Многие так и остались в твердом убеждении что если бы гарнизон

Многие так и остались в твердом убеждении что если бы гарнизон

Вопрос по русскому языку:

Расставьте знаки препинания: укажите цифру.

Многие так и остались в твердом убеждении (1) что (2) если бы гарнизон проявил больше храбрости и отваги (3) то десятка два врагов остались бы на месте (4) и не смогли покинуть поле поя

Ответы и объяснения 2
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
  • Есть сомнения?

    Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

    Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

    Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

    сидела на своей постели, скрестив на коленях руки; ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях. Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга, но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко…

    В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом. Я спрыгнул с балкона на дерн. Невидимая рука схватила меня за плечо.

    – Ага! – сказал грубый голос, – попался. будешь у меня к княжнам ходить ночью.

    – Держи его крепче! – закричал другой, выскочивший из-за угла.

    – Воры! караул. – кричали они; раздался ружейный выстрел; дымящийся пыж упал почти к моим ногам.

    Через минуту я был уже в своей комнате, разделся и лег. Едва мой лакей запер дверь на замок, как ко мне начали стучаться Грушницкий и капитан.

    – Печорин! вы спите? здесь вы. – закричал капитан.

    – Вставайте! – воры… черкесы…

    – У меня насморк, – отвечал я, – боюсь простудиться.

    Они ушли. Напрасно я им откликнулся: они б еще с час проискали меня в саду. Тревога между тем сделалась ужасная. Из крепости прискакал казак. Все зашевелилось; стали искать черкесов во всех кустах – и, разумеется, ничего не нашли. Но многие, вероятно, остались в твердом убеждении, что если б гарнизон показал более храбрости и поспешности, то по крайней мере десятка два хищников остались бы на месте.

    Нынче поутру у колодца только и было толков, что о ночном нападении черкесов. Выпивши положенное число стаканов нарзана, пройдясь раз десять по длинной липовой аллее, я встретил мужа Веры, который только что приехал из Пятигорска. Он взял меня под руку, и мы пошли в ресторацию завтракать; он ужасно беспокоился о жене. «Как она перепугалась нынче ночью! – говорил он, – ведь надобно ж, чтоб это случилось именно тогда, как я в отсутствии». Мы уселись завтракать возле двери, ведущей в угловую комнату, где находилось человек десять молодежи, в числе которых был и Грушницкий. Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь. Он меня не видал, и, следственно, я не мог подозревать умысла; но это только увеличивало его вину в моих глазах.

    – Да неужели в самом деле это были черкесы? – сказал кто-то, – видел ли их кто-нибудь?

    – Я вам расскажу всю историю, – отвечал Грушницкий, – только, пожалуйста, не выдавайте меня; вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским. Надо вам заметить, что княгиня была здесь, а княжна дома. Вот мы с ним и отправились под окна, чтоб подстеречь счастливца.

    Признаюсь, я испугался, хотя мой собеседник очень был занят своим завтраком: он мог услышать вещи для себя довольно неприятные, если б неравно Грушницкий отгадал истину; но ослепленный ревностью, он и не подозревал ее.

    – Вот видите ли, – продолжал Грушницкий, – мы и отправились, взявши с собой ружье, заряженное холостым патроном, только так, чтобы попугать. До двух часов ждали в саду. Наконец – уж бог знает откуда он явился, только не из окна, потому что оно не отворялось, а

    Варианты задания 19

    Варианты задания 19.

    1) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

    2) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

    3) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

    4) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Огонь к полудню набирал мощь (1) и (2) если ветер был попутный (3) двигался по тайге (4) которая уже не раз горела (5) со скоростью 15-20 км в час.

    5) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Собака сначала всё время (1) бежала впереди охотника (2) но (3) как только она почувствовала дичь (4) шаги её замедлились и стали крадущимися.

    6) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

    7) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Константин давно готовился произнести решительное признание (1) но (2) когда он видел Веру (3) почему-то все подготовленные и много раз произнесённые наедине с самим собой слова (4) сразу улетучивались из его головы.

    8) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В небе вспыхнул первый луч солнца (1) и (2) как только (3) ночная тьма укрылась в ущельях гор и трещинах камней (4) вдали послышался рожок пастуха.

    9) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    День клонился к вечеру (1) и (2) так как вся работа уже была сделана (3) Демьян с наслаждением вытянулся (4) на свежем душистом сене.

    10) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Одноклассники договорились встретиться вечером у кинотеатра (1) и (2) хотя Олегу нужно было потом (3) возвращаться домой через весь город одному (4) уже в семь часов он ожидал товарищей.

    11) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и (2) если мы сумели открыть в себе способность любить (3) можно считать (4) что мы нашли подлинное счастье жизни.

    12) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Лето – прекрасная пора (1) и (2) если вы постараетесь провести его с пользой (3) полученной закалки хватит на весь осенне –зимний период (4) потому что ваш иммунитет укрепится.

    13) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Докладчик подошёл к кафедре (1) и (2) когда шум в зале затих (3) и установилась абсолютная тишина (4) начал своё выступление.

    14) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы скорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она выбежала на крыльцо.

    15) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Любовь к людям – это нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственная сердцевина всегда остаётся (4) здоровой и чистой.

    16) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Озон – сильнейший окислии (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) поскольку убивает микробов (4) то в больших способен приносить здоровью человека немалый вред.

    17) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В нужный момент громовой голос прораба способен был перекрыть шум любого компрессора (1) и (2) когда этот сильный человек шёл по строительной площадке (3) казалось (4) что стальные балки сами по себе раздвигаются в стороны.

    18) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В молодости формируется вся жизнь человека (1) и (2) если он правильно выберет себе друзей (3) ему будет легче жить (4) и он будет чувствовать себя счастливым.

    19) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Даже начинающий фотограф знает (1) что (2) если объект съёмки поместить в центр кадра (3) то фотография получится невыразительной (4) и таких ракурсов специалисты стараются избегать.

    20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Лечение заболевших растений химическими препаратами в комнатных условиях не рекомендуется (1) поскольку нет ни одного разрешённого для домашнего использования пестицида (2) и поэтому (3) если вы хоть немного заботитесь о своём здоровье (4) не следует применять химикаты в закрытом помещении.

    21) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковёр из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.

    22) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.

    Варианты заданий 19.

    23) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В 1926 году состоялся бесплатный концерт Глазунова (1) и он вызвал такой интерес (2) что (3) хотя были заполнены все 2000 мест (4) осталось ещё много желающих (5) не сумевших достать билеты.

    24) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    велел задрапировать окна в выставочном зале (1) зная (2) что (3) (когда) картину увидят (4) в сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эффект лунного сияния проявится в полной мере.

    25) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В 1892 году часть средней полосы России и Поволжья (1) из-за неурожая и засухи (2) переживала сильнейший голод (3) и (4) чтобы организовать сбор пожертвований голодающим (5) Чехов сам дважды выезжал туда.

    26) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.

    27) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Наши нелепые поступки всегда нас чему-то учат (1) и (2) если мы разберёмся в обстоятельствах (3) с ними связанных (4) то велика вероятность (5) не повторить их вновь.

    28) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Тигрица прислушалась (1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.

    29) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Шведы постоянно опустошали озёрный русский север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.

    30) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Ангелина Семёновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) так и он в ближайшие дни непременно должен взбеситься.

    31. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Изредка крохотная снежинка приклеивалась к окну (1) и (2) если пристально приглядеться (3) можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

    32) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Он (1) как бы (2) промыл землю чудотворной водой (3) и она осветилась красками такой яркости и густоты (4) что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры (5) и каждое клеверное поле – в солнечный свет.

    33) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Маленький дом стоит на краю бездны (1) и (2) поэтому (3) кажется удивительным (4) что в доме спокойно горит свет (5) и на столах лежат раскрытые книги (6) и рукописи.

    34) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

    35) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Рассвет в пустыне приходит медленно (1) и (2) если не разглядеть в небе тот миг (3) когда в нём прочерчивается еле заметная черта между ночью (4) и рассветом (5) можно долго не чувствовать приближения утра.

    36) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Ничто не нарушало однообразия этой жизни (1) и сами обломовцы не тяготились ею (2) потому что (3) и не представляли себе другого житья-бытия; а (4) если б (5) и смогли представить (6) то с ужасом отвернулись бы от него.

    37) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В минуты (1) когда меня томит одиночество (2) и мне грустно (3) я вспоминаю смутно (4) и мало-помалу мне почему-то начинает казаться (5) что обо мне тоже вспоминают (6) и что мы встретимся.

    38) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Выясните (1) прочитал ли рецензент рукопись (2) и (3) если прочитал (4) каково его мнение о ней.

    39) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весело (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забываю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.

    40) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В зале было невыносимо шумно (1) так что (2) если бы Шекспир не был его кумиром (3) и Иван не помнил текста наизусть (4) то он не понял бы слова из драмы (5) которая разыгрывалась на сцене.

    41) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    У подножия этого вавилонского грохота кое-где бесстрашно сидят нищие скрипачи и скрипачки (1) и (2) если вплотную к ним подойти (3) слышно (4) как они трогательно наигрывают классические мелодии.

    42) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

    43) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Я вот так думаю (1) если бы Татьяна даже стала свободною (2) если б умер её старый муж (3) и она овдовела (4) то и тогда бы она не пошла за Онегина.

    44) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Крепкий был человек Гуляев (1) и (2) когда он вернулся на Урал (3) то за ним тянулась блестящая слава миллионера (4) которому доступно всё.

    45) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Минуты ожидания тянулись мучительно долго (1) и (2) когда стрелки подобрались к восьми (3) Сергееву уже казалось (4) что он провёл на этой скамейке целую вечность.

    46) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

    47) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Хотя отец в ходе разговора привычно и бессознательно вёл к тому (1) чтобы в очередной раз поссориться с сыном (2) после выслушанных слов оправдания он очень обрадовался (3) что ссоры на этот раз не произошло (4) и уже был благодарен сыну за его терпение и выдержку.

    48) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (4) нет ли весточки из дома.

    49) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Было довольно темно (1) и (2) когда он приехал в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он появится.

    50) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Многие остались в твёрдом убеждении (1) что (2) если бы гарнизон показал больше храбрости и поспешности (3) то десятка два (4) хищников остались бы на месте.

    51) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.

    52) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Сердце его сильно билось от переполнявших эмоций и чувств (1) и (2) чтобы успокоиться (3) доктор стал вспоминать (4) каким удачным было начало этого сумасшедшего во всех отношениях дня.

    53) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

    54) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературных героев или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.

    55) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

    56) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

    57) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.

    58) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

    59) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

    60) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

    61) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

    62) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

    63) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3)то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

    64) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

    65) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне предоставилась возможность убедиться в этом.

    66) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

    67) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

    — Никто тебя не видал? — сказала шепотом Вера, прижавшись ко мне.

    — Теперь ты веришь ли, что я тебя люблю? О, я долго колебалась, долго мучилась. но ты из меня делаешь все, что хочешь.

    Ее сердце сильно билось, руки были холодны как лед. Начались упреки ревности, жалобы, — она требовала от меня, чтоб я ей во всем признался, говоря, что она с покорностью перенесет мою измену, потому что хочет единственно моего счастия. Я этому не совсем верил, но успокоил ее клятвами, обещаниями и прочее.

    — Так ты не женишься на Мери? не любишь ее. А она думает. знаешь ли, она влюблена в тебя до безумия, бедняжка.

    Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну. У княжны еще горел огонь. Что-то меня толкнуло к этому окну. Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты. Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки; ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях. Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга, но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко.

    — Ага! — сказал грубый голос, — попался. будешь у меня к княжнам ходить ночью.

    — Держи его крепче! — закричал другой, выскочивший из-за угла.

    Это были Грушницкий и драгунский капитан.

    Я ударил последнего по голове кулаком, сшиб его с ног и бросился в кусты. Все тропинки сада, покрывавшего отлогость против наших домов, были мне известны.

    — Воры! караул. — кричали они; раздался ружейный выстрел; дымящийся пыж упал почти к моим ногам.

    — Печорин! вы спите? здесь вы. — закричал капитан.

    — Вставайте! — воры. черкесы.

    — У меня насморк, — отвечал я, — боюсь простудиться.

    Манипуляция сознанием. Почему так просто?

    Иногда это является полной неожиданностью и даже потрясает — то, как близкие по мироощущению люди, близкие по возрасту, образованию, окружению, фильмам, которые смотрели, книгам, которые читали, могут по-разному интерпретировать одни и те же события. На основе одних и тех же источников информации, обладая хорошими IQ, непредвзято, они приходят ровно к противоположным выводам.

    Очевидно, что как минимум кто-то в этой ситуации находится в состоянии иллюзии.
    Как так получается, что ни хорошее образование, ни доступность информации, ни развитая способность логически мыслить не защищают нас от концептуальных ошибок в восприятии и интерпретации, как получается так, что мы не распознаем манипуляцию и ложь? Споры, наблюдения и размышления в конце концов привели меня к образу мыслей, изложенному в этой статье.

    Здесь приведено 14 распространенных манипуляций. Анализируя свою жизнь, я могу сказать, что ощущал в разное время воздействия каждой из них, а некоторые методы «промывки мозгов» по отношению ко мне были по-настоящему эффективны. Думаю, это всем хорошо знакомые атаки. Я упорядочил их в некий список и попытался описать механизмы и причины, почему они, несмотря на тривиальность, являются довольно эффективными.

    Я не рассматриваю элементарные воздействия такие, как подкуп, шантаж и запугивание. В этой статье меня интересуют лишь атаки, заставляющие нас жить в иллюзии.

    В конце статьи я также попытаюсь дать ответ на вопрос, почему ложь может легко обмануть наш интеллект и, более того, использовать его себе на благо, почему наше образование и доступность информации не помогают нам.

    Это не статья по психологии и не статья по философии, хотя бы потому, что в этой статье не будет приведено ни одной ссылки.

    Терминология

    Т.к. я пытаюсь понять, как эти манипуляции работают, то мне пришлось ввести некоторые понятия и рассмотреть некоторые закономерности.

    ААВД = Абсолютно Адекватное Восприятие Действительности
    Это гипотетическое состояние, являющееся бесконечной аппроксимацией адекватности. Понятие вводится для наглядности некоторых закономерностей и связей. Достаточным условием ААВД является абсолютный ИМЛ.

    ААВД обладает устойчивостью к ошибкам. Так, если изъять, исказить или добавить какое-то количество фактов, то ААВД позволяет обнаружить ошибки и восстановить истинную картину мира. Т.к. все факты и события — это то, что было в прошлом, то можно сказать что ААВД позволяет

  • восстанавливать картину прошлого
  • Если говорить о будущем, то очевидно, что ААВД позволяет

  • предсказывать будущее
  • Действительно, если вы точно понимаете все взаимосвязи, понимаете, в каком направлении развивается ситуация, то вы можете предсказать будущее.

    Не понятно, насколько точно вы сможете предсказать будущее даже обладая ААВД. Так, если мы предполагаем, что свобода выбора все же есть, то мы не можем точно предсказывать события. Вопрос о том, можем ли мы при этом (при наличии свободы выбора), точно предсказать вероятность возможных событий также не имеет ответа, потому что вероятностые характеристики «свободы выбора» не изучены. Но все же кажется очевидным, что, чем ближе восприятие действительности находится к ААВД, тем точнее вы можете предсказать будущее.

    Если гипотетически предположить, что кто-то обладает

    • полной и точной информацией (бесконечным количеством информации)
    • бесконечными мыслительными способностями (в компьютерной терминологии — бесконечной вычислительной мощностью)
    • имеет безупречную логику (в компьютерной терминологии — иметь правильный алгоритм расчета без ошибок)
    • то этот субъект (с возможностями Бога) обладает полной и точной информацией по всем фактам и их взаимосвязям, то есть его картина мира точно описывает действительность, и он обладает ААВД.

      Мы будем называть эту триаду абсолютным ИМЛ.

      Адекватность — понятие относительное. Невозможно точно установить границу и сказать, что вот до этой границы у вас адекватное восприятие, а после — нет. Но более или менее можно сказать, что вот эта картина мира более адекватна, а эта — менее. Два критерия могут быть использованы для сравнения степени адекватности:

    • насколько факты прошлого вписываются в картину мира индивида
    • насколько хорошо он может предсказать развитие событий
    • В действительности математически точно сравнить адекватность двух картин мира часто невозможно. Например, если одна картина мира предсказывает события A, B, а другая картина мира предсказывает C, D, а в действительности происходит A, C, то какая картина мира более адекватна? Математически правильно было бы опираться на количество информации, которое содержится в предсказаниях A, B, C, D, что связано с вероятностью этих событий, но в том то и проблема, что в реальной жизни найти точное значение этих вероятностей часто невозможно. Но все же, иногда это довольно явно. Давайте сравним, например, восприятие ребёнка и родителей. Родители намного лучше предсказывают развитие событий.

      В силу сильной ограниченности ИМЛ, когда мы говорим о «картине мира» обычного человека, то очевидно, что в этой картине может быть много неточной, вторичной информации, мнений других людей, грубых обобщений, ошибочных логических конструкций, и все это обильно переплетено с эмоциями. Человек не может единым взглядом охватить всё, его восприятие и его картина мира фрагментарна.

      Может возникнуть вопрос, а имеет ли смысл вообще говорить об адекватности? Возможно во всех ситуациях все всегда заблуждаются, но каждый по-своему?

      Да, очевидно, что человек не может понимать ситуацию во всех деталях. Но при всех ограничениях, можно утверждать, что человек способен понять суть. На основе этого понимания он может делать и правильные предсказания и правильно отсеивать ложную информацию.

      Способность восстановления истинной картины прошлого порождает возможность «самонастраивания на истину». Назовем это «малым циклом регенерации». Суть заключается в том, что какое-то количество ложной информации может быть отфильтровано в силу того, что эта информация не согласуется с другими фактами.

      Малый цикл означает то, что это «внутренняя» работа.
      Слово регенерация означает, что эта работа направлена на воспроизведение картины мира.

      Способность предсказания также приводит к «самонастраиванию на истину». Назовем это »циклом опыта» или «большим циклом регенерации».

      Большой цикл значит, что это »внешняя» деятельность, заключающаяся во взаимоотношении индивида и реальности.

      Суть заключается в том, что на основе своей картины мира индивид делает предсказание развития событий и действует в соответствии с этим предсказанием. Если же по каким-то причинам в его мировосприятие закралась ошибка, то ситуация может начать развиваться не так, как он предполагал. Анализируя это, индивид осознает, что его картина мира ложна и корректирует свое видение.

      В принципе не обязательно действовать самому, достаточно делать прогнозы и наблюдать.

      Это также говорит об устойчивости к ошибкам. Человек в результате своей активности получает дополнительные факты, и эти факты позволяют ему скорректировать картину мира.

      Это можно представить следующей цепочкой.

      • Искаженные факты, создают искаженную картину мира. Этот процесс усугубляется логическими ошибками и недостаточными мыслительными способностями.
      • Искаженное восприятие «достраивает» недостающие факты в соответствии с ложной картиной мира.
      • Таким образом получаем самоподдерживающийся процесс «настройки» на ложную картину мира.
      • Компенсационные механизмы
        Основными механизмами, придающими адекватность картине мира и обеспечивающими «самоочищение» от ошибок, являются большой и малый циклы регенерации. Но человек в том числе и в силу слабости ИМЛ вынужден пользоваться некими компенсационными техниками, накладывающими ограничение на действенность этих циклов. Можно выделить 4 таких механизма: обобщение, эмоциональный заряд, мнение окружающих людей и смысл. Каждый из них обладает «цементирующим» свойством, лишая гибкости и «консервируя» наше мировосприятие.

        Предположим, вы хорошо кого-то знаете. У вас сложилось определенное представление об этом человеке. Что это такое, вот это представление?

        В силу весьма ограниченных человеческих мыслительных способностей (вычислительной мощности), вы не можете постоянно оперировать всем этим огромным количеством фактов, связанных с этим человеком. Когда вы думаете об этом человеке, и, например, пытаетесь понять истинна или ложна та новая информация, которую вы о нем узнали (малый цикл регенерации), вы на самом деле не пытаетесь вспоминать, вы оперируете некоторыми обобщениями и абстракциями, которые вы связываете с этим человеком.

        Например, у вас может быть общее ощущение, что этот человек хороший, честный, порядочный или, наоборот, что он не достоин доверия, что он может обмануть, что он хитрый и эгоистичный… Это обобщенное умозрительное восприятие (выраженное в абстракциях хороший/плохой, честный/лживый, . ) — это некое интегральное восприятие на основе вашего опыта общения с ним и той информации, которую вы имеете.

        В принципе, без эмоциональной поддержки, обобщения сами по себе не обладают сильным «цементирующим» свойством, но все же даже чисто логически могу предположить, что они все же способствуют фиксации картины мира (делая ваше восприятие менее гибким). Могу привести 2 причины:

      • обобщения (и эмоции, о которых чуть позже) довольно дискретны. Поэтому даже чисто логически понятно, что вот такое дискретное усреднение обладает устойчивостью
      • мы используем обобщения, чтобы не думать о деталях, поэтому должно произойти что-то существенное, чтобы мы обратили на это внимание и пересмотрели наши прежние выводы
      • Но все же, просто обобщение — это довольно рациональное действие и поэтому не думаю, чтобы оно сильно «цементировало» восприятие. Но если к этому обобщению «привязана» эмоция, то это может действительно «зацементировать» картину мира.

        Я не понимаю, где проходит точная граница между чувствами и эмоциями, и есть ли таковая. Поэтому, несмотря на то, что в данной статье я нигде не говорю про чувства, я допускаю, что где-то терминология не совсем верна и нужно говорить скорее о чувствах.

        Мы нередко склонны к дихотомии типа хороший/плохой (»от любви до ненависти один шаг»).

        Это создает сильный уровень дискретности нашего эмоционального восприятия. И в этом случае, как и в случае обобщения, математически понятно, что усредненная (а эмоция — это также усреднение, т.к. является неким интегральным восприятием человека) дискретная величина становится слабо чувствительной к отдельным фактам.

        Возможно, есть другие причины, связанные с тем, что все же эмоции во многом находятся в сфере бессознательного, и разумные аргументы не всегда имеют должного воздействия.

        Но, думаю очевидно, что в случае нашего примера, если у вас, например, сильное негативное (или позитивное) отношение к человеку, то это отношение (эта картина мира) обладает довольно большой устойчивостью и её сложно изменить отдельными фактами. Даже если вы не правы и думаете о человеке плохо (или хорошо) незаслуженно, ложный малый цикл регенерации будет отбрасывать факты, не соответствующие вашей «зафиксированной» картине мира.

        Использование знания и выводов других людей безусловно также является компенсацией слабого ИМЛ. Мы не обладаем всеми фактами, и мы не можем сами проверить всё. Нам приходится доверять другим людям и полагаться на информацию от них, их расчеты и выводы.

        Важным фактором является не только количество, но также и степень доверия. Так, если информация исходит от человека, которому вы доверяете, то степень доверия к данной информации возрастает. Если этот человек является авторитетом для вас, то вы скорее поверите его картине мира, чем своим наблюдениям и выводам.

        »Цементирующий» фактор здесь заключается в том, что, если люди вокруг вас, которые вам симпатичны, разделяют вашу точку зрения, то это придаёт сильную устойчивость этой картине мира. Мнение окружающих вас людей вы воспринимаете как факты (в случае симпатии к ним — с большим весом).

        В случае авторитарных режимов этот фактор используется вместе с эмоцией, обычно страхом. Типичная ситуация — люди стараются »думать, как все».

        В современном мире, мире социальных сетей и возможностью формировать свое окружение в соответствии с нашим представлением о жизни, сила этого фактора усиливается. Мы можем иметь разные точки зрения и подбирать себе окружение с похожим мировоззрением. Это порождает, например, такие странные явления, как общество последователей теории плоской земли.

        Если предыдущие 3 «цементирующих» элемента воздействовали на малый цикл регенерации, то смысл связан с большим циклом регенерации.

        Смысл используется как некий параметр, по которому мы могли бы измерить насколько наша картина мира адекватна в цикле опыта.

        В действительности в конкретных ситуациях часто разумней говорить не о смысле, а о цели, но цель, если она поставлена осознанно, должна быть осмысленной.

        Не всегда навязанная цель является ложной. Например, весь процесс обучения маленьких детей — это обычно навязанные цели. Задача родителей и педагогов понять, что действительно важно и интересно (имеет смысл) для ребёнка.

        Если вас грубой силой заставляют делать что-то, без всякого объяснения (без мифа), и в конце концов вы становитесь вынуждены как-то жить с этим и «принимаете» эту картину мира (смирились), то вы сами создадите миф, почему это нужно делать. В качестве примера можно привести «Стокгольмский синдром».

        Эта схема отображает понятия, введенные выше в их взаимосвязи:

        Теперь у нас есть достаточное количество инструментов для анализа.

        Причины неадекватного восприятия

        Причиной уменьшения степени адекватности является слабость ИМЛ, а именно:

      • блокируемая, искаженная или ложная информация
      • ограниченные мыслительные способности (в компьютерной терминологии — недостаточная вычислительная мощность)
      • логические ошибки (в компьютерной терминологии — ошибка в алгоритме расчета, баги)
      • Все это является полем для атак на наше отношение к действительности с целью манипуляции сознанием. Давайте рассмотрим каждый из этих аспектов.

        Недостаточная, искаженная или ложная информация

        Это самая очевидная причина искажения в восприятии. Она вполне естественна. Понятно, что если вы не обладаете достаточной информацией, то вам сложно составить представление о ситуации.

        Это также один из самых распространенных способов манипуляции. По сути, когда мы говорим об искажении или ложной информации, то речь идет об обмане. В случае простого обмана, картина мира может быть легко восстановлена предоставлением истинных фактов. Но современные реалии показывают, что при некоторых видах манипуляции, ложная картина мира обладает удивительной устойчивостью, и «правдивые данные», даже будучи доступны, часто не могут выиграть в конкурентной борьбе за статус истинности с откровенной ложью и фейками. Этот эффект можно назвать «промывкой мозгов», и все наши примеры будут касаться именно таких ситуаций.

        Манипуляция 1. Отелло

        Это манипуляция, направленная на определенного человека, учитывающая специфику его характера и восприятия с целью дискредитации другого человека или с целью повлиять на его отношение к определенной ситуации.

        Давайте рассмотрим знаменитую историю отношений Отелло и Дездемоны с точки зрения введенных новых понятий и описанных закономерностей.
        Тогда, пользуясь сухим языком анализа, отношение Отелло к Дездемоне было изменено с помощью ложной информации. Эта информация была представлена в таком виде, чтобы сформировать у Отелло определенный взгляд на ситуацию. Ревнивый характер придавал этой новой картине мира сильный отрицательный эмоциональный заряд, что создавало своеобразный потенциальный минимум для такой интерпретации и лишало Отелло (сильная негативная эмоция) способности логически мыслить. Когда ложная картина мира была сформирована, начал работать ложный малый цикл регенерации, который вытеснил истинные факты, перестав учитывать их. Также запустился цикл ложного опыта. Появилась ложная цель — месть, которая и руководила его действиями.

        Манипуляция 2. Фейковые новости

        Интересным (и неожиданно эффективным) приемом является создание цикла фейковых новостей. Каждая такая новость, находясь в фарватере определенной (ложной) точки зрения, вписывается в малый цикл ложной регенерации и «подпитывает» отрицательную эмоцию, связанную с этой внушаемой картиной мира. И несмотря на то, что эта новость опровергается через некоторое время, она выступает топливом для этой эмоции, которая в свою очередь «цементирует» ложную картину. Это приводит к тому, что даже понимая, что эта новость была ложной, человек, попавший под влияние этой манипуляции продолжает сохранять эту ложную картину мира. Также, как уже упоминалось, отрицательная эмоция бьет по второму и по третьему элементам ИМЛ, сужая аналитические способности индивида.

        Манипуляция 3. Очернение

        Следующий распространенный нехитрый, но очень эффективный прием — очернение.
        По сути похож на два предыдущих. Создается (ложно) негативный образ человека. Информация может содержать большой процент лжи. Не важно, что через какое-то время выяснится, что это ложь. Главное, к этому человеку будет «приклеена» эмоция. Дальше над этим образом можно «работать», прорабатывать эту «реальность» последовательностью фейковых новостей, которые будут являться «топливом» для этой эмоции. Отличие от примера с Отелло заключается в том, что здесь, наряду с эмоцией, для придания устойчивости ложной картине мира используется »мнение окружающих людей». Для этого задействуются СМИ.

        Манипуляция 4. На голубом глазу

        »Ложь на голубом глазу» означает, что человек сознательно врет, но при этом искусно создает ощущение, что он говорит правду. Суть данной манипуляции заключается в том, что атакующий своим поведением пытается расположить к себе и таким образом увеличить степень доверия к данной информации. В случае использования СМИ при хороших артистических навыках или тренировке эта атака на умы с большой вероятностью является успешной, как минимум, для некоей целевой группы, которая потом может быстро «объединиться» через социальные сети, создав таким образом «фиксацию» картины мира в соответствии с фактором «мнение окружающих людей».

        Манипуляция 5. Пропаганда

        Это агрессивное, настойчивое и продолжительное искажение картины мира. Это прямая, массированная атака на умы. Чем большая мощность при этом используется, тем более она эффективна.

        Фактически создается некий миф, и этот миф внушается окружающим. При этом часто используется эмоция страха. Для этого демонстрируется, что если кто-то активно не согласен с этой картиной мира, то этот человек будет иметь проблемы — от неудобств до реальной опасности для жизни (устрашение). Это излюбленный прием тоталитарных режимов, но это может быть и менее кровожадная ситуация, например, в случае сект, или некоторых компаний (которые порой напоминают секты) или некоторых групп. Данная атака, используя страх, сначала бьет по второму и третьему элементам ИМЛ целевой группы (соответственно для которой это является слабым звеном). Далее по мере роста этой группы все большее значение приобретает фактор «мнение окружающих людей».

        В случае сектантства и некоторых идеологий это может быть не страх, но «светлые чувства», связанные с ощущением братства, осмысленности существования или это может быть результат различных психофизических техник, возведенных в разряд культа. Но все же дихотомия добра/зла лежащая в основе этих мифов всегда в качестве обратной стороны медали имеет страх.

        Манипуляция 6. Крестный отец

        Эта атака строится на дихотомии — жестокий/добрый, злой к врагам, но добрый к друзьям. Похоже на предыдущую атаку. Также используется страх и миф (см. следующую главу) в виде своеобразного представления о добре и зле (что может быть даже оформлено в виде этического кодекса). В данном случае в отличие от предыдущей атаки СМИ не используются, и действие ограничено узким кругом «своих». В принципе во многом это похоже на предыдущие два случая (вплоть до элементов сектантства).

        Ограниченные мыслительные способности

        Все четыре компенсационные механизма, описанные ранее, являются следствием в том числе и слабого второго элемента ИМЛ, а значит и любая «промывка мозгов» с использование «цементирования» является атакой, основанной в том числе и на ограничении мыслительных способностей. Легко увидеть, что все предыдущие примеры относятся к этой категории.

        Но можно выделить группу особых манипуляций, заточенных на атаку именно этого элемента.

        Манипуляция 7. Оскорбление

        В действительности является примитивной формой очернения.

        Это очень распространенный вид манипуляции. Оскорбление или обзывательство — это своеобразное обобщение, это некоторая шкатулочка, в которую заботливо заранее вложен определенный набор отрицательных характеристик (и соответственно эмоций). Но не только это, также вложена инструкция о том, что от этого человека ждать, о том, как он будет себя вести. Это такой способ «стереть» личность, классифицировав её. Дальше на нее можно уже не обращать внимание. Если сравнить оскорбление с обычной классификацией, то отличие заключается в наличии отрицательной эмоции. Чем сильнее эта эмоция, тем сильнее «цементируется» восприятие.

        Манипуляция 8. Развращение

        Суть данной манипуляции заключается в том, что человека делают бенефициантом ложного цикла опыта, основанного на ложной картине мира (миф). Есть два возможных варианта

      • осознанное соучастие (когда человек осознает ложность мифа)
      • соучастие с верой

      Мы рассматриваем именно второй вариант. В данном случае, тот факт, что человек является бенефициантом, «цементирует» ложную картинку мира. Так, например, в кастовых обществах, высшие касты искренне считают себя элитой, презирают простых людей и верят, что они обладают заслуженным правом на насилие и эксплуатацию. Они безусловно являются бенефициантами этой системы отношений, и их ложный малый цикл регенерации заботливо оберегает их от всех сомнений.

      Интересно наблюдать, и думаю все знают о таких примерах, как некоторые люди меняют свои взгляды на абсолютно противоположные, став выгодополучателями от мифа, с которым боролись какое-то время назад.

      Манипуляция 9. Создание мифа

      Мы уже обсуждали значение мифа в главе «Картина мира и её устойчивость». Использование СМИ, игра на уже сформировавшихся эмоциях (например, обиде, ненависти), использование авторитетов действительно могут сделать миф мощным оружием. Фактически это прямое внедрение ложной картины мира в сознание.

      Опасность заключается еще и в том, что эти мифы часто навязываются в детстве и юном возрасте, когда мы являемся почти беззащитными к подобного рода атакам. В дальнейшем миф может «умереть», или вы можете самостоятельно осознать ложность этого мировосприятия. Но это мировоззрение не стирается бесследно, его фрагменты, как осколки разбитого зеркала, продолжают жить в нас. Какие-то из них гармонично вписываются в новый миф, заботливо их подбирающий, какие-то хранятся в неактивированном состоянии, создавая таким образом «backdoor» в наше сознание.

      Манипуляция 10. Акцентирование

      Суть этого манипулирования заключается в том, что вы акцентируете подтверждающие миф события, придавая им большое значение и приуменьшаете или пытаетесь не упоминать, сводя вес к нулю, другие, не вписывающиеся в предлагаемую картину мира события.

      Таким образом, даже явно не обманывая, данная атака позволяет внедрить и поддерживать ложный малый цикл регенерации.

      Обычно реальность содержит целый спектр событий. Например, человек иногда может быть добрым, иногда агрессивным, иногда подавленным. В некоторых ситуациях он может выглядеть на высоте, в других чувствовать себя тупицей… Это относится почти ко всему. Всегда есть спектр. И если веса явлений в этом спектре расставить неправильно, то это формирует ложную картину восприятия.

      Так, например, когда речь идет о дискредитации человека, внимание публики акцентируется на тех ситуациях, когда человек выглядел не лучшим образом. Это, например, могут быть не лучшие в его жизни поступки или просто неприглядные фотографии, добытые папарацци.

      Логические ошибки

      Начнем с того, что чем ниже у человека IQ, тем проще он поддается на такого рода манипуляции. Недалекого человека легко заморочить. Но, что было для меня открытием, люди с прекрасно развитой логикой и IQ существенно выше среднего, все равно ведутся на эти ошибки и сами используют эти манипуляции во время споров. Такова сила желания отстоять свою «картину мира», такова сила малого и большого циклов регенерации.

      Манипуляция 11. Прямая атака

      Самая примитивная и все же одна из самых эффективных атак — это прямые оскорбления или даже физическое нападение на оппонента. Это выводит из эмоционального равновесия и нарушает процесс логического мышления, который требует определенной степени спокойствия и комфорта.

      Манипуляция 12. Троллинг

      Разновидностью предыдущей атаки является троллинг. Это более изощренная атака. Прямых оскорблений может и не быть. Это скорее форма издевательства, но суть и цель остается той же — вывести из равновесия.

      Эффективность этой атаки может быть усилена созданием группы троллей.

      Как прямая атака, так и троллинг несколько отличаются от остальных атак, приведенных здесь. На первый взгляд кажется, что эти манипуляции не из серии «промывки мозгов». Вряд ли жертва после такого поведения со стороны оппонента заинтересуется больше его идеями. Но давайте вспомним атаку «пропаганда» и фактор запугивания несогласных. Обычно троллинг происходит в публичном пространстве и рассчитан не на оппонента, а на зрителей. Они видят, как легко, весело и иногда жестоко «растаптывают» жертву. Как минимум для некоторых психотипов это несомненно является мощным цементирующим фактором и манипуляцией из серии «промывки».

      Манипуляция 13. Обрезание причинно-следственной цепочки

      Очень часто встречающаяся манипуляция. Похожа на манипуляцию «акцентирование». Суть в том, что в цепочке причинно-следственных связей берется какой-то определенный момент, выгодный для атакующего и дальше он рассматривается в качестве изначальной причины. Вся предыдущая цепочка игнорируется. Прием часто используемый в уголовном мире, когда естественную реакцию жертвы на провокацию, в попытке защитить себя и свое достоинство, преподносят как причину конфликта, деморализуя таким образом жертву и внушая ей, что она виновата и должна «ответить за . »

      Манипуляция 14. Ассоциативное мышление

      — Почему ты обзывал Марью Ивановну?
      — А Вася тоже так делал.
      После этого обычно следует вопрос:
      — А если бы Вася прыгнул в окно, то ты бы тоже прыгнул?
      Этот вопрос должен объяснить ребенку, что нужно отвечать за свои поступки самому и не следовать стадному рефлексу.

      Я могу понять, почему так отвечает ребенок с неокрепшим мышлением, но почему я постоянно сталкиваюсь с подобными аргументами у взрослых, умных людей?

      Вероятно, они хотят сказать что-то большее. Могу даже предположить, что они просто так вот сократили свою логическую цепочку. Но, пожалуйста, разверните её. Объясните мне, при чем здесь все эти примеры и сравнения? Вопрос то был почему ТЫ это сделал, а не Вася (или почему ЗДЕСЬ происходит такое, а не ТАМ).

      В действительности это опять-таки манипуляция. При этом могут эксплуатироваться наши слабые точки, связанные с нашим прошлым (например, осколки старых мифов, которым мы были больны).

      Типичные заблуждения

      Теперь давайте рассмотрим несколько нетривиальных (таких, как низкий IQ, подверженность влиянию) типичных заблуждений

      Уверенность в своей правоте

      Непоколебимая уверенность в своей правоте говорит скорее всего о фиксации картины мира и о ложных малый и больших циклах регенерации. Суть в том, что наш ИМЛ сильно ограничен. Мы не можем сказать, какая информация истинна, а какая нет и полна ли она. Наша логика не безупречна, и мы подвержены различным влияниям. Наши эмоции могут обманывать нас. Наши друзья и все, кто думают как мы, также имеют все эти недостатки. Как мы можем быть уверенными в своей правоте? Кажется разумным всегда держать в уме вариант, что это не ваш оппонент заблуждается, а вы.

      Придание большой значимости информации

      Я часто наблюдаю это. «Желая разобраться» люди сканируют различные источники и «изучают факты». Потом они очень аргументированно отстаивают свою точку зрения. Если вы не страдаете той же болезнью, то переспорить их невозможно, они действительно владеют информацией и «валят» вас на незнании чего-то «важного». И… через некоторое время выясняется, что они неправы. Как так? Чтобы понять, где закралась ошибка вспомним про манипуляцию «акцентирование». Фактически, все мы склонны к самообману, например, расставляя неправильно акценты в соответствии со своей картиной мира. Вспомним про фейковые новости, которые также могли быть восприняты как достойный аргумент. Прибавим к этому то, что они могут состоять в сообществах людей с близким мировоззрением.

      Я вспоминаю политруков в СССР. Некоторые из них действительно много знали. Их подготовка позволяла им выстраивать убедительную аргументацию, с примерами и деталями. Многие были на 100 процентов уверены в своей правоте. Но вот разрушился миф, и стало очевидно, насколько их интерпретация порой была искаженной.

      Мы живем в информационном океане с огромным количеством ложной и недостоверной информации. Многие темы сильно заряжены эмоционально. Если ваша картина мира ложная и обладает сильной «зацементированностью», то вам очень сложно отличить истинную информацию от ложной.

      Эмоциональная неразвитость

      Мы уже обсуждали, что чем более дискретным является наше эмоциональное восприятие (в пределе черно-белым), тем более наша «картина мира» подвержена «цементированию», что в свою очередь делает нас уязвимым для манипуляций. Поэтому развитое эмоциональное восприятие является важным условием вашей адекватности.

      Неразвитое чувство гармонии

      Если вы любите абстрактную живопись, то вы должны понимать, как важно это чувство, когда вы имеете дело с хаосом, заключающимся в бесконечном количестве вариантов форм и красок. В силу слабости нашего ИМЛ мы не можем учесть все факты, факторы, зависимости, и мы фактически находимся в той же ситуации хаоса и нам нужно выбрать самую «гармоничную» интерпретацию.

      Заключение

      Итак, почему же так просто? Почему ни хорошее образование, ни доступность информации, ни способность хорошо логически мыслить обычно не дают нам серьезных преимуществ в защите от манипуляций?

      Ответ оказывается довольно очевидным. Чтобы противостоять иллюзиям нужно быть всесторонне развитой личностью, и логика — это лишь один из аспектов. К сожалению, образование также не сильно помогает. Наше образование дает нам обычно лишь знание по специальности и навыки, но этого недостаточно. Манипуляции — это всегда атака на наше слабое место. В этом же причина и того, почему споры обычно ни к чему позитивному не приводят. Вы пытаетесь объяснить вашему оппоненту что-то логически (или он вам), но у него (или у вас) проблема может быть совсем в другом, а именно в эмоциях или с чувством прекрасного, или он продолжает находиться под воздействием осколков умершего мифа. И чем заблуждающийся человек умнее, тем искуснее он будет защищаться, используя свой ум и знание во благо заблуждению.

      Читайте так же:

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *