Как называется такой прием в сказке о царе салтане 4 класс

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 4-й класс

Класс: 4

Цели урока:

  • обучение детей ведению диалога с автором во время чтения текста, анализу текста;
  • обобщение знаний детей и выяснение глубины понимания главной мысли произведения;
  • обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст произведения;
  • развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста;
  • воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.
  • Оборудование урока:

  • учебники литературного чтения для 4 класса «В океане света» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • раздаточный материал для учащихся,
  • записи на доске «Черты характера»,
  • магнитофон, диск с музыкой,
  • портрет поэта, магниты,
  • подарочное издание книги с иллюстрациями к сказкам,
  • материалы для проведения викторины,
  • грамоты, жетоны.
  • План урока.

    1. Организационный момент. 1 мин.
    2. Проверка домашнего задания. 5 мин.
    3. Работа с текстом и составление сравнительной характеристики царя Салтана и князя Гвидона. 10мин.
    4. Задание на дом. 1 мин.
    5. Физкультпауза. 1 мин.
    6. Работа по развитию навыка выразительного чтения на материале отрывка «Лебедь и Коршун». 10 мин.
    7. Беседа-обобщение по «Сказке о царе Салтане. «. 5 мин.
    8. Викторина по сказкам А.С.Пушкина. 5 мин.
    9. Подведение итогов. 1 мин.

    Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки А.С.Пушкина. А вы?

    Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок.

    Дети зачитывают отрывки. Учитель задает уточняющие вопросы по содержанию прочитанного текста, оценивает чтение детей. 2-3 человека.

    Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Царевна Лебедь. Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять работу вы будете на листках. (См. Приложение 1). Выберите из списка слова-характеристики и запишите на «лучах».

    Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

    Итак, каким вам представляется царь Салтан?

    Я отмечу его черты характера красным цветом. (Магниты)

    Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)

    Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился на придворных, нежелающих его пускать в путешествие)

    Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)

    Простой (женился на крестьянке, любит слушать о чудесах)

    Доверчивый (верит во все чудеса)

    Пассивный (не нашел виновников трагедии)

    Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из плавания)

    А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его характера синим цветом. (Магниты)

    Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку — сватью бабу Бабариху)

    Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)

    Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо)

    Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)

    Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)

    Внимательный (видит печаль на лице отца во время встречи с ним)

    Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)

    Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?

    Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство. А каковы основные отличительные особенности характеров героев?

    Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный.

    Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!

    При выполнении этого задания активно работали следующие учении::Их ответы заслуживают отличной оценки.

    Для домашнего задания я подготовила вам листки на печатной основе, где вам потребуется сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в котором существует князь Гвидон. Это поможет вам еще глубже понять их характеры.(См. Приложение 2)

    А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз.

    Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь закройте глаза и посидите спокойно.

    Откройте глаза, опять быстро поморгайте, закройте глаза и отдохните

    Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды, откройте и посмотрите вдаль. Повторите еще раз. Зажмурьтесь, посмотрите вдаль.

    Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки. Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть не погубил коршун-чародей.

    Найдите стр.127. Перечитаем еще раз этот отрывок.

    Наша цель: научиться его выразительно читать. Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете?

    Темп (медленный, средний, быстрый).

    Громкость (громким, обычным, тихим голосом).

    Тон речи (какие чувства мы хотим передать).

    Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная), поставим / или//.

    Логическое ударение (подчеркнем то слово, которое нужно выделить голосом).

    Сначала учитель дает образец выразительного чтения.

    Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется темп, громкость, тон речи.

    К морю лишь подходит он,
    Вот и слышит, / будто стон:// прислушивается
    Видно, на море не тихо;
    Смотрит // — видит дело лихо: спокойным тоном в медленном темпе
    Бьется лебедь средь зыбей, темп ускоряется, Гвидон испытывает тревогу заКоршун носится над ней; лебедь, жалость к ней
    Та бедняжка так и плещет,
    Воду вкруг мутит и хлещет://быстрее, громче, наступает кульминация
    Тот уж когти распустил. Боится опоздать и выпускает стрелу
    Клюв кровавый навострил://
    Но как раз стрела запелаперелом в сражении, облегчение передать
    В шею коршуна заделаголосом,тише и медленнее
    Коршун в море кровь пролил,
    Лук царевич опустил; //
    Смотрит:/ коршун в море тонет юноша наблюдает, еще раз не может
    И не птичьим криком стонет, выстрелить (стрела была одна), удивление
    Лебедьоколо плывет, момент еще напряженный
    Злого коршуна клюет. //
    Гибель близкую торопит,
    Бьет крылом и в море топит

    И царевичу потом вот когда мы перестали беспокоиться, битва
    Молвит русским языком: выиграна, царевич удивлен: птица говорит
    «Ты, царевич, мой спаситель,
    Мой могучий избавитель, А как речь- то говорит, словно реченька журчит.
    Не тужи, что за меня Это как?
    Есть не будешь ты три дня, // Темп медленный, тоннапевный, ласковый,
    Что стрела пропала в море; с чувством благодарности.
    Это горе — все не горе.
    Отплачу тебе добром,
    Сослужу
    тебе потом:
    Ты не лебедь ведь избавил,
    Девицу в живых оставил;

    Ты не коршуна убил,
    Чародея подстрелил.
    Ввек тебя я не забуду:
    Ты найдешь меня повсюду,как бы издалека, наставительно
    А теперь ты воротись.
    Не горюй / и спать / ложись».

    Беседа. Как сначала нужно читать? Как изменяется голос потом? Почему? Где самый напряженный момент, кульминация? Почему царевич пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала, каким голосом я читала? Что можете сказать о речи царевны Лебедь?

    Послушайте фрагмент музыки П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро». Что вы услышали в этой музыке?

    Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье чтение было самым выразительным. Выставляются оценки.

    Обобщение. Ребята, вы уже прочитали сказку до конца. Чем закончилась «Сказка о царе Салтане:»? Салтан приехал к князю Гвидону, узнал, что его жена и сын живы, познакомился с невесткой — прекрасной царевной Лебедь. Веселый пир.

    Как обычно заканчиваются фольклорные сказки? Наказанием злых героев

    Каких героев мы можем отнести к силам зла в сказке А. С.Пушкина?

    Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, чародей.

    Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей уже наказаны?

    Как? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда правда откроется.

    Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались, спрятались, потом повинились.

    Прощает ли их царь Салтан? Гвидон? Автор? Мы, читатели?

    Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина, она говорит нам: «Умейте прощать и тогда все будут счастливы».

    Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям.

    Что легче для вас: посочувствовать боли и горю или порадоваться успеху?

    Зависть толкнула героев сказки на злое дело «И завидуют оне государевой жене». Недаром заповедь «Не завидуй!» входит в число 10 христианских заповедей.

    Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь, что вы так же хорошо знаете и другие сказки А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину «Сказки А. С. Пушкина». За каждый правильный ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у кого будет их больше.

    Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

    Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? Для взрослых и детей.

    Кто помог юному Александру полюбить народные сказки? Няня Арина Родионовна

    Сколько сказок он написал? 7, популярных 5

    Перечислите сказки, старайтесь давать точное название

    1. Сказка о попе и его работнике Балде.
    2. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
    3. Сказка о рыбаке и рыбке.
    4. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
    5. Сказка о золотом петушке.
    6. Сказка о медведихе.
    7. Сказка о Бове-королевиче.
    8. Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.

      Свет мой зеркальце, скажи,
      Да всю правду доложи:
      Я ль на свете всех милее,
      Всех румяней и белее?

      Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.

      Сколько раз ходил старик к синему морю просить рыбку выполнить старухины желания? 5 раз

      Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать царицей, стать владычицей морскою).

      В каком году и где была написана Сказка о царе Салтане:?

      Летом 1831 года в Царском селе.

      Назовите исполнителя песни «Во саду ли в огороде?» Белочка.

      Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Дьяк.

      Где состоялась первая встреча попа с Балдой? На базаре.

      Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

      В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:

      Что за диво?
      Все так чисто и красиво.
      Кто-то терем прибирал
      И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне.

      Кто обращается за помощью к ветру?

      Ветер, ветер! Ты могуч,
      Ты гоняешь стаи туч,
      Ты волнуешь сине море,
      Всюду веешь на просторе:Королевич Елисей.

      Кто был верным сторожем царя Дадона? Золотой петушок.

      Учитель проводит викторину. Подводит итоги. Награждает победителей грамотами.

      Итог урока. Вам понравился сегодняшний урок?

      Что вы узнали нового? Чем занимались, может быть, впервые?

      Спасибо, ребята. Успехов вам в выполнении домашнего задания!

      А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. »
      тест по чтению (4 класс) на тему

      1. Где родился А. С. Пушкин?

      2. Кому писал маленький Саша особенную любовь?

      3. Сказка представляет собой:

      а) переложение русской народной сказки

      б) оригинальное произведение

      4. В строках: «И растёт ребёнок там

      Не по дням, а по часам .» автор использовал

      5. «Я там был; мёд, пиво пил-

      И усы лишь обмочил.» Это:

      6. Почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону?

      а) из благодарности

      б) чтобы получить похвалу

      7. Идея сказки:

      8. Укажи средство художественного изображения, помогающее передать необычную красоту царевны Лебедь: «будто пава», «будто реченька журчит».

      9. Как ты понимаешь значение слова «палата» в этой сказке?

      в) комната в больнице

      10.Слова «холят» и «берегут» в сказке Пушкина являются:

      11.В предложении: «Днём свет божий затмевает,

      Ночью землю освещает.» выделенные слова являются:

      12.Чем отличается литературная сказка от народной?

      13. Литературный приём, который автор использует в строках:

      «Туча по небу идёт. »

      14.Определи сравнение:

      а) А орешки не простые,

      в) И царица над ребёнком

      15.В кого превращается царь Гвидон во второй раз?

      17.О каком качестве князя Гвидона говорят эти строчки:

      «Князь Гвидон зовёт их в гости,

      Их он кормит и поит.»

      18.В строках: «Видит город он большой,

      Стены с частыми зубцами,

      И за белыми стенами

      Блещут маковки церквей

      И святых монастырей.»

      Скачать:

      Вложение Размер
      test_po_chteniyu.doc 29.5 КБ

      Предварительный просмотр:

      А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. »

    9. Кому писал маленький Саша особенную любовь?
    1. Сказка представляет собой:
    2. в) переложение легенд

      4. В строках: «И растёт ребёнок там

      Не по дням, а по часам .» автор использовал

      И усы лишь обмочил.» Это:

    3. Почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону?
    4. в) по чьей-то просьбе

      а) нельзя быть жестоким и завистливым

      б) нельзя обижать животных

      в) надо любить родную землю

    5. Укажи средство художественного изображения, помогающее передать необычную красоту царевны Лебедь: «будто пава», «будто реченька журчит».
    6. Как ты понимаешь значение слова «палата» в этой сказке?
    7. а) государственное учреждение

      б) большое богатое здание

      10.Слова «холят» и «берегут» в сказке Пушкина являются:

      11.В предложении: «Днём свет божий затмевает ,

      Ночью землю освещает .» выделенные слова являются:

      12.Чем отличается литературная сказка от народной?

      б) наличием троекратных повторений

      в) у литературной сказки есть автор

      13. Литературный приём, который автор использует в строках:

      «Туча по небу идёт. »

      Все скорлупки золотые.

      б) Ломит он у дуба сук

      И в тугой сгибает лук.

      Как орлица над орлёнком.

      15.В кого превращается царь Гвидон во второй раз?

      16.Какой литературный приём здесь используется:«Но как раз стрела запела»?

      17.О каком качестве князя Гвидона говорят эти строчки:

      «Князь Гвидон зовёт их в гости,

      Их он кормит и поит.»

      18.В строках: «Видит город он большой,

      Стены с частыми зубцами,

      И за белыми стенами

      Блещут маковки церквей

      И святых монастырей.»

      1а, 2в, 3а, 4в, 5б, 6а,7а,8в,9б, 10а,11б, 12в, 13а, 14в, 15в, 16а,17а,18в.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Программа » Школа 2100″Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие .

      Урок литературного чтения для 3 класса по УМК «Перспектива».

      Многие из нас проводят игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане . «В папке .

      Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане . » для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча.

      Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион.

      Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение.

      Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников.

      Урок литературного чтения на тему «Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», 3 класс

      Урок 24. Сказки А. С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
      (в сокращении)

      Создать условия для ознакомления со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», совершенствования навыка чтения, работы над развитием выразительной речи, развития творческих способностей, воображения, обогащения словарного запаса; способствовать воспитанию любви к русской классической литературе

      Усвоение знаний и способов действий

      Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Соотносят текст и рисунок, составляют словесный план, составляют словарь устаревших слов и подбирают синонимы. Перечитывают сказку и выявляют ее структурные части

      Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)

      Универсальные учебные действия (метапредметные)

      Познавательные: общеучебные – владеют приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение.

      Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

      Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

      Основное содержание темы, понятия и термины

      А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Структурные части сказки. Выразительное чтение сказки (тона, темп чтения, паузы и логические ударения в стихотворной строке)

      А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

      Урок игра-драматизация по литературному чтению

      Просмотр содержимого документа
      «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»»

      Урок игра-драматизация по литературному чтению на тему:

      А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
      3 класс

      Учитель: Акимова Светлана Олеговна

      Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности –чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

      Драматизация-это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится « в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены).

      Ценность использования приема драматизации в учебном процессе:
      -оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением.
      -является важным средством эстетического воспитания и развития.
      — помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять их поступки, характеры.

      Формирование эстетической культуры личности школьников, формирование навыка чтения, развитие логического мышления, речи, воспитание интереса к миру прекрасного. Формирование положительного отношения детей к театральной игре, приобщение детей к театральной культуре. Развитие специальных умений, обеспечивающих освоение комплекса игровых позиций.

      — умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
      — умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

      -глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность.

      Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний. Развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки, использовать к качестве обучения ИКТ..

      Регулятивные: Обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

      Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), игре, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

      Личностные: Способность к самооценке. Способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли ; закреплять навыки работы в группах и парах.

      Портрет А.С. Пушкина компьютер, проектор, презентация к уроку, тексты сказки А.С.Пушкина, толковые словари, медали победителям и участникам игры.

      Организация работы, формы игры.

      фронтальная, групповая, индивидуальная.
      -игры-драматизации стихотворений
      — творческие игры

      . Мотивация к учебной деятельности

      Формулирование темы урока и постановка цели.

      Постановка учебной задачи

      Организация познавательной деятельности

      Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

      Итог (рефлексия учебной деятельности)

      Список использованных источников:

      — Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

      — Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.

      — Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.

      — Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

      1. Мотивация к учебной деятельности

      — мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

      — Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? ?. У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

      Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: ?. А теперь, вот такое: ?. А сейчас, вот такое: ?. (Дети несколько раз тренируются)

      — Мы с вами прочитали сказку Пушкина. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»

      Говорили о событиях, героях, их поступках.

      А сегодня мы обобщим прочитанное.

      Ученики слушают тему литературной игры, отвечают на вопрос.

      (в строках сказок великого поэта мы найдём устаревшие и непонятные для нас слова, выражения и попробуем объяснить их значения, обратим внимание на слова-эпитеты, узнаем, как они помогают нарисовать образ, посмотрим, как действия, поступки раскрывают характер героя. найдём сравнения, которые подбирает

      автор. проверим свои знания)

      2.Формулирование темы урока и постановка цели.

      — Ребята, чтобы узнать тему нашего урока нужно отгадать зашифрованное слово

      (Учащиеся составляют слово ТЕАТР)

      — Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает украдкой свечу,
      Долгожданная встреча настала, вас в театр пригласить я хочу.
      Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и мечта,
      Это драмы, комедии, сказки,
      Это праздник души без конца.

      — Догадались, что будет темой нашего урока?

      (Ответы детей – предположения)

      — Дети, сегодня мы поиграем в театр.

      — В каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать. Вот и в нашей игре тоже есть такие правила – это правила поведения в театре. Давайте с ними познакомимся.

      (Выходят дети и читают стихи)

      Посмотрите на свои листы самооценки и скажите: «Какие конкурсы вам нужно будет преодолеть, чтобы победить в игре?»

      (Выходят ученики и читают стихи)

      1. В кассе куплены билеты,
      Нарядно зрители одеты.
      Культурно иди по залу,
      Не опоздай к началу.

      2. Проходя на своё место,
      К людям повернись лицом,
      И скажи: “Прошу прощения” —
      Будешь просто молодцом.

      3. Нужно сесть и не болтать
      На спектакле детям.
      И артистам не мешать,
      И своим соседям.

      4. Вот спектакль позади.
      Будет некрасиво
      Сразу к выходу идти,
      Не сказав спасибо.
      После спектакля немножко
      Актёрам похлопай в ладошки.

      5. Сломя голову бежать
      В гардероб не надо.
      В очередь там нужно стать
      Уж такой порядок.

      3. Актуализация знаний

      — актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала:

      наблюдения, сравнения, аналогии;

      У каждого из вас обозначен ряд и место. Запомнили правила поведения в театре? Давайте ещё раз повторим их:

      (не опаздывать, не разговаривать, не есть, не мешать, не бегать, хлопать артистам)

      — Кто знает, как называется место в театре, где происходит театральное действие?

      — А как называется место перед сценой, где сидят зрители? Место для гостей?

      — Знаете что такое театр?

      (Учитель обобщает ответы учащихся)

      — Театр – это не только место, где происходит представления. Это особый вид искусства, как музыка, живопись. Слово ТЕАТР произошло от греческого слова ТЭАТРОН – место для зрелищ.

      Театр зародился очень давно. Он сильно изменился, но всегда занимал и занимает особое место в жизни людей. Какую радость испытываешь, когда занавес медленно открывает сцену и перед нами возникает особая жизнь. Артисты увлекают своей игрой, и ты невольно начинаешь переживать вместе с героями спектакля их радости и печали и будто сам становишься участником событий. А дома еще долго думаешь о том, что увидел.

      Повторение театральной терминологии: режиссёр, художник, актёры, роли,сценарий, костюмы, маски, капельдинер, бутафор

      Конструкт урока литературного чтения на тему «Сказка о царе Салтане. » (4 класс)

      Идёт приём заявок

      Подать заявку

      Для учеников 1-11 классов и дошкольников

      Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

      государственное бюджетное образовательное учреждение

      среднего профессионального образования Свердловской области

      «Камышловский педагогический колледж»

      Конструкт литературного чтения, на тему « А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. » ( 4А кл.)
      (по ООП «Школа 2100»)

      ООП : «Школа 2100»

      Тема урока: « А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. »

      Тип урока: открытие новых знаний

      Цель урока: создать условия для формирования активной познавательной деятельности учащихся при знакомстве с произведением А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. »

      — развитие навыков анализа художественных образов в лирическом произведении;

      — формирование умения анализировать текст, умение выделять главное, по смыслу разделять на части;

      самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

      — развитие навыков выразительного чтения лирического произведения;

      — формирование умения находить в тексте СХВ, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором, охарактеризовать героев;

      — владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;

      — формирование умения планировать свое выступление;

      — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

      — оформление своих мыслей в устной форме, слушать и понимать речь других;

      — эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

      — развитие нравственной сферы младших школьников через анализ художественных образов;

      — развивать творческие способности каждого ученика.

      — Здравствуйте, меня зовут Софья Анатольевна.

      Прозвенел звонок для нас!

      Встали все у парт красиво,

      Тихо сели, спинки прямо.

      Все легонечко вздохнем.

      Урок литературного чтения начнем.

      формирование эмоциональной отзывчивости

      формирование желания выполнять учебные действия

      — Игра по сказкам А.С. Пушкина. На слайде иллюстрация из сказки, дети должны угадать сказку.

      1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

      2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

      3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

      4. «Сказка о золотом петушке»

      Принимают участие в игре, актуализируют знания по сказкам А.С. Пушкина.

      умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

      умение полно и точно выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;

      формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю)

      Открытие новых знаний.

      — Сегодня на уроке мы прочитаем произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

      — Откройте учебник на стр.118 прочитайте название произведения А.С. Пушкина.

      Работа с названием.

      – Сравните его названиями русских народных сказок («Царь-девица», «Хаврошечка»). Найдите слово, которого нет в названиях этих произведений?

      – как вы думаете, зачем А.С. Пушкин называет свое произведение сказкой ,

      Вспомните, что такое сказка, какие виды сказок вы знаете? Предположите, к какому виду сказок (бытовых, волшебных, о животных) будет относиться это произведение?

      – Что ещё необычного в названии сказки вы заметили?

      – Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? Знаете ли вы значение имени Гвидон?

      – У кого из героев нет имени? Как вы думаете, почему?

      — Сейчас мы с вами начнем работать с текстом, который я разделила на 3 части, но вы мне должны помочь их озаглавить.

      Будьте внимательны. Вначале, мы просмотрим видеозапись 1 части, попробуем ее озаглавить, ответить на вопрос где происходит действие, с чего оно начинается?

      Работа с 1 частью.

      — вспомните, с чего начинается действие, можно ли его назвать зачином?

      – Приведите пример зачина. Из известных вам сказок.

      – О чём говорит отсутствие зачина в сказке А.С. ПУшкина?

      – В чём необычность царя Салтана (с. 119)? Похож ли он на царя из других сказок в нашем представлении, чем необычно его поведение для сказочного героя? Найдите в тексте, как автор описывает поведение царя, зачитайте его.

      — Как бы вы озаглавили эту часть?

      — Послушайте аудиозапись 2 части текста, ваша задача определите главную мысль, о чем в ней говорится, это поможет вам озаглавить 2 часть сказки.

      Работа со второй частью.

      – Можно ли царя Салтана назвать добрым или злым героем, докажите, что он добрый, доверчивый, любит жену, зачитайте эпизод, где говорится о том, что он может быть несправедлив?

      — какие слова в тексте помогут вам ответить на вопрос что молодая царица очень рада появлению ребенка и любит его?

      — кто из героев сказки не рад появлению сына у царя Салтана?

      — какие чувства испытывают ткачиха, повариха, баба Бабариха, расскажите, что они делают для того чтобы извести молодую царевну?

      — вспомните текст приказа, который они сочинили? Как вы думаете почему бояре выполнили этот указ?

      — согласны ли вы с тем, что царицу и ее сына ожидала злая доля? Обоснуйте свою точку зрения.

      — назовите причину, по которой это произошло?

      — Как бы вы озаглавили данную часть?

      Бег на месте, бег на месте,

      Ну-ка, вместе, ну-ка дружно: девочки (присаживаются девочки), мальчики (присаживаются мальчики).

      — Сейчас, я вам прочитаю 3 часть. Откройте учебник на стр.121, следите за текстом подумайте, почему оно начинается с описания моря и неба?

      Работа с 3 частью.

      – Вспомните, с какими словами дитя(царевич) обращается к волне? С какой интонацией вы бы прочитали эти строки? Перечитайте их еще раз про себя, подготовьте их выразительное чтение.

      – Найдите в тексте описание природы? Кто о чем и с кем разговаривает в этой части сказки? Какие чувства царицы и царевича здесь описаны? Докажите, что волна сочувствует героям? Найдите глаголы, которые помогут вам описать происходящие события? Докажите.

      – Что сделал царевич, для того чтобы они с матерью обрели свободу, какими чертами характера он обладает?

      Конспект урока по литературному чтению А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. «

      Конспект урока с использованием приемов критического мышления.

      Просмотр содержимого документа
      «Конспект урока по литературному чтению А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане. «»

      Предмет: Литературное чтение

      Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане . »

      Цель: Познакомить с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

      Образовательные: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

      Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

      Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

      Планируемые предметные результаты урока:

      Знают биографию писателя и сказку А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане . »

      1. Умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

      1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

      2. Выразительно читать текст.

      3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

      4. Умение работать в паре

      1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

      2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

      3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

      1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

      2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

      3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

      «Спешу приветствовать вас я,
      Мои весёлые друзья!
      Мы собрались сегодня в классе!
      Верней не в классе, а в лесу.
      Случайно волка не видали?
      А, может, встретили лису?
      Всё это присказка, не сказка,
      Ведь сказка будет впереди.
      Но мало времени осталось.
      Готовы вы со мной идти?

      Постановка цели и задач урока.

      Мотивация учебной деятельности учащихся.

      Прием ТРКМ «Дерево предсказаний»: ( Слайд3)

      — Как вы знаете, Кот учёный ходил по цепи, расположенной на дубе. Вот и у нас есть сказочный дуб, на листьях которого я предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:

      А в конце урока мы проверим оправдались ли ваши ожидания

      Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. В этом мне будет помогать……Она читает, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ — это лепесток .

      А всю жизнь с иголками ходит. (загадка)

      Проворонила ворона вороненка (Скороговорка)

      Черепаха хвост поджала

      И за зайцем побежала.

      Кто не верит – выходи. ( считалка)

      Нет земли краше, чем Родина наша (пословица)

      Из какого произведения строки?

      «уж как я ль мою коровушку люблю!

      Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!»

      Три поездки Ильи Муромца?

      Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки) Курочка ряба? (сказка)

      Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом все это назовем? (Устное народное творчество)

      На доске появляется цветок.

      На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные)

      Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые)

      Какие признаки сказки вы можете назвать? ( животные разговаривают, волшебство, вымысел)

      Как вы думаете, с каким жанром будем сегодня работать? ( со сказкой)

      А с какой сказкой мы сегодня познакомимся, вы узнаете отгадав загадку:

      Только этот царь родился,

      Сразу в море очутился.

      В бочке плыл по морю он,

      Звался этот царь …….(Гвидон)

      Правильно, тема сегодняшнего урока «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

      Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

      Какие задачи поставим перед собой? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы….) А еще мы будем говорить о чудесах, познакомимся с биографией писателя и поработаем в паре)

      Назовите автора сказки (слайд 1)

      Звучит тихая музыка

      6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

      Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

      Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

      В семье Пушкиных было трое детей. Старшая — Ольга, средний — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

      Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

      Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

      Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их

      Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

      Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

      Учитель: И он, как заворожённый, слушал

      Многие сказки Арины Родионовны Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

      IV . Первичное усвоение новых знаний

      Учитель: — Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.

      Учитель: — Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)

      Учитель: — Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

      Учитель: — А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.

      Учитель: — Послушайте начало народной сказки : «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц ( вам ничего это не напоминает?)

      В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

      -Как они называются? (устаревшие – архаизмы)

      — Давайте посмотрим на их значение

      Крещёный мир— в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

      Позадь забора — за забором

      К исходу сентября — к концу сентября

      Светлица— светлая парадная комната в доме

      Сени— входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.

      Красная девица – красивая

      Аршин— старорусская единица измерения длины

      Гонец— вестник, посыльный, курьер.

      Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…). (инсценирование)

      (включается фонограмма «пряха», выходят девицы)

      1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

      То на весь крещёный мир приготовила б я пир

      2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

      То на весь бы мир одна наткала я полотна

      3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

      Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)

      Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

      И в светлицу входит царь, стороны той государь.

      Во все время разговора он стоял позадь забора;

      Речь последней по всему полюбилася ему. (кланяется третьей сестре)

      Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

      Будь царица и роди богатыря

      Мне к исходу сентября.

      Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

      Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

      Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)

      Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 — любит готовить и вкусно поесть, 2 — любит шить и модно одеваться, 3 — любит детей и мечтает о семье)

      -Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

      — Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения)

      — Сейчас мы с вами узнаем, что же произошло дальше.

      Чтение следующей части учителем до слов (с первой ночи понесла…)

      Дальше я вам предлагаю почитать хором. (до слов…… Для законного решенья…) Читаем в полголоса, не следует выкрикивать, и бежать вперед. Обращайте внимание на ударения.

      Далее чтение по цепочке ( до слов…….. и вышел вон)

      — Куда после свадьбы отправился царь Салтан? (На войну) Найдите эти строчки и прочитайте.

      -Какой вы представляете царицу? ( доброй женой , заботливой матерью)

      Какие слова передают то, что она заботливая мать? (Как орлица над орленком) найдите в тексте.

      Какими были сестры царевны ? ( злыми, лживыми, завистливыми и коварными) Найдите строчки , где говорится о том, как они завидуют сестре. Строчки , где они извести ее хотят.

      Прием ТРКМ «Ромашка Блума» ( Работа в паре )

      А сейчас я вам предлагаю поработать в паре, составить цветок.

      На столах у вас лежат лепестки цветка, а на них написаны вопросы. Вам необходимо ответить на эти вопросы ( подписать рядом ответ) и приклеить лепестки на бумагу с сердцевиной цветка.

      1) Простые вопросы:

      — Кто услышал разговор сестриц?

      2) Уточняющие вопросы:

      Я правильно поняла, что царь уехал на войну?

      Почему сестры решили извести сестру?

      Что изменилось бы, если бы царь выбрал не младшую сестру, а старшую или среднюю?

      Как бы вы поступили на месте царя?

      6) Оценочные: Как ты относишься к поступкам сестер? ?

      Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

      В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

      — Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)

      — А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

      Прием ТРКМ «Синквейн»

      1. – Заполните таблицу, ответив на следующие вопросы.

      1) Как мы назовем все то, что придумано и отражает мечты народа? (Сказка)

      2) Какими по содержанию бывают сказки? (Волшебные, бытовые)

      3) Для чего придумали сказки? (Читать, пересказывать, учить)

      4) Какие мысли рождает сказка, когда вы ее прочитаете? (Сказка – ложь, да в ней намек …)

      5) Как по — другому сказать о сказке? (Фантазия, выдумка)

      Прием ТРКМ «Дерево предсказаний».

      В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

      7. Подведение итогов урока

      Продолжите: (слайд 17)

      Мне было непонятно…

      Мне было интересно…

      8. Домашнее задание по выбору учащихся

      1. Выучить наизусть отрывок из сказки.

      2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

      3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина

      А я хочу закончить наш урок такими словами:

      Читайте Пушкина, друзья!
      Читайте сказки!
      И будет жизнь тогда полна
      Тепла и ласки!
      Читайте Пушкина всегда –
      Вот вам подсказка,
      И пронесете сквозь года
      Вы радость сказки.

      Секреты «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Часть I

      Каково значение имен главных героев этой сказки?
      Почему третья сестра пообещала царю родить богатыря именно к исходу сентября?
      Что из себя представляет таинственный остров, на котором оказались князь Гвидон и его мать?
      Кто такие тридцать три богатыря и почему именно Черномор является их предводителем?

      «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» является одним из самых популярных произведений Пушкина. Каждый житель нашей страны знает наизусть многие отрывки из этого произведения. Тем не менее, данная сказка таит в себе множество загадок и тайн, которые очень интересно исследовать, чем мы сегодня и займемся.

      Прежде всего, обратим внимание на название произведения. В нем фигурируют имена трех героев: царя Салтана, князя Гвидона Салтановича (уже в названии делается акцент на значение отца в жизни этого героя) и Царевны Лебеди. Имя матери Гвидона не упоминается в названии, стало быть, она не является существенным персонажем этой сказки. Но почему в название вынесены имена сразу трех героев? Почему не просто «Сказка о царе Салтане», например? Подобное название мы встречаем в произведении Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как и Пушкин, Михаил Юрьевич указывает в заголовке имена всех основных героев в определенной последовательности.

      Сказка начинается словами трех сестер, прядущих под окном. Все они мечтают о царе. Но кого же выбирает государь? Трудолюбивую повариху, собирающуюся приготовить пир на весь крещенный мир? Или ткачиху, которая «на весь бы мир одна наткала бы полотна»? Нет, он выбирает ту девушку, которая готова родить ему богатыря. Мы видим, как расставлены акценты для царя Салтана.

      Почему богатырь по указанию Салтана должен родиться именно к исходу сентября, значит ли это что-нибудь? Только ли ради рифмы Александр Сергеевич выбрал именно сентябрь? Если ребенок должен появиться на свет «к исходу сентября», то зачатие будет в начале января или в конце декабря. Поскольку царь обвенчался с третьей сестрой «в тот же вечер», то дело должно было быть в начале нового года или как раз на Рождество. Таким образом, князь Гвидон был зачат на Рождество.

      Царь недолго собирался:
      В тот же вечер обвенчался.
      Царь Салтан за пир честной
      Сел с царицей молодой;
      А потом честные гости
      На кровать слоновой кости
      Положили молодых
      И оставили одних.
      А царица молодая,
      Дела вдаль не отлагая,
      С первой ночи понесла.

      Сестрам же была уготована та участь, которую они сами и хотели. В этом плане царь Салтан поступил более чем справедливо — одну сделал ткачихой, а другую поварихой. Но, как оказалось, сестры не рады своей участи (стало быть, и слова их были лживыми). Они ненавидят более успешную сестру и решают ее извести.

      А царь тем временем отправляется на войну и дает жене наставление:

      «Ей наказывал себя
      Поберечь его любя»

      Салтан заботится о своей жене, ему важно и чтобы она любила его, и чтобы берегла их еще нерожденное чадо. Я обращаю на это внимание потому, что в сказке вообще не так много деталей, которые дают нам возможность сделать какие-то выводы о характере царя Салтана: что это был за человек, любил ли он свою жену, почему так жестоко поступил с ней, почему поверил в обман злых наговорщиков? На все эти вопросы мы еще постараемся ответить, а пока, дабы лучше понять главных героев сказки, попытаемся определить значение их имен.

      Фактически, только два главных героя этой сказки имеют имена — это Салтан и Гвидон.

      Это имя имеет арабские корни и переводится как «повелитель, император». С одной стороны, исходя из значения, это имя хорошо подходит царю, который и есть Салтан (Султан), но с другой стороны — почему у царя из русской сказки такое имя, имя, которое едва ли могли дать хоть кому-то (тем более наследнику престола) на Руси? На этот вопрос мы ответим чуть позже.

      А прежде определим значение имени князя Гвидона. Кстати, замечу, что хоть Пушкин и не указывает, в какой конкретно стране происходит действие его сказки, он, тем не менее, называет героев царем и князем, а не королем и принцем.

      Но что же означает имя Гвидон? Существует несколько версий. Так, возможно, это имя произошло от итальянского имени Гвидо (Guido), или же это имя германского происхождения, от старогерманского имени Wido (краткой формы имён, содержащих элемент widu — «дерево» или wid — «широкий, обширный»). Также есть версия, что это еврейское имя, происходящее от ивритского слова, означающего в переводе на русский «могучий воин», «рубить». Имя Gideon существует у ряда христианских народов. У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» это имя приводится как «Гвидон».

      Скорее всего, нам более подходит третья версия значения этого имени. Но если с «могучим, рубящим воином» все понятно, такое имя вполне подходит князю, который даже в названии сказки обозначен как «славный и могучий богатырь», то происхождение имени говорит о том же, о чем и происхождении имени его отца — это не русские имена, крайне редкие на Руси. Так почему Пушкину вздумалось дать двум главным героям русской сказки арабское и еврейское имя?

      Я думаю, что этот прием призван демонстрировать интернациональность этой сказки, подчеркивать, что речь идет не только о Руси.

      Имя матери Гвидона ни разу не упоминается. Ткачиха и повариха также не имеют имен. Царевна-Лебедь называется только так, какое-либо иное имя не указывается.

      Но вернемся к событиям сказки. Царица в положенный срок родила здорового и красивого сына, но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха отправляют гонца к царю с совсем другим известием. Это знаменитые и хорошо всем знакомые строки:

      Родила царица в ночь
      Не то сына, не то дочь;
      Не мышонка, не лягушку,
      А неведому зверюшку.

      И что происходит дальше? Царь верит гонцу, но все же отдает приказ дождаться его возвращения. Стало быть, сомневается в том, что такое могло случиться с его женой.

      Но, смягчившись на сей раз,
      Дал гонцу такой приказ:
      «Ждать царева возвращенья
      Для законного решенья».

      Мы понимаем, что царь Салтан невиновен в казни своих жены и сына, он так же пал жертвой ткачихи и поварихи (ей-богу, лучше бы он их в той избе и оставил в начале сказки).

      Едет с грамотой гонец
      И приехал наконец.
      А ткачиха с поварихой
      С сватьей бабой Бабарихой
      Обобрать его велят;
      Допьяна гонца поят
      И в суму его пустую
      Суют грамоту другую —
      И привез гонец хмельной
      В тот же день приказ такой:
      «Царь велит своим боярам,
      Времени не тратя даром,
      И царицу и приплод
      Тайно бросить в бездну вод».

      «Тайно бросить в бездну вод» — смерть через утопление. Происходит один из самых интересных моментов этой сказки — царицу и Гвидона не просто топят, а сажают в бочку. Было ли это более изощренным методом убийства? Скорее всего, да. В бочке смерть наступила бы неизбежно, но не сразу, а стало быть, такая казнь была бы более болезненной, ведь царице пришлось бы наблюдать за тем, как бочка медленно заполняется водой и ее новорожденный сын умирает. Дело в том, что при таких условиях мать с сыном в бочке, выброшенной в океан, никак не могли выжить. И самое интересное в том, что скорее всего они и не выжили, а умерли и попали на остров, который был неким особенным местом между миром живых и миром мертвых. Почему это так, мы разберем далее.

      И вот мать с сыном спасаются. Сам остров описан как пустынный холм, окруженный морем с одиноко растущим на нем дубом. И тут пошли интереснейшие детали и символы. Расшифруем их значение. Что символизирует это дерево? Дуб олицетворяет мощь, выносливость, долголетие, благородство. Это дерево посвящено богам грома в Греции, Скандинавии, Германии и славянских странах, возможно, потому, что считалось, что дуб способен выдержать удар молнии. В верованиях друидов дуб символизировал ось мира, был природным храмом, под которым проводили ритуалы, и ассоциировался с мужской силой и мудростью. Хотя дуб считается в основном мужским атрибутом (кельты сравнивали желудь с мужским членом), Кибела, Юнона, другие богини-матери были связаны с дубом, а дриады были нимфами дуба. По греческой легенде, у Гекракла была дубовая палица; согласно некоторым поверьям, Христа распяли на дубовом кресте. Дубовые листья используют как военные знаки различия во многих странах.

      Оружие, которое изготавливает Гвидон, состоит из древесины дуба и шелкового шнурка, который он снял с креста (теперь мы можем не сомневаться, что князь принадлежал к христианской вере). Снятый с креста шнурок, естественно, тоже имеет символическое значение, он как бы освещает сделанный Гвидоном лук и далее именно из этого оружия князь и убьет злого чародея, который в образе коршуна пытается погубить Царевну-Лебедь.

      Мать и сын теперь на воле;
      Видят холм в широком поле;
      Море синее кругом,
      Дуб зеленый над холмом.
      Сын подумал: добрый ужин
      Был бы нам, однако, нужен.
      Ломит он у дуба сук
      И в тугой сгибает лук,
      Со креста снурок шелковый
      Натянул на лук дубовый,
      Тонку тросточку сломил,
      Стрелкой легкой завострил
      И пошел на край долины
      У моря искать дичины.

      К морю лишь подходит он,
      Вот и слышит будто стон.
      Видно, на море не тихо:
      Смотрит — видит дело лихо:
      Бьется лебедь средь зыбей,
      Коршун носится над ней;
      Та бедняжка так и плещет,
      Воду вкруг мутит и хлещет.
      Тот уж когти распустил,
      Клев кровавый навострил.
      Но как раз стрела запела —
      В шею коршуна задела —
      Коршун в море кровь пролил.
      Лук царевич опустил;
      Смотрит: коршун в море тонет
      И не птичьим криком стонет

      Кстати, окончательно добивает коршуна сама Лебедь, а потом обращается к Гвидону на русском языке (т.е. говорит на человеческом языке). Мы видим традиционный для русских народных сказок мотив «доброй службы», когда различные герои сказок (люди или животные) всегда готовы отплатить главному герою добром за добро. В награду за помощь, Царевна-Лебедь готова превратить этот остров в царство обожаемого ею Гвидона.

      Вот открыл царевич очи;
      Отрясая грезы ночи
      И дивясь, перед собой
      Видит город он большой,
      Стены с частыми зубцами,
      И за белыми стенами
      Блещут маковки церквей
      И святых монастырей.
      Он скорей царицу будит;
      Та как ахнет. «То ли будет? —
      Говорит он, — вижу я:
      Лебедь тешится моя».

      А как же объяснить визит моряков на этот остров? Морские байки и легенды пестрят рассказами о том, как корабли заплывают в некие магические места, словно бы находящиеся между нашим и потусторонним миром (эти земли не для живых, они — как острова-призраки, с легендами о которых знаком всякий моряк).

      Далее заметим, что Царевна-Лебедь не стремится стать царицей вместе с Гвидоном, а лишь приходит ему на помощь, когда князю это необходимо. Мы видим мотив подчинения воле любимого. Несмотря на то, что Царевна хозяйка этого острова и обладает огромной магической силой, перед Гвидоном она не ведет себя, как царица, а занимает пассивную позицию, при этом (что важно) сохраняя самоуважение.

      Гости в путь, а князь Гвидон
      С берега душой печальной
      Провожает бег их дальный;
      Глядь — поверх текучих вод
      Лебедь белая плывет.
      «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
      Что ты тих, как день ненастный?
      Опечалился чему?» —
      Говорит она ему.
      Князь печально отвечает:
      «Грусть-тоска меня съедает,
      Одолела молодца:
      Видеть я б хотел отца».
      Лебедь князю: «Вот в чем горе!
      Ну послушай: хочешь в море
      Полететь за кораблем?
      Будь же, князь, ты комаром».
      И крылами замахала,
      Воду с шумом расплескала
      И обрызгала его
      С головы до ног всего.
      Тут он в точку уменьшился,
      Комаром оборотился,
      Полетел и запищал,
      Судно на море догнал,
      Потихоньку опустился
      На корабль — и в щель забился.

      Царевна-Лебедь превращает Гвидона в комара, чтобы тот мог полететь вслед за кораблем моряков. Странно, почему это происходит так? Разве она не может сразу сотворить ему корабль, чтобы Гвидон в нормальном человеческом обличии поплыл в гости к отцу? Конечно, сотворить корабль для Лебеди не проблема, но вот Гвидон не может покинуть остров так просто. Потому его приходиться обращать.

      Оказавшись во дворце Салтана, Гвидон слушает рассказ завистливых теток о волшебной белке, ослепляет одну из теток (комариным) укусом в глаз и возвращается обратно на свой остров.

      И снова на душе у Гвидона тоска, и снова ему помогает Царевна-Лебедь, которая (заметим) очень ласкова с князем, она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя», но все же не спешит принимать человеческое обличие перед Гвидоном. Почему? Видимо, потому что герой еще не готов. Но если так, то сколько еще чудес должна сотворить Царевна для своего вечно тоскующего (прямо байронического) князя? Она же не золотая рыбка.

      Далее следует один из самых милых и забавных моментов сказки. Фирменное чувство юмора Пушкина дает о себе знать.

      Князь пошел себе домой;
      Лишь ступил на двор широкий —
      Что ж? под елкою высокой,
      Видит, белочка при всех
      Золотой грызет орех,
      Изумрудец вынимает,
      А скорлупку собирает,
      Кучки равные кладет,
      И с присвисточкой поет
      При честном при всем народе:
      Во саду ли, в огороде.
      Изумился князь Гвидон.
      «Ну, спасибо, — молвил он, —
      Ай да лебедь — дай ей боже,
      Что и мне, веселье то же».
      Князь для белочки потом
      Выстроил хрустальный дом.
      Караул к нему приставил
      И притом дьяка заставил
      Строгий счет орехам весть.
      Князю прибыль, белке честь.

      Поразмышляем немного об этой белке. Что это за чудо такое? Некое магическое животное, дарующее своему обладателю богатства. Вспоминается сказка о «Бобовом зернышке», где главному герою нужно было по огромному растению забраться наверх, на самые облака (в иной волшебный мир), чтобы там встретить волшебное животное — гусыню, несущую золотые яйца. Т.е. то, что для живущих в нашем мире теток Гвидона является бесспорным чудом, которое (как они считают) невозможно отыскать на земле, на острове Царевны-Лебеди обычное дело.

      А далее начинается мотив почти ритуальных тройных повторений. Снова на остров приплывают моряки, снова князь отправляется вслед за ними к Салтану (теперь уже в образе мухи). Снова Царевна-Лебедь помогает князю. Царь Салтан, услышав в очередной раз про чудеса острова Гвидона, опять собирается к нему в гости, но ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой не хотят его пускать. Тетки рассказывают о тридцати трех богатырях во главе с Черномором. Это очень интересная компания, и о них мы подробно поговорим позже, а пока заметим, что Салтан снова откладывает визит к Гвидону.

      Тридцать три богатыря

      И вот опечаленный князь опять приходит к Царевне-Лебеди, на сей раз из-за богатырей, и она, конечно, снова выполняет его просьбу.

      — «А какое ж это диво?»
      — «Где-то вздуется бурливо
      Окиян, подымет вой,
      Хлынет на берег пустой,
      Расплеснется в шумном беге,
      И очутятся на бреге,
      В чешуе, как жар горя,
      Тридцать три богатыря,
      Все красавцы молодые,
      Великаны удалые,
      Все равны, как на подбор,
      С ними дядька Черномор».
      Князю лебедь отвечает:
      «Вот что, князь, тебя смущает?
      Не тужи, душа моя,
      Это чудо знаю я.
      Эти витязи морские
      Мне ведь братья все родные.
      Не печалься же, ступай,
      В гости братцев поджидай».

      А теперь посмотрим внимательнее на этих богатырей. Тридцать три богатыря (символическое число) выходят из моря, да еще и не просто в броне, а в чешуе. О чем все это говорит? Кто эти богатыри? Очевидно, призраки воинов, погибших в морских сражениях, иначе как бы они могли оказаться на дне морском, с которого могут подняться только по особому призыву. Чешуя также становится приметой причастности этих богатырей именно к подводному миру, а их одинаковый возраст и (как на подбор у всех) одинаковая стать и сила говорят о том, что после смерти они стали «все равны». Кроме того, этим богатырям даже «тяжек воздух», и Царевне они «братья родные». Это заставляет нас задуматься о том, кем является сама Лебедь, но подробный разговор о ней мы продолжим во II части этой статьи. Вообще, отмечу, что «Сказка о царе Салтане» имеет в себе множество элементов морских легенд и мифов.

      Ну а кто же дядька Черномор? Он — предводитель подводного воинства. Кроме того, такое же имя носит главный злодей поэмы «Руслан и Людмила». Совпадение ли это? Едва ли. Поэма «Руслан и Людмила» вышла в свет в 1820 году, «Сказка о царе Салтане» — в 1832 году. Стало быть, Пушкин сознательно дал предводителю тридцати трех богатырей имя одного из своих самых опасных злодеев. Что же, можно думать, что Черномор, решившись своей бороды и жизни, попал на службу в подводное царство.

      Читайте так же:

      • Однодольные интересные факты Класс однодольные растения Однодольные растения – один из двух классов цветковых (покрытосеменных) растений. Он считается более продвинутым в эволюционном смысле классом, чем […]
      • Показ мод как называется Синонимы к словосочетанию «показ мод» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Связанные слова и выражения Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная […]
      • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]
      • Как называется дробь у которой есть целая и дробная часть Понятие дроби. Виды дробей Виды дробей Основные виды дробей - это обычные дроби, которые могут быть правильными и неправильными, десятичные дроби, алгебраические дроби. Рассмотрим каждый […]
      • Первая мировая война интересные факты презентация Интересные факты о Первой Мировой Войне - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАлексей Шухрин Презентация подготовлена к конференции, посвященной 100-летию […]
      • Интересные факты о кошке картинки Кошки и интересные факты про них (7 фото + 2 видео) Немного биологии Ко?шка, или дома?шняя ко?шка (лат. Felis silvestris catus). С зоологической точки зрения домашняя кошка — […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *