Как называется драка на палках

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ФИЛИППИН

Соло Бастон, Добле Бастон, Сибат – филиппинский бой на палках

Бой на палках – это наиболее известный аспект филиппинских боевых искусств, можно сказать, их «визитная карточка». Иногда Арнис и Эскрима называют «филиппинским боем на палках». Однако традиционно филиппинские боевые искусства использовали не палку, а клинковое оружие – кампилан, крис, боло, баронг и др. Появление палок, как тренировочного снаряда, заменяющего меч, произошло в период испанского запрета на ношение холодного оружия. Кроме того, тяжелые палки из камагонга или бахи использовались в дуэлях между школами, известными как хуэго тодо.

В новейшее время ротанговые палки, действительно, стали неотъемлемой принадлежностью Арнис и Эскрима как в качестве тренировочного снаряда, так и в качестве самостоятельного оружия. В различных стилях используются палки (бастон, олиси) разного размера и веса, наиболее распространены бастоны длинной около 70 см и диаметром 2,5 см.

Существуют три основных раздела палочного боя – Соло Бастон (одна палка), Добле Бастон (две палки), Сибат/Тападо (шест).

Соло Бастон

Соло Бастон является базовым разделом подавляющего большинства стилей Арнис и Эскрима. Палка может использоваться на всех дистанциях – от дальней до клинча. При этом изменяется техника ее применения. Если при бое на дальней дистанции (ларго мано) основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то, по мере сближения, возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе («stickgrappling»). Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с ларго, затем медио (средняя) и корто (ближняя), ученик адаптирует технику соло бастон для различных ситуаций боя, а также учиться использовать ее против различного оружия.

В разделе Соло Бастон изучаются – углы и направления атаки; атакующие комбинации; защитные действия и контратаки; броски, болевые приемы и удушения палкой; координационные упражнения и упражнения, развивающие чувство «течения»; постановку ударов на снарядах; спарринговые упражнения. Вершиной подготовки является свободный бой, в котором проверяются все технические и тактические наработки, а также психологическая готовность ученика.

Добле Бастон

Параллельно с изучением оружия для одной руки (палки, ножа, мачете), начинаются тренировки с двумя палками – Добле Бастон. Более того, во многих направлениях (например в Модерн Арнис) этот раздел лежит в основе всего обучения.

Хотя начально обучение проводится с двумя бастонами одинаковой длинны, эти навыки могут быть перенесены на другие ситуации и другие виды оружия – Эспада и Дага, два ножа, меч и щит, нож и керамбит, а также на рукопашный бой.

Тренировка в Добле Бастон включает в себя три основных раздела – упражнения на координацию, упражнения в «течении», боевые техники (спарринговая подготовка).

Необходимо отметить, что существуют стили ФБИ, где изучается только один какой-то раздел. Однако надо иметь в виду, что каждый из этих разделов развивает свои качества, и только в комплексе они позволяют достичь мастерства в применении Добле Бастон.

Сибат/Тападо

Техника длинной палки или шеста, известная как Сибат, наиболее развита в Западном Висайане, в частности, на Негросе. Длинна шеста варьируется от 1,5 – 2 м (Банкау) до 1,2 – 1 м (Тападо).

Существует несколько систем, использующих шест – Тападо, Тау-Тау, Багсай, Лагас и ряд других. Тападо – это наиболее известный стиль, применяющий шест. Это агрессивный атакующий стиль, характеризующийся одновременными блоками и атаками, простотой и нацеленностью на встречные контратаки

При тренировке, помимо разучивания приемов, важную роль во всех разделах Соло Бастон играют координационные упражнения, известные как tapi-tapi, sumbrada, pingke-pingke, sinawali, contrada, hubud-lubud, pluma y paying, sequidas и др. Также много внимания уделяется постановке ударов на снарядах; упражнениям, подводящих к спаррингу; спаррингу по различным правилам. В современных ФБИ часто используется защитное снаряжение и/или мягкие палки для снижения травматизма в процессе учебных боев.

В целом, можно сказать, что изучение боя на палках является одной из важнейших составляющих филиппинских боевых искусств, так как именно в этих разделах происходит постановка двигательной базы, которая позволяет объединить все разделы Арнис и Эскрима в единую систему и существенно сократить сроки обучения ножевому и рукопашному бою.

Палочный бой

Палка — одно из древнейших оружий человечества. В Китайской боевой традиции палку называют Матерью всех оружий.

В зависимости от длины, веса и формы выделяют разные типы палок: дубинки, трости, шесты.

Я преподаю владение палкой исходя из ориентировочной длины в 40-90 см, так что наиболее близким предметом в прикладном аспекте будет являться дубинка или трость. И если ношение с собой ударно-дробящего холодного оружия не является законным на территории РФ, то традиционная трость, издревне считавшаяся не только символом и декоративным элементом элементом костюма, но средством самозащиты -может быть вполне уместна даже в наше время. Для людей же передвигающихся на автомобиле вопрос транспортировки подобных предметов вообще не стоит.

В основе программы палочного боя положены традиционные фехтовальные техники, элементы боевых искусств Филиппин (Эскрима, Кали), а так же авторские наработки.

В программе:

  • постановка хвата, базовых траекторий, ударов и защит
  • постановка перемещений
  • управление дистанцией
  • техника финтов
  • использование палки в клинче
  • бой палкой против ножа
  • общая и специальная физическая подготовка
  • полноконтактные спарринги
  • Вся техника является спарринговой, т.е. для усвоения навыков боя проводятся тренировочные спарринги в полный контакт на смягченных имитациях оружия и в защитном снаряжении. Акцент в преподавании делается на прикладной аспект, как возможное применение палки в рамках самообороны против безоружного агрессора или против вооруженного ножом, а так же дуэльные поединки (палка -палка) для саморазвития.

    На текущий момент обучение по «фехтованию на палках» или «палочному бою» проводится только в рамках курса по ножевому бою Flowknife или индивидуально.
    В будущем возможно формирование отдельной группы по изучению бою палкой.

    Финты в фехтовании на палках и их применение в свободных спаррингах, фрагмент семинара:

    Тренировочный спарринг на палках, видеонарезка удачных моментов:

    Как называется драка на палках

    С испанского «Эскрима» переводится как «схватка» или «стычка». Им обозначают комплекс традиционных боевых искусств филиппинцев, включающий такие дисциплины, как «арнис» (работа с палками разных типов), «кали» (работа с ножами и кинжалами), «паге» (работа с гибким оружием) и т.д.

    «Арнис де мано» в переводе с испанского — «защита рукой», боевое искусство филиппинцев. На государственом языке Филиппин — тагальском, он называется «эстокада». Оба термина обозначают технику боя с одной или двумя палками в руках, являющуюся составной частью эскримы.

    Традиционный арнис учит самозащите, метод которой сводится к тому, что сначала поражают палкой суставы вооруженной руки противника, а затем наносят несколько ударов ему в голову или в корпус.

    Обучение арнису разделено на 3 этапа, напоминающие этапы обучения каратэ («кихон», «кихон-ку-митэ» и «дзю-кумитэ»).

    Первый этап называется «муэстрасьон», или «пандалаг». Здесь изучают правильный хват палки, пять основных типов ударов, а также различные способы защиты от них. Очень большое внимание уделяют отработке правильной техники передвижения. Затем изучают технику обороны и нападения двумя палками одновременно.

    На втором этапе, называемом «санга ат патама», или «сомбра табак», работают в паре. В основном, проводят учебные схватки, во время которых отрабатывают стандартные комбинации и связки приемов.

    Третий этап («ларга мутон», либо «лабунанг тотоханан») — это вольный учебный бой, в процессе которого ученик вырабатывает свою собственную манеру ведения поединка, подбирает наиболее подходящие для него комбинации и приемы. И, что очень важно, старается достичь максимальной скорости действий как одной, так и двумя палками.

    В вольном бою можно бить куда угодно. Помимо ударов палками на ближней дистанции проводятся удары локтями, коленями, ступнями и головой. В прошлом протекторы в вольном бою не использовались, но сейчас обязательны плотные краги на руки, защищающие их от запястий до локтей, и шлем-маска на голову (типа маски японского кендо).

    В современном арнисе проводятся соревнования, где схватку судят трое судей (один на площадке и двое боковых), а наиболее опасные приемы запрещены. Там нельзя атаковать выронившего оружие, добивать упавшего, поражать пах и лицо, нельзя также пускать в ход локти, колени, голову.

    История возникновения

    До захвата Филиппинского архипелага (более 7100 островов) Испанией в XVI в., боевые искусства были широко распространены повсюду. Колонизаторы немедленно их запретили, но традиция не прервалась.

    Во-первых, техника боя палками, клинками, голыми руками воспроизводилась в народных танцах («синулог» или «бина-баяни»).

    Во-вторых, она практиковалась (правда, в несколько пародийной форме) в широко распространенных народных театральных представлениях «моро-моро».

    И в-третьих, она тайно передавалась во многих семьях от отцов сыновьям.

    Когда в 1898 г. испанское господство на архипелаге сменилось американским, официальный запрет на практику традиционных боевых искусств всего комплекса «эскрима» был снят. Стали открываться одна за другой школы, многие мастера приобрели широкую популярность, возникло острое соперничество между ними, стали частыми показательные выступления.

    После провозглашения независимости Филиппин в 1946 г. стала набирать силу тенденция превращения арниса (в переводе с испанского — «защита рукой», боевое искусство филиппинцев) в национальный вид самообороны и спортивного единоборства. Его начали преподавать в вооруженных силах и в полиции, ввели в программу физической подготовки студентов университетов и колледжей.

    В арнисе наших дней получили наибольшую известность следующие стили:

    • «арнис модерно» (современный арнис), основанный в 1957 г. мастером Реми Амадором Пресасом. Он учился у многих мастеров, затем соединил их техники между собой, переосмыслил и творчески развил. Теперь в ней много ударов открытой рукой, кулаком, ступней, локтем, коленом, а также довольно много бросков и удушений;
    • «эскридо» — стиль, основанный Какоем Канэт в конце 50-х гг XX в. В этом стиле используется только одна палка («соло бастон») длиной 30 дюймов (76,2 см). Приемы традиционного арниса К. Канэт дополнил элементами дзюдо и каратэ-до, отсюда и суффикс «до» в названии системы;
    • «сикаран», популяризируемый Дэном Иносанто — филиппинцем, давно живущим в США и широко известным как друг, ученик и последователь Брюса Ли. Иносанто пропагандирует работу двумя палками («синавали»);
    • «самаханг», развиваемый группой филиппинцев в районе Манилы (столицы государства на самом большом острове Лусон). Этот стиль ставит своей целью сохранение классического арниса без каких-либо заимствований из других видов единоборств и без превращения его в спорт;
    • «пекити тирсиа», созданный Леоном Гадже и Томом Бисио. В этом стиле главный акцент сделан на спортивный поединок в полный контакт с использованием целого комплекта протекторов (маска, краги, накладки, жилет, футы).
    • На настоящий момент на Филиппинах и за пределами этой страны известно около 100 различных стилей арниса. Но единого стиля нет, как нет и попыток его создать.

      Техника боя на палках варьируется в зависимости от стиля, но во всех них она построена на четырех основных принципах: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность, подбор таких приемов, которые идеально соответствуют телосложению и личностным особенностям данного человека.

      Бой двумя палками включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары вторым концом палки, а также разнообразные обводы и зацепы своей палкой палки или руки противника. Сила удара зависит от сочетания движения по прямой и по кругу. Нет чисто «жестких» или чисто «мягких» техник. Есть их сочетание. Корпус при этом свободен, расслаблен, гибок, и положения его порождаются ситуацией. На работу парными палками затем легко накладываются техника работы парными мачете. Одно и то же движение, один и тот же удар может быть исполнен практически любым типом оружия.

      При использовании только одной палки в технике появляется много хлещущих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести их серию. Кисть при этом слегка разворачивается, так что каждый новый удар приходится на другое место. Атаки одной или двумя палками разбиваются на три основных группы: праворучная, леворучная и двуручная, в зависимости от того, какой рукой преимущественно наносится удар. Понятно, что мастера должны равно легко работать в обе стороны.

      Бой длинной и короткой палкой называют «эспада и дага». На него хорошо накладывается техника боя традиционным длинным ножом-мачете «боло» и кинжалом «баларау». Необходимо знать, что под «эспадой» понимается не современная фехтовальная шпага, а ее средневековый испанский вариант, имевший достаточно широкое лезвие и полуторастороннюю заточку. Короткая палка здесь служит, в основном, для парирования и тычков, а длинная — для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуют с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют не только для тычков, но и для режущих движений, цель которых — поразить мышцы и сухожилия противника. Сформировалась даже специфическая техника «жертвующих» блоков: как правильно подставить под лезвие руку, чтобы порез причинил минимальные повреждения, если уклониться от удара.

      Существуют 4 основных варианта использования палок:
      • «соло бастон», или техника работы одной палкой;
      • «синавали» — наиболее известная и популярная техника работы двумя палками одинаковой длины;
      • «эспада-и-дага» — работа двумя палками, но разной длины (одна из них имитирует «шпагу», другая — «кинжал»);
      • «арнис кавайян» — работа с длинным шестом.
      • Палки делают из пальмового дерева либо из бамбука. Их длина находится в пределах 70-80 см, диаметр 2,5-3 см, концы тупые. Называются они «бастон» или «мутон». Короткие палки, имитирующие «дагу» (кинжал) имеют длину 30-40 см. Шест обычно равен по длине двум «бастонам».

        Среди используемого оружия в качестве примера следует упомянуть следующие виды.

        Арнис

        «Табак малиит» — короткие парные палки (типа явары), выступающие на несколько сантиметров с обеих сторон сжатого кулака. При работе ими упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника построена на первоначальном выполнении стопорящего удара по атакующей конечности одной палкой, с немедленным поражением корпуса или головы другой палкой.

        Специфическим, сугубо местным оружием является «балисонг» (нож-бабочка) — нечто среднее между ножом и короткой палкой. Его рукоять состоит из двух половинок, скрывающих в сложенном виде лезвие, утопленное в паз между ними. Оружие это известно с VIII в. Оно передавалось по наследству и считалось священным. В разложенном виде три его конца символизируют три космические потенции — Небо, Землю и Воду. Обычно его использовали как короткую палку, одним движением превращая в нож в критической ситуации. Техника работы им построена на вращениях между пальцами наподобие работы короткой палкой или эмэйской спицей.

        Применяются в кали также малайский крис (длинный кинжал с волнистым лезвием) и короткий трезубец «тьябанг», аналог окинавского «сай».

        Развита работа разнообразными видами плетей и бичей. Большинство показательных выступлений обязательно включает в себя момент, когда человек с повязкой на глазах гасит ударами плетки несколько свечей, расставленых вокруг него. Плетка может быть сделана из плотного ремня бычьей кожи, или (как например «бунтот паге») из хвоста рыбы раи. Длинный и высушенный хвост этой рыбы, покрытый твердой и острой шкурой, служил великолепным оружием. Хвост заканчивался острием, которое могло быть отравлено. Еще один вид гибкого оружия — это «йойо», вложенный в сетку круглый груз, напоминающий китайский молот-метеор, но это оружие паге сугубо местное. Первоначально йойо представлял собой просто камень, привязанный к виноградной лозе, который использовали как оружие во время охоты.

        Обязательно поделись

        Мастер востока: 3 вида экзотических единоборств

        Когда речь заходит о восточных единоборствах, на ум первым делом приходят карате, кунг-фу и фильмы с Брюсом Ли. Тем не менее на Востоке существует множество менее известных, но не менее древних видов боевых искусств. В сегодняшнем материале FURFUR разбирается в экзотических видах единоборств и оздоровительных практик Ирана, Индии, Филиппин и Китая.

        Варзеше-зурхане, или «спорт дома силы», — традиционный стиль силового тренинга и борьбы, практикуемый в Иране и сопредельных землях уже как минимум две с половиной тысячи лет. Те, кто занимается в доме силы, называются пехлеванами — богатырями. Занятия в зурхане – это не только совершенствование тела, но и свод этических правил, сходный с законами суфийских орденов, и свод традиций, восходящий к героям и богатырям древности.

        Место тренировок

        Традиционный спортивный зал называется зурхане (или зорхана), по-персидски — «дом силы». Это крытое сооружения с отверстием в центре крыши.

        Чтобы обеспечить постоянную температуру, занятия проводятся в суфре, то есть в яме посредине зурханы глубиной один метр и длиной и шириной в десять метров. Раньше она засыпалась сухими травами, мягкой землей и до начала тренировок, чтобы не было пыли, орошалась водой. Вокруг тренировочной площадки находились места для зрителей и возвышения для ведущего. Теперь тренировочное пространство делают из дерева или же вовсе тренируются в самых обычных спортивных залах.

        Тренировки

        Тренировки в зурхане начинаются с танцевальных разминок, которые устраиваются для подъема боевого духа и настроения. Основная же часть занятий посвящена ритмической гимнастике с использованием пары булав, щитов и металлического лука. Упражнения богатырей включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование булавами. Заканчивается тренировка борьбой (кошти-пехлевани), суть которой — положить противника на лопатки.

        Снаряды

        Парные булавы разного веса (meel) — это основной снаряд, который используется в зорхане. Малые булавы весят по два-три килограмма, тяжелые по 15–20 килограммов. На соревнованиях ими выполняют полумахи на количество повторений. Обязательным требованием является работа двумя булавами одновременно. В тренировочной практике также выполняют и другие упражнения, в том числе жонглирование. Используются и булавы большего веса, на сегодняшний день самой тяжелой является пара булав весом 185 килограммов.

        Лук (kabbadeh или kabade) — металлический лук c цепью и бубенцами, его вес — от 15 до 20 килограммов. Первоначально это был настоящий боевой лук с натянутой тетивой. Сообщения об этом относятся к древним временам, а снаряд в современной его форме используется уже очень давно. Служит для тренировки мышц плечевого пояса на силу и гибкость.

        Скамейка (shena) — деревянная скамеечка, 70 на 8 сантиметров и высотой 5 сантиметром. Служит для упражнений со своим весом — в основном разного вида отжиманий от пола во время групповых тренировок. Это вспомогательный тренажер, все упражнения, в которых она применяется, могут быть выполнены и без нее.

        Моршед и миондор

        Непременным сопровождением тренировок в зорхане является барабан и пение духовных стихов или же иранских мифов и легенд наравне со стихами иранских поэтов. Для каждого упражнения есть своя мелодия или песня.

        Главный человек на занятиях в доме силы — это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок. И именно он в течение всего занятия играет на барабане и читает стихи. Второй в доме силы — это миондор, или пиш-кесват. Он намного опытнее остальных занимающихся. Место миондора — посередине арены. Другие спортсмены выполняют физические упражнения, смотря на его движения.

        Главный человек на занятиях в доме силы — это моршед. Он начинает и заканчивает тренировку, возносит молитву, отвечает за распорядок.

        Ранги богатырей

        В варзеше-зурхане существует система рангов. Первые два ранга — новички, третий и четвертый — чемпион и чемпион чемпионов (соответственно, пехлеван и пехлевани-пехлеван). Для достигнувших 80-го уровня в этом нелегком занятии существуют и суперчемпионские титулы. Джахан-пехлеван («мировой богатырь») — самый высокий ранг, этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. В современности титула удостоился Голамреза Тахти, самый известный борец в истории Ирана. На его счету олимпийское золото 1956 года и мировое чемпионство по борьбе в 1959 и 1961 годах. Еще один ранг — пехлеване-бозорг, или «великий богатырь». Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул, среди них был поэт и мистик Пурья-йе-Вали (около 1300), а также Хадж Сейед Хасан Разаз (1853–1941).

        Индийская тренировочная дисциплина, сочетающая отработку техники борьбы и йогу. Основным элементом является вертикальный столб, на котором происходят занятия. Тренировка сочетает боевое искусство, элементы акробатики, йогу и самооздоровление.

        Маллакхамб, или «йога на столбе», зародился в Индии. «Малла» означает «борец», а «кхамб» — шест. Изначально это было дополнительное упражнение для традиционной борьбы, но позже стало отдельной дисциплиной. По легенде столб, а также все ухватки, которым его сподручнее бороть, передал людям бог-обезьяна Хануман. Он однажды явился к воину, который готовился к важному поединку, и шепнул тому, как поухватистее свернуть врага в бараний рог.

        Во время занятий боевыми искусствами столб выступает в роли противника — на нем отрабатывают различные захваты и элементы борьбы. Йогическая практика предполагает выполнение асан, адаптированных или, скорее, усложненных таким образом, чтобы они были выполнены на столбе. Занимающийся делает серию асан с динамическими переходами между ними, не касаясь земли. Таким образом, развиваются не только гибкость и сила, но и координация, баланс и концентрация. Так же как и в обычных техниках йоги, здесь практикуются особые виды дыхания.

        Отдельно нужно сказать о массажном эффекте, который достигается при занятиях на столбе. Постоянный контакт с ним обеспечивает оптимальную нагрузку и массаж всех частей тела, улучшает кровообращение и стимулирует работу внутренних органов.

        Маллакхамб бывает двух разновидностей, которые различаются между собой видом столба. В фиксированном маллакхамбе вертикальный деревянный столб закреплен у основания. Высота столба — 2,25 метра, диаметр навершия — 13 сантиметров, книзу он несколько расширяется. Для маллакхамба в подвешенном состоянии используют канат диаметром 2,5 сантиметра. Упражнения на таком канате даже более сложны, нежели на столбе. Маллакхамб наравне с каларипаятту служит одним из элементов подготовки индийских военных и развлечением для молодежи с окраин.

        Ниппон Кэмпо

        Палка в системе самозащиты. Дубинка для самообороны. Самооборона палкой. Физические аспекты. История палочного боя. Японский палочный бой. Последствия применения палки для самообороны.

        Искусство владения оружием делает человека правителем всего живого.

        Многие со скепсисом относятся к такому оружию как палка или ее разновидности – дубинка. Считают, что когда в руке у преступника нож, пистолет или даже автомат, палка не поможет. На первый взгляд доля правды в этом предубеждении есть. Действительно, лучше иметь для самозащиты более мощное и опасное оружие, чем у преступника. Но так бывает крайне редко. Преступник на то и преступник, что на преступление идет более подготовленным, чем его жертва, и вооружается максимально относительно своих возможностей. Жертва или случайный свидетель преступления обычно имеют значительно меньший выбор оружия для самозащиты или отражения нападения. Но любой предмет, который может быть использован в качестве оружия, в разы, а то и на порядок повышает шансы на успешное отражение атаки и победу в рукопашной схватке.

        Тем более – палка, первое, наряду с камнем, оружие, которое взял в руки питекантроп и, тем самым, превратился в первого человека – неандертальца. Тот, первый питекантроп, поднявший с земли отломанный древесный сук и огревший им физически более сильного соплеменника, сразу поднялся в иерархической лестнице своего племени. Так и любой современныйчеловек, взявший в руки палку, увеличивает свою собственную силу в несколько раз. Если же человек умеет пользоваться палкой в рукопашном бою – он становится в сотни раз опаснее для своего врага, чем без нее.

        Палка для самообороны. Физические аспекты

        1. 1. Защитный круг. Палка (дубинка) удлиняет руки человека на свою длину и увеличивает так называемый “защитный круг” , куда может дотянуться человек, чтобы нанести удар или тычок .
        2. Скорость удара. Палка с точки зрения физики представляет собой рычаг, который согласно правилу рычага, открытому Архимедом еще в III веке до новой эры, увеличивает либо скорость (длину плеча), либо силу бойца:
        Правило рычага

        Палка в классическом варианте, когда ее используют, держась за один конец, представляет собой рычаг 2 рода, при котором одно плечо практически равно 0, в то время как второе – занимает полную длину палки. В таком случае выигрыша в силе практически нет, но есть огромный выигрыш в скорости нанесения удара . Часто даже скорости реакции преступника с пистолетом, повернутым в сторону от человека с палкой, который наносит удар, просто не хватает, для того чтобы успеть повернуть дуло в сторону противника.

        3. Сила. Здесь не приходится говорить о силе удара, а только о физической силе человека с палкой. Если использовать палку с точкой опоры, в качестве которой могут служить руки, шея, ноги или туловище противника, то палка превращается в рычаг 1 рода (тот самый рычаг, о котором говорил Архимед “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”) и, согласно формуле “Правила рычага”, которую мы привели выше, многократно увеличивает физическую силу человека, владеющего палкой и позволяет свалить противника на землю, разорвать захват, сломать руки и ноги, провести болевой прием. Во многих прикладных единоборствах, например в технике ханбо ваза (владение палкой) Ниппон Кэмпо, существует целый ряд приемов, построенных на этом принципе.

        Уже только поэтому палка является грозным оружием в руках обладающего определенными навыками человека.

        История палочного боя

        Это, пожалуй, самый древний вид боя с ударным оружием. История знает множество школ и техник палочного боя, как восточных, так и западных, европейских или латиноамериканских. Вот только некоторые из них:

        Йоменри – английский палочный бой

        Йо-менри – английское старинное боевое искусство, которое предназначалось для ведения боя невооруженного пешего йомена (крестьянина) с тяжеловооруженным конным или пешим рыцарем. В качестве оружия использовалась неотесанная лесина, жердь, длиной около 1,50-1,60 метра тут же вытащенная из забора или подобранная у дороги или в лесу. Хват верхний – обычно посередине. Удары и точки делаются обоими концами палки.

        Филлипинский палочный бой – Арнис.

        Арнис – филлипинское боевое искусство боя на палках. Основан в противовес и с использованием испанской (испанцы – колонизаторы Филлипин) школы фехтования на шпагах. Длина палки – максимально возможная для скрытого ношения – 80 см. Хват – у одного из концов палки, но с небольшим отступом около 15-20 см. Техника Арнис позволяет использовать этот короткий конец для захватов и ударов.

        Эти парни не привыкли шутить – клан каких нибудь Мак-Гинли разбирался с кланом каких-нибудь Мак-Грегоров с помощью палок всевозможной формы.

        Ирландский палочный бой – особая техника боя, передающаяся через поколения от отца к сыну и ведущая свое начало от древнего “кельтского палочного боя”. Это целая субкультура, когда ирландские семейные кланы веками враждовали между собой и все споры решали в палочных боях, которые в разное время могли вестись как с особой жестокостью на смерть, так и в виде ритуальной драки, практически без увечий. Это явление пришло в упадок после Великого Голода в конце XIX века в Ирландии, когда эта страна потеряла почти половину населения. Сейчас ирландский палочный бой развивается как отдельное боевое искусство. Палки используются абсолютно любых видов, с утолщениями и без, с утяжелениями и без них. Длина палки – от 40 см до 1 метра. Цель – бой с невооруженным или вооруженным палкой противником.

        В Ниппон Кэмпо есть специальный раздел, где изучают технику владения средней палкой – тамбо.

        Японский палочный бой

        Существует две легенды, объясняющие возникновение искусства использования коротких палок, которые возникли как дисциплины, начиная с Ханбо-дзюцу. Первая гласит о том, что господин Курияма Укон , самурай, участвовал в битве при Нагасино 4 мая 1575 года на сторона Ода Нобунага. В этой битве он встретился в схватке с вражеским генералом Судзуки Танго-но-ками Кацухиса, который перебил ему мечом его любимое короткое копье. Оставшимся обрубком Курияма сражался и победил генерала.

        Господин Курияма Укон в битве сломал свое копье, но все равно вышел победителем

        Вторая легенда звучит так. Курияма служил господину Маэда Тосииэ (Maeda Toshiie ???)) в городе Канадзава. Как-то ночью в городе он столкнулся с разбойниками и использовал в схватке длинный шест (рокусяку бо, длина – 6 сяку – 180 см). Один из разбойников, их начальник Ямада Тэнрю Кэн, будучи опытным воином школы Курама-Хати-Рю имел меч длиной 5 сяку (150см) и в бою перерубил шест Куриямы пополам. Однако Курияма победил всех разбойников оставшимся у него в руках одним обрубком (3 сяку – 90 см). Используя этот опыт Курияма начал развивать искусство владения половиной рокусяку бо (ханбо) и к 1783 году представил его как полноценную технику боя.

        Мы видим, что разница в событиях – почти два столетия, но и та, и другая легенда имеет свои письменные свидетельства. В любом случае истина заключается в том, что огромная каста профессиональных воинов – самураев, всю свою жизнь занималась подготовкой к бою для того, чтобы выжить и победить в битве, когда имеющееся у них оружие было перебито. И неважно, что это было – обломок копья, шеста, или чего-то другого – что осталось в руках, тем и нужно отмахиваться и побеждать. Поэтому все японские дисциплины владения палкой, начиная от Бо-дзюцу и до Явара-дзюцу – это очень эффективные, выстраданные, отточенные, вынесенные из боев приемы и техники. Переданные нами теми самураями, которые смогли выжить, используя эти знания.

        Дисциплины владения палкой для самообороны не стояли на месте. В Японии, где искусство ведения войн и подготовка к сражениям было доведено до совершенства, и воплощено в науку Bujutsu – ??, к началу XX века появились системы и дисциплины под названием «нихон кобудо», прежнее наименование «кобудзюцу». В этих методиках самозащиты пользовались нетрадиционные виды оружия – то есть оружие, применяемое различными слоями населения (хэймин), а именно – крестьянами, купцами и ремесленниками, монахами-войнами (ямабуси), полицейскими (мэцукэ) и людьми, стоявшими вне закона (ниндзя). Все мастера, преподававшие технику работы с палкой, были столь же искусны и в сфере безоружного единоборства (тодэ). По сути, не было отдельного обучения владения палкой без передачи знаний о самозащите против нее . Была сформирована целостная система самообороны.

        У японцев существуют несколько разновидностей дисциплин, , которые изучают самозащиту с помощью палок разной длины :

        • Бо-дзюцу, Bojutsu (??) – искусство боя на длинных палках, длина которых от 1.80 и выше;
        • Йо-дзюцу Jojutsu (??) – искусство боя на палках средней длины от 1.10 до 1.30;
        • Ханбо-дзюцу, Hanbojutsu (???) – искусство боя на палках длиной от 90 см до 1.10 см (дословно – половина “бо”);
        • Тамбо, Tambo (???)- искусство владения короткой палкой от 20 – 40 см ;
        • Явара Дзюцу, Yawara jujutsu (??) – искусство применения палки длиной от 14 – 19 см.
        • Универсальность японской системы самообороны с помощью пало различной длины заключается заключается в подготовке человека использовать для самозащиты любые подходящие предметы

          Практика японского палочного боя

          Разнообразие применения и использования техник в Японии, обусловлено не только зависимостью от дистанции, но и универсальностью подготовки человека к любым неожиданностям и использованию любых предметов для самозащиты вне зависимости от их габаритов. Палка может использоваться на всех дистанциях боя от самой дальней и до клинча. При этом изменяется техника ее применения в бою, но основополагающие принципы остаются те же. Если при бое на дальней дистанции (Gendo-mai-ai дистанция двух шагов и выпада, Issoku itto-no-maai дистанция шага или выпада), основное внимание уделяется фехтованию и встречным ударам по вооруженной руке противника, то по мере сближения (Chikama – ближняя дистанция), возрастает роль захватов, обезоруживаний, удушений и болевых приемов палкой, действий пустой («живой») рукой, ударов ногами и коленями, вплоть до перехода к борьбе (ne waza).

          По мере сближения с противником возрастает роль захватов, удушений и болевых приемов.

          Изучая принципы использования палки на различных дистанциях, начиная с дальней дистанции и длиной палки, переходя к освоению палок средней длины и получая навык от работы короткими палками, ученик адаптирует технику для различных ситуаций боя. Помимо этого ученик может использовать как одну палку, так и две в разных руках, техника фехтования двумя предметами Ryotojutsu, а также учиться использовать палки против различного оружия.

          При использовании палок очень часто применяются различные перехваты и жонглирование. Эти методы используются для развития чувствительности при работе с оружием и применения техники обмана или финта, для достижения в последствии реальной атаки.

          Палочная схватка часто начинается на дальней дистанции, когда оба противника демонстрируют различные техники жонглирования и пытаются при помощи обмана нанести удары по ближним целям противника. Однако дистанция боя может часто изменяться и может сократиться вплоть до борьбы. Хорошо подготовленный ученик получает навыки использования палки в различных вариациях, в зависимости от ситуации, и возможностью приспособиться с различными тактическими схемами и вариантами. Палочный бой, может, как научить вас защищаться, так и научить разоружить, и вывести из строя противника или уничтожить – в зависимости от складывающейся обстановки. В конечном итоге палка дает человеку «третью» руку. При помощи нее боец может увеличивать свой «рычаг», а это усиливает не только ударную технику, но и дает дополнительное преимущество при проведении болевых контролей, бросков и удушающей техники. Вариативность применения палки просто огромна. Не зря все монахи и проповедники предпочитали посох любому другому виду оружия.

          Где взять палку в современной схватке?

          Это еще один миф, который очень сильно распространен в современном обществе: в современной жизни негде взять палку. Действительно, современный город – не японская деревня с заборами, из которых можно выхватить жердь, не английский лес , в котором под ногами валяется куча крепкого сушняка, мы не ходим по улицам города с посохами и шестами. Это все так. Но вы можете:

        • хранить палку или предмет, который можно использовать как палку, в доступном для вас месте: дома, в гараже, в машине, в офисе;
        • носить с собой в опасные места и в опасное время, например, когда провожаете девушку, или встречаете после ночной смены жену, предмет, который можно использовать как палку, например, крепкий зонт или трость. Это вызовет в худшем случае недоумение со стороны окружающих, но не будет принято за оружие, пока вы не примените его;
        • в крайнем случае, отобрать и использовать имеющуюся у нападающего или ближайшего охранника палку, резиновую дубинку.
        • Юридические последствия применения и хранения палки

          Конечно, если Вы будете возить с собой в машине или носить с собой окаймленную железом ирландскую палку – это вызовет массу ненужных вопросов со стороны первого полицейского, который Вас остановит. Отрезок толстой арматуры или водопроводной трубы, обмотанный изолентой, тоже вызовет нездоровый интерес и подозрение в Вашей адекватности. Однако, обычный держак для лопаты, или даже самый настоящий ханбо, который лежит всегда у Вас в багажнике, или стоящий в уголке прихожей не вызовет ни у кого никаких возражений. Этим и хороша простая палка с юридической стороны. Даже если Вы применили палку в самозащите – Вам вряд ли будет инкриминировано применение оружия. Палка – оружие значительно менее летальное, чем, например, нож или, тем более, пистолет. Она имеет огромное останавливающее действие, но у нее нет криминальной репутации в действующем законодательстве почти всех стран мира. Применение палки для ударов по любой части тела, кроме головы и шеи, могут привести к серьезнейшим травмам (переломам и ушибам внутренних органов) , но не к смерти. В глазах судей нож – орудие нападения, палка – орудие самозащиты.

          Телескопическая дубинка с электрошокером – опасное оружие, которое с легкостью будет применено против вас

          Кстати, сейчас можно купить телескопическую палку для самообороны. В интернете можно также купить телескопическую дубинку для самообороны, в которой встроен электрошокер. Есть модели со встроенным фонариком, сиреной и даже газовым баллончиком. Однако оправдать применение такого оружия будет уже значительно сложнее.

          Что бы Вы собираетесь использовать для самозащиты ханбо или телескопическую дубинку, нужно тренироваться в обращении с этим оружием. Неподготовленный человек рискует тем, что оружие, с которым он не умеет обращаться будет использовано против него. Поэтому тренируйтесь, тренируйтесь и тренируйтесь.

          Палка в самозащите на примере школы el Juego de Garrote

          Ранее, на самооборонном портале «Оружие, которое лучше оружия» в разделе «Оружие» и подразделе «Палка«, мы сталкивались с такой полезной темой, как Самозащита с помощью палки. Арнис. Арнис — это филиппинское боевое искусство боя на палках, основанное на искусстве испанского фехтования на шпагах. Происхождение школы боя на палках Арнис очень просто: национальные филиппинские боевые искусства впитали школу боя шпагами колонизаторов (или наоборот, в принципе, неважно). И в результате получилась ацкая смесь. И я думал, что это единственная в своём роде система на основе народных искусств и фехтования. Однако, оказалось, что это не так.

          Недавно я нашёл такое интересное направление, как школа боя на палках El Juego de Garrote Venezolano, или — насколько позволяет моё знание испанского — «Игра (соперничество, борьба) венесуэльской дубиной». Или «Игра дубиной по-венесуэльски». Или «Игра дубиной венесуэльцев». Что-то в этом роде. Главное, что есть дубина — с помощью которой можно делать очень и очень интересные штуки. Кстати, вместо дубины может использоваться и такое холодное оружие, как мачете, нож. Ну и, конечно же, прародитель — меч (а не шпага, поскольку часто встречаются рубящие движения).

          Также существуют и другие названия этой же системы — Garrote Larense, Garrote Tocuyano, Pelea de Palos and Esgrima de Palos (как первые два названия переводятся, не знаю — возможно, это имена создателей-основателей; Бой на палках и Фехтование на палках). Кстати, согласно словарю, garrote — не только толстая палка-дубинка, но и «затягивание, закручивание с помощью палки».

          Согласно энциклопедии игры дубиной, эти самые дубины нужно отличать от прутов и прутиков (которые длиннее и тоньше). Так, дубина имеет толщину 2 см у обмотанной рукояти, толщину 3 см у необмотаного конца палки, а длину 80 см. Также существует короткая дубина — длина 60 см, диаметр у рукояти 3 см, у ударного конца — 4 см.

          Собственно, в статье приводятся видео-уроки и просто видео самозащита, в которых хорошо можно рассмотреть главные особенности техники школы боя на палках El Juego de Garrote (насколько это позволяет отсутствие знания испанского и плохое качество видео). И, соответственно, сделать выводы для себя. А, возможно, даже кое-что перенять. Итак, приступим. Первое, что бросается в глаза, это название школы.

          Палка успешна в самозащите — когда есть стратегия её применения

          Школа боя на палках El Juego de Garrote имеет характерное необычное название. Мало боевых искусств содержат в названии слово «игра». Кстати, схватка в бразильском боевом искусстве Капоэйра также называется игрой. Похоже, Латинская Америка имеет тенденцию ?? Хотя больше с Капоэйрой заметных аналогов нет — ни акробатики, ни ширины шагов, ни работы ногами.

          Если проанализировать школу боя на палках El Juego de Garrote, то можно выделить несколько ключевых отличий — которые на взгляд автора полезны и достойны того, чтобы ими пользоваться. И которые, как ни странно, имеют аналогии среди более известных боевых искусств. Хотя, конечно же, и очень отличаются. Не зря же они называются отличиями ??

          Отличия школы El Juego при самозащите палкой

          Начнём с показательных боёв maestro FELIX PASTOR GARCIA LUGO (94 года) и разнообразных молодых людей (estilo Sangriento — стиль кровавый, кровожадный). Смотрим и замечаем отличия:

          Первое отличие — палка свободно (или не очень, зависит от уровня бойца) перемещается из руки в руку по мере необходимости. Очень похоже на перехваты нунчаку. Весьма похвально — так как очень редко встречаются фехтовальные и похожие боевые искусства, где тренируется работа с двумя руками одинаково. Обычно используется только доминантная рука. Использование же двух рук равнозначно и попеременно значительно повышает шансы бойца.

          Вторая характерная особенность — короткая дистанция. Так, если проанализировать видео уроки-соревнования по арнис, то дистанция между бойцами — гармоничная (см. Гармоничная дистанция МААЙ в самообороне). То есть, бойцы находятся друг от друга на расстоянии рук и вытянутого оружия. На этом же расстоянии они и пытаются воевать, чуть сближаясь при атаках.

          В случае с школой боя на палках El Juego de Garrote — как вы можете видеть на видео-примерах — ситуация иная. Так, большую часть времени бойцы находятся друг от друга на гармоничном расстоянии МаАй — без учёта длинны палки. То есть, при схватке остаётся свободный незадействованный участок боевой системы рука-палка.

          Здесь можно провести аналогию со Школой Цветов Стилем Золотого Лотоса Во Туат Вьетнам — в рукопашном бою боевая дистанция между противниками равна длине локтя. То есть, почти как в случае с El Juego de Garrote, остаётся «свободный» незадействованный участок руки. Который можно применить с пользой для себя и с большим вредом для противника ??

          Третья характерная особенность — это интересные перемещения. Перемещения в школе боя на палках El Juego de Garrote (опять таки, насколько это можно судить по видео), очень похожи на перемещения в Айкидо. Отличные уходы с линии атаки, одно удовольствие смотреть.

          Кстати, также интересно заметить на некоторых видео, что периодически мастера двигаются в партере — немного похоже на то, как в Айкидо двигаются в сикко.

          Четвёртая особенность — это то, что относительно мало прямых блоков палками. Глядя на видео, можно подумать, что прямые блоки используются «на крайний случай», когда обычный уход не срабатывает. Обычный же уход — это одна из разновидностей мягкого блока, который направлен не только на то, чтобы отбить атакующий элемент, но и на то, чтобы выбить палку из рук. Ну а походу — пятая особенность.

          Пятая особенность — очень похожа на один из принципов техники ВиньЧунь. Так, практически каждый блок — это атака. И если боец не уворачивается, то получает палкой. Если уворачивается — получается хороший блок его атаки. И наоборот, отбив палки противника — это та же атака, так что противнику лучше не зевать.

          И почти напоследок видео, где показываются основные элементы школы боя на палках el Juego de Garrote. А также бой палка — без палки, нож — нож (обратите внимание на интересные перехваты). В видео очень хорошо прослеживаются все перечисленные выше особенности.

          Что подкупает, так это то, что сейчас в основе школы находятся довольно таки пожилые люди — судя по описаниям, им порядка 80-90 лет. Но они вполне бодро машут палками — и с удовольствием пинают своих учеников. Кроме того, данная школа — в отличие от тысяч европейских и многих популярных азиатских аналогов — сохраняет имена и лица мастеров, отслеживает генеалогию и видоизменения техник на протяжении столетий.

          В конце последнего видео-урока мелькает плакат с рисунком белого человека, негра и индейца. Этот плакат означает, что техника боя на палках el Juego de Garrote произошла на основе синтеза техник палочного боя коренных венесуэльцев, беглецов с Карибов и англичан.

          Также прикольно, что одна из характерных деталей одежды — это шляпа-сомбреро. Партриархи техники в шляпах не просто так — это элемент формы одежды бойцов школы боя на палках el Juego de Garrote.

          Из того, что «кажется неправильным». На первый взгляд, бойцы маловато попадают по пальцам рук друг друга — хотя частые перехваты палок из руки в руку как раз могут быть способом дать отдых повреждённой руке. Ну и плюс периодически можно заметить, как бойцы отбивают палки руками и предположить, что на боевой скорости им бы руки поотбивало. Но опять-таки, применяется перехват палки из руки в руку, и одна отбитая рука погоды не делает. И плюс ко всему не следует забывать о короткой дистанции — и что перехват палки делается у её основания, возле хвата противника. То есть, там, где сила удара минимальна.

          Понятное дело, получить полное представление о школе по видео сложно. Но тем не менее, будем надеятся, что основы мы осознали и сможем при необходимости применить ??

          Помимо видео, предлагаю вам скачать книгу «Энциклопедия школы боя на палках el Juego de Garrote» http://narod.ru/disk/9352564001/Juego-de-Garrote.pdf.html . Книга — первый из десяти томов на данную тему. Уж сколько удалось найти ?? Затрагиваются темы истории школы, особенностей одежды, философии, изготовления и оплётки палок. Соотвтетсвенно, книга на испанском. Но картинки хорошие, так что рекомендую.

          Успех самозащиты палкой зависит от тренировок по ПРАВИЛЬНОЙ технологии.

          А в школе El Juego она, похоже, есть. Остаётся освоить!

          Читайте так же:

          • Как называется праздник 25 октября Церковный Православный праздник 25 октября Cегодня 25 октября (12 октября по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный: * Мучеников Прова, Тараха и […]
          • Интересные факты из неживой природы Факты о живой природе Лимоны содержат больше сахара, чем клубника. Удар молнии может достигать температуры 30000 градусов по Цельсию. Продолжительность жизни комнатной мухи - 10 - […]
          • Как называются гербы на зданиях Правила использования Государственного герба РФ 06.10.2003 // Геральдический совет при Президенте РФ Государственный герб Российской Федерации утвержден Федеральным конституционным […]
          • Клавиши органа как называются Орган (часть 2): строение инструмента Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного. Пульт Под пультом органа подразумевают средства управления, […]
          • Как называется самая длинная река Самая длинная река в мире Опубликовано Olga в 26.07.2020 26.07.2020 Длинных и полноводных рек в мире существует очень много. Они несут свои воды через целые континенты, служат источником […]
          • Приметы святочной недели Приметы, обычаи, гадания от Рождества до Крещения Я решил побывать во многих странах, поворожить с каждым народом, познакомиться с приметами. Много лет назад мне рассказывали о том, что […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *