Как называется шест для нарт

Палка каюра

Последняя бука буква «л»

Ответ на вопрос «Палка каюра «, 5 букв:
остол

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова остол

Шест каюра для управления нартами

Шест погонщика собак

Палка погонщика собак

Палка погонщика лаек

Определение слова остол в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Остол — на севере : шест для управления нартами ( Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка ). Остол — химическое соединение, выделенное из растения Cnidium Monieri и Angelica pubescens , относится к группе блокаторов кальциевых каналов.

Примеры употребления слова остол в литературе.

Траппер набросил на голову коряцкий капор с торчащими ушами волка, подкинул в руке древко остола, конец которого от частых торможений по снегу был отполирован до нестерпимого блеска.

Он вырвал из снега остол, упряжка взяла разбег, и, запрыгивая на задок нарт, охотник крикнул: — Будем живы, так еще увидимся.

В правой руке — остол, левой вцепился в баран, есть там такая деревянная дуга, чтобы за нее держаться.

На полдороге к дому человек остановил свою многохвостую лохматую упряжку, поставил нарты на прикол, глубоко воткнув остол в снег меж перекладин саней.

Какот, отчетливо вспомнив, как к кораблю подъехал торговец, вколотил остол в слежавшийся снег, поднялся на палубу и тотчас стал принюхиваться, стараясь определить: есть ли водка на корабле.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Казым. Земля Кошачьего Локотка

Чум — традиционное жилище коми-оленеводов

Оленеводство — традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. С сокращением оленеводства в настоящее время теряется язык, культура, быт и ценные знания, накопленные веками. Предметы быта при внимательном их изучении могут рассказать об истории, взаимоотношениях с другими народами.

Чум — жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По коми-зырянски он называется `чом`, по- ненецки — `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В Кратком этимологическом словаре коми языка о происхождении данного слова читаем: «Чом — иж. `чум, шалаш оленеводов` (Ист. вок.,67) `шалаш, амбар, хлев, чулан, пристройка к дому `маленькое (по сравнению с жилым домом) строение` (Лыткин: 309). В русский язык слово перешло из коми языка.

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

В разных районах чум имеет свои особенности. Так, отличается способ скрепления основных шестов, и их количество (от двух до трех). Обычно чум оленеводов — коми состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты `утіча`. Шесты для чума `ыы` оленеводы начинали готовить в зимний период, когда со стадами проживали ближе к таежной зоне. Шесты делали из стволов ели, длиной около 5 метров, они имели круглое сечение. Лишь основные шесты `мокота` в сечении напоминали прямоугольник. Все шесты в нижней части заостряются, придавая жилищу устойчивость. При установке чума шесты немного втыкают в землю или в снег.

От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи. В последние годы в связи с сокращением количества людей в бригадах ставят небольшие чумы.

Покрытия чума называются `нюк`. Два наружных покрытия натягиваются мехом наружу. Все четыре покрышки примерно одинакового размера. В верхних углах каждого имеются специальные «кармашки», за которые шестами поднимают покрытия чума на остов. Наружные покрытия шьют обычно из новых шкур, состригая шерсть, на две такие покрышки уходит до 40 шкур. Изготовлением покрытий для чума занимаются чумработницы, обычно в весеннее время. Каждая хозяйка шьет покрытие для своей половины чума.

Летний чум обычно строили меньше зимнего. Оленеводы выбирали более легкие материалы для его изготовления, чтобы облегчить переезд с одной стоянки на другую. В старину чум покрывали берестяными покрышками `ёдум`. Заготовка бересты для покрышек производилась летом. Снятая береста очищалась от наростов, сворачивалась в рулоны и варилась в котлах около суток. После этого в размягченном виде куски бересты складывались в два или три слоя так, чтобы слои перекрещивались (обычно два продольных и один между ними поперечный), а затем сшивались в большие полотенца. Вываренная береста обладала значительной эластичностью и прочностью, не пересыхала в течение долгого времени. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия.

В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум: они испаряются от большой температуры. В летнее время возить печь тяжело, поэтому вместо неё используется небольшой костер `вольнэй би`, дым которого также отпугивает комаров. Напротив входа, в передней части чума подвешена полочка `джадж`, на которой находятся иконы, другие предметы, особо почитаемые хозяевами.

В чуме проживает, как правило, две семьи. В передней части чума, которая называется `водь пом`, у каждой семьи находится низкий деревянный стол, во время приема пищи он выдвигается на середину. В специальных ящиках `кудах` находится домашняя утварь. Вокруг стола ставятся приспособления, используемые вместо стульев. У хозяйки чума это специально изготовленный короб `куд`, необходимый для хранения рукоделия, мелких предметов.

По обеим сторонам печи укладывают по две-три доски, служащие в чуме полом `лата`. Дальше от печи кладут циновки, сплетенные с помощью веревок из березовых прутьев или сплетенные из сухих стеблей травы `ньор`. На них расстилают оленьи шкуры, постель. В дневное время все это сворачивают и сверху кладут подушки с цветными наволочками. В ночное время постель разворачивают и опускают ситцевый полог `балаган`.

Меховая одежда и обувь требует тщательного ухода и хранится у входа `сеюку`. Для сушки обуви существуют специальные приспособления, которые привязываются к шестам в задней части чума `сёр`.

Чтобы постоянно обогревать своё жилище, хозяевам необходимо большое количество дров `пес`. Их заготавливают заранее, заносят в чум и складывают возле выхода. Этим занимаются и взрослые, и дети. Чтобы развести огонь, с вечера заготавливают лучины и стружки `чаклин`. Утром сухие дрова и лучины позволят быстро согреть жилище и вскипятить чай.

В день каслания у чумработниц особенно много хлопот. После приема пищи посуду заворачивают и упаковывают в специальный ящик `погрэвич`. Всю утварь также укладывают в мешки и коробки. В весеннее время при длительном каслании готовят сухой паёк в дорогу `павожин`. Перед касланием чум разбирают и складывают в нарты `утіча`. У каждой семьи своя нарта для перевозки утвари и шестов. Третья такая нарта предназначена для перевозки предметов общего пользования (печки `пач`, пола при входе `обес пээ`, умывальника `мысьласянин`), полов, покрытия передней части чума. Её везет в конце своего обоза бригадир.

Разборка чума называется у коми-зырян `разьны чом` и состоит в следующем. Сначала снимают верхние покрытия, развязав веревки по внешнему покрытию чума. Сложив верхние покрытия, укладывают в нарты так, чтобы в них завернуть прочую утварь. Затем убирают шесты. Их чумработница также укладывает в длинную нарту, завершающую обоз. После того, как чум собран, оленеводы укладывают утварь: подушки, одеяла, перины, шкуры. Мягкие вещи перевозят в специальной нарте `сябуча`. Для перевозки мягких предметов используется также `ваньдей`. Посуду, пищу и другие предметы быта также укладывают в нарту. Сложенные вещи оленеводы накрывают покрытиями и крепко перевязывают.

Место стоянки чума по коми называется `чом местэ`. У оленеводов не принято оставлять после себя мусор, отходы. Проезжая мимо бывшей стоянки, можно обнаружить лишь глиняные печи `сёй пач` и специальные приспособления для развешивания мяса `тренок`. Таким образом, кочевой образ жизни сформировал у оленеводов бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Каслание — переезд оленеводов на новую стоянку. Зимой оленеводы двигаются ближе к селению, летом на север, в тундру. «Оленьи упряжки составляются в обоз (аргиш) из 5-7 нарт, где впереди ездовые нарты, за ними грузовые. Несколько аргишей направляются по оленьим дорогам (ворга) к так называемым проходам, ведущим в тундру на летние пастбища. Такие перекочевки составляли 25-30 км в день, летних пастбищ обычно достигали к середине июля, старались выбрать места, где меньше оводов, гнуса и комаров» (Котов). Впереди обоза `аргыша` двигается бригадир, за ним выстраиваются женские нарты, подростки и дети с небольшим количеством нарт, после обоза оленеводы-пастухи гонят ездовое стадо.

После каслания чум устанавливался в определенной последовательности. Обычно каслание бригады продолжалось с утра до вечера, но оленеводы стремились поставить чум до наступления темноты. Прежде всего выбиралось место. Бригадир, ведущий караваны нарт с оленями `аргыш` останавливался в оптимально удобном месте и показывал оленеводам расположение будущей стоянки. Следующие за ним оленеводы и чумработницы объезжали его с двух сторон и останавливались параллельно в указанном месте. Выбор места обусловлен временем года: зимой чум старались ставить на укрытых от ветра местах, рядом с лесом. Летом, наоборот, на возвышенных, открытых местах рядом с водоемом. Большое место имело и наличие вблизи ягеля, корма для оленей.

Зимой место для чума расчищалось от снега. Часто вытаптывание места предоставлялось детям. После этого взрослые начинали распрягать оленей легковых упряжек `дадю`, дети — оленей, запряженных в грузовые нарты `додю бык`. Как правило, детям поручали более спокойных, ручных оленей. Распаковывать нарты с предметами быта иногда также поручалось детям. Женщины развязывали нарты с шестами и покрышками.

Основные шесты чума по-зырянски называются `мокота` или `тренок`. Трое взрослых брали за шесты и ставили остов чума. В основании чума обычно использовали толстые крепкие шесты. Нижние заостренные концы основных шестов слегка вкапывали в землю или снег. При установке один или два человека поддерживают шесты некоторое время, пока другие шесты не придадут им устойчивого положения. Затем ставили по порядку остальные шесты.

В зимнее время на место, где намечалась середина чума, клали специальное приспособление `пач пу`, затем железный лист для печки `пач лист`. Иногда под лист подкладывали два бревна размером 1-1,5 метров, которые поддерживали его на уровне пола чума, когда снег под чумом подтаивал. По обеим сторонам листа укладывали по две-три доски, служившие в чуме полом `лата`. Размеры приблизительно 0,5 на 4 метра. Иногда их выкрашивали в коричневый или темно-красный цвет. Дальше от костра (летом), от печи (зимой) клали циновки, сплетенные с помощью веревок из березовых прутьев `неру`. После установки чума через узкий вход заносить вещи будет сложнее, поэтому их укладывали до того, как построят корпус чума. Установка приспособлений для подвешивания котла `чукича`- следующий этап сооружения чума. Его устанавливают мужчины, прочно прикрепляя к шестам. Внутреннее убранство чума заносят до полной его установки. На шкуры кладут перину, подушки, одеяла. Впереди устанавливают стол, кухонные принадлежности.

Когда остов чума был поставлен, начинали натягивать покрытия `нюки`. Это делали обычно четыре человека. Два человека специальными шестами `кыпеччан` поднимали `нюки` за кармашки вверх, два других человека держали за боковые края, расправляя, натягивая их, завязывая веревки. Одновременно по команде покрытие поднималось на чум.

При установке зимнего чума сначала натягивали по очереди внутренние покрышки, которые крепко привязывали веревками, имеющимися на углах покрышек, причем концы веревок привязывали у оснований шестов. После этого поднимали и привязывали наружные покрышки. Для того, чтобы края `нюков` не отставали, к чуму снаружи прислоняли свободные нарты. Это также придает чуму устойчивость. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег `кундас`.

Дверь чума образуется свободно свисающим краем одной из верхних покрышек. Две длинные веревки, привязанные к верхним углам верхних покрышек прикреплялись к основаниям шестов. В верхней части чума оставалось отверстие, не закрытое полотнищами. По зырянски оно называется `мокота рузь`. В это отверстие выходит дым или ставится труба. Чтобы дым не задувало ветром в чум, зимой это отверстие прикрывалось небольшим куском старого покрытия `тююсер`.

После того, как чум покрыт нюками и внесены постельные принадлежности, женщины застилали постели внутри чума. Поверх циновок клали оленьи шкуры `ковер воль`. У самого основания шестов `ыыдин` складывали малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возили с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки `ышку одьдела`, сшитые из овчины. Днем всё это сворачивалось, а на ночь хозяйка раскладывала постель.

Когда много комаров, спальное место на ночь завешивали специальным пологом `балаган` из цветной ситцевой материи. Зимой использовали полог из плотной материи. Полог прикреплялся к шестам чума у изголовья. На день полог сворачивали в рулон и закрепляли над подушками. Полог также шила сама хозяйка.

Установка чума — дело всей бригады, даже дети принимают в нем участие. При этом сохраняется определенная последовательность, соблюдается техника безопасности.

Кочевой образ жизни определял минимум предметов, которыми пользовалась в повседневной жизни семья. Предметы быта изготовлялись самими чумработницами, украшались узорами. «У ижемцев известны деревянные шкатулки с выемчатой резьбой, меховые орнаментированные одежда, обувь, мешки для перевоза грузов, отделанные кусочками оленьего меха и сукна, по технике шитья и орнаменту близкие ненецким» (Арктика-мой дом:61).

Мебель в чуме состояла из низкого столика `пызан`, за которым обедала вся семья. Ставился он на время приема пищи в центре перед главой семьи или гостями. Остальные размещались вокруг. Столы изготавливали сами оленеводы.

К предметам быта можно отнести мешки из оленьих шкур для хранения мягких вещей `падко`. Сумочки другого типа `тучу` меньше по размеру и предназначены для хранения швейных принадлежностей. Их шили из шкур с двух оленьих лбов (обычно светлой и темной окраски), соединенных по бокам вставками. Для новорожденных детей северные кочевники изготавливали люльку `потан`. Технология изготовления была известна немногим, поэтому чаще люльку передавали из одной семьи в другую. Этот удобный и незаменимый предмет быта был изготовлен таким образом, что использовался как в повседневной жизни, так и при каслании. Днем ребенок сидит в люльке, ночью его можно уложить (как в кроватку), а во время каслания люлька надежно защищает от холода и ветра.

Необходимым предметом быта оленеводов являлись деревянные колотушки `тропала`. Они служили для выколачивания снега с сиденья нарты, раскапывания снега при осмотре мест для пастьбы оленей и установке капканов. Тропала представляет собой лопатку с вогнутой лопастью. Пол в чуме подметают гусиным или глухариным крылом `борд`. Порядок в традиционном жилище обеспечивается тем, что у каждого человека и каждой вещи есть определенное место. Строго наказывают детей за баловство возле печки или костра. Очаг в чуме — это костер `вольнэй би` или железная печь `корт пач`. Вечером чум освещает лампа. Керосиновую лампу `кересин лампа` подвешивали на крюк. Все предметы быта имеют своё название, используются по назначению.

Жизнь в традиционных условиях — это особая жизнь. В ней каждый занимает своё место, выполняет свои функции, соблюдает порядок. Один из исследователей коми пишет: «Быт оленевода состоит из непрестанной работы и редких праздников. На мужчинах лежала обязанность пасти оленя, добывать зверя и птицу, ловить рыбу, изготовлять оленеводческий инвентарь и упряжь, заготовлять дрова. Женщины готовили пищу, заготавливали и перерабатывали продукты, обрабатывали шкуры, шили одежду и покрышки для чума, часто помогали в «мужских» делах. Дети тоже не оставались без дела. Девочки уже с 7-8 лет активно помогали матери в ее делах, некоторые в этом возрасте уже могли шить одежду. Мальчики в 7 лет могли запрягать оленей и управлять оленьей упряжкой, более старшие (10-12 лет) уже помогали пасти оленей и ходить на промысел» (Котов).

Жилище северных оленеводов является наиболее приспособленным для суровых условий. В чуме всегда тепло и уютно. Здесь нет ничего лишнего и всё приспособлено для того, чтобы жизнь проходила в своем размеренном ритме, связанном с постоянным кочевьем по тундре. Технология изготовления покрытий, шестов для чума выработана с годами, каждый оленевод хорошо знает, эту трудоемкую работу. Многие названия элементов чума перешли в коми язык из ненецкого вместе с предметами, их обозначающими. Установка, разборка чума делается не стихийно, а в строгой последовательности, даже вещи и приспособления для чума укладываются в установленном порядке. В устройстве чума всё рассчитано для быстрой и легкой перевозки, защиты от негативного внешнего воздействия (холода, комаров). Жизненный уклад оленеводов регулирует тепло, порядок в жилище. Чум является уникальным и вместе с тем самым универсальным жилищем для оленеводов.

Евгения Суббота — ученица Казымской школы

Информанты:
Канев Александр Алексеевич, 1936 г. рождения, с. Казым, пенсионер.
Канева Лукерья Михайловна, 1937 г. рождения, с. Казым, пенсионерка.
Канев Михаил Александрович, 1967 г. рождения, с. Казым, оленевод.
Рочева Васса Алексеевна, 1937 г. Рождения, с. Казым, пенсионерка.

Литература:
1. Ануфриева З.П. Коми литературно-ижемско-русский словарь для учащихся. Сыктывкар. 1992.
2. Арктика-мой дом. Полярная энциклопедия школьника. М.: «Северные просторы». 2001.
3. Власова В.В. Жеребцов И.Л. и др. Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, Коми кн-е изд-во, 2004.
4. Где ты живешь. Гипермедиа энциклопедия. Сыктывкар, 2006.
5. Коми народный эпос. М., Наука, 1987.
6. Лыткин В. И. Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар, Коми кн-е изд-во, 1999.
7. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского Автономного округа. Т.2.Х-Мансийск, 2000.

Казым. Земля кошачьего локотка. Россия, Западная Сибирь, Югра. Email [email protected]
Проект осуществляется при поддержке Комитета по внешним связям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Made with PersonalSystems, powered with MovableType.

Etnic.ru

Коренные народы Севера в современном мире

Вечный аргиш

В Ямало-Ненецком автономном округе проживает более 36 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, из них порядка 16 тысяч – кочуют. Доля кочующего населения в общей численности коренных малочисленных народов Севера практически не изменилась за последние пять лет и составляет 40%-41%. Самое большое количество «тундровиков» проживает в Ямальском районе, около 11 тысяч человек. Половина из них каслает по тундре.

Каслание (перекочёвывание) – это образ жизни оленеводов Крайнего Севера. Ежегодно длинные аргиши (обозы) из оленьих упряжек проходят сотни километров. Двигаясь из Яр-Сале, ненцы в первые месяцы зимы начинают перемещаться от пастбища к пастбищу, перегоняя многотысячные стада оленей на юг, пересекают замерзшую Обскую губу и в середине зимы подходят к г. Надым. В марте они отправляются в обратный путь. Так происходит из года в год, из века в век…

Несмотря на жестокие морозы, метель и пургу, эти люди постоянно в пути. Суровыми условиями жизни продиктован быт ненцев, конструкция жилища, средств передвижения, одежда и многое другое.

Маршруты, по которым кочуют оленеводы, сложились ещё в XVIII—XIX веках. Они учитывали наличие пастбищ, их величину, удобные места для стоянок и отела. Чем больше стадо, тем быстрее надо двигаться, поскольку корма оленям в одном месте хватает ненадолго. У ямальских ненцев маршруты, пожалуй, самые протяжённые — от 500 до 1000 км. Особенно долгие стоянки приходится делать во время отёла оленей.

В день каслания рано утром ненцы начинают собирать вещи и укладывать их в нарты. Разборкой и установкой чума занимаются в основном женщины. Сначала собираются и сворачиваются оленьи шкуры – нюки, потом разбираются шесты – основа чумов. После того, как все вещи и чумы собраны и уложены в нарты, ненцы устанавливают загон для оленей. Он представляет букву «П» из составленных в ряды многочисленных нарт. Между нартами натягивают сеть. Оленей направляют с разных сторон в установленный загон. Уже с 14 лет мальчишки наравне со взрослыми и выполняют тяжёлый труд по управлению стадом и занимаются отловом оленей. Когда стадо собрано, выбирают оленей для нарт. Женщины запрягают оленей в женские нарты, которые отличаются от мужских наличием бортов. Мужчины запрягают мужские нарты. Аргиш начинает свой путь на новое место.

Нарты кочевого каравана выстраиваются в определённом порядке. Первая упряжка идёт тяжело, олени утопают в сугробах. Поэтому первыми едут мужчины, прокладывая колею. Сначала движется нарта хозяина, затем нарта для священных предметов, женская нарта, несколько грузовых нарт с одеждой и прочим имуществом. На последних нартах везут жерди для чума и доски для покрытия пола. Длинной вереницей Аргиш уходит за горизонт на новое место…

Конечно, кочевники сегодня живут иначе, чем их предки. В наши дни можно даже встретить оленевода на снегоходе с японским двигателем, а в чумах можно найти автономные генераторы, радиотехнику, мобильную и даже спутниковую связь. Одно остается неизменным – оленье стадо. Для ненцев олень – священное животное. Это и еда, и одежда, и транспорт, и жильё. А сами ненцы называют себя «детьми оленя».

Слово «аргиш» есть во многих языках северных народов. Его буквальное значение – караван из нескольких оленей, вьючных летом и запряжённых в нарты зимой. Но философское значение этого слова ближе к понятию «путь», причём в самом широком смысле. Это длительное кочевье, многокилометровые переходы по бесконечной тундре. Это традиции, быт и культура людей, для которых жизнь – это вечная дорога. Вчера, сегодня, завтра…

Нарты для апостола: Как Иннокентий Московский всю Сибирь на собаках объездил

+ PDF для распечатки

Читаешь о его приключениях и вспоминаешь книги Жюля Верна, Джека Лондона, фильмы об Индиане Джонсе. Мальчик из глухого сибирского села стал митрополитом Московским. Из 82 лет жизни 45 он провёл в пути. Его называют апостолом Сибири и Америки.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) — миссионер, просвещавший христианской верой народы, жившие на востоке Российской империи. Мастер на все руки, он сам собирал часы, чинил барометры, знал кузнечное, плотницкое, столярное ремесло. Был богословом, этнографом, натуралистом, переводчиком. Спасал индейцев от оспы. Составил алфавит и перевел Священное Писание для алеутов, колошей, якутов.

Его епархия была самой большой в мире и включала в себя Камчатку, Аляску, Алеутские, Командорские и Курильские острова, побережье Охотского моря, часть Якутии и Приамурье. Чтобы добраться до всех поселков, стойбищ, островов, которые он окормлял, святитель преодолевал огромные расстояния. По землям, где никогда не было дорог. По вечной мерзлоте. По рекам, морям и океанам. Он пережил настоящие шторма и кораблекрушения. Совершил кругосветное путешествие, обогнув Южную Америку и доплыв с Аляски до Санкт-Петербурга через два океана.

На его счету 4 путешествия по епархии от 8 до 18 месяцев каждое. Во время одного из них святитель преодолел больше 6 000 км по суше, а вместе с морскими плаваниями его путь составил около 20 000 км. И это в те времена, когда даже пароходы были редкостью.

В 70 лет святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В конце ХХ века его причислили к лику святых. Наш рассказ о том, как миссионер Иннокентий Московский путешествовал на собачьих упряжках и как устроен этот необычный вид транспорта.

Путевые хлопоты

В 1838 году отец Иоанн Вениаминов отправился в Петербург, чтобы хлопотать о расширении миссионерского дела. Вернулся он оттуда через три года уже епископом Камчатским, Курильским и Алеутским и с новым, данным ему при постриге в монашество именем — Иннокентий.

Святитель принял в ведение самую большую и самую малонаселенную в мире епархию. И путешествовал по ней на самых приспособленных к суровым условиям средствах передвижения — собачьих упряжках.

С ноября 1842-го по апрель 1843 года епископ Иннокентий проехал больше 5000 километров — частью морем, частью на собаках. Владыке часто приходилось ночевать в сугробах в сорокаградусные морозы — ледяной ветер не давал поставить даже палатку. Вьюга продолжалась иногда несколько дней. Для спасения в таких случаях на каждых пятидесяти километрах стояли юрты. В них путешественники могли найти убежище и переночевать. Юрта представляла собой непрочный бревенчатый сруб с очагом (чувалом).

Но часто путешественники не успевали добраться до пристанища к ночи. Тогда они прорывали снег до земли, делали что-то вроде логовища, при входе раскладывали огонь и так, в снежной яме, и ночевали. При этом вся одежда сначала отсыревала, потом замерзала, и её нужно было менять.

В пути случались и другие неприятности: то сани сломаются, то след потеряется, то выйдет навстречу путникам голодный медведь или волчья стая… Но все это владыка Иннокентий принимал с благодушием: «Слава и благодарение Господу, дивно хранящему меня во всех путях моих! — писал он. — Платье давно уже высохло и носится, бок поболел около двух месяцев и перестал, а из полыньи давно уже меня вытащили».

Спуск в ущелье на ремнях

Протоиерей и путешественник Прокопий Громов, который сопровождал епископа Иннокентия в поездках, вспоминал необыкновенную историю, случившуюся в 1843 году по пути из порта Аян к Охотску.

Когда владыка выехал из селения Лесного, где отдыхал несколько дней у своего брата, тоже священника, ему пришлось 70 верст подниматься на горный хребет, оканчивавшийся обрывом. Подъехав к обрыву, по которому надо было спуститься в темное ущелье, он сказал:
— Ну, теперь я вижу физиономию Камчатки. Как же тут быть?
— Извольте снять шубу и надеть кухлянку (так называется меховая куртка).

Камчадалы подвязали ему под обувь что-то вроде подковок из железа с шипами, потом обвили его ремнем и приготовились спускать.
— А вы как спуститесь? — спросил владыка Громова.
— По-ребячьи, на оленьей шкуре, которая на мне — скачусь вниз, как ребята катаются на Масленицу. А чтобы не отнесло, возьму в руки оштол (шест для управления собачьей упряжкой), чтобы в случае слишком быстрого разгона упереться, и через две минуты буду на дне ущелья.

Так Громов и сделал и уже снизу, из ущелья смотрел, как несколько камчадалов поддерживали ремень, которым был обвязан епископ, а один из них вырубал пред ним в снегу ступени. Так и спустили владыку Иннокентия на дно ущелья.

Обычно на этом перевале собак, разделив на купы, связывали ремнями в большие «клубки» и по одному спускали в ущелье. Затем спускали каждую нарту (повозку, которую везли собаки) отдельно. Вся эта операция продолжалась часа два.

А тем временем в ущелье, окруженном со всех сторон хребтами, зажигали костры, у которых грелись и готовили чай или еду участники экспедиции.

Дранкинский хребет и землянка в тундре

Вот как протоиерей Прокопий Громов описывал то самое ущелье, в которое спустился святитель:

«Из стены восточного утеса бьет в ущелье водопад , и из него берет начало река Дранкинская, вливающаяся уже в Восточный Океан, тогда как все реки на западной стороне полуострова впадают в Охотское море. Семь раз доводилось мне переезжать через Дранкинский хребет и с западной, и с восточной стороны, где в первом случае задача в том, как с него спуститься, а во втором — как на него подняться по отвесной почти стене, покрытой снегом. На собаках подниматься немыслимо, а пешком, закладывая ногу в вырубаемую топором идущего впереди камчадала (так называют местных жителей) ступеньку в крепко убитом снеге, рискуешь при малейшей потере равновесия опрокинуться и слететь назад в пропасть. Но во все эти семь раз дивные высоты и глубокая пропасть оставляли в памяти моей одну живописную картину.

Теперь же, в восьмой раз, в этом одном из глубочайших ущелий Камчатки как сейчас вижу епископа Иннокентия в темную зимнюю ночь, сидящего в одеянии из оленьих кож на камне, освещаемого заревом, отражающимся на вершинах гор, окружающих пропасть, среди добродушных детей природы камчадалов, грызущих юколу (сушёно-вяленая рыба. — Ред.), и между не одною сотнею маленьких ездовых животных, свернувшихся в клубки и крепко уснувших от утомления. Закусив, камчадалы подремали, собаки отдохнули и тоже съели по юколе, и за полночь потянулись мы из ущелья, которое сжимает едущих на несколько верст».

Вскоре путешественники расстались. Святитель двинулся по берегу Берингова пролива на север, а Громов — в Петропавловский порт, на юг: «На одном переезде застигла пурга, которая, можно сказать, смешивает небо с землею, не дозволяя видеть впереди себя предмет на пол-аршина. К счастью, мы наехали на одну землянку, каковые на подобные случаи на обширных тундрах по местам приготовлены для бедствующих. Вползши в это подземелье и осветив его, на доске, поддерживающей потолок, прочитал я следующую вырезанную ножом надпись: “Здесь сутки спасался епископ Иннокентий со своею свитой от пурги”».

шест — шест, а … Русское словесное ударение

шест — шест, а … Русский орфографический словарь

шестёра — (Е) … Словарь употребления буквы Ё

шест — шест/ … Морфемно-орфографический словарь

шест — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? шеста, чему? шесту, (вижу) что? шест, чем? шестом, о чём? о шесте; мн. что? шесты, (нет) чего? шестов, чему? шестам, (вижу) что? шесты, чем? шестами, о чём? о шестах 1. Шестом называется… … Толковый словарь Дмитриева

ШЕСТ — ШЕСТ, шеста, муж. Длинная палка, длинный круглый и тонкий брус. «Над каждой крышей высокий шест скворешницы.» А.Тургенев. Флаг на шесте. Отпихиваться шестом от берега. Прыжки с шестом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

шест — См … Словарь синонимов

ШЕСТ — ШЕСТ, а, муж. 1. Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту. Прыжок с шестом. | уменьш. шестик, а, муж. (к 1 знач.). | прил. шестовой, ая, ое (к 1 знач.; спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

шестёра — ШЕСТЁРКА, и, ШЕСТЁРА, ы, ж., ШЕСТЕРИК, а, м., ШЕСТЕРИЛО, а, с. Человек на побегушках; презираемый всеми человек; льстец, подхалим. См. также: туз Возм. из уг.; раньше в Москве так назывались официанты, половые … Словарь русского арго

Шест — см. Ковчег завета см. Оружие и орудия труда см. Скиния … Библейская энциклопедия Брокгауза

Как называется шест для нарт

Пусть народ этот невелик, а преуспел во многом. Загибайте пальцы: ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года, «планка» для того, чтобы считаться КМНС — 50 тысяч человек). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях аж трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.

Кровожадные обычаи

Самоназвание ненец (ненэч) переводится как «человек». Такое имя за представителями этноса закрепилось относительно недавно – с 1930 года. В старину же их величали самоедами или юраками.

Церковно-славянское слово «самоядь» означает «людоед». Считается, что так жителей тундры прозвали за древний обычай культового людоедства. В старинных приказных ведомостях встречается также слово «сыроядцы», то есть употребляющие сырое мясо. Первые упоминания о ненцах обнаружены в летописи Нестора (1096 год). Уже тогда они были известны новгородским торговцам. С XVI века началось интенсивное движение промышленников на восток, и на ненецких территориях стали появляться русские опорные пункты.

Кстати, жили там ненцы не всегда. По наиболее распространенной современной гипотезе, родина этого самодийского народа – Южная Сибирь. В течение первого тысячлетия н.э. большая его часть под давлением других племён переместилась по Оби и Енисею в северную тайгу, а потом и в тундру, где ассимилировала арктическое население. Позже предки ненцев расселились на землях от реки Мезень до Енисея.

Олешек в няньках

Ненцы называют себя детьми оленя. Это животное даёт им не только пищу и одежду, но и смысл существования. Считается, что стадо до ста голов обеспечивает хозяйство всем необходимым. Ненцы даже говорят: «Олень приносит счастье».

Однако спрашивать ненца о том, сколько у него голов в стаде, считается неприличным. Представителям народа свойственны скромность и молчаливость, игнорирование вопросов, которые не нравятся. У ненцев особый внутренний мир, не всегда понятный жителям мегаполисов.

В словосочетании «дети оленя» есть и прямой смысл. Несколько животных из стада обычно оставляют в качестве домашних питомцев, которых зовут «авками». Они живут в чуме и частично выполняют роль нянек для детей. В целом все олени делятся по назначению: для перевозки грузов, для гонок, для удачи. Священными считают белых оленей, которых запрещено забивать на мясо. На их боках выстригают знак солнца или изображения духов, а рога украшают красными лентами.

В нарты – с левой стороны

Средством передвижения в тундре круглый год служат нарты. Эти узкие сани делают из ели или берёзы.

Легковые нарты бывают разного предназначения. Мужские имеют только заднюю спинку, женские – также переднюю и боковую для перевозки детей. В отличие от других северных народов ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. В легковые сани обычно впрягают до шести оленей. Самыми быстрыми и выносливыми считаются холостые «быки»: за день они могут пробежать до 300 км. Приучать к нартам их начинают в возрасте полугода.

Управлять оленями помогают вожжа и хорей – шест до 5 метров длиной с костяным наконечником. Саму упряжь украшают кистями и колокольчиками. Грузовые нарты отличаются от легковых строением, в них запрягают по два оленя. Пять-шесть грузовых нарт, соединённых между собой, называют «аргишем» (оленьим обозом).

Охота пуще неволи

Основное занятие ненцев, начиная с XVIII века, – крупнотабунное оленеводство. Вся их жизнь подчинена ритму движения животных в поисках пропитания: летом – на север, зимой – на юг. Перегонять стадо помогают оленегонные лайки.

Традиционными занятиями ненцев также являются охота и рыболовство. Дикого рогача добывают с помощью луков-самострелов, маскировочных щитков, преследования на лыжах, массовых забоев на водных переправах или приманки домашним оленем. На пушных зверей ставят ловушки-пасти, капканы или петли. Из птиц (боровая и водоплавающая дичь) не охотятся только на чайку, которая считается священной. Рыбу ловят сетями и неводами с лодок, зимой – пробивают лёд и колют добычу острогами.

Чум как модель мироздания

Передвигаются по тундре оленеводы обычно несколькими семьями: так проще следить за стадом. Несколько традиционных жилищ – чумов – составляют стойбище.

Установка чума традиционно женское занятие. Выбор места зависит от времени года. Зимой жилище стараются укрыть от ветров, летом – ставить на проветриваемых возвышенностях. Для его сооружения используют до 40 шестов. Зимой чум покрывают оленьими шкурами (до 75 животных), летом – берестой.

Для ненцев их жилище – модель мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с солнцем и луной, шесты – воздушную сферу, окутывающую Землю. Считается, что чем просторнее чум, тем богаче семья. Достаток можно определить также по вершине жилища: у бедняков она остроконечная.

Знай свой угол

Внутри жилища всё подчинено своей логике. В центре горит очаг, на котором готовят пищу. По обе стороны от него организуют спальные места, напротив входа размещают посуду и культовые предметы.

Из мебели присутствует только небольшой стол. Кроватями служат оленьи шкуры, расстеленные на циновках поверх широких досок. Малышей держат в люльках, наполненных сухим мхом. Пелёнками опять же служат оленьи шкуры. Внутри находится много инструментов, которые мужчины изготовляют самостоятельно. Суровый быт требует от каждого быть мастером на все руки. Задача женщины – рубить дрова, разжигать огонь, готовить пищу и присматривать за детьми.

Куклами для девочек служат «нухуко» – клювы уток или гусей с пришитыми лоскутами. Мальчики любят играть с рогами, ловить арканом воображаемых оленей. С четырёх лет их учат готовить упряжь и управлять нартами.

«Колотушка» и копальхен

Основа рациона ненцев – мясо и рыба. Из-за постоянного употребления сырого мяса и крови им не грозит цинга. В условиях сурового климата это необходимо для восполнения естественной потребности в витаминах.

Особо ценится парное мясо. Оленя оглушают ударом обуха топора, а затем поражают длинным ножом сквозь ребра так, чтобы не пролить ни капли крови. Каждый отрезает себе кусочек туши и обмакивает в тёплую кровь. Деликатесом считаются панты – молодые рога, хрящи которых наполнены кровеносными сосудами. Ненцы любят необработанные почки и печень, язык, сердце, сычуг. Они также употребляют копальхен (перегнившее мясо), кровяные оладьи, суп с мукой. Кроме оленины готовят говядину и свинину, мясо морского зверя и птицы. Зимой популярна строганина и «колотушка» — замороженная рыба, которую целиком разбивают о стол. Из напитков предпочитают чай, ягодные компоты и морсы, кисели.

С приёмом пищи связано много примет. Над едой нельзя смеяться, запрещено доедать за пожилыми. А упавший кусок (знак того, что ушедшие в нижний мир хотят есть) полагается оставить около очага.

Мехом к телу

Выделка оленьих шкур, шитье одежды и украшение орнаментом – традиционно женское дело. При «сортировке» сырья учитывается возраст оленя, а также то, с какого участка тела снята часть шкуры. Особо ценится шкура телёнка в возрасте трех месяцев, снятая в конце лета.

Мужчинам одеждой служит малица с капюшоном, надетая на голое тело мехом внутрь. Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте. Мужская обувь – пимы – меховые сапоги.

Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.

Аз и буки ненцев

Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. Выделяют два диалекта – тундровой и лесной.

Первый ненецкий букварь «Новое слово» на основе латинской графики в 1932 году подготовил Г.Н.Прокофьев. В последствие были разработаны грамматические справочники, учебники и книги для чтения на ненецком языке. В 1936 году письменность этноса перевели на кириллическую графическую основу. Сейчас на родном ненцам языке издаётся учебная и художественная литература, периодическая печать, ведутся передачи радиостанций.

Прыжки через нарты и метание топора: красноярцы показали многоборье по-сибирски в Финляндии

Северное многоборье впервые показали за рубежом. Красноярцы побывали в Финляндии на празднике национальных видов спорта «День святой Марии». Наши спортсмены удивили финнов, шведов и норвежцев прыжками через нарты и дали желающим пометать топор. Мы узнали, почему девушкам нельзя переступать через аркан, на что смотрят судьи во время прыжков через нарты и как северное многоборье пригождалось в жизни самих спортсменов.

Точно так же, как на этом стадионе, Эдуарду Комарову приходилось прыгать и по тундре. Коренной ненец и мастер спорта по северному многоборью переехал в Красноярск из Таймыра. Вместе с мамой занимался там рыболовством, иногда пас оленей. Уже тогда ему пригодилось умение быстро бегать по пересечёнке.

«Собаки начали подгонять оленей, и они убежали далеко в тундру километров 10-15, и приходилось прям бежать за ними», — рассказывает многоборец Эдуард Комаров.

Кого догонять не удавалось, приходилось ловить арканом. 30-метровую веревку с петлей на севере называют ещё тынзяном или маутом. Его делают из оленьей кожи. Одной шкуры хватает на три изделия.

«Можно метать сверху, но это русские используют. Коренное население метает снизу. Они же приспособлены метать оленей. Снизу удобнее. Сверху под углом невозможно поймать оленя.То есть ты метаешь, а олень уже убежал», — объясняет спортсмен.

На соревнованиях аркан накидывают на специальный шест — хорей. Главное, говорит, Эдуард, встать по ветру, чтобы он дул точно в затылок. И после броска предупреждает меня о плохих приметах.

— У нас, у ненцев, есть такая традиция, что если женщина переступила через маут, то тебя настигнет неудача. Ты не сможешь ловить оленей и станешь неудачником.

Бег с палкой, тройной прыжок и метание аркана — все это спортивные дисциплины. Так же, как и прыжки через нарты. Именно в этом виде Эдуард стал чемпионом России, прыгнув 722 раза! А еще подростком установил рекорд Таймыра, преодолев 811 нарт. Рассказывает, что самое сложное — на развороте не оторвать от пола пятки и потратить на него не больше пяти секунд.

В Красноярске живет и лучшая прыгунья России. Чемпионка страны Анастасия Богаткова родом из Туруханска. Первый раз девушка прыгнула через нарты 10 лет назад. «Была сначала общая подготовка, потом меня спросили, ты можешь прыгнуть 10 нарт? Я говорю — могу. Так и началась моя карьера», — вспоминает девушка.

Неплохо у нее получается и метать топор. На минувшем чемпионате России до призового места Анастасии не хватило меньше метра. Говорит, женщинам разрешили выступать в этой дисциплине лишь два года назад. Как и у мужчин, единственное требование к инвентарю — весить больше 350 граммов.

— Устроен как крыло, видите, чуть выпуклый, а здесь ровный. У всех своя техника, каждый мастер его делает по-своему.

В Финляндии метание топора вызвало у скандинавов живой интерес. Распробовали местные и прыжки через нарты. Эта поездка вообще может значительно толкнуть вперед северное многоборье России. Спортсмены уже ждут, что появятся международные соревнования. Однако, несмотря на такие перспективы, развиваться этот вид сможет только в родной среде, уверены в федерации.

«В больших городах, таких как Красноярск, Ачинск, Абакан, он развиваться не будет ни в коем случае. Но среди коренных народов севера это важный вид спорта, они его не отделяют от своей культуры», — говорит президент федерации северного многоборья России Павел Семизоров.

Однако в северных территориях свои проблемы. Нужно ремонтировать спортивные залы, закупать инвентарь, издалека вывозить спортсменов на соревнования. Как и везде, финансирование — болезненная точка, которая все-таки сдвигается с места. В Красноярском крае многоборьем занимаются уже полторы тысячи человек — это почти треть от общероссийского показателя. И для каждого из них северное многоборье — намного больше, чем просто спорт.

Читайте так же:

  • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]
  • Как называется челюсть насекомых Острые челюсти насекомого Последняя бука буква "а" Ответ на вопрос "Острые челюсти насекомого ", 5 букв: жвала Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова жвала "жующие" челюсти […]
  • Американский пионер как называется Американский пионер Последняя бука буква "т" Ответ на вопрос "Американский пионер ", 5 букв: скаут Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова скаут Агент подыскивающий игроков для […]
  • Как устроен пк основные характеристики пк Урок 7Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств ПК, подключение внешних устройств §7. Как устроен персональный компьютер§8. […]
  • Чтение книг интересные факты 25 интересных фактов о чтении Сегодня все чаще люди смотрят телевизор, сидят в интернете и отдают предпочтение аудио, нежели читают книги. Возможно, это связано с активным развитием […]
  • Как называется дробь у которой есть целая и дробная часть Понятие дроби. Виды дробей Виды дробей Основные виды дробей - это обычные дроби, которые могут быть правильными и неправильными, десятичные дроби, алгебраические дроби. Рассмотрим каждый […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *