Интересные факты о почве для детей

Урок-исследование по окружающему миру на тему «Почва». 3-й класс

Класс: 3

Цели урока: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы; познакомить учащихся с почвами родного края; развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.

I. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

II. Проверка домашнего задания (да +, нет –) (слайд 2).

1. Воду можно не экономить – её на Земле много.

2. Твердые тела при охлаждении расширяются.

3. Лед, расширяясь давит на стенки трещин камней.

4. Твердые тела при нагревании сжимаются.

5. Корни растений ускоряют процесс разрушения камней.

6. Ветер не принимает участие в разрушении камней.

7. Камни разрушаются из-за изменения температуры.

8. Разрушенные горные породы превращаются в песок и глину.

III. Актуализация знаний (слайд 3-5).

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).

— Что такое природа?

— На какие группы можно разделить всю природу?

— Назовите царства живой природы.

— Как нужно относиться к природе?

— Мы сегодня продолжим путешествие в природу.

— О чем мы сегодня будем говорить догадайтесь сами, прослушав рассказ (слайд 6).

— Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

— Правильно, земля. У слова “земля” несколько значений. Одно из них – “почва” (слайд 7).

— А что такое почва? (ответы детей).

— Почва – это верхний плодородный слой земли.

— Итак, тема нашего урока “Почва” (слайд 8). Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании.

IV. Объяснение нового материала (слайд 9).

“Сам чёрен, да не ворон,
есть рога, да не бык,
шесть ног без копыт”
— Правильно, это жук.

— А теперь послушайте сказку о приключениях жука. “Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. “Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!” — постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы. А вот и они: знакомьтесь.

(выходят дети в масках)

Я – воздушная капелька. Помогаю корням растений дышать.

Я – капелька воды. Помогаю растениям жить и развиваться.

Я – песчинка. Являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням растений.

Я — комочек глины. Хорошо удерживаю воду.

Я – кристаллик минеральной соли. Являюсь питательным веществом, необходимым для роста и развития растений.

Во мне много остатков растений и животных. Вместе мы всегда дружим и образуем перегной тёмного цвета.

— Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей.

Практическая работа. Состав почвы (слайд 10).

— Ребята, давайте проведем несколько опытов и выясним состав почвы и основные ее свойства. Для этого нам нужно объединиться в группы. Каждая группа проведет свой опыт и сделает вывод. Пожалуйста, объединитесь, а ответственный каждой группы получите инструкционные карты, образцы почвы и все что надо для опыта.

Все, что вы увидите, запишите.

(Каждая группа получает инструкционные карты. (Приложение 1)

После проведения опыта, дети делают вывод и заполняют схему “Состав почвы” (слайд 11).

1 группа.

  • Вывод: в почве есть воздух.
  • 2 группа.

    • Вывод: в почве есть вода.
    • 3 группа.

      • Вывод: в почве есть песок и глина.

      Опыт (проводит учитель) Нагреваем почву – появляется дымка и резкий запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.

      Именно перегной (гумус) даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной (слайд 12).

      Плодородие почвы определяется в ней количеством перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. А основное свойство почвы – это ее плодородие.

      • Вывод: в почве есть перегной.

      — Следующий опыт требует большого количества времени, поэтому я его приготовила заранее. Рассмотрите стекло. Что вы видите? (белый налет).

      Это растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.

      Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

      • Вывод: в почве есть соли и микробы.
      • На основании практической работы мы заполнили с вами схему “Состав почвы”.

        Итак, в состав почвы входят: воздух, вода, песок, глина, перегной, соли и микробы.

        — Ребята, как вы думаете, всегда ли на Земле была почва? (ответы детей)

        Образование почвы началось с появлением на Земле живых существ. Миллионы лет назад твердая бесплодная порода под воздействием воды, солнца и ветра дробилась, разрушалась, рыхлилась. Здесь нашли свое пристанище бактерии и другие организмы. Позднее появились первые растения. Своими корнями продолжали разрушать горную породу микроорганизмы разлагали остатки животных и растений, образуя перегной. Так появилась почва.

        V. Физминутка для глаз (слайд 13).

        VI. Продолжение работы по теме урока.

        Что растения получают из почвы? Работа по учебнику (стр. 67. (слайд14).

        — Мы выяснили, из чего состоит почва. А что из этого так необходимо растениям? Давайте откроем учебник на стр. 67 и прочитаем.

        Кого можно встретить в почве. Их роль в улучшении почвы (слайд15).

        — А кто мог встретиться нашему жучку из живых существ во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)

        — Действительно, почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.

        — Послушаем рассказ “Уважайте жизнь дождевого червя” из книги “Великан на зелёной планете” (рассказывает ученик) (Приложение 2)

        — Что узнали о жизни дождевого червя?

        Интересные факты: ученые установили такой факт: одни только дождевые черви за несколько лет, комочком за комочком, пропускают через свой организм всю почву Земли, удобряя ее своими выделениями. Складывают почвенные комочки так, что между ними могут проникать воздух и влага. Это облегчает корням растений рост и доступ к питательным веществам. Важен также труд кротов, сусликов.

        — Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву.)

        — А кто этим занимается в природе?

        Круговорот веществ (слайд16).

        Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

        Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле люди.

        Вот почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а вот без почвы – нет (слайд17).

        — Послушайте сообщение о В.В.Докучаеве – замечательном русском ученом, который создал науку о почвах – почвоведение (Приложение 3).

        VII. Физминутка (слайд18).

        Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

        VIII. Почвы родного края (слайд 19 — 23).

        Почвы родного края.

        Главное богатство нашего края – это почвы. А какие почвы есть в нашей республике? (сообщение ученика).

        Как образуется почва и отчего она разрушается? (слайд 24).

        Работа по учебнику (стр. 68).

        Учитель: Земля только тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют. Поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

        Послушайте интересные факты о почве (Приложение 4) (слайд 25 — 26).

        IX. Рефлексия (слайд 27).

        — Так что же такое почва?

        — Какой состав имеет почва?

        — Назовите основное свойство почвы.

        — Какие живые существа есть в почве?

        — Какие почвы встречаются в нашей республике?

        — Поиграем в игру “Скажи да или нет”. Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?

        — Беречь растения. (Да)

        — Вырубать леса. (Нет)

        — Сжигать листья. (Нет)

        — Сажать растения там, где их нет . (Да)

        — Уничтожать дождевых червей . (Нет)

        — Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. А что же наш жучок? Он очень обрадовался, что узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.

        Ребята! У вас на партах лежат раскраски с дождевым червяком. Дорисуйте ему улыбку, если вам было сегодня на уроке интересно, если вы все поняли и многое запомнили. Если в чем-то испытывали затруднение, то улыбку рисовать не надо (слайд 28-29).

        Интересные факты о почве

        Ответ

        Хороший грунт – что это такое? Это структурная водопроницаемая и насыщенная полезными веществами почва, которая обеспечивает хороший рост, защиту, питание и увлажнение корней растений. Какой бы грунт ни был у вас на участке изначально, его вполне можно обогатить и улучшить, зная его состав и особенности.

        Современные люди редко задумываются о почве. Мы привыкли принимать почву, без которой не могли бы существовать растения и люди, как должное. А ведь природе потребовались миллионы лет, чтобы создать привычный нам грунт. Изначально на земле была только горная порода, которая со временем подвергалась эрозии и измельчалась от воздействия дождя и минералов. К ней постепенно добавлялись появлявшиеся растения, которые вносили в грунт гумус (органические вещества). Мертвая древесина, отмирающие растения и опавшие листья в течение многих-многих лет увеличивали слой плодородного грунта и улучшали его качество. Физический и минеральный состав грунта не одинаков на поверхности земли, что также обусловлено геологическими причинами.

        Состав и структура почвы

        Основу любого грунта составляют песок, глина и ил, а его структуру и качество для земледелия определяет пропорция, в которой представлены эти три компонента.

        Песчаные почвы хорошо пропускают воду, быстрее прогреваются весной и промерзают зимой. Благодаря своей структуре они почти не задерживают влаги и полезных веществ и считаются бедными.

        Глинистые почвы могут способствовать застою воды и медленно реагируют на смену времен года (дольше прогреваются весной и дольше не промерзают с наступлением холодов). Структура глинистых почв позволяет им, однако, задерживать удобрения и полезные вещества, обеспечивая высокое плодородие. Часто глинистые почвы имеют строго нейтральную по кислоте реакцию.

        Илистые почвы в чистом виде встречаются довольно редко, например, там, где раньше было русло реки. По своим качествам они похожи на песчаные, однако содержат довольно высокий процент питательных веществ.

        Суглинок содержит все три элемента (песок, глину и ил) в более или менее равных пропорциях. Суглинок считается наиболее гармоничным, легким в обработке и плодородным грунтом.

        Каменистые почвы обеспечивают отличный дренаж, что, однако, делает их наиболее уязвимыми в засушливые периоды.

        Известковые почвы отличаются высоким содержанием солей кальция (извести) и имеют щелочную реакцию. Они также похожи по своим качествам на песчаные и весьма бедны на полезные вещества.

        Торфянистые почвы содержат растительные остатки и имеют кислотную реакцию. Они способны напитываться водой, как губка, и хорошо задерживают ее у корней растений, но бедны на полезные вещества. Встречаются там, где раньше были болота. Высокая кислотность торфянистого грунта может способствовать дефициту магния и возникновению грибкового заболеваний (например, килы крестоцветных).

        Интересные факты о почве

        Знаете ли вы что-то интересное о почве? Интересная информация о почве для детей и взрослых собрана в этой статье.

        Интересные факты о почве

        Почвы — не только источник питательных веществ для растений, а среда обитания некоторых животных; это уникальное природное образование, в состав которого входят минералы, остатки растений, корни, микроорганизмы и животные. В состав почв входят также вода и газы. Любое воздействие на почвы сказывается на всей природе и, наоборот, изменения природных условий обусловливают значительные изменения почв.

        Процесс почвообразования происходит очень медленно. В средних широтах умеренного пояса плодородный слой почвы толщиной 0,5 — 2 см образуется примерно за 100 лет. Для образования на поле слоя почвы толщиной 18-20 см нужно несколько тысяч лет. Полностью же сформирована почва имеет мощность 1 — 2 м и состоит из нескольких слоев — горизонтов. В разрезе почвы (почвенном профиле) видно ее слоистую структуру.

        Почва является домом для: Крота, Ящерицы, Личинки жука, дождевых червей, лягушки Медведки

        Почва на французских виноградниках считается драгоценной, работники должны соскребать ее с ботинок, чтобы вернуть назад.

        Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда.

        Грызуны прокладывают огромное количество ходов, механически перемешивая почвенные слои до глубины 40-100 см. Они порой прерывают от 13 до 36 т / га земли, а обычные кроты — от 3,9 до 55 т / га.

        Поле за 1 сутки может потерять слой почвы толщиной в 5 см за за действия ветра.

        Интересное о почве, интересные сведения о почве можно добавлять через форму комментариев.

        Идёт приём заявок

        Подать заявку

        Для учеников 1-11 классов и дошкольников

        Описание презентации по отдельным слайдам:

        Интересные факты о почве.

        Армия дождевых червей на 1 га почвы составляет 130 тыс. особей общей массой около 400 кг. За год они переворачивают более 30 тонн земли.

        Почти все антибиотики, с помощью которых мы боремся с вредными микрорганизмами, имеют бактериальное происхождение, в том числе происходят от почвенных бактерий. А если вспомнить, что возбудители инфекций становятся всё более устойчивыми к антибиотикам, то понимаешь важность почвы. Она не только кормит, а ещё и лечит.

        Мы привыкли думать, что почва грязная, но именно она ежегодно фильтрует десятки тысяч кубических километров воды. Это происходит благодаря трём механизмам, трём ступеням очистки, если сравнивать с современными фильтрами: физическая, химическая и биологическая очистка. Во-первых, частички почвы задерживают вредные вещества. Во-вторых, благодаря отрицательному заряду почва «вытягивает» из воды положительно заряженные ионы кальция и магния. В-третьих, микроогранизмы, которые обитают в почве, разлагают вещества, загрязняющие воду.

        Почва — второе после океанов хранилище углерода на планете . Эта способность поглощать углерод может помочь человеку уменьшить последствия сжигания ископаемых — чем больше углерода будет поглощать земля, тем меньше его окажется в воздухе.

        Чайная ложка земли содержит больше микробов, чем есть людей в мире.

        Вероятнее всего, многие слышали о таком явлении как зыбучие пески, которые достаточно опасны для человека. Получаются они в результате того, что верхний слой песка абсолютно высушен солнцем, образовавшаяся на поверхности твердая корка крайне тонка, а трава и вовсе делает ее незаметной. Человек, ступивший на такой участок грунта, тут же проваливается и его засасывает своего рода песчаный капкан. Правда полностью не засосет, но и самостоятельно вылезти все же не удастся. Интересен тот факт, что это довольно опасное природное явление образуется из-за свойств сухого и влажного песка. Влажный песок отлично слипается, так как вода покрывает песчинки тонкой плевой, но главное при этом присутствие кислорода. Если же вытеснить кислород водой, то сцепление исчезнет. Под толстым слоем песка обязательно есть мощный водяной источник, этим и объясняется появление зыбучих песков.

        Почва гарантирует продовольственную безопасность мира Обеспечение продовольствием начинается с почвы, так как почва — это источник всего, что мы едим. Растения нуждаются в здоровой почве, чтобы процветать и обеспечивать неразрывность пищевой цепи.

        10 интересных фактов о Земле, которые вы, возможно, не знали

        Планета Земля, кроме того, что является домом для человечества, еще и единственное известное место во Вселенной, где есть жизнь. Каждый год люди узнают что-то новое о Земле, и даже самый старый в мире человек не знает всех ее тайн и загадок. Журнал Universe Today предложил читателям 10 интересных и малоизвестных фактов о Голубой планете.

        1. Твердь земной коры относительна. Поверхность планеты на самом деле состоит из литосферных плит, находящихся в постоянном движении. Тектонические плиты плавают на поверхности содержащейся в ядре Земли магмы. Именно тектоника несет ответственность за землетрясения, извержения вулканов, океанские впадины и собственно субдукцию, когда одна плита заходит под другую, в результате чего образуется новая земная твердь. А еще тектоника спасает Землю от парникового эффекта: организмы умирают и выделяют углекислый газ. Если бы они не поглощались землей, это привело бы к критической массе углекислого газа в атмосфере. Земля бы разогрелась и превратилась в ад.

        2. Земля на самом деле не шар. Такое название для геометрической формы нашей планеты является научным консенсусом. В действительности Земля имеет форму сплюснутого шара – сжатого сфероида, или геоида. Сплюснута планета в направлении полюсов, а ее радиус в районе «талии» на 21 км больше. Этим, кстати, объясняется и другой интересный факт: величайшей горной вершиной в мире, с учетом формы Земли, является не Джомолунгма (или Эверест), как принято считать, а неактивный вулкан Чимборасо в Эквадоре.

        3. Земля состоит из железа, кислорода и кремния. Если планету разделить по ее составу, выглядеть этот ряд будет так: 32,1 % железа, 30,1% кислорода, 15,1% кремния и 13,9% магния. При этом большая часть железа фактически находится в земном ядре – 88%. Что касается земной коры, то в ней больше всего кислорода – 47%.

        4. 70% поверхности Земли не является землей. Это вода. Когда впервые люди посмотрели на Землю из космоса, именно тогда она получила свое второе имя – Голубая планета. Оставшиеся же 30% занимает так называемая континентальная кора со средней толщиной 35–45 км, доходящей до 75 км под горными массивами. Поднятие уровня Мирового океана, происходящее в результате глобального потепления и таяния ледников, – один из главных поводов для беспокойства человечества. Возможно, скоро процентное соотношение суши и воды придется пересмотреть.

        5. Земная атмосфера простирается на расстояние до 10 тыс. км. Состоит атмосфера из нескольких слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы. На расстоянии до 50 км от поверхности она более плотная, и по мере удаления от нее плотность и давление уменьшаются. Фактически 75% земной атмосферы содержится в первых 11 км от поверхности планеты. Экзосфера – самый высокий слой – является «воротами» в космическое пространство, где атмосферы нет вообще. Экзосфера в основном состоит из водорода с очень низкой плотностью, гелия и ряда тяжелых молекул – азота, кислорода и углекислого газа.

        6. Расплавленное «железное» ядро Земли создает магнитное поле. Оно называется магнитосферой. По сути, сама планета представляет собой большой магнит с полюсами. По мнению ученых, магнитное поле генерируется в расплавленном внешнем ядре Земли, где жара создает конвекционные движения проводящих материалов, генерирующих электрические токи. Без магнитосферы планете пришел бы конец. Солнечный ветер ударил бы по Земле напрямую, обрушив на нее огромное количество излучения. Именно истощение магнитного щита, по одной из версий, стало причиной гибели предположительно плодородного в прошлом Марса.

        7. Вращение Земли вокруг своей оси на самом деле занимает не 24 часа. Полный оборот планеты занимает 23 часа, 56 минут и 4 секунды. Это и есть звездные сутки, как их называют астрономы. Мы можем решить, что в таком случае сутки на самом деле на 4 минуты короче, время это будет накапливаться, и спустя несколько месяцев день станет ночью, а ночь – днем. Но не стоит забывать, что Земля вращается вокруг Солнца. А само Солнце постоянно сдвигается со своей позиции примерно на один градус. Если эти два движения сложить, получится как раз 24 часа.

        8. Длительность земного года составляет вовсе не 365 дней. Цифра эта в реальности выглядит так: 365,2564 дня. Эти дополнительные 0,2564 дня приводят к появлению раз в четыре года високосного года, в котором 366 дней. Исключением из этого правила является, если год делится на 100 (1900, 2100 и т. д.), и если он при этом не кратен 400 (1600, 2000 и т. д.).

        9. Известно, что у Земли есть одна луна с незатейливым названием Луна. Это единственный спутник нашей планеты. По крайней мере официально. Между тем существуют астероиды, орбита которых схожа с орбитой Земли, – Круитни (3753 Cruithne) и 2002 AA29. Они принадлежат к классу астероидов, сближающихся с Землей (АСЗ). Диаметр астероида Круитни составляет 5 км, и иногда его называют «второй луной». Несмотря на схожесть орбит, у Круитни свой уникальный путь вокруг Солнца. Диаметр 2002 AA29 составляет всего 60 м, и его орбита вокруг Земли имеет форму лошадиной подковы, каждые 95 лет приближая его к нашей планете. Примерно через 600 лет он может стать квазиспутником Земли, что, по мнению ученых, делает астероид перспективным для исследований.

        10. Земля – единственная на сегодняшний день известная планета, на которой есть жизнь. Это так, несмотря на открытие воды и органических молекул на Марсе, аминокислот в космических туманностях, перспективы существования жизни под ледяной коркой луны Юпитера Европы или на сатурнианском Титане. Но если жизнь на других планетах есть, эксперименты и научная работа обязательно помогут ее найти. Например, NASA объявило о создании проекта NExSS. Его целью является обработка данных, присылаемых космическим телескопом «Кеплер» и другими схожими аппаратами, а также изучение экзопланет. Но, по сути, проект предназначен для поисков внеземной жизни. И все же, желая ученым удачи в поисках, пока приходится признавать, что Земля – единственное место, пригодное для жизни. И это самый главный факт в ее истории.

        Год грунтов ФАО: Топ-5 интересных фактов о почве

        Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций объявила 2020-й Международным годом почв.

        «Разнообразие ролей, которые играют почвы в нашей жизни, зачастую остается незамеченным. Почвы не умеют говорить, и мало кто выступает в их защиту. Почвы — наш молчаливый союзник в производстве продовольствия», — заявил Жозе Грациану да Силва, Генеральный директор ФАО.

        Мы собрали самые интересные факты о грунтах в честь окончания года почв в мире.

        1. Мы буквально не можем без нее жить

        Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун заявил, что без здоровой почвы «жизнь на Земле была бы неустойчивой». Здоровая почва, вместе с водой, воздухом и солнечным светом, имеет важное значение для экосистемы и нашего выживания.

        Согласно обществу почвоведов Америки, почва определяется сочетанием полезных ископаемых, воздуха, воды и живых организмов, которые накапливаются в слоях и спрессовываются с течением времени. Почва без жизни была бы стерильным субстратом.

        «Теперь у нас есть необходимые платформы для повышения осведомленности общества о важности здоровья почв и для пропаганды устойчивого и рационального использования почв. Давайте же воспользуемся ими», — продолжает Жозе Грациану да Силва, Генеральный директор ФАО.

        Ученые обнаружили, что почва является одним из наших крупнейших резервуаров биоразнообразия, содержащим почти треть всей жизни планеты! Чайная ложка почвы может быть домом для миллиардов микробов. И жизнь, что рождается в почве, составляет сложную сеть взаимосвязей.

        2. Почва является вторым после океанов крупнейшим хранилищем углерода на планете

        Благодаря всей этой органической материи, почва также является крупнейшим источником углерода, и кроме того вместилищем приблизительно 75% углерода на суше. Естественная способность почвы сохранять углерод имеет важное значение для смягчения и адаптации к изменению климата, а также для повышения устойчивости к наводнениям и засухе.

        Хотя большая часть деятельности направлена на снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, культивация здоровой почвы может также компенсировать последствия сжигания ископаемых, ведь когда почва поглощает углерод, она предотвращает его попадание в атмосферу.

        По данным Экологического общества Америки, «углерод может сохранятся в почве на протяжении тысячелетий, или быстро попасть обратно в атмосферу. Климатические условия, естественная растительность, текстура почвы и дренаж влияют на количество и продолжительность времени хранения углерода».

        Способность почвы поглощать углерод также непосредственно связана с ее здоровьем, что делает сохранение и восстановление почвы еще более важным.

        3. Почва — крупнейший фильтр природных вод планеты

        Это может показаться странным, но все снабжение чистой водой в мире происходит благодаря почве, которая фильтрует десятки тысяч кубических километров воды ежегодно. Вода, которая падает на поверхности с твердым покрытием, направляется прямо в океан, прихватив с собой все, чем загрязнена окружающая среда. Вода, которая попадает в землю, очищается природным процессом фильтрации, что делает сток гораздо менее токсичным, когда он, в конце концов, достигает своего назначения.

        Благодаря взаимодействию микроорганизмов, питательные вещества, такие как кальций, магний и калий поглощаются почвой и выводятся из системы водоснабжения. А почвенные микробы разлагают органические загрязнители и играют важную роль в круговороте азота, что делает питательные вещества доступными для растений в необходимом количестве.

        4. Почва гарантирует продовольственную безопасность мира

        Обеспечение продовольствием начинается с почвы, так как почва — это источник всего, что мы едим. Растения нуждаются в здоровой почве, чтобы процветать и обеспечивать неразрывность пищевой цепи.

        «Нам нужны здоровые почвы для достижения наших целей в области продовольственной безопасности и питания, борьбы с изменением климата и обеспечения устойчивого развития в целом. Вы можете рассчитывать на поддержку и активное участие ФАО в этих усилиях», — заверяет Генеральный директор ФАО.

        5. Здоровая почва — здоровые люди

        Знаете ли Вы, что микроорганизмы, которые живут в почве, используются в медицине для лечения заболеваний? На самом деле, почти все антибиотики, которые помогают нам бороться с инфекциями, происходят из почвы. Эти организмы дали нам много жизненно необходимых лекарств, таких как антибиотик стрептомицин и препарат циклоспорин, используемый для предотвращения отторжения трансплантатов.

        «Давайте содействовать обеспечению неистощительного землепользования, в основе которого лежат надлежащее управление почвенными ресурсами и рациональная инвестиционная политика. Все вместе мы можем содействовать сохранению и восстановлению плодородия почв — поистине прочной основы для жизни», — подытожил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в послании по случаю Всемирного дня почв.

        Наталия Киселева, по материалам Planetexperts.com

        Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.

        Интересные факты о почве для детей

        Средства для улучшения почвы следует выбирать исходя из типа почвы (болотистого, песчаного, кислого, уплотненного и пр.) и требуемого эффекта. Подбору непосредственных средств всегда должна предварять тщательная диагностика, определяющая не только кислотно-щелочной баланс почвы, но и ее питательность, плодородность, необходимые для будущих посадок условия роста. Категорически не рекомендуется вносить в почву синтетические минеральные удобрения: регулярное использования таких смесей практически полностью уничтожает почвенную микрофлору и образует среду ложной питательности. Растения, растущее в таком «перекормленном» грунте постепенно будут терять стойкость к заболеваниям и вредителям и не смогут нормально развиваться. Залогом здоровой, плодородной почвы является наличие в ней свободного доступа к воде, воздуху, органическим веществам и минеральным элементам. Любое выбранное средство улучшения состояния почвы или их комбинация должны сочетаться с регулярным рыхлением, аэрацией грунта, а вносимые питательные смеси должны быть природного происхождения.

        Рассмотрим отдельные средства улучшения почвы, особенности их воздействия и сферы применения более детально.

        Компост — питательный гумус, представляющий собой темное комковатое вещество, является едва ли не универсальным и самый популярным средством улучшения почвы. Он прекрасно справляется с задачей оживления почвенной микрофлоры и улучшает характеристики любого грунта.
        Компост из листвы содержит много азота и калия. Приготовленная из опавших листьев компостированная смесь делает все виды почвы рассыпчатыми и плодородными.

        Компостированный навоз очень легко вносится в почву благодаря своей богатой темной структуре. Он является основным азот обогащающим средством и значительно увеличивает водопроницаемость грунта.

        Песок — замечательное разрыхляющее средство. В садоводстве лучше использовать крупный природный песок, гораздо более зернистый, чем морской или речной. Кроме пользы для глинистых и суглинистых почв, песок помогает значительно улучшить водопроницаемость почвы и сделать грунтовые смеси более легкими.

        Торф — простое и недорогое средство улучшения состояния грунта. Он улучшает водопроницаемость и повышает впитываемость влаги для всех типов грунта, но особо незаменим для тяжелых и уплотненных почв, играя роль разрыхляющего средства.

        Известковые средства — углекислая известь и ракушечник — мягкий по воздействию белый порошок, просто спасающий от чрезмерной кислотности грунта. Отлично оживляет микрофлору и повышает усвоение питательных веществ у всех типов почвы.

        Минеральный порошок (активированный) — очень эффективное средство для изменения характеристик песчаных обедненных почв, значительно улучшающее способность земли удерживать влагу. Выбирать надо содержащие глину смеси.

        Отличным средством для улучшения почвы может стать и смесь скошенной травы и опавших листьев, которая всегда остается после осенней скоски газона. Такую смесь можно как внести в землю, так и просто положить сверху на грядки и оставить «перезимовать». Перекопав вместе с ней почву уже весной вы заметите значительное улучшение ее состояния.

        Улучшать почву можно не только при подготовке к высадке растений. Ведь грунт под многолетними посадками тоже нуждается в увеличении плодородности и поступлении питательных веществ, да и грядки и однолетние цветы часто нуждаются в корректировке условий роста, в том числе и характеристик почвы. Совершать улучшение грунта под посадками — дело сложное, оно требует аккуратности и тщательной подготовки, в том числе диагностики состояния растений и почвы, на которой они растут.

        Приступать к улучшению почвы под посадками следует только тогда, когда она просохнет. Во влажном состоянии почву невозможно перемешать с внесенными средствами, ее очень трудно обрабатывать из-за постоянного налипания влажного кома на инструменты. Кроме того, если обрабатывать грунт во влажном состоянии, при манипуляциях он уплотнится, а следственно нарушится и циркуляция воды и воздуха в нем.

        Фактически, улучшение мокрой почвы может привести к обратному — ухудшению ее плодородности в следствии ее отяжеления. Поэтому постарайтесь улучшать почву только на сухих грядках.

        Перед тем, как улучшать состояние грунта на грядках, определите к какому типу проблемного грунта — песчаному, тяжелому, болотистому, перенасыщенному, уплотненному — относиться ваша почва и какие средства для улучшения ее характеристик вы будете использовать — компост, песок, торф, навоз, известь или другие составы.

        На грядке, почву на которой вы хотите улучшить, перекопочными вилами необходимо произвести аэрацию и разрыхление грунта. Для этого осторожно, не задевая растения и не приближаясь к ним слишком близко, разрыхлите землю как можно тщательней, не опускаясь в грунт глубже, чем 5-10 см (если вы слишком глубоко будете перекапывать, вы почти наверняка повредите корни высаженных растений). После завершения процедуры проверьте, не осталось ли крупных невспушенных грудок земли. По взрыхленному грунту рукой распределите выбранные вами средства улучшения состояния почвы, стараясь не распылять их на растения и рассыпать равномерно по всей грядке. Распределив средства, внесите их в грунт граблями, перемешивая с верхним слоем почвы. Сразу после внесения составов для улучшения почвы грядки лучше полить, дать взрыхленной земле «устоятся» и осесть. Свободные участки почвы, если стоит жаркая засушливая погода, стоит мульчировать, например, смесью соломы и скошенной травы.

        Особенным должен быть уход за посадками многолетних растений — меры по улучшению состояния почвы под такими постоянными посадками следует предпринимать уже ранней весной. Прежде всего, уберите мульчирующий слой (при необходимости потом вы сможете положить новый) и обследуйте почву, определяя ее кислотность и питательность. Это можно сделать как специальными приборами, так и проследив за соседними растениями, сорняками, наличием червей, реакцией на добавление в мокрую землю мела и извести (чем более бурной будет эта реакция, тем больше кислотность) и т.д. Подождите, пока грунт под посадками просохнет и тщательно его разрыхлите, стараясь не повредить корни.
        Как только с грядок будет собран урожай или однолетние растения будут удалены, постарайтесь сразу же перекопать землю вилами или мотыгой, глубоко взрыхлив почву. Равномерно распределите по поверхности участка компост (для песчаных почв именно осенью следует внести еще и минеральный порошок) и с помощью грабель внесите его в грунт. Удобренную компостом почву следует сразу же прикрыть на зиму, лучше всего использовать растительный материал вроде листьев, травы или мелкого хвороста. Такие меры помогут в следующем году уменьшить необходимость улучшения почвы непосредственно перед посадкой и значительно облегчат весенние подготовительные работы.

        Читайте так же:

        • Как называется постоянная еда Чрезмерная тяга к еде и почему она происходит Репост Каждый из нас прекрасно знает чувство неумолимого желания съесть что-то сладкое\солёное\фастфудное. По данным исследований, 100% женщин […]
        • Иконы интересные факты Иконы Богородицы: интересные факты Сегодня, 6 июля, празднуется Владимирская икона Божией Матери. Задумывались ли вы когда-нибудь, как выглядела Дева Мария и сколько ей было лет, когда она […]
        • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
        • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]
        • Мама воробей как называется Умники и умницы Умные дети — счастливые родители К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ Ответы к стр. 147 — 157 ? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: […]
        • Корона по другому как называется Как называется корона на голове невесты? Коллега на свадьбе поставил в тупик, спросил о том, как называется корона на голове невесты. Действительно, что это, диадема или что-то еще, я […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *