Как называется пение без инструментального сопровождения

Капелла

Всем любителям музыки хорошо известны такие хоровые коллективы, как Санкт-Петербургская академическая капелла им. М. И. Глинки, Республиканская хоровая капелла им. А. А. Юрлова. Однако слово капелла — cappella — в переводе с итальянского означает «часовня». Какое же отношение имеет часовня к хору?

В католических храмах вот уже много веков богослужение сопровождается музыкой. В соборах и крупных церквах издавна сооружались органы. Органисты импровизировали, сопровождали своей игрой пение хора, и богослужение получалось очень торжественным, производило сильное впечатление на молящихся. А ведь это и нужно было церковникам. Но в маленьких церквах, часовнях, органов не было. Хору там приходилось петь без сопровождения. Поэтому со временем пение без инструментального аккомпанемента и стали называть: «как в часовне». По-итальянски — a cappella. А самый хор стали называть капеллой.

Теперь это слово расширило свое значение. Им иногда называют не только хоровой, но и инструментальный коллектив.

Это слово мы чаше всего слышим и употребляем с определением «хоровая». Так чем же отличается хоровая капелла от хора? Если честно, то ничем. Но некоторые певческие коллективы так себя называют потому, что за этим красивым словом стоит традиция, ощущение старины, принадлежности к духовному искусству.

Вообще cappella по-латыни значит «часовня». И применительно к музыке это слово начали употреблять тогда, когда стало привычным выступление хора певчих во время богослужения в тех небольших часовнях, где не было органа. Так что капеллой называли церковный хор, и это установилось к XV веку.

На Руси прижилось слово греческого происхождения — хор. Но в середине XVIII века, когда связи с европейскими музыкантами значительно расширились, Придворный хор певчих переименовали в Придворную певческую капеллу, а ее руководители соответственно стали называться капельмейстерами.

После революции императорская придворная капелла превратилась в Ленинградскую государственную академическую капеллу имени М. И. Глинки. Слово «капелла» потеряло свой чисто церковный смысл и осталось символом высокого профессионального хорового искусства.

Капеллами уже в XVIII веке называли не только хоровые вокальные коллективы, но и инструментальные, вообще музыкальные. В это время особенно были распространены частные капеллы во владении аристократов, дворян. В России эти капеллы были крепостными.

Разнообразные капеллы существуют и сейчас — хоровые смешанные, капеллы мальчиков; капеллами нередко называют и оркестры особых составов: духовые, народных инструментов, джазовые и т. д.

А капелла

А капе?лла или акапелла (акапелльное пение) (итал. a cappella , «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения.

Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капелла» называют вокальную партию, исполняемую без музыкального сопровождения.

Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной — органное сопровождение на Западе впервые было использовало только примерно в 670 году), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчестве Джованни Палестрины.

Стиль пения «а капелла» развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль профессионального хорового искусства пение «акапелла» определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «акапелла». В древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918.

Пение акапелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX в. (соч. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение акапелла распространено во многих странах.

В данном разделе термины и определения будут даны не по алфавиту, а в определенной логической последовательности, которая познакомит читателя с базовыми понятиями хорового искусства. Для удобства поиска внизу страницы приведен весь список терминов в алфавитном порядке. Данная статья не ставит целью скопировать хоровой словарь, но ставит целью акцентировать внимание читателя на определенных понятиях.

Поскольку наш сайт хоровой, то и поговорим вначале о том, что такое ХОР!

ХОР (от греч. choros — собирательное понятие: хор, хоровод, толпа, собрание и т. д.)
1) В древнегреческом театре — коллективный участник спектакля: совместно поющая, танцующая, декламирующая группа исполнителей (хоревтов).
2) Певческий коллектив. Хоровое исполнение вокальной музыки может быть с инструментальным сопровождением или a capella.
Хор академического (общего) типа состоит из хоровых партий (в вокальном ансамбле голоса партитуры могут исполняться и отдельными певцами); таким образом, по звучанию Хор является ансамблем вокальных унисонов (В. Краснощеков).
Как частный случай Хор может быть представлен группой однородных голосов (напр., Хор басов в 13-й симфонии Шостаковича).
Хор как художественный коллектив должен обладать элементами хоровой звучности; этим он отличается от «собрания поющих» (П. Чесноков).
По типу — составу голосов — Хор бывает однородный (мужской, женский, детский.) и смешанный, сост. из 4-х основных партий: сопрано (дискантов), альтов (жен., дет. голоса), теноров, басов; бывает также неполный Хор.
Каждая основная партия в свою очередь может делиться на несколько самостоятельных партий, на всем протяжении произв. или эпизодически Массовый Хор (хоровой массив) может состоять из нескольких тысяч певцов, но и при этом необходимо сохранять (в Хоре академичекого направления) качественное равновесие партий. Народный Хор имеет свои особенности, например в русском народерс хоре отсутствует деление на постоянные унисонные партии, их равновесие.
3) Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.
4) В некоторых струнных музыкальных инструментах струны парные, утроенные и т. д.
5) Старинное название группы однородных, разных по величине и диапазону, инструментов, преимущ. духовых; часто применялось к военным духовым оркестрам.

В определении мы привели различные значения слова Хор. Но далее будем рассматривать хор именно как певческий коллектив.

A CAPPELLA (а капелла, итал. — в стиле капеллы) — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения. Высший вид хорового исполнительства, в котором ром хор выявляет себя с полной самостоятельностью и законченностью; распространен в народном творчестве. Как стиль профессионального хорового искусства пение A capella развивалось в культовой средневековой полифонии, достигнув расцвета в эпоху Возрождения, когда возникли и светские хоровые жанры.

ХОРОВАЯ ПАРТИЯ — 1) Группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию — часть хорового сочинения. Наименьшее число певцов в партии — 3 человека, т. к. при этом, по утверждению Б. Л. Яворского, создается «производное звучание», образующее хоровой ансамбль (из рецензии 1932 г. на рукопись кн. П. Г. Чеснокова «Хор и управление им»).
Правильное формирование каждой Хоровой партии — необходимое условие создания хора.
Требования к Хоровой партии:
а) владение полным диапазоном данного голоса.
б) владение хоровыми красками, наличие мягких (лирических) и звучных (драматических) голосов.
Работая с Хоровой партией, дирижер должен добиться единства и красоты ее звучания, умело использовать достоинства и маскировать недостатки отдельных певцов, выработать интонационную устойчивость и динамическую подвижность. Решающее условие успеха — применение единых вокальных принципов в сочетании с индивидуальным подходом. Для создания общехорового строя и ансамбля важно правильное соотношение партий, ровное по звучанию или с небольшим перевесом в крайних голосах. Обычно Хоровая партия делится на 1-е (более высокие, лирические) и 2-е (более низкие, драматические) голоса; существует и большая тембровая дифференциация. См. Тембризация хора.
2) Каждый голос хоровой партитуры.
3) Ноты голосов хоровой партитуры.

ПАРТИТУРА (итал. partitura — разделение, распределение) — нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов (или инструментов). Существует более или менее постоянный порядок расположения партий (голосов) в Партитуре.: сверху вниз по однородным группам, а в каждой группе — от высоких к низким голосам (в хоровой Партитуре — сопрано, альты, тенора, басы).
На каждой нотной строке обычно пишется один голос; если больше, то голоса определяются направлением штилей — вверх или вниз.

УНИСОН (от лат. unus — один и sonus — звук) — одновременное звучание 2-х или нескольких звуков одной и той же высоты (октавный Унисон — сочетание одинаковых звуков в разных октавах). Указанное определение касается физического Унисона. В так называемом физиологическом Унисоне разница в колебаниях 2-х звуков до 1/6 тона (в 1-й октаве) дает ощущение одного вибрирующего звука (сопровождаемого биениями — периодическими усилениями и ослаблениями). По исследованиям Н. А. Гарбузова, при наличии нескольких звуков ширина (зона) интервала, воспринимаемого как прима, может доходить до 1/2 тона, а в хоровой партии — до 140 центов (темперированный полутон = 100 центам). Унисонная зона суживается по направлению вверх, отсюда — трудность выстраивания высоких звуков в партии сопрано. Большее количество певцов легче объединить в Унисон.
Унисонный строй — слияние певцов отдельной партии в единый хоровой голос — составляет основу строя и зависит от остроты слуха поющих, от их тембров, от единообразия вокализации гласных (более удобны для этого закрытые гласные у, о).

ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ — основные компоненты (слагаемые), без которых, согласно указанию П. Чеснокова, невозможно существование хора как художественного коллектива. К Элементам хоровой звучности Чесноков относит ансамбль, строй, нюансы. Но ансамбль немыслим также и без ритма. Поскольку пение является синтетическим искусством, то ясность текста — хорошую дикцию — также следует признать необходимым свойством хорового исполнения.
Теперь поговорим о том, что вообще такое Хоровое пение.

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ (хоровое искусство) — коллективное исполнение вокальной музыки; относится к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. Сочетанию голосов и манере народного Хорового пения присущи национальные особенности. Издавна Хоровое пение являлось неотъемлемой принадлежностью религиозных культов, и многие столетия церковное пение было основным видом профессионального хорового искусства.
Древнейшее культовое пение на Западе, подобно древнегреческому, было в унисон или октаву.
В X—XII вв., в связи с появлением 2-голосия (органума, дисканта), возникло разделение голосов на высокие и низкие.
Хоровое пение в эпоху Возрождения широко развивалось на основе многоголосия и усиления в музыке светского начала. К этому времени установилась классификация голосов — хоровых партий (сопрано, альт, тенор, бас).
Расцвет Хорового пение a capella связан с творчеством полифонистов XV—XVI вв. (Палестрина, Лассо, Жанекен и др.).
В дальнейшем хор (преимущественно с сопровождением) является компонентом ораторий, кантат (у Баха, Генделя и др., где изложение нередко носит инструментальный характер), опер (Глюк, Моцарт, позднее Мейербер, Верди, Бизе и др.).
У композиторов-романтиков (Шуберт, Мендельсон, Шуман и др.) возник жанр камерной хоровой музыки a capella, чему способствовало появление в ряде стран Европы любительских хоровых объединений (Лидертафель, Орфеон и др.).
Развитию светской хоровой культуры содействовало возникновение в XIX в. национальных композиторских школ, связанных с отечественной народной музыкой (Россия, Прибалтика, Чехия, Болгария, Венгрия и др.).
В дальнейшем хоровая культура широко распространилась в США, Лат. Америке, за последние годы в Японии и др.

Кто же руководит хоровым пением? Для этого существуют дирижеры и хормейстеры.

ХОРМЕЙСТЕР (от слова хор и нем. Meister — мастер) — руководитель хора: оперного, хоровой группы ансамбля песни и танца, помощник художественного руководителя хорового коллектива.

ДИРИЖЕР (от франц. diriger — управлять) — руководитель коллективного исполнения музыки (оркестром, хором, ансамблем). Он проводит подготовительную (репетиционную, педагогическую) работу с исполнителями, а во время концерта или спектакля творчески организует и воодушевляет их. Вдохновляемый художественными образами произведения, Дирижер, с помощью различных средств воздействия на коллектив (жест, взгляд, а на репетиции также слово, показ), воплощает через него свой творческий замысел — воображаемую «модель» исполнения.
В процессе управления Дирижер указывает музыкантам (певцам) темпы, нюансы, вступления, фразировку и т. д., руководит ансамблем, динамикой, а в хоре — строем и, в известной степени, певческим процессом.
Дирижер — музыкант-интерпретатор, обладающий глубокими специальными знаниями, развитым слухом — высотно-тембровым и объективным (способностью слышать «со стороны»), безукоризненным ритмом, музыкальной памятью, чувством формы и стиля, художественным вкусом. Энтузиазм, творческая и организаторская инициативность — непременные качества полноценного Дирижера. Являясь воспитателем коллектива, он должен быть широко образованным человеком, чутким психологом, педагогом, знать специфику голосов и инструментов, уметь профессионально читать партитуры. Овладение точностью и пластикой жеста, приобретение должной осанки и выносливости требует от Дирижера соотв. физической подготовки. «Каждый дирижер имеет свою индивид. технику»; его жест «должен быть спонтанным» (вызываемым изнутри — Э. Ансерме). Воля, самообладание, быстрота реакции, развитое внимание (концентрированное и распределенное), творческая контактность с исполнителями и слушателями, так же как и владение дирижерской техникой (в самом широком смысле) — качества, необходимые для осуществления художественных намерений.

Поговорим немного и о том, что такое дирижирование.

ДИРИЖИРОВАНИЕ — искусство управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, ансамблем); осуществляется специальным лицом — дирижером (капельмейстером, хормейстером). В результате взаимодействия исполнителей во главе с дирижером (неписаное правило в Синодальном училище гласило: «Петь по руке и по товарищу») создается «живой инструмент», позволяющий творчески интерпретировать произведение.
Искусство Дирижирования основано на исторически развившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике, движениях. Важнейшим, специфическим дирижерским жестом, обеспечивающим единство исполнения, является так называемый ауфтакт. Система ауфтактов оформлена в специальных циклических движениях — дирижерских сетках. Кроме ауфтактовых (предупреждающих, ритмически оформленных) движений дирижер пользуется и другими, например, сопровождающими жестами, применяет различные условные жесты. Большое значение при Д. имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совокупность дирижерских средств направлена на воплощение исполнителями творческого замысла дирижера; при этом важную роль выполняет и так называемая обратная связь — восприятие дирижером результатов своего управления. Поскольку Дирижирование — специфический вид исполнения (не непосредственно, а через других музыкантов, певцов), решающее значение имеет способность воздействия дирижера на исполнителей, дирижерская воля.
Принципы Дирижирования остаются во всех случаях постоянными, общими, однако в зависимости от способов исполнения Дирижирование приобретает свои особенности, отражающиеся в жесте.
Специфика Дирижирования хором заключается:
а) в управлении, в какой-то мере, певческим процессом (дозировка дыхания — глубина вдоха, нередко задержка его перед атакой, характер атаки, степень прикрытости звука, его опертость);
б) в управлении строем, главным образом при помощи предупреждающих жестов;
в) во влиянии на произношение текста (его четкость, осмысленность, ясное снятие при окончаниях на согласных).
Дирижирование хором осуществляется обычно без палочки (некоторые дирижеры не пользуются палочкой и при упр. орк.), нередко наблюдается более свободное применение сетки. Выше уже были названы различные варианты хоров. Но т.к. данная терминология широко распространена, обратим на нее особое внимание еще раз.

СМЕШАННЫЙ ХОР — певческий коллектив, состоящий из разнородных (муж., жен. или дет.) голосов: сопрано, альтов, теноров, басов. В неполном Смешанном хоре отсутствуют какие-либо партии. Смешанный хор наиболее богат выразительными возможностями; в то же время достижение ансамбля и строя в этом хоре труднее, чем в однородных хорах.

ОДНОРОДНЫЙ ХОР — хор, состоящий только из мужских, или только из женских, или только из детских голосов (в отличие от смешанного хора, объединяющего мужские и женские или мужские и детские голоса).

Большой популярностью пользуются однородные мужские хоры.

МУЖСКОЙ ХОР — хор, состоящий из мужских голосов: теноров (иногда и теноров-альтино), баритонов, басов (в т. ч. октавистов). Благодаря диапазону до 3-х октав и более, Мужской хор обладает значительными исполнительскими возможностями.
У многих народов (Прибалтика, Скандинавия, Балканы и др.) Мужской хор являлся основой их музыкальной культуры; в ряде стран организовались мужские певческие общества (см. Лидертафель, Орфеон).
Существует обширная литература для Мужских хоров (хоры Шуберта, Шумана, Мендельсона, Грига, Танеева и др.).
3-х голосный Мужской хор может быть 2-х вариантов:
тенора 1-е (лирич.), тенора 2-е (драм.), басы
или тенора, баритоны, басы.
В 4-голосн. хоре баритоны исп. партию 1-х басов.
Выдающиеся Мужские хоры: Академический мужской хор Эстонии, хор Краснознаменного им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Российской Армии, Киевская мужская хоровая капелла, Хор моравских учителей, Пражский мужской хор и др. Много продвинутых любительских Мужских хоров имеется в Прибалтике.
Среди вузовских хоров можно выделить Лауреата премии имени Ленинского комсомола Народный коллектив России Академический Мужской хор МИФИ.

Говоря о составах хора, затронем и еще один характерный для хорового пения термин – многоголосие.

МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на сочетании несколько самостоятельных голосов (полифония) или на соединении главного голоса — мелодии и аккомпанирующих голосов (гомофония). Нередко встречается также смешанный гомофонно-полифонический склад. Многоголосие характерно для хорового пения; унисонные хоры довольно редки. В зависимости от числа самостоятельных голосов хоры называются 2-х, 3-х голосными и т. д.

И сразу приведем еще один специфический хоровой термин – дивизи (divisi)

DIVISI (итал. — разделенные) — временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов. Применение Дивизи гармонически насыщает хоровое изложение, ослабляя в то же время силу звучания (в противоположность унисону).

В начале данной статьи мы привели определение Элементов хоровой звучности. Сейчас рассмотрим два из них более детально (ансамбль и строй). Изучение этих понятий, возможно потребует большей теоретической подготовленности от читателя, но даже тем, ето ею не владеет, полагаем, интересно будет ознакомиться с данными определенями.

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — вместе) – (приведено только хоровое значение) — Единство, техническое и творческое, при совместном пении, игре на музыкальных инструментах, один из элементов хоровой звучности.
Различают Ансамбль частный — отдельной хоровой партии (см. Унисон) и общий — согласованность всех партий; тот и другой — совокупность отдельных ансамблей: интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного, орфоэпического.
Роль хоровой партий в общем Ансамбле зависит от фактуры произведения (тематический материал, контрапункт, сопровождающие голоса, фон). Гармоническая фактура предполагает динамически одинаковое звучание голосов; для достижения этого иногда (в зависимости от тесситуры) приходится пользоваться так называемым искусственным Ансамблем — разной динамикой в голосах. При гомофонии несколько преобладает мелодия, при полифонии — ведущие голоса. Разнообразным может быть соотношение хора и инструментального сопровождения. Во всех случаях установление Ансамбля — обязанность дирижера.
Для достижения Ансамбля необходимо активное участие самих певцов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость к жестам дирижера.

CТРОЙ — 1) Система звуковысотных отношений — интервалов.
Практически Строй выражается в правильном интонировании интервалов.
Теории Строя возникли (в связи с настройкой инструментов) еще в Др. Греции. Таков пифагорейский Строй, в котором применялась для настраивания чистая квинта. Путем последовательных квинтовых ходов, с последующим перемещением вниз на октаву, можно найти все ступени звукоряда. Опытным путем (при помощи монохорда) доказано, что квинте от основного тона соответствует 2/3 струны, октаве 1/2. Ходы на квинту, октаву могут быть выражены математически: восходящие — путем умножения (на 2/3, 1/2), нисходящие — деления (на те же величины).
Таким образом каждая ступень звукоряда получает свое математическое выражение; поэтому Строй можно определить как систему, основанную на количественном выражении интервалов. Пифагорейский Строй, пригодный для одноголосной музыки, оказался неподходящим при переходе к гармонии, т. к. давал (при настройке органа и др.) слишком высокую большую терцию (выраженную отношением 64/81); отсюда возникла необходимость перехода к так называемому чистому, или квинто-терцовому, Строю, в котором применялась для настраивания кроме квинты и «чистая», хорошо консонирующая большая терция (натуральная, выраженная отношением 4/5). Этот Строй обеспечивал консонантность трезвучий — основу гармонии (кроме резко диссонирующего трезвучия II ступени в мажоре, вследствие чего оно оказывалось неприемлемым). Ряд интервалов в обоих С. получил различное выражение: в пифагорейском большие интервалы более расширены, малые — более сужены, чем в квинто-терцовом С. Недостаток этих строев — их незамкнутость (си-диез не равняется до) и отсюда — необходимость большого количества звуков в октаве, что практически неудобно.
Стремление преодолеть указанные недостатки привело к темперации, сначала неравномерной (в различных вариантах), затем к равномерной, в виде современого равномерно- темперированного Строя. Интервалы этого Строя занимают, примерно, среднее положение между интервалами предыдущих Строев (неск. ближе к пифагорейским).
В хоре используется зонный Строй с его многочисленными интонационными оттенками. Характерные черты математических строев (консонантность интервалов в квинто-терцовом Строе, их большая контрастность в пифагорейском) находят свое место в зонном С. Различается Строй мелодический (горизонтальный, Строй отдельной хоровой партии) и гармонический (вертикальный, Строй всего хора). При интонировании мелодии опытные исполнители (скрипачи, певцы) стремятся расширять большие интервалы и сужать малые для большей их индивидуализации. В хоре обычно наблюдается противоположная тенденция (особенно — низкое исполнение восходящей большой секунды), что вызвало необходимость предупредительных правил: петь широко большие интервалы и суженно — малые. Исполнение гармонических интервалов не всегда тождественно исполнению мелодических. Гармонические интервалы по отношению к точности разделяются на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие особой точности настройки, и вариационные (остальные), допускающие большее разнообразие в интонировании, в зависимости от их ладового значения (напр., спокойная большая терция в тонич. мажорном трезвучии и более высокая в доминантовом трезвучии, септаккорде). Строй в хоре должен способствовать раскрытию ладовых закономерностей, отсюда необходимость устойчивости интонирования в статических аккордах, остроты использования вводных тонов. Качество хорового Строя зависит от многих причин (муз. подготовка певцов, их внимание, интерес к исполняемому, состояние голосового аппарата, акустика помещения и т. д.).
Важнейшая предпосылка хорошего С. — правильное вок. воспитание поющих.
Другие значения термина Строй:
2) Частота настройки эталона высоты — камертона.
3) В применении к муз. инструм. то же, что звукоряд (натуральный Строй валторны, хроматический Строй баяна).
4) Интервальные соотношения открытых струн на некоторых инструментах (квинтовый Строй скрипки и др.).
5) Строй транспонирующего инструмента — буквенное или слоговое название звука, который извлекается при написанной ноте до.

И в заключение нашего мини-экскурса по хоровым терминам, еще несколько хоровых определений:

ТЕССИТУРА (итал. tessitura — ткань) — высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента. В зависимости от преимущества употребления тех или иных звуков, Тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.

Следующее определение должен знать каждый артист хора. Причем, не только знать, но и научиться в совершенстве им пользоваться!

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ — специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы “цепочкой”, поддерживая непрерывность звучания. Благодаря Цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Является одним из средств хоровой выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им. Правило для певцов при Цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше — в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до “истощения”.

И сразу дадим определение Цезуры, которое нам только что встретилось. Данный термин также широко распространен в хоровом исполнитестве, и его тоже нужно знать.

ЦЕЗУРА (от лат. caesura — рассечение) — грань между частями музыкального произведения; исполняется в виде короткой, еле заметной паузы, часто сопровождается (в пении) сменой дыхания. Подобно знакам препинания в словесной речи, Цезуры способствуют расчлененности, осмысленности, выразительности музыкального изложения. Место Цезуры обычно определяется исполнителем, но иногда указывается композитором при помощи специального знака (“галочки”), запятой (коммы, апострофа) или окончанием лиги.

Еще один хоровой термин, который «в быту» мы именуем как «прослушивание». Но зачастую, новички не понимаю что это за страшная процедура – прослушивание. А это на самом деле просто Проба голосов.

ПРОБА ГОЛОСОВ — испытание, проводимое перед зачислением певцов в хор (или перед обучением их сольному пению). Имеет целью определить вид голоса, его пригодность для какой-либо хоровой партии (в результате выяснения тембра, диапазона, тесситурной выносливости), вокальную подготовленность, точность интонирования, музыкальную память, чувство ритма, состояние дикции, общую музыкальность, знание сольфеджио. Для Пробы голосов применяется пение гамм и гаммообразных попевок, арпеджий, филирование (усиление и ослабление) выдержанных звуков; практикуется повторение голосом сыгранных на рояле (или пропетых) отдельных звуков и музыкальных фраз, отстукивание ритм. рисунка, исполнение знакомой песни (в удобной тональности), а для подвинутого певца — подготовленного произведения и т. д. Следует ознакомиться с певческим опытом поступающего (где учился, где пел) и провести через врача обследование его голосового аппарата. Результаты испытаний полезно (а в профессиональном хоре обязательно) оформить в письменном виде, что будет для дирижера ориентиром в дальнейшей работе с новыми певцами.

В нашем хоре, в Хоре МИЭТ, прослушивание, т.е. проба голосов, тоже производится, но немного в меньшем объеме. Так, например, при поступлении в хор мы не оцениваем уровень знаний по сольфеджио, не просим подготовить для исполнения какое-то произведение. Так что Проба голоса – это совсем не страшно, и имеет целью определить Вашу принадлежность к той или иной хоровой партии и к коллективу в целом. Всему самому необходимому, мы научим в ходе репетиционного процесса. Ждем Вас в Хоре МИЭТ!

И в заключение еще несколько специфических музыкальных определений, которые часто встречаются в хоровой практике, и которые попадались нам в определениях, данных выше.

КОНСОНАНС (франц., от лат. consono — согласно звучу) — благозвучное, согласованное сочетание звуков в одновременности (в противоположность диссонансу). Правильное интонирование Консонанса имеет большое значение для строя; Консонансы делятся на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие максимальной точности настройки, и вариационные (терции с их обращениями), допускающие бо?льшую свободу интонирования, в зависимости от их ладового значения.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем.) —
1) Первый скрипач-солист симфонического или оперного оркестра
2) Музыкант, возглавляющий одну из струнных групп оркестра
3) Пианист, помогающий солистам разучивать их партии; аккомпаниатор (солистам, хору).
4) Иногда Концертмейстером называют ведущего хорового певца, ответственного за партию.

ТУТТИ (итал. tutti — все) — использование музыки всем составом оркестра, хора. В партитурах Тутти обычно указывается после сольных или ансамблевых эпизодов; в партитурах XVII—XVIII вв. иногда обозначалось как ripieno, отсюда встречающиеся иногда названия туттисты или рипиенисты, в отличие от солистов.

Как называется пение без инструментального сопровождения

капелла?н — капеллан … Русское словесное ударение

КАПЕЛЛА — (ср. век. лат.). 1) в римско католических церквах придел. 2) хор певчих или музыкантов. 3) небольшое здание, с образами на стенах, в котором совершается богослужение. 4) звезда первой величины в созвездии Возницы. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

КАПЕЛЛА — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Современная энциклопедия

Капелла — хоръ п?вчихъ или музыкантовъ. Ср. Пой нотное («Отче нашъ»). Потому графъ въ столицахъ къ об?дн? кром? нотнаго ничего. Небось въ капеллахъ. Тамъ, братъ, еще и не такія ноты. А. П. Чеховъ. П?вчіе. Ср. Capelle (н?м.), chapelle (фр.) собств.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕЛЛА — КАПЕЛЛА, капеллы, жен. (итал. capella). 1. Хор певчих (муз.). Государственная академическая капелла. 2. Католическая часовня. || Место в католическом храме, где помещается хор (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

капелла — [пэ ], ы, жен. Большая музыкальная группа исполнителей хор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к. • А капелла (спец.) о пении: без музыкального сопровождения. II. КАПЕЛЛА [пэ ], ы, жен. В католической и англиканской архитектуре … Толковый словарь Ожегова

Капелла — (позднелат. capella, итал. cappella часовня), в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Капеллы находились в храмах… … Художественная энциклопедия

капелла — хор, оркестр, ансамбль, часовня, церковь Словарь русских синонимов. капелла сущ., кол во синонимов: 6 • ансамбль (38) • … Словарь синонимов

Капелла — (музык.; итал. capella, франц. chapelle). В капеллахсобирались церковные хоры, исполнявшие духовную музыку, которые иполучили название капеллы. хор папы и придворные церк. хоры получилитоже название. В России издавна, с XV в., при дворах царей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Капелла — (позднелатинское capella), 1) католическая или англиканская часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. 2) В Европе с 16 в. духовный или светский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАПЕЛЛА — (позднелат. capella) 1) католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д.2) хор певчих (от названия часовни или церковного … Большой Энциклопедический словарь

Пение без муз. сопровождения

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Пение без муз. сопровождения «, 7 букв:
капелла

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова капелла

Каталическая или англиканская часовня

Группировка уличной шпаны (современное, жарг.)

Домашняя церковь в замках, дворцах

Определение слова капелла в словарях

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
[пэ], -ы, ж. Большая музыкальная группа исполнителей — хор в сочетании с оркестром. Государственная академическая к. * А капелла (спец.) — о пении: без музыкального сопровождения.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. (немецк. Сареllе) хор певчих или музыкантов. Капельдинер немецк. м. служитель при театре. Капельдинерша, жена его. -диров, ему прнадлежщ.; капельдинерский, им свойственный. Капельмейстер м. регент, уставщик, управляющий капеллою. Капельмейстерша, жена.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
КАПЕЛЛА (позднелат. capella) католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д. Хор певчих (от названия часовни или церковного придела.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Капе?лла: Капелла — тип католического строения. На русский язык обычно переводится словом «часовня», что не вполне верно. Капелла Карла Великого — дворцовая капелла в Ахене. Капелла Скровеньи . Капелла Сан-Джорджо . Капелла Никколина — капелла в Апостольском.

Примеры употребления слова капелла в литературе.

Потом все стало бурно мешаться: одни звезды стушевывались, другие выплывали, на небе разгоралась исполинская Капелла, явственней очерчивались Гиады, жарче пылал Альдебаран, — мы мчались в их сторону.

В ближайшие дни улетели корабли на Арктур, на Альдебаран, на Капеллу, на Фомальгаут, настал черед Веги.

Балакирева, Аренского приглашают в Петербург на пост управляющего Придворной певческой капеллой.

Написано в одной старинной жесте, Что Карл созвал людей из всех уделов, На суд собрал их в ахенской капелле.

На пластине было написано: КАПЕЛЛА КИДЖИ Сооружена по проекту Рафаэля Все внутреннее убранство создано Лоренцо Бернини Лэнгдон дважды перечитал надпись, но его по-прежнему грыз червь сомнения.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.

Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.

Знакомство с музыкальными образцами этих жанров.

Скачать:

Вложение Размер
innovats.urok_muzyka_5_klass_2020-2020god.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме »

Тип урока : Изучения нового учебного материала.

Раскрыть понятие жанра хоровой музыки.

Усвоить особенности жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.

Познакомить с музыкальными образцами этих жанров.

Раскрыть особенности народно- хоровой, храмовой хоровой и светской музыки.

Изучить развитие храмовой хоровой музыки в Росси.

Научиться навыкам первичного слухового анализа вокальных произведений.

Научиться сравнительному анализу вокальных произведений.

Использовать полученные знания в самостоятельной работе при слуховом анализе.

Применить полученные знания в работе с тестом.

Здравствуйте ребята. Сегодняшнее занятие мы проведём с вами вместе,

а чтобы стало понятно, о чём сегодня пойдёт речь, я начну словами детской песенки

Вместе весело шагать по просторам

По просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором.

Ну, что, догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Правильно речь пойдёт о хоровой музыке.

Чтобы наглядно показать, что такое хоровая музыка мне нужна ваша помощь ( дети встают в хоровод ).

Все ли помнят из вас народную хороводную песню «Во поле берёзка стояла»? Прекрасно давайте её споём в хороводе.

( с аккомпанементом звучит только первый куплет второй куплет я встаю в хоровод и пою вместе с ними то есть пение идёт без музыкального сопровождения ).

Ребята мы сейчас с вами пели эту песню все вместе? А значит как? Правильно ХОРОМ.

Это первое что мы с вами сегодня узнали. Греческое слово choros или латинское chorus – означает ТОЛПА, СОБРАНИЕ то есть так называют коллектив людей поющих вместе вокальную музыку .

Ранняя хоровая музыка была частью группового танца ХОРОВОДА, который был тесно связан с обрядами и ритуалами.

А кто из вас обратил внимание, как мы пели песню? Сначала, под фонограмму песни, на втором куплете мы с вами просто пели без сопровождения инструмента, вот такое пение без инструментального сопровождения, то есть без аккомпанемента называется – A CAPELLA.

Давайте ещё кое-что найдём в нашем хоровом пении. Когда мы пели хором, мы все пели одну мелодию или каждый пел свою? Конечно , все пели хором, но все пели одну и ту, же мелодию. Такое пение называется ОДНОГОЛОСИЕМ.

Из одной песни «Во поле берёзка стояла» мы вместе обнаружили несколько особенностей народной хоровой музыки, я предлагаю это записать на листочки – памятки, которые вы вложите к себе в тетрадь для дальнейшего пользования.

Но это не все особенности, есть ещё, о них мы узнаем из музыкального примера народной хоровой песни «Во кузнице».

(слайд со словами и песней «Во кузнице») Слушание

Понравилась песня? Предлагаю проанализировать.

Как пели эту песню? ( хором )

Состав хора по голосам , то есть, из каких голосов состоит хор? ( мужской )

По голосовому складу ? ( одноголосый )

Каким способом её исполняли с аккомпанементом или а capella? ( а capella )

А какой характер у этой песни, и с каким настроением её исполняли? ( весёлый, удалый, шуточный, плясовой, зажигательный )

О чём рассказывает эта песня? ( о кузнецах, о Дуне, то есть о людях о их

жизни значит о БЫТЕ )

Получается, что мы обнаружили ещё одно понятие это СОСТАВ хора, в нашей песне он был мужской.

В следующей композиции «Есть на Волге утёс» постарайтесь сделать слуховой анализ этой песни самостоятельно и заполнить таблицу «Особенности народной хоровой музыки». Таблицу заполняйте, пока звучит песня.

(слайд со словами и песней «Есть на Волге утёс») Слушание

Как её пели хором или сольно? ( солисты с хором )

Какой был состав хора по голосам? ( смешанный )

Какой голосовой склад? ( многоголосие )

Каким способом исполнялась песня? ( с аккомпанементом )

Какой характер у этой песни, с каким настроением её исполняли, какая

мелодия? ( серьёзный, суровый, мелодия протяжная, широкая, распевная )

О чём рассказывает эта песня? ( об утёсе, обросшем мхом, об орле, что жертвы свои терзает, то есть, о природе, что окружает человека )

Проверка самостоятельной работы .

Подведём общий итог народной хоровой музыки.

ОСОБЕННОСТЕЙ НАРОДНОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ слайд.

Способы хорового исполнения – хором, хор с солистами .

Способ исполнения — а capella или с аккомпанементом.

Какой мир изображается народно-хоровой музыке – мир окружающей природы, человеческий быт (жизнь), человеческие чувства.

Храмовая хоровая музыка

В России хоровое пение встречалось не только в народном быту, у нас была необычайно развита хоровая культура в храме. Как же пришло хоровое пение в храм? В 988 году князь Владимир решил принять христианскую веру на Руси.

(слайд с фреской Васнецова «Крещение Руси»)

Крещение происходило в водах реки Днепр. Об этом свидетельствует фреска Виктор Михайлович Васнецова «Крещение Руси». Так как своих священников у нас ещё не было, то обращали народ в христианство священники из Византии. В те времена это было сильное православное государство с развитой храмовой хоровой культурой.

С тех же самых пор христианскую веру преследовали разногласия, и в 1054 году христианство раскололось на Католичество и Православие.

Римская католическая церковь продолжала древний обычай использования музыкальных инструментов во время богослужения.

Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль,

а capella во время службы, запретив использования инструментов в церкви, так как они, по словам православных богословов не имеют души.

Что же пели хором в храме? Правильно МОЛИТВУ.

Молитву «Отче наш» должны были знать все православные верующие, в ней содержится 7 прошений обращённых к Богу, поэтому это песнопение пелось всеми вместе, то есть хором . Это одна из главных молитв, потому что её дал своим апостолам (ученикам) Сам Господь Иисус Христос, когда они попросили его научить их, как молиться.

Духовное хоровое песнопение зарождалось в монастырях, где формировались постоянные хоры и складывались свои неповторимые монастырские распевы молитв.

Прослушайте исполнение молитвы «Отче наш»,

(слайд с пением из Валаамского монастыря «Отче наш»)

Предлагаю разобрать Особенности православного хорового пения .

Какой был состав хора по голосам? ( мужской )

Какой голосовой склад? ( одноголосие )

мелодия? (сосредоточенный, строгий, мелодия уравновешенная. лаконичная, простая, пелось со смирением).

(слайд с портретами композиторов и подписями портретов )

Хоровая культура в храме развивалась, перерождаясь из одноголосия в многоголосие. Исполнение становилось более сложным и объёмным.

В 19 веке в развитие храмового хорового пения большой вклад внесли русские композиторы

Сейчас послушайте другое исполнение этой же молитвы в сочинении П.Чайковского

(слайд «Отче наш» в многоголосном сочинении Чайковского)

Давайте разберём это исполнение и сравним с предыдущим.

Как её пели хором или сольно? ( хором )

Каким способом исполнялась песня? ( а capella )

мелодия? (возвышенный, благоговейный, исполнение более волнительное, страстное, мелодия насыщенная, объёмная, расцвеченная).

О чём говорится в любой молитве ? Это всегда прошения к Богу и его прославление.

Подведём итог хоровой храмовой музыки.

(слайд с появлением ответов ОСОБЕННОСТЕЙ по щелчку)

ОСОБЕННОСТЕЙ ХРАМОВОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

Способы хорового исполнения – хором .

Состав народных хоров по голосам – мужской, женский, смешанный .

Голосовой склад песен — многоголосие, одноголосие.

Способ исполнения – только а capella.

Какой мир изображается храмовая хоровая музыка – мир небесный, возвышенный.

Весь урок мы с вами говорим о хоровой музыке, давайте же ответим на главный вопрос. Почему мы поём хором? (происходит объединение людей, таким общим порывом мы показываем, что мы за одно, друг с другом.)

(слайд с большим коллективом)

Благодаря композиторам, которые проявляли большой интерес в создании духовных хоровых песнопений, эта музыка вышла за пределы храмов и церквей и появилась в концертных залах при публичном исполнении. Теперь её могли слушать не только верующие храме. Такую музыку стали называть СВЕТСКОЙ , так как она увидела публичный свет, то есть общество.

Послушаем пример светской хоровой музыки композитора С. В. Рахманинова «Богородице, Дево, радуйся»

Пока вы слушаете, постарайтесь заполнить проверочный тест по сегодняшнему занятию.

По окончании урока заполнить карточки!

1.Коллектив людей поющих вместе называют? (Хор)

2. Эта хоровая песня была частью группового танца, который был тесно связан с обрядами и ритуалами? Ранняя хоровая песня это — Хоровод

3.A CAPELLA это пение без… сопровождения ………………….

4.Как называется пение всеми голосами в хоре одной и той же мелодии называется? (Унисон)

из одноголосия в … Многоголосие …………………………….

6.В каком веке русские композиторы начали писать духовную музыку? 19 веке.

7.Вспомните одного — двух русских композиторов который внесли большой вклад в развитие храмового хорового пения —

8. Зачем люди поют хором? ( происходит объединение людей, таким общим порывом мы показываем, что мы за одно, друг с другом.)

9.Как называлась духовная музыка, которая исполнялась не в церкви, а в концертном зале? (Светская)

10.Дом.задание. Выучить определение и повторить новогодние песни.

1.Коллектив людей поющих вместе называют?

4.Как называется пение всеми голосами в хоре одной и той же мелодии называется?

5.Хоровая культура в храме развивалась, перерождаясь

7 .Вспомните одного — двух русских композиторов который внесли большой вклад в развитие храмового хорового пения —

9 .Как называлась духовная музыка, которая исполнялась не в церкви, а в концертном зале?

2. Эта хоровая песня была частью группового танца, который был тесно связан с обрядами и ритуалами?

3.A CAPELLA это пение без…………………….

из одноголосия в …

6.В каком веке русские композиторы начали писать духовную музыку?

8. Зачем люди поют хором?

9 .Как называлась духовная музыка, которая исполнялась не в церкви, а в концертном зале

A CAPPELLA

alla cappella [итал.- как в церкви (часовне); для хора, см. также Капелла], хоровое пение без инструментального сопровождения. Распространено в народном и церковном пении (обиходном и авторском) и композиторском творчестве. Происхождение термина, вошедшего в употребление с кон. XVII в., традиционно связывается с богослужебной практикой Сикстинской капеллы, где не использовались муз. инструменты для аккомпанирования голосов певчих. В ветхозаветном богослужении употреблялось как пение без сопровождения, так и пение, сопровождаемое игрой на муз. инструментах (см. Музыка и муз. инструменты в Библии). Климент Александрийский обращал внимание на отличие христ. богослужения в муз. отношении от евр. и языческого: «Мы же в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (Логосом), а не псалтирью уже. и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой» (Педагог. II 4). В то же время Климент допускал возможность пения «с аккомпанементом лиры или арфы» во время общинных трапез (см. Агапа).

В ср. века пение А c. господствовало в церковном хоровом искусстве. Практика Зап. и Вост. Церквей стала расходиться после введения в 660 г. по инициативе папы Виталиана (657-672) в зап. богослужение органного сопровождения. Многоголосие А c. достигло наивысшего расцвета в эпоху Возрождения — у мастеров нидерл. (Жоскен Депре, О. Лассо) и рим. (Дж. П. да Палестрина, О. Беневоли, Д. Скарлатти) школ церковной музыки; в светском певч. искусстве этот стиль пения воплощен в мадригалах. Изначально он был полифоническим, в XVII-XVIII вв. к вокальным голосам могли присоединяться инструменты — солирующие или генерал-бас. С XIX в. термин восстанавливает свое утраченное значение: в произведениях стиля А c. инструменты перестают употребляться, а сам стиль во многом отождествляется с церковным стилем. В странах Зап. Европы старинная музыка А c. почитается как совершенная форма изложения церковной музыки, совр. церковно-певч. практика стремится приблизиться к идеалу эпохи Возрождения.

На Востоке преобладало пение без сопровождения, однако в нек-рых Церквах допускалось использование инструментов. Так, в Эфиопской Церкви богослужебные песнопения до сих пор могут исполняться как хором А c., так и в сопровождении сакральных инструментов (барабана «кэбэро», деревянных палок «маквамийа»), нередко в соединении с ритмическими танцевальными движениями. Инструментальное сопровождение известно также в богослужении Коптской и Малабарской Церквей (см. Коптское богослужение; Малабарское христианство). В традиции большинства Вост. Церквей (Византия, Армения, Грузия, Сербия, Болгария и др.) используется только хоровое пение А c.

В России пение А c. развивалось от анонимных монодийных образцов к многоголосным преимущественно авторским композициям (произведения С. И. Беляева, В. П. Титова, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.). В нач. XX в. предпринимались попытки введения в церковное пение инструментального сопровождения. А. Т. Гречанинов в 1917 г. написал «Демественную Литургию» Соч. 79 (№ 3) с сопровождением оркестра, органа и арфы, что вызвало критику со стороны проф. КДА свящ. В. Д. Прилуцкого. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. Гречанинов поставил на обсуждение вопрос о необходимости введения органа в правосл. богослужение с целью «придания церковной службе большей музыкальной красоты, возвышенности и силы воздействия на молитвенное настроение молящихся» (еще до этого в Собор поступил доклад муз. критика В. В. Надина-Уварова о введении в богослужение струнных щипковых инструментов — гуслей, арф, цитр и псалтырионов). Предложение А. Д. Кастальского ограничиться введением более доступного по цене для сельских церквей инструмента — фисгармонии — было поддержано свящ. Д. В. Аллемановым, но встретило возражения уже упомянутого проф. свящ. В. Прилуцкого, Е. М. Витошинского (председателя подотдела Собора по церковному пению), свящ. Л. Е. Иваницкого и др. членов заседания и принято не было. Правосл. традиция продолжает сохранять церковное пение А c., оставляя возможность использования муз. инструментов во внебогослужебной духовной музыке.

Читайте так же:

  • Страна лилипутов как называется Страна лилипутов как называется Лилипуты — (иноск.) нравственно ничтожные люди (намекъ на сказочныхъ маленькихъ людей). Ср. Въ одномъ сатирическомъ англійскомъ роман? прошлаго стол?тія, […]
  • Как называется плита и платформа на которых расположена африка Как называется плита и платформа на которых расположена африка АФРИКАНСКАЯ ПЛАТФОРМА — докембрийская платформа, занимающая большую часть Африки (без Атласских и Капских гор). Фундамент […]
  • Интересные факты об ощущениях человека Интересные факты об ощущениях человека Новости, Aфоризмы, Метафоры Анекдоты, Вебинары и т.д. Посмотрите и выберете те, что нравятся Вам. Стены и мосты Понятие ощущения Ощущение, […]
  • Как называется часть логарифма Что такое логарифм Логарифмы всегда считались сложной темой в школьном курсе математики. Существует много разных определений логарифма, но большинство учебников почему-то используют самые […]
  • Как называется жидкий металл Как называется жидкий металл Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1983 . - непрозрачные жидкости с электропроводностью […]
  • Интересные факты треугольников Интересные факты треугольников Треугольник – это такой простой многоугольник, состоящий из трех сторон и имеющий столько же углов. Его плоскости ограничиваются 3 точками и 3 отрезками, […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *