Клавиши органа как называются

Орган (часть 2): строение инструмента

Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Пульт

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Органный пульт

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым – переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.
  • Мануал

    Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами – педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

    Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

    В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Ruckpositiv – совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.
  • Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

    В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

    Педали

    Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

    Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

    Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

    Регистры

    Регистры – это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

    Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

    Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

    Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

    А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

    Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

    Трубы

    Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, – это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

    Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

    Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.

    А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

    Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

    Трактура духового органа

    Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

    Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.

    Микстура – это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.

    Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.

    Музыкальный инструмент орган

    Орган – воплощение грандиозности и величия, его справедливо называют «королем» в мире музыки. Это единственный инструмент, резонатором которого зачастую служит само помещение, а не деревянный корпус. Его ближайшими родственника являются не фортепиано и рояль, как может показаться, а флейта и баян.

    Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.

    Устройство органа

    Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.

    Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.

    Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.

    Регистр – определенное количество труб относящихся к одному «семейству», их объединяет тембровая схожесть. Регистровые комбинации называют «копулами» (с лат — «связки», «соединения»). По желанию заказчиков, мастера могут добавлять в орган отдельные регистры, имитирующие звук какого-то определенного инструмента.

    Педальная клавиатура – ножная, выглядит так же, как и ручная. С ее помощью исполнитель управляет басовыми трубами. Для игры на педальной клавиатуре, органисты надевают специально изготовленную «чувствительную» и тесную обувь с очень тонкой подошвой.

    Трубы органа – металлические, деревянные и деревянно-металлические полые трубы разной длинны, диаметра и формы. По способу звукоизвлечения разделяются на «язычкое» и «лобиальные». Инструмент может содержать до 10 тыс. таких труб, самые большие из них – басовые, их высота может достигать до 10 метров, а вес – до 500 кг. Иногда самым низким звукам инструмента дается название, например «голос кита».

    А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.

    Фасадная, видимая зрителям сторона органа – только небольшая его часть, остальное же «содержимое» находится за стеной. Несмотря на внешнюю прочность органных труб, их все же достаточно легко погнуть, поэтому посторонних редко допускают «внутрь» инструмента.
    Абстракты – специальные тонкие деревянные рейки, которые соединяют клавиши с трубными клапанами. Некоторые из них могут достигать в высоту 13 метров.

    Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш.
    Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.

    Этимология названия инструмента

    В переводе с древнегреческого «organum» означает «орудие», или «инструмент». А в средневековой Руси «органом» называли «всякий звучащий сосуд».

    Исторические сведения

    Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.

    Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.

    Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.

    Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.

    Поэтому играли на такой клавиатуре не пальцами, как на современном инструменте, а кулаками и локтями, прилагая немалое усилие.
    Широко распространенным инструментом орган стал после введения его в VII в. католическую богослужебную практику. В этот же период, органы из небольших транспортировочных инструментов, перевозимых на телегах, превратились в большие стационарные музыкальные «орудия»– устанавливаемые в церквях.

    В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.

    Разновидности

    В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:

  • Духовые;
  • Струнные;
  • Театральные;
  • Механические;
  • Электронные;
  • Паровые;
  • Гидравлические;
  • Цифровые
  • Роль «короля» инструментов в музыкальном искусстве

    Со времен своего происхождения, орган занимал определенное место в культурной жизни человечества, имея различные степени популярности и важности в зависимости от исторической эпохи. Временем расцвета, или «золотым веком органа», считается эпоха Барокко – XVII-XVIII ст. В этот период творили такие великие композиторы как Бах, Букстехуде, Фрескобальди и др.

    Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.

    Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.

    Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.

    Орган — инструмент, имеющий настолько уникальные и неповторимые возможности имитации и сочетания разных тембров, что даже самая простая мелодия «в его исполнении» превращается в шикарное музыкальное произведение, яркость восприятия которого усиливается мощностью звучания и завораживающим внешним видом инструмента.

    Видео

    Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.



    Клавиши органа как называются

    Музыкальный инструмент: Орган

    Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен, поэтому путешествие по нему весьма познавательное и в то же время увлекательное занятие. Инструменты отличаются друг от друга по форме, размерам, устройству и способу звукоизвлечения и, в результате, подразделяются на различные семейства: струнные, духовые, ударные и клавишные. Каждое из этих семейств, в свою очередь, распадается на разные виды, например, скрипка, виолончель и контрабас, относятся к разряду струнно — смычковых инструментов, а гитара, мандолина и балалайка являются струнно — щипковыми. Валторна, труба и тромбон причисляются к медным духовым инструментам, а фагот, кларнет и гобой – к деревянным духовым. Каждый музыкальный инструмент уникален и в музыкальной культуре занимает своё определённое место, вот например, орган — символ красоты и таинственности. Он не относится к разряду очень популярных инструментов, так как научиться играть на нём может далеко не каждый даже профессиональный музыкант, но заслуживает особого внимания. Кто хоть раз услышит орган «живьем» в концертном зале, то получит впечатление на всю жизнь, звучание его завораживает и никого не оставляет равнодушным. Создается ощущение, что музыка изливается с поднебесья и что это творение кого-то свыше. Даже внешний вид инструмента, который является неповторимым, вызывает ощущение неудержимого восторга, поэтому недаром орган называют «королем музыкальных инструментов».

    Звук

    Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.

    Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

    Фото:

    Интересные факты

  • Орган является единственным музыкальным инструментом, который имеет постоянную прописку.
  • Органист – так называется музыкант, играющий на органе.
  • Концертный зал в г. Атлантик-Сити ( США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб).
  • Второе место принадлежит органу Ванамейкера (Филадельфия США). Он весит около 300 тонн, имеет 451 регистр, 6 мануалов и 30067 труб.
  • Следующим по величине является орган собора Святого Стефана, который находится в немецком городе Пассау (229 регистров, 5 мануалов, 17774 трубы).
  • Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени.
  • Во время Второй мировой войны немецкие солдаты советские реактивные системы залпового огня БМ-13, известные у нас в народе под названием «Катюша», из-за устрашающего звука называли «органом Сталина».
  • Одним из древнейших частично сохранившихся образцов является орган, производство которого датируется XIV веком. Инструмент в данное время является экспонатом Национального исторического музея г. Стокгольма (Швеция).
  • В XIII веке небольшие органы, имеющие название позитив, активно применялись в походных условиях. Выдающийся режиссер С. Эйзенштейн в своем фильме «Александр Невский» для более реального изображения вражеского стана — лагеря ливонских рыцарей,использовал подобный инструмент в сцене во время служения епископом мессы.
  • Единственный в своем роде орган, в котором использовались трубы изготовленные из бамбука, был установлен в 1822 году на Филлипинах, в г. Лас-Пиньяс в церкви Святого Иосифа.
  • Наиболее престижными Международными конкурсами органистов в настоящее время являются: конкурс имени М. Чюрлёниса, (Вильнюс, Литва); конкурс имени А. Гедике (Москва, Россия); конкурс имени И.С. Баха (Лейпциг, Германия); конкурс исполнителей в Женеве (Швейцария); конкурс имени М. Таривердиева (Калининград, Россия).
  • Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе г. Калининграда (90 регистров, 4 мануала, 6,5 тысячи труб).
  • Конструкция

    Орган – музыкальный инструмент, который включает в себя огромное количество различных деталей, поэтому подробное описание его конструкции дело довольно сложное. Орган изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота инструмента может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина – около 4 метров. Вес такого громадного сооружения измеряется в тоннах.

    Он имеет не только очень большие размеры, но и сложную конструкцию, включающую трубы, машину и сложную систему управления.

    Труб в органе очень много – несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой – несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких — в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала – дерево и металл (сложный сплав из свинца, олова и других металлов). Формы труб весьма разнообразны — это конус, цилиндр, двойной конус и другие. Трубы располагаются рядами, причем не только вертикально, но и горизонтально. Каждый ряд обладает голосом какого-либо инструмента и называется регистром. Регистры в органе исчисляются десятками и сотнями.

    Система управления органом – это исполнительский пульт, который иначе называют органной кафедрой. Здесь располагаются мануалы – ручные клавиатуры, педаль – клавиатура для ног, а также большое количество кнопок, рычажков, а также различных контрольных лампочек.

    Рычажки, расположенные справа и слева, а также над клавиатурами, включают и выключают регистры инструмента. Количество рычагов соответствует количеству регистров инструмента. Над каждым рычагом устанавливается сигнализирующая контрольная лампочка: она загорается, если регистр включен. Функции некоторых рычажков дублируются кнопками, расположенными над ножной клавиатурой.

    Также над мануалами находятся кнопки, которые имеют очень важное назначение – это память управления органом. При её помощи органист перед выступлением может запрограммировать порядок переключения регистров. При нажатии кнопок запоминающего механизма регистры инструмента включаются в определенном порядке автоматически.

    Количество ручных клавиатур — мануалов на органе, бывает от двух до шести, и располагаются они друг над другом. Количество клавиш на каждом мануале — 61, что соответствует диапазону пяти октав. Каждый мануал связан с определенной группой труб, а также имеет свое название: Hauptwerk. Oberwerk, Ruckpositiv, Hinterwerk, Brustwerk, Solowerk, Choir.

    Ножная клавиатура, при помощи которой извлекаются очень низкие звуки, имеет 32 широко расставленные педальные клавиши.

    Очень важным составляющим элементом инструмента являются меха, воздух в которые нагнетается при помощи мощных электрических вентиляторов.

    Применение

    Орган сегодня, как и в прежние времена, используется очень активно. Он так же применяется для аккомпанемента в католических и протестантских богослужениях. Довольно часто церкви с органом служат своего рода «декорированными» концертными залами в, которых проводятся концерты не только органной, а также камерной и симфонической музыки . Кроме того в нынешнее время органы устанавливаются в больших концертных залах, где они используются не только как солирующие, но и аккомпанирующие инструменты Орган красиво звучит с камерным ансамблем, вокалистами, хором и симфоническим оркестром, Например, партии органа включены в партитуры таких замечательных произведений как «Поэма экстаза» и «Прометей» А. Скрябина , симфония № 3 К. Сен-Санса . Также орган звучит в программной симфонии «Манфред». П.И.Чайковского . Стоит отметить, что хоть и не часто, но орган используется в оперных спектаклях таких как «Фауст» Ш. Гуно, « Садко » Н.А.Римского-Корсакова, « Отелло » Д.Верди, «Орлеанская дева» П.И.Чайковского.

    Важно отметить, что музыка для органа это плод творений очень талантливых композиторов, среди которых в 16 веке: А. Габрие?ли, А. Кабесо?н, М. Клаудио; в 17 веке: И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, Г. Пёрселл, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн; в 18 веке В. А. Мо?царт, Д. Циполи, Г. Ф. Гендель, В. Любек, И. Кребс; в 19 веке М. Босси, Л. Боэльман, А. Бру?кнер, А. Гильма?н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са?нс, Г. Форе?, М. Чюрлёнис. М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И.Брамс, Л. Вьерн; в 20 веке П.Хиндемит, О. Мессиан, Б. Бриттен, А. Онеггер, Д. Шостакович, Б. Тищенко, С.Слонимский, Р.Щедрин, А. Гедике, Ш. Видо?р, М. Дюпре, Ф. Нововейский, О. Янченко.

    Известные исполнители

    Уже с самого начала своего появления орган привлекал к себе большое внимание. Исполнение музыки на инструменте всегда было не простым занятием, и поэтому настоящими виртуозами могли быть только по-настоящему талантливые музыканты, к тому же многие из них сочиняли музыку для органа. Среди исполнителей прошлых времен особо следует выделить таких знаменитых музыкантов как А. Габрие?ли, А. Кабесо?н, М. Клаудио, И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн, В. Любек, И. Кребс, М. Босси, Л. Боэльман, Анто?н Бру?кнер, Л. Вьерн, А. Гильма?н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са?нс, Г. Форе М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, А. Гедике, О. Янченко. Талантливых органистов в нынешнее время довольно много, всех перечислить невозможно, но вот имена некоторых из них: Т. Троттер (Великобритания), Г. Мартин (Канада), Х. Иноуэ ( Япония), Л. Рогг (Швейцария), Ф. Лефевр, (Франция), А. Фисейский (Россия), Д. Бриггс, (США), У. Маршалл, (Великобритания), П. Планявский, (Австрия), У. Бениг, (Германия), Д. Геттше, (Ватикан), А. Уибо, (Эстония), Г. Иденстам, (Швеция).

    История органа

    Уникальная история органа начинается в очень давние времена и насчитывает несколько тысячелетий. Искусствоведы предполагают, что предшественниками органа являются три древних инструмента. Изначально — это многоствольная флейта Пана, состоящая из нескольких прикрепленных друг к другу тростниковых трубочек различной длины, каждая из которых издает только один звук. Вторым инструментом была вавилонская волынка, где для создания звука применялась меховая камера. И третьим прародителем органа считается китайский шэн — духовой инструмент, с вибрирующими язычками, вставленными в бамбуковые трубочки, прикрепленные к резонаторному корпусу.

    Музыканты, играющие на флейте Пана, мечтали, чтобы она обладала бы более широким диапазоном, для этого они добавляли количество звуковых трубочек. Инструмент получался очень большим, и играть на нем было довольно неудобно. Однажды знаменитый древнегреческий механик Ктезибий, живший во втором веке до нашей эры, увидел и пожалел несчастного флейтиста, с трудом управлявшегося с громоздким инструментом. Изобретатель придумал, как облегчить музыканту исполнение на инструменте и приспособил к флейте для подачи воздуха сначала один поршневой насос, а затем два. В дальнейшем Ктезибий для равномерной подачи потока воздуха и, соответственно, более плавного звуковедения усовершенствовал свое изобретение, пристроив к конструкции резервуар, который находился в большой емкости с водой. Этот гидравлический пресс облегчил работу музыканта, так как освободил его от вдувания воздуха в инструмент, но требовал наличия ещё двух человек, которые должны были качать насосы. А чтобы воздух шел не ко всем трубам, а именно к той, которая должна была звучать в данный момент, изобретатель приспособил к трубам специальные заслонки. Задача музыканта заключалась в том, чтобы открывать и закрывать их в нужное время и в определенной последовательности. Свое изобретение Ктезибий назвал гидравлосом, то есть «водяная флейта», но в народе его стали называть просто «орган», что в переводе с греческого означает «инструмент». То, о чем мечтал музыкант, свершилось, диапазон гидравлоса сильно расширился: к нему прибавилось большое количество труб разных размеров. К тому же орган приобрел функцию многоголосия, то есть он мог, в отличие от своей предшественницы флейты Пана, одновременно издавать несколько звуков. Орган того времени имел резкий и громкий звук, поэтому его эффективно использовали на публичных зрелищах: боях гладиаторов, состязаниях колесниц и других подобных представлениях.

    Между тем музыкальные мастера продолжали работать над усовершенствованием инструмента, приобретающего всё большую популярность. Во времена раннего христианства гидравлическую конструкцию Ктезибия заменили мехами, а затем и целой системой мехов, что значительно улучшило качество звучания инструмента. Размер и количество труб значительно увеличивалось. В IV веке нашей эры органы достигли уже больших размеров. Страны, в которых они получили наиболее интенсивное развитие, были Франция, Италия, Германия и Испания. Однако, например, в V веке инструменты, устанавливаемые в большинстве испанских храмов, применялись только во время больших богослужений. Изменения произошли в VI I веке, а именно в 666 году, когда по особому распоряжению Римского папы Виталия, звучание органов стало неотъемлемой частью церковного католического богослужения. Кроме этого инструмент являлся обязательным атрибутом различных императорских церемоний.

    Усовершенствование органа продолжалось во все времена. Размеры инструмента и его акустические возможности росли очень интенсивно. Количество труб, которые для разнообразия тембральной окраски делались как металлическими, так и деревянными, достигало уже нескольких сотен. Органы, приобрели огромную величину и стали встраиваться в стены храмов. Лучшими инструментами того времени считались органы, изготовленные мастерами из Византии, в IX веке центр их производства переместился в Италию, а несколько позднее и немецкие мастера овладели этим сложным искусством. XI век характеризует следующий этап в развитии инструмента. Строились органы, отличавшиеся по форме и размерам — настоящие произведения искусства. Мастера продолжали работать над модернизацией инструмента, например, был сконструирован специальный стол с клавиатурами, получивших название мануалов. Однако исполнение на таком инструменте было делом нелегким. Клавиши были огромных размеров, длина их могла достигать 30 см, а ширина -10 см. Музыкант прикасался к клавиатуре не пальцами, а кулаками или локтями.

    XIII век – новый этап в развитии инструмента. Появились небольшие переносные органы, получившие название портатив и позитив. Они быстро набирали популярность, так как были приспособлены для походных условий и были обязательными участниками в военных действиях. Это были компактные инструменты с небольшим количеством труб, одним рядом клавиш и меховой камерой для вдувания воздуха.

    В XIV- XV века орган становится ещё более востребованным и соответственно усиленно развивается. Появляется клавиатура для ног и большое количество рычагов, которые переключают тембры и регистры. Возможности органа увеличились: он мог подражать звучанию различных музыкальных инструментов и даже пению птиц. Но самое главное были уменьшены размеры клавиш, что привело к расширению исполнительских возможностей органистов.

    В XVI—XVII веках орган становится ещё более сложным инструментом. Его клавиатура на разных инструментах могла варьироваться от двух до семи мануалов, каждый из которых вмещал диапазон до пяти октав, а для управления музыкальным гигантом был сконструирован специальный пульт. В это время для инструмента творили такие замечательные композиторы как Д.Фрескобальди, Я. Свелинк, Д. Букстехуде, И.Пахельбель.

    XVIII век считается «Золотым веком органа».Органостроительство и исполнительство на инструменте достигло небывалого расцвета. Органы, построенные в этот период, обладали прекрасным звучанием и прозрачностью тембра. А величие этого инструмента было увековечено в творчестве гениального И.С. Баха .

    XIX век тоже ознаменовался новаторскими изысканиями в органостроении. Талантливый французский мастер Аристид Кавайе-Коль в результате конструктивных усовершенствований смоделировал инструмент, который по звучанию и масштабам был более мощным, а также обладал новыми тембрами. Такие органы впоследствии стали называться симфоническими.

    В конце XIX и начале XX века органы стали снабжаться различными электрическими, а затем и электронными устройствами.

    Орган не случайно называют «королём музыки», он во все времена являлся самым грандиозным и таинственным музыкальным инструментом. Его величественный звук, обладающий большой убеждающей силой, никого не оставляет равнодушным, а эмоциональное воздействие этого инструмента на слушателя неизмеримо, так как ему подвластна музыка очень широкого диапазона: от космических размышлений до тонких душевных человеческих переживаний.

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Видео: слушать орган

    Орган

    Категория
    в системе Хорнбостеля-Закса
    4. Аэрофоны ? 42. Духовые инструменты ?
    421. Аэрофоны с вдувательным отверстием на конце или флейты
    Группа Клавишные Духовые (Пневматические)

    Орган (лат. organum из др.-греч. ??????? ? «инструмент, орудие») — клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.

    Устройство и звучание

    Его высота и длина приравниваются к размеру стены от фундамента до крыши в большом здании – храме или концертном зале. Выразительный ресурс органа позволяет создавать для него музыку широчайшего объёма содержания: от размышлений о Боге и космосе до тонких интимных отражений человеческой души.
    Устройство, принципы звукообразования и другие характеристики того или иного органа напрямую зависят от его типа и вида.
    В акустических органах (духовых, паровых, губных, ветряных, гидравлических, механических и т. д.) звук образуется благодаря вибрации воздуха в специальных органных трубах — металлических, деревянных, бамбуковых, тростниковых и т. д., которые могут быть с язычками, либо без язычков. При этом воздух может нагнетаться в трубы органа различными способами — в частности, с помощью специальных мехов.
    На протяжении нескольких столетий для исполнения почти всей церковной музыки, как и музыкальных произведений, написанных в других жанрах, использовались исключительно духовые органы. Однако известно о церковном и светском применении и органиструма, не духового, а струнного клавишного инструмента с органными свойствами.
    Электрический орган изначально был создан для электронной имитации звучания духовых органов, но затем электроорганы по их функциональному назначению стали разделять на несколько видов:

    • Церковные электроорганы, возможности которых максимально адаптированы для исполнения духовной музыки в культовых храмах.
    • Электроорганы для концертного исполнения популярной музыки, в том числе джаза и рока.
    • Электроорганы для любительского домашнего музицирования.
    • Программируемые электроорганы для профессиональной студийной работы
    • Рассмотрим подробнее строение духового органа. Он состоит из следующих частей:

      Пульт
      Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.
      к игровым устройствам относятся мануалы и педали.
      К тембровым — переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.
      Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.
      Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

      Мануал
      Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами — педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.
      Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.
      В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.
      Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
      Ruckpositiv — совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
      Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
      Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
      Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.
      Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.
      В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.
      Педали
      Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.
      Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.
      Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.
      Регистры
      Регистры — это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.
      Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.
      Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.
      Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.
      А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.
      Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.
      Трубы
      Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, — это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.
      Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.
      Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.
      А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.
      Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

      Трактура духового органа
      Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.
      Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.
      Микстура — это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.
      Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.

      Орган – музыкальный инструмент с уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст – около 28 веков.
      Историческим предшественником органа является дошедший до нас инструмент флейта Пана (по имени греческого бога, сотворившего её, как упомянуто в мифе). Появление флейты Пана датировано 7 веком до н.э., но реальный возраст, вероятно, гораздо больше.
      Так называется музыкальный инструмент, состоящий из вертикально поставленных рядом тростниковых трубочек разной длины. Боковыми поверхностями они прилегают друг к другу, а поперёк объединены пояском из крепкой материи или деревянной планкой. Исполнитель вдувает воздух сверху через отверстия трубочек, и они звучат – каждая на своей высоте. Настоящий умелец игры может использовать сразу две или даже три трубочки для извлечения одновременного звучания и получить двухголосный интервал или, при особом мастерстве, трёхголосный аккорд.

      Флейта Пана олицетворяет собой извечное стремление человека к изобретательству, особенно в искусстве, и желание совершенствовать выразительные возможности музыки. До того, как этот инструмент появился на исторической сцене, в распоряжении древнейших музыкантов были более примитивные продольные флейты – простейшие дудочки с отверстиями для пальцев. Их технические возможности были невелики. На продольной флейте невозможно одновременное извлечение двух и более звуков.
      В пользу более совершенного звучания флейты Пана говорит также следующий факт. Способ вдувания воздуха в неё – бесконтактный, воздушная струя подаётся губами с некоторого расстояния, что создаёт особый тембровый эффект мистического звучания. Все предшественники органа были духовыми, т.е. использовали управляемую живую силу дыхания для создания художественных образов. Впоследствии эти особенности – многоголосие и призрачно-фантастический «дышащий» тембр – были унаследованы в звуковой палитре органа. Именно они лежат в основе уникальной способности органного звука – вводить слушателя в транс.
      От появления флейты Пана до изобретения следующего предшественника органа прошло пять столетий. За это время знатоки духового звукоизвлечения нашли способ, позволяющий бесконечно увеличить ограниченное время человеческого выдоха.
      В новом инструменте подача воздуха осуществлялась с помощью кожаных мехов – наподобие тех, которыми пользовался кузнец для нагнетания воздуха.
      Появилась также возможность автоматически поддерживать двухголосие и трёхголосие. Один или два голоса – нижние – без перерыва тянули звуки, высота которых не менялась. Эти звуки, называемые «бурдонами» или «фобурдонами», извлекались без участия голоса, непосредственно из мехов через открытые в них отверстия и были чем-то вроде фона. Позднее они получат название «органного пункта».
      Первый голос, благодаря уже известному способу закрывания дырочек на отдельной «флейтообразной» вставке в мехи, получил возможность играть достаточно разнообразные и даже виртуозные мелодии. Во вставку исполнитель вдувал воздух губами. В отличие от бурдонов, мелодия извлекалась контактным способом. Поэтому в ней отсутствовал налёт мистики — его взяли на себя бурдонные подголоски.
      Этот инструмент приобрёл большую популярность, особенно в народном творчестве, а также среди странствующих музыкантов, и стал называться волынкой. Благодаря её изобретению будущий органный звук приобрёл практически неограниченную протяжность. Пока исполнитель накачивает воздух мехами, звук не прерывается.
      Таким образом, проявились три из четырёх будущих звуковых свойств «короля инструментов»: многоголосие, мистическая уникальность тембра и абсолютная протяжность.
      Начиная со 2 века до н.э. появляются конструкции, которые всё более приближаются к образу органа. Для нагнетания воздуха греческий изобретатель Ктесебий создаёт гидравлический привод (водяной насос). Это позволяет увеличить мощность звука и снабдить нарождающийся колосс-инструмент довольно длинными звучащими трубами. На слух гидравлический орган становится громким и резким. С такими свойствами звука он широко используется в массовых представлениях (ипподромные скачки, цирковые шоу, мистерии) у греков и римлян. С появлением раннего христианства вновь вернулась идея нагнетания воздуха мехами: звук от этого механизма был более живым и «человечным».
      Фактически, на этом этапе можно считать сформированными основные особенности органного звука: многоголосная фактура, властно притягивающий внимание тембр, беспрецедентная протяжность и особая мощность, пригодная для привлечения большой массы людей.
      Следующие 7 столетий были для органа определяющими в том смысле, что его возможностями заинтересовалась, а затем прочно «присвоила» их и развивала христианская церковь. Органу было суждено стать инструментом массовой проповеди, каким он остаётся вплоть до наших дней. С этой целью его преобразования двигались по двум руслам.
      Первое. Физические размеры и акустические способности инструмента достигли невероятных величин. В соответствии с ростом и развитием храмовой архитектуры бурно прогрессировал аспект архитектурно-музыкальный. Орган стали встраивать в стену храма, и его громоподобное звучание подчиняло и потрясало воображение прихожан.
      Количество органных труб, которые теперь делали из дерева и металла, достигло нескольких тысяч. Тембры органа обрели широчайший эмоциональный диапазон – от подобия Гласа Божия до тихих откровений религиозной индивидуальности.
      Возможности звучания, ранее приобретённые на историческом пути, понадобились в церковном обиходе. Многоголосие органа позволяло усложняющейся музыке отражать многогранные переплетения духовной практики. Протяжность и нагнетаемость тона возвеличили аспект живого дыхания, приблизивший саму природу органного звука к переживаниям уделов человеческой жизни.

      С этого этапа орган – музыкальный инструмент огромной убеждающей силы.
      Второе направление в развитии инструмента шло по пути усиления его виртуозных возможностей.
      Для управления тысячным арсеналом труб нужен был принципиально новый механизм, дающий возможность исполнителю справиться с этим несметным богатством. История сама подсказала нужное решение: появились клавишные инструменты. Идею клавиатурной координации всего массива звучания великолепно адаптировали к устройству «короля музыки». Отныне орган – инструмент клавишно-духовой.
      Управление гигантом сосредоточилось за специальным пультом, объединившем в себе колоссальные возможности клавирной техники и гениальные изобретения органных мастеров. Перед органистом теперь располагались в ступенчатом порядке – одна над другой – от двух до семи клавиатур. Внизу, у самого пола под ногами стояла большая педальная клавиатура для извлечения низких тонов. На ней играли ногами. Таким образом, техника органиста требовала большого мастерства. Посадочным местом исполнителя была длинная скамья, поставленная сверху над педальной клавиатурой.
      Объединением труб управлял регистровый механизм. Около клавиатур находились специальные кнопки или рукоятки, каждая из которых приводила в действие одновременно десятки, сотни и даже тысячи труб. Чтобы органист не отвлекался на переключение регистров, у него появился помощник – обычно ученик, который должен был разбираться в основах игры на органе.
      Орган начинает победное шествие в мировой художественной культуре. К 17 веку он достиг расцвета и небывалых высот в музыке. После увековечения органного искусства в творчестве Иоганна Себастьяна Баха величие этого инструмента остаётся непревзойдённым до наших дней. Сегодня орган – музыкальный инструмент новейшей истории.

      Выразительный ресурс органа позволяет создавать для него музыку широчайшего объёма содержания: от размышлений о Боге и космосе до тонких интимных отражений человеческой души.

      ОРГАН ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

      Гучас Р., Кравчун П. Орган во времени и пространстве // Наука и жизнь. — №1, 1992.

      “Орган — поистине самый великий, самый смелый, самый великолепный из всех музыкальных инструментов, созданных человеческим гением. Это целый оркестр, от которого искусная рука может всего добиться, он же может все выразить. Это своего рода пьедестал, на который восходит душа, чтобы ринуться в пространство, когда в своем полете она пытается начертать тысячу картин, живописать жизнь, пробежать бесконечность, отделяющую небо от земли.”

      Оноре де Бальзак

      Не первое десятилетие продолжается невиданное у нас ранее возрождение органа. Пустеют некогда популярные театры и залы. Вконец уставшие от тягот сегодняшней нашей повседневности люди теряют интерес даже к тому, к чему не так давно могли дорваться только с помощью “лишнего билетика”. Но на органных вечерах по-прежнему аншлаги. И как и прежде, тесной толпой обступают в фойе слушатели лектора, чтобы в короткие 10-15 минут антракта хоть что-то узнать о величественном и загадочном инструменте.

      Рассказать об органе читателям “Науки и жизни” мы попросили знатоков этого инструмента. Публикуем их статью в сокращении, опустив ряд профессиональных подробностей.

      Р. ГУЧАС, руководитель государственного предприятия
      “Вильнюсская органная мастерская” (Литва),
      кандидат физико-математических наук П. КРАВЧУН,
      сотрудник кафедры акустики МГУ им. М. В. Ломоносова.
      ОТЗВУКИ ФЛЕЙТЫ ПАНА И ГИДРАВЛОСА

      Более двух тысяч лет органу. Но не создан еще музыкальный инструмент, который превосходил бы его по величественности и диапазону звучания, тембровому разнообразию. Современный орган — не просто уникальный по своим возможностям инструмент, это одновременно и сложное инженерное сооружение, особенности конструкции которого решающим образом сказываются на его музыкально-акустических качествах. По природе звучания это — духовой инструмент, по способу управления — клавишный. Прообразом органа может считаться древнегреческий сиринкс, или флейта Пана. Она состоит из нескольких, связанных в один ряд, флейтовых трубочек. В органе, как и в древнем сиринксе, одна труба издает только один звук. В трубы органа, однако, дует не сам исполнитель, а механические мехи, дающие длительный ровный поток воздуха, а значит и равномерное и продолжительное звучание.

      Орган создан в античные времена, его изобретателем считается механик Ктезибиос (Ктесибий) из Александрии, живший в III веке до н.э. В его органах воздух нагнетался в трубы при помощи воды, поэтому инструмент получил название гидравлос. 0н был распространен в Древнем Риме. И вообще в ареале греческо-римской культуры искусство органостроения достигло высокого уровня. Гидравлос звучал в салонах аристократов, во время боев гладиаторов. В Европе особый подъем органостроения начался после того, как в Аахене в 826 г. и в Винчестере в 980 г. были установлены органы невиданных ранее размеров и возможностей. Последний, например, имел 400 труб и две клавиатуры для двух исполнителей. Трубы античного органа изготовлялись в основном из меди и свинца, в средние века их стали делать также из олова и дерева. Клавиши тогда были большие, до 10 см шириной, и нажимались они ударом кулака. (Не отсюда ли пошло старинное выражение “бить в органы” ?) В XIV столетии появилась педальная клавиатура и были сконструированы ящики распределения воздуха, позволяющие включать отдельные ряды (регистры) труб. Можно сказать, формирование инструмента тогда в принципе было завершено. До сих пор звучит орган в старом замке, в церкви св. Валерии в местечке Сион (Швейцария). Он был построен в 1380 году и считается самым старым в мире играющим органом.

      И хотя последующие шесть столетий принципиальных новшеств в орган не внесли, инструмент невероятно развился во всех, особенно в техническом, отношениях.
      КОЕ-ЧТО О “ГОЛОСОВОМ АППАРАТЕ”

      Два принципиально различных вида труб образуют все многообразие звуков органа — трубы лабиальные (от лат. labium — губа) и язычковые. Основную часть органа составляют лабиальные трубы, и именно их слушатель, как правило, видит из зала.

      Лабиальная труба сконструирована так, что воздух, попадающий в нее, вытекая через узкую щель, образует тонкую, но широкую струю. Как бы пробуя, куда ей удобнее течь, струя периодически отклоняется то наружу, то внутрь трубы, “трепещет”, будто флаг на ветру. Основную частоту колебаний воздуха, то есть частоту звука, определяет высота столба воздуха в трубе-резонаторе, то есть длина трубы.

      Материал, из которого сделана труба, диктует ее форму: оттого металлические трубы — круглого сечения, а деревянные — прямоугольного. Тембр звучания трубы зависит от ее формы и пропорций резонатора: чем длиннее труба, тем ниже ее “голос”, меньше частота звука. В старых органах, а иногда и сейчас, в нижних октавах вместо металлических труб ставили более дешевые деревянные, и в звучании это практически не ощущается. Древесину для органных труб применяют самую разную, лишь бы она была без трещин и других повреждений, сухой и выдержанной. Правда, для маленьких деревянных труб предпочитают твердые породы, лучше мелкой структуры. Но иные мастера и из сосны делали великолепные маленькие трубки. Главное — сделать трубы чисто и точно.

      Для металлических труб используют олово, свинец, цинк, медь. Самый ходкий материал — сплав олова и свинца (его называют “органным металлом”). Толщина листа от 0,35-0,4 мм для маленьких труб до нескольких миллиметров для больших. Если хотят, чтобы труба звучала ярко и светло, ее делают из более твердого состава, около 70% олова. Для труб, которые должны звучать мягко, как флейта, применяют сплав помягче, более 60% свинца. Олово — металл дорогой, поэтому мастера органного дела нередко применяли более дешевые медь и цинк. Хорошо звучат большие медные трубы, но их труднее делать. Цинк дешев, но в звучании органа с цинковыми трубами (а такими инструментами увлекались на рубеже XIX и XX веков) есть что-то “от ведра”.

      Главное же для звучания трубы — ее конструкция (и здесь важны мельчайшие детали), размеры, интонировка (комплекс едва заметных на первый взгляд тонкостей конструкции, делающих каждую трубу “индивидуальностью”). Упрощенно можно сказать, что от длины зависит высота звука, от диаметра — мощность, полнота звучания, от ширины ротика — громкость, а от высоты его — тембр. На самом же деле эти зависимости гораздо сложнее. Например, выбор параметров ротика — целая наука: чем он ниже, тем больше обертонов — звучание напоминает тембр смычковых инструментов. Делаем ротик выше — обертоны ослабляются в сравнении с основным тоном, звучание приобретает флейтовый характер. А если вырезать его слишком высоким, звучание вообще тускнеет, и трубу можно считать испорченной. Нормальной высотой ротика считается 1/4 его ширины, а ширина — 1/4 периметра трубы. Такие пропорции делают звучание трубы ярким и выразительным.

      Громкость звучания, конечно же, зависит от количества поступающего в трубу воздуха, а его поток регулируют тем или иным способом, изменяя входное отверстие внизу ножки или ширину щели между клином и нижней губой ротика.

      Лабиальные регистры делятся в зависимости от тембра и громкости на три группы: принципалы (principal — главный, основной), флейты и штрайхеры (от нем. streichen — струнные). Принципалы — открытые трубы, обладающие полным, ярким и громким звучанием. Они образуют основу органа: полный хор принципальных регистров различной высоты звучит торжественно, ярко, звонко (органное Pleno). Спектр принципала весьма богат обертонами. Флейтовые регистры звучат тише и мягче принципалов, в их спектре обертоны выражены слабее. У штрайхеров звук еще тише, но набор обертонов у них богаче. Весь секрет в мензуре (отношении диаметра трубы к ее длине): у флейтовых она больше, у штрайхеров — меньше, чем у принципалов.

      Регистров, составленных из язычковых труб, в органах обычно значительно меньше, чем лабиальных, а в небольших инструментах они могут отсутствовать совсем. Звучат язычковые регистры ярко, красочно, а по громкости они, как правило, превосходят лабиальные.

      Звук в язычковой трубе возникает вследствие колебаний небольшой металлической пластинки — язычка — в потоке воздуха, как, например, у фисгармонии или баяна. Частота звучания этих труб зависит от длины колеблющейся части язычка (для регулировки ее придумана специальная пружина-полозок). Влияние же резонатора (раструба) на высоту звука — фактор второстепенный: язычковые трубы различной длины по высоте могут звучать почти одинаково. Основная функция резонатора — отфильтровать обертоны и, подобно рупору, передать звук в окружающее пространство.

      Трубы с длинными открытыми сверху конически расширяющимися резонаторами звучат ярко и громко, трубы с длинными цилиндрическими или частично закрытыми сверху резонаторами — несколько скромнее, и у них слабее выражен основной тон. Самое тихое звучание у труб с короткими резонаторами.

      Язычки чаще всего делают из латуни (в небольших старинных органах иногда применялись и деревянные). Раструбы же изготавливают из органного металла, олова, цинка, меди, латуни, а также из дерева.

      Язычковые регистры сложны и в изготовлении, и в интонировке, потому и удаются далеко не всем органостроительным фирмам. Наивысшего расцвета искусство их изготовления достигло в творчестве французских мастеров XVII-XVIII столетий, а позднее в лидеры вышли и англичане.
      ХОРЫ СТРОЙНЫЕ ВСЕХ ТРУБ

      Органная клавиатура сравнительно короткая — четыре с половиной, иногда пять октав (у рояля — 8 октав), и ноты органных произведений пишутся только в этом диапазоне. Широчайший же тембровый и динамический диапазон инструмента достигается разнообразием труб.

      Трубы органа расположены рядами — регистрами. Чаще всего сколько клавиш на клавиатуре — столько и труб в регистре. Каждый из регистров состоит из труб одной конструкции и одного характера звучания, но разной длины. На ручках или кнопках включения регистров обычно пишется его название и высота. Регистр, для которого частота основного тона труб соответствует нажатым клавишам (как на фортепиано), называется восьмифутовым (пишется обычно — 8?). Это означает, что открытая труба, издающая звук “До” большой октавы, имеет длину около 8 футов (свыше двух метров). Труба, звучащая на октаву выше, имеет длину 4 фута, на октаву ниже — 16 футов, и т. д. Трубы, настроенные на частоты наиболее высоких обертонов, обычно объединяют в два-три составных регистра из нескольких полных рядов труб. Такие регистры называют микстурами (лат. mixtura — смесь). Эти “хоры” от двух до 8, а иногда и до 18 и даже более рядов труб, придают звучанию органа блеск, отчетливость, создают своеобразную “звуковую корону”. Когда включен регистр-микстура, нажатие одной клавиши заставляет звучать сразу несколько труб — по числу рядов в микстуре.

      В больших инструментах в число регистров педальной клавиатуры входят 32-футовые, а в уникальных случаях — и 64-футовые регистры, то есть с трубами до 64 футов (20 м). Традиционные материалы “слабы” для таких размеров. В американских органах-гигацтах есть трубы, изготовленные из железобетона. Самый большой в мире орган установлен в городе Атлантик-Сити в США, он имеет 7 ручных и педальную клавиатуры, 455 регистров, 33 112 труб. До 1912 года самым большим в мире по количеству регистров считался инструмент, построенный мастером Б. Грюнебергом в латышском городе Лиепая: 4 ручных и педальная клавиатуры, 131 регистр. Заметим, что величина органа, количество его регистров далеко не всегда говорят о его качестве.

      Диспозиция (перечень всех регистров) дает исполнителю лишь предварительную информацию об органе. Понять, почувствовать инструмент, можно лишь при непосредственном знакомстве с ним. Для органа весьма существенны и акустические свойства зала: в ином зале три-четыре регистра приятно наполняют все пространство, а каждый в отдельности звучит рельефно и выразительно. В других же помещениях из-за сухой, “плоской” акустики выразительного звучания можно достичь лишь увеличением числа регистров.
      “ПРОВЕРИМ ЛЕГКИЕ ОРГАНА”

      Рассказывают, когда Иоганна Себастьяна Баха приглашали на опробование нового органа, первое, что он говорил: “Проверим его легкие”. При этом он включал максимум регистров и слушал, хватает ли дыхания, чтобы все трубы звучали достаточно полно (так называемое “органное tutti”). Действительно, художественное лицо органа зависит не только от его “голосовых данных”, но в не меньшей степени и от “дыхательного аппарата”.

      Главная часть — ящик распределения воздуха или, как его называют, виндлада, что в переводе с немецкого означает — ящик ветра. Именно сюда приходит из мехов воздух и в нем распределяется по трубам системой клапанов, управляемых с клавиатур. В нижней части каждого из каналов проделано отверстие с клапаном (тон-вентилем), а сверху — отверстия, на которые установлены трубы. Когда нажимают на клавишу, клапан открывается, соответствующий этой клавише канал наполняется воздухом, и трубы начинают звучать. На одном канале стоят трубы одного тона (например, “До”, или “До-диез”, или “Ре” и т. д.), но всех регистров. Чтобы можно было выключить ненужный регистр, между трубами и ящиком установлены длинные узкие задвижки (шлайфы) с отверстиями под каждой трубой (для каждого регистра своя задвижка). Когда задвижка стоит так, что отверстия в ней и в ящике совпадают — регистр включен, когда не совпадают — выключен.

      На одной виндладе, управляемой одной клавиатурой, обычно сидит 8-12 регистров, две виндлады с таким же числом клавиатур регистров позволяют удвоить число регистров, три — утроить и т.д. Современный орган имеет, как правило, 2-4 ручных клавиатуры (мануала). Кроме них предусмотрена и педальная клавиатура — для игры ногами. На ней играют менее подвижные, басовые партии, но нередко и сложные сольные мелодии, которые хорошие органисты играют не менее искусно, чем пальцами рук.

      Каждая виндлада с набором регистров — как бы небольшой орган, законченное целое. Обычно в передней части органа устанавливают главную, самую мощную группу регистров. Трубы основного ее регистра — Принципала — хорошо видны на проспекте органа (так называют его “фасад”, видимый из зала).

      Когда в органе больше 50-60 регистров, клапаны, открывающие путь воздуху, становятся столь большими, а тяги столь длинными, что играть просто трудно. Одним из первых проблему разрешил англичанин Ч. Баркер: он изобрел пневматический усилитель (рычаг), названный позже его именем. При легком нажатии на клавишу открывается маленький клапан и впускает воздух в небольшой мех, а тот, раздуваясь, уже с большей силой двигает тягу и открывает большой клапан. Рычаги Баркера работают точно и надежно, применив их, органостроители смогли в 1884 году соорудить в рижском Домском соборе первый в Европе орган-гигант, имеющий 124 регистра. Кстати, этим был дан старт гигантомании в органостроении.

      Орган, у которого вся система управления пневматическая, удается удобно расположить в пространстве: от кафедры органиста к виндладам ведут лишь небольшие пучки мягких трубочек. Кроме того появилась возможность ввести и интересные пневматические элементы автоматического включения дополнительных голосов. Благодаря этому орган с небольшим количеством регистров может звучать весьма мощно. Но есть, к сожалению, у систем пневмоуправления и свои недостатки. В частности, из-за конечной скорости распространения управляющей волны сжатого воздуха, начало звучания трубы опаздывает по отношению к моменту нажатия на клавишу. Некоторые подшучивают, что на органе с пневматической трактурой (проще говоря с пневматическим управлением клапанами) то, что должно звучать в воскресенье, надо сыграть еще в субботу.

      Сегодня наиболее распространены органы с комбинированной трактурой: клавишная — механическая, а регистровая — электрическая (задвижки открываются с помощью электромагнитов). Появилась возможность применять программируемые регистровые комбинации: пока исполнитель играет на одних регистрах, ассистент на другом комплекте регистровых кнопок готовит иной вариант регистровки (при этом подключаются новые электромагниты), и в нужное время это мгновенно включается. Еще удобнее так называемые зетцер-комбинации: в память вводится программа регистровых комбинаций для всего концерта.

      Существуют электронные системы, способные запомнить весь процесс “живого” звучания и затем в точности воспроизвести его уже без органиста. Он сам в это время мог бы сидеть в зале и слушать собственное исполнение.

      Справедливости ради нужно заметить, что легкость управления современным, органом часто оказывает исполнителям медвежью услугу: они поддаются искушению использовать всякие излишества, придумывают слишком пеструю и безвкусную регистровку, злоупотребляют быстрыми темпами. И бывает, что при этом органная музыка превращается просто в набор звуковых эффектов.

      Важна для художественных качеств органа и система нагнетания воздуха. Начинается она с мехов и через систему каналов, иногда дополнительных мехов для выравнивания давления, заканчивается виндладами. В старых органах мех состоял из двух: один нагнетал воздух, а другой — “магазинный” — поддерживал постоянное давление. Нагнетающие мехи приводили в действие, работая руками или ногами, специальные рабочие. Сегодня же как поставщик воздуха в орган вне конкуренции электромотор с вентилятором. Избыток давления воздуха в органе невелик — в среднем 60-80 мм водяного столба, то есть около 0,01 атмосферы.

      А вот как обеспечить все трубы воздушным потоком с ровным, не меняющимся давлением? Это не всегда просто: большие трубы иногда “вдыхают” так много, что маленьким уже не хватает. И все же ради сохранения живости звучания иногда в новых органах устанавливают мехи на старый лад.
      ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И АРХИТЕКТУРЫ

      Все архитектурные стили пережил проспект (внешний вид) органа — от готики и ренессанса до ящиков в духе “Новых Черемушек”. Проспект богатых, особенно в эпоху барокко, архитектурных форм, с резьбой, позолотой, скульптурами, живописью — нередко произведение не менее ценное и дорогостоящее, чем сам инструмент. В храмах орган, устанавливаемый над входом, выполняет роль важного акцента интерьера, составляющего как бы противовес алтарю. Когда орган внешне действительно красив, слушатель — в этом приходилось не раз убеждаться — находит в его звучании больше достоинств, чем в подобном же органе бездарной “внешности”.

      Можно выделить два вида органных проспектов. Классический проспект отражает конструкцию инструмента, по расположению труб и их величине можно догадаться о количестве и звуковой “направленности” мануалов, Такой принцип уверенно прошел от средних веков до наших дней. Но появился в прошлом веке и другой — эклектический — принцип. Проспект, часто очень красивый, имеет чисто декоративную функцию и стоит сам по себе, а инструмент — сам по себе. Даже трубы в таком проспекте бывают чисто декоративные, они никогда не звучат.

      Орган трудно рассматривать отдельно от помещения. В идеале это — гармония звука, пространства и архитектурных форм. Нередко, взглянув на помещение и орган, уже можно представить себе звучание инструмента; или наоборот — услышав орган, почувствовать пространство помещения, “увидеть” его архитектуру.

      И органисты, и слушатели единодушны в оценке благородства звучания старых инструментов. Действительно, даже пыль, находящаяся в «воздушном потоке, за века шлифует края лабиальной щели трубы, и это делает звучание более чистым. Но вот, кажется, еще более важный фактор: под многолетним воздействием звуковых волн изменяется структура материала, при этом, считают, что воздействию звука подвергаются не только трубы, но я весь инструмент, и даже помещение, его стены, потолок, полы, мебель. Возможно, кому-то это покажется делом весьма сомнительным, но в старых храмах музыка действительно звучит приятнее и естественнее, чем в более новых. Удобное управление регистрами с программированием регастровок, автоматизацией и т.п. делают игру на современном органе настолько удобной, что многие, особенно посредственные органисты, вернувшиеся, из зарубежных концертных поездок, только об этом рассказывают. А вот исполнители действительно высокого класса даже серьезные неудобства старых инструментов принимают как их индивидуальные свойства и используют их.

      Своеобразие архитектурного и акустического облика помещения в совокупности с индивидуальным характером хорошего органа, плюс органист, способный раскрыть все достоинства инструмента и музыкального произведения — все это и есть нечто, что невозможно ни отобразить техническими средствами, ни перенести в другое место. Во времена Баха или Моцарта люди ездили за сотни и тысячи километров, чтобы послушать игру или пение великого артиста. В наше время можно услышать всех великих артистов современности не выходя из дому — имея хороший проигрыватель и коллекцию записей.

      Однако с органом так не получается. Потому истинный любитель органной музыки, чтобы познакомиться с легендарным органом рижского Домского собора, должен сесть в поезд и ехать в Ригу, ибо звуки без ощущения величия готического храма, без блеска витражей остаются как бы неживыми. Или проехать на автомобиле по дороге, где 250 лет лазад ездил в карете Бах, и только там воспринять дух небольших, но прелестных органов, построенных другом Баха — Готфридом Зильберманом и до сих пор радующих наш слух и глаз в небольшом местечке Рета недалеко от Лейпцига.

      Вот в этом и таится прелесть органа — инструмента очень простого и легко понятного по принципу конструкции, но неисчерпаемого по своим возможностям, окутанного легендами многовековой истории.

      Читайте так же:

      • Как называется государство восточных славян Как называется государство восточных славян В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян: 1) Согласно первой точке зрения славяне - коренное (автохтонное) […]
      • Интересные факты из неживой природы Факты о живой природе Лимоны содержат больше сахара, чем клубника. Удар молнии может достигать температуры 30000 градусов по Цельсию. Продолжительность жизни комнатной мухи - 10 - […]
      • Как называется драка на палках БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ФИЛИППИН Соло Бастон, Добле Бастон, Сибат – филиппинский бой на палках Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их […]
      • Как называется самая длинная река Самая длинная река в мире Опубликовано Olga в 26.07.2020 26.07.2020 Длинных и полноводных рек в мире существует очень много. Они несут свои воды через целые континенты, служат источником […]
      • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
      • Интересные факты о холодно Интересные факты о холодно 2020-05-21 Абсолютный нуль Температура является мера кинетической энергии атомов вещества и молекул. Минимально возможный колебания при которых движение […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *