Что делать если в лагере скучаешь

Как предотвратить тоску по дому в первые дни пребывания в детском лагере?

Несмотря на то, что ваш ребенок находится в волнительном ожидании де тского лагеря, вы должны приготовиться в стремительной атаке тоски по дому, которая начнется сразу после приезда в детский лагерь и может продлиться несколько дней, а может только несколько часов.Если верить экспертам, тоска по дому это нормальное чувство, которое одолевая почти 95% кемперов, в независимости от возраста.Единственное, то родители должны всегда помнить, что детский лагерь – это невероятное приключение и веселье. Дети, особенно те, которые оказались в детском лагере впервые, будут скучать по дому первое время – это нормально. Подобная разлука детей с родителями является подходящим тестом на самостоятельность детей и их готовности к взрослой жизни.И так как тоска по дому неизбежна, родители могут подготовить своего ребенка к этому и, по-возможности, предотвратить от испытания столь сильного негативного чувства. В этой статье Вы найдете несколько полезных советов.

Не заставляйте силой своего ребенка поехать в детский лагерь.

В то время, как посещение детского лагеря помогает развить личность ребенка, принуждение ребенка поехать в детский лагерь, когда он еще не готов может только усилить тоску по дому.Этот совет особенно полезен для родителей, чьи дети отправляются в детский лагерь в первый раз. Поговорите открыто с ребенком о том, что его волнует и пугает в поездке в детский лагерь. Когда вы поймете причину его беспокойства, вы сможете разубедить его и показать, что детский лагерь – это отличное место, где он смоет найти новых друзей и развить новые навыки. Подчеркните особенно все преимущества и те счастливые моменты, которые ребенок сможет пережить. Убедите его, что он отлично проведет время в лагере и ваша с ним связь не прервется, не смотря на расстояние.

Практикуйте короткие выезды из дома.

За несколько дней или недель до того момента, когда детский лагерь начнется, родители могут использовать новую практику. Отправьте ребенка посетить дом ваших друзей или родных, в надежде, что ребенок найдет путь, как жить самому по себе, без присутствия родителей. Пусть даже если это будет всего на пару часов. Когда вы вернетесь домой, вы можете обсудить с ребенком его опыт самостоятельного пребывания.Позвольте ему поговорить с друзьями, которые уже имеют опыт пребывания в детских лагерях.Одна из причин, почему дети чувствую тоску по дому – особенно в первое время – это потому, что они не знают, чего ожидать от пребывания в детском лагере. Если ребенок пообщается с уже более опытными кемперами, это поможет как-то облегчить его тревогу.Поиграйте в симулятор детского лагеря.Попробуйте поиграть в некоторые ролевые игры или игры на свежем воздухе, в которые, скорее всего, Ваш ребенок будет играть в детском лагере. Это поможет ему лучше осознать, чего ожидать от детского лагеря. Также, если вы знаете некоторые лагерные традиции, то Вы можете их внедрить в повседневную жизнь ребенка за несколько дней до начала смены.

Не спешите забирать ребенка из лагеря.

Как родители, мы часто попадаем в ловушку детской тоски по дому. Нам кажется, что детский лагерь не самое удачное для него место и мы забираем ребенка уже в первые дни. Эксперты полагают, что это не вариант для предотвращении подобной тоски в будущем. По факту, поступая так, мы посылаем нашему ребенку очень плохой сигнал. Это все равно, что сказать: «Тоска по дому – это то, что ты не в состояние пережить самостоятельно». Родители должны найти подход к своему ребенку, чтобы помочь пережить это сильное чувство и стать самостоятельнее по жизни. Воспитайте в нем способность справиться с этим и никогда не подрывайте попытки Вашего ребенка стать самостоятельным.

В летнем лагере без родителей

или о чем надо знать, отправляя ребенка на отдых

Многие родители панически боятся лагерей и рисуют себе страшные картины: дети ходят строем, купаются по свистку, давятся липкой кашей и бьют друг друга. Бывает и так — но это не вся правда о летних лагерях.

Бабушки, которые берут ребенка летом на дачу, есть не у всех, и прожить месяц-другой у моря не каждая семья может себе позволить. А три месяца в городе любого ребенка превратят в очумевшего вождя краснокожих. Так что летний лагерь — хороший выход. Но иногда одна мелочь наслаивается на другую, и целый месяц лета оказывается испорчен. О чем надо помнить, чтобы лагерь ребенку был в радость?

Лагеря сейчас бывают разные. Школьные лагеря для детей, вынужденно оставшихся в городе; летние оздоровительные от предприятий; лагеря от школ иностранного языка; компьютерные лагеря и летние школы математиков, физиков, биологов. Есть чисто развлекательные, есть трудовые, есть приключенческие: верховая езда, пещеры, лабиринты, горные походы. Есть местные, в области, есть южные, на морском побережье — российские и украинские, есть иностранные. На любой вкус и кошелек.

Но при этом есть общие правила, о которых родителям и детям надо помнить еще до сборов в лагерь. Об этом я поговорила с тремя вожатыми. Юлия Скрябина — учитель русского и литературы и мать троих детей, а летом уже много лет работает в подмосковных лагерях. Анастасия Юрищева — студентка Российского государственного социального университета, летом работает в лагерях с выездом за границу. Ольга Оводова, многодетная мать и вожатая с большим опытом, уже несколько лет проводит летние месяцы в трудовом лагере при одном из монастырей в средней полосе России.

Как выбрать лагерь

Первое, что нужно сделать, — это понять, какая программа в лагере, чем дети будут заняты. «Если в лагере каждый вечер дискотека — это плохой лагерь, — поясняет Юлия Скрябина. — Это значит, что взрослые не умеют организовать детей вечером, поэтому отправляют их танцевать и занимаются своими делами. Вообще лагеря бывают двух видов: “штурвал” и без “штурвала”. “Штурвал” — это лагерь, в котором весь день ребенка расписан, он все время чем-то занят, и нет ни одной свободной минуты. Детям часто бывает тяжело — иногда такое плотное расписание приводит к массовым отказам от занятий. Они устают от такой системы, просятся в библиотеке посидеть, книжку почитать, остаться в палате… В других лагерях расписание посвободнее: утром и вечером кружки, днем остается время для творчества, прогулок, общения друг с другом и взрослыми. Но, разумеется, дети не должны быть предоставлены сами себе».

«В современной педагогике считается, что это очень хорошо — чтобы ребенок был все время занят, тогда у него не будет времени на глупости; это считается критерием хорошего лагеря. — подтверждает Ольга Оводова. — На деле оказывается, что самое лучшее в лагере нельзя предусмотреть расписанием. Я, например, была очень рада, когда у нас однажды вечером дети ставили фотоаппарат на большую выдержку и рисовали фонариком фигуры. Мне не кажется, что хорошо, когда вздохнуть нельзя, нет свободного времени, нет возможности самому найти что-то интересное».

Второе — обязательно надо смотреть рейтинги лагерей на Вожатом.ру (белые и черные списки лагерей на форуме vozh.ru), поискать в сети отзывы о выбранном вами лагере.

Важный совет: если вы выбрали для ребенка-интроверта лагерь, где каждую минуту что-то происходит, — предупредите вожатых, чтобы они нашли для него возможность побыть в тишине, покое и уединении. Дети ведь, особенно впечатлительные, замкнутые, устают от общения, от необходимости постоянно быть на людях, в коллективе; им нужно время, чтобы отдохнуть душой, успокоиться, в одиночестве пережить и переработать свои впечатления, просто побыть наедине с собой.

В некоторых лагерях, особенно языковых, действует система, где нет деления на отряды по возрастам. Обычно в таких лагерях трудно приходится самым младшим, которые не успевают за старшими, и это тоже надо учитывать. С другой стороны, в скаутских лагерях, где разновозрастные коллективы — один из базовых принципов скаутинга, умеют так организовать жизнь детей, что младшие не чувствуют себя лишними, а старшие заботятся о младших и занимаются их развитием.

«Особая статья — южные лагеря, — предупреждает Юлия Скрябина.— Во многих из них даже не заботятся о том, чем занимать детей: кажется, море само по себе занятие. Дети оказываются предоставлены сами себе. Кроме того, на территории лагерей много киосков и кафе, торгующих чипсами, газировкой и шоколадом, дети спускают на это все деньги, выделенные на экскурсии, и не едят в столовой. Поэтому, если вы отправляете ребенка на юг, — обращайте внимание на программу лагеря… и попробуйте узнать про киоски и кафе».

Ребенок: инструкция по применению

«По-хорошему, к каждому ребенку должна прилагаться инструкция по применению, — делится наболевшим Ольга Оводова. — Это иллюзия, что хороший педагог должен за полчаса понять всё, что родители узнали о ребенке за предыдущие десять-двенадцать лет. Я за то, чтобы родители максимально подробно писали для вожатых все об особенностях здоровья и поведения своих детей: скажем, что он не переносит публичных выступлений. В одном из православных лагерей, с которым я сотрудничаю, родителям дают заполнить анкету, в которой есть такой пункт, например: “Как добиться от вашего ребенка выполнения правил?” Чем подробнее будет написано, как вести себя с вашим ребенком — тем легче всем будет».

Все вожатые подчеркивают: если у вашего ребенка есть редкие пищевые аллергии, если он страдает астмой, если он чего-то не ест ни в коем случае — об этом обязательно нужно написать вожатым, чтобы они знали, что предпринять и как помогать ребенку.

«Не надо посылать в лагерь детей с нерешенными психологическими проблемами, — уверена Анастасия Юрищева. — У нас однажды был случай, когда девочка-подросток несколько раз пыталась покончить с собой. Вожатые круглосуточно дежурили у нее в комнате. Лагерь заграничный, вызвать родителей мы не можем; в итоге начальнику лагеря в середине сезона пришлось отвезти ее в Россию».

«Маленькие, 6-7-летние дети, часто очень тоскуют по маме. — добавляет Юлия Скрябина. — Хотят домой, плачут, им трудно дается привыкание к режиму. Некоторые перестают есть даже не потому, что казенная еда, а просто от тоски. Ночью боятся спать».

Об этом же говорит и Анастасия Юрищева: «Некоторые привыкают, а некоторые так и плачут до конца смены. Если ребенок плачет каждый день — лучше его забрать. В зимнюю смену многие огорчаются: как это мы без родителей будем отмечать Новый год. Мы, конечно, устраиваем им праздник, но если для ребенка важно встретить Новый год именно в семье, может быть, не стоит его отправлять в лагерь именно в канун праздника».

«У разных детей — разная приспособленность к общению, — поясняет Анастасия Юрищева. — Бывают конфликтные дети, которые постоянно нарываются на проблемы. Родителям таких детей стоит предупредить вожатых заранее. Еще один сложный тип — дети-скептики. Один такой всю смену ходил в наушниках, слушал музыку, ни в чем не участвовал и говорил: “я не знаю, зачем я сюда поехал”, “мне с ними неинтересно”. Вопрос “зачем я туда поехал” родителям стоит выяснять с детьми дома, до лагеря, особенно если ребенка посылают за границу, откуда его нельзя быстро забрать домой. Хотя мы стараемся втянуть детей в общие дела, большинство все-таки включается».

Есть еще один сложный вопрос — приемные дети или дети под опекой. Юлия Скрябина поясняет: «Некоторые из таких детей, особенно с большим опытом пребывания в детском доме и малом опыте жизни в приемной семье, приезжают в обычный детский лагерь, заранее настроенные против взрослых. Мы не знаем, что это за ребенок, что с ним было в детском доме и семье, откуда его изъяли, отчего он в конфликте со взрослым миром; это не та задача, которую может решить обычный вожатый. Иногда такие дети сбегают. Совершенно точно не следует отправлять ребенка в лагерь, если он уже пытался из лагеря сбежать».

Сборы

Дорогих вещей давать не надо: они в лагере теряются, телефоны часто крадут. Все вожатые категорически не рекомендуют давать игровые приставки вроде PSP: тогда дети занимаются только играми.

«У одного мальчика я глазки увидела только на третьей неделе лагеря, когда мы убедили родителей — уже во второй родительский день — увезти PSP», — рассказывает Ольга Оводова.

Если ваш ребенок уже в подростковом возрасте — не поленитесь, посмотрите, что он берет с собой. Юлия Скрябина вспоминает: «У нас был случай: девочка привезла с собой блок сигарет, а родители уверяли вожатых, что она его купила в лагере».

Собирая детские вещи в лагерь, их надо подписать перманентным маркером. Особенно те из них, которые легко теряются: кепки, куртки и обувь. Причем обозначить принадлежность вещи надо не тайным знаком, понятным только хозяину, а именем и фамилией, а если заранее известен номер отряда — то и его указать.

Поделюсь своим опытом: когда я собирала детей в лагерь, то раскладывала вещи по пакетам и на каждом маркером писала: футболки, трусы, толстовки, носки… Это не то чтобы спасает от звонков из лагеря с вопросами «Мам, где мой ремень?» или «Куда ты положила мои джинсы?», но сокращает их количество.

Трусов и носков, если дети едут на 21 день, надо дать с собой на каждый день. Или дать половину, забрать грязное и привезти чистое в родительский день. Или узнать, есть ли возможность пользоваться стиральной машиной (и тогда напоминать, чтобы стирали белье, вожатый за всеми уследить не может). Или, наконец, научить ребенка стирать трусы и носки мылом вручную.

Еще один важный бытовой момент упоминает Ольга Оводова: «Не стоит покупать детям перед отъездом все новое: иногда они, свалив новые вещи в общую кучу, потом не могут даже опознать их. В некоторых лагерях, например, уличную обувь оставляют у входа, в коридоре, и дети иной раз не могут найти свои кроссовки. Лучше давать старые вещи — дети их помнят, да и не так их жалко, если потеряются. Кепок или панамок лучше давать две, первую теряют сразу. Если лагерь в лесу — имеет смысл, особенно в этом году (невероятно много клещей) дать ветровку с резинками на рукавах, но легкую».

Может, это и очевидно, но все же напомню: отправляя детей в дорогу, не давайте им никаких скоропортящихся продуктов. Вареная колбаса, пролежавшая несколько дней в чемодане — это уже не колбаса, а ботулизм в чистом виде.

Теперь о питании в лагере. Переход с домашней еды на непривычную столовскую многим детям дается тяжело. «Еда в столовых диетическая, детям она кажется пресной, — объясняет Юлия Скрябина. — Многие не едят на обед все три блюда, многие не понимают, почему они должны утром есть кашу. Бывают дети, которые вообще отказываются есть — вплоть до голодных обмороков. Вожатым приходится идти на невозможные ухищрения, чтобы их накормить».

«У нас был мальчик, — вспоминает Ольга Оводова, — который не ел картошку ни в каком виде — даже от супа отказывался, если в нем картошка. Мы оставляли ему гречку от завтрака, советовались с мамой, что делать… Если ребенок очень разборчивый в еде, надо или дома приучать его есть разнообразную еду, или не отправлять в лагерь, или объяснять вожатым, что с ним делать, если он отказывается есть. Правда, мы заметили, что после четырех часов интенсивного труда разборчивость в еде сильно снижается».

Ну и — никаких заначек хлеба под подушкой, никаких складов еды в шкафах.

Общение

Одни дети вписываются в коллектив сразу, другие с трудом. Одних любят, других не любят. Можно ли помочь ребенку добиться, чтобы его не обижали?

Некоторые дети не принимают лагерных правил — дружного подъема, коллективного отбоя, хождения строем. Конечно, это дело вожатого — научить детей жить по правилам и принимать их спокойно, но родители тоже могут помочь правильно воспринимать лагерь. Особенно вредно вслух критиковать «совковые порядки».

«Дети не любят тех, кто портит им настроение, брюзжит, закатывает истерики, навязывает им свои эмоции, — говорит Юлия Скрябина. — Не любят пессимистов. В штыки принимают выступления на тему “здесь все плохо, вожатые дураки, лагерь отстой”. Особенно скверно получается, когда такой недовольный появляется в компании завсегдатаев, которые в лагере не первый раз, любят вожатых, весь год ждут встречи с ними и со своими друзьями… Обязательно надо учить детей высказывать свое недовольство вежливо и спокойно, никого не оскорбляя. И стоит им напомнить, что не надо во что бы то ни стало обращать на себя внимание — в хорошем лагере обязательно проводятся игры на сплочение коллектива и выявление лидера; его и так заметят, а способности используют по максимуму».

Есть очень важная тема: родительский день, обычно он бывает в середине смены. «Некоторые родители, — замечает Юлия Скрябина, — приезжают, сразу куда-то уводят ребенка, чем-то его кормят, возвращают под вечер и сразу уезжают. Это не очень правильно. По-хорошему — надо и в корпус зайти, и посмотреть, как там ребенок устроился, посмотреть, какое у него настроение, поговорить с его друзьями, с вожатым… Так многое становится понятно; можно даже много нового узнать о своем ребенке».

Иной ребенок каждый день трезвонит родителям с требованием забрать его немедленно. Родители срываются с места, приезжают — и обнаруживают, что все в порядке… Вожатые советуют дать ребенку несколько дней на привыкание и не мчаться в лагерь по первой жалобе. Но вот если и через несколько дней ребенок плачет по телефону и жалуется — особенно на конфликты с другими детьми — то надо говорить со взрослыми. Может быть, понадобится перевести его в другой отряд, может быть — даже забрать.

Впрочем, по словам Анастасии Юрищевой, дети иногда раскрываются с самой неожиданной стороны: «Я помню, как одна мама отправляла мальчика в лагерь со слезами, он до самого отправления держал ее за руку и трогательно прощался; мама просила обязательно подходить к нему перед сном, посидеть с ним, чтобы ему было не одиноко, потому что он уязвимый, особенный… Я уже к середине смены забыла, что он уязвимый и особенный, он со мной громче всех песни пел и смеялся».

«Многие дети не умеют себя занять, — добавляет Ольга Оводова. — Конечно, для того их и в лагерь отправляют, чтобы их занимали. Но хорошо бы перед отъездом в лагерь научить ребенка играть в несколько дворовых игр: в “вышибалу”, например, — чтобы было чем заняться, когда будет свободное время. Девочкам можно дать с собой резиночку, она обычно пользуется популярностью».

А вообще, как подчеркивают все вожатые, лагерь — это большая игра со своими условиями. Успех ребенка в лагере в значительной степени зависит от того, принимает он условия игры или нет. Если он способен на игру — он раскроется, получит от лагеря удовольствие.

…Я знаю довольно много родителей, которые панически боятся лагерей и рисуют себе страшные картины: дети ходят строем, купаются по свистку, давятся липкой кашей и бьют друг друга. Бывает и так — но это не вся правда о летних лагерях.

Потому что лагерь — это еще и сосны, и речка, и первая любовь. И поход, где мы спали в палатках и чистили закопченные кастрюли песком. И страшные истории по ночам, и ночные вылазки из корпуса с прогулками в крапиве, и «королевская ночь», когда всех мажут зубной пастой, и прощание со слезами и рисованием друг у друга на футболках… И встречи рассвета, и секретные перешептывания с лучшей подружкой, и концерты, и коллективное дуракаваляние — веселая, вольная летняя жизнь, полная новых возможностей.

Читайте также:

Православные детские лагеря

Фото: православный детский лагерь “Румия”

Хочу домой! Ребенку плохо в лагере

Когда звонит и просится домой — это еще не самый плохой вариант. Хуже, когда страдает, рыдает в подушку, а сказать боится. Поэтому перед поездкой в лагерь стоит вскользь, без лишней драматизации, упомянуть: на отдыхе может произойти всякое, если вдруг тебе будет там плохо, обязательно скажи — ругать не будем, а разобраться поможем. И вот «плохо» настало. Действуем.

Много слушаем, мало говорим

Много слушаем, мало говорим

Ошибка большинства взрослых заключается в том, что они сразу дают список наставлений и советов. Сделайте паузу. Выслушайте, прежде чем оценивать масштаб трагедии и ехать. Возможно, дело не так плохо: не пригласил на дискотеке понравившийся мальчик, отчитал вожатый за неубранную постель. Неприятно, но не криминал. Особенно в том случае, если вы родитель впечатлительного чада, чье настроение меняется, как погода в мае.

Хуже, если причина — постоянные подколки и издевки со стороны лидера отряда. Групповые насмешки или бойкот. Порча вещей. Или, что совсем плохо, жестокость и грубость вожатого.

Концентрируйтесь не на эмоциях, а на фактах: что, собственно, происходит.

Не даем нереальных советов

Не даем нереальных советов

Вот эти вот все «не будь тряпкой, покажи, кто ты есть», или «подойди и врежь ему по- мужски», или «отвечай остроумно и жестко» совсем не работают. Это как курсы по развитию чувства юмора — учить можно, научить нельзя. Если бы ребенок был способен на резкий ответ или удар, он бы давно использовал это.

А раз не использовал, значит, не может. Ваши советы только заставят его острее почувствовать собственную неполноценность. А могут даже привести к вранью. Если суровый папа говорит: «Будь мужиком, ты же мой сын, сделай так, чтобы я не стыдился», то как признаться ему, что ты не смог? И ребенок будет сочинять оптимистичные истории и считать дни до конца смены.

Несколько иное дело, если ребенок в принципе умеет драться, но перед лагерем вы строго наставляли этого не делать; возможно, ему требуется ваше разрешение на самооборону. В этом случае (как, впрочем, и в остальных), если конфликт реально существует, вам пора выносить проблему на обсуждение. Вам, а не ребенку!

Связываемся со взрослыми

Связываемся со взрослыми

Это очень важное условие. Конфликты в лагере отличаются от таких же стычек в школе или дворе. Отсутствие родителей меняет детей, создает ощущение безнаказанности. И задача хороших вожатых и инструкторов — отслеживать настроение детей и контролировать обстановку. Но даже самые хорошие вожатые не способны увидеть все. А не самые хорошие предпочитают закрывать на это глаза. И когда заплаканный ребенок среди ночи попытается уйти домой пешком, все разведут руками: ну кто ж знал? Надо же, а мы и не замечали!

Другое дело, если был сигнал от родителей, то есть от вас. Конкретный и четкий: моему ребенку объявили бойкот! У моего сына отбирают и портят вещи! Тут уже сложно сказать: «А кто же знал?». Знали, слышали, были предупреждены.

Сказать мало, задайте вожатому вопрос: что он будет делать, как станет разрешать ситуацию. И перечитайте свой договор и правила поведения в лагере (их обычно выдают под подпись при оформлении путевки) — там прописаны нарушения, за которые должны исключать: напомните об этом вожатым. Не найдете понимания — изложите свои претензии на бумаге и вручите администрации лагеря. Параллельно можете их же опубликовать на сайте лагеря.

Собственно, потому в лагерях, у которых есть сайты, обычно не бывает буллинга: администрация очень следит за репутацией.

Что делать, если ребёнок плачет в летнем лагере и просится домой?

Ребёнок не поладил с другими детьми в летнем лагере или просто очень скучает по дому — распространённый родительский страх. Одни считают, что в такой ситуации лучше забрать его домой, другие — что так закаляется характер. Психолог Юлия Старостина объясняет, на что обратить внимание родителям, когда они решают, что делать.

Вопрос. Отправила ребёнка в лагерь на лето. Он плачет, когда звонит мне, жалуется, что его бьют дети старше на год-два. Вожатая подтвердила, что другие ребята его недолюбливают, но, по её словам, это пройдёт. Как помочь сыну и успокоиться самой?

Ответ. В первую очередь постарайтесь успокоиться: решения, принятые сгоряча, редко бывают правильными. Постарайтесь взвесить все варианты, а потом уже действовать. Я бы обратила внимание на следующие факторы:

1. Возраст ребёнка. Чем младше ребёнок, тем с большей вероятностью родителям придётся отправиться в лагерь и на месте разобраться, в чём дело. У маленьких детей меньше опыта взаимодействия с другими детьми, меньше сформированных стратегий поведения. Он рассчитывает на родительскую поддержку, которую бывает трудно дать дистанционно.

2. Опыт посещения детского лагеря. Если ребёнок приехал в первый раз, вероятно, ему действительно, как говорит вожатая, нужно время на адаптацию. Неважно, сколько ему лет. Если это уже не первый опыт ребёнка в детском лагере и на этот раз он настаивает, чтобы его забрали, стоит навестить его и разобраться, что случилось, на месте.

3. Личность ребёнка, желание поехать в лагерь. Если ребёнок тревожный, мнительный, испытывает трудности в общении, а инициатива поехать в лагерь принадлежала родителям, то, возможно, его правда нужно забрать домой. Возможно, у ребёнка есть конкурирующие интересы и он просто не хочет проводить лето в лагере.

4. Репутация лагеря, доверие к вожатым. Когда родители выбирали лагерь, наверное, они ориентировались на отзывы и рекомендации. Могут ли они сейчас поверить словам вожатой? Не возникает ли у них сомнений в профессионализме сотрудников? Сделали ли они что-либо, чтобы успокоить ребёнка? Если ответ на все вопросы «да», то попробуйте договориться с ребёнком о контрольном звонке через день или два. Возможно, к тому времени ситуация разрешится. Если нет, возможно, стоит перевести ребёнка в другой отряд или забрать домой.

Родители точно знают ребёнка лучше, чем вожатая. Поэтому проанализируйте, как именно он сказал вам, что хочет уехать. Был он расстроен, взволнован или в истерике? Говорил ли, что ему понравилось в лагере? Нашёл ли он с кем-то общий язык? Как к нему относятся вожатые, а он к ним? Принимать решение стоит, только проанализировав всю информацию.

Помните: в лагере ребёнку не должно быть некомфортно. Никто не может его бить или унижать, и вы имеете право защищать его.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Назад, скорей, назад!

Когда я приехал в летний лагерь, то первым и последним, что я себе сказал, было — я хочу назад! К маме, которая готовит на завтрак вкусный кофе с молоком. К бабушке, которая печёт по выходным лимонные булочки. К моим друзьям, с которыми можно сколько угодно бегать и болтать безо всяких вожатых и, уж конечно, без тихого часа. И хотя, спустя две недели, я приспособился к лагерному режиму и даже подружился с тамошними беспризорными котами, мне всё равно хотелось домой. Не то чтобы я думал, будто там лучше, но просто я скучал, и всё, оставленное позади, казалось мне грустным и добрым, почти недостижимым в тот момент.


По вечерам, когда я ложился спать, я представлял себе наш туалет. Я мечтал о нашем туалете. Ну, о том, который дома. Потому что в лагере туалет стоял на улице, и, чтобы до него дойти, надо было вставать, одеваться, пробираться по темноте на улицу. И вообще, там противно пахло, не было туалетной бумаги, и водились мокрицы.

Ещё я представлял свою любимую лампу — для чтения в кровати. Это лампа на ножке, её можно вертеть как угодно, чтобы свет падал именно туда, куда надо.
И ещё я вспоминал свою кровать, которая не скрипит от каждого движения и… тут я обычно засыпал.
Так я прожил целый месяц, закрашивая на календаре дни до возвращения домой. Но когда, наконец, настала нужная дата, и я приехал домой, то — первым и последним, что я себе сказал, было — я хочу назад!

Я ходил вокруг да около, я боялся признаться себе в столь ужасной мысли, я лавировал, пытаясь её обогнуть, обойти, проскочить на красный свет, обыграть в сухую — всё напрасно. После нескольких неудачных попыток я понял окончательно и бесповоротно: я хочу в лагерь.

Ложась спать, я представлял себе чистое небо и летний воздух, я вспоминал, как смешно, словно в ритме джаза, кукует лагерная кукушка: ку, ку, кУку, ку, ку, кУку, — как пахнет с утра трава перед покосившимся сараем с велосипедами, и как я ложусь в скрипучую постель такой уставший, что засыпаю, не в силах прочитать ни строчки.

Всё то, о чём я мечтал в лагере, теперь, дома, казалось совершенно ничтожным и ненужным. Я не мог понять, почему так торопился домой, и почему, покинув лагерь, заново его полюбил. Полюбил со всеми недостатками, серьёзно! Даже туалет на улице!
— Не понимаю, как это работает? — спрашивал Валя, наморщив лоб, словно семидесятилетний старик.
— Ну, просто, когда я там, я хочу назад, но когда я тут, то хочу назад! — кричал я, размахивая руками.
— То есть, когда ты там, ты хочешь сюда, и когда ты тут, то хочешь… тоже сюда?
— Нет, нет, нет, ты не понял, я хочу туда!
— Ты хочешь туда? Но ты же сказал, что там ты хотел сюда?
— Я хотел сюда, когда был там, а теперь хочу туда!
— А-а-а-а-а! — Валя улыбнулся, и вдруг его лицо снова сделалось озабоченным. — Нет, я не понимаю.

Я тоже не понимал. В и была вся загвоздка. И чтобы разобраться, мне нужен был второй шанс. Я должен был прочитать задачку снова и снова её решить — сколько бы времени на это ни потребовалось. Меня вовсе не радовала перспектива всю оставшуюся жизнь курсировать между домом и лагерем, домом и другим городом, домом и другими странами, домом и целым миром — наслаждаясь счастливыми моментами лишь в дороге, когда я еду, но ещё не приехал, когда я скоро буду , но пока ещё нигде.

— Хорошо там, где нас нет, малыш, это всякий взрослый человек знает, — смеялся папа, стараясь меня утешить.
— Не забивай ребёнку голову, пусть себе скучает по лагерю, потом опять поедет, — говорила мама.
Прошло несколько месяцев, и на зимних каникулах я попросил родителей отправить меня в лыжный лагерь. На самом деле, лагерь был тот же самый, что и раньше, только зимой он назывался — лыжный лагерь.

Я собрал свой огромный рюкзак, до отказа набил его конфетами и чипсами (чтобы хрумкать ночью, пока вожатая спит), подготовил ноздри, глаза и уши, полные надежды на летний воздух и кукуканье кукушки, сел в поезд, и… О кошмар! О ужас! Я не предвидел самого страшного — того, что зимой лагерь выглядит совершенно иначе! Никаких зелёных листьев, никаких ночных прогулок в туалет — оказалось, что зимой всем раздают ночные горшки! — никаких песен под ёлкой, и ни одного, даже маленького, вот такусенького «».

На второй день лагерной жизни я с прискорбием признался себе в том, что — тут я глубоко вздыхаю, хватаясь за голову, — в том, что… я хочу назад. Понятное дело, возвратиться сразу мне никто не позволил, и я провёл в лыжном лагере, как и положено, две недели. Две недели: , , — две недели я следил за стрелкой часов, в ожидании, что она, в конце концов, сделает остановку на станции «мой дом».

В этот раз к дому я подъезжал с опаской. Затаив дыхание, я пытался подготовить себя к правильным мыслям, но точно знал, что от меня ничего не зависит. Либо я снова заскучаю по лагерю, либо нет.
— Это было странно, особенно после блина с вареньем, — неспешно рассказывал я Вале.
— С каким вареньем? — заинтересовался Валя.
— Речь не о варенье! А обо мне! После блина с вареньем я понял, что хочу назад.
— Но ты же говорил, лыжный лагерь тебе не понравился, и ты хотел назад домой?
— Ага. А теперь хочу назад.
— В лыжный лагерь?

Я задумался. Не в лыжный лагерь. Я хотел назад в летний лагерь, туда, где я был таким счастливым, и туда, куда невозможно было возвратиться. Теперь я знал наверняка, что нельзя возвратиться в одно место дважды, потому что и место, и ты сам за время разлуки меняются. Но я также знал, что счастливое место — это не место, где тебя нет, а место, где ты был.

Ребенок скучает по дому в лагере. Как быть родителям

Период летних каникул для многих детей знаменуется ярким и запоминающимся событием – поездка в летний лагерь! Для кого-то это первая поездка, кто-то уже ездил не раз. Но волнение и приятное ожидание дня начала лагеря присутствует в душе каждого ребенка.

Так почему же дети, приезжая в лагерь, начинают скучать и тосковать по дому? Даже те, кто уже побывал в лагере не раз?

Как правило, дети тоскуют и по родителям, и по друзьям, и привычному распорядку дня, где все понятно и привычно. В лагере же все иначе: есть распорядок дня, соседи по комнате, все новое и непривычное. Для ребенка это стресс, пусть и в лагерь едет уже третий или пятый раз. Отсюда и тяга вернуться домой, которая может сопровождать ребенка в первые дни лагеря.

В некоторых случаях дети плюс ко всему ссорятся, а вожатые могут совсем не понравиться. И домой хочется еще больше, о чем дети торопятся сообщить родителям.

На родительских тренингах зачастую родители спрашивают, как им быть, если ребенок звонит домой и говорит, что скучает и хочет вернуться домой.

В самую первую очередь послушайте его, дайте ему высказаться, а может даже и выплакаться. Стыдить и упоминать о его желании поехать в лагерь не надо. А после узнайте у ребенка причины его желания вернуться домой. Если ребенок не может дать внятного ответа, то скорей всего он и сам не понимает почему так. В этом случае поддержите его, спросите кто из ребят ему интересен, с кем он подружился, какие интересные занятия были и что ему запомнилось больше всего. не мешает узнать, что не нравится ребенку: с кем из ребят дружбы нет, а какие занятия его не интересуют. В таком ненавязчивом разговоре родители скорее узнать, с чем связана тоска ребенка по дому: просто эмоции или есть объективные причины. Если причины для беспокойства все же есть, то предложите ребенку обратиться к вожатым – они обязательно помогут ребенка справиться с ситуацией.

Если же ребенок просто привыкает и адаптируется, то родители также могут связаться с вожатыми и попросить их поддержать ребенка. Наш педагогический опытный и всегда найдет подход к каждому ребенку. на следующий день родители могут перезвонить вожатым и уточнить состояние ребенка.

Бывает так, что дети очень просятся домой, особенно домашние и привязанные к родителям дети. Мы на наших родительских тренингах предлагаем родителям все же удержаться от первого порыва забрать расстроенного ребенка из лагеря. Для начала можно попробовать заинтересовать ребенка предстоящими событиями: поход в лес с ночевкой, тренинг с психологами или же веселая дискотека.

Если на следующий день ребенок весел и доволен, а домой уже и забыл проситься, то сложный период позади, теперь он будет наслаждаться лагерем и общением с новыми друзьями.

Бывают случае, что ребенок все равно настойчиво просится домой. Это говорит о том, что ребенок не готов к лагерю и его нужно забирать домой.

Такое чаще всего происходит, когда ребенок едет в лагерь первый раз. И здесь уже расстраиваются все: родители, что потратили деньги на дорогу и лагерь, что столько ушло нервов своих и ребенка, а говорить о чувствах ребенка будет лишним – они итак понятны.

Как же понять родителю, можно ли отправлять ребенка в лагерь или еще рано?

Помочь узнать ответ на этот вопрос могут некоторые простые и нехитрые действия. Отпустить ребенка с ночевкой к другу, которому доверяют родители и хорошо общается ребенок. Если он не сможет уснуть и будет звонить каждый час, то отпускать его в лагерь еще рано.

Предположим, что ночевка прошла успешно, а сомнения еще есть, то можно смело отправлять ребенка в лагерь выходного дня. Там уже обстановка настоящего лагеря, два дня ребенок будет в новых условиях. И то как он справится с этим событием будет показателем его готовности к летнему лагерю.

Однако, как уже было сказано, по дому скучают все дети: и те, кто едет уже не первый раз, и те, для кого летний лагерь в новинку. Но это не значит, что этот период нельзя смягчить, вот лишь несколько рекомендаций, как помочь ребенку справиться с тоской по дому:

Не показывать ребенку свою тревогу и волнение, наоборот, больше позитива и энтузиазма от родителей;

Положите в сумку ребенка дорогой его душе предмет из дома: это может игрушка или книга. Так, он сможет чувствовать себя в безопасности, а частичка родного дома всегда будет с ним;

Узнайте у вожатых заранее примерный режим дня и ознакомьте с ним ребенка. Тогда и шока будет меньше, ведь ребенок будет понимать, к чему ему готовиться и что ждать;

Договоритесь с ребенком, что он будет подходить к вожатым в случае вопросов или проблемных ситуаций;

Дайте ребенку с собой календарь, где он мы мог зачеркивать каждый прожитый день в лагере и считать дни до возвращения домой (как правило, сначала дети очень радуются, что прошел еще один день, а потом грустят, что дней в лагере остается все меньше и меньше);

Договоритесь, что будете созваниваться каждый день в отведенное для этого время.

Лагерь – это большое событие в жизни ребенка. Именно там он учится самостоятельности, ответственности и общению с другими людьми. А во взрослой жизни становится одним из самых теплых и счастливых воспоминаний о детстве!

Ребенок в лагере: спокойствие, только спокойствие!

Лето, каникулы, детский лагерь… Почему эта цепочка слов не у всех вызывает положительные эмоции? Чего боятся дети, о чем беспокоятся родители и как справиться с этими переживаниями, чтобы отдых в лагере удался на славу? С этими вопросами Кидпассаж обратился к преподавателю, методисту, организатору и директору детских лагерей Даше Ефименко.

– Даша, полезно ли детям отдыхать в компании сверстников?

Дети в повседневной жизни много времени проводят в компании сверстников. И это очень важно, поскольку для детей сверстник – это тот, кто на «его волне», кто способен понять, поддержать, принять, посодействовать.

Но общение в школе или секции со временем приобретает некую накатанную систему, рамки и привычность, вырабатывает особый стиль поведения и реакций, а поэтому не дает возможности развивать коммуникабельность, мешает ребенку понять свои особенности, социально адаптироваться вне системы. Лагерь же, напротив, содействует всему этому.

  • Общение с незнакомыми ребятами в неформальной обстановке лагеря дает возможность развивать умение знакомиться, общаться.
  • В лагере есть возможность коммуникаций со старшими людьми (вожатыми) вне рамок привычного системного поведения.
  • Лагерь – это место, где ребенка мало кто знает, что позволяет ему быть самим собой, не играть «прилежного ученика», «хулигана» или другие социальные роли; это дает прекрасную возможность проявить собственные достоинства и заработать авторитет среди сверстников.
  • Жизнь в лагере учит самостоятельности не только в бытовом отношении, но и в эмоциональном (самостоятельность принятия решений).

– Есть ли минусы отдыха в детских лагерях?

Весьма сложный вопрос. Лагеря разные, дети разные, подходы к ним разные, соответственно, плюсы и минусы лагерей в каждом конкретном случае – разные.

С точки зрения методиста, лагерь способен как мотивировать к развитию, так и демотивировать, как развивать навыки и умения, так и подавить желание к их развитию, как благоприятствовать личностному росту, так и мешать…И если о плюсах можно рассуждать в целом (о чем и написано выше), то о конкретных минусах можно говорить исключительно для каждого отдельно взятого лагеря.

Тут, скорее, нужно помнить о двух эмоционально напряженных моментах, которые могут вызвать у ребенка дискомфорт и неприятные переживания. Это два обязательных в любом лагере события – заезд и разъезд.

Это время знакомства и первой встречи, которые по-разному переносятся детьми, и время прощания – расставание с новыми друзьями, понимание, что отдых закончился и пора возвращаться к привычным делам.

Замечу, что лагерь – это процесс в процессе. То есть каждый участник лагеря как процесса переживает параллельно свой собственный внутренний процесс, и в этом случае лагерь способен вызвать самые разные реакции, которые, в свою очередь, зависят исключительно от индивидуальных особенностей ребенка.

– Как выбрать лагерь для ребенка?

Сейчас существует невероятное разнообразие лагерей, что, с одной стороны, дает возможность выбирать, а с другой стороны, весьма усложняет процесс принятия решения. Кроме того, немаловажный момент – это цена отдыха, на которую влияет время, место, состав сотрудников и их опыт, программа и динамика лагеря, наличие или отсутствие экскурсий, творческая составляющая и т. д.

– Даша, что надо учесть родителям для отправки детей в летний лагерь?

Поскольку я не только сотрудник различных лагерей, но и мать 11-летнего ребенка, дам несколько рекомендаций именно как мама.

  1. Не стоит выбирать лагерь подешевле. Относительно дешевы муниципальные лагеря, в которых работают студенты педагогических вузов, то есть – та же система, что и в школе. В таких лагерях обычно нет ни канцтоваров, ни аппаратуры, ни материалов для творчества. Кроме того, стоит задуматься о заинтересованности самого вожатого мотивировать и увлекать детей при низкой зарплате. Профессиональные тренеры и вожатые, подкованные в системе неформального образования, стоят недешево.
  2. Не стоит навязывать ребенку «свой выбор», «свой несостоявшийся лагерь», «свое место, где ты не был». Постарайтесь выбрать лагерь с учетом увлечений ребенка. Бесполезно отправлять дитя с математическим складом ума в лагерь, например, творческого направления. Детям-спортсменам, музыкантам подойдут профильные детские лагеря.
  3. Не стоит опираться исключительно на чужие рекомендации и отзывы – важнее, чтобы ваш ребенок был заинтересован предложением. Лучше заранее попросить у организаторов программу лагеря и ознакомить с ней ребенка, чтобы точно знать, будут дети клеить поделки или лазать по горам.
  4. Обязательно узнайте о составе сотрудников и их опыте работы – очень часто дети едут в лагерь потому, что там будет «классный вожатый». Также в лагере обязательно наличие врача и очень желательно наличие психолога.
  5. Если ребенок едет впервые, предпочтите лагерь, в котором будут отдыхать приятели вашего ребенка.
  6. Место, конечно, играет важную роль… для родителя. Для ребенка место или не важно, или круто (заграница, например). Поэтому тут можно выбирать исходя из цели. Чтобы оздоровить чадо, выбирайте хорошие детские лагеря на море. Заграничные языковые лагеря хороши, если ребенок стремится выучить иностранный язык.

– В каком возрасте отправлять ребенка в лагерь?

На вопрос, с какого возраста отправлять ребенка в лагерь, нет однозначного ответа. Я работала в лагере, где отдыхали дети 6-10 лет, не раз организовывала лагерь для подростков летом. И за 16 лет из лагеря пожелали уехать только 2 человека. Понять, готов ли ребенок, почти невозможно, пока не попробуешь.

– Можно ли подготовить ребенка к лагерю?

Главная рекомендация – не надо усиленно готовить ребенка. Зачастую ребенок и так готов. Вот родитель – не всегда готов, поэтому начинает перекладывать на ребенка свои страхи, готовя к тому, чего может и не быть, вызывая при этом у ребенка лишние опасения и переживания.

Еще одна ошибка, которую часто делают родители, – успокаивают переживания ребенка и свои собственные неправдивыми фактами, что впоследствии влечет разочарование и возмущение.

Ребенок должен понимать, что есть формат лагеря, есть порядок, под который нужно подстроиться – при таком понимании адаптация ребенка в лагере проходит успешно.

– Как морально подготовить ребенка к поездке?

Для ребенка поездка в лагерь – это приключение, некое рисковое предприятие. Это чувство эйфории. И если он на него соглашается, значит, он готов к поездке. Когда родитель начинает «разъяснительную работу», вкус приключения теряется, и ребенку уже не так интересно.

Для хорошего отдыха в лагере дети должны уметь за собой ухаживать, знать, как вести себя в общественных местах и в транспорте. Напомните ребенку, что у него есть возможность завести новых друзей, весело и с пользой провести время, а как он этим воспользуется, зависит от него. Сообщите, что в случае трудностей он может обратиться к вожатым или к врачу.

– Родителям и самим надо побороть беспокойство, связанное с отъездом ребенка.

Чтобы не волноваться чрезмерно, научитесь доверять своему ребенку и верить в него! Не нужно также переоценивать то, что почти каждый ребенок в лагере скучает по родителям –это редко бывает сильнее, чем положительные эмоции от самостоятельного отдыха.

Если страх перед отъездом ребенка велик, попробуйте отдать ребенка в лагерь дневного пребывания. Так вы будете ежедневно наблюдать за сменой настроения своей кровинушки и убедитесь, что дитя способно адаптироваться в новом обществе.

Городские лагеря дневного пребывания помогают понять, насколько ребенок готов оторваться на время от родителей.

– Стоит ли отправлять ребенка в лагерь, если он не хочет?

Данные случаи весьма индивидуальны. Часто ребенок не хочет в лагерь, пока не сядет в поезд и не помашет маме рукой. И все – мама забыта, и ребенок удивляется, встретив ее в родительский день в лагере.

Прежде чем принимать решение удовлетворять нехотение ребенка, стоит узнать причину его нежеланий и поговорить о ней. Успокоить страхи и переживания. Настроить на волну приключений, познаний, заинтересовать. К тому же задача адаптации детей ложится и на организаторов лагеря.

Хорошо, если перед лагерем проводятся анкетирования детей и родителей, чтобы лучше узнать и понять ребенка, знать, как с ним работать. Лучшие детские летние лагеря имеют в штате психолога и методиста, которые помогут особо чувствительным детям пережить период адаптации. Именно они лучше всего знают, что делать, если ребенок плачет в лагере.

– Трудный возраст: что дает лагерь подросткам?

Система неформального образования не использует понятие «трудный возраст». Летние подростковые лагеря с продуманной программой и правильно подобранными методиками дают детям прекрасную возможность осознать собственную уникальность, на равных взаимодействовать с другими ребятами и вожатыми, проявить инициативу и раскрыть свои таланты, самореализоваться и самоутвердиться, развить самостоятельность и ответственность за принятие решений.

Но поскольку подростки остро осознают оторванность от привычной системы, образа жизни и факт попадания в новую среду, им требуется особое внимание и поддержка от вожатого, правильно подобранная группа, особый подход и методика в соблюдении правил. По-моему, лагеря для подростков очень полезны, но подбирать их стоит весьма тщательно.

Мы благодарим Дашу за полезные ответы и рекомендации, а тем родителям, которые еще не определились с выбором детского лагеря, предлагаем заглянуть в нашу коллекцию лагерей со всего мира.

Читайте так же:

  • Что делать если не заходит в контакт и пишет что Не заходит Вконтакте, что делать? Не открывается Вконтакте — как быть? Аккаунт вконтакте заблокирован и будет удален Что делать, если не заходит вконтакте, взломали одноклассники и […]
  • Что делать если из десен идет гной ГБУЗ «ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН ДЗМ» Запись на прием к врачу по полису ОМС через регистратуру или по тел.: 8(495) 954-64-11 8(495) 952-75-64 Запись в платное отделение: […]
  • Добрые традиции мыло производитель Туристические бренды города Началом промышленности города принято считать мыловаренное производство, первое упоминание о котором относится к 1623 году. В Шуе располагались […]
  • Как в истории германии называется период 1919-1933 Веймарская Германия не имела альтернативы Версальскому миру В этот день ровно 95 лет назад - в 1919 году - в Национальном театре города Веймар (Германия) открылось первое заседание […]
  • Гофман мода и обычаи 95. 02. 036. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения - М. : Наука, 1994. - 160 с Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология» Похожие темы […]
  • Что делать если после родов мучает запор Как лечить запор после родов По своей природе беременность и роды — это сложные жизненные этапы, во время которых женскому организму приходится сталкиваться с большими нагрузками и разными […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *