Спиши как называются эти слова почему выдели корень поставь ударение

Проверочная работа по русскому языку «Однокоренные слова»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Проверочная работа по теме: «Корень . Однокоренные слова»

1.Образуй однокоренные слова по заданным вопросам. Выдели корень

2.Подбери однокоренные слова и выдели корень

3. Замени сочетание слов одним словом. Выдели корень в однокоренных словах.

Суп из рыбы – рыбный,

шкаф для книг -______________

дом из кирпича — ________________

сок сливы — _____________________

1.Какое слово здесь лишнее? Спиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Поставь ударение. Подчеркни слово с ударным гласным в корне.

Гора, горит, горняк, пригорок. _____________________________________________-

Вода, водяной, водитель, водный.____________________________________________

Лето, летать, полёт, лётчик._________________________________________________

Смех, смешить, смешать, смешинка.

2.Подбери пару однокоренных слов. Соедини пары, выдели корень.

3.Какое слово является проверочным для безударной гласной? Спиши. Проверочное слово пиши первым. Поставь ударение. Выдели корень в однокоренных словах.

Звонить, звонок, звонкий._____________________________________________

Светлячок, светлый, светлеет._________________________________________

Лежать, лежанка, лёжа.__________________________________________________

Сидя, сиденье, сидеть.___________________________________________________

4.Запиши безударную гласную в словах по образцу: дома – домик. Выдели корень в однокоренных словах.

сады, __________________, шары, _____________________

1.Спиши. Рядом припиши однокоренное слово, которое отвечает на вопрос какой? Обозначь ударение и корень.

Полёт в космос — космический,

костюм для спорта — .

2.Запиши, как называют человека, который:

работает на тракторе.___________________

Используй слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.

В родственных словах выдели корень.

3.Прочитай, вставляя слова грачиное, грачата, грачонка.

Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос. Там пищали __________ .Кот так и

свалился на землю. Залез кот на дерево и хотел схватить________________ . Кот увидел на

Озаглавь текст. Спиши предложения так, чтобы получился связный рассказ. Найди однокоренные слова, выдели корень.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Номер материала: ДВ-209865

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Портал для школьника. Самоподготовка

Прочитай поставь ударение подчеркни безударные. IX. Выборочный диктант. II. Запись числа, классной работы

упражнений по русскому языку

Работа над корнем слова

Составитель: учитель Усть – Нерской гимназии (Саха) Якутии

Бушмакина Вера Григорьевна

Сборник упражнений по русскому языку предназначен учителям 1-4 классов, учащимся и их родителям. Материал подобранных упражнений поможет ученикам отработать четыре основные корневые орфограммы – безударные гласные, парные согласные, удвоенные согласные и непроизносимые согласные.

Использование предлагаемого материала поможет учителю осуществить дифференцированный подход в обучении языку, наладить самостоятельную работу учащихся.

п. Усть-Нера

Работа над безударной гласной в корне.

Ударение. Ударные и безударные гласные

1. Прочитай. Выучи наизусть.

На соломке тонкой

средь травы густой

Запиши по памяти. Обозначь ударение в каждом слове.

2. Прочитай. Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный?

Уроки, чтение, физкультура, дневник, перемена.

Спиши слова в столбик. Обозначь ударение. Справа напиши схему каждого слова. Образец : Карандаш — — —
3. Прочитай. Спиши. В выделенных словах подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки в сильной позиции.

С о с н а.

вилка, посуда, решето, кувшин, солонка, мясорубка, соусник, кофеварка, горшок, сковорода, пароварка.

  1. Прочитай. О каком цветке идёт речь?
  2. Есть один такой цветок,

    не вплетёшь его в венок.

    На него подул слегка,

    был цветок — и нет цветка!

    Спиши. В двухсложных словах знаком ударения обозначь сильную позицию. Подчеркни безударные гласные.

  3. Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с
  4. первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

    Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта,

    трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.
    7. Спишите слова. Поставьте ударение. Измените место ударения так, чтобы получились новые слова.

    Замок — ……. стрелки — ………, стоит — ………, хлопок — ………. пары — ……. полки — ………., кружки — …………, мука — ………., плачу — ………. пропасть — …………, солью — ………… .

  5. Спишите слова. Поставьте ударение. Безударные гласные подчеркните.
  6. Дятел, курица, сорока, клесты, воробей, пингвин, зарянка,

    Филин, коноплянка, сокол, соловей, тетерев, фазан, щегол, ворона, иволга, фламинго, поползень.

  7. Вставьте безударные гласные.
  8. снег — сне га ночь — н…чной

    берег — б…рега боль — б…льной

    хлеб — хл…ба молодость — м…лодой

    дерево — д…ревья больше — б…льшой

    зверь — зв…рюшка лёд — л…дяной.
    10.Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.

    О сина по суда ули ца го рячий

    со лома со лдат пятни ца мо роз

    то пор по том лест ни ца ли сица.
    11. Прочитай. Объясни, какие буквы надо вставить на место

    На п…лянке у тр…пинки

    С буг…рка ручей б…жит,

    а под ёлкой снег л…жит.

    Выучи наизусть. Запиши по памяти.

  9. Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложение. Озаглавь текст. Запиши, вставляя пропущенные буквы.
  10. Хорош, з…мой, лес.

    Д…ревьями, под, сугробы, глубокие.

    Согнулись, берёз, м…лодых, от, инея, ств..лы.

    З..лёные, покрыты, ветви, елей, шапками, снега.

  11. Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения.
  12. Ветры, дуют, х…лодные.

    Волки, охотиться, учат, м…л…дых, старые.

    Рыщут, в, г…лодные, л…сах, звери.

  13. Прочитай. К данным словам подбери проверочные слова, чтобы
  14. безударный гласный в них был в сильной позиции. Запиши слова парами по образцу.

    Образец: со лонка — со ль.

    15. Прочитайте. Выделите корни. Подчеркните проверяемые безударные гласные в корне слова.

    Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, чародейка – чары, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, заострить – острый, катушка – катит, горевать – горе, сломался – лом, робеть – робкий, тайник – тайна, родители – род, управлять – правит, плодородный – плод, должник — долг, мошкара — мошка.

    16. Напиши однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания.

  15. Чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить.
  16. Город, городской, пригород, загородный, городок.
  17. Стрелы, стрельба, выстрел, перестрелка, стрелок.
  18. Подчеркни слова, которые являются проверочными для безударной гласной корня.

    17. Из двух слов левого столбика выбери проверочное. Напиши его

    вместе со словом из правого столбика. Вставь пропущенную букву.

    Образец : тихоня, тихий – т…шина; тихий — тишина.

    Просьба, проситель — пр…сить; ……………… — ……………..

    Скрип, скрипучий — заскр…пел; ……………… — ……………..

    18. Припиши слова, для которых данные слова являются проверочными.

    19. Прочитай. Какие буквы надо писать на месте пропущенных? Почему?

    На лугу высокая тр…ва. Она в р…се. Люди ск…сили тр…ву острой к…сой. Густыми р…дами лежит она на з…мле. Вот и первые ст…га сена. Мёдом и цв…тами пахнет сено.

    Выпиши в столбик слова с пропущенными буквами. Обозначь в них ударение. Выдели корень. Подчеркни безударные гласные. Рядом напиши слова, в которых эти безударные гласные стоят в сильной позиции. Образец : Ско сили — косит.

  19. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
  20. П…нал г…рой ш…л мес..ц

    п…тух ч…тверг пш…ница за…ц

    п…сок т…традь з…мл…ника уч…ник

    м…тро д…журный вес…л… учит…ль

    21. Прочитай и спиши пословицы. Найди однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

  21. Кончил дело — гуляй смело. Конец — всему делу венец.
  22. Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и
  23. для себя нет рубахи.

    1. Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
    2. Видит око далёко, а ум ещё дальше.
    3. В камень стрелять только стрелы терять.
    4. Напиши в три столбика слова с безударной гласной в корне.
    5. е и я а

      П…так, б…глец, дл…на, с…нева, ш…лун, п…сти, м…сной, в…зание, св…сток, л…ства, б…да.

      23. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

      Заболеть, больной, боль, больница, больно.

      Водоём, водянистые, воды, подводный, вода.

      Ночной, ночь, ночевать, ночью, ночлег.

      Посадить, садовник, сад, посадка, садовые.

      Волна, волны, волнушка, волновать.

      24. Измените слова по числам. Вставьте пропущенные буквы А,О. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

      Б…бры, д…ска, стр…на, вр…чи, см…ла, к…за, ш…рфы, гр…чи, ст…лбы, кр…ты, дв…ры, р…са, м…ря, тр…ва, х…лмы, н…га, …куньки, г…рбы, хв…сты, в…да, г…ра, р…га, сл…ны, тр…па, др…зды, ч…сы, гр…за, н…сы, с…ды, …вца, ск…ла, ск…ба, др…ва, стр…ка, в…лна.

      25. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочное слово.

      Мы н…чевали у л…сника. Он уг…стил нас гр…бами и пров…дил к с…новалу. Под крышей сарая л…пилось гн…здо. Пять прожорливых пт…нцов пр…сили еды. Ласточка долго кружилась над гн…здом, б…ялась с…диться. Птица н…силась над нами и почти касалась крыльями л…ца.

      26. Найди и напиши пары однокоренных слов. Сначала пиши проверочное слово, потом проверяемое.

      Дворовый, изменить, гости, крепкий, тяжёлый, взгляд, дворник, дивный, оценить, измена, защитить, списал, оценка, обласкать, поглядеть, погостить, ласка, защита, удивление, список, тяжесть, прикрепить.

    6. Спиши. Рядом припиши словосочетание по образцу.
    7. Образец : платье из шерсти — шерстяное платье.

      Подчеркни безударную гласную. Проверочное слово подчеркни.

      28. Напиши слова в два столбика: в 1-й — с проверяемой безударной гласной в корне, во 2-й – с непроверяемой гласной в корне. Выделенные слова напиши, разделяя для переноса.

      Свистулька, пальто , коньки, чистота , тишина, пятно, пятёрка, заяц, пионер, копна, сапоги, ребята, воробей, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи , деревья, сады, корова, собака, огурец , паруса, картофель, стрела, здоровье , отец, низина, капуста, медведь, морковь, гроза, роса, урожай, палатка, весло, письмо, вода.

      29. Отгадай загадку. К словам с пропущенными буквами подбери проверочные. Запиши проверочные и проверяемые слова по образцу.

      Кто прятался в лесу?

      От всех он прятался в л…су

      но я нашёл, я дог…дался

      и вот д…мой его несу!

      В какой он шляпе!

      Его отдам я маме, папе,

      а завтра снова в лес пойду.

      Таких же кр…пышей найду!

      30. Спиши. Вставь пропущенную букву. В скобках напиши такие слова, чтобы безударные гласные стояли в сильной позиции.

      Несёт меня ли са (ли с) в далёкие ле са (ле с).

      В речке утром я с…ма () поймала большого с…ма ().

      В море грозные в…лы (), а на лугу стоят в…лы ().

      31. Прочитай. Озаглавь текст. Спиши, выбирая нужные буквы. Объясни их написание.

      Зина и люда живут в деревне. Около их дома находится сад. Сюда часто прил—тают синицы. Зимой им гол—дно. Девочки повесили к—рмушку. А вот и первые гости.

      32. Спиши слова. В каждом слове поставь ударение. Выдели корень, подчеркни безударные гласные в корне.

      Белый, белеет, побелка;

      больница, больной, заболеть;

      тёмный, темница, темнота;

      чистый, чистота, почистить.

    8. Спиши. В выделенных словах поставь ударение, обозначь корень, подчеркни безударную гласную в корне.
    9. Заколдован невидимкой ,

      дремлет лес под сказку сна.

      Словно белою косынкой

    10. Отгадай загадку. Спиши её вместе с отгадкой, вставляя
    11. пропущенные буквы.

      без клиньев. (М — — — з)

    12. Спиши. Обозначь части слова, в которых выделены буквы.
    13. Поставь ударение. Подчеркни безударные гласные в корне слов.

      Выгля нул по дснежник

      в полутьме ле сной —

      мале нький разведчик,

      посланный ве сной.

    14. Выпиши слова в три столбика: в первый столбик – слова
    15. с ударением в приставке, во второй – с ударением в корне, в третий столбик — с ударением в суффиксе. Подчеркни безударные гласные в корне слов.

      Лесок, школьники, уголёк, часики, шаги, ночной, новый, косьба, лисята, подруга, сосновый, поезд, цветник, запись, холодный, дождливый, прописи.

      37. Проверь безударные гласные в корне слов читает, стрельба. Проверочные слова пиши перед проверяемым словом.

      Читальный (зал), читка, прочитал, читатель, начитанный, прочитанный.

      Выстрел, стреляет, подстрелил, стрела, обстрел, стрелок.

      38. Среди слов найди и выпиши те, в корне которых нужно проверить безударный гласный. Подчеркни в корне орфограмму.

      Кормушка, домашний, грибок, больница, запись, цветной, заболел, верба, поход, маленький, свёкла, травяной.

      39. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

      (……..) ш…рстяной шарф; (………) т…нистый парк;

      (……..) стальные коньки; (………) м…ховой воротник;

      (……..) цв…тные картинки; (……..) …довитый зуб
      40. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

      Цветущий, цвет, цветастый, цветочный.

      Зимний, зима, зимовать, зимушка, зимовье.

      Прямой, выпрямил, прямо, прямота, напрямик.

      Ледник, ледовый, лёд, ледышка, подлёдный.

      Рядовой, рядок, ряд, рядочек, наряду.

      Листва, листок, лист, листовый, листик.

      41. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Образец : (лечит) лечил больного

      I. (………..) л…чил больного; (………) н…сил воду;

      (……….) п…ил лошадь; (………) т…щил мешок;

      II. (………) л..вил рыбу; (………) б…лил стены;

      (………) в…рил картошку; (………) м…сил тесто;

      42. К словам из скобок подбери однокоренные, которые отвечают на вопрос какой? Составь словосочетания по образцу. Запиши их.

      Образец : (соль) суп — солёный суп.

      (Гриб) год; (лес) орех; (цвет) карандаш; (смех) случай; (боль) зуб; (сталь) плуг; (прямо) путь; (море) берег; (ночь) холод.

      43. Напишите слова, для которых данные слова являются проверочными.

      Нож, нос, час, меч, лещ, холм, крот, герб, грач, ряд, сад, врач, клёст, бобр, стриж, снег, шарф, след, столб, двор, гриб, зверь, кит, дрозд, слон.

    16. Вставь пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова. Напиши под диктовку один из текстов.
    17. Св…тлана и Ст…пан убирают св…ю комнату.

      На п…лу ст…ит в…дро с в…дой. Пора мыть п…лы.

      Р…дители почистили ковры во дворе.

      Папа кл…дёт их на св…и м…ста.

      Мама протёрла ст…кло у серванта.

      Сервант сияет ч…стотой. (35 слов)

      С о с н ы.

      У р…ки ст…ят сосны.

      З…мой и летом сосны з…лёные.

      Ств…лы у сосен красноватые и бл…стят на солнышке.

      Воздух в с…сновом б…ру радует нас ч…стотой.

      Среди к…рней в…дна н…ра кр…та. Он ж…вёт в з…мле.

      В с…сновом б…ру ж…вут белки, дятлы и совы.

      Белка любит устраивать св…ё гн…здо в пышной кроне с…сны.

      Даже в сильные д…жди капли ст…кают по хв…инкам и ств…лу и не попадают в д…ма белок. (73 слова)

      45. Спишите. Проверьте безударные гласные, изменяя слова на уменьшительно-ласкательные.

      Тр..па, лош..дь, к..вёр, скв..рец, пт..нец, ..сёл, хв..сты, с..ва, тр..ва, з..ма, н..га, р..ка, з..рно, к..нец, пл..та, св..ча, ст..на, сп..на, гн..здо, зв..зда, св..рло, ст..кло, кр..сты, д. ма, л..щи, ч..жи.

      46. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень.

      47. Замените сочетание слов одним, используя слова с проверяемой безударной гласной в корне. Проверьте безударные гласные, изменяя слова на уменьшительно- ласкательные.

      Самое упрямое домашнее животное — ……………… .

      Дома диких животных в земле — ……………….. .

      Связанные вместе стебли с колосьями какого-либо злака — …………

      Небесное тело в виде светящейся точки на ночном небе — ………….

      48. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами выдели корень. Подбери проверочные слова.

      Сп..шу текст, сп..шу в школу, зап..вал песню, зап..вал таблетку, пос..деть на диване, пос..деть от старости, сл..зал с крыши, сл..зал сметану с блюдца, пол..скала бельё, пол..скала ребёнка.

    18. Выпиши только те слова, безударные гласные в корне которых можно проверить буквой ё . Перед словами напиши проверочные слова.
    19. Ледяной, ленивый, весёлый, весенний, медовый, стеклянный, пчелиный, зелёный, лесной, свекольный, земляной.

      50. Выпишите слова с безударной гласной е в корне, которую можно проверить буквой ё . Запиши проверочные слова.

      Детство наше золотое,

      всё светлей ты с каждым днём.

      Под счастливою звездою

      мы живём в краю родном.

      Вот лежит каравай

      Чёрный хлеб на столе —

      нет вкусней на земле.

      Над селом дымки плывут.

      Пироги в домах пекут.

      Заходите, не стесняйтесь!

      51. Спишите. Вставьте пропущенные буквы е, и, я . ы кто? что?

      Св..стун, л..нейка, р..чистый, п..тнистый, зв..ринец, пл..сать, пл..чистый, н..зина, л..стопад, сп..шат, м..довый, л..сник, д..нёк, вр..дитель, зав..зжать, тр..скучий, л..нивая, в..твистый, в..ршина, ш..повник, зацв..тает, л..докол, сб..гают, ст..кольщик, сн..говик, в..шнёвый, р..веть, ч..рвяк, скр..пучий, уд..вительно, гр..бной, м..сной, д..твора, ц..почка, з..ркальный, ц..нтральный, т..жёлый, насл..дить, п..рина, п..рцовый, зам..ститель, н..рвировать, з..мляк, в..дёрко, в..хревой, бр..венчатый, м..нировать, л..сёнок.

      52. Спишите. Вставьте пропущенные буквы а, о. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос какой?

      Хр..брец, к..лючие, уст..реть, кр..снеет, д..брота, сл..дковатый, зас..рять, н..винка, за..стрить, р..беть, расп..лнеть, пок..рить, оп..здать, зерк..ло, р..внение, отл..мать, оп..здать, под..рить, гол..д, сокр..тить, ж..леть, г..рчить, ск..льзить, сл..боватый, иск..са, кор..тко, кр..сиво, к..сой, м..крота.

      53. Спишите. Вставьте пропущенные буквы е, и, я. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос какой?

      С..лач, св..тлеть, обл..тела, р..звиться, п..вец, н..зина, с..роватый, вр..дитель, закр..пили, б.дняга, отт..пель, б..лить, см..льчак, пор..дел, гр..знуля, объ..снил, подг..бают, дл..на, зел..нь, осв..жают, вбл..зи, сл..гка, с..дой, с..нева, оскв..рнить, усм..рять, сн..жинка, д..карь, ед..ничка, з..мовать, сц..плять, од..чать, ч..стюля, кр..пить, изм..льчить, пон..ижение, п..стреть.

      54. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень.

      55. Спишите. Вставьте пропущенные буквы а, о. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос что делает?

      Зап..х, похв..ла, хл..пушка, спр..сить, нак..лол, т..нул, попр..вляют, п..хучие, к..лючка, к..зался, х..теть, за, выс..хли, п..хали, сп..дает, к..ток, к..силка, оп..дают, упр..влять, забр..сать, п..лзунки, выт..птать, н..сил, в..ренье, м..льба, пл..тить, ск..кать, зв..нить, умн..жать, л..вить.

      56. Спишите. Вставьте пропущенные буквы е, и, я. Проверьте безударные гласные однокоренными словами, отвечающими на вопрос что делает?

      Ч..нить, св..рло, передв..гают, по..с, об..жает, л..пили, выр..зать, п..сатель, созр..вает, в..зание, п..лить, выд..ржка, в..ртеть, в..сеть, подт..нули, нап..сал, зам..рзает, р..зьба, прол..зать, кл..евой, расс..рдить, м..таться.

      57. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень.

      58. Подберите и напишите однокоренные слова в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное. Выделите корень.

    20. Вставьте пропущенные буквы. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова. Напишите под диктовку один из текстов.
    21. С о й к а.

      Ос..нь самое хл..п..тливое время года для сойки. ..на делает на зиму запасы. К з..ме сойка любит заготавливать жёлуди. Наберёт полный рот желудей и сл..тает на землю. Прячет птичка запасы под к..рнями д..ревьев в трещинках и других укромных м..стах. Не будет сойка г..л..дать суровой зимой. (45 слов)

      Узоры на стекле.

      За ночь сильно пох..л..дало. Утро морозное. В комнате на ст..кле по..вились уд..вительные узоры. Посм..три, к..кое м..ст..рство! Вот св..ркает на сер..бристых в..твях причудливая л..ства. Вдруг на ст..кле распустился изумительный сказочный цв..ток. А это волшебное оз..ро. По нему гр..циозно плывёт маленький л..б..дёнок. Красив снежный узор в лучах зимнего солнца! (50 слов)

      К..нчается летний день. На опушке кр..снеют в последних лучах солнышка в..ршины д..ревьев. Птицы зам..лкают в л..сной чаще. Не гудят шм..ли на п..лянах. Не жужжат мухи. Не в..с..лятся бабочки и мотыльки над цв..тами. Закончился трудовой день у мур…вьёв. Лес засыпает. Как только ст..мнеет, на л..сных тропинках и прос..ках можно услышать г..л..сок к..зодоя. Вдруг в л..сной глуши зах..х..чет с..ва. Надв..гается тёмная ночь. (62 слова)

    22. Спишите. Измените слова по числам.
    23. Норы, стриж, бант, лист, морж, зонт, мост, ствол, штрих, хлеб, грозы, нос, ряд, волны, гриб, мяч, след, реки, травы, зёрна, слово.

      1. Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным словам.
      2. Лживый, горячий, близкий, маленький, старый, хороший, здоровый.

        1. Диктант – подготовка. Напишите текст под диктовку.
        2. Вчера ве че ром мы с се строй распи лили двуручной пи лой бо льшое бре вно на пять ча стей. Я уда ряю по чурбану топором. Скоро будет готова вя занка дров. Мы будем то пить зи мой пе чурку. В нашем до мишке будет те пло. Хорошо в мороз си деть у огня. Тре щат дро ва. А за о кном ме тель заме тает по ля и ле са (56 слов)

          1. Диктант – подготовка. Напишите текст под диктовку.
          2. Осе нь ода рила де ревья зо ло той ли ствой. Поже лтевшие и покра сневшие листья сле тают вниз и ле жат на зе мле бо льшими кучами. От них в ле су хорошо и све тло. Но подходит зи ма, и красочная роско шь сме няется тусклостью. На ве твях не видно ни ли сточка. Вокруг ство лов и на тро пинках ли ства посе рела. Тра ва высо хла. Но когда выпа дает снег, в ле су будет ца рить сказочная бе лизна. (57 слов)

            1. Словарные диктанты.
              1. Гора, скала, река, трава, зима, плита, сестра, село, весло, число.
              2. Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
              3. Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, паруса, шары, мячи, дворы.
              4. Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара.
              5. Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок, голубок, замок.
              6. Ночной, большой, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
              7. Вишнёвые сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
              8. Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
              9. Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
              10. I. 1. Глаза на рогах, а домик на спине (Улитка)

              11. По земле не ходит, на свет не глядит, а на обед, на ужин все
              12. её зовут. (Рыба)

                3. Дверей много, а выйти некуда (Сеть)

                4. На горе шумит, а под горой молчит (Лес)

                5. Одна нога и шапка, а головы нет. (Гриб)

                6. Стоит над водою, трясёт бородою. (Тростник)

              13. Под окном лежит, а к стене не привалишь. (Дорога)
              14. II. На цветок села пчела. У тропы была нора крота. На сосне

                сидят клесты. Река затопила низкие берега. Белки едят грибы, ягоды, плоды деревьев. Утром на траве роса. Пришла тёплая весна. На берегу лежит змея. В полях убрали хлеба.
                III. Дуют холодные ветры. Ребята идут по тропинке. Весело поют соловьи и скворцы. Лошади щиплют зелёную траву. На лесной поляне живёт лесник. Школьники сажали плодовые деревья. Сестра подарила мне стальные коньки. На дворе трескучий мороз. Зимой птицы часто голодают. В поле колосилась золотистая рожь.

                Зрительные диктанты.
                Посылал медведь лису

                Собирать дрова в лесу.

                За горою у реки

                Где вдоль берега дубки,

                Есть деревня небольшая

                Под названьем Чудаки. (Г. Ладонщиков)

                В коробке берегу.

                Она лежала раньше

                В песке на берегу. (А. Барто)

                П о с л о в и ц ы.

              15. Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
              16. Ленивые руки не родня умной голове.
              17. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
              18. Закончить предложение, употребив однокоренное слово

              19. В столовой большой круглый ………….. (стол)
              20. В голубятню принесли нового …………… (голубя)
              21. Садовник ухаживает за …………… (садом)
              22. Лесник бережёт ……….. (лес)
              23. В солонку насыпали ………… (соль)
              24. В кормушке был ……….. (корм)
              25. В небе летал известный ……………… (лётчик)
              26. Обучающие диктанты.
                Фабрика игрушек.

                Скоро ёлка. Школьная ма стерская стала теперь фабрикой игрушек. Ребята ма сте рят фла жки, хло пушки из цве тной бумаги. Пошла в дело скорлупка от яиц. Учитель Семён Ильич ти хонько проко лол яйцо. Потом выдул же лток и бе лок в стакан. Детвора приле пила к скорлупкам го ловки, но жки, хво сты. Получились забавные зайчатки, ли сёнок, божья коровка. Лёгкие зве рюшки ви сят на ветках зе лёной красавицы. (56 слов)

                У высокой ска лы па слось оленье стадо. В её те ни ле жал маленький оленёнок.

                О рёл уви дел оле нёнка и бросился на него. Мать услышала шум крыльев громадной птицы. Олениха встала на задние лапы около де тёныша. Пе редними копытами о на старалась ударить разбойника. Орёл отступил. Он поле тел к сво ему гне зду (45 слов) (По М. Пришвину)

                В процессе письма ученик обязательно проговаривает слова.

                Вот и ве сна. В ле су зазве нела ка пель. Капельки бле стят и перели ваются под яркими лучами. Лёгкий ве терок ка чает мо ло дые де ре вца. У ство ла мо гучего дуба вдруг зашуршала ли ства. Пока зался ко лючий ёжик. Ка кой худой! Зи ма у зве рька весь жи рок вытя нула. Ма лыш побе жал по узкой тро пинке к ря дам мо ло дого со сняка. Ря ды тя нулись до да лёкой просе ки. Мы не стали сле дить за зве рьком. По ра было идти до мой. (61 слово).

                * Если ученик допустил 1-2 ошибки в выделенных буквах, то в изучении темы «Безударные гласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение предложенных упражнений.

                * Если же ошибок подобного рода больше четырёх, стоит всерьёз заняться этой темой. Необходимо повторить правила и продолжить выполнение упражнений.

              27. Замените слова — признаки словами, противоположными по значению.
              28. Здоровый, лживый, вредный, горячий, сытый, узкий, близкий, маленький, старый, хороший.

                1. Замените выделенные слова именами прилагательными.
                2. Лист клёна , котлеты из мяса , шапка из меха , след зверя , погода осенью , браслет из золота , тигр в полоску , ручеёк весной , платье из шерсти , день с дождём .

                  67. Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках пишите проверочные слова.

                  Чай горячий, а сок ………… . Ручей узкий, а река …………… .

                  Пушинка лёгкая, а камень ………………. . Помидор красный, а огурец ………………… . Бабушка старенькая, а внучка …………………. .

                3. Напиши название детёнышей.
                4. Слон, коза, кот, лось, лиса, кролик, волк, морж, грач, голубь, журавль, тюлень.

                  69. Объясни написание безударных гласных. Вслух проговаривайте проверочные слова. Л(и,е,я)сной зв(и,е,я)рёк; з(а,о)л(а,о)тая росп(и,е,я)сь; г(а,о)в(а,о)рит р(а,о)дителям; н(а,о)здреватые хл(и,е,я)ба; разв(и,е,я)зал на б(и,е,я)р(и,е,я)гу; ш(и,е,я)рокая прос(и,е,я)ка; веч(и,е,я)ром у р(и,е,я)ки.

                  П(и,е,я)шком д(а,о)мой; поб(и,е,я)жали на п(о,а)ляну; з(и,е,я)л(и,е,я)нели д(и,е,я)ревья; хол(а,о)дно и т(и,е,я)мно; уд(и,е,я)вительные м(а,о)ст(и,е,я)ра; с(и,е,я)дел на ст(о,а)ле; запл(е,и,я)сти к(а,о)сичку; л(и,е,я)дяная в(а,о)да.

                  70. Исправьте ошибки. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

                  Сутра я бражу по палям. В полден я спосаюсь отжоры навиршыне халма в тини балшой сосны. Мне ведны два сила и еловый лисок. Я лижу на трове и четаю книжку. Трапа извивается среди стиблей и колосев пшеницы и ведёт крике. На биригу я встричаю махнатую казу и симерых казлят. Я спишу перейти речку. Мне уже пора дамой.

                  71. Усложнённые диктанты.
                  В е с н а.
                  Ушла холодная зима с вьюгами и метелями, со снегами и ветрами. Оглядись вокруг! Пришла красавица весна. На озере трещит лёд. Плывут по реке большие льдины. Летят из далёких краёв грачи, стрижи, чижи, скворцы. На земле появилась молодая трава. Скоро зацветёт сирень, заалеют тюльпаны. Нарядятся в белую фату вишнёвые сады. (50 слов)

                  Л е т о.
                  Стоит сильная жара. Колосится золотая рожь. А вот поле гречихи. Оно похоже на ковёр цветов. Над метёлками гречихи летают тяжёлые шмели. По краям узкой тропинки толпятся молодые деревца. Тропинка ведёт нас к лесной реке. На её берегу растут плакучие ивы. Вода в реке чиста. В воде мелькают очаровательные рыбки. Красота! (50 слов)

                  У т р о.
                  Светало. Ночная темнота уже позади. На траве появилась роса. Небеса светлели и прояснялись. Денёк обещал быть хорошим. Потянулись на поля и луга стада коров. Их вели пастухи. Коровы будут пастись до вечера. Потом появились косцы и начали косить траву. А высохшую траву сгребали граблями и относили на сеновал. (49 слов)

                  Осенью я редко хожу по лесным тропам. Я жалею об ушедших солнечных деньках и о тепле. Вечный бродяга ветер шуршит пожелтевшей листвой. Он свистит среди верхушек деревьев. Посеревший небесный свод выливает на землю дожди за дождями. Они моросят без конца. Я не выхожу без плаща и зонта. (50 слов)
                  Вечером над нашим селом пронеслась гроза. Частые вспышки молний прорезали небесный свод и освещали темноту. Гром грохотал без конца. Струи дождя хлестали по земле и прибивали к ней траву и цветы. Вода текла по дворам и по полям. В ночные часы ненастье начало затихать. Утром небеса прояснились. А к концу дня все лужи высохли. (55 слов)

                  1. Диктант — тест.
                  2. Вот и пришла хо лодная зи ма. Побе лели окрестные по ля и луга. Лёд ско вал реки и о зёра. Мо хнатые кра савицы ёлки наря дились в белые шубки. Тихо зи мой в ельнике. Вдруг в ле су поя вилась стайка северных го стей. Это кле сты. С шумом о ни проне слись над тихой по ляной. Словно яркие бусы, птицы обле пили ве ршины елей. На ве рхушках елей ви сят гроздья тя жёлых шишек. Це пкими ко гтями кле сты стали та скать вкусные се мена. В лапах ёлок спрятаны жи лища этих птичек. Там уже выве лись прелестные пте нцы. Заботливые мамы кормят их е ловой кашей. (83 слова)
                    На поляне.
                    Пригре вает ве сеннее солнышко. На ле сной по ляне тает снег. С го ры по до роге бе жит звонкий ручей. Он наполнил до кра ёв глубокую лужу, побе жал через край. Опустели зимние ква ртиры у старых пней. Проснулась и выбралась из но ры ящерица. Выле з ёж. Он почистился и побе жал по по лянке искать е ду. Ожил под тёплым солнышком и огромный ле сной дом – мура вейник. С раннего утра хло почут мура вьи. О ни не сут тра винку, со сновую и голку. Подле тели к старому пню птицы. О ни стали класть в ямку около пня сухую тра ву и мох.

                    (83 слова) (По Г. Скребицкому).

                    Если ученик не сделал ошибок в словах, где подчёркнута безударная гласная, значит эта тема усвоена хорошо.

                    Если ученик допустил ошибки в подчёркнутых буквах, то в изучении темы « Безударные гласные », остались пробелы и необходимо вернуться к предыдущим упражнениям. Учите объяснять написание каждого слова с безударной гласной, затем обязательно пишите под диктовку.

                    Слова с непроверяемыми гласными.
                    Творческие диктанты.

                    I . Заменить выражение одним словом.

                  3. Название места, где кто-либо живёт или находится. (Адрес).
                  4. Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями. (Аллея)
                  5. Упакованные вещи, которые пассажир берёт с собой в дорогу.
                  6. (Багаж)

                    4. Дружеский или деловой разговор. (Беседа)

                  7. Книгохранилище, учреждение, где собирают и хранят книги. (Библиотека)
                  8. Маленькая птичка с коричнево-серым оперением, которая обычно
                  9. живёт близ жилья человека. (Воробей)

                    1. Сторона света, противоположная западу (Восток)
                    2. Человек, совершающий подвиг. (Герой)
                    3. Крупный населённый пункт, административный, промышленный,
                    4. торговый и культурный центр. (Город)

                      10. Ребёнок или подросток женского пола. (Девочка)

                      11. Приветствие при прощании. (До свидания)

                      12. Руководитель предприятия школы. (Директор)

                      13. Крупное промышленное предприятие. (Завод)

                      14. Утренняя еда. (Завтрак)

                      15. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова)

                      16. Человек, который совершил полёт в космос. (Космонавт)

                      17. Горящая куча дров, хвороста, сучьев. (Костёр)

                      18. Инструмент для вскапывания земли. (Лопата)

                      19. Помещение, в котором продают товары. (Магазин)

                      20. Городская электрическая дорога под землёй. (Метро)

                    5. Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета. (Морковь)
                    6. Холод, стужа. (Мороз)
                    7. Столица России. (Москва)
                    8. Жители страны, население. (Народ)
                    9. Приём пищи в середине дня. (Обед)
                    10. Предметы из ткани, меха и т.п., которыми человек покрывает тело. (Одежда)
                    11. Футляр для хранения ручек и карандашей. (Пенал)
                    12. Состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха) в данном месте. (Погода)
                    13. Первый день недели. (Понедельник)
                    14. То из чего едят. (Посуда)
                    15. Изображение, сделанное карандашом, красками и т. д. (Рисунок)
                    16. II. Отгадать загадку и записать ответ.

                      1. Два братца в воду глядятся — век не сойдутся. (Берег)

                      2. Зелена, а не луг, бела, а не стог, кудрява, а не голова. (Берёза)

                      3. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

                      4. Голубочка бела в избу влетела, что на свете видала, про всё рассказала. (Газета)

                      5. Он и летом и зимой между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди — он всё будет впереди. (Горизонт)

                      6. Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки – дробинки. (Горох)

                      7. Зимой белый, а летом серый. (Заяц)

                      8. На лесной полянке красуется Татьянка — алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)

                      9. Годовой кусточек каждый день роняет листочек, пройдёт год — весь лист опадёт. (Календарь)

                      10. Сто одёжек — и все без застёжек. (Капуста)

                      11. Чёрный Ивашка — деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)

                      12. Что копали до земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили. (Картофель)

                      13. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)

                      14. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур крадёт. (Лисица)

                      15. Летом наедается, зимой высыпается. (Медведь)

                      16. Двенадцать братьев друг за другом бродят. (Месяцы)

                      17. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

                      18. От рогатого берут да малым детям пить дают. (Молоко)

                    17. Деревянная шея, железный клюв, кричит тук-тук-тук. (Молоток)
                    18. Лежит меж грядок зелен да сладок. (Огурец)
                    19. В костяном горшочке каша сладка. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
                    20. Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. (Помидор)
                    21. Чудо — птица ? алый хвост ? полетела в стаю звёзд. (Ракета)
                    22. То я в клетку, то линейку.
                    23. Написать на мне сумей-ка. (Тетрадь)

                      1. Из края города в другой ходит домик под дугой. (Трамвай)
                      2. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. (Трактор)
                      3. Здесь говорят, а в Москве слышно. (Телефон)
                      4. Если бы не было его, я не сказал бы ничего. (Язык)
                      5. III. Подобрать рифму.
                        1. Прекрасный рыцарь шлёт поклон

                        Прекрасной даме на ……….. (балкон)

                        2. В горе горьком наш Егор

                        Потерял он свой ……….. (топор)

                        3. Лежебока наш Иван,

                        Продавил он свой ………….(диван)

                        4. Под окошком у Альбины

                        Росла красная …………(рябина)

                        5. Не попала Маша на балет:

                        Потеряла Маша свой …………. (билет) (И. Пятницкая)

                        6. Нам с вечера до утренней зари

                        Дорогу освещают ………….. (фонари)

                        7. Если небо хмурится,

                        В лужицах вся …………. (улица)

                        8. Даже на пожарище

                        Не бросай …………..(товарища)

                        9. На огороде, что за домом,

                        Стоял Страшило из …………….. (соломы)

                        10. Невелики границы мира:

                        Планета дом, страна — ………….(квартира)

                        11. Расскажет нам про то и это

                        12. Чтоб злые вирусы не съели человека,

                        Есть Дом Лекарств. Он называется ………..(аптека)

                        13. Уроки сделал и скорей

                        Бегу во двор, играть в …………… (хоккей)

                        14. Я думаю, что знают все:

                        Для игр не место на …………(шоссе)

                        15. Сварила бабушка Володина

                        Компот отличный. В нём ……………..(смородина)

                        16. В бинокль смотрит капитан:

                        Бушует в море …………….(ураган)

                        17. На красный свет скрипели шины

                        Остановились все …………..(машины)

                        18. Крикнул боцман: «Не пора ль

                        Всей команде на …………..» (корабль)

                        19. Грибов нашла не мало Зина.

                        Смотрите, полная …………….. (корзина)

                        20. Если хочет кукла спать,

                        Положи её в ……………..(кровать)

                        Звонкие и глухие согласные

                        1 Прочитай. Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Измени слова так, чтобы после выделенных согласных были гласные. Запиши. Обозначь орфограмму. Образец: лоб — лбы

                        2. Выпишите только те слова, на конце которых нужно проверить написание парных звонких и глухих согласных. Подчеркни в конце слов согласные, которые требуют проверки.

                        Глаз, смех, лёд, зверь, цепь, дверь, голубь, карандаш, платок, морковь, огурец, картофель, сосед, отец, человек, товарищ, солдат, улов, гром, кровь, магазин.

                      6. Измени слова так, чтобы на конце был согласный. Запиши пары слов.
                      7. Образец: Поезд а — поезд
                      8. Поезда, города, стога, леса, луга, берега, холода, острова, паруса.
                      9. Провода, адреса, голоса, глаза, бока, рога, пояса, рукава.

                      4. Вставьте пропущенные буквы Б, П. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

                      Ястре… кло…. Оста… сер… сно… Анти… гер…. скри… зо… су… ду… стол…. сугро… прору…ь зу… Гле… хле… голу…ь ло… клу…. озно…

                      5. Запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу.

                      Образец: Мало денег

                      II. Воз (дрова), ящик (яблоки и груши), корзина (слива), стакан (ягода), группа (слово).

                      Подчеркни на конце слов парные звонкие и глухие согласные, которые требуют проверки.
                      6. Вспомни, что ты знаешь о звонких и глухих согласных звуках. Какими буквами они обозначаются на письме? Прочитай загадки, отгадай. Запиши слова – отгадки, подчеркни в них начальную согласную букву. Устно охарактеризуй звук, который она обозначает.

                    24. С глухим согласным наливаюсь в поле,
                    25. со звонким — сам звеню я на раздолье.

                      1. С глухим согласным мы его читаем,
                      2. со звонким — в нём мы обитаем.

                        1. С глухим согласным — кругл, как мячик,
                        2. со звонким — как огонь горячий.

                          7. Послушай слова. Назови только те, на конце которых ты слышишь соглас-

                          ный звук., парный по глухости – звонкости. Определи, какую букву нужно писать на «опасном» месте. Запиши только слова с орфограммой – согласной на конце слова и проверочные к ним. Обозначь орфограмму.

                          Дом, крот, стриж, низ, стол, пруд, лимон, луг.

                        3. Прочитайте. Подчеркните парные согласные в слабой позиции.
                        4. Клюв – клювик, около слив – слива, лев – львы, обувь – в обуви, готов – готовить, жираф – жирафы, шкаф – шкафы, улов – ловить, морковь – морковочка, ветвь – ветви, Лев – у Льва, Яков – с Яковом, Киев – в Киеве.

                          9. Спиши, вставляя вместо точек буквы и проверочные слова.

                          слоги — слог ………… — дож…

                        5. Какие это слова?
                        6. С буквой Т меня в шкафу найдёте.

                          С буквой Д — где вы живёте.

                          С Ё — колючий, с У — ползучий.

                          11. Выборочный диктант со зрительной подготовкой. Прочитай. Найди слова с орфограммой – согласной буквой в конце слова. Какой признак поможет тебе в этом поиске? Обозначь орфограмму карандашом, подбери проверочные слова. С каким словом с данной орфограммой уже имеются проверочные в тексте стихотворения? Закрой книгу, запиши по памяти слова с орфограммой – согласной буквой в корне слова и проверочные к ним. Подчеркни орфограмму.

                          Можно десять тысяч раз

                          Уронить железный таз,

                          А фарфоровую вазу

                          Цели и задачи урока:

                        7. Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
                        8. Учить распознавать на слух безударные гласные.
                        9. Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
                        10. Способствовать обогащению словаря и письменной речи.
                        11. Прививать интерес и любовь к русскому слову.
                        12. Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
                        13. ТИП УРОКА: урок обобщения знаний.

                          Форма проведения урока: комбинированный.

                          Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.

                          Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3класса, авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, листок настроения, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.

                          Ход урока

                          I. Организационный момент. (Слайд)

                          1. – Сейчас урок русского языка.Прошу всех встать и повернуться лицом к гостям. Улыбнитесь друг другу. Протяните руки вперёд ладошками вверх навстречу гостям. Пошлите всем лучики добра, тепла, солнца, радости. Так человек творит в себе Солнце.

                          Это сделали только что и вы.

                          – Повернитесь, пожалуйста, лицом к доске. Тихонько сядьте, возьмите листок настроения. (Слайд)

                          – Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.

                          2. Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

                          II. Запись числа, классной работы.

                          – Давайте запишем время и место нашего путешествия. – А что такое КОРЕНЬ?

                          – Как вы думаете, почему он самый главный?

                          – Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

                          Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

                          С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.

                          1. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. (Слайд ) А открыть их нам помогут ваши знания. Слова у нас на экране.

                          • Прочитайте слова.
                          • Что можно про них сказать.
                          • Что это за слова? (слова из словаря, с непроверяемыми орфограммами ) Слайд
                          • 2. Запишите в тетрадь, через запятую, вставляя пропущенную букву и подчеркните ее.

                            3. Проверьте получившийся ряд букв: и, о, а, е, я (Слайд). Запишите их каллиграфически правильным подчерком всю строку.

                            IV. Сообщение темы урока.

                            – Прочитайте еще раз буквы.

                            – Чем они интересны? (В безударном положении требуют проверки .)

                            – Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение. )

                            – Назовите сами тему урока. (Безударные гласные в корне слова. ) Слайд

                            – Совершенно верно, мы будем обобщать умение писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. Ну, вот ворота и открылись, перед нами владения дедушки Корня. Слайд

                            V. Актуализация знаний.

                            1. – Давайте повторим алгоритм написания безударной гласной в корне . (Слайд)

                          • Прочитай слово.
                          • Поставь ударение.
                          • Выдели корень.
                          • Подчеркни безударные гласные в корне.
                          • Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
                          • Обозначь орфограмму.

                            – Разберем по алгоритму словосочетания (слайд): зеленеет травка, резвая лошаденка (разбор слов по алгоритму на доске ).

                            Дети. З.л.неет травка – в слове “зеленеет” ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: зелень, зеленый. Вставим две буквы “е”, обозначим орфограмму.

                            Резвая л.ш.денка – в слове “лошаденка” ударение падает на 3 слог, в корне слова две безударных гласных, значит подбираем два проверочных слова: лошадь, лошадка. Вставим букву “о” и букву “а”, обозначим орфограмму.

                            2. Комментированное письмо.

                            – Составьте по картинке предложения, используя слова с безударными гласными в корне. Давайте запишем это предложение.

                            3. – А теперь следующее испытание от дедушки Корня. Он предлагает применить это правило в игре “Подбери проверочное слово”. Надо к проверяемым словам из левого столбика подобрать проверочные слова из правого столбика.

                            – Молодцы, хорошо справились с заданием.

                            Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.

                            А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу и укажет путь к дедушке Корню.

                            VII. Самостоятельная работа в парах.

                            – Теперь для вас следующее испытание. (Слайд). Перед вами две строчки слов. Первая строчка – для 1 варианта, 2 – для второго. Вставьте пропущенные буквы, переписав слова в тетрадь, помогая друг другу в парах :

                            1 вариант. Х.л.да, в.ч.рок, д.р.гой, ст.рик, с.л.вьиный.

                            2 вариант. З.л.той, д.ш.визна, в.л.сок, м.лыш, с.к.линый.

                            – А теперь сверим со слайдом.

                            Вывод: – Быстро, оперативно справились с работой.

                            VIII. Дифференцированная работа.

                            Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы.

                            Рудакова Е.В. 228-113-968

                            В…т…рок – ……, гр..знуля. – …, к…л …сок – …. г…в…рит – …. уг..сает – …. сп..шит – …., м…л…тилка – …. з…леный – ……

                            Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши вместо точек подходящие по смыслу слова.

                            П.л.сатый …., б.р.датый …., г.л.вная …., заг.р.дный …., …. в.ч.рок, …… к.л.сок, …. г.л.сок, …. д.р.вушка.

                            Найдите слово с безударной гласной в корне слова, в скобках напиши проверочное.

                            На лесных полянах показались золотые лисички.

                            Б) Самостоятельная работа.

                            В) Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

                            IX. Выборочный диктант.

                            У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

                          • Какие ошибки вы здесь встретили?
                          • Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
                          • А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”. – Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.
                          • После урока я проверю все работы и поставлю оценки.

                          – Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

                          – Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

                          X. Итог урока.

                          – Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

                          “О корне” подготовленные ученики: (слайд)

                          – Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово “корень”.

                          – Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”

                          – О серьёзных ошибках – “это в корне неправильно”

                          – Если что-то надо основательно переделать, говорят о “коренной переработке, коренной перестройке”

                          – “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!

                          – А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе?

                          Безударный в корне – хитрый гласный:

                          Слышим мы его прекрасно,
                          А в письме какая буква?
                          Здесь поможет нам наука:
                          Гласный ставь под ударенье,
                          Чтоб развеять все сомненья.

                          XI. Домашнее задание.

                          XII. Рефлексия.

                          – Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно? Я рада, если вам стало весело.

                          Дидактический материал
                          Обучение правописанию безударных гласных в корне слова

                          В русском языке в слове почти всегда только один ударный слог, т.е. одна ударная гласная. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударная гласная всегда звучит четко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные звучат нечетко, и поэтому можно сделать ошибки.

                          Необходимо учить детей осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударной гласной, а не механически, как это часто делают ученики.

                          Задание 1. Прочитайте слова. Запишите их. Поставьте ударение. Обозначьте точкой безударные гласные.

                          а) коврики, столики, стульчики, кузнечик, соки, светлый, мрачный, крикнул;

                          б) светло, конец, ледок, ковры, пчела, леса, плита, трещит, весна, зима, носить.

                          Задание 2. Запишите слова. Поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударную гласную. Перенесите ударение на безударную гласную, прочитайте получившийся слог, а теперь закончите начатое слово.

                          столы, земля, лиса, поля, весло, ребро, тяну, легла, пляшу.

                          Задание 3. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте начало слов, закончите эти слова. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными.

                          строка, стро». стро».

                          трава, тра». тра». тра».

                          плита, пли». пли». пли».

                          Задание 4. Спишите слова. Правильно поставьте ударение, покажите безударную гласную. Подберите проверочные слова. Поставьте ударение в проверочных словах.

                          страна- . село- . кольцо- . пасу- . носить- …

                          ряды- . гнездо- . окно- . цвела- . косить- …

                          плечо- . весло- . пятно- . плела- . варю- …

                          лиса- . лицо- . сверло- . мела- . держу- …

                          коса- . ребро- . стекло- . текла-. тяну- .

                          Задание 5. Найдите безударную гласную, проверьте ее, подобрав несколько проверочных слов. Поставьте ударение в проверочных словах.

                          §24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных — учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

                          322. Работа в паре (группе). Выдели окончания имен прилагательных. Как вы будете действовать?

                          Поставь ударение в именах прилагательных. Ударные или безударные у них окончания? Какой вопрос возникает?

                          Чтобы выделить окончания имен прилагательных, нужно проследить, как они изменяются по родам, падежам и числам. Для этого надо задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Окончание прилагательного будет соответствовать окончанию вопроса.

                          Окончания у прилагательных безударные.

                          Вопрос. Как определить окончания у имен прилагательных?

                          323. Спиши, выдели окончания. Понаблюдай за окончаниями имен прилагательных. Из скольких букв они могут состоять?


                          Окончания прилагательных состоят из двух или трех букв.

                          324. Прочитай столбики. Какие окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода?

                          325. Прочитай. Поставь ударение в словах. Какие окончания под ударением, а какие – без ударения? Как ты думаешь, можно ли допустить ошибки в написании окончаний имен прилагательных? В каком случае?

                          Можно ошибиться в окончании имен прилагательных, если гласные в нем безударные.

                          326. Прочитай. Поставь ударение в именах прилагательных. Сравни окончания слов – вопросов и имен прилагательных. Что ты заметил? Попробуй сформулировать правило.

                          Окончания слов – вопросов и прилагательных совпадают.

                          Чтобы правильно написать окончание прилагательных нужно поставить к ним вопрос, потому что у слов – вопросов всегда ударное окончание.

                          327. Прочитай. Найди имена прилагательные. Выпиши пары слов прил. + сущ. Обозначь орфограмму в окончании имен прилагательных.

                          328. Прочитай стихотворение. В каких строках автор сам определяет его главную мысль? Прочитай. Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь почему? Чем интересны эти слова?

                          Выпиши прилагательные с безударными окончаниями, обозначь орфограмму в окончаниях. Выпиши два прилагательных с противоположным значением. Найди и выпиши однокоренные слова, обозначь корень.

                          Автор, пытаясь объяснить, что человек может быть разным в разных обстоятельствах, выражает главную мысль стихотворения в последних строчках:

                          Она была хорошая,
                          Когда была послушная.
                          Когда она не слушалась,
                          Она была плохая.

                          Чаще всего повторяются два слова: хорошая и плохая.

                          Эти слова противоположны по значению, могут характеризовать одушевленные и неодушевленные предметы с разных сторон. Автор пользуется ими для сравнения и противопоставления, чтобы определить какой же и когда была девочка.

                          329. Прочитай. Почему одно и то же яблоко показалось котенку кислым, а червячку – сладким? Спиши. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы в словах и между словами.

                          Сколько здесь разных орфограмм?
                          Подбери и запиши однокоренные слова к слову бочок, выдели корень. Какое явление ты наблюдаешь в корнях этих слов? Найди и подчеркни местоимения. Какие имена существительные они заменяют?

                          330. Прочитай стихотворение Олега Григорьева. Оно построено на антонимах. Назови антонимы. Какие это части речи?

                          Вдоль – поперек. Это наречия. Сухой – мокрый (промок, стал мокрым). Это прилагательные.

                          331. Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму. Не забудь, что вопросу какой?

                          Соответствуют окончания –ой, -ый, -ий в мужском роде.

                          Выбери любую пару прилагательных – антонимов и составь с ними предложения. Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий – одно или больше? Как ты догадался?

                          Петь сильным голосом – слабым голосом
                          С новым другом – со старым другом
                          За большими деревьями – за маленькими деревьями
                          На высоком заборе – на низком заборе
                          Свежий огурец – старый огурец
                          Свежий хлеб – сухой хлеб
                          Из – за мелкого дождика – из-за крупного дождика
                          Через мелкий ручей – через глубокий ручей
                          Мне дали сдачу мелкими монетами.
                          После утреннего дождя на дороге остались мелкие лужи.
                          Мама выбрала для меня самое крупное яблоко.
                          В зоопарке я люблю наблюдать за крупными животными.

                          Из предложенных словосочетаний становится понятно, что у слов свежий и мелкий несколько разных значений.
                          У слова свежий: 1) недавно добытый, приготовленный, не испортившийся; 2) идущий в пищу в своем натуральном виде (например, фрукт); 3) прохладный и чистый (воздух); 4) холодный (ветер); 5) не утративший яркости, ясности (краска); 6) не бывший еще в употреблении, не испачкавшийся (рубашка); 7) недавно возникший, новый или обновленный (мысль)

                          У слова мелкий также несколько значений: 1) состоящий из небольших по величине частиц (песок); 2) небольшой по величине, стоимости, размеру (монета); 3) небольшой по положению (хозяйство); 4) не имеющий большого значения (неприятность); 5) незначительный, ничтожный, низменный (интерес); 6) неглубокий, небольшой во величине (залив).

                          332. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Есть ли в этом тексте антонимы?

                          Как называется страна, где живут итальянцы? А в какой стране живут испанцы? На каких языках говорят эти народы? Запиши по образцу.

                          333. Спиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена прилагательные. Есть ли в этих пословицах антонимы?

                          Выпиши и разбери как часть речи слова: собака, ранняя (пташка).

                          334. Письмо от памяти. Прочитай. От чьего лица написано стихотворение? Чем интересны выделенные имена прилагательные? Подчеркни простым карандашом все известные тебе орфограммы, объясни написание.

                          Закрой учебник. Запиши по памяти. Обозначь орфограммы.

                          335. Диктант с подготовкой. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Вставь буквы простым карандашом.

                          Закрой учебник. Напиши предложения под диктовку. Обозначь орфограммы. Проверь написанное по учебнику.

                          336. Выборочный диктант. Прочитай текст. Как изменилось значение прилагательного красный? Послушай текст еще раз. Запиши только пары слов прил. + сущ. Из 2-го абзаца.

                          Выдели окончания у прилагательных. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос. Разбери два любых прилагательных как часть речи.

                          Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень. Как называется группа слов в рамке? Какие оттенки красного цвета называют эти имена прилагательные?

                          337. Письмо по памяти. Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл? Что означает в них слово красный (красна)? Подчеркни орфограммы, объясни написание. Напиши пословицы по памяти.

                          Красна река берегами, а обед – пирогами.
                          Красна птица пером, а человек умом.

                          Орфограмма проверяемая безударная гласная в корне слова: обед – обедами, человек – человеку.

                          Орфограмма словарные слова: обед, пирогами, человек.

                          В первой части пословиц красна река и птица значит, что река красива своими берегами, а птица украшена перьями. Во второй части пословиц говорится н7е о внешней красоте, а о содержании, достоинстве предметов – обед украшают вкусные, красивые пироги, человек ценен умом.

                          Читайте так же:

                          • Интересные факты из личной жизни александра 1 Александр I - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын Павла I. В начале правления провел умеренно […]
                          • Как называется блюдо с фасолью и мясом Фасоль с мясом Фасоль с мясом – классический мужской дуэт. Эта простая и сытная еда так популярна! Подробней о фасоли с мясом . Блюда из фасоли > Фасоль с мясом Интересное сочетание […]
                          • Как называется жидкий металл Как называется жидкий металл Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1983 . - непрозрачные жидкости с электропроводностью […]
                          • Интересные факты газета Интересные факты Само название «газета» произошло от мелкой итальянской монеты gazzetta – именно столько стоил в 16 веке небольшой листок с новостями, который с 1556 года издавался в […]
                          • Политические символы и ритуалы Тема 5. Политические традиции и символы 1. Усиление неравномерности социально-экономического развития. И в самом деле, если одни общества (особенно некоторые африканские страны) ещё не […]
                          • Что делать если со мной скучно Как научиться общаться с людьми, если им с тобой скучно? А это не ваша проблема. Скука - это форма защиты от чего-то тяжелого и неприятного. И принадлежит она тому, кто скучает. Вы не […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *