Как называются храмы на востоке

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

По религиозным канонам, православный храм, являет собой Дом Божий.

В нем, невидимый для всех присутствует Господь в окружении ангелов и святых.

В Ветхом Завете людям даны четкие указания от Бога, чему должно быть подобно место для богослужений. Православные храмы, построенные по Новому Завету, соответствуют требованиям Ветхого Завета.

По канонам Ветхого Завета, архитектура храма разделялась на три части: святая святых, святилище и двор. В православном храме, построенном по Новому Завету, все пространство соответственно тоже делится на три зоны: алтарь, среднюю часть (корабль) и притвор. Как в Ветхом Завете «святая святых», так и в Новом Завете – алтарь, обозначают Царствие Небесное. В это место позволено входить только священнослужителю, ведь по Учению Царствие Небесное после грехопадения было закрыто перед людьми. По законам Ветхого завета, на эту территорию один раз в год допускался священник с жертвенной очистительной кровью. Первосвященник считается прообразом Иисуса Христа на земле, и это действие давало людям понять, что наступит час, когда Христос, прошедший боль и неимоверные страдания на Кресте, откроет Царствие Небесное для человека.

Разорванная надвое завеса, скрывающая святая святых знаменует, что Иисус Христос, приняв мученическую смерть, открыл врата Царствия Небесного для всех, кто принял и верит в Бога.

Средняя часть православного храма, или корабль соответствует ветхозаветному понятию святилище. Существует одна лишь разница. Если по законам Ветхого Завета, на эту территория мог входить только священник, в православном храме в этом месте могут стоять все добропорядочные христиане. Это связано с тем, что теперь, Царство Божие ни для кого не закрыто. Не разрешается посещать корабль людям , совершившим тяжкий грех или вероотступничество.

Помещению двора в ветхозаветном храме соответствует место, именуемое как притвор или трапезная, в православном храме. В отличие от Алтаря, притвор располагается в пристроенном с западной стороны храма помещении. Это место было разрешено посещать оглашенным людям, которые готовились принять обряд крещения. Сюда же отсылались грешники для исправления. В современном мире, в этом отношении притвор потерял прежнее значение.

Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил. Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце. Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.

Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Алтарь — (латинское altaria — высокий жертвенник). Священное место в храме вознесения молитвы и принесения бескровной жертвы. Расположен в восточной части православной церкви, отделен от остального помещения алтарной преградой, иконостасом. Имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь.

Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан — верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол.

Барокко — стиль архитектурных сооружений, популярный на рубеже XVII-XVIII веков. Отличался сложными формами, живописностью и декоративной пышностью.

Бочка — одна из форм покрытия в виде двух округлых скатов, которые вершиной сводятся под конек крыши.

Восьмерик — сооружение, имеющее форму правильного восьмиугольника.

Глава — купол, увенчивающий здание храма.

Закомара — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви.

Иконостас — преграда, выполненная из расположенных в несколько ярусов икон, которая отделяет алтарь от основной части храма.

Интерьер
— внутреннее пространство здания.

Карниз
— выступ на стене, расположенный горизонтально основанию здания и предназначенный для поддержания крыши.

Кокошник — элемент декоративного украшения крыши, напоминающий традиционный женский головной убор.

Колонна — элемент архитектуры, выполненный в виде круглого столба. Характерно для строений, выполненных в стиле классицизма.

Композиция — объединение частей здания в единое логическое целое.

Конек — стык, на границе скатов кровли.

Контрфорс — вертикальный выступ в несущей стене, предназначенный для придания большей устойчивости строению.

Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.

Лемех — название разновидности черепицы, выполненной из дерева. Находила применение для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Лопатка — вертикальный уступ, плоской формы, расположенный в стене здания.

Луковица — церковная глава, формой напоминающая головку лука.

Наличник — элемент декорации, применявшийся для обрамление оконного проема.

Неф (корабль)
— внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.

Поребрик — элемент декоративного оформления здания в виде поставленных на ребро под углом к поверхности фасада здания кирпичей, напоминающий форму пилы.

Портал — вход в здание с элементами архитектурного наполнения.

Портик — галерея, выполненная с применением колонн или столбов. Обычно предваряет вход в здание.

Престол — элемент церковного алтаря, выполненный в виде высокого стола.

Придел — пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам.

Притвор — часть помещения с функциями прихожей перед порталом церкви.

Реконструкция — работы связанные с ремонтом, перестройкой или восстановлением здания.

Реставрация — работы, направленные на восстановление первоначального вида здания или предмета.

Ротонда — постройка круглой формы с крышей в виде купола.

Рустовка
— один из элементов декоративной обработки поверхности стены. Специальный способ нанесения штукатурки, для имитации кладки из крупного камня

Свод — архитектурная конструкция перекрытия здания в форме выпуклой криволинейной поверхности.

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Фасад — термин, употребляемый в архитектуре, для обозначения одной из сторон здания.

Четверик — здание в виде прямоугольника с четырьмя углами.

Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Ширинка — элемент декоративного оформления, выполненный в виде прямоугольной впадины в стене.

Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.

Храм Божий внешне отличается от прочих зданий.
Очень часто храм имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обычно завершают сверху купола, изображающие небо, а купол венчает глава, на которой крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, в которые звонят, чтобы созвать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой службы.
Внутреннее устройство храма делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.
Алтарь символизирует Царство Небесное. Это самая важная часть храма. Христианские храмы строятся алтарем на восток, в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока». Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами. Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он обычно устраивается на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня храма — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На нем находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним, оно обычно делается возвышенным. Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждой. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для Таинства Причащения. Алтарь отделяется от среднего храма иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние , самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют диаконскими, чаще всего через них проходят диаконы.
В среднем храме стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к Таинству Крещения. Сейчас в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, иногда сюда посылают стоять тяжко согрешивших. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка — паперть.
Иконы в храме размещаются в иконостасе, а также по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой. Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Возвышение перед иконостасом называется солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне преподается верующим и Святое Причастие.
По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах.
В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.
В храме имеется еще канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила с множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Храм, церковь

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. ??????? (?????) — (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara — возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Ряд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос — (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица

Звездица (по-гречески «астир, астерискос») состоит из двух дуг,
соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в
Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались
расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Кадило

Кадило есть сосуд, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одну другою, на трех цепочках, употребляемый для каждения фимиамом, или ладаном (род благовонной смолы) в известные моменты богослужения. Кропило изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом,»
и употребляемое для кропления св. водой.

Купель

Купель — большой сосуд, имеющий обычно форму потира и употребляемый для погружения младенцев при совершении над ними таинства крещения. В древности, когда весьма часто происходило крещение взрослых, для погружения их в воду устраивался в притворе особый бассейн со ступеньками, имевший крестообразную форму и называвшийся «баптистерием.»

«Канун» или панихидный столик

Канун употребляется для служения перед ним заупокойных молений или панихид. На нем делается обыкновенно «Голгофа» с изображением Распятия и предстоящих Божией Матери и св. Иоанна Богослова, а перед ними места для свечей, чаще всего 40, в знаменование сорокадневного поминовения усопших.

Прибор для благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.

Иконостас

Алтарь, как в храмах древнехристианских, так и нынешних, всегда отделялся от
остального храма особой преградой. В древности это была лишь решетка или
колоннада с карнизом и одним рядом икон над ним. Постепенно из этой, в начале
низкой преграды, развилась высокая стена, вся сплошь заставленная иконами в
несколько этажей, которая получила название иконостаса. Св. Симеон Солунский,
написавший в 14 веке особое сочинение о храме, еще ничего не упоминает о
современном высоком иконостасе. Из этого заключают, что нынешний высокий
иконостас появился не раньше 15-16 века. Есть, однако, предание, что уже
достаточно высокие иконостасы были введены св. Василием Великим для того, чтобы
не отвлекать молитвенного внимания священнослужителей. В иконостасе, как и в
древней алтарной преграде делается трое дверей, средние более широкие двери,
которые называются «святыми,» или «царскими» (потому что в них входит во св.
Дарах Царь Славы Христос) и более узкие северные и южные, которые называются
диаконскими, так как через них во время богослужения постоянно входят и выходят
диаконы. Через царские двери, или «врата,» совершаются только более
торжественные выходы. Самый иконостас в настоящее время состоит обыкновенно из
пяти ярусов.

О храмах на «Правмире»:

  • Происхождение Христианских Храмов
  • Храм, обряды, богослужения
  • Зачем ходить в храм? (ВИДЕО)
  • День рождения храма
  • Чем отличается храм от церкви, собора, часовни?
  • Что такое Церковь Христова?
  • 200 храмов в Москве — война или поиск?
  • Мой самый сложный храм
  • Где искать островки церковного искусства (+ ФОТО)
  • Хроники непереданной церкви: Покажите наш храм!
  • Церковь — храм и музей
  • Третьяковка приглашает… в храм
  • Город и Церковь
  • Можно ли с месячными ходить в церковь?
  • Храм на продажу
  • Храм построили, а жизнь-то улучшилась?
  • Фильмы о храмах:

    Самые красивые православные храмы России

    Как называются храмы на востоке

    Храм и его устройство

    ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМОВ

    Храмом Божиим называется особое, посвященное Богу и освященное здание (или отдельная часть в здании), где собираются христиане для принесения Богу своей общей молитвы и для получения от Него благодати через Святые Таинства. Главная церковь в городе, в которой богослужение совершается ежедневно и в торжественные дни бывают собрания на молитву всех жителей города, называется соборною или собором. В соборах богослужение в праздники совершается несколькими священниками, иначе сказать собором священников.

    Самый распространенный внешний вид православных храмов -продолговатый, наподобие корабля Придавая такой вид церкви, христиане выражают мысль, что как корабль под управлением рулевого приводит человека через бурное море в тихую пристань, так и Церковь, управляемая Христом, спасает человека от потопления в глубине грехов и приводит его в Царство небесное, где нет ни печали, ни воздыхания.

    Часто церкви строят в виде креста, показывая этим, что христиане получают спасение через веру в распятого на кресте Христа, за Которого они сами готовы все претерпеть.

    Иногда придают церкви вид круга в знак того, что Церковь Христова навеки соединяет верующих с Христом, так как круг есть символ вечности. А иногда придают ей форму восьмиугольную, вид звезды, в знак того, что как звезда указывает путь человеку во время темной ночи, так и Церковь помогает ему идти по пути правды среди тьмы нечестия, его окружающего. Последние две формы употребляются не так часто, так как они неудобны для внутреннего устройства храма.

    Вход в церковь устраивается с запада, а главной своею частью она обращается на восток, в знак того, что христиане идут от тьмы нечестия ко свету истины. Отступление от этого правила бывает только тогда, когда в церковь обращается здание, раньше имевшее другое назначение, или когда церковь устраивается среди других зданий, где нельзя сделать входа с западной стороны. Правило это не всегда выполняется также при устройстве домовых церквей.

    На крыше храма устраивается иногда один, иногда несколько куполов (башен с выпуклою или остроконечною крышей), как указание того, что христиане должны отрываться от привязанности к земному и стремиться к небесному. На куполах устраиваются главы или маковицы. Одна глава служит знаком, что у Церкви (общество христиан) единая глава — Христос. Три главы устраиваются в знамение Пресвятой Троицы. Пять глав указывают на Христа и четырех еванге листов. Семь глав — на семь таинств, через которые христиане получают дары Святого Духа, и на семь Вселенских Соборов, правилами которых они руководствуются до сего дня. Девять глав означают девять чинов ангелов-небожителей, с которыми христиане желают соединиться в Царстве небесном.Тринадцать глав устраиваются в честь Христа и двенадцати апостолов. Каждая глава храма, а где нет глав, то его крыша, украшается крестом, как победным знамением и орудием нашего спасения.

    Храмы составляют не только необходимую принадлежность православного бо- гослужения, не только лучшее украшение каждого города и селения, где они есть, но национальное сокровище и святыню каждого государства.

    ХРАМ И ЕГО УСТРОЙСТВО

    Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части (святое святых, святилище и двор), так и православный храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

    Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет.

    Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Николаевский, Петро-Павловский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

    Алтарь и его принадлежности

    В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое во всем храме место — престол. Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и облаченный двумя одеждами: нижней — белой, и верхней — блестящей. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. На престола полагается антиминс (что значит вместопрестолие) — шелковый или льняной плат, освященный епископом, с изображением снятия со креста тела Христова и приготовления его для погребения.. В антиминс влагается частица святых мощей (т.е. нетленных останков тел святых людей) в память о том, что в древностихристиане собирались для богослужения на гробах мучеников, и в знак того, что святые являются нашими ходатаями пред престолом Божиим. На престоле находятся также крест — знамение победы Христа над дьяволом, смертью и грехом и знамение нашего спасения; Напрестольное Евангелие — книга, заключающая в себе слово Христово, указывающее нам путь ко спасению; ковчег, или иначе дарохранительница, где хранятся запасные Святые Дары для причащения людей в то время, когда не положено служить литургии, и для причащения больных; дароносица — небольшой ковчег для перенесения Святых Даров в частные дома, с целью причащения больных людей. За престолом ставится семисвечник, а также запрестольный крест и икона Богоматери, которые выносятся для богослужения вне церкви.

    Место за престолом называется горним (т.е. высшим). На этом месте ставится кафедра (седалище) епископа, а по сторонам его полукругом идет сопрестолие, — седалища для священников. В настоящее время кафедры епископов ставятся только в главных соборных церквах, которые потому так и называются кафедральными. На восточной стене храма, над горним местом, находится запрестольная икона, на ней изображается Спаситель, Святая Троица или Божья Матерь. А по сторонам его ставятся иконы апостолов и святителей, т.е. святых епископов.

    Жертвенник и его принадлежности

    В левой (северной) стороне алтаря находится жертвенник— место, в котором принимаются приношения христиан для богослужения. Иногда это место составляет особое отделение, отгороженное от алтаря стеной с дверью, иногда отделяется от него только колоннами или завесою; чаще всего оно устрояется в полной связи с алтарем. В жертвеннике всегда находится стол, называемый также жертвенником, он облачается в блестящие одежды, как и престол, а стены около него украшаются иконами. На жертвеннике находятся священные сосуды и вещи, употребляемые при таинстве причащения, а именно:

    Дискос (что значит круглое блюдо), на котором полагаются части просфоры, вынутые в воспоминание Христа, в честь Богоматери и святых, в память живых и умерших. Для большего удобства дискос в настоящее время делается на подставке.

    Два небольших блюда. На одном из них полагается просфора, из которой вынимается часть в воспоминание Христа, на нем изображается крест. На дру- гом полагаются просфоры, из которых вынимаются части в честь Богоматери и святых, а также за живых и умерших; на этом блюде изображается лик Божией Матери.

    Звездица, состоящая из двух дуг, соединенных между собою винтом так, что их можно сложить и раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискос для того, чтобы частицы просфоры, положенные на нем в определенном порядке при покрытии их воздухом, не смешивались между собою.

    Копие — нож в виде копья, острый с обеих сторон. Большее копие служит для изъятия из просфоры св. Агнца, а меньшее для вынимания частиц из просфоры. Оно изображает то копие, которым были прободены ребра Спасителя.

    Чаша, или потир. В эту чашу наливается для совершения таинства вино, смешанное с водою. Она напоминает о чаше страданий Христовых и изображает ту чашу, которую Иисус Христос преподал Своим ученикам на Тайнойвечери.

    Лжица — ложечка, которою Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, преподаются причащающимся.

    Покровы, из которых одним покрывается дискос, другим — потир, а третьим дискос и потир вместе. Большой покров называется воздухом, в знак того, что слава Христова покрывает весь мир, как воздух покрывает землю, и потому, что священник, вея этим покровом над Святыми Дарами во время пения Символа веры, колеблет воздух. Малые покровы называются покровцами. Имея назначение охранять Святые Дары от пыли, покровы эти напоминают нам из жизни Иисуса Христа: покровец над дискосом — сударь, покрывавший голову Спасителя во гробе; покровец над потиром — плащаницу, которою было обвито Тело Его; а воздух, покрывающий дискос и потир вместе — камень, приваленный к дверям гроба.

    Ризница и ее принадлежности

    В правой (южной) стороне алтаря отделяется место для сосудохранительницы, или ризницы. Здесь хранятся церковные сосуды, книги, по которым отправляется богослужение, и одежды священнослужителей, ризы (облачения). В большей части церквей ризница, как и жертвенник, устрояется в полной связи с алтарем.

    Средняя часть храма

    Алтарь с жертвенником и ризницею отделяется от места, назначенного для молящихся, перегородкой, иногда стеной, которая украшена иконами и называ- ется иконостасом. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

    Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

    Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

    Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

    Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, то обычно во втором ярусе, по сторонам от иконы Тайной вечери, помещаются иконы двунадесятых праздников.

    В третьем ряду помещаются иконы апостолов и среди них, над иконой Тай- ной вечери, — изображение Иисуса Христа в царском или архиерейском одеянии, иногда с предстоящими ему Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева.

    В четвертом ряду ставятся иконы ветхозаветных пророков и среди них образ Богоматери с Предвечным Младенцем.

    В иконостасах, имеющих более четырех рядов, ставятся еще иконы ветхозаветных патриархов, святых, мучеников и святителей. На самом же верху иконостаса всегда помещается крест с изображением распятого на нем Господа нашего Иисуса Христа. Иконостас, таким образом украшенный, представляет нам всех небожителей и служит как бы книгою, из которой люди могут узнавать историю Церкви Христовой и ее учение.

    Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в большихкиотах, т.е. в особых больших рамах, а также располагаются нааналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

    Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солея (что значит возвышение).

    Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие. С амвона священник произносит проповедь. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певчих. У клиросов стоят хоругви, т.е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен, они напоминают нам о победе Иисуса Христа над смертью и диаволом. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

    Место за солеёй назначается для молящихся мирян. Стены его, а также колонны, поддерживающие купола, украшаются иконами и изображениями событий из истории Церкви Христовой.

    В храме имеется еще канунник. так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

    По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

    Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

    Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие. Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения. Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

    Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

    Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

    Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св. Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

    «Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

    Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е. в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно». Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

    «Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

    В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

    Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

    Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

    Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

    Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

    На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

    За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

    Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

    В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

    Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

    В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

    С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

    Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

    Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

    По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

    У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

    В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

    Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

    Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

    Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

    Слово «храм» в церковнославянском языке

    В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

    1. дом (греч. ?????):
      • «а?ще бы ве?дал до?му влады?ка, в ку?ю стра?жу тать прии?дет, бдел у?бо бы и не бы дал подкопа?ти хра?ма своего?» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
      • храм (греч. ????):
        • «о святе?м хра?ме сем, и с ве?рою, благогове?нием и стра?хом Бо?жиим входя?щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);

    Храм набдя?щий име?ния (греч. ????????????) — сокровищница, хранилище сокровищ:

    • «ви?де вмета?ющия в храм набдя?щий име?ния да?ры своя? бога?тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).
    • Читайте так же:

      • Мимика лица как называется Синонимы к слову «мимика» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
      • Как называется китайский корабль Сделано в Китае: первый ракетный крейсер вышел в море В КНР начались заводские ходовые испытания головного корабля проекта 055. Китай классифицирует его как «эсминец 10000-тонного […]
      • Как называется рвота после еды Почему тошнит после еды? Причины и лечение Многие задаются вопросом: "Почему тошнит после еды причины и каковы дополнительные симптомы заболеваний, вызывающих тошноту?". Ответы на эти […]
      • Как называется шарик для тенниса Теннисные мячи. Виды и устройство. Как выбрать и особенности Человеку, не знакомому со спортом, в частности – с теннисом, кажется, что все мячи одинаковые. Но стоит только взять у руки […]
      • Макароны ракушки как называются Конкильони (большие ракушки) Конкильони (Conchiglioni) - паста, напоминающая по форме большие ракушки. В переводе с итальянского "раковина моллюска". Их можно фаршировать и готовить с […]
      • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *