Как называется орфограмма в слове лестница

Объясните написание слов вьюга,спишь,лестница.

Ответ или решение 2

При написании данных слов нужно знать, какие орфограммы есть в слове.

В слове вьюга орфограммой является разделительный мягкий знак между согласным и гласным.

В слове спишь орфограмма мягкий знак на конце глагола второго лица после шипящих.

В слове лестница орфограмма непроизносимая согласная Т. Она не проверяется.

Определяем орфограммы

В данном задании встречаются следующие орфограммы:

  • Правописание разделительного мягкого знака.
  • Правописание мягкого знак у глаголов 2-го лица единственного числа.
  • Правописание непроизносимых согласных.
  • Правописание непроверяемых безударных гласных.
  • Вспоминаем правописание орфограмм.

    В русском языке встречаются слова, в которых согласные буквы е, ё, я, и, ю не сливаются с гласными. Тогда пишутся разделительные знаки: мягкий и твёрдый. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. Данная орфограмма встречается в существительных, прилагательных, глаголах, наречиях.

    Мой дядя бережно хранил охотничье ружьё.

    Каждую весну птицы старательно вьют гнёзда. Берегите птичьи гнёзда!

    Важно заметить, что в слове «вьёт» пишется разделительный мягкий знак, здесь нет приставки, оно образовано от слова «вить».

    У глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется мягкий знак в окончаниях — ешь, — ишь.

    Какой урок ты любишь? Я люблю математику, потому что там ты думаешь, рассуждаешь, доказываешь, решаешь.

    В некоторых словах согласные д, т, в, л пишутся, но не произносятся. Такие согласные называются непроизносимыми. Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится.

    Сегодня Никита был радостным и счастливым. Ему подарили футбольный мяч.

    Счастливый – счастье, радостный – радость.

    Написание некоторых слов с непроизносимой согласной нельзя проверить. Их написание нужно запомнить.

    Чувство, здравствуйте. Сегодня у первоклашек праздник букваря.

    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне надо запомнить.

    В рюкзаке у школьника должен быть пенал, тетради, карандаши.

    Выполняем задание

    В слове «вьюга» — разделительный мягкий знак. Образуем родственные слова: вьюжный, вьюжить, завьюжить. Здесь нет приставки.

    В слове «спишь» — мягкий знак на конце у глаголов единственного числа 2-го лица настоящего времени.

    В слове «праздник» — непроизносимая согласная «д» и непроверяемая безударная гласная «и». Слово надо запомнить.

    Проверочное слово к слову «лестница»

    Слово «лест­ни­ца» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ет­ся непро­ве­ря­е­мым. О напи­са­нии бук­вы «т» в этом суще­стви­тель­ном и одно­ко­рен­ных сло­вах сле­ду­ет справ­лять­ся в сло­ва­ре или запом­нить её напи­са­ние.

    Слово «лест­ни­ца» содер­жит в сере­дине груп­пу труд­но­про­из­но­си­мых соглас­ных «стн», при про­из­не­се­нии кото­рых выпа­да­ет звук [т]. Его назы­ва­ют непро­из­но­си­мым. Послушаем, как зву­чит это сло­во:

    Как проверить непроизносимый согласный в слове?

    Чтобы про­ве­рить напи­са­ние непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го в сло­ве сле­ду­ет посту­пать сле­ду­ю­щим обра­зом: подо­брать род­ствен­ные сло­ва или изме­нить фор­му исход­но­го сло­ва, что­бы после непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ока­зал­ся глас­ный звук, кото­рый упро­чит пози­цию сла­бо­го соглас­но­го зву­ка и сде­ла­ет его силь­ным. Проблемный соглас­ный ста­нет зву­чать чет­ко и ясно.

    Понаблюдаем:

    Как проверить букву «т» в слове «лестница»?

    Применим это орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло по отно­ше­нию к сло­ву «лест­ни­ца»:

  • ле?с т ница, лес т нич­ный, лес т нич­ка;
  • сту­пень­ка лес т ницы, любу­юсь лес т ница­ми, рас­ска­жу о лес т ницах.
  • Как видим, глас­ный звук так и не появил­ся в соче­та­нии соглас­ных «стн» в падеж­ных фор­мах это­го суще­стви­тель­но­го и в одно­ко­рен­ных сло­вах. Значит, дела­ем вывод: напи­са­ние бук­вы «т» в суще­стви­тель­ном «лест­ни­ца» и одно­ко­рен­ных лек­се­мах сле­ду­ет запом­нить. В слу­чае затруд­не­ния в её напи­са­нии справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

    Ужель в былом сту­па­ла
    На всё нога моя?
    Давно ушло нача­ло
    В без­бреж­но­сти края.
    И ле?стница всё кру­че…
    Не оступ­люсь ли я,
    Чтоб стать звез­дой паду­чей
    На небе бытия.

    В рус­ском язы­ке суще­ству­ет еще сло­во «лесен­ка», с помо­щью кото­ро­го не сле­ду­ет про­ве­рять непро­из­но­си­мый соглас­ный «т» в сло­ве «лест­ни­ца». В этих сло­вах кор­ни не сов­па­да­ют по напи­са­нию.

    Сравним:

    • лест ниц а — корень/суффикс/окончание;
    • лес енк а — корень/суффикс/окончание.
    • Азбучные истины

      Интерактивный диктант

      Учебник ГРАМОТЫ: орфография

      Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

      Имена и названия. Интерактивный тренажер

      Учебники

      Олимпиады

      Видео

      Полезные ссылки

      Летнее чтение

      Запоминалки

      Цитаты о языке

      Скороговорки

      Пословицы и поговорки

      Учебник ГРАМОТЫ: орфография

      Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

      Правописание непроизносимых согласных

      Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

      Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

      Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

      Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

      ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

      1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

      2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

      3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

      ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

      1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

      2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

      3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

      1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно че с_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

      2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча _с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

      3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас се р_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

      4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужа с_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

      5. Он хотел только того, что получали его свер с_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

      6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически рове с_н ик века – в Аргентине.

      7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым пра з_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихва с_н уть силой. Разгружают рожь — отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое — под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

      9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекра с_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали — его арестовали тут же, ночь он провел в ихней аре с_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

      11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около кра с_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      12. У бога есть длинная ле с_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      13. Усталое со _н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За зве з_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

      15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напра с_н ый, И в этой глупости несча с_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

      16. Но вот почу _с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра _с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

      18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня по с_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». ( А. Чудаков)

      19. Увы, закон земной свершая, В безве с_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

      20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекра с_н ый климат. (А. Чудаков)

      21. Соглядатай пра з_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

      22. Четыре деревни одна за другой однообра з_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

      23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжало с_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

      24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекра с_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

      25. И вдруг снова, гораздо уже я _с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство . (В. Быков)

      26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, ко с_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

      27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает ко с_н ый материал. (Ю. Домбровский)

      28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль бле с_н уть… ( М. Ю. Лермонтов)

      29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на па с_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

      Словарное слово «лестница»

      Правильное написание словарного слова «лестница», которое содержит непроизносимые согласные, с сомнительными буквами:

      Следует запомнить, что словарное слово «лес т ница» пишется с буквой «т«.

      У этой лес т ницы шес т надцать ступеней.

      Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

      Не только тот вор, что крадет, а и тот, кто лестницу , подает. (Пословица)

      Нет такой лестницы , чтоб до неба достала. (Пословица)

      Фразеологизмы и цитаты со словом «лестница» помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

      Шел по лестнице ребенок,
      Так старался, так старался,
      На одну ступень поднялся,
      Ну а дальше нет силенок.

      Чтение стихотворений с использованием словарного слова с непроизносимыми согласными – увлекательный способ запоминить правописание слова.

      Лестница — как пишется слово, постановка ударения
      правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова «Лестница»

      Лестница — что значит слово, его толкование и смысл
      определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
      Лестница, -ы, женский род Сооружение в виде мерная л. П .

      Орфограммы по русскому языку для начальной школы

      Заглавная буква в начале предложения.

      Начало предложения пишется с большой буквы.

      а) Мальчики играли во дворе.

      б) придумай и напиши еще 1 предложения, выдели заглавную букву.

      Заглавная буква в имени собственном.

      Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

      а) Марина, Днепр, Донецк

      б) напиши 3 различных имени собственных, выдели заглавную букву.

      а) ворона

      б) пропиши строчку слова, в котором сделал ошибку, вспомни и запиши еще 3 слова с этой орфограммой.

      ЧА — ЩА

      Ча — ща пиши с буквой А

      а) чашка, роща

      б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

      Чу — щу пиши с буквой У.

      а) учу, щука

      Жи -ши пиши с буквой И.

      а) карандаши, живет

      б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели.

    • Ь, обозначающий мягкость согласных (ь-м)
    • а) лось, мальчик

      б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает.

    • ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН
    • Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака

      а) ручка, ночной, песня

    • Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)
    • Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

      а) моря – море б) запиши проверочные слова,

    • Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
    • Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

      а) пенал, пилот

      б) запиши 3 раза слово, в котором ошибся, выдели орфограмму; придумай и запиши 1-2 однокоренных слова

    • Парная по глухости — звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)Чтобы проверить парную по глухости — звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
    • а) завод – заводы, лес — лесной
    • б) запиши слово, в котором ошибся, выдели орфограмму, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу.

    • Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)
    • Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

      а) Сосна росла у берега. Сосна росла у самого берега.

      б) Придумай и запиши еще 3 слова с предлогами.

    • Предлоги с местоимениями.
    • Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

      а) к нему, с ним, ко мне.

      б) написать еще 3 слова на это правило

      Союзы пишутся отдельно от слова.

      а) ручка и карандаш

      б) запиши 3 слова, с соединительными союзами

    • Ь — разделительный (ь-р)
    • Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

      Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

      б) запиши 3 слова с Ь-р, подчеркни три буквы — согласную, Ь-р, гласную.

      16. Разделительный Ъ

      Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.

      а) подъём, объяснение, предъюбилейный, съезд

      б) придумай и запиши 3 слова с Ъ, выдели приставку, подчеркни гласную.

      17. Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)

      б) пропиши 3 раза слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокоренных слова

      18. Непроизносимые согласные

      1)В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

      а) честный — честь солнце — солнышко

      звездный — звезда здравствуй — здоровье

      б) запиши 3 слова, с этой орфограммой, подбери проверочные слова, о

      19. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

      Вот наиболее часто встречающиеся слова — запомни их:

      Не чудесно, не прекрасно.

      Букву Т писать напрасно

      В словах «вкусный», «интересный»

      б) вспомни и запиши еще 2-3 таких слова и 2-3 слова с непроизносимой согласной, проверь, правильно выдели орфограмму

      20. В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВ непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

      а) лестница

      б) пропиши слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокореннные слова.

      21. Ь после шипящих в именах существительных женского рода.

      В именах существительных женского рода в именительном падеже

      конце слова после шипящих пишется Ь.

      а) мышь дочь

      б) придумай и запиши 3 существительных женского рода

      22. Ь после шипящих в именах существительных мужского рода.

      В именах сущ. муж. рода с шипящим звуком на конце Ь знак не пишется.

      а) луч, меч, плащ, врач

      б) придумай и напиши еще 3 слова на это правило.

      23. Приставки

      1).Приставки со словами пишутся слитно.

      а) полетел, забегал

      2) Приставки с гласной: о- до-, о-, об-, обо-, от-, ото- по-, под-, подо-, про-. а)облетел, подошёл

      3) Приставки с гласной — а- : за-, на-, над-.

      а) нарезал, залил

      4) Приставки – раз-, из-, без- пишутся, если корень начинается со звонкого согласного.

      а) издать, разбить

      б)придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

      5) Приставки — рас-, ис-, бес -пишутся, если корень начинается с глухого согласного.

      а) растаять, исписать

      6) Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от звучания.

      Приставки з- не бывает!

      а) сделать, сбежать, смотать

      24. Не с глаголами.

      Не с глаголами пишется раздельно.

      а) не знал, не учил, не пилил

      б) напиши еще 3 слова на это правило

      25. Пропуск, замена, перестановка букв.

      26. Переписать предложение, выполнить задание.

      а). ? !

      б) Разбор по членам предложения.

      в) Разбор по частям речи.

      Дети поехали в лагерь.

      г) Предложение с однородными членами.

      Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

      27. Правописание окончаний.

      1) имен существительных

      на опушке — опушка, сущ., I скл., П. п.

      к лесу (какому?) дальнему — ед.ч., м.р., Д.п.

    • личных окончаний глаголов.
    • видит — исключение, II спр., (и-ат- ят)

      Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.

      И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.

      Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.

      Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.

      Орфограммы — что это такое

      Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.

      Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».

      Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография.

      Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:

      1. ЖИЗНЬ – на слух сразу непонятно, какая буква стоит второй — «И» или «Ы»;
      2. СЧАСТЬЕ – на слух мы вообще слышим, что это слово начинается с буквы «Щ», а не с «СЧ»;
      3. ВОДА – в повседневной речи мы не произносим «О» в первом слоге, а заменяем ее на «А»;
      4. ЖЕЛТЫЙ – опять же, хоть и пишется этот цвет через букву «Ё», при произношении мы четко слышим «О»;
      5. САМОЛЕТ – опять же на слух в этом слове две буквы «А», то есть произносим мы «самАлёт».
      6. А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.

        Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм

        Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:

        Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:

        Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.

        Самые главные орфограммы

        Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.

        С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».

        А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».

        Орфограмма: безударные гласные в корне

        Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:

      7. ЛЕДЯНОЙ – от слова ЛЁД, а значит, нужно писать именно через «Е»;
      8. БЕГОВАЯ – от слова БЕГ и опять же надо писать через «Е»;
      9. УХОДИТЬ – проверочное слово ХОД и соответственно пишем через «О»;
      10. АРГУМЕНТИРОВАТЬ – проверочное слово АРГУМЕНТ.
      11. Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.

        Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».

        Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.

        Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

        Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.

      12. СЕРДЦЕ – сердечный;
      13. ИЗВЕСТНЫЙ – весть;
      14. УЧАСТНИК – участие;
      15. ЗДРАВСТВУЙ – здравие;
      16. СОЛНЦЕ – солнечный;
      17. ЧЕСТНЫЙ – честь.
      18. Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.

        Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-

        Это правило появилось в русском языке ровно 100 лет назад, когда большевики провели реформу. Раньше все приставки заканчивались на букву «З», и вопросов ни у кого не возникало. Теперь же есть разделения: воз-/вос- , из-/ис, раз-/рас, вз-/вс- , без-/бес- , роз-/рос- .

        Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.

        Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».

        Орфограмма: глаголы, оканчивающиеся -Т/-ТЬ

        Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?

        УчиТЬся никогда не поздно
        Он учиТся целыми днями

        Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.

        «На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»

        «Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»

        Орфограмма: прилагательные с -Н- и -НН-

        Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.

        Правило №1.

        Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.

        То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».

        При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».

        Правило №2.

        Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН- и -ОНН- , то пишется две буквы «Н», независимо от корня.

        А если используются суффиксы -АН- , -ЯН- и -ИН- , то буква «Н» остается в одиночестве.

        Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.

        Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.

        Правило №3.

        Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:

        выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).

        Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:

        «кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».

        Резюме

        Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.

        Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.

        Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        Какие слова являются проверочными?

        Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

        Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

        согласный звук ясно слышится на конце слова;

        согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

        Решаем новую орфографическую задачу:

        Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

        Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

        чуде[сн]ый – чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый – интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет – свист, свистнет у[сн]а я – уста, устная хру[сн]ула – хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

        В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т (см. Рис. 2).

        Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

        Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

        звёздное, грозный, поздний, праздник, проказник, чувство, участвую

        звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

        На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств.

        На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

        [00:05:22 Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?]

        Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

        звёздная – (что?) звезда, поздний – (что сделать?) опоздать, праздник – (каков?) празден

        В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

        грозный – (что делать?) грозить, проказник – (что?) проказы

        В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д (см. Рис. 5).

        В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

        [00:07:05 Что интересного в обозначении звуков [нц], [рц]?] Что нарисовано? (см. Рис. 6)

        Рис. 6. Солнце и сердце

        Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

        Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

        Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко».

        солнышко, (какой?) солнечный – солнце

        сердечко, (какой?) сердечный – сердце

        В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

        Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест, что означало вокруг, около, на все четыре стороны. А окрестность – это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

        Окрестность можно проверить словом окрест.

        Какие сочетания звуков при письме опасны?

        Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

        [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

        При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

        Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

        Запоминаем способы проверки:

        Властный, радостный, несчастный,

        и прелестный, и ненастный,

        доблестный, бескорыстный, честный.

        Этих слов не забывайте.

        При письме в них Т вставляйте.

        Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

        Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

        властный – (что?) власть

        радостный – (что?) радость

        несчастный – (что?) несчастье

        прелестный – (что?) прелесть

        ненастный – (что?) ненастье

        бескорыстный – (что?) корысть

        доблестный – (что?) доблесть

        честный – (что?) честь

        Вкусный, гласный, интересный,

        безопасный и небесный,

        и чудесный, и прекрасный,

        и ужасный, и напрасный.

        Этих слов не забывайте,

        букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

        Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

        вкусный – (каков?) вкусен

        гласный – (что?) глас

        интересный – (каков?) интересен

        безопасный – (каков?) безопасен

        небесный – (что?) небеса

        чудесный – (что?) чудеса

        прекрасный – (каков?) прекрасен

        ужасный – (каков?) ужасен

        напрасный – (каков?) напрасен

        В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

        Размышляем над транскрипциями слов:

        Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

        [л’эс’н’ица] – лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] – местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] – сверстник 8 звуков, 9 букв

        В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

        Слово лестница проверить нельзя.

        Местный проверим словом место.

        Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста, что означало возраст.

        А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

        Заключение:

        На уроке вы узнали, что в русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

        Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

        Список литературы

      19. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
      20. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
      21. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
      22. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
      23. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
      24. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
      25. Домашнее задание

        Прочитай. Найди в тексте слова с непроизносимыми согласными звуками.

      Это произошло в Антарктиде. На станции работала группа учёных. Среди них был молодой врач Леонид Рогозов. Леониду очень нравилась суровая жизнь зимовщиков. Но работы для него не находилось. Никто не болел.

      Однажды Леонид почувствовал сильные боли в животе. Нужна была срочная операция. Но кто её ему сделает? Врач прекрасно понимал опасность положения. Он решил оперировать себя сам.

      В подготовке операции участвовали все сотрудники станции. Операция длилась больше часа. Леониду приходилось делать всё, глядя в зеркало. И он блестяще провёл эту операцию!

      Спиши словосочетания, заменяя выделенное слово близким по значению с непроизносимым согласным звуком.

      Здешний житель – …, пасмурный день – …, печальная картина – …, правдивый ответ – …, героический поступок – …, красивый город – …
      Прочитай строки и впиши в слова опасное сочетание звуков. Укажи проверочные слова, рядом припиши слова с выбранными буквами. Реши и другие задачи, устно объясняя выбор букв.

      1. Л.стопа., л.стопа.,

      Утопает в листьях са.,

      Листья гру[ ]о ш.лестят. (А. Барто)

      2. День с утра ст.ял нена[ ]ый, Лужи серые везде.

      Так и быть, зв.рёк несча[ ]ый, Пом.гу твоей беде!

      3. Вместе с Юрой на разве.ку

      Мы приходим в этот двор.

      Красят ле[ ]ичную клетку. Провода несёт монтёр.

      4. Нар.дилась и рябинка

      В белый пра[ ]ичный наряд. (Е. Трутнева)

      5. К.тята за к.пустой

      Там у к.пу[ ]ых грядок

      Им повстр.чался крот.

      Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    • Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
    • Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
    • Интернет-портал Russisch-fuer-kinder.de (Источник).
    • Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

      Читайте так же:

      • Как называется начало сказки середина и конец Конструирование текстов Тема: конструирование текстов. Тип урока: обобщающее повторение. Вид: урок-беседа, урок практических работ. Цель: закреплять и совершенствовать ЗУН о […]
      • Интересные факты из неживой природы Факты о живой природе Лимоны содержат больше сахара, чем клубника. Удар молнии может достигать температуры 30000 градусов по Цельсию. Продолжительность жизни комнатной мухи - 10 - […]
      • Как называется тетрадь по математике Оформление тетрадей в начальной школе по ФГОС: правила, требования, примеры В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего […]
      • Как называется процесс свертывания крови Процесс гемостаза сводится к образованию тромбоцитарно-фибринового сгустка. Условно его разделяют на три стадии [1] : Временный (первичный) спазм сосудов; Образование тромбоцитарной […]
      • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
      • Как называется дед мороз в других странах Новогодний легион: как называется Дед Мороз в других странах 30 главных соперников Деда Мороза. В разных странах главный зимний герой выглядит и зовется по-разному. Кто-то ждет подарков от […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *