Молитва на стояние

Стояние в молитве

Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде

В новой книге издательства Сретенского монастыря «Стояние в молитве» впервые воедино собраны рассказы и дневниковые записи о Святой Земле известного писателя и публициста, лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2011) Владимира Николаевича Крупина. В книгу вошли также повествование о Святой Горе Афон и рассказ о Царьграде.

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». Эту строку из 136-го псалма помнит каждый, кто хотя бы единожды побывал на Святой земле. И каждый паломник вопрошает самого себя: если я был в Иерусалиме и не стал лучше, зачем же я тогда ездил? «Мы стремимся к Святой Земле, потому что чаем спасения. Нет ни одной церковной службы, ни одного праздника, которые бы не соединяли нас с Палестиной. Раскройте Евангелие на любом месте — и вы унесетесь сердцем и мыслями на пути и тропы, пройденные Иисусом Христом, Его Пречистой Матерью и Его учениками», — пишет В.Н. Крупин в первой главе своей книги.

Завершает книгу рассказ о дорогом русскому православному сердцу Царьграде. «Царьград, Византия, город императора Константина, Константинополь, Стамбул… Как ни назови тебя, а все стоит в тебе храм Святой Софии, в котором крестилась святая равноапостольная княгиня Ольга, в котором слушали литургию русские послы и не знали, где они: все еще на земле или уже на небе. Здесь причастилась на дорогу в неведомую, но уже родную Русь сестра императоров Византии Анна, уезжавшая в жены Владимира, великого князя северной загадочной страны. София! Обступили тебя как штыки исламские минареты, превратили тебя в музей, но как же рвется к тебе сердце, как хочется молиться на твои алтари и представлять, где же то место стены, куда ушел православный батюшка, вышедший с причастной Чашей к молящимся, а в это время в храм Святой Софии ворвалась турецкая конница. Ушел священник в камни, они сомкнулись за ним, спасая Тело и Кровь Христовы, и мы верим: выйдет батюшка и дослужит православную литургию».

Оглавление

  • Слава тебе, показавшему нам свет!
  • Чудо чудное, диво дивное
  • Прикосновение к вечности
  • Очи — горе, сердце — Горней
  • Корабль
  • Палестина
  • Светлая седмица
  • Афон. Стояние в молитве
  • «Щит на вратах Цареграда»
  • Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • Афон. Стояние в молитве Текст

    Кто расскажет о трудах ваших, блаженные отцы? Кто достойно воспоет подвиги ваши – трезвение ума, непрестанную молитву, болезненное мученичество совести ради добродетелей, изнурение тела, совлечение страстей, всенощные стояния, вечнотекущие слезы, распинание втайне, смирение ума, победы над бесами, множество даров.

    О сонм преподобных, освященный в Боге и возжелавший Его! О богоносный пчельник, собравший в расщелинах и пещерах Святой Горы, как бы в ульях умных, сладчайший мед безмолвия! Троицы услада! Богородицы украшение! Афона похвало! И Вселенной свято чтимые! Предстательствуйте пред Господом о помиловании душ наших!

    Удел Божией матери

    Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо.

    А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом его облачность.

    Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия.

    Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы.

    В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий Суд.

    В «Деяниях апостолов» рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног и Тайную вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2, 2 – 4). После проповеди Петра к апостольской церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деян. 2 – 41).

    Апостолы, получившие такой святой дар, решили понести Его вместе с Благой вестью о Воскресшем Христе и в другие земные пределы. Узнать же, кому куда идти, они решили с помощью жребия. Божия Матерь пришла участвовать в жеребьевке. Ее отговаривали, но она не хотела никакого особого отношения к себе и пожелала участвовать в трудах апостольских. Ей выпала Иверия. Но не успела Божия Матерь собраться в дорогу, как Божий ангел (в церковном предании архангел Благовещения Гавриил) возвестил Ей волю Божию – пребывать пока в Иерусалиме, а там Сам Господь укажет Ей страну для поучения заблудших.

    Тем временем Она, сопровождаемая учеником Иисуса Иоанном Богословом, усыновленным Ею при Кресте на Голгофе, отправилась на остров Кипр, чтобы увидеться с Лазарем. Это тот Лазарь «четверодневный», на могиле которого написаны два поразительных по своей простоте слова: «Друг Христа», брат праведных сестер Марфы и Марии. Лазаря хотели убить иудеи, пылая злобой ко Христу и надеясь уничтожить чудо Воскрешения, вспоминаемое нами в Лазареву субботу Великого поста. Лазарь скрылся, затем апостолом Варнавою был рукоположен в епископы и служил на Кипре. Он писал оттуда к Божией Матери, зовя навестить его, так как по-прежнему была опасность преследования со стороны иудеев и он опасался сам прибыть в Иерусалим.

    Корабль, внезапно поднявшимся ветром несколько дней гонит в сторону от Кипра, по Эгейскому морю, и прибивает к северо-восточной стороне греческого полуострова Халкидики, к его еще более малому полуострову Афон. Место выхода Пречистой Девы там, где ныне монастырь Иверской иконы Божией Матери. В то время там было идольское капище. По сведениям древних источников, идолы подняли свой предсмертный крик, рушились. Люди бежали к берегу, встречая корабль.

    «Сие место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего, – сказала Божия Матерь. – Благодать Божия да пребудет на месте сем». Было это промыслительное событие в сорок четвертом году от Рождества Христова.

    Пророческие слова об Афоне сбылись с совершенной точностью. Афон, земной удел Божией Матери, стал исключительно иноческой страной, монашеской обителью, соединившей в себе двадцать монастырей. Во мнении общественном он воспринимается не полуостровом, а самостоятельным островом, куда можно приехать только с одной целью – молиться Богу. Все остальное – от лукавого.

    Отверзающая райские двери

    Благодать Божия, предсказанная Божией Матерью, Которую на Афоне именуют Защитницей, Попечительницей, Заступницей, никогда не уходила от Афона. Все было в эти столетия: нашествия врагов, разорения монастырей, гибель монахов, голод и холод, но, спросим, а в остальном мире что? Государства исчезали, империи рушились, религии возникали и растворялись, а уж сколько было учений, идеологий, всяких аттил, чингиз-ханов, наполеонов, марксов, лениных, троцких… Сколько неверных, тупиковых, путей пройдено человечеством от человеческой гордыни, а Афон стоит! Ибо стоит на скальной основе веры Православной, смирения и терпения. Другого объяснения прочного стояния Афона в мире нет. Случись что с ним – это будет вселенская катастрофа. Враг нашего спасения отлично это понимает и насылает все новые и новые напасти на монашескую республику. Но разбивается о крепость афонской молитвы. А крепость этой молитвы идет от Заступницы усердной рода христианского – Божией Матери. И наименование Божией Матери высоким именем Вратарницы произошло здесь же. Это не просто Хранящая врата афонских обителей Неусыпная стража, но и двери в райские пределы Отверзающая. Дивно, отрадно слышать здесь Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Иверской. Идет по простору храма, как по морской глади, раскатистой волной славословие согласными голосами, единым сердцем, «едиными усты»: «Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение, радуйся, в печалях быстрое услышание. Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая, радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая… Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».

    Верным. Но кто более верен Царице Небесной, нежели монахи Святой Горы?

    Нет в мире сирот

    Нет в мире сирот. Это главное счастье нашей земной жизни. Мы теряем отцов и матерей, но не сиротеем: всех нас усыновила при Кресте Сына Своего Пресвятая Богородица. Уходящие из мира в монастырь покидают навсегда своих земных матерей, но не остаются сиротами.

    Мы стоим с монахом на высоком берегу.

    – Море и земля и вся, яже в них, – обводит он рукой пространство. – И все Богом создано, и все к Нему, и все от Него, и все Им.

    Мне хочется задать вопрос о его матери, родне по крови, только не смею и говорю:

    – Грехи ваши ничтожны по сравнению с нашими, зело гнусно нас оплетшими, – вспоминаю я читанное из Святых Отцов. – И мы к вам притекаем, прося ваших молитв.

    – Слаба и наша молитва, – говорит монах. – Одна надежда на Пресвятую Матерь Божию.

    Он говорит, что слаба, и говорит искренне, но если молитва и здесь слаба, то где же она сильна? Именно на Афоне слышит нас Господь, и именно монахи Афона лучше всех знают, как, за что и за кого молиться. Почему такая уверенность? Отвечает святой Симеон Новый Богослов:

    «Монахи не находятся на земле, хотя и держимы землею, но живут в свете будущего века».

    Вспоминаю и преподобного Памву, подвижника горы Нитрийской, смиреннейшего из монахов, воспитавшего многих великих старцев. С несколькими братиями святой шел в Александрию по просьбе святителя Афанасия. Около храма сидели люди, не обратившие на монахов никакого внимания. Святой Памва, небывалый случай, возмутился и повелительно сказал мирянам: «Встаньте и приветствуйте монахов с почтением, просите у них благословения. Они беседуют с Богом и уста их священны».

    Монахи уже прошли то, что нам еще предстоит пройти, – оборвать крепкие привязки к вещественному миру. Монахи над нами. Много раз я ощущал это до прилива благодарных слез – я, грешный, сподобился стоять рядом и молиться с молитвенниками за весь род людской. Вот они входят в храм, берут объемные тетради с тысячами и тысячами имен и оглашают их для небес, моля о прощении грехов неразумных тварей Божиих. Молятся о нас с вами, ныне живущих и способных еще спастись. А молитв о упокоении еще больше. Озаряет восковая свеча седую бороду, склоненное лицо, мантию и еле уловимое движение губ, шепчущих читаемые глазами имена.

    Обители небесной вратарницы

    На Афоне нет ни одного монастыря, не осененного милостию Небесной покровительницы. От Божественного лика Пречистой на святых иконах всегда исходили вразумления и наставления.

    А иногда вразумление было и иным образом. Кажется, даже искусство фотографии Господь попустил открыть только для того, чтобы миру было явлено это, скрытое от наших земных глаз, чудо.

    Начало двадцатого века. В монастыри стекаются нищие, не имеющие пропитания. Как и во все века здесь кормят страждущих. Но и в монастырях запасы муки для хлеба истощаются. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря распоряжается хлеб сегодня раздать, а на завтра всех предупредить, что больше хлеба не будет. Фотограф снимает огромную очередь за подаянием. В тот же день проявляет и печатает снимки. На одном из них совершенно явственно видна женщина в черном покрывале, стоящая в очереди и получившая подаяние. Потрясенная братия вглядывается в фотографию. Сомнений нет – Сама Царица Небесная вразумляет монахов заботиться о голодных. Игумен распоряжается – выдавать хлеб, пока есть мука. И назавтра, по Божией милости, муку привозят купцы, решившие не продавать ее, а отдать обители на спасение души.

    В сентябре на Афоне вспоминают образ Божией Матери «Светописанная».В конце книги мы расскажем об этом подробнее.

    Память об умножении запасов муки, вина и елея, по молитвам к Божией Матери, хранят монастыри Ватопед и Пантократор. Да и в любом монастыре живут предания о заступничестве Божией Матери. Вот некоторые их них.

    Хиландар

    Предание, живущее в Хиландарской обители, объясняет, почему Божию Матерь называют Игуменией Святой Горы. В Хиландаре хранится икона Божией Матери «Троеручица», та самая, пред которою молился и исцелел святой Иоанн Дамаскин. Однажды, после кончины настоятеля, в монастыре пошли нестроения, несогласия по поводу нового игумена. И тут случилось нечто вразумляющее: братия, собравшись на молебен, не увидели иконы на своем месте в алтаре. Она стояла на игуменском. Отнесли икону в алтарь. На следующее утро икона вновь была на игуменском месте. Храм же, все это знали наверное, был заперт. Тут и наступило вразумление: Сама Божия Матерь является игуменией монастыря. И выбрали только наместника.

    Иверон

    Иверская обитель спасена Божией Матерью в Средневековье явным образом. Персидское войско под командованием Амиры, на пятнадцати кораблях, пристало к берегу. Иноки, захвативши, сколько успели, утвари и сосудов церковных, укрылись в наиболее крепкой башне. Враги грабили обитель, хотели обрушить столпы храма, но не успели в тот день и вернулись на корабли. Надо ли говорить, что иноки усердно молились Своей Заступнице. Была тихая погода, ничто не предвещало бури, и вдруг она поднялась, да такая, что суда разметало и потопило. Амира уцелел, но уцелел именно для того, чтобы показать необоримость веры христианской. Оплакав своих воинов, посыпав голову пеплом, на коленях просил иноков принять его в обитель и принес огромный вклад драгоценностей, на который были возведены крепкие стены обители.

    Ватопед

    Разбойники тайно подошли к Ватопеду с вечера и укрылись в кустах. Но Божия Матерь не попустила им разграбить обитель. Настоятель услышал голос, исходящий от иконы Божией Матери: «Не отверзайте сего дня врат обители, но взойдите на стены и прогоните разбойников». Пораженный таким чудом настоятель собрал братию, пересказал им слова Небесной Заступницы. Монахи пришли к иконе и, к изумлению своему, увидели, что очертание иконы стало другим. Тогда же они вооружились и поднялись на стены. Разбойники, видя, что они изобличены, отступили.

    Зограф

    Вблизи Зографского монастыря уединенно жил старец. «Радуйся», – говорил он, обращась к иконе Богородицы. «Радуйся и ты, старец Божий», – услышал он. Старец затрепетал и принял повеление идти в монастырь сказать, что враги Христа скоро нападут на Зограф. «Кто слаб в духе, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются. Поспеши же». Едва старец вступил в монастырские ворота, как увидел, что его келейная икона, пред которою он молился и от которой слышал голос, уже над вратами.

    Врагами обители были на сей раз не разбойники, чающие грабежа и добычи, а ловцы душ, посланники Ватикана. Они убеждали, что у них добрые намерения, вот только одно надо, чтобы на Афоне признали папу римского главой церкви. В награду Афон получит груды золота. «У нас, – отвечали иноки, – Глава Церкви – Христос». «Так умирайте же!» – завопили латиняне, обложили стены башни, в которой укрылись иноки, хворостом и зажгли.

    Предали в руки Господа свои чистые души иноки Зографа. А икона Божией Матери вскоре была открыта в пепле пожарища неповрежденной.

    Карея

    Особенно чтима на Афоне икона Божией Матери «Достойно есть». Ведь именно на Афоне был услышан и записан рукой самого архангела Гавриила полный текст этой молитвы.

    Недалеко от центра Афона, от Кареи, в небольшой келлии жил старец. Он пошел к службе, а ученик-послушник остался и творил, по благословению, келейную молитву. Среди ночи к нему постучался незнакомый благообразный инок, и они стали вместе молиться. Оканчивая канон, послушник, по обычаю, читал молитву: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слово рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем». Но дивный гость поправил послушника и пропел молитву с иным началом: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».

    Послушник был растроган до слез и просил пришельца записать новую для него молитву. Но даже чернил и бумаги не оказалось в келье. Тогда гость попросил каменную плиту и начертал на ней своим перстом всю Богородичную песнь.

    – Отныне навсегда пойте так и вы, и все православные христиане, – сказал небесный гость.

    Инок узрел полное сходство гостя с архангелом Гавриилом, хотел еще что-то сказать ему, но тот стал невидим. Доска с начертанными словами молитвы была показана собору старцев Святой Горы. С тех пор ангельская песнь «Достойно есть» вошла в общецерковное употребление.

    Благоговеть перед тайной

    Монашеская жизнь – тайна. Мы, люди обычной жизни, видим монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших. Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он всегда уходил от мирской славы. По его земной кончине его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за лекарством для души и тела. Мироточение было обильным, и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал своему учителю: «Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла». И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат публичностью, более того, настоятельно избегают известности. Например, не хотят фотографироваться. Они ушли из мира и не хотят возвращаться в него даже своим изображением. Именно афонцам хочется, чтобы флагманский корабль монашества шел по морю современности необремененным мирской, отягчающей славой.

    Пишущие об Афоне сходятся во мнении, что нет точной даты заселения полуострова. Гора упоминается даже в «Илиаде» Гомера. В первые века Новозаветного времени, после того, как сюда ступила Божия Матерь, здесь селились монахи-одиночки, отшельники, пещеры которых обнаруживали в последующие времена, изумляясь их многочисленности. Несомненно, тут были и палестинские, и синайские, и египетские молитвенники, ученики великих Антония, Павла, Макария, других духоносных старцев первых веков.

    Добавим, что нашествия диких язычников, самоуверенных мусульман, образованных папистов уничтожили многие документы афонской древности, и только с десятого века есть письменные источники, отчего одни говорят, что начало монашеской жизни на Афоне началось лишь со времен Константина Великого. Известно, что храм Успения Пресвятой Богородицы в Карее отстроен при Константине Великом, а разрушен при Юлиане Отступнике. Это четвертый век. А вновь возведен при императоре Никифоре Фоке уже в десятом веке. Несомненен и факт свержения идола с самой высокой горы еще в первом веке. На этом месте стоит храм Преображения Господня. Служат в нем раз в год, ибо он труднодосягаем. Это Фаворская гора Афона. Иногда, в ясный день, вершина ее предстает как драгоценный камень в оправе гранитных гор. Сияет в солнечную погоду и скрывается туманом в ненастье. А иногда бывает такое чудо – храм плывет выше туч, отделясь от земли, и стоит как будто на воздухе, как невесомый. Зрелище, восторгающее душу к горним пределам.

    Афон – это навсегда. Не видел его – тянешься к нему. Увидел – никогда не забудешь. Двенадцатилетним отроком тайно пришел сюда один из самых почитаемых в Греции духовников, будущий старец Порфирий (Байрактарис), пробыл тут семь лет в скиту Кавсокаливит, а потом … шестьдесят девять лет пробыл вдали от Афона, служил священником в больнице Афин, уходил в уединение, организовал женский монастырь Преображения Господня, в котором был наставником, и за несколько месяцев до кончины, предчувствуя ее, вернулся на Афон. Это было совсем недавно (1991 г.). Старца Порфирия мы вспомнили, чтобы примером его жизни показать неодолимую тягу к Святой Горе. И еще вспомнить наставления старца: «Кто молится лишь о себе, совершает большую ошибку». Сказано это в первую очередь об афонской молитве.

    Часть государства, но особая

    Афон – сердце и душа Православия. Вместе с тем это часть Греческого государства. Часть совершенно особая. Статус Святой Горы закреплен в Конституции Греции в статьях 109 – 112. Сделаем выписки, показывающие эту особость:

    «Афонский полуостров… является в соответствии со своим древним привилигированным положением самоуправляющейся частью Греческого государства, суверенитет которого над ним остается неприкосновенным. …Все монашествующие на ней приобретают греческое гражданство без каких-либо формальностей, как только они принимаются в число монахов или послушников. Святая Гора в соответствии со своим установленным порядком управляется двадцатью ее Священными монастырями, между которыми поделен весь Афонский полуостров, и ее земля не подлежит отчуждению. Управление осуществляется представителями Священных монастырей, составляющими Священный Кинот. Категорически запрещается какое-то бы ни было изменение системы управления или количества монастырей Святой Горы, их иерархического строя и их взаимоотношений с зависящими от них учреждениями. На ее территории запрещается пребывание иноверцев или раскольников». По Конституции государство берет на себя «исключительное право поддержания общественного порядка и безопасности» на Святой Горе.

    И вот, когда видишь в сегодняшнем мире постоянные нападки на Афон, особенно со стороны демократических женских движений, как будто для них не указ слова Божией Матери, или со стороны бизнесменов, которые видят только мрамор Афона да его живописные берега и чистейшее, омывающее их море, то диву даешься. Видимо, и Конституция государства не для них писана. Демонстрации эмансипированных женщин-суфражисток часто происходят на причале Уранополиса – греческого города, откуда уходят и куда приходят монашеские корабли. Вспоминается, как такие демонстрации встречали монахов, сопровождавших святые мощи всехвального первозванного апостола Андрея, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой равноапостольной Марии Магдалины. А часто и без всякого повода неистовые ревнительницы женского равноправия выходят на причал, чтобы в очередной раз покричать о том, что нет на Афоне демократии. Какая несправедливость!

    А у бизнесменов есть выражение: снимать доходы. С перепродаж и продаж, с жилплощади, с рынка… Стоя на палубе теплохода, огибающего полуостров, один такой предприниматель все ахал, все изумлялся красотам Афона и восклицал: «Да тут с каждого километра можно в сезон по миллиону долларов снимать!» Когда же ему пытались втолковать особость и единственность Афона и его неподчиненность светским законам, он это никак не мог понять.

    – Пусть и молятся, – упирался он, – кто им помешает? Молятся, в нашу сторону пусть не глядят. Места хватит. Им же и доходы будем отстегивать. Когда кто и с курорта к ним заглянет, свечку купит. Да они ж еще и мрамором могли бы торговать. На золоте сидят и не понимают своего счастья.

    О мраморе этот бизнесмен точно заметил – весь Афон стоит на мраморном основании как на драгоценном пьедестале. Еще и в этом мы читаем Божий промысл – предоставить место для чистой молитвы совершенно особое, единственное. Но это может понять только верующий человек. Чаще мы сталкиваемся с почти полным, безнадежно глухим отрицанием монашеской республики. Это, к сожалению, есть и в Греции, и за ее пределами.

    Вот, к примеру, в Греции были Олимпийские Игры. Ведь и сама Греция – родоначальница этих Игр. Но какие же нападения испытала тогда Святая Гора. На нее рвались и бегуны и прыгуны обоих полов. Пресса визжала, цитируя апостола Павла, что нет для Господа ни эллина, ни иудея, ни мужеска, ни женска пола. Европарламент выделял изрядную сумму тем монастырям, кои согласятся принять у себя женщин-паломниц. «Это, – сказали афонцы, – дьявольская уловка». Устоял Афон и перед олимпийцами и, даст Бог, устоит пред любыми нашествиями соблазнов сего века и будущего.

    Будем надеяться, что наш посильный труд послужит просвещению заблудших и закосневших в одностороннем, только материальном истолковании мира. По дьявольскому наущению внедряются в умы людей мысли, что бытие определяет сознание, что базисом жизни – материальный мир, а надстройкой (слово нашли) – духовность. Тут все поставлено с ног на голову. Вначале же было Слово, Дух Святый, потом материальный, вначале допотопный, мир. Тело каждого человека пришло из земли и уйдет в землю, а душа будет продолжать жить. Как? Ликовать с ангелами или мучиться во аде, это зависит от наших дел в продолжении краткого нашего пребывания на земле.

    Именно служить спасению души уходили и уходят на Афон православные люди.

    Стояние в молитве. Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде

    В новой книге издательства Сретенского монастыря «Стояние в молитве» впервые воедино собраны рассказы и дневниковые записи о Святой Земле известного писателя и публициста, лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2011) Владимира Николаевича Крупина. В книгу вошли также повествование о Святой Горе Афон и рассказ о Царьграде.

    А главное место Греции, красота которой помогает чувствовать присутствие Божие в мире, — это Святая Гора Афон. «По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность. Святая Гора Афон — удел Божией Матери. После Храма Гроба Господня в Иерусалиме это — главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы».

    • Незакатный свет
    • Там, где прошли стопы Его
    • Голубые дороги
    • Гора Фавор, гора святая
    • Елеон
    • «Да не усну в смерть!»
    • Полковник-паломник
    • «Щит на вратах Цареграда»
    • Книгу можно приобрести:

    • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

    Врата молитвы 5. Стояние

    И стоял Пинхас и молился… (Бемидбар 25)

    Перевод осуществлен одним из близких учеников рава.

    Когда человек молится стоя, он посвящает молитве всего себя целиком. Сидение — поза расслабления. Человек, будто утомленный собственной тяжестью, присаживается, желая отдохнуть. Но, вставая, для того чтобы молиться, он отказывается от собственных удобств и от себя самого ради служения Всевышнему. В момент такой молитвы все силы молящегося посвящены Собеседнику, он чувствует настоящее единение с Ним.

    Получается, что молитва в положении стоя выражает саму суть служения Творцу, состоящую в близости с Б-гом, отрицании своего эго перед Ним. Об этом говорится в книге «Ховот-а-Левавот»: «Знай, что настрой на молитву — это стремление души приблизиться к Б-гу, ее преклонение перед Ним, ее восславление и благодарение Всевышнего…».

    Мы знаем, что еврейский закон предписывает стоять только во время чтения молитвы «Шмоне-Эсре». Остальные части — ступени, по которым еврей поднимается к «Шмоне-Эсре», являющейся кульминацией и центром всей молитвы. Все они — подготовка к моменту вставания перед Всевышним.

    Состояние праведников, молившихся стоя, было близко к пророческому. Тур в законах молитвы пишет: «Так делали древние праведники: они уединялись и настраивались на молитву, пока не достигали состояния отдаленности от телесного, пока не возвышались почти до пророчества». Отсюда видно, что пророчество и усердная молитва близки. И хотя упомянутые слова Тура очень глубоки и далеки от нашего постижения, в их простом значении они понятны из высказывания Рамбама в книге «Море Невухим» (3,51), утверждающего, что собственно мысль о Б-ге и ощущение Его присутствия и есть настоящий контакт со Всевышним и истинный показатель близости к Нему.

    Готовясь к молитве и уже непосредственно обращаясь к Б-гу, человек создает реальную связь со Всевышним. Это и есть состояние близкое к пророчеству, ведь разум — место, избранное для Б-жественного присутствия в мире.

    Молитву называют также службой, потому что во время молитвы каждый еврей подобен священнослужителю, возносящему жертвы на алтарь. Служение в Храме характеризовалось непосредственной близостью к Б-гу, поэтому ему придавалось совершенно особое значение, а священнослужителей окружали почетом и уважением. Не случайно во дворе Храма бросали жребий, чтобы избрать человека, который удостоится великой чести вести служение.

    Каждому, кто приступает к молитве, стоит настраиваться на исполнение воли Творца с пониманием, что сейчас наступает его час служить Всевышнему, его смена. В этом случае его молитва будет подобна воскурению крови и частей жертв, возлиянию масла и возношению муки на жертвенник в Храме. Такая молитва приносит молящемуся почет и величие, великую радость и счастье, которым нет подобных. Как священнослужители возносят жертвы, так он своими устами возносит свои просьбы и молитвы. Мудрецы говорят: «Пусть будет моя молитва как воскурение перед Тобой».

    Еврейский закон требует, чтобы молитва была подобна приношению жертв по всем правилам. Например, необходимы чистота тела и одежды, правильное положение ног. В этом отличие молитвы от всех остальных заповедей. Известно, что к внешнему виду и чистоте тела коэнов в Храме предъявлялись особые требования. После каждого испражнения они совершали ритуальное окунание в микве, а справивший малые нужды омывал руки и ноги. От исполнителей службы требовалась чистота, достойная их службы. Пророк (Малахи 3) пишет так: «И очисти сыновей Леви и закали их как золото и серебро, чтобы они были достойны принести жертву Б-гу».

    Также молящийся должен знать, что состояние его тела и души очень важны во время молитвы. Необходимо очистить мысли от всего постороннего, сосредоточиться. Неумение концентрироваться — одна из причин неудач в служении Б-гу.

    Если еврей во время служения в Храме был готов принести особенно дорогую жертву, но действия коэна не соответствовали всем требованиям закона, то приношение теряло всю свою ценность, ведь служение не могло быть принято. То же в молитве. Необходимо, чтобы молящийся был чист и достоин как служитель Храма. Об этом написано: «Кто достоин подняться на гору Всевышнего? — Тот, чьи руки чисты и сердце правдиво». Только тогда примет Б-г его молитву.

    Следует приложить усилия, чтобы постичь всю глубину понятия «служение Б-гу» и уловить очень тонкую разницу между служением Всевышнему и служением себе самому.

    Устная Тора — Мидраш — намекает на это, объясняя отрывок о снах Фараона: «И вот он (фараон) стоит на берегу Нила». В комментариях говорится: «Злодеи стоят над их богами: и он стоит над Нилом, но праведники — Б-г стоит над ними: и Б-г стоит над Авраамом». Это кажется не совсем ясным. Ведь если Фараон считал Нил своим богом, как он мог видеть себя стоящим над ним? Кроме того, подчеркивается преимущество праведников, стоящих под Б-гом, а не наоборот, но, казалось бы, наоборот и быть не может? Ведь Б-г — всегда над нами. А объяснение этому простое.

    Есть люди, соблюдающие все заповеди и скрупулезно следящие за всеми деталями и тонкостями, молящиеся воодушевленно и долго, но делающие это все только в силу знания, что счастье в этой и в будущей жизни можно завоевать лишь усердным служением Б-гу, а без этого ничего нельзя добиться. Такие евреи обращаются к Творцу с многочисленными просьбами о здоровье, деньгах, успехах в учебе и ждут помощи свыше, зная, что лишь оттуда она может прийти, но все их служение направлено на удовлетворение их нужд. На такое служение и намекает Мидраш, говоря «он стоит над Б-гом». То есть Б-г его удовлетворяет все его нужды, служит ему! Это верный слуга, который никогда не изменит. Ведь в Торе есть обещание: если будешь соблюдать заповеди — получишь дождь в положенное время. Б-г никогда не подведет, Своему слову не изменит. От Него всего можно добиться — если только все исполнять, как следует. Вот и получается, что не еврей служит Б-гу, а, к сожалению и ужасу нашему, совсем наоборот!

    Но настоящее богослужение совсем другое! Нужно знать, что Всемогущий Всевечный — Он Первый и Последний. Раньше нас — Он был. После нас — Он всегда будет. Получается, все мое существо — второстепенно и вторично по отношению к Нему, все действия мои — ради Него и во Имя Него вне зависимости от моих интересов.

    Такой подход — основа возвышенного служения Б-гу. В заповеди, предписывающей приходить в Храм три раза в год, говорится: «Пусть покажутся». То есть необходимо, чтобы Б-г увидел нас, а не мы Его. Задумаемся над вопросом, для чего мы хотели бы посетить Храм? Наверное, многие ответили бы, что хотели бы любоваться величеством и великолепием Б-жественной обители, возвышаясь при этом духовно, а также очень желали бы получить благословения, нужные для продолжения успешной жизни. А ведь этот подход не является служением Всевышнему! Служить — значит «показаться» Всевышнему! Прийти, исполняя Его волю, сделать угодное Б-гу, доставить Ему радость своим посещением. Как сказали мудрецы (Хагига 4): «Когда рав Уна читал эту строчку: “Покажись Б-гу”, всегда плакал, ведь все дело в том, как доставить удовольствие своему Господину».

    Это одна из основ Торы, с этого все начинается, но с другой стороны здесь заложена глубина, постижимая лишь единицам. Сделать Всевышнего и служение Ему центром своей жизни, чувствуя себя лишь покорным слугой, послушно исполняющим все пожелания Властелина, непросто.

    Как же проверить, наше служение Б-гу направлено на нас самих или мы стремимся доставить удовольствие Творцу? Самое большое доказательство истинной преданности Всевышнему — радость, испытываемая во время молитвы или учебы.

    В книге Зоар сказано: «Когда евреи сидят и радуются Торе, то Всевышний обращается ко всем ангелам: Смотрите, мои дети забывают свои горести и радуются ради Меня!» Человек по природе своей полон стараний и жалоб, но если он трудится во Имя Творца, то забывает обо всех проблемах по крайней мере во время этого служения. Но чувствующий себя центром всего происходящего именно во время молитвы вдруг вспоминает все свои заботы, и грусть наполняет его сердце.

    Рав Шимшон Пинкус, из журнала «Мир Торы», Москва

    Стояние в молитве. Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде

    Крупин Владимир

  • Автор:Крупин Владимир
  • Страниц: 656 стр., бумага офсетная
  • Размер: 21,7 х 15 х 3,05 см
  • Переплет: твердый
  • Гриф: Р18-802-0038
  • ISBN : 978-5-7533-1410-9
  • Вес : 701 г.
  • Количество в пачке : 10 шт.
  • Тираж : 5 000 экз.
  • Издатель : Сретенский монастырь, 2020 г.
  • РАЗДЕЛЫ КНИГИ:

    В книге известного писателя и публициста Владимира Крупина «Стояние в молитве» впервые воедино собраны его рассказы и дневниковые записи о Святой Земле. В издание также вошли повествование о Святой Горе Афон и рассказ о Царьграде, где с паломничеством побывал автор.

    «Может быть, промыслительно Святая Земля так далеко от России и так труднодоступна. Нельзя привыкать к святыне. И неделя, десять дней паломничества, прожитые в святых местах, потом превращаются в долгое счастливое время воспоминаний», – размышляет писатель.

    Владимир Николаевич Крупин — выходец из Вятской земли, 1941 года рождения. После школы работал в редакции районной газеты, окончил Московский областной пединститут. Был сценаристом Центрального телевидения, редактором книжного издательства, журналов. Первая книга — «Зёрна» (1974). Много писал для детей. Первый лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2011). Член президиума Академии российской словесности, академик Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, сопредседатель Правления Союза писателей России.

    «ЩИТ НА ВРАТАХ ЦАРЕГРАДА» – 641
    Махмуд – 642
    В Святой Софии – 644

    Молитва на стояние

    Владимир Николаевич Крупин — известный русский православный писатель, воспевающий российскую деревню.

    Рождение мальчика, третьего в большой семье лесника с верующими бабушками и дедушками в поселке Кильмезь Кировской области, было омрачено вторжением на территорию Советского Союза немецких фашистов в 1941 году. Но Вова еще не понимал всеобщей трагедии, слезы его потекли ручьем, когда страна отпраздновала великую победу. Его личное горе состояло в том, что его не взяли в школу с собой старшие брат с сестрой. Вот так своим безостановочным плачем пятилетний Вова выиграл свою «войну» — стал учиться грамоте и читать все, что попадалось в руки. Из-за подобной «зачитанности» парня в шутку стали даже звать «запечный таракан». Но не обращая внимания на иронию и колкости родных, в 9 лет парень точно для себя выбрал писательскую стезю. И естественно, получив аттестат в 15 лет, Владимир идет устраиваться на работу в газету, что ему и удалось не короткий промежуток времени до призыва в армию. Тут ему очень пригодились и начитанная эрудиция, и навыки из создания домашней стенгазеты «Семья».


    Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов на озере Байкал

    Отслужив на благо Отечества три года в ракетных войсках в Москве, Крупин отнес документы для поступления в Литературный институт. Но результат, увы, не порадовал. Альма-матер Владимира стала «обитель» Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Конечно же факультет — наиболее близкий к детской мечте: руского языка и литературы. Здесь же студент встретил и свою супругу Надю, тоже будущую писательницу. Первые годы после распределения пара обязана была отработать в школе, потом Крупин занял редакторскую позицию в издательстве «Современник». И уже в 1974 году был издан первый сборник его рассказов «Зерна», главная тема которых распутывала нити сложных судеб сельских тружеников. Настоящей наградой за долгие годы дороги к мечте стало признание в среде аксакалов литературы — Крупин был принят в члены Союза писателей СССР. Но широкую известность получила его повесть «Живая вода», опубликованная в журнале «Новый мир» в 1980-м. Позже по ней был снят фильм и сделаны переводы на многие языки мира. Впрочем, православная вера, к которой тянулось сердце и слово Владимира Крупина, часто вызывала недовольство атеистически настроенных партийных коллег. Так, после печати в журнале «Наш современник» его повести «Сороковой день» сняли с должности заместителя редактора издания Юрия Селезнева. Но заложенные с детства божественные истоки не так-то просто выкорчевать из человека. И Крупин продолжал писать с надеждой на спасение русских церквей, русской земли и русского человека. В одном из своих интервью уже в XXI веке он сказал: «Писатель должен быть проводником между человеком и верой, Церковью».

    Во время «перестройки» Владимир Николаевич Крупин возглавил журнал «Москва». А с 1994 года стал преподавателем Московской духовной академии. И наконец-то то светлое, которое было у него в душе, можно было открыто воплощать в жизнь, заняв редакторское место в христианского журнала «Благодатный огонь». На счету писателя Владимира Крупина более 30 книг. Он долгие годы является бессменным председателем жюри фестиваля православного кино «Радонеж» и сопредседателем Союза писателей России. Стал лауреатом Патриаршей премии по литературе.

    Всегда рады вам помочь
    Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

    Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
    (бесплатный звонок из любого города России)

    Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

    Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

    Стоимость курьерской доставки — в среднем 190 р., самовывоза — 90 р., Почты России — 200 руб. в среднем. Мы автоматически рассчитаем точную сумму доставки, когда вы наберете товаров в корзину.

    Почти в каждом крупном городе есть самовывоз и курьер. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта России. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

    Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении.

    Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

    Усердные молитвы возносили на стоянии Марии Египетской жители Одессы.

    Аудио

    Усердные молитвы возносили на стоянии Марии Египетской жители Одессы. На чтении великого покаянного канона Андрея Критского, которое было совершено в минувшую среду, побывали наши коллеги.

    Поделиться:
    Нравится:

    Персоны

    • Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел
    • Похожие новости

    • 12 апреля 2020 г. В Новосибирске прошла особуя служба — Мариино стояние
    • 12 апреля 2020 г. В рабочем посёлке Павловка, при прямом участии губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, продолжается восстановление старинного храма Воскресения Христова.
    • 12 апреля 2020 г. Чудотворный образ Божией Матери «Призри на смирение» принесен в столицу
    • 12 апреля 2020 г. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы жители Казани приняли участие во всероссийской просветительской акции «Начало жизни»
    • Помощь телеканалу

      Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

      «Православная газета»

      Мы в контакте

      Последние телепередачи

      Союз онлайн. Вдохновение

      8 ноября 2020 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

      8 ноября. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает

      8 ноября 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

      Читаем Апостол. 8 ноября

      8 ноября 2020 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

      Мульткалендарь. 8 ноября

      8 ноября 2020 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

      8 ноября. Великомученик Димитрий Солунский

      Вопросы и ответы

      Что такое благородство?

      — Старец Паисий пишет: «Глядя на современную жизнь молодежи, простых людей, я вижу, что понятие благородства из нашей жизни уходит все больше и больше». И приводит .

      Можно ли говорить о Евангельской проповеди в православной стране?

      — Дух любви евангельской проповеди архиважен. Ведь люди запоминают только то, что задевает их эмоции, что является для них стрессом – либо положительным, либо отрицательным. Можно .

      Стоит ли крестить младенца или лучше дождаться, когда человек вырастет и примет сам решение?

      — Практика, которая засвидетельствована Священным Писанием, предполагает крещение всей семьи. Общая формула Книги Деяний – «крестился он и дом его»: все, кто был в доме. То .

      Полезно ли человеку поддаться искушению, а потом раскаяться, или же надо всегда сопротивляться?

      — Есть в нашей православной среде такой бродячий анекдот: самый лучший способ победить искушение – это поддаться ему, потому что оно сразу отступает. Но покаяться просто .

      © 1999-2020 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

      Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
      могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
      при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
      Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

      Читайте так же:

      • Молитва иконе пресвятой богородицы помощница в родах Молитва иконе пресвятой богородицы помощница в родах икона Богородицы «ПОМОЩЬ В РОДАХ» (В РОДАХ ПОМОШНИЦА) Местночтимое празднование иконы Божьей матери «Помощь в родах» 8 января (26 […]
      • Молитва матроне о семейном счастье Мощная православная молитва о семейном благоденствии и благополучии супругов Сохранить добрые отношения, любовь и лад в семье всякому христианину может помочь исключительно Бог. Вера в […]
      • Молитва в до мажоре песня Молитва в до мажоре песня Вам понравился сайт Sentido.ru?Есть несколько способов помочь его развитию: 2. Стать модератором сайта, получив права добавлять тексты, стихи, переводы на сайт. […]
      • Защита на машину молитва Как сделать оберег в машину своими руками? Вы пытаетесь уберечь себя и свой автомобиль при помощи страховых компаний? Метод необходимый, но не всегда самый эффективный. Вы и сами прекрасно […]
      • Молитва матроне от венца безбрачия Какую нужно читать молитву чтобы побороть венец безбрачия Отсутствие спутника жизни часто становится для человека большим испытанием. Люди, особенно женщины, созданы так, что им просто […]
      • Молитва к экзаменам шуточная Смешные молитвы про школу МОЛИТВА СТУДЕНТА! От контрольной близкой, От похмелья наутро От ответа у доски, Дай мне выспаться сладко Чтоб его лишь учил я, а остальные нет. Вот и все. […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *