Все о казахах обычаи русского

Как в семьях «шала-казахов» и консерваторов воспитывают внуков

Соцсети — Facebook, «ВКонтакте», Instagram — чаты, различные сайты и блоги, СМИ, повсеместная реклама сделали свое дело: человек мечтает быть успешным и желает самореализации. Однако случается так, что на пике лет реализовать цели мешают маленькие дети. Естественно, решение находится — обратиться к родителям, которые должны безусловно желать присматривать за внуками, заботиться о них. Но не все оказываются готовы к этому, чему есть некоторые объяснения.

Два типа семьи казахстанского общества

В нашем обществе наблюдаются два типа семей.

К первому относится семья, в которой ярко выражены черты национальной культуры. В таких семьях, как правило, дети обучаются в казахской школе и, соответственно, в ней говорят на родном языке. Такие семьи предпочитают придерживаться национальной культуры: соблюдаются практически все традиции и обычаи, таким образом здесь обозначается преемственность поколений. То есть накопленные знания, умения и навыки успешно передаются из поколения в поколение — нарушить их открыто порицается.

В «европеизированных» семьях казахов присутствует или допускается общение между членами семьи на русском языке. Причина простая – в свое время родители в силу исторически сложившихся обстоятельств обучались в школе с русским языком и детей отдавали в русские школы. Потому что даже при желании обучать ребенка на казахском возникала проблема: взрослые не могли помочь детям из-за недостаточного знания языка.

В этих семьях также соблюдаются традиции и обычаи, но с намеком на условность их проведения.

Не авторитарное, а демократичное воспитание детей размывает границы установившихся народом норм и правил, и о преемственности поколений в национальном колорите можно говорить с натяжкой. Поэтому у детей второго типа семьи свои суждения, свои умозаключения, родители стараются понять их, что зачастую заканчивается неудачей — беды из этого не делается.

И в первом и во втором случаях хватает и плюсов, и минусов — в жизни все относительно.

Разные решения одного вопроса

Разные типажи семей прекрасно уживаются друг с другом. Однако если приглядеться внимательно, можно заметить в некоторых моментах уклада жизни отличия. Их можно перечислить с пристрастием, и это будет интересно, но сегодня разговор пойдет именно о том, как родители и бабушки/дедушки распределяют обязанности присмотра за маленькими детьми.

В этом вопросе у первых в большинстве своем по умолчанию все распределено и обсуждению не подлежит. Бабушки/дедушки берут заботу о внуках на себя, когда их дети на работе — другого решения не подразумевается. Еще надо заметить, что даже если полностью забота о детях не ложится на плечи взрослых родителей, само присутствие дедушки/бабушки привычно для таких семей. Это придает всему дому основательность и стабильность и говорит о том, что семейные ценности в их доме непоколебимы.

В «европеизированных» семьях дедушки/бабушки в большинстве своем, прежде чем решить этот вопрос, сначала подумают, взвесят все за и против и или согласятся, поставив свои условия, или мягко откажутся, приведя твердые аргументы. В этих семьях чаще встречается именуемые «воскресными» бабушки, которые умело совмещают работу с выходными для внуков.

Такие взаимоотношения теперь уже все чаще применяются в жизни многих семей. Во-первых, потому что выход на пенсию, мягко говоря, далек и работать все равно нужно, хотя бы потому, что висеть на шее у детей не хочется. Во-вторых, потому что в таких семьях зачастую молодые люди хотят жить отдельно, и само собой разумеется, что детей они забирают с собой. В-третьих, непринудительная роль дедушки/бабушки пришлась современным взрослым по душе, посему эстафета «воскресных» бабушек подхватилась и считается нормальной.

Тут, конечно, преемственности поколений маловато, но возникает другой вопрос: если вы видите внуков и детей только в выходные, сможете установить достаточно теплые отношения, чтобы не остаться на старости лет без заботы? Потом локти кусать не будете?

Нет дедов, которые бы не любили внуков

Ответы и в первом и во втором случаях не обязательно должны быть отрицательными. Поколение современных дедушек/бабушек —образованные люди, и, скорее всего, они сумеют установить устраивающие обе стороны взаимные отношения.

Решение растить или помогать растить внуков человек принимает также, исходя от своих взглядов, личных убеждений, норм, которых он придерживается. И нужно помнить, что и взгляды, и убеждения на пустом месте не возникают. Человек прожил сознательную, активную жизнь, и только он знает, чем он руководствовался при решении данной проблемы.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Обычаи и традиции казахов»

Данный урок является седьмым в разделе «Обычаи и традиции и первым по теме «Обычаи и традиции казахов».

Прослеживается связь с такими уроками как история, казахский язык, литература.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме «Обычаи и традиции казахов»»

МЕКТЕП ДИРЕКТОРЫ МЕКТЕП ДИРЕКТОРЫНЫ? ОІЖО

ДОЛБЕШКИНА Г. Л. ___________ КАДРИНА Б.А. ___________

Обычаи и традиции

Подготовила: Жудро Т.К.

Краткосрочный план урока русского языка

Раздел долгосрочного плана: Обычаи и традиции

Школа: Сары-Обинская СШ

Ф.И.О. учителя: Жудро Т.К.

Обычаи и традиции казахов.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке(ссылка на учебную программу)

7.1.1.1- понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

7.1.3.1- пересказывать подробно, кратко, выборочно содержание текстов (повествование, описание и рассуждение) с изменением лица;

7.4.1.1- правильно писать гласные после шипящих и ц, не с разными частями речи, окончания глаголов, суффиксы в разных частях речи;

7.4.4.1- использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным определением и обстоятельством предложениях.

усвоить основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; пересказывать содержание текстов (повествование+описание) с изменением лица; правильно писать гласные в окончании глаголов; использовать знаки препинания в простых, осложненных обособленным обстоятельством предложениях

Большинство учащихся смогут:

аргументировать свою точку зрения

Некоторые учащиеся смогут:

использовать полученную информацию в различных ситуациях

-усваивают основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

-пересказывают содержание текстов (повествование+описание) с изменением лица;

-правильно пишут окончания глаголов;

— используют знаки препинания в простых, осложненных обособленным обстоятельством предложениях

Строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.

Ключевые слова: казахские обычаи, атрибут праздника, шашу, тусау кесер, беташар.

Терминология: деепричастие, деепричастный оборот, обособленное обстоятельство.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, оценка

сотрудничество и уважение через осуществление парной работы; уважение к традициям и обычаям народов; казахстанский патриотизм и гражданская ответственность

история, литература, казахский язык

Навыки использования ИКТ

видеофильм «Обычаи казахов», разминка «?ара жор?а»

Данный раздел базируется на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках: работа с текстом, деепричастие, деепричастный оборот

Запланированные этапа урока

Запланированная деятельность на уроке

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Актуализация знаний

Прием «Корзина идей» (слайд 1)

ФО- Словесная оценка

Просмотр видео «Обычаи казахов»

— О каких традициях в нем рассказывается?

— А какие еще казахские традиции вы знаете?

— Догадались ли вы, о чем будем говорить на уроке?

-Сформулируйте тему урока. (слайд 2)

Мухтар Шаханов- советский и казахстанский поэт и писатель, экс-депутат Мажилиса Парламента РК, политический деятель.

(М.Шаханов, уч. стр.87)

Обычаи, традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно. Ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач. Эту задачу мы с вами и будем решать на уроке путем достижения следующих целей…

(Записать в тетради число, тему, эпиграф)

Деление на пары (3)

Учащиеся собирают высказывания и пословицы и объединяются в группы

1) Традиция- это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.

2) Обычай- единственная сила, способная объединить людей.

3) Если сплочен народ, средь него вражда не живет.

(Ученикам предоставляется раздаточный материал с текстом). (слайд 6)

1 пара- тусау кесер (разрезание пут)

2 пара- шашу (разбрасывание конфет)

3 пара- беташар (открывание лица невесты)

1.Подготовьте рассказ об обряде, используя прием «РАФТ» (Р- уч-ся 7 класса, А- сверстники из другой страны, Ф- рассказ, Т- казахский обычай.)

-описывает обряд, используя прием «РАФТ»;

Рассказ подготовленных уч-ся (слайды 7-12)

2.Выпишите глаголы с пропущенными буквами, объясните орфограмму.

-выписывает глаголы с пропущенными буквами, объясняет орфограмму

ФО (2 зад.) — взаимопроверка (по ключу) (слайд 14)

Взаимооценивание (смайлики) слайд 15

— нет ошибок

— 1-2 ошибки

— более 2-х ошибок

Танец кара жорга (черный иноходец) получил такое название из-за того, что его исполнитель изображает ловкого, сноровистого и задиристого наездника-джигита, овладевшего искусством верховой езды и гарцующего на иноходце. «?ара жор?а» называют танцем девушки и джигита.

В отличие от других танцев здесь при исполнении, естественно, под музыку включаются в движение все суставы человеческого тела. Поэтому танец называют еще и «Буын бии» (танец суставов).

Работа с текстом, образование деепричастных оборотов, составление предложений с деепричастным оборотом.

(Обмениваются текстами, получают карточки с заданиями)

Принимать за радость

Подходить к невесте

2. Данные словосочетания на карточке 2 преобразуйте в деепричастный оборот, запишите в тетрадь.

3.Составьте одно предложение, включив в него деепричастный оборот, запишите его, соблюдая пунктуацию.

-преобразовывает выделенные словосочетания в деепричастный оборот;

-составляет предложение с деепричастным оборотом;

-ставит знаки препинания при обособленном обстоятельстве.

ФО- Измерение температуры

1.Уважая народ, к себе уважение проявляешь.

2.Не зная своего народа, чужой народ не осуждают.

3.Как родина дорога, поймешь, попав на чужбину.

4.Не найдя счастья дома, не обретешь его и на чужбине.

Домашнее задание на выбор:

1.Написать письмо другу, в котором должны рассказать об одном из обычаев.

2.Подготовить сообщение об одном из обрядов казахского народа . (слайд 18)

Тусау кесер (разрезание пут) – обряд посвященный малышу. Делают для того, чтобы он быстро встал на ноги. Этот обычай организуют, когда он постепенно начина..т ходить. Наши предки верили, что если этот обычай не будут проводить, то будущее ребенка будет плохим, он будет часто спотыкаться. А если этот обряд будет проведен, то его ждет светлое будущее и он будет счастливым, удачливым. Для проведения этого обряда, родители ребенка организуют той.

После начинается обряд тусау кесер. Ноги малыша завязывают черно-белой веревкой. Эти цвета выбирают, чтобы он в будущем отличал черное от белого, был добропорядочным гражданином, никому не переходил дорогу. Некоторые вместо полосатой веревки, завязывают ноги жирной кишкой какого-нибудь животного, для того чтобы ребенок в будущем был богатым, авторитетным. Такая примета существу…т и по сей день. Иногда для завязывания использовали веревку, сплетенную из травы, чтобы ребенок быстро вырос, быстрее возмужал, был многодетным.

Если перейти к вопросу «кто будет резать путы ребенку?», то тут есть два варианта.

Первый вариант — этого человека выбирают родители. Это право в основном предоставля…тся многодетной, энергичной женщине или бабушке. Человек, который реж…т путы ребенку должен быть шустрым, энергичным, уважаемым среди своего окружения. Наши предки верили, если такой человек будет резать пут ребенку, то его энергия будет передаваться малышу. После застолья все выходят на улицу. Расстилается специальный ковер. На ковер ставят малыша, и выбранный человек режет ему путы. Далее два человека берут его за руки и водят его по ковру. Когда его водят то люди, в торжественной обстановке разбрасывают гостинцы и монеты. В некоторых регионах на ковер ставят специальные предметы (книги, зеркало, плеть). Далее ребенок выбира…т один из предметов. К примеру, если он выберет книгу, станет ученым, просветленным и т.д. А если он выберет плеть, то станет воинственным.

Второй вариант – устраивается соревнование по быстрой ходьбе среди мальчиков. Мальчик, который занял первое место, будет резать пут ребенку. Это делают для того, чтобы энергия этого мальчика передалась малышу. Затем мальчику дарят подарок.

Шашу – один из древних казахских обрядов. Он ассоциируется с благодатью и изобилием. В обряде используют сладости, которые раскидывают при приходе гостей. Шашу раздают почтенные женщины при радостных событиях – при приходе невестки, рождении ребенка.

Казахи связывали шашу с загадочными и магическими силами, потому как верили, что бы ни дал Всевышний, все приход…т с неба, будь-то дождь или снег, все связывали с благодатью, пришедшей с неба. Поэтому шашу принято подкидывать, чтобы оно падало на гостей как бы с неба.

Собрать разбросанное шашу казахи принимают за особую радость. Как только шашу пада…т на землю, начина…тся суматоха, и дети и взрослые стараются быстро поднять с земли сладости. Люди верят, что если собрать шашу сразу, не оставляя ничего на земле, это к благодати, и в будущем их ждет изобилие.

При раздаче шашу обязательно должно быть угощение белого цвета, например, курт. Это дела…тся с пожеланием благополучия, чтобы жизнь и настроение были светлыми, как эти яства. Сладости разбрасывались с пожеланием сладкой, как мед жизни.

Если же при каких-либо обстоятельствах шашу не раздавалось, то люди считали это плохой приметой, и могли вовсе отказаться от посещения праздника.

Есть виды шашу, которые не раздают всем. Если приглашенный гость не смог приехать на свадьбу, но решил поздравить позже, то он привозит в дом шашу. Такое шашу счита…тся большой почестью. Гость приводит в дом коня, барана или дарит деньги. Это своеобразный штраф за отсутствие на празднике.

Шашу не раздается при траурных событиях.

Беташар — это обряд, традиционно проводимый на казахской свадьбе. Беташар — это открытие лица невесты. До беташара никто не имеет права видеть лица невесты. Считалось, что она будет счастливой, если его откроют при всех. Беташар проводят после того, как девушку привозят в аул жениха.

Невесту вводили в дом жениха и усаживали за ширму. При этом лицо ее закрывала шаль. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту и проводили обряд беташар. История говорит о том, что зачастую это делали акыны. Акыны, восхваляя ту семью, куда приходила невестка, также в шутку и всерьез прохаживались по недостаткам некоторых аульчан, что способствовало их исправлению. Это было целое шоу, в котором участвовали все присутствующие: и стар и млад.

Весь этот обряд проходил под песню, которая так и называется «Беташар». В ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд -коримдик.

Песня заканчива…тся наставлениями, пожеланиями, советами.

После исполнения песни свекровь подход…т к невесте, целу…т ее, жела…т счастья и благополучия, снимает шаль. Шаль передается присутствующим женщинам, дел…тся между ними поровну. Потом женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «бие кысырамас» — пусть кобыла не останется яловой, даст приплод.

Сколько будет длиться беташар, зависело от таланта акына. Иногда обряд длился долго, иногда не очень.

Классный час » Традиции и обычаи казахского народа». (3 класс )

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Открытый классный час

Традиции и обычаи казахского народа

Подготовила: Адаменко С.А.

Тема: Традиции и обычаи казахского народа.

Цель: Дать понятия о традициях и обычаях казахского народа.

Задачи обучения: 1) Формировать знания учащихся о традициях и обычаях казахского народа. Познакомить с государственной символикой, с национальным костюмом, обычаями и традициями. Дать понятия о сплочённости народов во время ВОВ; 2)Развивать знания учащихся о многонациональном Казахстане, о дружбе, мире и согласии между народами, проживающими на территории Казахстана; 3) Воспитывать дружеские отношения между учащимися независимо от национальности, уважительное отношение к любой нации, патриотические качества и гордость за свою Родину, за свой народ и свою нацию.

Тип классного часа: Комбинированный.

Методы: Фронтальный, наглядный, практический, интерактивный.

Ход классного часа

1.Организационный момент. Психологический настрой детей.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы радостно жить, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Мы сегодня проведём классный час на тему: «Традиции и обычаи казахского народа»

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, гне они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.

Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте — национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран.

Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха — никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.

Казахи вели кочевой образ жизни. Этот образ жизни повлиял на их традиции, приготовление еды, образ одежды и традиции. Их национальная кухня состоит в основном из мясных блюд, которое было доступно в любое время.
Наречение ребенка. Когда в молодой семье появляется малыш бабушка, дедушка или самый старший из родственников дает ему имя. Он наклоняется к уху малыша и говорит три раза: — Твое имя!
Колыбель. Когда малышу исполнится несколько дней, его укладывают в колыбель, которую для него дарит родственница мамы. Ей доверяют в первый раз уложить ребенка. Сначала она изгоняет злых духов над кроваткой с помощью зажженной палочки. Стелит маленькие подушки и одеяла. Потом пеленает малыша и специально сшитыми лентами перевязывает его в трех местах. Накрывает шапаном (головной убор), шубкой, чтобы малыш был сыном народа, вешает уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар (талисман), чтобы не сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз.
Ребенку 40 дней. В этот день ребенка купают в воде с серебряными монетами и кольцами. Самая старшая женщина выливает на ребенка 40 ложек воды и говорит: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра».
Кольца и монеты разбирают женщины, которые купают малыша. Состриженные в этот день волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу его одежды. А ногти закапывают в укромное место, где никто не ходит. В рубашку, которую малыш носил до сорока дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и отпускают. Дети догоняют собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости.
Резание пут. Малышу, который только научился ходить, перевязывают ноги полосатой веревкой. Разрезать эту веревку поручают человеку с красивой походкой и доброй душой. Это делалось для того, чтобы ребенок перенял для себя эти качества.
Посвящение в наездники. Когда мальчику исполняется 4-5 лет, его посвящают в наездники. Для него делают ашамай-ер (специальное седло из дерева). Выбирают самого спокойного жеребенка-трехлетку и садят на него ребенка. Отец водит коня по всему аулу для того, чтобы малыш поприветствовал всех людей. Женщины бросают шашу (подарки и сладости). Оседлав своего первого коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной.
Токум кагу. Когда ребенок научится самостоятельно ездить верхом, он впервые выезжает из дома. В этот день приглашают уважаемых людей почтенного возраста. Гости играют на домбре, поют песни, играют в разные игры.
Козы жасы (возраст ягненка 10-13 лет). В 10 лет мальчики пасут ягнят. Поэтому этот возраст считали «возрастом ягненка». Кой жасы (возраст овцы 13 — 20 лет). После 13 лет мальчикам доверяли пасти овец. Жылкы жасы (возраст лошади 25 — 40 лет). В 25 — 40 лет джигиты пасли лошадей. Патша жасы (царский возраст 40 лет). В это время человеку можно доверить управлять народом, считают казахи.

Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.
Сэлемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.
«Коримдик» от слова «кору» — смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.
Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
Тыйым – Запрет. У казахов, как и у многих других народов, существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.
Кутты болсын айтупоздравление. Этот древний обычай говорит «Кутты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
Токымкагар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.

Национальные обычаи,традиции и праздники Казахстана

Национальные обычаи казахского народа уходят корнями в языческие культурные традиции Великой степи.

С распространением ислама казахи переняли и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи.

Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.

Свадебный обряд

В полной мере эти замечательные черты находят свое отражение в свадебном обряде. Как и у других народов, у казахов существовало мистическое представление о соединении двух людей в супружеский союз. В народе говорили: “В жизни невозможно предугадать три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и дату смерти”. Люди считали, что брачный союз заранее предписывался судьбой еще со времени появления их на свет. Весь процесс вступления в брак разделялся на ряд этапов, каждому из которых соответствовал свой комплекс традиций и обычаев.

Первым этапом было сватовство. Оно начиналось с предварительного сговора. С этой целью отец будущего жениха посылал к отцу невесты свата – своего родственника или всеми уважаемого человека в качестве жаршы, реже двух или трех человек.

Сват, садясь на коня, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, на другой выпускал её на сапог, что должно было способствовать более снисходительному отношению отца засватываемой девушки к предлагаемому зятю. В этом обычае заложена древняя народная символика ритуала нарушения порядка в одежде, что должно было извещать о том, что пришли с целью нарушить существующее положение, установившийся порядок в данной семье.

На сватовство посылали в “счастливый день”. У отдельных людей были свои “счастливые дни”. Обычно такими днями считались среда и четверг. Если отец девушки выражал свое согласие, то приехавшему свату преподносили подарок шеге шапан (гвоздь-халат). Халат, как гвоздь, должен был скреплять предварительный сватовской договор.

После определенной платы, калыма, жених совершал первый официальный визит в аул невесты – урын бару и привозил подарки – коржын (одежду для родителей, для их родственников), продукты животноводства (курт, ирымшик), сушеные фрукты (урюк) и другие сладости. Кроме этого, жених привязывал к порогу юрты кобылу – подарок тестю.

Переступая порог дома тестя, жених обязан поклониться трижды. Эти поклоны посвящались старухам, отцу и матери невесты. Мать невесты подносила ему молока или кумыса и благословляла его. Потом жениха подводили к огню, разведенному в очаге юрты, и вручали железный ковш, наполненный растопленным жиром, который он выливал в огонь, а все присутствующие должны были шагать через пламя. Этот обряд уходит корнями в древнейшие религиозные традиции: он связан с культом огня. Кто-либо из женщин сыпал на жениха сушеные фрукты и плоды, сладости – символ изобилия, которые тут же подбирались присутствующими. Этот обряд назывался шашу. Наконец, все удалялись из юрты и молодых оставляли наедине до возвращения родителей невесты, делающих вид, что не замечают жениха. Этот приход жениха в юрту невесты назывался есик ашау (“отворить дверь”).

Казахи предпочитали выдавать замуж дочерей и женить сыновей осенью или в конце летнего сезона, когда заканчивался религиозный пост (ураза) и появлялись в изобилии плоды летних трудов.

Свадьбу старались играть в период полнолуния. Этот выбор был неслучаен: сравнительно светлые ночи удобны и для проведения ночных игр алтыбакан (качели), аксуйек (игра с белой костью) и для выполнения некоторых хозяйственных работ, которые нельзя было проводить днем из-за свадьбы. Считалось нежелательным присутствие бездетных людей на свадьбе, поскольку они могли “сглазить” будущее семейное счастье.

По поверью, существует связь между днем свадьбы и будущей судьбой самой семьи. Если в день свадьбы стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь вступающих в брак будет счастливой. Свадьба проходила в два этапа: вначале в доме невесты, затем в ауле жениха.

Церемония Неке (религиозное сочетание) происходила до первой брачной ночи, но бывали случаи, когда это совершалось после всех свадебных церемоний и брачной ночи. Происходила церемония в юрте отца невесты или же в особой юрте. Призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. В воду опускали соль и сахар, что должно было обеспечить новобрачным счастливое будущее. Считалось также, что неке су (венчальная вода с солью и сахаром) карает того, кто нарушит супружескую верность.

Наурыз

Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз мейрамы (“рождение весны”), торжество весеннего обновления.

Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года. У него есть и другое название: Улыс Куны (“Первый день Нового Года”) или Улыстын Улы Куны (“Великий день народа”).

Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обойдут его стороной, а щедрое празднование этого праздника принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.

С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.

Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры 7 является обязательным: она заключает в себе 7 дней недели — временные единицы бесконечности Вселенной. По обычаю 7 чаш с наурыз-коже должны стоять перед самым уважаемым аксакалом (“белобородый старик”). В этот праздник каждый казах должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

“ Коктем Туды” (“С рождением весны”) – так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за соревнованиями слова народных певцов (акынов), состязаниями в национальных видах спорта (казахша курес, тогуз кумалак) и, разумеется, лошадиными скачками (кыз-Куу и байга). Разнообразные театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.

В советское время Наурыз считался пережитком прошлого, и его празднование было запрещено, поэтому с 1926 г. по 1988 г. народ был лишен этого удивительного праздника весеннего обновления. Память народа и древние традиции, однако, оказались сильнее искусственных запретов, и в свободном, независимом Казахстане с 2001 г. Наурыз (празднуется 22 марта) был объявлен государственным праздником и нерабочим днем.

Дастархан

Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя — дастархане.

Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. В народе бытовали сказки о скупцах и щедрых хозяевах. В одной из таких сказок говорится о том, как был поглощен землей скупец за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчисленные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого богатого скупца к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка и его заклевали хищные птицы.

Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. “Хлеб-соль бери, правду расскажи”,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. Богат праздничный дастархан. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больших котлах — тайказанах, а число гостей не ограничивалось.

Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение.

Конакасы — так называется по-казахски угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. Считалось зазорным, если гостю не был оказан почет. Гостя не отпускали, пока он не насытится.

На большой праздник существовал обычай приходить с подарком в виде еды, так называемым шашу. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.

В старину в особо торжественных случаях, например, при рождении долгожданного наследника, забивали белого верблюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Существующая в народе поговорка “распоролся желудок белого верблюда” (“ак туйешн карны жарылды”), видимо, связана с обычаями подобного рода.

Дастархан устраивался и в случае Уме салу – так называется соседская помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному построить дом или нужно сделать это быстрее, собирали соседей, родственников, знакомых для помощи. После окончания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также собирали людей и угощали их (жол аяк). Если в ауле появлялась новая семья, она также устраивала угощение соседей (ерулик). Когда запасали мясо на зиму (со-?ым), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали праздник токым ?агар. Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственными работами. Например, первый день на зимовье отмечали дастарханом ж?рт майлар, начало жатвы – ?ырман майлар, окончание — сабан той, первый день дойки кобыл отмечали дастарханом бие бау и т. д.

До настоящего времени сохранился обычай в день убоя скота на согым (заготовка на зиму) приглашать в гости родственников, соседей и знакомых. При этом готовили любимое национальное мясное блюдо ет, которое в прошлом было гвоздем пира.

Обычаи дастархана

Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Наделяя каждого гостя той или иной частью головы, почетный гость, которому поручено это дело, в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намеками и добрыми пожеланиями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (та?дай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным. Он может также передать голову сидящему справа, и тогда она переходит от одного гостя к другому. После этой процедуры большое блюдо с мясом и отваренными кусочками тонко раскатанного теста ставят посередине стола или низенького столика. Мясо принято подавать на стол вместе с костями. Здесь на виду у гостей хозяин начинает мелко крошить его, а ароматно пахнущие кости с небольшими кусочками оставшегося на них мяса раздает гостям. Здесь снова вступает в силу освященный временем и традициями порядок распределения лакомых костей: тазовые кости (жанбас) и голень (асык-жілік) дают почтенным, старшим по возрасту гостям, чтобы они съели мясо, грудинку (т?сь) – невестке или зятю, шейный позвонок (мойын омырт?а) – замужним женщинам или девушкам.

Некоторым кускам мяса с костью придавалось особое значение. Например, трахею не давали девушкам, так как существовало поверье, что они могут остаться бесприданницами. Если угощали жениха при первом его посещении семьи невесты, ему давали грудинку.

По казахским обычаям считалось признаком дурного тона (нескромностью или бестактностью), если, например, при живом отце сыну давали голову, детям – мозг, девушкам – локтевую кость. В тарелку приемного сына непременно надо было класть мясо с большой берцовой костью.

Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на кошмах (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные неширокие ватные одеяла. Почетное место предоставлялось старшим, уважаемым гостям или хозяину. Разливала чай и подавала пищу чаще всего невестка, которая сидела около самовара.

Традиционный знак почета женщине, будущей матери, приготовление специального желаемого ею блюда. В блюдо для молодой женщины клали мясо с большой берцовой костью, грудинку, сычуг, женщине постарше – мясо с тазовой костью вместе с другими частями. Невестке после свадебного обряда подавали специальное блюдо – беташар таба?.

Сервировка дастархана

В казахской кулинарии издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. Своеобразные кушанья – кауншек (сушеная дыня) и жоргем (тонкая кишка) сплетали различными узорами и формами. На поверхность хлебных изделий наносили рисунки цветов, раскрашивали соком вишен и различных ягод. Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кесе. В далекие времена из целого куста дерева казахи вытачивали блюда, табак, с плоским круглым дном. В них подавали чаще всего ет – мясо по-казахски. Для молочных напитков – кумыса или айрана – служили большие по размеру и более глубокие миски, тегене. Деревянные корытца – астау – предназначались для замешивания теста, но иногда в них подавали мясо. Весьма разнообразными были деревянные ковши, ожау, которые нередко украшали серебром, костью и резьбой. В каждой семье имелись деревянные ложки, касык.

Из дерева казахские мастера делали различные чашки, аяк, некоторые из них имели ручку, сапты-аяк. Из этих чашек пили кумыс, айран и другие напитки, позднее они были заменены пиалами. Для перевозки посуды делали войлочные или деревянные чехлы (аяккап). Для хранения продуктов, посуды и других вещей домашнего обихода широко применяли деревянные шкафчики (кебеже), украшенные резьбой, росписью, серебром или костью. Из дерева также делали ведра, кадушки (кубі), ступы (келі) с пестами (піспек). Из металлической посуды в каждой семье был чугунный котел, казан, в котором готовилась пища. Казаны были разных размеров. Для кипячения чая употребляли медный или чугунный кувшин (к?м?ан), а у самых зажиточных имелись самовары.

Особым почетом пользовались большие обеденные блюда, табак. Их делали из дерева, отделывая различными узорами края и дно. Позднее стали появляться металлические и стеклянные миски. В настоящее время табак означает посуду с едой. Раньше под словом “табак” понималось дастархан (стол), шанрак (дом, хозяйство). Составлять табак приглашались знающие обычай и традиции народа люди. Так, существовало четыре вида табака — главный, средний, почетный и малый. В каждый табак клали определенные части туши животного. В главном и почетном табаке обязательно должна быть голова и мясо с тазовой костью, в среднем – мясо с большой берцовой костью, а иногда и тазовой, малый табак состоял из мяса других частей туши.

В большом разнообразии у казахов была представлена посуда и утварь из сыромятной кожи (к?н). Самый большой по размеру был мешок из специально выработанной конской кожи – саба, который использовался для приготовления кумыса и масла. Форма его была конической: квадратное основание внизу постепенно переходило в узкую горловину, в отверстие которой вставляли деревянный пест, предназначенный для взбалтывания.

Чайная церемония по-казахски

В казахском дастархане особое место занимает чай. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – аккумане. Кипяток наливают из самовара. Считается, что чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока.

Чаепитие у казахов перекликается с древними традициями. Так, собравшиеся на свадьбу почетные люди принимали пиалу с чаем только из рук невестки. За дастарханом строго следили за тем, правильно ли она разливает чай. В такой ситуации ей приходилось обслуживать не один десяток гостей. Очень важно было не перепутать пиалы, каждому подать свою чашку. Невестка не должна была оставить без внимания ни одного гостя, вовремя предложить так называемый сый аяк – чашку почета.

Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы, суть и смысл которых не обветшали со временем – они до сих пор призваны хранить единство и традиции дружной казахской семьи.

Казахские девушки не пьют и не курят

В Уфе, в Башкирском государственном медицинском университете, учится студентка из Казахстана Алтынгуль Зейнилгабиден. Девушка с удовольствием рассказывает о своей родине — самой большой стране в Средней Азии с крепкими восточными традициями и современном динамично развивающемся государстве.

— Казахский народ с большим почтением относится к своей истории и культуре, — говорит Алтынгуль, — многие обычаи прошлого дошли до наших дней и строго соблюдаются в повседневной жизни. По-моему, казахов вообще отличает традиционное уважение к старшему поколению. Для молодых людей имеет большое значение родительское слово, и к мнению старших родственников в семье всегда прислушиваются.

С момента появления ребёнка в семье проводятся определённые обряды. В первый месяц младенцев никому не показывают, не фотографируют и не снимают на видео. Смотрины устраивают только через 40 дней после рождения. На купание малыша собираются 40 родственников. В ванночку кладут 40 монет и асыки — игральные кости (сейчас их очень сложно достать, поэтому заменяют фасолью). Все 40 гостей по очереди с пожеланием добра поливают ребёнка ложечкой или чашечкой.

В начале жизни каждого казаха как бы определяется его дальнейшая судьба. Проводится обряд тусау кисер — разрезание пут. Символическую верёвочку, которой связывают ножки годовалого малыша, перерезает родственник, проживший достойную жизнь. Считается, что ребёнок пойдёт по его стопам. Обычно после обряда дети уверенно начинают ходить и бегать.

Своеобразное казахское совершеннолетие отмечают мальчики и девочки по достижении 13 лет, поскольку особое значение в культуре и мировоззрении народа занимает традиция мушель жас. С древних времён казахи делили человеческую жизнь на 12-летние циклы. Они заметили, что смена циклов характеризуется переломным моментом в судьбе, и родственников, переживающих мушель жас, было принято опекать и поддерживать. В честь того, что человек преодолел очередной жизненный этап, например, год с 12 до 13-ти лет, в 13 лет, 25, 37, 59 и дальше устраивается большой праздник.

Современные казахи с удовольствие придерживаются красивых самобытных свадебных обрядов.

Девушки до свадьбы стараются не переступать порога дома жениха. Молодые люди ходят на свидания, проводят время в кафе, встречаются в клубах. Кстати, моя собеседница отмечает, что казахские девушки практически не курят и не пьют пиво, тем более крепкие спиртные напитки. А парни стали больше заниматься спортом. И ещё один интересный факт — наряду с запретом на распитие алкоголя и курение в общественных местах запрещено грызть семечки.

После знакомства молодых с родителями и их благословения играют две свадьбы — на стороне невесты и стороне жениха. Во время торжеств обязательно проводят трогательные красочные обряды кыз узату — проводы невесты и беташар — открытие лица невесты.

Уходя из родительского дома, невеста ни в коем случае не должна оборачиваться. А при знакомстве с роднёй жениха невеста находится за ширмой, и её лицо закрыто лёгким платком (фатой). Во время обряда акын (сейчас тамада или певец-импровизатор) исполняет песню бешатар, в которой звучат наставления, советы и пожелания невесте. К платку невесты никому нельзя прикасаться руками, поэтому акын снимает его музыкальным инструментом домброй, и девушка надевает головной убор замужней женщины.

— В настоящее время становятся популярны свадебные национальные костюмы. В салонах наряду с обычными белыми платьями продаются красивые традиционные наряды.

До сих пор в Казахстане нередки случаи, когда жениха или невесту своим детям по традиции подыскивают родители. И в этом нет ничего удивительного, считает студентка Алтынгуль Зейнилгабиден. Девушка даже готова принять выбор своих родителей, поскольку уверена, что пока учится за границей, те найдут ей достойного жениха в родных краях.

Об особенностях современного казахского образования читайте в следующем материале.

Казахские русские-2: особенности, признаки и перспективы

Способны ли национальные элиты выстроить политику включающего, а не исключающего наследия – вот вопрос, на который ждут ответа русские. Таково мнение Сергея Масаулова, координатора экспертной платформы «Большая Евразия».

Эмиграция 90-х годов привела к большому оттоку славянского населения из бывших республик СССР в Азии. Но все же многие остались. И изменились, пишет Содружество.

Русские как часть «своих»

Те, кто остался в Казахстане и Кыргызстане, рассчитывали уже не на разделение по этническому признаку, которое может пройти через все сферы социальной жизни, а на естественное принятие их как «своих», как органическую часть социума.

русские испытывали себя неотделимой и неразделенной частью русского народа, но с азиатскими культурными традициями

Абсолютно естественным стало ходить в гости и принимать у себя дома друзей — казахов или кыргызов. Праздновались вместе, по-соседски, праздники, включая Наурыз-Нооруз, Рождество и мусульманские знаменательные дни. Многие русские легко овладели набором бытовых и общепринятых фраз на языках народов Центральной Азии.

Русские в Центральной Азии и эмигрировавшие на историческую Родину тем не менее сохраняют некоторые центральноазиатские обычаи, особенности бытового уклада, своеобразие предпочтений в еде и т. п.

И это естественно, ведь жизнь проходит в ареале определенного культурного своеобразия, отличающего один регион от другого.

И все жители данного региона неизбежно принимают на себя черты этого своеобразия

Своеобразные русские

Поэтому ничего удивительного в том, что русские, приехавшие в Россию из Казахстана или Кыргызстана, имеют определенные отличия в менталитете, как сейчас принято говорить.

Для населения российской глубинки они долгое время будут оставаться «казахами» и «кыргызами»

И это так, ведь в рязанской деревеньке, вдали от областного центра приехавшие из Кыргызстана русские варят бешбармак на праздники, делают манты, стараются разнообразно использовать подаваемые к столу овощи и зелень.

А в праздники поют песни своей прежней Родины. Это не просто образ, а зафиксированное в исследованиях явление

Наиболее точно это можно было определить как наследие земли, где они прожили большую часть жизни. Значит, есть не только этническое и национальное разделение, не только упор на своеобразие, но и наследование культурных традиций.

Тем более, что в свое время это наследование происходило естественным образом через интернационализацию семей в Казахстане и Кыргызстане, где смешанные браки составляли более 30% в советское время.

Блокировать мифы

Русские Казахстана и Кыргызстана, несомненно, сохраняют как национальную самобытность, так и культурное своеобразие

в зависимости от региона проживания. Как граждане независимых Казахстана и Кыргызстана, они хотели бы проведения в странах проживания политики включающего наследия. Это означает, что

элита страны должна блокировать все попытки мифологизации своей истории, небезвредные для государственности казахов и кыргызов

Сама по себе процедура мифологизации заключается в разделении всей общественной и духовной жизни на два мира: «Мы» и «Другие/Иные», с последствиями в виде национального чванства и т. п.

В этом разделении людей через все сферы жизни происходит и бытовое различение «своих» и «чужих». Результаты этого зависят от уровня и характера развития культуры того, кто мифологизирует мир. Ведь никто не оспаривает, что

есть люди, для которых «своими» являются все представители человечества. Так мыслили Чингиз Айтматов и Мухтар Ауэзов

Но есть также и те, кто «чужих/иных» видит уже за окраиной своего села. От таких людей и культуры стараются уехать подальше.

Насколько способны национальные элиты, находящиеся у власти в Казахстане и Кыргызстане, выстроить политику включающего, а не исключающего наследия – вот вопрос, на который ждут ответа русские.

В зависимости от ответа на этот вызов сложится судьба не только русских, но и формат суверенной государственности Казахстана и Кыргызстана.

Все о казахах обычаи русского

Далеко не все казахские традиции и обычаи дошли до наших дней. А те, что дошли, настолько изменились и настолько «адаптированы» к современным реалиям, что лишь отдаленно напоминают те, которые соблюдались нашими предками. Кто-то видит в этом больше минусов, кто-то – плюсов. Поэтому сегодня мы вместе с экспертами решили порассуждать о том, какие казахские обычаи следовало бы возродить, а от каких, напротив, решительно отказаться? Что устарело и не вписывается в нашу жизнь, а что появилось совсем недавно, но уже успело завоевать народное признание?

Канат Тасибеков, писатель, автор книги «Ситуативный казахский»:

«Этот процесс пущен на самотек, никому нет до него дела»

– Обычаи или традиции невозможно запретить или возродить каким-то указом или постановлением. Процесс их трансформации часто происходит помимо нашей воли: все течет, все меняется…

К примеру, согласно казахской традиции невестка не имеет права называть по имени родных мужа, поэтому придумывает для них различные прозвища. Но ведь сегодня почти каждая женщина, выходя замуж, берет фамилию супруга – а это, как правило, имя его отца или деда. И какой тогда смысл в этой традиции, если она по нескольку раз в день произносит его?

Мы многое потеряли, практически все. Что еще более-менее сохранилось, так это свадебные обычаи: «??да т?су» (все-таки другой вариант сватовства, когда жених сам приходит к родителям невесты с букетом цветов просить руки их дочери, еще не так распространен) с обязательным «??йры?-бауыр» и уплатой «с?та?ы», «?лі-тірі» и другими подарками, «??далы?», который сейчас проводится часто без «киіт» (обмен нарядами), но обязательно в очень теплой, душевной атмосфере, с песнями и розыгрышами.

Сейчас, например, проводят «?ыз ?зату тойы» (проводы невесты) с выдуманными обрядами: «белая дорожка» с лепестками роз, слова напутствия, уход молодых до полуночи и т.д. А в прежние времена сваты забирали невесту рано утром, с восходом солнца – символом нового дня, новой жизни. За день до этого она обходила всех родственников с песней-причитанием «сы?су» – прощалась с ними.

Хорошим тоном считалось, если она посетит родной аул не ранее чем спустя год после свадьбы, уже с ребенком. Мальчику дарили жеребенка б?сіре. А когда ему исполнялось семь лет, он снова приезжал к родственникам матери, чтобы оседлать уже окрепшего за это время коня. А сегодня? На следующий день после свадьбы невестка прибегает домой обсудить с мамой свое брачное ложе и свадебные подарки, фотографии которых она уже выслала ей по WhatsApp.

Притчей во языцех стала казахская страсть к тоям. Это наш главный обычай и традиция. Если в других странах идет конкуренция ресторанного бизнеса, то у нас активно строятся тойханы, артисты и ведущие живут за счет той-бизнеса и, соответственно, на него ориентированы.

Обсуждение этого явления – стержневая тема в наших СМИ: русскоязычные казахи, пылая праведным гневом, осуждают своих сородичей за то, что те каждую субботу-воскресенье, а теперь (за недостаточностью уик-энда) и в другие дни идут на очередной той, где приходится выслушивать длинные речи под копирку и обжираться холестериновым бешбармаком. «Взяли кредит и проводят той», – брезгливо морщатся они. А для казахскоязычных ясно, что кредит брать надо, ведь не пристало ударить лицом в грязь перед родичами: вдруг начнут говорить, что торжество прошло «жетім ?ыздын тойындай» (как свадьба сироты).

В казахскоязычных СМИ часто обсуждаются темы, связанные с тем, как правильно провести той, а критика и фронда касаются неточностей в совершении обрядов – кто-то возмущается тем, что лицо невесты доверили открыть женщине, кому-то не нравится, что сама тамада – женщина, и т.д.

Оставив в стороне аргументы противоборствующих сторон, хотел бы сказать вот что. Раз так сложилось, что общественная жизнь у нас проходит не на буржуазных благотворительных мероприятиях и не на коммунистических субботниках, а на казахских тоях, то почему бы не воспользоваться этим для пропаганды истинно народных обычаев и традиций? Ведь сегодня их организаторы переходят все грани: устраивают стрип-танцы, неуместные розыгрыши, непристойные конкурсы на раздевание или с бутылочкой между ног.

К слову, тамада у нас сейчас очень востребованная профессия. Однако зачастую в этой роли выступают малообразованные люди, и никогда не знаешь, какой номер они могут «выкинуть» во время мероприятия. А ведь эти люди работают с большими аудиториями и имеют на них серьезное влияние.

Или взять, к примеру, Наурыз. Мы хотим отмечать этот праздник, но обрядовая его сторона нам совсем неизвестна. Для нас Наурыз – это юрты, наурыз-коже и хождение в гости. Но если на юге Казахстана в это время года относительно тепло, то жителям северных регионов участвовать в массовых гуляниях в 30-градусный мороз, когда наурыз-коже застывает в кесе, не очень-то комфортно.

Какой же тогда это праздник наступления Нового года? Поэтому мы не можем расстаться с традицией отмечать Новый год с Дедом Морозом, Снегурочкой, маскарадными костюмами, утренниками, подарками, оливье и мандаринами. Почему бы не разработать (возродить) обрядовую процедуру под Наурыз?

Необходима серьезная культурно-просветительская работа и применительно к организации похоронных процедур. Посмотрите, ведь сегодня поминальные столы мало чем отличаются от свадебных. Человек потерял близкого, а ему приходится думать, где взять деньги на то, чтобы заказать ресторан, тамаду и т.д. Я уже не говорю о мраморных мавзолеях – казахи устроили какое-то негласное соревнование – «у кого круче». Все это очень некрасиво. Раньше в доме покойного даже еду не готовили, нельзя было разжигать очаг, был траур. А сейчас? В одной комнате лежит покойник, а в другой мы едим бешбармак…

Есть много обычаев, которые следует сохранять, культивировать. К примеру, приглашение новой невестки для знакомства с родственниками мужа – «?й к?рсету». Согласно этому обычаю, невестка несла новой родне подарки, которые она приготовила со своей матерью еще в отчем доме. В частности для жен братьев ее мужа – абысын. Ей дарили ответные подарки, но не любые, а именно изделия из серебра – кольца, браслеты и т.д. со словами «итая?ына сал». А когда у невестки появлялся ребенок и ему исполнялось сорок дней, она клала эти украшения в купель и затем раздаривала своим абысын. Такой вот круговорот.

Обычаи и традиции казахов – это огромный и важный фронт работы. Но у нас этот процесс пущен на самотек, никому нет до него дела. Хотя его можно было направить в правильное русло, использовать в качестве идеологического инструмента.

Земфира Ержан, руководитель проекта «Кобланды» – наизусть»:

«Ротация традиций уже произошла в ХХ веке»

– Ответ на вопрос, в какой мере современное казахское общество придерживается своих традиций, на первый взгляд может показаться очевидным. Несомненно, большая часть казахов и сегодня, в ХХI веке, старается следовать традициям, сопровождающим человека с момента появления на свет до смерти, – связанным с рождением ребенка, свадьбой и большим числом сопутствующих ему обычаев; последними проводами; поминальными «асами» и т.д.

К примеру, за годы независимости произошло настоящее возрождение свадебного ритуала как особого зрелищного представления, которое ныне обслуживает целая индустрия. Подготовка приданого невесты, включающего предметы традиционных народных ремесел; «беташар», следование обычаю проводов молодой девушки с обязательным исполнением прощальной песни сынсу. Все это является ныне привычной частью быта казахов.

Таким образом, на фоне продолжающихся процессов аккультурации казахов и влияния глобализации институт национальных традиций, который продолжает сохранять свое значение, выступает в роли некой культурной матрицы, которая в дальнейшем может способствовать сохранению национального языка, традиционной музыкальной культуры, искусства.

Известно, к примеру, что мотивацией к изучению родного языка для многих русскоязычных казахов является необходимость вести себя в соответствии с устоявшимися правилами проведения таких традиционных мероприятий. А они, как известно, диктуют прежде всего особые нормы речевого поведения и этикета.

Заметим также, что казахские тои по разным случаям, которые часто критикуются как пример неэффективных денежных трат, выполняют важную коммуникационную роль, поддерживая связи и общение между разными поколениями, родственниками, коллегами, соседями. То есть традиции в нашем обществе выступают, как и положено, залогом сохранения национальной идентичности.

Что касается «ротации» традиций (выявления жизнеспособных и «отсева» устаревших) то, на мой взгляд, она уже произошла в ХХ веке вместе с состоявшейся модернизацией традиционного казахского общества.

Вместе с тем особенности современной казахстанской ситуации вынуждают делать и негативный прогноз относительно бытования национальных традиций уже в ближайшей перспективе.

К сожалению, существует опасность того, что новые поколения казахов воспримут лишь внешнюю, сугубо ритуальную сторону национальных обычаев, предав забвению их содержание и, что особенно важно, те самые цели, для достижения которых и существовал на протяжении многих веков и тысячелетий свод наших традиций. Институт казахских традиций следует рассматривать как систему, которая обеспечивала единство общества, поощряла взаимопомощь, гарантировала определенную степень защищенности ее членов. Наиболее показательный пример этого – отношение к сиротам.

Лично меня очень тревожит то, что все мы сегодня являемся свидетелями исчезновения очень важной, фактически краеугольной национальной культурной традиции – традиции казахского красноречия. Еще совсем недавно пространство казахского слова с его, казалось бы, неисчерпаемыми богатствами могло сравниться с безбрежностью родных просторов. А ныне казахскую речь можно уподобить, увы, разве что пересыхающему ручью. Казахский язык на наших глазах стремительно теряет собственную специфику, превращаясь в бессодержательный и пустой язык-кальку.

Национальные традиции каждого народа «работают» на сохранение этого этноса. Приходится снова с сожалением констатировать, что в наши дни нередки случаи искажения такой охранительной миссии традиций. Например, в казахстанской культурологии есть понятие «обратная селекция» – оно описывает негативную тенденцию перерождения традиции поддержки родового единства в клановость, которая наносит огромный вред в первую очередь самим казахам.

Казахи традиционно имели большие семьи, умели трудиться, были толерантны и открыты новому, высоко ценили искусство. Все эти качества необходимо использовать для достижения казахстанской мечты, построения современного прогрессивного общества.

Проект «Кобланды» – наизусть», продвижением которого я и мои коллеги занимаемся в последние годы, аккумулирует лучшее из наших традиций и может стать ценным и узнаваемым культурным брендом нашей страны, примером характерного для казахского общества бережного отношения к искусству слова и окружающему миру.

Читайте так же:

  • Как называется передача где экстрасенсы угадывают звезду Победительница «Битвы экстрасенсов» Джулия Ванг показала, как выглядит ее тело после операции Отныне звезда мистического проекта носит имя Томас и заявляет, что всегда была […]
  • Идеальная женщина знак зодиака Астрологи рассказали, женщины какого знака зодиака считаются идеальными 31 июл, 13:39 Общество Видео 12 199 Специалисты сопоставили все факты и назвали лучшую по всем параметрам даму […]
  • Где сейчас в подмосковье растут грибы Грибной сезон 2020: где искать в Подмосковье белые и свинушки 09 июля 2020 г., 12:39 Дождливое лето в Подмосковье дало старт грибному сезону. Некоторые счастливчики режут белые целыми […]
  • Где растет дуб в подмосковье Подмосковный дуб, видевший Гоголя и Репина, стал деревом года в России РИАМО - 24 янв. Дуб, который растет в музее-заповеднике «Абрамцево» в подмосковном Сергиево-Посадском районе уже […]
  • Как называется с водяным знаком 3 октября 2020 года. Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 27537 Минусы нанесения Watermark Коренным и главным недостатком водяных марок многие считают то, что изображение не […]
  • Что делать если не получается зарегистрироваться в фейсбук Фейсбук: регистрация, которую все уже прошли Фейсбук – социальная сеть, которой пользуется более 800 миллионов человек в мире. Они видят разные пейзажи за окном, они пишут сюда на […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *