Как называется место где дятлы расклёвывают шишку

Как называется место где дятлы расклёвывают шишку

Георгий Скребицкий
МАЛЕНЬКИЙ ЛЕСОВОД

Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. Сунул свежую шишку в ту расщелинку, а старую вытащил клювом и выбросил. Расправился с этой, полетел за другой.

Георгий СКРЕБИЦКИЙ
Маленький лесовод

Шёл я однажды зимой по лесу.
Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.
Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.
Вдруг вижу — на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю — немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпаная, как и те, что на снегу валяются.
Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Просидел минут пять, гляжу — к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая — белая с чёрным, а на голове чёрная с красным кантиком шапочка.
Сразу узнал я дятла.

Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.
Сунул свежую шишку в ту расщелинку, а старую вытащил клювом и выбросил. Потом уселся поудобнее, опёрся на растопыренный хвост и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывать семена.
Расправился с этой, полетел за другой.
Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
Видно, понравилась дятлу эта осина с расщелиной в стволе, и выбрал он её для своей «кузницы». Так называется место, где дятел шишки долбит.

Засмотрелся я на дятла, как он своим клювом шишки расклёвывает. Засмотрелся и задумался:
«Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу польза. Не все семена ему в рот попадут, много и разроняет. Упадут семена на землю. Какие погибнут, а какие весной и прорастут…»

Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится! Кто их насеял — дятел, клесты или белки? Или ветер семена занёс?
Едва выглядывают крохотные деревца, чуть потолще травинок. А пройдёт тридцать — сорок лет — и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»

Ольга Матвеева
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы»

Интегрированное з анятие «Зимующие птицы»

Познакомить детей с зимующими птицами. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитывать любовь к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

— Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

— Скажите, чьи голоса вы услышали? (ответы детей)

— А каких птиц вы знаете? (ответы детей)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать? (ответы детей)

-Чем питаются зимующие птицы? (ответы детей)

— Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела

— Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц (голова, крылья, туловище, клюв.)

— Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» (голова – головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Хоть он скрылся под корой,–

— Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” — это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку — летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

— А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, — значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

— Дети, а как можно помощь зимой птичкам? (ответы детей)

Две синицы прилетели,

А во вторник — снегири,

Три вороны были в среду

А в четверг со всех краев –

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

— Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

— А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

— О каких птицах мы сегодня говорили?

— Какую птицу называют лесным доктором?

— Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

— Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

— Что нового, интересного вы сегодня узнали?

— О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? (ответы детей).

На этом наше занятие окончено, до свидания!

Конспект занятия «Зимующие птицы» «Зимующие птицы» Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города. Программное содержание: -Продолжать.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе на тему «Зимующие птицы» РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Детский.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» для детей 4–5 лет Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы» Программные задачи: — Расширять и активизировать словарь.

Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушением зрения в средней группе «Зимующие птицы» Коррекционно-развивающие задачи: — тренировать умение детей быстро менять направление взора, фиксировать его на заданном объекте; — закреплять.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы нашего края» Цели: формирование экологических знаний о зимующих птицах края, и ответственного и бережного отношения к ним. образовательные: закрепить.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «О тех, кто умеет летать. Зимующие птицы» Цель: Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: формировать у детей представление о зимующих птицах,.

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста «Зимующие птицы» Цель: Расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные: формировать у детей представление о зимующих птицах,.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Зимующие птицы». Цели: формировать экологическую культуру.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей с ОНР на тему «Птицы зимой. Зимующие птицы» Тема:Птицы зимой (Зимующие птицы). Цель: Активизация словаря по теме. Задачи: 1. Учить образовывать множественное число существительных.

«Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект нод по развитию речи в подготовительной к школе группе

Скачать:

Вложение Размер
zimuyushchie_ptitsy_konspekt_zanyatiya.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

(занятие русского языка в подготовительной к школе группе)

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

— Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

— Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

— А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать.(синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

— Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

— Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц. (голова, крылья, туловище, клюв.)

— Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». ( голова –головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

— Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

— А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, — значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

— Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь — сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Ярче утренней зари!

Мы не ждали их к обеду.

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

— Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

— А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

— О каких птицах мы сегодня говорили?

— Какую птицу называют лесным доктором?

— Какое полезное дело для леса делают дятлы?

— Почему дятлов надо охранять?

— Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

— Что нового, интересного вы сегодня узнали?

— О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа—это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет.

Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах.

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : «Зимующие птицы «.

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект.

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори.

Проект исследовательской работы на тему «Откуда у дятла красная шапочка?»

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Естествознание (живая природа)

Проект исследовательской работы

«Откуда у дятла красная шапочка?»

Автор: Панюкова Егор Николаевич

МОУ «Основная общеобразовательная школа п. Восточный Ивантеевского района Саратовской области», 2 класс

Панюкова Ольга Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Основная общеобразовательная школа п.Восточный»

Не все из наших сверстников знают. почему дятлы стучат по дереву и почему у них такой окрас? Ведь очень полезно, да и интересно знать о птицах нашей родины.

Цель данной работы: раскрыть тайну окраса дятлов.

Сначала мы разработали основные этапы своей работы и поставили перед собой следующие вопросы и задачи:

1. Кто такие птицы? Отличительные черты птиц?

2. Немного о дятлах. Почему у дятлов красная шапочка? Что ищут в дереве дятлы, стуча по нему?

3. Разновидности дятлов.

4 Роль человека в жизни птиц. Расширение кругозора в области познания об окружающем мире.

5. Посетить сельскую библиотеку.

6. Найти информацию в энциклопедиях и в Интернете.

7. Провести опрос среди учащихся школы: почему у дятла красная шапочка?.

Выдвижение гипотезы. Каким может быть предположительный ответ?

У дятлов красная шапочка потому, что так распорядилась природа,

Объект: птицы различных видов.

База исследования: собранный документальный и фотоматериал, научно — познавательная литература.

Методы: поисковый, анализ, экскурсия, наблюдение, обобщение.

Продукт: исследовательская работа, фотографии.

На когтях на ствол сосновый

Влез монтёр красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

Как-то раз с одноклассниками я рассматривал энциклопедию животных. Мы бурно обсуждали с одноклассниками разные вопросы об окраске насекомых, птиц и других животных. Нас волновало очень много вопросов, а именно, почему лиса рыжая, почему у синицы грудка желтая, а еще такой вопрос — почему у дятла красная шапочка. Я поставил перед собой цель: найти сведения об этих животных, а именно о дятле. Для этого я во-первых, попросил классного руководителя рассказать нам о нем, во-вторых, воспользовался ресурсами Интернет, в-третьих, посетил сельскую библиотеку и рассмотрел и прочитал сведения в энциклопедии, в-четвертых, провел опрос среди учащихся нашей школы на тему: почему у дятла красная шапочка?

На внеклассном чтении мы прослушали сказку Тамары Крюковой «Почему у дятла красная шапочка?» (см. Приложение — аудио) и учитель нам прочитала народное предание «Хитрая лиса и дятел» (приложение 1). Но мне было мало информации, это все-таки сказки!

И вот, что я выяснил.

1. Кто такие птицы? Отличительные черты птиц.

А как на нашей земле появились первые птицы?

Учёные считают, что они произошли от доисторических крылатых ящеров — птерозавров. [1]

Птицы — это животные, тело которых покрыто оперением. Большинство птиц умеет летать, и все они имеют по два крыла. Чтобы было легче летать, у птиц очень легкое тело. Их кости полые внутри, тело покрыто перьями, и вместо зубов у них острый клюв. Гладкая, обтекаемая форматела помогает им легко скользить по воздуху. Так же как и люди, птицы теплокоровные и дышат воздухом. Однако, в отличие от людей они откладывают яйца.

Наука, занимающаяся изучением птиц, называется орнитологией .

ПОЧЕМУ тело птицы покрыто перьями?

Птицы имеют три вида перьев. Маленькие, пушистые пуховые перья находятся ближе всего к телу и помогают сохранять тепло. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Сильные, жесткие перья на крыльях и хвосте называются полетными перьями. Тесно прижатые друг к другу, они создают гладкую поверхность, и это облегчает птицам передвижение в воздухе.

1 — контурное, типичное маховое перо, 2 — рулевое перо (перо хвоста), 3 — покровное перо, 4 — нитевидное перо, 5 — кистеоб­разное перо, 6 — пуховое перо.

СКОЛЬКО на Земле птиц?

На Земле живет около 9 000 различных видов птиц. Они имеют разные формы и размеры. Некоторые колибри по размеру не больше шмеля, в то время как страусы вырастают выше человеческого роста. Птицы обитают во всех уголках Земли. Они живут в полярных областях и пустынях, в жарких, влажных джунглях и на задних дворах ферм.[2]

2. Немного о дятлах. Что ищут в дереве дятлы, стуча по нему? Почему у дятлов красная шапочка?

Гуляя по лесу, можно услышать звонкие удары, словно кто — то стучит в барабан. Но кто же этот лесной барабанщик?

Знакомьтесь, это дятел. Вот он сидит на стволе дерева, надёжно уцепившись за него лапами с острыми коготками. И опирается ещё и на жёсткие перья хвоста.

Чаще всего в наших лесах и парках мы встретим большого и пёстрого дятла. Крылья и хвост у него чёрные, с белыми полосками. Грудка светлая, а на голове и брюшке заметны красные пятна.

Дятел стучит, барабанит по стволу крепким острым клювом, только кусочки коры летят в разные стороны. А там, под корой, спрятались вредители леса — жуки — короеды, прожорливые личинки, насекомые.

Дятел достанет их из пробитой дырочки длинным, узким и липким языком. У некоторых дятлов язык ещё и с зазубринками — крючками. Никто не вырвется!

Словно внимательный доктор, дятел осмотрит, простучит каждое дерево на своём участке леса. В молодом здоровом лесу дятла встретишь реже, чем в старом, где много «больных» деревьев.

Но не только жуками питается дятел. Зимой он расклёвывает сосновые и еловые шишки. Но, сорвав шишку, птица сначала укрепит её в расщелине дерева или между ветками.

В этой «кузнице» дятел шишку распотрошит, достанет семена. А под деревом, под «кузницей», вырастет горка чешуек и пустых шишек. Весной дятлы пробивают дырочки в берёзовой коре и лакомятся вкусным соком.

Барабанная дробь дятла — это ещё и приглашение в гости самочке. И знак другим дятлам: место занято!

Дятел не только «лесной доктор», но и «строитель». Он выдалбливает в стволах деревьев глубокие дупла. Дупло — это его дом. Над его созданием трудятся и самец, и самка. Потом они по очереди высиживают яйца и выкармливают появившихся птенцов.

Дятлы предпочитают жить по одному. И никого, в том числе и своих подросших птенцов, рядом не потерпят.

Каждый год у дятла новое гнездо. А в старом справляют новоселье другие птенцы. Или белки. Но есть такие дятлы, которые роют норы на склонах холмов, на обрывах — словно береговые ласточки. Некоторые дятлы устраивают жильё даже в муравейниках!

Дятлы приносят пользу, уничтожая вредителей леса.

Правда, существовало мнение, что дятел наносит вред лесному хозяйству, выдалбливая дупла и срывая кору с деревьев. Подобные мысли приводили даже к попыткам истребления дятлов, с целью защиты ценных древесных посадок.

Это обвинение с птиц было снято после того как обнаружилось, что дятлы делают дупла исключительно в старых и трухлявых деревьях, зараженных насекомыми ксилофагами, и иногда спасают от гибели деревья, чье заражение не пошло еще слишком далеко. Первым в защиту дятлов высказался немецкий натуралист конца XVIII в. – начала XIX в. Иоганн Бехштейн.

Жизнь дятлов и людей, как правило, идет параллельно, без пересечения интересов. За исключением попыток «защитить» от дятлов лес, человек лишь слушает невидимого лесного барабанщика, не уделяя ему пристального внимания. Правда, некоторые виды дятлов используются в пищу человеком, а другие, с красивым оперением содержатся в качестве домашних любимцев. Тем не менее, популярной эту птицу назвать нельзя.

Съедобной птицей считается шилоклювый золотой дятел, проживающий в США. По заверению известного зоолога XIX века Альфреда Брема, мясо этой птицы в средних штатах США часто подавалось к столу, а в штатах Филадельфия и Нью-Йорк, даже встречалось в свободной продаже. Правда, по мнению Брема, оно обладает ярко выраженным муравьиным запахом. Сведений об использовании дятлов в пищу в современный период нет.

Мировой фольклор отвел дятлу его законное место. В сказках — это неутомимый труженик, добрый и отзывчивый, всегда готовый придти на помощь в трудную минуту. Хочется надеяться, что вырубка лесов и ухудшение экологической обстановки в мире не вызовут массовую гибель этих удивительных птиц. [ http://mirzhivotnih.ru/category/83 ]

3. Разновидности дятлов.

Трехпалые дятлы кормятся насекомыми, обитающими под корой и в древесине. Они часто устраивают дупла в сухих стволах и даже в пнях. Были случаи, когда находили дупла со входом на высоте менее полуметра от поверхности почвы.

Вертишейки поселяются в готовых дуплах. Пользуясь превосходством в размерах, они часто захватывают дупла мухоловок, синиц, горихвосток и, не имея обыкновения строить гнезда, откладывают яйца прямо на раздавленную кладку или погибших птенцов первопоселенцев. Если заглянуть «в гости» к насиживающей кладку вертишейке, она вытянет шею и начнет ритмично двигать ею из стороны в сторону. Эти телодвижения в сочетании с громким шипением и змееподобной окраской при не слишком ярком освещении в дупле обычно отбивают охоту к продолжению знакомства.

Большой острокрылый дятел — редкий вид, населяющий преимущественно дубовые леса с примесью кедра, произрастающие на склонах сопок Уссурийского края.

С помощью длинного (до 20 см) и липкого языка зеленый дятел извлекает насекомых из самых узких и извилистых ходов в древесине и муравейниках. Желна поступает так же, но кончик языка у нее к тому же острый и зазубренный на манер гарпуна.

Зеленый дятел питается почти исключительно муравьями, их личинками и куколками. Родители приносят корм к гнезду не чаще одного раза в час и отрыгивают доставленных в зобу насекомых маленькими порциями, что позволяет родителю за один раз оделить пищей всех отпрысков.

Желна, принесшая корм, спускается в глубокую шахту дупла клювом вниз, отрыгивает пищу из зоба себе в клюв и прикасается им к клювам слепых птенцов, которые тут же пробуждаются и распахивают рты.

Самки седого и зеленого дятлов выдалбливают дупла самостоятельно. Специальной выстилки в гнезде не бывает: 9-10 чисто-белых яиц откладываются на мелкую щепу, скопившуюся на дне. В насиживании кладки и выкармливании птенцов участвуют оба партнера.

Малый острокрылый дятел — самый маленький. Он меньше воробья и весит всего 20 г. Самки чуть крупнее самцов. Питается этот дятел насекомыми, которых собирает с поверхности ветвей и стволов деревьев, а долблением занимается лишь при постройке дупла, выбирая загнивающие и пораженные грибами стволы ивы и ольхи.

Малый пестрый дятел редко живет в настоящем большом лесу. Гораздо чаще его можно встретить в ивняке или ольшанике, растущем в сырой долине лесной речушки или на берегу озера. Здесь всегда можно найти истлевшие на корню остовы деревьев, в мягкой разрушенной грибами древесине которых и выдалбливают свои дупла дятлы. Малый пестрый дятел долбит дерево с частотой примерно 280 ударов в минуту. Добывание насекомых из-под коры и из древесины он чередует с их сбором с ветвей и с поверхности стволов.

Белокрылый дятел — характерный обитатель тугайных и галерейных лесов, окаймляющих берега рек в пустынях. Проникает он далеко в песчаные зоны по саксаульникам, произрастающим в понижениях между барханными грядами. Выдалбливание дупла здесь — тяжкий труд, ибо древесина у саксаула твердая до чрезвычайности.

В разгар зимы большой пестрый дятел за восьмичасовой световой день почти пять часов уделяет долблению шишек. Почти час уходит на то, чтобы выбрать подходящие шишки, сорвать их и установить в кузницах. Остальное время уделяется отдыху, чистке оперения, охране участка. Полеты занимают всего 4-5 минут. При раздалбливании шишки большой пестрый дятел делает примерно 130 ударов в минуту. Для обработки одной сосновой шишки требуется около 600, а еловой -1600 ударов. Чтобы прокормиться, за день дятлу необходимо нанести 37 000 ударов клювом. Большие пестрые дятлы круглый год ночуют в дуплах, причем однажды избранное убежище птица использует очень долго. Спящий дятел иногда удерживается с помощью лап на внутренней стенке и при этом почти не касается дна. Зимой температура в дупле у дятла на 6-8° выше, чем снаружи.

4. Роль птиц в жизни человека. Расширение кругозора в области познания об окружающем мире.

Ни одна птица не может быть абсолютно вредной или полезной. Они также, как и другие животные, могут быть вредными или полезными в определенных обстоятельствах и в определенное время. Например, грачи летом питаются насекомыми и их личинками (майский жук, клоп-черепашка, гусеницы лугового мотылька и долгоносиков и другие). Однако весной они могут выклевывать высеянные семена злаков и огородных культур, а осенью портят кукурузу и подсолнечник, дыни и арбузы и так далее. Розовый скворец считается очень полезной птицей, так как основной корм его — саранча и другие прямокрылые, но летом и осенью стаи розовых скворцов могут поедать в садах сочные плоды (вишни, шелковицы, винограда) и этим причиняют существенный вред. Полевой воробей и другие зерноядные птицы питаются семенами культурных растений, однако своих птенцов они выкармливают насекомыми, среди которых много вредителей.

Все эти примеры говорят о том, что одна и та же птица в разных условиях может быть и полезной и вредной. Тем не менее, подавляющее большинство можно считать полезными. Особенно ценны такие птицы, как дневные хищники, совы, многие воробьиные. Многие птицы имеют важное значение для человека с экономической точки зрения, к ним относятся промысловые и охотничьи виды, многочисленные породы домашней птицы.

1. Ограничивают рост растений.

2. Птицы — одно из важных компонентов живой природы.

3. Содействует опылению цветковых растений.

4. Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, и расселению растений.

5. Являются санитарами планеты — истребляют больных и ослабленных животных.

6. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих).

1. Ограничивают численность насекомых-вредитилей и мышевид-ных грызунов (насекомоядные и хищные птицы).

2. Привлечение птиц к реализации биологического способа защиты культурных растений.

3. Промысловые и домашние птицы — поставщики мяса, пуха, яиц.

4. Птичий помет — ценное органическое удобрение.

5. Эстетическое и научное значение.

Из своего исследования хочу сделать некоторые выводы:

— каждое существо, если оно создано природой, значит, полезна природе. Нельзя губить живое существо!

— нужно быть благородным!

— Сколько же птиц погибает каждую минуту? Каждый час? Каждый день? Каждый месяц? Каждый год? Люди! Будьте добрее! Давайте все им будем помогать всегда! Природа отблагодарит нас за это!

Какие же выводы могу сделать о дятле:

Очень познавательная сказка Почемучки — Откуда у дятла красная шапочка. Она учит нас тому, что истинный страж порядка, должен дорожить своей должностью и подтверждать её хорошими поступками и благородным настроем, что нельзя предавать того кто с тобой работает в паре и завидовать ему. И совсем уж не место у должности слежения за порядком хулиганам и тем кто не может навести лад в собственной жизни.

— Дятел является отличным строителем дупел, которые впоследствии служат убежищем и превосходным местом для гнездования других птиц, селящихся в дуплах, но не способных построить себе дом самостоятельно.

— В летний период на кронах деревьев собирает различных насекомых. А иногда бывают случаи, когда он занимается хищничеством, разоряет воробьиные гнёзда и других гнездящихся в дуплах птиц.

— Дятлы очень полезные птицы, которые спасают деревья, заражённые вредителями, тем самым сохраняя им жизнь. Бывает, дерево с виду здорово, а внутри уже сидит вредитель. Недаром говорят, что дятел – доктор леса.

Людям необходимо знать особенности жизни дятлов и не прогонять их от своего жилища, не пугать их во время работы в «кузнице», ведь это даёт им возможность выжить в холодную и голодную зиму.

Дятел — врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.[3]

Список использованной литературы.

[1] — Моя первая энциклопедия: Научно-поп.изд. для детей — М:ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС», 2009г.

[2] — Энциклопедия «100 вопросов и ответов. Животные» \ Москва, «РОСМЭН», 2005г.

[3] — Учебник для малышей. Животный мир России / В. Степанов, 2002г.

Мир дошколят

Пушок

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.

Везу. Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу-лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад. Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился. Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

Маленький лесовод.

Шёл я однажды зимой по лесу.

Я шёл не торопясь, поглядывая кругом.

Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Оглядел я со всех сторон дерево. Смотрю — немного повыше моего роста в стволе расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трёпаная, как и те, что на снегу валяются.


Сразу узнал я дятла.

Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!

Видно, понравилась дятлу эта осина с расщелиной в стволе, и выбрал он её для своей «кузницы». Так называется место, где дятел шишки долбит.

«Ловко это у него получается: и сам сыт, и лесу польза. Не все семена ему в рот попадут, много и разроняет. Упадут семена на землю. Какие погибнут, а какие весной и прорастут…»

Стал я вокруг себя оглядываться: сколько сосенок тут из-под снега топорщится! Кто их насеял — дятел, клесты или белки? Или ветер семена занёс?

Маленький лесовод

Было особенно тихо, по-зимнему, только поскрипывало где-то старое дерево.

Вдруг вижу — на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрёпанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Просидел минут пять, гляжу — к дереву птица летит, небольшая, поменьше галки. Сама вся пёстрая — белая с чёрным, а на голове чёрная с красным кантиком шапочка.

Сразу узнал я дятла.

Летит дятел, несёт в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие.

Сунул свежую шишку в ту расщелинку, а старую вытащил клювом и выбросил. Потом уселся поудобнее, опёрся на растопыренный хвост и начал изо всех сил долбить шишку, выклёвывать семена.

Расправился с этой, полетел за другой.

Засмотрелся я на дятла, как он своим клювом шишки расклёвывает. Засмотрелся и задумался:

Едва выглядывают крохотные деревца, чуть потолще травинок. А пройдёт тридцать — сорок лет — и поднимется вот на этом самом месте молодой сосновый бор.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» и «Коммуникация» «Зимующие птицы»

Раздел Другое
Класс
Тип Конспекты
Автор Старцева О.В.
Дата 11.04.2020
Формат docx
Изображения Есть

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56»

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» и «Коммуникация»

Составила и провела:

Воспитатель 1 квалификационной категории:

Старцева Оксана Валентиновна

Программное содержание: Уточнить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Активизировать словарь «зимующие птицы», «осёдлые», «кузнеца».

Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий птиц. Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Дятел», И. Соколов — Микитов «Синицы», Г. Скребицкий «Появились синички», М. Горький «Воробьишко», С. Алексеев «Снегирь».

Материал: Аудиозапись «Голоса птиц», концерт Вивальди «Зима». Картинки с изображением диких животных: белка, заяц, волк, лиса, медведь; птиц: воробей, голубь, синица, сова, дятел, сорока, ворона, снегирь, свиристель. Разнообразный корм для птиц.

Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».

Воспитатель: — Ребята, я предлагаю нам с вами отправиться в зимний лес. Раз, два, три, четыре, пять — покружись, на лесной опушке окажись!

Дети кружатся и оказываются в зимнем лесу.

Воспитатель: — Посмотрите, ребята, вокруг, как красиво, какой свежий воздух в лесу. Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают.

Звучит запись «Голоса птиц». На столе лежат картинки с изображением животных, птиц.

Воспитатель: — Давайте внимательнее их рассмотрим. Как одним словом можно назвать белку, зайца, волка, лису?

Дети: — Дикие животные.

Воспитатель: — Правильно. А каких вы видите птиц? Назовите их.

Дети: — Снегирь, свиристель, воробей, голубь, дятел, синица, сова, сорока, ворона.

Воспитатель: — Молодцы! Как, одним словом можно назвать этих птиц?

Воспитатель: — Хорошо. Ребята, как вы думаете, каких птиц называют «осёдлыми»?

Дети: — Сорока, ворона, воробей, дятел.

Воспитатель: — Да, вы правы. А кто знает, почему их так называют?

Дети: — Эти птицы зимой и летом живут у нас в городе.

Воспитатель: — Да, Молодцы! Положите, пожалуйста, в одну сторону животных, а в другую птиц. Ребята, я знаю загадку о птичке. Попробуйте отгадать.

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день,

Целый день звенит: «Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица?

Воспитатель: Правильно. Ребята, а что вы знаете о синичке?

Дети: — У синички жёлтая грудка, зелёная спинка, белые щёчки. Синички не улетают в тёплые края, а зимуют у нас.

Воспитатель: — Да, вы правы, они зимующие птицы. Синицы, очень подвижные птицы, увидев человека они быстро улетают. Ребята, скажите, какую полезную работу для леса выполняют синицы?

Дети: — Синички поедают с веток насекомых, гусениц.

Воспитатель: — Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. Съесть множество яичек, куколок, гусениц. Зимой же синицам корма в лесу не хватает, вот они и подбираются ближе к людям. Как вы думаете, чем мы можем им помочь?

Дети: — Повесить кормушки, насыпать корм, развесить несолёное сало.

Воспитатель: — Верно, в кормушку можно насыпать семена тыквы, арбуза, крошки хлеба. Не зря говорит пословица: « Голодом страшна зима птицам, а не холодом». Пойдёмте дальше, полюбуемся зимней красотой природы.

Звучит аудиозапись стука дятла.

Воспитатель: — Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице?

Дети: — Дятел стучит по деревьям, добывая себе корм. У дятла красная шапочка на голове, сам он пёстрый. Любит клевать шишки.

Воспитатель: — Правильно! А шишку дятел любит клевать в определённой ямке, её называют «кузнеца».

Вот выдолбит он ямку в стволе сосны или ели, вставит туда шишку, расклюёт одну шишку — летит за другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку, выбросит. Поэтому на снегу под «кузнецкой» дятла валяется целая куча пустых шишек. Ребята, кто знает, почему дятла называют «Лесным доктором?»

Дети: — Потому что дятел ест жуков и насекомых, которые живут под корой.

Воспитатель: — Да, достаёт он их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10 — 12 см. Язык у него липкий имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Пальцы на ногах имеют когти расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперёд, а два — назад. Это позволяет дятлу прочно держаться за кору деревьев. Стучит дятел, — значит, будут уничтожены насекомые — вредители и лес будет жить.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: — ребята, а вы знаете, что птицы тоже умеют играть? Хотите, я вам покажу?

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.

Кар — кар — кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Кар — кар — кар (тихо)

(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза)

Воспитатель: — Ребята, скажите, какая у нас в Сибири зима бывает?

Дети: — Зима холодная, морозная, снежная.

Воспитатель: — Молодцы! Зима у нас суровая. Как вы думаете, легко ли будет птицам зиму пережить? Почему?

Дети: — Плохо будет птицам корм добывать, всё снегом засыплет. Будут сугробы.

Воспитатель: — Правильно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Вот мы и должны помочь птицам пережить зиму, подкормить их. Ребята, расскажите, какая птица, чем питается?

Дети: — Синички, воробьи любят семена, крошки хлеба, несолёное сало.

Воспитатель: — Хорошо! А снегири и свиристели любят клевать ягоды рябины и боярышника.

Дети: — Голуби любят семечки подсолнуха.

Воспитатель: — Вороны, сороки питаются остатками пищи, очистками. Ребята, я предлагаю нам с вами вечером, изготовить плакат о том, чем питаются птицы и повесить его в приёмной. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три — повернись, в детский сад возвратись.

Играет аудиозапись зимнего леса.

Воспитатель: — Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: — Путешествие понравилось. Мы узнали много нового о зимующих птицах.

Воспитатель: — Скажите, о каких птицах мы сегодня подробно говорили?

Дети: — О зимующих птицах синицах, дятле.

Воспитатель: — Какое полезное дело делают эти птицы для леса?

Дети: — Уничтожают вредителей леса.

Воспитатель: — Как называется место, где дятлы расклёвывают шишки?

Воспитатель: — Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

Дети: — Повесить кормушки, насыпать корм.

Воспитатель: — Правильно! Молодцы! Я предлагаю пойти на прогулку и покормить птиц.

Читайте так же:

  • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
  • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
  • Как называется рвота после еды Почему тошнит после еды? Причины и лечение Многие задаются вопросом: "Почему тошнит после еды причины и каковы дополнительные симптомы заболеваний, вызывающих тошноту?". Ответы на эти […]
  • Мама воробей как называется Умники и умницы Умные дети — счастливые родители К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ Ответы к стр. 147 — 157 ? С. 157 Что ты можешь сказать о Маше: […]
  • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]
  • Как лилии по другому называются Как лилии по другому называются Главная Вопросы и ответы Почему? Зачем? Как? Для чего? Лилия – символ непорочной, нежной красоты и чистой любви. Именно потому название цветка стало […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *