Наурыз традиции и обычаи

НАУРЫЗ — ПРАЗДНИК РОЖДЕНИЯ ВЕСНЫ

Иначе Наурыз у казахов называют «Улыстын улы куни», что в переводе на русский означает «Великий день народа». Название праздника «Наурыз» состоит из двух древнеиранских слов «ноу» (новый) и «роуз» (день).

Наурыз — это день возрождения природы, пробуждения ее ото сна. Это очень символичный праздник и соответственно с Наурызом связано множество традиций и обычаев. Наурызом у казахов называется не только сам праздник, но и весь месяц март. Детей рожденных в этот месяц принято было называть именами , производными от слова «Наурыз», например мальчиков — Наурызбай или Наурызбек, а девочек — Наурыз или Наурызгуль и т.д.

По мифологическим представлениям казахов накануне дня праздника Наурыз по земле ходит счастье, поэтому ночь, накануне праздника называли ночью счастья, то есть Наурыз это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, степь покрывается сочной зеленой травой, начинают течь ручьи, на Землю спускается Новый год. Наурыз — это день, когда на земле устанавливается добро.

Поэтому и к встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам , как встретишь год, так его и проведешь. Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.

В дни празднования Наурыза готовилось много еды, символизирующей достаток и изобилие. В полдень на установленном месте резали быка и готовили особое мясное блюдо «бель котерер», что в переводе означает «выпрямляющий стан». Согласно представлениям казахов, бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Праздничный дастархан накрывался в каждом жилище. До и после трапезы мулла читал молитвы в честь предков. Затем старший по возрасту давал благословение (бата) на то, чтобы год был благополучным.

Главным угощением на праздничном дастархане было блюдо «Наурыз коже». Наурыз коже — это ритуальное блюдо, похлебка, включающая в себя семь компонентов: воду, мясо, соль жир, муку, злаки и молоко. Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов жизни. Огромный котел для наурыз коже символизировал единство.

Праздник Наурыз всегда сопровождался массовым весельем. Молодежь собиралась у качелей — алтыбакан. Все пели, танцевали, играли в национальные игры. На Наурыз часто устраивались соревнования между юношами в борьбе, или скачках. Иногда юноши соревновались в умении держаться в седле с девушками. Также на Наурыз устраивались айтысы, где в своем мастерстве соревновались акыны — поэты-певцы-импровизаторы.

Наурыз — праздник единства всех людей на Земле и природы,праздник гармонии, света и добра!

Традиции Наурыза: существующие и забытые

Значение весеннего праздника Наурыз очень высоко. Неслучайно 30 сентября 2009 года он был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза. Однако, несмотря на международное признание, некоторые исконные традиции празднования Наурыза остаются полностью утраченными нашим народом. О существовавших и утерянных особенностях праздника, народных поверьях и многом другом «Вечерней Астане» рассказала доктор филологических наук, профессор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Асима Ишанова.

— До сих пор среди историков возникает вопрос о времени происхождения этого праздника. Как ученый, я придерживаюсь той точки зрения, что он является явно домусульманским. Об этом свидетельствует фактупоминания в Коране о том, что когда Пророк Мухаммед увидел празднующих простых людей на площади, он спросил их оцели празднования, и узнал, что причина их радости — день весеннего равноденствия. Это указывает на то, что Наурыз был известен еще гораздо ранее, — рассказывает АсимаИшанова

Иранские ученые происхождение Наурыза связывают с началом социальной жизни древнего человека. Иранский год с момента сотворения человека, то есть с начала седьмого тысячелетия начинался в день «Хормозда» — это первый день первого месяца каждого года по солнечному календарю или 21 марта. О его существовании упоминается в книге Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни в книге «Асар ал-Бакия» («Произведение оставшееся с прошлых веков»).

А в персидской литературе появление праздника Наурыз связывают с царями. Поэтому писатели 4-5 веков,основываясь на исторических, мифологических источниках, относят появление Наурыза ко времени царствованияДжамшида. Об этом говорит Фердоуси в знаменитой поэме «Шахнаме»:

Джамшида осыпав алмазным дождём,

Назвали тот радостный день Новым днем.

И люди тот праздник святой сберегли,

Как память о древних владыках земли.

— Казахская культура в своей основе очень тесно связана с персидской и иранской. Даже в годы установления советской власти оставалось особое, трепетное отношение к Наурызу. Но древние истоки, ритуалы, обычаи празднования сохранились в основном в персидских странах, где традиция отмечать Наурыз не прерывалась, — говорит АсимаКалимовна. — До нас же дошло лишь то, что сохранила память наших предков, что украдкой праздновали наши бабушки, дедушки.

Кроме того, среди народа было очень много поверий, которые передали наши предки.

— Тот, кто во время встречи Наурыза наденет на себя новое, весь год будет доволен. Во время встречи Наурыза нужно избегать грусти и печали, чтобы они обошли вас и ваш дом стороной. Это поверье позаимствовали позже и европейцы. Плохой приметой Наурыза считается употреблять какие-либо лекарства в этот день, — рассказывает АсимаКалимовна.

Не все знают о позабытом ритуале«Нир-е-Наврузи». Так называли человека, который верхом на лошади объезжал все улицы и переулки и своими шутками и прибаутками веселил людей. Этот человек наносил на лицо черный грим,одевал красочную одежду, пел, танцевал и развлекал, а за свою работу получал хорошие подарки. Сейчас этот обычай уже не существует, но в игровом виде в некоторых странах он продолжается.

— Еще существовала традицияпочитать усопших, особенно этого придерживалисьзороастрийцы, потому что они считали, что души и ангелы умерших никогда не забывают запах родства и возвращаются в день Наурыза. Эта древняя традиция позже перешла и в некоторые мусульманские обряды, — поясняет АсимаИшанова.

К одному из важных обрядов АсимаКалимовнатакже относит выращивание зелени, когда в последний месяц зимы высаживали новогоднюю зелень, хотя это высаживание имело и символический характер. Казахи, празднуя Наурыз, обязательно готовят наурыз-коже, одним из его ингредиентов являются зерна пшеницы, но изначально добавлялитолько проросшие зерна.

— Готовясь к современному Новому году, мы всегда делаем дома генеральную уборку, хотя традиция готовить себя и дом к празднику существовала намного раньше. Это символизировало очищение, избавление от темноты и называлось «хане-такани», — говорит профессор.

Древние традиции Наурыза

Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств — открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что его прихода ждут с нетерпением. Теперь остановимся на отдельных народных традиция и обрядах связанных с Наурызом.

?адыр ата. ?адыр ата — святой старец, благодетель народа, который оберегает, приносит благополучие, счастье, удачу и вместе с тем дарит жизнь. В день наурыза он ходит повсюду и заходит в каждый дом, благословляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме, очищаясь духовно и физически. В этот день сажают деревья и цветы. По поверью, такие дома, обязательно посещает и благословляет ?адыр ата.

. В один из первых трех дней Наурыза, по поверью казахского народа, по земле должен пройти особенный гул. Знающие люди говорят, что овцы, выходцы из рая, ощущают одними из первых этот гул и их пастухи могут узнать об этом. В такой день вся природа, животные и люди обретают жизнь. Считается, что в такой день нельзя стричь волосы и ногти, чтобы не заболеть параличом. Все живое вокруг обретает особенную энергию толь после «?з». В народе есть крылатое выражение: «пока не пройдет ?з, не радуйся».

Наурыз тойы — веселый и радостный праздник. Упоминание об обычае весело отмечать наурыз можно встретить в рукописях Абая. В некоторых регионах Казахстана этот праздник назывался Наурыз той. Все, кто приходили на праздник Наурыз, стар и млад, обязаны были радоваться, веселиться и развлекать других. Регламент рпаздника запрещал пьянки, ссоры, разные неурядицы, которые могла омрачить приподнятое настроение празднующим. В праздничной программе были спортивные соревнования, конные скачки, состязания богатырей — палуанов. И, конечно, не обходилось без песен, танцев, игр. Существовали специальные обрядовые песни. Тут же затевались айтысы — веселые состязания в остроумм, загадывались загадки, звучали шутки. В обычае были добрые напутствия стариков молодежи. Получить такое благословение в Наурыз считалось добрым знаком.

Наурыз к?же — традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовится много еды, что является символом достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда. «Наурыз к?же», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Наурыз к?же — своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости.

Наурыз бата. В традициях казахского народа много видов благословлений, и одно из них — наурыз бата. В дни наурызнама уважаемые аксакалы, женщины преклонного возраста благословляли того, кто их угостил наурыз-к?же, акына, победителя айтыса, понравившегося музыканта, певца, борца, а также всех гостей тоя, жителей аула. Сохранилось немало устных памятников, связанных с этим обычаем. К примеру, «Славься, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Пусть посетит тебя ?ыдыр ата!» т. д. Благословление во время тоя считается добрым предзнаменованием.

Наурыз ж?мба? — загадки в день Наурыза. Наурыз ж?мба? посвящаются явлениям природы, земле-матушке, вкесеннему равноденствию. Девушки и джигиты устраивали состязания, айтысы, разгадывая загадки, сочиняя на ходу стихи.

Наурыз т?л — приплод, полученный в месяце Наурыз. Так как «наурыз т?лі» — начало приплода, казахи по- особенному ухаживают за первыми ягнятами, телятами, жеребятами. Их не дарят никому, даже когда подрастут. Обычно такой скот режут только для своей семьи к семейным праздникам или для жертвования во время айта.

Наурызк?к — птица, которая совершает перелет в месяце наурыз. Эту небольшую птичку люди востока ждут с нетерпением, увидев же приветствуют «добро пожаловать, наурызк?к!». Ее подкармливают, никто не прогоняет и старается не спугнуть. Она считается птицей счастья.

Наурыз есім — имя наречие. Существует поверье, что дети, родившиеся в Наурыз, будут отмечены расположением звезд, высших сил. Поэтому при наречии им давалось имя, связанное с праздником. Известно немало батыров с подобным именем: Наурызбай Кутпанбайулы (1706 — 1781), Наурызбай Касымулы (1822 — 1847). В Золотой орде правил хан Наурыз. Очень распространены имена Наурызгуль, Наурызбек, Наурызали и другие этого же происхождения.

Наурыз шешек — цветок (подснежник). В месяце наурыз он первым расцветает. Масло цветка имеет целебные свойства. В горных регионах Казахстана растут несколько разновидностей наурыз шешек и все они включены «Красную книгу» среди редких растений.

Наурызша. В месяце наурыз в ясный день порой выпадает тонкий слой узорчатого снега. На солнце он недолго играет всеми цветами радуги — тает. Он бывает очень пушистым. Его называют «наурызша». «Наурызша» — первое дыхание весны, знак приближающегося тепла.

Муххарам —арабское слово. В древности на востоке наурыз назывался «Муххарам». Оно означало, что в этом месяце нельзя загрязнять природу, запрещались преступные деяния: воровство, недостойное поведение, пьянство и т.д. Для мусульман дни наурыза считаются особыми. Они —для проявления человечности, духовной чистоты, верности и самых лучших качеств человека.

Синий камень Самарканда. Выражение тесно связано с днем Наурыза имеет несколько значений. По преданиям в обсерватории знаменитого астронома Улугбека хранился синий камень и 22 марта луч солнца, попадая на камень , якобы, размягчал его. Давние обиды прощались именно в этот день. Если обиженный не склонен прощать, ему напоминали: «В этот день и синий камень Самарканда смягчается, или ты тверже камня?» В древние времена в день Наурыза могли помиловать преступников, осужденных к различным наказаниям, если они, осознав свои ошибки, просили прощения.

Саумалык. В народе существует обычай петь песни «Саумалык» в день, когда рождается Новый год. Они звучат так:

Птица, парящая высоко в горах,

Проснулась ли ты?

Священный камень Самарканда

Женщины и матери аулов наливали в черпаки свежее парное молоко и пели песни: Саумалык,саумалык,

Принес ли ты нам добра?

Ушел старый год, пришел новый,

Да будет этот новый год благодатен,

Пусть все беды уйдут со старым,

И они разбивали две посуды из домашней утвари, что означало, что с этой посудой ушли все несчастья и невзгоды.

Забытые традиции и обычаи Наурыза

В этот день многие облачаются в национальные костюмы, в городах и аулах проводятся праздничные мероприятия. Sputnik Казахстан вспомнил о забытых традициях и обычаях, которые проводились в честь празднования Наурыз.

Забытые поверья и ритуалы на Наурыз

В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок. Считалось, что если Наурыз «входит» в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.

Также в древности люди верили, что человек, встретивший Наурыз в обновке, весь год будет доволен.

Отметим, что ранее перед празднованием все сосуды в домах наполнялись молоком, айраном (кефир), чистой водой и зерном. Люди верили, что данный ритуал поможет им привлечь удачу и богатый урожай.

Не все знают о ритуале «Нир-е-Наврузи». В далеком прошлом так называли человека, который во время празднования Наурыза объезжал на лошади улицы и веселил людей своими шутками, песнями и танцами. За свою работу он получал хорошие подарки.

Забытые состязания, которые проводились на Наурыз

К забытым играм, которые проходили в дни празднования, относится состязание в беге босиком. Раньше считалось, что люди, которые приняли участие в ритуальном забеге, получат от земли жизненную энергию.

Отметим, что в спортивном состязании принимали участие мужчины и женщины. К нему они готовились всю зиму.

История празднования Наурыза в Казахстане

Согласно различным историческим летописям Наурыз — один из самых древних праздников на земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как символ весны и обновления природы.

Возобновление праздника, пришедшего из глубины веков, начинается спустя 65 лет. В 1991 году указом президента Нурсултана Назарбаева Наурыз был объявлен днем весеннего равноденствия — «Наурыз мейрамы». А в 2001 году он стал государственным праздником.

Наурыз: праздник весны и изобилия

О казахской культуре и национальных традициях

Праздник Наурыз — один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы многими народами Передней и Средней Азии, а по некоторым данным — и у восточных славян.

Исторические сведения об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары — «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих», Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.

По древнему летоисчислению этот день обычно совпадал с 22 марта — днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март — Наурыз. Считалось, что в этот день происходит обновление в природе, гремит первый весенний гром, происходит набухание почек на деревьях, буйно прорастает зелень. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана. Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной.

В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса — народа или Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.

Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом — «Если увидишь родник — расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы — зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли быть персонажи казахских сказок — Алдар Косе, Жиренше и красавица Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника — Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках — жанылтпаш, отгадывании загадок — жумбак.

В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели — единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).

Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» («Навстречу друг другу») и «Аудары-спек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Ученые считают, что эта веселая игра ради забавы есть далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.

День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем — «Наурыз мейрамы». С этого времени началось широкое празднование «Наурыз мейрамы» по всей республике.

Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.

Игры, загадочные обычаи и вкуснейшая еда: как отмечают Наурыз в разных странах мира

Как правило, у любого праздника существуют обычаи, которые необходимо соблюдать. Так, например, казахи считают, что весну нужно встречать в чистом доме, поэтому еще в старину люди приводили свое хозяйство в порядок, сажали деревья и цветы. Ведь считалось, что таким образом, согласно древнему восточному календарю, хорошего хозяина в новом году не настигнут болезни и несчастья.

Празднование Наурыза сопровождается большими народными гуляньями, скачками на лошадях, играми. Люди наряжаются в праздничные одеяния, заглядывают друг к другу в гости, обмениваются угощениями и говорят «Коктем туды», что означает «С рождением весны». При этом тысячи людей наблюдают за состязаниями акынов и соревнованиями в национальных видах спорта – ?аза?ша к?рес, то?ыз-??мала?, ?ыз ?уу и б?йге (байга – лошадиные скачки).

Еще одним символом торжества являются качели алтыба?ан, на которых можно увидеть молодежь и влюбленные пары, ведь Наурыз – праздник не только весеннего равноденствия и обновления, но и любви.

Согласно традициям стол на Наурыз должен быть щедрым. Каждый старается проявить свою доброту и гостеприимство. Обычно на дастархане можно увидеть баурсаки, бешпармак и кумыс. Существует еще один главный напиток – наурыз к?же, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. В целом в этот день необходимо есть досыта, чтобы весь год был плодоносным.

Существует поверье, что если отведать наурыз к?же в семи домах, то в наступающем году можно ждать хороший урожай. Цифра 7 фигурирует в этом празднике не случайно: в неделе 7 дней, напротив аксакала должны быть поставлены 7 чаш с наурыз к?же, каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. Все это в совокупности символизирует гармонию Вселенной.

К сожалению, Наурыз не праздновался всенародно примерно с 1926 по 1988 год. Однако с 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года он отмечается 3 дня подряд начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане являются выходными.

Таджикистан (Навруз)

В Таджикистане весенний праздник называется Навруз, что означает «новый день». Его корни уходят глубоко в историю. Известный мыслитель Омар Хайям посвятил празднику ряд своих произведений, в частности книгу «Наврузнома» («Книга о Наврузе»), которая углубляется во времена одной из древнейших династий в истории персов – Пешдодиен.

В «Шахнаме» происхождение праздника связано с легендарным королем Джамшедом. Как известно, 21 марта – это день весеннего равноденствия, и продолжительность дня и ночи одинакова – по 12 часов. Когда Джамшед построил себе трон из чистого золота (по легенде это был первый трон в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода, золото блестело так сильно, что создалось впечатление, что это второе солнце. Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года.

В наше время жители Таджикистана в дни празднования Навруза устраивают различные гулянья, которые мало чем отличаются от обычаев казахского народа. Они также в духе народных традиций устраивают конные скачки, бузхкаши (аналог к?кпар), борьбу силачей, аргамчинбози (прыгалка) и многое другое.

При этом наибольшее внимание уделяется именно праздничному столу. В Таджикистане тоже есть торжественное блюдо, которое обязательно должно присутствовать на столе – сумаляк. Он должен быть готов до восхода солнца в основной день праздника. Для этого за неделю до праздника в посуде с неглубоким дном замачивают зерна пшеницы, чтобы они успели прорасти. Существует поверье, что чем длиннее ростки проросшего зерна, тем больше и лучше будет урожай в новом году. Уже готовые зерна толкут в металлической ступе, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят 10-12 часов, при этом все время помешивают. Блюдо получается очень сладким, сахар туда добавлять не принято.

Также не менее важными блюдами Навруза считаются шашлык и сладкий плов со злаками, который традиционно готовят мужчины. Помимо этого, украшением стола становятся самбуси (самса), сабси (овощи) и зеленые ростки пророщенной пшеницы.

Главным символом Навруза является огонь: считается, что он обладает целительными и очищающими свойствами. Именно поэтому множество игр и выступлений проводится с использованием огня.

Азербайджан (Новруз-байрам)

В Азербайджане праздник весны – это праздник народного оптимизма. С древнейших времен в этой стране в Новруз шесть дней никто не работал, даже крестьяне не проводили никаких полевых работ. Они были посвящены только празднованию и веселью. Примечательно, что во многих азиатских странах эта традиция не нарушается и сегодня. С обретением независимости в Азербайджане официально празднуют Новруз, и этот день является выходным.

В первый день нового года принято вставать рано. Люди по возможности идут к реке или роднику, чтобы произвести обряд омовения. Люди умываются, брызгают водой друг на друга и радуются наступлению нового года. Ведь неспроста вода – символ чистоты и свежести. Таким образом азербайджанцы желают друг другу хорошего и счастливого года.

Затем азербайджанцы угощают друг друга сладостями. Как и во многих странах, в Азербайджане существует поверье, что если утром в этот день съесть что-нибудь сладкое, например мед, и вдохнуть ароматный дым, который является символом освобождения от злых духов, то обязательно случится что-то хорошее.

Вместо трудовых будней в дни Новруза по народной традиции все граждане собираются на площадях, зажигают костры, готовят различные сладости, собирают хончу (угощения, собранные на подносе), высаживают сэмэни (проросшая пшеница) и даже красят вареные куриные яйца.

Как правило, каждая семья, накрывая стол, помнит о том, что на нем должна стоять пища, состоящая из семи блюд, названия которых начинаются с буквы «с». На столе должны быть: скэд – молоко, сирке – уксус, семени – специальная каша из пшеницы, сабзи – зелень и т. д.

Кроме того, помимо блюд, на стол ставят зеркало, свечу и крашеное яйцо. Эти предметы имеют глубоко символическое значение: свеча оберегает человека от злых духов, зеркало – знак ясности или установления времени наступления нового года.

Согласно мифологии земной шар держится на рогах громадного быка. В течение года мифический бык устает и перебрасывает земной шар с одного рога на другой, после чего, по преданию, и наступает новый год. Для того, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового, азербайджанцы и ставят крашеное яйцо на зеркало. Как только яйцо качнется – значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и наступил новый год. Все сидящие в это время за столом, увидев символическое раскачивание яйца на зеркале, поздравляют друг друга, целуются, обнимаются и желают друг другу счастья, здоровья и успехов. Конечно, в современном мире данная традиция поддерживается не полностью, однако крашеные яйца и свечи все также присутствуют на праздничных столах.

Кыргызстан (Нооруз)

Изначально Нооруз был языческим праздником зороастрийцев, которые считали день весеннего равноденствия священным. Обычно день празднования Нооруза начинается со звуков духового инструмента карная, представляющего собой длинную трубу.

В этот день каждая семья Кыргызстана накрывает дасторкон нарядной белой скатертью, на которую выставляют национальные блюда, а обязательным атрибутом торжественной трапезы является сумолок. Сумолок готовят из проросших зерен пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на масле с добавлением муки (иногда без) в течение 20-24 часов. Туда также добавляются небольшого размера камни, это делается для того, чтобы сумолок не подгорел. Считается, что если вы найдете в своей чашке с сумолоком один из этих камней, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Сумолок готовится долго, поэтому женщины, чтобы скоротать время и наполнить атмосферу приготовления блюда положительной энергией, сопровождают весь процесс песнопениями и танцами.

В Кыргызстане также есть свой интересный обычай: родившихся 21 марта мальчиков принято называть Ноорузбеком или Ноорузбаем, а девочек – Ноорузгул. Также, несмотря на то, что Нооруз – праздник весны, считается хорошей приметой, если в этот день выпадает снег – значит, год будет полон удач.

Помимо этого, в ночь перед Ноорузом различные емкости наполняют родниковой водой, молоком и зернами, чтобы в следующем году было много дождей и хороший урожай. Принято также приводить в порядок свой дом, раздавать долги и просить прощения у тех, кого когда-то обидел.

В Кыргызстане тоже принято проводить народные гулянья, фестивали, национальные игры и танцы. После всеобщей трапезы начинаются игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек», во время которой джигиты перетягивают друг друга из седла.

В старину праздник Нооруз не обходился и без спортивной борьбы, участвовать в которой могли даже девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества. День заканчивался представлением, в котором два акына состязались в искусстве стихосложения и песни.

Невруз (Турция)

Как известно, с 1925 по 1991 год праздник Невруз был официально запрещен в Турции. Долгое время велись споры, как древняя иранская традиция стала турецкой. Однако в начале 90-х годов прошлого столетия добрые традиции празднования были вновь возрождены. Сегодня Невруз отмечается в Турции 22-23 марта.

Подготовка к празднику в этой стране начинается за две-три недели до торжества – за это время проращивают пшеницу. Пророщенные зеленые ростки подают на праздничный стол, где в обязательном порядке должны находиться крашеные яйца, сладости и все тот же сумаляк.

В соответствии с приметами то, что человек увидит в первый день Newrouz Bayramy, будет сопровождать его целый год. Таким образом, во время празднования людей должны окружать вещи, обозначающие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу во всех начинаниях и процветание. Этими предметами издавна считалось вино, ростки ячменя, лепешки-питы и монеты (в наши дни их место заняли купюры).

Обязательными атрибутами дня весеннего равноденствия в Турции являются священный огонь, сегодня уступивший место фейерверкам, и специальные «огнедышащие драконы». Существует поверье, что если в праздник перепрыгнуть через огонь ровно семь раз, человека ждет удача и успех.

23 марта, во второй день празднования, турки, встав рано утром и надев чистую и новую одежду, посещают кладбище, навещают могилы близких и родных. В полдень проводится обряд «хак юлештирир», во время которого женщины угощают всех орехами. Церемония сопровождается чтением молитв. Празднества не утихают до утра.

Иран (Новруз)

Традиции празднования праздника весны в Иране в целом схожи с Таджикистаном и Азербайджаном. Праздничный дастархан называется «хафт-син», его украшают семь предметов на букву «с». На праздничный стол кладется зеркало, и зажигаются свечи по количеству членов в семье. Свечи ни в коем случае нельзя гасить, они должны догореть. На столах складывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Наиболее известным праздничным блюдом в Иране является сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

В канун праздника на улицы города выходят актеры в красных одеждах, которые традиционно мажут лица краской или черной сажей. Из особых традиций можно назвать то, что в некоторых регионах Ирана в преддверии Новруза принято готовить плов из рыбы, а в сам праздник готовят блюда из риса с добавлением вермишели.

Казахстанцы активно знакомят мир с Наурызом

Казахстанцы, живущие в разных странах мира, не забывают традиций своего народа, поэтому празднование Наурыза – это не только возможность собраться своим сообществом, но и познакомить мир со своими традициями и обычаями.

Наурыз в США и Европе

Например, в прошлом году во Флориде казахстанцы, активисты из сообщества Floridakz и выходцы из СНГ устроили празднование главного торжества весны. Как оказалось, активисты уже третий год подряд отмечают праздник Наурыз в Майами. В 2020 году на мероприятии собралось более 150 человек.

Мероприятие проводится ради объединения соотечественников и общения, а также для того, чтобы познакомить местных жителей с культурой и традициями Казахстана.

В 2020 году в Нью-Йорке также состоялся большой концерт, посвященный празднованию Наурыза, на котором выступили Каракат Абильдина и группа «Улытау».

В 2020 году в Boston University также отпраздновали Наурыз.

Студенты, учащиеся в Лондоне, тоже не забывают своих традиций. Например, в прошлом году 26 марта в London Global University студенты из Центральной Азии устроили празднование Наурыза, где каждая азиатская страна представляла свою кухню, традиции и обычаи. Видео с праздника опубликовал казахстанец Алибек Жайбергенов.

Девятилетний мальчик Димаш опубликовал видео с празднования Наурыза в рамках Центрально-Азиатского фестиваля весны 2020 в Лондоне.

А вот в Германии, в городе Штадтольдендорф, Наурыз празднуют традиционно каждый год на протяжении уже семи лет. Коренные жители отмечают его вместе с приезжими, например из Бельгии и Испании.

Торжество проводится на казахском и русском языках с переводом на немецкий. По устоявшейся традиции накрывают праздничный дастархан, на котором можно встретить баурсаки, наурыз к?же, ?уырда? и бесбарма?.

Кроме того, гостей праздника знакомят с обычаями и традициями казахского народа, обязательно устанавливают юрты, проводят постановочную свадебную церемонию, обычай с колыбелью (бесік) и обряд разрезания пут (т?саукесер). Помимо этого, проводят посвящение в джигиты и устраивают традиционные казахские игры.

Отмечают Наурыз и в Берлине.

Весна традиционно радует казахстанцев обилием праздников и выходных. Не так давно мы дружно отмечали 8 Марта, а уже сегодня накрываем праздничные столы, чтобы торжественно отметить Наурыз. В предстоящие дни во всех регионах страны будут проводиться массовые гулянья, игры и всевозможные развлекательные мероприятия, поэтому каждый сможет найти что-нибудь подходящее для себя или просто отметить этот праздник в кругу семьи. Редакция Kazpravda.kz поздравляет казахстанцев с праздником и желает всего самого наилучшего в этом году!

Фото и видео из открытых источников

Наурыз: традиции и обычаи

Novoetv.kz продолжает рассказывать обо всём, что связано с грядущим праздником обновления -Наурызом. И сегодня мы Вам расскажем об обычаях, традициях и приметах этого значимого дня.

Как известно, у казахского народа примет хватало для любого события. А многие из них перерождались в традиции, бытовавшие ранее и существующие до их пор.

Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом — «Если увидишь родник — расчищай его исток».

Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты и кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных старцев сажали деревья, по установившейся традиции произнося при этом: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево — посади десять!».

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе зазывалы обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на большой праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы, рядились в персонажей казахских сказок — Алдар Косе, Жиренше и красавицу Карашаш. После этого начиналось праздничное представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника — Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скороговорках — жанылтпаш, отгадывании загадок — жумбак.

В эти дни принято готовить много еды, которая символизировала и до сих пор обозначает достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.

Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх. В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайынага) и невесткой (келен). Кстати, ученые считают, что эта веселая игра ради забавы — далекий отголосок свободных встреч и массовых совместных развлечений в дни возрождения умершей природы между двумя взаимообручающимися родами или фратриями, когда на короткое время снимались запреты и ограничения во взаимоотношениях мужчин и женщин.

Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели — временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. «Коктем Туды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз.Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов жизни. Наурыз коже — это ритуальное блюдо, похлебка, включающая в себя семь компонентов: воду, мясо, соль жир, муку, злаки и молоко.

Ко встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам , как встретишь год, так его и проведешь.

Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.

Читайте так же:

  • Традиции православных народов Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Главные новости Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на […]
  • Клондайк ритуал Прохождение квеста Ритуал Задание: К проведению ритуала всё готово. Золотой кролик покоится на наполненном лесным отваром алтаре, теперь нужно дождаться восхода солнца, чтобы его лучи […]
  • Традиции обычаи шотландии Традиции и обычаи Шотландии Хоть шотландцы обожают всячески подчеркивать их отличия от англичан, как народа, с которым они воевали много столетий подряд, но кое в чем обе эти нации все же […]
  • Обычаи народов кубани википедия Кубанские казаки – не русские? Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не […]
  • Традиция вязания носков Презентация по технологии на тему "Вязание крючком, спицами традиции и современность (7 класс) Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание […]
  • Традиции и обряды на год ребёнку - мамочка! Сайт для беременных и мам! Народные традиции празднования первого Дня рождения малыша Автор: Елена Викторовна | Рубрика: Приметы и суеверия Народные традиции празднования […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *