Как называется жилище казака на кубани

Как называется жилище казака на кубани

Тема: «Традиционное жилище народов Кубани»

Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна

Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья казаков и других народов
Задачи:
1. Показать связь украинской культуры, донского казачества с кубанской культурой.
2. Помочь раскрыть гармонию кубанской хаты с природой.
3. Рассмотреть конструкцию хаты и интерьер.
4. Воспитывать чувство уважение к культуре и традициям наших предков.
Оборудование: презентация.

Ход урока.
1. Организация класса.
2. Вступительная беседа.
Сегодня мы познакомимся с жильём кубанских казаков. Кубань заселяли запорожские казаки. Они принесли свою культуру на Кубань. Давайте посмотрим картины А. Куинджи «Вечер на Украине» и «Украинская ночь». Слайд 1

Это украинские сельские пейзажи, на которых изображены хаты.
— Какие постройки они вам напоминают? (Кубанские хаты)
— Какие стены?
Стены побеленные и называются — белёные.
— Из какого материала сделана крыша? (Солома, камыш)
Прекрасно выглядят белые хаты в лучах заходящего солнца и в лунном свете. Гармонично вписываются в ландшафт степей и холмов.
Послушайте стихотворение славянской поэтессы Татьяны Голуб «Хата». Слайд 2.

Где бушует сирень,
Слеповата, горбата,
Опершись о плетень
Пригорюнилась хата.
Среди новых домов,
Что светлее и выше,
Чуть шуршит от ветров
Камышовая крыша.
Этой хате — сто лет,
Заходи, не зевай – ка.
Всех на званный обед
Приглашает хозяйка.
Огурец помидор,
Борщ, вареники с вишней
Помянёт разговор
Всех за снедью привычной.
Жизнь у хаты длинна,
Жизнь на песню похожа.
Помнит радость она,
Помнит день непогожий.
И хозяйкой была,
Молодой и красивой,
У калитки ждала
Казака терпеливо.
Жизнь бурлила рекой,
Детство в люльке качалось,
И на праведный бой
Соколят провожала.
Жизнь у хаты длинна,
Дуб под крышей согнулся,
Вечно помнит она,
Кто домой не вернулся.
От сирени бела,
Слеповата, горбата,
Век второй начала
Жить
Казацкая хата.

Мы видим хату, как живой образ гостеприимной хозяйки. Чисто выбеленные стены, теплые краски камыша на фоне голубого неба и яркой зелени садов.

4. Физминутка
5. Новый материал.
Хата – это дом кубанского казака, турлучный или из кирпича – сырца (саман), покрытая соломой или камышом. Хата обязательно белилась, поэтому она выглядела всегда опрятной и приветливой.
Слайд 3.

Кубань заселили не только запорожцы, из которых было сформировано черноморское войско
— А донские казаки – это беглые крестьяне с южных губерний. Они принесли на Кубань свою культуру.
Слайд 4.

Перед вами фотографии 19 века. Кубанский историк И.Д.Попко писал: «Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовали «вольно ребята»: они стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу».
Турлук – обмазанный глиной плетень из ивняка или камыша.
Саман – необожженный кирпич из глины с примесью соломы и конского навоза.
Слайд 5.

Издавна повелось в станице – каждый молодой хозяин строил собственную хату. На месте постройки бросали перья, шерсть животных, чтобы всё водилось. Одни хаты похожи на украинские мазанки, принадлежали черноморцам. Другие – высокие, просторные с деревянным крылечком, как было принято на Дону, — это хаты линейцев.
Сообщение ученика.
Хаты строили сообща: силами родственников, соседей, друзей по старой службе. Каркас турлучной хаты сооружался из вертикальных столбов — сох. К двум сохам привязывался плетень из ивовых прутьев и пространство между ними заполнялось хворостом, камышом. Заранее приглашали клальщика самана и крыльщика, который крыл хату соломой. Дальше мазали стены и белили. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.
Слайд 6.

Центральным местом хаты была «божница». Она состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками и бумажными цветами.
Слайд 7. Большую часть занимала печь. Пол в хате был земляной. Его часто подмазывали коровьим навозом. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: навес для повозок, амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота.

Слайд 8.
Фото интерьера избы начала 20 века. Обратите внимание на мебель и предметы быта.

— Какие предметы вы видите?
Слайд 9. Убранство хаты в день Святой троицы. К празднику вывешивали для украшения рушники с вышивкой, посыпали пол травой.

Мебель: деревянные лавки, стол, шкаф для посуды, сундуки комод для одежды. На кровати высокая перина, накрытая дижником, горки подушек. По числу подушек судили о благосостоянии семьи.
Слайд 10.

Предметы быта. Фото в музеях края. Без этих предметов трудно представить быт казачки.
Слайд 11.

Познакомимся с новыми словами.
Услон – скамейка для посуды, крепится к печи.
Настольник – скатерть.
Дижник – лёгкое покрывало.
Мысник, угольник –шкаф для посуды.
Слайд 12.

Рядно – подстилка, связанная из лоскутов.
Рогач – ухват для постановки горшков в печь.
Слайд 13.

Образ гостеприимной хозяйки – кубанская хата. После окончания работы хозяева устраивали угощение вместо платы. Начинались песни за столом, пляски, тосты за хозяев, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»

6. Знакомство с постройками горцев.
Слайд№14

У адыгов поселения представляли собой, как писал современник, «цепи дворов, разбросанных по вкусу их хозяев всюду по ущельям, горным террасам и долинам». Дома у адыгов возводились двухкамерные, без фундамента. Стены состояли из кольев и плетня, обмазанного с обеих сторон глиной, смешанной с соломой. Четырёх- или двускатные крыши покрывались соломой. «Как правило, -писал современник, — при строительстве дома(адыги0 не стараются даже изменить натуральный цвет зелени и только на западе красят стены белой, а также светло-зелёной краской… Дома находятся на значительном расстоянии друг от друга и спрятаны, по крайней мере на берегу моря, за деревьями».
Слайд№15.

Казак, переступивший порог дома черкеса, был лицом священным.
-Благословение на дом твой, -говорил гость. –во имя славных дел твоих, джигит, требую гостеприимства, седла и бурки.
— Ты гость мой и, стало быть, властелин мой, -отвечал хозяин.
Гостей усаживали в кунацкой, предназначенной для приёма гостей. Перед ними ставили маленькие столики с тремя ножками. Гости удобно располагались на низких табуретках, покрытых живописными циновками. Появлялись женщины с блюдами, поставив кушанья, женщины быстро удалялись: они не могли принимать участия в празднестве за одним столом с мужчинами.
Многое за праздничным столом казаки и горцы узнавали друг о друге. Такое соседство сближало два народа, связывало их, способствовало постепенному установлению надёжного мира и добрых отношений.

7.Итог урока.
-Как же называется жилище казаков?
-Из чего её строили?
-Какие элементы интерьера запомнили?
8. Домашнее задание.
Нарисовать эскиз интерьера кубанской хаты.

Презентация «История жилища на Кубани»
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Презентация знакомит детей с историей жилища на Кубани.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_zhilishcha_na_kubani.ppt 176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История жилища на Кубани. Подготовила ПДО Кравцова Н.Ю.

Курень История жилища казаков начинается с постройки, которая называется курень. Постройка куреня занимала не слишком много времени и не требовала большого количества строительного материала. В земле копали большую яму, укрепляли стены брёвнами, накрывали сверху подручным материалом. Ставили печь. Когда она топилась, то дым курился над землёй. От этого пошло название — курень

Мазанка В куренях жить было не удобно. И при первой возможности казаки начали строить более пригодное жильё. Хата – мазанка возвышалась над землёй. При её строительстве использовали ветки деревьев и глину. Ветки закапывали в землю в виде высокого забора, затем обмазывали их с двух сторон глиной. Получившуюся «коробку» накрывали соломой, камышом. Стены белили мелом. Окошки делали небольшими, чтобы зимой не было холодно.

Хата из самана Саман – кирпич из глины с примесью соломы. Женщины и дети месили ногами глину с соломой. Мужчины формировали смесь в кирпичи, сушили на солнце, потом выкладывали стены. Крышу накрывали соломой или камышом. Такие хаты были теплей. Потому, что стены были толще. Казачки любили украшать свои хаты. Обязательно белили стены известью.

Деревянные и кирпичные дома С течением времени на Кубани стала развиваться промышленность, трудолюбивые казаки стали жить богаче. Теперь они строили дома из дерева, кирпича, а накрывали их железом. Некоторые постройки сохранились до нашего времени, в них до сих пор живут люди.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программные задачи: 1. Познакомить детей с древней историей жилища людей на Кубани. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков. 2. Учить рассказывать о предметах быта казаков. 3. Учит.

познакомить детей с названием «Кубань. Краснодар, Екатеринодар»,довести до их понимания, что они живут на Кубани; дать понятие «казаки»,выделить столицу Кубани -.

Знакомлю детей с названием «Кубань, Краснодар, Екатеринодар», довожу до их понимания, что они живут на Кубани. Даю понятие «казаки», выделяем столицу Кубани — Краснодар — Екатеринодар». Продолжаю знак.

В материале родителям предлагаются творческие задания на знания традиционных казачьих ремёсели различных видов декоративно-прикладного искусства.

сценарий разработан и проведен в честь Дня защитника Отечества. Посвящен спортсменам Кубани, которые защищают честь страны и военнослужащим защищающим нашу Родину. Для детей подоговительны.

laquo;Методическая разработка организованная образовательная деятельность по кубановедениюдная Кубань.Краснодар-Екатеринодар-столица Кубани&raquo.

Опыт работы «Волонтерский экологический отряд «Зеленое движение Кубани», акция «Сделаем краше Кубань нашу&raquo.

Жилище казаков

Домостроение – важный элемент традиционной народной культуры. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей станицы.

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Вот как строились дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» — глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили.

Хата делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель. Центральным местом в доме бы «красный угол» — которая состояла из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника.

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты – фотографии на стене – традиционные семейные реликвии.

на тему: «Жилище казаков на Кубани».

Кубановедение 2 класс Тема «Казачья хата» Презентация разработана учителем начальных классов Калининой Е.Л. Калининой Е.Л. МОУ СОШ 22 п. Кубань Гулькевичский. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемkalinina-helen40.narod.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Кубановедение 2 класс Тема «Казачья хата» Презентация разработана учителем начальных классов Калининой Е.Л. Калининой Е.Л. МОУ СОШ 22 п. Кубань Гулькевичский.» — Транскрипт:

1 Кубановедение 2 класс Тема «Казачья хата» Презентация разработана учителем начальных классов Калининой Е.Л. Калининой Е.Л. МОУ СОШ 22 п. Кубань Гулькевичский район

2 Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

4 Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату. Как казаки строили себе жильё

6 Строительство турлучных домов По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

7 Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» — глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

8 Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес.. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

9 Как казаки строили себе жильё из самана Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

10 Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

11 Настоящая старинная хата

14 Атамань. Кубанское подворье

15 Уникальный музей под открытым небом

16 Проверь себя Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты — саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?

Презентация по кубановедению «Жилище казаков на Кубани»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Хата казака на Кубани Момчинович Е.А. Учитель изобразительного искусства МОАУ гимназии № 8

Казачьи курени и хаты

ДОМ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ каменный плетень забор из жердей

Хата делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью и малую хату. Крыша построения была из соломы или камыша.

Жилище казаков Русская печь Хата

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани.

Внутреннее устройство жилища Возле печи стояли рогачи, кочерга, чаплейка. Полы в комнате были глиняными, и застилали их домотканными ковриками.

Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

В некоторых станицах до сих пор сохранились турлучные дома

Номер материала: ДБ-367086

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация по кубановедению на тему «Казачья хата» (2 класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Казачья хата.doc

Урок по кубановедению во 2 классе «Казачья хата»

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 22 Калинина Е.Л.

Цели урока: Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат; развивать любознательность, воспитание любви и уважения к родному краю, к народным традициям и художественному наследию.

Оборудование: мультимедийная презентация «Казачья хата», учебник-тетрадь

Ход урока: I . Орг. момент

Учитель: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в прошлое наших дедов, прадедов и познакомимся с тем, как жило казачество на Кубани. Побываем в жилище казака, рассмотрим предметы быта, увидим, как одевались наши предки. Но для начала вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке…

II . Повторение. Загадки кубанской зимы. Проверка домашнего задания. Дети загадывают по- очереди друг другу загадки, которые подготовили дома. Зачитывают пословицы и поговорки

III .Физминутка «Ну-ка, все взялись за нос…»

IV . Новая тема «Хата казака». (презентация) Самое главное для казака – это жилище. На Кубани первые поселенцы строили турлучные хаты без фундамента, прямо на земле. По периметру постройки устанавливали сохи и подсошки, между которыми закрепляли плетень из ивовых прутьев или это пространство заполняли камышом или хворостом. Верхние концы сох соединялись досками или бревнами. Поверх бревен укрепляли потолочные балки – сволока, на которые укладывались тонкие жерди, все заплетали хворостом или засыпали камышом. Затем это сверху и снизу обмазывали толстым слоем глины с соломой. Так получался потолок. Стены с двух сторон обмазывались толстым (30-40 см) слоем глины, смешанной с соломой. Мазка хаты совершалась в 4 этапа. Первую мазку «под кулакы» делали, созывая родственников, смешивая глину с соломой и забивая ее кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – под «пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк. Была и четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» — размывали стены, нанося на них аккуратным слоем глину. Побелку делали глиной. Полы забивали глиной так, чтобы они возвышались над поверхностью земли на 20-30 см. Крыли ее путаной соломой — в натруску или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – трубу (трубку) Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. Позже стали ставить саманные хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков или сырцового кирпича, изготовляемого из глины с примесью соломы. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины. Учитель: Мы видим, что казачья хата имела отличительные особенности от других типов жилья. В ней зимой было тепло, а летом прохладно, и это благодаря строительным материалам, которые использовались населением.

V . Игра «Строим хату» Дети имитируют замес глины для саманного кирпича, укладку самана, вбивание кулаками глину, ладошками размазывание глины, побелки и т.д.

VI . Самостоятельная работа учащихся по учебнику с. 40-41

VII . Закрепление. – Что нового узнали о жизни казаков на Кубани? – Как назывался казачий дом? (Хата) – Какая отличительная особенность хаты от других типов жилья?

Д/з с. 40-41 пересказ по учебнику, расспросить бабушек, дедушек, пожилых соседей о хатах, которые раньше строились в совхозе

Учитель: Казачки придавали большое значение

убранству хаты. В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами. Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники . В главной комнате стояла кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках, подзоры(ими украшали низ кровати) вязаные крючком. Все выглаженное, красивое. Казачки любили вышивать

Ученик: «Кубанская вышивка»

На Кубани были искусные мастерицы, детей рано приучали к рукоделию. Основой в вышивке является узор или орнамент. У каждой хозяйки был свой стиль. Вышивали крестом и гладью.

(Работа с вышивками-выставка в музее «Кубанская вышивка»)

В орнаменте были заложены символы, которые несли смысловое значение . Например: символы в орнаменте: птицы — это вестники солнца. Рисовали пав с изящными контурами туловища и пышным хвостом, скромных петухов. Птица-солнце, жар-птица или птица-пава — обозначала парящее по небу солнце, роняющее перья-лучи. Двуглавый орел — небесный огонь, сила, могущество. Конь — символ благополучия. Летающие по небу собаки — небесные — охранители человека, языческие обереги. Летающие олени- языческие небесные божества.

Учитель: Ребята ,дома у вас было задание найти образцы вышивки, покажите их и расскажите историю изделий. Ребята демонстрируют образцы вышивки и рассказывают о них, кому принадлежали и кто их автор.

.Учитель: Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники , которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. (Работа с фотографиями в рамках, представленных в музее: «Казачья семья», «Казачка», «Казачья свадьба»….)

Вывод. Учитель: Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой, а с другой стороны — богатым народным творчеством, реализованным в украшении жилья.

Учитель: Мы познакомились с внутренним убранством хаты, а как вы думаете, какие предметы быта необходимы были казачке для ведения домашнего хозяйства?

Ответ: утюг, посуда, утварь….

Учитель: Правильно, а теперь, я буду называть предмет, так как он назывался в старину, а вы попробуйте отгадать, что это за предмет: макитра, глэчик, корец, солотовка, цибарка, чуванец, барыло, бодня, ваганы, дижа.

Правильное значение слов: Глэчик – глиняный кувшин,корец (корчик) – ковш (глиняный), макитра – большая глиняная посуда для квашни, махотка – низкий кувшин с широким горлом, салотовка – ступка с пестиком (из дерева), цибарка — ведро, посуда для собаки, чуванец – чугун, казан – большой чугун с выпуклым дном, барыло – деревянный бочонок, бодня – кадушка, бохлач ( баклага) – сосуд для воды или вина ,ваганы – корыто , ночва – посуда для теста, корыто из дерева, долбленое., дижа – квашня, посуда для теста (низкий широкий деревянный бочонок с ручками), горнец – печной горшок.

Задание: Покажите эти предметы у нас на выставке, а я посмотрю сможете ли вы их найти?

Если учащиеся показывают неверно предметы быта, учитель их поправляет.

Вопрос: Ребята, а как вы думаете, чем гладили белье хозяйки?

Ответ: Чугунными утюгами, большими и маленькими, паровыми и жаровыми. А еще ранее рубелем. Рубель — большое ребристое деревянное приспособление. Такое глажение было трудоемким.

Работа учителя с предметами быта в музее (рубель, паровой утюг, жаровой утюг.)

А теперь послушайте стихотворение и назовите, какие предметы, упоминающиеся в нем, встречаются у нас в музее .

1 Кочерга у нас стальная . 2 Много сору на полу

Ах, помощница какая. В руки я возьму метлу.

Если вдруг погас огонь, Наведу порядок в хате

То я в печку кочергой. И пойду к подруге Кате.

3 На печи нагрела воду 4 От бабушки в наследство

И в корыто налила Мне досталась прялка

Чтобы стали вещи чище Но, чтобы с ней работать,

В руки мыло я взяла. Тут нужна смекалка.

Все белью перестираю Как правильно прясть нитки,

А потом пополоскаю. Мне мама показала

Вот только попросила,

Чтоб прялку не сломала.

Учащиеся перечисляют предметы.(учитель акцентирует внимание на прялке)

Вопрос классу: Ребята ответьте, чем же украшала хату кубанская хозяйка?

Чем гладили белье?

Какие новые предметы быта вы узнали?

Учитель: А как же казаки вели хозяйство? Давайте посмотрим несколько сценок из жизни казаков.(сценки с юмором)

Казак: — Ты корову доила?

Казак: — А дэ молоко дила?

Казак: Ой, так я вчера корову продав.

Воскресенье: Казачка: — Ты знаешь Орышка, ны мала я хлопит, та купыла порося. Ганна, ты седни порося кормыла?

Орышка: -А шо такэ.

Казачка: Та воно йисть и йисть, йисть.

Понедельник: Казак: — Ганна, ты седни порося кормыла?

Казачка: -А йяк же

Вторник: Казак: — Ганна, ты седни порося кормыла?

Казачка: -А йяк же.

Среда: Казак: Ганна, так у нас порося сдохло!

Казачка: — Ой, божички, а я думаю, чего воно вжэ трэтий дэнь ны крычить.

Учитель: Ребята каких животных держали казаки?

Учитель: А теперь поговорим о женском и мужском казачьих костюмах . Любили казачки наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. У нас в музее есть костюм казака и казачки

(Демонстрация костюма: Выходит ученица в костюме казачки..)

Вопрос: Ответьте , во что одевались женщины казачки?(ответ)

Учитель: Женский костюм- это целый мир. Одежда у казачек различалась согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в нарядах. Обычно это широкая цветная юбка, богато вышитая рубаха, зипун или «кохта», на ногах сапожки или кожаные тапочки-чувяки.

Рубаха женская (ученица демонстрирует рубаху с вышивкой) – сорочка старорусского покроя, выполняла одновременно роль нательной и верхней одежды. Традиционная женская рубаха была длинной, с длинными же прямыми рукавами, с круглым немного присборенным воротом, иногда с воротником.. Девочки в одной рубашке, подпоясанной поясом, ходили до 10-12 лет, а в старину до самого замужества. Старинной одеждой , была юбка. Холщовые юбки на Кубани, носили, как правило в качестве нижних, а назывались они подол ( по – русски) , по украински – спидница Зипун – общепринятая верхняя одежда. Верхней одеждой была «кохта» прямоспинная, немного ниже колен. Она шилась на стеганой подкладке. Богатые казачки носили шубки из бархата, шелка, атласа, на лисьем меху или другом. Волосы женщины заплетали и укладывали на затылке в пучок . Полностью не закрывали волосы. А только пучок. Есть поговорка «У хорошей свекрухи сноха без шлычка и во двор не выйдет» Шлычка – маленькая шапочка, состоявшая из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком. Летом на шлычку надевали легкие платки, зимой теплые, вязаные.

Украшений женщины носили много: бусы (намисто), серьги , кольца. Сурьмили брови и ресницы, отбеливали лицо и сильно румянили. Казачки были искусны в косметике.

Костюм кубанского казака составляли : рубаха, бешмет, шаровары, мундир в виде чекменя или черкески, заимствованный у горцев , башлык, бурка также являются предметной одеждой горских народов. Черкески у казаков в конце 18 века встречались редко, но со второй половины 18 века произошло их заметное распространение. В 1831 году их даже запрещали . Атаман Заводовский издал указ: « …запрещается при отправлении службы носить черкесские свитки….т.к неприличное одеяние».

Рубаха — основа казачьего костюма. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. Первоначально носили традиционные украинские рубахи – «голошейки» с разного типа горловинами . Применяли в вышивке шов – мережка. Повседневную одежду у казаков составляли сермяжные свиты, сшитые из домотканого некрашеного , грубого сукна. Серого или черного цвета. Свиты надевали прямо на рубашки.

Носили также штаны-шаровары и штаны портные, из сукна и холста.

Обувь : сапоги, черевики, чоботы. Сапоги были мягкие из сафьяна и грубые юфтовые.

Большим разнообразием отличались головные уборы. Бытовали кучмы, низкие круглые шапки с узким вертикальным меховым околышем и меховым околышем и матерчатыми вершками, сшитые в форме цилиндра или усеченного конуса . Мегерки- головной убор с узким околышем и высокой грушевидной тульей . По форме он подобен митре. Одним их головных уборов казака являлась папаха.

Рассказ сопровождается демонстрацией костюма казака.

Вопрос: Как вы думаете какое значение имела для казака папаха? (ответы)

Учитель: Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках, ими голосовали, перед избранным атаманом шапки снимали, а он надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаул надевал шапку обратно – значит говоривший лишался слова. Шапку кидали во двор, предупреждая, что придут свататься . Сбитая с головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы

В качестве дополнительной верхней одежды черноморские казаки носили кожухи нагольные, шинели, шубы, серяки , киреи, бурки. Серяк – одежда для походов, непогоды – шился из грубого толстого сукна, обычно серого или коричневого цвета. Они были дешевле бурок. Бурки шились из диких козьих кож . Кожухи нагольные – это непокрытые материей овчинные шубы.. Были кожухи волчьи, лисьи, и даже собачьи. Нередко встречались байбараки – кожухи крытые сукном. У А. Головатого была « шуба лисья под зеленым сукном с золотыми петлями», «шуба волчья под красным сукном с золотыми петлями». Киреи встречались редко, они аналогичны серякам.

Учитель: В целом в основе костюма казака лежал комплекс украинской народной одежды. С начала 19 века прослеживалось заметное донское и кавказское влияние . К середине 19 века адыгская одежда доминировала в казацкой среде, но образцы славянской окончательно не вытеснены.

Учитель: Итак, мы закончили наше небольшое путешествие в эпоху наших отцов и дедов, а теперь я предлагаю вам прослушать казачьи поговорки и ответить на вопрос, какие качества казаков они подчеркивают:

O Биз труда , нэма плода.

O Лэгшэ работать, чим лэдачить.

O Работа и муче, и кормэ, и уче.

O Добру жинку взять-горя нэ знать.

Учитель: Молодцы. Сегодня вы познакомились с различными предметами быта. Нужны были мастера, чтобы их изготавливать. О кубанских ремеслах мы поговорим на следующем уроке.

Что такое возрожденное казачество

Войско в пятьдесят тысяч человек с содержанием миллиард в год и тренировками на лучших военных полигонах. Корреспондент «Коммерсанта» отправилась изучать, что собой представляет кубанское казачество.

Душным августовским днем в 30 км от Краснодара я сижу в правлении местного колхоза и второй час подряд слушаю, как двое мужчин — один, лет пятидесяти, в штатском, другой, лет семидесяти, в камуфляже — орут друг на друга.

В камуфляже — атаман казачьего общества станицы Платнировской Владимир Захарович Тихий. Грозному своему званию он соответствует меньше, чем фамилии, и орут тут скорее на него, а он время от времени только жалобно вскрикивает:

— Петрович, ну это уж слишком! Тут я с тобой несогласный! Люди же на службе находилися. Они выполняли приказы. При-ка-зы, понимаешь?

— Ага, приказы? — взвивается его собеседник, Валерий Петрович Колпаков, хозяин этого кабинета. У группы компаний, расположенных в станице,— давнее противостояние с местным судом, и не так давно по обвинению в незаконной организации митинга была арестована директор одной из компаний. Судья, вынося решение, основывалась на показаниях понятых — казаков. В связи с чем сельхозпроизводители на казачество несколько осерчали.

— Такое оно, ваше свободное казачество? — Колпаков грохает по столу кулаком.— Понятыми работать, ложные показания давать?

— Наше казачество, наше! — жалобно тянет атаман.— Ты ж тоже казак, у тебя и удостоверение есть! А ложных показаний не было. Было исполнение службы.

— Да засунь себе это удостоверение, Захарыч! — шумит Колпаков.— Не хочу я в таком казачестве состоять! Дедов наших расстреляли — вон там они, на краю станицы закопаны. Деды были земледельцы и воины, а не дежурные понятые!

Слева — хозяин кабинета Валерий Петрович Колпаков, в центре — Виктор Илюшин, заместитель Колпакова по производству, справа — атаман станицы Платнировской Владимир Захарович Тихий

Слушать разбушевавшихся мужчин страшно, но и прерывать их не хочется. Я приехала на Кубань выяснить, что собой представляет возрожденное казачество.

Возрождают его тут не на шутку:

Судя по тому, что возглавляет войско вице-губернатор края Николай Долуда, для властей это дело нужное. Кубанские казаки теперь не пляшут, не поют, как в одноименном фильме,— они сила, брали Крым, грозят нагайками Pussy Riot, штабу Навального и всем, кто плохо себя ведет.

В каждой школе на Кубани с этого года будет казачий класс, а каждый казак (согласно поправкам в региональный закон о земле, принятым в прошлом году) получит землю. Как к этому относятся в регионе, где гектар стоит больше $2 тыс.,— это был для меня вопрос тоже открытый.

С конца прошлого года казачьим обществам начали выделять землю: всего казаки могут бесплатно получить до 500 га

Мужчины между тем докричались и до земли:

— Где твои казаки были, когда в Кущевской детей и баб убивали? Есть в Кущевской атаман? Что он там? Тоже, как и вы, «зэмлю» ждет? Землю вам подавай…

— Петрович, вот ты зачем про Кущевскую? Ну есть там атаман! Боится он, всегда боялся. Его дочку казаки в школу провожали, чтобы не случилось чего. Нам же прав никаких нету, Петрович! — Захарыч стучит себя в грудь.— Что мы делать-то можем? А землю, это как они там решат… Вот дали нам шестнадцать гектар, их же обрабатывать надо. Налог с них платить! Трактора просили — не дали. К тебе же и пришли в колхоз, чего делать-то, ты умеешь — ты и обрабатывай.

— А? Нормально? — Колпаков поворачивается ко мне.— Вот люди. Казаки — это что? Общинное земледелие. У каждого ведь с 90-х паи лежат земельные! Кто не пропил еще. Сложили бы паи, собрали хозяйство казачье, и вот тебе возрождение традиций. Мы бы помогли: чем с полицией под ручку гулять, лучше бы землю пахали. Так нет: «Это ж мое, это ж 200 тыщ стоит!» Те паи лежат, а сейчас опять за рыбу деньги — мы казаки, нам «зэмлю и хлиба» подавай! Да еще и трактор дай, и налог прости. Нам бы кто простил чего, а?

Покричав еще немного, одностаничники отправились по своим делам: Тихий — в церковь помогать местному батюшке разгружать стройматериалы, Колпаков — в поля проведать агрономов. Попрощались за руку — спорили, очевидно, не в первый раз и не в последний.

Черные доски, Юлькин халат

Платнировский курень был основан в 1794 году, через 20 лет после уничтожения по приказу Екатерины II Запорожской сечи (и входившего в нее куреня с таким же названием), путем переселения на земли Кубани оставшихся в живых запорожцев.

Таким образом Екатерина отблагодарила казаков за участие на ее стороне в русско-турецких войнах: 38 куреням запорожцев, которые к тому времени назывались уже Черноморским казачьим войском, она пожаловала правый берег Кубани. Впоследствии, пополнив свои ряды донскими казаками и другим пришлым народом, бывшие запорожцы создали Кубанское войско.

Перебравшись на Кубань, запорожские традиции казаки продолжали соблюдать

Внешне от другого многочисленного войска — донского — эти казаки отличались тем, что по-прежнему говорили по-украински (до сих пор язык, на котором говорят в быту на Кубани,— фактически суржик, или, как местные называют, балачка). Ну и формой — черкеской и папахой.

Кубанские казаки никогда не имели проблем с занятостью. Русско-турецкие и русско-польская войны, военные действия на Кавказе, русско-японская и первая мировая — всюду Кубанское войско отправляло свои дивизии и полки. За это их щедро жаловали. Каждый казак, достигавший 18-летия, получал десять десятин земли, чтобы к 19 годам, когда пойдет служить, обзавестись с доходов от этой земли амуницией.

Куреня, образованные запорожцами, тоже богатели. Платнировский курень в 1842 году получил статус станицы, к началу XX века в ней проживало уже больше 10 тыс. человек.

Жили казачьи семьи зажиточно

Беда пришла вместе с революцией. Высший казачий орган управления — Кубанская рада — решил, что пришло время реализовать идею независимости Кубани, и провозгласил Кубанскую народную республику со столицей в Екатеринодаре (нынешний Краснодар).

Республика просуществовала до 1920-го, и вслед за ее падением последовали репрессии и расказачивание. Директива о расказачивании была подписана Свердловым 24 января 1919 года. Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север, а против богатых казаков следовало произвести массовый террор, «истребив их поголовно».

Начали с терских казаков, до кубанских дело дошло только к началу 30-х — к времени голодомора. В 1933 году станица Платнировская вместе с 12 другими была занесена на «черные доски» за «саботаж». Оставшиеся в живых казаки пытались спасать семьи, закапывали зерно. Жителям станиц, попавших в эти списки, грозила депортация.

Из станиц Полтавской, Медведовской, Урупской (согласно донесениям, там готовились бунты) были депортированы практически все жители — несколько десятков тысяч человек. В других станицах, в том числе в Платнировской, выселение проводилось частично. Осталось 600 семей — из 18 тыс. человек…

Возвращаться семьи начали довольно скоро.

— Мои дед с бабкой вернулись в 39-м,— рассказывает, пока мы гуляем по станице, Иван Ярошенко (еще один атаман, предшественник на этой должности Захарыча).— Сначала бабка пришла на разведку, можно ли вернуться. А за ней и дед. Хата их занята была, конечно, но они по соседству поселились.

Больше всего вернувшиеся боялись, что 1932 год повторится. Поэтому казачьи корни прятали как могли: замазывали в стены фотографии, шашки, папахи. Песен не пели, когда заходила о казачестве речь — прикусывали языки.

— Я бабку спрашивал: «Бабушка, я казак?» А она мне тихонько так: «Да всих казаков вбылы»,— рассказывает Иван Алексеевич.

В руках бывшего платнировского атамана Ивана Ярошенко — семейные фото его предков

Страх этот держался долго. Уже когда началось казачье движение, в ранние 90-е, на собрания шли с оглядкой.

— Я, бывалыча, надену там все — ну, черкеску, папаху, а сверху Юлькин халат накину и так иду,— меленько смеется дед Николай, хитренький старичок 1936 года рождения, переживший и голод, и депортацию.

Дед Николай нынче тоже реестровый казак Кубанского войска. Раз в год ездит на сборы, на казачий круг ездит. Зарплату не получает — она положена только тем, кто состоит в казачьей дружине, 22 тыс. руб. на человека.

«Крым брать» тоже не ходил. С Платнировской никто не дошел: когда казаков звали, велено было иметь с собой деньги (потом вернут, но чтобы в дороге не побирались), а платнировским, говорит дед Николай, жены не выдали, пришлось обратно вернуться.

У бывшего атамана Кубанского войска 67-летнего Владимира Громова в престижном месте рядом с Краснодаром — хутор Ленина на краю станицы Пашковской — большой красивый дом. Вокруг дома сад, который он, кряхтя, возделывает: «Сдуру взял самый большой участок, когда казакам землю давали, думал, здоровья еще на сто лет хватит — а нету!»

Своих, пашковских казаков, Громов тоже землей не обидел: при его атаманстве им достался один из самых больших наделов — 400 га.

— Земледельцы они, конечно, так себе — одни сорняки растили, но, пока я атаманом был, их не трогали, землю не отнимали. А когда мое время кончилось, пришлось им подсуетиться. Землю переоформили по-быстрому, в садовое товарищество превратились. Ну хоть так…

Бывший казачий атаман Владимир Громов — сейчас писатель и историк

В библиотеке у Громова много икон, казачьи фотографии и настоящий трон — подарок благодарного казачества.

Фигура он известная и уважаемая: с него-то все и началось. В середине 80-х годов доцент исторического факультета Кубанского государственного университета Владимир Громов создал кружок по изучению истории казачества. В 1989 году на его базе был образован кубанский казачий клуб, а потом — казачье любительское объединение при доме культуры.

— Те, кто говорит, что возрождение казачества в 90-е — проект Кремля, просто не были у нас, на Кубани. Это было настолько массово! Такой взрыв мощный! Властям это не нравилось довольно долго, это потом они уже поняли, что с казаками надо дружить…

Летом 1990 года в Москве состоялся Большой казачий круг. Кубанское казачество численно превосходило донское, но руководителем Союза казаков, созданного на этом круге, выбрали донского казака — Александра Мартынова.

— У меня, конечно, был авторитет,— вспоминает Владимир Громов.— Но у Мартынова были возможности всех принять в Москве, разместить. У него был бизнес — автопредприятие большое, и в Москве у них было общежитие, кажется, на 1905-го года. Вот он и стал главным.

Фото: В. Машатин / Фотоархив журнала «Огонёк»

Фото: РИА Новости

Фото: А. Лыскин / Фотоархив журнала «Огонёк»

Фото: В. Бушухин / Фотоархив журнала «Огонёк»

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Общими усилиями к апрелю 1991 года вышел закон «О реабилитации казачества». А через три года на Кубани были уже не десятки, а сотни казачьих объединений.

Громов стал атаманом кубанского войска, но было еще и «всекубанское войско», и десятки отдельных атаманов со своими подразделениями.

Самая нашумевшая история тех лет — дело банды Доманина. Участник чеченских войн Сергей Доманин вернулся на Кубань, в родной город Тимашевск, в середине 90-х. Под лозунгами возрождения казачества и охраны правопорядка сколотил банду, которая занималась похищением людей, убийствами и грабежами на протяжении нескольких лет.

Доманин погиб в апреле 1997 года во время стычки с милиционерами. На его похороны съехались представители казачества со всего края.

Впереди похоронной процессии, согласно казацким обычаям, вели осиротевшего белого коня Доманина, несли его шашку и все его награды.

Через несколько месяцев был суд над членами банды, 22 человека получили сроки от восьми до 20 лет.

Откровенно бандитских историй в 90-е было много, и тем не менее у нынешних казаков в оценках того периода единства нет.

— Тогда люди зачем в казаки пошли? Чтобы с бандюгами бороться,— объясняет мне подъесаул Владимир Петрович Зацепский, житель соседней с Платнировской станицы.— И боролися. Помню, поймали армянина, насильника — девчонку изнасиловал у нас, отходили его нагайками как следует. Так их посадили на шесть лет! В Темрюкском районе были тоже боевые казаки — так их просто убили. А громовские — они так, при бюджете сидели. Нет, Громов хороший человек, но он все нас осаживал. А казаку что сидеть без дела? Ему воевать надо, порядок охранять…

Громов говорит, что бюджета при нем на казачество было не много, не то что сейчас, но власть у его войска действительно была, и немалая:

— Представляете, когда на площади тысяча казаков требует отставки губернатора? Могут ли депутаты руки против поднять? Вот так и было 30 июня 1992 года. Войско потребовало отставки, и губернатора Дьяконова сместили!

Впрочем, бывший атаман гордится и тем, что от притязаний политиков на казачество он долгое время отбивался:

— Серьезные люди приезжали, пытались договариваться, чтобы казаки на Кавказ шли воевать.

Громов был атаманом 17 лет. О том, что предшествовало его невыдвижению в 2007 году, он говорит уклончиво: «Я знал, что атаманом мне больше не быть. Власть так решила. А я что, под этот поезд бросаться буду? Переедут и забудут! И что мои атаманы не поддержат, тоже знал. Они уже обзавелись кое-чем: у кого магазин, у кого рынок, у кого земля — было за что их зацепить, так что я просто сам не стал выдвигаться».

Ходили слухи, что на Громова грозились завести уголовное дело, но слухи эти никак не подтвердились, и с 2007 года он — депутат законодательного собрания Краснодарского края.

К нынешнему казачеству Громов относится критически. Не нравится, что слишком сблизилось с государством, свобод лишилось, но больше всего возмущен нагайками:

— Сейчас в любой магазин казачий зайдешь — нагайки висят всех мастей. А зачем это? Я категорически против, чтобы казаки с нагайками выходили. Казак нагайку брал в руки, когда садился на лошадь. А теперь тут и там слышишь, что кто-то кого-то нагайкой отстегал. Это как это? Нарушил человек закон? Привлекайте по закону, а нагайками размахивать, казачество позорить — этого не надо.

На казачьем кругу в 2007 году была поддержана кандидатура вице-губернатора края Николая Долуды. Родом он из Харьковской области, происхождения не казачьего, кадровый военный. Зато ближайший сподвижник бывшего губернатора Ткачева (злые языки говорят даже про совместное имущество, записанное на детей) и бессменный вице-губернатор уже при его преемнике.

Два мира, один камуфляж

— Здравия желаю, господа казаки! — кричит Николай Долуда, войсковой атаман Кубанского казачьего войска.

— Здравия желаем, господин атаман! — построившись неумело, отвечают разновозрастные казаки.

В течение следующих десяти минут Долуда поднимает боевой дух собравшихся речевкой о том, как казаки «в четырнадцатом году грудью закрыли рубежи родины», «не пустили на русскую землю этих бандеровцев», что казаки — это «в первую очередь воины» и должны быть всегда готовы.

Атаман и вице-губернатор Краснодарского края Николай Долуда (в центре) на традиционном ежегодном военно-полевом сборе 1-го исторического Екатеринодарского казачьего полка имени Захария Чепеги

Долуда обходит войско, отечески интересуется, все ли сыты, не холодно ли было на сборах спать, понравился ли казачатам обед. Предлагает продолжить учения — и грушники занимают места у площадок, объясняют, как пользоваться разными видами боеприпасов:

— Для подрыва данного стального троса нужны три тротиловые шашки, они перебивают и трос, и стержень…

Казаки теснятся вокруг объясняющего гурьбой, дедушку и мальчика пропускают вперед, чтобы было лучше видно. Один из собравшихся — священник, отец Николай, подтянутый, мускулистый молодой человек в камуфляже. С гордостью сообщает мне, что на стрельбищах показал лучший результат.

Отец Николай — священник Екатеринодарского отдела Кубанского войска

— А вот, я слышала, казака, который поддержал Навального, изгнали из войска — вы как к этому относитесь?

— Я очень даже положительно к этому отношусь,— охотно поддерживает скользкую тему отец Николай.— На него и епитимья была наложена! Потому что он товарищей своих предал. Предал идеологию… братьев своих!

После сборов я пытаюсь поговорить с Долудой. Это не так просто: в отличие от простодушного отца Николая вице-губернатор хочет говорить только о том, о чем хочет.

— В рамках трехстороннего соглашения между администрацией Краснодарского края, МВД и Кубанским казачьим войском 1652 казака несут службу по охране общественного порядка в составе нарядов полиции. Другие направления работы в соответствие с федеральным законом 154 — охрана границ, обеспечение экологической и пожарной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, участие в противодействии незаконному обороту наркотиков,— четко, по-военному докладывал Николай Александрович.

Даже взаимоотношения власти и казачества как будто разведены для него, вице-губернатора и атамана, по разным углам: отправляясь в 2020 году в Крым, «брал отпуск за свой счет на работе», так же как и тысяча казаков, отправившихся туда, потому что «прежде всего я патриот».

На полигоне Молькино атаман Николай Долуда бывает регулярно

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В перспективы казачьего земледелия, в отличие от моего знакомого главы колхоза из Платнировской, Николай Александрович верит: «В соответствии с изменениями, внесенными три года назад в Земельный кодекс, казачьим обществам земля может передаваться без торгов, и губернатор Краснодарского края поручил выделить от 300 до 500 га земли каждому районному казачьему обществу. На конец прошлого года было выделено 13,5 тыс. га, и эта работа продолжается. На этих землях создано 12 казачьих сельхозкооперативов, первые итоги их работы появятся в конце года».

Нападение на Алексея Навального и нескольких его сподвижников произошло в аэропорту Анапы в мае 2020 года. Два десятка людей в казачьих шапках сначала облили активистов молоком, потом избили.

На видео, которое анапское городское казачье общество ККВ выложило на своей странице в «ВКонтакте», был опознан в толпе нападавших кошевой атаман Николай Нестеренко.

На этой же странице есть много местных новостей: статья «Казаки Кубани готовы освободить Запорожье и Украину», новость о торжественном вручении 1 сентября казацкой военной формы 1К (казацкому) классу местной школы, но нет ничего о дальнейшей судьбе Нестеренко. А судьба интересная.

Николай Нестеренко был известным в городе бизнесменом (контролировал городской рынок), конфликтовал с местным депутатом бизнесменом Сергеем Зириновым, в 2020 году стал объектом покушения (был ранен, водитель погиб).

В организации этого покушения обвинили Сергея Зиринова, и осенью этого года суд приговорил его к 22 годам колонии. А уже на следующий день после оглашения приговора уголовное дело было заведено на Нестеренко.

Его обвиняли в незаконной приватизации его собственной дачи под Анапой. Этим летом был оглашен приговор: шесть с половиной лет колонии.

Эту историю я обсуждаю с 72-летним Зауром, сидя в его доме в адыгейском ауле Псебе.

— Я в Анапе много бываю, мы там фундук продаем — у нас весь аул этим занимается. Там Нестеренко люди хорошими словами вспоминают, говорят, верил человек в свое дело. Он же немолодой уже, а с этой мафией серьезно так воевал… Довоевался, конечно, там же одна шайка, его и посадили за дачу…

Псебе — аул довольно глухой, чужие здесь не ходят, но между жителями есть один, считающий себя казаком. Ни на какие сборы он не ездит, хранит фамильную шашку, знает песни. Анзор говорит, что человек он хороший, его тут все уважают.

А этих, которые в нарядах стоят с милицией,— их не очень… Ряжеными называют. У нас тут есть один парень, тоже, как все, фундуком торгует. И вот он едет на машине, полный багажник фундука. Его наряд останавливает, казаки. Казак ему говорит: «Проверка на дорогах! Подъесаул Потапенко!» А тот быстро отвечает: «Ну тогда я — князь Шхалахов!»

Казак улыбнулся и отпустил его.

«Князь» поехал торговать фундуком, а «подъесаул» остался помогать полиции.

Памятник запорожским казакам, пишущим письмо турецкому султану, установлен в столице кубанского казачества

В подготовке материала принимала участие Мария Либерман

Читайте так же:

  • Показ мод как называется Синонимы к словосочетанию «показ мод» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Связанные слова и выражения Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная […]
  • Интересные факты газета Интересные факты Само название «газета» произошло от мелкой итальянской монеты gazzetta – именно столько стоил в 16 веке небольшой листок с новостями, который с 1556 года издавался в […]
  • Молитва в до мажоре песня Молитва в до мажоре песня Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. […]
  • Мендель интересные факты Мендель Грегор - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн (1822-84), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о […]
  • Что делать если вертолёт крутится Вертолет крутится вокруг своей оси #1 marsen 1 сообщений Всем привет! Решил так сказать на старость лет познать азы управления вертушкой, так сказать мечта детства. Вчера был […]
  • Найдите три последовательных натуральных числа если известно что квадрат меньшего из них на 47 Цели урока: проверить знания и умения по данной теме. Вариант I. 1. Преобразуйте выражение в многочлен: а) б) в) 2. Упростите выражение: а) б) в) 3. Упростите выражение и найдите его […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *