Древний воин как называется

Воины эпохи Древней Руси X — XI веков на рисунках-реконструкциях Олега Федорова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дружинная культура в Древней Руси формировалась одновременно с древнерусской государственностью и воплотила в себе этнические, социальные и политические процессы IX – начала XI веков.

Как показывают исторические материалы, славяне, основное население древнерусских территорий, в военно-техническом отношении были относительно слабы. В качестве оружия они использовали разве что стрелы, копья и топоры. Изменилась ситуация после того, как на территорию Древней Руси пришли так называемые «русы». По мнению ученых, так в древние времена называли воинов, пришедших из северной Европы. Вместе с русами появились и прогрессивные для того времени предметы воинского вооружения и защиты.

Среди археологических материалов нередко встречаются детские деревянные мечи и другие «игрушечные» предметы вооружения. Например, в Старой Ладоге найден деревянный меч с шириной рукояти около 5–6 см и общей длиной примерно 60 см, что соответствует размеру ладони мальчика в возрасте 6—10 лет. Таким образом в играх проходил процесс обучения навыкам, которые должны были пригодиться будущим воинам во взрослой жизни.

Важно отметить, что «русское» войско на начальном этапе своего существования вело исключительно пешие бои, что подтверждается византийскими и арабскими письменными источниками того времени. Поначалу русы рассматривали лошадей исключительно как средство передвижения. Правда, и породы лошадей, распространённые в то время в Европе, были довольно низкорослыми, поэтому долгое время нести на себе воина-всадника в полном вооружении просто не могли.

К концу X века все чаще случались военные конфликты между отрядами русов и войсками Хазарского каганата, а также Византийской империи, располагавшими сильной и обученной конницей. Поэтому уже в 944 году союзниками князя Игоря в походе на Византию выступили печенеги, отряды которых состояли из легких всадников. Именно у печенегов русы начали покупать специально обученных лошадей для нового рода войск. Правда, первая попытка русских отрядов в сражении верхом на лошадях, предпринятая в 971 году в битве под Доростолом, закончилась плачевно. Однако неудача не остановила наших предков, а так как собственной конницы им все еще не хватало, была введена практика привлечения конных отрядов кочевников, входивших даже в состав древнерусских дружин.

Древнерусские воины перенимали у степняков не только навыки верхового боя, но и заимствовали оружие и одежду, характерные для «всаднической» культуры. Именно в то время на Руси появились сабли, сфероконические шлемы, кистени, кафтаны, сумки-ташки, сложные луки и другие предметы вооружения всадника и снаряжения лошади. Слова кафтан, шуба, ферязь, сарафан имеют восточное (тюркское, иранское, арабское) происхождение, отражающее, судя по всему, и соответствующее происхождение самих предметов.

С учетом того, что на большей части территории Древней Руси климатические условия были достаточно суровыми, историки предполагают, что при шитье русских кафтанов могла использоваться шерстяная ткань. «На него надели шаровары, гетры, сапоги, куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку из парчи, соболевую» — так арабский путешественник и географ X века Ибн Фадлан описывает похороны знатного руса. О ношении русами широких шаровар, собранных у колена, — упоминает, в частности, и арабский историк начала X века Ибн Русте.

В некоторых воинских погребениях древних русов были найдены серебряные, украшенные сканью и зернью, конические колпачки, которые предположительно являются окончаниями головных уборов в формеколпака с меховой оторочкой. Ученые утверждают, что именно так выглядела изготовленная мастерами древней Руси «русская шапка», форма которой, скорее всего, принадлежит кочевническим культурам.

Необходимость вести боевые действия в основном против степных легковооруженных всадников обусловила постепенное изменение русского вооружения в сторону большей легкости и гибкости. Поэтому поначалу вполне европейское (варяжское) оружие русских дружин времен походов на Византию постепенно приобрело более восточные черты: скандинавские мечи сменились саблями, воины пересели с ладей на коней, и даже тяжелый рыцарский доспех, со временем получивший широкое распространение в Европе, никогда не имел аналогий в произведениях древнерусских оружейников.

Рекомендуем для дальнейшего ознакомления:

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древний воин: поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 22

андабат

в Древнем Риме гладиатор, чье лицо закрывал щиток с узкими прорезями, отчего воин почти ничего не видел

бармица

кольчужная железная сетка; прикреплялась к шлему воина в Древней Руси для защиты шеи

бутурлыки

в Древней Руси сапоги воинов, покрытые металлическими пластинками наподобие чешуи

варяги

древние северные воины

викинг

древний воин в рогатом шлеме

викинги

древние скандинавские воины

витязь

Полностью экипированный воин Древней Руси.

в Древней Руси: отважный доблестный воин

воин в Древней Руси

отважный воин в Древней Руси

гладиатор

в Древнем Риме — раб или воин, специально обученный для вооруженной борьбы с такими же воинами или с дикими зверями на арене цирка

древний народ, чьи воины умирали только с улыбкой на своих суровых устах, чтобы не показать страданий врагу

ерихонка

высокая шапка с венцом, отделанная золотом, серебром и драгоценными камнями, которую носили знатные воины Древней Руси

кнемидес

часть костюма воина в Древней Греции, поножи, закрывавшие голень, сделанные по форме ноги из металла, скрепленные ремнями и пряжками, украшенные чеканкой

колпак

в Древней Руси защитное наголовье воина

«сияющий», имя божественного ирландского воина-героя, этимологически связанное с валлийским Ллеу и древне-кельтским божеством Лугусом (мифическое)

лучник

воин Древней Руси XIII в

пращник

древний воин, метатель камней

ратник

воин в ополчении Древней Руси

саадак

(вар. саандак, савдак, сагадак, сагайдак) в Древней Руси и Московском государстве — предмет воинского снаряжения — комплект ручного метательного оружия конного воина, состоявший из лука с налучием и колчаном со стрелами, которые крепились к специальному поясу

трабея

в Древнем Риме короткий плащ воина

трофей

что древние римляне ставили «в знак обращения воинов в бегство»?

центурия

в Древнем Риме: голосующая в народном собрании группа, в случае военного набора выставлявшая 100 воинов

шелом

каска древнего воина

(шлем) в Древней Руси защитное наголовье воина, низкая металлическая шапка с наушниками и наносником

юмшан

(перс., буквально броня из колец) в Древней Руси и Московском государстве — часть воинского снаряжения в виде крупных и мелких дощечек, соединенных кольцами, прикрывавших грудь, бока и спину воина

Воин на Руси : характер, одежда и оружие

Испокон веков войны за территорию занимали большую часть жизни людей, особенно мужчин. Даже у животных принято охранять свою территорию. Каждый мужчина являлся добытчиком пищи и защитником своего дома, своей семьи, своего племени. Еще древние люди приспосабливали то, что давала природа под орудия для охоты, обороны и работы.

У разных народов существовала своя национальная одежда и оружие. В древние времена для создания орудий использовалось то, что могли найти под рукой- это различные камни, палки, веревки. С появлением кузнечного ремесла, стали появляться мечи, латы, щиты. С течением лет оружия претерпевали изменения и совершенствовались.

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более — носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси. Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку.

Одежда древнерусского воина.

Трудно со стопроцентной вероятностью сказать, как одевался древнерусский воин, фото в те времена еще не снимали. Остается судить только по летописям и картинам художников. Хоть воеводы и были почитаемыми людьми, все же они были людьми. Им нужно было, как и всем есть, спать, отдыхать. Не могли же они постоянно находиться в доспехах и полном обмундировании. Фото славянских воинов очень редко иллюстрируют нам, как эти доблестные мужчины выглядели в бытовых условиях, на пиру или во время отдыха с семьей. Но не ходили же они в своих доспехах и в пир и в мир. Для людей Древней Руси важность одежды переоценивалась, помимо защиты от природных условий, одежда служила защитой от злых духов. То, во что был одет человек, почти целиком определяло его статус. Фасон костюмов и платьев знати ничем не отличался от фасона одежды простолюдинов, отличие было лишь в качестве материалов и украшениях. Славянский воин, картинки которого можно встретить в учебниках по истории, судя по изображению на них, не имеет отличий в одежде от обычных людей, вне поля и вне времени военных действий.

Мужчины тех лет носили рубахи с запахом без воротника, которые подпоясывались на талии. Под доспехи обычно надевалась рубаха из хлопка, изготовленная на ткатском станке. На ноги надевались холщевые штаны, по ширине напоминающие шаровары, которые собирались у талии и подвязывались у щиколотки и под коленями. А знаете ли вы, как назывались штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя? Они назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Сейчас это слово устарело, да и количество разновидностей штанов значительно выросло. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Бывало, что ноги заматывались лоскутами ткани, а в качестве подошвы к ним пришивался кусок кожи. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин. Одежда не являлась его приоритетом, главное чтобы она была удобной и не сковывала движений, ведь перед ним стояли более важные задачи, чем выбор наряда. Зимой носились шапки, удлиненные кзади, и кафтан из плотной шерсти или натурального меха.

Одежда современных людей претерпела изменения во внешнем проявлении и стала называться по-иному. Сильно изменилась в названиях и%одежда древнерусского воина. Устаревшие слова сейчас мало кто знает, и редко кто поймет, что они означают. Можно привести несколько примеров слов архаизмов касательно гардероба славянского воина. А знаете ли вы, как ранее именовалась одежда древнерусского воина? Названия тех предметов одежды, которые устарели? Например, такое слово как поножи, обозначало защиту для ног от колюще-режущего оружия. А в качестве защитного головного убора, использовали шишак или богатырку, в действительности же это обычный шлем. Такие слова, как портки или кафтан, в современном мире тоже не используются. Зато сапоги, сохранили свое название и актуальность по сей день.

Доспехи древнерусского воина.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника.

Какие были доспехи у воинов на Руси?

1. Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.

2. Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

3. Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи ( перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Оружия древнерусского воина.

Никто не оспорит важность защитной одежды во время войны. Но еще более важным военным атрибутом является оружие, которое предоставляет воину не только пассивную защиту, но и дает возможность активно нападать.

Существуют несколько видов оружия, которое использовалось в Древней Руси.

1. Ударное. Самым известным ударным оружием можно считать легендарную булаву. Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица. Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.

2. Колющее и рубящее оружие. К рубящим орудиям относятся всевозможные топоры. Самым древним колющим оружием считается копье, оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником. Сложно представить древнерусского воина без меча. Меч являлся не только главным оружием, но и символом власти. На его рукояти часто изображали герб или иной символ. Так же на войне использовались клинки, которые назывались по месту ношения, например, засапожные или поясные.

3. Стрелковое. Самое известное оружие стрельцов на Руси, это конечно лук и стрелы. Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину. Еще в качестве стрелкового оружия древнерусские воины использовали арбалет.

4. Огнестрельное. Первое огнестрельное оружие на Руси упоминалось в 14 веке. Это был первый вариант всем известной пушки. В дальнейшем примитивные пушки совершенствовались. Начали возводиться защитные сооружения от огнестрельного оружия врага. Свое название данный вид оружия приобрел от слова «пускать».

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. Картинки с их изображениями, которые вы легко можете найти, помогут визуализировать их образ и сформировать его окончательно. В исторических музеях, где выставляются реконструкции войн, вы можете сделать фото древнерусского воина. Знание истории делает вас образованным и эрудированным человеком, что очень притягивает окружающих. А знать историю своей страны обязан каждый патриот.

п.с. кстати, увидеть обмундирование русских воинов , а также остальной быт русов, можно будет 11 и 12 июня 2020 года в московском парке «Коломенское» на фестивале реконструкции «Времена и Эпохи», где для зрителей будет представлен один из наиболее интересных и важных периодов не только отечественной, но и мировой истории: эпоха зарождения русского государства. Фестиваль проходит каждый год, а в этот раз он обещает стать самым масштабным за всё время. Будет интересное если кто либо сделает длиннопост о этом событие, если у меня не получится пойти

Путь русского воина. Идейные основы воспитания защитников Руси

Воспитанию воинов в Древней Руси всегда придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело — каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть оружием. Но мало одной подготовки — для того, чтобы воспитать полноценного воина, требовалось и духовное наполнение, как бы сейчас сказали — идеологическая и морально-психологическая подготовка.

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал — древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.

Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать — князь и его дружинники — считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии — это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

Еще в глубоком детстве будущего воина сажали на коня, давали в руки оружие. В десять лет мальчика уже плотно обучали воинскому мастерству, а в двенадцать лет он начинал участвовать в походах, непрестанно совершенствуя свое воинское мастерство. Так воспитывали, к примеру, князя Святослава. Большую роль в воспитании знатных русичей играло знание обрядов. Князья считались внуками Даждьбога, потомками Солнца. Конечно, двенадцатилетнего отрока еще старались беречь от опасных ситуаций во время походов. Но вот к пятнадцати годам юный воин считался уже полностью сформировавшимся молодым мужчиной — он был годен и для войны, и для командования боевой дружиной, и для женитьбы.

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

Постепенно уходили в прошлое представления о магическом могуществе русской знати. Теперь знатный человек должен был являть пример не только силы, доблести, воинских навыков, но и христианского благочестия. Формировалась традиция христианского воинского служения, которая, кстати, серьезно отличалась от византийской — ведь Византия прибегала к найму профессиональных воинов, а на Руси воинское служение воспринималось сквозь призму сочетания христианских и славянских архаичных традиций. Русский воин защищал свою землю и род, а после принятия христианства — еще и христианскую православную веру. Главными противниками Руси после ее христианизации стали государства и образования, исповедовавшие другие направления христианства или другие религии — тюркские кочевники-тенгрианцы, языческие племена Севера, немецкие католические рыцари, мусульманские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды. Таким образом, защита родной страны приобретала и религиозное содержание борьбы с иноверцами. Формируется и образ воина — мученика, который готов принять смерть от рук врага, но вынужден убивать и сам — для защиты своей страны и веры.

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны — Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители — митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям — той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с историей православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда — греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании — это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Настоящим испытанием для Руси стало вторжение монгольских орд и последовавшая зависимость от Золотой Орды. Православная церковь играла огромную роль в консолидации народа и сохранении русской идентичности, в те столетия «замешанной» именно на православии. Здесь стоит отметить, что свою роль сыграла первоначальная веротерпимость ордынских ханов, которые сильно не вмешивались во внутренние дела подконтрольных территорий и, благодаря этому, русской православной культуре удалось сохраниться в многочисленных монастырях. Православное духовенство в драматические для Руси времена вдохновляло русских воинов на защиту отечества, укрепляло их стойкость, внушало веру в свои силы и в Божью помощь в деле защиты русской земли. Неоднократно сами православные монахи были превосходными воинами и в сражениях с неприятелем, при обороне своих монастырей показывали и чудеса доблести, и прекрасные навыки обращения с оружием.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин — язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того — сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне — в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь — это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. — Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский — были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах — воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов — победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат — фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Женщины-воины в истории человечества

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему образ женщины-воина настолько будоражит воображение? У кого-то он вызывает патриархальный гнев и возмущение, у кого-то — любопытство и даже вожделение (фантазии о сексуальной полицейской — из той же серии). Все дело в том, что воительница — это не просто женщина, которой в силу обстоятельств пришлось взять в руки оружие. Это — мощный архетип, который существует столько же, сколько существует цивилизованное человечество. И в истории тому есть масса подтверждений, часто спорных, а потому еще более увлекательных.

Сарматы, кельты и Герардеска

В каменном веке гендерные роли были проще некуда: лохматый и здоровый мужик ловит дичь, пока его лохматая и здоровая женщина сидит в пещере и растит лохматых и здоровых детей или собирает коренья в лесу. Но с развитием общества все становится не так однозначно, особенно у кочевых народов, для которых умение справляться с лошадью стало важнее внешних качеств. Особенно ярким примером тому служат сарматы, ираноязычный народ, две с половиной тысячи лет назад живший на территории современных Украины, России и Казахстана. Их женщины имели высокий социальный статус и участвовали в охоте и войнах наравне с мужчинами.

Они бросали дротики и стреляли из лука, и, как сообщают нам многие из историков Древней Греции, нередко им удаляли правые груди, чтобы все жизненные соки перешли в правую руку, что должно было сделать такую ??девушку сильной, как мужчина.

Скорее всего, это не более, чем басня, в которую поверили падкие на красочные истории классики. Немного больше доверия вызывает Геродот, который сообщает нам, что замуж сарматская девушка могла выйти, только убив врага. Учитывая воинственность племени, в такое вполне верится. Довольно очевидно, что античным авторам хотелось показать дикость варваров-животноводов, противопоставив их мирным земледельцам, которые прозорливо держали своих женщин в узде.

Вот только сами оседлые народы не всегда придерживались этого правила. Те же кельты были не против того, чтобы их женщины наравне с мужчинами участвовали в боях и походах. Согласно сообщениям античных авторов, кельтские девушки часто бились и боролись друг с другом из-за мужчин, да и с мужчинами вполне могли вступить в бой. Если вспомнить знаменитую Боудикку, возглавившую антиримское восстание, можно сделать выводы, что даже звание военного лидера не было недоступно для женщин. Пожалуй, единственное, в чем были критически ущемлены жены кельтов, так это в том, что им, в отличие от мужчин, не разрешалось драться полностью обнаженными.

Кстати, сами римляне, хотя и не пускали своих женщин в битву, были не против того, чтобы те сражались в качестве гладиаторов.

Судя по всему, это было настолько распространено, что даже свободные гражданки были не против рискнуть жизнью на арене. Об этом свидетельствует закон, принятый в 19 году н. э., согласно которому запрещалось вербовать дочерей и внучек членов сенаторского и вершницкого сословий в гладиаторы. Да и декрет императора Септимия Севера, который в 200 году н. э. полностью запретил женщинам участвовать в гладиаторских боях, говорит о том, что до того явление было очень распространено.

Широко известна история Герардески Манутиус, которая присоединилась к восстанию Спартака, правда, скорее в роли наложницы. Когда рабов разбили, ее прелестями соблазнился генерал Красс. Однако по ходу кампании та, видимо, нахваталась азов гладиаторского искусства. Так что полководец, еще сильнее увлекшись этой женщиной (и, скорее всего, испугавшись за свою жизнь), отправил ее в школу гладиаторов. После обучения Герардеска победила на арене, по одним данным, около 200 противников, пока ее саму не убили двое карликов, один из которых воткнул ей сзади трезубец. Стекая кровью, она упала на песок с поднятым пальцем левой руки. Это был жест, который означал просьбу о помиловании, но разгоряченная толпа жаждала финала, и все, что увидела Герардеска в последние минуты своей жизни, это ладони с опущенными вниз пальцами. Она вызывала восхищение только до тех пор, пока получала победы. Однако такого рода легенды — насчет 200 побед — надо просеивать через сито скептицизма. Известно, что самый знаменитый гладиатор — Фламма — становился рудиарием (тот, кто получал свободу, но возвращался на арену) четыре раза, провел тридцать четыре боя, выиграв двадцать один. Девять сражений закончились вничью, и только четыре он проиграл. Это примерно 10 лет, т.е. в среднем — 3-4 боя за год. Так что количество побед Герардески сильно преувеличено, и, скорее всего, в 8—10 раз.

«Девы щита» и онна-бугэйся

В Средневековье с женщинами-воинами все тоже было в порядке. У викингов (хотя женщине запрещалось выступать в роли мужчин, т.е. носить мужскую одежду и оружие) в женские захоронения иногда помещали наконечники стрел, топоры и копья. Ведь в те времена в могилу клали инструменты, которые могли пригодиться в загробном мире и использовались покойным при жизни. То есть ремесленникам не положат меч, а воину — сельхозинвентарь. К тому же в исландских сагах можно поискать упоминание skjаldm?r, то есть «девы щита», «щитоносицы». Но и это еще не все.

В начале 20-х годов нынешнего столетия была прочитана ДНК скелета знатного воина-викинга, раскопанного в одном из курганов еще в 1880-х годах в Бирке, крупном торговом центре шведских викингов IX—X веков. Воин оказался женщиной.

Хотя многие исследователи (в том числе и женщины) в целом довольно скептически относятся к женщинам-воинам в письменных источниках, и не без оснований. Skjаldm?r встречаются в сагах о легендарных временах и поэтому уже вызывают сомнения — вполне возможно, что это архетипический персонаж из мифологии. Истина, вероятно, как обычно, лежит где-то посередине. Действительно, в дохристианском германском обществе женщины имели значительно больше прав, чем после, — отсюда, вероятно, и спорадические выступления их с оружием в руках. Но маловероятно, чтобы женщины (тем более в большом количестве) были профессиональными воинами на постоянной основе — скорее, это исключение из правил.

На Востоке в это время происходили подобные вещи — в воинственном обществе женщинам тоже приходилось быть воинственными. Женщины из самурайских родов, которые назывались онна-бугэйся, обучались владению холодным оружием на довольно серьезном уровне. Особенно они преуспели в использовании нагинаты — холодного оружия с длинной ручкой и изогнутым клинком. В течение XI—XVII столетий женщины из самурайских родов тренировали искусство боя различными видами оружия и были готовы, в случае чего, защищать свой дом от неприятеля. Если дела шли особенно плохо, жены помогали мужьям совершить ритуальное самоубийство, а затем и сами отправлялись к праотцам. Причем перед этим они предварительно связывали себе щиколотки веревкой, чтобы даже после смерти выглядеть прилично, как и подобает благородной даме.

Интересна и показательна история Томоэ Годзэн, которая принимала участие в войне Гэмпэй (1180-1185) в качестве старшего офицера, а заодно, по разным версиям, либо любовницы, либо жены Минамото-но Ёсинаки, одного из вождей клана Минамото. В сражениях она участвовала и как стрелок из лука, и как боец ближнего боя, причем в полном доспехе самурая. Когда же Ёсинака потерпел поражение, она либо погибла, либо по его просьбе сбежала, наверное, попутно отрубив не одну вражескую голову.

Одной из самых великих воительниц на Востоке стала китаянка Фу Хао. Она была одной из 60 жен императора У Дина (1250—1192 годы до н. э.), А стала первой в китайской истории женщиной-полководцем. Однажды во время одной из войн она попросила мужа отправить ее на фронт — просьба эта для Китая тех пор звучала как безумие. Но, на удивление императора и всего китайского народа, духи дали на это согласие. Через пару месяцев Фу Хао уведомила мужа о своей победе. После этого император разрешил жене управлять десятой частью армии. Постепенно армия Фу Хао увеличилась до 13 000 человек — большая цифра для того времени. Все без исключения солдаты, пусть и по приказу правителя, но подчинялись одной женщине, что для Китая того времени является очень необычным фактом. Кроме того, император настолько преклонялся перед женой, что позволял ей большую часть времени проводить в военных походах, а жить в доме своих родителей. Фу Хао участвовала во множестве сражений и побеждала более чем в 20 странах.

Кроме того, без отрыва от военных будней она родила императору четырех сыновей. Умерла женщина-полководец в возрасте 30 лет.

Екатерина-дуэлянтка

В эпоху Возрождения и в Западной Европе, и в России благородные дамы не только манерничали при дворе и восхищались произведениями поэтов и художников, но и резали друг друга на дуэлях из-за мужчин. Часто такие бои проводили обнаженными, полностью или до пояса, потому что женская одежда была совершенно непригодна для любой физической активности. Та же будущая российская императрица Екатерина Вторая в своей молодости билась на дуэли с троюродной сестрой, да и позже смотрела на женские поединки сквозь пальцы. В период ее царствования в России было проведено как минимум двадцать женских дуэлей, три из которых закончились смертями.

Приблизительно в то же время в самом сердце Африки сложилась совершенно уникальная ситуация. В XVIII-XIX веках личная охрана царя Королевства Дагомея (сегодня это территория Республики Бенин) состояла исключительно из женщин, точнее его псевдо-жен, которых было от четырех до шести тысяч.

Формально гарем (а на деле личные карательные войска или королевская гвардия) составлял до трети всей армии Дагомеи и существовал в том числе и на случай армейского переворота. Считалось, что женщины-воины будут преданы своему мужу до последнего. Чаще всего так и получалось. Назывались эти женские отряды «n’nоnmіtоn», что с местного языка переводится как «наши матери», что было не добродушной кличкой, а вполне формальным названием этих подразделений. Амазонки принимали присягу девственницы, прикосновение к ним каралось смертью. Этим женщинам было запрещено выходить замуж или иметь детей, пока они служили, считалось, что они замужем за королем. Их визитной карточкой было мгновенное отсечение головы.

Только самые сильные, здоровые и смелые девушки избирались для тщательной подготовки, которая превращала их в машины для убийства, наводившие ужас на всю Африку более двух веков. Их учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать нестерпимую боль. Упражнения чем-то напоминали гимнастику и включали в себя прыжки через стены, которые устилались колючей акации. Также женщин отправляли на так называемые голодные игры, где они проводили по 10 дней в джунглях, имея при себе только мачете. После таких тренировок они становились фанатичными бойцами. Чтобы доказать, чего стоят, они должны были стать в два раза выносливее мужчин. Дагомейские амазонки стояли в бою до последнего, и если от короля не поступал приказ отступать, они никогда не сдавались.

Даже после усиления колониальной экспансии Франции в Африке в 1890-е годы амазонки продолжали вызывать страх. Солдат французской армии, которые затягивали кого-нибудь из них в постель, находили утром с перерезанными глотками. Во времена франко-дагомейских войн многие французские солдаты колебались, прежде чем убить женщину. Такая недооценка врага приводила к многочисленным потерям во французской армии, а также воинственные девушки целенаправленно атаковали французских офицеров. Конечно, эта тема не была упущена парижскими журналистами, и с первых полос столичных газет не сходила карикатура, на которой темнокожая амазонка перегрызает зубами горло французскому офицеру.

Последняя дагомейская амазонка по имени Нави ушла из жизни в 1979 году в далекой деревушке в возрасте более ста лет.

Амазонки на ринге и в армии

Пройдя такой долгий и насыщенный путь развития, архетип женщины-воина наконец нашел свое логическое завершение в современных боях гладиаторов — MMА. Причем девушки-бойцы, этакие современные амазонки, часто радуют не только совершенством боевой техники, но и красотой форм, иногда даже совмещая, казалось бы, несовместимое — профессию бойца и модели. Отличный пример — Пейдж ВанЗант, прозванная «12 калибр». Она выступала в самом легком весе, называемом еще «мушиным весом» или «весом соломинки», в самой сильной лиге ММА мира — UFС. При этом успевала принять участие в шоу «Танцы со звездами», где смогла поразить зрителей своей грациозности.

Также во многих государствах мира девушки и женщины проходят службу в армии, а в Израиле, например, она является обязательной. Женщины-солдаты присутствуют в рядах не только медицинских, войск связи и каких-либо войск обслуживания и штабных подразделениях, но и во вполне боеспособных частях, даже в спецназе и десанте. А на волне всеобщей эмансипации только увеличивается количество дам в форме, которые постоянно стремятся доказать и себе, и мужчинам, что они никапли не уступают последним на военной ниве. Не останавливаясь на простой службе, женщины-военнослужащие достигают крупных постов в армии и даже становятся министрами обороны своих стран.

Феминизация оборонной сферы разных стран особенно проявила себя в Европе. Первопроходцем среди женщин-министров обороны стала финка Элизабет Рен, которая занимала этот пост с 1990 по 1995 года. Урсула фон дер Ляйен является действующим министром обороны Германии с 2020 года, причем она первая женщина (кстати, по профессии гинеколог и мать семерых детей) на упомянутой должности в этой стране. Также действующими министрами обороны своих стран являются итальянка Роберта Пинотти (с 2020 года) и испанка Мария Долорес де Коспедаль (с 2020 года). А вот в консервативной Японии, где военное дело практически всегда было уделом только мужчин, Томоми Инада только год занимала эту высокую должность, с августа 2020-го.

Однако, как с тревогой отмечают эксперты, мода на эмансипацию приводит к тому, что ключевые посты, от которых зависит армия государства, занимают женщины, которые не имеют должной подготовки. Например, среди вышеупомянутых дам нет ни одной профессиональной военной. Хотя это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора.

Как и во времена Герардески Манутиус, профессия бойца становится все более популярной у женщин, и общество видит такое положение дел вполне приемлемым (к счастью, теперь без смертоубийства). Глядя вглубь веков и наблюдая за различными народами и эпохами, можно понять, что женщины много раз брали на себя долю солдата и бойца, борясь наравне с мужчинами, а потому архетип женщины-воина вполне естественный.

10 женщин-воинов из глубокой древности

Древним миром правили мужчины. Сильные воины, умевшие противопоставить врагу сталь и ловкость, с презрением смотрели на женщин, способных разве что рожать детей и готовить пищу. Однако история знает немало храбрых воительниц, которые в одиночку могли противостоять вражеским войскам. Вот 10 девушек, сумевших доказать, что поле битвы не знает гендерных различий и ценит лишь воинскую смелость.

Принцесса Пиньян

Принцесса Пиньян была дочерью Ли Юань, который основал династии Тан. Когда Ли Юань начал свой бунт, Пиньян собрала в помощь отцу армию крестьян и захватила контроль над округом Хуахин. В 617 г. н.э. она захватила столицу династии Суй и стала первой женщиной в Китае получившей титул маршала.

Хидна

Хидна из Скиона училась плавать с самого детства, что пригодилось всей Греции. Разбив спартанцев в битве при Фермопилах, персы шли на Афины, скрытно отправив флот вниз по побережью. Хидна сумела проплыть десять километров в бурю, следя за передвижением флота, а затем подала знак афинским судам для атаки. Сама бесстрашная воительница заняла место на флагмане и погибла при первом же столкновении с персами.

Жанна д’Арк

Историю Орлеанской девы знает каждый школьник, но историки до сих пор не понимают как объяснить чудесное превращение обычной селянки в грозную воительницу, сумевшую разбить английскую армию. Жанну судили как ведьму и сожгли на костре, затем канонизировали и причислили к лику святых.

Графиня де Монтфорт

В 1300 году город Жанны де Данпьер осадила армия врагов. Муж девы-воительницы пал на стенах, после чего она надела его доспехи и приняла командование. Сумев снять осаду с города, Жанна собрала отряд из нескольких сотен воинов, вышла в поле и разбила вражеское войско.

Матильда Тосканская

С пятнадцати лет Матильда участвовала в кровавых сражениях. Ее выдающиеся способности военачальника использовал сначала Папа Григорий, а затем Папа Урбан. Отдав войне тридцать лет, Матильда удалилась в монастырь, где и окончила свои дни.

Корделия

История британской королевы Корделии нашла отражение во многих сагах. Девушке пришлось править страной после смерти своего отца, Лира Британского. Корделия покончила с собой в плену, а Шекспир ввел ее образ в трагедию «Король Лир».

Мавия

Во время правления императора Валента союз полукочевых арабских племен прорвал границу и вторгся на территорию Римской империи. Во главе кочевников стояла Мавия, женщина-воин. Римский полководец Созомен с презрением смотрел на племена, согласившиеся подчиняться женщине, за что и поплатился собственной головой в первой же стычке с Мавией.

Кинана

Кинана была дочерью Филиппа Македонского. Ее мать вела свой род от иллирийских женщин-воительниц. От нее Кинана научилась всей войсковой премудрости: девушка сражалась в первых рядах наравне с лучшими воинами Филлипа.

Яххотеп

Эта египетская царица правила с 1530 до 1560 года до нашей эры. Яххотеп стала прославленной воительницей, о чем свидетельствуют найденные в ее гробнице меч и боевые доспехи.

Боудикка

Император Нерон лишил предводительницу независимого племени иценов титула, что спровоцировало знаменитое антиримское восстание 61 года. Боудикка правила своим войском с боевой колесницы и сумела одержать ряд побед над римскими легионами. В последней битве воины Цезаря окружили иценов, но Боудикка предпочла отравить себя ядом болиголова, чтобы не попадать в плен.

10 самых известных в мировой истории женщин-воинов

Наш список «топ-10 самых известных в мировой истории женщин-воинов» служит еще одним доказательством того, что женщина вполне способна сотворить не только салат, шляпку или скандал, а еще и защитить себя и свою землю и даже повести за собой целую армию.

Амазонки

В древнегреческой мифологии это было воинствующее племя, в которое входили исключительно женщины и во главе которого была царица. Амазонки занимались всем тем же, что и мужчины – охотой и набегами на соседние земли. Для продолжения рода им, конечно же, требовались мужчины, поэтому с этой целью они вступали в связь с представителями мужского пола из других племен. Само слово «амазонка» переводится с греческого, как безгрудая. Существует миф, что в раннем возрасте амазонки прижигали себе одну грудь для облегчения стрельбы из лука.

Существует несколько версий истории Орлеанской девы. По одной из них эта 17-летняя девушка пришла к дофину Карлу в самый разгар столетней войны и заявила, что была послана Господом, чтобы спасти Францию от англичан и возвести дофина на престол. Жанна возглавила французскую армию и одержала ряд важных военных побед. В результате предательства Жанна попала в плен к бургундцам и была продана англичанам. Судили Жанну по обвинению в колдовстве. Орлеанская дева была сожжена на костре, как ведьма. Впоследствии она была канонизирована и причислена к лику святых.

Агнесс Рэндольф или черная Агнесс

Леди Агнесс Рэндольф была женой графа Дунбара и принимала участие в сражениях, однако прославилась она в качестве защитницы своего родного замка. В 1334 году началась осада замка Дунбара, которую Агнесс успешно сдерживала в течение целых пяти месяцев. Чтобы показать свое презрение к захватчикам, леди Агнесс заставляла слуг вычищать зубцы и амбразуры замка после каждой попытки штурма.

Королева Гвендолен

Гвендолен была легендарной королевой Британии и женой короля Локрина. После смерти ее отца, воина Корина, Локрин провозгласил своей женой другую женщину. Однако Гвендолен не смирилась с решением мужа, а собрала в Корнуолле войско и выступила против него. Гвендолен победила в этой войне и единолично правила Британией в течение пятнадцати лет. Вот такое вот наказание на неверность и попытку развода!

Жанна де Дампьер

Во время осады города Жанна де Дампьер, графиня де Монфорт, не стала отсиживаться в замке, а надела доспехи и собственноручно распределила своих людей для защиты крепости. Мало того, вооружившись мечом, она присутствовала в самых важных местах сражения, что помогло ей выйти из города с 300 людьми и дойти до Бреста, где она смогла набрать подкрепление и, вернувшись, полностью разбить врага.

Клеопатра

Одна из самых известных правительниц древнего Египта. Влюбившись в знаменитого римского полководца Марка Антония, она смогла объединить свой флот с флотом полководца для противостояния римскому императору Октавиану Августу. После того, как Рим все-таки покорил Египет, Клеопатра покончила жизнь самоубийством. Она предпочла смерть участи жены Октавиана.

Королева Корделия

Будучи младшей дочерью короля Лира Британского, Корделия правила страной на протяжении пяти лет после смерти короля до совершеннолетия племянников, которые пошли на нее войной. Она лично участвовала во многих битвах. Попала в плен и подобно Клеопатре покончила жизнь самоубийством. Именно Корделия стала прототипом героини известной трагедии «Король Лир» Уильяма Шекспира.

Матильда, графиня Тосканская

С детства проходила обучение владению оружием. Ее первое сражение было в возрасте 15 лет. После смерти отчима, Дюка Годфри, она стала во главе армии и в течение 30 лет несла службу у Папы Григория и у Папы Урбана.

Царица Олимпиада Эпирская

Олимпиада была женой Филиппа Второго и матерью знаменитого Александра Македонского. После смерти Александра Македонского она возглавила борьбу против Филиппа Третьего, а после его казни стала править от имени сына Александра Македонского, Александра Четвертого. Ее правление продлилось всего год, она была свергнута диадохом Кассандром и впоследствии казнена.

Царица Яххотеп

Древнеегипетская царица, которая основала Восемнадцатую династию фараонов Египта. Яххотеп считалась прославленной воительницей, а в ее гробнице были найдены боевые награды, которыми награждались лишь особо выдающиеся воины.

Читайте так же:

  • Как называются семена пшеницы Зерно Зерно и зерновые культуры Зерном называют продукт, который состоит из совокупности большого количества зерен или семян той или иной культуры — злаковой, бобовой, масличной. Товарная […]
  • Картины с камнями как называется «Живопись из камня»: Флорентийское мозаичное искусство, которым восхищался сам великий Микеланджело Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в […]
  • Как называется мужчина-модель Мужчина или женщина? Модель-андрогин рушит гендерные стереотипы Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Сегодня Рейн […]
  • Как называются предварительные выборы Россия и Москва голосовали со скандалами Вести с мест: Онлайн-репортаж «СП» о том, как проходили выборы в различных регионах страны Единый день голосования 8 сентября уже был отмечен […]
  • Интересные факты о веб-камере Qbici.ru - интересные факты каждый день! Поделиться Tweet"> Facebook"> Google Plus"> LinkedIn"> Веб-камера – требование 21 века Веб-камера – это цифровая фото или видеокамера, […]
  • Интересные факты о 2 мировой войне 2 мировой 10 фактов о Второй мировой войне, о которых умалчивают в учебниках истории Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. 1. […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *