Традиции и обычаи православной семьи

Православные традиции как элемент сохранения семейных ценностей, особое духовное значение Таинства венчания

Благослови, господь, семью — творения венец.

Святая троица земли – Ребенок. Мать. Отец.

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по законам церкви и чтящим Бога и людей, далеких от Веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как создать православную семью в современном обществе и сохранить традиции православной семьи, этот вопрос задают себе многие истинно верующие христиане, стремящиеся создать из семьи — Малую Церковь.

Православные традиции, сложившиеся со времён Крещения Руси, призванные делать семьи дружными и крепкими, создавали атмосферу уюта и взаимопонимания. На протяжении многих столетий они были основой семейного уклада в нашей стране.

После революции 1917г. произошло свержение самодержавия в Российской империи и упразднение Православия. Атеизм стал государственной политикой новой советской власти, задачей которой было разрушение системы ценностей православного человека. И это естественно, ведь человек без моральных и духовных ценностей – лучшее орудие труда в руках безбожной власти.

В итоге многие наши православные традиции, (например, соблюдение постов, регулярное посещение церкви по воскресеньям и праздникам, предобеденные молитвы и др.) либо ушли в небытие, либо сильно изменились и потеряли свой глубокий смысл.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В православной культуре существует четкая иерархичность в семье, основанная на послушании Богу и любви духовной. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви. Глава семьи – муж, и это естественно, ведь он старше жены по Сотворению. Дети – это дар Божий, и оба супруга должны беречь своё чадо, раскрывать его силы и таланты, подавать пример добродетельной христианской жизни.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

Святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то не может быть, чтобы оно по своему роду не подействовало на душу дитяти».

Священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Если отец не слушает Христа, не живет по Божьим заповедям, значит, он непослушный человек. Если жена не чтит мужа, она тоже не имеет послушания. Как у таких людей может вырасти послушное дитя? Вывод напрашивается сам собой.

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную: добродетельный и богопослушный человек – попадает в Рай, а грешник – в Ад.

Чтобы привить своим детям навыки христианской жизни, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ними больных и заключенных в темницах, соблюдали посты, молились.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «Без семьи не может созидаться человеческое общество, в семье дети получают первую прививку духовной жизни, получают первые азы воспитания и образования. И как важно, чтобы семья стала местом теплым, мирным, радостным, заряжающим детей огромной энергией, которой бы хватило на всю жизнь, чтобы одно только воспоминание о детстве и семье давало радостное чувство и силу преодолевать трудные жизненные обстоятельства.

И если родители должны содействовать тому, чтобы дети осваивали азы веры, то и на детях – огромная ответственность: они должны молиться Господу о своих папах и мамах, о бабушках и дедушках, потому что Господь слышит молитву детей так, как никого другого. Именно поэтому Он сказал: «Не мешайте детям приходить ко Мне, потому что таковых есть Царствие Небесное» (Мф. 19:14).

В православной семье зачастую много детей и каждый ребенок любим. Воспитание детей в православной семье основано на любви и доверии друг к другу. Старшие помогают родителям воспитывать младших, при этом извлекая опыт для своей будущей семейной жизни, а младшие берут с них пример. Дети, будучи крещенными в старшем возрасте труднее принимают Церковь, чем дети, крещенные в младенчестве. Малыши живут и растут с чувством Веры, прививаемым им родителями. Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Дети в православной семье впервые в своей жизни сталкиваются с подчинением авторитету отца и матери, и этот опыт является важнейшим на нелегком жизненном пути, смягченный любовью к властвующему и требующему подчинения человеку. Выполняя указания родителей и соблюдая запреты, ребенок обретает внутреннюю свободу, осознавая, что авторитет старшего человека не призван ломать его характер, унижать или порабощать. Принимая наказание не как кару, а как указание ребенок учится жить правильно. В православной семье родители должны научиться сдерживать и подавлять свой гнев, не раздражаться, и уметь наказывать с любовью. Ведь по слову апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Видя, как родители по-христиански любят его, ребенок перенимает опыт, который пригодится ему в будущем в вопросе как создать православную семью, создать в ней атмосферу стремления к Богу, т.е. утвердить высказывание «семья – Малая Церковь».

Русская православная семья подразумевает союз крещеных мужчины и женщины, благословленных Церковью, и живущих по законам Православной веры. Жених и невеста, испытывающие влюбленность друг к другу, постепенно приходят ко взаимной любви во Христе. Одной из важнейших целей православной семьи, является цель, сохранения честного непорочного брака, заключающаяся во избежание похоти, плотских утех и прелюбодеяния. Неоспоримая мудрость христианского брака заключается в том, что муж и жена не оказывают давления и не ограничивают свободу действий друг друга, то есть такой брак построен на абсолютном доверии мужа и жены. И это доверие, и уверенность друг в друге закреплена благословением Божиим на брак.

Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».

Однако семейная жизнь приносит не только радости, с ней связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и все со своей стороны делая, все предай в волю Божию». «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой».

Один из соблазнов семейного человека – за хлопотами о сродниках позабыть про Бога, охладеть к вере. Об этом предупреждает святитель Николай Сербский: «Если человек посвящает все свои мысли и все свое усердие своей семье и ничего не хочет знать, кроме своей семьи, тогда его семья для него божество. И тогда это болезнь души» и нарушение заповеди «не сотвори себе кумира».

Семья вырастает из брака. По православному пониманию, «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Таинство брака существует в Церкви с апостольских времен, о чем, в частности, свидетельствуют слова ученика апостолов священномученика Игнатия Богоносца, писавшего христианам в самом начале II века: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти».

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о необходимости этого таинства для православных христиан: «Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха усилилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью Божией».

Венчание является одним из семи церковных православных таинств, к которому могут приступать верующие люди. Иначе, венчание называют церковным браком, в котором молодожены свидетельствуют свою любовь перед Богом.

Исторически Таинство венчания появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.

Православная церковь придаёт особое духовное значение Таинству венчания. Не все уже сложившиеся семейные пары и только собравшиеся зарегистрировать брак решаются пройти обряд венчания. В прежние времена обряд венчания имел юридическую силу и был обязателен. Теперь священник совершает венчание только при условии зарегистрированного брака в государственных учреждениях. С одной стороны, можно сделать вывод, что Таинство венчания потеряло своё значение, с другой стороны, пары, решившие обвенчаться, совершенно осознанно делают этот шаг, доверяя друг другу и понимая духовную силу и значимость обряда. Таинство венчания означает благословение Божие на супружество, рождение и воспитание детей в христианской вере.

Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.

Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем же тогда нужен чин венчания?Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг к другу на ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!

Венчание является не только очень красивым и торжественным богослужением. Это не просто один из многочисленных обрядов Церкви. Венчание именуется таинством, а это означает, что во время священнодействия на людей снисходит определенная божественная благодать, которая помогает человеку во всей его жизни.

Таинство венчания имеет глубокий смысл. Именно поэтому к церковному браку нужно приступать осознанно, а не из побуждений созерцания красивого пения или иных причин, не относящихся к сути таинства. В венчании верующие скрепляют свой брачный союз перед Богом и получают благословение от Господа на совместную семейную жизнь, рождение и воспитание детей. Необходимо помнить и о том, что венчание совершается для вечности. Верующие благочестивые супруги и после смерти могут быть вместе.

Православные люди во время венчания дают обет Богу любить, уважать, терпеть своего супруга (супругу). Эти узы должны скреплять людей до самой смерти, потому что соединяемое Богом не должно разрываться человеком.

Получается, что главным смыслом таинства венчания является желание создать свою малую Церковь — семью, и засвидетельствовать свою любовь перед Богом, а также дать обещание стремиться исполнять заповеди, испрашивая благословения на совместную семейную жизнь.

В церковной практике существует мнение о том, что венчаные пары во время Страшного Суда будут нести ответ о своей жизни перед Богом не по отдельности, а вместе. При этом, за грехи общесемейные ответственность будет нести муж, как глава семьи.

Сохраняя традиции православной семьи, мы становимся частичкой тела Церкви и передаем из поколения в поколение национальные особенности Русской Православной Церкви. Поведение каждого члена православной семьи в быту, в застольях, праздниках должно нести религиозный характер с сохранением духовных ценностей. Трудно представить себе христианскую семью без традиций и обычаев, переданных по наследству прадедами. Культура патриотической верности и национального чувства воспитывалась в семье, имея в своей основе особое отношение к почитанию предков и отеческих могил. Главной целью православной семьи на сегодняшний день, как и во все времена, остается сохранение и передача из поколения в поколение духовных и религиозных ценностей.

Как показывает практика, положительное влияние на семьи оказывают паломнические поездки по святым местам нашей Родины. Эти экскурсии дают новые знания в области истории и богословия, архитектуры, искусства и просто православной культуры. А самое главное – они объединяют религиозных людей, дарят им возможность общаться и делиться жизненным опытом.

Духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению.

Несмотря на события, происходившие в ХХ веке, поколения, живущие в начале XXI века, всё-таки сохранили веру в Бога, передали православные традиции наших предков новому поколению. В этом несомненная заслуга русской Православной Церкви.

Но традиции и знания о Православии, которые удалось сохранить, поверхностны. Они ещё не так твердо вошли в нашу жизнь. А этому необходимо содействовать путём воспитания и просвещения людей. Вспомните, ведь разрушение традиций происходило путём пропаганды атеизма. Советская власть указывала на плюсы социалистического режима, обращалась к культуре и науке. Так нужно действовать и нынешнему молодому поколению.

Необходимо показать людям, почему так важно вернуть традиционный христианский уклад в семью. Заинтересовать молодых людей, например, через СМИ. Очень много существует сейчас передач о Православной культуре, но они теряются в потоке информации. Возможно, еще больше нужно освещать данный вопрос и в кинематографе, и в печатных изданиях. Чтобы человек увидел разницу во взаимоотношениях религиозной семьи и своей, где, возможно, существует напряженная обстановка, нет сплоченности и единства, и они захотят изменить что-то в своей жизни.

Ведь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно нам напоминает, что «единственный прямой путь к возрождению нашего народа это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. Пришло время повышать в общественном сознании ценность семьи как малой Церкви и Церкви как большой семьи».

Список литературы и рекомендуемые сайты.

Официальные информационные ресурсы:
mon.gov.ru — сайт Министерства образования РФ
www.patriarchia.ru — официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви www.pravoslavie.ru — информационно-образовательный православный портал

Православные библиотеки:
kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека)
ni-ka.com.ua
www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии)
dimulik2009.narod2.ru (Апологетика; Догматика; Риторика; Священное Писание; Сравнительное богословие; Жития Святых)
svn.wen.ru, www.slavoslovie.ru (библиотека христианских текстов)
e-c-r.pravoverie.ru (собрание записей радиопередачи по православию)
www.obibl.com, skrigal.orthodox.ru (библиотека православного христианина)

Православные мультимедиа ресурсы:

Проект «Православные традиции семьи»

Елена Белокобыленко
Проект «Православные традиции семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район

ПРОЕКТ

«ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЬИ»

Белокобыленко Е. М.

Актуальность проекта.

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по уставам Церкви и чтящих Бога, и людей, далеких от веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные, духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как сохранить традиции православной семьи в современном обществе?

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще, традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Цель: осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к православным и народным традициям, воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.

— познакомить детей с традициями края и семьи;

— воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани;

— сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение православных праздников;

— создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению православных традиций;

— воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям;

— вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

Тип проекта: краткосрочный, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта:

Январь 2020 – апрель 2020 (4 месяца)

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

• использование пословиц, поговорок;

• чтение произведений, рассматривание иллюстраций;

• создание игровых и проблемных ситуаций;

• практическая художественная деятельность;

• репродукций, картин художников;

• праздники и развлечения;

• обыгрывание и драматизация сюжетов;

• выставки детских работ, участие в конкурсах;

• взаимодействие с храмом.

Принципы реализуемого проекта:

• социальное партнерство ДОУ и храма;

• учет мнения родителей;

• добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта;

• комплексность, закрепление и расширение знаний о традициях Кубани и семьи, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, игровой деятельности.

Этапы реализации проекта.

I этап – ознакомительный.

Цель этапа: выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей на тему: «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников дома».

2. Беседы с детьми о своей семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап — основной

Цель этапа: знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

1. Консультации для родителей на темы:

«Традиции русского народа»

«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»

«Сказки, рассказанные на ночь»

«Колыбельная для малышей»

«Игры, хороводы наших бабушек».

3. Изготовление папки-передвижки «Народные православные праздники»,

«Русская национальная кухня».

4. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

5. Родительское собрание:

«Семья – пример для ребенка»;

6. Рисование детьми на тему:

«Праздник в нашей семье»;

«Маму свою очень люблю»;

«Папа и я – лучшие друзья».

7. Фотовыставка «Я и моя семья».

III этап – заключительный.

Цель этапа: использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

Конкурс «Бабушкин сундук» — создание мини-музея семейных реликвий, традиций. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем родителям провести разведку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Я думаю, что это даст идею для родителей на создание коллекций дома, ведь история вещий – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества.

Конкурс «Семейный герб». Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ, каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб семьи Петровых». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем.

Семейный праздник «Праздник Пасхи», Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении.

Кубанские традиции семьи Цели: Познакомить с традициями кубанской семьи. Задачи: Прививать любовь к народным праздникам. Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Итоговое тематическое собрание «Традиции семьи» Работа в проекте «Семья. Род. Народ. Традиции семьи». Итоговое тематическое собрание «Традиции семьи» Цель мероприятия: Воспитывать интерес.

Конспект родительского собрания «Традиции семьи» Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко.

Лэпбук «Традиции моей семьи» В детском саду проходил конкурс «Традиции моей семьи». Нужно было представить презентацию о своей семье и семейных традициях. В нашей.

Эссе «Музыкальные традиции моей семьи» Музыка… Как много она значит для меня и для моей семьи! Музыка заворожила меня сразу, с первых своих звуков. Помню, как взрослые тети и.

Педагогический проект «Православные традиции русского народа» Воспитатель: Клинкова Е. А. Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет. Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность.

Педагогический проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи» Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный с 01.03.2020г. по 31.03.2020г. Участники проекта:.

Проект во второй младшей группе «Традиции семьи — основа воспитания» Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Актуальность темы.

Родительское собрание «Традиции семьи» Родительское собрание Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей. Задачи: -приобщить.

Творческий, познавательно-исследовательский проект «Духовно-нравственное воспитание и православные традиции в семье» Паспорт Практико — ориентированный, творческий, познавательно — исследовательский Продолжительность проекта Среднесрочный (2 месяца) С 1.

Проект ,,Православные традиции семьи»
проект (подготовительная группа) на тему

Реализация проекта направлена на взаимодействие детского сада и семьи через приобщение к православным традициям.

Скачать:

Вложение Размер
semya_krepka_ladom.docx 32.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Семья крепка ладом»

Современное общество поделено на людей верующих и атеистов, на истинных христиан, живущих по уставам Церкви и чтящих Бога, и людей, далеких от веры, прозябающих в мирской суете. Из поколения в поколение передаются семейные, духовные ценности, но многие семьи только начинают свой Православный путь с самого начала, потеряв преемственность за почти вековое гонение Церкви. Как сохранить традиции православной семьи в современном обществе?

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается все – вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство…Традиции одухотворяют пространство событий и творят атмосферу нашего дома.

Совместные молитвы поддерживают традиции русской православной семьи, сплачивают ее и позволяют детям привыкнуть к тому, что нельзя жить, не разговаривая с Богом. Одна из самых главных благочестивых традиций православной семьи – участие всех в домашней молитве.

Необходимо вернуть процесс воспитания подрастающего поколения в традиционное православное русло. С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта, как: посещение храма, домашняя молитва, соблюдение поста, паломнические поездки, праздники богослужебного круга и именины, а, кроме того, — освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших.

Затронутая мной тема крайне актуальна в современном обществе – обществе, в котором обесценились все традиции, духовный опыт предыдущих поколений. Каждый христианин в своей жизни и в своей семье должен возрождать благочестивые христианские традиции, прививать своим детям любовь к ним, чтобы они жили полнокровной христианской, церковной жизнью. Ведь общество, не хранящее в своей исторической памяти добрых примеров, не имеет фундамента для постройки своего будущего.

Анализируя работу с родителями, я отметила не только пассивность родителей в участии в образовательном процессе, но и отсутствие знаний о православных традициях семьи. Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами.

Так родилась идея реализации проекта под названием «Православные традиции семьи».

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к православным и народным традициям.

1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о православных традициях.

2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение православных праздников.

3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению православных традиций.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

6. Оказать помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни.

6. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

  • Прогнозирование
  • Планирование
  • Моделирование.
  • Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

    Январь 2020 – апрель 2020 (4 месяца)

    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

    Возраст детей 5-6 лет.

    Условия проведения проекта:

  • научно-методическое и педагогическое обеспечение;
  • организация деятельности служб ДОУ в рамках реализуемого проекта;
  • социальное партнерство (Преображенский храм, учреждения культуры, родители, образовательные учреждения).
  • занятия, в том числе интегративные;
  • использование пословиц, поговорок;
  • чтение произведений, рассматривание иллюстраций;
  • экскурсии, посещение храма с дальнейшей беседой;
  • создание игровых и проблемных ситуаций;
  • практическая художественная деятельность;
  • просмотры видеофильмов;
  • рассматривание икон, репродукций, картин художников;
  • прослушивание аудиозаписей песнопений;
  • дидактические, настольно-печатные игры;
  • праздники и развлечения;
  • обыгрывание и драматизация сюжетов;
  • выставки детских работ, участие в конкурсах.
  • Работа с социумом:

  • взаимодействие с Преображенским храмом;
  • взаимодействие с краеведческим музеем;
  • взаимодействие с Епархией (конкурсы, семинары).

Принципы реализуемого проекта:

  • социальное партнерство ДОУ и храма;
  • учет мнения родителей;
  • добровольность участия родителей и педагогов в работе по реализации проекта;
  • систематичность;
  • комплексность, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, игровой деятельности.
  • Первый блок проекта – работа с родителями.

    Цель: Пробудить желание помочь воспитателям в сборе информации о православных традициях в семье и православных праздниках. Реализовать мероприятия, направленные на воспитание уважения к жизни наших предков, на развитие нравственно – патриотических чувств.

  • Сбор информации о православных традициях в семье.
  • Анкетирование родителей на тему «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников дома».
  • Консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».
  • Выставка детских работ на тему «Рождественская ёлочка», выставка стенгазеты на тему «Широкая масленица», выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».
  • Второй блок проекта – работа с детьми.

    Цель: Воспитание интереса к традициям русского народа.

    НОД по познавательному развитию, по окружающему миру,

    выставка детского творчества,

    выставка семейных поделок на тему

    выпуск стенгазеты «Широкая масленица»,

    развлечения «Васильев день или

    Старый Новый год», «Рождественские

    посиделки в горенке», «Проводы зимы»,

    «Жаворонки», «Пасхальный разгуляй».

    Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • приобретение детьми знаний о православных праздниках;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • воспитание любви и уважения к православным традициям русского народа.
  • I этап. Подготовительный.

  • Довести до участников проекта важность данной темы;
  • Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
  • Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
  • Составить перспективный план мероприятий.
  • II этап. Основной.

    Цель этапа: Знакомство детей, родителей с православными традициями и праздниками через разные формы работы.

    Консультация для родителей:

    Христианская семья прошлых веков.

    Что нужно знать о своих детях.

    Таинства Православной Церкви.

    Молитва – крылья души.

    Благочестие и добродетели.

    Изготовление папки-передвижки «Возрождение православных семейных традиций».

    Сбор семейных реликвий.

    Занятия с детьми на темы:

    Кем я могу гордиться в моей семье.

    Семейные праздники и традиции.

    Песни, игры, хороводы наших бабушек.

    «В каждой семье свои традиции».

    Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями на МУЗО.

    Рисование детьми на тему:

    «Праздник в нашей семье», «Рождественская елочка».

    Изготовление семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».

    Развлечения «Васильев день или Старый Новый год», «Рождественские посиделки в горенке», «Проводы зимы», «Жаворонки», «Пасхальный разгуляй».

    Фотовыставка «Я и моя семья».

    Занятие-беседа «Что такое Рождество?»

    Занятие по рисованию «Рождественская ёлочка»

    11 января 19 января

    Выставка детских работ «Рождественская ёлочка»

    Развлечение «Васильев день или Старый Новый год»

    Развлечение «Рождественские посиделки в горенке»

    Занятие-беседа «Широкая масленица»

    Занятие по изобразительной деятельности ,, Масленица-кривошейка,

    встречаем тебя хорошенько”

    16 февраля 22 февраля

    Выставка стенгазеты «Широкая масленица»

    Спектакль «Масленичная неделя»

    Развлечение «Проводы зимы»

    Занятие по лепке «Жаворонки»

    Занятие-беседа «Светлый праздник Пасхи»

    Занятие по аппликации «Дорого яичко ко Христову дню»

    Развлечение «Пасхальный разгуляй»

    Выставка семейных работ «Пасхальные писанки»

    III этап. Заключительный.

    Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

    Конкурс «Бабушкин сундук» — создание мини-музея семейных реликвий, традиций. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем родителям провести разведку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.)

    Я думаю, что выбранное мной направление перспективно, что православное воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. Очень важно следовать христианским традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью.

    Конкретные ожидаемые результаты.

    Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

    Дети будут знать:

    прошлое своей семьи;

    происхождение своей фамилии;

    народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

    пополнят словарный запас;

    смогут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;

    приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

    научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи;

    у них будет развито чувство гордости за свою семью.

    приобретут знания о православных семейных традициях и народных праздниках;

    у них будет развито чувство гордости за свою семью;

    будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

    научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

    будут знать историю своих реликвий;

    знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

    научатся организовывать православные семейные праздники;

    сделают видеоархив православных семейных праздников и традиций;

    соберут копилку семейных реликвий.

    расширят знания о православных праздниках, их происхождении;

    пополнят репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

    разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

    пополнят словарный запас детей;

    будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

    создадут копилку православных семейных традиций;

    будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициями семьи.

    Я предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

    Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник православных семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку православных традиций русского народа.

    Традиции и обычаи

    празднования русских гуляний в православные праздники.

    1. Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ______________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Какие традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси вы знаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    4. Какие православные традиции есть в вашей семье? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    5. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    6. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество!
    7. Анкета для родителей

      Празднование православных праздников в семье

      Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если историю преподавать через музыкально-фольклорные праздники – это важнейший источник развития эмоций, интеллекта, творчества детей.

      Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.

    8. Сколько лет Вашему ребенку? _______________________________________________________________
    9. В течение, какого периода Ваш ребенок посещает дошкольное учреждение? _______________________________________________________________
    10. Какие православные праздники отмечаете в семье? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    11. Знаете ли Вы историю возникновения православных праздников? Каких? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    12. Знаете ли Вы происхождение названия православных праздников? Перечислите. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    13. Соблюдаете ли Вы традиции празднования? _______________________________________________________________
    14. Знаете ли Вы как на Руси отмечали праздники? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    15. Знаете ли Вы народные приметы связанные с православными праздниками? Какие? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    16. Поете ли Вы русские народные песни в семье? _______________________________________________________________
    17. Самая любимая семейная русская народная песня? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    18. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка детские православные праздники? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    19. Делится ли ребенок своими впечатлениями о проведении православных праздников в детском саду? Перечислите. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    20. Лекция «Православные традиции – уклад жизни христианина»

      Невозможно в одну лекцию вложить и рассказать о Православных традициях. Это огромный, богатый и интересный материал. Он включает в себя все аспекты жизни христианина от купели крещения до христианской кончины. Сюда входят элементы бытовой, хозяйственной, семейной, общественной храмовой жизни.

      Бытие верующего человека, христианина определяют три основных, центральных момента: дом, общественная деятельность (работа) и храм. Это места, где проходит большая часть жизни человека.

      Мы постараемся буквально вкратце, поверхностно упомянуть, коснуться тех традиций, соблюдение которых делает человека христианином.

      Чтобы был понятен смысл и важность всего того, о чем мы будем говорить, напомню слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Время земной жизни нашей бесценно: в это время решаем мы нашу вечную участь».

      Жизнь христианина тесно связана с православным храмом. Без храма не мыслима жизнь по заповедям Божиим, а подчас и вообще жизнь по общечеловеческим, порядочным принципам.

      Часто от многих приходится слышать «я верю в душе», или «в Бога можно верить дома». И в этом кроется ошибка. Церковь – это не просто место, где совершается богослужение, церковь – это храм Божий, место особого присутствия Божия. Во время богослужения, литургии, таинств прихожане приобщаются к вере. И священник – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – говорит Господь в Евангелии.

      Церковь – не «дореволюционное наследие», как нам пытались, да и еще пытаются внушить. Она всегда жила, да и в наши дни живет своей сокровенной жизнью. И люди, имеющие подлинный опыт духовной жизни, были и есть.

      Святитель Киприан Карфагенский, учитель Церкви 3 века утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит нет спасения.

      Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви не может быть истинного христианства… Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога, от Христа: …иди в храм Господень, там ты услышишь Самого Христа.

      б) училище благочестия;

      в) место особого присутствия Божия;

      г) тихая пристань;

      д) небо на земле и т.д.

      Все это подвигает к особому благоговению в храме. Проходя или проезжая мимо храма, следует снять головной убор и перекреститься, творя молитву.

      Храм по справедливости можно назвать училищем веры и благочестия… школа не может заменить храма Божия…

      Без Церкви человек вне спасительной благодати. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Благодать – это дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа, для спасения человека – христианина, благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели».

      Этот великий дар Божией благодати может получить всякий сознающий свою греховность через сердечную веру в Бога, посредством приобщения в Таинствам Церковным.

      …диавол всеми силами и коварством старается увести от Церкви. Цель у него одна – отделить человека от Бога, т.е. его погубить… надо крепко держаться за Православную Церковь как за якорь спасения.

      Благодать – это всеукрепляющая сила Божия. Это освящение души и тела Святым Духом. От того-то человек выходит из храма с чувством радости, облегчения и покоя на душе.

      Вхождение человека в Церковь начинается с Таинства Крещения. Без крещения невозможно войти в жизнь вечную, в Царствие Божие. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать – осужден будет». ( Мк. 16,16 ) «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». ( Ин. 3,5 ).

      Крещение совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери. Важность крещения подчеркивает то, что в отсутствии священника, если новорожденный очень слаб, его может окрестить православный христианин…

      С Таинством Крещения соединяется Таинство Миропомазания. В таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь духовную, а в Таинстве Миропомазания получает благодать к прохождению этой жизни.

      Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать Святое Причастие и другие Таинства.

      Начало 90-х годов стало переломным. Начали открываться оставшиеся храмы, молот атеизма перестал бить по головам людей, многие потянулись в открытые двери храмов, стали принимать крещение.

      Основная масса новокрещеных взрослых людей, приняв таинство крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своей первейшей обязанностью отныне посещать храм и быть живыми членами Православной Церкви.

      …общение с Церковью сводится подчас к возжиганию свечей перед иконой или в лучшем случае к заказам молебнов.

      Новообращенным необходимо понять, что Церковь – живой организм, телом которого является Сам Христос – глава и основатель этой Церкви, а верующие в Него христиане – члены этого Тела.

      И тот, кто не живет в Церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увязая, умирает для духовной жизни.

      В водах св. Крещения омываются все грехи человека… но… грехи… загрязняют душу… отдаляют от Бога. Поддерживают духовную благодатную жизнь Таинства Покаяния и Причащения.

      Таинство Покаяния – исповедь перед свидетелем Бога – священником, … возвращает чистоту… радость Таинства Причащения – тайна Божия. Когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, то он вкушает Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа… без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную.

      Господь говорил: «верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день.» ( Ин. 6,47–48; 53,54 )

      Причащаясь, человек становится причастником вечной жизни. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием. Известно, что когда императору Александру Первому предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох». Такой подход не может быть верным.

      Святые отцы говорят: «истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, т.е. создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна… христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные и праздничные дни.

      Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обитель рая…

      Каждый должен духовно совершенствоваться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5,48 ) – говорит Господь в Евангелии. Чтобы совершенствоваться надо над собой непрерывно и много работать. В труде этом нам помогает благодать Святого Духа, которую мы должны стяжать через покаяние и Святое Причащение, через умение прощать и любить всех чистой христианской любовью. Человек, живущий таким образом, создает вокруг себя, – будь то в семье, на работе или с друзьями – атмосферу духовности. К сожалению, понятие истинной духовности подменяется разговорами о нравственности и морали, о высокой культуре и этике, обширном образовании и заметных достижениях в области музыки, поэзии и литературы. Все это само по себе действительно возвышено, прекрасно и в какой-то степени полезно для человека, но далеко отстоит от духовности.

      Совместная жизнь супругов начинается с Таинства Брака (Венчание).

      Семья есть основа общества и государства. Христианская семья – есть малая Церковь. Доброе воспитание детей есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям.

      Святой Климент Александрийский, подчеркивая святость брака, говорит: «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует … Благодать и благословение Божие нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь дом.

      Мудрые слова мы читаем у диакона Николая Успенского в его духовно-нравственных беседах о молении родителей о детях: «Не посылай им ни бедности, ни богатства, но не лишай их земных Твоих благ и удостой Небесного Твоего Царствия». Какая бездна смысла в этих словах!

      Жизнь сложная: невзгоды, скорби, болезни… Люди ищут помощи… у колдунов, целителей разных мастей, прорицателей и у новоявленных экстрасенсов…

      Христианин при жизненных несчастьях … в болезни должен всячески охранять себя и своих знакомых от этих новоявленных целителей. Верующий человек спасается только через Христа и Его Церковь. В Церкви есть таинство, врачующее телесные и душевные язвы. Это таинство Елеосвящения.

      Таинство Елеосвящения, Соборование – лучшее лекарство… средство для выздоровления… Таинство Елеосвящения совершается над тяжело больным человеком. В этом таинстве подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные. Среди множества малосведущих людей распространено мнение, что соборование можно совершать только над безнадежно больными… что после соборования последует смерть, или если человек выздоровеет, ему нужно вести монашеский образ жизни. Это явное искажение сути таинства. В молитве помазания мы читаем: «Отче Святый, врачу душ и телес… исцели и раба Твоего (имя рек), от обдержащия его телесныя и душавныя немощи…»

      На Руси есть добрая традиция соборовать народ в дни Великого поста.

      Главное место в жизни христианина должны занимать молитва и чтение Слова Божия. Как путешественнику необходим путеводитель, так и для ищущего спасения нужен указатель, ориентир, тоже своего рода путеводитель. Этим путеводителем является Святое Евангелие. Его нужно читать ежедневно, «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». ( Мф. 4.4 ).

      Для христианина важно перед началом и по окончании всякого дела чтение Священного Писания – Евангелия, Житий Святых и другой душевно-полезной литературы, которую лучше приобретать в православном храме. Духовные силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда мы читаем Священное Писание с нами беседует Бог, указывает нам, как жить и как спасаться.

      Молитва, как говорит святитель Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Богом. Молитву можно назвать крыльями для души. Она приближает нас к Богу, просвещает нас. Чем чаще мы будем молиться, тем лучше.

      Молиться можно везде и всегда, не только в Церкви, но и дома, в поле, в пути. Молитва в Церкви сильней молитвы, совершаемой дома. Она скорее пройдет небеса, чем одинокий голос молящегося в доме. Церковная молитва превосходнее домашней. «Дом Мой, говорит Господь, – домом молитвы наречется». ( Мф. 21,13 ). В храме Господь ближе к каждому молящемуся. Одно «Господи помилуй», произнесенное в храме, не может равняться «Чину двенадцати псалмов», пропетому в келии. Апостол Павел сидел скованный в темнице, а «церковь в то время прилежно молилась о нем Богу», и по молитвам он был освобожден чудесно.

      В храме принято стоять мужчинам справа, женщинам слева. Больным можно и сидеть. Митрополит Московский Филарет говорил: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Богослужение в храме совершается на церковнославянском языке. На современном произносятся только поучения и проповеди.

      Михаил Васильевич Ломоносов когда-то говорил, что краше языка нам не найти, чем славянский язык.

      Важна семейная молитва ( Мф. 18,20 )… семья являет собой домашнюю церковь. Очень важно, чтобы весь уклад жизни и быт семьи были построены на молитве: чтобы вместе молились, вместе трудились, учились, вместе ходили в церковь. Только в такой семье закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. Воспитанные в духе христианской любви и послушания родителям и церкви, дети будут стоять на твердом фундаменте святой веры. То, что они получат в семье, они пронесут через всю свою жизнь. Не возникнет тогда и пресловутая проблема отцов и детей.

      Есть много разных молитв. С малых лет христианин должен знать молитву Господню «Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры .

      Это правило преподобного Серафима Саровского.

      «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Духовная сила этой краткой последней молитвы велика и действенна.

      Каждый христианин должен стараться молиться утром и вечером (по молитвослову), стоя перед св. иконой, которая должна висеть в переднем углу, а не лежать на телевизоре или в серванте. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв – не лягу спать. Не прочту утренних молитв, не буду есть. Молиться нужно перед едой и после.

      Как научиться молиться? Самое главное – постоянство.

      Преподобный Нектарий, старец Оптинский, говорил: «Молись, и сама молитва всему научит».

      Молитва сопровождается крестным знаменем, поклонами и творится перед св. иконами. Крестное знамение есть самое важное молитвенное действие. В нем содержатся все христианское учение… Крест есть «сила Божия во спасение» ( 1Кор. 1,18 ). «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу его». Крест – величайшая христианская святыня. «Крест – хранитель всей вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Ничего так не боится сила вражия, как креста. По этой причине и рекомендуется никогда не снимать нательный крестик, нося его на груди всю жизнь.

      Многие святые силою крестного знамения творили чудеса. Небрежное наложение на себя крестного знамения считается кощунством. Поклоны, которые мы совершаем во время молитвы, бывают поясные и земные. По церковному уставу земные поклоны не делаются после причащения, во все воскресные и праздничные дни, в периоды от Рождества Христова до Богоявления (святки) и от Пасхи до Пятидесятницы (Троицына дня).

      Мы молимся перед святыми иконами.

      Икона – неотъемлемая принадлежность православного храма и хранительница дома. Святой Василий Великий говорит: «Честь воздаваемая образу восходит к первообразу». Молиться можно перед иконой, правильно написанной и освященной священником.

      Христианин должен проявлять благоговейное отношение к иконе. Если св. икона есть в доме или квартире, то там уже не может находиться даже любимая собака – она нечистое животное. Курение сигарет также выражает непочтение к святому образу и греховное пренебрежение к здоровью родных и близких.

      Молитва за усопшего является свидетельством непрекращающейся и за гробом любви к умершему человеку. К сожалению, у нас укоренился дурной обычай поминать усопшего вином и водкой с обильной закуской на 3, 9, 40 день и через год. Стоит ли говорить о том, сколь это грешно. Такое поминовение приносит невыразимую скорбь новопреставленной душе.

      По особому проводят верующие церковные праздники и посты.

      Все христиане обязаны в праздничные дни посетить храм Божий, а дома провести день свято в чтении слова Божия и душеспасительных книг, в посещении больных, бедных, заключенных в темнице для оказания посильной помощи. Работать в праздничные дни не положено.

      Существуют многодневные и однодневные посты. Многодневные посты бывают четыре раза в год: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.

      Пост – это воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное употребление любой еды и питья. От поста зависит внутренняя жизнь человека. «Пост есть пища для души», – замечает святитель Иоанн Златоуст, а святой Василий Великий говорит: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».

      Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье. Святые доказали полезность поста. Преподобная Мария Египетская более сорока лет питалась одними кореньями трав. Преподобный Симеон Столпник ничего не вкушал во весь Великий пост и дожил до 103 лет, а св. Алипий до 118.

      Пост телесный обязательно должен быть связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и борьбе со своими греховными привычками. Немало духовно поддерживают и телесно врачуют верующего человека святые мощи угодников Божиих, чудотворные иконы, Богоявленская святая вода.

      Несколько слов необходимо сказать о святой воде и ее значении для христиан. Благодатное воздействие Богоявленской воды на верующих христиан испытано и проверено веками. Чудо многолетнего сохранения Святой воды говорит само за себя. Протоиерей Василий Изюмский говорит: «Как служитель Церкви я лично подтверждаю это чудо: 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чистая, имея вкус свежей родниковой воды». Маловерный может у себя сегодня поставить две бутылочки воды – простой из под крана и освященной в Церкви – на два, три месяца и убедиться воочию чуду Божию.

      Православные люди испокон веков почитают воду, освященную в праздник Крещения Господня, как великую святыню. Она обладает особой очистительной и спасительной силой. Эта вода в исключительных случаях с кусочками артоса дается умирающему вместо Святого Причастия. Ею надо окроплять свое жилище, а по утрам натощак испивать святой воды.

      В заключение хочется привести такие рассуждения. Почему боятся истинной духовности? Видимо потому, что понимают, что жить по евангельскому закону, т.е. жить духовно – стоит слишком больших жертв, лишения земных утех, ограничения своей воли. Потому-то современный мир пытается создать такую религию, такую духовность себе, которая не обременяла бы его, не лишала бы его комфорта. Но невозможно служить двум господам. Здесь необходимо сделать выбор.

      «Верный признак омертвения души, говорит преподобный Варсонофий Оптинский, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».

      Есть яркие примеры веры и в наши времена.

      Про знаменитого хирурга и физиолога Ивана Петровича Павлова игумен Сергий (Гаврилов), знавший его лично рассказывал несколько случаев. Вот два из них.

      Проходит Павлов мимо Знаменского храма в Ленинграде (а это был его приходской храм), остановился, истово перекрестился. Увидел это красноармеец, останавливается и насмешливо говорит: «Эх, темнота, темнота!… Нет, чтобы сходить на лекцию академика Павлова!» «Вот и сходи», – отвечает ему Павлов. Приходит красноармеец на лекцию, а ее читает тот самый верующий старик.

      Назначили к Павлову новую лаборантку, комсомолку, а может быть и члена партии. И вот в очередной день приходит лаборантка на работу. А рабочая неделя была тогда пятидневной, и выходные дни были «скользящими». Подходит она к двери лаборатории, а на ней объявление: «Лаборатория закрыта по случаю празднования Святой Пасхи».

      Она вспыхнула, пошла и заявила об этом «куда надо». И что? Уволили бедняжку. Сказали ей только при этом: «Вас таких бдительных и не пересчитать, а академик Павлов у нас один.»

      Иван Петрович Павлов был глубоко верующим человеком, искренне любил храм Божий. Пока он был жив, Знаменскую церковь безбожники тронуть не смели. Но после его смерти разрушили храм, а потом стали писать о нем, как о неверующем человеке, атеисте и материалисте.

      Богом нам дана свобода жить так, как мы хотим. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в храм Божий.

      Читайте так же:

      • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
      • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
      • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
      • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]
      • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
      • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *