Приметы на кур

Куриные приметы: народные поверья о петухах и курах

Куры, как и другая домашняя птица, может рассказать многое о предстоящей погоде, будущем и даже о здоровье хозяев, поэтому наблюдая за их поведением, можно выяснить массу интересного.

— Куры закудахтали — ссора будет. Объяснить это можно схожестью с шумом во время конфликта, когда все одновременно разговаривают на повышенных тонах.

— Чтобы куры хорошо неслись, надо насест обвесить битыми кувшинами, а также найти камень с дыркой, который повесить в курятники, чтобы куры были все целы. Эти предметы — символ «куриного бога», оберегающего птиц от сглаза, ведь они отвлекали взгляд от курочек. Именно поэтому битая посуда всегда украшала шесты.

— Чужому человеку нельзя считать кур, так как можно их сглазить — они либо потеряются, либо заболеют. Кстати, хозяйки связывают эту примету с тем, чтобы никто не знал, сколько у них живности.

— Когда курица запела петухом, то может беду накликать, значит ей нужно срочно голову рубить. Считается, что она станет оборотнем, а значит от нее нужно обязательно избавляться.

— Чтобы были цыплята, наседку садить только по приходу коров домой. Яйца нельзя кушать там, где наседка сидит. Объяснить такую закономерность можно тем, что курица возможно испугается входящий скот и не сядет снова на яйца. Но а то, что кушать при ней яички нельзя, можно растолковать так, она проклюет скорлупу яиц, на которых сидит.

— Будет дождь, если куры в пыли купаются.

— Нельзя давать свою курицу для развода птиц соседу — свои пропадут.

— Часто куры несутся в чужих сараях, чтобы это прекратить, надо из ее хвоста несколько перьев остричь и положить ей в гнездо.

— В грозу надо подальше держаться от черного петуха, чтобы молния не попала.

— Черный петух в доме защитит от воров.

— На свадьбу жениху и невесте подавали первой жареную курицу, чтобы в семье было много здоровых и крепких детишек.

— Если куры бегут через дорогу, когда вы идете на важную встречу, лучше от нее отказаться — ничего хорошего не будет.

— Сбить курицу машиной — плохо, к неприятностям.

— Если у рябой курицы появился черный цыпленок — желательно его отсадить от матери — она может его заклевать.

— Много петухов в доме — к ссоре. Надо оставить одного.

— Если у курицы внутри во время готовки обнаружили яйца — к прибыли.

— Нельзя держать четное количество кур, иначе очень скоро кто-то в семье заболеет. Если вдруг вы не досчитались после очередной прогулки курочек одну, и в итоге у вас оказалось четное количество — надо исправить это.

Приметы про курицу.

Автор: Админ.

Домашние животные издревле были средством пропитания и жизнеобеспечения, люди следили за их поведением и выявляли закономерности. Не исключением стали и куры, с которыми связано немало народных примет.

Особое внимание уделялось курице-наседке: сажать ее нужно на нечетное количество яиц. Только без посторонних и в момент, когда коровы уже пришли с пастбища. Считалось, что только в этом случае вылупится много крепеньких цыплят.

Место, где сидит наседка, требовало особого трепетного отношения, на нем не разрешалось свистеть и готовить яичницу. Если разбился кувшин – не страшно, ведь его не нужно выбрасывать, а необходимо прикрепить к насесту и куры, согласно приметам, будут нестись еще лучше прежнего. Желательно к композиции с кувшином добавить еще камешек с дырочкой и тогда точно можно спать спокойно: все куры будут целы и здоровы.

Если свои рябушки снесли яички, ни в коем случае нельзя раздавать их по соседям для высиживания цыплят, а то сам останешься ни с чем.

Чтобы курочка неслась в своем гнездышке, а не у соседей – ей аккуратно выстригали перышко и клали в ее гнездо. Другой, менее гуманный вариант решения подобной проблемы – вырвать перья из хвоста и сжечь в пламени печи.

Человек настороженно прислушивался к куриному кудахтанью. Если они вдруг все заголосили хором – ссора в доме неминуема. Если же курица кукарекает, как петух – жди неприятностей. Но выход есть – приметы советуют как можно быстрее отрубить ей буйную головушку и невзгоды обойдут дом хозяина стороной.

Если курица стучит в окно или забралась в дом – ждите новостей. Снесла маленькое яйцо – к мелким бытовым проблемам.

Курицы – ходячие метеорологические станции, помогающие знающим людям предсказывать погоду. Сильный мороз и стужу предвещают рябушки, стоящие на одной лапке. А если они вертят хвостами – жди метели и бурана.

Куры, барахтающиеся в пыли или рано собирающиеся спать, предвещают скорый дождик. Также жди ненастья, если наседка прячет цыплят, сажая под себя.

Вот еще одна любопытная примета: когда молодушка первый раз снеслась, хозяйка подворья должна взять яичко и нежненько поводить им по волосам своего мужа, с чувством приговаривая, например, следующие заветные слова: «пусть у курочки Пеструшки будет еще столько яиц, сколько волос у Ивана на макушке».

Обглоданную дужку (ключицу) курицы или другой птицы берут за концы двое и тянут на себя. Кому достанется большая часть, у того исполнится желание.

Приметы про кур

В городе, среди бетонных многоэтажек, живую курицу сегодня встретить непросто, но на дачах, в поселках и даже в частных домах, расположенных в городской черте, эта неприхотливая птица водится в достаточном количестве. А когда-то представить себе без кур и петухов невозможно было ни одно подворье. В те времена и появилось большинство народных примет про куриц.

  • Самая необычная среди них примета — курица запела петухом.

Народные поверья рассказывают, что такое на самом деле случается. И тогда жди чего-то очень необычного, чаще – плохого. Рекомендуется поймать необычную курицу и потрогать ее ноги. Если они очень горячи, то неприятностей жди от огня или кипятка. Если холодные – от сильных морозов. Если же в доме молодоженов поет курица – примета эта очень хорошая, говорит о том, что новобрачных ждет долгая и счастливая жизнь наперекор всему плохому.

Курица и яйца

Поскольку кур держали в хозяйстве чаще всего для получения свежих яиц, неудивительно, что ряд примет неразрывно связан с ними.

Чтобы хорошо неслись

  • Приметы чтобы куры хорошо неслись включают в себя запрет на приближение к гнездам лиц мужского пола. Считается, что, если мужчина вынет из гнезд яйца, несушки резко сократят кладки. Чтобы куры, которые свободно гуляют по участку, возвращались для кладки в гнездо, в него кладут несколько перьев, остриженных с их хвостов. Также нужно следить, чтобы в гнезде всегда была свежая солома. А еще нельзя одалживать квочку – тогда свои куры будут хворать и плохо нестись.
  • Когда сажать на яйца?

  • Когда сажать курицу на яйца? Приметы говорят о том, что лучше всего делать это на растущей луне, тогда потомство выведется здоровое. Подкладывать яйца наседке следует в сумерках (поздно вечером или рано утром). В гнезде наседки оставляют нечетное число яиц.
  • Маленькое яйцо

    • Курица снесла маленькое яйцо — примета сулит напрасные хлопоты хозяевам.
    • Другие приметы

      Когда птица вольно гуляет по двору и огороду, она может залететь в окно или зайти в дом.

    • Увидеть курицу в окно – примета, сулящая ссору с особой женского пола.
    • Примета курица стучит в окно говорит о том, что стоит приготовиться к получению известий.
    • Примета пришла курица очень позитивная. Она сулит нежданное богатство. Если же птица еще и снесет яйцо, то можно не сомневаться в особой милости судьбы в ближайшее время.
    • Черная курица

      Особняком стоят приметы черной курицы. Птица с таким окрасом считается отличным оберегом для хозяев подворья от сглаза и зависти соседей. Если же обзавестись еще и черным петухом, то можно не бояться воров и злых людей.

      Куры все враз закудахтали – ссоры не миновать. — Основано на внешней похожести кудахтанья и шума ссоры, когда все одно временно кричат. Но поскольку враз закудахтать куры могут из-за появления хищника (той же лисы), то и в самом деле возможна ссора — из-за того, что кто-то из хозяев недоглядел за курами. О курах существует множество пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице — и т.д. Еще одна иносказательная народная мудрость: «Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся».

      Приметы

      Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут. Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут. — Битый кувшин здесь тоже символизирует «куриного бога» — многим известный камешек с дыркой. Считается, что такие предметы оберегают кур и помогают им нестись. Скорее всего, эти предметы прежде всего оберегали от сглаза, поскольку взгляд любого прежде всего останавливался на них. Именно поэтому горшки без донышек (а также и бутылки, и любая иная посуда) красовались на шестах — чтобы издали видно было. Может быть, хозяйки поддерживают эту примету по той простой причине, что им со старой посудой жалко расставаться.

      Чужих кур не считай — сглазишь. — Чужой счет — вообще признанная опасность сглаза. Многим известен забавный мультфильм с рефреном «Ой, он теперь и тебя посчитал!» Считая, мы обращаем взгляд на того, кто подпадает под счет, и сам по себе взгляд трактуется как отнимание чего-то. Хозяйки же связывают этот запрет еще и с тем, что не желают, чтобы кто-то чужой знал, сколько у них в хозяйстве той или иной живности.

      Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет. — Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: «Если курица петухом запела (закукарекала), будет кладпива». Значение приметы — мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

      Хочешь, чтоб цыплята были, — наседку сажай, когда скот с поля придет. Нельзя яйца есть там, где наседка сидит. — Вполне здравые советы, которым и по сей день следуют умные хозяйки. Если скотина еще не размещена по стойлам, ничего не стоит спугнуть наседку с гнезда — и тогда она может снова уже не сесть на яйца. А во втором случае причина запрета такова: отведав оставшейся скорлупы, наседка может поклевать и яйца, — таких случаев немало.

      «Куры в пыли купаются — к дождю».

      Для развода кур крестьянин никогда не даст своему соседу яиц для высиживания цыплят, иначе все куры переведутся.

      Худая курица при встрече с весной сулит тоску в течение всего года.

      «Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут.» — Поэтому курятник редко оставляли без «магической» защиты — обычно вешали туда предмет, олицетворяющего «куриного бога». Для разных народов это были различные амулеты. Так, например, на Руси это был разбитый кувшин. Считалось, что эти обереги хранили кур, отсюда и приметы: — «Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут».

      В деверне куры часто несут яйца по чужим дворам. Таким курицам, чтобы они неслись в своем доме, остригали в хвосте несколько перьев, а перья клали в их гнездах.

      Если кто-то внесет в дом новобрачных курицу и заставит прокричать ее петухом, это будет хорошей приметой для молодоженов.

      В грозу держись от черного петуха подальше – молния попадет.

      Хочешь уберечь дом от воров — держи у себя черного петуха. Считается, что черная масть животных всегда была особой, связанной с темным, дьявольским, колдовским, но «своих» она оберегала от чужаков.

      Курица символизировала силу и плодовитость. В первый день свадьбы, а также в первую брачную ночь всегда подавали жениху и невесте жареную курицу.

      Известно еще много поверий о петухе и курице, пишите их в комментариях. Те, которые найдут подтверждения, будут добавляться к этому обзору.

      Приметы на кур

      В народе есть такая примета: если много кур закудахчут враз, тогда в доме обязательно будет ссора. Причина появления такого поверья понятна: шум от кудахтанья кур внешне похож на шум ссоры, когда все люди, проживающие в доме, кричат одновременно.

      С курами связаны не только приметы, но и пословицы. Например, «он носится, словно курица с яйцом», «ты скажешь курице, а она расскажет всей улице». Для многих людей хорошо бы взять на вооружение такую мудрость: «Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где люди молятся».

      Для того, чтобы куры хорошо неслись, в селах использовали такой прием: насест обвешивали битыми кувшинами. Чтобы куриное поголовье не уменьшалось, нужно найти камень с дыркой (так называемого «куриного Бога») и повесить его в курятнике. Скорее всего, горшки без дна а также «куриные боги» защищали домашних пернатых от сглаза: любой прохожий обязательно смотрел, какие куры во дворе.

      Не считайте чужих кур — иначе вы просто сглазите их. Если вы считаете пернатых, то обращаете на них внимание. Да и практически любая хозяйка будет против того, чтобы кто-то знал, сколько у нее водится живности.

      Курица, которая поет, как петух, обязательно накличет проблемы на своих хозяев. Обычно такой «неосторожной» несушке рубили голову.

      Наседку сажают на яйца в тот момент, когда скот идет с поля. Проверьте эту примету, и убедитесь, что вылупившихся цыплят будет больше и все они будут здоровыми.

      В том месте, где сидит наседка, ни в коем случае не едят яйца. Данный запрет имеет вполне прозаическую причину: курица, поклевав скорлупу, вполне может склевать и яйца.

      Обратите внимание: если ваши «пернатые» купаются в пыли, это означает, что скоро пойдет дождь.

      Нельзя никому давать яйца для развода кур — иначе свои очень быстро переведутся.

      Чтобы курица не бегала по чужим дворам и не несла там яйца, нужно поступить так: остригите несколько перьев с хвоста, и положите перья в гнезда.

      Чтобы у молодоженов было все хорошо, поступите так: внесите в их дом курицу и пусть она пропоет петухом.

      Когда на улице гроза, нельзя стоять в непосредственной близости от петуха черного цвета: этим вы вызовете попадание в себя молнии.

      Вообще, животные черного цвета издавна считались особыми, связанными с колдунами и магами. Однако, с другой стороны, черная масть защищает своих от чужих.

      Курица, куры — домашняя птица, наделяемая брачно-эротической символикой (ср. яйцо как символ плодородия), демоническими чертами и выступающая в ритуалах маркером «переходных» состояннй, процессов. Женская особь (курица) противопоставлена петуху, однако в форме куры это противопоставление нейтрализуется. Разведение кур составляет древнейшую и високо ритуализованную отрасль домашнего хозяйства (см. Птицеводство).

      Куры являются значимым элементом русской культуры, используются в фольклоре, народных сказках и литературных произведениях, где являются в том числе и главными героями («Курочка Ряба», «Петушок — золотой гребешок», «Кочеток и Курочка», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина и др.), в пословицах и поговорках («Цыплят по осени считают», «Цыплята (яйца) курицу не учат», «Как кур во щи (в ощип) попасть», «Пишет — как курица лапой» и т. д.), в народных песнях (например, «Цыплёнок жареный»).

      Бытовые регламентации

      У славян спорадически фиксировалось отсутствие куриного мяса в бытовом рационе, шире встречается отказ от потребления в пищу наседки. В рус. традиции существует специальный обряд, в котором едят наседку (см. Троецыплятница).

      Для приготовления блюда из курицы птице рубят голову топором или ножом, как правило, на чурбаке для рубки дров. Колоть курицу запрещено женскому полу всех возрастов (о.слав.), у девушки от этого будут обильные месячные (гуцул.). Если птица с отрубленной головой долго не затихает, то говорят, что у того, кто ее заколол, тяжелая рука; чтобы курица утихла, юж. славяне втыкают нож или топор в землю. Ощипывает и разделывает заколотую курицу женщина (о.слав.). В Сербии считали, что девушка не может выходить замуж до тех пор, пока не научится разрезать курицу на части. Ощипав и опалив курицу, сразу отсекают и выбрасывают ее ноги (часто вместе с головой). По укр. легенде, когда Христос прятался от евреев, куры выгребли его: за это не едят их ног, которые прокляты Спасителем. Куриные ноги забрасывали на поветь или под печку, чтобы куры хорошо велись и неслись (Поволжье; Рязанская обл.); сербы выбрасывали ноги рождественской курицы, чтобы остальные куры не разгребали грядки; русские бросали куриные ноги в дар колядникам.

      Вареную или жареную курицу на трапезу обычно подавали целой; за столом ее ломал руками старший в семье; ели, держа кусок в руках. Голову иногда съедал старший в семье (рус.), но обычно — хозяйка (о.слав,), чтобы узнавать своих кур (серб.). Часть хозяина — грудина (ю.слав.). Сербы не дают ребенку есть куриные крылья, чтобы он не вздрагивал во сне или не «полетел» (не упал с высоты); болгары — чтобы у него не выскочил на глазах «ячмень». Крылья оставляет себе хозяйка (серб.), ими наделяют дочерей, чтобы «улетели» — вышли замуж (в.слав.), невесток и взрослых сыновей, чтобы были быстрыми и ловкими в работе (болг.). Гузку давали дочерям и сыновьям, чтобы были богатыми, или невестке, чтобы «ей с ребятишками сидеть» (ю.рус.); бедро — мужчинам, чтобы ходили копать, пахать (рус., серб.).

      По поверьям, темные круги под глазами бывают у тех, кто ест куриные желудки (бел,); у ребенка — синие губы от того, что его мать, будучи беременной, съела желудок курицы (серб.). В Болгарии беременной запрещено есть крыло, чтобы не родить немого ребенка; вообще есть кур, а то у новорожденного будет понос. Нельзя есть куриное мясо раненым людям, т. к. рана будет «разгребаться» (серб.).

      Куриные кости не принято ломать во время еды; особенно стараются сохранить грудную кость (рус. кобылка, ю.слав. кобилица, коняка, самар); Юж. славяне гадают по этой кости. Македонцы через куриную кобылку начинали кормить младенца грудью, чтобы он вырос умным и ловким. У славян распространено застольное гадание с ключичной костью курицы (в.слав, вилочка, дуга, дужка, ю.слав. вилчита: двое сотрапезников тянут мизинцами за ее концы, чтобы определить, кто будет счастливей, богаче, дольше жить, позже овдовеет (тот, у кого в руке останется большая часть кости); разламывая эту кость, играют на приз.

      Ритуальное использование кур

      Ритуальное использование кур отмечается в переломные моменты календарного, земледельческого и жизненного циклов, а также в лечебной магии и гаданиях. Действия с курами выражают семантику «переходного» обряда: птицу крадут, секут, мучают, относят и приносят, закалывают, расчленяют, съедают, жертвуют, закапывают и т. д.

      Календарная обрядность

      По о.слав. поверьям, после поворота солнца на лето день увеличивается «на куриный шаг»: «Варвары ночи на куриный шаг урвали» (рус.), «На Коляду прибыло дня на куриную ступню» (в.слав.); по болг. поверью, от дня св. Андрея до Рождества день увеличивается, «сколько проскачет заколотая курица (петух)». В Сибири в день Спиридона Поворота (12.XIІ), на Кузьму и Демьяна кур держали в курятнике, накрывали бочкой, чтобы они не ослепли (см. Куриная слепота), чтобы им не вредил домовой. На Рождество русины вешали на потолке соломенное украшение (кока) с бумажными изображениями курицы и гонящегося за ней ястреба (карпат.). На Рус. Севере курица — популярный персонаж святочного ряжения.

      Обрядовое блюдо из курицы православные славяне готовили в заговенье на Рождественский пост (архангел, курное) и в мясное заговенье на Великий пост. Во многих местах Болгарии, Македонии и вост. Сербии на рубеж зимнего поста приходится праздник Мратинци (Мартинци, Мритиняк, Мрата); в каждом доме режут кур, цыплят или петуха, чтобы предохранить домашнюю птицу от болезни или обезопасить семью от волков. В мясное заговенье на Великий пост в Гевгелийской Казе после трапезы член семьи, который ходит пахать, брал кость куриной ноги (копан) и шел трижды ударять ею по хребту всех волов, коров и телят со словами: [Куда пойдете, там ходите, но домой приходите]. В Болгарии суббота накануне мясного заговенья — поминальный день, который называли кокоша задушница. Русские обрядовым блюдом из курицы отмечали день Жен-Мироносиц (Маргосье, Маргоски): женщины устраивали отдельную пирушку, для которой приносили курицу, затем с песнями ходили по деревне (ср. евангельский сюжет); резали курицу и готовили обед из нее в каждом доме, кости собирали в мешочек и вешали над курятником. Болгары на летнего Афанасия и осенью после окончания земледельческих работ совершали обряд кокоша (кокошкина) църква, во время которого приносили в жертву черных кур. На Кузьму и Демьяна (курячьи именины) хозяева молили кур: утром до рассвета резали, а вечером ели (рус.). В Болгарии резали кур в день Михаила Архангела (Рангела-душовадника): который, по поверью, после смерти провожает душу на суд. В некоторых местах запрещено готовить кур на Рождество и Новый год, «чтобы не улетело из дома счастье» (славац., болг. Банат). У всех славян известен запрет готовить курица на Пасху, потому что она докарала («добралась») до этого дня (болг.), потому что «разгребает» (пол.). По представлениям украинцев, кур не освящают на Пасху, потому что она «просвятилася» яйцом. По легенде, кур нельзя освящать, потому что на трапезе иудеев, когда они смеялись над тем, что распятый Христос будто бы воскрес, стоявший на столе жареный петух вдруг встрепенулся и запел (карпат.).

      Курица является обрядовой пищей осенних праздников, отмечающих конец и начало земледельческого цикла. К 1 сентября (день св. Симеона по ст. ст.) у славян было приурочено начало пахоты-сева: хозяин ехал на поле натощак, взяв с собой жареную курицу (блюдо из курицы), хлеб и вино, которыми завтракал на поле сразу или после того, как засеет один прогон; крошки и кости от птицы закапывали в ниву (болг., серб.); ср. весенние ритуалы с яйцом на поле со всходами. В Лесковацкой Мораве утром в этот день для пахаря рубили голову курице, петуху или цыпленку на воловьем ярме. В Белоруссии в день засевок и досевок устраивали богатый ужин с куриным супом. Болгары (Варна) после сбора винограда устраивали обрядовую трапезу в винограднике, на которую приносили вареных цыплят; см. еще пол. «кокожка» последняя горсть жита, оставленная в поле на зиму «для перепелки» ; обычай резать кур в день св. Вавилы (4.IX ст. ст.) под овином (рус.); красть кур в осенний праздник (Hody) после окончания полевых работ (словац.). На Руси на первую вечернюю посиделку, открывающую сезон прядения, девушки приходили с курами, украденными дома или у соседей, и устраивали ссыпку. Аналогичное значение курица могла приобретать в животноводческой магии; ср. серб, обычай резать для обеда кур, когда в отару овец первый раз пускают баранов-производителей.

      В средней полосе России в Великий четверг было принято отрезать кончики хвостов курицам. Перышки перевязывали ниточкой и клали в гнезда со словами: «Где хвост, там и нос», чтобы куры неслись в хозяйстве, а не ходили по чужим дворам (вологодск.). С этой же целью рано утром веревкой перевязывали колья в изгороди, кормили курицу в вожжах, положенных кругом на земле или бросали куриные перышки в печку, приговаривая: «Как перышкам жарко, так и моим курочкам своего дома жалко» (новгородск.). Чтобы курицы не ходили в огород и не портили грядки, колья в изгороди перевязывали со словами: «Не колышки завязываю, а курам глаза завязываю, чтобы в огород не шли».

      Украинцы в последний день года резали к обеду черную курицу. Болгары считали, что плодовитости домашней птицы способствуют половые сношения хозяина с хозяйкой на Игнатов день.

      В Сибири на святки исполнялся обряд «ношение курицы». Одного из колядующих наряжали курицей и таскали из дома в дом, где он, кудахтая, ходил по избе, хозяева подпускали к нему живую курицу и, обращаясь к ряженой «хохлатке», просили: «У нас нет цыпляточек, так посодействуй, голубушка».

      Обряд «Куриные именины»

      Обрядовые блюдa нa Кузьминкaх, приготовленные из курицы, соотносятся с нaродным предстaвлением о Кузьме и Демьяне, кaк о «курьих богaх», охрaняющих кур, «курятникaх». Обряд «Куриных именин» спрaвлялся нa Руси издaвнa. Женщины собирaлись с курaми около церкви Космы и Дaмиaнa. После обедни служили молебны. Богaтые люди рaссылaли кур родным в виде подaрков. В деревнях и селaх женщины приходили с курaми нa боярский двор и «с челобитьем» подносили их своей боярыне нa «крaсное житье». Боярыни одaривaли крестьянок лентaми нa «убрусник» (плaток, полотенце). «Челобитных кур» обхaживaли: кормили овсом и ячменем и никогдa не убивaли. Приносимые этими курaми яйцa считaлись целебными: ими кормили больных, стрaдaющих желчной болезнью.

      В деревнях этот день служили молебны в курятникaх или около них, окропляли домaшнюю птицу святой водой: «Нa Кузьму-Демьянa — курицa именинницa, и ей Кузьме-Демьяну помолиться нaдо». Кроме того в этот день резaли кур, принося жертву Кузьме и Демьяну — покровителям кур, способствующих тому, что в течение всего годa в крестьянском хозяйстве будет вестись птицa.

      Этa жертвa готовилaсь с весны, когдa собирaли по деревне яйцa, по двa от хозяйки: » Пожaлуйте мне курочку дa кочеткa!»Яйцa обязaтельно клaли зa пaзуху. Собрaв штук двaдцaть пять яиц, возврaщaлись домой; после зaкaтa солнцa яйцa склaдывaли в шaпку, молились Богу, сaдились нa лaвку и, держa шaпку перед собой, говорили: «Мaтушкa Кузьмa-Демьян, зaроди цыпляток к осени; курочку дa петушкa тебе зaрежем!»После этого яйцa клaли в гнездо, устроенное в кошелке, и сaжaли курицу. А осенью, в день Кузьмы и Демьянa, выполняли обряд: резaли и жaрили курицу и петухa, либо двух петухов, съедaли их. После этого нaдлaмывaли или провертывaли дыры у них нa «кобылкaх» (грудных птичьих костях), бросaли в курятник и верили, что нa следующий год все молодые куры будут с кривыми или дырявыми «кобылкaми».

      Свадебная обрядность

      Петух, по поверьям, будучи связанным с плодородием, стал одним из самых распространенных символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа). Нередко петух выступал и как символ похоти, а иногда и как олицетворение разврата. Символизируя сексуальность, петух, а впоследствии и курица стали неотъемлемыми атрибутами свадебных обрядов. Например, у южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несет живого петуха или его изображение. Еще во времена язычества в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную курицу, часть которой он отдавал своей супруге. Иногда еще при отправлении невесты с приданым к жениху ее голову покрывали наметкой, а в руки давали курицу. Жареную курицу в первый день подносили новобрачным и в России. Кроме того, иногда было принято дарить молодым на свадьбу пару живых кур. В дальнейшем петух стал ассоциироваться с подземным миром, миром мертвых и миром нечистой силы. Например, у сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти переселяются соответственно в петуха и курицу.

      В свадебном обряде актуализируется брачно-эротическая символика курицы; см. рус. курица: болг. путка; пол. ‘распутница’. Курица ассоциируется с невестой, петух — с женихом; ср. в формулах сватовства: «У вас курочка, у нас петушок. Не свести ли их в один хлевушок?» (рус.).

      С курицы начинается и заканчивается свадьба. Kurka — название вечеринки у невесты накануне свадьбы (пол.). На девичнике девушки наряжали живую курицу в специально сшитое маленькое платье (рус. Саратов.). Живую или жареную курицу, свадебный пирог курник относили священнику накануне венчання (болг., укр., рус,), во время свадебного пира (сербы в Боке Которской), после брачной ночи (Прикарпатье).

      В переезде или переходе в новую семью невесту сопровождала живая курица в лентах и цветах (в.слав.) с обрезанными крыльями, «чтобы не летала» (воронеж.); на голове — подобие женского головного убора (псков.), на шее — мешочек с зернами (рязан.). Во многих местах курицу, двух куриц или петуха и курицу (чтобы молодые хорошо жили) воровали в доме невесты и везли к жениху поезжане (бел., псков., рус., поволж.). Украденной курице связывали крылья и ноги, чтобы «не улетела»; трясли ее, поднимая вверх; толкали ногами; привязывали к оглобле экипажа (шацк.); плясали вокруг нее, двигаясь «навстречу солнцу» (псков.). Считалн, что «невеста — плохая, если не украли куру» (псков.). В доме молодого курицу бросали под печь или в курятник, «чтоб жила и питала молодую яйцами» (чернигов., рязан.), «для разживы» (тамбов., брест.), чтобы невеста была плодовитой, как курица (ровен.); впускали в курятник под песню о ее смерти и воскрешений: «Курочка хохла под печечкой сдохла. Дайте курке пива — курка будет жива!» и смотрели, не снесется ли она, что означало, что невеста быстро родит (псков.). На Витебщине после отъезда невесты из дома свадебный поезд останавливался на краю деревни, и сват возвращался обратно по курыцу, ему давали часть жареной птицы. Невеста получала в дорогу от матери жареную курицу в Подольской губ., курник (жареную курятину) — в Псковской губ.; их ели у жениха.

      Целые куры, петух, жареная курятина или куриная лапша — обязательные обрядовые блюда на слав, свадьбе. Их готовят в доме новобрачных, а также приносят гости. На Руси молодые ели в отдельном помещении перед тем, как лечь в постель: по «Домострою», жених только разламывал птицу и тут же отдавал; в допетровские времена отламывал ножку и крыло и бросал через плечо; молодые разрывали ее так, чтобы у невесты оставалась ножка, а остальная тушка — у жениха; ели курицу, пока старший деверь с женой «грели постель». Сваты жениха подносили невесте курник с начинкой из яиц в скорлупе (рязан.). На красный стол у невесты наряжали курицу — складывали из кусков курятины птицу, под которую клали яйца; ими староста оделял гостей (костром.). За столом курицу ломал дружко, староста, старший сват, а также жених, чтобы все посмотрели, «как он будет ломать курицу невесте» (терские казаки).

      В Болгарии в знак совершения брачного акта и честности невесты жених выносит украшенного петуха и пускает его в курятник (в.болг.); во дворе разжигают костер и танцуют вокруг него с курицей, затем отрывают ей голову и бросают в огонь, кровью убитой курицы мажут стены дома, а тушку готовят и едят; во время трапезы курицу ломает тот, кто ее обезглавил; поднося гостям кусок, он кудахчет, как будто эта курица снесла яйцо.

      После брачной ночи украшенную ленточками и цветами курицу, привезенную с невестой, демонстрировали как символ ее честности (рязан.). В этот день совершались обряды с курицей, зеркальные дню перехода невесты в дом жениха: птица возвращалась родителям молодой. Утром ее родственники крали курицу взамен взятой у них невесты (макед., ц.рус., ю.рус.) или петуха, которого привязывали к оглобле, и, вернувшись домой, жарили и ели (гомел.). Старший дружба нес жареную курицу родителям невесты как приглашение (подол.); жених нес им жареную курицу, украшенную калиной и барвинком, с позолоченной головой (укр.), с разорванными ногами (Босния). В Болгарии отправляли запеченную и надетую на вертел курицу посаженному отцу невесты; хватали курицу и петуха, связывали их за шеи и тащили на веревке в дом родителей новобрачной, чтобы сообщить им «благую» весть (обл. Петрича). За столом отцу новобрачной подавали вареную курицу (с головой), украшенную ленточками: «За вашу дочь!»; он ломал ее для гостей (рязан.).

      В разных местах с момента сообщения о девственности молодой и до конца свадьбы гости сбрасывают кур с насеста; выпрашивают или крадут их во дворе жениха, родителей невесты, свадебных гостей; режут или разрывают птиц живьем; жарят и варят их неощипанными или почти неощипанными; ходят или ездят с курами по селу, городу, привязав ее к сенным вилам, ветке, оглобле, хомуту; пляшут с курами; поднимают вверх или трясут под пение нескромных песен. Чуть обваренную курицу подвешивали на веревке к балке, разрывали на куски и ели (вят.); ловили петуха, продевали ему в клюв веревку и водили по селу (минск.). В конце свадьбы у лужичан, в Чехии и Словакии играли в игру, в которой обезглавливали живую курицу или петуха (морав.). Белорусы разрывали живую курицу и, слегка обжарив на костре, съедали ее; готовили на огне живого петуха (гомел.).

      Если невеста оказываласв нечестной, свадьба заканчивалась без ритуалов с курами. Спорадически на территории Карпат, зап. Белоруссии и у зап. славян в свадебном обряде курица не участвует.

      Курица и смерть

      По заболевшей курице определяют участь тяжело больного члена ссмьи (обычно женщины): сдохнет курица — больной выздоровеет, выздоровеет курица — больной умрет (укр. карпат., пол. гуралы), В случае смертельной болезни кого-нибудь из домочадцев болгары колют кур и устраивают обед (служба, наместник), после которого больной должен либо выздороветь, либо умереть; в Вятской губ. совершали обряды куречья мольба или курятник, в ходе которых происходили соборование умирающего и праздничное застолье. Сербы (округ Враньский) запрещают резать кур, когда в доме кто-то при смерти. Длительную агонию объясняют тем, что умирающий лежит на подушке из куриных перьев (о.слав.): «на пуху тяжело умирать» (серб., чеш., словац., бел., укр., рус. Новгород,), «перо мешает, не дает умирать» (укр., карпат., пол., кашуб.), «на пере грешно умирать» (нижегород.), «грехи не простятся» (костром.). Подушку из куриных перьев запрещено класть в гроб (о.слав.), иначе тело покойника «не сотлеет» и он станет вампиром (словац.). По ю.слав, и полес. поверьям, покойник превращается в вампира, если через его тело или выкопанную могилу перелетела курица. Сразу после смерти одежду и постель покойного относят под куриный насест на 3 дня или на 40 дней, чтобы их «опели» петухи (рус.); чтобы душа, которая в этот период ночью возвращается в свою постель, приходила ночевать в курятник, а не домой (воронеж.).

      Живую курицу несут в погребальной процессии за гробом (саратов.), отдают обмывальщице (рус.), тому, кто держал покойника за голову, когда его перекладывали в гроб (карпат.), могильщику над могилой (карпат., буковин.), в бедную семью (рус.), «чтобы курица прогребла душе дорогу на тот свет» (черновиц.), «склевывала на теле покойного червей» (рус.). Если один за другим умирают двое или трое членов семьи, то чтобы не умер еще один, погребают вместе с покойником живую черную курицу или черного петуха, голову курицы (серб.; болг., Ловешко); ср. обычай закапывать дохлых кур под плодовым деревом, чтобы оно принесло плоды (галиц.). В Ульяновской обл. в одну из ночей до 40-го дня подбрасывают соседям во двор жердь и курицу со связанными крылями, чтобы покойнику на «том свете» не было страшно переходить через огненную реку: по поверью, сначала курица идет по этой жерди, а потом переходит уже покойник; считается, что умерший будет сниться родным до тех пор, пока они не подбросят соседям курицу. В с.зап. Болгарии после погребения первого ребенка в семье в руки его матери кладут живого цыпленка: «мъртво износи, живо уноси» [мертвого принесла, живого уноси]. Когда тело вынесут из дома или «проводят душу» на 40-й день,
      курице отдают зерно, хлеб, которые стояли при покойнике или для его души на окне, божнице (з.слав., в.слав.), чтобы хозяйство «не ушло» (словац.). Курам первым дают поклевать вареную пшеницу (главное поминальное блюдо) во все поминальные дни (ю.слав.), «чтобы не умер другой человек» (болг.). Для поминального обеда в день погребения закалывали курицу — если умерла женщина, петуха если мужчина (рус. вологод., в.серб.); резали кур (ю.рус., укр.). На следующий день после погребения на могилу несут жареную курицу «на завтрак покойнику» (ю.рус.). В календарные поминальные дни вареных и жареных кур носят на могилу, священникам (в.слав., пол.). В Сербии кур резали в поминальную субботу накануне мясного заговенья на Великий пост.

      Родильная обрядность

      В родильной обрядности курица ассоциируется с матерью, а дитя — с яйцом или цыпленком. По представленням украинцев и сербов, если курица снесет яйцо с двумя желтками, то хозяйка родит двойню. При родах, особенно трудных, куриные перья клали роженице на голову или подбрасывали перед нею (болг,); белорусы окуривали ими роженицу: «коли няживое, дак и отживе»; болгари окуривали ее перьями цыпленка, заколотого на Мратинци: или погибшей наседки.

      Повсеместно после родов, на крестины ребенка роженице приносят жареную, вареную или живую курицу, хлеб и вино; закарпат. козаг, ю.рус. принос). Гуралы Силезии считали, что во время родов мать отдает свою душу ребенку, поэтому она остается «пустой» и для нее надо приготовить курицу. В день родов в доме закалывали петуха, иногда курицу (ю.слав.); кровью петуха мазали лицо родившейся девочки, чтобы она была румяной, когда вырастет (словац.). Курицу или цыпленка относили сельскому старосте или священнику, чтобы они выбрали новорожденному имя (укр,); если этого не сделать — священник даст «плохое» имя, например Луп (терские казаки).

      При первом взгляде на младенца сплевывают и произносят в качестве оберега: «Усрала те кокошка» (серб.); «Да те серат кокошките» (балг,); «Куры срали, каб уроки ня брали» (бел.). Сербы после крестин сразу несли младенца в курятник, где валяли его по земле, чтобы зло ушло в птицу (Лесковацкая Морава). Следят, чтобы курицу не перелетела через колыбель, иначе ребенок не будет спать; если это случится, то птицу перебрасывают обратно (бел.).

      Курицу (или яйцо) используется в ритуалах, связанных с первыми шагами ребенка: перед вставшим на ноги младенцем ставят курицу или катят яйцо, за которыми он должен погнаться (бел.).

      Окказиональная обрядность

      Курица встречается в окказиональных обрядах. Средневековый летописец Косьма Пражский сообщает, что чехи, чтобы избежать засухи, в начале весны у источников подбрасывали к небу задушенных черных кур. В др.рус. поучении упоминается, что язычники кур «к кладезем приносяще молются и в воду мечуть». В Прикарпатье при засухе купают в прудах черных кур. Болгары называют дождь при солнце кокошчи даш (Пирин); дети в это время поют: «Солнце греет и льст дождь; насмехайтесь над ним, куры, от него только растут хвосты».

      На новоселье хозяин сначала впускал в дом курицу и/или петуха, чтобы они переночевали там, «обновили дом» (в.слав.); курице рубят голову на пороге (курск.), у очага (ю.слав.), а саму птицу либо выбрасывают, либо готовят на обед (серб.), чтобы раздать по частям соседям (макед.); ср. Жертва строительная. При разделе семьи кур не делят, а всех забивают и едят, чтобы на новом месте завести новых (серб.), чтобы новое хозяйство «не разгребалось» (пол.),

      В рус. традиции рекруты перед отходом из дома крали кур у односельчан для своих пирушек. У юж. славян сложился обычай готовить кур для встречи гостей, а в Македонии приносить кур хозяевам при приходе в гости (принос, пуклон); ср. современный обычай брать жареную курицу в поездку (в.слав.); пол. kokotek — название местного поезда на локальной ветке.

      Народная медицина

      В народной медицине профилактическим средством является жертва черной курицы. Для предохранения детей от болезни в Македонии (Охридско) ее закалывают в дни зимнего и летнего Афанасия (19.1 и 3.?), которого называют св. Черна; в сев. и вост. районах Болгарки — в день св. Евфимия (20.1), именуемого в Родопах Тимньо, Тимей, Тивньо; во Фракии осенью жертвуют черных кур демонам болезни на общесельских праздниках Кокоша церква, Божи дух, Наместник, За лелино здраве. Сербы-граничары продают такую птицу во время мора овец, а вырученные за нее деньги бросают на стадо.

      Черная курица — магическое средство в лечении эпилепсии. В Болгарии, чтобы у больного прекратились припадки, птицу закапывают там, где земли коснулась его голова, или в очаге под пеплом. Закапывание черной курицы в лечении эпилепсии известно и сербам; в Шабаце живого цыпленка или яйцо заворачивают в рубашку больного и закапывают в землю в 100 шагах от места первого припадка со словами: [Ни времени, ни болезни]. Украинцы во время припадка окуривали мужчине голову черным петухом, а женщине — черной курицей; потом птицу разрывали над больными, сбрызгивая их кровью, и закапывали в землю (подол.). У зап. и вост. славян при лечении эпилепсии вместо птицы чаще используется яйцо от черной курицы. Поляки разрывали черную курицу и прикладывали ее к голове сумасшедшего.

      В народной медицине с помощью кур лечат у младенцев бессонницу и ночной плач. Больного ребенка носят вечером в курятник (под насест), где просят кур забрать у него крик или бессоницу: «Вы, курки, кричитя, а наш раба Божий нехай мовчить» или «Добры день, курки Матрунки! Ти спитя вы? — Спим! — Нехай жа и раб Божій Змитрок спить» (бел.). Болгары в Банате от бессонницы подкладывали под подушку куриный помет, взятый вечером в курятнике так, чтобы не разбудить кур. У русских распространен обычай купать детей, страдающих бессоницей, в курятнике. Таким же способом излечивают испуг или сглаз, используя воду, которая простояла под насестом ночь, в которой был выкупан петух. Словаки в верховьях р. Грон, чтобы излечить от испуга, давали выпить девочке 3 чашки крови черной курицы, а мальчику — черного петуха.

      У всех славян встречаются «куриные» наименования мозолей и бородавок на ногах и руках, мотивированные их подобием частям курицы: рус. куриная жопка; укр. гузка; бел. курача срака’. С курицей связывают также сыпь, фурункулы, прыщи, трещины и шелушение кожи (цотки). Белорусы верят, что бородавки появляются у того, кто наблюдает, как курица сносит яйцо, и кто щупает кур в рождественско-новогодние праздники или вечером, когда они идут на насест.

      Пока дети болеют оспой, в доме или в селе запрещено резать кур и готовить их на огне (з.болг., макед.). В Македонии появление сухой мозоли объясняют тем, что человек наступил на содержимое желудка заколотой курицы (Велес) или сел на место, где лежала курица (Гевгелня). Украинцы обматывали место с бородавками концом кишечника только что заколотой курицы и бежали от нее, не оглядываясь, пока внутренности полностью не размотаются (харькоз.). Поляки парят мозоли в растворе куриного помета. Хорваты смывают чирьи водой, простоявшей ночь под деревом, на котором спят куры.

      С помощью курицы лечили ячмень на глазу. Словаки трижды прижимали больное место зернышком ячменя, которое давали склевать курице (Горегронье). Македонцы терли глаз внутренностями курицы (сердцем, печенью, желудком и пр.), затем выбрасывали эту часть птицы на безвестную могилу, в мечеть и больше никогда в жизни не ели ее, иначе на них снова могли напасть ячмени.

      Юж. славяне лечили змеиный укус, прикладывая к ране живого цыпленка, а когда он помрет, то следующего — до тех пор, пока цыпленок не останется жив. Сербы в Метохии привязывали разрубленного цыпленка к загноившейся ране или рассеченному месту.

      Курица используется в лечении лихорадки и других болезней, сопровождающихся дрожью, судорогами. Лечебная магия мотивнруется свойством кур встряхнваться и трясти хвостом после откладывания яйца; ср. рус. загадку о курице: «Тарасова дочь Тарасом трясет, 77 на себе ризок несет», а также запрет со дня св. Тарасия (25.I ст. ст.) ложиться спать до захода солнца в избежание лихорадки (на основе звукового сближения Тарас — трясти). В России больного малярией в течение 3-х, 7-й или 9-й дне; на утренней заре окачивали водой под сидящими на насесте курами. Белорусы окуривали больного лихорадкой перьями молодой курицы еще не снесшей ни одного яйца (гроднен.) украинцы — замершим в яйце цыпленкои (харьков.), русские подкладывали ему под подушку дохлую курицу (костром.). Кардинальний способ лечения — тайно зарубить курицу (часто — украденную), приготовить ее и в один прием съесть (иногда — на границе села).

      Куриным желудком лечат внутренние заболевания: боли в животе (ю.слав.), ночное недержание мочи у детей (серб., Лесковацкая Морава), понос (укр.). Сербы от рези в животе у мужчины используют желудок петуха, а у женщини — курицы: желудок перебрасывают через дом и закапывают в том месте, где упадет. В Черниговской губ. от боли в животе окуривали перьями черной курицы.

      Гадания

      Гадания с курицей распространены у всех в.-е. народов. У славян они приурочены к осенне-зимним посиделкам и рождественско-крещенскому циклу и совершаются ночью, когда куры спят. В новогоднюю полночь сербы высыпают К. зерно, с которим гадали о судьбе членов семьи на будущий гад, и подзивают их; если К. проснутся и начнут клевать, то это прсдвещает добро, а если нст — зло. У вост. славян по К. гадают девушки: удастся ли выйти замуж в теченне года, кто за кем из подруг выйдет замуж, какими будут жених и свекровь, какая жизнь ожндает в браке. На это указывает: проснется или не проснется К., в каком порядке птицы просыпаются, какой предмет из разложенних вибирают, как ведет себя разбуженная К., сколько зерен она склюет. На Украине накануне дня св. Андрея снимали К. с насеста и насипали ей корм: если птица склевивала четное количество зерен, то этим предсказивала, что девушка зимой выйдет замуж. На Рязанщине девушки приносили на посиделки К, из своего дома и сажали в печку, прикрив заслонкой, затем откривали: чья К. появится первой — та девушка первой вийдет замуж; если К. не виходила из течи, то ее хозяйка останется в девках.

      На заслоне посреди избы раскладывали кольцо, зерно, уголек, воду и зеркало и следили, что курица клюнет: кольцо сулило скорое замужество, зерно — богатую жизнь, уголек — бедность, вода — мужа-пьяницу, зеркало — мужа-щеголя. Выбор курицей предмета, символизирующего будущую участь, — традиционная тема подблюдных песен.

      Приметы и сны

      Широко распространено предсказание будущего по поведению кур вечером и ночью. Повсеместно верят, что если куры рано идут на насест зимой или весной — лето будет неурожайным; а если летом — зима будет плохой. Сербы в Лесковацкой Мораве, наоборот, считают, что если куры зимой садятся рано, то лето будет ранним и урожайным. По мнению македонцев Охрида, куры садятся до заката — к дешевизне, на закате — к дороговизне, после заката — к голоду. По рус. верованиям, куры слетают с насеста — к несчастью в доме, смерти хозяйки (вологод.). Ночное кудахтанье кур — к болезни, смерти, ворам, ссоре, пожару (о.слав.). Такое же значение имеет куры в снотолкованиях. В Ярославской губ. считали, что куры во сне — к тяжелой работе. В течение года по вечернему и дневному поведению кур, звукам, которые они издают в это время, определяют, как «переменится» погода в ближайший срок. Курица выронит перо в доме — к урожаю (макед,). К гостям — если курица тянет с улицы домой приставшую к ноге соломинку (макед., Прилеп) или снесется в доме (макед., Гевгелия), если куры дерутся (рус., Пошехонье). Юж. славяне ожидают болезни, смерти или войны, если курица днем лежит около очага (серб., Арилье), садится в незажженный очаг (серб., Чачак), влетает в дом через трубу (ю.вост. Болгария). Плохие приметы связываются с появлением в хозяйстве необычных куриных яиц и цыплят.

      Демонические свойства

      По поверьям, в курицу может обернуться дьявол, черт (з.слав., в.слав.), ведьма (ю.слав., карпат.), вампир (серб.), клад (в.слав.). Во время грозы под ней прячется от Ильи Пророка черт; леший может кричать курицей или петухом (рус.). Курицу жертвуют водяному: при постройке мельницы (бел.) или ежегодно (луж.). Сербы колют кур перед старым деревом, которое хотят срубить, но опасаются, что оно связано с демонами. болгары — у корней старого дерева, на котором, по поверью, отдыхает змей, водящий градовые тучи (змейчово). Как цыпленок или мокрая курица могут выглядеть демонические помощники, которых ведьмы и колдуны вынашивают из яйца: маленького, петушиного, первого, от черной курицы (о.слав.). Демоническими чертами наделяется черная курица: на Украине ее дарят в семью, если хотят поссорить мужа и жену (харьков.). В черную курицу воплощаются демоны болезни (о.слав.). «Нечистый» характер куриных ног подчеркивается в быличках и исторических преданиях: одна нога человеческая, а другая куриная — у дьявола (пол. Кочевье), обе ноги куриные — у черта (бел.), хана Мамая, запорожского гетмана (укр.).

      Всем славянам известно поверье (часто в форме приметы) о курице поющей петухом (рус. певунья, укр. курач, курій). Верят, что в такую курицу вселился или заговорил в ней «злой дух», который петушиным криком призывает несчастье: запустение или обеднение хозяйства, падеж или кражу скота, смерть хозяина или другого члена семьи (о.слав.), на свадьбе — смерть невесты (болг.), пожар (з.слав., в.слав.), раздоры в семье (рус. Ярослав.). Чтобы отвратить беду, во всех славянских зонах распространена практика измерять этой курицей помещение (см. Измерение). Ее кувыркают по полу от стола (серб., пол., в.слав.), от стены против дверей (пол., карпат., бел.), от переднего угла (в.слав.), от ворот (воронеж.) до порога комнаты или дома (у лемков — от порога до стола; во Фракийской Болгарии — от порога до очага) и рубят то, чем она ляжет на отведенную границу. Если головой — отрубленную голову выбрасывают, а курицу, как правило, готовят в пищу; в Харьковской губ. этим блюдом ее «поминали». Если хвостом — отрубленные перья сжигают, а птицу отпускают; украинцы считают, что она будет хорошей несушкой и наседкой. Часто курице, прокричавшей петухом, сразу отрывают или рубят голову, как правило, со словами: «На свою голову» (в.слав.), «Не пой курица петухом» (рус.), «Спевай на сваю голаву» (бел.), «Нека ти е на главата!» (болг.), «Исгуевала си себе» или «Уметнула си се своіом главом, а неш ничи]Ом више» (серб.); голову бросают за порог (в.слав.), за ворота или через крышу дома (ю.слав.). Сербы Шабаца закалывают курицу со словами: «Доброjе», а затем съедают ее, «чтобы она не съела тебя». Болгарыперебрасывают такую курицу через крышу дома до тех пор, пока она не погибнет; украинцы, перебросив птицу через хату, отрубают ту часть, на которую она упала, — хвост или голову. Ее жертвуют в церковь или монастырь (ю.слав.), продают (укр., макед.), бросают в воду, чтобы «отослать чёрту» (пол.), закапывают, относят на перекресток (серб.), в горы, чтобы там ее съели дикие звери (болг.).

      Крик курицы петухом не всегда расценивается как плохой знак. В некоторых местах Болгарии и Македонии считают, что, если курица прокричала, обернувшись на восток, хозяйство будет богатеть, если на запад — опустеет. По укр. поверью, если курица прокричала вечером — к смерти в доме, если утром — предупреждает о врагах. В Белоруссии верят, что, когда черная курица поет петухом, она «отпевает» врагов.

      Фольклор

      В фольклоре мотивы, связанные с курицей, встречаются в сказках («избушка на курьих ножках», «суп из куриных ножек для героя, плавающего в лодке», «курица, несущая золотые яйца», «чудесные цыплята, придающие способность съевшему их находить под подушкой золотые монеты» и т. д.). Курица и петух — персонажи юмористических побасенок, приговорок, розыгрышей, создающих шутливый эротизм народного стиля общения, напр.: о.слав, рассказ, как петух, управляющий всеми своими «женами», устыдил мужика, не справляющегося с одной женой; поговорки типа укр. Пришли куры на ховтуры, веребейка помер (о собравшихся вместе женщинах) или бел. Спод кур петухов сын (ответ на вопрос: «Откуль ты?»). Брачно-эротическую семантику имеют также декоративные элементы народного костюма, выполненные в виде курицы и петуха; ср. рус. курушки, петухи, цыпушки в вышивке на женских рубахах и в шитье на кокошниках: болг. курешници (серебряное женское головное украшение с монистом); макед. петлинце, петлин (серебряная фигурка петуха, которую будущая свекровь прикалывала к головному убору сосватанной девушки) и пр.

      Куры. Кураницы

      Характерны формулы отгона злых сил, болезней, нечистой силы (в составе заговоров) у белорусов — например. при лечении детского плача: «Куры — кураницы, возьмите Иванковы начницы, несите на мха, на болота»: при изгнании болезней злаковых растений, называемых «ржа» и «бель»: «. на моховом болоте перебывайте» и тому подобное.

      «Куриные» приметы

      Верите в народные приметы? Тогда эта статья непременно Вам понравится.

    • Итак, если Ваши куры враз закудахтали, то в скором времени возможна ссора среди домочадцев. Основанием такой приметы считается «внешняя» похожесть между кудахтаньем и шумом от ссоры. Поскольку кудахтать одновременно куры начинают при появлении хищника, то и ссора в семье возможна из-за чужого человека, недоброжелателя.
    • Считается, что обвешать насест битыми кувшинами – к хорошей яйценоскости кур. Если в курятнике повесить камень с дыркой, то птица будет целой. Следует отметить, что битый кувшин можно считать символом «куриного бога». Утверждать не будем, но говорят, что такие предметы помогают курам нестись. Наверное, раньше эти предметы служили оберегом от сглаза, поэтому их цепляли так, чтобы было видно издалека.
    • Считать чужих кур – плохое дело. Вообще, счет – к сглазу. Считая (будь то птица или что-нибудь другое), мы обращаем взгляд на то, что попадает под счет, тем самым «отнимая» объект внимания.
    • Если курица стала петь, как петух, то это к беде. Голову такой птицы лучше срубить. Относится эта примета к мистическим, ведь причиной такого «действия» называют возможность курки стать оборотнем.
    • Хотите, чтобы цыплята были здоровыми– сажайте наседку, когда скот с поля возвращается. Если скотина еще не стала на свое место в стойле, то ей ничего не стоит спугнуть наседку, после чего она может отказаться от дальнейшего высиживания цыплят.
    • Не стоит есть яйца там, где сидит наседка. Попробовав скорлупу, которая осталась, наседка может начать клевать яйца. Такая примета может у Вас вызвать возмущение, ведь многие птицеводы не один раз говорили, что скорлупа яиц – кальций. И как же поступить в таком случае? Только наблюдать за своей курицей.
    • Куры купаются в пыли – к дождю. Ну, об этой примете Вы уже наверняка знали.
    • Давая соседу яйца для высиживания яиц, Вы можете избавить свое подворье от хорошей птицы, иначе говоря, куры попросту переведутся.
    • Если Ваши куры несутся по чужим дворам, то остригите с их хвоста несколько перьев и положите в гнездах.
    • Черный петух поможет отогнать от Вашего дома воров. Поможет – не в прямом смысле, ведь вряд ли воры испугаются петуха, который бежит за ними. Просто и в этой примете существует что-то магическое. Кстати, такое же мнение существует о любых домашних животных черного цвета.
    • Это далеко не все приметы, которые можно связать с этим видом птицы. Если Вы знаете больше, чем мы или хотели бы поделиться своим мнением, то мы всегда рады Вашим комментариям.

      Читайте так же:

      • Приметы про осень 2 класс Осенние приметы Осень – замечательная, красивая и волнующая пора. Золотой листопад, превращающийся в мягкий пушистый ковер под ногами навевает мысли о народных поверьях, тайнах, загадках и […]
      • Часы умершего приметы Измерители жизни: приметы про часы Часы сопровождают нас по жизни, являясь молчаливыми свидетелями наших радостей и невзгод, без них не обходится ни одно утро, без них невозможны встречи. […]
      • Появились муравьи в доме примета К чему появляются муравьи в доме? Природа, если к ней прислушиваться и уважать её во всех проявлениях, может рассказать очень много любопытных тайн. Множество примет и поверий связано с […]
      • Если дарят тапочки примета Можно ли дарить тапочки Почему нельзя дарить тапочки Суеверные люди опасаются покупать тапочки в подарок своим половинкам. Считается, что подаренная обувь непременно приведет к разлуке. […]
      • Потерял шапку примета Потерять шапку – примета Автор: Админ. Когда речь заходит о головных уборах, то необходимо помнить, что большинство из них – не только «средство защиты головы и всего, что с ней […]
      • Приметы и суеверия про волосы Приметы и суеверия про волосы. Автор: Админ. Для наших предков волосы были хранилищем тонкой энергии, связью с космосом. Наверное, поэтому до нас дошло столько примет и суеверий про […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *