                Чтоб приятнее для уха…
                Жаль, у мамы шали нет,
                Может, подойдёт берет?
                А теперь бы им — детишек,
                Двух весёлых снеговишек!
                Или всё ж, «снеговичков»,
                Да с руками из сучков,
                В новых шарфиках цветных…
                Вот готов и стих про них!
                Дети исполняют песню «Это мы, снеговики!» Слова и музыка И.А. Якушиной

                Нас лепят дети дружные
                За комом катят ком.
                Мы любим зиму снежную,
                От снега мы растем.

                Не любим дождь и солнышко,
                Снежинки нам милей.
                Пускай они летают здесь
                Еще хоть двести дней!

                Припев:
                Нос – морковка,
                Глаза – угольки.
                На голове ведерко –
                Это мы, Снеговики!

                Рисуйте нам пошире рот –
                Смеяться будем мы.
                И вам, ребята, песни петь
                В теченье всей зимы!
                Припев:
                Нос – морковка,
                Глаза – угольки.
                На голове ведерко –
                Это мы, Снеговики!
                Учитель:
                Спасибо большое вам, ребята, за сегодняшний урок внеклассного чтения. Мы не только вспомнили литературные сказки, но и сами с вами создали свою, добрую, волшебную зимнюю сказку.
                Мне только осталось уточнить:
                -Какие же сказки называются литературными?
                Дети:
                -Сказки, которые написаны писателем или поэтом называются литературными, или авторскими.
                Учитель:
                -Можно назвать литературной нашу сказку, которую мы сочинили в течение урока?
                Дети:
                -Да, можно.
                Учитель:
                -У литературной сказки есть автор. Кто же автор нашей сказки?
                Дети:
                -Автор сказки –мы, 4 класс.
                Учитель:
                -Мне приятно было с вами сегодня работать, дорогие мои ребята, авторы сказки . Вы показали хорошее знание литературных сказок и проявили себя как авторы, сказочники. Кроме того,
                ваша отзывчивость помогла снеговичку не только найти утраченный нос, но и обрести семью, встретить Новый год веселым и счастливым!

                Учитель:
                Пусть Новый год, что на пороге,
                Войдёт в ваш дом, как добрый друг!
                Пусть позабудут к вам дорогу
                Печаль, невзгоды и недуг!
                Пусть придут в году грядущем
                И удача, и успех!
                Пусть он будет самым лучшим,
                Самым радостным для всех!

                Тестовое задание по литературе .Раздел 1 «Любимые книги». 4 класс. Школа 2100.

                Идёт приём заявок

                Подать заявку

                Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                1. О каких единицах времени идёт речь в стихотворении Г.Сапгира?

                а) вчера, сегодня, завтра

                б) понедельник, вторник, среда

                в) день, неделя, месяц, год

                2. Электроник – это герой книги…

                3. Электроник заменял ученика …

                4. Как звали мальчика, которого заменил Электроник?

                б) Сергей Сыроежкин

                5. Как звали профессора, который создал Электроника?

                а) Таратар Таратарыч

                б) Александр Сергеевич

                6. Кем был Электроник?

                в) обычным мальчиком

                б) машиной 5-го поколения

                7. Какой продукт славит в своём стихотворении Ю.Мориц?

                8. Почему Николай оказался весь в шоколаде?

                а) Было слишком жарко и шоколад растаял

                б) Коле дали много шоколада.

                в) Он пожадничал и не захотел поделиться с друзьями

                г) Превратился в шоколадного

                1. Убери произведение, которое не входит в этот раздел:

                в) профессор Громов

                а) Пришёл на каток г) Быть жадным – ужасно!

                в) Ходить на каток с шоколадкой

                Убери лишнее понятие

                Главная мысль стихотворения Ю.Мориц – нельзя быть жадным.

                Действия в стихотворении Юнны Мориц «Баллада о фокусах шоколада» происходят в классе.

                Раздел 1 «Любимые книги»

                а) «Сегодня, завтра и вчера»

                в) «Борис Годунов»

                б) «Баллада о фокусах шоколада»

                г) «Приключения Электроника»

                2. Убери ту черту характера, которая не присуща Электронику.

                в) умеет сопереживать

                3. Убери того, кто не является героем повести Е.Велтистова «Приключения Электроника».

                4. Все ли эти герои являются друзьями Электроника? Убери лишнее.

                б) Серёжа Сыроежкин

                г) Вовка Корольков

                5. Каким увидели ребята Николая в стихотворении Юнны Мориц «Баллада о фокусах шоколада»? Убери лишнее.

                6. Убери строки, которые не встречаются в стихотворении Юнны Мориц «Баллада о фокусах шоколада»?

                Николай с шоколадкой.

                б) Дышал Николай,

                Словно тигр уссурийский.

                Электроника создал профессор Громов.

                Одна из глав «Приключения Электроника» называется «Трон невесты»

                «Баллада о фокусах шоколада» учит быть жадным и не делиться с друзьями.

                «Баллада о фокусах шоколада» учит быть не жадным и делиться с друзьями.

                Действия в стихотворении Юнны Мориц «Баллада о фокусах шоколада» происходят на катке.

                Завтра становится сегодня, а потом станет вчера (по стихотворению Генриха Сапгира «Сегодня, завтра и вчера»)

                Номер материала: ДБ-155373

                ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

                Пройдя курс Вы получите:
                — Удостоверение о повышении квалификации;
                — Подробный план уроков (150 стр.);
                — Задачник для обучающихся (83 стр.);
                — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
                — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
                — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

                Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

                Не нашли то что искали?

                «творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

                Вам будут интересны эти курсы:

                Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                Читайте так же:

                • Как называется нархоз сейчас ВЫБОР ЛУЧШИХ! Александра Герасименя - двукратная олимпийская вице-чемпионка, неоднократный победитель чемпионатов мира и Европы, выпускница БГЭУ Дарья Домрачева - четырёхкратная […]
                • Древнееврейский как называется ИВРИТ Иври?т - (ивр. ????????? — «еврейский язык») - группа родственных языков семитской ветви афразийской, или семито-хамитской, семьи языков, которые развились из библейского или […]
                • Как называется масленичный четверг Как называются дни недели масленицы С давних времен все дни недели Масленицы имели определенные названия и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 […]
                • Как называется часы от apple Обзор умных часов Apple Watch Series 4 Оглавление Еще одна новинка Apple, поступившая в продажу одновременно с iPhone XS и iPhone XS Max — умные часы Apple Watch Series 4. И хотя смартфоны […]
                • Интересные факты газета Интересные факты Само название «газета» произошло от мелкой итальянской монеты gazzetta – именно столько стоил в 16 веке небольшой листок с новостями, который с 1556 года издавался в […]
                • Как называется начало сказки середина и конец Конструирование текстов Тема: конструирование текстов. Тип урока: обобщающее повторение. Вид: урок-беседа, урок практических работ. Цель: закреплять и совершенствовать ЗУН о […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *