Мастер и маргарита интересные факты о фильме

Интересные факты со съемок «Мастера и Маргариты»

Сериал «Мастер и Маргарита» быстрое обрастает легендами. Уже всем известно, что актриса Анна Ковальчук в роли Маргариты ходила в стальных трусах, туфлях и натерла себе ноги болтами; что в сцене прилета Маргариты на шабаш Ковальчук очень боялась крыс, которые жили в пруду, где шли съемки; что черные кони ада сделаны с коня, принадлежащего Александру Невзорову, а Бегемот — это дрессированный кот Куклачева.

Разумеется, были разговоры о мистике на съемках, хотя сам Владимир Бортко такие разговоры пресекал и вообще заявлял, что в «Мастере и Маргарите» больше социального, чем мистического. Ряд легенд стал известен широкой публике стараниями газеты «Жизнь». Вот некоторые из них.

«Мастера» озвучивает «Иешуа». Александр Галибин в шоке

Актер Александр Галибин, сыгравший в сериале Мастера, был в шоке, когда узнал, что его персонажа переозвучил Сергей Безруков.

Как сообщает газета «Жизнь», роль давалась Галибину тяжело, и поэтому и работа над «озвучкой» оказалась трудным испытанием. Продюсеру Валерию Тодоровскому же показалось, что голос актера звучит хрипловато и чуть дрожит, поэтому он предложил переозвучить Мастера.

Режиссер Владимир Бортко согласился с Тодоровским, признав, что голос у Сергея Безрукова сильнее и выразительнее, чем у Галибина. Только самого Александра забыли предупредить о том, что Мастер будет говорить не его голосом: «Я озвучивал Мастера и ничего не знал о том, что мой голос заменили», — сообщил Галибин.

Самоуправство «Маргариты»: Ковальчук вмешалась в творческий процесс

Анна Ковальчук, исполнительница роли Маргариты в сериале «Мастер и Маргарита», потребовала исключить из фильма сцену, в которой мальчик называет ее героиню мамой.

Актриса заявила, что этот эпизод – предательство по отношению к ее дочери Злате. Режиссер Владимир Бортко, сначала расценивший требование Ковальчик как женский каприз, все же, как пишет газета «Жизнь», пошел на поводу у актрисы.

Беседуя с режиссером, она напомнила о том, что работа над сериалом стоила ей семьи – сразу после окончания съемок от нее ушел муж, Андрей Ильченко.

По словам художника-постановщика сериала Владимира Светозарова, эпизод встречи обнаженной Маргариты и испуганного ребенка с самого начала внушал опасения: сцену нужно было снять таким образом, чтобы она не походила на детское порно. На эпизод пришлось потратить немало сил; когда снималась Ковальчук, всех «лишних» попросили покинуть павильон. Поэтому просьба удалить именно эту сцену многим показалась странной.

Абдулов едва не сорвал съемки, напугавшись «чертовщины»

Актер Александр Абдулов едва не сорвал съемки сериала «Мастер и Маргарита». В разгар работы над фильмом актер неожиданно потребовал увеличить его гонорар. Когда Бортко все же начал работу над сериалом, Абдулов, получавший около 3 000 долларов за съемочный день, потребовал удвоить гонорар, пригрозив отказаться от работы. Режиссер, не представлявший в роли Коровьева никого другого, был вынужден пойти на уступки. См. об этом подробнее >>>>

«Мастер и Маргарита»: в жизни и на экране

Великолепная книга — великолепный фильм? Это невозможно читать и не за чем смотреть? У творчества Булгакова есть только яростные поклонники и непримиримые враги. Равнодушных нет. То же самое происходит и с экранизациями главного творения Мастера – романом о Маргарите и Сатане. Мы решили вспомнить их все

О романе

Михаил Булгаков начал работу над «Мастером и Маргаритой» в 1928-29 году. Первоначально в нем не было Маргариты, а название варьировалось: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Однако первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после запрета пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».

Вернулся к работе Михаил Булгаков только через несколько лет, и третья редакция – уже «Мастера и Маргариты», датируется 1936 годом.

Роман «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращенном журнальном варианте.

Вплоть до официальной публикации «Мастер..» распространялся в перепечатанных вручную копиях. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет хранила рукопись романа.

По сохранившимся в архиве многочисленным выпискам из книг видно, что источниками сведений по демонологии для Булгакова послужили посвященные этой теме статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, книга Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904) и книга Александра Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков».

Коллекция интересных фактов о романе

Сталин (в свое время учившийся в семинарии) позвонил Булгакову в 1930 году и между ними был телефонный разговор (содержание которого известно, в частности, из воспоминаний Е. С. Булгаковой). В предпоследней редакции романа Воланд произносит слова: «У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще, все кончено здесь. Нам пора!», — относящиеся к летчику, персонажу, затем исключенному из романа. Возможно, эти слова относятся к Сталину.

Несмотря на массовые репрессии 1937—1938 годов, ни Булгакова, ни кого-либо из членов его семьи не арестовали.

В первой редакции романа содержались (ныне почти полностью утраченные) детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 (!) рукописных страниц, а также открывавшее первую «ершалаимскую» главу подробное описание заседания Синедриона, на котором был осужден Иешуа.

Воланда в ранних редакциях романа звали Астарот. Однако позже это имя было заменено, — видимо, по причине того, что имя «Астарот» ассоциируется с конкретным одноименным демоном, отличным от Сатаны.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

Кинокомпания Скотта Стейндорфа, Stone Village Production купила права на экранизацию романа у Сергея Шиловского, внука Е. С. Булгаковой, под названием «Master & Margarita». Роли Мастера и Маргариты могут сыграть Джонни Депп и Анджелина Джоли.

Экранизации романа

Известно, что многие российские режиссеры не раз пытались экранизировать «Мастера и Маргариту», однако долгое время никому не удавалось это сделать. Снять картину по мотивам романа в свое время хотели Ролан Быков, Игорь Таланкин, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов, Элем Климов. В итоге первым из кинематографистов, кто экранизировал «роман о дьяволе», стал польский режиссер Анджей Вайда.

1. Пилат и другие (телефильм, ФРГ, 1971, 90 мин.) — реж. Анджей Вайда.

Это фильм польского режиссера Анджея Вайды по мотивам «библейских» сцен романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятый для Второго канала телевидения Германии.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» чередуются два временных пласта: XX век и новозаветные времена. В экранизации Вайды присутствует только линия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, однако она перенесена в современность. Фильм содержит немало интересных сценарных находок. Так, Левий Матфей (Даниэль Ольбрыхский) выглядит современным тележурналистом, делающим репортаж с Голгофы, а Иуда Искариот (Ежи Зельник) доносит на Иешуа по телефону-автомату; когда он кладет трубку, из автомата выпадают тридцать серебряников. Свой крестный путь Га-Ноцри проходит по улицам Франкфурта-на-Майне.

2. Мастер и Маргарита (Италия, Югославия, 1972, 95 мин.) — реж. Александр Петрович.

Первая экранизация гениального романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятая Александром Петровичем по сокращенной версии романа, напечатанной в 66-том году в журнале «Москва». Режиссер не просто ставил целью перенести роман на киноязык, а пытался переосмыслить его. Удалось это ему или нет — судить нам. Мне кажется, передать атмосферу Москвы 30-х годов Петровичу удалось лучше, чем кому бы то ни было в мировом кино. Что же до сценария и авторской мысли: режиссер пытается развить идею несвободы автора в социалистической стране. Актуальную для самого Булгакова.

3. Мастер и Маргарита (телесериал, Польша, 1988—1990, 4 серии

370 мин.) — реж. Мачек Войтышко.

Экранизация одноименного романа Михаила Булгакова. Это третья экранизация в мире и вторая польская — после телефильма Анджея Вайды. Фильм смотрится на одном дыхании, — все-таки поляки умеют делать кино; не смотря на малое количество спецэффектов, все идет по Булгакову, практически нет никаких собственных режиссерских или иных «наработок».

4. Происшествие в Иудее (ТВ-постановка, Великобритания, 1991) — реж. Пол Брайерс.

5. Мастер и Маргарита (Россия, 1994, 240 мин./125 мин. (4 серии

205 мин.)) — реж. Юрий Кара.

Экранизация одноименного романа Михаила Булгакова режиссера Юрия Кары, снятая в 1994 году, но не увидевшая свет до 2011 года из-за разногласий режиссера и продюсеров — фирмы «ТАМП», владеющей правами на фильм, а позднее — из-за претензий С. С. Шиловского и Д. В. Писарчик, потомков третьей жены Булгакова Е. С. Булгаковой (Шиловской), которым принадлежат авторские права на роман (данная точка зрения оспаривается создателями фильма).

Камнем преткновения оказалась длительность фильма, которая в режиссерской версии составляла 3 часа и 20 минут. По требованию продюсеров она была сокращена до двух часов, ради чего пришлось убрать многие сюжетные линии. Это вызвало недовольство актеров.

Картина Юрия Кары, снятая с бюджетом в 15 млн долларов и превосходно подобранной актерской командой, так и осталась на полке.

Многие из тех, кто участвовал в съемках, даже не видели результатов своей работы до 2005 года, а некоторые актеры, среди них Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Спартак Мишулин, не дожили до выхода картины на экран. Ушли из жизни и Альфред Шнитке — автор музыки к фильму, и оператор картины Евгений Гребнев, и художник-постановщик Юрий Устинов.

Закрытый показ сокращенной 118-минутной версии фильма состоялся на XXVIII Московском международном кинофестивале в 2006 году.

6. Мастер и Маргарита (ТВ-спектакль, Россия, 1996, 142 мин.) — реж. Сергей Десницкий

7. Мастер и Маргарита (короткометражный фильм, Венгрия, 2005, премьера — 5 октября 2005, 26 мин.) — реж. Ибойя Фекете.

9. Мастер и Маргарита (телесериал, Россия, 2005, 10 серий

500 мин.) — реж. Владимир Бортко.

Премьера состоялась 19 декабря 2005 года на телеканале «Россия» показом первых двух серий. Режиссер Владимир Бортко поставил задачу наиболее полно и, по его собственному признанию, адекватно передать роман. В этой ленте задействован широкий звездный состав. Москва начала 30-х запечатлена в тонах сепии, Ершелаим показан желтыми и красными оттенками, чудеса Воланда и его компании показаны в красках.

Коллекция фактов о фильме

Валентин Гафт, исполнивший в телесериале роли Человека во френче и первосвященника Каифы, в фильме Кары сыграл самого Воланда. В свою очередь, исполнивший роль Азазелло Александр Филиппенко в фильме 1994 года сыграл другого представителя темных сил — Коровьева.

Человек во френче в романе не упоминается, все эпизоды с его участием — находка авторов фильма. Возможно, прототипом этого персонажа является Лаврентий Берия, поскольку в фильме он говорит с заметным кавказским акцентом.

Сергей Безруков, сыгравший Иешуа, озвучил и роль Мастера, так что актер Александр Галибин в течение всего фильма говорит не своим голосом.

Олег Басилашвили, сыгравший Воланда, озвучил также роль начальника тайной стражи прокуратора Иудеи Афрания, которого сыграл Любомирас Лауцявичюс.

В съемках фильма (в первых двух сериях) был задействован один и тот же трамвай № 2424 (все три раза: в самом начале, при несчастном случае с Берлиозом и когда кот Бегемот садился в трамвай), который сейчас курсирует по улицам Санкт-Петербурга.

В сериале есть несоответствия внешности и возраста. О Воланде в романе говорится как о человеке неопределенно-средних лет, а Олегу Басилашвили в 2005 году был 71 год.

Кириллу Лаврову на момент съемок шёл 80-й год.

У Азазелло цвет волос — рыжий, а у Александра Филиппенко в этой роли — тёмный и только на груди заметны торчащие из-под майки рыжие волосы.

Александру Галибину во время съемок было 50 лет, в то время как его персонажу — 38. Александру Адабашьяну — 60, а Берлиозу — 40, и к тому же Берлиоз был лысым.

Понырев (Бездомный) — в романе человек лет двадцати трех, Галкин на момент съемок на 10 лет старше.

Эпизод, когда Афраний выбрасывает полученный в награду от Понтия Пилата перстень, отсутствует у Булгакова. Владимиру Бортко очень понравилась эта сцена у Анджея Вайды в фильме «Пилат и другие», и он позаимствовал ее для своей картины.

Таня Ю не только исполнила роль Геллы, но была еще и каскадером.

«Мастер и Маргарита». Интересные факты о мистическом сериале

В конце 2005 года телеканал «Россия» представил своим зрителям телесериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». За основу сценария был взят роман с тем же названием, написанный Михаилом Булгаковым еще до Великой отечественной войны.

Это не была первая попытка экранизировать главное произведение великого писателя — первопроходцем в этом деле выступил известный польский кинорежиссер Анджей Вайда. В 1971 году он снял в Германии фильм «Пилат и другие». Однако в этой картине действие было перенесено в современность, а из сюжетных линий осталась только линия связанная с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Весьма оригинально смотрелся крестный ход по улицам Франкфурта-на-Майне.

В следующем году за экранизацию взялся серб Александр Петрович, причем свою картину он снимал в Италии. В отличие от польско-германской версии, Петрович выделил в своем фильме только события происходившие в Москве, напрочь опустив действо в Ершалаиме.

Польский кинематограф в лице Мацея Войтышко вернулся к произведению Булгакова в 1988 году. В своей четырехсерийной картине Войтышко постарался максимально бережно сохранить текст и дух Булгакова и полагал, что это ему вполне удалось.

В 1994 году за «Мастера и Маргариту» взялся режиссер Юрий Кара. Однако из-за конфликта с продюсерами фильма картина была положена на полку и увидела свет только в 2011 году, да и то в весьма урезанном виде. Сравнивая этот фильм с экранизацией Бортко многие зрители находят достаточно много положительных моментов и остается только сожалеть о том, что полная версия так и осталась недоступно для широкой аудитории.

Сам Бортко получил предложение экранизировать «Мастера и Маргариту» еще во времена Советского Союза в 1987 году. Однако тогда за право съемок боролся его друг Элем Климов. Режиссер решил не перебегать дорогу товарищу. Также этот фильм хотел снимать Эльдар Рязанов, были и другие желающие. В результате съемки так и не состоялись.

Наконец в 2000 году Бортко начал формировать съемочную группу «Мастера и Маргариты», был даже утвержден актерский состав в который входили Галина Тюнина, Дмитрий Певцов и другие известные актеры. Но неожданный фортель выкинул владелец прав на наследие Булгакова передав права на съемку кинематографистам Соединенных Штатов. Проект Бортко закрыли и только через несколько лет права удалось вернуть.

Вторая попытка Бортко началась с нового кастинга. Старый состав был забыт и на пробы были приглашены новые актеры. На роль Маргариты взяли Анну Ковальчук, так как она казалась лучшей исполнительницей этого образа, чем Виктория Толстоганова и Ингеборга Дапкунайте.

Поначалу роль Воланда была предложена Олегу Янковскому, однако тот отверг предложение режиссера. Были варианты с Гари Олдменом и Жаном Рено, переговоры с забугорными звездами успехом не увенчались. Так в картину пришел Олег Басилашвили.

Владимир Машков планировался на роль Мастера, однако съемки в Голливуде показались ему более интересными. В результате Мастером стал Александр Галибин.

Котом Бегемотом стали сразу три актера — во-первых настоящий кот из театра Юрия Куклачева, во-вторых, Вано Миранян, снимавшийся в костюме кота, начиненном умной техникой. А третьим Бегемотом стал Александр Баширов, олицетворявший его человеческий облик.

Особую связь с «Мастером и Маргаритой» следует отметить у Александра Филиппенко — он был в свите Воланда в обоих отечественных экранизациях. Правда у Юрия Кары актер он выступил в роли Фагота, а у Бортко в качестве Азазелло. Так же в двух фильмах принял участие и Валентин Гафт. В 2004 году актер был Воландом, а в 2005 одновременно Каифой и Человеком в френче.

Мастер и Маргарита – интересные факты.

Произведение «Мастер и Маргарита» в том виде, в котором мы знаем его сейчас, изменялось с самого своего начала. Михаил Булгаков взялся за работу над романом в 1928 году. Книга была написана в нескольких вариантах. Мистикой был пропитан каждый из вариантов.

№1. Мистика Булгакова

Многим известен тот факт, что писатель был увлечен оккультными науками. В особенности он интересовался немецким мистицизмом 19 века. Как раз в этот период писатель и берется за создание своего знаменитого произведения.

В первой рукописи не было и в помине ни любимого нами Мастера, ни прекрасной Маргариты. Во главе повествования был сам Дьявол, и произведение очень напоминало « Фауста», только на русский лад. Причем описанию главного героя, то бишь самому Дьяволу, было отведено 15 рукописных страниц. Создавалось впечатление, что автор лично знаком с персонажем.

Что было написано на этих 15 страницах нам уже не узнать, так как первый вариант романа был сожжен.

Во втором варианте романа, которое называлось «Сатана, или Великий Канцлер», главным персонажем становится ангел, которого Бог отправил от себя на грешную землю. В этом варианте уже есть место и Мастеру, и прекрасной Маргарите, и Воланду с его таинственной свитой. Но и этот роман не увидит читатель.

И наконец, произведение « Мастер и Маргарита» в том виде, в котором его знает весь мир — это только третий вариант. Писатель так и не докончил его.

№2. Воланд в своей многоликости

Читая роман, можно предположить, что Воланд вовсе не отрицательный персонаж, хоть и является прототипом самого Дьявола. Он в романе является покровителем творчества и любви. Но не все так просто.

Писатель воплотил в своем персонаже Искусителя Сатану, скандинавского Одина, древнегерманского бога Вотана в одном лице. Воланд соединяет в себе многоликий образ, который по внешним данным очень похож на могущественного мага графа Калиостро.

Еще один интересный момент: в Германии черта называют не иначе, как Фаланд. Правда же близко по звучанию с Воландом?

№3. Приспешники Воланда

В произведении Воланд появляется со своей свитой. Самыми запоминающимися для всех читателей стали такие яркие персонажи как Азазелло, Коровьев-Фагот и кот Бегемот.

Образ Азазелло был взят писателем из Библии, а точнее из Ветхого Завета. Так звали ангела, создавшего такое зло планеты, как оружие и украшения. Азазелло также научил прекрасную половину человечества искусству украшать лицо, что является блудливым грехом по Библии. Именно Азазелло стал искусителем для Маргариты. Это он дал волшебный крем и направил ее по темному пути.

Любимый шут Воланда – кот Бегемот. Образ этого персонажа писатель внедрил после прочтения истории Анны Дезанж — игуменьи Луденского монастыря, которая жила в 17 веке и была одержима семью бесами. Один из них и стал прототипом персонажа кота Бегемота. К слову, у писателя в жизни тоже был свой Бегемот. Так звали собаку писателя.

Единственный человеческий образ в свите отдан Коровьеву-Фаготу. По предположениям этот персонаж является прототипом ацтекского бога войны Вицлипуцли.

№4. Великолепная Маргарита

Образ Маргариты очень напоминает третью жену Булгакова, Елену Сергеевну Шиловскую. Также в романе упоминается некая связь Маргариты с французской королевой Марго. Если вспомнить историю, Королева Марго благоволила писателям и поэтам. И в самом романе прослеживается любовь Маргариты к Мастеру.

№5. Таинственное время

В романе любопытен тот факт, что нет ни одного упоминания о времени, в котором происходят события. Складывается ощущение, что мы перелетаем из одного века в другой. Также события переходят из одного города в другой – из загадочного Ершалаима в Москву.

№6. Предсмертный «список» Булгакова

Третья жена Михаила Афанасьевича, Елена Сергеевна Шиловская, оставила запись в личном дневнике за несколько суток до гибели писателя. В строках той заметки говорилось, что муж просил составить некий список, список тех вещей, которые он сделал. Булгаков просил об этом, чтобы люди знали. Елена Сергеевна посчитала, что это своего рода бред больного человека, и ей казалось, что понять писателя невозможно. Тем не менее, она дала обещание мужу, что сделает правки в романе и отправит книгу в печать.

Шиловская замечает, что супруг вслушивался в каждое ее слово, а потом произнес достаточно осмысленную фразу «Чтобы знали».

Биографы Булгакова утверждают, что речь шла о списке врагов писателя – как литературных, так и идейных. Тем не менее, Михаил Афанасьевич страстно желал напечатать свой роман. Считается, что последняя фраза в разговоре с женой значила, что читатели получат определенное предупреждение от писателя через его произведение.

Булгаков трудился над романом долгих 12 лет и не закончил его. Публикация романа состоялась только в 1966 году, почти через 30 лет после смерти писателя, благодаря Елене Сергеевне, которая пронесла рукопись через нелегкие сталинские времена.

История экранизации романа также представляет интерес. Съемки с библейскими сценами происходили в Болгарии. Для этого были созданы декорации, детально воспроизводившие интерьер дворца Ирода в Ершалаиме. Москву 30-х годов снимали в Питере.

И еще… 17 актеров, снимавшихся в фильме, умерли от страшных болезней или при загадочных обстоятельствах.

Не стоит шутить с темными силами…

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Проклятье Булгакова: самые неожиданные факты о том, как снимался сериал «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — культовый роман 21 века. Огромное количество людей до дыр зачитывало страницы этой книги. С таким же упоением люди смотрели экранизации этого произведения, в том числе и телесериал Владимира Бортко, вышедший на экраны в 2005 году.
Однако считается, что роман «Мастер и Маргарита» мистическим образом противится переносу его героев на экраны. Даже говорят, что это произведение проклято. Ведь, к примеру, со времени съемок сериала уже умерли 18 актеров, сыгравших различные роли в этой экранизации.

Давайте вспомним, как проходили съемки нашумевшего фильма Бортко, помянем ушедших, а также выясним, что же стало с теми, кто благополучно дожил до сегодняшнего дня.

Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» еще в 1987 году, как раз в то время, когда только закончил работу над другим булгаковским произведением — фильмом «Собачье сердце». Но тогда режиссер решил отказаться от съемок, уступив это право своему другу Элему Климову, в планах которого был совместный проект с итальянцами и американцами, с Клаудией Кардинале в роли Маргариты и в паре с Феллини, который бы срежиссировал «древние» сцены. Но эта его задумка так и не была реализована.

13 лет спустя Бортко снова взялся за экранизацию «Мастера и Маргариты» и даже успел утвердить актерский состав: Галину Тюнину, Дмитрия Певцова, Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова. Но его планам в 2000 году снова не суждено было сбыться: наследник Булгакова, которому принадлежали права на экранизацию, перепродал их американским продюсерам. Пришлось свернуть проект сериала и начать переговоры о выкупе прав на роман, которые растянулись на несколько лет.

Съемки возобновились, когда государственный телевизионный канал «Россия» выкупил права. Владимира Бортко на съемках постоянно преследовали проблемы с актерами и технические сложности, даже несмотря на то, что был приглашен священник для освящения студии. Но картину, бюджет которой составил более 5 миллионов долларов, все равно сняли в рекордно короткие сроки. Бортко, по его словам, поставил себе задачу наиболее полно и адекватно передать содержание культового романа Булгакова.
В это сложно поверить, но блестящий актерский состав сериала — Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Александр Галибин, Сергей Безруков, Александр Филиппенко и другие — это запасной вариант. Как рассказал художник-постановщик картины Владимир Светозаров, почти все актеры, утвержденные на главные роли, в последний момент отказались от съемок. Олег Янковский должен был сыграть Воланда, а Александр Калягин — Берлиоза. Последний перенес вдруг два инфаркта подряд, сказал твердое нет. Владимир Машков пробовался на роль Мастера, но внезапная автокатастрофа заставила и его отказаться.

Вот как обосновывал свой отказ Олег Янковский, который вначале был утвержден на роль Воланда:

«Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это — литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду».

После отказа Янковского Бортко в поисках актера на роль Воланда обратил свой взор за границу. Да, переговоры велись и с западными звездами. Воланда мог сыграть Гари Олдман или Жан Рено. Но не срослось. И вот тогда Бортко обратился к Басилашвили.
Сам Бортко в мистику не верил, но через некоторое время… вызвал священника прямо на площадку. Батюшка освятил съемочную группу вместе с оборудованием. После этого процесс пошел. А чуть позже стала известна еще одна странная история: перед началом съемок на Патриарших прудах неизвестный прохожий приблизился к Бортко и произнес: «Ничего у вас не получится!» И пошел дальше.

Снимали сериал по всему миру. Макет древнего Иерусалима был снят в Израиле, а булгаковский Ершалаим — в Болгарии, на киностудии «Бояна», где остались роскошные декорации античного города, построенные американцами для картины «Спартак». Голгофу нашли в Судаке.

Что же до Москвы 30-х годов, то Патриаршие пруды снимались на Патриарших, Александровский сад — в Александровском, но Москва в целом, по мнению Владимира Бортко и оператора Валерия Мюльгаута, с 30-х годов так сильно изменилась, что ее снимали в Санкт-Петербурге. В Москве улочек с домами того времени практически не осталось.

По словам режиссера Владимира Бортко, мистика во время съемок все-таки была. Но в основном со знаком плюс. На съемочной площадке всегда стояла та погода, которая в этот момент была необходима для съемок. Все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали перед самым началом съемок. В связи с этим работа шла точно по графику.
Но Олег Басилашвили потерял голос прямо на съемочной площадке во время монолога Воланда. Внезапно горло актера свело судорогой, он начал хрипеть, а потом и вовсе не смог говорить. Врачи поставили диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Долгое время врачи заливали ему лекарства прямо в гортань и делали уколы.

В романе Маргарита появляется на балу у Сатаны нагая и в туфлях «из лепестков бледной розы», а режиссер Бортко одел и обул Анну Ковальчук совсем не по Булгакову.

Анне Ковальчук нелегко далась работа над образом Маргариты. Когда для съемок сцены бала ее одели в корсет весом 16 кг, актриса могла только лежать или стоять в этом средневековом одеянии. Железная корона оставляла раны на лбу, а металлические туфли сильно натирали ноги.
Самым страшным моментом съемок был, как рассказывает Ковальчук, ее прилет на шабаш. Сцена прибытия королевы снималась опять же в Петербурге, в парке Лесотехнической академии, и Маргарита должна была приводниться на гладь местного пруда. Но место съемок кишело крысами, и в пруд прыгать пришлось более решительной дублерше.

Во время съемок с актрисой случился один курьезный случай: актеры долго репетировали у режиссера в номере гостиницы «Украина», а когда Ковальчук вышла на улицу, из-за откровенного наряда ее приняли за девушку легкого поведения и отвели в отделение милиции. Актрисе долго пришлось доказывать, кто она, но ей не верили. Тогда пришлось позвать на помощь коллег-актеров.
Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актер и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в кошачьем комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актер Семен Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актер Александр Баширов. И наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачева.

Александр Адабашьян, который исполнил роль Берлиоза, говорил, что некоторые актеры в шутку использовали нависшее над романом проклятие в качестве некоего смягчающего фактора: «Я вообще не пью, а тут утром бутылка водки перед кроватью стоит. Как здесь удержаться?» или «Поставил будильник на 7, а он прозвенел в 10. Чертовщина какая-то!»

Хотя сам актер после съемок слег с сердечным приступом, он все же не склонен как-то связывать эти события.

Актер Александр Филиппенко рассказывает, что с ним ничего особенно мистического не происходило. Если не считать того, что с Бортко он познакомился на Патриарших. Тот подошел к нему и сказал: «Ты меня не знаешь, но я тебя знаю. Коровьева ты уже сыграл (в картине Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года), а у меня Азазелло сыграть не хочешь?»
Александр Филиппенко сыграл в кино и Коровьева, и Азазелло (на фото)

Самый сложный спецэффект сериала — кот Бегемот. Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов. А весь бюджет картины составлял 5 миллионов. Отечественные компьютерщики сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов.

Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком ленфильмовского павильона. Потом на компьютере с тел убрали все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы.
Полеты Маргариты: актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям
С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда.

В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере.

Мастер и Маргарита умирают в конце телесериала телесно, чтобы найти покой в другом мире. А вот в реальности к сегодняшнему дню не стало 18 актеров, участвовавших в сериале в 2005 году. Обычно, когда гибнет человек публичный, в этом всегда ищут тайну, а когда умерших много? В последние годы слухи о проклятии романа Булгакова усиливаются.

Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры. Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет. 28 сентября 2006 года умер актер Павел Комаров, сыгравший вора на пристани. Это он украл одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Комаров был ведущим актером Царицынского ТЮЗа, основал музыкальную группу «Группа риска». 27 декабря 2006 года скончался 67-летний Станислав Ландграф, сыгравший критика Латунского.

Сериал стал одной из последних работ для народного артиста СССР Кирилла Лаврова, сыгравшего Понтия Пилата (на фото). 27 апреля 2007 года он умер от лейкемии.

27 апреля 2007 года провалился под лед во время рыбалки и умер Евгений Меркурьев (счетовод). В сериале счетовод и Пилат не пересекались. Но из жизни Меркурьев и Лавров ушли в один день.

Еще один известный актер, чью смерть связывают с проклятьем Булгакова, — это Александр Абдулов, который сыграл в сериале Фагота (Коровьева) — одного из демонических слуг Воланда. 3 января 2008 года в возрасте 54 лет актер скончался от рака легких.

7 апреля 2008 года умер Андрей Толубеев, который озвучивал Алоизия Могарыча. Как и старшего товарища по питерскому театру БДТ Кирилла Лаврова, Толубеева свела в могилу онкология. Диагноз: рак поджелудочной железы.

25 февраля 2010 года при странных обстоятельствах умер в своей квартире Владислав Галкин. В сериале он играл поэта Ивана Понырева. В момент смерти ему было всего 38 лет.

Через 2 года после Галкина не стало Ильи Олейникова. Актер, сыгравший финансового директора «Варьете» Римского, умер из-за рака легких. Ему было только 65.

В следующем году от неоперабельной опухоли мозга скончался Валерий Золотухин. Он сыграл в телесериале Никанора Босого.

За последние годы умерли и некоторые другие актеры сериала «Мастер и Маргарита», которые не были столь известны, как вышеперечисленные. Это Юрий Оськин (швейцар), Галина Баркова (продавщица), Валентина Егоренкова (медицинская сестра в психбольнице), Станислав Соколов (секретарь Пилата), Дмитрий Поддубный (шпион НКВД) и другие. Хотя количество умерших и правда большое, однако стоит учесть, что большинство других исполнителей ролей в этой и предыдущих экранизациях до сих пор живы и здоровы.

Анна Ковальчук и Александр Галибин остались живы и здоровы. Но после съемок он попал в ДТП, а она развелась, пишет Bigpicture.ru.

Что касается выживших, то они не верят в мистику, хотя признают, что нечто странное с ними происходило. Например, Анна Ковальчук, сыгравшая Маргариту, говорит, что роман долгое время не хотел отпускать ее. Помимо роли в сериале, она также снималась в 3D-мюзикле «Мастер и Маргарита». А вообще актриса отмечает, что любит число 13 и черных кошек.

Люди по-разному относятся к проклятиям, связанным с романом «Мастер и Маргарита». Так, количество умерших актеров, которые участвовали в съемках сериала «Улицы разбитых фонарей», значительно больше, но никто о проклятии не говорит. В общем, каждый сам вправе решать, верить ли ему в проклятие романа «Мастер и Маргарита».

Тайны сериала «Мастер и Маргарита»: Панкратов-Черный испугался играть вампира, а Басилашвили внезапно потерял голос

Литературоведы называют это полиграфическим эффектом: все, кто ставит в театре или кино роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», ощущают на себе загадочные последствия взаимодействия с ним. Сам автор называл себя мистическим писателем. И не зря: чертовщина, зловещие знаки судьбы и возмездие, сдобренные здоровой долей сарказма и самоиронии, — лейтмотивы великого романа.

С 27 октября телеканал ТВ -3 начнет показ многосерийного фильма «Мастер и Маргарита». В преддверии юбилея сериала, снятого Владимиром Бортко, журнал «Телепрограмма» побеседовал с актерами и попытался узнать подробности о съемках, пожалуй, самого мистического проекта века.

Анна Ковальчук любит число 13 и черных котов

— Роман не отпускает меня до сих пор! — утверждает актриса, сыгравшая Маргариту. — Вот, сейчас работаю над 3D-мюзиклом «Мастер и Маргарита». Работа в картине Владимира Бортко была незабываемым опытом. Что касается съемок, был один забавный случай: мы долго репетировали у режиссера в номере гостиницы « Украина », а когда я вышла на улицу, меня из-за моего наряда приняли за девушку легкого поведения. И отвели в отделение милиции. Долго пришлось доказывать, кто я, мне не верили. Пришлось позвать на помощь Александра Филиппенко . Я сама верю в мистические моменты, в судьбу. Люблю цифру 13 и черных котов . Мечтаю даже завести черную кошку! Все, что с нами происходит, случается не просто так. Человеку воздается по заслугам. Судьба ведет нас под тот или иной кирпич и никогда не знаешь, когда он упадет.

Сергею Безрукову пришлось по-настоящему висеть распятым на кресте. Фото: «Централ Партнершип»

Александр Галибин кашлял так, что стены дрожали

— Работа шла интенсивно, но долго — в течение года, — признается исполнитель роли Мастера. — За это время хочешь ты этого или нет, что-то да случится. Я, к примеру, переболел тяжелейшим бронхитом, кашлял так, что стены дрожали! А сразу после съемок попал в жуткую автомобильную катастрофу.

Олег Басилашвили потерял голос

Прямо на съемочной площадке актер поверг в ужас коллег. Олег Валерианович неподражаемым басом произносил монолог Воланда , как вдруг горло актера свело судорогой, он начал хрипеть, а потом и вовсе потерял голос. Врачи поставили диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Коллеги по театру БДТ уверяли, что накануне злосчастных съемок Басилашвили был в отличном настроении и репетировал спектакль «Квартет». Проблемы с голосом начались именно в момент произнесения речи Воланда. Врач прописал ему полный покой и абсолютное молчание на несколько месяцев. Медики каждый день делали уколы актеру и заливали лекарство в гортань.

Басилашвили в роли Воланда был крайне убедителен. Но перед озвучанием потерял голос. Фото: Кадр из фильма

Александр Адабашьян перенес сердечный приступ

— Мы долго смеялись на тему мистики во время съемок, — вспоминает актер, сыгравший Берлиоза . — Опоздал на съемку, приехал и говоришь: «Поставил будильник на 7, а он прозвенел в 10». Или администратор привозит на съемку резаную бумагу и объясняет: «Извините, но я вез суточные деньги». Приехал пьяный на съемку и говоришь: «Я не пью, а тут утром просыпаюсь, стоит бутылка водки перед кроватью. Посмотрел на нее , а она как упала прямо горлышком в рот». Очень удобно! А если серьезно, то связь между судьбой и съемками еще надо установить. Мы знаем, что после съемок трагически погибли Влад Галкин и Александр Абдулов. Я слег с сердечным приступом. Но можно ли говорить о причинно-следственной связи? Не знаю.

Александр Филиппенко получил приглашение сниматься, читая роман

— Бортко всегда был противником разговоров о мистике, — рассказывает Александр Филиппенко. — Все-таки мы, как он хотел, играли бытовую драму, а не мистификацию. Но поразительно: я познакомился с ним на Патриарших прудах! Причем, когда гулял с друзьями и читал им первую главу романа «Мастер и Маргарита». Представьте себе: иду по Патриаршим, подходит Бортко: «Ты меня не знаешь. Я тебя знаю. Коровьева ты уже сыграл (в картине Юрия Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года. — Авт.). Азазелло у меня сыграешь?». Конечно, я слежу за знаками судьбы. Это важно. Иначе бы не смог пройти такой путь. Сначала учеба в физтехе , потом студенческий Театр МГУ , Театр на Таганке, Щука, Театр Вахтангова — всю жизнь я наблюдал за почти невидимыми маячками, которые подает мне провидение. И к какому-то моменту начал понимать, что чувствую их.

Александр Панкратов-Черный отказался играть Варенуху

Филиппенко и Панкратов-Черный умеют разглядеть знаки судьбы, поэтому согласились на роли, но с оговорками. Фото: Кадр из фильма

— Вообще я очень суеверный человек и всегда отказываюсь играть дьявола, потому что это печально заканчивается, — признается Панкратов-Черный. — Владимир Бортко сначала предлагал мне в фильме сыграть вампира Варенуху , но я не согласился. А вот Степу Лиходеева — можно, это совсем другое дело. Мой друг Валерий Золотухин сыграл Никанора Босого — вскоре его сын с собой покончил. Опасное дело нечисть играть: вот, снимались мы с Леонидом Марковым в картине «Отель «Эдем», у меня роль воина, пришедшего с того света, у него — Сатаны. Озвучили роли, а через неделю Ленечка скончался. А помните, Роберт де Ниро сыграл дьявола в американской картине «Сердце Ангела»? После этого полгода пролежал в больнице, еле спасли!

Владимир Бортко (справа) отказывался думать о чертовщине, но священника на площадку все же пригласил. Фото: masterimargarita.ru

Сам Бортко в мистику не верит, а вот актеры сниматься отказывались

В это сложно поверить, но блестящий актерский состав сериала — Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Валентин Гафт , Александр Галибин, Сергей Безруков , Александр Филиппенко и другие — это запасной вариант. Как рассказал художник-постановщик картины Владимир Светозаров, почти все актеры, утвержденные на главные роли, в последний момент отказались от съемок. Олег Янковский должен был сыграть Воланда, а Александр Калягин — Берлиоза. Последний перенес вдруг два инфаркта подряд, сказал твердое нет. Владимир Машков пробовался на роль Мастера, но внезапная автокатастрофа заставила и его отказаться. Режиссер картины Владимир Бортко отказывался видеть в этом предзнаменования и говорил, что мистика «Мастера и Маргариты» — выдумки «пыльных барышень из киноклубов». Но через некоторое время. вызвал священника прямо на площадку. Батюшка освятил съемочную группу вместе с оборудованием. После этого процесс пошел. А чуть позже стала известна еще одна странная история: перед началом съемок на Патриарших прудах неизвестный прохожий приблизился к Бортко и произнес: «Ничего у вас не получится!». И пошел дальше.

«Мастер и Маргарита». С 27 октября/19.30 , ТВ 3.

Проклятие «Мастера и Маргариты»: После съемок сериала умерли уже 17 актеров

В конце марта от нас ушел Валерий Золотухин . В начале апреля — Дмитрий Поддубный . Один — в годах, знаменитый, народный. Второму — 49 лет, казалось, впереди долгая карьера, роли, награды. Объединяло их одно — оба сыграли в сериале «Мастер и Маргарита». И стали соответственно 16-м и 17-м актерами, умершими после съемок. А прошло всего-то семь с небольшим лет: премьера состоялась 19 декабря 2005 года. И, как видим, в мир иной ушли не только пожилые актеры, такие как Лавров и Золотухин, но и немало молодых. Многие из них засветились только в эпизодах.

НАЗЛО СУЕВЕРИЯМ

Темные силы нас не угнетут

На первый взгляд, список утрат сериала Владимира Бортко впечатляет. 17 актеров! Но… многие из покойных снимались в бесконечных «Улицах разбитых фонарей» (надо же как-то зарабатывать на хлеб!) Вот и Дмитрий в прошлом году работал на «Улицах-12». Как актер и автор сценария серии с красноречивым названием «Призрак». Но почему-то никто не говорит об «Уличном» проклятье. Хотя актерских потерь там куда больше. Все шишки на голову бедного Михаила Афанасьевича Булгакова . Тоже, кстати, покойного.

Лицедейство, известно, дело не очень-то богоугодное. Потому впечатлительные артисты и навыдумывали разных примет, мифов, страшилок. И проще всего привязать их к спектаклям, фильмам по роману Булгакова о Сатане — Воланде и его бесовской свите. Как и смерти игравших там когда-то актеров.

Но любую картину можно обозвать опасной для жизни, подобрав нужную статистику. И факты. Вот вам, кстати, факт. Премьера «Мастера и Маргариты» состоялась в 2005 году. Уже в 2007-м Александр Абдулов снялся в фильме Владимира Фокина «Ниоткуда с любовью или веселые похороны». Роль художника-эмигранта Алика он считал очень важной, даже этапной в своем творчестве. Алик в картине умирает от… рака. Вскоре в том же году врачи диагностируют последнюю стадию рака у самого Абдулова . Как вам этот факт? Погодите, это еще не все. В последнем фильме Абдулова «Лузер» его герой Дима говорит – «Похороните меня на Ваганьковском». Премьеру «Лузера» назначили на 3 января 2008 года. В этот день Абдулов умер. Похоронили его на Ваганьковском. Опять Михаил Булгаков наследил? Но, позвольте, сценаристом, режиссером, продюсером «Лузера» был сам Александр Абдулов.

К счастью, большинство актеров, снимавшихся в сериале, живы. О. Басилашвили -Воланд, А. Ковальчук -Маргарита, А. Галибин-Мастер, А. Адабашьян- Берлиоз (хотя в сериале ему отрезали голову!), А. Филиппенко — Азазелло, С. Безруков – Иешуа (распятый!), В. Гафт -Человек во френче, Д.Нагиев -Барон Майгель (застреленный!) и еще более сотни мастеров экрана и сцены. Именитых и не очень. Хотя и на них пытались вешать проклятье. Попал спустя 4 года Адабашьян в больницу с сердечным приступом – ага, виноват «Мастер»! Развелась Ковальчук с мужем – «Маргарита» аукнулась! Хотя на самом деле развод был ДО съемок!

Так каждый чих можно приписать негативному влиянию романа. И на актеров, и на нас, читателей, зрителей. Не задумывались, кстати, об этом? Ведь все мы, читатели и зрители «Мастера», смертны. И когда-нибудь уйдем в мир иной. неужто Булгаков в этом будет виноват?

Правда, есть один напрягающий момент в романе. В самом начале. Воланд на Патриарших вдруг говорит Берлиозу: «Вообразите, что вы, например, начнете управлять и другими и собою, и вдруг у вас…кхе…кхе…саркома легкого. И вот ваше управление закончилось!» Именно от рака легких сгорели в считанные месяцы Александр Абдулов, Илья Олейников . Напророчил Воланд? Или причина в том, что оба очень много курили до самых последних дней? Рак забрал еще Лаврова, Золотухина, Толубеева . Не слишком ли много онкологии, скажите вы. Сермяжная правда жизни в том, что в мире, и в России , сейчас бушует самая настоящая эпидемия рака. Увы.. Если же видеть в этих конкретных случаях козни нечистой силы, то зачем было ей забирать Абдулова, гениально сыгравшего самого обаятельного и привлекательного демона преисподней. Нелогично как-то. Пропагандировал нечисть, как-никак. И в награду – смерть?

Первоначально на роль Воланда планировался Олег Янковский . Коллега Абдулова по Ленкому . Представляю, какие разговоры о проклятье пошли бы, сыграй он главного Демона. Янковский тоже умер от рака.

Пройдет лет сто. Уйдет в мир иной вся съемочная группа сериала, и все нынешние зрители. Вот тогда на все сто сбудется поверье о булгаковском «проклятье».

А пока будем жить. Как живет 87-летний классик мирового кино Анджей Вайда , первым еще в 1971 году экранизировавший «Мастера». Как Юрий Кара , чей мистический «Мастер» много лет пролежал на полке вместе с реалистическим «Тихим Доном» Сергея Бондарчука . (По чисто рыночной, а не мистической причине: вокруг тех залежавшихся картин шли денежные «споры хозяйствующих субъектов». Но обе картины в конце концов вышли в свет.) Как живет и здравствует депутат-коммунист Госдумы Владимир Бортко. Продюсер, режиссер, автор сценария десятисерийного «Мастера». Он даже снялся сам в роли почтальона! Как и положено настоящему коммунисту, ни в какую мистику Бортко не верит. Но перед началом съемок все же пригласил на « Ленфильм » священника. Говорят, по просьбе двух именитых актеров. ( Предполагаю, это были Кирилл Лавров и Валерий Золотухин.) Священник окропил всех святой водой, сказал, что к роману претензий не имеет.

Никакой чертовщины на съемках не было, к зрителю картина попала без проволочек. Премьера на канале «Россия» состоялась 19 декабря. Когда Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Одного из самых почитаемых святых в православном мире.

Вспомним финал романа. Азазелло забирает Маргариту из особняка. Увидев беса, кухарка решила перекреститься. Азазелло закричал: «Отрежу руку!» Грозная нечисть, а испугалась крестного знамения кухарки. Покуролесив несколько дней в Москве , Воланд и его демоническая свита спешно сбежали в субботу на закате солнца. Этот субботний закат Булгаков упомянет несколько раз. Сознательно. Ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус Христос воскреснет и будет Его торжество на земле. Потому и спешила нечисть исчезнуть перед Пасхой из Белокаменной в свой мрачный мир. А наутро люди приветствовали друга друга: «Христос Воскресе!» Так что будем жить. Тем более, скоро опять Пасха.

…Ну, а с загадкой смерти Поддубного, надеюсь, судебно-медицинская экспертиза разберется. И даст ответ, что вызвало закрытую черепно-мозговую травму: припадок актера, халатность врачей или чей-то злой умысел?

Читайте так же:

  • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
  • Как называется китайский корабль Сделано в Китае: первый ракетный крейсер вышел в море В КНР начались заводские ходовые испытания головного корабля проекта 055. Китай классифицирует его как «эсминец 10000-тонного […]
  • Как называется рвота после еды Почему тошнит после еды? Причины и лечение Многие задаются вопросом: "Почему тошнит после еды причины и каковы дополнительные симптомы заболеваний, вызывающих тошноту?". Ответы на эти […]
  • Как называется шарик для тенниса Теннисные мячи. Виды и устройство. Как выбрать и особенности Человеку, не знакомому со спортом, в частности – с теннисом, кажется, что все мячи одинаковые. Но стоит только взять у руки […]
  • Макароны ракушки как называются Конкильони (большие ракушки) Конкильони (Conchiglioni) - паста, напоминающая по форме большие ракушки. В переводе с итальянского "раковина моллюска". Их можно фаршировать и готовить с […]
  • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *