Мимика лица как называется

Синонимы к слову «мимика»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: заборный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: мимик, собеседник, актёр, незнакомец, рожа
  • Места: ямочка, сцена, кордебалет, труппа, кадр
  • Предметы: маска, декорация, реквизит, моралите, пассы
  • Действия: мимика, жест, жестикуляция, полуулыбка, улыбка
  • Абстрактные понятия: выражение, интонация, экспрессия, озадаченность, бесстрастность
  • Ассоциации к слову «мимика»

    Предложения со словом «мимика»

    • Иногда моя супруга заявляет, что выражение и мимика моего лица временами создают удивительное сходство между мною и её свекровью.
    • У них выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты и движения.
    • Они «показывают» историю с помощью мимики (особых жестов), а также используя пластику своих тел.
    • (все предложения)
    • Сочетаемость слова «мимика»

      Какой бывает «мимика»

      Значение слова «мимика»

      Ми?мика (от др.-греч. ???????? — подражать) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на её соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояниий человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа — это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов » (Воробьев В. П.). С художественной и театральной же точек зрения, мимика — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения », «путём жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим: (Википедия)

      Отправить комментарий

      Дополнительно

      Значение слова «мимика»

      Ми?мика (от др.-греч. ???????? — подражать) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на её соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояниий человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа — это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов » (Воробьев В. П.). С художественной и театральной же точек зрения, мимика — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения », «путём жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

      Предложения со словом «мимика»:

      Иногда моя супруга заявляет, что выражение и мимика моего лица временами создают удивительное сходство между мною и её свекровью.

      У них выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты и движения.

      Они «показывают» историю с помощью мимики (особых жестов), а также используя пластику своих тел.

      Мимика человека

      Лицо человека
      вылеплено его совестью и жизнью.
      (В.Гюго)

      С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась.

      В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: «Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?», писал «Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными», дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.
      Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.
      Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменятся, у других к восемнадцати изменения уже закончены.
      Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.
      Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.
      Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени разъедая его душу.
      Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: «А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?», и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.
      Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.
      Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова «vita» что в переводе с латыни значит «жизнь», она показывает насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.
      Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не «использовали» язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.
      Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях — в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то что они видели, будет взгляд направлен вправо-вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево-вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз-влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касаеться человека-левши, то у него всё то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются «хвост золотой рыбки». Так вот чем больше и пышнее этот «хвост», тем добрее и отзывчей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.
      Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, — совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.
      У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.
      Конечно, в небольшой статье нельзя описать все черты лица, в которых отражаются те или иные свойства характера, но всё-же надеюсь, что она пробудила в вас интерес к незаслуженно забытой науке физиогномике. В конце же хочу сказать, что человеческое лицо как книга, тому, кто не полениться её изучить, откроются новые возможности, о которых он и не подозревал.
      Ирина Фоменко

      Мимика лица как называется

      Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

      Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п.

      Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской (см. таблицу).

      Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

      В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека: это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих по­ловинах лица, а отрицательные — ярче выражены на левой.

      С мимикой очень тесно такая специфическая знаковая система как «контакт глаз» , взгляд человека, имеющий место в визуальном общении. Идея о том, что глаза — зеркало души, стала общим местом. Исследования показывают, что обмен взглядами в общении, время, на которое задерживается взгляд на партнере, очень много говорят об атмосфере коммуникации, о динамике межличностного общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Но даже отсутствие «контакта глаз» не обязательно свидетельствует об отсутствии коммуникативного контакта. Скорее, это может быть его определенная фаза.

      Взгляд человека почти не поддается тренировке и поэтому наиболее точно выражает эмоционально-психическое состояние партнера. Человек может скрыть словами, что угодно (горе, страдание, радость, гнев), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.

      Рассмотрим более подробно особенности «языка» глаз. Американскими психологами было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, — на собеседника.

      Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинте­ресованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говоря­щего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

      Визуальный контакт свидетельствует о расположении к обще­нию. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если на нас обращают слишком много внимания, то это свидетельствует о хорошем к нам отношении.

      Интересно, что женщина улыбкой может разрешить мужчине чуть дольше смотреть ей прямо в глаза. Аналогичное действие оказывает ответный взгляд в глаза. Впрочем, этим «разрешением» не следует слишком злоупотреблять, иначе можно получить довольно агрессивную реакцию. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, неподвижный взгляд тоже может характеризовать возникшие трудности.

      Мимика и жесты

      Какое значение имеют в общении мимика и жесты?

      Как утверждают специалисты, лишь 7% информации передается с помощью слов, 38% — с помощью иных звуковых средств, а посредством мимики, жестов, поз, удаленности от собеседника — 55%. Более половины!

      Совокупность этих важнейших средств передачи и получения информации называется невербальным каналом общения. Составляющие его части имеют при разговоре первостепенное значение.

      Не случайно тонкостям невербального общения специально обучают в школах бизнеса.

      Как правильно прочитать мысли человека, определить его характер по жестам, принятой позе, выражению лица?

      Этот перечень можно продолжать очень долго. Важно другое. При разговоре следует внимательно следить за выражением лица собеседника. Вы непременно уловите несоответствие между его словами и мимикой, выражением лица. Попытайтесь понять, что это означает, и ведите дальнейшую беседу с учетом изменившейся ситуации.

      Что включает в себя такое понятие, как личностное пространство?

      Это расстояние между деловыми партнерами при общении. Оно имеет огромное значение при деловом общении, обсуждении ных проблем и вопросов.

      Так, расстояние от 0 до 60 сантиметров является интимной зоной человека, находиться в ней можно лишь самым близким людям.

      Если вы, обсуждая важную проблему, вторглись в интимное пространство вашего партнера, он начнет испытывать к вам отрицательные эмоции, что может отразиться на результатах разговора.

      Дальше, вплоть до 120 сантиметров, располагается личная зона. В ее пределах комфортно чувствуешь себя с коллегой, хорошим знакомым.

      Расстояние от 120 до 300 сантиметров — зона делового общения. Именно в ее пределах следует находиться при решении деловых вопросов.

      За пределами 300 сантиметров находится так называемая публичная зона.

      Делая доклад или публичное выступление, не следует располагаться ближе трехметровой зоны. Это, , является нарушением этикета, , вторжение в «чужую» зону снижает эффект выступления, его восприятие.

      Коммуникация эмоций в выражении лица (ВВП)

      Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

      Некоторые выражения лица, видимо, имеют универсальное значение, независимо от культуры, в которой рос индивид. Для универсального выражения гнева, например, характерны прилив крови к лицу, опущенные и сдвинутые брови, расширенные ноздри, стиснутые челюсти и приоткрытые зубы. Когда людям из пяти стран (США, Бразилии, Чили, Аргентины и Японии) показывали фотографии лиц с выражениями счастья, гнева, печали, отвращения, страха и удивления, им было нетрудно определить эмоцию, передаваемую каждым из этих выражений. Даже представители удаленных народов, фактически не контактировавших с западными культурами (племена форе и дани в Новой Гвинее), могли правильно определить выражения лиц людей из западных культур. Аналогично, американские студенты колледжей, смотревшие видеозапись с выражениями эмоций уроженцев форе, верно определяли их эмоции, хотя иногда путали страх и удивление (Ekman, 1982).

      Универсальность определенных эмоциональных выражений подтверждает положение Дарвина, что они являются врожденными реакциями, имеющими эволюционную историю. Согласно Дарвину, многие из наших способов выражения эмоций подчиняются наследуемым схемам, первоначально представлявшим определенную ценность для выживания. Например, выражение отвращения или неприятия основано на попытке организма избавиться от чего-то неприятного, что он проглотил. Процитируем Дарвина:

      Термин «отвращение» в его простейшем смысле означает нечто противное вкусу Но так как отвращение вызывает также раздражение, оно обычно сопровождается нахмуриванием и часто жестами, как если бы хотелось оттолкнуть или отгородиться от противного объекта. Крайнее отвращение выражается движениями вокруг рта, идентичными тем, что совершаются при подготовке к рвоте. Рот широко растянут, причем верхняя губа сильно оттянута назад. Аналогично, частично прикрытые веки, или отвод глаз, или отстранение всего тела являются сильным выражением презрения. Эти действия говорят о том, что презираемый не стоит того, чтобы на него глядеть, или что его неприятно замечать. Плевок, видимо, является почти универсальным знаком презрения или отвращения; и плевание явно отражает отторжение ото рта чего-либо противного (Darwin, 1872).

      Хотя некоторые выражения лица и жесты, по-видимому, врожденно ассоциируются с определенными эмоциями, другие выражения усваиваются из культуры. Один психолог углубился в китайские новеллы, чтобы определить, как китайские писатели изображают разные эмоции человека. Многие телесные изменения, происходящие во время эмоции (например, прилив крови к лицу, дрожь, гусиная кожа), в китайской художественной литературе передают те же симптомы эмоции, что и у западных писателей. Однако другие телесные выражения в китайских произведениях соответствуют иным эмоциям, чем на Западе. Следующие цитаты из китайских повестей наверняка были бы неверно интерпретированы американским читателем, незнакомым с этой культурой (Klineberg, 1938):

      «Они высунули языки». (Они проявили признаки удивления.)

      «Он хлопнул в ладоши». (Он был рассержен или разочарован.)

      «Он почесал уши и щеки». (Он был счастлив.)

      «Ее глаза округлились и широко раскрылись». (Она сильно разозлилась.)

      У каждой культуры свои правила проявления эмоций. Эти правила определяют, какие эмоции люди должны переживать в тех или иных ситуациях и какое поведение этим эмоциям соответствует. Например, в некоторых культурах люди, потерявшие любимого человека, как ожидается, чувствуют печаль и выражают ее открытым плачем и причитанием о его возвращении. В других культурах от осиротевшего человека ожидается, что он должен петь, танцевать и быть радостным. В Европе двое мужчин, встретивших друг друга на улице, могут обняться и расцеловаться, но в Америке такие выражения привязанности для мужчин являются табу. Таким образом, на базовые выражения эмоций, которые, видимо, универсальны, накладываются конвенциональные формы выражения — что-то вроде языка эмоций, распознаваемого другими внутри одной культуры, но часто неверно понимаемого людьми из других культур.

      Эмоции. Гипотеза обратной связи

      Представление о том, что помимо коммуникативной функции выражение лица способствует переживанию эмоций, иногда называют гипотезой обратной связи (Tomkins, 1962). Согласно этой гипотезе, так же как мы получаем обратную связь от автономного возбуждения (или воспринимаем его), так мы получаем обратную связь и от своего выражения лица, и эта обратная связь объединяется с другими составляющими эмоции, создавая более сильное переживание. См.>

      Читаем мысли по выражению лица

      Чтение мыслей – излюбленная тема фантастов и конспирологов: на протяжении целых столетий люди задавались и все еще задаются вопросом, сможем ли мы когда-нибудь научиться читать мысли друг друга, и как именно это будет выглядеть. Нет никаких оснований считать, что подробное содержание мыслей (фразы, которые человек мысленно проговаривает, и образы, которые он создает) когда-нибудь научатся считывать подобно информации с жесткого диска-носителя. То есть чтение в полном смысле этого слова остается и, скорее всего, останется не более чем волнующей выдумкой. Но при этом, во множестве случаев, мы все же читаем мысли по выражению лица, а вернее угадываем их общее направление.

      Прочесть мысли невозможно, но наблюдательный человек сможет многое узнать о них по микровыражениям мимики лица и некоторым характерным жестам.

      Секрет «чтения мыслей» в том, что человеческая мысль вызывает эмоцию, на которую мгновенно отзывается невербальное поведение.

      Секреты мимики лица

      Как бы человек ни старался, он не в силах контролировать мимику полностью. Попытки добиться такого контроля приводят к наглядной потере естественности: вспомните выражение «натянутая улыбка». Когда человек пытается изобразить на лице эмоцию, которую не испытывает на самом деле, возникает фальшь. Она бросается в глаза, и притворство легко заметить.

      Театральным актерам строго-настрого запрещают показывать эмоции с помощью мимики. Все они уделяют много времени тренировкам развития мимики, но лишь для того, чтобы лучше выражать настоящие чувства.

      Подавить мимический отклик на эмоцию почти так же трудно, как обмануть детектор лжи. Да, это возможно, но вероятность того, что ваши друзья и знакомые способны на это, стремится к нулю, если, конечно, среди них нет офицеров разведки. Получив первичное понимание о реакциях лица на базовые эмоции, вы сможете безошибочно читать чувства других людей по мимике.

      Основные эмоции и способы их определения

      Многообразие эмоциональных оттенков, испытываемых человеком, огромно, но главных эмоций, как и нот, всего 7. Все остальное можно считать их производными. Мимическая реакция на основные эмоции у всех одинаковая, она не зависит от индивидуальных качеств человека, разве что проявляется ярче и заметнее у эмоциональных натур и тех, кто направленно занимается развитием эмоций человека и мимики лица.

      7 базовых эмоций:

      Счастье

      Счастливый человек улыбается. Это самый верный признак радости, удовлетворенности, умиротворенности, восторга и всех сопряженных эмоций. В настоящей улыбке счастливого человека участвует все лицо: от бровей до подбородка. Этим она отличается от улыбки фальшивой: притворщик поднимает уголки губ, не задействуя щеки и мышцы вокруг глаз.

    • Губы растянуты за счет поднятия щек.
    • В уголках глаз появляются морщинки.
    • Человек как будто немного жмурится от удовольствия.
    • Удивление

      Признаки удивления карикатурны и очень узнаваемы. Гиперболизированное выражение удивления широко применяется в мультипликации и встречается в популярных интернет-мемах.

    • Круглые глаза «на выкате».
    • Максимально поднятые брови.
    • Приоткрытый рот или сильно опущенный подбородок.
    • Страх

      Выражение страха немного похоже на удивление. Нередко удивление на лице человека перетекает в страх, т. к. угроза осознается и оценивается не мгновенно – сначала человек реагирует на неожиданность и только потом на опасность. Интервал между реакциями составляет в среднем 1–2 секунды.

    • Брови подняты, но не разведены, как при удивлении, а сужены и вытянуты.
    • Морщинка над переносицей на стыке бровей.
    • Приподнятые верхние веки.
    • Рот приоткрыт, губы напряжены и слегка растянуты.
    • При сильном гневе к голове приливает кровь, появляется злобный блеск в глазах, лицо краснеет. Когда человек в ярости, это сложно упустить из виду, но противодействовать гневу лучше и безопаснее, пока его контролируют. Поэтому мимические признаки гнева рекомендуется внимательно изучить и запомнить.

    • Брови нахмурены, глубокая складка на стыке бровей над переносицей.
    • Зубы стиснуты, скулы напряжены.
    • Рот закрыт, губы немного поджаты и сужены.
    • Глаза «страшные», т. е. открыты так широко, насколько позволяют опущенные брови.
    • Лицо немного наклонено вперед, взгляд исподлобья.
    • Печаль

      Грусть принято считать свойством взгляда, отсюда выражения вроде «грустные глаза», «тоска во взгляде» и т. п. На самом деле, единственная роль взгляда в грустном выражении лица – его отрешенность или направленность вниз в одну точку, все остальное делает «свита».

    • Взгляд невидящий, рассеянный, направленный вовнутрь.
    • Глаза полуприкрыты.
    • Опущенные уголки губ в противоположность улыбке.
    • Рот закрыт, нижняя губа может быть немного выставлена вперед.
    • Отвращение

      Выражение отвращения называют «гримасой», т. к. в нем участвуют все лицевые мышцы, лицо человека резко преображается. Гримасу отвращения трудно с чем-то спутать, т. к. ни одна эмоция не вызывает столько мышечных сокращений сразу: под воздействием отвратительного зрелища лицо буквально сморщивается.

    • Щеки подняты, переносица наморщена.
    • Глаза сильно сужены.
    • Рот приоткрыт, обнажены верхние зубы за счет приподнятой верхней губы.

    Презрение

    Выражение презрения несимметрично. Обычно это приподнятый уголок рта с одной стороны или одна приспущенная бровь. Презрение сочетает в себе черты насмешки и превосходства – так смотрят на людей, которых считают много ниже себя.

  • Рот закрыт.
  • Уголок губ поднят с одной стороны или бровь немного опущена.
  • Как узнать правду по мимике лица

    Доказано — половину информации человек передает при помощи жестов и мимики. Достаточно немного внимания, чтобы понять, как другая личность относится к вам. Проанализировав процесс общения, систему жестов, мимику лица, сделав психологическое фото, вы поймете, хочет ли человек что-то скрыть. Если появились малейшие сомнения, сделайте мысленное фото знакомого, запоминая его поведение, а после проанализируйте все происходящее. Это поможет узнать, говорит человек правду или бессовестно врет во время общения.

    Но для начала необходимо понять, что собой представляет мимика. С ее помощью человек доносит до окружающих основную эмоцию, то чувство которое испытывает в данный момент. Например, выразительная мимика превратила эстонского прокурора Кати Рейтсак в настоящую знаменитость. Она способна показать любые эмоции в «квадрате».

    Пантомимику можно назвать сестрой мимики. В психологии так назывется процесс наблюдения за выразительными движениями, упрощающих общение при помощи жестов человеческого тела. По ним узнают к какому типу относится новый знакомый: к скованным личностям или тем, кто готов всегда толкать речи.

    Дети – эмоциональное фото человечества

    Очень приятно наблюдать за мимикой и пантомимикой у детей. Ведь они почти не умеют врать, скрывать истинные эмоции во время общения. Они даже не задумываются о том, что на лице можно что-то скрыть или каким-то образом его контролировать. Ребенок намного проще ко всему относится. Иногда достаточно достать свои детские фото или же посмотреть на фото других детей, чтобы окончательно понять, о чем идет речь.

    Но несмотря на живое лицо, у детей часто бывают проблемы с речью. Они плохо выговаривают слова, глотают окончания, шепелявят или не выговаривают букву «р». Чтобы помочь деткам избавится от некрасивой речи в детских садиках все чаще оборудуют речевой уголок. В его основе лежат разнообразные материалы, способствующие улучшению речи, правильному дыханию, звукопроизношению и риторике пальцев.

    Такой уголок речи для детей предполагает наличие различных стеллажей, дидактического и игрового материала, больших и маленьких зеркал. Кстати, некоторые упражнения для улучшения речи детей также включают в себя процесс работы с мимикой, использование жестов и различных фото, которые являются для детей примером как нужно повторить то или иное движение.

    Так что во время общения у детей довольно легко узнать правду на основе наблюдений за выражением их лица и за повторением некоторых жестов. Их эмоции во время общения говорят сами за себя, так что процесс распознавания лжи проходит намного легче.

    Как эмоции проявляются у взрослых

    А вот когда происходит процесс общения со взрослым человеком, то на основе его поведения, выражения лица бывает довольно сложно понять врет он или говорит правду. Такое происходит из-за того, что уже сформировавшийся человек прекрасно понимает, что он врет и за счет этого контролирует свои эмоции, выражения лица, иногда продумывает систему жестов и интонаций.

    Но, поверьте, не все получится у человека скрыть. За вруна очень многое скажет мимика губ. Они начинают слегка кривится или трескаться из-за сильного внутреннего стресса. В таком случае собеседник будет облизывать губы или пить много воды. Над верхней губой появляется не произвольная капелька пота и может начаться подергивание губы.

    Когда потенциального обманщика начинают загонять в угол, то он не может спокойно смотреть людям в глаза, он начинает относиться к собеседнику с раздражением, его интонация голоса меняется, перестает быть такой спокойной, как в начале разговора. Но он все еще не может сказать правду, так как надеется на удачный исход разговора. И, вполне возможно, что не замечает за собой указанных признаков вранья, но все меньше контролирует свои эмоции.

    Да и общее выражение лица, качество речи будут меняться.

    Иногда во время общения лжец мямлит, заикается и повторяет заданный вопрос. Таким образом он пытается потянуть время, чтобы придумать вразумительный ответ и выкрутиться из щепетильной ситуации.

    Мышцы лица непроизвольно напрягаются или расслабляются, в зависимости от того в какое русло выходит разговор. Этот процесс легко отследить по сжатым от напряжения губам или по чуть заметному облегчительному выдоху.

    Как еще понять нежелание говорить правду

    Продолжая процесс распознавания лжи, стоит обратить внимание на пантомимику «подозреваемой» особы

  • Жестов станет значительно больше чем при обычном разговоре. Например, человек может заламывать пальцы, теребить носовой платок или же мять что-то в руках.
  • Одной рукой лжец прикрывает рот таким образом, чтобы большой палец прикасался к щеке. Одной фразой этот процесс можно описать так: «Только бы не спалиться».
  • Подобный жест – легкое прикосновение к носу, чаще всего к его спинке или кончику. Ведь порой можно спохватиться, что сейчас прикроешь рот, а процесс движения уже начат. Тогда ничего не остается, как уделить внимание носу. В такие моменты обратите внимание на глаза: легкий испуг или неуверенность могут выдать все эмоции.
  • Когда не хотят говорить правду мужчины потирают веко, а женщины – возле нижней части глаза, таким образом пытаясь защитится от прямого взгляда.
  • Еще одно интересное наблюдение: во время лжи человек чешет боковую часть шеи или же за мочкой уха. Делает это указательным пальцем и в большинстве случаев было засчитано пять почухиваний.
  • В то время как ситуация накаляется лжецу начинает казаться, что все уже знают, что он врет и относится ко всем с еще большим подозрением. И начинает кусать зубами пальцы или, как это бывает у детей, начинает совать пальцы в рот. На подсознательном уровне он рассчитывает, что данное положение принесет комфорт и защиту, как это было в детстве.
  • Ненадежные знаки лжи

    Как говорилось выше, лжец более спокойно врет, когда не происходит прямого зрительного контакта. Он боится выдать свои эмоции «зеркалам души» и сказать правду. Но все же этот «метод» относится не ко всем.

    • Некоторые собеседники во время своей речи смотрят собеседнику в глаза и довольно убедительно. Но он не сможет поддержать этот процесс на протяжении всего общения и отводит взгляд значительно чаще «нормального» человека.
    • Кстати, стоит заметить, что мужчина врет в глаза значительно спокойнее и не может таким образом скрыть лишь серьезную правду. Представитель сильного пола скорее опустит взгляд на свои ноги, чтобы не было видно его лица и таким образом скрыть свои эмоции, а женщина будет смотреть в потолок и, возможно, будет резко переводить разговор на детское фото, что висит на стене или же на красивую люстру.

    • Следующий из ненадежных жестов – стиснутые зубы и невнятная речь. Так возможный обманщик пытается опять же обуздать свои эмоции и надеется, что таким образом сможет «удержать» скрываемую информацию. Но такое состояние собеседника может относиться к его плохому настроение, недоумению и злости, которая может и не касаться данного разговора. Так что не спешите в такие моменты в чем-то обвинять «подозреваемого», так как легко получить несколько неприятных жестов в свою сторону и услышать все «хорошее», что думают о вашей речи.
    • Последний из сомнительных жестов – это оттягивание шарфика или воротника. Если во время общения было замечено указанное действие, то не спешите кричать «Бинго» и выказывать свои радостные эмоции. Вполне возможно, что вы услышали правду, но с таким же успехом ваш друг или коллега может быть на кого-то очень зол в этот момент или же сильно расстроен да так, что его раздражает все вокруг, в том числе и собственный шарф. То же самое можно сказать и о выражении лица в подобной ситуации – оно может относиться вовсе не к тому, что было только что сказано.
    • В таких случаях стоит подождать более благоприятного момента. Но если правду нужно узнать срочно, то ищите у собеседника все названые признаки лжи. Анализируйте его эмоции, как сильно меняется выражения лица, когда разговор относится к интересующим вас деталям, обратите внимание на количество отведенных взглядов, осуществляется ли попытки сменить тему во время общения – на основе этого можно определить честность человека.

      Дети растут – учатся лгать

      У маленьких детей нет причины скрывать правду. Это относится хотя бы к тому, что они не совсем понимают, что это такое и как оно называется. Но с возрастом они начинают разбираться в тонкостях жизни и при необходимости могут рассказать не все. Но на основе своей неопытности у них это получается плохо, так как не получается контролировать себя: в их глазах читается страх, у детей пропадает желание быть в одной комнате с родителями, они думают, заметят ли родители это порванное фото или поймут, кто именно разбил вазу.

      Это называется чувство вины. Теперь с ним не сможет справиться ребенок, который соврал. А еще страх. Они видны во время речи малыша, когда происходит откровенное общение с мамой и папой.

      К признакам детской лжи также относится закрытая поза, и пальцы во рту, и виноватое выражения лица. Ребенок не выдержит суровый взгляд и за счет этого вместо связной речи начинается нуканье, аканье и новые истории происшедшего.

      Хотя в этом случае так же стоит проявить осторожность. Иногда то, что взрослый считает обманом относится к безграничной детской фантазии. Отличить их просто. Ложь – это когда ребенок хочет выгородить себя, а «речи фантазии» лишь преувеличивает действительность, не оправдывая малыша.

      Люди думают, что умеют контролировать ложь. Да, возможно натренировать мимику до состояния «кирпича» стоя возле зеркала, мило улыбаться, когда задают неловкие вопросы и подготовить возможные ответы. Но не все складывается так как хочется. Ведь часть жестов интуитивны и обманщик сам не замечает, как их делает.
      ‘ alt=»»>

      Читайте так же:

      • Выдуманные истории как называется Синонимы к словосочетанию «придуманная история» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, […]
      • Копия предмета как называется Синонимы к слову «подделка» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать […]
      • Как называется полное спокойствие Синонимы к словосочетанию «полное спокойствие» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я […]
      • Показ мод как называется Синонимы к словосочетанию «показ мод» (а также близкие по смыслу слова и выражения) Связанные слова и выражения Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная […]
      • Как называется жилище казака на кубани Как называется жилище казака на кубани Тема: «Традиционное жилище народов Кубани» Учитель: Ярославцева Светлана Дмитриевна Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья […]
      • Мендель интересные факты Мендель Грегор - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн (1822-84), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *