Дополнительная молитва в ислам

Дополнительная молитва в ислам

Тематические разделы

Календарь

« Ноябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Рекомендуем

Это интересно

Что касается дополнительной ночной молитвы, то иногда во время ее совершения он (да благословит его Аллах и приветствует) читал Коран вслух, а иногда про себя(313). Он (да благословит его Аллах и приветствует) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читая столь долго, что Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) однажды сказал:

«(Как-то раз, когда) я совершал ночную молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное. Мы спросили: «Что же?» Я ответил: «Мне захотелось сесть, оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стоять (в одиночестве)»(314).

Хузайфа ибн аль-Йаман сказал:
«Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). (Когда) он начал читать (суру) «Корова» (2:286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)», однако он продолжал (читать). Тогда я подумал: «Он прочтет её полностью за два рак‘ата»; он же продолжал (читать), и я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру «Женщины» (4:176) и прочёл её (полностью), а потом приступил к (чтению суры) «Семейство ‘Имрана» (3:200)(315), которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Слава Аллаху!» (Субхана Ллахи!), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к защите (Аллаха), прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне. » и до конца хадиса(316).

Также «однажды ночью, когда он болел, им были прочитаны Семь Длинных сур»(317).
«(Иногда) он читал в каждом рак‘ате одну из этих (Семи Длинных) сур»(318).

«(Никогда) не было такого случая, чтобы он прочитывал полностью Коран за одну ночь»(319). Более того, он не рекомендовал это делать Абдуллаху ибн ‘Амру (да будет доволен им Аллах), сказав ему: «Прочитывай Коран (полностью) за месяц!» Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Я ответил: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее чем за семь ночей и не уменьшай (этот срок)!»(320).
Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за пять ночей»(321).

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за три ночи»(322).

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коран полностью) за более короткий срок(323), объяснив это тем, что «тот, кто читает Коран менее чем за три дня, не понимает его»(324). А в другой версии этого хадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее чем за три дня»(325). Также он ему сказал: «Каждый верующий человек испытывает (период) подъема (ширра(326)), а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра(327)), склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудь религиозному новшеству (бид‘а). И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, кого этот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель»(328).

Именно поэтому «он (да благословит его Аллах и приветствует) не прочитывал Коран полностью менее чем за три дня»(329).
Он также говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся (рабов Аллаха)» (330). Также «каждую ночь он обычно читал суры «Бану Исраиль»(331) (17:111) и «Толпы» (39:75)»(332). Кроме того, он говорил: «Тот, кто, молясь ночью, прочитывает сто аятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своей молитвой)»(333).

Иногда «в каждом рак‘ате он читал около пятидесяти и более аятов»(334), или он «читал примерно столько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся (73:20)»(335).

Молитва (намаз) Тахаджуд

Аудио версия настоящей статьи:

Тахаджуд [1] — (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» [2]. В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» [3]. Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» [4].

Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) [5]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [6].

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи [7]. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» [8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.

[3] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.

[4] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.

[5] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.

[7] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).

[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.

Молитва тахаджуд по мазхабу имама Абу-Ханифы

Число ракаатов в тахаджуд-молитве

В книге «Хави Кудси» сказано: «Наименьшее количество ракаатов – два, а наибольшее – 8 ракаатов».

В книгах «Джавхара» и «Маракил Фалах»: «Наималое – 8 ракаатов. Можно выбрать по желанию».

Время молитвы тахаджуд

Лучшим временем для совершения тахаджуд-намаза является вторая половина ночи (до утренней зари). В течение последней трети ночи Всемогущий Аллах принимает дуа и возвещает: «Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»

Но если кто-то не в состоянии проснуться в эту часть ночи, он может совершить ночной намаз (тахаджуд) в любое время после иша-намаза (ночного намаза). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всё, что совершается после иша, считается ночным (будет считаться тахаджудом)» («ат-Таргиб», том 1, стр. 430; «Шами», том 2, стр. 24).

Тот, кто не уверен в том, что проснётся ночью, должен совершить витр перед сном. При этом, если он проснулся ночью, он может совершить тахаджуд, но витр повторять не надо («Шами», том 1, стр. 369).

Наступление Рамадана предоставляет идеальную возможность для того, чтобы эта выдающаяся сунна нашего любимого Наставника (да благословит его Аллах и приветствует) прочно вошла в нашу жизнь.

Достоинство тахаджуд-намаза

В Коране сказано (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в качестве воздаяния за то, что они совершали» (сура «Ас-Саджа», аяты 16–17).

Выполнение нафль-намаза (тахаджуд) поздней ночью было постоянной практикой Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Госпожа Айша (да будет доволен им Аллах) говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».

Айша (да будет доволен им Аллах) говорит: «Никогда не прекращайте совершать молитву по ночам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не прекращал совершать её. Когда он был болен или слаб, он совершал молитву сидя» (Аль-Бухари и Муслим).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал умму совершать тахаджуд. Факихи установили, что тахаджуд – самый значимый из всех нафль-намазов («Тахтави», стр. 393).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вставайте ночью молиться, поистине это обычай праведных людей до вас, который приблизит вас к Аллаху, искупит ваши маленькие грехи, воздержит вас от греха».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Аллах над мужчиной, который проснулся ночью и совершил намаз и разбудил свою жену, а если она отказала, то побрызгал на неё водой. Да смилуется Аллах над женщиной, которая проснулась ночью и совершила намаз и разбудила своего мужа, и он совершил намаз, а если он отказывался, то она побрызгала на него водой». (Привёл Ахмад в своём Муснаде, 2 том, 250 стр., и Абу Давуд в Сунане, 2 том, 73 стр.)

Передаёт Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит ночью совершенным образом намаз, того Аллах наделит девятью благами – пятью в мирской жизни и четырьмя в ахирате.

Пять благ в мирской жизни:

1. Аллах сохранит от бед.

2. Выявится след подчинения Творцу на лице мусульманина.

3. Его будут любить сердца праведных и все люди.

4. С его языка будет исходить мудрость.

5. Аллах сделает его мудрым, то есть одарит его пониманием.

Четыре блага, которые будут дарованы в ахирате:

1. Мусульманин будет воскрешён с лицом, озарённым светом.

2. Облегчится ему отчёт в День Суда.

3. Он пройдёт через мост Сират, как блеск молнии.

4. Книга деяний будет дана в правую руку в Судный день.

Изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

«Лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью – намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).

«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».

«Дуа принимаются (лучше) в середине ночи».

«Здоровайся (т. е. говори «ас-саляму алейкум») с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят, – и ты войдёшь в Рай с миром».

«В каждой ночи есть такой момент, когда всё то, о чём попросит человек в дуа, Аллах выполнит» (передал Муслим).

«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).

«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы» (передал ибн Маджа).

«Намаз-тахаджуд равен четырём ракаатам, выполненным в Лейлят уль-Кадр» (передал Табарани).

Если встаёшь ночью, зная, что есть кто-то ещё, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбуди его. Намерение (ният) лучше сделать перед сном, и потом, даже если проспишь (неумышленно), то всё равно получишь вознаграждение, иншааллах.

Господин Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал следующие слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Помните о ночном намазе (тахаджуд), ведь поистине: 1) он практиковался праведниками, жившими до вас, 2) это способ достижения близости к вашему Господу, 3) он является искуплением грехов, 4) он служит защитой от непослушания».

В других хадисах Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так описал тахаджуд:

5) лучший из всех намазов после обязательных,

6) честь для истинно верующего,

7) причина чрезвычайного довольства Аллаха,

8) способ для лёгкого попадания в рай,

9) защита от болезней.

(«Ат-Таргиб», том 1, стр. 423–435)

Алимы говорили, что одним из многих достоинств тахаджуд-намаза является то, что он озаряет нуром (божественным светом) лицо того, кто совершает его, и защищает его от ужасов Судного дня. Мать Пророка Сулеймана (мир ему) советовала своему сыну: «О сын мой! Не трать много времени на ночной сон, ведь он является причиной бедности человека в Судный день».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) изрёк: «Наилучшей молитвой после пяти обязательных является молитва ночи». В другом случае Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уточнил: «Все те , что после ночной молитвы (иша), относятся к молитве ночи».

Коллективное совершение молитвы тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижники не совершали эту молитву в джамаате (коллективно).

Передали от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал суры «аль-Бакара» и «Алю Имран» в ночных молитвах, и когда доходил до аятов, в которых упоминается о Рае, останавливался и просил Аллаха, а когда доходил до аятов, в которых упоминается об Аде, останавливался и просил зашиты у Аллаха, и когда доходил до аятов, в которых упоминается о примерах, останавливался и размышлял.

Если спросят: «В молитве лучше долгое стояние или многочисленное совершение земных поклонов?» – достоверное слово то, что передано от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Его спросили о самой лучшей молитве (намаз), и он ответил, что это та молитва, стояние в которой будет долгим. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Твоё воздаяние будет по мере твоей усталости».

Некоторые условия, облегчающие вставание ночью

1. Умеренность в еде. Сытная еда делает желудок тяжёлым, а тело – ленивым, склоняя человека ко сну и затрудняя подъём.

2. Тяжесть грехов. Грехи делают сердце человека чёрствым и закрывают врата милости Аллаха. Как-то у Хасана аль-Басри спросили: «О Абу Сайд, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения, и подготавливаю всё для этого, но, не знаю почему, я не могу вставать ночью». На что Хасан аль-Басри сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём».

3. Отказ от запретной (харам) пищи. Один из праведников как-то сказал: «Нередко бывает так, что мы один раз употребляем в пищу запретное и целый год лишаем себя просыпания ночью для поклонения».

4. Знание ценности ночного поклонения. Ибо воздаяние за него велико. Это поможет человеку вставать ночью в стремлении заработать как можно большее воздаяние перед Аллахом.

5. Любовь к своему Создателю. Когда в сердце раба божьего укрепляется искренняя любовь к Всевышнему Аллаху, его охватывает желание уединиться с Создателем всего сущего в то время, когда все спят и мирские дела не отвлекают его в полной тишине ночи. Рассказывают, что имам Абу Ханифа в течение сорока лет с омовением, сделанным для ночного фарз-намаза, совершал утренний намаз.

6. Чтение суры «Каф». Учёный-богослов Афзалудин сказал: «Она облегчает сон».

7. Читать азкары перед сном. Испытано, что азкары – это самое лучшее из того, что помогает вставать ночью.

8.Ложиться спать в омовении и делать намерение на вставание для тахаджуда.

9.Отказ от алчности к мирскому имуществу. Алчный человек утомляет сердце и тело, а когда наступает ночь – он спит подобно мёртвому.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Шабан (Ляйлят уль-Бараа), ночь на день Ашура (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчёркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Шейх Тахтави, «Хашияту Тахтави»; Хасан сын Аммара, «Маракил Фалах»; Абу Бакр сын Масуда, «Бадаиу Санаи»; Усман сын Хасана, «Дуррату Насихин»; Абдулвахаб сын Ахмада сын Али Шарани, «Лавакихул анвару кудсия».

Бесценное дуа для принятия правильного решения

Посланник Аллаха (мир ему) учил сподвижников совершать намаз истихара в каждом деле. Он сказал:

«Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два рака’ата, и потом скажет: О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу тебя из Твоей Великой милости, ибо, поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи мне, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или он сказал: для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим».

Намаз для принятия решений – истихара – является необходимым средством мусульманина для направления своей жизни в нужном русле. Жизнь состоит из решений. Большинство людей осознают важность решений только после их последствий. Каждое наше решение играет важную роль и способно изменить нашу жизнь.

В принятии решений больших и малых, мы только можем предполагать их примерный исход. Ограниченность наших знаний не дает нам возможность предсказать будущее и быть уверенным в определенном исходе нашего выбора. Мы можем знать, чего хотим в данный момент, но не можем знать, обернется ли для нас благом исход нашего решения в будущем.

Представьте, что человек мог бы знать, что является правильным выбором, – не тот, который может сделать нас счастливым временно, а тот выбор, который в наилучших интересах нашей веры и приведет нас к высшей степени удовлетворенности. Разве бы мы не стали проверять наши решения на каждом повороте жизни? Именно поэтому верующий обращается к молитве-истихара.

Молитва истихара совершается просто. Совершите омовение, прочитайте 2 ракаата намаза и прочтите молитву . Прочитав эту молитву, мы полностью предоставляем себя и решение нашего вопроса Всевышнему Аллаху, самому знающему. Так мы вручаем нашу душу и наши надежды в Его руки, и предаемся покою, каким бы не был исход. Уходят напряжение и беспокойство в попытке предсказать будущее и возможный исход, потому что мы предоставляем своем доверие Самому Знающему и Милосердному.

Так мы спрашиваем совета в своем решении того, кто знает то, что неведомо никому, знает будущее, знает нашу душу, наши надежды, страхи. Читая истихара, мы признаем, что не в состоянии принимать решения, которые являются лучшими для нас без помощи Аллаха, которого просим помочь в наших делах. Мы не ждем сна или знака, скорее, предоставляем нашу душу на попечение Аллаха и верим, что Он направит нас на то, что является правильном на Его пути.

Как только мы прочитаем это дуа, мы можем не беспокоиться и вздохнуть с легкостью. Мы используем нашу мудрость, проницательность, советы других и умение решать проблемы, чтобы принять лучшее решение. Чтобы мы не выбрали, в этом ключе будет частью Его мудрости и сострадания к нам, и он является лучшим для нашей жизни в этом и следующем мире. Облегчение и внутренний покой, который истихара приносит в душу, бесценен.

Полезная статья? Сделайте репост на Facebook!

Дополнительная ночная молитва (кыйам аль-лейль)

4 529 просмотров

Её достоинство

1) Аллах приказал Своему Пророку – мир ему и благословение! – совершать её, сказав: «Также посвящай молитве часть ночи. Это предписано только тебе [, но не обязательно для твоей общины]. Возможно твой Господь удостоит тебя похвального положения [в мире вечном]» (Св. Коран, 17: 79).

Хотя этот приказ распространяется только на Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), он также затрагивает всех остальных мусульман в том смысле, что им надлежит следовать его – мир ему и благословение Аллаха! – примеру.

2) Он ясно дал знать, что те, кто регулярно выполняют эту молитву, являются добродетельными, заслуживают Его Добра и Его Милости. Он сказал: «Воистину, богобоязненные окажутся в садах, среди источников. Они будут получать то, что даровал им их Господь. До этого они творили добро. Они спали лишь малую часть ночам, а перед рассветом просили о прощении» (Св. Коран, 51: 15 – 18).

3) Он превознёс их, похвалил и причислил их к Своим благонравным рабам, сказав: «Рабы Всемилостивого – это те, кто ходят по земле со спокойствием и смирением, а когда к ним обращаются невежды [с тем, что для них отвратительно], они отвечают такими словами, которыми сохраняют себя от греха. Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (Св. Коран, 25: 63 – 64).

4) Он засвидетельствовал о том, что они обладают верой в его знамения: «Воистину, веруют в наши знамения те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц и прославляют хвалой своего Господа. Они не относятся высокомерно [к тому, чтобы уверовать и проявлять покорность]. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И ни одна душа не знает, какие услады для глаз скрыты от них в воздаяние за то, что они совершали» (Св. Коран, 33: 15 – 17).

5) Он отверг равенство между ними и теми, кто не подпадает под их описание, сказав: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась [наказаний] Последней жизни и надеясь на Милость своего Господа, равен [неверующему]? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”. Воистину, поминают назидание только обладающие знанием» (Св. Коран, 39: 9).

Это часть того, что приводится в Книге Аллаха. Что касается Сунны Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – то вот кое-что из неё:

1) ‘Абдуллах б. Салям сказал: «Как только Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – прибыл в Медину, к нему стали стремительно сходиться люди. Я был из тех, кто пришел к нему тогда. Когда я рассмотрел его лицо, я понял, что это лицо не было лицом лжеца. Первое, что я услышал от него, были слова: “О люди, распространяйте Ислам, давайте пищу [беднякам и сиротам], укрепляйте родственные связи, молитесь по ночам, когда другие спят, и вы войдёте в Рай”». Этот хадис приводят аль-Хаким, Ибн Маджах и ат-Тирмизи, который сказал: «хороший достоверный хадис».

2) Сальман аль-Фариси рассказывает, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Совершайте ночную молитву! Поистине, это было обычаем живших до вас праведников. Она приближает вас к вашему Господу, удаляет прегрешения, останавливает от [совершения] греха и отгонят от тела болезнь».

3) Сахль б. Са’д рассказывает: «К Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – явился Джибриль и сказал: “О Мухаммад, живи сколько хочешь, воистину, ты смертен! Делай что хочешь, воистину, по твоим делам уже принято решение (или: ты вознаграждён за них!). Люби кого хочешь, воистину, ты расстанешься с ним! Знай, что превосходство верующего заключается в совершении ночной молитвы, а сила его – это отсутствие у него нужды в людях”».

4) Передают со слов Абу ад-Дарды, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Троих любит Аллах. Они доставляют ему смех и радость. [Первый – это] тот, кто самостоятельно остаётся сражаться ради Аллаха – всемогущ Он и велик! – позади отступающего отряда. Он либо погибает, либо Аллах даёт ему победу и защиту. [О нём Аллах] говорит: “Взгляните на моего раба, как он сам один проявляет терпение ради Меня!”. [Второй – это] тот, у кого красивая жена, хорошая уютная постель, но он всё равно встаёт ночью на молитву. [О нём Аллах] говорит: “Он покидает то, к чему испытывает страсть, и поминает Меня, а если бы он захотел, то остался бы спать”. [Третий – это] тот, кто находится в пути вместе с караваном. Этот караван проделывает путь ночью, а затем ложится спать. Он же и в радости, и в горе, встаёт перед рассветом [на молитву]».

Правила поведения, связанные с этой молитвой

Тому, кто собирается встать ночью на молитву, желательно:

1) Перед сном вознамериться проснуться ночью на молитву.

Передают со слов Абу ад-Дарды, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто ляжет в постель, намереваясь встать ночью и совершить молитву, однако его настолько одолеет сон, что [он не проснётся] пока не наступит утро, то ему будет записано то, что он намеревался [сделать], а его сон будет для него милостыней от его Господа». Этот хадис приводят ан-Наса’и и Ибн Маджах с достоверным иснадом.

2) Проснувшись, протереть лицо, чтобы прогнать сон, почистить зубы сиваком, посмотреть на небо и обратиться к Аллаху с мольбой, с которой взывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение!):

«?? ????? ????? ?????? ?????????? ?????????? ????????? ????????????? ?????????? ???????? ??????????? ?????????? ??????? ???????? ???? ?????? ??????? ?????? ??? ?????????? ?????? ??? ???? ???????? ????????? ?????? ?????? ?????????? «

« Ля иляха илля Анта. Субхана-Ка Аллахумма ва би-хамди-Ка. Астагфиру-Ка ли-занби, ва ас’алю-Ка Рахмата-Ка. Аллахумма зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба’да из хадайта-ни! Ва хаб ли мин лядун-Ка Рахматан, инна-Ка анта-ль-Ваххаб! / Нет иного божества, кроме Тебя. Пречист Ты и Тебе принадлежит хвала, о Аллах. Прошу у Тебя прощения моих грехов и Твоей Милости. О Аллах, прибавь мне знаний и не отклоняй моё сердце с правильного пути, после того, как Ты наставил меня! Даруй мне от Себя Милость, воистину, ты Дарующий!»;

«????????? ??????? ??????? ?????????? ?????? ??? ?????????? ?????????? ??????????»

« Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба’да ма амата-на ва илей-Хи-н-нушур! / Хвала Аллаху, который оживил нас, после того, как Он нас умертвил, и к Нему [предстоит наше] возвращение ».

Затем прочитать последние десять аятов из суры «Аль ‘Имран», со слов: «Воистину, в сотворении небес и земли и в смене ночи и дня заключены знамения Аллаха для обладающих разумом…» (Св. Коран, 3: 190), — и до конца суры.

После этого произнести:

«?????????? ???? ?????????? ?????? ????? ???????????? ?????????? ?????? ????????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ???????????? ?????????? ?????? ????????? ?????? ?????????? ?????? ????????? ?????????? ?????? ??????????? ?????? ???????????? ?????? ?????????? ?????? ??????????????? ????? ? ??????????? ?????? ???????????? ?????. ?????????? ???? ??????????? ?????? ???????? ?????????? ???????????? ?????????? ????????? ?????? ?????????? ?????????? ?????????? ????????? ??? ??? ????????? ????? ?????????? ????? ?????????? ????? ??????????? ?????? ????? ??? ?????? ?????? ?????? «

« Аллахумма ля-Ка-ль-хамду, Анта Нуру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна. Ва ля-Ка-ль-хамду, Анта Кайиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна. Ва ля-Ка-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва’ду-Ка хакку, ва лика’у-Ка хакку, ва-ль-джаннату хакку, ва-н-нару хакку, ва-н-набийуна хакку, ва Мухаммадун хакку, ва-с-Са’ату хакку. Аллахумма ля-Ка аслямту, ва би-Ка аманту, ва ‘алей-Ка таваккальту, ва илей-Ка анабту, ва би-Ка хасамту, ва илей-Ка хакамту. Фа-гфир ли ма каддамту ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а’лянту! Анта Аллаху, ля иляха илля Анта! / О Аллах, хвала Тебе, Ты Свет небес и земли и [благодаря Тебе встают на правильный путь] те, кто находится в них. Хвала Тебе, Ты Управитель небес и земли, и тех, кто находится в них. Хвала Тебе, Ты – Истинный, обещание Твоё – истина, встреча с Тобой – истина, Рай – истина, Ад – истина, пророки – истина, Мухаммад – истина, Час суда – истина. О Аллах, Тебе я покорился, в Тебя уверовал, на Тебя уповаю, Тебе я подчинился, предоставленные Тобою доводы я привожу в качестве аргумента и к Твоему суду я обращаюсь. Так прости же то, что я уже совершил, и то, что еще не совершил, а также то, что я скрыл, и то, что обнаружил! Ты – Аллах, нет бога, кроме Тебя! ».

3) Начать ночную молитву с двух коротких рак’атов, а после них уже помолиться столько сколько захочет.

Передают со слов ‘Аиши, которая сказала: «Когда Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – вставал ночью, он начинал свою молитву с двух коротких рак’атов». Также передают со слов Абу Хурайры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если кто-нибудь из вас встанет ночью, то пусть начнёт свою молитву с двух коротких рак’атов!». Оба эти хадиса передаёт Муслим.

4) Разбудить членов своей семьи.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Да помилует Аллах мужчину, который встаёт ночью, совершает молитву, будит свою жену, а если она ленится встать, брызгает водой ей в лицо! Да помилует Аллах женщину, которая встаёт ночью, совершает молитву, будит своего мужа, а если он ленится встать, брызгает водой ему в лицо!». Также с его слов передают, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если мужчина разбудит ночью свою жену и они вдвоём совершат молитву, — или же он сказал: «совершат вместе два рак’ата», — то будут записаны среди “[часто] поминающих [Аллаха] мужчин и женщин”». Оба эти хадиса передают Абу Дауд и другие с достоверным иснадом.

Передают со слов Умм Саламы, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – проснулся ночью и сказал: «Пречист Аллах! О скольких смутах было ниспослано ночью и о скольких было ниспослано богатствах! А кто будит [ночью] обитательниц комнат (то есть, своих жен)? О, сколько тех, кто в этом мире одет, но гол в мире вечном!». Этот хадис передаёт аль-Бухари.

Передают со слов ‘Али, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – зашел ночью к нему и Фатыме и сказал: «Вы что, не молитесь?». ‘Али говорит: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, наши души в руках Аллаха. Если Он пожелает чтобы мы встали, то мы встанем”. Когда я сказал это, он ушел. Затем я услышал, как уходя он хлопнул по своему бедру, приговаривая: “Но человек больше всего склонен спорить (Св. Коран, 18: 54)». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

5) Оставить совершение молитвы, если его одолеет сон, и поспать до тех пор, пока сон его не покинет.

Передают со слов ‘Аишы, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если кто-то из вас встанет ночью, и Коран начнёт путаться у него на языке, и он не будет знать, что говорит, то пусть ложится спать». Этот хадис приводит Муслим.

Анас рассказывает: «Посланник Аллах – мир ему и благословение! – вошел в мечеть, а там между двумя столбами был натянута верёвка. Он сказал: “Что это?”. Ему ответили: “Это для Зейнаб, она молится, а когда утомляется или ослабевает, держится за неё”. Он сказал: “Развяжите её, пусть каждый из вас молится пока бодр, а как утомится или ослабнет, пусть спит!”». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

6) Не перегружать себя, а молиться ночью столько, на сколько у него хватает энергии, но совершать эту молитву регулярно и никогда не пропускать её, разве что при вынужденных обстоятельствах.

Передают со слов ‘Аишы, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Совершайте столько [благих] дел, сколько вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит, пока не наскучит вам». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Они также передают с её слов, что Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – спросили: «Какое деяние более любимо для Всевышнего Аллаха?», — и он ответил: «То, которое совершается постоянно, даже если оно небольшое». Также Муслим сообщает, что она сказала: «Поступки Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – были постоянными, и если он совершал какое-то деяние, то оно становилось регулярным».

‘Абдуллах б. ‘Умар передал, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал ему: «О ‘Абдуллах, не будь как тот, кто совершал ночную молитву, а потом оставил её!». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

Также они оба передают со слов Ибн Мас’уда, который сказал: «При Пророке – мир ему и благословение Аллаха! – упомянули об одном мужчине, который спал вплоть до наступления утра, и он сказал: “Этому мужчине шайтан помочился в уши (или: в ухо)”».

Также они оба передают со слов Салима б. ‘Абдуллаха б. ‘Умара, который передал со слов своего отца, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал его отцу: «Хорошим бы человеком был ‘Абдулла, если бы он молился по ночам…». Салим сказал: «После этого ‘Абдуллах стал спать по ночам лишь немного».

Время её совершения

Дополнительную ночную молитву (тахаджжуд или кыйам аль-лейль) можно совершить в любое время после обязательной ночной молитвы (‘иша): в начале ночи, в середине её, либо в конце.

Когда Анас – да будет доволен им Аллах! – описывал молитву Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – он сказал: «В какое бы время ночи мы не хотели увидеть его молящимся, мы обязательно могли это увидеть, и в какое бы время ночи мы не хотели увидеть его спящим, мы обязательно могли увидеть и это. В течение месяца он мог столько поститься, что мы говорили, что в этом месяце он не провёл ни дня без поста, а мог [в месяце] столько не поститься, что мы говорили, что в этом [месяце] он не постился вообще». Этот хадис приводят Ахмад, аль-Бухари и ан-Наса’и.

Хафиз сказал: «У его – мир ему и благословение Аллаха! – ночной молитвы-тахаджжуд не было какого-то определённого времени. Он совершал её тогда, когда ему это было удобно».

Лучшее время для её совершения

1) Передают со слов Абу Хурайры – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Каждую ночь в последнюю её треть Наш Господь – всемогущ Он и велик! – спускается на нижнее небо и говорит: “Кто взывает ко Мне? Я отвечаю ему. Кто просит Меня о чем-нибудь? Я даю ему. Кто просит у Меня прощения? Я прощаю его”». Этот хадис приводят несколько ученых.

2) Передают со слов ‘Амра б. ‘Абаса, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: “Ближе всего раб бывает к Господу во второй половине ночи. Если ты способен на то, чтобы быть из числа тех, кто поминает Аллаха в это время, то будь им!”». Этот хадис приводит аль-Хаким и говорит, что он отвечает требованиям Муслима. Также его приводит ат-Тирмизи, который назвал его хорошим достоверным. Также он приводится у ан-Наса’и и Ибн Хузеймы.

3) Абу Муслим спросил Абу Зарра: «Какая ночная молитва лучше?». Тот ответил: «Я задал Посланнику Аллаха – мир ему и благословение! – точно такой же вопрос, и он ответил: “[Та, что совершается] во второй половине ночи, однако мало кто так делает”». Этот хадис приводит Ахмад с хорошим иснадом.

4) Передают со слов ‘Абдуллаха б. ‘Амра, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Самый любимый пост для Аллаха – это пост Дауда, и самая любимая молитва для Аллаха – это молитва Дауда. Он [вначале] спал половину ночи, затем третью часть ночи молился, а потом спал [оставшуюся] шестую часть ночи, а постился он через день». Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджах.

У дополнительной ночной молитвы нет определённого количества рак’атов и нет определённого ограничения. Она будет считаться выполненной даже если совершить один рак’ат молитвы-витр после обязательной ночной молитвы (‘иша).

1) Передают со слов Самуры б. Джундуба, – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – повелел нам мало или много молиться ночью, а завершать это молитвой-витр». Этот хадис приводят ат-Табарани и аль-Баззар.

2) Передают со слов Анаса, – да будет доволен им Аллах! – что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Молитва в моей мечети приравнивается к десяти тысячам молитв, молитва в Мечети аль-Харам приравнивается к ста тысячам молитв, а молитва на передовой оборонительной линии приравнивается к миллиону молитв. Но превышает всё это – два рак’ата, которые совершает раб глубокой ночью». Этот хадис приводят Абу аш-Шейх и Ибн Хиббан в своей книге «ас-Савваб», а аль-Мунзири в «ат-таргыб ва-т-тархиб» умолчал о нём.

3) Передают со слов Ийаса б. Му’авийи аль-Музани, – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Необходимо совершать [дополнительную] ночную молитву, даже если [на неё будет затрачено столько времени, сколько уходит на] доение овцы. И то, что [совершается] после обязательной ночной молитвы (‘иша), считается [совершенным] ночью». Этот хадис приводят ат-Табарани, и все его передатчики, кроме Мухаммада б. Исхака, являются заслуживающими доверия.

4) Передают со слов Ибн ‘Аббаса – да будет доволен Аллах им и его отцом! – который сказал: «Я заговорил о дополнительной ночной молитве и один из людей сказал: “Воистину, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Половина ночи, треть ночи, четверть ночи, промежуток времени для доения верблюдицы, промежуток времени для доения овцы»”».

5) Также с его слов передают: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – повелел нам совершать дополнительную ночную молитву. Он побуждал нас к ней и сказал: “Вам следует совершать ночную молитву, хотя бы в один рак’ат!”». Этот хадис приводят ат-Табарани в «аль-кабире» и в «аль-аусате».

Однако лучше постоянно совершать одиннадцать или тринадцать рак’атов. Можно совершить их все вместе в виде одной молитвы, а можно и с перерывами.

‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала: «Ни в месяце Рамадан, ни в другое время, Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – не совершал больше одиннадцати рак’атов. Он совершал четыре рак’ата, и не спрашивай о их красоте и о их длительности. Затем он совершал еще четыре рак’ата, и не спрашивай о их красоте и о их длительности. Затем он совершал три рак’ата. Я спросила: “О Посланник Аллаха, ты спишь прежде, чем совершаешь молитву-витр?”. Он ответил: “О ‘Аиша, воистину, спят мои глаза, но сердце не спит”». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Также они приводят со слов аль-Касима б. Мухаммада, который сказал: «Я слышал, как ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – говорила: “Ночная молитва Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – состояла из десяти рак’атов, после которого он делал витр из одного рак’ата”».

Восстановление ночной молитвы

Муслим передал со слов ‘Аишы, что если Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – из-за болей или по какой-то другой причине пропускал ночную молитву, то в дневное время он совершал двенадцать рак’атов.

Также Муслим, ат-Тирмизи и ан-Наса’и передают со слов ‘Умара, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто проспит свою норму [ночных молитв] или её часть, пусть прочитает их между обязательными утренней (фаджр) и обеденной (зухр) молитвами, и тогда ему будет записано как будто он их прочитал ночью».

Сайид Сабик «Фикху-с-Сунна»

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения

Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).

Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.

1. Тахаджуд

Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».

Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.

2. Духа

Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.

3. Молитва омовения

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.

4. Намаз приветствия мечети

Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.

Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.

Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:

  • Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
  • В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
  • Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.

5. Намаз истихара

Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.

В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).

После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:

«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым. Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»

Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ. Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем. Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».

6. Молитва хаджат

Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».

Да примет Аллах ваши молитвы!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Достоинство выстаивания ночных молитв в месяц рамадан

Дата публикации : 29-06-2020

Вопрос

Достоинство выстаивания ночных молитв в месяц рамадан

1. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал выстаивать ночи месяца рамадан в молитве, но не делал это обязательным. Потом он, мир ему и благословение, сказал: Будут прощены предыдущие грехи того, кто выстоит (в молитве ночи) рамадана, веруя и надеясь на награду за это . Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и положение этой молитвы оставалось таким же (то есть дополнительную молитву тарауих не совершали общиной). Так же обстояло дело и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и во время части правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах.

Передается, что ‘Амру ибн Мурра аль-Джухани сказал: К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина из племени Куда‘а и обратился к нему: „О посланник Аллаха! Что ты скажешь, если я засвидетельствовал, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты, Мухаммад, – посланник Аллаха, буду совершать пятикратную молитву, стану соблюдать пост в месяц рамадан и выстаивать его в молитве, и буду выплачивать закят?“ На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: „Человек, умерший выполняя всё это, будет из числа правдивейших и павших (за веру)“ .

Ночь Предопределения и ее установленное время.

2. Лучшая из ночей рамадана – это ночь Предопределения. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тому, кто выстаивал (в молитве) ночь Предопределения, веруя и надеясь на награду Аллаха(, и застал эту ночь), будут прощены предыдущие грехи .

3. Согласно наиболее достоверному мнению она приходиться на двадцать седьмое число месяца рамадан. На это указывают большинство хадисов, среди которых хадис, что передал Зирр ибн Хубейш. Он сказал: «Я слышал, что когда Убайю ибн Ка‘бу сказали о том, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: „Человек, выстаивающий в ночных молитвах ежедневно на протяжении года, обязательно застанет ночь Предопределения!“, Убай, да будет доволен им Аллах, воскликнул: „Да помилует его Аллах, он желал, чтобы люди не становились пассивными! Клянусь Тем, кроме Которого нет иного бога, ночь Предопределения приходиться на рамадан (и он поклялся в этом без исключений – прим. передатчика хадиса), и клянусь Аллахом, я знаю, какая из ночей ночь Предопределения! Это ночь, выстаивать которую нам велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это ночь на двадцать седьмое число месяца рамадан, ее признаком является то, что на утро по ее окончании солнце восходит белым и без лучей“ (в одном из преданий, эти слова приводятся, как слова пророка, мир ему и благословение). Хадис передали Муслим и другие.

Законность совершения молитвы тарауих коллективно (джама‘а).

4. Совершение молитвы тарауих совместно с другими узаконено по Шариату. И это лучше, чем совершать ее в одиночку. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее и указал на ее достоинство в своих словах, как предает их Абу Зарр, да будет доволен им Аллах: Мы соблюдали пост в рамадан вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он не совершал с нами ни одну из дополнительных ночных молитв (тарауих), пока до конца месяца не осталось семь дней. Он совершал ее с нами на протяжении трети ночи, на шестую ночь он не молился с нами. На пятую ночь он вновь возглавлял молитву тарауих в течение половины ночи. Тогда я сказал: „О посланник Аллаха, что, если бы ты продолжил с нами стояние в молитве в эту ночь?“ Он ответил: „Если человек совершал молитву вместе с имамом, пока он не покинул (место молитвы), то ему засчитается это, как выстаивание полной ночи“. Когда до конца рамадана осталось четыре ночи, он не возглавлял дополнительную ночную молитву, а когда осталось три ночи, он собрал свою семью, своих жен и остальных людей и возглавлял молитву так долго, что мы стали опасаться, что пропустим фалях (успех) . Спросили: Что такое фалях? Передатчик хадиса ответил: Это сухур (предрассветный завтрак), а оставшуюся часть месяца он не возглавлял ночное стояние в молитве (достоверный хадис; передается Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Причина того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не продолжил совершать молитву тарауих коллективно.

5. Он, да благословит его Аллах и приветствует, не возглавлял молитву в оставшиеся ночи месяца рамадан, так как опасался, что ночная молитва в рамадан станет для них обязательной, а они не смогут ее выполнять. Об этом упоминается в хадисе, что передала ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, в двух сборниках Сахих и в других. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этого опасения уже не существовало, ведь Аллах завершил Шариат. Таким образом, пришел конец и результату этого опасения, то есть не совершению молитвы тарауих коллективно. А предыдущее положение этой молитвы, то есть законность совершения ее совместно с другими, сохранилось. Именно поэтому ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стал вновь совершать ее коллективно, как об этом передается в Сахих аль-Бухари и других сборниках.

Законность участия женщин в совместной молитве (джама‘а).

6. Женщина может присутствовать и участвовать в ночной молитве месяца рамадан. Об этом утверждается в хадисе Абу Зарра, что был приведен ранее, и им даже разрешается выбрать предводителя в молитве, не являющегося предводителем молитвы для мужчин. Достоверно известно, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, собрал людей на молитву, он назначил предводителем молитвы для мужчин Убайа ибн Ка‘ба, а для женщин – Сулеймана ибн Абу Хасму. Передается, что ‘Арфаджа ас-Сакафи сказал: ‘Али ибн Аби Талиб велел людям выстаивать ночи рамадана в молитве и назначал предводителя молитвы для мужчин и предводителя молитвы для женщин. И я был имамом этой молитвы для женщин .

Я (то есть автор текста) скажу, что подобным образом можно поступить в просторной мечети, где один из имамов не будет мешать другому.

Количество рака‘атов в дополнительной молитве месяца рамадан (тарауих).

7. Количество рака‘атов этой молитвы – одиннадцать. Мы, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитаем не добавлять к ним больше других рака‘атов. Он, мир ему и благословение, не совершал эту молитву более одиннадцати рака‘атов до самой смерти. ‘Аишу, да будет доволен её Аллах, спросили о его молитве в рамадан. Она ответила: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в рамадан, ни в любой другой месяц не совершал более одиннадцати рака‘атов. Он совершал четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе, затем он совершал еще четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе. А после он совершал три рака‘ата (приводят аль-Бухари, Муслим и др.).

8. Молящийся может совершать ее короче, и даже обойтись только одним рака‘атом молитвы витр, так как существует доказательство, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал подобным образом и говорил об этом.

Что касается действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это указывают слова ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Ее спросили: Сколько рака‘атов молитвы витр совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Она ответила: Он совершал молитву витр в четыре и три рака‘ата, в шесть и три рака‘ата, в десять и три рака‘ата. Он не совершал молитву витр менее семи рака‘атов и более тринадцати рака‘атов (приводится у Абу Дауда, Ахмада и др.).

Что касается его слов, то они таковы: Витр – истина. Тот, кто желает, может совершать молитву витр в пять рака‘атов, кто желает – в три рака‘ата, а кто желает – в один рака‘ат .

Чтение Корана во время молитвенного стояния в рамадан.

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил чтение Корана в ночных молитвах в рамадан и в другие месяцы. Иногда он, мир ему и благословение, читал недолго, а иногда удлинял своё чтение. Иногда в каждом рака‘ате он читал столько же, сколько в суре аль-Музаммиль (двадцать аятов), а иногда он читал пятьдесят аятов. Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Человек, прочитавший сто аятов за ночь, не будет записан среди беспечных , в другом хадисе сказано: Человек, прочитавший двести аятов, будет записан среди набожных и искренних .

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи больным, читал в ночной молитве семь длинных сур: аль-Бакара , Али ‘Имран , ан-Ниса , аль-Маида , аль-Ан‘ам , аль-А‘раф и ат-Тауба .

В предании от Хузейфы ибн аль-Йамана, что он совершал молитву за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк прочел в одном рака‘ате суру аль-Бакара , после ан-Ниса , а после Аль ‘Имран . И посланник Аллаха читал их спокойно и медленно.

Существует более достоверное по цепочке передатчиков предание, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, велел Убайю ибн Ка‘бу в рамадан совершать с людьми молитву в одиннадцать рака‘атов, Убай, да будет доволен им Аллах, читал по сотни аятов (читал суры, в которых было сто или чуть больше, или чуть меньше аятов – прим. пер.). Люди, молящиеся за ним, из-за долгого стояния были вынуждены опираться на трости. Но они не расходились, пока не начиналась появляться утренняя заря.

Также достоверно передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он созвал в рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читает быстро, читать (в молитве) по тридцать аятов, тому, кто читает, в среднем темпе, — по двадцать пять аятов, а тому, кто читает медленно, — по двадцать аятов.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что если человек выстаивает молитву в одиночестве, то он может удлинять молитву настолько, насколько пожелает. Это касается и случая, если с ним молитву совершают люди, которые разделяют его мнение: чем длиннее, тем лучше. Пусть только он не переусердствует, выстаивая всю ночь полностью, оставляя для сна совсем немного, и следует пророку, да благословит его Аллах и приветствует: Наилучшее руководство – руководство Мухаммада . Если же человек является предводителем в молитве, то он может удлинять молитву настолько, насколько не трудно выстоять молящимся позади него. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-либо из вас возглавляет молитву людей, то пусть облегчает ее. Воистину, среди молящихся есть малые, пожилые, есть слабые и больные, и есть люди, которым необходимо восполнить нужды. Если же он совершает молитву в одиночестве, то пусть удлиняет ее насколько пожелает .

Время совершения ночного стояния в молитве.

10. Время ночной молитвы начинается после молитвы ‘Иша (послезакатной) и до молитвы Фаджр (утренней). Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, Аллах добавил вам молитву, и это молитва витр. Так совершайте же ее между молитвами ‘Иша и Фаджр .

11. Совершение молитвы в последнюю часть ночи лучше для того, кто в состоянии сделать это. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-то боится, что не сможет проснуться в последнюю часть ночи, пусть совершает молитву витр в начале ночи. Если же кто-либо пожелает совершить ее в последнюю часть ночи, пусть совершает витр в последнюю часть ночи. Воистину, молитва в последнюю часть ночи засвидетельствована (ангелами), и это лучше .

12. Если предстоит выбор между молитвой в начале ночи, но коллективно (джама‘а), и молитву в конце ее, но в одиночку, то молитва, совершаемая совместно лучше, так как в этом случае человеку засчитывается выстаивание всей ночи.

В соответствии с этим мнением действовали сподвижники во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. ‘Абдуррахман ибн ‘Абд аль-Кари сказал: Я вместе с ‘Умаром в одну из ночей рамадана вышел в мечеть. И мы обнаружили, что люди разделились. Один из них совершал молитву в одиночестве, другой же молился с небольшой группой людей. Тогда он (то есть ‘Умар) сказал: „Клянусь Аллахом, я считаю, что если бы все они собрались и молились с одним предводителем в молитве, было бы лучше“. После этого он утвердился в своем намерении и собрал всех их, а руководителем молитвы назначил Убайа ибн Ка‘ба. После этого я вышел с ним в другую ночь. Люди молились позади одного чтеца. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Какое это прекрасное новшество. Но молитва, которую они пропускают из-за сна, лучше, чем та, что они выстаивают (то есть молитва, совершаемая в конце ночи лучше)“. Люди совершали молитву в начале ночи .

Зейд ибн Уахб сказал: ‘Абдуллах в месяц рамадан совершал с нами молитву, и покидал нас ночью .

13. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать молитву витр, соединяя три рака‘ата между собой. Доказательством этому служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: Не уподобляйте (молитву витр) молитве Магриб (закатной молитве) . Мусульманин должен избегать этого уподобления, совершая молитву витр одним из двух способов:

а) произнести приветствие (то есть разделить) четный и нечетный рака‘аты; это лучше и более достоверно;

б) не сидеть на ташаххуде между четным и нечетным рака‘атами; а Аллах знает лучше.

Чтение Корана в молитве витр в три рака‘ата.

14. Сунной при совершении трехрака‘атоного витра является чтение в первом рака‘ате суры аль-А‘ля , во втором – суры аль-Кафирун , а в третьем – суры аль-Ихляс , добавляя иногда к этому суры аль-Фаляк и ан-Нас .

Достоверно передается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел в одном рака‘ате молитвы витр сто аятов из суры ан-Ниса .

15. … Далее молящийся произносит мольбу кунут, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил своего внука аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен ими Аллах: О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты его указал, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и сделай для меня благословенным то, что Ты даровал мне, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают; поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты враждуешь! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний, и нет убежища от Тебя ни у кого, кроме Тебя! (Аллахумма-хди-ни фи-ман хадайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа тауалла-ни фи-ман тауаллайта, уа барик ли фи-ма а‘тайта, уа кы-ни шарра ма кадайта. Фаинна-ка такды уа ля юкда ‘алейка, уа инна-ху ля йазиллу ман уалайта, уа ла йа‘иззу ман ‘адайта, табаракта Раббана уа та‘алайта, уа ла манджа мин-ка илля илейка). После молящийся, иногда, произносит благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует (об этом будет ниже). Нет ничего плохого в том, чтобы после этой мольбы добавить другую благую мольбу, что достоверно упоминается в шариатских текстах.

16. Нет ничего плохого в том, чтобы произнести мольбу кунут после поясного поклона, и добавить к ней проклятия на неверующих, благословение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и мольбу за всех мусульман во второй половине месяца рамадан. Так как подобные действия приводятся от имамов во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. В конце хадиса от ‘Абдуррахмана ибн ‘Абд аль-Кари, что упоминался ранее, сказано: Они проклинали неверующих во вторую половину месяца рамадан: „О Аллах! Разрази неверующих, что сбивают других с Твоего пути, что считают ложью Твоих посланников, не веруют в Твое обещание! Раздели их, всели страх в их сердца, нашли на них Свое наказание и мучения, о Истинный Бог!“ (Аллахумма катиль-ль-кафара аль-лазина йасуддуна ‘ан сабили-ка, уа йакзибуна русулу-ка, уа ла йуъминуна би-уа‘дака. Уа халиф байна калимати-хим, уа алькы фи кулуби-хим ар-ру‘ба, уа алькы ‘алейхим риджза-ка уа ‘азаба-ка, илаха-ль-хакк) . После этого имам произносил благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха блага для мусульман, а после просил прощения для верующих.

Он сказал: После проклятия неверующих и благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просьбы о прощении за верующих мужчин и женщин он произносил следующую мольбу: „О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся, пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего серьезного наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет того, кому Ты объявил войну!“ (Аллахумма иййака на‘буду, уа лака нусалли уа насджуду, иййака нас‘а уа нахфид, уа нарджу рахмата-ка Раббана, уа нахафу ‘азаба-ка аль-джадд. Инна ‘азаба-ка лиман ‘адайта мулхак) , а после он возвеличивал Аллаха и склонялся в земном поклоне.

О том, что говорится в конце молитвы витр.

17. В конце витра (иногда после приветствия, а иногда до него) Сунной является произносить следующее: О Аллах, поистине, я прибегаю к защите довольства Твоего от негодования Твоего, и к защите прощения Твоего от наказания Твоего, и я прибегаю к Твоей защите от Тебя! Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Сам Ты восславил Себя (Аллахумма инни а‘узу би-рида-ка мин сахати-ка, уа би-му‘афати-ка мин ‘укубити-ка, уа а‘узу би-ка мин-ка, ла йухса санаъан ‘алайка, анта кама аснайта ‘аля нафси-ка).

18. После приветствия в конце молитвы витр молящийся трижды говорит: Слава Пресвятому Царю, Господу ангелов и Духа! (Субхана-ль-малика-ль-куддус), удлиняя при этом свое чтение и повысив голос во время третьего повторения.

19. Он также может совершить два рака‘ата дополнительной молитвы (после витра, если желает). Достоверно передается, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он даже сказал: Воистину, этот путь является трудом (борьбой) и бременем. И если кто-либо из вас совершил молитву витр, пусть совершит два рака‘ата, если проснется. Если же нет, то они будут записаны ему .

20. Чтение сур аз-Зальзаля и аль-Кафирун в этих двух рака‘атах является сунной.

Читайте так же:

  • Молитва кассира Молитва кассира Зарегистрируйся, чтобы увидеть похожие новости, ибо тут может быть непредсказуемый результат. « Ноябрь 2020 » Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 […]
  • Молитва иконе пресвятой богородицы помощница в родах Молитва иконе пресвятой богородицы помощница в родах икона Богородицы «ПОМОЩЬ В РОДАХ» (В РОДАХ ПОМОШНИЦА) Местночтимое празднование иконы Божьей матери «Помощь в родах» 8 января (26 […]
  • Молитва совершенства Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова) Святитель Игнатий Жизнь христианина немыслима без молитвы. К молитве обращаемся мы в самых разных […]
  • Молитва христос рождается Разъяснение ирмосов канона Рождеству Христову Рождество Христово 1. Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся […]
  • Молитва ко господу о замужестве Молитва ко господу о замужестве Молитва о замужестве Господу Иисусу Христу О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею […]
  • Молитва чтобы убедить человека Убеждать не надо. Надо помогать «Отчего мы всех близких хотим заставить ходить в церковь, молиться, причащаться? От неверия, потому что мы забываем, что Бог хочет того же. Мы забываем, что […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *