Интересные факты об эскалаторе

Интересные факты об эскалаторах

В 1900 году компанией из Соединенных Штатов OTIS была подана заявка на регистрацию нового бренда, получившего имя «Эскалатор». С тех пор это слово получило более широкое значение и с середины прошлого века стало использоваться для обозначения всех движущихся лестниц. Естественно, что в более чем вековую историю этого транспортного механизма было вписано немало ярких страниц. Отдельно хотелось бы выделить несколько интересных фактов об этом уникальном устройстве.

Выступая в роли общественного транспорта

Эскалаторы являются обычным зрелищем на станциях метрополитена (например, самый длинный эскалатор в Москве расположен как раз в метро – на станции «Парк Победы», а его протяженность составляет 126 м). Но в Гонконге эта движущаяся лестница сама выступает в качестве общественного транспорта и связывает несколько районов этого мегаполиса. Длина этого эскалатора (введенного в строй в 1993 году) составляет около 800 метров, что превращает его в самое длинное сооружение этого типа в мире.

Развлекая людей

Первой функцией эскалатора, впервые представленного в 1894 году, стало развлечение посетителей одного из парков Нью-Йорка – Кони-Айленда. Это устройство не имело ступеней и поручней и было выполнено в виде гладкого полотна.

Первый эскалатор (уже оборудованный поручнями и имеющий ступени), установленный в метрополитене британской столицы в 1911 году произвел настоящий фурор и многие жители и гости Лондона специально спускались в метро для того чтобы проехаться на этой технической новинке.

Разнообразие форм

Лестницы бывают не только прямыми, но и винтовыми, что позволяет значительно экономить место, необходимое для их установки. Именно эта причина и привела к появлению в 1985 году эскалатора, выполненного в форме спирали. С тех пор такая необычная форма движущейся лестницы перестала быть диковинкой и сейчас десятки спиральных эскалаторов можно увидеть в разных уголках мира.

Однако британский ученый Джек Леви пошел еще дальше и в 2010 году и предложил эскалатор, имеющий волнистую форму, который он назвал «левитатором». На данный момент этот проект так и остается нереализованным.

Двигаясь с разной скоростью

Большинство людей, впервые проехавшиеся на эскалаторе, задаются вопросом – почему поручни движутся быстрее эскалатора? Это происходит из-за того, что на диски, отвечающие за движение поручней, для повышения их трения надеваются накладки из резины, которые постепенно истираются и понижают скорость движения. Поэтому в конструкцию новых эскалаторов изначально заложена большая скорость поручней.

Почему поручни эскалаторов движутся с другой скоростью?

По поводу скорости поручней эскалаторов сложилось уже такое количество гипотез, что позавидовало бы само масонское ложе. Посмотрим на самые популярные из них и разберемся, в чем же действительная причина разноименного движения эскалатора и его поручней.

Существует очень распространенная теория о том, что поручни движутся с разной скоростью для того, чтобы пассажир не заснул стоя на эскалаторе. А теперь припомните, как часто вы засыпали стоя или в разгар рабочего дня? Не думаю, что даже сидя в своем рабочем кресле вы придавались морфею. Что и говорить о шумном движущемся конвейере. Да, возможно скорость поручней действительно способствует тому, чтобы мы с вами не заснули, отклоняя наше тело то в одну, то в другую сторону. Но не следует считать это специальной конструкторской задумкой для поддержания нашего бодрствования.

Вторая теория гласит о том, что поручни движутся с разной скоростью, чтобы пассажир, дабы снизить травматичность, отклонялся в сторону. Следуя вниз — пассажир отклоняется в противоположную сторону. Следуя наверх — по ходу движения эскалатора.

Третий миф гласит о том, что как бы вы ни старались, достаточно тяжело настроить все движущиеся части эскалатора на синхронную работу. Установщику просто лень подгонять все до синхронного движения и он оставляется все «как есть», с небольшой погрешностью.

Так же на одном из форумов я наткнулся на ответ, что разная скорость движения вызвана истиранием самого поручня. Если эскалатор новый, то и двигаться поручни будут медленнее. Если срок эксплуатации подходит к концу, соответственно, быстрее, за счет истирания поручня.

Чтобы наконец разобраться раз и навсегда в этом вопросе, обратимся к человеку, который имеет к эскалаторам непосредственное отношение.

Николай Андрощук, заместитель начальника эскалаторной службы: «Разная скорость движения поручней и ступеней связана с особенностями конструкции эскалатора. Поручень движется в результате вращения приводного блока. Со временем приводные блоки снашиваются, а их диаметр уменьшается, поэтому поручни начинают двигаться быстрее. По нормативным документам, скорость движения поручня не должна отличаться от скорости движения ступеней более чем на 2 %. Мы это контролируем, а небольшое различие скоростей — это не проблема и не опасно. Никакой функции у разницы скоростей нет. Иногда мы просто отшучиваемся, что разная скорость нужна для того, чтобы пассажиры не заснули на эскалаторе. Но на самом деле это вряд ли помогло бы».

Вот мы и разобрались в причинах этого явления. Надеюсь статья была для вас информативной.

5 эскалаторов-рекордсменов, на которых обязательно стоит проехать

4 октября 1911 года в Лондоне был запущен первый эскалатор. По этому поводу мы решили рассказать о самых выдающихся эскалаторах, на которых просто грех будет не прокатиться, если вы окажетесь в Москве, Питере, Киеве, Осаке, Лондоне или Нью-Йорке.

1. Ступени в небо

Самым высоким функционирующим эскалатором в мире признан эскалатор, соединяющий две части огромного небоскреба Umeda Sky Building. Здание находится в японском городе Осака и напоминает декорацию к фантастическому фильму о будущем. Эскалатор заключен в огромный стеклянный тоннель на высоте 170 метров. Можно только представить, какой вид открывается пассажирам, которые передвигаются по ленте из одного корпуса небоскреба в другой. Недаром местные жители называют эскалатор Umeda Sky Building «заоблачным».

2. Конца-края не видно

Следующий мировой рекорд принадлежит России, а конкретнее – одной из станций Петербургского метрополитена. Мало того, что сама станция обросла легендами из-за того, что долгое время была станцией-призраком и работает в ночное время, так еще и эскалатор прославил «Адмиралтейскую» далеко за пределами Петербурга. Теперь это станция с самым длинным эскалатором в мире – 137,4 метра при высоте подъёма 68,7 метра. К слову, «адмиралтейский» эскалатор оставил далеко позади своих ближайших конкурентов. Самый длинный эскалатор Евросоюза (Прага, станция Namesti Miru) насчитывает всего 87 м, а рекордсмен в США — 70 м (Вашингтон, станция Уитон).

3. Путешествие к центру Земли

Один из рекордных эскалаторов достался и украинской столице – Киеву. За все 53 года своего существования он до сих пор остается самым углубленным в земные недра эскалатором. А станция «Арсенальная», на которой он находится, носит титул самой глубокой станции метро в мире (глубина заложения 105,5 метра). Подъем на поверхность или спуск занимают у ее пассажиров не один десяток минут, но это ведь лучше, чем проделывать такой неблизкий путь пешком.

4. Эскалатор-ветеран

Трудно поверить, что эскалатор, построенный незадолго после окончания Первой мировой войны, может до сих пор находиться в действующем состоянии. Однако, поэтажные эскалаторы в нью-йоркском торговом центре Macy’s Herald Square доказывают обратное. Начиная с 1927 года они исправно перевозят пассажиров и не вызывают нареканий со стороны администрации заведения. А большинство посетителей торгового центра даже и не догадывается, какая реликвия у них под ногами.

5. Самые старые эскалаторы в метро

За звание самого старого метрополитеновского эскалатора могли бы побороться московский и лондонский. Даты их запуска разделяют всего три года: в 1944-м был запущен эскалатор на станции «Бауманская», а в 1947-м его лондонский собрат на станции «Гринфорд». Однако первый принадлежит к тоннельным эскалаторам, а второй к типу «патерностер». Поэтому каждый можно назвать рекордсменом в своей категории.

ГК «ДВ Лифт»

Эскалатор принято относить к подъёмно-транспортным механизмам, которые функционируют непрерывно и представляют собой расположенную под острым углом (обычно 30°) лестницу с плавно движущимися ступенями.

В настоящее время широко используются два типа эскалатора – поэтажный и тоннельный. Идеальным решением для длинных, глубоко расположенных тоннелей является эскалатор тоннельный. Именно этот тип устройств устанавливается при необходимости перемещения между достаточно удалёнными горизонтальными плоскостями. Технической особенностью таких подъёмных механизмов являются усиленные несущие конструкции и мощный двигатель.

Меньше требований к техническим характеристикам предъявляют поэтажные эскалаторы, в задачи которых входит перемещение пассажиров между плоскостями, расположенными не более, чем 3,5 м одна над другой.

Сегодня эскалатор – привычный и широко распространённый подъёмно-транспортный механизм, а в конце XIX столетия его использовали как аттракцион для туристов, получая весьма внушительные доходы.

Размеры современных эскалаторов варьируются в широких пределах. Так, например, в японском городе Кавасаки функционирует эскалатор длиной 83 см, а количество полноценных ступенек, которые можно занять при движении вниз, составляет всего три. Маленький лифт также является своего рода аттракционом для туристов. Экскурсоводы не забывают упомянуть, что в городе функционирует занесённый в книгу рекордов Гиннеса самый маленький подъёмно-транспортный механизм в мире, поэтому желающих прокатиться на нём хватает. В соответствии с опубликованными статистическими данными, каждый второй посетитель торгового центра, на территории которого расположен самый маленький эскалатор, с удовольствием тестирует это чудо японской техники на себе.

К сожалению, самый длинный эскалатор в России такого ажиотажа не вызывает, пользуются им только те, кто должен покинуть территорию московского метрополитена на станции «Парк Победы» или именно с этой станции планирует начать своё передвижение по подземке.

К интересным историческим факторам, касающимся эскалаторов можно отнести также время появления первого эскалатора в лондонском метро – 1911 год, наличие трёх стандартизированных скоростей движения полотна в европейских странах, а также существующий в Германии стандарт на соответствие скорости движения полотна и поручней.

Аттракцион и городской транспорт: 5 неожиданных фактов об эскалаторах

Более века назад – 29 мая 1900 года – американская компания OTIS зарегистрировала торговую марку «Эскалатор». До начала 1950-х слово так и использовалось для обозначения бренда, но затем перекочевало «в народ» – эскалаторами стали называть все движущиеся лестницы.

Редакция M24.ru собрала 5 фактов о чудо-машине. О том, где эскалатор используют в качестве городского транспорта, можно ли прокатиться на лестнице-спирали и как должен был работать эскалатор-треугольник – в нашем материале.

Из подземки в торговый центр: интересные эскалаторы столицы

Домой на эскалаторе

В Гонконге есть эскалатор, который используется как общественный транспорт, а по совместительству является еще и самой длинной движущейся лестницей в мире.

Central-Mid-Levels escalator and walkway system был построен в 1993 году – чтобы обеспечить удобное транспортное сообщение между несколькими районами Гонконга. Его общая протяженность составляет 800 метров, время поездки по Central-Mid-Levels занимает около 20 минут. Пассажиров здесь максимально поднимают на 135 метров над землей.

Фото: пользователь flickr.com / Robyn Lee

Система из двух десятков крытых эскалаторов и траволаторов, протянувшихся вдоль города, доставляет жителей города в районы, расположенные на холмах, и офисы, находящиеся на побережье. Занесенный в Книгу рекордов Гиннеса эскалатор следует через престижные районы Сохо и Голливуд Роад, так что туристов здесь тоже полно.

Прокати меня еще!

Первый в мире эскалатор был аттракционом – его в 1894 году установили в нью-йоркском парке Кони-Айленд. Ни ступеней, ни поручней у машины не было, и представляла она собой абсолютно гладкое движущееся полотно.

Когда эскалатором впервые снабдили станцию подземки, он поначалу продолжал выполнять развлекательную функцию. Движущаяся лестница (уже со ступенями и поручнями) появилась в лондонском метро в 1911 году и вызвала небывалый ажиотаж у жителей столицы Туманного Альбиона: говорят, пассажиры садились в метро, только чтобы прокатиться на необычной чудо-лестнице.

В лондонских газетах начала века даже писали, что люди выходили из поездов на станции, оснащенной диковинными механическими лестницами, поднимались на них вверх, а затем снова спускались в метро, чтобы сесть в следующий состав.

Слово «эскалатор» (escalator) — английское, но образовано от французского «escalade», что означает «штурмовая лестница». Свое окончание термин позаимствовал от «элеватора» (elevator).

Закрученный в спираль

Винтовые лестницы тоже могут двигаться: в некоторых городах устанавливаются сегодня не только традиционные – прямые – эскалаторы, но и спиралевидные.

Первый в мире спиральный эскалатор был разработан в 1985 году. Сейчас в торговых центрах, отелях и художественных галереях по всему миру работают несколько десятков таких лестниц. В частности, экзотическую машину удастся встретить в японской Иокогаме и на Times Square в Гонконге.

Спиральные эскалаторы не только выглядят красиво и необычно, но еще и экономят площадь – ведь они занимают куда меньше места, чем их прямые «собратья».

Согласованность скоростей разных участков спирального эскалатора обеспечивает постепенное перемещение виртуальных точек поворота его ступеней. Радиус поворота, кроме того, меняется несколько раз за цикл.

Простор для творчества

В 2010 году профессор лондонского университета Джек Леви изобрел и запатентовал… «волнистый» эскалатор. Свою инновацию он окрестил левитатором, но на рынок удивительная штука так и не попала – заинтересовавшихся партнеров, предпринимателей и архитекторов пока не нашлось.

Технология «волнистого» эскалатора позволяет создавать движущиеся лестницы самой свободной формы – не только спиралевидные, но и с разными изгибами, например. Основу левитатора составляет непрерывная замкнутая цель изогнутых модулей, которые способны разглаживаться прямо во время перемещения пассажиров.

Левитатор. Видео с YouTube-канала City University London

Главные эскалаторы мира

Изобретателем эскалатора считается американец Джесс Рено, запатентовавший свою машину в 1892 году

Самый первый эскалатор появился в 1894 году в парке Кони-Айлен в Нью-Йорке и был аттракционом

Самый первый эскалатор в метро появился в Лондоне в 1911 году — на станции Earl’s Court

Самый длинный эскалатор находится в Гонконге (его протяженность — 800 метров)

Самый длинный эскалатор в метро находится в Санкт-Петербурге на станции «Адмиралтейская». Его наклонная часть составляет 137,4 метра. В Москве длинней всех эскалатор на станции «Парк Победы», протяженность — 126 метров

Самый короткий эскалатор находится в японском городе Кавасаки, расположенном к югу от Токио. Его можно найти в одном из торговых центров. Длина крошечного эскалатора — всего 83 сантиметра

Самые старые эскалаторы – в лондонском метро на станции Greenford (у него деревянные ступени, эскалатор был установлен в 1947 году) и в московском на станции «Бауманская» (установлен в 1944 году)

Несмотря на то, что официально датой изобретения эскалатора считается 1892 год, инженеры начали фантазировать на тему движущихся лестниц задолго до этого момента. К примеру, в 1859 году американское патентное ведомство выдало Натану Амесу патент на такую машину, но только выполненную в форме. треугольника.

Бесконечный эскалатор мог одновременно и поднимать пассажиров, и спускать их.

Согласно «эскалаторному этикету», стоять на движущейся лестнице нужно справа, а проходить – слева. Это негласное правило соблюдается во многих странах мира. А возникло оно еще в 1911 году – когда в Лондоне появился первый эскалатор метро.

10 интересных фактов об эскалаторе

Первый эскалатор появился на свет спустя два года после первого пассажирского лифта, подтвердив поговорку «Лень – двигатель прогресса»!

В 1859 году американец Натан Эймс из штата Мичиган запатентовал машину, которую назвал «оборотной лестницей». Изобретатель получил патент №26076, и его творение было признано первым эскалатором в мире. Воплотить свою техническую идею в повседневную жизнь Эймс так и не успел, он умер через год, в 1860-м.

Впервые прокатиться на эскалаторе стало возможно в 1894 году в парке Кони- Айленд в Нью- Йорке , где машину установили, как экстремальный аттракцион для туристов. Тогда эскалатор представлял собой движущиеся дорожки без ступеней и назывался «наклонный лифт Рено» по имени изобретателя Джесси Рено, воплотившего в реальную жизнь изобретение Эймса.

Один из первых эскалаторов на Всемирной Парижской выставке в 1900 году

Конструкция со ступенями Чарльза Сибергера была представлена публике в 1900 году на Всемирной Парижской выставке, затем эту «лестницу-чудесницу» установили в универсальном магазине « Джимбелс » в американском городе Филадельфия.

После завершения парижской выставки Американская компания «Отис» довела конструкцию эскалатора до технического совершенства и поставила производство передвижной лестницы на поток. С 1900 по 1920 в Америке и Европе было установлено порядка 350 машин, в основном в универмагах и государственных учреждениях.

Один из первых эскалаторов, установленный в американском универмаге, 1916 год.с сайта YouTube.com

Первые эскалаторы в подземке появились в 1911 году на линии лондонского метро Пикадилли . Новшество пользовалось огромной популярностью у публики. Газеты писали, как люди приходили покататься на самодвижущейся лестнице: «Замечено, как пассажиры по пути в Сити выходили из поезда, поднимались на эскалаторе, затем спускались и садились в следующий поезд…»

В России об эскалаторах впервые задумались лишь в 1932 году, когда начали строить первую линию Московского метро. Как доставлять пассажиров к поездам на глубину 30 метров? Обычная лестница не справилась бы с пассажиропотоком. Об эскалаторах было известно только понаслышке, и никто не знал, как их строить. О поставке из-за рубежа движущихся лестниц речи не шло – капиталисты запросили 200 тыс. рублей золотом за один механизм! Сталин дал команду сконструировать свой, советский эскалатор. И в 1935 году завод “Красный металлист” продемонстрировали первую отечественную передвижную лестницу.

Интересные факты об эскалаторе

2020-11-19
На станции метро есть два эскалатора, движущиеся в противоположных направлениях с одной скоростью. На каждом эскалаторе стоит по пассажиру. В момент, когда пассажиры поравнялись, каждый из них побежал вниз по эскалатору с ускорением $a$. Один пассажир добежал до основания эскалатора на время $\Delta t$ раньше, чем другой. Найдите скорость эскалаторов.

Обозначим искомую скорость $v$. Тогда пассажир на поднимающемся эскалаторе имеет начальную скорость $v$, направленную вверх по эскалатору. Через некоторое время он вернётся в точку, в которой пассажиры поравнялись, имея при этом скорость $v$, направленную вниз по эскалатору, т. е. окажется в такой же ситуации, как другой пассажир. Поэтому время, которое он затратит на спуск, начиная с этого момента, будет таким же, как у другого пассажира. Таким образом, $\Delta t$ — это время, через которое пассажир вернётся в точку встречи. Поскольку проекция его скорости на эскалатор за это время изменится на $2v, a \Delta t = 2v$ и искомая скорость равна $a \Delta t/2$.

Приведём также стандартное решение задачи. Обозначим искомую скорость $v$, расстояние от точки встречи пассажиров до основания эскалаторов $L$, времена движения пассажиров $t_<1>$ и $t_<2>$. Начальные скорости пассажиров равны v и направлены в противоположные стороны. Запишем уравнения движения: $L = vt_ <1>+ at_<1>^<2>/2$ и $L = — vt_ <2>+ at_<2>^<2>/2$. Приравняем правые части: $vt_ <1>+ at_<1>^ <2>/2 = — vt_ <2>+ at_<2>^<2>/2, v(t_ <1>+ t_<2>) = a(t_<2>^ <2>— t_<1>^<2>)/2$, откуда $v = a(t_<2>^ <2>— t_<1>^<2>)/2(t_ <1>+t_<2>) = a(t_ <2>— t_<1>)/2 = a \Delta t/2$.
Ответ. Скорость эскалаторов равна $a \Delta t/2$.

Читайте так же:

  • Пиццу интересные факты Интересные факты о пицце Заказывая пиццу на дом, мы предполагаем, что нам принесут нечто компактное и в небольшой коробочке. Жители городка Маунт-Плезант, что в США, могут воспользоваться […]
  • Хорошо продающиеся как называется Высокомаржинальные товары: что это такое, особенности продажи, расчет наценок и прибыли Продавать в интернет-магазине можно все что угодно. Но вот какую вы получите прибыль - зависит от […]
  • Все интересные факты об оаэ 17 интересных фактов об ОАЭ ОАЭ, или Объединённые Арабские Эмираты — одна из самых богатых в мире стран, эдакий оазис процветания среди бесплодной пустыни. Обнаруженная в недрах нефть […]
  • Как называется телефон с антенной Современные мобильные телефоны значительно отличаются от того, чем пользовались 20 и даже 10 лет назад. Фотосвидетельства прилагаются. Первый в мире мобильный телефон: Motorola DynaTAC […]
  • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
  • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *