Правовые обычай например

§ з. Правовой обычай

Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства (санкционирование).

Дошедшие до нас крупные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) — это сборники правовых обычаев. Р. Давид, исходя из роли обычаев в правовой системе, выделяет три их разновидности: 1)

обычай, как дополнение к закону, служит уяснением в смысле терминов и фраз закона или судебного решения, которые употреблены в особом, отличном от общепринятого значении (злоупотребление правом, разумная цена

обычай, применяющийся при пробелах в праве, а также обычай, применяющийся при коллизиях закона и обычая1. В ряде стран как источник права он не признается (ст. 7 французского Гражданского кодекса); 3)

возможность признания обычая как источника права равным закону или превосходящим закон данного государства, если обычай взят из другого государства. Такое понимание правового обычая имеет место в странах, где существует дуализм гражданского и торгового права (Франция, ФРГ, Япония и др.)- При возникновении спора в сфере торговых отношений обычай в этих странах обладает приоритетом перед гражданским законом.

В Республике Беларусь источником права являются санкционированные обычаи. Например, ГК Республики Беларусь признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившееся и признаваемое в предпринимательской деятельности, а ст. 1093 ГК признает и действие международных обычаев касательно гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Что такое правовой обычай – пример обычаев в юридической практике

Правовой обычай – пример правил поведения, которые признаются обычаями, читатель сможет изучить, прочитав статью. Обычаи применяются в российском праве недавно, с 2020 года. В связи с этим, помимо иллюстрации примеров таких устоявшихся правил поведения, мы расскажем, почему термин «обычай делового оборота» исключен из ГК РФ и изменен на новый, до этого не известный теории права.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

В каких случаях обычай становится правовым в результате его признания государством?

Понятие обычая закреплено в ст. 5 ГК РФ. Согласно данной норме, обычаем считается сложившееся и часто применяемое в области предпринимательской, или иной деятельности правило поведения, которое не закреплено ни в одном нормативном акте. Данное понятие можно приравнять к правовому обычаю, поскольку любой обычай, санкционированный государством, является правовым. В рассматриваемом случае, в силу ст. 5 ГК РФ государство допускает возможность использования обычая, если это не противоречит закону или договору, что наделяет его силой правового.

p, blockquote 2,0,1,0,0 —>

Почти двадцать лет, до 2020 года, обычаи были поименованы иначе – термином “обычай делового оборота”. В чем отличия данных понятий?

Ранее обычаи делового оборота охватывали исключительно предпринимательскую деятельность. С 2020 года они могут охватывать и иные сферы деятельности, то есть понятие нового обычая стало шире. Это подтверждается и разъяснениями, указанными в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2020 № 25. Разъясняется, что обычаи представляют собой сложившиеся правила поведения не только в предпринимательской, но и любой другой деятельности, например, при определении гражданами порядка пользования общим имуществом или исполнении обязательств.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

В настоящее время правовой обычай как источник права уже не играет существенную роль, однако применяется, если не противоречит закону или договору, что следует из п. 2 ст. 5 ГК РФ. Далее приведем примеры обычаев, которые признаются правовыми, а затем изучим судебную практику, в которой описываются такие обычаи.

p, blockquote 5,1,0,0,0 —>

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Примеры обычаев, которые являются правовыми

Приведем несколько примеров правовых обычаев:

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

  1. В ст. 130 КТМ (Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1989 № 81) указано, что в портах могут существовать обычаи, которыми может определяться срок подачи корабля для погрузки на него груза.
  2. В ст. 131 КТМ указано, что дополнительное время ожидания корабля, сверх срока, указанного в ст. 130 КТМ (контрсталийное) может определяться сложившимся обычаем.
  3. В ст. 132 КТМ прописано, что если судно простаивает в порту, то сумма оплаты за простой можно определить из обычаев.
  4. В ст. 309 ГК РФ прописано, что обязательства исполняются в соответствии с требованиями договоров или требованиями законов. Однако если таких требований нет, то можно руководствоваться обычаями.

Правовой обычай в юридической практике

В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 № 07АП-12240/2020 указывается, что передача документов по электронной почте при отсутствии указания порядка передачи в договоре между сторонами, является правомерной, поскольку использование электронной почты широко распространено, т.е. это можно расценить как обычай.

p, blockquote 8,0,0,1,0 —>

В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2020 № 08АП-10862/2020 рассматривается ситуация, при которой стороны не могли определить расчетный период за оплату по договору охранных услуг. В договоре он указан не был. Судом был выявлен обычай, что если охранные услуги осуществляются длительное время, то обычно, в условиях рынка, оплата производится ежемесячно.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

p, blockquote 10,0,0,0,0 —> p, blockquote 11,0,0,0,1 —>

Таким образом, несмотря на то, что правовые обычаи применяются достаточно редко, их применение санкционировано государством, соответственно они имеют право на существование.

ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ

Юридическое значение обычая является одной из интереснейших и малоизученных проблем как в рамках общей теории права, так и отраслевых юридических наук. Правовые обычаи достаточно хорошо изучены лишь в рамках истории права и государства. Из истории мы узнаем, что еще древние римляне говорили «optima legum interpres consuetudo» (лучший толкователь законов — обычай), а согласно известной русской пословице — «повальный обычай, что царский указ» (в смысле столь же обязателен, что и указ царя).

Ключевой особенностью правовых обычаев является то, что они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. Советская научная доктрина и практика уделяли обычаю совершенно недостаточное внимание. Это объясняется тем, что в 20-е гг. XX в. были распространены теории, отвергающие обычай как источник права; неоднократно делались попытки обосновать невозможность использования данных норм социалистическим государством. Мотивировалось это тем, что «в борьбе классового права — обычай обыкновенно играет контрреволюционную роль».

В современной научной литературе под правовым обычаем предлагается понимать «нормативную систему, закрепляющую исторически сложившиеся, удобные и потому привычные образцы (правила) поведения, соблюдение, исполнение которых обеспечивается силой государства. Иными словами, это — обычай, получивший официальное одобрение государства. Правовые обычаи, по сути, представляют собой общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия, которые предохраняют общественную жизнь от хаоса, направляя ее течение в нужное русло».

Существует несколько классификаций правовых обычаев, основанных на следующих критериях: сфера действия и распространения обычно-правовых норм — международные правовые обычаи, национальные и местные правовые обычаи; характер отношений, которые урегулированы обычно-правовыми нормами, — правовые обычаи, носящие частный характер, и правовые обычаи, носящие публичный характер действия; содержание урегулированных юридическими обычаями отношений — торговые обычаи, а также правовые обычаи в сфере уголовного права, семейных, консульских, дипломатических отношений и т.д.; соотношение правового обычая с законом (нормативным правовым актом) как с источником права — правовые обычаи, выступающие «в дополненные к закону», правовые обычаи, которые действуют «кроме закона», и правовые обычаи, которые по своей природе и содержанию являются правовыми установлениями «против закона».

Применительно к целям и задачам нашей статьи мы остановимся преимущественно на национальных отраслевых правовых обычаях.

1. Правовой обычай в конституционном праве. Поскольку конституционное право регулирует политико-правовые отношения, правовой обычай приобретает в рамках данной отрасли свою специфику. Во-первых, несмотря на многочисленные упоминания в Конституции РФ и федеральном законодательстве о «демократии» и «правовом государстве», фактически тысячелетняя монархическая традиция наложила свой отпечаток на характер деятельности президента и его аппарата. При этом, как и во времена Александра III, «заморозки», последовавшие в современной России за ельцинской «оттепелью», привели к снижению разгула анархии и экономическому подъему. При этом сейчас есть основания надеяться, что в российском конституционном праве сложится такой же правовой обычай, как и в зарубежном праве, когда президент страны, проработав два срока подряд и переждав срок работы президентом своего преемника, в будущем более не выдвигает свою кандидатуру на выборах, хотя формально это Конституцией и не запрещено (правда, есть и исключения из этого правила — Ф. Рузвельт).

Во-вторых, еще в советские времена на выборах в любые советы народных депутатов был правовой обычай выдвигать только одного кандидата. Эта традиция прочно сохраняется и укрепляется на современном этапе: Государственная Дума утверждает единственного предлагаемого ей Председателя Правительства РФ; региональные представительные органы одобряют кандидатуру единственного губернатора, предложенного Президентом РФ; при утверждении Советом Федерации Генерального прокурора РФ фигурирует всего один претендент и т.д. При этом ни в одном законе не предполагается именно такая однозначная модель поведения.

2. Более разработанным в научной доктрине является международно-правовой обычай. Обратим внимание, что если в российском экологическом праве ярко выраженные правовые обычаи трудно обнаружить, то в международном экологическом праве ситуация иная. Как отмечает В.М. Дикусар, «несмотря на то, что договор в количественном отношении вытесняет международно-правовой обычай, роль последнего отнюдь нельзя умалять. При всех недостатках обычая (юридическая «размытость», трудности в правоприменительной практике и др.) он и сегодня продолжает играть значительную роль в международном праве окружающей среды, поскольку регулирует отношения между государствами, которые не являются участниками тех или иных международных договоров в области охраны окружающей среды».

3. Обычаи делового оборота как гражданско-правовая разновидность правовых обычаев. Впервые о появлении в постсоветской России правового обычая можно говорить после принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., упоминающих обычаи делового оборота (п. 2 ст. 59, п. п. 2, 3 ст. 63, ст. 64, п. 2 ст. 75), а также «признаваемый СССР международный обычай». Однако до принятия в 1994 г. ГК РФ разновидностью обычая рассматривалось лишь «обыкновение», понимаемое как неправовой обычай, действующий в сфере, регулируемой правом. ГК РФ в ст. 5 вместо обыкновения ввел новое понятие — «обычай делового оборота», который стал признаваться источником права. Причем согласно указанной статье, чтобы обыкновенный обычай стал обычаем делового оборота, необходимы четыре условия: правила поведения должны устояться (сложиться); правила поведения должны применяться широко, а не в узком смысле; правила поведения не должны быть предусмотрены в законодательстве; правила поведения должны быть общественно полезными и не должны противоречить устоям общества.

Проявлений обычаев делового оборота в теории и практике гражданского права выявлено предостаточно. Так, обычаями делового оборота являются примерные условия договоров, размещенные в Интернете, справочных информационных системах или СМИ. К ним же относятся Международные правила по толкованию торговых терминов (Инкотермс), издаваемые Международной торговой палатой. Можно выделить и ряд статей Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (далее — КТМ), в которых учитывается действие обычаев порта. Так, согласно п. 2 ст. 129 КТМ день и час уведомления о готовности судна к погрузке определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — обычаями данного порта; согласно ст. 138 КТМ перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота и т.д.

В современной судебной практике ссылки на обычное право применяются еще редко, однако достаточно интенсивное развитие получает практика заключения гражданско-правовых договоров на основании обычных норм, а также формирование корпоративных кодексов или сводов единообразных обычаев и правил. В науке предложено проводить отличие между правовым обычаем и обыкновением в гражданском праве. Оно заключается в том, что первый представляет собой правило поведения, сложившееся в качестве нормы права и существующее независимо от воли субъектов гражданско-правовых отношений, а второе не приобретает статуса нормы права, так как применяется только по прямо выраженному согласию сторон договора.

От деловых обыкновений предложено отличать и заведенный порядок, представляющий собой установившуюся практику отношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, прямо не закрепленную в договоре, но подразумеваемую в силу отсутствия возражений. Обычное право как источник гражданского права может состоять только из обычаев делового оборота и других правовых обычаев. Иные формы «обычного» (обыкновения и заведенный порядок) в структуру обычного права не входят, поскольку не являются нормами права.

Таким образом, «обычное право как источник гражданского права — это совокупность правовых норм, сложившихся и ставших обязательными в определенной сфере человеческой деятельности, общественной группе или местности в результате многократного и единообразного повторения известного поведения, обеспеченных социальным принуждением (авторитетом) и используемых для регулирования конкретных гражданско-правовых отношений в установленном порядке с санкции государства».

Определенную роль в уяснении сущности обычаев делового оборота играют и высшие судебные инстанции, отмечающие, что «под обычаем делового оборота, который в силу статьи 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)».

4. В семейном праве до сих пор сохраняет силу правовой обычай, согласно которому при решении в судебном порядке вопроса о месте жительства ребенка с одним из разведенных родителей суды в подавляющем числе случаев принимают решение (при прочих равных) о проживании ребенка с матерью, а не с отцом. Между тем ни из одного закона такой вывод не следует. Напротив, ст. 19 Конституции РФ провозглашает равные права и свободы мужчин и женщин и равные возможности для их реализации; ст. 1 Семейного кодекса РФ также закрепляет равенство прав супругов в семье.

Другим ярким примером правового обычая в семейном праве является упоминание в ряде законов субъектов РФ о необходимости регистрировать в органах загс фамилию, имя и отчество ребенка в соответствии с местными обычаями и традициями. Разновидностью последнего правового обычая является и ст. 13 СК РФ, согласно которой порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Следовательно, только если в субъекте РФ (обычно в республике) существуют необходимые местные обычаи по данному вопросу, в законе субъекта РФ появляется необходимая норма.

5. В рамках трудового права многие ученые также отмечают существование правового обычая. Так, Е.А. Ершова разграничивает международный обычай трудового права и обыкновение. Первый рассматривается «в качестве формы международного трудового права, вырабатывающейся в результате деятельности управомоченных субъектов международного трудового права в случае пробела в международном трудовом праве, поддерживаемой и неоднократно применяемой международными органами правосудия и (или) управомоченными субъектами международного трудового права». Международное обыкновение — это правило поведения субъектов международного трудового права, не имеющего обязательной юридической силы.

По мнению С.Ю. Головиной, Трудовой кодекс РФ не предусматривает в качестве обязательной составляющей трудового договора печать: «Ни ст. 67 ТК РФ, устанавливающая требования к форме трудового договора, ни ст. 57 ТК РФ, перечисляющая обязательные реквизиты трудового договора, не упоминают о печати организации». В связи с этим предлагается говорить о «сложившемся обычае делового оборота — удостоверять подписи должностных лиц на трудовых договорах с помощью печати».

В трудовом праве России «длительное время существует обычай, сформировавшийся в результате многолетней деятельности работников и работодателей, поддерживаемый судом и прокуратурой, в соответствии с которым работник восстанавливается на работе в случае расторжения трудового договора по его инициативе в связи со стечением тяжелых обстоятельств, написанием работником заявления под влиянием обмана, насилия или угрозы».

Напротив, в праве социального обеспечения трудно найти примеры использования правового обычая в связи с публичной спецификой данной отрасли, где «одним из субъектов всегда является государственный либо другой уполномоченный или допускаемый государством орган, объект отношений — материальное благо, т.е. в социально-обеспечительных отношениях «много государства» и финансовых затрат, которые требуют четкой правовой регламентации в виде нормативных правовых актов».

Вообще, в отличие от отраслей права, где частноправовой элемент занимает главное место, а обычай поддерживается государством, в публичных отраслях правовой обычай — большая редкость. В случае же его формирования органы государственной власти относятся к нему резко отрицательно. Примером такого отношения является долгое судебное разбирательство по поводу отказа женщины-мусульманки фотографироваться на паспорт без платка, закрывающего волосы. Еще более отрицательное отношение законодателя к такому обычаю, как кровная месть, что подтверждает ее признание в качестве квалифицирующего признака убийства (ст. 105 УК РФ).

6. В земельном праве специальных исследований роли и значения правового обычая в регулировании земельных отношений нам обнаружить не удалось. Между тем еще О.С. Иоффе писал, что в тех редких случаях, когда обычай не противоречит интересам народа, он может быть санкционирован государством, а в качестве примера приводил ст. 77 ЗК РСФСР 1922 г. Данная статья предусматривала возможность применения местных обычаев при разделе имущества крестьянского двора, т.е. если член распавшегося крестьянского двора переносил свою часть дома на другое место, перегородка доставалась тому, за кем была закреплена оставшаяся часть дома.

На сегодняшний день можно выделить следующие земельные обычаи:

а) согласно пп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

б) согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. Несмотря на то, что в Законе прямо не предписано руководствоваться при определении местоположения выделяемого земельного участка местными условиями, именно это нередко и происходит;

в) согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками) такой спор может разрешаться исходя из местных правовых обычаев;

г) свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру участка. Так, ЗК РФ, Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве», иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта реализации собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения интересов землеустройства вполне достаточно определения площади земельного участка и составления чертежа границ земельного участка. Следовательно, постройка забора (который, иногда будучи выстроенным из кирпича, приобретает все признаки недвижимости) есть правовой обычай;

д) большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы, в отношении землепользования которых принят ряд Федеральных законов: от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; от 20 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Так, согласно ст. 13 последнего Закона использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов.

Таким образом, правовой обычай в земельных отношениях может либо прямо упоминаться в качестве такового, либо (что не противоречит законодательству и научной доктрине) существовать без прямой отсылки закона. При этом ранее (по ЗК РСФСР 1922 г.) правовой обычай в ограниченном виде уже был зафиксирован в качестве источника земельного права. На наш взгляд, существует необходимость дополнения ЗК РФ нормой, называющей правовой обычай как источник земельного права. В связи с этим представляется необходимым дополнить ст. 2 ЗК РФ п. 5 следующего содержания:

«5. К земельным отношениям может применяться правовой обычай, в том числе обычаи делового оборота, если это не противоречит существу земельных отношений, законодательству или договору».

В природоресурсовом праве намного проще найти санкционированные обычаи, т.е. обычаи, включенные в закон и ставшие, таким образом, уже не обычаями, а нормами права. Так, типичным обычаем, имевшим вековую историю, являлось нахождение граждан в лесах и сбор ими там ягод, грибов, орехов и т.д. Данный правовой обычай перешел в нормы сразу двух отраслей права. Во-первых, согласно ст. 221 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Аналогичное правило было закреплено в ст. 21 ЛК РФ 1997 г., предусматривавшей право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. (ст. 11) также предусматривает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ 1995 г. каждый мог пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут). Как и в случае с лесным фондом, конструкция публичного сервитута была отвергнута законодателем и в ст. 6 ВК РФ от 3 июня 2006 г. установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ и другими федеральными законами.

Из этого следует, что, несмотря на важность правового обычая в природоресурсовом праве, сфера его действия неуклонно сокращается. Это не является «национальной особенностью» России, поскольку в разном объеме аналогичные тенденции мы наблюдаем и в ряде других развитых европейских стран, где происходит либо постепенное восприятие обычаев, их санкционирование нормой права (позитивная тенденция), либо запрет и наказание за некоторые обычаи (как кровная месть) в уголовном праве.

Словарь юридических терминов: Правовой обычай

Правовой обычай — это особый вид формы права, представляющий собой исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного повторения правило поведения, одобряемое и защищаемое государством.

Правовой обычай является исторически первой формой закрепления юридических норм. Он, как правило, складывается стихийно, непреднамеренно. Единообразное решение типовых случаев в течение весьма длительного времени приводит к необходимости его закрепления в качестве общеобязательного правила поведения.

Как особая форма права обычай характеризуется наличием следующих признаков: а) как правило поведения складывается и используется в течение длительного времени; б) получает одобрение и защиту со стороны государства; в) на него зачастую имеется ссылка в законе; г) он не должен противоречить действующей системе права; д) регулирует отношения, вмешательство в которые государства пока или нежелательно, или преждевременно.

Обычай как источник права до сих пор широко применяется в некоторых странах Африки, Латинской Америки, Японии, Китае и др. В Российской Федерации обычай также признается в качестве формы права. Например, правовой обычай используется в таких отраслях российского права, как гражданское, семейное, земельное право. Например, в ст. 5 ГК РФ в качестве правового признается обычай делового оборота, который определяется как сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Однако роль обычая в системе источников российского права весьма незначительна.

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Что такое правовой обычай — пример

Условия, при которых обычай становится правовым в результате его признания

Обычаи, признанные в качестве правовых, подлежат защите государством, а к их нарушителю применяются меры государственного принуждения, что позволяет по юридической природе приравнять их к нормативным актам. При этом поддержка неправовых обычаев основана только на общественном мнении, то есть каких-либо юридически значимых последствий для нарушителей в таком случае не возникает.

По сложившимся правилам для признания обычая правовым должны соблюдаться следующие требования:

  1. Действия должны основываться на юридически значимых убеждениях и принципах.
  2. Обычай должен быть разумным и справедливым.
  3. Действия, должны постоянно повторяться в течение длительного временного промежутка, т. е. стать действительно обычными.
  4. Согласно положениям ст. 5 ГК РФ к обычаям следует относить правило поведения, которое давно сложилось и широко применяется в практике. При этом не имеет существенного значения утверждение его законодательством в рамках какого-либо нормативного акта или документа.

    При возникновении коллизии при применении обычая с действующей нормой права или условиями заключенного между контрагентами соглашения преимущество имеет нормативный документ и договор. Это условие прямо предусмотрено в ч. 2 ст. 5 ГК РФ.

    Ранее действовало понятие «обычай делового оборота», которое существенно сокращало сферу применения сложившихся правил поведения. Использование действующего в настоящий момент термина позволяет государству не только санкционировать правила, сложившиеся в предпринимательской деятельности, но и использовать их в иных сферах.

    Виды и сферы применения правовых обычаев в юридической практике

    Применяемые в юридической практике правила поведения в зависимости от территории их возникновения и порядка использования следует разделить на следующие виды:

    • международные;
    • национальные;
    • региональные;
    • локальные.

    Кроме указанной классификации обычаев существует также разграничение по сферам применения (например, торговые, финансовые, портовые и иные).

    Приведем примеры правовых обычаев:

  5. Согласно ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1989 № 81 (далее — КТМ) срок предоставления судна для погрузки грузов может быть определен портовым обычаем.
  6. Согласно ст. 131 КТМ контрсталийное время может определяться портовыми обычаями.
  7. Согласно ст. 132 КТМ плата за простой судна в порту может быть определена на основании сложившихся обычаев.
  8. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться согласно обычаям, т. е. сложившемуся порядку их исполнения, если иное не следует из закона и договора.
  9. Отметим, что сложившиеся правила поведения следует рассматривать лишь как дополнение к действующим нормам права. Основная их цель — регламентировать отношения между контрагентами в случае отсутствия прямого регулирования таковых в законе. При этом сущность обычаев заключается в том, что они едины для всех, представляют собой некую систему действий, различная трактовка которых недопустима.

    Обычай как источник российского права Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ханукаев Юсуф Эдуардович

    В статье рассматривается один из источников права обычай. Автором определены признаки обычая, представлены некоторые отраслевые нормативные правовые акты, закрепляющие обычай как регулятор отношений.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ханукаев Юсуф Эдуардович,

    Текст научной работы на тему «Обычай как источник российского права»

    ?Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2020. № 1-2(17)

    ОБЫЧАИ КАК ИСТОЧНИК РОССИЙСКОГО ПРАВА

    Ханукаев Юсуф Эдуардович

    В статье рассматривается олин из источников права — обычай. Автором опрелелены признаки обычая, прелставлены некоторые отраслевые нормативные правовые акты, закрепляющие обычай как регулятор отношений.

    Ключевые слова: особый вил формы права; источники межлунаролного права; семейное законо-лательство; правило повеления, признаваемое го-суларством.

    Одним из дискуссионных вопросов в российской юридической науке является вопрос об обычае как источнике российского права. Такие известные ученые, как Е. В. Васьковский, Е. Н. Трубецкой, Д. И. Мейер, Н. М. Коркунов, Ю. С. Гамбаров, Е. А. Суханов и многие другие освещали в своих научных трудах проблемы применения обычая в качестве источника права. Так, рассуждая об обычае, Н. Л. Дювернуа замечал, что «громадная масса норм неписаного права допущена законодателем к применению в низших судебных инстанциях, где и кончается их неизвестность. Эти обычные нормы не собраны, не записаны, за незначительными исключениями, не приведены к единству; между тем несомненно, что ими руководствуется самая значительная часть низших слоев русского народа»1. Д. И. Мейер понимал под обычаем «ряд постоянных и однообразных соблюдений какого-либо правила в течение более или менее

    1 Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. Т. 1. М., 2004. С. 3.

    продолжительного времени. Обычай юридический как источник права называется также обычным правом»2. М. Н. Марченко полагает, что «обычай санкционированное в прямой или косвенной форме государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и одним из важнейших для ранних правовых систем источников права»3. М. И. Брагинский, В.В. Витрянский определяют обычай как «правило поведения, основанное на длительности и многократности его применения. Авторитет обычая в конечном счете опирается на формулу: так поступали все и всегда»4. Следует отметить, что существует и иная точка зрения, согласно которой правовой обычая является особым видом и формой права. Например, А. В. Малько считает, что «правовой обычай — это особый вид формы права, представляющий собой исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного повторения правило поведения, одобряемое и защищаемое государством»5.

    По нашему мнению, правовой обычай — есть правило поведения, сложившееся и постоянно применяемое, а также признаваемое государством и обязательное к исполнению участниками правоотношений.

    Можно выделить следующие признаки обычая как источника права. Во-первых, обычай представляет собой правило поведения; во-вторых, признается лишь сложившийся, длительное время действующий и достаточно определенный в своем содержании обычай; в-третьих, обычай широко и неоднократно применяется в той или иной сфере гражданских правоотношений; в-четвертых, отсутствует законодательное регулирование гражданского правоотношения, к которому применяется обычай, т. е. обычай восполняет пробелы в правовом регулировании; в-пятых, обычай действует независимо от того закреплен ли он в каком-либо документе; в-шестых, обычай признается российским обществом в целом либо специальными субъектами, к которым он обращен; в-седьмых, обычай не противоречит основам нравственности и правопорядка в РФ.

    Обычай является одним из источников международного права. Так, ст. 38 Венской Конвенции о праве международных договоров, заключенной 23.05.1969 г. предусматривает, что статьи 34-37 никоим образом не препятствуют какой-либо норме, содержащейся в договоре, стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права, признаваемой как таковая6. В соответствии со ст. 8 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров при определении намерения стороны или понимания, которое имело бы разумное лицо, необходимо учитывать все соответствующие обстоятельства, включая переговоры,

    2 Мейер Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. М. : Статут, 2003. С. 184

    3 Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права: учебник : в 2 т. Т. 2. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2020. С. 74

    4 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотип. М. : Статут, 2001. Кн. 1. С. 152

    5 Большой юридический словарь (под ред. А. В. Малько) // СПС «ГАРАНТ».

    6 Ведомости ВС СССР. 10.09.1986. № 37. Ст. 772.

    Обычаи как источник российского права

    любую практику, которую стороны установили в своих взаимных отношениях, обычаи и любое последующее поведение сторон7. Кроме того, принципами международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА)» 1994 года в ст. 8.1 устанавливается, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях. Стороны связаны обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается в международной торговле сторонами в соответствующей области торговли, кроме случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным8.

    Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

    Однако законодательство РФ не во всех отраслевых нормативных правовых актах содержит прямое указание на обычай как источник права. Статья 5 ГК РФ непосредственно признает обычай в качестве правового регулятора гражданских правоотношений. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

    Напротив, семейное законодательство РФ содержит лишь отдельные отсылки к обычаю. Статья 58 СК РФ предусматривает право родителей при регистрации имени ребенка руководствоваться национальными обычаями. Например, в соответствии со ст. 3 Закона Республики Тыва от 20 февраля 1996 года № 496 «Об именах, отчествах, фамилиях граждан РФ, проживающих на территории Республики Тыва» родители могут дать своему ребенку имя, основываясь на национальных традициях, а ст. 6 устанавливает, что для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, по соглашению между родителями в отчестве ребенка применимы слова «оглу», «оглы», «кызы», либо с добавлением аффиксов «ович», «евич», «овна», «евна9.

    Надо полагать, что судам при разрешении и рассмотрении дел также в необходимых случаях следует руководствоваться и обычаями. Согласно ст. 11 ГПК РФ суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. А одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота (ст. 2 АПК РФ).

    Как показывает анализ судебной практики обычай чаще применяется именно арбитражными судами. Например, Арбитражный суд Московского округа в постановление от 18.08.2020 № Ф05-8720/2020 по делу № А40-52760/13-85-

    7 Вестник ВАС РФ. № 1. 1994

    8 Закон. 1995. № 12

    515 указал, что «довод ответчика, что уведомление от 12.08.2010 № 3570 им не получено в порядке, предусмотренном договором в редакции соглашения, подлежит отклонению, как не соответствующий обычаю делового оборота по нарочному вручению документов с отметкой адресата об их получении. Уведомление от 12.08.2010 № 3570 представителем ответчика получено 13.09.2010 года, что подтверждается подписью П.С.Н. на уведомлении. Вручение субъектом предпринимательской или иной деятельности документа адресату с отметкой о вручении является сложившимся и широко применяемым правилом поведения, не предусмотренным законодательство. При изложенных обстоятельствах получение указанного уведомления в ином порядке, чем это предусмотрено договором, не опровергает обстоятельство его получения арендатором и обязанности внесения арендной платы в новом размере с момента получения уведомления. Поскольку в рассматриваемом случае истцом соблюдена процедура уведомления арендатора об изменении размера арендной платы согласно пункту 1 статьи 5 ГК РФ, судами обоснованно сделан вывод о его надлежащем извещении»10.

    Суды общей юрисдикции крайне редко применяют обычай к регулированию спорных правоотношений. Например, оставляя решение суда I инстанции без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в определении от 14.03.2011 по делу № 33-5159 указала следующее: «поскольку нормативными правовыми актами понятие неагрегатная страховая сумма не предусмотрено, но при этом, указанное понятие широко применяется в страховом деле, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обоснованно исходил из положений ст. 5 ГК РФ»11.

    Изложенное позволяет заключить следующее. Обычай является источником российского права и рассматривается, как правило поведения, сложившееся и постоянно применяемое к правовым отношениям.

    1. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотип. Москва : Статут, 2001. Кн. 1.

    2. Большой юридический словарь (под ред. А. В. Малько) // СПС «ГАРАНТ».

    3. Дювернуа Н. Л. Чтения по гражданскому праву. Т. 1. Москва, 2004.

    4. Мейер Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По исправленному и дополненному 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр. Москва : Статут, 2003.

    5. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права : учебник: в 2 т. Т. 2. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2020.

    10 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.08.2020 № Ф05-8720/2020 по делу № А40-52760/13-85-515.

    11 Определение Московского городского суда от 14.03.2011 по делу № 33-5159.

    Правовой обычай в российском праве Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бикмурзина Наталья Сергеевна, Федотова Анна Сергеевна

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бикмурзина Наталья Сергеевна, Федотова Анна Сергеевна,

    LEGAL CUSTOMS IN THE RUSSIAN LAW

    The article explores the concept of legal custom , characterizes the signs and ways of practical application of the legal custom in modern Russian society.

    Текст научной работы на тему «Правовой обычай в российском праве»

    ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

    Бикмурзина Наталья Сергеевна

    Кандидат исторических наук, Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, Мордовский педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия E-mail: bikmurzina. [email protected] Федотова Анна Сергеевна студентка 5курса факультета иностранных языков

    МГПИ им. М.Е. Евсевьева

    LEGAL CUSTOMS IN THE RUSSIAN LAW

    Candidate of Science, MGPI im. M. E. Evseveva Fedotova A. S.

    student 5Kypca of the faculty of foreign languages

    MGPI im. M. E. Evseveva

    В статье исследовано понятие правового обычая, охарактеризованы признаки и способы практического применения правового обычая в современном российском обществе.

    The article explores the concept of legal custom, characterizes the signs and ways of practical application of the legal custom in modern Russian society.

    Ключевые слова: обычай; правовой обычай, право, норма, общество.

    Keywords: custom; legal custom, law, norm, society.

    Обычай — важная часть жизни общества. В практике методом проб и ошибок находился наиболее оптимальный для данного этапа становления социума вариант поведения, который является основой формирования обычая как правого регулятора.

    Часто люди следуют обычаям не задумываясь о том, что означают те или иные действия. Например, при отъезде из дома нужно «присесть на дорожку», на Масленицу — печь блины и др. Эхо обычаев находят отражение в современных языковых формах. Фраза «по рукам» обозначающая соглашение, ранее имела реальное наполнение: рукобитие символизировало оформление сделки [1, с. 255].

    Отрицать факт существования правового обычая в Российском государстве нет смысла. С древнейших времен и до нашего времени он присутствовал в правовой системе государства, но в отдельные в исторические периоды его практическое значение воспринималось по-разному. Представляется наиболее логичным рассматривать правовой обычай в России поэтапно.

    В древнерусском государстве обычаи занимали самое высшее место в системе источников права. В летописях и документах обычай фигурирует как «старина» или «пошлина». Государство чаще всего выказывало свое отношение к обычаям двумя путями.

    Во-первых, на практике власть признавала силу обычаев, и при принятии решения опиралась в основном на них.

    Во-вторых, власти могли наложить запрет на тот или иной обычай, либо придать ему писаную форму. В настоящее время ученные предполагают существование целого сборника обычаев, который носил тогда название «Закон русский». [2, с. 304]

    Обычай играл основополагающую роль в самом начале регулирования общественных отношений, влияя на создание национального права. Государственное и частное право в древности часто подвергались действию обычая, который имел большое влияние на становление нормативных систем ранних обществ. Обычай вплотную связан и с развитием этических и моральных норм доклассового общества и их дальнейшего развития.

    Юридическое значение обычая является одной из наиболее интересных и малоизученных проблем, как в рамках общей теории права, так и отраслевых

    юридических наук. Правовые обычаи хорошо изучены лишь в рамках истории права и государства. Из истории мы знаем, что еще древние римляне говорили «optima legum interpres consuetudo» что в переводе означает -«лучший толкователь законов — обычай», а согласно известной русской пословице — «повальный обычай, что царский указ» в смысле такой же обязательный, как и указ царя.[5, с.190]

    В настоящее время существует много разных определений права. Каждое по-своему отражает существующую правовую реальность. Из всего множества точек зрения наиболее верной можно назвать следующую: право — система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально- экономической, политической и духовной жизни.

    Из этого определения можно выделить следующие признаки рассматриваемого понятия. Прежде всего, это общезначимость и публичность, что означает, что право регулирует и охраняет наиболее важные для большинства членов общества общественные отношения, распространяет свое влияние на всех его субъектов. Из первых двух признаков логично следует его формальная определенность — правовые предписания выражаются в установленных государством формах (в форме нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания, прецедентов, правовых обычаев и т. д.). Следует так же выделить признак нормативности, из которого следует, что за нарушение требований правовых предписаний, государством определяется мера юридической ответственности, предполагающая применение к нарушителям наказаний, вид и размер которых устанавливается в законодательном порядке. Последний выделяемый признак — обеспеченность системой государственных гарантий — напрямую связан с первым, так как государство, установив общезначимые правила поведения, обеспечивает их реализацию путем создания условий, с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Основной га-

    рантией реализации права является его обеспеченность мерами государственного принуждения.

    Развитие системы права Российской Федерации предусматривает изменение сущности не только понимания права в целом, но и главных принципов права, а так же понятийного аппарата. Это относится и к проблемам соотношения разных источников права, их юридической природы, классификации. Правовой обычай, как источник российского права, является неотчуждаемым элементом системы развития общественных отношений, направленным на разрешение и минимизацию конфликтов, усиление правопорядка. Данная категория права есть продукт развития общества. Этот продукт формируется и модифицируется вместе с обществом, являясь важным источником его эволюции. Изучение особенностей развития правового обычая в истории российского права дает возможность оценить его роль и значение как социального регулятора и выработать ряд практических рекомендаций для эффективного использования.

    Ю. В. Чернявская считала, что обычай — это стереотипизированный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для его членов. Это знание, умение, которое часто повторялось членами того или иного общества, этноса, и в результате он завоевывает характер действия машинального и общего для всех. Его можно назвать привычкой, в обязательности которого и таится его сила [3]. В связи с этим представляется верным обратиться к исследованиям в области антропологии права. Во многих современных работах неоднократно высказывается идея о том, что универсальным способом связи человека с реальностью являются ценности, под которыми понимается определенная система важных ориентиров, правил поведения, плавно вписывающихся в спонтанно складывающиеся ценностные представления природного и социального мира, необходимые человеку для понимания мира и своего места в

    этом мире. Этими ценностями выступают традиции, обычаи и обыкновения какой либо культуры.

    Значение и роль правовых обычаев рассматривались еще в древнем Риме, в трудах таких юристов как Гермогениан, Каллистрат, Павел, Ульпиан, Юлиан.

    Правовой обычай рассматривался зарубежными авторами в рамках самостоятельных работ ориентированных на проблемы установления понятия «правовой обычай», раскрывали его суть посредствам сравнение с законом. К этим работам относятся труды И. Бентама, К. Бергбома, Г. Гуго, Ф. Бэкона, Э. Гуссерля, Э. Дюркгейма, Г. Еллинека, Г. Кельзена, Д. Локка, Г.Ф. Пухты, Ф.К. Савиньи, Дж. Остина, Е. Эрлиха и др.

    Становление и развитие древнерусского права произошло не сразу. Особенностью становления правового обычая на начальном этапе является то, что оно выражалось как юридическое действие (факт). Формы выражения правого обычая того времени были различны. Это и юридические символы, формулы, обряды, пословицы, поговорки, в том числе песни и сказания. Идея права на начальном этапе развития выражалась не путем формирования словом, а через разнообразные действия, главной целью которых было показать их правозакон-ность. В частности к ним относятся: ритуальные вручения оружия при совершеннолетии; обряд передачи дерна как символ передачи земли; брачные обряды, такие как похищение невесты; символ «оры», который был прикреплен к убийце в случае прощения его семьей или общиной убитого.

    Чтобы понять весь смысл и содержание понятия «правовой обычай» нужно остановиться на его признаках и подробно их рассмотреть. Современная литература на этот счет дает нам различные точки зрения. Ряд авторов в своих работах выделяют два основных компонента обычая — внешний (применение) и внутренний (факторы, при которых определенное правило поведения должно выполняться). Связь этих двух элементов, оправданно, так как большое внимание к одному в ущерб другому в итоге приведет к искажению существующей действительности.

    Для обычаев как отдельных видов социальных норм характерны следующие признаки: генезис появления кроется в общественном сознании; они складываются в результате многократного повторения и носят локальный характер действия; в качестве средств обеспечения обычая выступает общественное мнение (а в некоторых случаях и привычки людей); обычаи представляют собой определенные модели поведения, которые отличаются достаточной степенью детализации.

    Например О.В. Малова в своем исследовании выделяет следующие признаки правового обычая: «. обычай сам по себе обладает следующими признаками: нормативности (правило поведения, образец поведения в обществе); повторяемости (неоднократно и постоянно повторяемое); стереотипности (следование в силу привычки)» [4].

    В настоящее время единого мнения относительно признаков обычая в юридической научной литературе не найдено. Неоднозначность толкования объясняется тем обстоятельством, что обычай — первый источник проявления права и для него нехарактерна выраженность в скрупулезно точных установлениях. Кроме того, с развитием общества сами обычаи также подвержены трансформации.

    Среди социальных норм обычай был исторически первым, регулирующим общественные все отношения. И если правовые нормы всегда связывают с деятельностью государства, то обычай действовал и в догосударственных обществах. Из современных работ на эту тему заслуживает внимания концепция, которая изложена во взглядах этнологов права Х.М. Дурманова и А.И. Першица. Эти авторы выдвинули гипотезу первобытной мононорматики, то есть «имевшего место индискретного сплетения, переплетения в первобытной общине всех поведенческих норм — правовых, этнических, этикетных. Политической власти в это время еще нет — стало быть, мононорматику санкционирует сама община». Это предположение и термин представляются научно обоснованными и интересными тем, что в них не

    обозначен какой-либо вид поведенческих норм в качестве основного. Причем профессор Х.М. Дурманов ставит вопрос о существовании норм в двух видах: первобытном и послепервобытном, указывая основным различием то, что первый существовал в период нормативного монизма, а второй — в эпоху нормативного плюрализма. Таким образом, с данной точки зрения, обычное право — один из аспектов мононорматики, а в индустриальных обществах существуют обычаи, но нет обычного права [3].

    Далее необходимым следует различить понятия «обычай» и «правовой обычай», для этого необходимо ответить на вопрос: «Каков критерий, отделяющий эти понятия друг от друга?» В настоящее время в научной литературе на этот счет существуют различные позиции.

    Необходимо отметить, что о закреплении на государственном уровне в данном определении не говориться, речь идет только о наступлении юридических последствий при мног1ократном применении, что, верно лишь отчасти. Дело в том, что группа современных исследований, о которых будет сказано ниже, показывают, что нормы обычного права имеют сложный механизм «вхождения» в сфесов, не всегда имеют нормативное закрепление. Но право не существует без государства, следовательно, и правовой обычай как источник права без механизма государственного принуждения существовать не может.

    Правовой обычай как источник права утратил свою ведущую роль с возникновением государства. Государство санкционирует нормы (императивные и диспозитивные), следит за их правильным исполнением. Правовой обычай вытеснен в стихию гражданского оборота. Он встречается в гражданском, земельном, природоресурсном праве и других отраслях, где массовое повторение отношений приводит к появлению устоявшихся практик.

    1. Александров, В. А. Обычное право крепостной деревни России. XVIII -начало XIX в. Москва.: Наука., 1984. 255 с.

    2. Безгин, В. Б. Крестьянская повседневность. М.; Тамбов: Изд-во Тамб. тех. Ун-та, 2004. — 304 с.

    3. Дурманов, Х. М., Першиц А. И. К уточнению понятия «обычное право» /Х. М. Дурманов, А. И. Першиц // Государство и право. 2005. № 3 С. 7782.

    4. Малова, О. В. Правовой обычай, обыкновение и общепризнанные принципы и нормы международного // Сибирский юридический вестник. 2001. № 4. С. 88-101.

    5. Трикоз, E. H. Формирование древнеегипетского права: у истоков древнейшей правовой традиции // Правоведение. 2005. № 1. С. 183-195.

    1. Alexandrov, VA The customary law of a serf village in Russia. XVIII — early XIX century. / VA. Aleksandrov / / Moscow: Science. — 1984. -255 p.

    2. Bezgin, V. B. Peasant daily life / V.B. Bezgin // — M .; Tambov: Publishing house of Tamb. those. University, 2004. — 304 p.

    3. Durmanov, Kh. M., Pershitz AI To clarify the concept of «customary law» / X. M. Durmanov, AI Pershits // State and Law. — 2005. — No. 3 — P. 77-82.

    4. Malova, OV Legal practice, custom and generally recognized principles and norms of international law / OV Malova // Sib. jurid. known. 2001. — No. 4. — P. 88-101.

    Читайте так же:

    • Ритуал освящения готика 2 возвращение Возвращение 1: Квесты 7-й Главы Kabhaal Участник форума КВЕСТЫ 7-й Главы Западня. Дает Пирокар в начале главы, телепортнувшись к вам в каюту – маг радует вас новостями и тем, что вашей […]
    • Обычаи и традиции курского края Истории и традиции Курского края Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Истории и традиции Курского края » Традиции » Традиции праздников Традиции […]
    • Обычай статья 5 Комментарий к Ст. 5 ГК РФ (Обычаи делового оборота) 1. Из содержания комментируемой статьи вытекает признание обычая делового оборота одним из источников гражданского права (наряду с […]
    • Клондайк ритуал Прохождение квеста Ритуал Задание: К проведению ритуала всё готово. Золотой кролик покоится на наполненном лесным отваром алтаре, теперь нужно дождаться восхода солнца, чтобы его лучи […]
    • Традиция вязания носков Презентация по технологии на тему "Вязание крючком, спицами традиции и современность (7 класс) Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание […]
    • Обычаи в праздник ивана купала Праздник Ивана Купала. Народные традиции, приметы и обычаи Праздник Ивана Купала – народный праздник, пришедший со времен язычества, который принято отмечать в ночь на 7 июля. Совпадает с […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *