Ритуал на силу слова

Заговорные тексты как памятники «Вещного, чародейного слова» Текст научной статьи по специальности « Языкознание»

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Шипановская Людмила Михайловна

В статье представлен анализ функционирующих в современном Приамурье заговорных текстов .

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Шипановская Людмила Михайловна,

Текст научной работы на тему «Заговорные тексты как памятники «Вещного, чародейного слова»»

ЗАГОВОРНЫЕ ТЕКСТЫ КАК ПАМЯТНИКИ «ВЕЩНОГО, ЧАРОДЕЙНОГО СЛОВА»

Шимановская Людмила Михайловна канд. филол. н.,

доцент кафедры русского языка Амурского государственного университета,

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фольклор, заговорный текст, молитвенный текст

АННОТАЦИЯ: В статье представлен анализ функционирующих в современном Приамурье заговорных текстов

Заговоры часто определяют как «обломки древних языческих молитв и заклинаний» [1, с.247]. Они не смогли дойти до нашего времени во всей своей «свежести», «полноте и неизменности». Как и другие жанры фольклора, заговоры подверглись значительным изменениям: с одной стороны, «вследствие сокрушительного влияния времени, с другой -вследствие того разрыва, какой произвело в последовательном развитии народных убеждений принятие христианства» [1, с.248].

С точки зрения современности, в них много загадочного, неясного, необъяснимого. При более тщательном изучении оказывается, что «загадочность», «странность» заговоров — наследие далёкого прошлого, в котором тесно переплелись и поэтические воззрения славян в глубочайшей древности, и христианские (канонические) и апокрифические молитвы, повлиявшие на содержание, структуру и язык «вещного» слова.

Вековая прочность заговорного слова обусловлена значением заговора в народной жизни. Если другие жанры фольклора (сказки, загадки, песни. ) были средством развлечения, то заговоры использовались не для забавы. Это памятники «вещного, чародейного» слова, вмещающего в себя огромную силу, которую не следует пытать без крайней нужды — иначе наживешь (накликаешь) беду. В заговоре как сакральном тесте проявляется магическая

функция речи (наряду информативной и экспрессивно-эмотивной функциями), которая выступает как частный случай призывнопобудительной (регулятивной) функции, с той существенной разницей, что в заговорном тексте адресат речи — это не собеседник, а какая-то «высшая» сила.

В сравнении с другими жанрами фольклора, заговоры составляют предмет тайного ведения знахарей, колдунов, лекарок, ворожеев. К ним обращается народ в тех случаях, когда нужно прибегнуть к помощи старинных заклятий.

Могучая сила заговоров заключается в «вещном» слове. В.Н.Топоров, изучая культуры Древней Индии, писал, что такая «культуры ставит в своём начале Слово как высшую реальность. » [2, с.6]. Слово — это главный «инструмент» магии. Чтобы не забыть «вещное» слово, сохранить его в память народной, заговоры стали записывать, часто в «тетрадки», которые составляют истинный клад для науки и исследований.

Тетрадь заговоров, найденная во время фольклорно-диалектологической экспедиции преподавателей и студентов АмГУ в сёла Амурской области (лето 2003), легла в основу настоящей статьи [3].

Объектом исследования являются тексты заговоров, несущие когнитивную, информационную, психологическую, социальную нагрузку, структурно и содержательно оформленные. Изучение заговорных текстов как «малых» фольклорных жанров предлагает не только выяснение их связи с мифопоэтическими воззрениями древних славян, но и с религиозными представлениями, отразившимися в содержании, структуре и форме выражения.

«Слово есть главное и самое естественное орудия предания. К нему, как средоточию, сходятся все тончайшие нити народной старины, все великое и святое, всё, чем крепится нравственная жизнь народы», — отмечал Ф.И.Буслаев [4, с. 12].

«В ряду фольклорно-мифологических жанров заговор представляет собой наиболее прямое и концентрированное воплощение веры в словесную магию» [5, с.94]. Если в других жанрах фольклора (сказки, песни, былины. ) важна художественно-эстетическая ценность, то в «живом» заговорном тексте важно его утилитарно-магическое назначение. Заговор жив до тех пор, пока в него верят. Затем он превращается в памятник культуры, фольклора, языка, «чародейного слова».

В каждом заговоре содержится глубокий коммуникативный смысл: творящий заговор (знахарь) ощущает себя причастным к сверхъестественному миру, неземным силам, он должен с помощью «вещего» слова (и «дела») внушить это другим и каким-то чудесным способом помочь человеку избавиться от болезни, испуга и сглаза, несчастного случая, стихийного бедствия; защитить урожай, плодовитость и здоровье скота; способствовать успешной охоте, рыбной ловле, пчеловодству и т.п.; помочь в любви, семье, браке (ср. любовные «присушки» и «отсушки») и т.д. Не случайно его «творили» особые люди, умеющие врачевать и облегчать душевные и телесные страдания, полагая, что главная сила такого врачевания заключается в «мудреных» нашептываниях, а всевозможные снадобья, по большей части приготовленные из разных трав, служат лишь успокоительным и пособляющим средством. В народных названиях знахарей (знахарь, знахарка; ведун, ведунья; шептун, шептуха; ворожея, ворожбит; лекарь, лекарка и др.; др. рус. балий, балия, бальник) в ядре лексического значения есть сема «знать», «знание»: «знахарь, знахарка — «человек, обладающий сверхъестественным магическим знанием и использующий его для лечения людей и скота охраны от колдовства, отвращения градовых туч, прорицания судьбы и под.» [6, с.689]; ведун, ведунья — образовано от глагола ведать — «.знать, иметь о чем-либо сведение» [6, с.ЗЗО]; шептун, шептуха -«.знахарь, ворожбит, кто колдует заговорами» [7, с.629] и т.д.

Важно заметить, что способность заговаривать (наговаривать, шептать. ) не изначально даётся человеку, а возникает в определенных

условиях: после предварительной магии, получения тайного знания, по достижении определенного возраста, после каких-либо важных событий. С.М.Толстая отмечает, что «способность к заговариванию и тексты заговоров передавались от старших к младшим с соблюдением определенных условий и специального ритуала. Считалось, что владеющий «знанием» (текстов и ритуала) не может умереть, не передав его другому. » [8, с.239].

Знахари обычно воспринимаются как посредники между людьми и сверхъестественными силами, от которых зависит, будет ли исход лечения благополучным. Наблюдения над заговорными текстами показывают, что тот, кто творит заговор (знахарь. ), не ортодоксален в своей вере: колдуя, христианин возвращается в язычество или, по крайней мере, в двоеверие. Наглядно это проявляется уже в начальной, вступительной части, когда он обращается к разным, в том числе «несовместимым», высшим силам.

Часто это апелляция к христианским заступникам: к Господу Богу Всемогущему, Царю Небесному, Иисусу Христу, Пресвятой Пречистой Деве Марии (Богородице), Пресвятой Троице, Святой Варваре Великомученице, Святой Тихвинской Божьей матери, Святой Евдокии, Святой Екатерине, Святым мученикам и чудотворцам великим Николаю, Георгию Победоносцу, Власию, Василию, Лавру, Харлампию; ангелам.

Святые — персонажи христианской литературы и культа. На первое главное место поставлен Бог Отец (творец мира), затем Бог Сын — Иисус Христос, Святой Дух, а после них Пречистая Матерь Божия (Богородица, Богоматерь, Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария. ). Часты в заговорах обращения именно к ней. Эпитеты «Пресвятая», «Пречистая» подчёркивают её чистоту и святость в глазах всех верующих. Она особенно почиталась у славян. Молитвы к ней возносились также часто, как и самому Господу Богу. Пречистая Матерь Божия считается покровительницей всех женщин, особенно рожениц (заметим, что имя Богородица этимологически связано со словом роды), детей, девушек. Её культ в народной традиции сближался и сливался с культом Матери-земли. В исследуемых материалах заговоры от

всех болезней, сглаза, порчи, испуга, на облегчение родов, душевное спокойствие, изобилие, обереги животных связаны с именем Богородицы. Кроме упоминания имени, в заговорных текстах называются прославленные иконы Богоматери: «Святая Тихвинская Божья Мать, оглянись на рабу Божью (имя). »(заговор от глазных болезней) и др.

Часты в заговорных текстах и обращения (вопреки запретам официального христианства) к «малым высшим» силам, вера в которые сохранилась с языческой поры: к матушке-водице, святой воде (матушка водица, Господня помощника. ; святая вода. ), месяцу (.месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки), заре-зарнице (заря-зарница, красная девица. ), земле (мать сыра земля. сырая земля. ), звёздам (звёзды ясные. ), солнцу (солнышко привольное . солнышко ты. ), ветру (буйные ветры. ), а также непосредственно к болезням (горы ж ты, рожа; вьтди, притка, вьтди, хитка. ) и предметам, помогающим творить заговор, — апотропеическим средствам (ты, соль, услади. ты, зола, огорчи. ты, уголь, очерни. ) и т.п.

Обращения к христианским заступникам, безусловно, заимствованы из молитв (канонических и апокрифических*), оказавших значительное влияние на заговоры. «Апокрифические молитвы фактически являются заговорами с типичными для апокрифов молитвами и персонажами (Адам и Ева, Авраам, Христос, апостолы, архангелы, святые), изгоняющими нечистую силу (беса, двенадцать трясавиц, ведьм и др.), направленными против лихорадки, болезненного жара, прострела (ревматизма), кровотечения, зубной боли, грома, вредоносного дождя и бури, укуса змеи, бешеной собаки или волка, неправедного суда, дурного глаза, дьявола, нежити и т.п. Некоторые из них содержались в требниках и молитвенниках ХУ-ХУП вв.» [8, с. 113].

Общеизвестно влияние на тексты заговоров таких апокрифов, как «Хождение Богородицы по мукам», «Сон Богородицы», обиходы и учения

Апокрифы (от греч. арокпйээ — «тайный», «скрытый») — «отреченные», или запрещенные христианские книги, не вошедшие в число книг Ветхого или Нового Завета.

апостолов (деяния апостолов Петра и Павла, Андрея, Матфея, Фомы и др.), эсхатологические сказания («Вопросы Иоанна Богослова») и апокрифические мучения (Фёдора Тирона, Георгия, Никиты, Игнатия, Ирины и пр.).

Большое количество канонических христианских утренних и вечерних молитв находилось в составе «Псалтирей» и «Требнике», потому как они чаще всего использовались (и используются) в богослужении. Так, «Псалтирь» прочитывается полностью каждую неделю, а «Требник» используется в таких обрядах так называемого частного богослужения, как крещение, венчание, отпевание, исповедь, елеосвящение, постриг, различных молебнах (освящение дома, нового строения и т.д.). Молитвы, как правило, заучивались «слово в слово». Обращение к Господу Богу в молитвах представляется магическим актом. Обращённая к Богу просьба позволить, помочь, благословить широко используется везде. Ср. так называемую «начинательную» молитву в православном богослужении, читаемую перед началом всякого «доброго дела»: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Произнесение ритуального имени в молитве как бы «вызывает» присутствие того, кто им назван. Ошибиться в словесном ритуале — значит обидеть, прогневить Бога. Ф. де Соссюр, изучая анаграммы в молитвах и гимнах на санскрите, древнегреческом и латинском языках, высказал гипотезу об их мифопоэтической мотивированности: в основе текстов молитв и гимнов «могло быть религиозное представление, согласно которому обращения к Богу в молитвах и гимнах не достигают своей цели, если в их текст не включены слоги имени Бога» [9, с.642]. Магическую функцию обращений к Богу подтверждают Т.Я.Елизаренкова и В.Н.Топоров на материале ведийских гимнов [10].

Насыщенность исследуемых заговорных текстов обращениями к высшим силам, христианским заступникам свидетельствует не только об их близости к молитвам, но и о вере в магические свойства имени, которой пронизаны все фольклорные тексты. Даже в поздних фольклорных текстах

(таких, как былинки, бывальщины, легенды, устные рассказы и т.п.) смысл бесчисленных историй сводится к тому, чтобы знать имя, употребить его. Имя — главный «инструмент» словесной магии. (Попутно заметим, что в др. рус. языке синонимом к слову знахарь выступало существительное балий в значении «врач, лекарь», которые соотносимы с глаголом баяти — «говорить, рассказывать; заговаривать, лечить, околдовывать») [11, с.46].

Мифологическое сознание склонно приписывать имени те или иные чудесные, сверхъестественные возможности, чудесное происхождение, святость (или, напротив, греховность), внятность потусторонним силам. В мифологическом сознании также происходит фетишизация имени Божества и/или особо важных ритуальных словесных формул: слову поклоняются, как иконе, мощам или другим религиозным святыням. Успех молитвы ставится в прямую зависимость от аутентичности сакрального текста, его сохранности. Искажение текста молитвы кощунственно и опасно для верующего. Сакральный текст молитвы должен произноситься точно. Вот почему на практике молитвы должны были заучиваться точно, повторим: «слово в слово». У верующего сохраняется вера в «волшебные», «магические» святые слова. Таким образом, магическое и эстетическое восприятие слова в молитве как бы сливаются. Эстетическое восприятие языка (слова) в религиозном и мифологическом сознании связано не только с тем, о чём говорится, но и с тем, как говорится. Молитвенные тексты построены так, чтобы завораживать человека. (Ср. используемый в психологии термин фасцинация в значении «специально организованное воздействие на человека, обладающее повышенной силой убеждения и/или внушения»). Все компоненты молитвенного текста характеризуются искусным ритмическим построением, экспрессией, переносно-образным употреблением слова. Они завораживают ритмом, звуковыми и смысловыми перекличками, странным и одновременно точным подбором слов, метафоричностью, способной ошеломить и обнаружить таинственные связи явлений и бездонную глубину смыслов.

Заговорный текст, наряду с молитвой, также относится к проявлениям магической функции речи. И в заговорах, и в молитвах «славословия», адресованные высшим силам, обязательно содержат возвеличивающие характеристики и специальные формы восхваления. По мере забывания магических мотивов и сакральных смыслов (молитв, заговоров) ритуальные действия и словесные формы превращаются в обычай. Порой некоторые словесные выражения искажаются и утрачиваются, а сохранившиеся становятся традиционными. Таким образом, языковые знаки, соответствующие ритуалам, христианским представлениям, становятся устойчивыми и сохраняются длительное время.

В исследуемых заговорах использование обращений к высшим силам, по нашему мнению, свидетельствует не только о близости их к молитвам, но и является элементом нормализации текстов заговоров с помощью церковнославянского языка, при этом жанр и форма текстов в целом остаются фольклорными.

В зависимости от сферы применения и объекта воздействия в анализируемом материале выделяются:

1) лечебные заговоры общего и частного характера (от сглаза, порчи, испуга, ангины, глазных болезней, зубной боли, головной боли, боли в спине, суставах, от кровотечения, от грудницы, ушиба, расширения вен, рожи, грыжи, чирья, геморроя, волоса): «Матушка-водица, Господня помощница, смой с рабы Божьей (имя) горе, смой с рабы Божьей (имя) хвори, смой с рабы Божьей (имя) ворожье наговорье. Дай ей, матушка-водица, доброго здоровья не на год грядущий, а на век векущий. Аминь. Аминь. Аминь».

В стакан налить воды и бросить соли. Болящего напоить, умыть, остатки солёной воды вылить в пятку двери и закрыть дверь, (заговор от сглаза);

2) лечебные заговоры для детей и рожениц (на облегчение родов, от порчи и уроков младенцев, испуга, бессонницы, крика, грыжи, золотухи): «Матушка, заря вечерняя, Ирина полуночная, Катерина утренняя, Мария

полуденная, Мария — матушка. Зори занимаются, а у рабы Божьей (имя) крик унимается. А ты, петушок, возьми крик, а дай рабе Божьей (имя) покой».

Читать три раза и на пол плюнуть через левое плечо.

3) заговоры от пьянства, отвращения к вину, змеиного укуса, собаки: Наговаривать на воду. «Ты, небо, слышишь, ты видишь, что я хочу делать над телом раба Божьего (имя). Звезды вы ясные, сойдите в чашу брачную. А в моей чаше вода из горного студенца. Месяц ты красный, зайди в мою клеть, а в моей клети ни дна ни покрышки. Солнышко ты привольное, взойди на мой двор, а на моем дворе ни людей, ни зверей. Звёзды, уймите раба Божия (имя) от вина. Месяц, отврати раба Божия (имя) от вина. Солнышко, усмири раба Божия (имя). Слово мое крепко» (заговор от пьянства);

Читать на воду три раза, но перед этим три раза прочитать «Отче наш».

4) домоводческие и хозяйственные заговоры (обеспечивающие благополучие дома, здоровье скота, урожай, защиту его от вредителей): «Мир, спасение дому сему и живущим в нём. Посели, Господи, в доме сем дух благочестия, дух кротости и смирения, изгони из него всякую сшу дьявольскую и врага видимого и невидимого.

Пречистый животворящий крест Господний, стою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа укрепи меня на вся враги видимые и невидимые, плотского и душевного соблюдения и искушения. Аминь».

Наговоренной водой побрызгать все углы, а оставшуюся воду вылить под порог (заговор на благополучие дома).

Как следует из приведенных примеров, тексты заговоров неоднородны по содержанию и структуре. Есть пространные, сложно организованные тексты, в которых выделяется обращение (вступительная часть), повествовательная часть, которую называют «ядром» заговора (обычно она содержит заклинание, с помощью которого изгоняют болезни, напасти, скорби и пр., в ней актуализируется наиболее важная часть информации), и

концовку — «закрепку», состоящую из магических формул: «Слово моё крепко. Аминь. Аминь»; «Будьте мои слова лепки и крепки, крепче и лепче клею осетрового. Аминь»; «Тем словам замок — море, ключ — зубы» и т.п.

Есть небольшие по объему заговорные тексты. Напр., «Ветла, ветла, возьми свою глоть; а если ты не возьмешь, мы тебя заглотим с корнями. Аминь. Аминь. Аминь» (заговор от ангины); «Божья роса, залепи собаке глаза» (заговор от укуса собаки); «Ози, озось, озна» (заговор от змеиного укуса), представляющий собой пример глоссалалии.

Некоторые из заговоров представляют собой переложение упоминаемых выше апокрифических молитв: «Сон Богородицы», «Хождение Богородицы по мукам», молитв преподобных отцов старцев оптинских и др., а многие содержат цитаты из канонических и апокрифических молитв. Ср., напр., фрагменты канонических молитв: «Благодарим тя, Господи Боже наш, воздвигшаго ны от ложь наших, и вложившаго в уста наша слово хваленыя, еже покланятися и призывати Имя твое святое. » (из утренней молитвы). Или: «Яко подобаеть ти всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, присно и ввеки веков. Аминь» (из утренней молитвы). Или фрагменты апокрифических молитв: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь»; «Отче наш, иже ecu на небеси, да святится Имя Твое, да придет царствие твое. » и т.д. Ср. приведённые отрывки молитв с фрагментами заговорных текстов: «Гжподи, Иисусе Христе, Господи,

благослови рабу Божью (имя). »; «Слава Отцу и Сыну и Пресвятому духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Господи; помоги, спаси и помшуй. Аминь. Аминь. Аминь» и под. Даже внешнее сопоставление фрагментов молитв и заговоров, безусловно, свидетельствует о близости последних к молитвам.

Можно заключить, что исследуемые заговорные тексты имеют двойственное происхождение. С одной стороны, в них содержатся элементы средневековой апокрифической книжности, а с другой — элементы фольклора. Это органичный синтез разных по происхождению стихий.

Обращение как компонент заговорного текста занимает определенную синтаксическую позицию и имеет свои морфологические особенности. В большинстве случаев оно находится в первом предложении текста. Например: «Царю небесный, . Подателю, прииде и вселися в ны. »; «Гжподи Боже, благослови. »; «Матерь пресвятая, помоги. »; «Месяц, ты месяц. »; «Заря-зарница. »; «Святая вода, сырая земля. » и т.п. Есть обращения, стоящие и внутри предложения: «Возьми мою скорбь, месяц ты мой, сокрой от меня мою скорбь» (заговор от зубной боли); «Как собака плодится-щенится, и ты, Волос, так же плодись-щенись, назад не воротись. » (заговор от волоса); «Выйди, выйди, испуг, из буйной головы, из русых волос, из острого зуба, из красной крови, изжил» (заговор от испуга) и т.д.

Имеются обращения, находящиеся в конце предложения: «Гэри же ты, рожа. Перестань ты, рожа» (заговор от рожи); «Открывайтесь ворота костяные» (заговор на облегчение родов); «Гїй ecu ты, заря утренняя, ты, заря вечерняя» (заговор от порчи) и др. В исследуемом материале они немногочисленны.

Способы выражения обращения, используемые в заговорах, также разнообразны. Во-первых, для выражения обращения используется звательная форма имени: царю небесный, утешителю, подателю, господи, господи Боже, отче наш, отче Боже мой, господи Иисусе Христе, всемогущий Отче. Обращения к «высшим силам», к христианским заступникам в форме звательного падежа заимствованы из молитв. К ним обращались и в молитвах как к защитникам от бед, нечистой силы, напастей, страданий и т.д. Колдующий часто напрямую обращается к «высшей силе» и христианским заступникам, зовет их в сочувствующие свидетели, помощники или испрашивает их согласие на заговор: «Подателю, прииде и вселисия в ны и очисти ны от всякие скверны и спаси, Блаже, душа наша» (заговор от сглаза); «Гжподи Боже, благослови, Матерь Пресвятая, помоги. »(от сглаза). Такие формулы-обращения придают текстам заговоров

сакральный характер ритуала, отражающий особенности религиозного культа и молитв.

Как отмечают исследователи, особенностью заговора является соединение в нем вербального и акционального компонентов: «вещного» слова и «дела». Типичные действия, отмеченные в анализируемом материале, это обливание, кропление, умывание, натирание водой, наговаривание на воду, сплевывание (часто через левое плечо), намазывание маслом больного места безымянным пальцем, дутье на рану, облизывание, размахивание руками и т.п.

В большинстве случаев структура текста заговора содержит оба компонента. Типичны заговоры, в которых вербальный компонент передает сообщение в форме волеизъявления. Ср.: приди и вселися в ны и очисти ны от веяния скверны и напасти; помоги, помоги, спаси, помилуй.; смой хвори, смой . наговорье; возьми свою глоть; выплыви, заноза, и не коли глаза; возьми мою скорбь. ; откачнись от меня; выйди, притка, выйди, хитка, из костей, из мощей у становых жил. ; ангелы, возьмите эту боль, унесите за горы, за долы, за лес густой; закрутись, завертись, в тёмный вихрь превратись и т. п. Творящий заговор напрямую обращается к «высшим» и «малым» силам и просит у них помощи, поэтому заговоры творятся как богоугодное дело, часто с «животворящим» крестом и молитвой. Обращения сопровождаются императивом (чаще формами повелительного наклонения 2го лица). Но нередки случаи, когда модальность волеизъявления создается описательными формами повелительного наклонения в значении «пусть будет так, чтобы». Например: «Молю тебя, Господи Иисусе Христе, дабы через эти святейшие слова, через заслуги твоих учеников и во имя твоего святейшего подвига исцелена была эта рана, это зло»; «. да будет воля твоя. »; «. да будут слова мои лепки и крепки. » и т.п. Побуждение, выражаемое сочетанием «да + форма повелительного наклонения или форма простого будущего времени», характерная черта книжного церковно-

славянского языка. Ср.: «да будуть чресла ваша пр^поясна», «да сбудется реченое пророком. ».

Довольно часто значение модального волеизъявления в заговорных текстах выражено формой инфинитива: «Тут тебе не бывать, по кости не ходить, костей не ломить, головы не кружить и раба Божьего (имя) не уморить»; «Прошу тебя по жилам не ходить, костей не ломить, сердца не сушить, колючия, бояючия уничтожить»; «Там тебе жить, там тебе гулять, у младенца (имя) век не бывать».

Конструкции подобного рода приближаются к фразеологически устойчивым разговорным конструкциям типа: Чтоб тебе провалиться!

Чтоб вам подавиться! Чтоб мне белого света не видать! и т.п. Они выражают негативное пожелание, заклятие и способствуют реализации «замысла» творящего заговор. Роль их в речевой коммуникации велика, т.к. они обладают «иллокутивный силой» (т.е. выражают намерения говорящего) и «перлокутивным эффектом» (т.е. воздействуют на слушающего) [12, с. 158159]. Следовательно, глагольные формы в обращении актуализируют наиболее важный компонент информации и выражают волеизъявление: основания для выполнения воли творящего заговор есть.

В структуре текста заговора — в заговорных концовках — в анализируемом материале присутствуют немотивированные, «непрозрачные» обороты типа: «Аминь»; «Слово мое крепко»; «Тем словам замок — море, ключ — зубы»; «Тем моим словам ключ и замок; ключ в воду, а замок в гору»; «Щука в море, язык во рте, замок в небе, а ключ в море»; «Замок замкнулся и ключ — в воду»; «Мой заговор долог, мои слова крепки» и т.п. В восточнославянской заговорной традиции такие концовки называют заключкой., закрепкой, ключом, замком. Замок, ключ получают в метафорическом языке заговора символическое значение орудия замыкания болезни, носителя опасности, защиты. Замыкание замка служит символом закрепления желаемого результата, выраженного в волеизъявлении.

Концовки (заключки) заговоров имеют различное происхождение. Наиболее часто в исследуемых текстах отмечен древнееврейский библеизм «Аминь!» (amen — «истинно», «так оно и есть», «да будет так!»). Это заключительное слово употреблялось очень часто в богослужебных текстах, молитвах для подтверждения удостоверения истинности сказанного (написанного). Формула перешла в сферу народного быта и фольклора и часто употребляется в заговорах и заклинаниях.

В.И.Даль отмечает, что «народ обратил аминь в существительное, разумея либо молитву, либо конец дела» и приводит многочисленные примеры употребления церковно-книжной формулы в народной речи: Аминь, аминь, рассыпься, говор, нечистой силе. Аминь человека спасает. Аминем великие дела вершат и под. [6, с. 14-15].

От аминь в русских народных говорах образован глагол зааминить, который имеет значения:

1. «завершить, закончить, порешить или укрепить»;

2. «уничтожить, заговорить болезнь», «защитить от нечистой силы», арх. и сиб. «зааминить чирьи и вереды» или «зааминить зрачки» (при болезни глаз), «зааминить чёрта» [13].

В исследуемом материале широко представлены лечебные заговоры: от сглаза, порчи, испуга, ангины, глазных болезней, зубной боли, головной боли, боли в спине и суставах, кровотечения, грудницы, ушиба, расширения вен, рожи, грыжи, чирья, волоса, геморроя, укуса (собаки, змеи) и универсальные заговоры от всех болезней.

Болезнь в народной культуре воспринимается как результат воздействия на человека нечистой силы, ведьм, колдунов, людей с дурным глазом. Болезнь — «ворожье наговорье». В лечебных заговорах содержатся общие наименования болезни: болести, недуги Есть и конкретные наименования: а) по способам насылания болезни: сглаз, порча, уроки, призор, очес; б) по симптомам болезни: родимецродилищный, глотъ, притка, хитка, трясовица

и др. Имеются и прямые общеупотребительные наименования: ангина, геморрой, кашель, зубная боль, головная боль и т.п.

Для избавления от болезни в заговорах используются мотивы:

а) отгона (выбивание) болезни: «Как из булату, из синего укладу каменеем огонь выбивает, так бы и из рабы Божией (имя) все недуги и порчи выбивало. »;

б) снятия болезни: «Месяц ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сними, ты, месяц, сними мою зубную боль, унеси боль под облака»;

в) задабривания, оскорбления (брань, проклятия, угрозы): «.Выйди, притка, выйди, хитка, из костей, из мощей, из становых жил. »; «Дикое, лужное, а мне совсем не нужное, закружись, завертись, в тёмный вихрь завертись. Облетай зверей, обминай зверей. В тёмный вихрь превратись и в омутах утопись»; «.Гори же ты, рожа. Перестань ты, рожа, по костям ходить, сердца не сушить, колючие, болючие уничтожить. Пришла незванная, иди непровожданная,» и т.д.

Так, заговоры от сглаза, или призора, в исследуемых лечебных текстах более многочисленны, чем от других болезней. Сглаз считался самой распространенной причиной порчи. По народным поверьям считалось, что человек, у которого «дурной глаз», способен «сглазить», просто посмотрев на кого-либо. Для защиты от сглаза нашептывали на воду, которой умывались или пили; отчитывали больного три зори, а в более сложных случаях и 12 зорь; наговаривали непитую (т.е. никем не отведанную) воду, бросали в воду чеснок, соль; вбивали в неё «яйцо так, чтобы не разлить, желток» и т.д. См. текст заговора от порчи: Налить в стакан воды и приговаривать три раза:

«Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами в чистое поле, в зеленую дубраву. В зеленой дубраве стоит белая береза во двенадцати корнях. Как на мне не удержится ни утренняя роса, ни вечерняя роса, так не держитесь ни уроки, ни призоры, ни скорби — болезни, ни страхи — переполохи, ни ветряные переломы. От родимца родилищного, от русых, от белокурых, от черных, от черемных, от

двоезубых, от троезубых, от двоеженных, от троеженных. Будьте мои слова лепки и крепки, крепче и лепче клею осетрового. Аминь».

Выпить глоток воды или дать выпить тому, с кого снимаете порчу, помочить лоб и волосы, три раза побрызгать на грудь и спину. Молча подождать, пока высохнет вода».

В заговоре порча — болезнь, напускаемая «лихими людьми», нечистыми духами и т.п. называется «уроками, призорами, скорбями — болезнями, страхами — переполохами, ветряными переломами».

Образ березы, часто используемый в заговорном тексте от порчи и сглаза («Взеленой дубраве стоит белая береза во двенадцати корнях») имеет символическое значение. В народной медицине, заговорах береза использовалась для лечения от многих болезней. Действенным приёмом магии считалось хождение («. пойду. в чистое поле, в зелёную дубраву») к растущей березе для «передачи» ей болезни. Эти хождения сопровождались заговорами. В анализируемом тексте содержится мотив увещевания (уговора) по отношению к порче, выраженный в сравнении: «Как на мне не удержится ни утренняя заря, ни вечерняя заря, так не держитесь ни уроки, ни призоры. » (Ср. также битьё заболевшего берёзовым веником; использование березового сока при язвах, от чахотки и пр.). В тексте заговора перечисляются «лихие», «нечистые» люди, которые могли напустить порчу, сглаз: «двоезубые, троезубые, двоеженные, троеженные». Заключительная часть содержит «заключку»: слова заговора должны

удерживать силу (будьте слова лепки и крепки), должны быть «запечатаны замком» (клеем осетровым), иначе заговор лишится силы.

Наиболее типичными способами, направленными на избавление человека от болезни, являются заговоры, в которых болезнь смывается водой: «Матушка-водица, Господня помощница, смой с рабы Божьей (имя) горе, смой с рабы Божьей (имя) хвори, смой с рабы Божьей (имя) ворожье наговорье» (от сглаза); заговоры, в которых болезнь «передается» другому лицу, животному, растению и т.д. (напр., в заговорах от зубной боли месяц

должен снять зубную боль и унести под облака; заря-зарница должна покрыть (защитить) зубы «своею фатою от проклятого Лимаря»: За твоим покровом уцелеют мои зубы); заговоры, в которых болезнь уничтожается животворящим крестом <«Вот тебе животворящий крест. Вот тебе животворящий крест. Вот тебе животворящий крест»), божьей росой <«Божьяроса, залепи собаке глаза»), именем Бога, Иисуса Христа, Божьей Матери и т.д.

Апотропеические средства, используемые при лечении заговором, самые разнообразные. Это чеснок (от сглаза), вода, соль (от сглаза, от всех болезней), яйцо (от порчи), слюна, плевок (от ангины, зубной, головной боли), табак (листовая махорка) (от зубной боли), масло (от грудницы), красная тряпка (от рожи), нож (от ушиба), сучок, ключ с дырочкой (от чирья), крестообразное дутьё на рану (от геморроя) и т.д.

Рассмотрим магическое действие некоторых из них.

«Вода в народных представлениях одна их первых стихий мироздания, источник жизни, средство магического очищения» [14, с.400]. Почитание воды известно у славян задолго до принятия христианства. «Поклонение священным источникам и колодцам связывалось с культом Макоши, а позднее — с культом Праскевы Пятницы — покровительницы водной стихии. ». Церковное освящение воды имело целью её очищения. По народному убеждению, при погружении в воду святого и животворящего креста. изгоняется вся дьявольская сила, и поэтому вода становится безукоризненно чистой и святой» [15, с. 174].

В христианской религии вода часто подвергается освящению (церковный обряд водосвятия — Крещение), освященная в этот день вода считается наиболее здоровой, целебной, способной защитить от болезней и нечистой силы. Её хранили и использовали в лечебных целях. Наряду с водой, освященной по церковному обряду, чудодейственной и магической силой обладала и наговоренная вода. Её наливали в посуду и наговаривали, а затем использовали: пили, окропляли, смывали и т.д. Дополнительную магическую

силу придавали воде опущенные в нее растения, монеты, серебряные изделия, крест, зерно, угли из печи и т.п.

В исследуемых заговорах чудодейственные свойства воды усиливаются, если над ней произносится заговор от сглаза, порчи, зубной боли, боли в спине и суставах, пьянства, от всех болезней и т.п. Кроме действий с водой, в самих текстах заговоров обращение к воде очень почтительное, часто она наделяется эпитетами, положительными характеристиками: «Матушка-

водица, Господня помощница. », «Святая вода. », «. быстрая вода. ».

Чудодейственная сила воды в заговорах отчасти связана и с ее природными свойствами — свежестью, прозрачностью. Вода должна быть чистой, «непитой», свежей, только в этом случае она способна «очистить от всего злого». Напротив, целительные свойства воды пропадут, если она мутная и грязная. Вода должна быть из горного студенца. Студенец -«колодец». (Ср.: ст.сл. стоудьньць) По народным поверьям, святая, чистая, непитая вода обладала способностью смывать всё «нечистое» и очищать от грехов.

Соль использовалась и как оберег (она охраняла ритуальный хлеб и дом в целом от воздействия злых, враждебных сил), и как средство лечения и магии в народной медицине и заговорах: от порчи, сглаза, ото всех болезней.

В качестве традиционного оберега от нечистой силы использовался нож. Им часто пользовались знахари: для защиты некрещеного младенца, женщины, жениха и невесты; молока у коровы; скота и т.п. Например, в исследуемых заговорных текстах нож используется в заговоре от ушиба: взять нож, поскрести ножом больное место три раза, приговаривая: «Дикое, лужное, а мне совсем не нужное, закрутись, завертись, в тёмный вихрь превратись. Облетай зверей, обминай зверей. В тёмный вихрь превратись и в омутах утопись. Аминь». Переступание через нож, обведение ножом кого-либо (чего-либо), процеживание молока через нож, «засекание» ножом, соскребание и т.п. вместе со словами заговора — обычные действия знахаря.

Большой интерес представляет в заговорных текстах обозначение времени и пространства. Болезни, недуги, сглаз, порча и т.п. прогоняются «во тёмные леса, на сухи дерева, где народ не ходит, где скот не бродит, где птица не летает, где зверьё не рыщет»; «боль (уносится) под облака», «в бездны преисподни», «за горы, за долы, за лес густой»; «в омутах утопись»; «в чистое поле, в синее море», «в тёмные леса, где люди не ходят, кони не бродят и птицы не летают», «за горы высоки, за леса дремучи, за моря широки, за реки глубоки, за грязи топучи к щуке-белуге в зубы», «на запад солнца, на зелёную дубраву, на осиновый лист» и т.д.

Согласно народным поверьям, нечистая сила, злые духи враждебны человеку, насылают на него различные болезни, неприятности, наносят вред урожаю, скоту и т.д. Изначально они обозначали некую сверхъестественную силу, лесную, водяную, тёмную и т.п. Местом ее обитания являются «нечистые» места: пустоши, дебри, чащобы, трясины, болота; пещеры, ямы, болота; все виды водоёмов (особенно омуты); нечистые деревья (сухая верба, бузина, осина) и т.п. Словом, глухие места, в которых человеку становится жутко. Ср., например, народные названия нечистой силы, в основе номинации которых лежит главный признак — место обитания: леший, водяной, омутник, болотник, полевик, луговик, веретник и др.

Осина в народной традиции — «нечистое» дерево, проклятое Богом. В апокрифах рассказывается, что осина дрожанием своих листьев выдала спрятавшуюся под ней от преследователей Богородицу. Как «чёртово» дерево, осина широко использовалась в магических целях и заговорах от различных болезней: от трясовицы (лихорадки), зубной боли, бессонницы, холеры и др.

Перечисление «нечистых» мест в заговоре создает атмосферу мистической иррациональности. Коммуникативный смысл таких

перечислений своего рода демонстрация компетенции знахаря: он знает своё дело, знает, куда нужно «отогнать» нечистую силу, чтобы отступила болезнь, сглаз, порча и т.д. С другой стороны, в заговоре нужно назвать все места

обитания нечистой силы, потому что неназванное место может оказаться вне поля действия заговора.

Нереалистическую, тревожную и зыбкую, как предрассветный туман, таинственную атмосферу заговора создают наименования времени. В большинстве исследуемых текстов время называется так: утренняя заря, заря вечерняя, полуночница, денница; солнце на закате, месяц на закате, солнце на заходе, ночью, на вечерне; луна и т.д. Как отмечает Н.Б.Мечковская, «всё это «точечное», а не длящееся время» [5, с.98].

По народным поверьям считалось, что заговор подействует, если его произносить в определенное время и в определенном месте. Поэтому знахари произносили заговорный текст в определенное время суток. См. заговор от золотухи: (Читать на молодой месяц). «Как батюшка млад месяц на месте не стоит, так и раба Божья (имя) выходила бы из золотухи, выступала бы на позолотушъе из тридевяти мозгов, из буйной головы, из чёрных бровей, из ясных очей, из косиц, из ресниц, из ягодиц, из мягких губ, из белых зуб, чтобы не было ломотицы, мокротицы на веки и отныне до веку. Аминь».

Как молодой месяц прибывает, так и прибывает здоровье у больного -такова главная стратегия этого заговора. В других случаях, напротив, заговор нужно произносить в ущербное время луны: считалось, что как убывает луна, так и уходит от человека болезнь.

Таким образом, и сам творящий заговоры, и его слова, и ритуальные действия — часть непостижимого мира, тайна. Атмосфера чародейства, колдовства усиливается непонятными словами, устаревшими грамматическими формами, обращением к высшим потусторонним силам.

1. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература / Сост., подгот. текста, вступит, ст. и примеч. А.Л.Налетина. М.: Сов. Россия, 1986.

2. Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. М.: Наука, 1985.

3. Архив кафедры русской филологии АмГУ.

4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.1. СПб., 1861.

5. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.1. М.: Русский язык, 1978.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.4. М.: Русский язык, 1978.

8. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 тт. / Российская

академия наук, Институт славяноведения и балканистики. Т.2: Д-К / под ред.

Н.И.Толстого. М.: Международные отношения, 1999.

9. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

10. Топоров В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya //Пареомилогические

исследования. Сб. ст. М.: Наука, 1984, с. 14-16.

11. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т.1. СПб.; ИОРЯС, 1893.

12. Федосюк М.Ю. Речевой замысел говорящего и его компоненты // Традиционное и новое в русской грамматике. Сборник статей памяти Веры Арсентьевны Белошапковой /Сост. Т.В.Белошапкова, Т.В.Шмелёва. М.: Индрик, 2001.

13. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 тт. / Российская

академия наук, Институт славяноведения и балканистики. Т.1: А-Г / под ред.

14. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т.З. СПб.; ИОРЯС, 1893.

15. Краткая энциклопедия славянской мифологии: около 1000 статей /Н.С.

Шапарова. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Апрель»: ООО «Русские словари», 2001.

Магия слова

С лавяне верили в магическую силу слова, в его способность менять окружающий мир. Слова соединялись в небольшие поэтические произведения — заговоры, с помощью которых, по поверьям, можно было излечить болезнь, добиться любви или успокоить плачущего в ночи младенца. «Культура.РФ» рассказывает о магических текстах в культуре наших предков.

В старину заговорная традиция была очень сильна в повседневной жизни человека: бытовали заговоры лечебные, любовные, торговые, скотоводческие и промысловые. Как правило, они были очень выразительны и поэтичны. В дохристианской традиционной культуре главные образы в заговорах были связаны с силами природы. Славяне просили помощи у солнца, месяца, дождя, грома и огня. После Крещения Руси обращались к Спасителю и Богородице, к образам святых.

В поселениях носителями магического знания выступали знахари — лекари-самоучки, врачевавшие средствами народной медицины. Но некоторые чудодейственные слова были известны и обычным деревенским жителям: существовали заговоры охотников и пастухов, воинские и хозяйственные. Исследователь русской литературы Леонид Майков в XIX веке в книге «Великорусские заклинания» опубликовал заговор, который читали перед дальней дорогой. В нем фигурирует тать — так в старину называли воров, мошенников и грабителей.

Чтение магических слов сопровождал обряд. Также было очень важно произнести текст точно, без изменений, потому что иначе он мог не подействовать. «Белые» заговоры избавляли от зла и защищали, «черные» — причиняли вред. Считалось, что «черные» заговоры в своей практике использовали колдуны, насылая порчу и болезни.

На разных славянских территориях тексты заговоров имели схожую структуру: предварял повествование зачин, затем шла основная часть, в которой формулировалось желание или обрядовое действие, и в завершении — закреп. Часто использовался зачин: «Встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток…» В закрепе словам придавалась большая сила и убедительность: «Будьте слова моя крепки и лепка до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа».

Лечебные заговоры

Традиционно в поселениях врачеванием занимались знахари. Они лечили средствами народной медицины и магическими словами. Считалось, что знахарями становились люди, побывавшие на грани жизни и смерти после тяжелых болезней или полученных увечий. Их деятельность не связывали с нечистой силой, в отличие от магии колдунов.

Одним из знахарских способов определения болезни было «выливание» на воске: расплавленный воск лили в холодную воду и на основе полученных фигур определяли, в чем причина недуга и кто наслал порчу.

Болезни зубов на протяжении веков досаждали нашим предкам, и в отсутствии медицинской помощи варианты заговоров «от зубной скорби» были распространены на Руси повсеместно. Действие лечебных магических текстов было направлено не только на ноющий зуб, но и на избавление от сопутствующей головной боли и болезненности десен. Чтение заговора сопровождалось ритуально-магическими действиями: его произносили, вглядываясь в рот больному, и крестили зуб.

Известны заговоры от грыжи, горячки, золотухи, ячменя и бельма и многих других недугов. Были распространены тексты от лихорадки или трясавицы — болезни в образе женщины.

Заговоры от детского плача

Славяне верили, что мир населен темными силами и мифическими существами. По поверьям, представители низшей демонологии — кикиморы, домовые, русалки — могли вторгаться в повседневную жизнь человека и всячески вредить. Ночной детский плач и бессонницу часто объясняли проделками нечистой силы, и, чтобы защитить ребенка, прибегали к магии. Также плач связывали со светом и природными явлениями. В заговорах обращались к луне и месяцу с просьбой вернуть ребенку сон. Виновницами бессонницы было принято считать утреннюю и вечернюю зарю, которые тревожили детей и мешали им спать. Магические тексты читали на закате или рассвете, при этом выносили младенца из избы и показывали солнцу.

Любовные заговоры

Широко известны были присушки и отсухи — заговоры на любовь и на угасание чувств. Замужние женщины хотели при помощи магии вернуть себе любовь и внимание мужа, молодые девушки — стать привлекательнее для возлюбленного. Русский писатель и этнограф Владимир Даль в книге «Сказание о поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» объяснял появления любовных магических слов не только вымыслом праздного воображения, но и попыткой растолковать внезапно возникшее в человеке сильное чувство любви и страсти. Происходящие с влюбленными изменения сторонние наблюдатели объясняли порчей, чарами, «сухотой, которая должна быть напущена».

Часто любовную «сухоту» воспринимали как разрушительную сверхъестественную силу, несущую зло и беду, как тоску или огонь, испепеляющий душу. И читающий заговор на «сухоту» требовал не ответного светлого чувства, а чтобы у выбранной девицы болело сердце, чтобы она мучилась и горевала, «спать бы она не заспала, гулять бы не загуляла». Насылаемая страсть была больше похожа на болезнь, на безумие.

Воинские заговоры

В заговорной традиции существовали также обереги — защитные магические слова. Исследователям известны многочисленные заговоры от бешеной собаки, от укуса змеи, от огня или пожара. На один и тот же случай часто имелись разные тексты, но было принято считать, что их сила одинакова — главное произнести их правильно и соблюсти обряд. Славяне считали, что от слов будет толк только в том случае, если человек верит в действие заговора.

Воины постоянно подвергали свою жизнь опасности, поэтому были широко распространены обереги от пули и от вражеского оружия. Литературовед и этнограф Андрей Топорков в книге «Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX веков. История, символика, поэтика» приводит заговор, призванный воздействовать на вражеское оружие:

В тексте меч олицетворен, у него есть собственное тело, а его удар сравнивается с укусом собаки. Звучит призыв оружию стать из воска и олова и не навредить воину. Исследователь русской литературы Леонид Майков в конце XIX века опубликовал заговор казаков войска Донского: «…Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пернату, а птица — в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, р. Б. (имярек), всегда, ныне…» Железное оружие читающий заговор призывает вернуться в землю, как перья в птицу, и отвести опасность.

Скотоводческие заговоры

Для сохранения скота и увеличения его приплода использовали скотоводческие заговоры. Их могли петь, как, например, пели некоторые народности Республики Алтай самкам животных, если они отказывались кормить новорожденных. Заговоры исполняли, как правило, овцам, козам и коровам. У восточных бурят заговоры включали в себя особые слова-символы, уговаривающие самку принять детеныша. В некоторых регионах России эта традиция жива до сих пор: к скотоводческим магическим словам обращаются пожилые люди, много лет работавшие пастухами, ветеринарами, доярками.

Тексты заговоров бережно хранили, переписывали и передавали по наследству. Как отмечает этнограф Андрей Топоров, сфера бытования магических слов со временем сужалась, они вытеснялись из городской жизни в сельскую. В XX веке в тексты проникали современные реалии: например, для приворота стали использовать фотографию. Постепенно заговоры перестали быть волшебными, магическими заклинаниями, и в наши дни их тексты уже не так широко известны.

Мысленный заговор. Как мысль сделать реальностью. 3000 сильнейших заговоров на деньги, любовь и защиту! Текст

© ООО «Издательство АСТ», 2020

Моя бабушка умела заговаривать разные болезни. Но, к сожалению, мама не верила в заговоры, а я была слишком маленькая, чтобы что-то запомнить. Когда начала читать эту книгу, то узнала некоторые бабушкины заговоры. Я очень обрадовалась, так как поняла, что и другие заговоры подлинные, старинные, в которых мудрость и магия веков.

ТАЙНЫЙ РИТУАЛ ЗАГОВАРИВАНИЯ!

Давно увлекаюсь заговорами, знаю и про нашептывания, умею делать заговоры на воду и предметы. Но о мысленных заговорах услышала впервые. Очень интересный ритуал! Я уже пробовала несколько несложных заговоров и заметила, как в самом деле что-то меняется внутри тебя, ты думаешь и действуешь по-другому, потому и результат появляется быстрее.

МНЕ ПОМОГ ЗАГОВОР!

Эта книга оказалась моим спасением. Мне кажется, ее мне послали Высшие силы! Я сидела дома с маленьким ребенком, когда неожиданно меня оставил муж. Я была совсем одна, без денег, без возможности работать, да еще и с душевной раной. Нашла в книге заговоры на деньги и душевное спокойствие. Выучила их и начала мысленно повторять несколько раз в день – слова вертелись в голове, когда занималась обычными домашними делами. Я стала чувствовать себя лучше буквально в тот же день, а через пару недель мне предложили хорошую работу на дому. Уверена, сила заговора поможет любому, главное – верить и четко следовать инструкциям.

МОЕ НЕВЕРИЕ ИСЧЕЗЛО!

Я не верила в заговоры. Всегда казалось, что это какая-то дикость. Но подружка убедила меня попробовать заговор на привлечение любви. И он сработал. Буквально в тот же день к нам на работу пришел новый сотрудник, который недавно стал моим мужем. Это заговор нас свел.

Молчание – золото

Слово – это сила, словом можно и спасти, и больно ранить. Но недаром есть древняя мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото». И смысл этой поговорки не только в том, что, промолчав, меньше рискуешь вызвать ссору, сказать лишнее. Есть у нее и другой, магический смысл.

В последние годы много говорят о визуализации, о том, что, мысленно представляя себе что-то, можно это получить. Множество книг, семинаров, фильмов посвящено этой теме. Вспомним хотя бы знаменитый фильм «Секрет», создатели которого показывают, как силой мысли можно получить и свободное место на парковке, и миллион долларов.

Важно не сказать о своем желании, а правильно о нем подумать, мысленно представить его.

Визуализация – не изобретение нашего века. С древности люди знали: именно мечты сбываются, то, о чем мы думаем, а не то, о чем говорим. Помните примету – расскажешь о желании, оно не сбудется. Поэтому целители знают: самым сильным будет мысленный или молчаливый заговор. Именно поэтому в молчании – золото, то есть успех, исполнение желаний. Заговору действительно не нужно слово. Более того, произнесение вслух отвлекает от смысла. Попробуйте читать книгу про себя и вслух. Как лучше и быстрее вы воспримите текст? Когда будете читать по себя!

Мудрые знахари, целители, те, кто практикуют эту магию не один год, а может, и не одно поколение, знают: самыми целительными и мощными являются слова, произнесенные про себя – мысленно! Именно таким образом вы сосредотачиваетесь на заговоре и прокручиваете его в своей голове. В безмолвии слова возникает образ – визуализация, которая проникает в самые глубины нашего подсознания, где хранятся жизненные программы. С помощью безмолвного заговора стираются негативные установки и возникает новый настрой на любовь, процветание, успех.

Мысленный заговор приобретает особую силу, проникая на уровень подсознания!

При мысленном произнесении заговора начинает работать механизм визуализации. Вы не отвлекаетесь на слова, а создаете образы, которые за этими словами стоят. Но так ли просто сотворить мысленный заговор? Достаточно ли просто произнести текст про себя? Конечно, нет! Искусству мысленного заговора более двух тысяч лет, и у него есть правила, ритуалы и запреты. О них и расскажет эта книга. И конечно, читатель найдет в ней одно из самых богатых собраний заговоров. Ведь не каждый набор слов или просьба будет заговором. Особая сила есть только у старых заговоров, которые передавались из уст в уста народными целителями и с каждым новым знахарем обретали всю силу, превращая из слов в магическую формулу.

Чем древнее заговор, тем больше в него вложено энергий, и тем быстрее он достигнет цели.

В книге собраны заговоры от семи потомственных целительниц. Их знания прошли испытание временем и не подлежат сомнению. Поэтому теперь даже в устах обычного человека, не имеющего отношения к знахарству и магии, такие заговоры прекрасно работают.

Как сотворить мысленный заговор

Как работает наше подсознание

Сначала немного теории. Внимательно прочтите этот небольшой раздел. Ведь без этой информации вы не сможете правильно работать с безмолвными заговорами.

Известно, что подсознание является накопителем и носителем всего нашего опыта. В нем хранятся жизненные программы и установки, от которых зависят благополучие, счастье, успешность, здоровье, любовь. То, что работает на бессознательном уровне, мы не можем контролировать. Оно происходит автоматически. А это значит, что большая часть нашей жизни проходит на автопилоте. Поэтому, если в нас заложена негативная программа невезения или бедности, мы бессознательно будем стремиться ее оправдать. Причины заболеваний также скрыты в нашем подсознании. Негативные эмоции, которые мы не осознаем, застревают на энергетическом уровне и затем оказывают воздействие на тело. Поэтому так часто мы бесполезно ходим по врачам, пытаясь найти исцеление. Но пока не устранена истинная причина, болезнь продолжает прогрессировать.

Все заложенные в подсознании установки привлекают соответствующие энергии из Вселенной. Но часто мы сами ограничиваем себя. Если мы относимся к деньгам как к тому, что дается с трудом, то из Вселенной недополучаем финансовую энергию. Если мы постоянно критикуем себя, недооцениваем свои способности, то извне к нам приходят ситуации, связанные с отсутствием любви и понимания. Если мы не верим в себя, то сталкиваемся с проблемами непринятия, неудачи. Если мы говорим, что чего-то не заслуживаем, то у нас проваливаются рабочие проекты, не складываются отношения.

Негативные подсознательные установки разрушительно действуют на энергетическую систему, в ней появляются бреши, к которым притягиваются болезни, порча, сглаз, проклятия.

Почему работа с подсознанием помогает исполнить желаемое быстрее

Однако есть способ изменить жизненные установки – воздействовать на них на уровне бессознательного. Именно так работают заговоры. Заговоры устраняют негативные подсознательные установки и гармонизируют работу энергетических центров. В итоге естественным образом восстанавливается биополе и создается защита от болезней и негатива. Тем самым с помощью заговоров мы уберегаем себя от любого зла.

Еще одним секретом работы с бессознательным является быстрое исполнение желаний. Наши мысли воплощаются в жизнь с максимальной скоростью, так как мы устанавливаем энергетическую связь подсознательного и Вселенной. В результате пожелания моментально считываются во Вселенной, и окружающее пространство отвечает на запрос, предоставляя нам необходимые возможности. Наша задача – грамотно ими воспользоваться. Достаточно пожелать денег на конкретную цель, и они появятся самым неожиданным образом. Достаточно захотеть выйти замуж и представить своего партнера, как сразу на пути встретятся поклонники, готовые к браку. Достаточно пожелать новую работу, и она не заставит себя долго ждать. Позитивные установки, заложенные с помощью заговоров, делают нашу жизнь наполненной и благополучной.

Подсознание может стать огромным источником силы! Достаточно правильно его настроить и стать хозяином своей судьбы!

Вот почему так важен особый ритуал при произнесении мысленного заговора. Ведь нам нужно не просто произнести слова, пусть даже и очень древние и энергетически сильные. Наша задача – достучаться до подсознания, направить к нему слова заговора. Только представьте – какой силой будут обладать соединенные вместе слова заговора и подсознание!

Ритуал мысленного заговора

Этот ритуал состоит из нескольких этапов. Важно не пропустить ни один. Каждый этап – важен!

Время для заговоров

Заговоры приобретают наибольшую силу в особое время. Поэтому необходимо определиться с ним заранее. Заговоры для очищения от сглаза, порчи и любого зла, вредителей, исцеления от болезней, избавления от ненужных связей, бедности, устранения негативных программ лучше произносить в период убывающей Луны, когда легко можно освободиться от всего ненужного. К заговорам на красоту, долголетие, прибавление денег, новые покупки, прирост в хозяйстве, повышение на работе, укрепление отношений, зачатие ребенка, пробуждение способностей удачно обращаться в фазу растущей Луны, когда звуковые вибрации наполняются максимальной силой и прирост энергии происходит быстро и легко.

Для представительниц прекрасного пола наиболее благоприятны так называемые женские дни – среда, пятница, суббота, когда подключается материнская энергия Вселенной. Для мужчин больше подходят понедельник, вторник, четверг. Это дни, когда активизируется напористая, активная энергия, которая помогает творить заговоры.

Однако существует период, в который лучше вообще отложить любые практики, так как он несет в себе негативные энергии и может провоцировать привлечение неблагоприятных ситуаций. Это 9, 19, 23, 29-й лунные дни.

Помните, что в словесных формулах скрыта огромная сила, поэтому нельзя обращаться к ним часто. Используйте их, когда возникает явная потребность в помощи и никакие другие способы не работают. Желательно произносить не более одного-двух заговоров в неделю. Иначе вы рискуете чересчур истощить свои силы или впасть в зависимость от магии слова.

Подготовка к заговору

На этом этапе важно создать обстановку, в которой вас ничего не будет отвлекать. Ведь любая посторонняя мысль может не только свести на нет все усилия, но и вызвать противоположный эффект.

1. Чистота в теле. Вас не должны отвлекать боль, дискомфорт. Поэтому целители постились несколько дней перед важными заговорами, очищали тело. От вас таких строгостей никто не требует, но лучше творить заговор натощак или спустя три часа после еды. Если ваше желание сложное, жизненно важное для вас, подойдите к заговору еще серьезнее. Начните за несколько дней вести здоровый образ жизни: пейте чистую воду, ешьте здоровую пищу – овощи и фрукты, гуляйте в лесу или парке, наполняйте подсознание положительными образами природы.

При обращении к заговору необходимо продумать свой наряд. Ничто не должно стеснять ваших движений. Уберите из костюма тугие пояса, обтягивающие брюки и юбки, украшения. Предпочтительнее однотонная светлая одежда. Распустите волосы, чтобы почувствовать комфорт и свободу.

2. Чистота мыслей. Следите за мыслями. Нельзя произносить заговор после ссор и конфликтов, когда вы устали или раздражены. Попросите заранее прощения у близких, подумайте о своих обидах, раздражении, страхах. Пропишите все свои негативные эмоции на листе бумаги, детально описав связанные с ними ситуации, а затем сожгите лист. И будьте серьезны. Заговор – это не шутка.

3. Чистота вокруг. Давно замечено, что наш дом – отражение наших мыслей. Если вокруг хаос, значит и на душе неспокойно. Проведите прямо сейчас такой эксперимент. Отложите книгу и пройдите по квартире. Все вещи лежат на своих местах, посуда вымыта, убраны все кровати, в квартире светло, приятный запах. Если ответ на все вопросы «да» – поздравляем, вы можете приступать к заговору. А если нет? Заговор не сработает или сработает неверно. Отложите ритуал на несколько дней, возможно недель. Займитесь домом – мойте и обязательно проветривайте его. Поверьте – это не простая формальность. По окончании уборки вы будете поражены – как легко стало на душе, и возможно, многие проблемы уйдут сами собой, и без заговора.

Когда все три условия соблюдены – можете приступать к выбору заговора.

Второй этап – знакомство с заговором

Сначала нужно заговор выбрать.

1. Определитесь с проблемой, которую нужно решить. Если проблем несколько – выберите самую важную. Нельзя просить сразу и все. Не получите в итоге ничего. Расставьте желания по приоритетам. Иногда сложно определиться, что важнее: деньги, здоровье, любовь? Мудрые люди советуют всегда начинать со здоровья, недаром говорят: «Было бы здоровье, остальное приложится». Но если вас преследуют несчастья и вам кажется, что настала черная полоса, – обязательно начните с очищающих заговоров от порчи и сглаза. На втором месте желания, связанные с другими людьми, – семья, брак, дети. И только на третьем – деньги.

2. По содержанию найдите нужный раздел и почитайте заговоры, которые в нем собраны. Многие заговоры – на одну и ту же тему. Это не случайно. Не всегда заговор нравится, понятен. Важно выбрать свой. Тут критерий простой: легче читать, нравится сочетание слов, заговор легко запоминается. Выделите свой заговор прямо в книге, обведите его.

3. Теперь заговор нужно прочесть несколько раз и разобрать. О чем он? Понятны ли вам все слова? Ведь слова-то зачастую устаревшие. Возможно, придется заглянуть в словарь, полазить по Интернету. Не поленитесь.

4. Хорошо бы заговор выучить, знахари ведь не читают их по бумажке. Если это сложно, просто прочтите много раз – сначала вслух, затем и про себя, чтобы потом уже читать без запинок, легко.

5. Заговор следует произносить адресно. Поэтому вам нужно сразу подставить в заговор имя (вместо имярек) и учить его или читать именно так – с конкретным именем. В имени содержится индивидуальная информация, которая необходима, чтобы привлекать энергию Вселенной.

Заговор выбран. Обстановка подходящая, можно приступать? Нет, самое время подумать о вашем желании.

Третий этап – работа с желанием

Желания – вещь коварная. Сбываются почти всегда, но часто не так, как надо, и не в то время. Пожелали вы квартиру – и получили ее после смерти горячо любимого человека. Нужна она вам? Захотели попутешествовать – неожиданная возможность свалится на вас в тот момент, когда вы болеете или заняты важными делами. Вселенная слишком велика, чтобы вникать в ваши обстоятельства, поэтому вам о них нужно подумать самим и заранее.

Итак, сначала запишите ваше желание. Предположим, вы хотите устроиться на хорошую должность, с большей зарплатой и возможностью карьерного роста.

Не пишите: «Я хочу…» Пишите: «Я работаю… Моя зарплата… А еще я получаю (премию, страховку, отпуск, интересные командировки и так далее)».

Обязательно добавьте детали (даже если они вам кажутся неважными) – доброжелательный коллектив, у вас со всеми хорошие отношения (то есть никого не уволили и не обидели, чтобы вы получили эту должность), нормальные условия труда, вы не сидите в коморке без света, вам нравится работа, вы прекрасно себя чувствуете (то есть не переутомляетесь).

В этом описании не используйте частицу «не». Все должно быть в настоящем времени, словно у вас уже все есть и только со знаком плюс.

В конце описания добавьте фразу: «Все это мне на благо и для счастья других людей».

Это самая важная фраза в вашем желании! Потому что мы иногда сами не знаем, что для нас лучше, Вселенная знает, и надо просить именно то, что будет вам на благо, а не то, что, как вам кажется, нужно. Мы часто ошибаемся в наших желаниях. И конечно, ваше желание не должно быть во вред другим людям, даже невольно. Любое зло возвращается втройне, неважно – хотели вы кого-то обидеть или сделали это случайно.

Четвертый этап – заговор

Когда вы поймете, что готовы к практике, можно приступать к чтению заговора.

1. Лучше всего занять статичную позу – сидя или стоя. Руки следует расслабить и опустить вдоль тела. Глаза можно слегка прикрыть. Важно расположиться лицом на восток – направление восхода солнца концентрирует в себе максимальную позитивную энергию.

2. Создайте перед мысленным взором картинку исполнившегося желания – вот вы работаете на новой работе или выходите замуж, покупаете новую машину. Добавьте в картинку как можно больше деталей. В вашей визуализации все должны быть счастливы – вы и окружающие.

3. Теперь наизусть или по книге медленно произносите про себя слова заговора. Не торопитесь. Отнеситесь к произнесению заговора со всей ответственностью. Поскольку слова читаются молча, то произносить их нужно так, словно вы запечатываете каждое слово внутри себя. Сила заговора – в гармонии ритма, важно не сбиваться и не отвлекаться.

Внимание! Не пытайтесь импровизировать и добавлять в заговор лишние слова, иначе вы нарушите его ритм и магия слова не сработает. Вы добавляете в заговор только имя того, для чьего блага творите заговор.

4. Чтобы заговор возымел силу, его следует произносить не один раз. Наиболее удачное количество повторений – 3, 6, 9, 18, 24 раза подряд. Оно должно быть кратно 3. Это число полноты, силы, созидания. Поэтому повторите заговор столько раз, сколько считаете нужным. Не перестарайтесь. Лучше повторить заговор три раза, но правильно и с душой, чем 24, но плохо, сбиваясь или раздражаясь.

5. В конце снова вызовите перед глазами картинку вашего желания и мысленно произносите записанную вами фразу: «Все это мне на благо и для счастья других людей».

6. Ритуал заговора окончен. Но не вскакивайте с места. Посидите еще немного, прислушайтесь к ощущениям внутри тела – сердцебиению, дыханию.

7. После заговора лучше сразу лечь спать или, если вы проводили ритуал днем – выйти в лес или парк, погулять. Не погружайтесь сразу в домашнюю рутину, проблемы. Не сбивайте настрой.

Когда ждать результата

Умные люди, знахари, говорят, что самое лучшее – вообще его не ждать. Вы свое дело сделали, провели ритуал, все сделали правильно, теперь работает Вселенная. Торопить ее нельзя, нельзя негодовать или не доверять ее решениям. Желание будет исполнено тогда, когда оно принесет вам наибольшее благо.

Провели ритуал – отпустите желание, перестаньте про него думать, избавьтесь от навязчивых идей. Покажите, что вы достойны принять подарок. Для Вселенной самый достойный человек – счастливый, тот, кто радуется каждому дню, в каждом мгновении находит удовольствие. Поэтому просто живите.

Когда следует избегать заговоров!

Следует придерживаться правил, когда заговор лучше отложить. Если вы серьезно болеете, к магическим формулам лучше обращаться, когда пройдет острый период. Заговор отнимает много сил, так как запускает преобразования на энергетическом уровне. Поэтому дополнительные энергозатраты могут ухудшить ваше состояние. По этой же причине нельзя читать заговоры женщинам в период критических дней и беременности. Плод в утробе матери беззащитен перед влиянием энергии. Поэтому можно ему навредить. Исключение составляют заговоры-обереги, заговоры, направленные на исцеление ребенка.

Если вы используете заговор в помощь другому человеку, важно делать это осознанно и понимать, чем вы рискуете. Вы подключаетесь к его энергии и можете «перетянуть» на себя его программы или болезни. Особенно это опасно, если вы произносите заговоры без ведома или желания другого человека. Поэтому обязательно получите его согласие на чудодейственные заклинания, а лучше – научите его словам, чтобы он смог выполнить практику самостоятельно. Если же это невозможно, обязательно после ритуала прочитайте заговоры на восстановление сил и защиты от негатива.

Внимание! Категорически запрещается произносить заговоры вопреки семейной иерархии, то есть детям над родителями.

Не сотвори зла!

Слова заговора должны идти от души, поэтому, обращаясь к ним, все время помните о том, для чего вы это делаете. Ваша цель должна вести вас, как путеводная звезда, вдохновлять и поддерживать. Вами должны двигать только благие помыслы. Помните, что во Вселенной работает закон отдачи. Если вы используете заговоры для помощи другим людям, то к вам в удвоенном размере возвращаются потраченные силы. К тому же Вселенная посылает вам приятные подарки. Если вы применяете заговоры, чтобы навредить другому человеку, то обрекаете себя на то, что к вам возвращается негатив, последствия которого могут быть очень плачевными. Об этом знают все целители и знахари.

Поэтому здесь вы не найдете магических формул, способных причинить вред, – сильных приворотов, присушек, способов нанести порчу. Может быть, кто-то вам неприятен, возможно, кто-то даже причиняет вам боль, и поневоле возникает желание отомстить. Не поддавайтесь подобным соблазнам! Ни к чему хорошему это вас не приведет, а, напротив, принесет много несчастий. Поэтому не пытайтесь повернуть заговоры против кого-то, используйте их только для благих целей! Вместо того чтобы вредить обидчику, лучше защититесь от него с помощью заговора, а заодно и от других возможных опасностей. Это будет не только гораздо правильнее с моральной точки зрения, но и намного эффективнее.

Читайте так же:

  • Неизменный год от года ритуал Наука История Как праздновали Новый год в России История празднования Нового года в России за последнюю тысячу лет В преддверии Нового года «Газета.Ru» рассказывает, как этот праздник […]
  • Традиции воспитательной работы в лагере Традиции в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях Рубрика: 6. Внешкольная педагогика Статья просмотрена: 998 раз Библиографическое описание: Дзержинская Л. Б. Традиции в […]
  • Новогодние традиции и обычаи россии Российские новогодние традиции Все мы празднуем Новый год с 31 на 1 января. Но так было далеко не всегда. Этой традиции всего триста с небольшим лет. Обычай этот был утверждён государем и […]
  • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г "УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ" (публикация Международной торговой палаты N 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994) УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И […]
  • Традиции обычаи народов поволжья Традиции и культура народов Поволжья Учебный курс «Традиции и культура народов Поволжья» ориентирован прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре; […]
  • Хайц ритуал Маркус Хайц «Ритуал» Ритуал Язык написания: немецкий Перевод на русский: А. Комаринец (Ритуал), 2008 — 1 изд. Франция, 1760-е годы. Лесничий Жак Шастель и его сыновья Пьер и Антуан ведут […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *