Как называются доспехи для рук

Часть доспехов

Последняя бука буква «и»

Ответ на вопрос «Часть доспехов «, 6 букв:
наручи

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова наручи

Пластины воинских доспехов, прикрывающие руки воина

Пластины от локтя до кисти в качестве доспехов

Металлические пластины, прикрывавшие руки война

Часть средневекового доспеха, металлические пластины, прикрывавшие руки воина

(ед. наручь) в Древней Руси и Московском государстве — предмет воинского доспеха — защитное приспособление для рук в виде двух выгнутых металлических пластин, гибко соединявшихся между собой и закреплявшихся на руке пряжками

«Локтевая броня» рыцаря

Пластины на руках в качестве доспехов

Определение слова наручи в словарях

Примеры употребления слова наручи в литературе.

Поначалу отметил ордынских послов и гостей иноземных, отличных по платью, потом — высшее духовенство в золоте облачений и уж потом — в череде бобровых, куньих и собольих опашней, в атласном, аксамитовом, шелковом и тафтяном великолепии праздничных одежд, сверкании золотых и серебряных оплечных цепей, жемчужных и парчовых наручей — узрел, наконец, крепкого, осанистого, празднично уверенного в себе Алексея Хвоста и супротив него насупленные лики Вельяминовых.

В шапке с соколиным пером, в добротном дорожном суконном охабне, полы которого почти покрывали круп коня, в синей набойчатой мелкотравной рубахе, рукава которой, выпростанные в прорези охабня, были в запястьях схвачены простыми, стеганными из толстины и шитыми цветною шерстью наручами.

Прямо над ним, пепельноволосый и сероглазый, источающий золотистый свет и расходящееся кругами мерцающее сияние, высокий и поджарый, в белом хитоне, перетянутом алыми ремнями, в золотисто-красных наручах и поножах, с открытым светлым челом и блистающим взором стоял Вождь Небесного Воинства.

Надел епитрахиль, наручи, пояс и набедренник, сунул голову в отверстие ризы, поданной ему прислужником, и взял в руку тяжелый напрестольный крест кованого серебра — недавнее княжеское подарение.

Под шеломами окольчуженных богатуров застыли в раз и навсегда заданной улыбке железные маски, прикрывающие лица воинов целиком, кольчатые ожерелья шеломов падали на плечи, пластинчатые стальные юбки спускались до самых колен, в свою очередь прикрытых узорным железом, сверкали отделанные серебром булатные наручи — как и подступиться к такому!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как называются доспехи для рук

Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.) Leipzig, 1890. — С.-Пб.: АО «Санкт-Петербург оркестр» . Вендален Бехайм, ответственный редактор С.В. Еременко . 1995 .

Смотреть что такое «Защита рук» в других словарях:

защита — 3.25 защита (security): Сохранение информации и данных так, чтобы недопущенные к ним лица или системы не могли их читать или изменять, а допущенные лица или системы не ограничивались в доступе к ним. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Защита организма от излучений — ионизирующих. Работа с любыми источниками ионизирующего излучения (См. Ионизирующие излучения) (радиоактивные препараты, ядерные реакторы (См. Ядерный реактор), рентгеновские и ускорительные установки, атомное и термоядерное оружие и… … Большая советская энциклопедия

Защита от действия световой радиации дуги. — 12.8. Защита от действия световой радиации дуги. Световая радиация открытой дуги поражает глаза и кожу на расстояния до 10 м от места сварки. В радиусе 1 м достаточно 10 30 с воздействия света дуги на глаза, чтобы появилась сильная резь,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Защита спины — Система защиты спины прошла те же фазы развития, что и система защиты груди, дополнением к которой ее следует рассматривать. Самые ранние наспинники (нем. Ruckenstucke) состояли из двух пластин, застегивавшихся в середине спины,… … Энциклопедия средневекового оружия

Латная защита конечностей (доспех) — Латно бригантинный доспех с крупнопластинчатой бригантиной (картина со Святым Михаилом, начало XV века) … Википедия

Латная защита конечностей — Латно бригантинный доспех с крупнопластинчатой бригантиной (картина со Святым Михаилом, начало XV века) Рыцарь в латно бригантинном доспехе Латная защита конечностей появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование… … Википедия

Латная защита конечностей (доспехи) — Латно бригантинный доспех с крупнопластинчатой бригантиной (картина со Святым Михаилом, начало XV века) Рыцарь в латно бригантинном доспехе Латная защита конечностей появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование… … Википедия

Эволюция защиты кистей рук — Содержание 1 эволюция кожаной защиты 2 эволюция кольчужной защиты … Википедия

Бригантина (доспех) — Набор пластин бригантины из Висби (XIV век) У этого термина существуют и другие значения, см. Бригантина (значения). Про восточные бригантины см. статью куяк Бригантина (от нем. Brigantine, другие названия: англ. brigandine, coat of… … Википедия

Бригантина (доспехи) — про восточные бригантины см. статью куяк Бригантина с декоративными заклёпками (Wisby, XIV век) Бригантина (от нем. Brigantine, другие названия: англ. brigandine, coat of plates, jack of plates, итал. corazzina) доспех из пластин, наклёпанных под … Википедия

Развитие доспехов в средние века в Западной Европе

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII — конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.


Середина VII — IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном — металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж — ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.

X — начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник — металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом — кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX — начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон — длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.

Часто для защиты ног надевали шоссы — кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш — большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев — например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части — ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X—XIII вв.

XII — начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко — длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.

Конец XII — XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм — первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм — горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы — кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой — одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм — рыцарский шлем, появившийся в конце XII — начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина — доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже — разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.

Вторая половина XIII — начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем — цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.

Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты — наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII — начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.

С конца XIII — начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения — различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.


Первая половина XIV — начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет — сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл — кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры — фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель — самый уродливый шлем в европейской истории, тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.

Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи — часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон — стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн — по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV — начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.

К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет — закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.

Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.

По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище — кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже — латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме — новый тип рыцарского шлема XV—XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме — высшая ступень эволюции шлемов в Европе.

Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады — тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями — самыми простыми шлемами, и в пехоте.

Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером — защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры — маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.

Конец XV — XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех — явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, — кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны — латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты — набедренные щитки.

В этот же период появляется бард — латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен — защита морды, критнет — защита шеи, пейтраль — защита груди, круппер — защита крупа и фланшард — защита боков.

В конце XV — начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты — германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.

Историк К. Блэр все разнообразие свел всего к трем категориям: 1) мягкие доспехи: из ткани (например, из льняной, как у Александра Македонского) или кожи, подбитой ватой или шерстью; 2) кольчужные (использовались в Европе еще с 5 в. до н.э.); 3) из металлических пластин (более или менее крупных и жестких). Все три типа были известны уже в Античности. Последний тип доспеха расцвел и достиг своего совершенства в средневековой Европе в эпоху рыцарства с XIII по XVI вв. До этого преобладали кольчуги, которые сравнительно дешевы и удобны, но с развитием оружия и тактики уже уступали пластинчатым, так как легче пробивались стрелами длинных луков, арбалетными болтами и копьями.


Александр Македонский в льняном доспехе. Источник: Infox.ru

Так как далекое время рыцарей и романтический ореол вокруг них порождают немало домыслов и в отношении их оружия, доспехи заслуживают отдельного внимания. Вокруг них развенчано уже немало мифов. Самый известный и странный из них – это, конечно, заблуждение о весе доспехов средневековых рыцарей. За последние 50 лет кто только не разоблачал вздор о том, что рыцарь без посторонней помощи не мог ни встать с земли, ни сесть на коня. Действительно тяжелыми были только турнирные доспехи (даже до 70 кг), но не боевые. Средний вес полного комплекта составлял в XIV-XV вв. (расцвет защитного вооружения) около 25-26 кг. Современные воины носят вооружение потяжелее. До 30 кг — не так много, учитывая, что вес брони был хорошо распределен по всему телу, а сами доспехи часто подгонялись по фигуре. Даже если заказчик не мог прийти в мастерскую, если заказывал доспехи в другой стране, мастерам отправляли образцы одежды и даже восковые модели ног и рук заказчика.


Битва при Азенкуре. Источник: wikipedia.org


Кадр из сериала «Игра престолов». Источник: youtube.com


Английские лучники в битве при Креси. Источник: 5respublika.com

Даже самые сильные доспехи английские лучники в XIV в. также были способны пробить стрелами. Арбалеты тоже легко наносили урон, часто смертельный – например, раненный арбалетным болтом, погиб король Ричард I Львиное Сердце. Но в целом без доспехов долго воевать в Средние века было немыслимо. Несмотря на недостатки, они повышали выживаемость в битве многократно. Это хорошо иллюстрирует знаменитая «Битва тридцати», когда в 1351 г. английские и французские рыцари сошлись друг против друга (по 30 с каждой стороны). Несмотря на долгий и очень ожесточенный бой (не щадили никого), погибло только 15 человек. Без доспехов все кончилось бы печальнее.


«Битва тридцати». Источник: wikipedia.org

Еще один миф насчет доспехов того времени – их космические цены. Действительно, доспехи особенно богатых людей могли стоить баснословно дорого. Но вообще рынок предлагал множество более доступных вариантов. Покупали и бывшие в употреблении доспехи, и полевые доспехи без украшений, и кожаные. Даже бюргеры среднего достатка могли себе это позволить. Но, конечно, полный комплект хорошей брони, подогнанный по фигуре, стоил дорого. Оценить покупательную способность денег того времени сегодня очень проблематично, но можно приблизительно представить масштабы затрат. К началу XII в. полное вооружение (включая доспехи, коня, меч и копье) рыцаря стоило не менее 30 быков. Отдельно доспехи стоили примерно столько, сколько сегодня стоит хороший легковой автомобиль. Как и с автомобилями, тут можно было обойтись доспехами среднего класса, а можно было взять и роскошную вещь.


Доспехи английского короля Генриха VIII, XVI век. Источник: habr.com

В Европе наибольшего мастерства достигли итальянские и немецкие оружейники в XV в. Они и выработали национальные особенности, и довели до совершенства красоту доспехов. «Скульптуры из стали» — так, например, называют немецкие готические доспехи.


Миланский доспех начала 15 в. Источник: pinterest.com


Немецкий готический доспех 15 в. Источник: makeyourownmedieval.com

Но XVI-XVII вв. стали временем упадка доспехов. Их пытались приспособить под развитие огнестрельного оружия, испытывали, стреляя в них, экспериментировали, добавляя дополнительные пластины. С конца XVI в. только очень консервативные воины облачались в полный латный комплект. Отныне воины защищали уже только голову и часть корпуса, что в виде касок и бронежилетов дожило до наших дней.

Доспех средневекового рыцаря – pro et contra

Воюя с начала истории, люди изобрели тысячи различных доспехов. Они бывали кольчужные, чешуйчатые, пластинчатые, деревянные и даже крепкие бумажные доспехи (в Китае и Корее). Историки пристально изучали латное вооружение, но о цене, эффективности и недостатках доспехов все еще существует много мифов.

Историк К. Блэр все разнообразие свел всего к трем категориям: 1) мягкие доспехи: из ткани (например, из льняной, как у Александра Македонского) или кожи, подбитой ватой или шерстью; 2) кольчужные (использовались в Европе еще с 5 в. до н. э.); 3) из металлических пластин (более или менее крупных и жестких). Все три типа были известны уже в Античности. Последний тип доспеха расцвел и достиг своего совершенства в средневековой Европе в эпоху рыцарства с XIII по XVI вв. До этого преобладали кольчуги, которые сравнительно дешевы и удобны, но с развитием оружия и тактики уже уступали пластинчатым, так как легче пробивались стрелами длинных луков, арбалетными болтами и копьями.

Так как далекое время рыцарей и романтический ореол вокруг них порождают немало домыслов и в отношении их оружия, доспехи заслуживают отдельного внимания. Вокруг них развенчано уже немало мифов. Самый известный и странный из них — это, конечно, заблуждение о весе доспехов средневековых рыцарей. За последние 50 лет кто только не разоблачал вздор о том, что рыцарь без посторонней помощи не мог ни встать с земли, ни сесть на коня. Действительно тяжелыми были только турнирные доспехи (даже до 70 кг), но не боевые. Средний вес полного комплекта составлял в XIV-XV вв. (расцвет защитного вооружения) около 25?26 кг. Современные воины носят вооружение потяжелее. До 30 кг — не так много, учитывая, что вес брони был хорошо распределен по всему телу, а сами доспехи часто подгонялись по фигуре. Даже если заказчик не мог прийти в мастерскую, если заказывал доспехи в другой стране, мастерам отправляли образцы одежды и даже восковые модели ног и рук заказчика.

Латы стали слишком тяжелыми только в XVII в., когда их утолщали для защиты от огнестрельного оружия. Сегодня любой может увидеть вживую (или найти множество видеозаписей) реконструкторов, которые в полном комплекте доспехов Средних веков носятся сломя голову, ходят колесом, кувыркаются и разве что не летают в латах под куполом цирка! Профессиональные воины Средневековья смогли бы, наверное, и это, так как они с детства (в среднем с 7 лет) тренировались военному делу и приучались к доспехам. Единственный серьезный недостаток боевых доспехов состоял в том, что в них ужасно жарко. Генрих IV в трагедии Шекспира говорит: «То, как ношенье лат богатых в жаркий день, что обожгут тебя надежностью своей». Духота доспехов была не просто неудобством, а реальной угрозой здоровью. К примеру, в 1415 г. герцог Йоркский (полный мужчина средних лет) умер после битвы именно от теплового удара.

А стоило ли это того? В целом, доспехи отлично защищали прежде всего корпус, и в бою умирали сравнительно редко. Военные потери Средних веков в основном санитарные, а не боевые. Не только рыцари, но и рядовые воины обычно носили хотя бы сравнительно недорогие латы, и не так-то просто было их убить. Большую часть ран облаченным в доспехи воинам наносили в руки, ноги и голову, а также в места стыка разных элементов брони. Голова все время оставалась одним из наиболее уязвимых мест. Сильный удар даже по хорошо защищенной шлемом голове мог как минимум вывести человека из строя или оказаться фатальным. Даже если металл шлема не будет пробит сильным ударом, это еще ничего не гарантирует, ведь сам удар мог сломать шею. По этой же причине не была успешной идея солдат Первой мировой войны добавить для утолщения касок металлические накладки. Пули не пробивали такие каски, но несчастные получали как раз переломы шеи.

Даже самые сильные доспехи английские лучники в XIV в. также были способны пробить стрелами. Арбалеты тоже легко наносили урон, часто смертельный — например, раненный арбалетным болтом, погиб король Ричард I Львиное Сердце. Но в целом без доспехов долго воевать в Средние века было немыслимо. Несмотря на недостатки, они повышали выживаемость в битве многократно. Это хорошо иллюстрирует знаменитая «Битва тридцати», когда в 1351 г. английские и французские рыцари сошлись друг против друга (по 30 с каждой стороны). Несмотря на долгий и очень ожесточенный бой (не щадили никого), погибло только 15 человек. Без доспехов все кончилось бы печальнее.

Еще один миф насчет доспехов того времени — их космические цены. Действительно, доспехи особенно богатых людей могли стоить баснословно дорого. Но вообще рынок предлагал множество более доступных вариантов. Покупали и бывшие в употреблении доспехи, и полевые доспехи без украшений, и кожаные. Даже бюргеры среднего достатка могли себе это позволить. Но, конечно, полный комплект хорошей брони, подогнанный по фигуре, стоил дорого. Оценить покупательную способность денег того времени сегодня очень проблематично, но можно приблизительно представить масштабы затрат. К началу XII в. полное вооружение (включая доспехи, коня, меч и копье) рыцаря стоило не менее 30 быков. Отдельно доспехи стоили примерно столько, сколько сегодня стоит хороший легковой автомобиль. Как и с автомобилями, тут можно было обойтись доспехами среднего класса, а можно было взять и роскошную вещь.

На улице Западной каждый может примерить рыцарские доспехи

В обычных музеях все экспонаты лежат за стеклом, взять в руки их невозможно. А девиз музея современного рыцарства в арт-кластере «Восток» – «Экспонаты руками трогать!» Тут нет стекла, загородок – все можно взять в руки, экспозиция полностью интерактивна. Сейчас музей готовит новую программу, в полном объёме увидеть которую можно будет 1 сентября.

Точная копия

Экспозиция посвящена западному рыцарству приблизительно XV века. Тут можно узнать о расцвете доспеха, о том, что законодателем «доспешной моды» была Италия, в частности, город Милан, и ещё много интересного.

– Словосочетание «современное рыцарство» звучит несколько странно, – говорит специалист по культмассовой работе «Востока» Пётр Ершов. – Такое название мы выбрали потому, что на экспозиции представлены не подлинники доспехов и оружия, а их точные – и по виду, и по весу – копии.

Выставка полностью интерактивна. Фактически это одна большая фотозона. Можно взять в руки меч или копьё, примерить шлем, сфотографироваться в кольчуге. А ещё тут регулярно проходят мастер-классы по боевым искусствам, уроки истории для детей и взрослых, лекции и т. д.

Развенчиваем мифы

Принято считать, что рыцарский доспех был невероятно тяжёл, и рыцаря сажали на лошадь с помощью подъёмника. На самом деле это, конечно же, сказки.

– Вес сплошного доспеха не превышал 30 кг, – говорит Ершов. – Турнирные, правда, потяжелее: они более толстые и прочные, иначе рыцарей не напасешься – ведь турниры проходили постоянно. Или та же история с мечом-двуручником. Многие называют сказочный вес – 10-15 кг! На самом деле взмахнуть двуручным мечом сможет и первоклассник, если он кашу хоть раз в жизни ел: вес классического двуручника, как правило, был меньше 2 кг.

Как спрятать голову в железо: боевые шлемы Средневековья

«ПМ» посетила мастерскую Сергея Журавлева — известного реконструктора и по совместительству кузнеца, создающего современные реплики исторических доспехов. Мы решили поговорить о рыцарских шлемах. Об их истории в европейском Средневековье и о технологии их воссоздания в наши дни.

Горшок для псов-рыцарей

На гобелене из Байе, знаменитом памятнике средневекового искусства, мы видим нормандских воинов, завоевавших Англию в XI веке. Там нет ничего, что бы ассоциировалось с рыцарями в блестящих латах и шлемах с забралами. На воинах кольчуги и простые шлемы с остроконечной тульей и наносниками. «Рассматривая гобелен из Байе, — говорит Сергей Журавлев, — мы можем прийти к заключению, что в те времена еще не была разработана техника таранного удара копьем, зажатым под мышкой. Воины носили копья в руках и били ими с размаху. Однако в более поздние времена, когда таранная техника все же появилась, доспех, а вместе с ним и шлемы стали утяжеляться».

Чтобы защитить всадника от таранного удара копьем, острие которого могло соскользнуть с треугольного щита в лицо, в конце XII века европейские мастера стали изготавливать так называемые топфхельмы. «Топфхельм» в переводе с немецкого означает «шлем-горшок», и действительно, он походил на кастрюлю со смотровыми щелями и отверстиями для вентиляции. Нечто подобное можно увидеть на головах псов-рыцарей в фильме Эйзенштейна «Александр Невский». «Вряд ли режиссера заботила точность реконструкции внешнего вида тевтонских рыцарей, — говорит Сергей, — скорее, в его задачу входило создание эффектного устрашающего образа. Да и самих настоящих топфхельмов сохранилось совсем немного. Однако распространенность в XIII веке кастрюлеобразных шлемов является несомненным историческим фактом».

Топфхельм

«Горшковый шлем», появившийся в эпоху крестовых походов. Топфхельм склепывался из нескольких пластин. Обзор осуществлялся через пару смотровых щелей, предлицевая пластина имела отверстия для вентиляции. Топфхельм был кавалерийским шлемом и к концу XIV века вышел из употребления.

Бросить шлем на поле боя

В XII веке также получил распространение цервельер, или черепник. Это легкий шлем, защищавший лишь верхнюю часть головы. Иногда под него поддевался кольчужный капюшон. Против таранного удара копьем цервельер был бесполезен, но у него оказалось важное преимущество перед топфхельмом: в легком шлеме было проще ориентироваться на поле боя. Поэтому рыцари надевали сначала черепник, а поверх него — топфхельм и так отправлялись на сражение. После того как войско противника рассеивалось и нужно было кого-то преследовать или сражаться с пехотой, рыцарь сбрасывал топфхельм и продолжал биться в одном цервельере. «На некоторых современных изображениях мы можем увидеть топфхельм за спиной рыцаря, прикованный цепями к латам, — рассказывает Сергей, — но такая картина вряд ли существовала в реальности. Эксперименты, проведенные реконструкторами, показывают, что сражаться с болтающимся сзади на цепях тяжелым шлемом-горшком было бы чрезвычайно затруднительно. Скорее всего рыцарь просто сбрасывал с себя верхний шлем, оставляя его на поле боя, а подбирали его и возвращали владельцу, как можно предположить, оруженосцы».

Топфхельмы были кавалерийскими шлемами и исчезли в XIV-XV веках. Им пришли на смену бацинеты и салады. Впрочем, прямым потомком «горшка» можно считать так называемую жабью голову — это прямой перевод французского термина tete de crapaud. Немцы называли его Stechhelm, что говорит больше не о внешнем виде, а о назначении этого элемента доспеха. Stechen по?немецки — это «колоть», а словом gestech обозначались турнирные конные сшибки, в которых участникам требовалась мощная и тяжелая защита лица от таранного удара копьем. Сходство с жабьей головой этому тяжелому шлему, который наглухо крепился к кирасе, придавала форма купола, слегка вытянутого вперед, чтобы при попадании копья в лоб острие соскальзывало бы со шлема.

Салад

Шлем салад итальянского происхождения восходит к бацинетам, однако купол его имеет сферическую форму. Характерная черта — наличие вытянутого назатыльника. Данная модель представляет собой самый простой вариант салада: шлем не имеет забрала. Мог использоваться как в кавалерии, так и в пехоте.

Стиль Италии и каски вермахта

Для войны же были придуманы более легкие и подвижные форматы защиты. Тот самый клепаный остроконечный шлем, который мы видели на гобелене из Байе, трансформировался к XIV веку в малый бацинет — легкий шлем с кольчужной бармицей. Он сохранил остроконечную форму, правда, острие оказалось заметно сдвинутым к затылку. Поначалу бацинеты оснащались только наносниками и зачастую выполняли ту же роль, что и цервельеры, то есть надевались под более тяжелый топфхельм. Но со временем конструкция бацинетов усложнилась, и они превратились в самостоятельное средство защиты головы рыцаря. Важной инновацией стало появление подвижного забрала, позволяющего открыть максимальный обзор на поле боя. В ранних вариантах забрало крепилось одним шарниром к наголовью, то есть фактически было подвешено ко лбу рыцаря. Впоследствии оно стало монтироваться к височным областям с помощью двух шарниров. В XV веке появляется гранд-бацинет, в конструкцию которого добавлена подбородная пластина.

Штеххельм

Известный у нас в основном по французскому названию «жабья голова», этот тяжелый кавалерийский шлем был непосредственным развитием топфхельма. Применялся исключительно на турнирах и был сконструирован таким образом, чтобы острие копья противника при попадании рыцарю в лоб легко соскальзывало со шлема.

«На позднем этапе развития средневекового доспеха мы видим разделение направлений по географическому принципу, своего рода следование моде, — объясняет Сергей Журавлев. — В XV-XVI веках с появлением полного латного доспеха главными центрами его производства стали южнонемецкие и североитальянские земли (в основном Милан). В том, что касается шлемов, итальянские мастера отдавали предпочтение конструкции армэ (иногда встречается термин «армет»). Армэ явно ведет свое происхождение от гранд-бацинета, но его строение более сложное. В отличие от бацинета, он имеет сферическую форму и еще плотнее прилегает к голове. Кроме того, подбородная пластина разъемной конструкции может раскрываться как застежки капюшона.

К более позднему времени относится вариант с двумя забралами, одно из которых откидывается на затылок. Фактически армэ стал самым конструктивно и технологически продвинутым шлемом за всю историю европейского рыцарства. То же можно сказать и о полном латном миланском доспехе, элементом которого он являлся.

В классическом виде армэ обладал подбородной пластиной, которая расстегивалась и расходилась в разные стороны подобно застежкам капюшона. Впоследствии появилась разновидность армэ, в которой расходящиеся створки заменили пластиной (бивором), сдвигающейся вверх. Этот вариант известен как закрытый шлем.

В немецких землях популярность приобрели шлемы-салады с характерными длинными назатыльниками. Салады существовали как в рыцарских, так и в пехотных вариантах, как с подвижными забралами, так и с открытым лицом. В отличие от армэ, салад больше походил на каску — для улучшения обзора воин мог сдвинуть его на затылок. Исторически салад происходил из Италии, но именно в немецких землях Священной Римской империи шлем этого типа стал неотъемлемой частью так называемого готического доспеха. Мотивы немецкого салада легко угадываются даже в форме каски, которую носили гитлеровские солдаты во времена Второй мировой.

Салад с забралом

Более сложная конструкция шлема салад — уже не с открытым лицом, а с забралом. В то время как в итальянских землях своего совершенства достиг формат закрытого шлема типа армэ, разнообразные варианты салада стали элементом готического доспеха, получившего распространение в немецких землях.

«Как это ни парадоксально звучит, — говорит Сергей Журавлев, — но рыцари в простых шлемах и кольчужном доспехе оказались более действенной военной силой, чем закованные в латы с ног до головы конники XV-XVI веков. Упадок рыцарства был связан в основном с двумя факторами: появлением хорошо организованных регулярных подразделений типа ландскнехтов или швейцарской пехоты и началом широкого применения на поле боя огнестрельного оружия. В 1474 году в сражении при Эрикуре тяжеловооруженные рыцари бургундского герцога Карла Смелого не смогли ничего противопоставить швейцарским пехотинцам. Полвека спустя, в 1525 году, в битве при Павии облаченные в железо французские жандармы из рот ордонанса были избиты подразделениями пеших немецких ландскнехтов. Время тяжелых шлемов, которые могли защитить от копья, но не от пули, ушло в прошлое вместе с эпохой феодального войска».

Огнем и ударом

Для реконструкторских боев аутентичное воспроизведение является важным фактором приближения к реальности. Однако соблюдение технологий Средних веков с расковкой крицы и применением кузнечных горнов сделала бы элементы средневекового доспеха невероятно дорогими. Компромиссом является выколотка (дифовка) металлических деталей из плоского стального листа. Трудно себе даже представить, сколько ударов специального молотка требуется для формирования из листа металла, например, салада, да так, чтобы тот походил не на мятый котелок, а приобрел историческую форму.

Шлем русского рейтара

Сергей Журавлев изготавливает не только средневековые доспехи для реконструкторских боев, но также доспехи других эпох, в частности для музейных экспозиций. На фото — выполненный мастером шлем русского рейтара времен первых Романовых (рейтарское войско создано в России указом царя Михаила Федоровича в 1632 году).

На изготовление уходит много дней. Сергей показал нам только небольшую часть процесса: в его руках заготовка, уже имеющая форму шлема, но все еще требующая долгого кузнечного труда. С помощью пропано-кислородной горелки он раскаляет докрасна небольшие участки заготовки и тут же обрабатывает их молотком, разглаживая складки. «При изготовлении доспеха из листа, свернутого в полусферу, отдельные участки имеют разную толщину, — объясняет Сергей Журавлев. — Разглаживая складку, я выгоняю в стороны частицы металла. Изделие приходится обрабатывать снова и снова». Зато результат стоит затраченных усилий. В мастерской висят доспехи разных стилей и эпох, уже доведенные до идеальных форм и сияющие гладкими поверхностями.

Читайте так же:

  • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]
  • Как называется 6-ая годовщина свадьбы Чугунная свадьба (6 лет) — какая свадьба, поздравления, стихи, проза, смс Шестилетняя годовщина говорит о том, что время укреплять свой домашний очаг. Это первая годовщина после […]
  • Ветер в тропиках как называется Ветер тропиков Последняя бука буква "т" Ответ на вопрос "Ветер тропиков ", 6 букв: пассат Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова пассат «Фольксваген», завернувший за угол […]
  • Как называется нотная подставка Подставка для нот Последняя бука буква "р" Ответ на вопрос "Подставка для нот ", 6 букв: пюпитр Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова пюпитр Подставка для партитуры Настольная […]
  • Как называются саванны в бразилии Саванна в Бразилии Последняя бука буква "с" Ответ на вопрос "Саванна в Бразилии ", 6 букв: кампос Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова кампос Степь в Бразилии Вид саванн из […]
  • Как называется в россии новый год Новый год: история возникновения Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *