Народные приметы тесто

Приметы поваров

Современные повара говорят, что их профессия не суеверная, многие из них не знают ни одной приметы. Но если вы пообщаетесь с теми людьми, которые работали поварами раньше, а сейчас уже давно на пенсии, причем так давно, что уже и не помнят сколько, то они вам расскажут очень много интересных вещей. В том числе и интересные приметы поваров. Вот о них мы и поговорим.

Блюда и напитки

Сухари не сушат на убывающей луне – к бедности. Те, кто работал на кухне, знают, что практически каждый день в столовой остается хлеб. Там не покупают панировочные сухари, они сушат оставшийся хлеб, перекручивают их на специальной мясорубке и используют для приготовления котлет. Вот только опытные повара заметили, что те сухари, которые сушат на убывающей луне, практически всегда оказываются прелыми. А как вы думаете, очень вкусные котлеты получатся, если для их приготовления использовать прелые сухари? Пару раз такие котлеты приготовишь, и можешь считать, что работа попрощалась с тобой. Вот вам и нищета – пока найдешь новую работу.

Любое блюдо становится вкуснее, когда повар напевает песни. Это обычное наблюдение бывалых поваров. Если готовишь с хорошим настроением, напеваешь себе под нос добрые хорошие песенки, то все ваши положительные эмоции автоматически переходят на еду, которую вы готовите. Это правило работает не только среди профессиональных поваров, но и среди простых хозяек. К сожалению, сегодня тяжело встретить среди поваров настоящих любителей своего дела, которые с радостью подходят к приготовлению различных блюд. Вот и получается, что у одного повара еда такая вкусная, что хочется приходить снова и снова, а у другого что-то пригорит, то еда пересолена или наоборот недосолена. А все из-за психологического настроя повара.

Дрожжевое тесто сквозняк не любит. В столовых редко закупают всевозможные булочки и ватрушки. Чаще всего повара ставят тесто и готовят всякие сладости сами. Обычно сладкие булочки пекут из дрожжевого теста. Но вот далеко не каждый знает о том, что тесто бывает очень капризным. Мы часто замечаем, что у одних поваров булочки получаются пышные и воздушные, а у других какие-то пресные и не вкусные. А все дело в сквозняке. Знающие повара говорят, что когда ставишь дрожжевое тесто, то все окна и двери должны быть закрыты. Если в помещении будет хотя бы небольшой сквозняк, то тесто не поднимется, а значит, и булочки не получатся вкусные. Даже если на кухне жарко и дышать нечем, придется потерпеть – тесто получится отличное.

Чтобы блюдо было вкусным, нужно читать молитвы во время приготовления. Еще наши бабушки говорили, что любое дело с молитвой в руках спорится, а еда в десять раз вкуснее становится. И это не суеверие – это истинная правда. Не верите? Проверьте сами и убедитесь, что молитва всегда творит чудеса.

Кисель жидкий – на кухне шалит ведьма. Многие скажут, что это полная ерунда. Какие могут быть ведьмы? И это в наше то время! Да не тут то было. Как и много столетий назад, ведьмы существуют, и пошалить они тоже не против. К тому же, современные ученые доказали, что сверхъестественными способностями обладают практически все люди на земле. Просто у одних эти способности развиты больше, а у других меньше. Есть специальные слова, которые начинаются так: «Кисель, кисель, варись весь день…» Ну, и так далее. Если эти слова сказать даже шепотом в то время, когда варится кисель, то, сколько бы вы ни положили крахмала, ваше варево так и останется обычной подслащенной водой. Хотите попробовать? Думаю, что тот, кто сильно хочет пошалить, сможет найти этот заговор. Поверьте, вашему удивлению не будет предела. И после эксперимента вы уже никогда не скажете, что магия – это чушь!

Инвентарь

Свой нож другому повару не дают – готовить будешь не вкусно. Скорее всего, данная примета – это чистое суеверие. Потому что в основе данной приметы лежит поверье, что через нож повар-неумеха может сглазить ваше умение, перехватить ваше умение вкусно готовить. В результате, тот повар, которому вы разрешили попользоваться своим ножом, станет асом в поварском деле, а вот у вас все ваши умения напрочь пропадут. Правда это или нет, решайте сами, вот только старые повара в это верят. Впрочем, в этой примете есть одна маленькая оговорка. Примета действует только в том случае, если у вас попросили нож, и вы разрешили им воспользоваться. Если же ваш нож взяли без спросу, то и сделать вам ничего не смогут.

Пустую сковородку открытой на столе на ночь не оставляют. Эта примета, скорее всего, простое суеверие. Считается, что если оставить на столе не закрытую пустую сковородку, то в полночь в нее обязательно плюнет черт. Говорят, что если такое произойдет, то вы больше никогда не сможете приготовить ничего вкусного и полезного. Все ваши блюда с этого момента будут абсолютно безвкусными, и избавиться от этого проклятья вам не удастся. Может быть это и неправда, но проверять как-то не хочется. Все-таки еда очень важна в жизни человека, поэтому хочется, чтобы она была и вкусной и полезной.

Как видите, повара так же, как и представители многих других профессий, весьма суеверны. То, что современное поколение поваров не помнит многих примет, о которых знали те, кто работал на этом поприще еще совсем в недавнем прошлом, вовсе не означает, что таких примет и суеверий нет. Возможно, благодаря нам они смогут вспомнить старинные традиции, и тогда готовить они смогут гораздо лучше и вкуснее.

Народные приметы и советы о хлебе и соли

Древние всегда придавали огромное значение хлебу и соли. Хлеб издавна символизировал достаток и богатство, а соль была оберегом от нечистой силы. Так давайте же, и мы будем чтить хлеб да соль и соблюдать обычаи, связанные с ними.

Хлеб: приметы и советы

  • Хлеб весь не съедать – счастье терять.
  • Если хлеб на весу режешь, то голод зовешь.
  • Берешь новый ломоть хлеба, когда есть недоеденный кусочек, — кто – то из близких людей голоден.
  • После захода солнца хлеб одалживать нельзя.
  • Чтобы не потерять удачу, не стоит подметать пол, когда печется хлеб.
  • Лучше не замешивать тесто для хлеба на закате – благополучия в доме не будет.
  • В старину женщины, когда ставили в печь дрожжевое тесто, всегда приподымали подол платья и приговаривали: «Подымайся, хлеб, выше!».
  • Кто громко говорит, пока печется хлеб, у того он осядет.
  • Не разрешайте никому смотреть на тесто для хлеба – плохо будет подниматься.
  • Если у женщины месячные, ей лучше хлеб не печь, иначе он будет плесневеть.
  • Не хочешь испытать голод и нужду – не кроши хлеб и не бросай его.
  • Оставляете все время хлеб перевернутым – призываете неприятности.
  • Кто – то из родных может заболеть, если в выпеченном хлебе есть пустоты.
  • Считается хорошей приметой, если при выпечке хлеба вы понюхаете тесто.
  • В старину верили, что тот, кто хлеб не доедает, тот вскоре истощает.
  • Никогда не кладите свежеиспеченный хлеб на горбушку – скоро заплесневеет.
  • Забыть испеченный хлеб в печке — плохая примета. Считается, что это может привести к потере имущества.
  • Древние верили, что пустой печь оставлять нельзя. После выпечки хлеба в нее обязательно клали полено, чтобы печь «не зевала», тогда и семья голода знать не будет.
  • Чтобы люди от вас не отворачивались, не кладите надрезанный хлеб срезом к стене.
  • Тот, кто передает хлеб через порог, будет знать нужду.
  • Чтобы хлеб всегда водился в доме, не следует опускать хлеб в солонку. Если вы хотите посолить кусочек хлеба,
  • солите его руками.
  • Соль: приметы и советы

    • Следите, чтобы соль не попадала в огонь. Это может привести к ссорам.
    • Когда вас за столом просят передать соль – улыбнитесь, чтобы не поссорится с этим человеком.
    • Пересолили еду – влюбились, недосолили – злитесь.
    • Если вы просыпали соль, во избежание ссор, хлопните себя по лбу и бросьте щепотку соли через левое плечо.
    • Издавна соль считалась лучшей защитой от порчи. Когда ребенок уходил из дому, ему сыпали на темечко щепотку соли.
    • После заката не давайте взаймы соль и спички. Но если к вам пришли за солью, а вам неудобно отказать, то попросите взамен хотя бы одну спичку, а если хотят взять у вас спички — просите соль.
    • Просим оценить работу автора

      Приметы о еде

      НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ О ЕДЕ

      Нельзя употреблять еду в темном помещении, а также украдкой, дети могут ворами стать.

      Нельзя есть, когда переступаешь порог, так как нечистый может овладеть тобой.

      Во время учения не стоит есть, так как можно заученное заесть.

      Если в печи хлеб раздвоился, считается к скорому отъезду кого-то из членов семьи. Также если во время выпечки хлеб остается сырым, не хочет выпекаться, значит, к скорой разлуке или к разорению.

      Считается, что хороший урожай хлеба означает близкий голод.

      Также к голоду считается, если отрезать ломоть и воткнуть нож в каравай.

      Чтобы не быть злым, не стоит есть с ножа.

      Если человек употребляет черствый хлеб, то его не напугает раскат грома.

      Большим грехом будет, если выбрасывать хлеб. Чтобы не стать бедным, недоеденный хлеб нужно не выкидывать, а скармливать птицам.

      Первый блин считается заупокойным и его на подоконник кладут, при этом наговаривают: «Честные наши родители! Вот блинок для вашей души!»

      Печь блины на поминки – является заботой о насыщении души покойного.

      Чтобы блины удались, и никто их не сглазил, нельзя допустить, чтобы чужие люди смотрели за процессом их приготовления.

      Считается, что если есть горох натощак, то можно кого-нибудь сглазить.

      Не к добру, если в печи треснет горшок с кашей.

      Когда каша из горшка выходит, смотрят в какую сторону. Если к выходу из печи, то ждать несчастья, а если к дальней стенке, то быть изобилию.

      Если после обеда забыть на столе ложку, значит, будут гости.

      Солонину не готовят в новолуние, так как она может быстро испортиться.

      Чтобы соленые огурцы лучше хранились, их следует в кадке на Воздвиженье встряхивать.

      Если пить нападкой, то черт подтолкнет лопаткой.

      Считается, что если человек все четыре поста будет соблюдать, то за него четыре евангелиста будут Богу молиться.

      Во время поста слово «мясо» заменяется словом «скоромь». Невеста будет рябой, если есть в пост скромное.

      Если соблюдать пост перед Успением Пресвятой Богородицы, тот будет сохранен от покушения лукавого.

      Чтобы сохраниться от утопления, следует поститься в пятницу перед Вознесением.

      От меча сохраняет пост в пятницу перед сошествием Духа Святого.

      От смертного греха пост перед днем Козьмы и Демьяна сохраняет. А от вечных мук сохранит пост в пятницу перед Ильиным днем.

      Не стоит стол бумагой вытирать, это к ссоре приводит.

      Если смахивать крошки ладонью со стола, то придется крошки этой же ладонью просить.

      Перед началом обеда, а так же в конце, если кусочек хлеба съесть с солью, то это будет к счастью.

      Пролитый чай означает недоразумение.

      Если в стакане чаинка плавает, то быть подарку.

      Яблоко, которое упало со стола, означает свидание с возлюбленным.

      Чтобы дети не умирали, женщины до Иванова дня ягоды не едят.

      Когда женщина пересолила еду, то это означает, что она в кого-то влюбилась.

      Тот, кто за другими допивает, их грехи на себя перенимает.

      Рассыпанная соль означает ссору. Чтобы все обошлось, нужно соль, которую рассыпали, собрать в щепоть, а затем, смеясь, бросать через левое плечо.

      Когда просят за столом передать соль, то, чтобы не поссориться, нужно передавать её, улыбаясь.

      К ссоре считается также, если соль просыпать в огонь.

      Нельзя держать посуду с питьем открытой, так как там может поселиться вражья сила. Нечистая сила любит резвиться в посуде с питьем, которую на ночь оставили открытой.

      Если за столом во время трапезы поперхнуться, значит, кто-то спешит в гости.

      Чтобы был в доме достаток, не следует убираться дома, пока хлеб еще в печи.

      Чтобы не портилась квашеная капуста, в нее кладут ветку осины.

      Народные приметы в пространстве художественного дискурса Текст научной статьи по специальности « Языкознание»

      Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Андрамонова Наталия Алексеевна

      В статье рассматривается содержательная структура контекстов, включающих народные приметы , определяются способы их реализации и выполнения функции.

      Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Андрамонова Наталия Алексеевна,

      FOLK OMENS IN FICTIONAL DISCOURSE

      In this article the structure of the contexts containing folk omens is discussed, the methods of their realization and functioning are defined.

      Текст научной работы на тему «Народные приметы в пространстве художественного дискурса»

      ?ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q12. №3(29)

      НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА

      В статье рассматривается содержательная структура контекстов, включающих народные приметы, определяются способы их реализации и выполнения функции.

      Ключевые слова: художественный дискурс, народные приметы, диктум, модус, текстовая функция.

      Паремиологический фонд русского языка достаточно полно и разносторонне изучен как с позиций структурно-семантического, так и коммуникативно-прагматического подходов, однако народные приметы остаются менее исследованными, хотя интерес к ним в последние десятилетия значительно увеличился (работы В.К.Харченко, Е.Е.Тонковой [1], Н.Н.Фаттаховой [2], Т.С.Садовой [3], М.А.Кульковой [4] и др.) и достигнуты значимые результаты в понимании статуса народных примет, их семантикосинтаксической, пропозиционально-модусной и прагматико-предсказательной природы.

      Что касается их текстовой и функциональнокоммуникативной реализации, то она менее выявлена, хотя обращена к дискурсу, прежде всего художественному, что дает возможность углубить знания о народной примете (НП) как специфической паремиологической единице, ее назначении в пространстве текста.

      Проанализированный фактический материал, извлеченный из целого ряда произведений различных авторов, прежде всего относящихся к XIX столетию, свидетельствует о том, что народные приметы наиболее частотны в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Д.Н.Ма-мина-Сибиряка, И.А.Бунина, А.И.Куприна,

      А.П.Чехова, А.Н.Островского, П.И.Мельникова-Печерского, В.Я.Шишкова.

      Так, А.С.Пушкину, ориентирующемуся на народность, испытывающему огромный интерес к фольклорным жанрам, обычаям, говорящему о прелести сказок, загадок, поверий, был присущ интерес и к народным приметам, которым были посвящены специальные стихотворения, в одном из них представлена развернутая характеристика НП:

      «Так, если лебеди на лоне тихих вод, Плескаясь вечером, окличут твой приход,

      Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи, Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

      иль бьющий в окна град, ратный селянин,

      Готовясь уж косить высокий злак домин,

      Услыша бури шум, не выйдет на работу

      И погрузится вновь в ленивую дремоту» [5: 346].

      Семантическая структура данной строфы включает возможные денотативные ситуации, их вторичное знаковое прочтение — последствия реализации (дождь, град), эксплицитный предсказательный компонент — знай, налицо также факультативный прагматический компонент, прогнозирующий поведение селянина.

      Любопытны и высказывания писателей о сущности народной приметы, вносящие определенные значимые соображения в ее осмысление. Например, в рассказе «Волшебный ковер» А.И.Куприн пишет: «Но есть, однако, в этом удивительном аппарате, в человеческом мозгу, какие-то таинственные кладовые, в которых, независимо от нашей воли и желания, хранится бережно все, что мы когда-либо видели, слышали, читали, думали или чувствовали — все равно, было ли это во сне, в грезах или наяву» [6: V, 600].

      Д.Н.Мамин-Сибиряк наделяет одного из своих персонажей таким размышлением: «В самом деле, в жизни так много непонятного и таинственного, а с другой стороны, ведь эти приметы на чем-то основаны, если им верит стомиллионная масса простого народа» [7: 318].

      Сути народных примет и их истолкования касается и Л.Н.Толстой, рассуждая о причинах исторических событий и природных явлений: «Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб. Но хотя причина дующего при развертывании дуба холодного ветра мне неизвестна, я не могу согласиться с крестьянами в том, что причина холодного ветра есть развертывание почки дуба потому только, что сила ветра находится вне влияний почки. Я вижу только совпадение тех

      условий, которые бывают во всяком жизненном явлении. » [8: 465].

      В этом аспекте определенное пояснение вносится Э. Сепиром, который прозорливо полагал, что « те концепции и отношения, которыми первобытные народы совершенно не способны владеть на уровне сознания, выражаются вне контроля сознания в языках этих народов — при этом нередко чрезвычайно точно и изящно. По существу, причинное отношение, выражаемое лишь фрагментарно в современных европейских языках, во многих «примитивных» языках передается с удивительно строгой философской последовательностью» [9: 254].

      Мысли Э. Сепира созвучны с идеями И.А.Бодуэна де Куртене о значимости «постоянной зависимости явлений» [10: I, 11] и

      Н. В. Крушевского о картинности младенческого ума [11].

      Паремиологические единицы, будучи вторичными лингвокогнитивными образованиями, отличаются емкостью семантики, эксплицитно-стью и имплицитностью ее выражения. Рассмотрение их смысловой нагруженности, невыраженных звеньев содержания, а также текстовообразующих и текстовореализующихся функций способствует более глубокому и полиаспектному осмыслению этих единиц, в том числе и народных примет.

      В этом ракурсе значительный интерес представляют текстовые фрагменты, которые передают визуально-ментальные процессы, связанные со структурированием народных примет. Проследим это на примере отрывка из романа А.И.Куприна «Жанета — принцесса четырех улиц» (Ч.Ш): «Вчера, возвращаясь домой, профессор Симонов видел, как далеко за черными деревьями и кустами Булонского леса пламенели и тлели красные угли вечерней зари, а над лесом, по правую руку от Симонова, стоял серебряный обрезок молодого месяца.

      «Месяц ясный, небо чистое, заря рдяная -значит, завтра будет ветер», — подумал профессор и, вынув из жилетного кармана франк, показал его заново очищенному, блестящему серпику. Новая луна приходилась справа: к прибыли. У него совсем не было предрассудков, но он любил всякие старинные обычаи и привычки -пусть даже и вздорные, — как крепкое утверждение простого и полного быта. Он говорил иногда, что примета идет впереди точного знания, а науки о душе, позади суеверия.

      И правда, сегодня дует сильный северозападный ветер. Отворив рано утром окно, чтобы выпустить черного кота, случайного ночлежника, на волю, Симонов увидел, как широ-

      ко раскачиваются на той стороне улицы вершины диких платанов, и ясно почуял отдаленный, еле уловимый, кисловатый, волшебный запах океана» [6: VI, 431].

      В данном контексте содержится детальная образная характеристика содержательной структуры народной приметы. В первом абзаце, относящемся к репродуктивно-изобразительному регистру, представлено восприятие двух конкретных ситуаций (Симонов увидел).

      Второй абзац носит информативно-модусный характер — это модус знания и семантика предсказания, в нем реализована вторичная знаковая функция воспринимаемых ситуаций, находящая выражение в двух народных приметах, одна из которых относится к предсказанию погоды -ветра, другая связана с суеверными представлениями, ориентированными на фазу луны.

      Третий абзац нацелен на раскрытие отношения человека к приметам, то есть задействована категория веры/неверия.

      И наконец, 4-й абзац посвящен указанию на истинность, осуществление предсказания (и правда, сегодня дует сильный северо-западный ветер.). В нем реализован репродуктивноизобразительный регистр, дано восприятие ряда ситуаций конкретного характера, подтверждающих наличие ветра (увидел, почуял).

      Рассмотренный контекст свидетельствует о ходе мыслительного процесса при возникновении и употреблении народных примет, он вербализует имплицитные составляющие, обеспечивает прикрепленность НП к конкретной ситуации (исходной и, как правило, финальной). В художественном дискурсе паремии, в том числе и НП, « являются не изолированными, как это имеет место в сборниках, но высказываются в отношении того или другого житейского случая и с выражением» [12: 13].

      В художественном дискурсе частотны НП, предназначенные для предсказания погоды, имеют место связанные с сельским хозяйством при соответствующей проблематике, достаточно употребительны суеверные народные приметы.

      Так, из числа суеверных нередко встречается примета «Заяц дорогу перебежит — к несчастью». Эта примета легла в основу рассказа А.П.Чехова «Не судьба»: «Ну, кажись благополучно дое-ха.Ай! Шилохвостов вдруг побледнел и вскочил, как ужаленный. — Заяц! Заяц! — закричал он. Заяц дорогу перебежал. Ах, черт подери, чтоб его разорвало! — Ворочай назад, Митька! Не судьба!» [13: III, 348].

      Помимо зайца, переход дороги не сулит ничего хорошего, если это сделает женщина (баба, тетка): «Навстречу шла за водой тетка. Жестя-

      ные ведра ее сияли и казались сделанными из стекла. — Нажад, паря, нажад! — заорал провожавший путников хозяин, — Айда в проулок!

      — Почему? — удивился Прохор.

      — Ежели баба встречь — пути не будя.

      Путники повиновались: пусть все благоприятствует их удаче. Хозяин объяснил им, что зловреднее бабы никого на свете нет» [13: Ш,73].

      В художественном дискурсе находит свою реализацию и примета «Зеркало разбить — к худу» (В.Даль). Соответствующий фрагмент текста представлен в романе Б.Акунина «Пелагия и белый бульдог»: «Сестра Пелагия хотела руку за спину спрятать, да так неловко, что зеркальце упало. Подняла — нехорошо: две трещины крест накрест, а всем известно, что это за знак. Ничего хорошего он не предвещает. К плохим приметам Пелагия вопреки монастырскому уставу относилась серьезно и не из невежества: не-спуста они за долгие века народом выделены и перечислены» [14: 28]. Последующее повествование подтверждает правдивость данной приметы.

      Имеют место и народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, прагматически значимые для «сельщины-деревенщи-ны». Так, в произведении П.И.Мельникова-Пе-черского «На горах» дана сводная характеристика соответствующих примет: «После холодных дождей, ливших со дня Андрея Страстита (19 августа), маленько теплынью было повеяло: батюшка — юг на овес пустил дух». Но тотчас же мученик Лупп (23 августа) «холодок послал с губ» — пошли утренники. Брусника поспела, овес обронял, точи косы хозяин — пора жито косить: «Наталья-овсяница в яры спешит, а старый Тит перед ней бежит (26, 25 августа), велит мужикам Одонья вершить, овины топить, новый хлеб молотить. Много на лету тенетнику, перелетные гуси то и дело садятся на землю, скворцы не летят на Вырей, значит «бабье лето», а может, и целая осень будет сухая и вед-ряная. Зато по тем же приметам ранней, студеной зимы надо ждать. Радостью радуется сельщина-деревенщина: и озими в меру поднимутся, и хлеб молотить сподручнее будет» [15: 527].

      Наиболее частотна семантика предсказания в сфере погодных явлений. Она достаточно широко представлена в произведениях К.Паустовского. Он пишет о том, что подобные народные приметы « связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света» [16: IV, 199]. Например, приметами дождя, по К. Паустовскому, яв-

      ляются следующие явления: «Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями. » [16: II, 566].

      Народные приметы о погоде наиболее значимы для моряков, рыбаков, охотников, путешествующих, они обычно присутствуют в рассказах, посвященных им: «Шторм бил в скулу миноносца, и ветер плакал в снастях боцман был недоволен приметами: свист снастей, выход в море в понедельник и окурок, найденный на палубе, не предвещали добра» [16: IV, 481]. «Давеча перед обедом по полю я ходил — тенетнику над озимью видимо — не видимо, и мошка толчется,

      — улов будет богатый» [16: IV, 33]; «солнце заходило. Его закат был яркий и ясный, но спокойный и ветер спадал: почти верный признак того, что завтра утром погода будет сухая и безветренная. Самое благоприятное для глухариных токов» [16: VI, 93].

      Как видно из приведенных примеров, народные приметы развертываются, подаются в описательной форме, исходный компонент получает в них конкретный характер, указывая на реальную, наличную, а не предполагаемую ситуацию.

      Художественный дискурс отличается еще и тем, что в нем, как правило, представлен и микротекст, осуществляющий указание на истинность, правдивость НП, реализацию предсказания. Этот компонент текста может непосредственно следовать за исходным, однако чаще он подается через некоторое расстояние или проходит через весь текст, цементируя его, т.е. выполняет структурирующую нагрузку.

      Текстовый подход позволяет акцентировать антропологический фактор веры / неверия в НП. Преобладает их принятие, вера в них, хотя представлено и неверие: «Перед тем, как вставать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось — тринадцать. Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову пересчитать?» [6: IV, 445-446]; «Моя Зорька внесла меня в ворота графской усадьбы. У самых ворот она споткнулась, и я, потеряв стремя, чуть было не свалился на землю. — Худой знак, барин! — крикнул мне какой-то мужик. Я верю в то, что человек, упавший с лошади, может сломать себе шею, но не верую в предзнаменование» [6: III, 18].

      Отношение к народным приметам, вера в сны, гадания, заговоры в художественном произведении нередко служит средством характеристики персонажей, создания его образа, показателем «русскости». Так, А.С.Пушкин наделяет

      знанием народных примет и верой в них Татьяну Ларину: «ее тревожили приметы, Таинственно ей все предметы Провозглашали что-нибудь, Предчувствия теснили грудь. » и далее: «Когда случалось где-нибудь ей встретить черного монаха Иль быстрый заяц меж полей Перебегал дорогу ей, Не зная, что начать со страха, Предчувствий горестных полна. Ждала несчастья уж она» [5: 132-133].

      И.С.Тургенев включает эти данные при описании ряда героинь: «Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени. Она верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны в четверговую соль, в скорый конец света, верила, что если в Светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит. » [17: 134].

      А.И.Солженицын, говоря о Матрене, пишет:

      «Даже скорей она была язычница, брали в ней верх суеверия: что на Ивана Постного в огород зайти нельзя — на будущий год урожая не будет, что если метель крутит — значит, кто-то где-то удавился, а дверью ногу прищемишь — быть гостю» [18: 126].

      Нередко одна и та же ситуация воспринимается персонажами неодинаково: как знаковая и незнаковая. При этом первое понимание наблюдается при описании женских образов. Так, И.А.Бунин в рассказе «Маленький роман» включает следующий эпизод: «вдруг что-то зашуршало в сухой перепутанной хвое и оттуда комом вынырнула большая головастая сова. Она метнулась на нас. и взвилась на своих широких круглых крыльях. Она отшатнулась и стала

      Не к добру, — сказала она, покачав головой. Я улыбнулся. — Уверяю вас, не к добру, — повторила она просто и настойчиво» [19: I, 305]. Последующий текст рассказа свидетельствует об осуществлении этого предзнаменования.

      Народная примета как в системе языка, так и в художественной речи может быть охарактеризована и в аксиологическом аспекте как по позиции добро/зло, так и хороший/плохой. Составляя облигаторный компонент семантической структуры многих НП, оценочность выражается не только эксплицитно, но носит и имплицитный характер. Формально выраженной она становится в том случае, если представляет собой структурно-обязательную часть приметы, выраженную лексемами добро/зло, счастье/несчастье, удача/неудача: «Чайную чашку Дарья Сергевна выронила из рук и та разбилась вдребезги. — Колотите больше, — усмехнулся Марко Данилыч. -Это, говорят, на счастье». В данном примере

      просматривается неодобрительное отношение персонажа к случившемуся: «Когда-то он свято верил, что расспроси — гибель для задуманного дела: «закудакали» — добра не будет» [19: III, 196].

      Лексемы хороший (добрый), плохой (худой) становятся необходимыми при семантически неполных словах (приметы, знаки, предзнаменования и т.п.), нуждающихся в атрибутивной поддержке: «Берегитесь! — закричал я ему. Не падайте заранее: это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря [20: IV, 446]. В доме зеркало треснуло, погляди-ка примета самая худая

      Прошенька-то наш, господи. » [21].

      «Начинающее потухать синее небо все в белых барашках; закат тихий, розовый — приметы хорошей погоды на завтрашний день [6: VI, 412]; Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: много тенетника на бабье лето — осень ядреная» [19: I, 184].

      Заметим, что суеверные приметы чаще наделены негативной оценкой, погодные и сельскохозяйственные — как положительной, так и отрицательной. Ряд НП допускает разную оценку со стороны персонажей художественных произведений, некоторые из них не поддаются классификации, те, в которых заложены определенные знания об аналогичности природных явлений (Когда цветет черемуха — бывает холодно).

      Итак, рассмотрев ряд аспектов функционирования народных примет в художественном дискурсе, можно заключить, что в нем отражается и ход мыслительного процесса — от наблюдаемой денотативной ситуации до ее вторичного понимания с учетом имеющихся паремиологических знаний. При этом в отличие от примет, зафиксированных в словарях, текстовые варианты их употребления способствуют конкретизации исходного компонента, переводу значения предположения (условности) в сторону утверждения наличия той или иной ситуации. Наряду с модусом знания, предсказания, который носит облигаторный характер, художественный дискурс раскрывает и семантику веры/неверия в приметы. Функциональный аспект освещения народных примет обычно свидетельствует о наличии текстовых фрагментов контактного или дистантного характера, удостоверяющих их правдивость, истинность, осуществление.

      Что касается основных функций НП — это функции структурирования текста, характеристики персонажей, семантической доминанты произведения. Вербализация имплицитных звеньев и контекстуальное расширение эксплицитных стимулирует глубинное осмысление народных примет, высвечивает их эмоционально-

      экспрессивное наполнение и прагматическую за-данность.

      Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ №12-14-16021а/В/2020 «Волжские земли в истории и культуре России — 2020», проект «Русская и сопоставительная паремиология в Татарстане: истоки развития».

      1. Харченко В.К., Тонкова Е.Е. Лингвистика народной приметы. — Белгород: Белгородская областная типография, 2008. — 224 с.

      2. Фаттахова Н.Н. Семантика и синтаксис народных примет в русском и татарском языках: сопоставительный аспект. — Казань, 2002. — 168 с.

      3. Садова Т.С. Народная примета как текст и проблемы лингвистики фольклорного текста. — СПб, 2004. — 373 с.

      4. Кулькова М.А. Когнитивно-смысловое пространство народной приметы: автореф. дис. . д-ра фи-лол. наук. — Казань, 2011. — 52 с.

      5. Пушкин А.С. Сочинения. — Л.: Госиздат худ. литры, 1935. — 975 с.

      6. Куприн А.И. Собрание сочинений: в 9 т. — М.: Худ. лит-ра, 1964. — Т. III. — 584 с.; Т. IV — 792 с.; Т. V — 796 с.; Т. VI — 830 с.

      7. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы; Легенды. — М.: Правда, 1984. — 448 с.

      8. Толстой Л.Н. Война и мир. — М.: Огиз, 1945. -686 с.

      9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М.: Прогресс; Универс, 1993. -656 с.

      10. Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. — М: АН СССР, 1963. -Т.1. — 384 с.

      11. Крушевский Н.В. Заговоры как вид русской народной поэзии. — Варшава: Тип. Ивана Носков-ского, 1876. — 69 с.

      12. Богородицкий В.А. Психология поэтического творчества: Публичная лекция. — Казань: Типография Императ. ун-та, 1900. — 27 с.

      13. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 т. — М.: Госиздат худ. лит-ры, 1954. — Т. 1. — 468 с.; Т. III.

      14. Акунин Б. Пелагия и белый бульдог. — М: Аст-рель, 2001. — 285 с.

      15. Мельников-Печерский П.И. В лесах. На горах: В 2 кн. — М.: Госиздат худ. лит-ры, 1956.

      16. Паустовский К. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Госиздат худ. лит-ры, 1957. — Т. II. — 704 с.; Т. IV

      17. Тургенев И.С. Отцы и дети. — М.: Дет. лит-ра, 2020. — 300 с.

      18. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. -Т. III: Рассказы. — М.: ИНКОМ НВ, 1991. — 287 с.

      19. Бунин И.А. Собрание сочинений: в 5 т. — М.: Правда, 1956. — Т. I. — 456 с.; Т. III. — 400 с.

      20. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958-1959. — Т. IV -480 с.

      21. Шишков В.Я. Угрюм-река. — М.: Госиздат худ. лит-ры, 1954. — 468 с.

      FOLK OMENS IN FICTIONAL DISCOURSE N.A.Andramonova

      Key words: fictional discourse, folk omens, dictum, modus, text function.

      Андрамонова Наталия Алексеевна — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

      Магия выпечки: приметы на тесто, на хлеб

      Меняются столетия, но, как и во времена наших далеких предков, мы испытываем особый трепет, затевая выпечку или священнодействуя над хлебом. Неслучайно с пирогами, куличами, блинами и прочей сдобой, как и с самыми обычными булками и батонами, связано столько примет и поверий.

      Приметы про тесто

      Поставить опару вечером — отвадить от дома свою вторую половину. Такого не будет, если добавить в опару щепотку сахара и произнести:

      «Опара, где ты — там пара, там милые не расстанутся, там супруги не рассорятся».

      Если замесить воскресные пироги на холодной воде, то отношения между домочадцами станут натянутыми, прохладными. Чтобы этого не произошло, надо, наливая воду, сказать:

      «Воскресный пирог мешу, судьбу прошу — в моем доме ссорам не быть, родным друг друга любить».

      Обитателей дома, где замешивают тесто на живых дрожжах, никогда не коснется порча. Приступая к приготовлению теста, надо сказать:

      «Тесто затворю, ему силу живых дрожжей подарю, тесту подниматься — темным силам над моими родными не куражиться».

      Если выпечка у хозяйки не получается, значит, против ее родных кто-то колдует. Надо угостить выпечкой бездомное животное, сказав при этом: «Мой дар собаке (кошке) на обед — колдуну во вред. Аминь».

      Подержать кошелек над поднимающимся тестом — к росту достатка в доме. Но для того, чтобы примета сбылась, надо сказать:

      «Тесто, поднимайся — достаток, разрастайся».

      Тесто «сбежало» из посуды — к разлуке с любимым человеком. Нейтрализовать примету можно, вернув тесто на место с такими словами:

      «Тесто на место возвращается, милый друг со мной не прощается, в дальний путь не готовится, мое сердце его любовью успокоится».

      Если женщина забыла добавить в тесто соль, то она скоро овдовеет. Этого не произойдет, если готовую выпечку из такого теста подержать над солонкой и произнести:

      «Соль забылась, беда не случилась. Пироги да куличи сами к ней придут, сколько надо соли возьмут. Примета не простая, да для меня — пустая».

      Приметы про хлеб

      Если за завтраком хлеб крошится, значит, тому, кто его ест, весь день быть голодным. Этого можно избежать, если, позавтракав, собрать крошки и сказать:

      «Хлебной крошке — не пропадать, голоду — сегодня не бывать».

      Одалживать хлеб в полнолуние — к потере здоровья и благополучия. Все останется, как было, если за хлеб отдать мелкую монетку и произнести:

      «При полной Луне хлеб не в долг беру, а за монетку покупаю, чтобы не на убыль шло, а здоровьем и благополучием прирастало».

      Выбросить хлеб — к большим потерям. Этого не произойдет, если недоеденный кусок скормить птицам со словами:

      «Моего хлеба, божья птаха, отведай, со мной пообедай. Чтобы тебе насытиться, а мне потерями не обременяться».

      Найти в хлебе посторонний предмет — скоро узнать об очень влиятельном враге. Примета не сбудется, если подержать булку над горящей свечой и трижды произнести:

      «Моему хлебу без помех быть, мне вреда не чинить. Злого ворога огонь выжигает, до меня не допускает».

      Увидеть во сне хлеб или пироги — к поминкам. Этого события можно избежать, если утром, встав с кровати, умыться холодной водой и произнести:

      «Про хлеб сон не сбудется, поминкам не бывать, примете меня миновать».

      Порезать палец во время нарезки хлеба — к скорому приезду долгожданного гостя, кровного родственника. Это так и будет, если в такой момент произнести:

      «Ранка заживет — беда не случится; кого жду, тот приедет — в ворота постучится».

      Пережевывая какое-либо хлебобулочное изделие, прикусить язык — к сплетням. Этого не будет, если сказать:

      «Хлебом заручусь, сплетника не боюсь. Языку — заживать, сплетням — пропадать».

      Поймать рыбку на хлеб — к исполнению самого заветного желания. Все будет именно так, если этой рыбке шепнуть: «На хлеб поймана, мной прошена — сделай рыбка так… (озвучить желание)».

      Преподнести приехавшему гостю хлеб и соль — значит на долгие годы заручиться его дружбой и поддержкой. Это так и будет, если про себя прошептать:

      «Хлеб-соль тому, кто будет гостить в нашем дому. Отныне тебе с нами дружбу водить, нам опорой быть!»

      Взять из дома в дорогу домашнюю выпечку — к удаче в пути. Примета сбудется, если, укладывая еду, сказать: «Взять из дома печеное, не быть пути перченому, а быть в дороге удаче и благополучию».

      Приметы про выпечку, стряпню

      Затеять выпечку на растущей Луне — месяц не знать докторов. Здоровье всех членов семьи будет отменным, если, приступая к выпечке, пошептать на нее (до того, как отправить на огонь):

      «Растущая Луна — выпечке в помощь, моим родным на доброе здоровье. Пирогам (блинам, оладьям и т.д.) румяными выходить, нам здоровыми быть».

      В доме, где часто пекут оладьи, скоро случится прибавление. Примета сбудется, если женщина, прежде чем их отведать, каждый раз (до момента зачатия) будет говорить:

      «Примете про оладьи сбыться — дитю в нашем доме родиться. Что загадано, то скоро сбудется».

      Если под только что испеченный каравай девушка положит колечко, то скоро ей поступит предложение о замужестве от очень обеспеченного человека. Это случится, если она произнесет:

      «Румяный каравай, моего суженого подгоняй, чтобы приехали сваты не бедны, а богаты».

      Только что испеченный блин уронить на пол — к крупной ссоре. Этого не произойдет, если поднять его и отдать собаке, шепча такие слова:

      «Блин подниму — ссору отведу, отдам собаке для дворовой драки. Собаке драться, а меня скандалам и ссорам не касаться».

      Приметы о выпечке и тесте

      Наши предки умели замечать связи между, казалось бы, банальными бытовыми вещами. Например, с приготовлением хлеба или булочек хозяйки вывели приметы для теста и выпечки, по которым могли судить о настроении окружающих, событиях будущего.

      Приметы о тесте

      Приготовить хорошее тесто – целое искусство. Не каждая женщина умеет правильно и быстро это делать. Раньше по караваю судили о способностях невесты вести хозяйство. Если сваты недовольны угощениями, свадьба могла не состояться.

      Дрожжевое тесто обязательно ставили на некоторое время в теплом месте, чтобы оно отдохнуло и увеличилось в размере. Но если спустя пару часов прирост массы был незначительный, хозяйка начинала думать, что у нее враг внутри собственной семьи. Случалось и наоборот, опара могла вылезти из емкости, в которой настаивалась. В таком случае лишнее тесто собиралось в отдельную миску, и его давали людям для профилактики гельминтозов.

      При выпекании хлеб и сдоба должны также набрать объем. Когда тесто от жара совсем не подошло, то недоброжелатель притаился где-то на стороне.

      На качество выпечки влияли даже сны. Считалось, что сердитая, невыспавшаяся хозяйка всегда приготовит тесто гораздо более жидким, чем надо.

      Суеверия о хлебе

      По запаху, вкусу и аромату свежей выпечки можно было определить благосостояние и будущее семьи. Если каравай получался высокий, румяный и душистый, это сулило достаток, а несколько подгорелых буханок предвещали скорое разорение.

      Ни в коем случае не разрешалось сметать со стола крошки ладонью. Для этого необходимо взять чистую ветошь, аккуратно сгрести и отдать их курам или голубям. Также нельзя оставлять после трапезы на столе недоеденные кусочки булки. Предки советовали их покрошить домашним животным.

      Неуважительное отношение к хлебу сулило разорение, нищету и смерть. Поэтому его никогда не нарезали, только аккуратно ломали. А уже оставлений в буханке нож говорил о сглазе на семью.

      Приметы о пирогах и сдобе

      Одним из основных домашних блюд, были пироги с разной начинкой. Постепенно появились связанные с ними приметы. Печь сдобы должна уметь каждая уважающая себя девушка, чтобы удачно выйти замуж и не посрамиться перед свекровью. На каждом этапе процесса – замешивании теста, лепке и выпекании – имелись свои суеверия:

      • Если пироги, охлаждаясь, повернулись местом защипа вниз, следует ждать денежного прибавления.
      • О прибытии гостей сигнализировала выпечка, которая «встала вверх ногами» (снизу больше) прямо в печи.
      • Уронить противень – к убыткам или неожиданным гостям.
      • Чтобы призвать в дом благосостояние, достаточно приготовить вкусные ватрушки с обильной начинкой. Считалось, что духам нравятся подобные подношения.
      • Процесс приготовления блинов – таинство хозяйка всегда делала это в одиночестве. Для выпечки заводили отдельную сковородку. Если такие излишества семья не могла себе позволить, то можно было взять у соседей, а при возвращении обязательно положить на дно последний блин.

      Ни одна хозяйка на Руси не начинала делать тесто, предварительно не задобрив домового. Иначе был риск, что проказник из вредности и обиды испортит опару.

      Некоторые из этих традиций дошли до наших дней, но большинство забылось. Следовать им или нет – дело каждого, но лучше помнить об их существовании, чтобы в случае необходимости использовать как прикрытие для неудавшихся кулинарных экспериментов.

      Приметы и обычаи связанные с хлебом

      Издавна в каждой культуре и у каждого народа существовали свои обряды и приметы связанные с хлебом, которые несли в себе смысл продолжение жизни. Если их уважать и соблюдать, то можно обеспечить себе счастливую сытую жизнь в достатке, среди любви и уважения своей дружной семьи.

      — Всегда нужно делиться хлебом, даже последним куском, — в таком случае хлеба в доме всегда будет много, а это означает, что жизнь семьи будет богатой.
      — Если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость.
      — Уронить бутерброд маслом вверх – к гостю.
      — Последний кусок хлеба берет девушка – по примете у нее будет красивый муж.
      — Те, кто любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.
      — Те, кто любит белый хлеб — ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

      Хлеб — всему голова.
      Всегда люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб — есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение. В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев, которые подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.
      -Если кого-то встретят только что вынутым из печи хлебом — к богатству.
      -Гостям в знак уважения в первую очередь нужно подавать хлеб.
      -Надо есть любой хлеб, и тогда жизнь будет складываться благополучно.
      -Если калач разделили на всех родственников — к сытости и веселью, щедрости.
      -Даже хлебные крошки имеют особую ценность — тот, кто съедает их до конца, будет богат.
      -Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».
      -При хлебе на столе должны постоянно лежать соль и хлебный нож, которые предназначены только для хлеба. Если хлебный нож нужно убрать или унести со стола, то вместе с ним со стола нужно убрать и хлеб с солью.

      Хлеб-соль Вашему дому.
      Выражение «хлеб-соль» в России было символом гостеприимства. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита. А в далекие времена на Руси говорили: «хлеб да соль вашему дому!». Смысл этого выражения в том, что хозяевам желали богатства (хлеб, как символ богатства), а соль -символ чистоты души. Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».
      С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя .Он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их заботы.

      Народные традиции.
      Традиции связанные с хлебом сформировались в глубокой древности. Те, кто хлеб почитал, относился к нему с уважением — имел достаток, крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому традициям старались неуклонно следовать. Этому учили с детства.
      Перед трапезой нужно было сначала съесть кусочек хлеба с солью. Этим же нужно и закончить трапезу. Считалось, что если человек следует этой традиции, то будет счастливым. С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть — это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды — переедания не произошло.
      Если вы хотите порадовать хозяев, отправляясь в гости, покупайте и дарите хлеб или выпечку только в четком количестве. Считается, что четное количество хлеба принесет в дом удачу и из дома в ближайшее время никто не уйдет.

      Хлеб — символ единства семьи.
      — Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка.
      -Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.
      -Так же хлеб как оберег клали в колыбель к новорожденному.
      -Во многих семьях вошло в привычку собираться за общим столом по вечерам за чаем и вкусным пирогом или выпечкой, обсуждать события уходящего дня, строить планы на будущее. Члены семьи рассказывают о том, как провели день, проявляют внимание к проблемам друг друга. Хлеб способствует укреплению семьи и воспитанию детей.
      -По старинному обычаю хлеб и соль преподносят новоселам при въезде в новый дом или в квартиру вместе с ключами от дома. Этим выражается пожелание счастья в новом доме, а хлеб это богатство и изобилие.

      Общие приметы народов мира.
      Существуют общие правила обращения с хлебом, которые перекликаются у всех народов. Например, у казахов существует примета: тот, кому предстоит дальняя дорога, перед выходом из дома должен съесть ломоть хлеба. Оставшийся хлеб до возвращения путешественника хранится в доме. Считается, что в пути человека будут хранить высшие силы, а вернувшись домой, этот хлеб в знак уважения он должен доесть.
      -Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба. Считалось, что хлеб не только дарит силы, но и способствует гармонии во всех сферах жизни.
      -Если одновременно преломят хлеб двое людей , а после съедят его — то станут верными друзьями. «Я с ним кусок хлеба съел», — до сих пор это выражение отражает доверительные отношения и духовную близость между людьми.
      — Предлагают вкусить каравай гостям. Хлеб с солью считается символом гостеприимства и по сей день. Многие хлебные обычаи сохранились и до наших дней, а вместе с ними и уважительное отношение к хлебу. Без этого продукта не обходиться ни одно значимое событие, будь то праздник или обычная трапеза.

      Приметы связанные с хлебом на Руси.
      К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах.
      — Двое тянутся к одному куску хлеба — будет компания.
      — Хлеб, испеченный в канун Рождества, долго будет оставаться свежим.
      — Найти в духовке четыре соединенных буханки — примета к свадьбе.
      — Вынутая из печи буханка сломалась — примета к незнакомцу.
      — Если вам предложат взять последний кусок, берите — это принесет счастье в любви или материальную прибыль.

      Хлебные поверья в древней Руси.
      Хлеб с древних времен был неизменным спутником человека, поэтому с ним связаны всевозможные приметы, истории, ритуалы. У древних славян хлеб считался плодом Матери Земли. Поэтому зерно для посева в поле выносили только мужчины. Они проходили по полю, разбрасывая его, как будто заключая союз с Матерью Землей. Женщины при этом присутствовать не могли – считалось, что они могут помешать зачатию, а значит и урожая не будет.
      Священной выпечкой считались блины. По форме блин напоминал солнце – а светило для славян было в древние времена высшим божеством. Квашня ( жидкое тесто) всегда стояло в избе на почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с квашней перед свадьбой усаживали и новобрачную. Это делалось для того, чтобы в семье был достаток и благополучие.

      Свадебные приметы.
      Свадебное торжество имеет свои приметы, связанные с хлебом. Так, на сватанье брали с собой хлеб. В древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом, а после венчания молодожёнов встречали хлебом и солью. Свадебный каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Его выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут молодожёны. Существует примета: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Соль при этом нельзя просыпать. Свадебный каравай после того, как его отведают молодожёны, для гостей делил крёстный отец жениха или невесты. Каравай был многослойным. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили подарками. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на ней. Кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть засушивали в качестве амулета-оберега.
      При изготовлении свадебного каравая учитывалась каждая деталь. В древние времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке — так она и невесте передаст удачу. Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда. С момента приготовления каравая до торжества его берегли как зеницу ока- накрывали рушником и хранили подальше от людских глаз. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям.
      Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба — их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь.

      Примета — ломать хлеб над головой невесты.
      У каждого народа есть обычай ломать хлеб над головой невесты. Такая традиция существовала в России. Если разламить пшеничный хлеб над головой невесты — скорое и счастливое прибавление в семействе. А на севере Англии нарезают на мелкие квадратики свадебные лепешки и осыпали ими невесту и свадебный зал. Кое-где над головой невесты ломали специально приготовленный свадебный корж, после чего кидали его гостям. Девушка, съевшая такую лепешку, так полагали англичане, во сне увидит своего суженого. В Шотландии, например, мать невесты после венчания дочери (прямо у дверей храма) ломала над головой новобрачной смородиновый пирог. Шотландцы были уверены, что этот обычай сделает невесту счастливой в семейной жизни.
      А в Болгарии свадебный хлеб пекли в форме кольца. Молодожены должны были смотреть на гостей через отверстие в калаче или каравае. Такой хлеб считался оберегом — он приносил молодым богатство и здоровье.

      Хлеб как священная пища.
      В культурных традициях многих народов хлеб — больше, чем просто пища. Это священная пища, которая использовалась при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках держали священную книгу и съедали кусочек хлеба — лепёшки. Круглая форма хлеба символизировала солнечный диск, а его свет — источник жизни.
      В Египте хлеб несли в качестве подношения богам. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах.
      В славянской традиции хлеб выступал символом взаимного обмена между божеством и людьми. Это — своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая.
      У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб.

      Читайте так же:

      • Если убить паука примета дома Почему нельзя убивать паука, который проник в ваш дом Большинство людей относятся к паукам с опаской, а кто-то вообще испытывает панический страх при одном виде этих существ. Между тем, […]
      • Медовый спас приметы и традиции Медовый спас 2020 Успенский пост Успенский Пост — это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Поэтому он очень строгий. Строгий, но сладкий, - как и […]
      • Приметы про осень 2 класс Осенние приметы Осень – замечательная, красивая и волнующая пора. Золотой листопад, превращающийся в мягкий пушистый ковер под ногами навевает мысли о народных поверьях, тайнах, загадках и […]
      • Коми приметы о погоде Приметы и поверья Приметы возникли в процессе познания и осмысления окружающего мира и стали свидетельством гармонического единения древнего человека с природой, а также ярким выражением […]
      • Пост перед причастием что нельзя делать Как правильно поститься перед причастием Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно […]
      • Приметы на сдвиженье Ведьмочка.net В конце сентября православные христиане отмечают один из двунадесятых праздников – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В народной славянской традиции, […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *