Интересные факты о оборотнях

Оборотни: Мифы и факты

С древних времен во всем мире существуют многочисленные легенды о героях и обычных людях, которые по своему желанию или без оного могут превращаться в разных зверей.

Существует даже особый перечень названий всех известных разновидностей оборотней. Так, ликантроп — это оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. Волколаком или волкодлаком называют ликантропа в славянской мифологии. Верфольф — оборотень у немцев и англосаксов. Кицунэ — оборотень-лисица в Японии. Аниото — люди-леопарды у народов Африки и Азии. Шелки (селки) — люди-тюлени у кельтов.

Богатырь из русских былин Вольга Святославич тоже не брезговал при случае оборачиваться «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «горностаюшком», а то и «малою птицей-пташицей». Ауж коварный Змей Горыныч только и знает, что обращается в красивого юношу, обольщая женщин. Наделен той же способностью Кощей Бессмертный. И даже в «Слове о полку Игореве» Всеслав представлен колдуном и оборотнем.

Говорят, что существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; в результате проклятия, укуса оборотня или будучи зачатым от него. Кроме того, оборотнем можно стать, съев мозг волка, сделав глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая, накинув волчью шубу и т.д.

При этом в наиболее наукообразных трудах говорится, что обращение происходит в результате заражения крови человека неким зловредным вирусом. Ему даже придумали название WW (Word of wolfs).

Он либо передается либо по наследству, либо, проникая в кровь, либо прививается искусственно. Причем он еще зловреднее, чем вирус ВИЧ, поскольку, как сказано в одном источнике, «областью, которую поражает вирус, является не тело, как считали в Средние века, а энергия владетеля».

Некоторые исследователи также полагают, что оборотни в какой-то мере находятся по соседству с вампирами, о которых мы поговорим чуть позднее. Во всяком случае, считается, что один из способов убить вечно живущего вампира — с помощью укуса оборотня.

Да и сами вампиры зачастую тоже способны менять свое обличье. Так, в романе Брема Стокера «Граф Дракула» вампир по ходу действия предстает в нескольких обличьях — стариком, молодым красивым человеком, гигантской летучей мышью, большой черной собакой и т.д.

Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, ночным зрением, долгой жизнью.

Но убить оборотня все же можно, например, поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесенные оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причиненная зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.

Селки — человек-тюлень в Ирландии

Вот как, к примеру, описывает подобный случай большой знаток народных поверий Н.В. Гоголь в «Майской ночи». Когда сотник женился второй раз и удалился с молодою женою в свою опочивальню, заперлась в своей светлице и бедная панночка — его дочка от первого брака. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку,— кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее.

На стене висела отцовская сабля. Схватила ее девушка, взмахнула, и лапа с железными когтями отскочила, а кошка с визгом пропала в темном углу.

Долго не выходила из светлицы своей молодая жена сотника, а на третий день вышла с перевязанною рукой. И поняла бедная панночка, что мачеха ее ведьма-оборотень и что она ей перерубила руку.

Кроме того, как полагают, убить оборотня можно, как и другую нечисть, серебряной пулей или серебряным холодным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.

Превратить оборотня снова в нормального человека также можно нескольким путями: с помощью колдовства, волшебства или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории).

Но самый верный способ — убить того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращенные им люди снова становятся нормальными.

Таковы сказки и мифы. Но что лежит в их основе? Как полагают исследователи, основой мифотворчества послужили некоторые врожденные нарушения человеческой сущности. Так, например, в 80-е годы XIX века большой популярностью пользовался Федор Евтищев — «человек-собака», с успехом выступавший в цирках и зверинцах.

Кроме того, медиками задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру, волком, и ведет себя соответственно. Другое генетическое отклонение, «врожденный гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища (именно такое заболевание было у Ф. Евтищева). Причем Федор был не единственным в своем роде — описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой исследователей из Университета Гвадалахары, под руководством доктора Хосе Марии Канту.

Это исследование подтвердило работу доктора Ли Иллиса из Хемпшира, который в 1963 году представил в британское Королевское медицинское общество труд под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней на основании многих фактов он пришел к заключению, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование.

Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.

То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело — наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях — закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат.

В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а например Цейлон вообще не знаком с подобной бедой.

Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых такой: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем иногда очень быстро?

Сам Иллис считает такое «обратное превращение» теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако легенды свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта.

7 фактов о оборотнях

Здравствуйте читатели, подписчики и просто случайные прохожие! Предлагаю провести пару минут своего времени не зря! Ведь для того, что бы узнать интересные факты о нашем мире, природе, людях, нациях, политиках, да и вообще обо всем на свете не обязательно рыскать по просторам интернета, а можно просто зайти на канал «хочу узнать 7 фактов о» и получить свою порцию интересностей! Сегодня мы подготовили 7 фактов о самых лохматых, самых свирепых, воющих на полную луну воплощениях ночи. Сегодня мы поговорим об оборотнях!

Оборотень – не волк!

Все мы привыкли к тому, что под словом оборотень скрывается волк! На самом же деле оборотень есть не что иное, как человек способный оборачиваться, превращаться в другое существо, а не в волка, просто в другое существо. Технически это может быть кузнечик, ну или например червячок. Было бы забавно (ну или не очень) встретить оборотня курицу. Оборотни, к которым мы привыкли в фильмах, называются Вервольфами и берут свое начало из немецких мифов и легенд. Вервольфы, могут превращаться в волка полностью или наполовину, сохраняя разум человека.

Тотем

В некоторых уголках земли возможность оборачиваться в зверя считалась отнюдь не проклятьем, а благословлением богов! Взять, к примеру, этническую культуру североамериканских индейцев, для которых обращение в тотемное животное являлось знаком высшего слияния с душами предков. Достигалось же это долгими и упорными медитациями на тотем предков и соблюдение нехитрых правил, хотя там еще нужно было быть вождем или шаманом, ну или самым сильным воином клана, в общем много заморочек, но результат поражал.

Наши родные.

Не только за рубежом, но и у нас на Руси были свои оборотни. В славянской мифологии часто встречались люди умеющие оборачиваться, причем персонажи были не только негативные и злые, а и вполне себе герои. Например, богатырь Вольга Святославович мог превращаться во льва, щуку, тура, горностая, и маленькую птичку неизвестной породы, а Всеслав Полоцкий при попытке захвата Новгорода так же проявил умение оборачиваться в зверя. Что уж там говорить, даже наш кощей мог обернуться практически в любое существо, да и не в существо тоже. Только русские оборотни могли обернуться палкой, камнем или копной сена.

Ликантропия или магия

Чисто теоретически, оборотни встречаются двух типов. Первые, это люди, заболевшие ликантропией, болезнь передается через укус оборотня и в данном случае человек не в состоянии контролировать превращения, они происходят при наступлении каких то определенных условий, например восхождение полной луны. Вторые, это люди, достигшие высшего душевного просветления, люди обладающие даром, люди способные к магии, одним словом оборачиваться могут колдуны и ведьмы, делают они это по собственному желанию.

Как узнать оборотня

Способов выяснить является ли оборотнем человек много, все они настолько разные, что и не охватишь в рамках одной статьи, но один способ достоин внимания. В теории все раны, которые были нанесены оборотню в звериной форме, должны перейти с ним в форму человека. Грубо говоря, если отрубить зверю руку, человек который в него обернулся навсегда останется без руки. Таким же способом воспользовалась панночка, вычислив свою мачеху ведьму в произведении Н.В.Гоголя «Майская ночь».

Первый фильм

Тема оборотней довольно обширна и она встречается в искусстве достаточно давно, что уж там говорить даже в «Слове о полку игореве» есть упоминания о людях способных оборачиваться. Первым фильмом про оборотня вышел на экраны кинотеатров в 1913 году! Фильм был немым и рассказывал историю о женщине из племени Навахо превращающейся в волка, чтобы поквитаться с убийцами ее мужа. Фильм получился достаточно жутким и явно достоин внимания даже сегодня.

Мальчик с песьей мордой

Оборотнем в глазах людей можно стать и не оборачиваясь в зверя. Российский цирковой артист, достигший мировой известности Федор Адрианович Евтихиев (Евтищев) больше известен миру как «Мальчик с песьей мордой». Он родился в Санкт Петербурге в 1864 году и страдал достаточно редким заболеванием – гипертрихозом. Зрители цирка во всех городах, которые посещал Федор были уверены, что перед ними настоящий оборотень.

На сегодня все дорогие друзья! Но хотелось бы добавить, что каждый сам для себя решает, верить в легенду о Чупакабре или нет. Мистические вещи преследуют многих из нас на протяжении жизни, а отрицать факт присутствия в нашем мире ещё не открытых для науки видов как минимум глупо. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! До скорой встречи!

Не забудьте прочитать те статьи что ниже нашего лого!

На всякий случай список наших предыдущих публикаций:

Все фото честно добыты из открытых источников, а собирать факты по просторам интернета для развлечения людей это не плагиат.

Интересные факты об оборотнях

Понятие «оборотень» знакомо почти всем народам. Для современного человека это слово ассоциируется с очередным «ужастиком» и является воплощением чего-то магического. На протяжении огромного количества лет официальная наука пыталась отнести оборотничество к чистому вымыслу, однако оказалось, что сделать это невозможно. Ведь факт остается фактом: рассказы о странных существах, собранные в разных уголках нашей планеты, совершенно необъяснимым образом совпадают.

Понятие «оборотень» знакомо почти всем народам. Для современного человека это слово ассоциируется с очередным «ужастиком» и является воплощением чего-то магического. На протяжении огромного количества лет официальная наука пыталась отнести оборотничество к чистому вымыслу, однако оказалось, что сделать это невозможно. Ведь факт остается фактом: рассказы о странных существах, собранные в разных уголках нашей планеты, совершенно необъяснимым образом совпадают.

Сходство внешности, характеров, поведения, привычек оборотней в сказаниях различных народов не может быть обычной случайностью. Легенды утверждают, что «перевертыш» – это человек, который в течение нескольких мгновений может превратиться в зверя, а затем по истечении некоторого времени вернуть себе привычный облик. Оборотни феноменально сильны, практически неуязвимы (справиться с ними можно только при помощи серебра или обсидиана) и одержимы жаждой убийства. Трансформация обычного человека в монстра часто происходит бесконтрольно, во время полнолуния. Что же реального, в конце концов, нашли современные специалисты в кошмарных вымыслах древних и средневековых авторов?

Легенды об оборотнях, можно сказать, явление повсеместное и очень древнее. Они присутствуют практически во всех культурах. Европейские народы считали, что такими уникальными способностями обладали колдуны, которые для своих нужд принимали образ волка. Оборотнями также называли обычных людей, превращенных в волков волшебными чарами. Интересно, что аналогичные убеждения существовали также на других континентах, вот только в Африке вместо волка фигурирует леопард, в Индии – тигр, а в Южной Америке – ягуар. В Греции, правда, тоже считали, что люди могут превращаться исключительно в волков. Одна из легенд даже рассказывает об особом острове, который находился в Аркадии, посреди глухого болота. На нем якобы жила особая группа волков-людей, к которым мог присоединиться любой желающий, прошедший церемонию посвящения. Жители Эллады даже припадки эпилепсии считали одним из проявлений ликантропии.

Особенно много легенд о людях, умеющих превращаться в волков, существует в Баварии. Правда, эти рассказы так тесно переплетаются с историями о вампирах, а внешности обоих вариантов «нечисти» столь схожи (и тот и другой имеют длинные зубы и когти), что отделить оборотня от упыря подчас очень сложно. Однако у «перевертышей», по мнению баварцев, очень узкие зрачки, и эти существа часто пристально вглядываются в лица обычных людей. К тому же, в северной Германии почему-то бытовало поверье, согласно которому произнесение слова «волк» в декабре провоцирует нападение оборотня на людей.

Датчане пребывали в непоколебимой уверенности на счет того, что оборотня можно распознать, ориентируясь на форму бровей. А ирландцы верили, что оборотничество является чем-то сродни болезни и поэтому может поражать целые семьи. Существа с аномальными способностями в Ирландии описывались специфически. Например, наиболее известная легенда об оборотне из Мита гласит, что «перевертыш» пригласил в свой дом… священника. Падре должен был ухаживать за больной женой-волчицей хозяина.

Мифы и факты о оборотнях.

Оборотень присутствует в мифологии любой культуры. Благодаря современным фильмам и книгам складывается не совсем верное мнение об этих существах. Создается образ пылкого красавца, по собственной воле в любой момент превращающегося в огромного волка и встающего на защиту друзей. Легенды говорят иное: оборотень далеко не всегда мог принимать звериный облик по желанию, и не собирался никого защищать. У него своя, сложная, заслуживающая внимания дорога.


Славянский волк-оборотень

В мифах разных стран оборотня называют по-разному. Славяне кликали его волкодлаком, волкулаком: из названия уже понятно, что перекидыш принимал облик волка. Считается, что внешне отличить настоящего зверя от оборотня очень сложно, но все же что-то в их поведении не совпадает, и позволяет распознать опасную подмену. Хотя тут «бабушка надвое сказала»: волколак в большинстве случаев сохраняет человеческий разум, и способен контролировать свои действия; только дар речи у него пропадает.

Оборотней-волков можно разделить на три группы:

  • обращенные: те, на кого была наброшена проклятая волчья шкура или заговоренный пояс. Перекидышу поневоле могло не посчастливиться: он когда-то прошел через заклятую дверь. Период обращения мог длиться и день, и неделю, и несколько лет, но в итоге колдун все равно добивался своего. Есть легенда о целой свадьбе, которую колдуны превратили в волков. Те, кого обратили насильно, в большинстве своем не присоединяются к волчьим стаям, и не едят ни сырого мяса, ни падали: питаются тем, что удается украсть у людей. Они ждут, что кто-нибудь изыщет способ и вернет им человеческий облик;
  • колдуны и ведьмы: они обращались в зверя добровольно, так как знали способ вернуться к нормальной жизни. Само слово «перекидыш» говорит о проводимом обряде превращения: колдун перекидывался сам или перебрасывал через себя некий магический предмет, и читал заклинание. В волчьей шкуре он прекрасно понимал, что делает: чаще всего оборотень имел на кого-то зуб, и предпочитал рассчитаться с обидчиком звериными клыками. Обратное превращение не составит колдуну труда, если все атрибуты обряда окажутся на прежнем месте: ритуал проводится «задом наперед», и вот уже на месте лютого зверя стоит вполне нормальный человек. Наиболее известен обряд с перекидыванием через пень: колдун, читая заклинание, кувыркался через пень, в который был воткнут нож. Провести обратный ритуал можно было до тех пор, пока нож оставался в пне: если кто-нибудь его вытащит, то колдун обречен был бегать в серой шкуре до конца своих дней;
  • третья категория — проклятые; самая непредсказуемая и, в отличие от других, обреченная на звериное житье. Самые опасные из всех, так как не способны контролировать свое поведение; будут нападать и на домашний скот, и на людей — способны задрать даже близкого человека. Проклятие не обязательно насылалось колдуном. Беременная женщина могла съесть волчьего мяса, или мяса животного, которое растерзал волк; или даже просто увидела этого зверя. Тогда у нее рождался ребенок с волчьей шерстью на голове, и прочими признаками зверя. Либо это родовое проклятие, обеспечившее одному из потомков веселую жизнь, да такую, что после ночной охоты на деревенских жителей несчастный волколак ничего не помнил из происходившего.

Если оборотня удалось распознать, а еще лучше — узнать, то появлялся шанс спасти насильно обращенного или проклятого человека. Предки знали десятки способов обратного превращения, причем необязательно быть волхвом, чтобы провести нужный ритуал. Иногда достаточно было просто позвать волкодлака по имени, чтобы он услышал людской зов и человеческий разум превозмог звериные повадки; в иных случаях волка нужно было накормить домашним хлебом: напомнить вкус человеческой пищи. Оборачивали поясами, надевали свою одежду (накинутая волчья шкура превращала человека в зверя, а человеческое платье оказывало обратный эффект), перекидывали через волчий хребет пояс, грабли или вилы.

Молва наделила оборотней не только колдовским происхождением, но и нечеловеческими способностями. Считалось, что человек в зверином обличье гораздо сильнее и быстрее любой из своих ипостасей по отдельности.
Однако волколак не бессмертен. Вряд ли найдется смельчак, который сумеет одолеть его в равном бою; но можно попробовать ранить оборотня, и, вычислив его позднее среди людей, убить. Славяне (и не только они) верили, что рана, нанесенная волку, будет мучить и человека. Хороший пример есть в гоголевской «Майской ночи»: панночка отрубила лапу черной кошке, которая хотела ее задушить, а через несколько дней увидела перевязанную руку мачехи. Знаменитая серебряная пуля появилась позднее, а предки справлялись с недружелюбными существами «по старинке»: отсекали голову. К крайним мерам прибегали в том случае, если вернуть оборотня в мир людей не представлялось возможным.


Европа, Армения

Оборотни Западной Европы мало чем отличались, разве что зазывали их немного иначе: вервольфами, вилктаками. Вилктака можно легко распознать даже в волчьем облике — у него оставались зубы человека, а на груди имелось светлое пятно, словно след от шейного платка. Латыши верят, что если проклятый колдуном вилктак простоит на коленях целый век, при этом не шелохнувшись — заклятие спадет. Останется ли человек жить, или рассыплется прахом — история умалчивает. А в Смоленской губернии считали, что по возвращении перекидыш оказывается обнаженным, так как одежда за годы истлела и изорвалась; он не может нормально разговаривать и двигаться, и только домашняя еда и одежда помогут ему вернуться в прежнее состояние.

Чем быстрее удавалось возвратить оборотня в общество людей, тем больше было шансов на его восстановление в качестве полноценного члена общества. Долгое пребывание в волчьей шкуре не приносило пользы: оборотень «зависал» между двумя мирами, волчьим и человеческим, не принадлежа ни к одному из них. В Европе (особенно во времена инквизиции) с этими существами никто не церемонился: при малейшем подозрении в колдовстве сжигались целые семьи. Только к концу XVII века прекратились гонения людей, внешность которых чем-то не нравилась их соседям. Это могли быть чересчур жесткие волосы, обильная растительность на лице и руках, выступающие позвонки и тому подобные мелочи. Если бы мы сейчас взяли эти признаки за неоспоримое доказательство того, что один из соседей — оборотень, то население земного шара резко пошло бы на убыль.

Немного отличается от своих сородичей мардагайл, хотя бы тем, что в этом случае волчий облик принимали женщины. На мой взгляд, мардагайлом пугали непослушных детей, так как обращенная волчица якобы ими и питается. Легенда зародилась в Армении, где прогневившая бога женщина была им проклята и начала пожирать свое потомство, а затем и детей родственников. Жутковатая история, но на то они и детские страшилки. Более красивое поверье, связанное с мардагайлом, гласит, что один из прохожих ударил оборотня в грудь, и брызги крови образовали Млечный Путь.

У французов по болотам и лесам бродит ругару, или лугару — человек со звериной головой. Обычно это волк, собака, корова, и даже свинья или цыпленок. Легенды гласят, что ругару становятся те, кто не соблюдал пост в течение нескольких лет, и те, кто продал душу дьяволу. Ругару проклят на 101 день, по окончании этого срока ему можно вернуть человеческий облик. К слову, он и был в нем: днем лугару выглядит как обычный человек, а ночью словно выворачивается наизнанку, принимая облик монстра. Довольно сбалансированное существо: насколько раздражительный и вспыльчивый ругару в человеческом обличье, настолько же он старается себя сдерживать в зверином. В некоторых местах ругару поклонялись как одному из проявлений силы Матери-Земли. Именно на этого оборотня действовало серебро, а убить его можно «обычным» способом: застрелить, заколоть ножом или сжечь.

Шотландия и Ирландия

Япония

Отдельной строкой в ряду разномастных оборотней стоят японские кицунэ. Отличий много: во-первых, это не волки, а лисы; во-вторых, они очень часто помогают людям; в-третьих, не человек превращается в лису, а лиса в человека…
Кицунэ чаще всего превращается в девушку. Она может даже выйти замуж за обычного человека, и родить ему вполне нормальных детей. По неписанным законам (скорее всего, муж просто был ошарашен) кицунэ покидает возлюбленного, если каким-то образом раскрылась ее демоническая лисья сущность. У этого существа может быть от одного до девяти хвостов: чем она старше, тем их больше. Сохранилась легенда о демоне-лисице, которая счастливо прожила с мужем-человеком несколько лет и родила ему двоих малышей. Как-то она испугалась собаки во дворе, и непроизвольно приняла свой истинный облик, чтобы спрятаться. Когда кицунэ собралась уйти, муж ее не отпустил. Любовь не знает преград.
Лисы-оборотни владеют огромным количеством знаний, и не меньшим запасом магических сил. С возрастом кицунэ может стать кюби — Хранителем человека, и помогать ему во всех начинаниях. Любят лисы и пошалить, подшучивая над жадными торговцами и чересчур гордыми самураями. Таким персонажам встреча с кицуне принесет только стыд и позор.

Еще один житель островов — Тануки, оборотень, принимающий облик енотовидной собаки. Японцы считают, что Тануки не дурак выпить, поэтому изображают его со значительным брюшком. За счет этой черты характера он стал своеобразным хранителем питейных заведений; также он покровительствует торговле. Скорее, это даже не столько оборотень, сколько божок низкого ранга: у Тануки нет отрицательных черт.

Америка

Не столько превращение в зверя, сколько отождествление с ним и почитание силы и красоты ягуара — вот что было в индейской культуре. У ольмеков ягуар занимал центральное, самое почетное место пантеона. Майя считали этого зверя своим прародителем, из четверых первых людей трое носили имя ягуара. У ацтеков верховный бог Тескатлипока умел обращаться в ягуара, а пятна на его шкуре совпадали с картой звездного неба. Бразильцы приравнивали зверя к греческому Прометею, но он принес им не только огонь, а еще и оружие.
Племя матисов, обитающее в амазонских джунглях, так и называет себя — люди-ягуары. Считая красавца-зверя своим прародителем, матисы прокалывают ноздри деревянными палочками, имитируя таким образом усы, и наносят на тело татуировки, изображающие звериную шкуру.

Всегда склонялся к мысли, что множество поверий, возникающих касательно одного персонажа, не появляются на ровном месте. Значит, действительно есть (по крайней мере — были) подобные существа. Оборачивались они сами, или им «помогали», охотились они на людей или защищали их — никогда не узнать достоверно. Придется довольствоваться мифами разных стран, и очень хочется верить, что они содержат хоть сотую долю правды. ©

Выселение. Приватизация. Перепланировка. Затопление. Ипотека. ИЖС

Интересные факты об оборотнях. Бестиарий. Оборотни и вервольфы

Термин ликантроп, при помощи которого описывают феномен оборотней, происходит от греческого мифа, в котором Зевс, приняв образ странника, посетил дворец царя Ликаона. Жестокий царь хотел узнать, человек этот странник или бог, поэтому решил его убить. Зевс в гневе разрушил дворец и сделал царя Ликаона волком на всю оставшуюся жизнь. Так появилось слово ликантропия, обозначающее превращение человека в волка.

Современные легенды об оборотнях появились в 1591 году, когда после многочисленных нападений собак на людей горожане обнаружили стаю, в которой вместе с собаками был волк, внезапно обернувшийся человеком. Позже этот человек был обвинен в убийстве нескольких горожан, в том числе и собственного сына; под пытками он сознался и был казнен. Этот случай перерос в легенду, и по всей Европе распространились слухи о волках-оборотнях. (Вы должны помнить, что мы говорим о тех временах, когда многие были неграмотны, а католическая церковь защищала своих прихожан от зла при помощи инквизиции. Люди были крайне суеверны, на этой почве пышно расцвела «охота на ведьм», многих невинных людей пытали, и под пытками они сознавались в преступлениях, которых не совершали.)

В 1621 году ученый и священнослужитель Роберт Бартон опубликовал книгу «Анатомия меланхолии», и люди по-другому начали смотреть на оборотней. Бартон верил, что ликантропия является формой безумия, и винил в ней все, начиная от ведьм и демонов до плохого питания и воздуха. После этого научное сообщество стало рассматривать ликантропию как психологическое явление, а не как физическую трансформацию.

Большую часть времени люди, считающие себя оборотнями, находились под воздействием галлюциногенов, содержащихся в пшенице, настойке опия и белладонне, которые много лет назад прописывали для лечения от определенных болезней. Комбинация этих лекарств и породила популярный миф об оборотнях, которые в полнолуние охотятся за добычей.

Эффект оборотня

Врачи говорят, что у некоторых людей можно создать эффект оборотня, если они не будут получать достаточное количество воды ? в бреду такие люди стремятся напиться любой жидкости… даже человеческой крови.

Также существует редкое генетическое отклонение ? порфириновая болезнь, результатом которой является недостаток гема, или содержащей железо части гемоглобина, что стимулирует рост волос. Помимо роста волос заметны и другие проявления, которые совпадают с мифами об оборотнях. Страдающие этим заболеванием люди не переносят света, плоть под ногтями отделяется, делая их похожими на когти. Кроме того, кожа начинает терять цвет, форма носа, ушей, глаз и пальцев искажается, на теле появляются язвы. Обычно такие люди страдают умственными расстройствами с маниакально-депрессивными тенденциями.

Феномен оборотня

Феномен оборотня является следствием таких факторов, как порфириновая болезнь, употребление отравленного спорыньей хлеба и медицинских препаратов, использовавшихся в то время. Комбинация галлюциногенного эффекта лекарств и хлеба и неправильное понимание сферы психологических заболеваний породили личностей, которые считались оборотнями, а темное Средневековье своей неграмотностью и суевериями способствовало распространению этих фантазий.

Оборотень – мифическое существо, существовавшее в легендах практически каждого народа.

Под этим термином подразумевается человек, дух или демон, умеющий превращаться в какое-либо животное и наоборот. Хотя принято считать, что оборотни в большинстве случаев принимают форму волков.

При этом превращение может произойти как по желанию человека, так и стать следствием определенных факторов: смены циклов луны, запаха крови, воя животных и так далее.

Что это за монстры

Изначально оборотнями называли людей, способных превращаться в различных существ, и даже в неодушевленные предметы при помощи магии и колдовства. В большинстве случаев их изображали какими-либо монстрами.

Например, у греков оборотень – это тощий колдун, у которого ослиная голова и обезьяний хвост. Такие «перевертыши» ходят по улицам в зимние ночи и пугают людей. Но после водоосвящения, проводящегося на праздник Богоявления, мир очищается от этих чудовищ до следующей зимы.

У разных народов свое представление о том, в каких животных оборачивается оборотень. Это может быть леопард, лев, лисица, медведь и даже тюлень, как «шелка» в кельтской мифологии.

Но все же оборотень для большинства людей ассоциируется с волком. Такое существо имеет немало имен: ликантроп, вервольф, волколак, мардагайл, вилтаки.

Считалось, что превращение из человека в зверя происходит по-разному. Если оборотень – колдун, то он мог «надевать» шкуру животного в любое время по своему желанию. При этом он сохранял свой разум, и логически мыслил в любой ситуации.

Если же человек был укушен монстром или на него наложили проклятие, то он мог трансформироваться в любой момент без своего желания.

В большинстве случаев превращение происходило при полнолунии, но спровоцировать его мог не только свет ночного светила, но и запах крови или вой другого монстра.

Сам процесс трансформации довольно болезненный и в этот момент «перевертыш» наиболее уязвим.

После обращения человек не мог контролировать свои инстинкты, и убивал все живое на своем пути, при этом он не помнил ничего о своих «проделках».

Привлекательность оборотней

У этих монстров есть немало преимуществ перед обычными людьми. Прежде всего, они сильны, выносливы и быстры, как и те звери, в которых обращаются. Кроме того, у этих чудовищ есть еще и другие способности:

  • Регенерация тканей . Считается, что у оборотней очень быстро восстанавливаются клетки. Благодаря этой особенности существа не стареют, и не подвержены никаким болезням.
  • Бессмертие . Оборотня практически невозможно убить, и опасность для них представляет только серебро, и в тех случаях, когда чудовище получает ранение точно в сердце или мозг.
  • Хитрость и знания . Эти монстры опасны тем, что, даже находясь в звериной шкуре, они не становятся глупей, и могут применить все знания и навыки, которые были у них в человеческом облике. Чудовища с легкостью перехитрят охотников, увидят западню издалека и обойдут все ловушки на своем пути к жертве.
  • Такие навыки делают оборотней отличной машиной для убийства. А если учесть, что «перевертыши» в легендах обладали повышенной кровожадностью и беспощадностью, то станет понятным, почему люди испытывали ужас, и в то же время уважение к этим существам.

    Как стать оборотнем

    Существует немало легенд о том, как научиться превращаться в животное. По поверьям стать оборотнем можно такими способами:

    Применить специальное магическое заклинание;

    Быть укушенным или оцарапанным вервольфом;

    Выпить глоток воды из волчьего следа, или напиться из водоема, который использует звериная стая;

    Родиться в канун Рождества;

    Съесть мозг или плоть волка;

    Носить одежду из звериной шкуры;

    Кроме того, считалось, что дети оборотней с рождения умеют превращаться в зверей.

    При этом люди, ставшие «перевертышами» после укуса или проклятия, могут быть излечены. Но только в том случае, если они смогут выдержать голод и не попробуют человеческой плоти. Тогда можно провести ритуал очищения и спасти человека.

    Если же оборотень отведал людской плоти, то его душа проклята, и он будет вынужден носить «звериную шкуру» до самой смерти.

    В мифологии многих народов считается, что снять проклятие можно, убив того монстра, который укусил человека. В этом случае все жертвы вервольфа вновь становятся нормальными людьми.

    Мифы о вервольфах

    Почему же волк стал символом оборотней?

    На протяжении многих сотен лет, это животное оставалось вполне фантастическим. И, несмотря на то что его повадки были довольно изученными, люди не прекращали наделять волка невероятным «дьявольским» умом и сообразительностью.

    Считалось, что зверь может загипнотизировать человека и тот лишится всякой воли к сопротивлению и потеряет «дар речи».

    Первая легенда о превращении в волка появилась еще во времена Древней Греции.

    Однажды Зевс решил посетить царя Ликаона в образе простого странника. Но жестокий властитель приказал убить путника, чтобы узнать человек это или бог. В наказание Зевс разрушил дворец царя, а его самого превратил в волка на всю оставшуюся жизнь.

    Так появился термин «ликантропия», означающий превращение человека в зверя.

    Но раньше волки были пусть и фантастическими, но вполне почитаемыми животными.

    Многие воины выбирали себе в тотем этого зверя.

    По преданиям, человек с «душой» волка обладал выносливостью, силой и скоростью, а также и умом, что делало его непобедимым в любом бою.

    В истории есть немало упоминаний о племенах, обитавших в разных уголках планеты, которые считали себя вервольфами.

    К примеру, у балтов была каста воинов, являвшимися слугами бога-волка.

    Эти «оборотни» перед каждым боем проводили специальный ритуал, включавший в себя прием наркотических веществ, если быть конкретным – белены.

    Под действием растения воины видели галлюцинации о своей трансформации в волков, и в «зверином облике» шли в сражение.

    С повсеместным распространением христианства все волчьи культы стали считаться языческими, и с ними безжалостно боролись.

    Первые отцы-основатели церкви отрицали какую-либо возможность существования любых оборотней и ликантропов. Но немного позже христианские проповедники изменили свое мнение.

    Средневековые гонения

    Более поздние легенды о волках-оборотнях появились в XIV веке.

    В одном из средневековых городов произошло массовое нападение собак на домашних животных. Отыскав стаю, горожане обнаружили в ней волка, который якобы умеет обращаться в человека. Позже был «установлен» и сам оборотень – в ликантропии обвинили одного из жителей.

    Под пытками человек «сознался» в том, что он превращается в волка, и совершил несколько убийств. Его, конечно, казнили, но история получила громкую огласку. Скоро во всех городах и селах только и разговоров было, что об оборотнях.

    Эти слухи всячески поддерживала Инквизиция, которая с радостью начала искать не только ведьм, но и «перевертышей». Немало людей созналось под пытками в умении обращаться в зверей. А количество оборотней сожженных на костре исчисляется сотнями, если не тысячами.

    Самым известным случаем о суде над вервольфом стал процесс Жиля Гарнье, проходивший в XVI веке.

    По мнению следователей, подсудимый встретил в лесу дьявола и продал ему свою душу.

    Взамен Гарнье получил зелье, которое дало ему возможность превращаться в волка.

    Так или иначе, этот «оборотень» действительно убил немало людей.

    Он насиловал женщин и детей, отгрызал у убитых гениталии и делал еще много жутких вещей.

    В 1621 году, после выхода книги «Анатомия меланхолии», написанной ученым и священником Робертом Бартоном, отношение к оборотням изменилось.

    Подтверждал его теорию и тот факт, что в те времена лекарственные препараты от многих заболеваний создавались на основе настойки опия и белладонны.

    Эти растения являются известными галлюциногенами, и неудивительно, что многие пациенты после лечения такими препаратами «становились оборотнями».

    Научная точка зрения

    Найдено немало рисунков времен каменного века, на которых изображены гибриды людей и животных. Наши предки нередко изображали смесь человека со зверем: оленем, лошадью, кошкой, птицей, рыбой. Кроме того, часто создавались статуи полулюдей.

    Самая древняя статуэтка гибрида человека и кошки была обнаружена на территории Германии, и ее возраст составляет около 32 тысяч лет.

    Но откуда же мог взяться образ оборотней?

    Прежде всего, такие «монстры» могли появиться вследствие физиологических нарушений в теле какого-либо человека.

    К примеру, существует недуг под названием «врожденный гипертрихоз ».

    Это заболевание, вызывающее рост волос на теле, лице и верхних конечностях, могло изменить облик человека и сделать его похожим на зверя.

    А так как раньше люди были склонны к суевериям, то они могли наделить «ликантропией» всех, кто был болен этим заболеванием.

    Еще один недуг, благодаря которому человек мог «стать оборотнем»– это порфириновая болезнь .

    Это заболевание не только провоцирует усиленный рост волос, но и делает заметным другие проявления, совпадающие с мифами о вервольфах.

    У пациентов развивается светобоязнь, кроме того, их кожа меняет цвет, черты лица искажаются, и отделяется плоть от ногтей, делая их похожими на когти.

    В большинстве случаев у больных наблюдаются и психологические расстройства, которые делают их более агрессивными. А неадекватное поведение больных, вкупе с физическими изменениями вполне могли стать причиной появления мифов о ликантропии.

    Оборотень в искусстве

    Несмотря на популярность вервольфов, прижиться им в литературе не удалось.

    Кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»

    Но ситуация кардинально изменилась с появлением кинематографа.

    Первый раз оборотень появился на широком экране еще в 1913 году и с той поры занял лидирующие позиции среди всех «киношных монстров». Он смог подвинуть даже своего извечного литературного противника – вампира.

    В 1981 году вервольф получил «Оскара» в номинации «за лучший грим». Речь идет о киноленте «Американский оборотень в Лондоне».

    Несмотря на то что сюжет картины довольно банален, внешний «естественный» вид главного героя произвел на зрителей неизгладимое впечатление.

    Кроме того, поражали и спецэффекты картины, ведь шерсть, клыки и волчья морда вырастали «прямо на глазах».

    С того времени оборотни не раз появлялись в различных кинолентах и блокбастерах и каждый раз эти монстры обеспечивали фильму коммерческий успех.

    С развитием технологий вервольфы заняли еще одну нишу в современном искусстве, а именно стали любимыми персонажами в компьютерных играх.

    Попробовать себя в роли оборотня можно в таких известных РПГ, как Diablo II , The Elder Scrolls V: Skyrim , World of Warcraft: Cataclysm , Werewolf: the last warrior и многих других.

    Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается что серебро так же смертельно для оборотня.
    Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями. автор энциклопеди Александрова Анастасия
    Существует несколько способов стать оборотнем:
    посредством магии;
    быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло(проклятие Ликаония/Lycaeonia);
    быть укушенным оборотнем;
    быть рожденным от оборотня;
    съесть мозг волка;
    сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая;
    вкусить жареной волчьей плоти;
    носить одежду, сделанную из волка;
    родиться в канун Рождества.
    В первых четырех случаях кровь человека становится зараженной или проклятой.
    Человек, которая стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови. Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие.
    Оборотней чаще всего изображают какими-то чудищами; так, например, у греков это — тощий колдун с головой осла и хвостом обезьяны. У них верят, что в мрачные зимние ночи, особенно со дня Рождества до Богоявления, оборотни шастают повсюду и пугают людей. После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, и они мгновенно исчезают.
    На разных континентах воображение облекало человека в шкуры различных зверей: леопарда, ягуара, лисы. Но самое распространенное представление об оборотне связано с волком . С человеком, превратившимся в волка или в существо с явными «волчьими» признаками. Иногда становятся хищником по своей воле, но чаще в волка превращают злые посторонние силы. Превращение происходит с помощью подсобных средств: притираний, мазей, пояса или одеяния из волчьей шкуры. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное- преступно любит человечину.
    Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим — даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). Своеобразие средневековой психологии в том и состояло, что будничные наблюдения нисколько не подрубали крылья фантазии. Бестиарий верно подмечали прожорливость и силу волка, умение бесшумно подкрасться к овчарне — и тут же добавляли: от голода волк жрет землю, шея у него «негнучая» — поворачивается он только всем телом; ежели человек завидит волка в лесу первым, тот его не тронет, потеряв всю свирепость от человеческого взгляда; но уж если первым заметит путника волк — пиши пропало, человек теряет дар речи. От древних римлян пришла поговорка о молчуне: «Ты что, волка увидел?»
    Поверье сохранилось, но христианский бестиарий присовокуплял совет: человек, оцепеневший от страха при виде волка, должен сбросить с себя одежду, найти два камня, стать на сброшенную одежду и колотить камень о камень, пока хищник не уйдет восвояси. Одежду, которую сбрасывает с себя человек, бестиарий уподоблял грехам, два камня обозначали когда апостолов, когда пророков, а порой — и самого Христа . Горе простаку, который воспринял бы эту аллегорию как руководство к действию и вздумал бы пугать настоящего волка своим голым телом.
    Безоглядно ненавидеть волка человек тем не менее не осмеливался никогда. Что-то, пугая, притягивало. Коварный хищник искони был естественным символом ночи и зимы. даже самой смерти (египетский бог с головой волка провожал умерших в царство мертвых). Но наши далекие предки замечали в волке и какое-то загадочное свойство, роднившее его с солнцем. Проворство? Неутомимость? То, как он «катится» вслед за добычей? Мощь и свирепость — и этого достаточно было, чтобы стать символом солнца?
    В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром.
    Геродот передавал рассказ о некоем североевропейском племени, члены которого ежегодно на несколько дней превращались в волков. Такой «манией величия» страдали многие племена в разных концах Европы. Например, у балтов были воины — слуги бога-волка, которые шли в бой буквально белены объевшись (принятие наркотика было частью ритуала). Во время сражения такие воины в своей галлюцинации счита-ли себя волками. Кое-кто из них безвозвратно застревал в образе волка — и тогда человека-волка убивали, чтобы он не нанес ущерба стадам.
    Германские воины-волки, по преданию, так свирепы, что не нуждались в оружии и убивали врагов своими щитами. Но саги повествуют и о кровожадных разбойниках. тоже мнивших себя волками. Это не мешало верить, что героические предки со смертью превращаются в волков, и боги скандинавов и германцев — Один , Вотан — сам»» были подобны воинам-оборотням. А конец мира представлялся как пришествие Фенрира — вселенского Волка, который откроет пасть от эемлм до неба и пожрет все и всех (даже Одина).
    Древние греки начинали с поклонения Зевсу Ликейсиному («ликос»-значит волк) Когда-то этот вол кол сдобны и бог «требовал» человеческих жертв, и лишь позже, во вре-мена олимпийской религии. возник миф о царе Ликаоме , которого Зевс превратил в волка, ибо тот дерзнул угостить верховного бога челове-чьим мясом. Аполлон также был богом-оборотнем, одно из его имен — Ликейос. (В «Илиаде» Гомер называет Аполлона рожденным от волчицы; там же, кстати, следует рассказ о человеке-оборотне). В Аркадии, где Ликаон считался основателем государства и первым царем, проходили пышные празднества — Ликайи, во время которых посвящаемые становились волками на девять лет — после того, как они собственноручно приносили человеческую жертву. Торжественно проходили в Древнем Риме и волчьи празднества — луперсалии: ведь легендарные основатели «Вечного города» были вскормлены волчицей.
    Здесь какая-то философская бездна: отчего зверь, ничем не угодивший человеку, вновь и вновь оказывается мил человеческому сердцу? Неужели это всегонавсего. как писал Юнг, общность вины за давнее каннибальство? Но какая у нас об-щность вины с сереньким волчком из колыбельной, с Серым волком, помогавшим Ивану-царевичу , с волками, воспитавшими Маугли.
    Другое очевидно. Человек слишком часто прикрывался серой шкурой в поисках силы. ловкости, и самое главное, безнаказанности. Нельзя так долго играть с огнем. И искра привела к пожару. В дальнем углу сознания тлело и временами — то в одном, то в другом человеке разных эпох — вспыхивало особого рода безумие — ликантропия. Состояние, в котором человек воображает себя волком и становится социально опасным, способным на любое насилие и на убийство.
    Христианство яростно искореняло все волчьи культы как языческие, и в конце концов «положительный образ» волка остался только в фольклоре. Первые отцы церкви решительно отрицали и само вероятие превращения человека в животное, но вот в раннем средневековье теологи заколебались. Святой Бонифаций из Майнца еще не верил, что дьявол способен превратить человека в волка, но уже не сомневался, что человек своей злой волей может стать зверем. Самого сатану все чаще рисовали в облике волка. Люди — божьи овцы, их поглотитель — волк, враг божий. Папские буллы XV века против колдовства и ересей подогревали страсти вокруг перевоплощений дьявола в человеке, а человека — в волка.
    Первая массовая истерия- выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) — прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая (последняя) массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года и сопровождалась небывалой «теоретической дискуссией». Покуда крестьяне забивали кольями всех подозрительных прохожих, а суды приговаривали к сожжению одержимых ликантропией (а вкупе и невинно оболганных), ученые мужи писали трактаты, магистерские диссертации и памфлеты на тему оборотничества. Ликантропия оказалась важным оселком для проверки соотношения сил бога и дьявола, а потому и предметом яростных теологических битв. Если бог всесилен, то как он допускает бесчинство дьявола — превращение им человека в волка? Один ученый восклицал: «Тот, кто смеет утверждать, что дьявол в силах изменить облик творения божьего, тот утратил разум, тот не ведает основ истинной философии». Другой возражал: если алхимик может превратить розу в вишню, яблоко — в кабачок, тогда и сатана способен менять облик человека. силой, данной богом!
    Самым нашумевшим случаем был процесс в XVI веке над неким Жилем Гарнье, наводившем ужас на жителей северных французских деревушек. По мнению современников, нищий бродяга Гарнье встретил в лесу дьявола, продал ему душу, а взамен получил снадобье, благодаря которому мог превращаться в волка. Так или иначе Гарнье действительно загубил множество душ: насиловал женщин, занимался убийством детей, людоедством, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии. Его поймали, допрашивали и пытали в Доле в 1574 году. Протоколы допросов и сейчас читаются как детективный роман. Автор Электронной Мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
    Подобных протоколов сохранилось немного, документированы единичные случаи ликантропии из тысяч и тысяч. Психоз «помогал» во времена дичайшего голода: позволял людям или списывать на оборотней людоедство, или же безумием «заслониться» от бога, когда отчаяние приводило к людоедству.
    Теологические споры завершились выводом, что дьявол не превращает человека в волка, а только одевает его облаком и заставляет других видеть в нем зверя. Рождается оборотень от нормальной женщины, грешившей с бесом . Или с оборотнем. Едва она забеременела — возврата уже нет, дитя обречено темным силам. Более обычный случай появления оборотня:
    вселение в человека дьявола или колдовство. В обоих случаях жертва никакой силой воли не может справиться с роковой метаморфозой. Можно также заразиться ликантропией при контакте с оборотнем — через порез на коже, если туда попадет слюна человекозверя, или от укуса. (Впрочем, варварский аппетит чудовища редко ограничивается укусом. ) В некоторых восточноевропейских преданиях на оборотня нет никакой управы — даже крестом нельзя отвадить! По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком. Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви.
    Особые случаи оборотничества — когда зло само ищет выход из человека, и он сам норовит стать монстром. Во время ведьминых шабашей такие люди на перекрестках дорог или опушках леса оставляют клочки своих волос, кожи. капельки крови. Дьявол собирает это приношение и одаряет негодяев особым втиранием, составленным из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, разумеется, волка. В полнолуние мерзавец обратится в оборотня. В быту оборотня можно опознать по запавшим глазам, которые светятся в темноте, по шелудивым ногам, по шерсти на ладони, по тому, что указательные пальцы у них длиннее средних, а при нарождающемся месяце на бедре выступает тайный знак.
    Оборотню в «большой литературе» не повезло. Сюжет использован доброй сотней писателей — начиная с эпохи романтизма в моду вошло демоническое и иррациональное, и оборотень стал перебегать из романа в роман. Но настоящих удач не было. Даже с конвейера Дюма-отца оборотень вышел какой-то анемичный и совершенно нестрашный.
    Но зато отыгралось на оборотнях кино! Со своего первого экранного появления в 1913 году человековолк прочно утвердился в массовом кинематографе. В 1981 году приза «Оскар» удостоился герой фильма «Американский оборотень в Лондоне» — «за лучший грим»! Сюжет картины немудрящий, но техническое совершенство съемок сразило даже привычных ко всему зрителей: волчьи клыки, шерсть, морда вырастали прямо на глазах — крупным планом, так сказать. без подделки.
    Находку поспешили тиражировать в новых фильмах об оборотнях. Как и в других случаях, коммерческий успех в массовом кинематографе одновременно свидетельствует о закате доброго старого мифа.
    Превращения в волка современный человек боится в последнюю очередь. В круго-верти городских буден не превратиться бы в автомат! Или. как подсказывают те же фантастические кинозрелища, в инопланетянина. Те тоже «произрастают изнутри» человека, узурпируют и тело его и сознание. Хоть волком вой от подобных фантазий!
    Оборотень как фантастическое существо просуществует еще долго. Наверно, пока жив его основной компонент — человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое. И только когда ненависть человека к человеку наконец окажется выдумкой, которую мы долгое время — веков сорок — принимали за правду, а недоверие превратится в смешной пережиток, вздорная фантазия о человеко-нечеловеке останется невостребованной.

    Ответить на вопрос «кто такой оборотень» не так-то и легко, при всей, казалось бы, очевидности. А все потому, что оборотней существует множество, как и самих вариантов и способов оборотничества. Тем не менее, мы все же попытаемся максимально полно ответить на вопрос «кто такой оборотень»?

    Кто такой оборотень?

    Начнем ответ на вопрос «кто такой оборотень?» с того, что, на самом деле, изначально оборотнями называли людей, причастных к колдовству и поэтому способных «оборачиваться», то есть превращаться в каких-либо существ и даже в неживые предметы. Тех, кто умел быть оборотнем, также называли «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».

    В целом, надо заметить, оборотничество, иными словами способность менять свой облик, изначально была присуща любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы тоже были оборотнями, они могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По народному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечистые сущности принимают человеческий облик для того, чтобы заманивать прохожих в лесные чащобы, топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.

    Также способностью к оборотничеству, по народному убеждению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть с эмбриональной пленкой, частично покрывающей головку новорожденного. Среди подобных личностей обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.

    Оборотни и метвецы

    Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц, или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). Принимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.

    Способы стать оборотнем

    Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так колдуны чаще всего предпочитали становиться волками или медведями, ведьмы обычно оборачивались в таких животных, как свинья, лошадь, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко вороне, и даже могли принимать вид предметов — колесо, копна сена, полено, а в редких случаях даже могли превращаться в дым.

    Представители профессии охотников и рыбаков в основном оборачивались в промысловых зверей, то есть на тех, на кого охотились. Пастухи «опрокиывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями против своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.

    Животных оборотней отличали по необычному поведению или по каким-либо чертам в их облике (белая полоса на шее волка, отсутствие хвоста у сороки и тому подобное).

    Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.

    Существовало немало разновидностей магической процедуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из человеческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.

    Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-границ, через которые кувыркались оборотни, также упоминаются обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более подробно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в землю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из которых символизировали передние лапы, два — задние, а один — хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, начиная от заднего, он становился волком.

    Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувыркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком.

    Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, например, в североамериканских и корякских мифах рассказывается как мифологический герой Эмемкут превратился в Великого Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.

    В некоторых случаях для оборотничества применяли «волшебную наузу» — ремень или лыко, заговоренное заклятием, которым опоясывался колдун для осуществления магической операции. Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII века часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих поучениях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен».

    Типы оборотничества и оборотней

    Всех оборотней можно разделить на три класса, в зависимости не от того, в какое животное превращается человек, а делает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.

    К первой группе — добровольные оборотни, относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преимущественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по несколько раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

    Цели превращения колдунов и ведьм — корыстные: проникнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской скотине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запугать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навести порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике могла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.

    Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо просто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.

    К невольным оборотням обычно относят людей, насильно превращенных в волков силой колдовства. Одним из главных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не делает вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.

    Обычно оборотничество данного типа совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или парней или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает его до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или даже всех участников свадьбы.

    Если невольный оборотень становился жертвой охотника, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настоящего волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда он подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног – они развернуты коленями вперед, как у человека.

    Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс («наузу») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклинаниями.

    Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, колдунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.

    И, наконец, последняя категория оборотней, это оборотни от рождения, так же называемые «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения, например, под Пасху. Страдая за грехи родителей, они в урочный час — обычно ночью — непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями, или преступники, совершившие страшное злодеяние.

    Предания сохранили немало историй о несчастливых браках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.

    К печальным последствиям могло привести и несоблюдение беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воздействием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраординарные способности.

    Волки-оборотни

    Несмотря на многообразие личин и обликов оборотней, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.

    Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих народов еще с незапамятных времен был связан с миром магии, и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. При этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иногда прослеживаются в фольклорных портретах чертей и прочей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще идея оборотничества приурочивается обычно к тому животному, которое на данной территории представляло особую опасность для человека. Для народов Европы, это был, естественно, волк (для сравнения – в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке — леопарды-оборотни, в Южной Америке — ягуары-оборотни и так далее).

    Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками, (не путать с вурдалаками!) широко бытовала у славянских народов вплоть до XIX-XX веков. Само слово «волкодлак» образовано из двух частей — общеславянского «волк» и южнославянского «длака», означающего «шерсть, шкура».

    Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть, тех людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако исконно, по-видимому, волкодлак — это, все-таки, волк-оборотень, то есть, человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного. И вот что любопытно: оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.

    По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть — на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народному мнению, чаще всего «перекидываются» во время летнего солнцестояния и на зимние святки. Хотя более поздние предания, появившиеся уже при христианстве, свидетельствуют, что оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.

    Подневольный волк-оборотень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу — он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду, или на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окончательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздобыть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания волколаки забирались в погреба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно относили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родной избы и жалобно выли, желая увидеть своих родных.

    Иногда встречаются верования, что волки-оборотни могут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако находясь в обличье зверя, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то разорвут.

    Шаманы-оборотни

    Широко оборотничество было распространено у шаманов. Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обернуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма — способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говориться о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой — шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.

    У бурятских шаманов дух-покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза», (от хубилху — «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».

    Сами духи-помощники или духи-покровители, как правило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию, то ест быть оборотнем. Так шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы находим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. Зафиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они могут оборачиваться тиграми.

    Страх перед оборотнем и защита от обортня

    Естественно, никто из людей не хотел встречаться с оборотнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или, так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.

    Если были подозрения, что какая-либо лошадь, на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.

    Но самое главное при борьбе с оборотнями было выяснение его личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встречи они старались нанести ему какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нанесенное оборотню останется и в его человеческом облике.

    Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал умерший колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опасный ритуал для обезвреживания опасного мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подрезать пяточные сухожилия или проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.

    В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным средством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибивание ее тени гвоздем.

    Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако это по плечу только тому магу, который превосходит по силе колдуна, превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня-жертвы существовала опасность другого рода: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.

    Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые магические приемы, которые могли бы избавить жертву от звериного обличья.

    С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня — при встрече назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.

    Согласно народным представлениям, при обратном превращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщении к культурным действиям: при надевании одежды, поедании человеческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.

    Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет) либо при особых условиях — если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

    Что мы знаем об оборотнях? Их существование наукой не доказано, но на протяжении всей истории оборотнями признавались многие. О самых известных мы и расскажем.

    Оборотень из Бедбурга

    Питер Стамп (Штумп, Штамп, Штампф) был признан оборотнем в 1589 году. На суде он признался в убийстве 16 людей, из которых двое были беременными женщинами. Питер утверждал, что сам дьявол подарил ему пояс, надев который, он превращался в волка, ненасытного и кровожадного. Также он говорил о том, что дьявол несколько раз посылал к нему суккуба, с которым Питер общался.
    31 октября 1589 года Питер Стам был казнен колесованием. Потом за ним последовали его любовница и дочь.
    Несмотря на признания Стампа, с его историей не все до конца очевидно. Существует версия, что суд над «оборотнем» был показательным процессом, показывающим силу католической церкви. В то время в Кельне шла горячая борьба между протестантами и католиками, а Стамп, судя по всему, занимал сторону «нововеров».
    Как бы там ни было, но имя Питера Стампа даже стало частью музыкальной культуры. Американская группа Macabre записала о нем песню под названием «The Werewolf of Bedburg».

    Волк из Ансбаха

    История волка из Ансбаха наглядно показывает, как люди способны персонифицировать зло. Охота на волка, терроризировавшего Ансбах, продолжалась не один месяц. За это время люди начали подозревать в оборотничестве не кого-нибудь, а самого мэра города. Так совпало, что смерть ненавидимого всеми градоначальника и поимка волка произошли почти в одно время. Для жителей Ансбаха это стало доказательством того, что волк и недавно умерший мэр — суть одно лицо.
    Поэтому волка не просто убили. Уже мертвого, его повесили, нарядив в костюм бывшего мэра, и приклеив к волчьей пасти бороду, чтобы сходство было совсем очевидным. На этом жители Ансбаха не остановились. Мертвого волка в костюме мэра ещё и выставили на всеобщее обозрение в городском музее.

    Человек из леса

    В отличие от других «оборотней», представленных в материале, Петрус Гонсалес не был жестоким убийцей. Больше того, его портрет даже представлен в Палате Лордов, а сам Петрус был удостоен аудиенции французского короля Генриха II. Король отправил Гонсалеса ко двору штатгальтера Нидерландов Маргариты Пармской.
    У Петруса, очевидно, был гипертрихоз, то есть волосяной покров по всему телу, народная молва же однозначно окрестила его оборотнем. Его называли «человеком-волком» и «человеком из леса».
    Гонсалес даже женился, а некоторые из его детей унаследовали редкое заболевание отца. Этим феноменом заинтересовался итальянский ученый Улиссе Альдрованди, для которого семья Гонсалеса стала объектов исследований.

    Оборотень из Аллариза

    История Мануэля Бланко Ромасанта уникальна тем, что он сам признавал себя оборотнем, а также тем, что до сих пор неизвестны обстоятельства его смерти.
    Он родился в 1789 году, работал портным, в 24 года овдовел и решил стать коммивояжером.

    Он сходился с разными женщинами, которые вскоре просто исчезали. При этом он старательно поддерживал легенду о своей благонадежности, писал от имени своих сожительниц письма и рассказывал в них, как им хорошо живется.
    Роковой ошибкой оказалось то, что он стал продавать одежду своих жертв.
    Свой первый срок он начал отбывать ещё в 1844 году, его обвинили в убийстве констебля и дали 10 лет, полный срок он не отсидел. Ромасанта не отошел от своего мрачного ремесла и был схвачен в 1852 году.
    Он признал вину в 13 убийствах, на суде живописал то, как он стал оборотнем. Суд признал за ним вину в девяти смертях. Общественность требовала смертного приговора, но его удалось отсрочить, так как врач Филипс решил исследовать «оборотня из Аллариза» и написал прошение на имя королевы.

    Королева приказала перевести Ромасанту в тюрьму Селанова. и здесь биография Мануэля Бланко заканчивается, так как никаких документов о его пребывании там не сохранилось.

    Ливонский оборотень

    В 1692 году состоялся суд над, пожалуй, самым оригинальным «оборотнем» — 80-летним стариком Тиссом, который признал себя оборотнем и уверял, что он «хороший оборотень», «гончая Бога».

    Тисс живо рассказывал, что он объединился с другими верфольфами и будет сражаться вместе с ними в аду против самого дьявола и ведьм.
    Суд, впрочем, не нашел ни одного доказательства оборотничества Тисса и, так как за ним не было установлено преступлений, ограничился показательной поркой сумасбродного старика и его ссылкой.
    Этот эпизод истории оборотничества стал основой целого ряда научных статей.

    Читайте так же:

    • Гироскоп в телефоне как устроен Что такое гироскоп и для чего используется в смартфонах Современные смартфоны и планшеты напичканы всевозможными датчиками, задача которых облегчить жизнь пользователя и предоставить новые […]
    • Как устроен пк основные характеристики пк Урок 7Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств §7. Как устроен персональный компьютер§8. […]
    • Как лилии по другому называются Как лилии по другому называются Главная Вопросы и ответы Почему? Зачем? Как? Для чего? Лилия – символ непорочной, нежной красоты и чистой любви. Именно потому название цветка стало […]
    • Гвоздики серьги как называются Как называются серьги-гвоздики? Массивные украшения могут проиграть аккуратному и элегантному ювелирному изделию. В качестве подтверждения этой теории достаточно ознакомиться с […]
    • Как называются большие трусы Как называются мужские трусы? Большое количество фасонов мужских трусов иногда вводит в ступор мужчин и женщин, когда они пытаются сделать выбор в пользу той или иной модели. Чтобы […]
    • Как называются вешалки на колесах Как называется вешалка для одежды на колесиках Большинству людей очень важно, чтобы домашняя обстановка была уютной и красивой. Создать такое особенное пространство можно с помощью […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *