Хвалебная молитва о чем она

Хвалебная молитва о чем она

По своему содержанию христианские молитвы очень разнообразны.

1. Понятие о хвалебной молитве
На первом месте святыми отцами ставится молитва хвалебная. «Молясь, — поучает святитель Василий Великий, — не вдруг приступай к прошению. Начни славословием все Сотворившего» [42].
Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства[43]. «Молитвою хвалы, — говорит святитель Филарет (Дроздов), — мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь. «[44]

Образцы хвалебной молитвы
А чтобы знать как нужно хвалить Бога, какие должно возносить Ему хвалебные песни, Священное Писание и святые отцы дают нам в руководство и самые образцы их.
Так, в Ветхом Завете 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя. Святой пророк Давид прославляет Господа, «возвеличившегося зело» чрез Свои величественные творения и Промысл над ними. «Благослови, душе моя, Господа», — обращается пророк Давид сам к себе, — одевающегося «светом, яко ризою», простирающего «небо яко кожу» (ст. 1-2).
Ты, Боже, — говорит он, — все сотворил: духовный мир (ст. 4) и вещественный (ст. 5, 19) с непостижимой премудростью (ст. 24) и все содержишь Своим Промыслом, всему даешь жизнь и необходимое для нее (ст. 27-28). Никакая тварь не может существовать без Твоего надзора и Промысла (ст. 29). «Благослови, душе моя, Господа» (ст. 35), — заканчивает свою хвалу пророк Давид теми же словами, которыми ее и начал. «Постараемся и мы так благословлять Бога», — призывает святой Исихий в заключительных словах толкования этого псалма[47].
В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является песнь семи Ангелов, в которой они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого святого (Откр. 15, 3-4).
Из святых отцов образец для хвалебной молитвы приводит святитель Василий Великий. Вот он: «Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш (Пс. 99, 33)»[48].
И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Вот некоторые из них: «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый. «[49], «С сими блаженными силами. » [50]. Хвалебные молитвы в честь Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь. «, «Достойно есть. » и другие.
К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты [51], представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением — прославлением Господа, троичного в Лицах.

2. Определение просительной молитвы и наша обязанность возносить ее
Восхваляя Бога, христианин возносит к Нему и просительную молитву. Это такая молитва, в которой мы выражаем пред Богом наши нужды — как телесные, так, главным образом, и духовные [52].
Наша обязанность ее возносить вполне понятна. Человек имеет слабые силы, недостаточные ни для того, чтобы при помощи только их он мог спастись, ни для того, чтобы при их только содействии мог благополучно вести даже внешнюю, материальную, свою жизнь. Только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для внешней.
В Ветхом Завете к возношению просительной молитвы призывает Сам Бог Отец (Пс. 49, 15), а в Новом — Бог Сын — Господь наш Иисус Христос (Мф. 7, 7; Ин. 16, 23-27).
«Кто никогда не приносит Богу прошений, тот мало верует в Его благодать и силу, или совсем не верует», — говорит святитель Филарет (Дроздов) [53].
Правда, Господь знает наши нужды прежде нашего прошения (Мф. 6, 8) и по Своей беспредельной благости готов удовлетворить их, но по требованию вечного правосудия Он не делает и не сделает этого без желания на то самого человека, а тем более Он не сделает этого против желания его. «Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может», — говорит епископ Петр [54]. Господь не нарушает свободы самого человека. Если бы Свои благодатные дары Он сообщал человеку без его желания, то они остались бы чуждыми душе человека и не принесли бы ему никакой нравственной пользы. А свое желание получить от Бога помощь в деле устроения своего спасения, или даже желание получить необходимое и для этой земной жизни, человек и выражает в молитве. Молитва, по четкому определению святителя Филарета Московского, есть «простертая рука для принятия благодати Божией, отверзтые уста для вкушения пищи небесной» [55]. Как нищий, чтобы принять оказываемую ему помощь, должен протянуть руку, и дитя, чтобы утолить свой голод, открыть уста, так и человек, чтобы воспринять благодатную помощь свыше, должен устремляться к Богу всеми силами и способностями своего духа.

3. Определение покаянной молитвы. Отличие ее от молитвы просительной. Ее необходимость
Испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может и не сокрушаться о своих грехах, которые составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости. Отсюда получает свое начало покаянная молитва. Это такая молитва, в которой человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно [57], со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них [58], освятить его труд над исправлением сердца.
Покаянная молитва с формальной стороны имеет сходство с просительной молитвой: и в первой, и во второй христианин испрашивает у Господа милостей. Но в своем существе она отличается от просительной: в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком.
Молитва эта так же необходима, как и рассмотренные выше виды молитв. «Много бо согрешаем вси», — говорит святой апостол Иаков (3, 2). Но назначение человека состоит не в том, чтобы погрязать в грехах, а в достижении святости (Лев. 11, 44-45; 19, 2; 1 Пет. 1, 16), совершенства (Мф. 5, 48; Иак. 1, 4; Кол. 4, 12). Поэтому он должен всегда молитвенно каяться пред Богом и просить Его великих щедрот.
Слово Божие неоднократно призывает человека к покаянию (Езд. 10, 11; Деян. 17, 30). Этим призывом началась и Евангельская проповедь (Мф. 4, 17).
Святые отцы горячо убеждают христианина постоянно молиться Богу о прощении своих грехов. «Увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом, — говорит преподобный Ефрем Сирин. — Не на позорище пред подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему» [59]. Святитель Филарет (Дроздов) считает, что кто не приносит молении о прощении грехов, тот не может принадлежать и к Царствию Божию [60].

Образцы покаянной молитвы
В Священном Писании мы находим много образцов и покаянной молитвы. Из них, прежде всего, нужно указать на молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.
Вначале молитвы иудейский царь говорит о Боге как премудром Творце и грозном Судье за наши грехи (в конце 2 Пар., а-в). Но, — продолжает Манассия, — Ты, Господи, и многомилостив к кающимся, Ты обещал им отпущение грехов по великой Своей благости; поэтому и я, несмотря на многочисленные мои беззакония, с надеждой на Твои щедроты преклоняю колена сердца моего и прошу Тебя, Господи, не дай мне погибнуть с моими мерзкими делами, покажи на мне Свою милость (г-к). Заканчивает молитву Манассия обещанием впредь не прогневлять Бога своими неправдами, но прославлять Его своею праведной жизнью (к-л).
Образцами покаянной молитвы могут служить и псалмы пророка Давида: 24, 31, 37, 38, 129 и особенно 50, в котором израильский царь горячо сознает глубину своего падения, обращается к Богу с искренней мольбой о прощении грехов и выражает твердую надежду, что Милосердный Господь омыет его скверны и убелит «паче снега» [61].
В Евангелии этому покаянному воплю Давида соответствует, по словам святителя Тихона, «мытарево моление: Боже! милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13) [62]. Действительно, в этих пяти словах есть все необходимое для того, чтобы снискать Божие милосердие и получить прощение грехов. Эта форма молитвы удивительна по своей смиренности и глубине чувства раскаяния. Самая краткость ее подчеркивает чувство смирения: мы как бы считаем себя недостойными утруждать внимание Господа многими словами. Мы вместе с тем и не смеем просить о прощении наших грехов, очевидно, считая их слишком тяжелыми. Мы просим лишь о милости к нам, о снисхождении, о смягчении наказания.
Подвижники, по свидетельству преподобного Иоанна Лествичника, употребляли следующие покаянные молитвы: «Увы, увы! горе мне, горе мне! пощади, пощади, Владыко!» «Помилуй, помилуй!» «Прости, Владыко, прости, если возможно!» «Отверзи нам, о Судия, отверзи нам (двери)! Мы затворили для себя грехами двери сии, отверзи нам!» «Просвети токмо лице Твое, и спасемся» (Пс. 79, 4) [63].
Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же — канон святого Андрея Критского и другие.

4. Определение благодарственной молитвы
За исполнением наших прошений как о духовных нуждах, так и о телесных, естественно, следуют благодарения. Молитва благодарения — это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности [64].
Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедроты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Это тем более нужно сказать в том случае, когда имеются в виду благодеяния Божии, так как они получаются человеком во множестве и притом постоянно. Человек ничего своего не имеет — всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.
Естественность благодарственной молитвы подчеркивается словом Божиим. Оно возбуждает нас к ней и внушает ее (Пс. 49, 14-15; Кол. 3, 17; Фил. 4, 6).
«Кто не приносит благодарений, — говорит святитель Филарет Московский, — тот оказывает небесному Подателю всех благ такую несправедливость, которая и между человеками в отношении к земным благодетелям осуждается и наказуется общим презрением» [65]. В другом месте неблагодарность он называет неестественным состоянием души [66].

За что должно благодарить Господа
Господь дает нам все, поэтому мы и должны благодарить Его за все. «О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас», — поучает святой апостол Павел (1 Сол. 5, 18) [67]. Святитель Иоанн Златоуст призывает благодарить за все блага «и великие, и малые» [68]. А поскольку Бог все устрояет для нашего блага, то мы должны благодарить Его и за постигающие нас бедствия. «Его же бо любит Господь, наказует», — говорит слово Божие (Евр. 12, 6). «Надобно от сердца признать, — поучает святитель Тихон, — что великую милость делает с нами Бог, когда нас отеческим наказания жезлом биет, хотя плоти нашей немощной и горестно» [69]. Поэтому-то святитель Филарет, митрополит Московский, по прекращении губительной язвы в 1848 году и призывал народ возблагодарить Бога за этот род бедствия, ибо он умножил среди людей молитву, покаяние и смирение, что было забыто ими до страданий [70].
Благодарить нужно Бога не только тогда, когда получаем просимое, но и когда не получаем, «потому что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение», — учит святитель Иоанн Златоуст [71]. В силу сего молитва благодарственная приближается по своему значению к хвалебной и потому нередко ставится после нее — на второе место.
Наконец, благодарить нужно не за себя только, но и за других. Этим самым мы уничтожим зависть к ним и воспитаем искреннюю любовь, «ибо, — как говорит святитель Иоанн Златоуст, — неуместно уже будет завидовать тому, за кого приносим благодарение Господу» [72].

Образцы благодарственной молитвы
В качестве образца благодарственной молитвы из Ветхого Завета можно привести 17-й псалом, воспетый святым царем Давидом после того, как Господь избавил его от всех врагов.
Во вступлении псалмопевец выражает свою горячую любовь к Господу, твердую надежду на Его всегдашнюю помощь (ст. 24) и затем переходит к главному предмету своей песни — изложению того, как он в своей жизни обращался с мольбою к Господу и был спасаем Им от врагов и опасностей. Сначала пророк Давид изображает опасности своей жизни, призывание Господа и Его скорое заступление (ст. 5-20), а потом изъясняет основания явленной к нему милости Господа (ст. 21-29) и рассказывает, какие именно Бог послал ему Свои милости (ст. 30-46). В заключении псалмопевец благодарит Господа, своего Защитника и Спасителя, и обещает прославлять Его между иноплеменниками: «сего ради исповемся Тебе во языцех» (ст. 47-51) [73].
В Новом Завете можно указать на благодарственную молитву Господа нашего Иисуса Христа по случаю радости возвратившихся с проповеди семидесяти учеников Его (Лк. 10, 21; Мф. 11, 25-26) [74].
Замечательный образец благодарственной молитвы указывает святитель Иоанн Златоуст в молитве одного святого мужа, который так благодарил Бога: «Благодарим за все Твои благодеяния, оказанные нам недостойным с первого дня нашей жизни до настоящего, — благодарим за все, что знаем и чего не знаем, за все явное и неявное, обнаруживающееся делом и словом, совершившееся по воле и против нашей воли, за все, с нами недостойными бывшее, за скорбь и ослабление скорби, за геенну, за мучение, за Царствие Небесное» [75].
Богослужение святой Православной Церкви содержит много образцов и благодарственных молитв. Сюда нужно отнести молитвословия благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн. Сама центральная часть богослужения именуется Евхаристиею, что значит «благодарение» [76].
Последним и, до некоторой степени, особенным видом молитвы по содержанию является молитва ходатайственная, то есть молитва за других.

Благодарственная молитва Господу Богу за помощь

Молитва благодарности Господу Богу за помощь, поддержку, решение насущных проблем, исцеление от недугов — это то благодарение, которое каждый молитвенник должен вознести Творцу. Бог есть Любовь, а помимо веры в Него необходимо уметь благодарить.

За что возносить слова благодарности

Для большинства людей, и даже тех, кто считает себя верующими, повседневная жизнь кажется тусклой и тяжелой.

Кажется, что абсолютно не за что выражать признательное чувство благодарности Христу. Это случается от того, что люди разучились принимать дары и радоваться им, считая получаемое чем-то должным. А ведь каждый из нас получает богатейшие сокровища от Бога: жизнь, любовь, дружбу, способность дышать, думать, рожать детей.

Ещё статьи о благодарственных молитвах:

Именно Небо подарило нам величественную красоту природы, реки и озера, степи, горы, деревья, луну, небесные светила. А не умея благодарить, мы и не получаем других даров.

Получили просимое — поблагодарите Всевышнего, можно своими словами, а лучше молитвами. Душа человека жива до тех пор, пока живет вера. А ее необходимо поддерживать молитвенными обращениями.

Совет! Кроме молитвы, благодарение можно выражать приношением милостыни бедным людям, десятиной храму.

За каждый прожитый день, за ниспосланные с Небес блага, за здравие, за счастье любимых детей — за все благодеяния Божии из уст просителей должна звучать благодарственная молитва Господу Богу.

Читайте также похожие статьи о молитве:

Необходимо научиться ценить то, что кажется само собой разумеющимся, каждую мелочь — только тогда человек поймет, что абсолютно все в этом бренном мире происходит по Воле Отца Небесного.

Возносить благодарение Иисусу Христу необходимо с чистым сердцем и светлой душой, только тогда оно достигнет Престола Божиего. И в ответ на молитвенника снизойдут Божие благословение и милость.

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве.

Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

Собор святых Ангел и Архангел, со всеми небесными силами поет Тя, и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Спаси мя, Иже еси в вышних Царю, спаси мя и освяти, Источниче освящения; от Тебе бо вся тварь укрепляема есть, Тебе безчисленнии вои трисвятую песнь поют. Тебе и аз недостойный, седящему во свете неприступнем, егоже ужасаются вся-ческая, молюся: ум мой просвети, сердце очисти, и устне отверзи, яко да достойно возмогу пети Тебе: Свят, Свят, Свят еси Господи, всегда, ныне, и присно и в безконечныя веки веков. Аминь.

Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси aнгели, Тебе небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея, Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси: Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева; Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас: буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.

Благодарственная молитва по получению просимого

Слава Тебе Спасителю, Сила всемогущая! Слава Тебе Спасителю, Сила вездесущая! Слава Тебе Утроба преблагосердая! Слава Тебе, Слух присноотверзающийся на услышание молитвы мене окаяннаго, во еже миловати мене и спасати от грех моих! Слава Тебе, светлейшия Очи, выну на меня зрящии любезне и прозирающии вся моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!

Благодарственное служение

Помимо молитв Церковь практикует служение благодарственного молебна.

Как заказать молебен

Для его заказа необходимо:

  • прийти в храм и в свечной лавке написать записку с наименованием «Благодарственный молебен Иисусу Христу»;
  • вписать в столбик имена благодарителей, только те, что даны в Таинстве Крещения (в родительном падеже — от кого: Нины, Георгия, Любови, Сергия, Димитрия);
  • не нужно вписывать фамилию, отчество, гражданство благодарителя, а так же имена в уменьшительно-ласкательной форме (от Дашеньки, Сереги, Сашки);
  • к именам рекомендуется приписать статус: бол. — болящий, млд. — младенец (ребенок до 7 лет), отр. — отрок (подросток с 7 до 14 лет), воин, непр. — непраздная, беременная;
  • отдать заполненный бланк свечнице и внести рекомендуемое пожертвование (если человек испытывает финансовые трудности, то ни кто не будет требовать с него платы за требу);
  • причину благодарности указывать не нужно, Всевышний все знает и обо всем ведает, Он есть Сердцеведец;
  • желательно приобрести в церкви свечу (любую, причем ее цена и размер не влияют на качество благодарности или пламенность молитвы);
  • накануне молебна поставить ее в подсвечник у иконы Христа.
  • Еще о благодарности Богу:

  • Благодарственная молитва Николаю Чудотворцу
  • Благодарственные молитвы после Причастия
  • Важно! Благодарность Богу возносится не только за радость, счастье, здоровье и благополучие, но и за скорби, беды и несчастья, за Гнев Божий и Его наказание — это есть суровое испытание и путь ко Спасению.

    Правила поведения во время молебна

    1. Необходимо лично присутствовать при совершении клириком молебна и молитвенно потрудиться вместе с ним и другими прихожанами.
    2. Если человек тяжело болен, то от его имени может присутствовать на молебне кто-либо из родственников или знакомых.
    3. Опаздывать на служение, по меньшей мере, некрасиво. Обычно требы совершаются по окончанию Литургии, а она происходит всегда в утренние часы. Поэтому предварительно нужно уточнить время начала молебна.
    4. Во время моления нужно вдумываться в каждое произносимое священником слово и по возможности вслед за ним про себя повторять текст.

    Что еще нужно знать о церкви:

    Важно! Нельзя быть безучастным на молебне — ведь это личная мольба ко Господу каждого прихожанина, заказавшего благодарственную требу.

    Советы прихожанам

    Служение в церкви совершается на церковно-славянском наречии. Этот язык понятен далеко не всем прихожанам, поэтому рекомендуется разобрать самостоятельно заранее текст молебна.

    Не обязательно искать переводную литературу на полках библиотек или в книжных магазинах — сейчас в сети интернет достаточно информации на абсолютно любые темы.

    Часто молитвы благодарения прочитываются вместе с прочими заказанными требами:

    • о здравии;
    • о путешествующих;
    • просительными;
    • водосвятными.

    Иногда священник служит общий молебен, объединяющий все требы, заказанные на этот день. Не стоит волноваться, «качество» вашего благодарения от этого совершенно не умалится.

    Молитва благодарности должна занять место в сердце каждого человека. Ее правильное и искреннее произнесение может кардинально изменить жизнь.

    Она дает Господу понять то, что молитвенник смиренно воспринимает все, радости и тяжелые испытания, кои дарует ему Небо. Всем известно, что роптать на Бога нельзя, ведь преграды в жизни случаются тогда, когда человек ведет неугодный Всевышнему образ жизни, что губительно для его души.

    Совет! Если в жизни все складывается не так, как бы хотелось, то молитвенно благодарите Бога за все, доверяйте Ему всем сердцем, не полагаясь на свой разум.

    И тогда все пути земного бытия Творец сделает прямыми и полными счастья.

    Первые молитвы и объяснение их

    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Так православные христиане начинают утренние и вечерние молитвы. В этой молитве мы призываем на помощь Святую Троицу, единую в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, просим, чтобы Бог благословил все наши труды и начинания, как молитвенные, так и повседневные. Эту молитву можно читать и перед началом всякого дела.

    Слово «аминь» (евр. амен — верно) в конце молитвы означает: истинно так. Этим словом заканчиваются очень многие молитвословия, оно подтверждает истинность сказанного.

    Господи, благослови.

    Молитва эта также произносится перед всяким делом. Все наши поступки, дела, труды тогда будут успешны, когда мы будем призывать на помощь Бога, просить у Него помощи и благословения.

    Господи, помилуй.

    Эти слова мы чаще всего слышим во время богослужения. «Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») — древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную настроенность, мы повторяем ее три, двенадцать и сорок раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту.

    Диакон или священник от лица всех молящихся в церкви произносит ектению, просит у Господа простить нам грехи и подать Свои небесные и земные блага. Хор отвечает: «Господи, помилуй!» — как бы от лица всех молящихся. Эту молитву мы также произносим про себя. Это самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. В ней мы смиренно просим у Бога прощения за все наши грехи и молим о помощи.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас.

    Молитва эта называется Трисвятое — в ней три раза повторяется слово «Святый». Она обращена к Пресвятой Троице. Мы называем Бога Святым, потому что Он безгрешен; Крепким, потому что Он всемогущ, и Бессмертным, потому что Он вечен.

    В Константинополе в 439 году случилось сильное землетрясение. Народ был в страхе. Люди, обходя крестным ходом город, молили Бога о прекращении бедствия. Они покаянно, со слезами, восклицали: «Господи, помилуй!» Во время моления один мальчик был поднят невидимою силою на воздух. Когда он опустился на землю, то рассказал, что видел хор Ангелов, воспевавших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Как только это пение было повторено верующими, землетрясение прекратилось. Эта священная ангельская песнь стала неотъемлемой частью богослужения и молитвенного правила у православных христиан.

    Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

    Мы должны не только просить Бога о чем-то, но и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Если случилось с нами что-то хорошее, мы должны вознести благодарение Богу хотя бы кратко, произнеся эту молитву. Будем в течение дня замечать все то, что дает нам Господь, и отходя ко сну благодарить Его.

    Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавинас от лукаваго.

    Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого.

    Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва эта особая. Ее дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос, когда они просили Его: «Господи, научи нас молиться». Вот почему эта молитва называется Господней. Еще ее называют молитвой «Отче наш» — по первым словам. Ее должны знать наизусть все православные христиане, даже маленькие. Есть даже поговорка: «Знать как “Отче наш”», то есть помнить что-то очень хорошо.

    В этой небольшой молитве содержится просьба Богу обо всем, что необходимо человеку. Мы обращаемся к Богу со словами: «Отец наш!», потому что Он сотворил всех людей, дал нам жизнь, заботится о нас и Сам называет нас Своими детьми: дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12). Мы — Его чада, а Он — наш Отец. Бог находится везде, но Его Престол, место особого присутствия, — в недоступных, высоких сферах на небе, где обитают Ангелы.

    Да святится имя Твое. В первую очередь имя Божие, Его слава должна святиться в Его чадах — людях. В нас должен быть виден этот свет Божий, который проявляется в добрых делах, словах, в чистоте сердца, в том, что мы имеем мир и любовь между собой. Господь Сам сказал об этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16).

    Да приидет Царствие Твое. Здесь также говорится о том, что Царство Божие должно в первую очередь наступить в сердце и душе каждого христианина. Мы, православные, должны показывать другим людям пример, как в нашей семье, в нашем приходе начинается Царство Божие, как мы любим друг друга и хорошо, по-доброму относимся к людям. Будущее Царство Божие, пришедшее в силе, начнется на земле после того, как на нее во второй раз придет Господь Иисус Христос, чтобы судить Своим последним Судом всех людей и установить на земле царство мира, добра и правды.

    Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь хочет нам только блага и спасения. Люди, к сожалению, не всегда живут так, как хочет Бог. Ангелы на небе всегда находятся в послушании Богу, они знают и исполняют Его волю. Мы молимся, чтобы люди поняли, что Бог хочет им всем спасения и счастья, и были послушны Богу. Но как узнать волю Божию о себе? Ведь все мы разные, и у каждого свой путь. Чтобы жить по воле Божией, нужно строить свою жизнь так, как Бог велит, то есть в своей жизни руководствоваться заповедями Его, тем, что нам говорит слово Божие, Священное Писание. Надо почаще читать его, в нем искать ответы на вопросы. Нужно слушать свою совесть, она — голос Божий в нас. Необходимо со смирением и благодарностью принимать все, что с нами случается в жизни, как посланное от Бога. А во всех непростых, трудных обстоятельствах, когда мы не знаем, как поступить, необходимо просить Бога вразумить нас и советоваться с духовно опытными людьми. Каждому по возможности желательно иметь своего духовного отца и, когда нужно, просить у него совета.

    Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим Бога подавать нам на каждый день нашей жизни все потребное для души и для тела. Под Хлебом здесь в первую очередь понимается Небесный Хлеб, то есть Святые Дары, которые Господь подает нам в Таинстве причащения.

    Но мы просим и о пище земной, об одежде, жилье и обо всем необходимом для жизни. Поэтому молитву «Отче наш» православные христиане читают перед едой.

    И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У всех нас есть в чем покаяться перед Отцом Небесным, есть за что попросить у Него прощения. И Бог по Своей великой любви всегда прощает нас, если мы каемся. Так и мы должны прощать наших «должников» — людей, причиняющих нам скорби и обиды. Если мы не будем прощать наших обидчиков, то Бог не простит нам наши грехи.

    И не введи нас во искушение. Что такое искушения? Это жизненные испытания и обстоятельства, в которых мы легко можем совершить грехи. Они случаются с каждым: бывает трудно удержаться от раздражения, резкого слова, от недоброжелательства. Нужно молиться, чтобы Бог помог нам справиться с искушением и не согрешить.

    Но избави нас от лукаваго. От кого чаще всего идут искушения, плохие, грешные мысли, желания? От нашего врага — диавола. Он и его служители начинают внушать нам худые помыслы, побуждать ко греху. Они обманывают нас, никогда не говорят правду, поэтому диавол и его слуги называются лукавыми — лживыми. Но бояться их не нужно, Бог приставил к нам Ангела Хранителя, который помогает нам в борьбе с бесовскими искушениями. Бог защищает от лукавого диавола всех, кто обращается к Нему.

    Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, вовеки. Аминь. Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Мы верим, что Бог — Всесовершенная Сила, способная помочь нам, защитить нас от всякого зла. В подтверждение нашей веры мы говорим: «Аминь» — «истинно так».

    Объясняя детям молитву «Отче наш», можно вспомнить знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» в ее полной версии. Героиня сказки — девочка Герда читала «Отче наш», и молитва очень помогла ей. Когда Герда приблизилась ко дворцу Снежной королевы, чтобы выручить Кая, ее путь преградили страшные слуги. «Герда принялась читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

    Молитва Святому Духу

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий (Своим присутствием), Сокровище благ и Податель жизни, приди, вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, наши души.

    Эта молитва обращена к третьему Лицу Святой Троицы — Святому Духу. Святой Дух находится везде, ибо Бог есть Дух. Он податель жизни и благодатной помощи всем живущим. Молитву эту особенно важно читать перед началом всякого доброго дела, чтобы благодать Святого Духа вселилась в нас, укрепила наши силы и подала нам помощь. Молитву «Царю Небесный» принято читать и перед учебными занятиями.

    Молитва Пресвятой Богородице

    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

    Эта молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения, когда святой Архангел принес Богородице весть о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк 1, 28).

    Церковь чтит и славит Богородицу выше всех святых, выше всех Ангелов. Молитва «Богородице Дево, радуйся» древняя, она появилась еще в первые века христианства.

    Слова благословен плод чрева Твоего, прославляющие Христа, родившегося от Девы Марии, взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Пресвятая Богородица после благовещения пожелала ее посетить (Лк 1, 42).

    Молитва эта славословная. Мы величаем, прославляем в ней Богородицу как Самую достойную и праведную из всех людей Деву, Которая удостоилась великой чести родить Самого Бога.

    К Богородице мы обращаемся и в краткой просительной молитве:

    Пресвятая Богородице, спаси нас.

    Мы просим спасения у Бога по молитвам самого близкого к Нему человека — Его Матери. Богородица — первая наша Ходатаица и Заступница перед Богом.

    Хвалебная песнь Богородице

    Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего. Честью высшую Херувимов и по славе Своей несравненно превосходящую Серафимов. Девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

    Пресвятая Богородица поистине достойна почитания, ублажения как непорочная Мать Христа Спасителя.

    Мы прославляем Ее больше всех Небесных Сил, Херувимов и Серафимов и величаем Богородицу, родившую Бога Слово, Господа Иисуса Христа, без мук рождения и болезней.

    Молитва «Достойно есть» — славословная, хвалебная. «Достойно есть» и «Богородице Дево» — самые известные и важные молитвы к Богородице. Чаще всего их поют в храме все молящиеся.

    Молитва эта обычно заключает некоторые части церковной службы. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается в самом конце. Эту молитву читают после учебы и работы.

    Архангельская песнь

    Молитву «Достойно есть» называют Архангельской песнью. По преданию Святой Горы Афон, в царствование Василия и Константина Порфирородных в келье близ монастыря Кареи подвизались старец Гавриил и его послушник, которого также звали Гавриилом. В субботу вечером 11 июня 980 года старец отправился в монастырь на всенощное бдение, а послушника оставил совершать службу келейно. Ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник оказал ему гостеприимство. Они вместе стали совершать службу. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному. Он спел «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…», а потом прибавил: «Честнейшую Херувим…» Икона Божией Матери «Милующая», перед которой они молились, просияла небесным светом. Послушник попросил записать эту песнь, но в келье бумаги не оказалось. Гость взял камень, который стал в его руках мягким, и перстом начертал эту молитву. Гость назвался Гавриилом и исчез. Когда пришел старец Гавриил, он понял, что приходил Архангел Гавриил. Камень с начертанною Архангелом песнью был доставлен в Константинополь.

    Молитва Ангелу Хранителю

    Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

    Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель. Он бережет нас, сохраняет от всякого зла и особенно — от козней сил бесовских.

    В этой молитве мы обращаемся к нему и просим просветить наш ум к познанию Бога, сберечь от всякого зла, направить ко спасению и помочь во всех добрых делах.

    Молитва за живых

    Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников, благодетелей и всех православных христиан.

    Наша обязанность — молиться не только за себя самих, но и за самых близких нам людей: родителей, священника, у которого исповедуемся, братьев, сестер, учителей, всех, кто творит нам добро, и за всех братьев по вере — православных христиан.

    Молитва за усопших

    Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

    У Бога нет мертвых, у Него все живы. Не только живущие на земле, близкие нам люди нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и те, кто ушел от нас, все наши усопшие родственники и знакомые.

    Молитва перед учебой

    Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

    Для школьников их занятия, учеба — такой же труд, как для взрослых их повседневная работа. Поэтому начинать такое важное и ответственное дело, как учение, нужно с молитвы, чтобы Господь дал нам силы, помог усвоить преподаваемое учение, чтобы потом употребить полученные знания во славу Божию, на пользу Церкви и стране нашей. Чтобы труд приносил радость нам и пользу людям, нужно многому научиться, много потрудиться.

    Молитва после вкушения пищи

    Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде Учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как (Ты) посреди Твоих учеников (апостолов) пришел (к людям), даруя им мир, приди к нам и спаси нас.

    Мы уже говорили, что перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш». После еды мы также читаем молитву, вознося благодарение Богу за посланную трапезу.

    Бог посылает нам пищу, но готовят ее люди, поэтому также не забываем поблагодарить тех, кто накормил нас.

    Молитва Иисусова

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

    Молитва Иисусова обращена к Господу нашему Иисусу Христу. В ней мы просим о самом главном: о том, чтобы Спаситель простил наши грехи и спас, помиловал нас.

    Эту молитву читают обычно в монастырях, она входит в ежедневное молитвенное правило. Монахи — люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, — читают ее по многу раз, иногда почти без перерыва весь день. Молитва читается по четкам, чтобы не сбиться в счете, ибо ее читают определенное количество раз. Четки — это обычно веревочка с завязанными узелками или бусинками. Людям, живущим вне монастыря, в миру, тоже можно читать молитву Иисусову и молиться по четкам, но для этого нужно взять благословение у священника. Иисусову молитву очень хорошо творить во время работы, призывая на помощь Бога, в дороге и вообще во всякое удобное время.

    Молитва имеет великую силу. В Житиях святых, Патериках, Отечниках и других духовных книгах имеется множество примеров чудесного действия молитвы.

    Сила молитвы

    Рассказывает авва Дула, ученик старца Виссариона: «Авве Виссариону нужно было переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы по суху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде? Старец отвечал: пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо. Таким образом не раз переправлялся он чрез великую реку Нил» (Отечник).

    Краткая хвалебная молитва

    Полное собрание и описание: краткая хвалебная молитва для духовной жизни верующего человека.

    Краткий молитвенник начинающего православного

    1 Молитва мытаря

    Боже, милостив буди мне грешному.

    Произносится она, когда надо срочно обратиться к Богу, а также: при входе и выходе из храма, перед едой и после нее, перед сном и после него, в моменты горделивых помыслов и потери смирения. Существует расширенный вариант молитвы мытаря или, как его еще называют, «утроенный вариант» с тремя поклонами.

    2 Славословие Пресвятой Троице

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    3 Иисусова Молитва

    Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного

    4 Отче наш или Молитва Господня

    Отче наш, Иже еси на небесех!

    Да святится имя Твое.

    Да приидет царствие Твое.

    Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

    Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

    И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

    И не введи нас во искушение.

    Но избави нас от лукаваго.

    Это самая главная молитва из всех.

    Отче наш, сущий на небесах!

    Да придет царствие Твое.

    Да будет воля Твоя, и на земле, как на небе.

    Хлеб наш насущный дай нам днесь.

    И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим.

    И не введи нас в искушение.

    Но избавь нас от лукаваго.

    5 Трисвятое или Ангельская песнь Пресвятой Троице

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

    Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.

    Молитва начальная

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

    Произносится прежде всех молитв

    Эту молитву мы произносим при начале каждого дела.

    Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи.

    Хвалебная молитва Господу Богу

    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

    Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.

    Молитва Господу Иисусу

    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

    Ангельское приветствие Божией Матери

    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Эта молитва к Пресвятой Богородице, которую называют благодатной.

    Молитва Животворящему Кресту

    Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

    В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил православную страну – отечество наше.

    Материал создан: 01.06.2020

    комментарии к статье

    Основные племена участвовавшие в формировании русского народа

    Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

    Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

    Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

    Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

    В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

    Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

    Краткая хвалебная молитва

    (Скачать текст книги в формате

    (Молитва святого Иоанна Златоуста)

    Сын Божий, сделай меня сегодня участником (участницей) Твоей Тайной вечери; я врагам Твоим не открою тайны и не дам Тебе такого поцелуя, как Иуда, но как разбойник (покаявшийся на кресте) верую в Тебя и говорю Тебе: вспомни меня, Господи, в Твоем Царстве.

    Господи! Пусть будет мне причащение Святых Твоих Таин не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела.

    Живота моегожизни моей; дух праздностисклонность к праздности, или лени; уныниебезнадежность; любоначалиевластолюбие, т.е. любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословиепроизношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов; не даждь мине дай мне. Целомудриездравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудриесознание своего несовершенства и недостоинства перед Богом; терпениетерпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий; любвелюбви (к Богу и ближним). Ей, Господио, Господи! Даруй ми зретидай мне видеть, сознавать. Под братом здесь разумеется всякий другой человек. Яко благословен есипотому что Ты достоин прославления.

    Виды и формы православных молитв.

    В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Отсюда три главных вида молитвы: славословие, благодарение и прошение.

    Славословие — самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Чем чище, безупречней существо, тем ярче отражаются в нем высочайшие совершенства Божии и, отражаясь, невольно вызывают восторженные слова славы и хвалы. Так ангелы на небесах непрестанно хвалебною песнею прославляют Господа. “Славословие, — говорит еп. Феофан Затворник, — не есть холодное созерцание свойств Божиих, а живое ощущение их с радостью и восхищением.”

    Благодарение выражается человеком за полученные благодеяния Божии. Оно, естественно, рождается в признательной и чуткой душе. Из десяти прокаженных, исцеленных Спасителем, один только самарянин вернулся, чтобы поблагодарить Его (Лк. 17:12-19).

    Наиболее распространенным видом молитвы является прошение, вызываемое сознанием человека своей слабости, немощи, неопытности. По причине страстей и грехов наша душа больна и немощна. Поэтому в молитве необходимо просить у Бога прощения грехов и помощи в преодолении наших недостатков. Иногда прошение вызывается грозящей нам опасностью, нависшей над нами, нуждой и т.д. Прошение в молитве неизбежно в виду наших немощей и угодно Господу (Мт.7:7, Иоан.16:23). Но если наши молитвы носят по преимуществу просительный характер, если голос хвалы, благодарности почти не слышится в них, это свидетельствует о недостаточно высоком уровне нашего духовно–нравственного развития.

    Различные виды молитвы часто между собой соединяются. Человек просит Господа о своих нуждах и вместе с тем славит Его за Его величие, благость, и благодарит Его за то, что может дерзновенно обращаться к Нему как к своему милосердному Отцу. Самые торжественные хвалебные церковные песни переходят иногда в умилительные прошения (“Слава в вышних Богу,” “Тебе Бога хвалим”), и, наоборот, слезные мольбы к Богу о помощи разрешаются в величавый аккорд песни благодарения и хвалы. Таковы многие псалмы, напр. 145, 148 и другие.

    В Священном Писании говорится о нескольких видах молитв, каждый из которых подходит для определенных духовных запросов, выполняя различные функции. В молитве мы прославляем величие Божие, благодарим Его за неизреченные милости и просим об удовлетворении наших нужд и о прощении грехов, ходатайствуем за других: за своих родных и близких, за друзей, священнослужителей .

    Молитвы Хвалебные.

    Приступать к молению и оканчивать его лучше молитвами Хвалебными, прославляя Господа за все Его Божественные совершенства, созерцая в такой молитве Его премудрость, благость, провидение и помощь, благодаря Господа за все даруемое, и подготавливая свое душевное состояние к смиренному приятию Его воли, какой бы она не была.

    Примерами хвалебных молитв могут являться 99 и 103 псалмы из Ветхого завета, акафисты, молитва Пресвятой Богородице святого Иоанна Дамаскина «О Тебе радуется…», молитва святителя Василия Великого:

    Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш.

    Краткие хвалебные молитвы:

    Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Молитвы просительные.

    Основное количество молитв, возносимых Господу, является молитвами-прошениями, ибо слаб человек, и собственных его сил недостаточно для вершения как внешней материальной жизни, так и жизни внутренней – духовной. Вознося просительную молитву, православный христианин просит Господа укрепить силы духовные и телесные, указать верный путь, содействовать в благополучии жизни духовной и материальной.

    Примерами просительных молитв являются ектенья, молитва мытаря:

    Боже, будь милостив ко мне грешному.

    Молитва Животворящему Кресту:

    Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

    Краткая молитва: Господи, помилуй!

    Молитвы ходатайственные.

    Разновидностью просительных молитв являются молитвы ходатайственные – то есть молитвы за других людей. Православный человек молится за всех, как за себя для дарования людям духовного разума и веры, осознания, раскаяния и освобождения от грехов и страстей. Кроме того, есть люди, которые нуждаются в молитвах, но не могут возносить их к Господу в силу телесных, душевных или духовных болезней.

    Ходатайственные молитвы возносятся за членов семейства, сродников и благодетелей, за духовные и светские власти, за скорбящих, бедствующих, претерпевающих гонения, подверженных телесным, душевным и духовным недугам, за своих врагов, за всех людей и за усопших православных христиан.

    Молясь за других людей, православный христианин укрепляет единое духовное тело Церкви, способствует обращению Божией благодати на тех, за кого ходатайствует, и сам получает от Господа благословение и благодатную помощь для созидания своего спасения.

    Ходатайственные молитвы за других людей и усопших возносятся на литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста. В литургии Василия Великого молятся о Вселенской Церкви, о храме, в котором совершается богослужение, о священнослужителях, о трудящихся в храме, о монахах и отшельниках, о царе, властях и воинстве. Отдельные прошения воссылаются Богу о семейных парах, младенцах, юношах, стариках, об отпавших от Церкви, о бесноватых, путешествующих, вдовах, сиротах, пленниках, больных, о заключенных и находящихся в нужде и о тех, чьи имена забыты.

    Примером ходатайтсвенной молитвы служит Молитва о церкви Господа Бога нашего Иисуса Христа (Иоанн. 17:20-26):

    Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их…

    Молитвы покаянные.

    Просительные молитвы, возносимые человеком без признания и раскаяния своих грехов, могут не снискать молитвенных плодов, даруемых Господом. Для устранения этого серьезного духовного препятствия существуют молитвы покаянные, которые возносятся Богу человеком в осознании и сокрушении в своих грехах, желании освободить от них свою душу. Такому человеку, искренне, а не притворно и лицемерно ищущему исправления своего сердца и души Господь может отпустить грехи и не наказывать за них, давая возможность трудиться над исправлением себя и своей внутренней и наружной жизни. Основным содержанием покаянных молитв является просьба о прощении грехов и даровании Божественных щедрот для исправления души. Поскольку никто из людей небезгрешен, творя грехи как действиями, так и помышлениями, то сокрушаться в грехах следует постоянно, совершенствуя свою душу.

    Покаянные молитвы можно найти в Триоди постной и в Великом каноне Андрея Критского. Также покаянными молитвами являются псалмы пророка Давида: 24-й, 31-й, 37-й, 38-й, 50-й, 51-й 129-й, и отдельные фрагменты других псалмов, например:

    Согреших Ти, Христе Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающася, и помилуй мя, Боже.

    Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаяться Тебе.

    Покаянная 3-я молитва ко Господу Нашему Иисусу Христу:

    Тебе, Господи Боже мой, главу мою преклоняю, и во исповедании сердечном вопию: согреших, Господи, согреших на небо и пред Тобою, и несмь достоин просити от Тебе прощения; но Ты якоже блуднаго сына, помилуй мя, раба Твоего (имя), яко мытаря оправдай мя, и яко разбойника Царствия Твоего сподоби.

    Молитвы благодарственные.

    В благодарственных молитвах православные христиане говорят о своей любви к Богу, как к источнику всякого истинного блага в виде Божественной Любви и великих щедрот. В таких молитвах человек славит Господа, благодаря Его не только за дарованные милости, но и вообще за все данное или не данное. «О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас», – поучает святой апостол Павел. Святитель Иоанн Златоустый говорит, что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение.

    Благодарственные молитвы способствуют преображению души молящегося и, следовательно, и изменению жизни человека в лучшую сторону. Ежедневно воздавая благодарность Господу и Силам Небесным за счастье жить, не только за ниспосланные блага, великие или малые, но и за постигающие бедствия и утраты, молящийся человек обретает христианское смирение, учится ценить и быть признательным за то малое, что имеет, пестуя в себе духовную добродетель.

    Примерами благодарственных молитв являются 17 псалом царя Давида из Ветхого Завета, Песнь хвалебная св. Амвросия Медиоланского, Песнь хвалебная Пресвятой Богородице и благодарственная молитва св. праведного Иоанна Кронштадского за все благодеяния Божии:

    Благодарю Тя, Господи Боже мой, за дарование мне бытия, за рождение меня в христианской вере, за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя, за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою, за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою мне дарованные.

    Краткая благодарственная молитва Ангелу-хранителю:

    Восславив Господа, тебе воздаю должное, ангел-хранитель мой. Славен будь еси в Господе! Аминь.

    Молитвы тайносвершительные.

    Тайносвершительные молитвы читаются при совершении Таинств Православной Церкви,

    священнодействий, явленных в Православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия. Всего таких Таинств в Православии семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Покаяние, Таинство священства, Таинство брака и Елеосвящение. Все Таинства совершаются Богом посредством священников. Исключение лишь одно: при угрозе жизни крещаемого и отсутствии рядом священнослужителя, Таинство Крещения может совершаться при посредстве любого верующего православного мирянина.

    Тайносвершительная молитва при Таинстве Крещения:

    Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь.

    Формы молитв.

    • церковные (соборные) и домашние, или общественные и частные,

    • внешние и внутренние.

    По словам святых отцов, одна молитва «Господи, помилуй» в храме имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Действительно, в храме все верующие соборно, как бы едиными устами и единым сердцем, исповедуют Господа, здесь Он ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте. Более того, скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием Святых Таин, пением и чтением Священного Писания.

    Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв (что простительно новоначальным), но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы.

    Домашняя же молитва, молитва в большинстве своем уединенная, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,19–20). Как правило, православные христиане совершают ее в своих домах (квартирах) в специальном месте – так называемом «красном угле».

    Отметим особо, что домашняя молитва обязательно должна дополняться церковной (участием в богослужениях).

    Как молиться, чтобы Господь услышал.

    Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает. Святитель Иоанн Златоустый

    Обращение человека к Господу Богу, к Богородице, к Святым угодникам, к ангелам и другим Силам Небесным бесплотным называется молитвою: «Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу». Сущность православной молитвы состоит в осознании присутствия Бога и внутреннего единения с Ним.

    Молитвенное обращение может быть наружным, выраженным произнесением или чтением молитвы в голос либо пением. Молитва может быть и внутренней, когда окружающие могут и не знать о творимом в глубине человеческого духа обращении к Богу. Такая внутренняя молитва, в зависимости о степени духовного развития человека и благоволения к нему Господа Бога Нашего, может твориться в мыслях и именоваться «умною молитвою», а может проникать вглубь его души, наполнять собой сердце и твориться чувствами и любовью к Богу без необходимости мысленных словесных формулировок слов молитвы, которая уже будет именоваться «молитвой сердечной». Молитва является сильнейшим, но очень тонким духовным инструментом в единении человека с Богом для стяжания молитвенных плодов, даруемых Им в ответ на молитву.

    Прикосновение к Божественной Благодати дарует и другие молитвенные плоды в виде ощущений Божественного Присутствия, сопровождающихся чувствами умиления и любви. Стяжая молитвенные плоды, человек может обретать простоту и смирение, терпение и незлобие, душевную теплоту, любовь и сострадание, что, в конечном итоге, дарует «радостную тишину» сердца, духовную радость и долгожданное чувство душевного покоя.

    Однако же, едва ли можно ожидать от Господа Бога Нашего молитвенных плодов, если к нему обращается человек тщеславный, возгордившийся своей «праведностью» и «набожностью», человек по язычески «торгующийся» с Господом, обещающий Богу что-то в обмен на молитвенные плоды, лицемерный человек, желающий «купить» плоды молитвы пожертвованиями и ритуалами, не соблюдающий заповеди, преследующий молитвой стяжание ценностей не духовных, но материальных как самоцель, либо употребление их для удовлетворения своих страстей и вожделений. Не принесет плодов молитва, возносимая не от сердца, но лишь от ума, молитва формальная и ритуальная, тем более, напоказ, многословная и понапрасну словоукрашенная.

    Иные популярные молитвы:

    Десять Заповедей Ветхого Завета

    Молитвы Пресвятой Богородице

    Как молиться в дни поминовения. Молитвы об усопших

    Десять заповедей Закона Божия

    Избранные тропари. Общие тропари Святым Угодникам

    Помянник. Приготовление усопшего к погребению

    Молитвы о заключённых

    Молитвы за болящих

    Молитвы о здравии младенцев

    Молитвы при недостатке материнского молока

    Молитвы при порче детей и об исцелении от «родимца»

    Молитвы о целомудрии и благополучном замужестве дочерей

    Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского

    Читайте так же:

    • Молитва в до мажоре песня Молитва в до мажоре песня Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. […]
    • Молитва во время отпевания Отпевание Отпева?ние – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин; обряд, посредством которого Церковь провожает усопшего в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, […]
    • Иллюстрации карт таро Карты Таро. Вариантов карт (колод) Таро существует превеликое множество. Если еще 100 лет назад во всем мире насчитывалось едва ли два десятка различных версий, включая рукописные музейные […]
    • Азбучната молитва АЗБУЧНАЯ МОЛИТВА («Пролог о Христе умерен», начало: «Аз словом сим молюся Богу»), одно из древнейших церковнослав. стихотворений с азбучным акростихом. Отражает особенности глаголического […]
    • Дева знак зодиака виде Женщина Дева - характеристика знака Зодиака Планетой-покровителем всех Дев считается Меркурий. Его влияние одаривает этот знак высоким интеллектом и незаурядными аналитическими […]
    • Что делать если рыбки умирают одна за одной Умерли все рыбы за один день Сообщение Frohlich » 24 ноя 2020, 12:49 Сообщение Roman » 24 ноя 2020, 12:51 Сообщение Frohlich » 24 ноя 2020, 14:43 Пишу с телефона. Не очень получается […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *