АС пушкин приметы я ехал к вам

муз. И. Шварц, сл. А.С. Пушкин, исп. Валентин Ермаков — романс «Я ехал к Вам. » из к/ф «Станционный смотритель»

Текст песни муз. И. Шварц, сл. А.С. Пушкин, исп. Валентин Ермаков — романс «Я ехал к Вам. » из к/ф «Станционный смотритель»

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны.
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Другие песни исполнителя

Песня Исполнитель Время

Слова и текст песни муз. И. Шварц, сл. А.С. Пушкин, исп. Валентин Ермаков романс «Я ехал к Вам. » из к/ф «Станционный смотритель» предоставлены сайтом Megalyrics.ru. Текст муз. И. Шварц, сл. А.С. Пушкин, исп. Валентин Ермаков романс «Я ехал к Вам. » из к/ф «Станционный смотритель» найден в открытых источниках или добавлен нашими пользователями.

Использование и размещение перевода возможно исключиетльно при указании ссылки на megalyrics.ru

Слушать онлайн муз. И. Шварц, сл. А.С. Пушкин, исп. Валентин Ермаков романс «Я ехал к Вам. » из к/ф «Станционный смотритель» на Megalyrics — легко и просто. Просто нажмите кнопку play вверху страницы. Чтобы добавить в плейлист, нажмите на плюс около кнопки плей. В правой части страницы расположен клип, а также код для вставки в блог.

«Приметы (Я ехал к вам: живые сны…)» А. Пушкин

«Приметы» Александр Пушкин

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Анализ стихотворения Пушкина «Приметы»

Историю создания произведения, датированного 1829 г., связывают с двумя дамами, состоявшими в родстве и носившими одинаковое имя — Анна. Генеральша Керн оставила воспоминания, в которых «Приметы» представлены как экспромт, появившийся у Пушкина по дороге в имение, где она гостила. Этот же творение поэт записал в альбом Олениной, взгляд которой напоминал ему «ангела Рафаэля».

Антитеза, охватывающая два первых катрена, задается разнонаправленным вектором движения героя. В первом случае он приближается к возлюбленной. Приподнятое романтическое настроение определяет соответствующая лексика, задействованная в тропах: «живые сны», «игривой», «бег ретивый». Во втором четверостишии лирический субъект удаляется от адресата. Состояние печали, вызванное расставанием, передают лексемы «грустно» и «уныло».

Содержание третьего катрена представляет собой обобщение, подытоживающее наблюдения героя-поэта. Первое двустишие определяет «мечтанье вечное» в тишине как условие и метод успешного творческого процесса. Финальные строки провозглашают созвучие «суеверных примет» с внутренним состоянием тех, чья душа наделена воображением. В завершающем эпизоде вновь возникает перекличка с онегинскими мотивами: романтичную Татьяну беспокоят приметы, рождая «предчувствия» — радостные, печальные или ужасающие.

Стихотворение отличается стройной композицией и особой напевностью, поэтому поэтический текст известен в форме романса. Положенный на музыку Шварцем, он звучит в фильме Соловьева «Станционный смотритель», входит в репертуар современных исполнителей, привносящих оригинальные оттенки смысла в пушкинские строки.

Анализ стихотворения Пушкина Приметы

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окны град — а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокой злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу
И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Я ехал прочь: иные сны.
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Листая томик Пушкина (по стихотворению «Приметы»)

Я считала, что такой великий поэт, каким является Александр Сергеевич Пушкин, может описывать в своих стихах только значительные события и размышлять только о возвышенном. Что вообще поэзия предназначена для того, чтобы воспевать неземные чувства, всепоглащающие любовь и страсть.

Однажды я уселась с томиком стихов Пушкина на диван и стала его перелистывать. Сколько же он всего написал! Даже не верится, что поэт прожил всего 37 лет. Тут и сказки, и поэмы, и повести, и романы. Я решила, что обязательно прочту всего Пушкина, а начинать нужно с коротких стихотворений. Из того, что удалось прочесть в этот день, мне почему-то запомнилось стихотворение «Приметы». Я даже переписала его для мамы, которая после смерти бабушки стала увлекаться посадками на нашем дачном участке.

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие Леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Так, если лебеди на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,

Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

Иль бьющий в окны град — а ранний селянин,

Готовясь уж косить высокий злак долин,

Услыша бури шум, не выдит на работу

И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Мама похвалила меня и сказала, что такое стихотворение Пушкина она не знала. И что «завтра сонных дев разбудит дождь ревучий» — это про меня. А мне кажется, что все это стихотворение написано про меня и для меня. Какое-то оно уютное, красивое: так и видишь этих «лебедей на лоне тихих вод», и веришь, что «майские дожди — младых полей отрада», и радуешься, что пора косить «высокий злак долин». Это стихотворение навевает мирное домашнее настроение, которое и омрачается-то лишь «мразов ранний хлад» иль «бьющий в окны град», а чтобы не случилось чего-то неприятного или непредвиденного нужно стараться «наблюдать различные приметы». Меня завораживает пушкинский язык, когда вместо привычного слова «годы» он пишет «леты», вместо «морозы» — «мразы», вместо «выйдет» — «выдит». Возможно, в этом и заключается талант поэта — уметь увидеть за обыденными явлениями природы что-то особенное, наполняющее душу чувством приближающегося праздника, научить читателя это чувствовать.

Рекомендуется к прочтению:

«Приметы (Старайся наблюдать различные приметы…)» А.Пушкин

«Приметы» Александр Пушкин

Анализ стихотворения Пушкина «Приметы»

Произведение, созданное в конце 1821 г. было включено автором в цикл «Подражания древним», замысел о котором возник во время южной ссылки. Интерес к античной поэзии, с детства знакомой Пушкину во французских переводах, подогрело знакомство с поэтическим наследием Андре Шенье, виртуозного интерпретатора наследия древних авторов. Французский «певец любви, дубрав и мира» натолкнул Пушкина на поиски образцов новых стихотворных форм в античных источниках. Следуя за Шенье, поэт определяет пластику и гармонию как основы поэтики своих «Подражаний».

Автор не ограничивается заимствованием образов и сюжетов: он вводит в стихотворный текст и подвергает переосмыслению античные традиции в изображении пейзажа, которые получают оригинальное развитие в русской лирике.

Стихотворение начинается с общего назидания, указывающего на ценность наблюдения за народными приметами. Отвлеченную мысль иллюстрируют образы пастуха и земледельца — людей, которые обладают умением с «младенческих лет» точно «предречь» погоду. Перечисляются разнообразные варианты прогнозов: ветер и солнце, дождь и первые морозы.

Два погодных наблюдения, благодаря которым можно с вечера определить завтрашний день, толкуются подробно. Первое касается крика лебедей, второе — захода солнца. Стихотворение завершается изображением непогоды, вносящей паузу в уборочные работы.

Опоэтизированные картины сельской жизни представляют простой, но счастливый быт, который исполнен мудрости и глубокого понимания законов природы. Особенности жанра идиллии определяют стилевой колорит «Примет»: артистичность и прозрачность художественной манеры, возвышенность образов и тропов, обилие книжной лексики. Стоячая озерная вода именуется «лоном тихих вод», молодые крестьянки — «сонными девами», а засеянное поле — «высоким злаком долин». Стихотворный текст насыщен сжатыми лаконичными образами, решенными в спокойном радостном тоне. Нередко встречаются перечисления разнообразных погодных явлений и характеристик «поселян», которые слагают выразительную и умиротворяющую модель идеального мира.

Как большинство произведений цикла, «Приметы» написаны александрийским стихом, основу которого составляет шестистопная ямбическая строка, необычно длинная для современного читателя. Подобный размер придает особую торжественность и сдержанную размеренность поэтической речи.

«Приметы (Я ехал к вам: живые сны…)» А.Пушкин

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Историю создания произведения, датированного 1829 г. связывают с двумя дамами, состоявшими в родстве и носившими одинаковое имя — Анна. Генеральша Керн оставила воспоминания, в которых «Приметы» представлены как экспромт, появившийся у Пушкина по дороге в имение, где она гостила. Этот же творение поэт записал в альбом Олениной, взгляд которой напоминал ему «ангела Рафаэля».

Месяц, который «сопровождает» героя в пути подобно верному другу, является индикатором эмоций лирического «я». Ключевое значение приобретает позиция светила по отношению к ездоку — правая или левая. Варианты расположения трактуются в соответствии с народными представлениями о правой стороне, приносящей успех и счастье, и левой, обещающей неудачу, убытки и даже горести. Автор, внимательно относившийся к приметам и предсказаниям, склонен был принимать суеверия всерьез. Показательно, что любимая пушкинская героиня, онегинская Татьяна, в числе прочего верит «предсказаниям луны». Образ месяца, смысловые доминанты которого задаются фольклорными источниками, служит и художественным целям, раскрывая перемены душевного состояния влюбленного.

Приметы
Стихотворение Александра Пушкина

Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой, И месяц с правой стороны Сопровождал мой бег ретивый. Я ехал прочь: иные сны. Душе влюбленной грустно было; И месяц с левой стороны Сопровождал меня уныло. Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты; Так суеверные приметы Согласны с чувствами души.

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

Другие стихи Александра Пушкина

Слушать стихотворение Пушкина Приметы

Станционный смотритель (1972)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

новое сообщение

отзывы

№74 Nefela
. «Крайне важным для понимания «Станционного смотрителя» является метасюжет о блудном сыне, введенный в произведение через образы немецких картинок, висящих в доме Самсона Вырина.
. используя в тексте произведения притчу о блудном сыне, А.С. Пушкин . ввел события повести в контекст вечности. »
Золотухина О.Ю. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» в православном контексте русской литературы.

«Рассказ о приезде Дуни и ее покаянном плаче на могиле отца развязывает сюжет повести и окончательно смыкает его с сюжетом о блудном сыне.»
А.Архангельский. «Герои Пушкина».

Толкователи Пушкина, трактующие его произведения то в угоду православию (сейчас очень модно любую строку притягивать к религии), то с учетом определенной позиции толкователя, для меня не являются авторитетами. Тем более, если посмотреть на описание интерьеров и предметов их наполняющих во всех произведениях Пушкина. Если следовать логике названных вами авторов, то Онегин должен был стать законченным светским щеголем, легкомысленным завсегдатаем гостиных и театрального закулисья, но никак не придти к декабристскому движению. А «Капитанская дочка» должна была бы рассматриваться как повесть о капитане Миронове и желании его семьи найти жениха своей дочери.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».
«На стене висели два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой — молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах. По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия . «

АС пушкин приметы я ехал к вам

Войти

РЕТРО-МУЗЫКА. ПАМЯТИ ПУШКИНА: РОМАНС «Я ЕХАЛ К ВАМ»

Из кинофильма «Станционный смотритель»

Музыка Исаака Шварца
Слова Александра Пушкина

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны.
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души,
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Поет Эдуард Хиль. У рояля И.Шварц. 1989 год

К 180-летней годовщины со дня гибели поэта мне захотелось посвятить его памяти и романсы.

И вот сегодня я представляю романс из фильма «Станционный смотритель», снятого Сергеем Соловьевым в 1972 году.

Музыку к словам Александра Сергеевича написал удивительный наш композитор Исаак Шварц. Про него должен быть составлен отдельный пост, так плодовит и так талантлив был этот композитор. Сегодня я только кратко пишу о его творчестве.

Поет Елена Камбурова

ИСААК ИОСИФОВИЧ ШВАРЦ ( 13 мая 1923-27 декабря 2009) — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии

Автор музыки к 35 спектаклям и 125 фильмам, а также симфонических произведений, двух балетов, двух квартетов, скрипичного концерта, кантат, романсов. Широкую популярность и признание получил как кинокомпозитор, чьи мелодии в романтических мелодрамах часто запоминались зрителям лучше, чем сами фильмы.

Олег Погудин

В 1958 году началась плодотворная деятельность Шварца в кинематографе, которая стала главной в его творчестве. Первые картины с его музыкой — «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент», «Балтийское небо».

Шварц является автором музыки к более чем 125 кинофильмам, среди которых есть признанные шедевры русского и мирового кинематографа. Наибольший успех сопутствовал композитору в фильмах Мотыля и Соловьёва. Излюбленным жанром Шварца были романтические мелодрамы.

Сам Шварц в финале карьеры кинокомпозитора своими любимыми работами называл музыку к фильмам «Станционный смотритель» и «Звезда пленительного счастья».

И в исполнении Сергея Безрукова

Мистические приметы Александра Сергеевича Пушкина

Всё в Пушкине — тайна. Жизнь динамична. Старая, еще сегодня непреложная истина завтра может оказаться отверженной и забытой, а суеверие и предрассудок недавнего прошлого откроются светом непререкаемой мудрости и поразят истоком древнего тайного знания.

Всюду- в переписке, в воспоминаниях современников, на протяжении всей жизни поэта встречались следы его суеверности. Вот дневниковое свидетельство 20-х годов М. П. Погодина: «…Говорили о приметах, предчувствиях, видениях и прочем. Веневитинов много рассказывал о суеверии Пушкина».


Царское село. Камеронова галерея.

П о воспоминаниям друга Пушкина- Владимира Даля: «Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался и в нём смыслу, будучи убеждён, что смысл в нём есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать». Его любимые герои, так же, как он, наделены всем, что было близко и знакомо ему самому. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

«Много говорили и писали о необычайном суеверии Пушкина. Я лично могу только подтвердить это, — утверждала жена Нащокина, — С ним и с моим мужем было сущее несчастие (Павел Воинович был не менее суеверен). У них существовало великое множество всяких примет. Часто случалось, что, собравшись ехать по какому-нибудь неотложному делу, они приказывали отпрягать тройку, уже поданную к подъезду, и откладывали необходимую поездку из-за того только, что кто-нибудь из домашних или прислуги вручал им какую-нибудь забытую вещь, вроде носового платка, часов и т.п. В этих случаях они ни шагу не делали из дома до тех пор, пока, по их мнению, не пройдёт определённый срок, за пределами которого зловещая примета теряла силу».


Пушкин — лицеист.

В другой раз А.С. Пушкин предложил проигравшему несколько раз в карты П.В. Нащокину «на счастье» свой бумажник. «И как раз Павел Воинович выиграл в этот вечер тысяч пять. Пушкин тогда сказал: «Пускай этот бумажник будет всегда счастьем для тебя»», — записала в свой дневник В. А. Нащокина.

«Да сделай одолжение: перешли мне мой опекунский билет, который оставил я в секретной твоей комоде; там же выронил я серебряную копеечку. Если и её найдешь, и её перешли. Ты их счастию не веруешь, а я верю». (Из письма А.С. Пушкина П.В. Нащокину 1832 г.)

Известно и особое отношение Пушкина к перстням- талисманам. Александру Пушкину подобный перстень был пода­рен графиней Елизаветой Воронцовой. Пушкин признавался, что верит в магические свойства своего талисмана, и считает, что перстень каким-то скрытым образом связан с его поэтическим даром (подробнее тут).


Прасковья Александровна Осипова с детьми в Тригорском весной 1813 года.

Всем близким к Пушкину известно странное происшествие в декабре 1825 года, которое спасло его от неминуемой большой беды. Известие о кончине Императора Александра Павловича и о происходивших вследствие оной колебаний по вопросу престолонаследия дошло до Михайловского около 10 декабря. Пушкину давно хотелось увидаться с его петербургскими приятелями. Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решил отправиться туда; но как быть? В гостинице остановиться нельзя – потребуют паспорт; у великосветских друзей тоже опасно – огласится тайный приезд ссыльного. Он положил заехать сперва на квартиру к Рылееву, который вёл жизнь не светскую, и от него запастись сведениями. Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с Тригорскими соседками. Но вот, на пути в Тригорское, заяц пробегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское – ещё заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой. Распоряжение поручается другому. Наконец, повозка заложена, трогаются от подъезда. Глядь! В воротах встречается священник, который шёл проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч – не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остаётся у себя в деревне.

«А вот каковы бы были последствия моей поездки, — прибавлял Пушкин. – Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером, чтобы не огласился слишком скоро мой приезд, и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом; вероятно, я забыл бы о Вейсгаупте, (белой голове), попал бы с прочими на Сенатскую площадь – и не сидел бы теперь с вами, мои милые!» (Сергей Соболевский. «Таинственные приметы в жизни Пушкина»)


Михайловское. Ссылка. Зима 1825 года.

Однако по воспоминаниям современников — Пушкин хоть и «сочувствовал», но на Сенатскую площадь не собирался, и даже не знал о восстании. Заяц трижды перебежал поэту дорогу, когда он решил выехать в Петербург уже после неудавшегося заговора.

«Вот однажды, под вечер, зимой — сидели мы все в зале, чуть ли не за чаем. Пушкин стоял у этой самой печки. Вдруг матушке докладывают, что приехал Арсений. У нас был, изволите видеть, человек Арсений — повар. Обыкновенно, каждую зиму посылали мы его с яблоками в Петербург; там эти яблоки и разную деревенскую провизию Арсений продавал и на вырученные деньги покупал сахар, чай, вино и т. п. нужные для деревни запасы. На этот раз он явился назад совершенно неожиданно: яблоки продал и деньги привёз, ничего на них не купив. Оказалось, что он в переполохе, приехал даже на почтовых. Что за оказия! Стали расспрашивать — Арсений рассказал, что в Петербурге бунт, что он страшно перепугался, всюду разъезды и караулы, насилу выбрался за заставу, нанял почтовых и поспешил в деревню.

Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. В этот вечер он был очень скучен, говорил кое-что о существовании тайного общества, но что именно — не помню. На другой день — слышим, Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад. Гораздо позднее мы узнали, что он отправился было в Петербург, но на пути заяц три раза перебегал ему дорогу, а при самом выезде из Михайловского Пушкину попалось навстречу духовное лицо. И кучер, и сам барин сочли это дурным предзнаменованием, Пушкин отложил свою поездку в Петербург, а между тем подоспело известие о начавшихся в столице арестах, что окончательно отбило в нём желание ехать туда». (Из рассказов о Пушкине, записанных М. И. Семевским).

«Пушкин сказывал, что в бытность свою в Михайловском, накануне казни пяти декабристов 13 июля 1826 года, ему приснилось, будто у него выпало пять зубов».
(Василий Щербаков «Заметки о Пушкине»)


Пушкин у моря.

У Пушкина имелся список «несчастливых дней»,сделанный собственноручно: «Оных дней в януарии семь: 1,2,6,7,11,12,20; в февруарии три: 11,17,18; в березове четыре: 1,14,24,25; в травине три: 1,17,18; в маие три: 1,6,26; в иунии один: 17; в иулии два: 17,21; в серпене два: 20,21; в септемвере два: 10,18; в октобрии три: 2,6,8; в ноевембрии два: 6,8; в декемврии три: 6,11,18». — полуславянское, полунемецкое написание месяцев свидетельствует о том, что это был давнишний список с какого- то астрологического календаря. Обнаружив в этом списке день своего рождения, 26 мая, Пушкин чрезвычайно расстроился. Теперь каждый раз, когда его одолевала «беспричинная» хандра, он жаловался близким: «Что же делать! Так уж мне народу написано: в несчастный день родиться. ».


Новое стихотворение.

А во время венчания в церкви с Натальей Николаевной Гончаровой, 18.02.1831 года, в Москве, он вдруг вспомнил, что нынче- один из трёх в этом месяце дней несчастий; было уже поздно: хор пел: «Исайя, ликуй!» Обряд венчания с прекрасной Натали сопровождался плохими приметами. Упали крест и Евангелие, когда по традиции обряда молодые обходили вокруг аналоя. Обручальное кольцо Пушкина упало на ковёр, а свеча в руке поэта потухла. Эти обстоятельства встревожили Пушкина, он произнёс: «Tous les mauvais augures!» («Плохие предзнаменования!», франц.).

Весьма пристрастный биограф Пушкина, его племянник Л.Н. Павлищев, сын сестры поэта Ольги Сергеевны, описывает следующее: «Многим покажется очень странным, что Пушкин, при всём своём умственном развитии. придавал подобные значения и февральским дням, и встрече с попами и зайцами. Он также терпеть не мог подавать или принимать от знакомых руку, особенно левую, через порог, не выносил ни числа тринадцати за столом, ни просыпанной на стол соли, ни подачи ему за столом ножа. Почешется у него правый глаз — ожидает он в течение суток неприятностей. Встретит ли, выйдя из дома, похороны, — говорит: «Слава Богу! Будет удача». Если же, находясь в пути, увидит месяц от себя не с правой, а с левой стороны, — призадумается и непременно прочтёт про себя «Отче наш» да три раза перекрестится».

Просвещённый европеец, светлая голова, скептический ум и вдруг: «Сегодня видел я месяц с левой стороны и очень о тебе стал беспокоиться. », — пишет Пушкин жене.

И ещё: «Опять я в Симбирске. Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу.
Только выехали на большую дорогу, заяц перебежал мне её, дорого бы дал я, чтобы его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей — гляжу, нет ямщиков — один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев из всей мочи, решил я возвратиться и ехать другой дорогую. Повезли меня обратно — я заснул — просыпаюсь утром — что же? Не отъехал я и пяти вёрст. Гора — лошади не везут — около меня человек 20 мужиков. Чёрт знает, как Бог помог — наконец взъехали мы, и я воротился в Симбирск. Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой; уж этого зайца я бы отыскал. Теперь еду опять другим трактом. Авось без приключений».


Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском.

Или зайцев в те времена была тьма — тьмущая, или Пушкину как — то особенно не везло, но эти ушастики точно караулили его, приводя в трепет и бешенство.

«Имение, где Пушкин жил в Нижнем, — рассказывает В.В. Новосельцева, находится в нескольких верстах от села Апраксина, принадлежавшего семейству Новосельцевых, которых поэт очень любил, в особенности и хозяйку дома, милую и добрую старушку. Госпожа Новосельцева праздновала свои именины, и Пушкин обещал приехать к обеду, но его долго и напрасно ждали и решили сесть за стол без него. Опоздавший Пушкин объяснил причину своей задержки тем, что заяц перебежал ему дорогу, и он был вынужден вернуться домой, выйти из коляски, сесть в неё снова и приехать на именины».


Пушкин и Языков в Михайловском.

Мистическое предсказание однажды промелькнуло в зеркале, в котором Пушкин увидел Натали с её вторым мужем офицером Петром Петровичем Ланским. Дочь Натальи Пушкиной и Петра Ланского записала рассказ матери: «Мать сидела за работою; он (Пушкин) провёл весь день в непривычном ему вялом настроении. Смутная тоска обуяла его; перо не слушалось, в гости не тянуло и, изредка перекидываясь с нею словом, он бродил по комнате из угла в угол. Вдруг шаги умолкли и, машинально приподняв голову, она увидела его стоявшим перед большим зеркалом и с напряжённым вниманием что-то разглядывающим в него.

— Наташа! — позвал он странным сдавленным голосом. — Что это значит? Я ясно вижу тебя и рядом, — так близко! — стоит мужчина, военный… Но не он, не он! Этого я не знаю, никогда не встречал. Средних лет, генерал, темноволосый, черты неправильны, но недурен, стройный, в свитской форме. С какой любовью он на тебя глядит! Да кто же это может быть? Наташа, погляди! Она, поспешно вскочив, подбежала к зеркалу, на гладкой поверхности которого увидела лишь слабое отражение горевших ламп, а Пушкин долго стоял неподвижно, проводя рукою по побледневшему лбу…

Лишь восемь лет спустя, когда отец (Пётр Ланской) предстал пред ней с той беззаветной любовью, которая и у могилы не угасла, и она услышала его предложение, картина прошлого воскресла перед ней с неотразимой ясностью».


Рукописи Пушкина.

В ответ на шутки по поводу его веры в различные приметы Пушкин любил рассказывать об одном случившимся с ним происшествии. В декабре 1819 года состоялась встреча поэта с Александрой Филипповной Кирхгоф, известной в Петербурге того времени гадалкой. Она сообщила, что:
— он скоро получит деньги
— что ему будет сделано неожиданное предложение
— он прославится и будет отправлен в ссылку, проживёт долго, если на 37 году жизни не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека.

Пушкин посетил в тот вечер гадалку не один, а с одним своим приятелем. Глядя на руки, она предсказала насильственную смерть обоим. На другой день приятель Пушкина был заколот унтер-офицером. Что же касается Пушкина, то события развивались следующим образом. Первое предсказание о деньгах сбылось тем же вечером: Пушкин, возвратясь домой, нашёл совершенно неожиданное письмо от лицейского товарища Корсакова, который высылал ему карточный долг, забытый Пушкиным. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича; не менее странно было для него то, что несколько дней спустя в театре его подозвал Алексей Фёдорович Орлов и предложил ему служить в конной гвардии.

Вскоре после этого Пушкин был отправлен на юг, а оттуда, через четыре года, в Псковскую деревню. Как же ему, человеку крайне впечатлительному, не поверить последнему предсказанию. Однажды, готовясь к дуэли с графом Фёдором Ивановичем Толстым, Пушкин стрелял в цель и повторял: «Этот меня не убьёт, а убьёт белокурый, — так колдунья пророчила».

В 1827 году Пушкин был близок к исполнению предсказания с «белокурым» А.Н. Муравьёвым, который впоследствии писал об этом: «Дом Белосельских был мне особенно близок. Часто бывал я на вечерах и маскарадах, и тут однажды, по моей неловкости, случилось мне сломать руку колоссальной гипсовой статуи Аполлона, которая украшала танцевальную залу. Это навлекло мне злую эпиграмму Пушкина. » Дело в том, что Муравьёв написал стихи на пьедестале статуи:

О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал,
Ты горделивца наказал.
Хотя пожертвовал рукой,
Зато остался он с ногой.

Отступление от смысла, вкуса, аромат поэзии возмутили Пушкина, и он написал:

Лук звенит, стрела трепещет,
И клубясь, издох Пифон.
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.

Муравьёв был в недоумении. Он считал, и небезосновательно, что поэт расположен к нему, и вдруг — такая злая эпиграмма. Приятель Пушкина Соболевский объяснил этот факт тем, что поэт искушает судьбу. По поводу помещения в «Московском Вестнике» эпиграммы Пушкина М. П. Погодин впоследствии вспоминал : «Встретясь со мною дня через два по выходе книжки, он сказал мне : «А как бы нам не поплатиться за эпиграмму». – Почему ? – «Я имею предсказание, что должен умереть от белого человека или от белой лошади. [Муравьев] может вызвать меня на дуэль, а он не только белый человек, но и лошадь» («Русск. Арх.» 1870 г., ст. 1947). Как бы там ни было, дуэль не состоялась.

Почти никому не известно, что некогда существовал исполненный рукой Пушкина в характерной для него манере рисунок, изображавший «двух поединщиков», внизу знакомым почерком начертано: «Смерть Пушкина. » Владельцем этого поразительного по прозорливости рисунка был В.А. Дуров, отставной ротмистр, городничий Сарапула и Елабуги, состоявший с Пушкиным в переписке по поводу мемуаров своей сестры, знаменитой «кавалерист — девицы» Н. Дуровой, — сообщает в книге «Пушкин и его окружение» Л.А. Чертский. Вполне возможно, мрачная галлюцинация на предмет даты и деталей собственной кончины могли столь потрясти его, что машинально воспроизвёл её в рисунке, попавшем в руки Дурова.

По воспоминаниям Веры Нащокиной (жены Павла Нащокина, друга Пушкина), однажды в гостях за ужином Пушкин пролил масло на скатерть. Опасаясь плохой приметы, поэт послал за каретой только после 12 часов ночи. По поверью примета утрачивает силу на следующий день после происшествия. «Последний ужин у нас действительно оказался прощальным…» — печально вспоминала Нащокина.


Смерть Пушкина.

Последнее пророчество гадалки исполнилось абсолютно точно. Пушкин, как известно, погиб в возрасте 37 лет на дуэли. Его убийца принадлежал к высшему дворянству. Родовитость, высокий рост и цвет волос (только светлые блондины) — принимались на службу в элитном корпусе кавалергардов, исполнявших функции телохранителей и почётной стражи царственных особ. Парадная форма кавалергардов, богато украшенная серебром, была белого цвета. Лошади в полку тоже были белые. Рост Жоржа Дантеса по меркам того времени был весьма велик 180 см («коломенская верста», по высказыванию одного из современников).

Выступление Достоевского 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа в «Дневнике писателя» стало своеобразной попыткой писателя постичь Пушкина до конца. Он произнёс знаменитое: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унёс с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Что разумел Достоевский под этой «тайной»? Писатель не потрудился уточнить, какую именно тайну он имел в виду. Просто — «некоторую», и всё тут. Была ли это тайна собственно Пушкина — своего чудесного явления и непостижимого дара? Или, допустим, некая тайна России и русской души, однажды открывшаяся поэту. Кто знает. Да и ведал ли сам Достоевский разгадку — тоже неведомо.

Однако заключительные слова его речи таят в себе две величайшие подсказки пушкиноведению. Прежде всего он указал на наличие «тайны великой». Ключ к таким тайнам не под ногами, не в академических стенах; его не нащупать и не повернуть в скважине. Попытка понять Пушкина и его миссию должна быть отрешена «от мрака земных забот». Ведь Пушкин — это такое мирское таинство, данное России. Есть и другая, почти незаметная. «Тайна сия велика» — сказал Достоевский и тем самым дал понять, что постижение тайны Пушкина — процесс нескончаемый.

26 мая 2010 г, выступление на вручении Новой Пушкинской премии, музей А.С. Пушкина, Москва

26 мая 2010 г, выступление на вручении Новой Пушкинской премии, музей А.С. Пушкина, Москва

автор Ирина Н. в Чт Фев 11, 2020 5:10 pm




БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД АЛЕКСАНДРА ЖУКОВА

26 мая 2010 года в 19.00 в Москве в Государственном музее А.С. Пушкина состоится вручение Новой Пушкинской премии .

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в переводе Марины Цветаевой .



Программа

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в переводе Марины Цветаевой.

1 Выхожу один я на дорогу. Музыка Елизаветы Шашиной. Слова Михаила Лермонтова. Перевод на французский язык Марины Цветаевой.

2 Казачья колыбельная. Музыка народная. Слова Михаила Лермонтова. Перевод на французский язык Марины Цветаевой.

3 Приметы («Я ехал к вам…»). Музыка Исаака Шварца. Слова Александра Пушкина. Перевод на французский язык Марины Цветаевой.

Вокал — Олег Погудин.
Гитара — Михаил Радюкевич.

Впервые будут исполнены знаменитые романсы Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, впервые — на французском языке. Переводы эти сделаны Мариной Цветаевой. Заметим особо, что если стихотворение (именно на французском) Пушкина «Приметы» («Я ехал к вам»), положенное на музыку Исааком Шварцем, никогда не исполнялось на публике, то все ж французский текст публиковался в печати (впервые во Франции: «Пушкин. 1837-1937». Издание Комитета по устройству Дня русской культуры во Франции. Париж, 1937; впервые в СССР / России: «Oeuvre et opinions» Moscou, 1972, [предисл. на фр. языке П. Антокольского]).

Куда менее повезло цветаевским переводам из Лермонтова. Знаменитые «Казачья колыбельная» (музыка народная) и «Выхожу один я на дорогу» (автор музыки Елизавета Шашина) никогда прежде не печатались и не исполнялись публично. Их и официализирует Новая Пушкинская премия. Атрибутированные тексты предоставил нам архивист собиратель Валерий Босенко, о чем мы сообщаем с отдельной благодарностью.
Нет сомнения, обнародованные переводы станут уникальным явлением в поэзии и современной филологии.

Каждый свидетель сделает свой комментарий. Верно, кто-то найдет огрехи против правил и норм литературного французского языка, кто-то приметит безусловные удачные находки, кто-то решит, что Цветаева в «сильной степени пересочиняет Лермонтова». Сама же Цветаева, предвидя всякие возражения, четко предупредит потенциальных оппонентов: «переводила для себя и для Лермонтова: Кажется, хорошо».

Оставим споры специалистам, которым, уверены, будет, о чем поговорить.

Безусловно одно – Марина Цветаева выступает в этой работе не только, как стихотворец, но как языкотворец. И на интерес: Проверяет ли поэт свои стихи на слух? – ответит: «Как же иначе? Когда-то их пели. Когда нравится строка, непременно ее произносишь вслух. И даже если про себя читаешь стихи, так внутренне их все-таки выговариваешь…».

У нас неслучайная возможность – стихи послушать.

Последний раз редактировалось: Ирина Н. (Ср Апр 26, 2020 5:31 pm), всего редактировалось 1 раз(а)

Читайте так же:

  • Кому нельзя делать прививки комаровский Кому нельзя делать прививки комаровский Интервью доктора Комаровского о прививках Евгений Олегович, Вы в своей книге о здоровье детей пишете: «Как человек, достаточно много времени […]
  • Народные приметы погоды в разные времена года Лето - народный прогноз погоды Разделы страницы с летними народными приметами и погодоуказателями: Народный прогноз зимы по лету Как узнать летом будущий урожай Приметы на […]
  • Примета залетел сокол Аура Дома.ру Что еще интересного Первая из семи чакр, она находится на копчике и называется Муладхара. В ней заключена вся потенциальная энергия человека, его энергетические Что же […]
  • Верваковский поцелуй примета Приметы, связанные с вышивками Не раз встречала на страницах форума рассказы вышивальщиц о приметах, связанных с теми или иными вышитыми картинами. Знаю, что есть домик, вышив […]
  • Коми приметы о погоде Приметы и поверья Приметы возникли в процессе познания и осмысления окружающего мира и стали свидетельством гармонического единения древнего человека с природой, а также ярким выражением […]
  • К чему белый голубь бьется в окно примета Приметы о голубе, что символизирует белый, к чему поселился рядом Если верите в суеверия, наверняка обращаете внимание на голубей. Эта птица является предвестником больших изменений в […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *