Картины с камнями как называется

«Живопись из камня»: Флорентийское мозаичное искусство, которым восхищался сам великий Микеланджело

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Искусство флорентийской мозаики получило свое развитие в XVI веке. «Живопись из камня» не имеет срока годности, она не выгорает, не осыпается. Восхищаясь изделиями из поделочных камней, Микеланджело называл из «вечными картинами».

Технику складывания флорентийской мозаики называют «commesso», что можно перевести как «состыкованный». Мастера настолько искусно подгоняют друг к другу каменные пластины, что между ними не видно швов даже на просвет. Более того, для создания орнамента, необходимо правильно подобрать камень не только по форме, но и по текстуре. Например, для изображения листочка выбирают не просто зеленый камень, а с прожилками.

Флорентийская мозаика применялась для изготовления различных настенных панно, шахматных досок, столов, ювелирных шкатулок и прочего.

Свое развитие каменная мозаика получила в XVI веке под покровительством семьи Медичи. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи открыл мастерскую, в которой умельцы изготавливали изделия из полудрагоценных камней. Тогда же во Флоренцию стали стекаться другие мастера, чтобы перенять опыт «живописи из камня». Для самих же Медичи изделия из каменной мозаики служили очередным подтверждением их величия в глазах аристократии и глав других государств, т. к. изготовление предметов подобного искусства считалось довольно дорогим ремеслом.

На сегодняшний день каменная мозаика изготавливается при помощи лазера, но в Италии еще остались мастерские, в которых используются аутентичные инструменты. Чтобы получить фрагмент необходимой формы нужно зажать камень в тиски и выпиливать из него кусочек для мозаики. Для этого используется пила, напоминающая лук для стрельбы с тетивой-проволокой. Готовые детали приклеиваются к картине по помощи древесных смол. Готовые изделия не имеют срока годности, они практически вечные.

Разновидностей мозаичного искусства множество. В Японии очень ценится мозаика, образующая орнаменты из дерева. На сегодняшний день эту технику можно увидеть на раздвижных дверях или перегородках в японских домах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Картины со стразами

Картины со стразами — это новое направление в товарах для творчества.

С помощью набора (а их ассортимент очень большой) можно создать настоящую искрящуюся и сверкающую картину!

Это очень увлекательное занятие, постепенно под вашими руками (эти наборы подходят и для детского творчества с аккуратными детьми старшего возраста) будет появляться сверкающий рисунок, а готовое произведение станет достойным украшением интерьера.

Серия: мозаика из страз.

Тип выкладки: частичная (основной предмет на картине, фон выкладывать не надо) или полная — выкладываем стразами весь рисунок.

Тип страз: обычно — круглые D 2.8 мм.

Количество цветов: 12 (зависит от набора, может быть и 30, и более цветов).

Размер готовой работы: 25х26 см (зависит от набора, встречаются и очень большие, 53х66 см). Работа, выполненная своими руками, станет отличным подарком для друзей и близких!

Стразы

Стразы при необходимости можно докупить и отдельно, в продаже есть наборы разных размеров и цветов. Используются для декорирования текстиля, не только для картин. Примеры:

Стразы термоклеевые, 2.9 мм, 288 штук в упаковке.

Стразы термоклеевые «Cristal», цвет: светло-синий, диаметр 4 мм, 144 штуки.

Стразы можно использовать не только для картин! Набор термоклеевых страз из высококачественного акрила позволит вам украсить одежду, аксессуары или текстиль. Яркие стразы имеют плоское дно и круглую поверхность с гранями. Украшение стразами поможет сделать любую вещь оригинальной и неповторимой.

Дно термоклеевых страз уже обработано особым клеем, который под воздействием высоких температур начинает плавиться, приклеиваясь к поверхности. Легко использовать.

Чаще всего их используют в текстильной промышленности: стразы прикладывают к ткани и проглаживают утюгом с обратной стороны. Также можно использовать специальный паяльник.

Наборы для создания картины со стразами

1. Основа картины с нанесенной схемой.

2. Комплект круглых страз D 2.8 мм.

3. Пластмассовый карандаш для страз.

4. Клеевая пластина для карандаша.

5. Пластмассовый лоток с ячейками.

8. Картонный тубус.

Инструкция по выкладыванию картины из страз

Разложите основу картины на ровном столе.

Определите начало работы, лучше всего начинать работу с края рисунка, чтобы потом не мешать себе.

На основу картины уже нанесена схема с условными обозначениями, внизу схемы находится ключ – в котором отображены условные значки и соответствующий номер страз. Пользуясь ключом, определите нужный вам цвет страз и возьмите необходимый пакетик c номером.

Насыпьте немного страз из пакета в лоток, так вам будет удобнее брать стразы.

Осторожно отклейте небольшую часть защитной пленки. Не снимайте всю пленку сразу, это приведет к подсушиванию клейкого слоя.

Нанесите на кончик карандаша клеевой слой (для этого возьмите карандаш и несколько раз вдавите его в клеевую пластину).

С помощью карандаша аккуратно возьмите стразу и приклейте к основе, расположите стразу так, чтобы она закрывала один квадратик схемы. Также можно для захвата страз использовать пинцет.

При перерывах в работе всегда закрывайте липкий слой схемы защитной пленкой, перерыв в работе более 3-х дней может привести к высыханию липкого слоя.

При наклеивании камней на основу следует учесть, что вначале камни остаются подвижными, и полная фиксация камней происходит в течении суток. Не поднимайте и не переворачивайте картину до полной фиксации.

Никогда не сворачивайте картину стразами во внутрь, это может привести к отклеиванию страз.

Для исключения выпадения страз можно использовать идущий в комплекте клей.

После окончания работы аккуратно нанесите клей в стыки страз, это придаст дополнительную фиксацию страз на основе картины.

Карандаш с липким стержнем для страз. При утрате липкости требуется поточить. Используйте обычную точилку для карандашей.

Картина со стразами алмазная «Розы». Полная выкладка.

Картины со стразами, примеры наборов

Набор «Чаривна Мить» для изготовления картины со стразами «Сова».

Набор для вышивания хрустальными бусинами «Образа в каменьях. Николай Чудотворец».

Набор для изготовления картины со стразами (мозаика).

Набор «Чаривна Мить» для изготовления картины со стразами «Лесная сказка».

Вышиваем алмазные картины

Вышивка камнями – это популярное современное рукоделие по созданию необычных картин. Алмазная вышивка или мозаика доступна для каждой рукодельницы из-за лояльной цены и простого процесса исполнения. Изображения, созданные по методу мозаики стразами, отличаются оригинальным дизайном, роскошным видом и напоминают вышивку ювелирным бисером. Для того чтобы правильно и быстро создавать уникальные алмазные картины, необходимо внимательно прочитать рекомендации по этому занимательному мастерству или ознакомиться с нашим подробным мастер-классом.

Сегодня камни разного класса занимают достойное место в мире рукоделия. Вышивка бисером, известная еще с 17 века и получившая новый виток в современном рукоделии. Вышивка жемчугом – роскошное рукоделие их натуральных камней, которое украшает одежду, предметы быта, создает оригинальные украшения. Но самая молодая – алмазная вышивка камнями или мозаика.

В этом интересном способе рукоделия вышивать иглой не придется, только аккуратно приклеивать маленькие кристаллы на поверхность по определенной схеме. Изумительные по красоте работы из камней создаются быстро, но требуют от мастерицы особого внимания и усидчивости. Те умелицы, которые вышивают картины бисером, оценят этот новый и более простой способ рукоделия. Ведь работы, созданные методом алмазной вышивки внешне похожи на вышивку бисером, только мозаика намного доступнее.

Алмазная живопись – выбор со вкусом

Этот вид рукоделия увлекает в мир интересного и необычного мастерства. Мозаичные картины переливаются яркими камнями, а изображение радует реалистичностью и мастерством.

При выборе сюжета для выкладывания мозаики, стоит обратить внимание на несколько факторов.

Новичкам следует выбирать простые изображения, в которых используется небольшое количество оттенков страз (от 5 до 8). Такие картины имеют небольшой формат и продаются чаще всего в не дорогих интернет-магазинах.

Вышивка стразами или мозаика бывает нескольких видов:

  • Самый популярный вид – приклеивание на клеящую поверхность квадратных акриловых кристаллов. Камешки имеют огранку из 9 или 13 граней, расположенных вдоль и поперек. Во время работы не имеет значения, какой стороной приклеивать камешек, в любом случае картины получаются неповторимыми, с красивым переливающимся блеском. Квадратными кристаллами можно выложить как простое изображение, так и шикарное фотореалистичное изображение;
  • Также есть наборы с круглыми стразами. Работать с таким материалом немного сложнее из-за формы камней. Изображения получаются насыщенными. В основном круглые стразы используются для цветочных композиций, ярких птиц или бабочек;
  • Большое количество цветов и оттенков страз позволяет создавать уникальные шедевры, которые называют «бриллиантовая мозаика». Такой способ идет для выкладывания реалистичных сюжетов, природы, животных, красочных пейзажей. Этот метод считается более сложным и рекомендуется к выкладыванию опытными мастерицами.
  • В последнее время завоевала популярность алмазная фотовышивка портретов. Реалистичное фотоизображение досконально переносится профессиональными мастерами в виде схемы на тканный материал, а умелице необходимо четко и точно выложить изображение камнями. Чтобы получить индивидуальную схему по фото, необходимо обращаться в специализированные студии или мастерские. Рукодельница в итоге получает свой набор для вышивания стразами сложной, но уникальной картины. Как это выглядит модно просмотреть на видео.

    Видео: алмазная вышивка фотопортрета

    Подготовка рабочего места

    Перед началом работы необходимо подготовить свое рабочее место. Для вышивки алмазами очень важно хорошее освещение, так как предстоит работа с мелкими кристаллами и символьной схемой. На столе, где будет происходить творческий процесс, должно быть много свободного места для подручных материалов: плошки со стразами, пакетиков с пронумерованными кульками.

    Получив набор для создания картины из мозаики, необходимо ознакомиться с содержимым. В набор входит:

  • символьная схема с нанесенным рисунком;
  • цветные акриловые стразы;
  • пинцет;
  • плошка;
  • руководство по работе.
  • Теперь следует внимательно рассмотреть схему .

    На тканный материал нанесен рисунок, который будет выкладываться кристаллами. Сверху наложена пленка, которая защищает клеевой слой. Вся схема расчерчена на маленькие квадратики, они соответствуют размерам камней. В правом верхнем углу рисунка указано количество камушков, которое будет использовано в работе. Каждому цвету камня картины из мозаики присужден свой номер, эти номера указаны по всей картине. Для удобства в работе необходимо свой номер написать на каждом кульке с камнями, это позволит безошибочно приклеивать нужный цвет на свое место в рисунке.

    1. Расстелите схему посередине рабочего стола;
    2. Плошку и кулечки с цветными стразами поставьте рядом с рисунком;
    3. Возьмите пинцет, который идет в наборе. Им очень удобно брать квадратные камешки и приклеивать на нужное место.
    4. Подготовка закончена, теперь начнем сам процесс выкладывания камней.

      Процесс создания картины из мозаики

      1. Определитесь с тем местом на схеме, который будете выкладывать первым. На квадратиках написаны номера камней, их необходимо использовать в данном месте рисунка. Поэтому сразу положите перед собой данные номера цветов. Учитывая, что придется использовать несколько цветов страз, можно использовать в помощь спичечные коробки, как плошку. Высыпьте в каждый коробок по цвету и поставьте их недалеко от схемы;
      2. Приоткройте пленку на рисунке, обнажив небольшой участок для работы;
      3. Возьмите пинцетом один кристалл из плошки и очень аккуратно приклейте его на место по схеме. Чтобы мозаичные картины получились идеально ровными и четкими, каждый камень должен занять свое место. Поэтому очень важно первый камешек приклеить ровно. Пинцетом можно поправлять маленький кристалл, помогая ему крепко приклеиться к основе;
      4. Клеевая основа может держать свои клеевые свойства несколько дней после удаления пленки, но лучше убирать пленку частями. Так, во-первых, удобнее работать, а во-вторых – мозаика будет держаться крепче;
      5. Если камешек имеет неровную квадратную форму или его сторона с небольшим изъяном, лучше такие стразы не использовать. Из-за приклеенных на схему бракованных страз, может ухудшиться внешний вид итоговой картины;
      6. Не стоит полностью снимать пленку с рабочего участка, с ее помощью можно больше придавить кристаллы, чтобы они максимально приклеились на основу. На видео можно увидеть, как правильно приклеивать стразы на клеевую поверхность. После того, как на данном участке кристаллы крепко приклеились, пленку можно частично удалить, обрезав необходимую ее часть.
      7. Вышивка камнями или мозаика занимает немного времени. Иногда на работу уходит всего несколько часов. Конечно, это зависит от опыта мастерицы и наличия свободного времени.

        Видео: мастер-классы по алмазной вышивке картин

        Мастерицам на заметку

      8. Если мастерица имеет опыт владения иглой для вышивки бисером, тогда она может допускать профессиональные ошибки в методе алмазной вышивки. Вышивая бисером, рукодельница работает справа-налево, делая ровные ряды, этого требует способ вышивки. Но в алмазной технике следует приклеивать камни слева-направо. Так они будут ложиться ровнее, и рисунок примет правильную форму и очертания;
      9. Работа с пинцетом отличается от владения иглой и нитью, к нему необходимо приловчиться и привыкнуть. Уже через несколько минут плодотворной работы, мастерица будет умело орудовать железным помощником;
      10. Для удобства с круглыми стразами, в набор вкладывается белый карандаш. С его помощью легче брать по одному камешек и клеить на свое место в картине. Карандаш удобен именно с круглыми стразами, а пинцетом удобнее брать квадратные кристаллы;
      11. В некоторые наборы входит железная линейка. Она необходима для выравнивания рядов с приклеенными камнями. Когда выложен ряд, необходимо откорректировать его линейкой, в случае деформации ряда – поправить, сдвинуть. Чтобы камешки легче двигались, не стоит их крепить изначально сильно. После того, как мастерица увидит положительный результат, необходимо хорошо прижать стразы, используя верхнюю пленку;
      12. Камешки необходимо приклеивать встык, плотно прижимая их, друг к другу, чтобы ни в коем случае не осталось пустого пространства, и не светилась ткань.

      В итоге получаются искусно созданные мозаичные картины, которые будут роскошно смотреться в красивых багетах. Смотрите видео по правильному оформлению вышивки в багет.

      Оформление картины

      Свою ручную работу можно закончить также своими силами, оформив полотно в красивый багет. Паспарту придаст картине идеальную завершенность, а прозрачное стекло с шикарной рамкой подчеркнут изысканность и богатство замечательной алмазной техники.

      Чтобы самостоятельно заключить полотно в багет, необходимо подготовить такой материал:

    5. плотный картон или фанеру;
    6. клей ПВА или двусторонний скотч;
    7. резиновый валик для выравнивания обоев;
    8. картинную рамку под стеклом.
    9. Для того чтобы полотно надежно закрепилось, необходимо его прикрепить на фанеру, используя двусторонний скотч или клей;
    10. Приклейте скотч по всей поверхности задней стенки полотна, сделайте замеры с поверхностью фанеры. Если размеры идеально совпадают, аккуратно отклеивайте скотч, закрепляя картину на твердой поверхности;
    11. Теперь стоит очень аккуратно пройтись резиновым валиком по всей поверхности алмазной мозаики, чтобы идеально разровнять полотно и еще раз закрепить каждый камешек;
    12. Теперь можно смело заключить вышивку в картинную рамку.
    13. Если на данный этап времени у мастерицы нет возможности красиво и правильно оформить работу, тогда можно плотно скрутить в валик и, завернув в бумагу, спрятать до лучших времен. Также можно обратиться в мастерскую по оформлению картин в багет. Там предложат большой выбор паспарту, багетов, чтобы Ваша картина отличалась не только блеском и красотой изображения, но и роскошью убранства.

      «Вышивать» мозаичные картины доставляет огромное удовольствие. Это занятие отвлекает от негативных мыслей, помогает успокоиться и расслабиться. Алмазная живопись как вышивка ювелирным бисером– это современная красота, созданная умелыми руками мастериц.

      Видео: оформление алмазной вышивки в багет

      Алмазная вышивка — что это, как выкладывать и полезные советы.

      Надоело «обычное» вязание или «простое» рисование? Пробуйте вышить свой собственный шедевр – да не обычный, а «бриллиантовый» и способный заменить собою настоящую картину.

      Но для того, чтобы алмазная живопись приносила удовольствие и смотрелась профессионально, стоит запомнить несколько простых секретов, превращающих выкладку граненых камушков в настоящий сеанс медитации.

      Какая алмазная вышивка лучше: китайская или российская?

      На эту тему в интернете разворачиваются целые словесные баталии. Одни умельцы убеждены, что в странах Восходящего солнца делают самые доступные по цене и разнообразные по типу страз наборы, другие же патриотично возражают им, что и у нас умеют делать качественные и недорогие «алмазные» сеты. И каждый из спорщиков оказывается прав: действительно, и в России, и в Корее, и в Китае имеются производители, выпускающие качественные наборы по привлекательной стоимости.

      Все наборы отличаются по ряду свойств: основа, на которую нанесена схема для выкладки страз, полная выкладка всей картины или только её основной темы с уже наложенным фоном и тип камней-страз по их форме и прозрачности.

      Холст без подрамника, полная выкладка, квадратные стразы.

      Холст без подрамника, полная или частичная выкладка, круглые или квадратные непрозрачные стразы.

      Холст есть и на подрамнике и без, полная или частичная выкладка, разные виды страз.

      Холст без подрамника и квадратные стразы, полная выкладка.

      Холст без подрамника, полная выкладка, круглые или квадратные стразы.

      Холст без подрамника, квадратные стразы и полная выкладка картин.

      Разнообразные основы, типы страз и выкладки.

      Холсты с подрамником и без него, разные выкладки.

      Холст без подрамника или на твердой основе, полная выкладка.

      Эта картина выложена стразами без подрамника

      Коллективный «крестовый поход»: выбираем сюжеты для всей семьи

      Существенно принципиальной разницы между холстом на подрамнике и без него нет, если оформлять готовую картину в багетную рамку, что стоит сделать для сохранности холста. Круглые стразы выражают плавные формы картины, а квадратные хорошо создают целостность изображения, плотно прилегая друг к другу — какие подойдут лучше — исключительно дело вкуса.

      Холст любит нежное обращение

      Если ткань–основа, входящая в набор с алмазной вышивкой, уже натянута на подрамник, это очень удобно: значит, закончив выкладку, вы получите готовое художественное произведение, которое можно сразу же вешать на стену, просто подобрав подходящую декоративную раму. Но при этом важно помнить, что натянутый холст может случайно деформироваться: растянуться, чуть «прогнувшись» вниз, а то и порваться – естественно, лишь в том случае, если вы будете слишком усердно нажимать на каждый страз или же с силой ткнете пинцетом в материю. А если вам достался холст, свернутый в рулон, его нужно предварительно приготовить к работе: прогладить с изнаночной стороны чуть теплым утюгом. Опасаетесь, что прожжете или случайно расплавите ткань? Есть более безопасный, но долгий вариант разглаживания: просто положите основу под гнет из нескольких толстых книг и подождите несколько часов.

      Тонкости работы с защитной пленкой

      Прозрачная пленка-защита – самое важное, что есть в алмазной мозаике, ведь именно она сохраняет нанесенный на полотно клеевой слой от загрязнений и пыли. Поэтому ее категорически нельзя снимать со всей картины заранее! Отделяйте фрагменты защитного покрытия поэтапно по ходу выкладки — ряд за рядом! — тогда вам не придется приклеивать стразы на высохшую поверхность с помощью клеевого пистолета.

      Если же загрязнение липкого слоя холста все же произошло, сначала уберите пинцетом ворсинки и мелкий мусор, а затем смоченной в воде ватной палочкой аккуратно и точечно протрите загрязненные места, а камушки приклейте, намазывая клеем не ткань, а каждый страз в отдельности – так будет гораздо аккуратнее!

      Правильно взять страз – целое искусство

      Граненый «алмаз», как правило, взять очень просто, т.к. его грани очень удобны для захвата пинцетом. А вот круглые и гладкие стразы правильно схватить уже чуть труднее: нужно наловчиться брать их пинцетом за бока, не царапая гладкую поверхность, благодаря которой картина и смотрится поистине драгоценной. И если вы собираетесь заниматься созданием алмазной живописи впервые, лучше запаситесь не только пинцетом, но и клеевым карандашом – его липкий кончик очень удобен в качестве палочки-выручалочки и вы легко донесете камушек до клеевой основы, не уронив его на стол или пол.

      Клеевой карандаш легко подцепляет любой страз.

      Пинцет — классический инструмент захвата.

      Выбираем лоток для алмазной мозаики

      Как правило, в набор уже входит коробочка-футляр для стразов, но с ним не всегда удобно работать новичкам: отсеки небольшие, но глубокие, поэтому переворачивать на малом пространстве камушки с непривычки не так-то просто. Зато его отлично заменит собой обычная палитра для красок, ведь ее углубления идеально подходят для пересыпки в них и сортировки по цветам кабошонов и граненых камушков.

      Но если страз очень много — то лучше воспользоваться органайзером, а из него уже пересыпать на блюдце или другую удобную ёмкость.

      Как подравнять ряды страз?

      Клеевая основа, нанесенная на ткань, хорошо держит стразы, но при этом она достаточно пластична, а потому стразы могут немного «ездить» по поверхности, а ряды на первых порах — получаться не очень ровными. Чтобы сделать их максимально прямыми, воспользуйтесь линейкой, словно строительным мастерком: пододвиньте чуть «убежавшие» камни на нужное место ее гладким боком.

      Что делать, если кончились камушки нужного цвета?

      Вообще это маловероятное событие, т.к. все производители кладут стразы с запасом. Если же все таки это случилось, то самый простой вариант – воспользоваться стразами из этого же набора, максимально близкими по цвету к нужным вам. Если же и их не осталось, придется прервать работу, чтобы купить дополнительные камушки требуемого оттенка.

      Или же можно пойти простым путём и попросить у кого-нибудь в группе Цветное Вконтакте — у многих любителей этого хобби остается много страз после завершения картины.

      Для чего сгодятся остатки страз?

      Если же у вас произошла обратная ситуация (лишних страз осталось слишком много), найдите им полезное применение: к примеру, украсите блестками раму картины. При этом разместите их не по всей поверхности рамки, а только по углам, избегая избыточности. Эта умеренность необходима для того, чтобы взор смотрящего концентрировался на самом изображении, а не на отдельных элементах декора.

      Покрываем лаком: лучше меньше, да лучше

      Лакировка готовой алмазной картине нужна не только для праздничного и законченного вида, но и для лучшего закрепления страз на полотне. Если вам уже доводилось лакировать картину по номерам, то вы знаете, что художественный акрил бывает трех видов: матовый, глянцевый и кракелюр. Из них вам подойдет именно глянец, т.к. он еще сильнее подчеркнет сияние каждого круглого кабошона или граненого квадратика. Но есть в лакировке живописной мозаики и свой секрет, отличный от покрытия рисунка: художественного лака на кисточку нужно набирать очень-очень мало! В противном случае он будет затекать между стразами, образовывая мелкие, но крайне неэстетичные пузырьки.

      Нужно ли защитное стекло?

      Если работа покрыта лаком, дополнительной защиты не надо – иначе двойной слой (акрил плюс стекло) сведет на нет главную «фишку» любой алмазной картины – ее благородный глянец. В этом случае стекло лучше заменить изящной рамкой: тонкой и без лишних декоративных элементов, чтобы не отвлекать внимание от блеска картины. Но если вами выбрана более матовая мозаика (не стразы, а граненые квадратики), то стекло как раз добавит натюрморту или пейзажу столь необходимого сияния, чтобы даже скромные камушки засияли праздничным бриллиантовым блеском вам и вашей семье на радость!

      Картины с камнями как называется

      Сортировка: по наличию | по новизне | цена по возрастанию | цена по убыванию | самые покупаемые

      Картины из камня – новое направление уральского народного промысла.

      Картины из натуральных камней – сегодня это новое направление в художественном искусстве и оно достаточно стремительно набирает популярность.
      Основу картины из каменной крошки изготавливают из мрамора и змеевика добытого из самого центра Уральских гор, а красками для художника служит каменная крошка разнообразных оттенков из натуральных камней. Для создания картины из уральского камня применяются натуральные камни: змеевик, яшма, родонит, малахит и многие другие. Каменная картина – это трудоемкая работа, требующая от мастера мастерства и таланта, а также превосходного художественного вкуса. Картины из камня могут стать прекрасным праздничным подарком, они превосходно украсят любую квартиру или офис и будут своим изящным видом дополнять интерьер помещения.

      Картины оптом от производителя.

      Сегодня мы предлагаем купить оригинальные картины оптом. Среди обширного ассортимента каждый человек, который желает купить картины оптом, сможет подобрать для себя наиболее оптимальные модели.

      Помимо этого продажа картин оптом предусматривает специальные программы для наших клиентов. Для оптовых покупателей действуют:

      гибкая система скидок. Благодаря этой системе Вы можете купить картины оптом по приемлемым ценам;

      доставка продукции. Доставка продукции осуществляется транспортными компаниями во все регионы страны.

      Учитывая все многочисленные преимущества и многолетний опыт работы можно смело утверждать, что сотрудничество с компанией «Уральский сувенир» является выгодным и положительно сказывается на двухстороннем развитии бизнеса.

      Электронная библиотека
      публикации о музее-заповеднике «Кижи»

      Культовые камни

      Кроме культовых комплексов, состоящих из многочисленных и разнообразных объектов, с глубокой древности и до недавнего прошлого среди сельского населения некоторых местностей Карелии почитанием пользовались отдельные культовые камни-валуны. То, что подобные представления могли сохраняться до современности мы уже видели на примере острова Радколье. И этот факт не уникален. Почитание культовых камней еще совсем недавно существовало у многих народов. Такая традиция была развита, например, в Балтийском регионе (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), известны культовые камни в Северо-Западной и Центральной России (Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская области и др. ), а также на территории Украины и Белоруссии. Культовые камни – это, как правило, камни-валуны, с которыми у местного (древнего или современного) населения связывалась фольклорная традиция религиозного характера. Внешне эти памятники далеко не одинаковы. К их числу относятся так называемые «следовики», то есть камни с естественными или искусственными углублениями в виде следов ног или рук человека, лап животных и птиц; «чашечные» камни – с углублениями чашевидной формы; камни с углублениями в виде крестов, кругов, стрелок или иных фигур; камни правильногеометрической формы; а также, иногда, обычные валуны, не несущие каких- либо следов воздействия на них. На протяжении веков, вплоть до этнографической современности, многим из этих памятников среди местного населения сопутствовала фольклорная традиция – предания, повествующие о происхождении камней или знаков на них, обрядовая практика – молебны, жертвоприношения; рядом с культовыми камнями сооружались часовни, им приписывались чудодейственные целебные свойства. Несмотря на то, что известные этнографии факты почитания камней, как правило, имели христианизированную форму, практически все писавшие о них исследователи подчеркивали глубокую архаичность этого явления, связывали его возникновение с древними этническими, культурно-хронологическими пластами, восходящими к языческому прошлому.

      Серьезное изучение этих памятников началось относительно недавно, хотя известны они были на территории Псковской, Тверской, Витебской, Волынской и других губерний России еще с прошлого века. Имеются в литературе упоминания о таких камнях и на территории Карелии, в частности, около деревень Таржеполь, Погранкондуши и Виданы (Иванов, 1886; Озерецковский, 1812; Островский, 1900; Пидьмозерский, 1902, 1902а). Поначалу исследователи скептически относились к этим непонятным памятникам. Лишь отдельные из них осмеливались всерьез заняться этой темой. Из первых обобщающих работ следует назвать статью Н. Г. Порфиридова (1940), посвященную камням-следовикам на Северо-Западе России, в которой обосновывалась необходимость тщательного изучения этих памятников, обращалось внимание на то, что знаки на камнях во многих случаях не являются игрой природы. Большое значение в изучении культовых камней в Северо-Западных и Центральных областях России имела деятельность краеведов-энтузиастов С. Н. Ильина, А. С. Попова и др., открывших целый ряд новых памятников (Ильин, 1947; Попов, 1981; Маланин, 1989). Их работы привлекли внимание А. А. Формозова, опубликовавшего обобщающую статью по этой теме, где на основе интересного памятника – камня «Щеглец», следовики интерпретируются как культовые памятники эпохи бронзы (Формозов, 1965). В последнее время исследования перешли на стадию обобщения и анализа материала по отдельным регионам: опубликованы ряд статей и сообщений, посвященных таким камням в Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Архангельской, Псковской и Новгородской областях (Александров, 1983; Дубов, 1990; Дучиц, 1985; Матулис, 1985; Уртанс, 1987, 1988; Цауне, 1983; Шевелев, 1992; Шорин, 1987, 1991; Tallgren, 1917; Hautala, 1960; Sarmela, 1970 идр.). Высказаны интересные замечания по вопросам интерпретации, хронологии, этно-культурной принадлежности, методики изучения данных памятников.

      Как указывалось, камни-следовики на территории Карелии известны у деревень Погранкондуши (Питкярантский р-н), Таржеполь (Прионежский р-н) и Виданы(Пряжинский р-н). В ходе исследований последних лет получена информация еще о некоторых таких камнях в разных районах Карелии (рис. 29) (Мельников, Маслов, 1992; Мельников, 1994). Рассмотрим, что из себя представляют эти памятники.

      Наиболее интересен следовик в окрестностях деревень Нижний и Средний Таржеполь. Он находится у дороги, идущей между этими деревнями, недалеко от берега р. Таржеполки. Камень имеет неправильную округлую форму (рис. 38). Размеры видимой части – 100x60x40 см. Углубление, по форме напоминающее след правой ноги человека, находится в верхней части камня. Его размеры 13×4,3 см. Глубина – до 1,5 см. След беспалый, направлен точно на север, имеет темный цвет и четкие контуры. Не так давно жители деревни Таржеполь называли его «стопой младенца» по причине его малых размеров. От них удалось узнать, что когда-то рядом с камнем стояла часовня, а в религиозные праздники туда приходили люди и клали на него монеты.

      Сведения о часовне, которая ранее располагалась рядом с камнем, можно найти и в воспоминаниях священника В. Пидьмозерского, который был настоятелем таржепольского прихода в последние годы XIX века (Пидьмозерский, 1902, 1902а). Из его записок следует, что в то время местные жители считали будто «. ступня на камне образовалась от прикосновения к нему ноги Пророка Божия Ильи и указывают на это как на знак особого благоволения к ним данного Пророка» (Пидьмозерский, 1902, с. 4). Здесь же имеются сведения об использовании воды, скапливающейся в следе после дождя, для лечения «каких угодно глазных болезней» – водой промывали глаза. Помимо этого В. Пидьмозерский сообщает, что в день Ильи Пророка (20 июля – по ст. стилю) таржеполы совершали обряд «заклания животного» (подобные обряды, как известно, были широко распространены в крестьянской среде Севера России, в том числе и в Карелии). Известна была среди них и легенда об олене, которого послал Илья Пророк, чтобы накормить людей в голодное время. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

      После расчистки примыкающей к камню территории, подтвердились сведения о денежных жертвоприношениях: было обнаружено девять мелких монет, из которых самая ранняя датируется 1731, самая поздняя – 1952 годами. Кроме того, были найдены кованные гвозди, оконное стекло, куски сгнивших досок (вероятно, остатки часовни), следы кострищ. Особый интерес представляет обрамляющая следовик по окружности кладка из камней. Всего она включала 16 камней небольшого размера (диаметром до 0,3 м), между которыми были проложены мелкие плоские камни. Глубина залегания кладки от 0,1 до 0,3 м.

      Другой камень-следовик был обнаружен в деревне Андрусово (Олонецкий район), недалеко от развалин ранее находившегося там монастыря. Углубление (размер 11×7, глубина 1-2,5 см), по форме напоминающее след человека в обуви, находится в верхней части камня, имеющего неправильную округлую форму (размер 80x80x60 см). На том же камне у самой земли имеются маленькие чашевидные углубления, вероятно, естественного происхождения (как, впрочем, и изображение самого «следа»), «След» ориентирован с севера на юг. Удалось зафиксировать следы существовавшей ранее легенды о Бесе, который во время пожара монастыря выскочил из него и горящей ступней оставил след на камне.

      Еще один камень-следовик находится недалеко от деревни Погранкондуши (Питкярантский район). Он лежит у дороги, ведущей от железнодорожного переезда к Ладожскому озеру, вблизи берега и представляет собой довольно крупный валун высотой 1,3 и диаметром 1,5 м. Форма камня округлая, поверхность – гладкая. На восточной боковой части камня имеется небольшой след с четко выделенными пальцами (рис. 39). Его размеры: длина – 12 см, ширина – 5-6 см, глубина – 0,3 см. Пальцы имеют вид кружков диаметром 1-1,5 см (на рисунке форма следа передана условно). След ориентирован по ходу движения дороги с севера на юг.

      Четвертый камень- следовик находился на острове Волкостров Онежского озера (Медвежьегорский район). Камень имеет неправильную форму, его диаметр около 0,5 м (рис. 40). След какого-то животного довольно массивен, его длина – 13 см, ширина – 15 см, глубина 2-3 см. Четко выделены пять «пальцев» диаметром 5-6 см. К сожалению, во время разработки дачного участка он был вынут из земли, поэтому определить его первоначальное месторасположение не представляется возможным. Сейчас этот камень находится в музее «Кижи».

      Следующий следовик расположен на окраине села Виданы Пряжинского района. Валун имеет неправильную, овальную в плане, форму и лежит вблизи берега реки Шуи. В его верхней части имеется углубление, по форме напоминающее след человека. Сохранность его очень плохая – не исключено, что след был преднамеренно разрушен, поскольку сверху камень сплошь покрыт сколами (рис. 41). Следовик удалось найти благодаря информации в статье Д. Островского (1900), где сообщается о его местонахождении и о легенде, связанной с ним. Виданчане считали, что след на камне образовался от прикосновения к нему ноги святого Николая, который некогда прогуливался в окрестностях их деревни. Переходя через реку, он наступил одной ногой на камень (где остался след) и перешагнул на другой берег с целью войти в часовню, носящую его имя. Остатки этой часовни сохранились и поныне прямо напротив камня на небольшом заросшем елями и соснами полуострове на правом берегу реки. Святитель Николай, как сообщает Д. Островский, пользовался особым почитанием виданчан, являлся их покровителем, оберегал дома, поля и стада. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

      В настоящее время помимо информации об указанных следовиках есть сведения еще о нескольких подобных памятниках на территории Карелии. Один из них находится в районе дер. Куркиеки (Лахденпохский район), где на скале имеется изображение следа размером около полуметра. Другой камень расположен на одном из островов Ладожского озера, вблизи д. Видлица. Следы на нем, согласно местному преданию, оставили «бог и апостол», в этом месте переходившие по воде озеро. А в районе д. Панозеро (Кемский район) след на камне своими горящими пятками оставил Бес. В д. Кокорино (Кемский район) на камне виден след, происхождение которого связывалось с основателем деревни. Известны также следовики в районе озер Ринноярви (Калевальский район), Машезеро (Прионежский район), Янисъярви (Суоярвский район) и вблизи д. Кинелахта (Пряжинский район). В одном из сборников произведений карельского фольклора имеется информация о камне-следовике между деревнями Елккула и Миккиля (Пряжинский район) (Карельское. 1981, с. 315). На камне имеются углубления, по форме напоминающие отпечатки пальцев ног, коленей, рук и головы человека. Название его – «молитвенный». С ним связана весьма поэтичная легенда о девушке, которая когда-то опустилась на него для молитвы. Как гласит легенда, поднявшись с колен, она стала богиней, а находившийся по близости ворон исчез, и на том месте появилась маленькая часовня, которую стали называть часовней Оксиньи, по имени той девушки. Наконец последний из известных нам на территории Карелии камней-следовиков находится около села Ладва (Прионежский район). Изображение, определяемое местными жителями как «след коровы», связано с каким-то христианским святым (с каким конкретно – не ясно), который когда- то гнал там коров, оставивших этот след. В конце XIX – начале XX века камень пользовался особым почитанием местных пастухов, которые обращали к нему молитвы, а прохожие просто крестились.

      Заканчивая обзор, необходимо упомянуть об объектах, не сохранившихся до настоящего времени. В частности, о камне в поселке Хвойный (Беломорский район), на котором имелись изображения следов человека и животных, а также изображениях трех человеческих следов на скале в селе Бойница (Калевальский район).

      Следующую группу культовых камней, известных в значительном количестве в Приладожье, на территории Карельского перешейка, а также в Финляндии, составляют так называемые «жертвенные камни», являющиеся пока «слабо изученными» памятниками (Кочкуркина, 1982, с. 41). Отличительная особенность этих камней – имеющиеся в их поверхности неглубокие чашеобразные углубления, числом от одного до нескольких десятков. Располагаются они, как правило, по краям полей. В последнее время несколько таких объектов обнаружил и исследовал А. И. Сакса. Он обратил внимание на сопутствие «жертвенным камням» каменных куч, считая, что и камни, и кучи имеют ритуальный характер, образуют единый комплекс – «древнее святилище корелы», связанное с культом мертвых. Датируются эти памятники с XI-XII до XIV века (Сакса, 1984, с. 117). Поблизости располагаются четыре могильника и три селища, относящиеся примерно к тому же времени.

      В трансформированном виде почитание таких камней (их еще называют «чашечными») могло сохраняться до этнографической современности. Характерный тому пример – чашечный камень, зафиксированный нами на окраине деревни Фоминнаволок (Кондопожский район), лежащий недалеко от берега озера Вятчельского (рис. 42). Он представляет собой гранитную плиту (1×0,6 м), поверхность которой совпадает с поверхностью земли. В центре имеется чашевидное углубление правильной формы, диаметром 14 и глубиной 6-7 см. Дно углубления отшлифовано. Местные жители называют камень «ласточкино гнездо». С ним связано поверье, что вода, скапливающаяся в лунке после дождя, помогает от бородавок (водой обмывали бородавки). Такой способ лечения бытовал в Фоминнаволоке еще в первой четверти нашего века.

      Еще один чашечный камень обнаружен на острове Кижи, недалеко от экспозиционного сектора «Пудожская деревня» (рис. 43). Это гранитный валун неправильной подтреугольной в плане формы, с гладкой округлой поверхностью. Его толщина – 80 см, высота видимой части – 20-25 см. На его поверхности, на расстоянии около 40 см друг от друга, имеются два конических углубления почти правильной формы (диаметр – 3,5-4 см, глубина – 1,5-2 см). Рядом находятся еще несколько схожих по форме и размерам камней, но без подобных ямок. Какой-либо традиции, связанной с данным камнем, зафиксировать не удалось. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

      Описанные выше чашечные камни различны по размерам и форме, а также по характеру углублений: в Фоминнаволоке одно довольно крупное, на острове Кижи два маленьких. Кижский камень внешне как будто бы сходен с «жертвенными» камнями Приладожья [1] , камень в Фоминнаволоке является пока единственным известным нам на территории Карелии памятником такого вида. Не исключено, что камни, и прежде всего кижский, относятся к тому же культурно-хронологическому пласту древностей, к которому принадлежат при- ладожские культовые камни, бытовавшие, как указывалось, в XI– XIV веках и связываемые исследователями с древней корелой.

      Говоря о культовых камнях, следует упомянуть еще об одной группе подобных памятников, известных особым (несомненно, в своей основе суеверным) отношением к ним населения некоторых местностей Карелии. Эти памятники, как правило, являются обычными валунами без следов какого-либо искусственного воздействия на них. В местной традиции они обычно имели собственные названия («имена»). Иногда, с ними были связаны внешне довольно простые символические действия. Несколько таких камней известны на территории Заонежья. Так, в частности, в районе деревень Бесово и Чудсельга, вблизи Чертова Ручья лежит так называемый «Харин- камень». Около деревни Салконаволок в урочище Бор имеется так называемый «Воронка камень» (вариант – «дедка Воронка»), Около него до недавнего времени прохожие оставляли пясточку ягод. У деревни Межнецы известен «Боженый камень» с углублением шириной около полуметра. Раньше рядом с ним находился поклонный крест. В районе д. Трошево есть камень, который называется «Бунчик». Он обладает оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе по нему маленьким камушком. На одном из островов архипелага Триострова в районе д. Щельга имеется камень, называемый местными жителями «Горячий». Несколько камней известны в районе села Шуньга на берегу Онежского озера. С одним из них (так называемым «Купава-камнем») связано предание о женщине, которая насильно была выдана замуж за сумасшедшего, принуждена отцом к сожительству с ним, из-за чего ушла из дому, по любви вступила в связь с неким сверхъестественным существом, после чего превратилась в камень. Этот камень особо почитался женщинами. Еще с двумя подобными памятниками связано предание о девушках, которые «присушили» водяного царя и превратились в камни. Они так и называются «камни-девки». Наконец, следует упомянуть о камне с углублением от «головы Ильи Муромца», в районе д. Заволочье (Пудожский район). Согласно местной легенде, углубление осталось после того, как Илья прилег на него отдохнуть (Опарин, 1978, с. 21–23).

      Таковы сведения о культовых камнях на территории Карелии, с большинством из которых вплоть до недавнего прошлого была связана фольклорная традиция религиозного характера. С изучением подобных памятников связан ряд проблем, среди которых наиболее существенными представляются вопросы их интерпретации и этнокультурной принадлежности. Когда возникло почитание этих камней, связано ли оно с каким-то определенным религиозным культом, бытовало ли среди представителей какого-то конкретного этноса?

      Попробуем рассмотреть эти вопросы на основе приведенного выше фактического материала.

      В литературе о предназначении таких камней высказывались разные мнения. Например, существует предположение, что следовики являлись указателями направлений и располагались либо на древних тропах, либо около бродов, либо в других важных для путников местах. Согласно другой гипотезе, следовики – это своего рода свидетельства правовых отношений. Такой точки зрения придерживался, например, С. Н. Ильин, считавший изображения следов людей и животных знаками собственности данной родовой группы на определенную территорию. Изображения на камнях он рассматривал как тотемные знаки родовых групп. Однако, наиболее распространено мнение, что камни-следовики – это культовые памятники. Этой точки зрения придерживается большинство исследователей. Вместе с тем, признавая культовый характер следовиков, каждый из них по- своему понимает его конкретное содержание. Так, например, А. А. Александров и М. В. Шорин, исходя из предполагаемой семантики знаков, особенностей расположения камней на местности, а также содержания сопутствующей им фольклорной традиции, связывают почитание камней-следовиков с культом славянского бога Велеса (Александров, 1983; Шорин, 1987). Ю. В. Уртанс считает, что подобные памятники На территории Латвии есть проявление культа Черта, который в дохристианское время являлся хтоническим божеством. Ю. В. Уртанс также не исключает возможность связи почитания следовиков с культом предков (Уртанс, 1987). Есть мнение, что камни-следовики связаны с почитанием умерших (Маланин, 1989). Сходное суждение высказал А. И. Сакса в отношении чашечных камней Карельского перешейка, хотя он не исключает вероятность связи этих памятников с культом плодородия (Сакса, 1984,1985). [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

      Как видно, мнения о назначении культовых камней весьма разнообразны. Приведенная нами информация об этих объектах на территории Карелии вряд ли свидетельствует в пользу какого-то из них. Все рассмотренные нами памятники, при кажущемся единстве, весьма различны. Это касается не только камней, составляющих разные группы – камни-следовики, чашечные камни, камни без следов обработки, но с которыми связана религиозная традиция – между ними различия представляются достаточно очевидными. При внимательном ознакомлении оказывается, что весьма неодинаковы и памятники, входящие в одну группу. Например, следовики, при кажущейся общности (везде присутствуют камни со следообразными углублениями), различаются по целому ряду признаков. Во-первых, это касается особенностей следов на камнях. В одних случаях мы видим следы человека (Таржеполь, Погранкондуши и пр.), в других – животных (Волкостров, Ладва), иногда они сопутствуют друг другу (Хвойный). Чаще на камнях имеется один знак, но встречаются и несколько (Войница). Среди них, видимо, есть как искусственные изображения, так и естественные следообразные выбоины, причем и тем, и другим сопутствуют устная и даже обрядовая традиции. Наконец, знаки неодинаковы по размерам, форме, расположению на камне. Во-вторых, различаются между собой сами камни: по их расположению на местности, по форме, по морфометрической характеристике и пр. В-третьих, существенно различается сопутствующая следовикам фольклорная традиция. Она, как видно из вышеприведенных сведений, для камней-следовиков включает три разновидности: связь происхождения следов на камнях с деятельностью христианских святых (Таржеполь – след Ильи Пророка, Виданы – Николая Чудотворца, Видлица – «бога и апостола»); связь их с деятельностью нечистой силы (Андрусово – след Черта; Панозеро – Бесовы следы); а также связь с деятельностью конкретных личностей (Кокорино – след основателя деревни) [2] .

      То же самое можно сказать и о двух других разновидностях культовых камней. Чашечных исследовано всего два, но они совершенно разные (размеры и форма камней, размеры и количество углублений и пр. ). Фольклорная традиция, связанная с камнями без следов обработки, включает три вида: во-первых, связь происхождения углублений с деятельностью былинных персонажей (Заволочье); во-вторых, камни – окаменевшие люди (Шуньга); в-третьих, приписывание камням «особых» (сверхъестественных) свойств (Святуха, Бор, Межнецы и пр.).

      Итак, рассмотренные камни далеко не идентичные памятники. Большинство из них, несомненно, имеет культовый характер. Вместе с тем представляется, что объединить их в рамках какого-то единого религиозного культа или в рамках единой культурно-хронологической традиции невозможно. И камни-следовики, и чашечные камни, и камни без следов обработки, но с сопутствующей им религиозной традицией могли почитаться в разное время, этнически различным населением, равно как могли быть не одинаковы и связанные с ними верования. Рассмотренные материалы свидетельствуют, что зарождение почитания камней не было связано с распространением, к примеру, культа какого-то божества или предка-покровителя. Не связано это было и с миграциями каких-то этносов, ни с этнокультурными заимствованиями. Оно определялось особенностями традиционного религиозного мировоззрения, для которого всегда было свойственно стремление к формированию целостной причинно- следственной картины окружающего мира. Возникновение фольклорной традиции, почитание того или иного камня – есть стремление людей объяснить происхождение необычного, чем-то выделяющегося (размерами, формой, наличием углубления-«следа» и т. п. ) в ландшафтной среде объекта, с которым они постоянно сталкивались. Камень антропоморфной формы становился окаменевшим человеком (предком-родоначальником, шаманом и т. п. ), следообразная выбоина – «следом» божества, которому люди поклонялись. Таким образом, камни могли входить в совершенно разные религиозные системы – культы каких-то высших божеств, предков, духов-покровителей, христианских святых и т. п. Сверхъестественным происхождением камней обуславливались и их особые способности воздействовать на людей – целебные и прочие свойства [3] . Отсюда возникало их почитание: жертвоприношения, молебны, сооружение часовен и т. д.

      Видимо, почитание культовых камней следует рассматривать как универсальное явление, присущее многим религиозным системам, равно как и многим этносам. Думается, что возникать такие представления могли в любое время – с эпохи каменного века по Средневековье, и происходило это, когда чем-то выделяющийся в окружающей среде камень попадал в сферу деятельности людей. Хорошо иллюстрируют это положение сведения в статье Н. А. Макарова и А. В. Чернецова о зарождении почитания двух камней- следовиков в Каргопольском районе Архангельской области (Макаров, Чернецов, 1988). По мнению авторов, это произошло после заселения региона и связано со складыванием здесь в XV веке культа Александра Ошевенского, которому, по мнению местных жителей, принадлежат следы на камнях. Видимо, представления, связанные с почитанием культовых камней, формировались в зависимости от того, какими в данный момент были религиозные верования у конкретной этнической группы. Их изменение влекло за собой и перемену традиции почитания камней. Это могло проявиться в смене религиозного персонажа, связанного с камнями; трансформации обрядовой практики – например, постепенной замене натуральных жертвоприношений денежными, изменением общего отношения населения к культовым камням, которые, к примеру, из объекта почитания могли превратиться в жертвенники («алтари»). Или, наоборот, почитание отдельных камней или их групп могло приобрести некоторую самостоятельность – черты этнически локального культа. И в том, и в другом случае вслед за этим уже искусственным путем могли создаваться новые подобные объекты (камни, алтари, жертвенники, идолы и т. д. ). Тогда на камнях появлялись изображения следов, чашевидные углубления и прочие знаки, им могла придаваться правильногеометрическая, зоо- или антропоморфная форма и т. д. Старая традиция сохранялась в трансформированном виде, на что указывает присутствие в почитании культовых камней разных культурно-хронологических пластов – здесь и христианская религия, и языческий политеизм, и, вероятно, еще более древние верования первобытности. Нельзя исключить, что отдельные почитаемые валуны могли одновременно использоваться и в безрелигиозных целях, например, быть ориентирами для путников или являться порубежными знаками. Такие камни есть в Заонежье на Большом Климецком острове – так называемые «Великий» и «Свадебный», а также в Северном Приладожье – «Варашев» камень. Кстати, большинство рассмотренных выше камней-следовиков лежат около троп или дорог.

      Таким образом, очевидно, что подходить к изучению культовых камней нужно дифференцированно. Каждый такой объект надо рассматривать отдельно, тщательно фиксируя как внешние его особенности, сопутствующие находки, так и связанную с ним устную фольклорную традицию. Только после этого есть смысл сопоставлять его с иными подобными памятниками. Интерпретация культовых камней должна осуществляться индивидуально – от отдельных памятников к явлению в целом. Впрочем, следует отметить, что сейчас главный аспект в исследовании культовых камней Карелии должен заключаться не в теоретическом осмыслении пока еще не столь многочисленного материала, а в накоплении новых фактов, причем с использованием методов как этнографической, так и археологической науки. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

      • [1] Чашечный камень на о. Кижи, также как и камни в Приладожье, находится рядом с каменными кучами. Однако, в данном случае, их происхождение связано с земледелием. Кучи являются так называемыми «ровницами» и образовались после очистки пашни от камней.
      • [2] Сведения, содержащиеся в литературе, также подтверждают предположение о неоднородности камней-следовиков. Например, имеются как контурные, так и сплошные изображения следов; среди изображений следов животных удивляет их большое видовое разнообразие; в ряде случаев изображениям следов сопутствуют иные знаки (Александров, 1983; Уртанс, 1987, 1988 и др.).
      • [3] Нельзя исключить, что использовавшиеся для лечения отдельные камни действительно обладали целебными свойствами, связанными, к примеру, с химическим составом слагавшей их породы. Однако такие, подтвержденные результатами исследований факты нам не известны.
      • // Святилища древней Карелии
        Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1998. 134 с.

        Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

        Читайте так же:

        • Как называется мужчина-модель Мужчина или женщина? Модель-андрогин рушит гендерные стереотипы Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Сегодня Рейн […]
        • Как называются предварительные выборы Россия и Москва голосовали со скандалами Вести с мест: Онлайн-репортаж «СП» о том, как проходили выборы в различных регионах страны Единый день голосования 8 сентября уже был отмечен […]
        • Древний воин как называется Воины эпохи Древней Руси X - XI веков на рисунках-реконструкциях Олега Федорова Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и […]
        • Интересные факты о веб-камере Qbici.ru - интересные факты каждый день! Поделиться Tweet"> Facebook"> Google Plus"> LinkedIn"> Веб-камера – требование 21 века Веб-камера – это цифровая фото или видеокамера, […]
        • Интересные факты о 2 мировой войне 2 мировой 10 фактов о Второй мировой войне, о которых умалчивают в учебниках истории Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. 1. […]
        • Правда ли что от судьбы не уйдешь Правда ли, что от судьбы не уйдешь? На месте недавнего крушения аэробуса Air France А 330, летевшего из Бразилии, было найдено 49 тел. Всего погибло 228 человек. Тут трагедия, тут все […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *