Молитва об алексеи

Осипов Алексей Ильич: «Молитва без исполнения заповедей Евангелия остается воплем в пустоту»

(Продолжение. Часть I и Часть II)

– Следующий вопрос у нас от Нины из Дегтярска. «Чем ревностнее моя молитва к Господу, тем труднее мне с реальным миром общаться . Как соблюсти равновесие между необходимостью такого противоречивого общения? С одной стороны, в моей молитве идеал, Бог, свет, чистота, с другой стороны – мир, полный хаоса, мрак, пустота и, что самое главное, нежелание людей идти к свету. Как соблюсти равновесие в нашей жизни»?

– Дело вот в чем. Если мы познакомимся с тем, что говорят святые отцы о молитве и об условиях молитвы, то мы откроем очень важное, что необходимо знать человеку: не просто молитва нужна – молитва без исполнения заповедей Евангелия остается воплем в пустоту. Тот, кто не понуждает себя к исполнению заповедей Евангелия, а только молится, глубоко ошибается. Почему это важно? А вот почему. Когда я начинаю понуждать себя к исполнению заповедей, то, повторяю, оказывается, я не могу не завидовать. Я хочу не завидовать, но не могу не завидовать; я хочу не осуждать, но не получается; я не хочу тщеславиться, а как это можно? Я, когда только убеждаюсь, когда встал на путь, хочу исполнить заповеди Божии – убеждаюсь, насколько больна моя душа. А дальше? В больнице осуждают друг друга за болезнь? У меня-то рука, ладно, а у него-то нога болит, подумайте, срам-то какой, какой ужас! Вы найдете такое? Скажут, вы что?

Так вот и здесь; когда человек понуждает себя к жизни по Евангелию, он убеждается в своей болезни и начинает сочувственно относиться к духовным болезням других людей. Я не могу не завидовать, а она вот, или он не может не врать, а другой не может не лицемерить, а третий не может не красть. Я как к этому отношусь? Да, мне их жалко, это болезни, но это больные люди, что делать? А я? А я не могу не осуждать, не завидовать, а может, не могу не лицемерить. И чем больше я вижу себя, тем меньше я начинаю осуждать других и тем легче мне становится относиться к этим людям по-христиански, и тогда моя молитва начинает исходить из чувства смирения и сочувствия к другим людям. Конечно, находиться в больнице, где больные люди, приятного мало. Но когда я вижу, что я среди них такой же больной, ситуация принципиально меняется, и мое отношение к ним меняется по существу. Это важно помнить, это важно знать.

– Да, и может быть, такой подход изменит наше отношение к миру: общеизвестно, что церковные люди и люди, которые называют себя церковными, нередко говорят, что мир погряз в грехе, что мир, так сказать, черный: только мы – «белые и пушистые», а вокруг все черно. А ведь, по сути, это симптом второй нашей личной болезни, когда мы видим, что все вокруг черно и только мы «светлы»…

– Это признак нашей слепоты, того, что мы, оказывается, не христиане. Меня однажды потрясло, когда я услышал от одной монахини такое резкое: ух, эти мирские! Я помню, что даже содрогнулся. Не дай Бог нам впасть в то состояние духовное, когда мы себя чувствуем выше других. Мои студенты уже наизусть помнят (и надо бы, чтобы все помнили) замечательную сентенцию святителя Феофана Затворника: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несть якоже прочие человеце». Вот к чему человек может прийти, когда он сверху вниз смотрит на других. Среди этих больных я так же болен, а по мере очищения моей души прихожу к выводу: я еще больнее их. А почему больнее? Я христианин, а они не христиане. Я знаю, и не делаю, а они-то не знают. И поэтому я хуже их. Это очень важно знать! И при таком даже теоретическом понимании вещей насколько легче нам станет жить в том мире – не в мирском, а в нашем мире, где мы с вами вместе живем.

– Алексей Ильич, у нас очень много вопросов из самых разных сфер, но я пытаюсь сделать так, чтобы один вопрос плавно перетекал в другой. Галина из Пензенской области спрашивает: «Где грань между видением своих грехов и комплексом неполноценности? Как видеть в себе грехи, но не развить в себе комплекс неполноценности»?

– Хороший вопрос. Комплекс неполноценности развивается, когда мы переживаем свои недостатки – не столько грехи, сколько недостатки. Я бы сказал, неуспехи в жизни, неумение вести себя в обществе, безуспешность своей деятельности, научной карьеры и так деле. В основном это отражается на внешней стороне жизни, и человек очень болезненно переживает все это, когда жизнь его проходит вне Бога, то есть вне состояния, о котором я только что говорил. Когда же человек понуждает себя к исполнению заповедей, видя, что сам он эти страсти искоренить не может, у него возникает искренняя молитва к Богу. Когда человек тонет, его надо понуждать, чтобы он кричал? Нет, конечно. Когда человек болеет, ему надо говорить, чтобы он шел к врачу? Он сам побежит, деньги заплатит, только, пожалуйста, помогите.

Вот откуда рождаются молитвы. Как только мы сказали молитву, знаете, что мы сделали? Мы включили свет. Мы открыли дверь Тому, Кто сказал: «Вот, Я стою перед дверями и стучу, и кто откроет Мне, к тому Я войду, и мы с ним начнем пировать». Так говорит Христос, обращаясь к каждому человеку, который видит себя, что, оказывается, он болен, и он обращается за помощью к Тому, Кто его любит больше всех на свете, больше матери и отца, Кто распялся за него. Так вот, при правильном ведении нашей жизни, понуждения себя, у человека появляется и молитва искренняя, и у него начинается соприкосновение с Богом, со Христом. Тогда ни о какой неполноценности даже и речи нет. Человек думает о другом совсем: он переживает благо любви Христа к нему, понимает реальное состояние – не свои фантазии, что «человек – это звучит гордо». Да, многие люди больны, но это разве комплекс неполноценности, когда я знаю: да, потому Христос и пришел, чтобы спасти меня, излечить меня от болезни. Больной разве комплекс неполноценности получает, когда хороший врач к нему приходит? Надеждой живет и радостью, что к нему пришел хороший специалист, который теперь даст ему исцеление – надеждой и радостью, а не комплексом неполноценности.

– Несколько вопросов на самые разные темы – например: «Как Вы считаете, материальны ли мысли»?

– Ой, Господи, когда мне задают такого рода вопросы, я спрашиваю: а что это вам даст? Вы христианин, вы думаете о том, как подготовиться к вечной жизни. Что такое наша жизнь? Это экзаменационный период, и мы должны готовиться достойно войти в иную жизнь. Так, я вам отвечаю: мысль материальна. Ну и что? Мысль нематериальна. А что дальше? Не понимаю, что это вам дает? Я от этого становлюсь лучше? Или хуже? Я ближе к Богу или дальше? Вы знаете, таких вопросов бесчисленное множество, и я всегда только немножко удивляюсь и спрашиваю: «А зачем вам это?»

Если мне скажут, зачем это и что это имеет какое-то значение именно для этого человека, этой личности, когда это имеет практическое значение, может его в чем-то поколебать, или, наоборот, в чем-то утвердить, – с удовольствием можно тогда и порассуждать об этом. А просто так… Вот я, например, утверждаю, что в созвездии Рака водятся раки. Если кто не верит, пожалуйста, проверьте, но я не сомневаюсь в этом, потому и созвездие назвали так. И что дальше? Водятся они там или не водятся, что из этого?

Потом, что такое «материально», что такое материя? Благодаря мощному развитию физики, мы увидели, что материи как вещества нет. Оказывается, это не вещество, а энергия.

– Алексей Ильич, а Бог тоже материален?

– Ну, это вообще уже… Я вам так скажу: когда мы говорим о Боге, то лучше вспомнить Максимилиана Волошина, который хорошо сказал: «Когда я говорю о Боге, то моя мысль подобна льву ослепшему, который ищет водного источника в пустыне». Мы говорим о Реальности, которая имеет совсем другое бытие. В Первичной Реальности мы хотим разобраться: ну-ка, Господи, постой, дай мы сейчас Тебя разберем по полочкам – кто Ты такой, из чего Ты состоишь.

– И все же, что такое материя? Известно определение: это то, что мы познаем в ощущениях, так? Мы только что говорили о том, чтобы «вкусить Бога», то есть мы Его познаем в наших ощущениях…

– Красоту мы, интересно, в каких ощущениях познаем?

– Зрением.

– Мы познаем красивый предмет или красивое существо – вот котеночек, до чего же красивый, ай! А красота что такое? Бог как раз не является тем предметом, который мы можем постигать в наших ощущениях. Это совершенно другая категория, и подобного рода вопросы проистекают, я бы сказал, из философского непонимания Того, Кого мы называем Богом. Бог есть Дух, говорим мы. А что такое дух? Человек, в тебе есть дух? Есть. А что это такое?

Я еще раз повторяю, есть такая замечательная мысль Платона, которая в какой-то степени элементарна (но все гениальное просто): простые реальности не поддаются никаким определениям, их нельзя выразить никакими словами. Хотя реальность самая простая – красный цвет. Ну и расскажите мне, что это такое, определите, чтоб я понял – мне описывать могут все, что угодно, и какие колебания у него, и прочее, но я все равно не узнаю, что такое красный цвет, пока не увижу. Так и с Богом.

– «Считаете ли Вы необходимым переводы текстов богослужений на современный язык? Половине слушателей они непонятны. Я пришла к вере в пятьдесят лет, и не у всех есть способности к пониманию, не у всех есть время для изучения старославянского языка» – Ирина, Ростов-на-Дону.

– Я вам скажу так: чтобы перевести слова молитвы, требуется адаптирование текста на современный язык. Это верно. Это громадная работа, конечно, и, к сожалению, она практически не ведется. Для этого требуется очень компетентная комиссия, состоящая из людей, которые очень хорошо знают и старославянский язык, и русский язык, как ни удивительно. Ведь недаром называются наши молитвы стихирами, вы слышите – стихи, поэзия, поэтому переводом должны заниматься люди, обладающие еще и поэтическим даром. Ведь просто изумительно написаны многие эти славянские стихиры, в них прямо-таки ощущается музыка.

Поэтому я говорю так: славянский язык – стиль барокко, современный русский язык – стиль барака. Так что вы хотите: в бараках жить или во дворцах барокко? Согласен, что действительно многое там непонятно. Я отвечу так: достаточно того, что нам понятно. Все песнопения, богослужения, все чтения направлены на что? Помочь человеку молиться – богослужение ведь не лекция, где надо узнать то, другое, третье; богослужение, еще раз повторяю, это то, с помощью чего создается атмосфера, благодаря которой каждый присутствующий в храме может в себе самом служить Богу, то есть молиться. Богослужение совершается в душе человеческой, а в храме можно и магнитофон поставить и воспроизводить службу.

У меня, кстати, был случай один – очень интересный. В Англии, в Манчестере, я помню, было Вознесение, и я пошел в большой греческий храм. Народу почти никого не было, человека три, не больше… Хор поет, о, Боже мой, слушаю и умиляюсь. Заглядываю туда, заглядываю и удивляюсь – один человечек всего стоит. Потом увидел: оказывается, священник служит, а хор в виде этой железки магнитофона поет.

Богослужение совершается человеком, личной молитвой, поэтому каждый, кто приходит в храм, должен совершать богослужение. Все прочее – и пение, и чтение – только средство помощи каждому человеку в богослужении. Не хор служит Богу – там подчас есть и люди неверующие, и не просто батюшка служит – он может служить, а может и не служить, хотя слова произносит. Служит только тот, кто в своей душе молится, кается. Поэтому, я скажу, можно особенно не смущаться тем, что мы не все понимаем. Того, что мы понимаем, как правило, вполне достаточно, чтобы мы могли, мало понимая, служить Богу. Иконы, церковная музыка, если она действительно церковная, а не какой-то рок (это уже диавольщина) – все помогает молиться. Вот к этому мы и должны стремиться. Так что можно не смущаться, но неплохо бы было узнавать кое-какие церковные старославянские слова, что они значат, поскольку многие из них постоянно повторяются. «Вновь и вновь помолимся, опять и опять помолимся, еще и еще помолимся». Узнать некоторые слова все же надо, это неплохо и нетрудно.

– Интересно отметить, что эти вопросы в основном задают люди с высшим образованием, а то и с двумя, тремя. А когда люди изучают компьютерный язык, который тоже очень непрост, изучают китайский язык и требуют перевести церковно-славянский на современный язык, это, конечно, вызывает некоторое недоумение.

И еще очень хорошая иллюстрация к нашему разговору и к тому, что Вы, Алексей Ильич, сейчас сказали. Было письмо – тоже, кстати, из Санкт-Петербурга. Один зритель наш пожилой, поскольку он вторую половинку свою называл бабушкой (она, как я понимаю, прикована к постели), написал примерно следующее. «Я, конечно, никогда ваш канал не смотрю, но вот бабушка меня убеждает, и я по воскресениям на несколько часов включаю ваш канал, и она смотрит трансляции богослужений. Я с этим смирился, терплю, а так я ваш канал никогда не включаю. Но вот в очередной раз, когда она два часа смотрела вашу передачу, слушала песнопения, я заметил, что когда это все закончилось, она лежит такая радостная. И я ее спрашиваю: ну и что ты поняла из этого, ты мне можешь что-нибудь пересказать, о чем там говорилось? А она лежит совершенно радостная, просветленная, а пересказать ничего не может. » Вот, я думаю, это, в принципе, иллюстрация к тому, о чем мы говорим.

Конечно, богослужение – это не лекция, но давайте перейдем, Алексей Ильич, к другому вопросу. Наши зрители, и постоянные и непостоянные, как бы разделены на два лагеря. Одни буквально со слезами на глазах благодарят нас за утреннее и вечернее правило, за трансляцию служб – и в том числе за то, что эти службы идут без всяких комментариев с нашей стороны. А другие считают это просто кощунством. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?

– Я вам скажу, что очень много у нас сейчас людей пожилых, больных, неспособных прийти в храм, тем более отстоять там достаточно долгие часы. И для них богослужение по телевизору может служить очень большим религиозным подспорьем. При одном, конечно, условии. Вы очень хорошо сказали, что у вас не комментируют. Но только очень важно, чтобы телекамера во время трансляции не двигалась по иконам, по лицам, – когда она будет находиться в одном месте, как будто бы человек стоит в одной точке и присутствует за богослужением, тогда человек может действительно помолиться. Но при этом надо предупреждать тех, кто действительно хочет этого: в это время надо вести себя так, как если бы вы были в храме. Таким образом действительно благодаря телевидению можно присутствовать на богослужении. Ничего кощунственного здесь нет. Святые отцы говорят: молись всюду – и стоя, и лежа, и идучи. Еще раз повторяю, молиться можно всегда, потому что богослужение дается нам, чтобы мы совершили его в своей душе.

Я так смотрю на это. И очень часто, когда я оставался со своей старой мамой, которая, конечно, не могла ходить в церковь, я включал, правда, не телевидение, а магнитофон – допустим, Всенощную. И все – было богослужение. Она сидела, я стоял, и не было ни отвлечений, ни развлечений. Так почему бы не помолиться? Это очень даже хорошо, но только при таких условиях.

– Но это возможно лишь тогда, когда человек воспринимает это как молитву, а не сидя в кресле с чашечкой кофе наблюдает за всем происходящим…

– С чашечкой кофе, да еще и с коньяком.

– «Чудо может творить только Сам Бог, но почему же мы тогда называем святого Николая Чудотворцем?»

– По очень простой причине: того, через кого Бог творит чудо, мы называем чудотворцем. Кстати, посмотрите на чудотворные иконы – что, икона сама творит чудо? Ну конечно, нет. Я однажды грозно задал вопрос в одном московском храме: «Кому нужно молиться от пьянства?». Все дружно ответили: «Неупиваемой Чаше». Я говорю: «Правильно, не вздумайте молиться перед Казанской, Владимирской или Иверской»… но, правда, можно помолиться и перед иконой «Прибавление ума». Вот так, примерно.

А Николая Чудотворца чудотворцем называют, потому что чудо вершится благодаря его молитве, ведь мы обращаемся к нему: «Святый отче Николае, моли Бога о нас». Не «исцели», а «моли Бога о нас». Святые – посредники. И как мы друг друга просим часто помочь, помолиться: помолись за меня, у меня сейчас вот сложное дело, я туда-то еду – просим кого? Грешных людей. Тем более мы обращаемся к святым: помолись за меня, чтобы Господь это сотворил. Поэтому никакого противоречия здесь нет.

9 июня 2010 г.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

(продолжение следует)

Католическая реформа молитвы «Отче наш» – неблагоговение к Самому Христу

Фото: www.globallookpress.com

Папа римский Франциск утвердил новое издание книги «Миссал», определяющей порядок проведения мессы, внеся изменение в текст евангельской Молитвы Господней, более известной как «Отче наш». Так, в новой редакции слова молитвы «не введи нас во искушение» (non indurci in tentazione) будут заменены на «не дай нам поддаться искушению» (non abbandonarci alla tentazione). Это решение папы Франциска, а также возможный визит главы римо-католиков в Россию телеканалу «Царьград» прокомментировал заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов. Фото: www.mpda.ru

Алексей Ильич, папа Франциск ещё в 2020 году заявил, что его не устраивает евангельский текст Молитвы Господней, поскольку слова «не введи нас во искушение» приводят верующих к неправильному пониманию: будто человека может искусить Сам Бог. Но на этот раз это не просто личное мнение главы Ватикана: изменения внесены в богослужебные тексты. В чём причина случившегося и допустима ли подобная «редактура» слов Самого Христа?

Профессор Алексей Осипов: Причина очевидна: действительно, эти слова Молитвы Господней подчас не совсем верно понимаются. Но обратите внимание: когда в научной литературе мы цитируем даже самого элементарного автора, то независимо о того, как он выразился, достаточно ли ясно, достаточно ли литературно, приводим его слова без изменения. А уже затем, процитировав, если это требуется, комментируем. Или прямо, или в подстрочнике.

Здесь же – слова Самого Христа! Как мы смеем их изменять?! Если хотите, прокомментируйте, но сказать, что Молитву Господню надо читать «вот так», а ты, Господи Иисусе, сказал «не очень удачно», я считаю проявлением полного неблагоговения к Самому Христу. И это ещё одно доказательство того, что папский титул «наместника Христа на Земле» – не просто формальные слова, а самая настоящая, хотя и плохо осознаваемая гордыня. Очередное доказательство того, что на самом деле представляет католицизм.

Но почему Римско-католическая церковь прежде такое себе не позволяла? Даже на Втором Ватиканском соборе (1962 – 1965), печально известном своими либерально-обновленческими реформами.

Фото: Andreas Zernd / Shutterstock.com

Пожалуй, такого папы-либерала, как Франциск, ещё не было. Раньше я думал, что хуже Иоанна-Павла II быть не может, а оказалось – нет. Вот прошлый папа Бенедикт XVI был настоящим католиком, серьёзным, убеждённым. Но нет, оказалось, он не подходит. Ну а Франциск – это не просто человек нашей эпохи в плане времени, но человек нашей эпохи мысли, нашей эпохи духа. Человек, который не стесняется идти на шаги, которые переходят грань благоговения к Священному Писанию, к учению Христа.

Вспомните, как он дерзнул назвать Христа «дьяволом»: за какую-то пятиминутную проповедь он несколько раз, толкуя одно апостольское изречение, употребил это слово. Иезуит! Вот что такое иезуитизм! К слову, Юрий Фёдорович Самарин (русский философ-славянофил – прим. Царьграда) прекрасно описал иезуитизм в своей брошюре «Иезуиты и их отношение к России».

Кстати, последний момент крайне актуален сегодня. Получается, в богословских вопросах папа Франциск сущий либерал, но что касается его власти и влияния, в том числе на той же Украине, где бесчинствует униатская греко-католическая церковь, он тоталитарен?

Тоталитаризм и там, и здесь: что хочу, то и творю. Не считаясь со Священным Преданием Церкви. И в отношении попыток установления власти надо всем тем, что ему принадлежит, и тем, что он хотел бы, чтобы ему принадлежало, папа Франциск полностью проводит прежнюю политику Рима.

Здесь же (в богословских вопросах – прим. Царьграда) мы видим, какие выскакивают «штучки». Вот оно: «наместник Христа на Земле»! Ещё у Цицерона было объяснение религии от слова «благоговение». А где нет благоговения, там действительно нет религии. Здесь же, под флагом того, что «мы должны объяснить людям, что подразумевал Христос», дерзают менять Его слова!

Не могу в этом контексте не задать заключительный вопрос. Недавно в ходе своего непрошенного (со стороны Болгарской Православной Церкви) визита в Болгарию папа Франциск заявил пожелание «заехать в Россию». Как Вы относитесь к самой возможности такого визита?

Не вижу никаких положительных моментов, которые могли бы быть для нашей Церкви и для нашего народа в результате такого визита. Но зато отрицательных – сколько угодно!

Вспомните, чем сопровождались папские визиты в православные страны (Украину, Грузию, ту же Болгарию). Приезжает огромное количество иностранных корреспондентов, вся пресса кричит и визжит: «Папа! Папа!», и для многих людей, которые ещё не утверждены в вере, которые не понимают, какая разница между католицизмом и Православием, такой визит может оказаться ударом молота по их вере.

Поэтому я считаю, что визит папы может стать очень сильным ударом по всему нашему народу и верующим православным людям. Надо понимать: дух католицизма – мирской абсолютно, там уже практически нет ничего религиозного. Ещё в XIX веке Святитель Феофан Затворник очень хорошо и точно сказал, что у католиков не Церковь, а политическая корпорация. Так что никакой пользы такой визит не принесёт, а в том, что это принесёт вред нашей Церкви и нашему народу – в этом не приходится сомневаться.

Православная молитва об Алексее Навальном

Молитва о благополучии оппозиционера и политика Алексея Навального.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помоги верному рабу твоему Алексею

в борьбе против неправды и сребролюбия,

и господства нечестивых людей.

Помоги ему в делах его и укрепи

против всяческих гонений.

Примерно в 40-50 г. н.э. несколько человек, проживающих в Иудеи описали историю, когда определенные лица подверглись массовым гонениям со стороны власти и тогдашних правоохранителей — римлян от того, что разоблачали их, называя лживыми, заботящимися о богатстве, лицемерами, ищущими свою выгоду, наживающимися на бедных и собирающих сокровища. Господствующим это настолько не нравилось, что обличающих их заключали под стражу и убивали. Впоследствии история об этих людях легла в книгу, которая стала одной из самых распространенных в мире. Думаю, название не имеет смысла писать, многие догадываются о ней.

История 21 века, Россия

Алексей Навальный подвергается неимоверным гонениям со стороны силовиков и власти, заключения под стражу, уголовные дела, обыски в офисах, штрафы, аресты, обливания зеленками и другое, все это только из-за того, что он разоблачает чиновников, которые нажили свое имущество нечестным путем, не декларируют его, из-за того, что подает заявления на них в Прокуратуру, МВД, ФСБ, Следственный комитет.

А что же современное российское общество? А оно такое же, как и в Иудеи две тысячи лет назад. Тогда безумствующая толпа, руководимая властью кричала «распни, распни», современная толпа кричит «под стражу, под стражу их».

Призыв ко всем гражданам России и верующим и не верующим, властным и не властным, духовенству и светским людям, рабочим и интеллигенции, артистам, ученым, преподавателям, молодежи, вспомните Алексея Навального, пожелайте ему терпения и сил в его нелегком пути.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Молитва. Что-то новое.

Поделиться:

Молитва, пожалуй, является единственным сакральным действием, мотивы которого не меняются непросто тысячелетиями, а эпохами. И тогда, в незапамятные времена, и сейчас это либо стон о помощи, либо ликование благодарности, — первое чаще….

Конечно молитва, это вселенский феномен, который сопровождает нас в том или ином виде на всем протяжении пути. Молитва снимает ограничения материального мира, провоцирует расширение реальности с которой мы взаимодействием. В такое взаимодействие включаются личности духовного уровня, что обязывает нас соответствовать «тому» к кому обращаемся, обеспечивая нам мощный стимул духовного роста.

А начинается всё в раннем детстве, с первых попыток ребенка реализовать диалогичность в общении с внешним миром. Функцию собеседника выполняет игрушка. Согласитесь – привычное зрелище – малыш, который общается со своим любимым медвежонком или жирафом. Достаточно быстро внешний оппонент перемещается в структуры сознания и начинает жить там в виде второго Я, которое в процессе познания мира принимает разные облики и используется нами с различным назначением. Общение с ушедшими родственниками или близкими людьми является одним из более поздних эпизодов диалога со вторым Я.

У верующего человека, в процессе обретения им опыта Богопознания (книги, общение с единоверцами и т.п.), на базе второго Я, начинает складываться представление о «боге», и наделение этого «бога» определенными качествами и характеристиками, — мы оформляем для себя «бога» концептуально.

Нам становится важно сформулировать и локализовать свои представления о непостижимости для того, чтобы иметь возможность с этой непостижимостью общаться и её «эксплуатировать». Для этого мы наделяем наше второе Я, качествами необходимыми для адекватного и результативного контакта, и «бог», в нашем исполнении, начинает нести в себе черты, необходимые, для решения задач, которые мы перед ним ставим: «он» может поправить здоровье, дать кому-то по голове, с кем-то помирить и т.д.

Надо отдавать себе отчет, что моление, как некий способ построения отношений с «иным бытием», это всегда диалог со своим вторым Я, хотя и не только…

С эволюционной точки зрения, наше второе Я принимало сначала облик призрака, потом какого-либо фетиша или духа и т.п. Затем второе Я приобретало поочередно черты многих богов политеизма и генотеизма, и наконец, человек решился на формулирование в структуре своего сознания представления о некоем Верховном существе. Важным в этом эволюционном процессе является то, что каждый раз наше второе Я становилось олицетворением высших, на тот момент, ценностей, стремление к которым проявляло идеалы в жизни человека.

Через наделение человеком своего второго Я качествами высшей ценности, человечество охраняло такие ценности, обеспечивало социальную стабильность и приемлемость нравственных достижений.

История нашей цивилизации наполнена примерами из более поздней истории, когда концепции «бога» привносились определенными историческим личностями, и тогда второе Я приобретало черты заявленные и описанные каким – либо пророком или учителем.

Реализуемая диалогичность, то есть необходимость и возможность обращаться и получать ответ, в том случае, когда второе «я» начинает восприниматься как верховное и божественное начало, возвышает идеалы того, кто обращается, от чисто человеческих до высочайших и божественных. Результатом всех подобных обращений становится совершенствование человеческого характера и глубокая согласованность человеческой личности.

Употребляемое нами обобщающее слово «обращение», конечно необходимо разбить на три отстоящие, в масштабном отношении, части: беседу, молитву и поклонение. Поклонение, в рамках этого материала мы рассматривать не будем, так как это непросто по смыслам и на нашем уровне практически нереализуемо, если конечно поклонение не приравнивать к поклонам и «стучаниям лобиком об пол».

С беседой все относительно просто, она должна нести в себе открытость, доверительность, уважение, и не должна превращаться в трёп.

В молитве, в отличии от беседы, всегда присутствует личный интерес, — просьба, — в ней мы стремимся к достижению осознаваемого результата. Это касается любой молитвы, кроме благодарения.

Молитва всегда инициируется волей, она всегда осознаваема. Молитва не призвана делать человека более думающим, но скорее более осознающим; она не увеличивает знание, но углубляет проницательность.

Молитва всегда остается пусть и возвышенным, но видом мышления. Именно мышление в определенной степени объединяет само обращение и просьбу.

Настоящей молитве присуще подлинная спонтанность, она не прихотлива в месте произношения, времени и форме, в которой произносится. Слова несущественны для молитвы: они всего лишь интеллектуальное русло, по которому может направить своё течение поток духовных молений. Словесная ценность молитвы при её индивидуальном вознесении заключается только в самовнушении, а при совместных молениях – в групповом внушении.

Молитва не должна подменять собой действие, это извращает молитву, недопустимо только молиться, и ничего при этом не предпринимать. Мы должны исчерпать весь возможный арсенал имеющихся в нашем распоряжении средств и только осознав его несостоятельность, обращаться за помощью. Возможен вариант, когда молитва побуждает к действию, тогда само обращение и ожидание ответа активизирует те области нашего сознания, которые могут быть задействованы для решения возникшей проблемы. В этом случае мы более активно начинаем искать способы исполнения просьбы, содержащейся в молитве, а потом всё равно действуем.

Что касается эволюции самой молитвы, то она прошла протяженный, но очень несложный путь. По сути, это эволюция бенефициара просьбы: «дай мне», — «дай, но не мне», — «ничего не прошу», — последние есть выражение отношения человека к сверхчеловеческим реальностям, а это благодарение и поклонение.

Молитва не является эволюцией магии; и та, и другая возникли независимо друг от друга. Магия являлась попыткой приспособить Божество к каким-то обстоятельствам, и «принудить» его, тем или иным способом, к исполнению воли человека. Молитва вписывает человека в Божественную реальность и подводит человека к исполнению воли Божества. Истинная молитва и моральна, и религиозна; магия не отличается ни тем, ни другим.

Я осознанно до этого момента не делал акцент на таких словах как «бог» и «божественная иерархия» и т.п., отдавая себе отчет в том, что огромное количество людей не определились ещё с теологической компонентой общения с «иной реальностью». Но это совсем не означает, что эти люди лишены права обращаться, быть услышанными и получать помощь. Это право есть у каждого, и оно не определяется принадлежностью к той или иной религиозной конфессии.

Отнять это право у человека, наложить на него ограничения, чем-то обусловить невправе никто. Бог наш – Отец всех, а не только «правильно» верующих, и его любовь покрывает всех, а не только тех, кто пришел к Его осознанию, и эта любовь нелицеприятна, долготерпима и по-отцовски пронзительна.

Не верьте тем, кто занимается «распределением» любви Бога на Земле. Любовь Бога всегда с нами, а они не всегда…

В молитве, помимо психологической составляющей, которую можно свести к отношениям со своим вторым Я, присутствует и вторая составляющая — сакральная.

Увы, сакральная составляющая слабо проявлена в общепринятой молитвенной традиции, о причинах ниже, и тем не менее, молитва всегда будет двуединым человеческим опытом, в котором психологический процесс переплетается с духовной практикой. Чего в этом опыте больше психологизма или сакральности, определить бывает крайне затруднительно. Дело в том, что в нашем подсознании может собираться «все», что пришло из сверхсознания, но не было усвоенное нашим сознанием в силу каких-то причин и обстоятельств. На самом деле различать эти комбинации из сознания и сверхсознания — искусство, которым обладают только зрелые личности.

Молитва побуждает нас искать помощь как бы с двух сторон, материальная помощь от находящегося в подсознании резервуара собственного опыта, а вдохновение и наставления от пограничной со сверхсознанием области контакта материального и духовного в области развития души (см. пост Душа. Что-то новое. ).

Направленность молитвы для нас понятие очень «приблизительное» в силу того, что мы имеем очень приблизительное представление о Божественной иерархии. Но беспокоится о соблюдении «адресности и сохранности» обращения не стоит, оно всегда попадает на тот уровень иерархии, где возможна и «обработка и ответ». В этом контексте употребление термина «самонаводящаяся», применительно к молитве, будет вполне корректно.

Молитва это самый доступный и эффективный способ построения отношений человека с Богом. Характер таких отношений определяется самим человеком.

Спектр позиционирования себя в таких отношениях относительно невелик: раб, слуга, наёмник, и отдельно отстоящий в этом грустном перечне статус сына Бога.

Дело не в том, что сыном быть приятнее чем рабом или наёмником, а в том, что только отношения «сын – Отец» позволяют сущностно проявить себя обоим участникам. Отношения «раб – господин», «слуга-царь», «наёмник – владелец», — это отношения двух функций, и суть этих отношений никак не раскрывают.

Без переживания отношений «сын – Отец наш небесный» (см. пост Отцовство-сыновство. Часть 1. и Часть 2.), невозможно воспитание правильного религиозного чувства, без которого какие-либо обращения к Отцу, будь то беседа или молитва, будут носить характер служебных записок, которые мы пытаемся подсунуть «на рассмотрение» в папку к влиятельному чиновнику.

Переживаемое религиозное чувство, может и должно лечь в основу всего жизненного настроя, тогда всегда обращения будут возвращать нас на «территорию» Сыновства, с которой правильнее принимать любые решения. Развитие религиозного чувства в парадигме «сын-Отец», предотвращает изоляцию личности.

Молитвенному обращению может предшествовать беседа с Отцом; темы таких бесед выбираются произвольно, их корректирует лишь понимание того, к Кому и с какими словами мы обращаемся.

Отец не реагирует на слова, только на настрой души. Если в отношениях с Богом доминирует страх, то активное молитвенное делание неизбежно приводит к обострению чувства вины, которая может быть реальной, а может быть вымышленной.

Гипертрофированное чувство греховности переворачивает картину мироздания «с ног на голову», и человек, вместо стремления к свету начинает бороться с тьмой; «победа» над тьмой не выводит на свет; победитель начинает бродить «по серым территориям», которые, из-за невнятной освещенности, несут в себе ещё большие опасности.

Второй выход из «общепринятой» греховности – желание откупиться. Предложение чего-то материального или совмещение такого предложения с предложением исполнять волю Отца — девальвирует молитву, точнее, её духовную составляющую, и это первое, что приводит к потере сакральности.

Молитву так же убивает повтор тяжеловесных человеческих конструкций, в виде предлагаемой любой конфессией подборкой утвержденных обращений. Проведите эксперимент в своей земной семье, начните общаться с близкими одними и теми же заученными стишками, потом повторите этот эксперимент на работе или в кругу друзей. Я думаю это будет история из серии: «кто первый с ума сойдет» …

Исходя из каких предположений мы решили, что Дух менее чувствителен к восприятию застывших и однообразных молитвенных форм, что его радует полуосознаваемое бубнение, и он «не гневается» на монотонность и бесконечные повторы?

Повторенная молитва становится недуховной, заученные стишки приводят к лицемерию. Человек вместо того, чтобы отлаживать очень тонкие моменты построение отношений с Отцом нашим Небесным, начинает долбить этого «несчастного бога» стишками, вытрясая из него «духовные» эквиваленты в виде внимания, особого положения или поощрения и т.п. Если вам удалось действительно духовно помолиться, забывайте сразу про те замечательные слова, которые лились из вашего сердца и фиксируйтесь на состоянии восприятия. Не бойтесь потерять такой опыт и его результаты — это невозможно! Если не будете настраиваться на его формальный повтор, те же слова, место, время, — он обязательно повториться, откликаясь на вашу искренность, спонтанность и сердечность.

Молится можно вне какого-либо антуража и без какой-либо атрибутики. Очевидно, что не во всех уголках нашей планеты есть «специально оборудованные помещения», да и на историческом отрезке мы ещё видим те времена, когда о храмах никто не задумывался. Молится можно, где угодно и когда угодно. Повторюсь, важен исключительно настрой души и понимание того, что общение возникает тогда, когда этого хотят «двое», и «двое» к этому готовы. Нам не дано узнать точное время и место, когда к этому будет готов Бог, правильнее будет если мы под Него будем подстраиваться, а не Он под нас.

Молитва может «случится» на улице, в магазине, в транспорте, и, если вы ощутили «это», ни с чем несравнимое волнение, не откладывайте «разговор» до вечера, не переносите его на пятницу или воскресенье, остановитесь и остановите внутреннюю суету, скажите несколько слов Тому, кому вы обязаны всем и который навечно будет с вами.

Необязательность антуража также отличает молитву от магии, которая, без шаров, карт таро, сожжённых бумажек и свечей никак обойтись не может. Магические действия не изменяют мага, молитва изменяет молящегося.

Само наличие символики не может навредить молитве, её выхолащивает обусловленность символикой или обязательная привязка к традиционным обрядам.

Важнейшим вопросом молитвенного делания, является получение ответа. Ответ на истинную молитву всегда превосходит возможное восприятие этого ответа. Основной подсказкой, говорящей о том, что мы имеем дело именно с ответом на молитву, а не со случайным стечением обстоятельств или подтасовыванием различных знаков и символов, является феномен расширения реальности. Получение ответа на молитву распахивает границы восприятия, и мы начинаем видеть те факты, обстоятельства и даже людей, которые мы раньше не замечали, и которые несут в себе потенциал решения наших духовных проблем. Мы можем увидеть что-то реальное, но необычное, что заставит нас по-другому посмотреть на нашу жизнь.

В божественным ответе никогда не содержится прямых указаний, в них всегда сохраняется ситуация нашего выбора. Если «пришло» прямое указание, — задумайтесь: «не всё, что сверху, то от Бога». Отец не профанирует свободную волю, не ограничивает нас в том, что мы от Него получили, — способность свободно выбирать.

Мы неразумные дети и нередко задаем вопросы, ответы на которые превышают наши возможности по их применению, поэтому ответы на них мы получаем не по необходимости, а по мере нашей готовности к восприятию.

К потере сакральности приводит не только отсутствие духовной составляющей молитвы, но и не присутствие этической составляющей.

Молитва не может быть этичной если молящийся стремится к превосходству над своими собратьями. Все варианты исповедей и прошений направлены на самоудовлетворение, а не на стремление синхронизировать свою волю с волей Небесного Отца.

Этичным является прощение, просьба о мудрости для лучшего самоконтроля, просьба о мудрости для своих врагов, просьба о духовном водительстве для себя и других людей, просьба о восстановлении всеобщего братства, а также все виды обращений о помощь в ограничении своего животного начала.

Этическая и материалистическая молитва несовместимы, материалистическая молитва несовместима ни с чем, она бессмысленна. Если получение материальных благ не является угрозой вашему духовному развитию, если вы твердо встали на путь Восхождения (см. пост Предназначение человека.), то вы будете получать, сначала, столько сколько вам нужно, а потом и столько, сколько хотите, — мы живем в изобильной вселенной

Молитесь только о ценностях, а не о вещах; о росте, а не о вознаграждении.

Молитва являет собой не только психологический феномен или сакральный акт, это ещё и уникальный метод корректировки актуального поведения на уровне мотива или текущего намерения; такой метод можно использовать в режиме реального времени. Личность «на том конце» может помочь вам противостоять зреющему некорректному выбору, дать силы отвергнуть сомнительный вариант решения или удержать от губительного поступка. Нужно обращаться за помощью и участием именно в такие моменты, в такие минуты или доли секунды, — это всегда работает у искренних людей.

Молитва является уникальным инструментом саморефлексии, она всегда оттеняет нашу сущность, помогает определить место на траектории выбранного движения, служит нам источником психологической устойчивости. Вряд ли молитву можно использовать как метод избавления от конфликта, но как стимул для роста перед лицом конфликтной ситуации, её вполне можно применять. Даже бубнение заученных стишков имеет свой терапевтических эффект, такая молитва успокаивает.

Ещё один, практический смысл молитвы заключается в том, что её произнесение, волевым образом разворачивает мыслительный поток из области обыденного мышления в область сверхсознания; частая истовая молитва прокладывает устойчивое русло потока мышления именно в сверхсознание, перенаправляя его из подсознания, куда он обычно устремляется мыслями о еде, сексе, наживе и всеми видами страхов.

«Молитва, это Отношение души к духу, — это дыхание души». Иисус.

С «кем» беседуют или «кому» молятся: Отцу нашему Небесному, Сыну Божьему (Иисусу), Райской Троице и всем остальным представителям Божественной иерархии, которые известны молящемуся.

Как беседуют — молятся: чистосердечно, бескорыстно, безусловно, спонтанно, без сомнений.

Беседуют, когда: возникает необходимость в спокойном, вдумчивом, неторопливом общении с Тем, кто представляет собой высшую ценность, воплощает идеал преданности, любви и заботы: Небесным Отцом, его божественными сынами или представителями божественной иерархии.

Молятся, когда нужно:

  • укрепиться в Вере;
  • принять духовное водительство;
  • захотеть собственной волей исполнять волю Небесного Отца;
  • искренне выразить духовный настрой;
  • выразить благодарность (благодарение);
  • предупредить эмоциональное напряжение;
  • предотвратить конфликт;
  • возвысить свое мышление (повысить его качество);
  • облагородить желания;
  • утвердиться в нравственном решении;
  • обогатиться мыслью;
  • укрепиться в высшем побуждении;
  • заявить о своей вере;
  • подтвердить доверие к Богу;
  • раскрыть своё мужество;
  • заявить о своём желании стать лучше и стремиться к наилучшему;
  • признаться в высшей преданности, и ещё когда нужно найти метод преодоления трудностей и мобилизовать все душевные силы для сопротивления всевозможным эгоистическим, порочным и греховным тенденциям.
  • Беседа — молитва содержит:

  • а. исповедальность; просьбу о помощи в раскрытии Сыновства;
  • б. просьбу о помощи в духовной опеке и водительстве;
  • в. просьбу о предоставлении возможности послужить своим братьям;
  • г. просьбу о мудрости для другого человека;
  • д. просьбу о приобщении (подключении) к реальности любви;
  • е. просьбу о помощи в духовных делах;
  • ж. просьбу о единстве в семье, земной и небесной;
  • з. просьбу о помощи в борьбе со своей слабой верой; со своим несовершенством;
  • и. просьбу о вразумлении другого человека;
  • к. просьбу о мудрости для самоконтроля;
  • л. просьбу простить;
  • м. просьбы о здоровье для себя и близких;
  • н. просьбу о духовном укреплении перед искушением ложью, похотью, алчностью, гордыней, завистью, ревностью, местью.
  • Чего не должна содержать молитва:

    • а. материальных просьб;
    • б. просьб о создании исключительных условий, получения превосходства;
    • в. вариантов ухода от ответственности;
    • г. просьб о воздаянии, наказании, мести;
    • д. отрицания всего, что связано с заботой Отца и духовным водительством.

    Истинная молитва не изменяет Бога, не надо даже строить таких предположений: Бог — не изменен, и Он источник всего, а не приёмник того, что для него делает человек, но истинная молитва всегда достигает результата и может привести к значительным и длительным изменениям в том, кто молится с верой и убежденным ожиданием ответа.

    Молитва может быть:

  • Спонтанным выражением Богосознания ИЛИ Бессмысленным повторением теологических формул.
  • Восторженной хвалой Богопознающей души ИЛИ Рабской покорностью скованного страхом смертного.
  • Трогательным выражением духовных устремлений ИЛИ Крикливым, показным выражением набожности.
  • Радостной хвалой, смиренной мольбой о прощении, детской просьбой о невозможном или зрелой мольбой о нравственном росте и духовной силе.
  • Может просить о хлебе насущном ИЛИ Заключать в себе чистосердечное стремление найти Бога и выполнять его волю.
  • Может быть целиком эгоистичной просьбой ИЛИ Истинным и величественным шагом к воплощению бескорыстного братства.
  • Гневным призывом к мести ИЛИ Милосердным заступничеством за своих врагов.
  • Выражением надежды изменить Бога ИЛИ Могущественным способом изменения собственного «я».
  • Раболепной мольбой пропащего грешника перед якобы непреклонным Судьёй ИЛИ Радостным выражением свободного сына живого и милосердного небесного Отца
  • Осознание присутствия Бога, и есть, по сути, постоянная молитва, однако помните, что в основе оценки нашей собственной жизни должна лежать сама жизнь, а не какая-либо духовная практика.

    С ответственностью за каждое слово и без какой-либо претензии на авторство.

    Поминальная молитва по Алексею Баталову

    В Москве, в Доме кино, родственники, друзья и поклонники простились с народным артистом СССР Алексеем Баталовым. Зал был заполнен до отказа, стояли в проходах, сидели на ступенях. «Алексея Баталова очень любили люди, доказательство тому — огромное количество людей, пришедших проститься с актером», — сказал на церемонии прощания народный артист России Николай Бурляев. Он попросил присутствующих отказаться от традиционных аплодисментов в конце церемонии и помянуть Баталова молитвой.


    Фото: Валерий Шарифулин — ТАСС

    Выдающийся русский актер театра и кино, сценарист, кинорежиссер, педагог, неоднократный лауреат государственных и творческих премий, Алексей Владимирович Баталов был большим другом «Золотого Витязя». Он стал одним из первых лауреатов, награжденных Золотой медалью им. С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф». Всенародную любовь артист завоевал, воплотив на экране, в фильме «Летят журавли» Михаила Калатозова образ настоящего русского солдата, не вернувшегося с войны. Его Борис, одинаково мужественно защищавший и свою Родину и свою любовь, с его понятными любому зрителю в мире лучшими человеческими качествами, стал для всего современного мира глубоко впечатляющим символом победителя фашизма.

    В кинобиографии Алексея Баталова было много творческих побед. Ему удалось создать на экране яркий и выразительный образ «героя нашего времени», героя 60-70 годов XX века — умного, ироничного, интеллигентного советского — в лучшем понимании этого слова — человека, а его уникальные творческие приемы, манеры, его голос долго будут оставаться желанной вершиной киномастерства.

    «Я всегда относился к нему с уважением и почитанием его высокого таланта. Видел его как человека абсолютно бескорыстного, доброго, и образ самого Баталова через его роли останется для грядущих поколений на века символом русской души», — говорит народный артист России Николай Бурляев.

    Накануне в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке состоялось отпевание Алексея Баталова. Он ушел из жизни в четверг 15 июня в возрасте 88 лет, — тихо, во сне. Отпевание совершил глава Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион.

    «Он был самим собой на сцене и на экране, он никогда не надевал маску, но всегда играл только самого себя, — говорит митрополит. — И может быть, именно это было в нем по-настоящему драгоценно».
    Родным и близким Алексея Баталова митрополит Иларион передал слова соболезнования от Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

    Нам всем еще предстоит долго осмысливать грани творческого наследия Алексея Баталова и, пока будет идти этот бесконечный процесс, с нами останется светлая память о верном друге и о дорогом нашем человеке –Алексее Владимировиче Баталове…

    Баталов похоронен на Преображенском кладбище, рядом со своей мамой.

    Общество

    Религия

    «Отче наш» не изменим: РПЦ ответила на решение папы Римского

    Папа Римский изменил текст молитвы «Отче наш»

    Мнения РПЦ и общества несколько разошлись в видении того, нужно ли редактировать вслед за Римской церковью молитву «Отче наш». Русская православная церковь указала, что менять молитву не будет, но указала, что в правке папы Римского ничего плохого нет. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов считает, что в молитву Господню не допустимо никакое вмешательство.

    Русская православная церковь не будет менять текст молитвы «Отче наш» вслед за Римской католической церковью и при этом не видит в таком решении папы Римского ничего плохого, передает РИА «Новости».

    Ранее понтифик утвердил новый текст молитвы «Отче наш»: фраза «не введи нас в искушение» была заменена на «не дай нам поддаться искушению». Еще два года назад пап Римский Франциск заявил, что фраза «не введи нас в искушение» может быть понята так, будто бы сам Бог искушает человека, передает НСН.

    «Никто, конечно, не будет менять текст молитвы. Как получили Писание — так и оставим. В нынешней версии молитвы, используемой в РПЦ, никаких богословских неточностей нет» — заявил член Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков.

    Настоятель Храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский отметил, что в целом в церковнославянском языке, на котором и проводятся богослужения, значение данной фразы имеет оттенок той редакции, о которой говорит Римская церковь.

    «Насколько я знаю, в других языках, используемых православными, есть оттенок того значения, которое утвердил папа Франциск.

    Если не меняется кардинально смысл, язык не опошляется, то в этом ничего плохого нет. В данном случае в нашей версии «не введи нас во искушение» и в новой версии католической молитвы смысл один: чтобы Господь помог нам преодолеть искушения. Лично я вижу это так», — подчеркнул священнослужитель.

    Со своей стороны генеральный секретарь Конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский пояснил, что целью этого нововведения является намерение лучше донести смысл слов молитвы.

    «В России епископская конференция пока не занималась внесением изменений, указанных Святым Престолом», — указал он, добавив, что данные изменения не могут вызвать разногласий в католическом сообществе.

    Он добавил, что в данном дискурсе речь идет о переводах текста молитв, а перевод никогда не сможет передать во всей полноте истинный смысл оригинала, передает ФАН.

    Однако же заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов согласился, что слова молитвы Господней не всегда верно понимаются, передает телеканал «ЦарьГрад».

    «Но обратите внимание: когда в научной литературе мы цитируем даже самого элементарного автора, то независимо о того, как он выразился, достаточно ли ясно, достаточно ли литературно, приводим его слова без изменения. А уже затем, процитировав, если это требуется, комментируем. Или прямо, или в подстрочнике», — детализировал специалист.

    Вместе с тем он напомнил, что речь идет о словах Иисуса Христа.

    «Как мы смеем их изменять?! Если хотите, прокомментируйте, но сказать, что молитву Господню надо читать «вот так», а ты, Господи Иисусе, сказал «не очень удачно»,

    я считаю проявлением полного неблагоговения к Самому Христу.

    И это еще одно доказательство того, что папский титул «наместника Христа на Земле» — не просто формальные слова, а самая настоящая, хотя и плохо осознаваемая гордыня. Очередное доказательство того, что на самом деле представляет католицизм», — уверен эксперт.

    В феврале нынешнего года папа Римский стал первым понтификом, совершившим мессу на Аравийском полуострове, где зародился ислам. Месса собрала около 135 тысяч зрителей на стадионе Zayed Sports City Stadium в Абу-Даби.

    Утром толпа собралась, чтобы взглянуть на понтифика, когда тот въехал на стадион на небольшом черном автомобиле Kia, который сопровождала конная охрана. В честь гостя устроили артиллерийский салют, также над стадионом пролетели самолеты, оставившие за собой белый и желтый следы — цвета флага Ватикана.

    В ходе визита Папа Франциск сделал запись в книге почетных гостей президентского дворца, поблагодарив жителей ОАЭ за их «теплый прием» и призвав «божественное благословение мира и братской солидарности» к народу ОАЭ.

    Наследный принц, в свою очередь, подарил папе декрет от 22 июня 1963 года для пожертвования земли под строительство первой католической церкви в ОАЭ.

    Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»

    Имя художника-экспрессиониста Алексея фон Явленского сегодня больше известно за границей: русский по происхождению, он большую часть своей жизни провел в Германии. Именно поэтому его часто относят к художникам русского зарубежья.

    От реализма к авангарду

    Алексей Георгиевич Явленский, потомок графов Растопчиных, родился в 1864 г. в Тверской губернии, в городе Торжок. Явленский был потомственным офицером, но тягу к искусству он чувствовал уже в раннем возрасте и поэтому решился сменить погоны на холсты и краски. В Петербурге он поступает в Академию художеств. Здесь его наставником стал известный живописец Илья Репин. Но постепенно Явленский начинает увлекаться авангардным направлением, и авторитет учителя-реалиста стал отступать. В это время он знакомится с художницей и теоретиком искусства Марианной Веревкиной, вместе с которой едет на юг Германии, в город Мюнхен.

    Творческие поиски уже привели сюда Василия Кандинского, Игоря Грабаря, Давида Бурлюка и других художников. В дальнейшем имя Явленского будут связывать именно с именем Василия Кандинского. После переезда в Германию художники учредили «Новое мюнхенское объединение художников». Позже Явленский вступил в основанный Кандинским творческий союз представителей экспрессионизма «Синий всадник». На родине последний стал более известен, хотя есть мнение, что Кандинский создавал свои первые абстрактные работы именно под влиянием Явленского.

    Живя в Германии, художник много путешествовал, изучал европейскую культуру. В поисках своего творческого стиля он окончательно отходит от реалистических методов, увлекается Ван Гогом, работами французских импрессионистов Матисса и Сезанна. В это время оформляется художественная манера автора: яркая и активная, она выражается в насыщенных, динамичных красках.

    Вариации и «головы»

    Первая мировая война заставляет художника отправиться в Швейцарию. К этому времени мир автора картин теряет ненужные подробности. Сам Явленский обобщённые образы разделял на натюрморты, пейзажи и «головы» и, подобно музыканту, называл их вариациями. Именно женские головы стали любимым жанром мастера. «В лице для меня раскрывается космос», — говорил художник.

    Его картина «Женская голова» создана всего несколькими взмахами кисти. В работе вы не сможете отыскать портретное сходство, но на полотне художник выразил всю сущность своего персонажа. Искусствоведы отмечают, что в этот период в творчестве Явленского все яснее видны отголоски иконописи: женские лица с глубокими, огромными глазами напоминают нам лики святых. «Я русский по рождению, моей славянской душе всегда были близки иконопись и древнерусское искусство. Моя работа — это моя молитва, высказанная красками», — признавался художник. Друзья даже иногда звали его «Иваном Карамазовым».

    «Медитация» сквозь болезнь

    После возвращения в Германию художнику ставят диагноз – паралич. Явленский не смог оставить живопись, и несмотря на болезнь и слезящиеся глаза, он создает серию абстрактных работ «Медитация», которые приобрели немало поклонников по всему миру и сегодня признаны вершиной творчества художника.

    Когда мастера не слушались пальцы, ему приходилось привязывать кисти к рукам. В этот период он написал более 1500 полотен, которые даже не надеялся выставить. Между тем, его работа «Лицо спасителя» стала одной из ярких точек в авангардном направлении. На полотне автор избавил человеческое лицо может от всех ненужных деталей и превратил его в аскетический лик, в котором очертания носа и бровей напоминают крест.

    В 1933 г. по указу нацистов Явленскому запрещено писать и участвовать в выставках. Однако через год он официально становится гражданином Германии и, подчеркивая дворянское происхождение, добавляет к своей фамилии приставку «фон».

    Несколькими годами позднее его работы конфискуют: полотна Явленского становятся экспонатами выставки «Дегенеративное искусство».

    Уже практически полностью парализованный, мастер был не в силах продолжать работу, и в марте 1941 г. Явленский скончался. Его похоронили на православном кладбище в Германии.

    Сегодня его работы по-прежнему выставляются в известнейших музеях мира и хранятся во многих частных коллекциях. Полотна Алексея фон Явленского по праву относят к золотому фонду европейского авангарда, а их автора считают ярким мастером русского зарубежья.

    Читайте так же:

    • Молитва иконе пресвятой богородицы помощница в родах Молитва иконе пресвятой богородицы помощница в родах икона Богородицы «ПОМОЩЬ В РОДАХ» (В РОДАХ ПОМОШНИЦА) Местночтимое празднование иконы Божьей матери «Помощь в родах» 8 января (26 […]
    • Молитва матроне о семейном счастье Мощная православная молитва о семейном благоденствии и благополучии супругов Сохранить добрые отношения, любовь и лад в семье всякому христианину может помочь исключительно Бог. Вера в […]
    • Молитва в до мажоре песня Молитва в до мажоре песня Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. […]
    • Защита на машину молитва Как сделать оберег в машину своими руками? Вы пытаетесь уберечь себя и свой автомобиль при помощи страховых компаний? Метод необходимый, но не всегда самый эффективный. Вы и сами прекрасно […]
    • Молитва матроне от венца безбрачия Какую нужно читать молитву чтобы побороть венец безбрачия Отсутствие спутника жизни часто становится для человека большим испытанием. Люди, особенно женщины, созданы так, что им просто […]
    • Молитва к экзаменам шуточная Смешные молитвы про школу МОЛИТВА СТУДЕНТА! От контрольной близкой, От похмелья наутро От ответа у доски, Дай мне выспаться сладко Чтоб его лишь учил я, а остальные нет. Вот и все. […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *