Жигули как называется

Жигули как называется

Больше сорока лет назад тольяттинский ВАЗ-2101 в результате объявленного в прессе всесоюзного конкурса получил мелодичное название «Жигули». У русского человека оно ассоциируется с прекрасными Жигулевскими горами на берегу Волги, где расположен одноименный заповедник.

Переименование для заграничного покупателя

Увы, для одной части иностранцев слово «Жигули» практически не произносимо , для другой — ассоциируется только со словом « жиголо », в связи с чем имеет крайне негативный подтекст. Выпустить автомобиль с таким уничижительным «прозвищем» на международный рынок значило заранее обречь предприятие на крах. Едва ли добропорядочная итальянская или болгарская семья стала бы покупать себе « Жиголо » в качестве семейного авто.

В связи с этим управлением завода в Тольятти было решило переименовать ВАЗ-2101 в « LADA ». Название благозвучно, никаких неприятных ассоциаций не вызывает и легко произносимо для абсолютного большинства иностранных покупателей. Да и для русского уха оно звучит очень приятно.

Новое название оказалось настолько удачным, что прочно прижилось и на внешнем, и на внутреннем рынках. Сейчас все продукты автозавода называются LADA . К общему названию только прибавляется наименование конкретной модели: « LADA Priora », « LADA Granta » и так далее.

А как у них?

Проблема сложностей трактовки одного названия в разных языках периодически возникает у абсолютно всех торговых марок, которые выпускают продукцию для международной продажи. Этот вопрос специально изучается маркетологами, дабы не допустить возникновения досадных недоразумений, которые могут иметь удручающие последствия для бизнеса.

Широко известна история с японским внедорожником « Mitsubishi Pajero ». Несмотря на шикарные характеристики автомобиля в Испании и других испаноязычных странах он почему-то совсем не пользовался спросом. Тогда маркетологи компании-производителя провели небольшое исследование и выяснили причину такого игнорирования.

Оказалось, что для испаноязычных граждан планеты слово « pajero » звучит как «пахеро», что обозначает «онанист». Автомобиль был срочно переименован в « Mitsubishi Montero » и наконец начал пользоваться спросом у испанцев.

Еще один пример таких досадных промахов, влекущих за собой многомиллионные убытки, — название « Тoyota МR2» другого японского автогранда. Несмотря на, казалось бы, безобидную аббревиатуру МR2 для слуха французов название спортивного авто звучало крайне неприятно. Во Франции оно произносится как « merde », что значит «фекалии». Ни один француз даже мысли не допускал держать такую машинку в своем гараже.

Название — дело тонкое. Прежде, чем выпускать какой-нибудь продукт на международный рынок, следует очень хорошо изучить языковые особенности разных народов.

Почему «Жигули» стали называть Lada?

Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Я думаю, любой человек, живущий в России, знает, что привычный нам жигуль иногда называют по-разному. Чаще всего встречается только два названия — «Жигули» и «Lada» . Но откуда они появились и почему наш родной автомобиль временами называют Lada-ой, я думаю, знает не каждый. Вот сейчас я вам об этом и расскажу!

Ну для начала я поведаю вам, откуда пошло название «Жигули». Когда-то давно, ещё при Советском Союзе, на Волжском заводе работал один конструктор по имени Алексей Чёрный . Руководство в тот момент было озадачено непростой проблемой — придумать название для своих будущих автомобилей. Недолго думая, оно решило выбрать его демократическим способом, объявив всему Союзу эту проблему. В ответ население присылало письма со своими вариантами, среди которых впоследствии отобрали 8 наилучших. Однако, конструктору Алексею они не особо понравились, и он решил предложить своё — «Жигули» , которое и было затем утверждено.

Но через пару лет после начала выпуска автомобилей ВАЗ, их начали постепенно посылать разным странам на экспорт. Основными ниточками, по которым около 50% советских «Жигулей» уходило за границу, были Прибалтика, Западная Европа, Канада и т.д. И вот когда наши иностранные коллеги начали их покупать, то во многих странах это название не могли нормально произнести. Чаще всего его коверкали на слово «Жигало» , что, конечно же, сильно огорчило руководство ВАЗа. Считая, что такие вот коверканья никакой удачи в продажах не принесут, «Жигули» решили переименовать .

«Жигули» твоей мечты: культовые автомобили ВАЗ

МОСКВА, 20 июл — РИА Новости. Волжский автозавод отмечает сегодня полувековой юбилей. Автомобили, созданные в Тольятти, с полным правом называются народными: за ними стояли в очередях, о них слагали песни и анекдоты. РИА Новости вспоминают культовые модели российской марки.

«Копейка»

Автомобиль ВАЗ-2101 стал самой популярной моделью ВАЗа за всю историю завода. Седан с задним приводом, построенный на основе модели FIAT 124, впервые сошел с конвейера в апреле 1970 года. Советская версия отличалась от итальянской более чем 800 доработками, включая улучшенный двигатель объемом 1,2 литра мощностью 64 л.с., новым дизайном бамперов, ручек дверей, изменениями в тормозной системе, коробкой передач и усиленной подвеской. Завод собрал почти 4,8 миллионов ВАЗ-2101, включая модификации 21011 с более мощным двигателем (69 л.с.).

Перед выходом на рынок автомобиль получил название «Жигули» — его выбрали из множества других вариантов, среди которых были «Сокол», «Катюша», «Юность», «Весна», «Искра», «Новорожец», «Атаман» и «Аргамак». Первые покупатели получили «Жигули» в августе 1970 года. Автомобиль продержался на конвейере до 1988 года. На его основе было создано классическое семейство автомобилей Lada. Экспортная версия «копейки» продавалась под названием Lada 1200.

«Шестерка»

Седан ВАЗ-2106 создан на основе первой модели и ее модификации ВАЗ-2103. Первые серийные «шестерки» появились в феврале 1976 года. Модель собиралась до 2005 года (с 2002 года автомобиль производился в Ижевске) и разошлась «тиражом» в 4,3 миллиона штук. «Шестерка» отличалась от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем рабочим объемом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова и салона.

«Классика» ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107

Новая модель ВАЗ-2105 появилась в 1980 году и выпускалась до 2010 года. Автомобиль открыл новое поколение «классики» от ВАЗа. Бывший ведущий Top Gear Джереми Кларксон как-то называл его худшим автомобилем в мире. Но в СССР, а затем и в России модель пользовалась немалым успехом – за 20 лет было собрано 2,1 миллиона «пятерок». В ряде стран модель продавалась под именем Lada Riva, кроме того, на базе пятой модели выпускался пикап. С ноября 2008 года, после завершения сборки «Оки», ВАЗ 2105 была самым доступным новым автомобилем в России.

В 1982 году завод запустил в серию «люксовый» вариант «пятерки» — модель ВАЗ-2107, которая отличалась более мощным двигателем, новой решеткой радиатора и доработанным салоном. Всего «семерок» было собрано более 3 миллионов штук с учетом выпуска в Тольятти, Ижевске, Сызрани, а также в Египте (сборка велась до начала 2020 года) и на Украине.

«Зубило»: ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109

Первый переднеприводный автомобиль ВАЗа был создан в сотрудничестве с Porsche. Из-за необычной для того времени формы кузова, машина в народе получила прозвище «зубило». За время выпуска — с 1984 по 2004 годы — компания выпустила почти 900 тысяч 3-х дверных хэтчбеков.

В 1987 году Семейство пополнилось 5-дверным ВАЗ-2109, а в 1990 году — седаном ВАЗ-21099. «Девятка» и ее модификации стали настоящим символом 90-х. Машина пользовалась особым успехом у представителей криминальных кругов, а группа «Комбинация» даже посвятила ей песню.

Выпуск автомобилей семейства окончательно прекратился в 2020 году, а всего собрано почти 5 миллионов автомобилей первого и второго поколения.

В 1988 году АвтоВАЗ впервые выпустил микролитражный автомобиль под названием «Ока». Объемы выпуска достигли 700 тысяч штук. Автомобиль собирался также на заводах КамАЗ и СеАЗ. Модель разрабатывалась для замены мотоколяски СЗД, но позднее проект превратился в полноценный автомобиль, похожий на японский Daihatsu Mira.

«Десятка» и Priora

Модель ВАЗ-2110 появилась в 1995 году и стала новой модель АвтоВАЗа с передним приводом, через год также стал выпускаться универсал, а еще через 4 года семейство расширилось за счет 5-дверного хэтчбека Lada-112. Также выпускались и 3-дверные Lada 112 Coupe. Разработка и доводка новой модели велась при участии специалистов Porsche. К 2007 году Компания серьезно доработала «десятое» семейство и оно получилось новое название Priora. Собрано почти 1 млн автомобилей. Priora также оставила след в масскультуре – в 2020 году рэпер Тимати написал о ней песню «Баклажан».

Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» (в настоящее время модель называется Lada 4×4) – настоящий уникум. Модель выпускается без значительных изменений с 1977 года. Объемы выпуска уже превысили 2 миллиона штук. Благодаря простоте в обслуживании и низкой цене, автомобиль пользуется стабильным спросом не только в России, но и в других странах. В Европе модель является одним из самых доступных предложений в сегменте компактных внедорожников. В 1995 году к традиционной трехдверке добавился 5-дверный вариант модели.

Как «Жигули» стали «Ладой»

Почему одни автомобили ВАЗ называют «Жигули», а другие – «Лада»? Мой дедушка говорит, что «Лада» – это «люксовые» модификации ВАЗов. Кто вообще придумывал эти названия и что зашифровано в логотипе?

Почему одни автомобили ВАЗ называют «Жигули», а другие – «Лада»? Мой дедушка говорит, что «Лада» – это «люксовые» модификации ВАЗов. Кто вообще придумывал эти названия и что зашифровано в логотипе?

Дима Смоляр, Звенигородка

Когда в 1966 году в Советском Союзе начали возводить новый завод по производству малолитражных легковых автомобилей, оказалось, что придумать для него имя почти так же нелегко, как и построить цеха.

Если дать предприятию имя по аналогии с другими союзными автогигантами (ГАЗ, КрАЗ, МАЗ), аббревиатура получится неблагозвучной. Этот не самый важный на то время вопрос оставался открытым, а строящееся предприятие в официальных документах именовали «Завод по производству легковых автомобилей в г. Тольятти». Нынешнее название автогиганту невольно подсказали сотрудники компании Fiat, при техническом содействии которой шла советская стройка. Чтобы сократить вышеназванное словосочетание, итальянцы начали писать в своих спецификациях «Завод на Волге». Ветераны-тольяттинцы вспоминают, что после этого, с начала 1967 года, и прижилось название «Волжский автомобильный завод» – ВАЗ.

А имя автомобилю придумывала вся страна. Был объявлен всесоюзный конкурс, итоги которого подвели 1 ноября 1968 года. Среди десяти тысяч предложенных названий встречались и не совсем уместные: «Гвоздика», «Аргамак» и т. п. Сто вариантов вышли в «финал». А крестным отцом массовой советской малолитражки, говорят, стал тогдашний секретарь обкома партии, утвердивший за ВАЗ-2101 и другими моделями «классики» имя «Жигули» – по названию горной местности вблизи Тольятти.

«Географические» имена часто давали продукции советского автопрома, но вскоре с «Жигулями» «всплыла» накладка. Когда начали готовить экспортные поставки ВАЗ-2101, оказалось, что в некоторых европейских языках есть весьма близкое по звучанию слово «жиголо», которым называли молодого человека, ведущего антисоциальный образ жизни. Тогда в отделе внешнеэкономических связей «ВАЗа» придумали для «Жигулей» заграничное имя – «Лада» (Lada). Это исконно русское слово означает «любимая», просто пишется и хорошо звучит на всех языках. Это имя стало зарубежным псевдонимом «Жигулей», а с обновлением модельного ряда его начали применять и на внутреннем рынке. Начиная с прошлого года, все автомобили ВАЗ называются «Лада».

Вместе с ВАЗ-2101 родился и товарный знак тольяттинских автомобилей: ладья под парусом, выполненная в виде литеры В – заглавной буквы названия завода. С тех пор эмблема на радиаторах «Лад» несколько раз видоизменялась, но стилизованная ладья на волжской глади неизменно сохраняется.

Игорь Широкун
Фото Сергея Кузьмича и «АвтоВАЗа»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дрифтующие ржавые «Жигули» захватили российские улицы

Молодежь от Калининграда до Владивостока массово увлекается новым флешмобом. В паблике движения «ВКонтакте» уже больше 410 тысяч подписчиков. Ржавые машины испытывают в экстремальных условиях – на обледеневших дорогах, припорошенных снегом.

Верхом крутизны у дрифтеров считается прием – Kiss the wall («поцелуй стены») – когда задним бампером удается слегка коснуться сугроба. Бывают, конечно, и неудачные попытки, но это стоит того, считают молодые люди. Ветераны автопрома «крутят пятаки», «валят боком» и дрифтуют в парном катании.

Старые творения автопрома адепты «Боевой классики» называют «тазиками», сараями» и «ведрами с болтами» – на эти слова здесь никто не обижается. Наоборот, чем больше ржавчины, тем лучше!

«Там болт не закручен, здесь крыло пропилено – результат того, что я много езжу. Крыло отваливается но это абсолютно не мешает дрифтить»,

— рассказал участник сообщества дрифтеров «Боевая классика» Филип Сакин, который купил «Копейку» старше его в два раза за 15 тысяч рублей.

Заднеприводный «автохлам» легко входит в управляемый занос, да и разбить ржавые ВАЗы не жалко, отмечают участники сообщества.

Старые дедушкины ВАЗы в руках «жигулистов» обретают второе дыхание. Педаль в пол, максимальные обороты, руль в полном вывороте и ржавые копейки с пятерками начинают кружиться в танце.

«Девчонкам очень нравится, ты крутой парень, если ты умеешь круто дрифтить, если у тебя круто выглядит Жига это повышает твои шансы»,

— отметил участник сообщества дрифтеров «Боевая классика» Эдуард Ованесян.

Дерзкие «жигулисты» меняют сознание молодежи. Выкладывать фото на фоне «классики» стало модно. И девушки все чаще становятся штурманами дрифтоманов.

Лучшей рекламы отечественного автопрома не придумаешь. В «Боевую классику» уже пытаются влиться даже «газелисты». Дрифт на советских раритетах – на глазах превращается в доступный автоспорт, своего рода автошколу и бесплатные курсы безопасного вождения.

Судьба «Жигулей» в Турции

Ирина Лагунина: Как сообщают информационные агентства, премьер-министр России принял участие в автопробеге по трассе «Амур» за рулем «Лады-Калины» желтого цвета. Я не знаю, почему был выбран именно желтый цвет, но, может быть, не исключаю, он способен еще больше помочь отечественному производству. Что характерно, в Турции Владимиру Путину не пришлось бы так поддерживать российский автопром. «Жигули», они же «лады» уже давно пользуются в этой стране довольно неплохим спросом. Раньше их специально покупали, чтобы выразить свою поддержку марксистско-ленинской идеологии. А о том, что турки ценят в «Жигулях» сейчас, рассказывает Елена Солнцева.

Елена Солнцева: В автомобильном салоне в азиатской части Стамбула — самый пик продаж, которыми заканчивается летний сезон. Уставшие от длинного жаркого лета посетители неторопливо осматривают шикарные «Лендроверы», БМВ, «Мерседесы», буржуазные – для среднего класса — «Форды», «Мицубиси», «Тойоты». Но довольно много людей столпилось рядом с новенькими российскими «Жигулями», которые уже давно пользуются довольно большой популярностью в Турции. Продавец салона Ахмет говорит, что покупатели, небогатые горожане, жители провинции, небольших городов приезжают в Стамбул в надежде сэкономить средства и купить автомобиль подешевле. Несмотря на охвативший страну экономический кризис, в месяц продается по десять-двенадцать автомобилей, уточняет Ахмет.

Ахмет: Новая модель «Лада- Калина» привлекает большое внимание. На автомобиль дают два года гарантии. Многие считают, что машины Волжского автозавода в Турции дешевле, чем в России. С нашими ценами на «Жигули» не может сравниться ни одна европейская страна. Хорошо покупают «Ладу-Калину», «Ладу-Вега», «пятерки». Правда, так называемую классику, модели 4-7, покупать уже никто не хочет. Поэтому они падает в цене.

Елена Солнцева: Цена самой дешевой модели в салоне – чуть более шестнадцати тысяч долларов. Подержанный автомобиль можно приобрести еще дешевле. Так, автомобиль две тысячи пятого года выпуска можно приобрести всего за четыре тысячи долларов. А ведь еще недавно, лет восемь назад, всего за пять тысяч долларов можно было приобрести новенькую «Ладу». За свою небывалую дешевизну автомобиль получил прозвище «куруш» — в честь мелкой разменной монеты в Турции. Челноки поговаривали, что в те годы «Жигули» обменивали по бартеру на турецкое пиво. Однако сегодня туркам не удается воспользоваться низкими ценами, за каждую иномарку приходится платить драконовский налог, достигающий половины стоимости машины. Вот что говорит хозяин «Лады». Кстати, его тоже зовут Ахмет.

Ахмет: При покупке автомобиля в цене заложены два налога — налог на предметы роскоши и налог на добавленную стоимость. Я покупал машину в автосалоне пару лет назад. Несколько раз ездил на автомобиле к морю, около шестисот километров пути. В Турции уже давно действует клуб любителей » Лады», в Интернете каждый владелец может поделиться своими проблемами, задать интересующий вопрос, там же продают подержанные машины. По всему Стамбулу дилеры сохраняют приблизительно одинаковые цены.

Елена Солнцева: Кто хочет, тем не менее, торговаться, отправляется прямо в порт. В международном стамбульском порту «Каракей» каждый турок давно овладел десятком русских слов. Российских моряков уважительно называют «коллегами», «братками», многие надписи сделаны кириллицей. Некоторые предпочитают покупать автомобиль прямо в порту. Здесь ВАЗы в среднем на $500 дороже, чем в городе, но фирмы берут на себя все таможенные процедуры. Чтобы застраховать себя от возможных потерь, требуют стопроцентную предоплату. Правда, есть тут один секрет. Даже если турки дают прейскурант, можно смело торговаться, как на базаре. Уважающий себя продавец или покупатель никогда не скажет сразу минимальную цену. Брокер морского порта Айдын.

Айдын: Перевозка одной машины обходится в триста долларов. Таможня а требует лишь ряд документов, пару дней на оформление. Главная трудность в том, что машины далеко не всегда есть на стамбульских складах. Еще год назад была, говорят, золотая эра. Турецкие «Жигули» стоили тогда от трех с половиной тысяч долларов. Машин всегда было достаточно. А теперь часто случаются перебои.

Елена Солнцева: Чтобы подешевле купить российский автомобиль, многие идут на хитрость. В Турции давно действует система «yabanc?dan yabanc?ya», что в переводе означает «от иностранца – иностранцу. Приобрести такие автомобили могут иностранцы, имеющие вид на жительство и разрешение на работу в Турции. Автомобили продаются без налогов, их цена в полтора, а то и в два раза ниже. Даже номера таких машин отличаются от обычных, белого цвета. Они именуются «Mavi plaka» — то есть синие номера. Женившись на иностранке, турки первым делом покупают машину. Ольга из Белоруссии говорит, что именно так поступил ее муж.

Ольга: Турки говорят — русская жена плюс дешевый автомобиль. Мы приехали в Стамбул, денег было не много. Мой муж сразу же после свадьбы стал оформлять на меня машину. Это не заняло много времени. Однако я была довольна, только приехала, и уже стала сосбвенницей авто. Сначала у нас была «Лада», как самый дешевый автомобиль, потом мы пересели на «Форд».

Елена Солнцева: Черноморское побережье Турции. Неширокие асфальтовые дороги, петляющие по побережью и по горам, холмистые спуски, горные перевалы и мосты. Для жителей здешних деревень и поселков неприхотливый российский автомобиль стал спасением. Иными словами, местные пастухи, «чобаны», уже давно пересели с ишаков на «Жигули». Коровы привыкли к мощным звуковым сигналам автомобиля и даже, говорят, научились различать их. На заснеженных горных дорогах автомобили «Лада», в отличие изнеженных немецких или японских, которые требуют зимнюю резину, ведут себя как миленькие. Так, в городе Трабзон, центре одноименного вилайета, за минувший год было продано более десяти тысяч автомашин. Бывший житель черноморской провинции Трабзон, который вот уже пять лет проживает в Стамбуле, Джем Каймак говорит, что на черноморском побережье Турции каждый пятый турецкий крестьянин имеет свой собственный автомобиль «Жигули».

Джем Каймак: Местные устраивают гонки по крутым дорогам, соревнуются в быстрой езде. «Лада» не уступает «Хаммеру», а иногда выигрывает, благодаря своему проворству. Особенно зимой, когда все иностранные машины не могут преодолеть сугробы.

Елена Солнцева: В семидесятые в страну пошел поток автомобилей ярко красного цвета. Турки в шутку называли их «коммунистическими машинами». В стране распространялись идеи социализма. За ношение значка с изображением классиков марксизма-ленинизма можно было запросто угодить в тюрьму. Митинги и демонстрации жестко подавлялись властями. Автомобиль «Жигули» стал символом протеста против «загнивающего» капиталистического мира. Поговаривали, что одна из таких моделей была прислана из Советской России лидеру Рабочей турецкой партии Догу Перинчеку, который в настоящее время ожидает решения суда по обвинению в участии в антиправительственном заговоре. Капот «Жигулей» в Турции частенько использовали вместо трибуны. Импровизированные митинги с колес устраивали в знак протеста против эксплуатации турецкого рабочего класса на предприятиях зарождающегося отечественного автопрома. Бывший активист левого движения в Турции, пятидесятилетний Айдын Куртуглу.

Айдын Куртуглу: Автомобиль «Жигули» стал одним из предметов «джентльменского» набора — наряду с пышными усами, длинными солдатскими сапогами со шнуровкой, курткой цвета хаки, которые в те годы носили все турецкие левые. Прототипом первых «Жигулей» стал итальянский автомобиль «Фиат». От своего прародителя «Лада» позаимствовала много положительных качеств: маневренность, неприхотливость, комфортный теплый салон. Однако автомобилю пришлось вступить в схватку с местным автопромом. Началась здоровая конкуренция с турецкими автомобилями.

Елена Солнцева: В начале шестидесятых годов в Турции появился первый народный автомобиль, который вызвал бум среди потребителей. Газеты с гордостью сообщали, что новое авто отражает все новинки технологической и научной мысли. Говорили, что отечественный автомобиль открыл новую эру экономики и на десятилетия опередил западноевропейские аналоги. Автомобиль получил звучное название «Анадол», в честь Анатолии, Центральной Турции. Его собирали на турецкой фабрике, принадлежащей промышленной группе «Коч». Но на этом его «турецкость» и заканчивалась. За неимением собственных, проектировщики, в основном, использовали импортные запчасти и фордовский двигатель, только корпус отливали в Турции. Многочисленные ироничные усмешки и едкие замечания вызвал тот факт, что создатели автомобиля при производстве капота использовали прессованную солому, за что в народе его прозвали «саман», то есть «стог сена». В газетах шутили, что хваленое турецкое авто можно съесть, запивая айраном. Не обошло вниманием этот факт и турецкое кино. В одном из комедийных фильмов тех лет к попавшему в аварию автомобилю подходит стадо коров и начинает методично уничтожать его корпус, жевать по частям, несмотря на крики и протесты разъяренного хозяина. Стамбульский предприниматель Мурат Тунджу.

Мурат Тунджу: В то время для производства мебели использовали прессованную солому, возможно именно этот факт убедил турецких производителей. Первые турецкие машины были собраны в середине 60-х годов, когда во многих странах Европы автомобильная промышленность уже была полностью сформирована. Радикальные изменения в турецкой автомобильной промышленности вызвало приобретение лицензий на сборку автомобилей у итальянского концерна «Фиат» и французской компании «Рено». Легковые автомобили по лицензии «Фиата» начали собирать на заводе «Тофаш».

Елена Солнцева: Как из рога изобилия, посыпались первые турецкие машины. «Мурат 124», первый народный автомобиль, точную копию итальянского «Фиата», продавали по доступной цене — около шести тысяч долларов. Собственником мог стать каждый пенсионер или деревенский житель. В целях увеличения продаж автомобилям давали звучные имена: » Картал» — орел, «Шахин» — сокол, «Серче» — воробей. За шесть лет были проданы около ста тридцати пяти тысяч автомобилей. Представитель автомобильной компании «Челик мотор» Айше Аркан.

Айше Аркан: Турки с любовью относились к своим машинам. Мужчины любили автомобиль, как жену. В каждой семье, владеющей автомобилем, ему давали собственное имя, как правило, ласковое. «Жигули» чаще всего называли Айше — это популярное девичье имя в Турции. Многие сравнивали свои авто с животными — козочками, барашками, пчелками. Это было на заре автомобилестроения в Турции. Сегодня на турецких предприятиях выпускается значительная часть комплектующих для автомобилестроения, в том числе налажено производство сложных деталей, требующее использования высоких технологий.

Елена Солнцева: А не так давно в местных магазинах появилась еще одна российская новинка. Партнер Горьковского автомобильного завода («ГАЗ») фирма «Бисан» стала продавать «Газели». Компания заявила, что готова за короткий срок реализовать 10 000 моделей и в ближайшем будущем совместными усилиями с Турцией построить сборочный завод.

Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей

Среди всего разнообразия заднеприводных автомобилей ВАЗ у каждого истинного «жигулиста» есть своя любимая модель: кому-то нравятся наивно-круглофарные «копейки», другие любят более угловатые машины пятого семейства, третьи вообще «сходят с ума» по универсалам… Однако значительная часть поклонников тольяттинской классики уверена в том, что именно ВАЗ-2106 является «лучшими Жигулями всех времён и народов», этакой вершиной заднеприводной линейки Волжского автозавода. Аргументы при этом приводятся самые разнообразные. Мы же попробуем собрать эти пазлы в единую картину, которая и поможет ответить утвердительно или отрицательно на вопрос: а действительно ли «шестёрка» была лучшей, и почему?

Немного истории

О чередная модель Жигулей с «рабочим» индексом ВАЗ-21031 (по аналогии с ВАЗ-21011) должна была стать осовремененной «трёшкой», о которой мы вспоминали совсем недавно. Если ВАЗ-2103 позиционировался как люксовое исполнение обычных Жигулей, то «шестёрка» должна была стать еще более комфортабельной и динамичной версией самой «тройки». Так сказать, полный люкс.

При этом у конструкторов по-прежнему не было карт-бланша на серьезную модернизацию кузова – как и в случае с «трёшкой», им было разрешено лишь немного видоизменить переднюю и заднюю часть. При этом новый автомобиль должен был избавиться от «налёта шестидесятых» – в моду стремительно входили более угловатые линии и значительное использование пластиковых деталей в отделке. Вдобавок конструкторы должны были таким образом решить и противоположную задачу – более «роскошную» модель по себестоимости необходимо было сделать дешевле предыдущей, отказавшись от сложных и дорогостоящих в производстве деталей вроде обрамляющей оптику решётки радиатора и бамперов с Г-образными окончаниями.

Со своей задачей конструкторы ВАЗа справились «на отлично», о чем мы поговорим чуть позже и более детально. А пока – немного хронологии. Первую «шестёрку» собрали в конце 1975 года, а уже с февраля 1976-го началось массовое производство ВАЗ-2106. В декабре этого же года «шестёрка» стала трехмиллионным автомобилем, произведенным в Тольятти, а в июне 1978-го – и четырёхмиллионным. Год спустя «шестёрка» вдобавок отметилась как миллионный советский автомобиль, поставленный в страны Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Модификация для немецкого рынка от импортёра Deutsche Lada

Как и прежние модели, «шестёрку» выпускали и с правым рулём

На Волжском автозаводе шестую модель выпускали до 2001 года – то есть, ровно четверть века. А в знаменитом своим дефолтом 1998-м «география распространения шестёрки» стала обширнее, ведь её производство частично перенесли на другие предприятия – сначала в Сызрань на завод «Рослада», а затем на предприятие «ИжАвто» в Ижевск, где её выпускали до конца 2005 года. Таким образом, «шестёрку» на разных автозаводах производили в общей сложности ровно тридцать лет – один из самых длительных сроков конвейерной жизни для конкретной модели. Конечно, в процессе выпуска не обходилось без модернизаций и обновлений, которые далеко не всегда шли на пользу самой машине. И все же, чем «шестёрке» удалось заслужить такую любовь и уважение советских и российских автомобилистов? Ведь машин с характерными пластиковыми «очками» вокруг четырех круглых фар за три десятилетия выпустили ни много ни мало свыше четырех миллионов экземпляров – опять же, практически рекордный показатель для одной конкретной модели.

Техника

Вазовские дизайнеры В. Антипин и В. Пашко смогли минимальными средствами действительно осовременить «трёшку», сделать её облик строже, лаконичнее и одновременно «моднее».

Пластиковые «клыки» и окончания бамперов, обрамление фар, совершенно оригинальные по конструкции задние фонари, иные колпаки – казалось бы, мелкие штрихи, но «шестёрка» действительно воспринималась современниками как новая модель, а не модификация привычной «тройки».

«Шестёрка» выглядела еще престижнее ВАЗ-2103

При этом перед конструкторами и художниками стояла очень непростая задача: предстояло улучшить итальянскую разработку, не испортив её при этом. К тому времени на ВАЗе уже приобрели достаточный опыт и обладали определённым вкусом, который и позволил сделать «шестёрку» еще лучше.

ПЕРЕД БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ РАЗРАБОТКАМИ ПЯТОГО СЕМЕЙСТВА У ВАЗ-2106 ВСЕ ЖЕ БЫЛО ОДНО НЕСОМНЕННОЕ «ЭКСТЕРЬЕРНОЕ» ПРЕИМУЩЕСТВО – ЕЁ ВНЕШНОСТЬ БЫЛА КУДА БОЛЕЕ ЦЕЛЬНОЙ.

Ведь на «ноль пятой» и «ноль седьмой» моделях угловатый низ отнюдь не идеально сочетался с плавной крышей и малым наклоном стоек и стёкол (особенно – боковых).

Хватало изменений и в интерьере. В салоне «шестёрки» привлекала внимание полностью велюровая обивка сидений, на передних вдобавок появились подголовники, а в комбинации приборов – отдельный сигнализатор недостаточного уровня тормозной жидкости и реостат, плавно изменяющий яркость подсветки.

Даже такая незначительная по нынешним меркам «мелочь», как аварийная сигнализация, впервые появилась тоже именно на «шестёрке». Еще одна новая деталь – подрулевое управление омывателем лобового стекла вместо ножного включателя, характерного для более ранних моделей.

ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ВАЗ-2106 ПЕРЕД ОСТАЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ ЖИГУЛЕЙ СКРЫВАЛОСЬ ПОД КАПОТОМ.

Как и в случае с 1,3-литровым вариантом 21011, конструкторы увеличили диаметр цилиндров с 76 до 79 мм, что в сочетании с «троечным» ходом поршня привело к увеличению рабочего объема до 1,57 литра.

Благодаря длинноходности мотор по сравнению с двигателем 2103 прибавил 12% крутящего момента, став заметно более тяговитым на низких оборотах. При этом конструкторы сделали трансмиссию «шестёрки» куда более «скоростной», уменьшив передаточные числа некоторых передач и главной пары. В итоге при расчетной мощности двигателя в 80 л.с. Жигули шестой модели перешагнули полуторасотенный рубеж скорости, разгоняясь до 154 км/ч.

Двигатель 2106 объективно был вершиной советского малолитражного автопрома, ведь на более поздних моделях «классики» использовались моторы меньшего литража и развиваемой мощности, да и переднеприводные «полторашки» выдавали всего 70 «лошадок».

Конечно, со временем у «семёрки» появилась модификация с двигателем от ВАЗ-2106, получившая обозначение 21074, а у Нивы уже в послесоветский период рабочий объем увеличили до 1700 «кубиков».

ВО ВРЕМЕНА СССР «ШЕСТЁРКА» В ЗАДНЕПРИВОДНОЙ ЛИНЕЙКЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛА САМОЙ МОЩНОЙ СОВЕТСКОЙ МАШИНОЙ С ДВИГАТЕЛЕМ МАКСИМАЛЬНОГО ЛИТРАЖА.

Справедливости ради отметим, что «чистых шестёрок» было выпущено отнюдь не подавляющее большинство. Наиболее массовой стала модификация 21061 с полуторалитровым мотором 2103, а в конце восьмидесятых под капотом чаще всего можно было встретить самый слабый двигатель из возможных, то есть, 1 300-кубовый агрегат 21011, который ставили в кузов шестой модели до 1994 года.

Комфорт

Шестёрка была близка по уровню шумоизоляции и плавности хода к своей «прародительнице» третьей модели. И после снятия с производства «трёшки» в 1985 году оказалось, что самой тихой, мягкой и плавной является именно «шестёрка». Вдобавок новые модели (2105 и 2105) по качеству отделки интерьера все же уступали «шестёрке», ведь опыт эксплуатации «пятерок» и «семёрок» показал, что их салоны с деталями из формованного пластика гораздо шумнее последней.

Салон ВАЗ-2106 – мягче не бывает. В последующих моделях жесткого пластика стало заметно больше.

А еще через лет 10-15, когда интерьеры всех Жигулей стали одинаково устаревшими, салон шестой модели стал смотреться «классически-благородно». Чего стоит лишь одна комбинация приборов, состоявшая из пяти отдельных круглых приборов! А стрелочные «часики» по центру «торпеды» в конце девяностых воспринимались уже и совсем «по-ягуаровски».

УВЫ, ОТ РОСКОШИ БЫЛЫХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА КОНВЕЙЕРНОЙ ЖИЗНИ ЭТОЙ МОДЕЛИ ДОБРАЛОСЬ ОТНЮДЬ НЕ ВСЕ.

Постепенно плёнку под дерево сменил пластик, велюр уступил место куда более прозаичному текстилю, вместо хрома снаружи и внутри стали все активнее применять черную пластмассу, а в цветовая гамма интерьера заметно «посерела», лишившись ярких красок прежних лет.

На экспортных «шестёрках» под задним бампером стоял ПТФ

С другой стороны, в машинах поздних выпусков появились такие важные «мелочи», как электрический обогрев заднего стекла и задний противотуманный фонарь.

ВАЗ-2106 ВЫГЛЯДЕЛА ОТНЮДЬ НЕ БЕДНОЙ РОДСТВЕННИЦЕЙ И НА ФОНЕ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЕДЬ ОНА БЫЛА ЗАМЕТНО ПРОСТОРНЕЕ И ТИШЕ «ЗУБИЛ».

А отличная устойчивость и управляемость, характерная для «Спутников», нужна была отнюдь не всем. Именно поэтому советские автомобилисты, особенно старшего поколения, при возможности выбирали отнюдь не самую современную вазовскую технику, отдавая предпочтение проверенной временем и такой комфортабельной «шестёрке».

«Одеяло» шумоизоляции под капотом – неизменная черта люксовых Жигулей

Имидж

В момент появления ВАЗ-2106 была вершиной тольяттинской модельной гаммы как по позиционированию производителем, так и по оснащению. Неудивительно, что это тут же сказалось на цене машины – чтобы стать обладателем «лучших Жигулей», в то время нужно было отдать 9 100 рублей. При этом Нива со всей её сложной трансмиссией и внушительным внедорожным потенциалом была даже на 100 рублей дешевле!

Почти десять лет третья и шестая модели выпускались параллельно, а впоследствии к ним присоединились «пятерка» и «семёрка». Даже несмотря на «мерседесовский» передок и более современные конструктивные решения, новым моделям Жигулей так и не удалось сместить с воображаемого пьедестала «шестёрку», которая вплоть до начала девяностых годов считалась самой престижной ВАЗовской моделью.

Лишь выход четырехдверного седана на платформе Самары несколько ослабил позиции 2106, ну а окончательный удар по имиджу нанесла «десятка» – автомобиль, который конструктивно по ряду решений был современнее ВАЗ-2106 уже не на одно, а на два поколения. Шестнадцатиклапанный двигатель, вклеенные стекла, «зализанный» кузов – на фоне «десяточных» инноваций «шестерка» выглядела уже явным пришельцем из прошлого.

ОПРЕДЕЛЁННО, В ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ ВАЗ-2106 УТРАТИЛ ИЗРЯДНУЮ ДОЛЮ РОСКОШИ И ЛОСКА, СВОЙСТВЕННУЮ АВТОМОБИЛЯМ САМЫХ ПЕРВЫХ ЛЕТ ВЫПУСКА.

Впрочем, в начале двухтысячных «бабушку прихорошили» – на новых заводах ВАЗ-2106 окрашивали в цвет «металлик», оснащали впрысковым мотором и более комфортабельными передними креслами… Увы, при этом машина полностью лишилась тех элементов отделки, которые, собственно, и отличали данную модель от более «бюджетных» ВАЗов. А в начале смутных девяностых, о которых сейчас и не очень хочется вспоминать, «шестёрку» выпускали вообще без хромированных молдингов на кузове! Правда, пару лет спустя на ВАЗе все же опомнились, и хром вернули на место.

Забавно, но в определённое время у одной и той же машины в глазах потенциальных покупателей был совершенно разный имидж: если молодые автомобилисты видели в ней лишь устаревшую и ухудшенную «классику», то представители старшего поколения смотрели на неё как на «ту самую великолепную шестёрку» – самый дорогой, динамичный и качественно отделанный автомобиль Волжского автозавода.

Поздняя «шестёрка» почти полностью лишилась хрома в отделке

Справедливости ради отметим, что значительное время шестая модель ВАЗа действительно таковой и являлась, предлагая советскому потребителю максимум комфорта и роскоши – если, конечно, это слово применительно к одному из самых массовых автомобилей на планете.

1975 год – выпущен первый ВАЗ-2106 1976 год – начало массового производства 1998 год – производство частично перенесли на завод «Рослада» (Сызрань) 2001 год – начат выпуск на заводе Анто-Рус (Херсон, Украина) 2002 год – производство модели из Тольятти перенесли на завод ИжАвто (Ижевск) 2005 год – выпуск модели прекращен

ВАЗ-21061 двигатель ВАЗ-2103 ВАЗ-21062 праворульный ВАЗ-2106 (1,6 л) ВАЗ-21063 двигатель ВАЗ-21011 ВАЗ-21064 праворульный ВАЗ-21061 (1,5 л) ВАЗ-21065 «улучшенная» версия с «пятиступкой» и бамперами 2105 ВАЗ-21066 праворульный ВАЗ-21063 (1,3 л) ВАЗ-21067 двигатель с системой впрыска ВАЗ-21067-20 ВАЗ-21068 двигатель 2108 (агрегатоноситель в период доводки Спутника)

1977 год – небольшие изменения в комбинации приборов 1980 год – карбюратор Озон вместо Вебера 1982-1987 – частичный отказ от хромированной отделки экстерьера 1986 – задние тормоза от модели 2105 1987 – КП от модели 2106 1987 – упразднение катафота на заднем крыле и сигнальных фонарей в передних дверях 1987 – решетки вытяжной вентиляции от 2107 1990 – пластиковые водостоки вместо хромированных 1991 – колпаки 2101 вместо 2106

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Задняя противотуманная фара, говорите?

Лично для меня вопрос из разряда: » Любите ли вы «шестерку» так как люблю ее я? — вопрос философский. Если отсеять всю эту чехарду с двигателями и коробками, то можно найти и то, за что я, действительно, люблю ВАЗ 2106 — нет это не четыре фары спереди и даже не молдинги по бокам, хотя они и придают облику некую завершенность. Панель приборов — вот что я люблю в «шестерках» Такого щитка нет больше ни на одной вазовской модели — даже сейчас эти бесхитростные приборы смотрятся стильно, а ведь столько лет прошло. Ведь были и гораздо более современные «высокие» панели «семерок» и «зубил», но сейчас они не вызывают иного названия, кроме, как угловатые коробочки, вдобавок вечно скрипящие и перекошенные. Второй момент, за который я люблю «шестерку» — это блок предохранителей в ногах водителя, а не под капотом, как у моделей 05, 07 — этот незначительный плюс, на первый взгляд, на практике оборачивается весьма весомым преимуществом. Ну и если переходить от мелочей к более серьезным вещам — мягче на ходу «шестерка» в отличии от своих собратьев, что ли. По этому поводу владельцы Жигулей всегда затевали спор — одни искали истину в пружинах и амортизаторах, другие поговаривали о ином креплении лонжеронов. Кто прав, кто виноват не мне судить, но машинка действительно, получилась весьма комфортная для наших дорог и в целом для души.

Читайте так же:

  • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
  • Как называется китайский корабль Сделано в Китае: первый ракетный крейсер вышел в море В КНР начались заводские ходовые испытания головного корабля проекта 055. Китай классифицирует его как «эсминец 10000-тонного […]
  • Как называется рвота после еды Почему тошнит после еды? Причины и лечение Многие задаются вопросом: "Почему тошнит после еды причины и каковы дополнительные симптомы заболеваний, вызывающих тошноту?". Ответы на эти […]
  • Как называется шарик для тенниса Теннисные мячи. Виды и устройство. Как выбрать и особенности Человеку, не знакомому со спортом, в частности – с теннисом, кажется, что все мячи одинаковые. Но стоит только взять у руки […]
  • Макароны ракушки как называются Конкильони (большие ракушки) Конкильони (Conchiglioni) - паста, напоминающая по форме большие ракушки. В переводе с итальянского "раковина моллюска". Их можно фаршировать и готовить с […]
  • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *