Как называется фабрика выпускающая духи красная москва

Как называется фабрика выпускающая духи красная москва

История духов «Красная Москва»

В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.

Россия встретила Генриха очень радушно, и скоро он убедился, что не зря выбрал именно Москву ? хлебосольную и широкую, а не холодный чиновный Петербург . Работящий и оборотистый, умевший быстро решать нужные дела, Генрих Брокар 15 мая 1864 года основал в Москве предприятия по производству парфюмированного мыла.
? Лиха беда начало! ? подмигивая своим помощникам, повторял он понравившуюся ему русскую поговорку.
Сначала Генрих выпускал всего три сорта мыла : знаменитое “Детское” с выдавленным на нём русским алфавитом ? на каждом кусочке по буковке! ? “Янтарное” и “Медовое”. Продукция быстро начала пользоваться повышенным спросом, и от выпуска ста кусков в день Брокар перешел к расширению производства и разработке новых сортов, из которых русским красавицам особенно понравилось “Греческое”.
Обладая тонким вкусом и отличными познаниями в парфюмерии, Генрих Брокар решил вырабатывать его из лучших сортов орехового масла. И не ошибся ? мыло получило головокружительный успех у интеллигентной публики, а вскоре им начали пользоваться даже при дворе. Тем временем Брокар уже смело выбросил на рынок новинки: “Шаром” и “Народное”, всего за копеечку!
К началу XX века фабрику француза стали уважительно именовать “Империя Брокара” . Её владелец имел весьма разносторонние таланты и неизменно угождал русским женщинам всех возрастов и сословий.
Русские красавицы искренне благодарили своих любимых за духи, производства фабрики Брокар, духи Генриха всегда вызывали восхищение .
Уже пожилой Брокар не посрамил славы своих предков. В 1913 году его “империя” обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. Только об одном сожалел известный парфюмер ? в коллекции высоких наград его “империи”, которую теперь отлично знали не только в России, но и за её пределами, не хватало звания “Поставщика Двора Его Императорского Величества”. Даже два золотых российских герба, украшавшие этикетки фирмы и пожалованные Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза. Однажды в конце 1890-х годов Генриху вспомнилось детство: уютный дом во Франции, весёлый, усатый, ещё совсем молодой отец и старая тётка Жанель, утонувшая в глубоком кресле, стоявшем в полутёмном углу гостиной. Да, хорошие были времена.
Но однажды среди ночи, он переполошил весь дом своими криками “Нашел!” . Он рассказал перепуганной жене, что Бог дал ему тот же сон, как в детстве и он понял, что нужно делать. Надо создать букет! Какой букет, недоумённо спрашивала его жена. Букет для императрицы! ? торжествующе закричал парфюмер и, накинув халат, побежал в кабинет: немедленно звонить главному художнику своей “империи”.
На следующий день они уже спорили до хрипоты: выйдет или нет. Он просил его сделать так, как он просит, а запах ? это уж его дело. Он уверял , что императрица не устоит!
Спустя неделю в кабинет главы парфюмерной фирмы доставили совершенно необычную вещь: прекрасную хрустальную вазу, полную цветов: алых роз, нежных пармских фиалок, нарциссов, ландышей. И все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых.
В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны она получила от фирмы знаменитого московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок : эту самую вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. Императрица повелела назвать новые духи “Любимый букет императрицы”, а Брокар получил наконец вожделенный высочайший указ, которым ему жаловали звание “Поставщика Двора Его Императорского Величества” .
Духи стали легендой и приобрели несравненную популярность в России и за её рубежами.

Говорят, Генрих Брокар увидел во сне не только удивительный восковой букет, благоухающий духами, но и нечто более страшное, однако не стал об этом никому говорить. Наверное, правильно сделал. В 1917 году фабрику национализировали: легендарная “Империя Брокара” превратилась в “Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5” . Хорошо, у людей в кожанках и с наганами хватило ума не поставить к стенке главного парфюмера Августа Мишеля, работавшего ещё с самим легендарным Брокаром, создавшим множество новых неповторимых ароматов. Как ни странно, именно француз Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 году выступил с предложением. Не дело, так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так охота новых традиций и решений, пусть назовут фабрику “Новая заря”.
Большевики подумали и согласились: вроде звучало вполне подходяще и в духе времени. Так с лёгкой руки другого старого французского парфюмера “Империя Брокара” стала “Новой зарёй” . Но Мишелю не давали покоя легендарные духи, созданные самим Брокаром. Конечно, он прекрасно понимал: новые “командиры производства” не только не согласятся сохранить их прежнее название, но даже не смогут точно выдержать технологию изготовления. Духи станут хуже, чем при Генрихе Брокаре, но Август мечтал оживить легенду. Поэтому внёс новое предложение: “Духи можно переименовать в “Красную Москву”” . И люди в кожанках вновь согласились.
Вот такая необычная история у всем известных духов “Красная Москва” . Покупая их, знайте: в фигурном флаконе в форме Кремлёвской башни заключены мечты Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и грёзы множества давно ушедших от нас русских красавиц. Возможно, именно поэтому бывшие духи “Любимый букет императрицы” теперь имеют чуть горьковатый запах .

наверх

Как называется фабрика, выпускающая духи «Красная москва»?

Кто производитель духов Красная Москва?

Парфюмерная фабрика,которая выпускает духи «Красная Москва», называется «Новая Заря». Основал эту фабрику француз Анри Брокар аж в 1884 году. Духи «Красная Москва» выпускают на этой фабрике уже очень давно — с 1925 года. В советское время «Красная Москва» был едва ли не самым популярным брендом.

Парфюм «Красная Москва» является своеобразным символом советской эпохи, хотя история бренда началась задолго до революции. Француз Генрих Броккард основал в Москве предприятие, на котором изготавливали духи и мыло, а называли фабрику уважительно: «Империя Броккарда». Именно отсюда и стали поставляться к императорскому двору духи «Любимый букет императрицы», которые и были прообразом легендарной «Красной Москвы».

После революции фабрику переименовали и она стала называться

Но с этим названием предприятие просуществовало недолго и уже в 1922 году оно было переименовано в «Новую зарю». Поскольку название парфюма, в котором упоминалась императрица, в советские времена не могло присутствовать на рынке, то духи были тоже переименованы. Парфюм стал выпускаться на фабрике «Новая заря» по упрощенной технологии и получил название «Красная Москва».

Парфюмерная ностальгия: 10 любимых духов твоей мамы

Выбор парфюмерии у наших мам и бабушек был не таким обширным , как у нас. И тем не менее советские женщины были куда более страстными охотницами за ароматами. И это не удивительно , ведь духи не просто выбирали , а «доставали»!

Cosmo рекомендует

  • Тренд на 70-е: 7 модных вещей из вельвета, которые идеально подходят для зимы

    Самые модные оттенки зимы-2020: топ-8 вещей трендовых расцветок

    В советское и перестроечное время ассортимент парфюмерии был невелик: твоя мама наверняка вспомнит 3?4 марки духов , которыми пользовалась и она , и все ее подруги. Ради вожделенного флакона приходилось идти на жертвы: импортные духи могли стоить как средняя зарплата рабочего , да и купить их было нелегко.

    Мы собрали 10 самых популярных ароматов из прошлого , о которых тебе будет интересно узнать.

    Climat от Lancome

    Впервые аромат Climat вышел в свет в 1967 году в Париже. А в 70-е годы в СССР он стал настоящим хитом и самым желанным подарком для советской девушки. Ходила пикантная легенда , что именно этими духами якобы пользуются французские проститутки! Более того , в фильме « Ирония судьбы» Ипполит дарит Наде тот самый парфюм… Ну и как после такого не начать мечтать о Climat?

  • Стиль ноября: как одеваться модно в межсезонный период

    Что касается основных нот аромата , то это фиалка , ландыш , бергамот , роза , нарцисс и сандаловое дерево. К слову , бренд Lancome недавно выпустил новую версию Climat , которая звучит очень современно и многим придется по вкусу.

    «Красная Москва» фабрики « Новая заря»

    Этот аромат , пожалуй , считается главным символом советского парфюмерного прошлого. Это сейчас тебе кажется , что « Красной Москвой» можно разве что отпугивать комаров , но раньше духи занимали почетное место на полке модниц.

    Есть версия , что « Красная Москва», впервые выпущенная в 1925 году , имеет прямое отношение к дореволюционным ароматам. Французский парфюмер Август Мишель якобы создал духи « Любимый букет императрицы» специально для Марии Федоровны , а уже после революции на фабрике « Новая заря» на его основе была произведена « Красная Москва».

    В основе этого аромата — жасмин , роза и пряности. И еще духи можно считать настоящим « бестселлером» ( правда , лишь потому , что у советских женщин долгое время не было другого выбора): в начале 30-х ими пахли буквально все , спустя десятилетия аромат застали наши мамы , а сегодня он выпускается в такой же упаковке , как и 90 лет назад.

    «Рижская сирень» от Dzintars

    • Если молодой человек по финансовым причинам не подарил своей девушке « французские духи» ( имеется в виду Climat , разумеется), то он наверняка остановил свой выбор на другом , более бюджетном хите — «Рижской сирени» латышской марки Dzintars. Этот аромат тоже был в дефиците — его привозили исключительно из Прибалтики.

      О ключевых аккордах , наверное , говорить не нужно — из названия понятно , что это сирень , сирень и еще раз сирень. Особую прелесть духам придают едва ощутимые ноты корицы , делающие аромат пряным и «вкусным».

      Opium от Yves Saint-Laurent

      Классический аромат Opium , выпущенный в 1977 году , был творением самого Ива Сен-Лорана — мэтр контролировал процесс создания духов от и до , начиная с парфюмерной композиции и заканчивая дизайном флакона. В советское время Opium был только у тех счастливиц , которым удалось каким-то чудом « урвать» заветный флакончик: иногда ограниченные партии появлялись в универмагах.

      Сегодня первая версия Opium может показаться слишком резкой и навязчивой , но у аромата есть множество переизданий на любой вкус. Классический вариант с ярко выраженным восточным характером был цветочно-пряным и со слегка « лекарственным» шлейфом. Так , к слову , и было задумано — Сен-Лоран вдохновлялся ароматом японских шкатулок для хранения медикаментов. И , конечно , опиума — будем честны.

      J’ai Ose от Guy Laroche

      Еще одни духи , пользовавшиеся особой народной любовью, — J’ai Ose , появившиеся в 1978 году. Как и Opium , аромат принадлежал к группе восточно-цветочных и был очень моден. Парфюм по праву можно назвать легендарным: советские девушки с требовательным вкусом выбирали именно его. Само собой , J’ai Ose с успехом продавался и в Европе.

      В сердце аромата — сандал , пачули , корень ириса , жасмин , ветивер , кедр и роза , а интересное звучание ему добавляли аккорды альдегиды , кориандра , цитруса и персика.

      L’Air du Temps от Nina Ricci

      Духи с легендарной крышечкой в виде парящих голубков в свое время были визитной карточкой Дома Nina Ricci , да и сейчас занимают достойное место в линейке ароматов. Бренд выпустил L’Air du Temps в 1948 году , но в Советском Союзе парфюм появился много позже , хотя и ценился на вес золота.

      Как и многие духи того времени , L’Air du Temps — очень насыщенный и довольно концентрированный. Его наиболее характерные ноты — гвоздика и ирис , которые гармонично дополнены аккордами бергамота , розы и жасмина.

      Anais Anais от Cacharel

      Нежный цветочный аромат Anais Anais , как и другая импортная парфюмерия , появился в СССР вскоре после перестройки , хотя « загнивающий Запад» познакомился с ним намного раньше — еще в 1978 году. Как бы то ни было , нашим женщинам он сразу полюбился и долгое время был самым желанным подарком на 8 марта.

      В отличие от большинства парфюмов того времени , Anais Anais имеет ненавязчивое и свежее звучание. Еще бы , ведь апельсин , смородина , белая лилия , марокканский жасмин и «зеленые» оттенки — это очень элегантное сочетание.

      Chanel No. 5 от Chanel

      Вечная классика , легенда , парфюмерный шедевр — об этом знаменитом аромате можно сказать многое. Он увидел свет в 1921 году и продается до сих пор — таких парфюмерных « долгожителей» можно пересчитать по пальцам. Лицами аромата были многие звезды , начиная от самой Коко Шанель , заканчивая Николь Кидман , Одри Тоту и даже Брэдом Питтом.

      В советское время многие любители парфюмерии об этих духах , конечно , слышали , но вот достать их было практически нереально. Именно поэтому после перестройки Chanel No. 5 , как символ роскошной жизни , пользовался у российских женщин оглушительным успехом.

      Estee от Estee Lauder

      Estee Lauder — это первая американская марка , которой удалось прорваться на косметический рынок СССР в перестроечное время. Женщин сразу заинтересовал парфюм с лаконичным названием Estee. И это при том , что в США он появился еще в 1968 году! Но для советских дам аромат был горячей новинкой…

      В основе цветочного аромата — альдегида , кориандр , роза , жасмин и ирис. А за интересное оригинальное звучание отвечают кедр , иланг-иланг и мед… У твоей мамы прекрасный вкус!

      Mon Parfum от Paloma Picasso

      Еще один популярный аромат , которым пользовались многие женщины в 80-е годы — Mon Parfum от Paloma Picasso. Эти духи выпустила дочь великого художника Пабло Пикассо , которая уже много лет придумывает ювелирные украшения для дома Tiffany. Но Палома , как и ее папа , человек очень одаренный , поэтому и в мире парфюмерии ей удалось создать культовый продукт. Духи , пользовавшиеся успехом в советское время , можно найти на полках магазинов и сегодня , но теперь вместо Mon Parfum они называются просто Paloma Picasso.

      Уверены , что этот « мамин» аромат понравится и тебе. Сочетание нот гиацинта , иланг-иланга , бергамота , ангелики , розы и цитруса актуально по сей день.

      Чем душились в СССР

      8. Духи в виде настольной лампы так и называются — «Лампа». Комбинат «Флора», Таллин.

      9. Духи «Милая». Фабрика «Новая заря». Ноты фрезии и ладана.

      10. Духи «Очаровательная шалунья». Фабрика «Новая заря». Древесный мох, ваниль, кумарин.

      11. Духи «Персидская сирень». Фабрика «Новая заря». Благородный аромат цветов пышной сирени.

      12. Одеколон «Дымок».

      Парфюмерно-стекольный комбинат «Алые паруса». Довольно насыщенный запах, по степени воздействия может конкурировать только с грибами Кастанеды. Просветление гарантировано.

      13. Духи «Огни маяка». Парфюмерно-стекольный комбинат «Алые Паруса». Парфюм легкий, водяной и воздушный.

      14. Одеколон «Шипр». Создан известным французским парфюмером Франсуа Коти. Побывав на Кипре, Коти решил сохранить в памяти ароматы острова, создав легендарный одеколон Chypre, или, по-русски, «Шипр». Советский вариант одеколона значительно отличался от парфюмерии Коти, но все же обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.

      15. Винтажные духи «Пиковая дама» изготовлены парфюмерами фабрики «Новая заря» в честь 150-летнего юбилея А.С. Пушкина. Классический шипровый аромат с насыщенными сочными тонами дубового мха, пачули и бергамота.

      16. Духи «Красный мак». Фабрика «Красная заря».

      17. Духи «Ровесница». Азербайджанская фабрика «Гюльшан».

      18. Духи «Жемчуг». Глубокий цветочный аромат. Солируют ноты сирени.

      19. Духи и одеколон «В полет» выпущены специально после полета Гагарина.

      20. Духи «Незнакомка» принадлежали к классу люкс и стоили примерно как французские духи небольшого объема, поэтому долго стояли на полках магазинов и считались «статусным» подарком.

      21. Духи «8 Марта». Винтажные духи созданы на фабрике «Новая заря» в начале 70-х годов ХХ века ко дню 8 Марта. Они являются посвящением всем женщинам и символом праздника весны.

      22. Духи «За мир и дружбу». Парфюм посвящен интернациональному фестивалю молодежи и студентов. Москва, 1957 год.

      23. Духи «Балет». Фабрика «Новая заря». Основные ноты жасмина, апельсиновых цветов и ландыша.

      24. Духи «Рейс». Выпущены в 1975 году ограниченным тиражом по заказу авиакомпании «Аэрофлот».

      «Красная Москва»

      В 1967 году в «Поэме о разных точках зрения» Роберт Рождественский выразил мечту нескольких поколений советских женщин:

      О, этот флакон с притертой красной крышечкой — луковкой и фигурной этикеткой, упакованный в красно-белый овальный пенал с трогательной кисточкой! Густой, дурманящий запах с нотками гвоздики рождает в памяти дорогие сердцу воспоминания. Незабываемый аромат детства, запах счастья и живых родителей, благоухание вечного праздника и веры в будущее.

      Тайна августейшего аромат

      Роскошный аромат с идеологически выдержанным названием был представлен публике в 1925 году в разгар нэпа. Производитель, парфюмерно-мыловаренная фабрика «Новая Заря», возникла 1 ноября 1922 года на базе бывшей «парфюмерной империи» Генхиха Брокара, еще недавно гремевшей на весь мир. «Новая Заря» унаследовала и дореволюционные рецептуры, и квалифицированных работников, в том числе главного парфюмера — Августа Мишеля, создавшего «Красную Москву», и художника-графика Андрея Евсеева, сотворившего неповторимый стиль главного советского парфюма. «Красная Москва» сразу заняла нишу парфюмерии высшего сорта и стояла на уровне лучших иностранных образцов: композиция этих духов была составлена из пятидесяти с лишним компонентов. Получился, как его описывали, фантазийный «теплый и нежный, даже несколько жаркий, но интимный и мягкий» аромат 1 .

      Вокруг «Красной Москвы» ходило множество легенд. Согласно одной, она была создана Августом Мишелем еще в 1913 году под наименованием «Любимый букет императрицы» к -300летию Дома Романовых. Согласно другой — изготовлена за девять лет до этого для Александры Федоровны, в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея. И после революции Мишель якобы просто воссоздал дореволюционный аромат. Но подтвердить или опровергнуть это невозможно, хотя в архиве фабрики «Новая Заря» хранится «августейший» аромат. Увы, запечатанный.

      «И между строчек — синий платочек. «

      Достать «Красную Москву» в первые годы можно было только по спискам. Ведь дефицитнейший парфюм предпочитали самые известные женщины страны: звезды кино Валентина Серова и Любовь Орлова, жены столичной номенклатуры, знаменитые ударницы. Но уже в 1930-е годы в СССР была создана мощная парфюмерная индустрия, а к 1936 году Советский Союз занял третье место в мире по выпуску парфюмерии (после США и Великобритании). И все-таки «Красная Москва» оставалась вне конкуренции.

      Даже в годы Великой Отечественной войны, когда парфюмерные предприятия в основном были ориентированы на производство мыла для бойцов, выпуск духов не прекращался. А цена на «Красную Москву», и без того высокая, взлетела вдвое: если в 1940 году стандартный флакон 50 мл стоил 28,5 рубля, то с апреля 1942 года — 57 рублей, а с 1944 года духи продавались только в специальных магазинах коммерческой торговли по баснословной цене — до 500 рублей (на сто рублей больше средней зарплаты по стране) 2 .

      Для многих этот аромат символизировал прежнюю мирную жизнь. На фронте, в эвакуации, на изнурительной работе надушенный заветными духами платочек в кармане гимнастерки, ватника, шинели возрождал в памяти любимые лица. Кто знает, быть может, воспетый фронтовым поэтом синий платочек был тоже надушен «Красной Москвой»?

      Удивительно, но упоминание о ней можно обнаружить и в самую страшную блокадную зиму. Ленинградский геолог записал в дневник: «В руках пустой флакон «Красная Москва». Закрываю глаза и нюхаю. Как прекрасно. В памяти встает прежний, старый, сытный мир. ужины с музыкой, тонкими винами» 3 . А когда летом 1942 года в Ленинград завезли духи, у парфюмерных магазинов выстраивались очереди! «Флакончик стоит 120 рублей, но люди покупают, и мне купили, — читаем в записях ленинградского врача. — Я очень обрадовалась. Я так люблю духи! Я надушусь, и мне кажется, что я сыта, что я только вернулась из театра, с концерта или из кафе. В особенности это относится к духам «Красная Москва». Передо мной действительно проносится Москва. » 4 .

      Только за первую послевоенную декаду производство духов и одеколона «Красная Москва» увеличилось в десять раз!

      Расцвет

      На 1950-е годы приходится феноменальный расцвет «Красной Москвы». Ее неповторимый аромат можно было уловить от Москвы до самых до окраин. Духи партиями завозили даже в колхозные магазины. Модницы, которые не могли побаловать себя, покупали более дешевый одеколон, а позже — парфюмерную воду. Аромат «Красной Москвы» витал над советскими квартирами и учреждениями. Причем одеколоном «Красная Москва», несмотря на исключительно дамский запах, пользовались и мужчины — одеколон считался мужским средством. А еще производились пудра, крем, роскошные «сюрпризные наборы» в дорогой подарочной упаковке (в 1955 году не самый дорогой из них стоил баснословные 148 рублей).

      В 1958 году «Красная Москва» получила мировое признание — Золотую медаль на международной выставке в Брюсселе.

      Главные духи Союза появились в фильме «Большая семья», отправленном в 1955 году на Каннский фестиваль: один из главных героев дарит сестре-школьнице флакон духов за 60 рублей — советский рабочий может это себе позволить! Сумма по тем временам внушительная, но вплоть до перестройки она практически не изменялась 5 , и при постоянном росте зарплат «Красная Москва» постепенно перекочевала из элитарных духов во всенародные.

      В 1961 году, согласно статистике, в столичных парфюмерных магазинах в среднем 100 из 1000 человек покупали духи «Красная Москва» 6 . В 1962 году в фильме «Девчата» флакончик «Красной Москвы» обнаруживается даже в далеком сибирском поселке у красавицы Анфисы. Вскоре стали исчезать — вероятно, за ненадобностью — вычурные наборы и расписные футляры, духи окончательно «пошли в народ». Производство «Красной Москвы» достигло огромных объемов — в 1966 году было выпущено 10,7 млн единиц. Особенным спросом пользовались духи «в мелкой расфасовке и в сувенирном исполнении» 7 .

      И даже к началу 1970-х годов, когда ассортимент советской парфюмерии насчитывал более 120 наименований, неизменным лидером продаж оставалась «Красная Москва»!

      Закат?

      Но именно в семидесятые в страну стали «просачиваться» первые французские духи. Отныне за ними простаивали в огромных очередях, за них платили баснословные деньги. Помните, в «Иронии судьбы» (1975) Ипполит на зависть советским зрительницам дарит Наде настоящие французские духи. «Они такие дорогие!» — охает пораженная героиня.

      Такую роскошь мало кто мог позволить себе вплоть до 1990х. Поэтому «Красной Москвой» продолжали активно пользоваться. Легендарный аромат и сегодня востребован. Ведь «стоит только открыть футляр духов, как их горьковато-сладкий запах сразу вызывает в памяти картины ушедшей поры. Запах духов «Красная Москва» — одна из тех нитей, которые связывают тебя с матерью, детством, Родиной. Разве можно оборвать эти нити?»[8].

      «Красная Москва»: как придуманные до революции духи стали символом СССР

      Поделиться сообщением в

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      Внешние ссылки откроются в отдельном окне

      В год столетия русской революции парфюмерный эксперт Галина Анни, культуролог Екатерина Жирицкая и филолог Олег Лекманов по просьбе Би-би-си обсудили, кто и когда придумал духи «Красная Москва», как складывался культурный миф вокруг них и с какими запахами ассоциируется Россия сейчас.

      Би-би-си: По легенде, главные советские духи, «Красная Москва,» были придуманы еще до революции в подарок вдовствующей императрице — так ли это?

      Галина Анни: Фабрика Брокар, основанная парфюмером Анри Брокаром в 1864 году, действительно работала очень успешно. И именно на фабрике Брокар в 1913 году были созданы духи «Любимый букет императрицы», которые считаются прародителями «Красной Москвы». Они были созданы не Анри Брокаром, потому что Брокар в 1900 году уже скончался. Делами фабрики занималась его жена Шарлотта, и приглашенный парфюмер Август-Мишель создал эту композицию к 300-летию дома Романовых. В 1924 году, уже работая на национализированной фабрике, получившей название «Новая Заря», парфюмер Август Мишель воссоздал эту композицию с тем или иным приближением и выпустил ее в свет под названием «Красная Москва».

      Би-би-си: Изменилась ли композиция?

      Галина Анни: Химически безусловно да, как минимум, потому что всех ингредиентов, душистых веществ, с которыми работала фабрика Брокар в 1913 году, в 1924 в Советском Союзе просто не было. Что-то заменили, что-то вышло из оборота вообще, но основной характер композиции, синтетический фиалково-ирисовый аккорд, подчеркнутый бергамотом, флердоранжем, гвоздикой и илангом, сохранился.

      Это был очень актуальный аромат по той причине, что он не был совсем уж оригинальным и в 1913 году тоже. Прародитель его — «L’Origan» Франсуа Коти 1905 года — духи, которые перевернули парфюмерный мир и которым незазорно было следовать: точно так же им последовал Жак Герлен в 1912 году, выпустив свои «Сумерки». «L’Origan», кстати, продавали до 1920-х годов, в самую гражданскую войну, на блошиных рынках, разведенный чаем.

      Екатерина Жирицкая: Мне в этой истории хотелось бы разделить две составляющие: собственно, запах и тот образ, который создает название этих духов после революции. Для меня, например, остается загадкой, почему именно «Красная Москва» приобрела такую популярность. Если мы посмотрим прейскурант треста, выпускавшего духи, например, в 1937 году, мы обнаружим более 70 наименований духов самой разной ценовой категории. И «Красная Москва» там специально никак не выделяется.

      Мы даже не можем сказать, что это был лучший букет, выпущенный «Новой Зарей». Есть духи более дорогие, есть более престижные, хотя «Красная Москва», безусловно, относится к верхнему ценовому сегменту. Когда даются рекомендации продавцам парфюмерных магазинов, рекомендуется в том числе предлагать духи сходного типа — «Моя Москва» или еще более дорогой «Кремль». И для меня история возвышения «Красной Москвы» — это как раз история создания и обонятельного мифа, и мифа культурного вокруг этого букета.

      Кроме того, я доверяю авторитету Галины и книге знатока русской парфюмерии Вениамина Кожаринова, где говорится, что действительно «Красная Москва» является переработанным запахом «Любимый букет императрицы», но, честно скажу, я никогда не видела документов, которые бы доказывали идентичность обоих запахов.

      Галина Анни: Вы совершенно правы, документальных свидетельств о том, что «Любимый букет императрицы» — это «Красная Москва», нет. Но есть свидетельства очевидцев. У меня есть [знакомые] коллекционеры, которые держали в своих коллекциях этот самый «Букет».

      Екатерина Жирицкая: Прямо 1913 года?

      Галина Анни: Да, и неудивительно — и более старые флаконы бывают в коллекциях. И эти люди подтверждают, что с некоторыми приближениями и с учетом изменений, да, букет тот же.

      Екатерина Жирицкая: Почему я косвенно тоже верю, что Август Мишель в 1924 году все-таки воссоздал дореволюционный запах, потому что ему, честно говоря, ничего другого не оставалось. Если мы почитаем, что происходило с парфюмерной и жировой промышленностью и, в частности, с фабрикой Брокара после революции, то это детектив и слезы. Когда читаешь протоколы заседаний, сквозь сухие строки рвутся невероятные человеческие эмоции. Ясно, что легло все. Фабрики были национализированы, и люди пишут: «У нас вследствие гражданской войны некому работать. Нет сырья — пришлите жира». Главным продуктом фабрики тогда было мыло, которое распределялось по карточкам, два куска в месяц на человека. И руководители фабрики Брокара, когда пришли к Ленину с просьбой оставить им здание, которое планировали передать фабрике Гознак, в качестве аргумента говорили: «Мы сохранили в наших подвалах запасы эфирных масел, сырье».

      Галина Анни: Евдокия Уварова, возглавившая «Новую зарю», была революционеркой и идейной вдохновительницей сохранения наследия Брокара. Собственно, Август Мишель как работал на фабрике, так там и остался работать. Его уговорили подготовить поколение советских парфюмеров, он был привязан к России, у него была русская жена и какие-то проблемы с паспортом, он не мог выехать. Он действительно подготовил Павла Иванова и Алексея Погудкина, которые основали советскую школу парфюмерии. Другое дело, что при советской власти это не рекламировалось, а когда в 1991 году Антонина Витковская пришла руководить «Новой Зарей», она достала из закромов эту идею.

      Екатерина Жирицкая: Как удобный и красивый миф, прекрасно заработавший в новых условиях.

      Олег Лекманов: При этом, что интересно, миф о самой «Красной Москве» появился в культуре довольно поздно. По легенде, Любовь Орлова была поклонницей этих духов, но ни в «Светлом пути», ни в других фильмах 1930-х невозможно представить себе, чтобы этот мотив возник.

      Первый текст, связанный с «Красной Москвой», который я нашел — это кино. Фильм называется «Большая семья», знаковый, почти сталинский, но уже не сталинский, 1954 год. Он задумывался еще при Сталине как фильм о рабочей династии, где они передают всякие умения от поколения к поколению, и там есть эпизод, где школьнице, которая переходит в 10 класс, старший брат дарит флакон «Красной Москвы». Там крупно показан флакон, даже цена есть — 60 рублей (то есть 6 рублей после деноминации).

      Екатерина Жирицкая: Они были довольно дорогие.

      Олег Лекманов: Да, 6 рублей — это были приличные деньги. Следующий фильм — 1961 года «Девчата», тоже очень известный фильм того времени.

      Екатерина Жирицкая: Где же там «Красная Москва»?

      Олег Лекманов: Она там прямо не упоминается, но есть эпизод, где одна девушка приходит к другой в общежитие, а та не очень хорошая, и на ее тумбочке стоит несколько флаконов духов. Гостья начинает их смотреть и изучать, и один из них — маркированная красной крышечкой «Красная Москва». Дальше фильм 1972 года «Здравствуй и прощай» — не такой громкий, как «Девчата», но тоже известный. И там приехавшая в город героиня приходит в парфюмерный магазин впервые в своей жизни — она до этого жила в деревне, где их не было. И дальше и оператор, и режиссер с наслаждением показывают витрину большого парфюмерного магазина, где все сверкает, коробки блестящие. Она смотрит с восторгом, и камера крупным планом наезжает на «Красную Москву». Это советский шик.

      И это интересная смена отношения: в «Большой семье» духи — это знак «и мы, рабочие ребята, тоже можем купить себе «Красную Москву». В «Девчатах» это знак отрицательный: героиня потом исправится, но подразумевается, что зря она на тумбочке держит все это. А в 1972 году в «Здравствуй и прощай» это знак, что наконец-то граница между городом и деревней стирается, все будет хорошо.

      И наконец, «Покровские ворота» — ретро-фильм по пьесе Леонида Зорина. Он растаскан на цитаты, и там есть эпизод, где одна из героинь говорит герою, что «Красная Москва» — любимые духи ее матери.

      Галина Анни: Там герой идет знакомиться с родителями невесты, и она вручает ему флакон: «А эти духи ты подаришь моей маме, она о-бо-жает «Красную Москву».

      Олег Лекманов: И интересно, что это не прямая констатация эпохи, а проекция из более позднего времени [1982 года], «что было тогда». Перечисляются разные приметы времени: каток, куплетист и «Красная Москва». И еще есть текст поздних 1960-х — поэма Роберта Рождественского 1967 года, которая кончается эпилогом, где воплощаются мечты советского человека: что стрекозиное молоко будут продавать повсеместно, а с неба вместо воды польется «Красная Москва».

      И над магазинами

      все прочтут легко:

      Я в ужасе представил себе, как несколько часов будет лить «Красная Москва»! И все советские женщины будут бегать с флакончиками.

      Екатерина Жирицкая: Те, кто не задохнется.

      Олег Лекманов: Понятно, что Рождественский об этом особенно не думал. Но это тоже знак. А самый главный текст о «Красной Москве» в русской культуре, мне кажется, — это поэма Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы». Она была написана в 1987 году и представляет собой прощание с Советским Союзом. В том году пышно праздновалось 70-летие советской власти, и одновременно она уже дышала на ладан. И в этот момент Кибиров пишет «Сквозь прощальные слезы». Каждая из глав поэмы представляет собой описание определенной советской эпохи, а вступление начинается с описания запахов. Запахи очень разные, и все они составляют советскую эпоху — прустовская идея, что запах остается дольше, чем все остальное:

      Пахнет дело мое керосином,

      Керосинкой, сторонкой родной,

      Пахнет «Шипром», как бритый мужчина,

      И как женщина, — «Красной Москвой»

      (Той, на крышечке с кисточкой).

      Кибиров пишет про типичного советского мужчину и типичную советскую женщину, и было представление, какие духи у советской женщины — это именно «Красная Москва». А упоминание кисточки [на флаконе] говорит о том, что это не только запах, но и конкретный [визуальный] образ. И интересно, что если Кибиров пишет иронически, с горечью, о женщине, политой «Красной Москвой», то у Рождественского это знак советского благополучия.

      Галина Анни: Вообще, эти духи прекрасно ложились на весь сталинский гламур, на сталинский ампир. Они были действительно популярны у поколения, которое было молодым до 1970-х годов. Потом они морально устарели. Несколько поколений женщин просто не могут носить одни и те же духи, они выходят из моды. Это случилось и на Западе: «L’Origan» продолжал выпускаться до 1960-х годов в США. А затем наступает 1968 год, эпоха хиппи, и востребованы совершенно другие ароматы. Тяжелые цветочно-ориентальные ароматы ушли в прошлое.

      Би-би-си: А какое отношение к парфюмерии было в разные годы СССР?

      Галина Анни: В целом, духи стали доступны практически всем слоям населения при советской власти, и это правда.

      Олег Лекманов: С точки зрения культуры было несколько этапов. Во время гражданской войны это был признак буржуйского происхождения. Вот у Зощенко духи упоминаются, конечно, но как роскошь, которая непонятно, откуда взялась. Помните, у Блока «дыша духами и туманами»? Вот поздний Блок как раз с этим очень сильно боролся. Ему казалось, что должна кончиться эпоха духов, всего буржуазного, омерзительного, отвратительного, куда духи тоже входили. И должен начаться идеальный блоковский мир — это мир военного коммунизма: ничего ни у кого нет, все моются мылом. Хозяйственным, желательно. В воспоминаниях о Блоке Самуила Алянского — такой был у него друг — цитируется: «Опять появились патефоны». Многих это стало возмущать.

      Ну а потом, понятно, духи стали частью и советского быта. А когда начался сталинский ампир в начале 1930-х, это уже полностью допустимо. В войну всем, понятно, было не до того, а после нее все возрождается вновь в раннюю оттепель, становится знаком, что «мы тоже можем». Сталин умер 5 марта 1953 года, а уже 1 июня в честь наступления лета в «Литературной газете» была опубликована огромная подборка стихов о любви. Впервые за многие-многие годы. Ну а где любовь, там, конечно, и духи, и цветы. Все открылось и хлынуло, и уже невозможно было остановить.

      И позволю себе поделиться личным воспоминанием: еще важным является фактор, что в какой-то момент в СССР стали проникать настоящие французские духи потихонечку.

      Екатерина Жирицкая: «Березка» и фарцовка.

      Олег Лекманов: И тогда «Красная Москва» стала уже не совсем «то». И здесь название, и внешний вид играли роль. Появились молодые женщины, для которых даже уже из-за названия наносить на себя духи «Красная Москва» считалось немножко зазорным. «А она пусть «Красной Москвой» душится», — могли про кого-то сказать.

      Галина Анни: Да, в 1970-е началось пренебрежение, как к бабушкиной культуре. Хотелось чего-то нового и интересного, свежих, фантазийных духов, не тяжелых цветочно-восточных, как «Красная Москва».

      Би-би-си: Если говорить о современной России, какие обонятельные ассоциации она вызывает?

      Галина Анни: У всех разные, конечно. Россия большая, в южных регионах — одни запахи, в северных — совершенно другие, в центральной полосе — третьи. Сложно выбрать что-то одно, но современные парфюмерные художники, которые пытаются передать образ России, работают с черной смородиной — это очень русский запах. Лес с черной смородиной. Конечно, всевозможные травы, мед. Березовая смола, которая традиционно была русским ингредиентом и входила в состав духов под названием «Русская кожа» — это родовое название духов, которые выпускали и выпускают все.

      Екатерина Жирицкая: Дегтярная нота.

      Галина Анни: Да, ноту кожи передавали березовым дегтем.

      Екатерина Жирицкая: Я бы разделила реальные запахи и символический обонятельный образ вокруг России. И кроме того, в реальных запахах я бы еще отделила то, что слышит в России иностранец. Это известный феномен, что для того, чтобы почувствовать запах, надо быть немного чужим. Свой запах люди не слышат ни физиологически, ни в культуре — ассоциируют себя с приятным запахом или с запаховой нейтральностью. А чужое и чужого через запах определяют в самых разных контекстах.

      К тому же, запахи, которые люди слышат, часто зависят не только от реальности, но и от того, что они хотят выделить. Например, запах щей — это как «Красная Москва», реальный запах, выросший до мифа. В романе Оруэлла «1984» запах щей возникает как обонятельная метафора тоталитарного общества. В советских воспоминаниях западных журналистов мы читаем об испытанном ими шоке от посещения московских и ленинградских знакомых, который вызывал резкий запах щей, вырывавшийся на лестницы из коммунальных квартир. Это западная традиция — запах щей как смыкание реальности с образом несвободной системы, оруэлловская линия выстраивается. С другой стороны, мы читаем потрясающую книгу исследователя русской кухни Похлебкина, который пишет о щах как о французских духах. В щах, пишет он, заключена душа русского народа. И в этом нет никакой иронии, ничего уничижительного. Так что когда мы говорим о запахах и ассоциациях, мы должны учитывать, с какой позиции мы будем делать эту выборку.

      Если выбирать реальные запахи с точки зрения жителей страны, то Галина права, что особенность нашей страны — ее невероятная протяженность и культурное разнообразие. Мы можем говорить о локальных сильных обонятельных нотах, например, о запахе лиственницы. Меня в свое время потряс рассказ Шаламова, который целиком построен на этом обонятельном образе. На юге мы можем выделить запах полыни и посмотреть, какие мощнейшие образы построены вокруг этого запаха, например, у Шолохова. Все «Донские рассказы», «Тихий Дон» — чабрец и полынь. Жизнь рушится, страна падает, а запахи в эти сложные нечеловеческие моменты возвращают нас на уровень индивидуальных ощущений.

      Олег Лекманов: У меня есть короткая история про советские запахи и иностранцев. У меня в начале 90-х годов приятель уехал в Штаты. Как часто бывает, у него взыграла ностальгия по всему советскому, и он попросил своего отца привезти дегтярного мыла — знаете такое, черное. И когда отец через границу это все повез, американские таможенники открыли сумку, как раз из-за запаха. Это что, говорят? — Мыло. — Что?! И в конце концов изрубили его на мелкие кусочки и выдали ему в ужасе.

      Галина Анни: Вот это как раз к рассказу о березовом дегте. Это все родное: и дегтярное мыло, и лыжная мазь, и мазь Вишневского, и когда мы чай лапсанг сушонг пьем, мы тоже вспоминаем детство.

      Екатерина Жирицкая: Если говорить о реальных запахах, можно выделить группу эфирных масел, традиционных для России: кориандр, фенхель, анис и мята. Если же мы захотим составить символический образ обонятельной России, что я и попробую сделать, мы должны выделить три основные уровня: базу, сердце и верхнюю ноту. Мне кажется, наша базовая нота — это запах земли. Все, кто бы ни писал о национальных особенностях русского характера, будь то Иван Шмелев или Дмитрий Лихачев, все отмечали, что очень многое в особенностях нашего менталитета, в строе нашего языка связано с гигантской протяженностью земли. Средние ноты я бы разделила. Одни из них них — резкие и тяжелые, а другие, по контрасту, — теплые и умиротворяющие. В качестве резких и тяжелых нот я бы взяла запах крови, пороха и дыма. Потому что вся эта земля пропитана кровью. В качестве легкого выбрала бы запах дыма, но дыма домашнего, которым может быть пропитан хлеб, дыма, который струится над крышей, когда кипятят молоко. В нашей культуре есть четкое деление на запахи стихии, которые бушуют за пределами дома, и запахи, вызывающие ощущение невероятной надежности того, что происходит внутри него.

      Галина Анни: Я сейчас пробовала построить духи по предложенной Екатериной пирамиде. Что мы можем сказать про землю? Земля — это, конечно, запах дубового мха. Это основа шипра. По этой ли причине, не по этой, шипр — самый популярный аромат у нас в России, и он тоже стоит на плечах «Коти», как и предыдущий аромат «Красная Москва». В этом году мы празднуем столетие шипра «Коти». И этот зелененький «Шипр», который был в советских парикмахерских, родом оттуда, из 1917 года, из прекрасного шипра Франсуа Коти. Дубовый мох. Тут же вспомним «Дуб — дерево, роза — цветок. Смерть неизбежна». И тоже дуб ложится семантически, дубовый мох в базе. Сердце — да, роза. Особенно на юге. Верх — итальянский бергамот: немного итальянского солнца — это очень наше русское. Чуть-чуть на Капри, чуть-чуть в Калабрии, чуть-чуть привезти солнца, чтобы создать нашу русскую литературу. Так и получается шипровая структура, которая может описать нашу русскую ольфакторную пирамиду.

      Олег Лекманов: Все это отлично, но все это очень русские запахи, не советские. А я предложил бы советские духи, и я два запаха придумал: запах хлорки — он, мне кажется, важный: ты идешь, тебе в нос шибает запах хлорки, и ты сразу вспоминаешь целый набор всего, связанного с советской жизнью, от туалетов пристанционных до палат в пионерских лагерях. И второй запах, чтобы это не было совсем уж грустно — запах шашлыка.

      Екатерина Жирицкая: Отлично.

      Олег Лекманов: Это запах праздника, советского придорожного застолья. Причем не просто шашлыка, а на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Я помню, мы ходили мимо с родителями, и у нас считалось в семье, что шашлык — это пошлость, но шел такой запах! Я уже взрослым, после перестройки, приехал, купил себе сто палок шашлыка и все их съел.

      Галина Анни: И мы опять возвращаемся к тому, что это ведь тоже дым, тоже березовый деготь.

      Лучшие духи советских женщин

      Время от времени каждый из нас мысленно возвращается в прошлое, вспоминая былые времена. У многих это происходит под Новый год. Но сегодня мы не станем предаваться ностальгии, философствовать, грустить и тосковать. Сегодня предадимся воспоминаниям наиболее приятным, которые у большинства из нас вызовут самые теплые чувства.

      Мы вспомним, какими духами пользовались наши мамы и бабушки. Какие духи любили женщины в СССР? Читатели Милитты, кому 30+, помнят ароматы, стоявшие на туалетном столике мамы или бабушки.

      В основном у многих женщин 60-х 70-х еще на туалетных столиках стояли ароматы наших отечественных производителей. Такие духи, как «Красная Москва», «Белая сирень», «Ландыш Серебристый». Постепенно они стали легендой в советской парфюмерии, и долго пользовались успехом у женщин. А когда-то появление их становилось целым событием в советской жизни.

      10 лучших парфюмерных ароматов советского времени

      Духи «Красная Москва» были по достоинству оценены в Европе в 1958 году, через 33 года после выпуска в продажу. Тогда они получили Гран-при в Брюсселе. «Красная Москва» – визитная карточка советской парфюмерии, настоящий шик, и аромат с историей.

      Духи «Белая сирень» появились в 1947 году. Еще в памяти у всех были трагические события минувшей войны. И вдруг – этот запах, будто взметнувшийся над разоренной страной запах весны, свежести, как торжество победы. Но духи «Белая сирень» остались неведомы в Европе.

      Духи «Ландыш серебристый» стали также классикой советской парфюмерии, и одним из самых востребованных ароматов той эпохи. В 50-х, в какой-то степени, благодаря Диору, женственность стала идеалом, а «Ландыш серебристый» олицетворял этот стиль. Эти духи стали визитной карточкой ленинградской парфюмерной фабрики «Северное сияние».

      Запахом ландышей повеяло с разницей в полтора года – сначала в СССР, а потом во Франции. Аромат скромных лесных цветов – это сочетание многих душистых веществ. «Ландыш серебристый» в СССР появился в 1954 году, а в 1956 году запах ландышей услышали во Франции от Диора. Это был «Diorissimo». Йозеф Штефан Еллинек написал о них: «Так ландыши пахнут только в раю». «Diorissimo» появился в СССР только в 70-х.

      Для советских женщин импортные духи были предметом мечтаний. Большей частью это были духи из «братских» социалистических стран. Но и этих ароматов было совсем немного, чаще всего это были духи из Польши и Болгарии. И купить их было счастьем. Потому что наши духи «Белая сирень», «Ландыш серебристый» и многие другие, которые появлялись в самом лучшем качестве, постепенно упрощались из-за изменения композиций. А делалось это для увеличения выпуска продукции (план пятилеток надо было выполнять, и лучше досрочно).

      Наиболее популярными в 70-х годах стали польские духи «Пани Валевска» и «Быть может».

      Духи «Пани Валевска» были выпущены в 70-х годах в Кракове. Мария Валевская – польская возлюбленная императора Франции Наполеона Бонапарта. Внешность Марии так описывается современниками: «Очаровательная, она являла тип красоты с картин Грёза. У нее были чудесные глаза, рот, зубы. Улыбка ее была такой свежей, взгляд таким мягким,…»

      Духи «Пани Валевска» стали в 70-х – 80-х невероятно популярными. Поэтому для многих женщин того времени они остались воспоминанием молодости и роскоши. В композиции аромата были жасмин, ландыши и роза, окруженные богатым шлейфом. Сегодня духи «Пани Валевска» можно приобрести, они, по-прежнему выпускаются, причем, в трех версиях. Одна из них называется Pani Walewska Classic.

      Духи «Быть может». Эдди Рознер считался лучшим джазовым трубачом Европы. Польский еврей во время Второй мировой войны оказался в Белоруссии, где собрав музыкантов-беженцев, организовал белостокский джаз, ставший впоследствии Госджазом БССР. Первые концерты, – и сразу же успех.

      Когда джаз появился в Москве, возле билетных касс возник ажиотаж. Комедия «Карнавальная ночь» была озвучена музыкантами оркестра Рознера. Советский эстрадный оркестр под управлением Эдди Рознера выступал в Кракове в 1955 году. Его солисткой была начинающая певица К.Лазаренко, она исполнила песню под названием «Может быть», которую Рознер написал для нее.

      Песня так понравилась полякам, что через некоторое время они выпустили духи с тем же названием. А духи в свою очередь стали любимым польским ароматом в России. Композиция цветочно-шипровая. Сегодня эти духи выпускает парфюмерная фабрика «Miraculum», но аромат, все же, отличается от своего предшественника.

      «Сигнатюр» – производство болгарской фабрики «Ален Мак» (Алый мак). Эти духи так же завоевали сердца поклонниц парфюмерии, как и польские ароматы. Запах отражал эпоху, в моде теперь была элегантность и изысканность. В композиции болгарская роза в сопровождении ароматов тюльпана и мандарина, с роскошным шлейфом ириса.

      Помимо аромата «Diorissimo», советские женщины смогли услышать запах еще одного французского шедевра – Climat от Lancome. Эти духи были выпущены в 1967 году, а в СССР их можно было приобрести только в конце 70-х, и то не всем. Стоили они по тому времени серьезных денег, и к тому же являлись дефицитом. И все равно, находилось немало женщин, которые покупали потрясающий аромат.

      Глубокий и нежный аромат парфюма, в композицию которого входили фиалка, персик, ландыш, жасмин, альдегиды, розмарин, сандал, бобы тонка, казался достойным этой стоимости и его при возможности приобретали. Climat был ароматом роскоши. Сегодня его можно приобрести в винтажном варианте, и цена его, по-прежнему, остается высокой. Как видим, за воспоминания приходится платить.

      Несомненно, пользовались успехом и духи производства СССР.

      Духи «Елена» фабрики «Новая Заря» пользовались огромной популярностью у советских женщин 80-х. Загадочная композиция была выпущена в 1978 году. Духи принадлежат к фруктово-цветочной группе. В них ощущается легкость и свежесть, романтичность и таинственность. Женщина этого аромата должна обладать неповторимостью, элегантностью и совершенством. А еще она должна быть милой, нежной и чувствительной особой.

      Эти духи подходят женщинам любого возраста – как зрелым и серьезным дамам, так и юным, нежным созданиям. Утонченная композиция очаровывает всех. В ней листья и ягоды черной смородины, ландыш, роза и жасмин, виргинский кедр, мускус, лист табака, сандаловое дерево и амбра. Сегодня можно приобрести винтажные духи «Елена» фабрики «Новая Заря».

      Эти духи были выпущены в 1978 году парфюмерной фабрикой «Новая Заря» совместно с французскими парфюмерами. Они пользовались особой благосклонностью советских женщин. Духи больше подходят к фантазийной, восточной группе ароматов.

      Первоначальный выпуск «Тет-а-тет» можно охарактеризовать как нежные, мягкие, они навевают мечтательность. В них переплетаются свежие ноты зелени и мандарина с насыщенным ароматом иланг-иланга и жасмина. Оттенки розы добавляют нежность и очарование. Шлейф аромата – ветивер, пачули, мускус, амбра, мох и сладкая ваниль. Винтажные духи «Тет-а-тет» – для мечтательных и чувственных женщин.

      Нельзя забыть ароматы, любимые советскими женщинами, от латвийской парфюмерной фабрики Dzintars. Например, «Тайна рижанки», «Комплимент», «Каприз», «Кокетка» и многие другие. Эти духи вызывали у женщин трепет почти такой же, как и французские духи. И, как тогда говорилось, достать (не купить, а именно достать) было их легче, чем французские духи, и стоимость их была ниже, хотя и немалая.

      Аромат «Тайна рижанки»

      Основные компоненты – роза с фиалкой на фоне цветов ландыша, жасмина, ириса, магнолии с богатым шлейфом мускуса и сандала. Духи были выпущены в 1987 году, их продолжают выпускать и сегодня. Раньше в 90-х его считали классикой. Еще находясь на заключительном этапе разработки, духи «Тайна Рижанки» были оценены на международном конкурсе в Париже. Это был страстный, волнующий аромат с таинственной ноткой горечи.

      Что говорят о них те, которые их помнят в 90-е? Большинство женщин считают, что современный аромат отличается от того, с которым они встретились в юности. Говорят, что он не такой теплый и чувственный. Однако заметьте, что мы ведь тоже изменились со времен 90-х. Одно только ясно – одним нравятся, другим – нет. Но духи элегантные и женственные.

      В настоящее время перед нами огромный выбор парфюмерии и вообще тех вещей, которые делают нас неповторимыми и оригинальными. Вы можете выбрать дорогой и эксклюзивный парфюм, прикоснуться к волшебной магии. Чарующие ароматы всегда были в моде. И сегодня они доступны многим из нас.

      Современным женщинам не трудно быть привлекательной. А вот нашим мамам и бабушкам было гораздо сложнее. Им приходилось «доставать» качественные и модные вещи, в том числе и парфюм.

      Сейчас некоторые из ароматов 50-х – 90-х продолжают свою жизнь. Может быть, они существуют для тех, кто их помнит и старается сберечь свою утраченную юность, прикасаясь к этим ароматам…

      «…Еще как будто берегу
      В душе утраченную юность…»

      «…Пусть сердцу вечно снится май
      И та, что навсегда люблю я.»

      Читайте так же:

      • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
      • Удлинитель для компьютера как называется Как правильно называется пилот для компьютера Сетевой фильтр Как устроены и работают сетевые фильтры? В бытовой домашней электросети, которая приходит в наши квартиры, имеется большое […]
      • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
      • Как называется муха мужского рода Муха мужского рода? Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся! задай вопрос чья муха и тогда найдёшь ответ сама то как думаешь? Даже боюсь произнести!)))) а ты как […]
      • Как лилии по другому называются Как лилии по другому называются Главная Вопросы и ответы Почему? Зачем? Как? Для чего? Лилия – символ непорочной, нежной красоты и чистой любви. Именно потому название цветка стало […]
      • Как устроен пк основные характеристики пк Урок 7Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств §7. Как устроен персональный компьютер§8. […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *