Молитва как жанр музыки

Конспект урока: «Молитва» Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» 2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева

Просмотр содержимого документа
«конспект урока: «Молитва» Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» 2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева»

Тема урока: «Молитва»

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»

2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева

Учитель музыки высшей категории

МБОУ-Займищенской СОШ г. Клинцы Бакина Лариса Николаевна

Цель урока: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

• Дать детям понимание значения слова «молитва».

• Познакомить с православными молитвами: «Отче наш», «Ангелу хранителю».

• Разновидности молитв и их интонационно- образной природе.

• Раскрыть культурологический характер молитвы как жанра русской литературы, музыки.

• учить слушать и развивать вокально-хоровые навыки, эмоциональное содержание.

Литературный и музыкальный материал, используемый на уроке:

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви» из цикла ф-ной музыки «Детский альбом».

2. Толстой Л.Н «Благословляю вас, леса».

3. Г. Струве «Моя Россия»

4. Ж. Колмагорова. Мой Ангел»

Повторение знаний, полученных на прошлом уроке.

О чем шла речь на уроке? (Колокольных звонах)

КАК ИХ НАЗЫВАЮТ? (Голос России)

Какие бывают звоны? (Набат, трезвон, благовест, дорожный, повседневный)

В какой песне, звучащей на уроке, ощущался звон колокола? Моя Россия

Исполнение песни «Моя Россия»

Изучение нового материала.

Колокольный звон слышен во всей округе, даже исходит из картин русского художника И. Левитана. Рассмотреть картины.

О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)

Объявить тему урока «М О Л И Т В А»

Вопрос: Что бы вы хотели узнать нового о молитве?

После ответов детей подвести к тому, что молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

– Значит, главное в молитве – СЛОВО.

«Отче наш» — слушание в исполнении хора Сретенского монастыря.

Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы. (На доске)

Отче наш, Иже еси на Небесех!

Да святится имя Твое, да

приидет Царствие Твое, да

будет воля Твоя. Яко на небеси

и на земли. Хлеб наш

насущный даждь нам днесь, и

остави нам долги наша, якоже

и мы оставляем должником

нашим, и не введи нас во

искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь

Краткое объяснение содержания.

Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков, были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. (Изображения икон Кирилла и Мефодия).

Й создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были: «Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».

Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы? (Можно послушать варианты ответов детей)

– Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как . молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу, (обратить внимание на ребят на тему урока).

– О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.

– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

– Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно не легко?

(Обсудить, почему так считают?) Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого.

Ученик читает стихотворение «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы.

Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете, (под звуки тревожной музыки ученик зачитывает отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода). Дети узнают сказку.

– Почему Герда читала молитву?

– Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу

– Какую молитву читала Герда? («Отче наш»)

– А любой ли человек может писать молитвы? – Нет.

– Тот, который причастен Божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу.

А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки?

«Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

После догадок детей показываю портрет Чайковского

– Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

– А с чего начинается ваш день? Ответы детей…

– А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название

– Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

– Есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

– Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?

– Просьба-обращение, благодарение, предупреждение.

– А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней.

(Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

– Нет, церковная, она больше похожа на покаянную.

Её можно назвать повседневной.

Послушайте, как звучит молитва Ангелу-Хранителю.

Зачитываю молитву, объясняю смысл.

Могут ли эти слова настроить на скверные поступки?

Нет, только на добро, любовь и благие дела.

— Что такое молитва, для чего нужна.

— Молитва имеет разное значение.

— Молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?

– Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.

– Да, многие великие люди России были глубоко верующими людьми, чтили нравственные, высокодуховные нормы христианской жизни, знали молитвы. Не даром молитвенный слог, молитвенные интонации слышны в стихах многих русских поэтов.

Благословляю вас, леса А. Толстой

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

– Кто ж такие ангелы?

– Именно ангел возвестил Марии о том, что она родит Спасителя мира – Христа.

— Ангелы оберегают и всех нас, они являют связующим звеном между нами и Богом.

Приоткрыл мне тайну

Обо всей вселенной,

Мой ангел белый

Мне сказал: «Ты знаешь,

Ведь тебе придётся

Полюбить весь мир»

Припев: Мой ангел белый,

Что же ты наделал,

Как теперь я буду

В этом мире жить.

Мой ангел светлый,

Все твои приметы

Мне теперь придётся

Наизусть учить. 2 раза

2. Пусть ангел черный

С миром отпуская

И теперь другою

Будет жизнь моя. Припев. Разучивание 1 куплета и припева песни «Мой ангел»

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Оценки и благодарность за урок.

Д.З Выучить молитву «Отче наш», текст песни «Мой ангел»

Презентация по музыке для 6 класса «Молитва в музыке русских композиторов»

Идёт приём заявок

Выбранный для просмотра документ Молитва.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская духовная музыка Урок музыки в 6 классе Автор: Баркова Ю.Н., учитель музыки гимназии №2 г. Асино

«Утренняя молитва» К какому жанру вы бы отнесли эту пьесу? Подумай. П.И. Чайковский

Русская духовная музыка Вспомните музыкальный материал прошлого урока. Знаменный распев – основной вид древнерусского богослужебного пения. Молитва – обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам. Духовный концерт – это крупные сочинения, для двух и более хоров написанные на духовные тексты Вспомни.

Молитва Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Души, тоскующей в изгнании своём, Святого таинства земное выраженье, Предчувствие и скорбь о чём-то неземном… П.Вяземский. С какими мыслями в молитве человек обращается к Богу? Просительная молитва – выражаем наши нужды — как телесные и духовные Покаянная молитва — просьба о прощении грехов Исполни песню

Молитва в творчестве русских композиторов М.Глинки. Опера «Иван Сусанин» «Ария Сусанина» — в жанре молитвы (стр.64). Какое решение принимает Сусанин, уходя с поляками? О чём он молит Бога? Какое эмоциональное состояние человека выразил композитор? Запомни.

Молитва в творчестве русских композиторов В Гаврилин (1939-1999). «Перезвоны» — размышление композитора о любви к человеку, к родной земле. (стр.62). «Молитва» Кто исполняет? солист-бас в сопровождении мужского хора(вокализ) и колоколов Солист поёт? Речитатив — напевная речь Что за ощущения? Где мы оказались? с 2 мин – 5 мин Запомни.

Молитва в творчестве русских композиторов М. Глинка. Ария Сусанина Эмоциональный настрой. Голос — бас В. Гаврилин«Молитва» Что общего? В чем отличие? Песенность, Оркестровое сопровождение Речитатив, Звучание хора без слов (вокализ) Звуки колокола Подумай.

МОЛИТВА Будь со мною, будь со мною, От тоски храня, Будь со мной, святая Вера, Не покинь меня! (3 раза) Будь со мною, будь со мною, Будь со мной всегда, Синеглазая Надежда, Светлая звезда! (2 раза) Будь со мною, будь со мною, Просьба так проста. Будь всегда, Любовь, со мною, Что как снег чиста! (2 раза) Как молитву повторяю, Повторяю вновь. Помогите мне, Надежда, Вера и Любовь! (2 раза) муз. Е. Крылатова сл. Ю. Энтина Разучи песню

Итог урока Чем помогает духовная молитва людям? Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии… Подумай.

Презентация к уроку музыки в 6 классе «Молитва в музыке русских композиторов». В презентации последовательно излагается материал к уроку: актуализация знаний на примере «Утренней молитвы» П.И. Чайковского; погружение в новую тему (исполнение песни «Ангелы»; новый материал: анализ и сравнение двух произведений: Арии Ивана Сусанина М. Глинки и «Молитвы» из «Перезвонов» В. Гаврилина; знакомство с новой песней Е. Крылатова «Молитва» («Будь со мною»); подведение итога урока. Презентация сопровождается музыкальным материалом.

Номер материала: 41943032820

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспект урока № 13 » Жанр молитвы»

Цель урока: Церковная музыка для детей.

Задачи урока:

  1. Формировать чувство стиля музыки Чайковского.
  2. Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.
  3. Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока № 13 » Жанр молитвы» »

    Урок 13 2 класс

    Тема урока: «Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов»

    Как помогал людям Сергий Радонежский? (добрыми делами и молитвами)

    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке музыки? (о молитве)

    Попробуем сейчас выяснить, какая бывает молитва?

    Молитву можно прочитать? (читаем молитву «Отче наш»)

    Как еще можно исполнять молитву? (петь)

    Посмотрите и скажите портрет, какого композитора вы видите на экране? (П. И. Чайковский)

    Мы с вами сейчас будем петь песню, которую поют люди на Великий праздник Рождества Христова.

    Пение новогодних песен

    Давайте попросит тех, кто ходит в воскресную школу, на следующем уроке спеть молитву, которую они выучили.

    Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс

    Разделы: Музыка

    Класс: 7

    Тип урока: Углубление в тему.

    Цели:

    • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
    • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
    • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
    • Задачи:

      • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
      • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
      • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
      • Музыкальный материал:

        Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

        На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

        — Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

        — Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

        — Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

        — Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

        — Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

        — Сегодня мы рассмотрим молитву — как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

        Сообщение темы (“Послания молитвы”)

        — А что такое молитва? (Ответы детей)

        Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

        Когда молюсь от сердца,
        Господь мою молитву слышит.
        Молитва наша есть сестра.
        Она как свет нам душу освещает.

        — И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

        — В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

        (Ответы детей — Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

        — А можно сказать, что она звучит благозвучно? — Да.

        — Одно из главных понятий музыкального искусства — ГАРМОНИЯ — означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

        — Был здесь порядок? Да.

        Ознакомление с новой информацией.

        — Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

        Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

        Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

        — И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

        — Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

        — Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

        — Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? — Да.

        — А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

        — Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

        “Аве Мария” — одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

        — Трогают нас слова? Да.

        — Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.

        — А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

        (Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения — транспонировала в соль мажор).

        — Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

        Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

        Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

        — Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

        (“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

        — Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

        — Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

        (Разучивание 1 куплета).

        “Песня” — говорил Булат Окуджава, — исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

        — На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

        ИТОГ: — Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

        — Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

        (С образами Бога, света, добра, гармонии.)

        — На что способна такая музыка?

        В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

        — И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

        (Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

        — Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

        — И закончить я хочу словами А.П.Чехова

        “Человек должен быть верующим или
        Должен искать веры.
        Иначе жизнь его пуста. ”

        Урок по музыке на тему молитва

        Религиозное чтение: урок по музыке на тему молитва в помощь нашим читателям.

        Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс

        • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.
      • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
      • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.
      • “Мати Божия” П.Чеснокова.
      • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
      • “Аве Мария” Ф.Шуберта
      • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
      • “Белоснежные церкви” современная песня.
      • Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

        На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

        – Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

        – Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

        – Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

        – Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

        А почему духовная? (Ответы детей).

        – Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

        – Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

        – А что такое молитва? (Ответы детей)

        Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

        Когда молюсь от сердца,

        Господь мою молитву слышит.

        Молитва наша есть сестра.

        Она как свет нам душу освещает.

        – И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

        – В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

        (Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

        – А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.

        – Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

        Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

        – Был здесь порядок? Да.

        (Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

        Ознакомление с новой информацией.

        – Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

        – И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

        – Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

        (Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

        – Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

        – Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.

        – А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

        – Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

        “Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

        Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

        – Трогают нас слова? Да.

        – Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.

        – А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

        (Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).

        – Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

        Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

        – Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

        (“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

        – Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

        – Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

        (Разучивание 1 куплета).

        “Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

        – На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

        ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

        – Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

        – На что способна такая музыка?

        В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

        – И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

        – Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

        – И закончить я хочу словами А.П.Чехова

        “Человек должен быть верующим или

        Должен искать веры.

        Иначе жизнь его пуста. ”

        Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2020 г.

        Конспект урока музыки во 2 классе «Музыка в храме»

        Тема: «Молитва. Музыка в храме»

        Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

        рассмотреть молитву как жанр музыкального искусства на примере творчества П.И.Чайковского («Детский альбом»)

        развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;

        охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.

        -прикосновение к высоким темам духовной жизни людей, соприкосновение с культурой 19 века.

        -развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

        -формирование уважения к традициям своего народа.

        — развивать чувства сопереживания, сострадания.

        Презентация по теме, диск с музыкой П.И. Чайковского из «Детского альбома», учебники.

        Портрет П.И. Чайковского.

        Учитель включает музыку колокольного звона. Ребята, сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну Музыки. Но страна эта большая! Поэтому именно эти звуки дадут нам определиться, куда именно мы хотим попасть!

        Дети.Это звучат колокола. И эта музыка звучит в церкви.

        Слайд Храма Христа Спасителя

        Учитель: Действительно , мы сегодня побываем в православном храме. Многие из вас носят нательные крестики и поэтому, я думаю, что нам будет интересно поговорить о музыке, которую мы слышим подходя к храму и в самом храме.

        Слайд Внутреннего убранства храма.

        Учитель: Кроме того, мы продолжаем знакомство с музыкой великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

        БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА

        Учитель: Дети, как вы понимаете слово «храм»?

        Дети объясняют значение этого слова.

        Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. У нас тоже есть храм, он имеет свою историю. В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь. А какая же музыка может звучать в самом храме?

        Учитель: Действительно, в православном храме нет звучащих муз. Инструментов. Там только звучит человеческий голос — в хоре и соло.

        Есть произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

        Открываем учебники на странице 46, читаем вслух название («Молитва») и стихи И. Никитина:

        Молись, дитя, мужай с годами,

        И пусть на склоне долгих лет

        Такими ж светлыми очами

        Тебе глядеть на белый свет.

        Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. А что же такое молитва?

        Учитель читает стихи «Что такое молитва»,

        «Юнкерскую молитву» М. Лермонтова

        Многие известные поэты писали литературные молитвы – Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Ахматова, Окуджава и другие. Все композиторы русской школы писали церковную музыку.

        С церковной музыкой мы познакомимся через произведения П.Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

        А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии.

        Дети слушают «Утреннюю молитву»

        Учитель: Что вы можете рассказать о музыке, какая она?

        Дети: Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

        Учитель: Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

        Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию, который мы постараемся сейчас исполнить.

        (Ученикам раздаются слова, при повторном прослушивании мелодии исполняются под музыку вместе с учителем.)

        Господи Боже, грешных спаси.

        Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

        Сделай, чтоб стало тепло и светло.

        Солнце чтоб ясное в небе взошло.

        Людей, и птиц, и зверей,

        Прошу тебя, обогрей.

        Учитель: Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения?

        Дети: Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

        Учитель: Правильно. Это музыка называется «В церкви». Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение без сопровождения. Как называется такое пение?

        Дети: а капелла (a cappella)

        Учитель: В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

        (Дети записывают в тетрадь понятие, а капелла (a cappella))

        Учитель: Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию в учебнике. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге…

        (Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

        Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений П.И.Чайковского? Используйте слова, которые обозначают «чувства» из таблицы на доске.

        (Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

        Учитель: Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

        А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

        Дети: Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

        Учитель: Первое сочинение «Утренняя молитва», передает какие чувства?

        Дети: Светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно.

        Учитель: А последнее — «В церкви», какие передаёт чувства?

        Дети: Чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел.

        Учитель: Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

        «Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби… Мир тебе».

        С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

        Скажите, а сегодня нужна ли людям молитва?

        Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько современных произведений

        Одно из них известная молитва «Отче наш».

        Учитель: Кто исполнял эту молитву?

        Дети: Мужской хор.

        Учитель: Эту молитву исполнил замечательный хор Турецкого, я думаю, вы слышали о нём.

        Давайте вспомним, как называется исполнение без инструментального сопровождения? Дети: А капелла.

        Учитель: Следующее произведение- детская песня. Прислушайтесь к словам исполнителя. О чём просит ребёнок?

        Учитель: Ребята, что вы можете сказать о музыке, которая сегодня прозвучала на уроке?

        Дети: Она песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

        Учитель: Как вы думаете, это музыка в храме может нас изменить в лучшую сторону?

        Дети. Да. Эта музыка поможет нам стать добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных.

        Учитель: Чем вам запомнился урок, о чём расскажите дома?

        Учитель. Музыка в храме, молитвы учат любить себя и ближнего, ценить душевную красоту. Музыка возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.

        В конце урока второклассники сами себя оценивают: как работали, что нового узнали, с каким настроением уходят.

        Учитель поёт, прощается с учащимися «До свидания, ребята!»

        Добавить комментарий Отменить ответ

        Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

        Конспект урока № 13 » Жанр молитвы»

        Тема урока: «Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов»

      • Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

Музыкальный материал: «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви», церковные напевы, молитвы

Просмотр содержимого документа

Цель урока: Церковная музыка для детей.

Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

Формировать чувство стиля музыки Чайковского.

Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.

Музыкальный материал: «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви», церковные напевы, молитвы

О каком русском святом идет речь?

А кто знает, что такое молитва? (обращение верующего к Богу, беседа с Богом).

Углубление в новую тему.

Слушаем молитву «Отче наш», пробуем петь молитву.

Как еще можно исполнять молитву? (играть)

Мы уже знаем, что Чайковский писал музыку для детей, что для своих племянников он написал инструментальные пьесы, которые назвал «Детский альбом». Начинается и заканчивается «Детский альбом» молитвой.

Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

Целевая аудитория: 2 класс.

Урок соответствует ФГОС

Конспект урока № 13 ” Жанр молитвы”

Автор: Лешенок Елена Николаевна

Похожие файлы

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Сценарий урок музыки в 5 классе «Жанр молитвы в творчестве русских композиторов»

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тип урока: проблемно эвристический урок.

Цели и задачи урока:

оргдеятельностные — создать образовательную ситуацию урока, способствующую развитию познавательной мотивации учащихся, рефлексивного мышления;

личностные цели — расширить личный опыт учащихся через осознание понятий «молитва», «вера», «выбор» посредством сопоставления собственного жизненного опыта учащихся и жизненных ситуаций, в которых происходит действие героев музыкальных произведений; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.

предметные — актуализировать предметные знания учащихся с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

когнитивные — научить учащихся задавать вопросы, отыскивать причины и условия развития музыкальных жанров, в частности, жанра молитвы; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; совершенствовать навыки работы с первоисточниками.

креативные — создать условия на уроке для развития фантазии, гибкости ума, генерации идей, чуткости к противоречиям; предоставить возможность для защиты и отстаивания своего мнения через развитие аналитических способностей.

частично — поисковые ( метод проведения аналогий) ,

проблемно – сообщающие ( метод «мозгового штурма) ,

проблемно-эвристические ( метод ассоциации, метод эмпатии, метод символического и образного видения, метод конструирования понятий, метод эмоциональной драматургии.)

когнитивные (сравнение, анализ, синтез).

мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, аудио и видео-записи.

Ожидаемые результаты урока:

предметные расширение объёма известных знаний учащихся о развитии православной культуры и её проявлениях в жанре молитвы от истоков до современности;

личностные, метапредметные — создание условий для рождения у учеников собственного образовательного продукта.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; экран; презентация по теме, аудио-записи.

Этап 1. а) организационный — взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
б) мотивация деятельности учащихся .

Этап 2 . Попытка разрешения ситуации учениками, возможно с проектированием социодрамы или творчестводрамы .

Этап 3 . Представление вариантов разрешённых проблем в сопоставлении с другими образцами культурно-исторических аналогов на основе метода «возвращения» уже к пройденному материалу, методов размышления, сопоставления и анализа.

Этап 4 . Рефлексия познанного и результатов .

I . Этап целеполагания

Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв»
А.С. Пушкин

После приветственного слова учителя учащимся предлагается проблемное задание с целью организации деятельности и постановки учениками собственных целей.

Учитель : сформулируйте вопросы к предложенной цитате .

Варианты вопросов учащихся :

Что означает выражение «отцы пустынники и жёны непорочны»? Какое отношение данная цитата имеет к уроку музыки? Может ли молитва звучать в музыке? Как вы думаете, для чего нужны человеку божественные молитвы? Человек обращается к молитве только по необходимости? Может ли молитва изображать что-либо? Какие средства выразительности использовали композиторы для звучания молитвы?

Учитель: Какие слова можно считать ключевыми, кульминационными в данном фрагменте великого русского поэта?

Дети высказывают различные точки зрения, но приходят к мнению, что кульминационными являются слова «божественных молитв».

Учитель: Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из вас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:

а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;

б) для других – пустая трата времени, занятие мистиков; в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному .

Наша задача – сегодня познакомиться с ещё одной возможной позицией в отношении к молитве. Мы рассмотрим молитву как жанр произведения искусства, конкретно – музыки. Какая из версий и подходов к пониманию сущности молитвы оказались более убедительными и нашли отражение в языке музыки?

Итак, тема урока «Жанр молитвы в творчестве русских композиторов» .

Для организации целеполагания учащимся предлагается список целей, которые учащиеся записывают на листы:

1) узнать об истории появления молитвы в музыке;

2) составить собственное представление о том, что такое молитва;

3) усвоить основные понятия темы;

4) выполнить самостоятельно творческую работу, поиск, исследование по данному вопросу;

5) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы;

6) рассмотреть возможность различного «звучания» молитвы в музыке;

7) получить хорошую отметку и др.

Учитель: Конечно, о молитве и с молитвой в музыке размышляли не только русские композиторы, но и зарубежные авторы. Можете ли вы вспомнить и назвать произведения, в которых композиторы размышляли о мире с помощью молитвы?

Дети называют имена В.А. Моцарта и его знаменитый «Реквием», «Страсти по Матфею» и мессу си минор И.С. Баха.

Учитель : К продолжению вашего списка можно упомянуть имя композитора Э.Л. Уэббера и его рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Однако с этим произведением мы будем знакомиться в 7 классе, а сегодня более подробно остановимся и сконцентрируемся на русской музыке. Задача наша проста и сложна одновременно. Мы будем слушать, думать, обсуждать музыку в жанре молитвы, которая знакома и незнакома вам, которая создавалась в разные эпохи различными русскими композиторами, начиная со времени становления христианства на Руси и заканчивая современными авторами.

Этап 2. Попытка разрешения ситуации учениками, возможно с проектированием социодрамы или творчестводрамы.

Учитель: Сформулируйте ваши версии, почему именно русским композиторам тема молитвы оказалась наиболее близка и понятна?

Дети высказываются : Русские композиторы, художники, писатели в своём творчестве воплощали идею русской духовности, которая основывается на православии как вере и религии. Вспомним даже «Детский альбом» П.И. Чайковского, где представлен день из жизни простого русского ребёнка. И утро этого ребёнка начинается с «Утренней молитвы». Православные традиции обряды и нормы жизни ребёнок впитывал с молоком матери, и православие сопровождало ребёнка всю жизнь.

Учитель : Объясните значение понятия «христианство». Какие исторические события связаны с развитием православия на Руси?

(вопросы учителя сопровождаются демонстрационным рядом изображений икон, православных храмов и картин православной тематики по выбору учителя для создания художественно-эмоционального контекста содержания учебного материала)

Дети : Православие было принято на Руси в 988 году, а пришло оно на Русь из Византии. (Упоминается личность князя Владимира и его роль в принятии христианства на Руси).

Учитель : Вот уже тысячу лет каждое утро величаво восходит над нашим Отечеством солнце истины – Православие. И от этого могучего светила вспыхивают по всей Руси великой сотни тысяч малых солнышек – золотые маковки православных храмов и монастырей.

Святые старцы говорят: «Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение». Действительно, когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чудесные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне в надежде на спасение нашей души.

Под звучание духовной музыки («Свете тихий»):

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах…
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете тихом» — в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…

— так выразил свои чувства от услышанной музыки в православном храме И.А. Бунин (1770-1853).

Ребята, какие созвучия слов стихотворения и услышанной музыки вы можете отметить?

Дети высказываются : состояние светлого покоя, умиротворения, умиления, покорного смирения, возвышенности, потусторонности, оторванности от всего мирского земного.

Учитель : В трудные минуты жизни, а мы живём с вами в непростое время, человеку свойственно припадать к родному порогу, возвращаться к истокам. Вот к истокам – то мы с вами и обратимся. Уже к X веку в Византии сложились храмовые виды искусства, в т.ч. «сладкогласное» богослужебное пение. Мы уже говорили с вами в 4 классе о том, что древнерусское богослужебное пение являлось формой возвышенной соборной молитвы. Исходя из имеющегося опыта, дайте определение того, как назывался основной вид этого пения?

Учитель , используя метод эвристических вопросов, выясняет область знания и незнания учащихся и в ходе совместной деятельности вырабатывается понимание данного явления в русской музыке (знаменное пение).

Учитель: Кто создавал знаменные распевы?

Дети : Их создавали распевщики, а слова композитор в Древней Руси не было. Распевщик, переписывая старые тексты, был не создателем нового, а толкователем (интерпретатором) старого.

Учитель: Что такое знаменное пение? Как оно записывалось?

Дети : Для записи знаменного пения (знаменного распева) употреблялись не ноты, а специальные знаки знамена (от славянского слова «знамя», т.е. знак), или крюки ( крюк – тот же знак). Такая запись не могла точно фиксировать высоту звука, она лишь указывала направление движения одноголосной мелодии и служила средством напоминания о песнопениях, которые хранились в памяти певчих.

Учитель : Кто исполнял эту музыку? Где и как она исполнялась?

Дети : Мужской хор в унисон, реже соло без сопровождения каких-либо инструментов. Когда пел хор, то пение как бы улетает вверх к Богу. Звук делается неземным. Звучание хора строгое, торжественное, чтобы не нарушить покой и умиротворение в храмовой архитектуре. Голос связан с дыханием, а значит и с душой. Только одухотворённый голос может выразить религиозное чувство, а у инструмента нет души.

Учитель : Почему же знаменное пение звучало acapella , т.е. без сопровождения музыкальных инструментов?

Дети : Древние авторы считали, что голос – самый совершенный музыкальный инструмент, который должен обращаться к Богу без помощи каких-либо музыкальных инструментов и воплотить слово в музыке. Звучание инструментов рассеивает внимание молящихся и мешает общению с Богом.

Учитель : Когда получает развитие знаменное пение?

Дети : Оно развивалось на Руси в период с XI – XVII века.

Учитель: И вот что говорил по поводу богослужебного пения Иоанн Златоуст, живший в Византии ещё до крещения Руси в VIII веке:

«… мужи, старцы и юноши полом и возрастом различны в отношении к пению; потому что Дух, соединяя голоса каждого в отдельности, из всех устрояет одну мелодию».

Итак, безымянность, унисон, мужской хор. Что-нибудь ещё вспомним ( распеть «Богородице, Дево, радуйся»).

Дети : Вы распевали гласную «а», и хор тоже распевал гласные звуки. По своей интонационной природе (по напевности, по певучести) византийские песнопения более созвучны русской музыке.

Учител ь: Совершенно верно, основная причина того, что византийские песнопения смогли прижиться на Руси, — это те же напевность, певучесть, содержащиеся и в русской песне. Распев очень характерен для древнерусской музыки, как и в русских народных песнях. Всё это соединение русского и византийского сделало древнерусскую музыку самобытной и неповторимой.

Задание: Представим, что в данную минуту мы с вами попали в православный храм и попытаемся изобрести и изобразить свой символ знаменного пения. Он может быть представлен в виде знака, слова, графического изображения. Данный символ представьте на листах бумаги как описание тех чувств, которые вы испытали после прослушивания знаменного распева. (Учитель предлагает учащимся разделиться на 3 группы с целью выполнения работы).

(На данном этапе используется м етод символического видения, где символ выступает неким глубинным образом реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности).

Прослушивание музыки сопровождает демонстрационный ряд по выбору учителя.

После прослушивания музыкального фрагмента группы представляют и аргументировано объясняют свои варианты символов.

Этап 3 . Представление вариантов разрешённых проблем, выявление культурно-исторических аналогов.

Учитель (после завершения работы учащихся): Не вспомните ли вы имя русского героя, с которым мы знакомились на уроках музыки, который на пути от сомнения, страха перед решительным выбором к бессмертию, обращается к Богу как к Вечному Судье?

Дети : Иван Сусанин в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Учитель : Совершенно верно, в своей арии из 4-го действия Иван Сусанин тоже обращается к Богу. Какие средства выразительности использует композитор для того, чтобы передать эмоциональное состояние героя?

Дети (рассуждают) : Основное средство выразительности – это форма арии (3-х частная с репризой) как большой развёрнутый монолог героя, в котором передаются различные душевные состояния героя (непреклонная вера в русский народ, ненависть к врагу, воспоминания и любовь к семье). По–видимому, Сусанин, обращаясь к Богу, в молитве обретает силы. Так он утверждается в правоте своего решения. Этим обращением Глинка подчёркивает духовное и душевное величие своего героя.

Учитель: Какими интонациями композитор передаёт сложный душевный мир простого русского человека?

Дети : Интонациями мелодии, русской по своей напевности, мотивы знаменных распевов, берущие начало из византийской напевности.

Учитель : Итак, мы не можем говорить о том, что Глинка создаёт молитву в полном смысле, но, несомненно, перед нами мольба человека перед смертью. Герой ничего не просит лично для себя (не местоимение «мне», «я», а в трагический последний час все его мысли обращены к близким, семье, Родине и Вечному Судье). Отсюда так ярок контраст между духовной силой Сусанина и одновременно его глубокой скорбью и печалью, скорбь сердца («Последний час настал»).

В самые решительные и трудные моменты своей жизни русский человек обращался с мольбой Богу: это могла быть молитва-просьба к Господу, но это могла быть и покаянная молитва в надежде на искупление грехов за все злодеяния в этом мире. Именно такую молитву создаёт в XX веке композитор Валерий Александрович Гаврилин.

В конце XX века русский советский композитор Валерий Александрович Гаврилин сочиняет симфонию-действо для солистов, хора и ударных инструментов под названием «Перезвоны». Произведение весьма сложное и неоднозначное. В основе его – впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина (целесообразно представить портрет В.Шукшина в презентации и фрагмент из рассказа).

В рассказе В.М. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:

«Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что родина – каждому из нас — в дорогу…»

А вот что говорил композитор о своём сочинении: «… и выстраивается «действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда»

В центре произведения – жизнь человека, дорога от начала до конца. Человечество вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой/, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти.

Одна из частей «Перезвонов» имеет название «Молитва» (№17). В центре внимания – разбойник, который в свой последний час подводит итог прожитой жизни. Вся жизнь проходит перед умирающим человеком в последний час, и, оглядываясь на начало жизни, герой взывает к Господу с мольбой о прощении: «Зачем же Тебе не простить меня, Господи!»

(Перед прослушиванием обозначить вопросы для дискуссии).

Кого вы увидели в этой музыке? Какой образ рисует музыка В. Гаврилина, написанная в жанре молитвы? Что нового, необычного появляется в этой молитве?

Дети рассуждают (после прослушивания): Это необычная молитва, так как в ней смешалось буквально всё: интонации просьбы, исповеди, благодарности и добавляется звучание колокола. В целом на фоне колокольного звона — звучание мужского хора без слов, которому противостоят выкрики человека, возможно разбойника, о котором вы говорили.

Учитель : Итак, вы правы. В самом начале «Молитвы» на фоне колокольного звона звучит мужской хор – наше воображение рисует монахов времён Ивана Грозного. Перед этими «судьями» разбойник почти кричит свой монолог – речитатив. Текст молитвы составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе Д.С. Лихачёва и канонических песнопений.

Как вы думаете, какое эмоциональное состояние героя передаётся композитором? Как называется звучание голоса (голосов) без слов?

Дети: Звучание голосов без слов называется вокализом. В молитве слышатся не столько интонации просьбы, а сколько крик о помощи, поэтому нет распевности.

Учитель : Дело в том, что в православии существуют различные жанры молитв. Одна из жанровых разновидностей молитвы называется молитва-вопль. Перед нами разбойник, который почувствовал и осознал всю бессмысленность своего существования, поэтому его выкрики переходят в вопль.

Учитель: Как вы считаете, какие средства выразительности оказались главными в изображении молитвы для композитора М.И.Глинки и для композитора В.А.Гаврилина? Чем схожи и чем различны эти средства выразительности? Можете ли вы найти смысловые и интонационные связи и различия с арией-молитвой Ивана Сусанина?

Дети рассуждают: Общее: 1) ария Сусанина и речитатив разбойника звучали как исповедь людей, стоящих перед лицом смерти; 2) голоса героев – бас

Различия: различные эмоциональные состояния героев, форма, интонации (ария Сусанина, основанная на интонациях русской песни, большая роль оркестрового сопровождения; а молитва Гаврилина строится на речитативе, фон – звучание хора и звуки колокола, большая сдержанность, строгость звучания)

Учитель: Мы выделили основные смысловые, интонационные особенности этой молитвы. А ещё какие особенности музыкального языка подчёркивают принадлежность к жанру молитвы?

Дети: Внутри молитвы грешника мы слышали звучание женских голосов, напоминающее знаменные распевы.

Учитель : Это была херувимская молитва ангелов, кружащих вокруг престола Всевышнего. Мы слышим троекратное церковное звучание: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!

Учитель: Итак, давайте попытаемся представить, какие же интонации молитвы прошлого и настоящего переплелись в «Молитве» В. Гаврилина?

Дети: Герой раздумывает о будущем и спрашивает с себя, испытывает себя покаянием и молитвою. Прошлое здесь представлено интонациями знаменного распева, интонациями русской колокольности, интонациями жанров молитв (молитва-вопль и молитва ангелов). Учитель предлагает задание учащимся : Если бы вам предложили написать молитву сейчас, то чтобы она представляла из себя и о чём бы вы поведали в ней ?

Ученики обсуждают свои варианты молитвы, при этом споря и отстаивая свои взгляды.

Учитель: Возможно, кто-нибудь из вас подарит нам к следующему уроку свой вариант молитвы Человека XXI века. Но сегодня у нас есть возможность познакомиться с молитвой XX века.

XX век подарил русской культуре такое явление, как авторская песня, с авторами и представителями которой мы с вами уже знакомились. В авторской песне достаточно часто композиторы обращаются к жанру молитвы.

(Желательно разучить с детьми «Молитву» Б.Окуджавы).

На данном этапе урока целесообразно прослушать современные варианты молитв, например, фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (сцена «Молитвы об удаче»), песни Р.Паулса-Е.Евтушенко «Дай Бог!», Р.Паулса — И.Резника «Я за тебя молюсь».

Учитель (после прослушивания музыкальных фрагментов): Как вы считаете, в современной музыке есть место молитве? Как изменился этот жанр?

Учащиеся: Молитва XX века приобрела новые черты и в большей мере обращена к реальности человеческой жизни. Настоящее здесь выражено прежде всего новой энергетикой звука, контрастными ритмосочетаниями, характерными для музыки XX века.

Учитель: Представьте, что вам предложили создать музей музыкальных жанров. Необходимо заполнить один из залов, посвящённых жанру молитвы в музыке. Для этого вы должны з афиксировать все Ваши знания, понятия по теме (имеющиеся и новые), открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности.

Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень познавательного интереса на уроке; мой уровень активности и участия на уроке; изменения внутренних личных качеств и новые ощущения.

Учащиеся получают домашнее задание : создать свой творческий продукт по теме: «Моя молитва – это….». Предлагаются варианты: а) музыкальный образ, б) рисуночный, в) словесный (сказка, загадка, стихотворение, песня, очерк, трактат, эссе и т.д.), г) можно изготовить поделку, модель, макет, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, придумать кроссворд.

Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. — Казань, 1994.

Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации / Г.К. Селевко // Селевко Г.К. — М.: Народное образование, 1998.

Хуторской, А.В. Эвристическое обучение [Текст] / А.В. Хуторской. — М.: Просвещение, 1998.

Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. — 1998. — №4.

Читайте так же:

  • Молитва перед сном хармс Стихотворение "Молитва перед сном" Хармс Даниил Иванович «Господи, среди бела дня Накатила на меня лень. Разреши мне лечь и заснуть Господи, И пока я сплю накачай меня Господи Силою твоей. […]
  • Чернобольская молитва 1раз можно почитать. >>>>> Временная секретарша Все понятно с первой страницы. Но тем не менее достаточно милый роман >>>>> Чернобыльская молитва (хроника будущего) Мы воздух, мы не […]
  • Молитва в до мажоре песня Молитва в до мажоре песня Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. […]
  • Аккорды на песню би 2 молитва Молитва — Би-2 Молитва, аккорды: Дополнительная информация о песне «Молитва»: Песня вошла в саундтрек российского фильма-катастрофы "Метро" – фрагменты выступления группы были […]
  • Молитва наступающего дня Молитва последних Оптинских старцев Молитва последних оптинских старцев 1 Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Д ай мне всецело […]
  • Молитва дивеевским святым Молитва дивеевским святым Творение Кассии монахини Кондак 1 Избранные угодницы Божии, миродержителя тьмы века сего победительницы, яко заступницам нашым, похвальная восписуем вам, матери […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *