Приметы о компасе

Ориентирование без компаса

Закон подлости состоит в том, что когда нам нужен какой-то предмет, у нас его не оказывается. Мы его не взяли сегодня, хотя брали его всегда до этого, и будем брать в будущем – если выживем…

Компас один из таких предметов. Оказавшись в экстремальной ситуации в условиях дикой природы, важно правильно сориентироваться. А без компаса – это надо уметь! В данной статье мы попробуем разобрать максимальный спектр других приемов, которые позволяют ориентироваться без компаса.

Ориентирование по солнцу. Всем известно, что солнце восходит в восточной части небосвода, заходит – в западной и днем идет к закату через южную часть небосвода. Это уже не мало.

Если есть в наличии часы со стрелками – можно сориентироваться по солнцу намного точнее. Достаточно направить часовую стрелку на солнце. Линия север-юг будет биссектрисой угла между часовой стрелкой, направленной на солнце и линией 1 часа (картинка). В первой половине дня юг будет справа от солнца, а после обеда наоборот – слева.

Ориентирование по звездам. В северном полушарии можно ориентироваться по полярной звезде, указывающей на север, а в южном – по южному кресту.

Если стоит пасмурная погода, ориентироваться по солнцу и звездам невозможно. Тогда в ход идут другие приемы. В частности: приметы на местности.

Ориентирование по приметам на местности.

1.Отдельное дерево на открытом пространстве имеет более пышную крону с южной стороны.

2.Муравейник имеет более пологий склон с южной стороны.

3.Тропинки насекомых на стволах деревьев идут с южной стороны.

4.Кора деревьев толще и грубее с северной стороны.

5. С северной стороны на деревьях и камнях более обильный и густой мох.

Еще, при наличии некоторых подручных средств, можно сделать компас своими руками.

Ориентирование на местности без компаса Где север и где юг?

Если хочешь найти восток, то встань, глядя на север, и в правой руке получишь искомое. Но где же север? Как определить хотя бы одну сторону горизонта? Способов много. Например.

Ориентирование по солнцу с помощью часов и. стихотворения

Направьте стрелку часовую На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол — важен он для нас.

Делите угол пополам И сразу юг найдете там.

Ориентирование по луне

Во время первой четверти луна в 18 часов находится на юге, в 24 часа — на западе. Растущая (молодая) луна напоминает букву «Э». В полнолуние в 18 часов луна на востоке, в 24 часа — на юге. В последней четверти луна в 24 часа находится на востоке, а в 6 утра на юге (в это время луна походит на букву «С»).

Ориентирование по небесным светилам Как найти север?

И вновь выучим легко запоминающееся стихотворение:

На небе ковшик золотой Зовут Медведицей Большой. Секрет узнать, где север, прост: По направлеиыо крайних звезд Прямую линию веди,

Пять раз отрезок отложи.

Определение сторон горизонта по естественным приметам

Некоторые местные предметы и признаки могут служить простым, но не очень точным компасом для путешественника.

  • • Созревающие ягоды на поляне краснеют с южной стороны.
  • • Весной перелетные птицы летят на север, осенью — на юг.
  • • Снег в овраге будет таять быстрее с южной стороны.
  • • Мох и лишайник чаще покрывают северную часть камней и деревьев.
  • • Смола больше выступает на южной половине ствола.
  • • Муравейники чаще располагаются к югу от стволов деревьев.
  • • Цветы подсолнуха поворачиваются за солнцем в течение дня и не обращены к северу.
  • • Алтарь у православных церквей находится на востоке.
  • Не рекомендуется ориентироваться по таким неверным, хотя и всем известным признакам, как густота и пышность кроны с той или иной стороны у отдельно стоящего или находящегося в гуще леса дерева. Густота кроны зависит от целого ряда факторов, среди которых освещенность солнца может быть не главной.

    Для закрепления и контроля знаний по ориентированию можно предложить детям, проявляющим особый интерес к ориентированию, специально разработанные задания. Задания можно представить на карточках. В процессе контроля знаний по туризму могут успешно закрепляться знания по математике. Приведенные примеры помогут понять их суть, а далее можно действовать самостоятельно, творчески, применительно для ваших воспитанников.

    Задание 1. Ориентирование по солнцу и часам Полдень. В каком направлении идут ребята?

    • 1) на север;
    • 2) на запад;
    • 3) на юг;
    • 4) на восток.
    • Задание 2. Ориентирование по местным признакам

      На рисунке изображен муравейник.

      Где находится юг?

      Юг в направлении стрелки:

      Задание 3. Ориентирование по местным признакам

      На рисунке изображена церковь.

      Где находится восток?

      Восток в направлении стрелки:

      Ответ: 1) (приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север).

      Задание 4. Ориентирование по местным признакам Назовите пропущенное слово в следующих предложениях.

      • 1. Кора большинства деревьев грубее на . стороне. (северной)
      • 2. Кора деревьев тоньше, эластичнее <у берез светлее) на . стороне. <южной)
      • 3. После дождя стволы сосен обычно чернеют с . стороны. (северной)
      • 4. Деревья, камни, шиферные кровли раньше покрываются мхом, грибками с . стороны, <северной)
      • 5. Снег быстрее подтаивает на . склонах, <южных)
      • 6. Самое высокое положение солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление указывает на . . <север)
      • 7. Степные пчелы строят свое жилище из очень прочного материала. Их гнезда помещаются на камнях или на стенах обращенных всегда к . <югу)
      • Задание 5. Назовите знак

        Туристы, закончив маршрут, вышли на горную дорогу, где встретили предупреждающий знак.

        Что он означает?

      • 1) достопримечательность;
      • 2) питьевая вода;
      • 3) опасность.
      • В копилку туристских знаний

        Птицы пробуждаются в разное время суток, поэтому они могут быть своего рода ориентирами во времени.

        Примерные часы пробуждения птиц

        Около часа ночи

        Лесной жаворонок, восточный соловей, камышовка дроздовидная

        От 2 до 3 часов ночи

        Горихвостка-лысушка, перепел, полевой жаворонок

        Около 3 часов ночи

        Кукушка, иволга, синица большая, зарянка

        От 3 до 4 часов ночи

        Крапивник, зяблик, овсянка, пеночка, тельковка

        Щегол, скворец, зеленушка, белая трясогузка

        Интегрировнный урок (окружающий мир + охрана безопасности жизнедеятельности) по теме «Народные приметы ориентирования. Если заблудился в лесу»

        Цели: Создать условия для самостоятельного выделения примет ориентирования по местным признакам; воспитывать у учащихся умение работать в коллективе; способствовать расширению кругозора; воспитывать внимательное отношение к природе.

        Оборудование: Карточки-памятки на экране (ИКТ); карточки — памятки для каждого ребёнка; самодельный компас; компасы (один на парту); учебник «Мы и окружающий мир», 2 класс, часть 1 2004г. (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); рабочая тетрадь; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс, 2004г. (авт. А.В. Гостюшин).

        Ход урока.

        1. Организационный момент

        2. Актуализация занятий учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.

        Учитель: Моя знакомая недавно переехала жить в новый район столицы. В своей квартире она решила расставить горшки с комнатными цветами на подоконники: светолюбивые растения – на южную сторону, тенелюбивые – на северную. На улице в это время было пасмурно, шёл дождь. Она никак не могла понять, находясь в квартире, расположение сторон горизонта. Компаса у неё не было, соседей своих знакомая ещё не знала и решила позвонить мне.

        А уж я-то не растерялась, и посоветовала ей… Как вы думаете, что?

        Дети: Сходить в магазин за компасом

        -Изготовить компас самой!

        Учитель: Правильно, изготовить вот такой прибор. (показываю детям самодельный компас, изображаемый на странице 74 учебника «Мы и окружающий мир» часть I, 2004 г.)

        -Кто из вас смог дома изготовить самодельный компас по описанию в учебнике?

        Учитель: Для чего нужен самодельный компас?

        Дети: Для определения сторон горизонта.

        Учитель: Как им пользоваться? Покажите.

        Дети поднимают руки. Учитель вызывает к доске ученика, который берёт прибор за конец нити. Бумага свободно повисает. Ученики наблюдают, как бумага на нитке крутится и ждут, когда она установится в каком-то определённом положении, на что укажут концы иглы.

        Учитель: Какое направление укажут концы иглы?

        Учитель: Что в нашем классе находится на севере?

        Дети: Доска, таблицы.

        Учитель: Как правильно встать, чтобы определить расположение окон в классе? Встаньте, пожалуйста. Один ученик объясняет, все выполняют движения.

        Дети: Надо встать лицом к северу, раздвинуть руки, левая рука укажет на запад ( там и окна ), правая – на восток, сзади – юг.

        Учитель: Садитесь. Где же расположены окна в классе?

        Учитель: При помощи какого прибора можно проверить правильность нашего опыта?

        Дети: При помощи компаса. Вот он лежит у нас на партах.

        Учитель: Как правильно пользоваться компасом?

        Дети: Установить его горизонтально на парте, освободить зажим стрелки и дать ей успокоиться.

        Учитель: Установите. Какие действия следующие?

        Дети: Осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки (он окрашен) установился против буквы С (север) По другим буквам шкалы определить нужное направление.

        Дети работают в парах. На каждой парте имеется один компас на двоих.

        Учитель: Проверьте, правильно ли мы определили расположение окон в классе первоначально?

        Дети: Правильно. Окна выходят на запад.

        3. Открытие нового материала.

        Учитель: А Зачем же мы учимся определять стороны горизонта, может быть это не так важно?

        Дети: Не зная сторон горизонта, мы не сможем расставить цветы так, чтобы они лучше росли

        — Не будем знать, откуда дует ветер.

        — Не сможем сказать, где восходит и заходит Солнце.

        — Корабли не смогут плыть в нужном направлении, самолеты летать.

        — Не сможем ориентироваться.

        Учитель: Что значит ориентироваться?

        Дети: Определять местоположение человека на местности.

        Учитель: Какие четыре точки на четырёх разных сторонах горизонта являются ориентирами?

        Учитель крепит на доске четыре карточки с фразами и рисунками: сторона восхода Солнца, сторона полуденного Солнца, закат Солнца, сторона Полярной Звезды.

        Дети: Восход Солнца видим утром на востоке.

        — Самое высокое Солнце видим в полдень на юге.

        — Закат видим вечером на западе.

        — Полярную Звезду – ночью на севере.

        Учитель: Молодцы, ребята! Заметьте, как много наблюдений провели люди, чтобы научиться ориентироваться. Хорошо потрудились и мы. Теперь немного отдохнём.

        4. Физкультминутка.

        Мишка шел, шел, шел.
        Мишка ягодку нашел.
        Сел, покушал
        И дальше пошел.

        5. Продолжение работы по теме урока.

        Учитель: Ребята, а на каком склоне оврага встречаются ягоды земляники: на южном или на северном!?

        Дети: Летом ягод много, они везде растут.

        — А я думаю, что на южном. Ведь там солнышко припекает. Там теплее.

        Учитель: Правильно. Все народы мира, наблюдая природу, заметили такие приметы, по которым можно ориентироваться даже не имея компаса и в пасмурную погоду. Как вы думаете, зачем это нужно людям?

        Дети: Это интересно. Не всегда же под рукой есть компас.

        — Наблюдательным людям всё хочется получше узнать, понять.

        Учитель: В детстве вы много узнали о народных приметах из сказок. Кто читал народные сказки?

        Все дети поднимают руки.

        Учитель: А кроме сказок, что народ придумал?

        Дети: Загадки, пословицы, поговорки, песни, приметы.

        Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

        Дети: Народные приметы ориентирования. (Тема заранее записана на доске, учитель открывает запись.)

        Учитель: Многие из вас читали сказки, в которых добрый молодец прикладывал ухо к земле, чтобы услышать, не приближается ли враг. Почему он так делал?

        Дети: Наверное, так действительно лучше слышно.

        Учитель: Слышимость через воду, землю и твёрдые тела лучше, чем в воздухе, поэтому человек может ориентироваться по звуку. Погладьте или слегка поцарапайте ноготками крышку вашей парты изнутри. Звук еле слышен. А теперь приложите ушко к тому месту на парте, которое гладите. Что заметили?

        Дети: Слышно намного лучше.

        Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76 «Мы и окружающий мир». Рассмотрите рисунки. (Пауза.) Я думаю, что муравьи строят свой дом где придётся, они же не могут думать, мыслить.

        Дети: Я не согласен. Муравьи всегда сооружают муравейники возле дерева с южной стороны его ствола. Им инстинкт подсказывает где теплее. Я читал об этом.

        — А ещё южный склон муравейника пологий.

        Учитель: А сейчас положите головы на сложенные на столе руки и закройте глаза. Послушайте загадку.

        Летит – молчит.
        Лежит – молчит.
        Когда умрёт, тогда запоёт.

        Те, кто знает отгадку, поднимают голову с парты.

        Дети: Это снег. Он падает неслышно, на земле лежит неслышно, а когда тает, текут ручейки и журчат – поют.

        Учитель: А на рисунке справа снег возле дерева случайно ветром намело только с одной стороны, ведь с другой, наоборот, — углубление.

        Дети: Нет. Намело с севера. С южной стороны теплее, там солнышко припекает, вот снег и подтаял.

        — По снегу тоже можно догадаться где север, где юг.

        Учитель: Хорошо, что вы уже умеете ориентироваться по муравейнику и по снегу. Дома прочитайте, пожалуйста, что написано об этих приметах на странице 75-76.

        А сейчас я попрошу закрыть учебник, попробуем выполнить задание в рабочей тетради на странице 17.

        Один ученик читает задание вслух.

        Учитель: Рассмотрите рисунки. (Пауза.) Дети поднимают руки.

        Дети: Я про муравейник догадался.

        — А я знаю, как выполнить задание, на котором овраг изображён.

        Учитель: Попробуйте самостоятельно выполнить то, что сумеете.

        Дети работают самостоятельно.

        Учитель: Проверим правильность выполнения.

        Дети поднимают руки.

        Дети: На первом рисунке муравейник находится с правой стороны дерева

        — Склон муравейника пологий справа, значит и юг справа. Надо провести стрелочки так: слева – север, справа – юг. (Ученик чертит стрелочки на доске.)

        Учитель: Что вы расскажете про второй рисунок, где изображён овраг?

        Дети: Поспела земляника.

        — На левом склоне оврага её совсем нет, а на правом очень много ягод.

        — Чтобы ягоды созрели, им нужно много тепла, значит правый склон южный.

        — Надо стрелку провести налево – там и будет юг, потому что солнышко оттуда припекало, а с другой стороны север. (Ученик чертит стрелочки на доске.)

        Учитель: Что вы видите на третьем рисунке?

        Дети: Это пень от дерева, которое спилили.

        Учитель: Кто из вас знает, как называются кольца на спиле пня?

        Дети: Это годовые кольца. По ним можно узнать возраст дерева.

        Учитель: Но они неравномерно расположены.

        Дети: С одной стороны очень близко прижаты друг к другу, а с другой стороны находятся на большом расстоянии друг от друга.

        -Я думаю, там, где большое расстояние между кольцами, и есть север, чтобы дереву теплее было. Защита такая.

        — Я не согласна. Ведь мы прижимаемся друг к другу когда нам холодно, вот и колечки прижались со стороны севера.

        Учитель: Вспомним отрывок из стихотворения «Зима» Сергея Есенина:

        Воробышки игривые,
        Как детки сиротливые,
        Прижались у окна.
        Озябли пташки малые,
        Голодные, усталые
        И жмутся поплотней.

        Дети: Правильно, колечки прижимаются с северной стороны, откуда холодом веет.

        — Значит справа север, а слева юг. (Ученик чертит на доске стрелочки)

        Учитель: Ребята, видите, какими надо быть наблюдательными, чтобы всё это заметить? Однако этими признаками следует пользоваться осторожно, предварительно убедившись, что они повторяются на несколько отдельно стоящих пнях. Ещё лучше, если направление подтвердится и другими приметами, о которых вы можете узнать из энциклопедии или спросить у родителей.

        А кому же из нас в жизни могут пригодиться народные приметы ориентирования?

        Дети: Тем, кто собирается пойти в лес за ягодами.

        — Некоторые и за грибами ходят.

        — А мы любим зимой на лыжах кататься в выходные.

        Учитель: Когда бывают такие случаи, что люди никак не могут выбраться из леса?

        Дети: Человек может заблудиться, если уйдёт далеко, увлечётся, собирая ягоды, грибы.

        Учитель: Очень опасно заблудиться в лесу. Прочитайте записи на доске. Обдумаем вместе. (Пауза.)

        На экране записи(ИКТ), а детям раздаются памятки.

        Не ходи в лес один или со сверстниками.
        Дети: Можно заблудиться.

        Сориентируйся заранее, прежде чем зайти в лес.
        Дети: если пойдёшь со взрослыми, нужно спросить про стороны горизонта.
        Учитель: Правильно. Если идёшь со взрослыми, спроси заранее, где, по отношению к лесу, находится то место, откуда ты зайдёшь на опушку, — на севере или юге, востоке или западе – тебе легче понять, в какую сторону возвращаться из леса.
        Учитель: А если человек понял, что заблудился?

        Немедленно остановись!
        Дети: Это чтобы не зайти ещё глубже в лес.

        Думай!
        Дети: Как можно выбраться из леса.
        -Как найти знакомый путь.

        Вспомни.
        Дети: Надо постараться вспомнить какие-нибудь знакомые приметы
        — Надо вспомнить, что учили в школе.

        Прислушивайся.
        Дети: Может тебя будут звать родители.
        — Можно шум машин услышать, значит близко шоссе.
        — Можно шум поезда услышать, значит железная дорога близко.
        — Можно ухом к земле прислониться.

      • Присматривайся!
        Дети: Приметы помогут выбраться из леса.
        — По приметам сможем определить стороны горизонта.
      • Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» на странице 117. Рассмотрите рисунок. (Пауза.)

        — Что вы можете сказать о мальчике?

        Дети: Он около пня. Рукой трогает пень.

        — Он в спортивном костюме и с рюкзаком. Значит он ходил в лес.

        — Вокруг высокие ели, значит он в лесу.

        Учитель: Почему мальчик один?

        Дети: Он потерялся, отстал от родителей.

        Учитель: Чем мальчик занят?

        Дети: Он рассматривает годовые кольца на спиле пня.

        — Мальчик старается понять, где находится север, а где юг.

        6. Домашнее задание

        Учитель: я предлагаю вам придумать рассказ по рисунку на странице 117 о том, что случилось с мальчиком, какие народные приметы ориентирования помогли ему выбраться из леса.

        Запишите в дневник по окружающему миру: с. 75, 76 читать, по ОБЖ с. 116, 117 читать, рассказ по рисунку

        7. Итог урока.

        Учитель: Ребята, скажите мне по секрету, какие советы вы хотели бы дать тому мальчику на рисунке, который заблудился в лесу?

        Дети: Не отставать от родителей.

        -Понаблюдать за народными приметами.

        — По кольцам на спиле пня определить стороны горизонта.

        — Понаблюдать за муравейниками.

        Учитель: Молодцы! Я верю, что с вашей помощью мальчик обязательно выберется из леса. Спасибо всем за активную работу.

        Наиболее популярные народные приметы ориентирования на местности

        Современный человек все больше и больше отдаляется от природы, перестает ее чувствовать. Это не удивительно. Ведь связь с природой теряется по мере того, как мы приобщаемся к современным технологиям, к комфорту и удобству, которое они создают. Но оказавшись оторванным от всего этого, человек станет беспомощным, он не сможет даже сориентироваться в пространстве и понять в какую сторону ему нужно идти.

        Ориентирование по солнцу

        1 способ

        В зависимости от времени года восход и заход солнца мы наблюдаем в различных местах: Летом солнечный восход наблюдается на северо-востоке, а заход — на северо-западе; Осенью и весной солнце встает на востоке, а заходит на западе; Зимой восход солнца происходит на юго-востоке, а заход на юго-западе.

        2 способ

        Если вы взяли с собой наручные часы, то это значительно облегчит задачу ориентирования в пространстве в солнечную погоду. Направьте в сторону солнца часовую стрелку часов. Затем визуально разделите на 2 равные части угол между часовой стрелкой и цифрой 1 (13 часов дня). Эта разделительная линия и будет указанием направлений – спереди юг, а сзади север. Важным моментом является и то, что до часу дня следует делить левый угол, а после часу – правый.

        Ориентирование по звездам

        В северном полушарии. В случае, если вы нуждаетесь в помощи ориентирования ночью в северном полушарии, вам поможет полярная звезда. Для начала вам нужно отыскать созвездие Большой Медведицы, фото которой вы видите ниже. После этого нужно мысленно представить линию и провести ее через 2 звезды, расположенных с краю по правую сторону ковша. Эту линию визуально удлиняют на 5 отрезков, равных расстоянию между этими звездами. И в самом конце этой линии будет полярная звезда, которая, находится в созвездии Малой Медведицы. Повернувшись к ней лицом, вы будете смотреть на север.

        В южном полушарии. Расположения звезд в южном и северном полушариях значительно отличаются друг от друга. Если в северном полушарии мы ориентировались на Большую Медведицу, которая хорошо знакома практически каждому человеку, то в южном полушарии нашим путеводителем является созвездие Южного Креста. Данное созвездие состоит из 5 ярких звезд. 4 из них являются крайними точками креста. Через эти точки необходимо провести 2 линии, образующие крест. Получается, что одна линия этого креста значительно длиннее другой – мы видим, как бы крест с ручкой для держания. Эту самую ручку нужно продолжить дальше, увеличив ее в 4 раза и опустив вертикально до линии горизонта. Точка соприкосновения этой линии с линией горизонта будет указывать на юг.

        Ориентирование по луне

        Ориентироваться по луне актуально тогда, когда из-за затянувших небо туч на нем не видно других светил. Для определения сторон света необходимо знать в какой фазе находится в данный момент луна. Молодой растущий месяц можно увидеть на западной стороне неба, убывающий – на восточной. Вечером первая четверть луны находится на юге. Также во время полнолуния в час ночи и в фазе третьей четверти в 7 часов утра луна находится на южной стороне.

        Ориентирование по растениям

        Грибы и мох. Обычно грибы и мох растут под деревьями или на пеньках. Но замечали ли вы, что большая часть этих растений сосредоточена лишь с одной стороны дерева или пня? Дело в том, что мох и грибы любят расти на северной стороне. Поэтому этот простой и верный способ ориентирования в пространстве был очень распространен в давние времена, когда люди часто ходили в лес по ягоды и грибы. На западной или восточной стороне деревьев или пней грибов обычно бывает значительно меньше, чем на северной. А с южной стороны они вообще растут очень редко, в особенности, если лето сухое и жаркое. Особое внимание следует уделить красным рыжикам, так как они каждый год растут в одном и том же месте. Рыжики, растущие с южной стороны, имеют сине-зеленоватую окраску, шероховатую сухую поверхность, не смотря на то, что сам гриб в разрезе сочный и красный.

        Ягоды. Ягоды, как и грибы, много веков назад считались хорошими путеводителями. На открытых лесных полянках ягоды (клюква, брусника, морошка, черника, голубика) созревали быстрее с южной стороны. Соответственно север находится в противоположной стороне. А в лесу с южной стороны ягоды лучше нагреваются и быстрее спеют, чем со стороны севера.

        Трава. Весенний травяной покров обычно бывает гуще на теневых северных сторонах. Летом вокруг деревьев, столбов, больших камней, пней густота травы кажется равномерной, но если присмотреться, то можно заметить, что с южной стороны травяной покров гораздо гуще, чем с северной. С середины лета из-за обилия солнца трава начинает приобретать желтый оттенок. И лишь с северной стороны она надолго остается зеленой.

        Кора деревьев. По коре дерева можно узнать где находятся север и юг. Для большей достоверности следует изучить 3-4 дерева. С северной стороны кора имеет более темный цвет и покрыта мхом, а с южной стороны, напротив, кора более светлая и твердая.

        Береза. Береза – удивительное дерево, доброе, светлое и чистое. Эта российская светолюбивая красавица является прекрасным помощником заблудившимся. С южной стороны кора березы гораздо чище, ровнее и светлее, чем с северной, где имеются различные шероховатости и повреждения. В особо жарких условиях береза приспосабливается к повышенной температуре. Ее стволы как бы склоняются к северу. При этом ветви березы могут даже касаться земли.

        Крона деревьев и годичные кольца. В народе принято считать, что с южной стороны крона деревьев объемная и гуще, а годичные кольца ствола дерева шире. Но все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Эти показатели имеют различные значения в разных климатических условиях. Так, например, в южных зонах, где наблюдается засушливое лето, годовые кольца более утолщены с северной стороны. С этой же стороны наблюдается и более выраженная крона дерева. А в местах прохладных, где меньше тепла и света, наоборот – дерево более развито с южной стороны. То есть получается, что дерево благоприятнее развивается с той стороны, где оно чувствует себя комфортно в тех или иных климатических условиях.

        Итак, теперь вы имеете представление об ориентировании на местности в различные времена года и суток, а также в разных климатических условиях. Эта простая информация может послужить вам хорошим помощником в случае, если вы оказались наедине с природой без каких-либо путеводительных устройств.

        Какие приметы и суеверия становятся компасом в пути

        Какие приметы и суеверия становятся компасом в пути

        Всевозможные приметы и суеверия сопровождают шествие большей части человечества

        Мужчины и женщины, безработные и занимающие высокие посты — все от мала до велика жили или продолжают жить, ориентируясь на нечто таинственное и «необъяснимое».

        К примеру, саперы-пиротехники вычеркнули из своего лексикона слово «последний». У них не принято прощаться, когда они выезжают на задание.

        Космонавты всячески избегают понедельничных стартов.

        А некоторые баллотирующиеся кандидаты, идя на участок, обязательно под правую пятку положат серебряный пятачок.

        Вообще надо отметить, что в предвыборный период сила веры утраивается. Двери храмов и костелов становятся шире. Еще бы, по мнению духовенства, никто из вип-прихожан не должен оставаться вне.

        А вы, дорогие друзья, боитесь возвращаться домой, когда что-то забыли? А как быть с предложением «присесть на дорожку»?

        Почему приметы и суеверия так популярны

        Как-то подойдя к продавцу обуви, я поинтересовался, почему у него на витрине стоит обувь только на правую ногу. Она переспросила меня, мол, какие проблемы. Я шутливо ответил, что это может серьезно повлиять на прибыль. Она в тот же миг начала переставлять всю продукцию. Мне стало ее жаль и я признался, что пошутил. К счастью, у нас состоялся содержательный результативный диалог.

        Неопытный верит всякому слову, а рассудительный обдумывает свои шаги

        Диву даешься, сколь многое из того, что у людей в почете, оказалось там без персонального обдумывания. И теперь, спустя годы, многие без колебаний считают «само собой разумеющимся» то, что на самом деле очень даже спорно.

        В России черный кот, как известно, предвестник беды. То и дело, не успевая прошмыгнуть перед котом, суеверные граждане либо плюют, повернув голову налево, либо скрещивают четыре пальца, а для пущей надежности отойдут в сторонку, поджидая, пока кто-то другой первым переступит опасную линию.

        А вот англичане же, напротив, дарят открытки с изображением черных кошек, желая друг другу удачи. А что делать нам, живущим где-то посередине, между Россией и Англией? ??

        Так, общую кучу системы ценностей каждый склонен пополнять без анализа, превращая каждое утверждение в аксиому. При этом в нужный момент можно оправдаться фразой «все так считают». А «все», простите, это кто? Неужели все 8 миллиардов жителей планеты?

        Суеверия — это представления, или обычаи, возникшие из-за невежества, страха перед неизвестным … и неправильного понимания причинно-следственных связей

        Исходя из этого определения, можно говорить о суеверном настрое, когда мы верим всему, что получаем от СМИ. В последнее время телевидение и интернет стали своеобразным рупором переменчивых человеческих интересов и средством манипуляции. В итоге, чем дальше от российско-украинской границы, тем диаметральнее представления о происходящем там.

        А как же настоящая вера? Разве не должна она положительно влиять и на участников конфликта, и на наблюдателей?

        Понятие «настоящая вера» для многих, как выясняется, очень размыто. Нас научили слепо верить в образовательную систему, хотя вопрос практических применений вузовских знаний остается открытым.

        Нас научили слепо верить в силу денег: будто от размера банковского счета зависит счастье и успех в жизни. Но ведь и это чистой воды суеверия.

        Сами по себе деньги не хороши и не плохи. Они лишь отражают характер своего владельца. Получив деньги, мы получаем дополнительную возможность выбора. А он в свою очередь продемонстрирует и веру, и нашу любовь, и наши надежды.

        Мы неистово верим, что уже в этой жизни можем достичь совершенства. Потому во всех сферах мы хотим быть лучше: петь лучше, танцевать лучше, говорить лучше. Но правда в том, что ни земля, ни небеса не ожидают, что мы станем совершенными в ближайшее время. Они надеются, что мы будем настоящими.

        Нас научили слепо верить в собственную непобедимость, несгибаемость. Разве это не суеверия? Мы верим в свою силу, забывая, что есть сила во много раз превосходящая нашу.

        Стоит ли уподобляться птице, которая хвастается тем, что есть муравьев? Рано или поздно она умрет и тогда муравьи съедят ее. Обстоятельства любого из нас могут измениться в любое время. Что тогда мы будем делать, искать новые приметы и суеверия?

        Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса

        Ей сказали от чего зависит счастье

        Старая мудрая кошка лежала на травке и грелась на солнышке. Тут мимо нее пронёсся маленький шустрый котёнок. Он кувырком прокатился мимо кошки, потом резво подскочил и снова начал бегать кругами.

        Что это ты делаешь? – любопытно поинтересовалась кошка.
        Я ловлю свой хвост! – запыхавшись, ответил котёнок.
        Но зачем тебе это? – засмеялась кошка.
        Мне сказали, что хвост – это моё счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свое счастье. Вот я и бегаю за ним уже третий день.

        Старая кошка улыбнулась так, как это умеют делать только мудрые кошки и сказала:

        — Когда я была молодой, мне тоже сказали, что в моём хвосте – моё счастье. Я много дней бегала за своим хвостом, пытаясь схватить его. Я не ела, не пила, а все бегала и бегала. Я падала без сил, вставала и опять пыталась поймать свой хвост. В какой-то момент я разочаровалась. И в отчаянии пошла куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметила?

        — Что? — с удивлением спросил котёнок.
        Я заметила, что, куда бы я ни шла, мой хвост везде идет за мной. Я точно поняла — за счастьем не надо бегать. Надо выбрать свою верную дорогу, а счастье будет идти вместе с тобой.

        Нет ничего более бесполезного чем эффективно делать то, что абсолютно никому не нужно

        Избавьтесь от испорченного компаса

        Суеверие — это принятое на веру ложное учение… Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии

        Суеверия и приметы в большинстве своем уходят корнями в язычество. Правда, современность хорошо поработала над ними и они больше не разят столь откровенной дикостью.

        Это одна из причин, почему так сложно встать на путь истины. Нередко можно услышать обвинения в предательстве, в измене представлениям своих предков. И здесь требуется мужество, чтобы переступить наводящую страх черту.

        Ведь когда-то мы перестали пить воду из речки и кушать морковку прямо с грядки. Мы с готовностью обзавелись телевизорами и мобильниками, а ведь наши предки чурались эдаких «сатанинских происков».

        Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают

        Мы сами ставим себе необоснованные границы. Они поселились в нашей голове благодаря нашему разрешению. И не более. Мы сами выбираем, во что верить и как пользоваться этой верой.

        Только мы выбираем свой путь. Что мы хотим – легкую, беззаботную короткую жизнь или же узкую дорогу, полную восторга и бесконечных приключений?

        Если у нас нет собственных обоснованных позиций, значит, мы работаем на упрочнение чужих. Вы этого хотите? Выбор за вами, друзья. Вы сами ставите себе планку своего риска. Вы сами рисуете линию, по которой прошла «черная кошка» и только вы принимаете решение поплевать, скрестить пальцы или дождаться идущего той же дорогой, но более уверенно.

        Вы выбираете, что важное, а что не достойно вашего внимания. Вы выбираете, как думать о людях, о кошках, о себе. Каждый ваш шаг – это ваш выбор. Простите, но у человека, у которого есть благородная цель, больше нет отговорок.

        Выбирайте с мудростью во что верить

        Ну а если вам непреодолимо тяжело расстаться с привычной верой, например, верой в судьбу? Что ж, определитесь с самим понятием. Если под судьбой подразумевается неотвратимость последствий принятых решений, тогда это закон, а игнорировать закон бессмысленно.

        Подкину вам еще несколько примет, к которым стоит прислушаться ??

      • Если голова болит, значит, она есть
      • За двумя зайцами погонишься — третьим станешь
      • Как только вы встанете в соседнюю очередь, первая начнет двигаться быстрее
      • Мало есть вредно. В перерывах между едой приходит кариес
      • Ты заснешь вдвое быстрее, если будешь считать овечек сразу по две.
      • Нельзя сетовать на жизнь. Она может обидеться и покинет тебя навсегда
      • Если ты чего-то хочешь ото всех, значит, ты ничего не хочешь от себя

      Ну, а если серьезно, нужно очень избирательно мудро подходить к тому, во что верить. Сила веры может заметно повлиять на движение по жизни любого человека.

      Кто-то, обретя веру, готов за нее убить, а кто-то готов за нее умереть. Потому, выбирая между темнотой и светом, нельзя забывать о том, что темнота по своей сути добром отплатить не сможет. Так что, дорогие друзья, не ориентируйтесь на приметы и суеверия — это приносит несчастье.

      Моё дело сказать правду, а не заставлять верить в неё

      Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).

      Идёт приём заявок

      Подать заявку

      Для учеников 1-11 классов и дошкольников

      Тема занятия. О сновы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).

      Цель. научить детей ориентироваться по компасу, местным признакам, познакомить с компасом и его устройством .

      Задачи. на конкретном примере показать детям устройство и работу компаса, выработать умение пользоваться им, научить детей ориентироваться по местным признакам, закрепить и обобщить знания детей по ранее изученному материалу;

      Планируемые результаты для занятия по ФГОС:

      П. самостоятельное определение темы и задач учебного занятия; логические универсальные действия: наблюдение, анализ объектов с целью выделения признаков.

      Р. планирование, контроль, самоконтроль.

      К. владение диалогической формой речи, умение выражать свои мысли, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

      Л. жизненный опыт детей, ситуация успеха, положительное \отношение к процессу познания (удивление, желание больше узнать),

      Оборудование + УМК. Ноутбук, монитор,

      — Что такое ориентирование,?

      — Как можно определить стороны горизонта по солнцу?

      1 способ — в полдень встать спиной к солнцу. Тень покажет направление на север, сзади будет юг, правая рука покажет на восток, левая на запад.

      2 способ — если встать лицом к солнцу, тень укажет на север(сзади), впереди — юг, слева – восток, справа – запад.

      3 способ – в 7 часов утра солнце бывает на востоке, в 13 часов на юге, в 19 часов на западе.

      — На прошлом уроке мы познакомились с приборами. Каково назначение гномона? Для чего служит флюгер?

      — Итак, мы с вами выяснили, что ориентироваться можно по солнцу с помощью специального прибора гномона, но существует еще один прибор, с помощью которого можно более надежно и точно определять стороны горизонта.

      — отгадав загадку, вы узнаете что это: « под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдешь дорогу обратно найдешь». (компас)

      — Сейчас на ваши столы я положу компасы. Посмотрите на них.

      Впервые компас придумали в Китае более 2000 лет назад. Но называли его не компасом, а «ВЕДАЮЩИМ ЮГОМ». Этот прибор состоит из «ложки с острым концом»(изготавливали из магнитного железняка). «Ложку» вращали, и когда она останавливалась, ее острый конец указывал на юг. Посмотрите, как выглядели старинные компасы. (атлас)

      А у нас на столах лежат наши современные компасы. Давайте рассмотрим его. Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка на стальной игле. Ее концы окрашены в синий и красный цвета. Стрелка помещена в круглую коробочку, на дне которой находится циферблат, на нем обозначены стороны горизонта. Назовите их. ( север, юг, запад, восток)

      Договорились, что синий конец стрелки показывает на север, а красный на юг. Синий цвет – холодный, на севере тоже холодно. А красный жаркий, на юге тоже жарко.

      — Из каких же деталей состоит компас? ( шкала, намагниченная стрелка, стальная игла)

      Правила пользования компасом.

      Для того, чтобы определить направление по компасу надо положить его на ровную поверхность (стол, фанеру) и оттянуть предохранитель – этим вы освобождаете стрелку. Когда стрелка успокоится, нужно повернуть корпус так, чтобы синий конец показывал на север, а красный на юг, попробуем это сделать.

      — А как вы думаете, почему стрелка движется? (из-за магнита)

      Существуют различные мнения.

      Какие еще предметы есть в классе?

      А как же пользоваться компасом в лесу?

      Заходя в лес. Нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, дороге, аэропорту), чтобы при выходе из леса пользоваться его обратным направлением. Например: лес находится на севере по отношению к реке, при выходе из леса в какую сторону пойдем? (на юг)

      — Как вы думаете, каким людям нужен компас? ( людям, которые передвигаются по незнакомой местности: морякам, летчикам, туристам. путешественникам и геологам)

      Ориентирование по природным признакам.

      — Не всегда человек, попав в лес или незнакомую местность. Имеет при себе компас. Может случиться так, что солнце закрыли тучи. Как же быть?

      Существуют природные ориентиры, которые были открыты в ходе многолетних наблюдений.

      — откроем учебники, посмотрим на рисунок. Какие природные ориентиры вы можете назвать? ( с южной стороны дерева более густая и пышная крона, мох на северной стороне стволов, южный склон – муравейник).

      Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.
      план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему

      УМК «Школа России». Окружающий мир.2 класс (Плешаков А.А.) Урок на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.

      Скачать:

      Вложение Размер
      konspekt_uroka.docx 137.44 КБ

      Предварительный просмотр:

      МАОУ Видновская гимназия

      Открытый урок во 2 «В» классе

      по окружающему миру

      Тема: Компас. Ориентирование

      Учитель начальных классов

      15 февраля 2020 года

      Окружающий мир 2 класс (УМК «Школа России»)

      «Компас. Ориентирование на местности»

      Цель: формировать умения ориентироваться по компасу и по местным признакам.

      образовательные: повторить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом, научить им пользоваться, научить ориентироваться по местным признакам;

      развивающие: развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

      воспитательные: воспитывать уверенность в себе; Воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.

      Оборудование: компасы, маршрутные листы, памятки путешественнику для работы в группе, картинки для ориентирования по местным признакам, буквы- стороны горизонта, презентация Power Point.

      Учебник: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2-х частях. Ч. 2, с. 74-75.

    • Актуализация знаний. Повторение пройденного
    • — Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.

      — А у нас открывается школа будущих туристов. . (Слайд 1)

      — Кто такие туристы? –(это люди, которые путешествуют по разным странам, лесам, горам)

      -Сегодня мы поговорим о том, что должны знать туристы, отправляясь в путешествие пешком в лес.

      2)-Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движения)-(небольшая физминутка)

      -Идем, идем, на горизонте виднеется дерево, где у нас будет привал . (Слайд 2)

      -А что такое «горизонт»? –( земная поверхность, которую мы видим вокруг себя)

      -А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? –( «линия горизонта») (Слайд 3)

      -Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? – ( нет, линия горизонта всегда отдаляется).

      -Почему? –(потому что Земля круглая)

      -Молодцы, тогда садитесь. И давайте вспомним, а какие стороны горизонта вы знаете?

      -Возьмите маршрутные листы у себя на партах, напишите на 1 схеме стороны горизонта.

      Проверка: (Дети каждой группы выходят к доске и прикрепляют на магнит листочки с буквами –сторонами горизонта: С,Ю,З,В,С-В,С-З,Ю-В,Ю-З) (Слайд 4)

      — Представитель 1 группы, прикрепите на доску первые две основные стороны горизонта.

      — Где всегда на схеме или карте расположен север? (вверху), соответственно юг? (внизу)

      -Представитель 2 группы прикрепите две другие основные стороны горизонта.

      — Как мы запоминали расположение запад-восток? ( запад-слева-5 букв, восток-справа-6 букв)

      — Представитель 3 группы прикрепите промежуточные стороны, связанные с севером (С-З, С-В)

      -Представитель 4 группы прикрепите промежуточные стороны, связанные с югом (Ю-З, Ю-В)

      3) Графический диктант.

      — А теперь проверим, как хорошо вы можете ориентироваться по сторонам горизонта.

      -На маршрутных листах напишем графический диктант, двигаясь в соответствии со сторонами горизонта.

    • От исходной точки 2 шага (2 клетки) на север
    • 1 шаг на С-З
    • 1 шаг на З
    • 1 шаг на Ю-З
    • 2 шага на Ю
    • 1 на Ю-В
    • 1 на В
    • 1 на С-В
    • — Какая фигура у вас получилась? (многоугольник) (Слайд 5)

      — Отложите эти листы в сторону, в конце урока они нам еще пригодятся.

    • Физкультминутка.
      1. Встаньте, сделайте 2 шага на север. Покажем, как на нас холодом повеяло.
      2. Повернитесь на восток, вытяните руки вверх и потянитесь к восходящему солнцу.
      3. Сделайте 3 шага на запад, выполните приседание, покажите, как солнце садится на западе.
      4. Повернитесь лицом на юг, поприветствуйте наших гостей.
      5. Повернитесь лицом на север, возвращаемся на свои места.
      6. Компас.
      7. – А теперь, будущие туристы, отгадайте загадку.
      8. По стране в поход идём,

        Друга мы с собой берём.

        Он не даст нам заблудиться,

        От маршрута уклониться.

        Нам покажет верный друг

        Путь на север и на юг. (компас)

        -Что такое компас? (варианты ответов детей) (Слайд 6)

      9. История возникновения компаса . (рассказ ученика )
      10. — Об истории возникновения компаса нам расскажет …….

        (Слайд 7) Люди с давних времен искали способы надёжного ориентирования, особенно в открытом океане или в пустыне. Когда они открыли чудесное свойство магнита, а именно, что магнитная стрелка всегда показывает определенное направление: с севера на юг или с юга на север, появился и компас.

        (Слайд 8) Считают, что компас был изобретён в Китае 2,5 тысяч лет назад и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг.

        Он имел вид разливательной ложки из магнитного железняка с тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на отполированную медную пластину, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться.

        (Слайд 9) В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг.

        (Слайд 10) У китайцев «плавающую иглу» переняли европейцы. Изначально компас представлял собой намагниченную иголку и кусочек дерева, плававшие в сосуде с водой.

        (Слайд 11) Вскоре сосуд стали прикрывать стеклом, чтобы защитить механизм от воздействия ветра.

        -Куда показывала стрелка компаса в древности? А сейчас?

        -Почему стрелка компаса всегда показывает на север? (варианты ответов детей)

        -Об этом мы узнаем из стихотворения. (ученик читает наизусть)

        Магнитную стрелку на север манила

        Какая-то все непонятная сила

        И вот разгорелись научные споры:

        Что тянет её в ледяные просторы?

        Медведи? Тюлени? Коварные льды?

        А может сиянье Полярной звезды?

        А вдруг она видит на расстоянии

        Могучее северное сияние?

        Компас в руке я твердо держу

        Движение стрелки понять я хочу.

        Гипотезы строю, прошу я поэта

        Мне объяснить движение это.

        Медведи, тюлени, коварные льды.

        Вы тянете стрелку на север? УВЫ!

        Что же тянет стрелку на север, скажи.

        Да это магнитное поле Земли ! (Слайд 12)

        — Как мы услышали из стихотворения, на планете действует сильное магнитное поле Земли. Эта сила и притягивает к себе стрелку намагниченную стрелку компаса и она сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.

        — Повторим правила работы в группах:

      11. уметь слушать другого
      12. высказывать свое мнение
      13. уважать мнение других
      14. не согласен – предлагай
      15. — Рассмотрим, как устроен магнитный компас.

        — На что похож компас? (на часы) (Слайд 13)

        — Чем компас похож на часы? (круглая коробочка, сверху стекло, внутри шкала с делениями)

        — Эта круглая коробочка в компасе называется « корпус », (Слайд 14)

        — Шкала с делениями в часах называется циферблат, а в компасе « лимб » (Щелчок)

        — Что написано на циферблате в часах? (цифры), а в компасе? (стороны горизонта)

        -Что внутри часов движется? (2 стрелки), а в компасе?(1 магнитная стрелка ) (Щелчок)

        — Иногда в компасах есть предохранитель , который фиксирует стрелку в неподвижном состоянии, когда компас находится в нерабочем состоянии. (Щелчок)

        — В часах есть механизм, а в компасе его нет, так как стрелка вращается под действием магнитной силы земли.

        -Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( летчики, военные, моряки)

        -Может быть из вас тоже вырастут будущие военные и моряки, поэтому сейчас научимся пользоваться компасом.

      16. Правила работы с компасом . (Слайд15)
      17. — Расположите пункты работы с компасом в правильном порядке.

      18. Положите компас на ровную поверхность.
      19. Подождите, пока стрелка компаса успокоится.
      20. Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.
      21. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
      22. — Выполните действия в соответствии с планом работы.

        — Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.

        — Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так, как они будут располагаться в нашем классе.

        -На 2-ой схеме укажите расположение сторон горизонта в нашем классе. (Работа детей сам-но у себя в маршрутных листах и один человек — на доске )

      23. Определение местонахождения предметов в классе .
      24. — Определите, где расположены отдельные предметы в нашем классе:

        Самый большой цветок (фикус)

        — А сейчас мне нужен один будущий турист. (вызвать ученика)

        — Я отправляю тебя в путешествие в сторону двери.

        — Дети, скажите, в каком направлении он двигается.

        — Теперь подойди к зеркалу. В каком направлении он движется?

        -Вернись обратно на свое место. В каком направлении он идет?

        Физкультминутка. (Слайды 16-29)

        — А теперь станцуем веселый танец под песню, с которой очень удобно ходить в поход.

      25. Ориентирование на местности.
      26. — Вы очень хорошо смогли ориентироваться по компасу, но представьте себе, что мы оказались в лесу, по какой-то причине, без компаса. Знаем только одно, мы шли на юг. В какую сторону нужно возвращаться? (на север)

        — А как узнать, где север без компаса?

        — Оказывается, надо просто быть наблюдательным и внимательным, сама природа дает нам подсказки. Их надо только видеть.

        — У вас на столах лежат конверты. Каждая группа прочитает текст со своими способами ориентирования на местности без компаса и выберет картинки, соответствующие им.

        (Работа в группах — дети читают текст на карточках, находят картинки, иллюстрирующие эти признаки, и прикрепляют их на доску.)

        Ориентирование по Солнцу.

        Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу. Солнце встает на востоке и заходит на западе. В полдень солнце находится на юге.

      27. Если в полдень встать спиной к солнцу, то тень от солнца укажет направление на север, сзади будет направление на юг, справа – восток, слева – запад.
      28. Солнце восходит на восходе, а заходит на западе.
      29. По звездам и окружающим признакам.

        Издавна по звёздам ориентировались капитаны кораблей в открытом море и проводники караванов в пустыни. Не зря же появилось выражение «Путеводная звезда» как синоним надёжности. Этой звездой является

      30. Полярная звезда, которая всегда показывает на север. Полярная звезда является концом ручки «ковшика» созвездия Малой Медведицы. Чтобы найти Малую медведицу, нужно найти две крайние правые звезды «ковша» Большой Медведицы, от верхней звезды мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами. В конце этой линии находится Полярная звезда.
      31. Кроме звезд существует много способов, как найти стороны горизонта по местным признакам:

        1. годовые кольца на пнях деревьев с южной стороны шире, чем с северной.
        2. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны.
        3. Уметь ориентироваться, значит уметь определять свое местонахождение по разным признакам. Существует много способов, как найти стороны горизонта по местным признакам.

        4. У берёзы кора более чистая и гладкая с южной стороны , а с северной стороны на коре много трещин и наростов, она шершавая и темная.
        5. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны.
        6. Муравейник всегда расположен с южной стороны дерева. И даже склоны у муравейника неодинаковые: с южной стороны он более пологий.
        7. цветок подсолнуха всегда тянется за солнцем и никогда не показывает на север
        8. осенью птицы летят на юг, а весной на север.
        9. По этим признакам мы можем ориентироваться на местности в разное время года. Они помогут нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод, проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно укажут нам стороны горизонта

          Ориентирование по окружающим признакам

        10. ягоды и фрукты краснеют и поспевают лучше с южной стороны
        11. Смолы на соснах больше с южной стороны дерева.
        12. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона. Весной лунка в снегу под деревом с южной стороны.
        13. Церкви тоже могут служить хорошими ориентирами. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе обращен к югу, а приподнятый — к северу.
        14. По этим признакам мы можем ориентироваться на местности в разное время года. Они помогут нам в трудную минуту. Но только прежде чем сделать вывод, проверяй его по нескольким признакам. Вот тогда эти живые компасы верно укажут нам стороны горизонта.

          — Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу?-(Нет, для надежности лучше пользоваться несколькими признаками)

          -Каковы минусах данных способов?(по Солнцу — нельзя ориентироваться в пасмурную погоду, ночью, а по звездам- днем, в пасмурную погоду)

          ( В каждой группе есть лишняя картинка, которая не имеет никакого отношения к ориентированию на местности.

          -Объясните, почему вы не взяли эту картинку? Можно по ней определить стороны горизонта? –нет)

          2) Закрепление изученного . «Памятка путешественнику».

          -Теперь на основании изученных правил давайте составим «Памятку путешественнику»

          -Возьмите 2-ой конверт, сообща выполните работу. (Дети выполняют работу на индивидуальных карточках, затем меняются листочками с другой группой и проверяют работу своих товарищей.)

          — Передайте свою памятку соседней группе по часовой стрелке. Проверьте работу своих товарищей.

          — С какими ответами вы не согласны и почему?

        15. Нарисуй ветви отдельно стоящего дерева.
        16. Нарисуй и закрась темную, шероховатую сторону коры берёзы.
        17. Обозначь «Х» мхи и лишайники на дереве.
        18. Нарисуй муравейник около дерева.
        19. Обозначь «Х» место, где больше снега на склоне.
        20. Подпиши стороны горизонта у отдельно стоящего дерева.
        21. Кора берёзы ровнее и чище с ____________стороны. Подпиши стороны горизонта.
        22. Чёрточками обозначены мхи и лишайники на дереве. Подпиши стороны горизонта
        23. Муравейник около дерева. Определи стороны горизонта
        24. Черточками обозначен снег на склоне. Определи стороны горизонта.
        25. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с ____________ стороны.

          У берёзы кора белее и чище с ___________стороны . Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с _________ стороны.

          Снег весной быстрее тает на ___________ стороне склона.

          Муравейник расположен с ___________ стороны ближайшего дерева.

          Весной лунка в снегу под деревом с ____________ стороны.

          Смола обычно на сосне с ____________ стороны.

          В полдень тень показывает на ____________ .

          — А теперь каждый себя проверит, на сколько хорошо он усвоил данный материал.

          -Выполним тест, ответы запишите в нижней части своих маршрутных листов.

          Ответы (круг, квадрат, треугольник) дети пишут на своих маршрутных листах. (Слайды 29-38)

        26. Нахождение сторон света на картинах русских художников .
        27. — Рассмотрите картины русских художников. Найдите на них приметы, по которым можно найти стороны горизонта.

        28. Константин Крыжицкий «Дорога»
        29. Игорь Грабарь «Восход солнца»
        30. Станислав Жуковский «Пробуждение природы (Ранняя весна)»
        31. Степан Косенков «Одинокая сосна»
        32. — Возьмите многоугольник, который мы рисовали во время графического диктанта.

          — Превратим его в смайлик, нарисуйте глаза.

          — Если на уроке вам все было понятно, вы хорошо усвоили материал, у вас все получилось, то нарисуйте вместо носа восклицательный знак.

          -Если остались какие-то сомнения и вопросы, нарисуйте вопросительный знак.

          -Если на уроке у вас было хорошее настроение, нарисуйте улыбку.

          -Если вас что-то огорчило или возникли какие-то трудности, то нарисуйте грустный смайлик.

          -Если урок прошёл нормально без особых эмоций, нарисуйте спокойный прямой ротик.

          -Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? (заблудились в лесу, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, турслеты)

          Читайте так же:

          • Приметы и суеверия на торговлю Приметы для хорошей торговли. Автор: Админ. Торговля – это одно из самых древних занятий человека, а потому за прошедшее время накопилось много наблюдений и примет, сулящих успешное ее […]
          • Новогодняя примета когда ждут обильный урожай гороха Новогодняя примета когда ждут обильный урожай гороха Народные приметы на 1 января: Василий Великий Васильев вечер. На Васильев вечер день прибавляется на куриный шаг. В этот вечер […]
          • Порезать ногу примета Порезать ногу примета Ситуация такая:Вчера дома(в квартире) порезал себе ногу строительным ножом в районе чуть выше колена. наружная сторона бедра. Рана вертикальная, длинна 5 см., глубина […]
          • Приметы про осень 2 класс Осенние приметы Осень – замечательная, красивая и волнующая пора. Золотой листопад, превращающийся в мягкий пушистый ковер под ногами навевает мысли о народных поверьях, тайнах, загадках и […]
          • Потерял шапку примета Потерять шапку – примета Автор: Админ. Когда речь заходит о головных уборах, то необходимо помнить, что большинство из них – не только «средство защиты головы и всего, что с ней […]
          • Приметы и суеверия про волосы Приметы и суеверия про волосы. Автор: Админ. Для наших предков волосы были хранилищем тонкой энергии, связью с космосом. Наверное, поэтому до нас дошло столько примет и суеверий про […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *