Какие традиции дошли до наших дней

Народные традиции и праздники Руси Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Пантелеева Наталья Георгиевна

Яркая древнерусская культура простого народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, забыли старинные традиции, отражавшие важные стороны жизни народа. Народная жизнь – это огромный мир духовного опыта предков, история и культура Отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет почувствовать гармонию жизни предков-славян, понять их обычаи и традиции. Одни традиции дошли до наших дней, другие утрачены. Но из тех, что сохранились, можно узнать, как жили люди в старину, о чем мечтали, как работали и отдыхали. Только бережное отношение к наследию предков сделает возможным сохранить историческую память поколений , не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Меняются времена, но вечным остаются стремление человека к добру, свету, любви, красоте. Крайне важно заинтересовать дошкольников обычаями и традициями народа. Предлагаем ознакомиться со сценарием «Беседа-развлечение «Традиции народа». Более подробно о народных обычаях и традициях можно узнать из методического пособия Н. Г. Пантелеевой «Народные традиции и праздники Руси».

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Пантелеева Наталья Георгиевна,

Текст научной работы на тему «Народные традиции и праздники Руси»

Народные традиции и праздники Руси

Пантелеева Наталья Георгиевна — кандидат педагогических наук. Занимается разработкой проблемы патриотического воспитания, в частности, влиянием историко-художественной среды региона на личностное развитие и воспитание детей-дошкольников.

Яркая древнерусская культура простого народа складывалась из обрядов, обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники — это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, забыли старинные традиции, отражавшие важные стороны жизни народа. Народная жизнь — это огромный мир духовного опыта предков, история и культура Отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет почувствовать гармонию жизни предков-славян, понять их обычаи и традиции. Одни традиции дошли до наших дней, другие утрачены. Но из тех, что сохранились, можно узнать, как жили люди в старину, о чем мечтали, как работали и отдыхали.

Только бережное отношение к наследию предков сделает возможным сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Меняются времена, но вечным остаются стремление человека к добру, свету, любви, красоте.

Крайне важно заинтересовать дошкольников обычаями и традициями народа. Предлагаем ознакомиться со сценарием «Беседа-развлечение «Традиции народа». Более подробно о народных обычаях и традициях можно узнать из методического пособия Н. Г. Пантелеевой «Народные традиции и праздники Руси».

Беседа-развлечение «Традиции народа»

Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызвать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества. Воспитывать уважение к труду мастеров, вызвать гордость за свои умения.

Педагог. Ребята, как вы понимаете слово традиция, кто знает? (Предположения детей, если дети затрудняются ответить, педагог сам дает пояснения.) Каждый уголок Русской земли имеет свои традиции — это культура народа, это то, что передается от одного поколения к другому, от родителей к детям. Вспомните, чему научили вас родители? (Ответы детей.)

Педагог. Раньше семьи были большие, с большим количеством детей. Родители при-

учали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (Ответы.)

Педагог. Русские люди много работали. (О труде можно услышать из потешек, чтение потешек детьми.)

Педагог. Народ придумал много потешек, песен, поговорок, сказок, загадок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события жизни: и будни, и праздники. Это творчество народа обязательно передавалось из поколения в поколение детям. И начиналось с маминой колыбельной, песни матери — это традиция народа в детстве петь малышам песни. Какие вы знаете колыбельные песни? (Исполнение колыбельных песен детьми.)

Народный праздник в детском саду №2523 «Академия детства», г. Москва

Педагог. Вот такие добрые песни пели малышам мамы. С особым уважением относились к маме — называли ее берегиней, почему? (Высказывания детей.)

Игровое упражнение «Придумай ласковые слова для мамы».

Педагог. Еще одна традиция — праздновать именины ребенка. Именинник разносил гостям пироги — это было приглашением родственников на именины, когда гости собирались и садились все за стол, подавалось главное блюдо — пирог с кашей, который разламывался над головой именинника: чем больше сыпалось каши, тем жизнь именинника считалась краше.

Проводится игра «Пирог»: дети делятся на две команды и становятся друг против друга, между ними «пирог», выбирается считалкой, все поют:

Да, экий он высокинький! (Поднимают руки вверх.)

Да, экий он широкинький! (Разводят руки в стороны.)

Да, экий он мякошенький (Гладят по животу.)

Режь да ешь! (По одному участнику от каждой команды бегут к «пирогу».)

Кто первый коснется «пирога», тот и уводит его в свою команду. Оставшийся ребенок становится «пирогом». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».

Педагог. Все вещи и предметы, необходимые для дома, наши предки мастерили своими руками, делали это с большой любовью, украшали каждый предмет быта, в избе все было красиво. Творчество народа связано с трудом, а природа служила источником вдохновения. Какие предметы народных мастеров знаете? (Дымковские и филимоновские игрушки, городецкие предметы, хохломская посуда, жостовские подносы, гжельская посуда и др., рассматривание изделий.)

Педагог. В каждой деревне было свое ремесло. Наши предки — мастера на все руки, все умели делать: и песню сочинить, и пляску придумать, и в игру поиграть, и дом украсить, и гостей угостить. Еще одна традиция — дети мастерили игрушки сами. Хотели бы вы смастерить тряпичных кукол? (Изготовление кукол детьми.)

Проводится народная игра «Плетень».

Педагог. В старые времена с любовью относились к окружающей природе, ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой; старшие дети учили младших ориентироваться на местности, бережному отношению к природе, дети давали обещание: не кричать в лесу, не разорять птичьих гнезд, не ломать деревья.

Чтение стихотворений о защите природы детьми.

Педагог. В давние времена люди поклонялись солнцу, земле — одним из видов почитания солнца был хоровод. Давайте заведем хоровод «Прялица».

Педагог. Традицией народа являлись игры и забавы, водящего выбирали считалкой, на сговоре определяли правила, использовали жребий, если возникал неразрешимый спор. Мальчишки и девчонки собирались вечером за околицей, водили хороводы, состязались в ловкости. В какие игры любите играть? (Игра по желанию детей.)

Народная игра «Огуречик»: считалкой выбирается мышка (за кругом) и огуречик (в кругу), дети образуют круг и поют:

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет (Мышка ловит огу-речика.)

Педагог. Много традиций было у русского народа, особенно важными считались: гостеприимство, чаепитие, почитание старших, уважение к труду, благодарность, приветливость.

Обычаи и обряды русского народа

Колядки

Ни одна Масленица не будет считаться полноценной без сжигания чучела в последний день празднования. Кукла символизирует окончание лютых холодов и приход весны. В конце сожжения Масленица передает свою энергию полям, даря им плодородие.

В мифологии его считают могущественным божеством, связанным с поклонением силе Солнца. В ранние времена его проводили в день летнего солнцестояния, но со временем связали с днем рождения Иоана Крестителя. Все ритуальные действия происходят в ночное время.

Символом обряда считаются цветочные венки, которые используют для гадания. В этот день незамужние девушки пускают по реке свой венок, чтобы с его помощью найти суженного.

Существует поверье, что в эту ночь распускается редкий цветок папоротника, указывая на древние сокровища и клады. Однако простому человеку найти его практически невозможно. Неизменной частью праздника стали песнопения, хороводы вокруг костра и перепрыгивание через огонь. Это способствует очищению от негатива и улучшению здоровья. Кроме того проводятся отдельные ритуалы на день рождения.

Странные обычаи на Руси

Среди всевозможных древних обычаев, можно наткнуться на достаточно странные и непонятные обряды:

Сейчас этот грех можно наблюдать в специальных фильмах немецкого производства, а много лет назад его устраивали в русских селах на Ивана Купала. После традиционных действий пары уходили искать цветы папоротника. Но это был лишь повод уединиться, и предаться плотским утехам.

Обычай известен со слов путешественника Рокколини. Все молодые люди деревни сходились в один дом, пели песни и плясали под лучины. Когда свет гас, все начинали придаваться плотским утехам с первым попавшимся под руку. Участвовал ли в таком обряде сам путешественник неизвестно.

Обряд использовали в случаи рождения недоношенного ребенка в семье. Если организм матери не смог дать нужной силы младенцу, то его следовало перепечь. Новорожденного укутывали в пресное тесто, оставляя один носик, и выпекали, проговаривая специальные слова. Конечно же, печь должна быть теплой, затем сверток выкладывали на стол. Считалось, это очищает малыша от болезней.

  • Пуганее беременных
    • 5 невероятно варварских традиций мира, которые дошли до наших дней

      Очень впечатлительным – не читать!

      В некоторых странах древние традиции сохранились до наших дней в своем первозданном виде. Современному украинцу большинство из них трудно даже представить, но на других уголках планеты они все еще пользуются популярностью.

      1. От мальчика к мужчине – через пытки

      В Папуа – Новая Гвинея родители готовы всю жизнь экономить, лишь бы их сыновья прошли ритуал посвящения в мужчин. Для этого необходимо, чтобы из мальчика вышла «материнская кровь», которая здесь считается нечистой. Сначала его бьют, делают глубокие порезы на груди и языке, протыкают острыми бамбуковыми палками. Важно, чтобы в процессе парень не разговаривал с лицами женского пола и не принимал никаких болеутоляющих средств.

      Также считается, что мужчиной становится только тот, кто вступает в гомосексуальный контакт. Таким образом парень получает так называемое «мужское молоко», и чем больше он его получит – тем лучше для него. Только после таких обрядов мужчина может взять себе жену и зачать детей.

      2. Каннибализм индийских агхори

      Агхори – члены одноименной религиозной секты, распространенной в Индии. С индийского языка их название переводится как «бесстрашные». Они поклоняются Шиве – богу, победившему смерть, а главным способом его чествования считают поедание человеческой плоти.

      Свое духовное просветление агхори условно разделяют на три этапа. На первой стадии ученик полностью отказывается от мяса и ест собственные экскременты. На второй, чтобы утолить голод, разрешается убивать бездомных собак. И лишь на третьем этапе агхори дарят честь принять участие в ритуалах поедания трупов людей.

      Целью этих испытаний является отказ от понятия «неприятный». Настоящий агхори принимает все, что есть в мире, как часть Бога и не боится смерти. Поэтому свой быт они окружают ее атрибутами, например, человеческими черепами и пеплом, а также не чураются кушать гнилую человеческую плоть, пить мочу или вступать в ритуальные сексуальные контакты с проститутками во время их менструации.

      3. Полет младенцев с высоты

      На юго-западе Индии верят: чтобы дитя выросло здоровым и счастливым, его необходимо сбросить с высоты. Такой обряд проводят в храме Гришневор. Жрец сбрасывает младенца со стены около 10 метров высотой, а внизу родственники с одеялом должны его ловить. Не все новорожденные переживают это испытание, хотя впереди еще одно.

      После падения малыш не возвращается в руки родителей. Его передают толпе незнакомцев, и пока он не пройдет через нх всех – не вернется. На обряд собирается много людей, ведь индийцы верят: прикосновение к младенцу, который прошел ритуал, принесет им счастье.

      4. Танец Солнца

      Как наши предки-язычники поклонялись Солнцу, так некоторые племена делают это и сегодня. Американские индейцы несмотря на запреты правительства США продолжают чествовать небесное светило так называемым Танцем Солнца.

      Посреди поляны устанавливается столб, а к его вершине присоединяются канаты. Такая конструкция символизирует Древо Жизни. На других концах каната – крючки, цепляющиеся за грудь индейца. Под пение и танцы племени он впадает в транс. Несколько часов подряд он танцует, прицепленный к канатам, после чего должен вырваться.

      5. Красота требует жертв

      Некоторые женщины готовы совершать с собой различные манипуляции, только бы выйти замуж. Но жители Мавритании пошли дальше. Эталоном женской красоты для местных мужчин является полная женщина, поэтому своих девушек перед свадьбой они откармливают, как скот.

      Обряд насильственного вскармливания был основан еще в 11 веке и получил название Leblouh. Сватать девушку принято в возрасте 5-9 лет – именно тогда она и начинает набирать вес к предстоящей свадьбе.

      В 12 лет девушка должна весить от 80 до 120 кг, чтобы понравиться своему суженому. Бывает, что в домашних условиях откормить девушек до такой массы не удается. Тогда их отправляют на специальные фермы – и это довольно распространенная практика у местных жителей.

      Такой же принцип исповедуют мужчины в воспитании детей. Худые дети для них – это самый большой позор.

      Старорусские обряды берут свое начало во времена язычества. Даже христианство не смогло разрушить их силу. Многие традиции дошли до наших времен.

      Как появились старорусские обряды

      Самые важные старорусские обряды связанны со стихийными силами, а точнее с их природной мистической стороной. Основой жизни каждого крестьянина был тяжелый земельный труд, поэтому большинство традиций были связаны с задабриванием дождя, солнца и урожая.

      Во времена года применяли определенное количество волшебных ритуалов направленных на улучшение урожая и защиты скота. Среди важнейших таинств на первом месте находится крещение и причастие.

      Обращаясь к православному календарю можно заметить, что большинство церковных праздников связаны с ритуальными действиями. Например, Рождество Христово или Крещение до сих пор сопровождаются символическими церемониями. Чтобы расширить знания, необходимо рассмотреть значения языческих обрядов и ритуалов.

      Колядование – это ритуал рождественских праздников, в процессе которого, участники обряда получают угощения за исполнение специальных песен в домах родственников и знакомых. Считалось, что в святки, солнце получает огромное количество энергии для пробуждения земли и природу.

      Сейчас колядование осталось традицией, связанной со славянской историей, как в Украине, так и в Беларуси. Одной из составляющих ритуала считают гадание. Многие специалисты мистической сферы утверждают, что в этот период можно получить самые точные предсказания.

      Масленица

      Конец марта считается периодом равноденствия, в который проводят масленичные обряды. Как олицетворение языческого бога Ярило, традиционным блюдом данного праздника считаются блины.

      Иван Купала

      Так называлась интимные отношения между свекром и женой сына. Официально это не одобрялось и считалось небольшим грехом. Отцы старались отправить своих сыновей под любым предлогом на долгое время, чтобы сноха не имела возможности отказаться. В наше время с такими вещами разбираются правоохранительные органы, а в те времена жаловаться было некому.

    • Свальный грех
    • Наши предки очень трепетно относились к родам. Они верили, что во время беременности, ребенок переходит тяжелый путь к миру живых. Сам процесс рождения очень сложен, а повитухи делали его еще тяжелее. Возле роженицы громко тарахтели и стреляли, чтобы с испугом матери ребенку было легче выходить на свет.

      Помимо Руси, такой ритуал проводили во Франции и Англии. Он предусматривал добавление силы детям от соли. Ребенка полностью натирали солью и укутывали в ткань, более зажиточные люди закапывали в неё полностью. С ребенка могла слезть вся кожа, но вместе с этим он становился здоровее.

    • Обряд мертвеца
    • По иному, этот ритуал называют свадьбой. В древние времена белое платье и фату считали погребальной одеждой. Женитьба ассоциируется с новым рождением женщины, но для нового рождения нужно умереть. Отсюда идет поверье, что невесту нужно оплакивать как покойницу. Жених при передаче выкупа, как бы искал её в мире мертвых и выводил на свет. Подруги невесты выступали как стражи загробного мира.

      Великая Русь уникальна. Потомки этой древней державы должны хранить знания своих предков и передавать тонкости традиций своим детям. Сберегая историю, народ по сей день проводит языческие праздники и верит в придания.

      Языческие культы в новогодних традициях армян

      ЕРЕВАН, 7 янв — Sputnik, Нелли Даниелян. Новогодние обычаи в течение тысячелетий претерпели множество изменений. Некоторые традиции забыты, некоторые остались и обрели новый смысл. Неизменным осталась лишь традиция празднования самого любимого праздника в теплом семейном кругу и с обильно накрытым столом.

      Армяне далеко не всегда отмечали его в декабре. Этот праздник попадался на разное время года. В языческий период наши предки считали началом года весну и отмечали Новый год 21 марта — в день весеннего равноденствия. В раннехристианский период началом года считался старый армянский месяц Навасард, который соответствует августу, поэтому Новый год праздновали 11 августа. На праздничный стол ставили первый урожай как символ изобилия.

      Начиная с XVIII века, после присоединения к Юлианскому календарю, армяне начали праздновать новый год со всем христианским миром 1 января.

      С изменением даты изменились и подаваемые на новогодний стол яства: если летом превалировали свежие фрукты и овощи, в декабре их сменили сухофрукты. Однако в декабре начинался Рождественский пост, поэтому со столов ушло мясо, уступив свое место постным блюдам.

      Новый год начинался с выпечки хлеба. Причем хлеб должен был выпекаться из свежего дрожжевого теста. А на традиционном новогоднем столе самое почетное место занимает хлеб-тареац. В него клали мичинк (сюрприз в виде монетки или чего-то круглого — ред.). Кому он попадется, тому в этом году будет сопутствовать удача.

      Подготовка к Новому году, как сегодня, так и в старину начиналась с уборки дома. Безукоризненно прибранный дом символизировал не только достойную встречу гостей, но и встречу Нового года по-новому.

      В некоторых местах сохранилась традиция, установившаяся со времен культа воды, согласно которой в новогоднюю ночь домой приносили свежую воду из источника.

      В новогоднюю ночь было принято также оставлять свет в очаге зажженным. Специально для этого бросали в камин или тандыр бревна, чтобы они поддерживали огонь всю ночь и изгоняли бы нечистую силу. И сегодня данная традиция в какой-то степени сохранилась: в новогоднюю ночь в доме оставляют свет включенным или зажигают свечу.

      Кроме того, возрождается другая традиция, забытая в советский период: на Новый год многие хозяйки кладут в гату или печеное монетку на счастье, или за дверь заранее ставят ведро воды и в полночь заносят его домой.

      Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

      Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

      Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

      Комментарий пользователя будет удален, если он:

    • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
    • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
    • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
    • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
    • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
    • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

    Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    17 добрых традиций из прошлого

    Давно ли в последний раз вы всем домом лепили пельмени? А когда собирались со всеми родственниками и шли… на кладбище навещать могилы ушедших близких? Можете вспомнить, когда в последний раз все члены семьи садились в одной комнате и по очереди читали вслух интересные книги? О том, какие традиции мы напрасно забыли и какую пользу они могут нам принести в XXI веке, нам рассказали педагог-психолог высшей категории Татьяна Воробьева и иерей Стефан Домусчи, заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православного института св. Иоанна Богослова.

    ТРАДИЦИЯ 1. СОВМЕСТНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТРАПЕЗА

    Знаете ли вы, что, согласно Домострою, младшему не полагалось начинать есть или пробовать то или иное кушанье за столом раньше, чем это сделает глава семьи (или самый знатный из гостей)? И что ждать друг друга для совместной трапезы, не набрасываться на еду прежде, чем придут все, и не есть лишнего, думая о том, что достанется другим, рекомендует первым христианам апостол Павел в своих посланиях?
    Можно справедливо заметить: сейчас мы живем совершенно в другом ритме, чем люди времен Домостроя. Верно. Но списывать традицию общей трапезы за «неактуальностью» все равно не стоит. Во время общего семейного застолья вырабатываются и закрепляются важнейшие механизмы взаимодействия между членами семьи. Какие?
    Во-первых, умение подстроиться под всех близких. «Сидя за общим столом и разделяя еду со своими близкими, мы побеждаем в себе естественный для падшего человека эгоизм, учимся делиться самым важным: тем, что является основой нашей жизни», — говорит священник Стефан Домусчи.

    Во-вторых, традиция вместе принимать пищу учит нас общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, встречаясь в общем коридоре, а на протяжении минимум 20 минут. Мелочь, казалось бы, но дорогого стоит.

    В-третьих, в совместной трапезе есть и воспитательный момент. Только, как говорит психолог Татьяна Воробьева, вопреки распространенной практике, он предполагает «не поучения строгого отца и беспрестанное битье ребенка ложкой по лбу, а то, что за столом ребенок учится хорошему поведению, учится ухаживать за другими».

    Но современная жизнь вносит нюансы: мы приходим с работы в разное время, все — в разном состоянии, жена на диете, муж не в настроении. Как быть? По мнению Татьяны Воробьевой, совместная семейная трапеза сегодня может выражаться и в других, не совсем привычных формах. «Есть так называемая “трапеза с каждым”, — поясняет Татьяна Владимировна. — Речь скорее не о физическом присутствии за столом всех членов семьи, а о том, что и как мы приготовили». Нужно найти время, чтобы не просто накормить своих домашних, а сделать им приятное, вспомнить, что они любят, позаботиться даже о мелочах.

    ТРАДИЦИЯ 2. СОВМЕСТНОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ, «СЕМЕЙНОЕ» БЛЮДО

    Приготовление к трапезе поможет найти общий язык и улучшить отношения между членами семьи не менее эффективно, чем совместный обед или ужин. Многие помнят, что еще 20 лет назад всеобщая лепка пельменей или выпекание торта воспринимались как торжественный семейный ритуал, а не скучные домашние хлопоты.

    По мнению священника Стефана Домусчи, полезно вместе готовить не только известные блюда, но и что-то новое: «Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет назад так же готовил это блюдо. Новый — объе­динить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно?»

    Главное, по мнению психолога Татьяны Воробьевой, — командная работа, когда ­каждый вносит свою посильную лепту в общее дело. Важно, чтобы, например, ­хлопоты к приходу гостей не ложились только на маму и чтобы обязанности распределялись по силам. И для детей это шанс почувствовать себя значимыми, нужными.

    ТРАДИЦИЯ 3. ДОМАШНИЕ ПРАЗДНИКИ

    Домашние торжества существуют и сегодня. Так что же мы забыли в этой традиции? Очень важную деталь: в старину праздники не сводились к застолью, вплоть до середины ХХ века организовывались домашние спектакли, кукольный театр, игры как для детей, так и для взрослых (наподобие «живых картин», в которые играли даже члены императорской фамилии, или «литературного лото»), выпуск домашней газеты.

    Что следует отмечать всей семьей? Только Новый год, Рождество или день рождения?

    Отмечать нужно даже самые небольшие даты или годовщины, значимые для каждого отдельного члена семьи, считает психолог Татьяна Воробьева. В этот день дочь пошла в школу, в этот день сын поступил в институт, в этот — пришел из армии, а в этот день мама и папа познакомились. Не обязательно отмечать застольем, главное — внимание. «Семья тем и отличается от друзей, знакомых, что родные помнят все самые маленькие, но важные вехи в жизни человека, — объясняет Татьяна Владимировна. — Он значим, вся его жизнь имеет ценность».
    Любой праздник и его подготовка — это живое, невиртуальное и неспешное общение, которого (приходится повторяться) в наш век все меньше. «Каждому праздник дает возможность проверить, умеет ли он по-настоящему общаться, — рассказывает отец Стефан. — Часто случается, что муж и жена видятся всего лишь пару раз в день и обмениваются друг с другом только новостями, и поэтому, когда у них выдается свободный вечер, оказывается, что им не о чем поговорить по душам как близким людям. Кроме того, — напоминает священник, — православные праздники дают возможность верующим причаститься всей семьей, почувствовать, что основа настоящего единства семьи — не только кровные узы, но само участие в Теле Христовом».

    ТРАДИЦИЯ 4. ПОЕЗДКИ К ДАЛЬНИМ РОДСТВЕННИКАМ

    Если требуется очернить человека, то уж, будьте уверены, никто не сделает этого лучше его родственников, — подметил Уильям Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия». Но вместе с тем традиция частых визитов к родственникам – ближним и дальним, для укрепления семейных уз, известна во многих культурах.

    Зачастую тяжелая и скучная «повинность» — есть ли смысл поддерживать такой обычай?

    Необходимость подстраиваться под «дальних ближних» и терпеть связанные с этим неудобства может обратиться плюсом для христианина, считает священник Стефан Домусчи. «Современный человек чаще общается с друзьями, коллегами по работе, с теми, с кем общаться интересно, — говорит он. — А в большой семье — все разные, у всех свои интересы, своя жизнь. Таким образом, общение с дальними родственниками помогает преодолеть потребительское отношение к людям».

    В любом случае, считает священник, по-настоящему добрым отношениям, настоящей дружбе надо учиться: учиться ценить людей за то, что они есть, а не относиться к ним как к источнику услуг и возможностей.

    Вопрос неоднозначный — считает Татьяна Воробьева: действительно, испокон века ценностью был род, но сегодня таких близких связей уже нет — семью бы удержать от внутренних расколов! «Подчас в гостях у дальних родственников можно встретить и зависть, и неприязнь, и обсуждения. Потом этот шлейф ненужных разговоров и выяснений тянется за тобой, а это никому не полезно», — говорит психолог. «Помнить родство еще никому не мешало, — уверена она, — однако прежде всего, нужно налаживать и поддерживать отношения в собственной семье: “мой дом — моя крепость”».

    ТРАДИЦИЯ 5. СОВМЕСТНЫЙ С ДЕТЬМИ ДОСУГ

    Палатки, байдарки, большие корзины для грибов. Сегодня такие атрибуты активного семейного отдыха если и сохранились в домах, то зачастую просто пылятся годами на балконе. Между тем совместный досуг воспитывает в детях доверие и интерес к родителям. «Это, в конце концов, решает вопрос: комфортно детям с мамой и папой или нет», — говорит Татьяна Воробьева.
    Живые примеры, а не назидательные слова воспитывают ребенка, а на отдыхе различные ситуации, приятные и затруднительные, разнообразнее, чем дома. «Тут все видно, — говорит Татьяна Владимировна. — Справедливо или нет мы решаем те или иные вопросы, как распределяем обязанности, кто возьмет на себя рюкзак потяжелее, кто ляжет спать последний, позаботясь о том, чтоб в доме было чисто и на завтра все приготовлено. Поэтому проведенное вместе время — это важный урок, которым дети будут пользоваться в своих собственных семьях».

    Ненавязчивые уроки поведения не за школь­­ной партой, а в форме живого диалога отложатся в детской памяти и закрепятся гораздо надежней!

    «Совместный отдых способствует и тому, что ребенок познает мир живой природы, учится относиться к нему бережно, — считает отец Стефан. — Кроме того, это возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе».
    Сегодня довольно модно проводить отпуска отдельно, отправлять детей в лагеря. По мнению психолога, стремление отправить ребенка на отдых в детский лагерь в ущерб семейному досугу может быть началом разоб­щения семьи: «Лучше, чтобы времени, проведенного семьей вместе, было как можно больше. Но с оговоркой: насильно ничего делать не надо».

    ТРАДИЦИЯ 6. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ В КРУГУ СЕМЬИ

    «По вечерам, особенно зимою, оставаясь одни, читали мы вместе: по большей части она, а я слушал. Здесь, кроме удовольствия, производимого самим чтением, оно доставлялось еще и тем, что возбуждало мысль нашу и служило поводом иногда к самым интерес­ным суждениям и разговорам между нами по случаю какой-нибудь мысли, какого-нибудь происшествия, встреченного в книге», — описывает чтение вслух со своей супругой поэт и литературный критик М. А. Дмитриев (1796–1866).
    Читали вслух в кругу семьи, в дружественном кругу, родители читали детям, дети — родителям.

    Сегодня, пожалуй, осталось только чтение вслух детям. Но и на этот обычай, утверждает Татьяна Воробьева, современность накладывает свой отпечаток.

    «Учитывая нашу занятость и интенсивность жизни, более реально — прочитать книгу и рассказать о ней ребенку, порекомендовать ее, пересказать ее фабулу, заинтересовать. Причем рекомендовать книгу надо эмоционально значимо, то есть с неподдельным интересом».

    Плюсы очевидны: формируется вкус к чтению и к хорошей литературе, в книгах поднимаются нравственные вопросы, которые можно обсудить. И кроме того, утверждает психолог, мы сами должны быть воспитанны и подкованны, чтобы идти на шаг впереди и рекомендовать то, что будет соответствовать кругозору ребенка и его интересам.

    Если речь идет о двух взрослых людях — о супругах или о взрослых детях, — то имеет смысл читать вместе какую-то духовную литературу. При одном условии: читать надо тому, кто хочет услышать. «Здесь надо быть осторожным, — поясняет Татьяна Владимировна, — нельзя ничего навязывать».

    Дети очень часто отторгают то, что мы считаем своим долгом им внушать. «Недавно, — вспоминает Татьяна Воробьева, — у меня на консультации был мальчик, который ­кричал, что мама заставляет его верить в Бога. Заставлять нельзя.

    Предоставляйте ребенку возможность самому заинтересоваться, допустим, оставьте детскую Библию у него перед глазами, положите закладочку, а потом спросите:

    — А ты видел, я оставила тебе там страничку заложенной? Ты посмотрел?

    — А что там надо было увидеть?

    — А я там такое прочитала! Иди, найди, посмотри.

    То есть можно осторожно подтолкнуть человека к заинтересованному чтению».

    ТРАДИЦИЯ 7. СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ, ПАМЯТЬ О РОДЕ

    Генеалогия как наука появилась только в XVII-XVIII веках, но знание своих корней всегда имело большое значение. Чтобы вступить в современный Мальтийский орден, до сих пор нужно предъявить добротную родословную. А если нам не нужно в Мальтийский орден?… Зачем сегодня знать о своих предках дальше прадедушек и прабабушек?

    «Человеку эгоистичному всегда кажется, что до него ничего не было и после него ничего не будет. А составление родового дерева — это способ осознать преемственность поколений, понять свое место в мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями», — рассуждает отец Стефан.

    С точки зрения психологии память о своем роде, знание о своих предках помогают человеку формировать себя как личность, совершенствовать свои собственные черты характера.

    «Дело в том, что из рода в род передаются немощи, недостатки, а неискорененный недостаток никуда не денется, он будет нарастать из рода в род, — говорит Татьяна Воробьева. — Поэтому, если мы знаем, что кто-то из нашей семьи был, скажем, горячий, вспыльчивый, мы должны понимать, что это может проявиться в наших детях. И нам необходимо поработать над собой, чтобы извести эту горячность и вспыльчивость». Это справедливо как для отрицательных, так и положительных черт — в человеке может быть скрыто то, о чем он не подозревает, и над этим тоже можно работать.

    А для христианина память о роде, знание имен своих предков — это, кроме того, возможность молиться за них: реальное дело, которое мы можем сделать для тех, кому обязаны жизнью.

    ТРАДИЦИЯ 8. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СОВМЕСТНЫЙ ПОХОД НА КЛАДБИЩЕ

    Семь раз в году православные христиане специально находят время, чтобы побывать на богослужении, съездить на кладбище и помянуть своих умерших родных — это родительские субботы, дни, когда мы особо поминаем усопших. Традиция, вновь ожившая в Русской Церкви в 1990-е.

    Как и зачем ее реализовывать вместе с семьей?

    Безусловно, это повод собраться всем вместе на Литургию.

    Что еще? Понять, что члены одной семьи отвечают друг за друга, что человек и в жизни, и после смерти не одинок. «Воспоминания об ушедших побуждают внимательнее относиться к живым», — говорит отец Стефан.

    «Смерть — трудный момент. И поэтому важно, что в этот момент семья вместе — мы объединяемся, не разъединяемся, — объясняет Татьяна Воробьева. — Однако здесь не должно быть никакого насилия, никакой “обязаловки” — это должно исходить из потребности каждого члена семьи и из ­возможностей каждого».

    ТРАДИЦИЯ 9. СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

    «Выбросить, свезти на дачу, продать в антикварную лавку?» — вопрос по отношению к доставшимся нам от наших бабушек и дедушек вещам зачастую стоит именно так.

    Однако любая подобная вещь в трудный день может послужить утешением для нас, считает психолог Татьяна Воробьева. Не говоря уже о фотографиях, мемуарах и дневниках — вещах уникальных, раскрывающих тонкие грани души человека, которые в повседневной жизни закрыты. «Когда вы читаете о своем близком человеке, узнаете его мысли, его страдания, скорби, его радости, переживания, он оживает и становится вам намного ближе и понятней! — объясняет Татьяна Владимировна. — И, повторюсь, это позволяет понять наши собственные черты характера, раскрывает причины многих событий в семье».

    Часто бывает, что старинные открытки и письма проливают свет на такие подробности биографии наших прадедов, которые не могли быть — по личным или по политическим мотивам — раскрыты при жизни! Старинные вещи, письма — «документы» ушедшей эпохи, о которой мы, таким образом, можем рассказать детям намного увлекательней и живей, чем это сделает учебник истории.

    И, наконец, старинные вещи, особенно подаренные, с гравировкой, посвящением — дверь к живой личности человека. «Держать в руках вещь, которая принадлежала твоему прапрадеду, перечитывать старинные письма, смотреть открытки, фото­графии — все это дает ощущение живой связи, поддерживает память о тех, кого давно нет, но благодаря кому ты есть», — говорит отец Стефан.

    ТРАДИЦИЯ 10. РУКОПИСНЫЕ ПИСЬМА, ОТКРЫТКИ

    Вы не замечали, как трудно сегодня найти открытку с пустым разворотом — чтобы можно было написать что-то от себя? В прошлом веке разворот всегда оставляли пустым, а сами открытки были произведением искусства. Первые появились в России в 1894 году — с изображением достопримечательности и надписями: «Привет из (такого-то города)» или «Поклон из (такого-то города)». Есть ли реальная польза — получить от близкого человека не mms из города N, а именно настоящее письмо или открытку?

    Если вдуматься, любая написанная от руки открытка или письмо — это повод изложить свои мысли и чувства без привычных сокращений, красивым, правильным языком.

    «Настоящие письма, без жаргонизмов и сокращений, без искажений языка, развивают навык вдумчивого, глубокого и искреннего общения», — подмечает отец Стефан. Причем, по мнению священника, такие письма совсем не обязательно должны быть написаны от руки, это могут быть и электронные письма — главное в том, что письмо побуждает отвлечься от спешки и располагает к совместным размышлениям.

    Татьяна Воробьева считает, напротив, что письма имеет смысл писать именно от руки — тогда это живой голос другого человека, со всеми личностными нюансами.

    ТРАДИЦИЯ 11. ВЕДЕНИЕ ЛИЧНОГО ДНЕВНИКА

    «Несколько раз принимался я за ежедневные записки и всегда отступался из лености», — писал Александр Сергеевич Пушкин, и в чём в чём, а в такого рода лености многие из нас «солидарны» с великим поэтом.

    Личные дневники в России вели с XVIII века: они могли иметь литературную форму, включая в себя переживания и размышления автора, а могли быть схематичны, как, скажем, дневник императора Николая II, содержащий короткие сообщения о ежедневных занятиях и даже пункты меню.

    С точки зрения психологии ведение д­невника — это своего рода катарсис, ­освобождение от того, что человек проживает. «У каждого есть сугубо личные мысли, ко­торые он не может никому доверить, — говорит Татьяна Воробьева. — Человеку необходимо выразить то, что его чрезмерно напрягает, создает внутренний дискомфорт, и наоборот, доставляет огромное чувство радости, эмоциональный подъем, которым подчас он не может ни с кем поделиться, дабы не быть неправильно­ понятым».

    Кроме того, запись произошедшего — ­способ взглянуть на свою жизнь со стороны, увидеть не обрывочную, а целостную картину. В наше время, когда дни насыщены и ­проносятся, как секунды, это вдвойне важно!

    «Вести дневник — это не просто записывать то, что произошло за день, это возможность задуматься над своей жизнью, — считает отец Стефан. — Кроме того, перечитывая дневник, можно проследить эволюцию своих мыслей и чувств».

    Электронный дневник — вариант?

    Да, если он не чрезмерно откровенный, считает священник. По его мнению, общедоступные личные записи в Интернете могут быть как приглашением к обсуждению своих мыслей, так и игрой на публику, идущей от тщеславия.

    В обычном дневнике ты можешь выра­зиться неоднозначно, но ты знаешь, что имел в виду. В сети твой блог может прочитать почти любой, а это значит, что ты ­должен учиться четко формулировать свои мысли, чтобы тебя правильно поняли. Люди, ведущие блоги, хорошо знают, в какие ожесточенные споры и даже ссоры могут выливаться обсуждения неправильно понятого.

    ТРАДИЦИЯ 12. СТРАННОПРИИМСТВО

    «Следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать», — говорит о странноприимстве, то есть приглашении в дом и семью чужих людей, Домострой.

    Сегодня по Домострою большинство из нас не живет. Как быть с этой традицией?

    Есть множество случаев, когда священник благословляет семью принять на постой человека, а потом этот человек, который зажился, засиделся, им становится ненавистен — и его терпят только из послушания. «Послушание с ненавистью, с раздражением никому не на пользу, — считает психолог Татьяна Воробьева. — Поэтому нужно исходить из своих реальных возможностей, из трезвого рассуждения. Сегодня странноприимничество — вещь неординарная, необычная и принимает другие формы. Не можете поселить у себя человека — помогите, чем можете: куском хлеба, деньгами, молитвой. Главное — не оттолкните».

    При этом, считает психолог, странноприимство может быть полезно только тогда, когда на это согласны все члены семьи. Если каждый согласится потерпеть какие-то неудобства — побыть в д ? уше не 15 минут, а 2; помыть посуду за гостем; пораньше уйти на работу и т. д., — тогда это возможно. Иначе придет момент, когда, допустим, сын скажет родителям: «Вы пустили этого человека, а меня это раздражает, угнетает». И начнутся метания, лицемерие — попытка угодить и сыну, и тому, кого приняли. А любое лицемерие — это ложь, что для семьи никак не полезно.

    Отец Стефан убежден, что странноприимство в духовном плане — это попытка выйти за рамки семьи, за рамки корпоративных интересов и просто помочь человеку. Как ее реализовать сегодня? Можно попытаться принять, не отказывая, пусть не странников, но хотя бы дальних родственников, знакомых, которые испытывают нужду и обращаются к вам с такой просьбой.

    ТРАДИЦИЯ 13. ИГРЫ ВСЕМ ДВОРОМ

    Сегодня многие тоскуют по той дружной жизни, которая раньше царила во дворах. «Хороший опыт дружбы в детстве поддерживает человека всю жизнь», — считает священник Стефан Домусчи. Ни родители, ни бабушки с дедушками никогда не смогут заменить ребенку общения со сверстниками. Во дворе подросток может приобрести те жизненые навыки, которым он никогда не научится в тепличных домашних условиях.

    На что обращать внимание, когда ребенок выходит поиграть во двор?

    «То, что вы заложили дома, обязательно проявится в социальном общении, — говорит Татьяна Владимировна. — Тут сразу видно: честно или нечестно играет ребенок, скандально или не скандально, самолюбив он в этих играх или все-таки может потерпеть, уступить? Что вы воспитали в нем, что заложили, с тем он и выйдет во двор: он сам себе генерал или он комформист и будет прогибаться под других? Все мальчишки закурят листья тополя, и он закурит? Или скажет: “Нет, я не буду курить”? На это нужно обращать внимание».

    ТРАДИЦИЯ 14. ДОНАШИВАНИЕ ОДЕЖДЫ ДРУГ ЗА ДРУГОМ

    Факт, который кажется невероятным: в семье последнего российского императора царские дочери в буквальном смысле донашивали одежду друг за другом. Исследователь Игорь Зимин в книге «Взрослый мир императорских резиденций» пишет: «При заказе каждого нового платья Александра Федоровна действительно всегда интересовалась его ценой и сетовала на дороговизну. Это не было крохоборством, это привычка, впитанная со времен небогатого детства и закрепленная при английском пуританском дворе королевы Виктории. Ближайшая подруга императрицы писала, что “воспитанная при небольшом дворе, Государыня знала цену деньгам и потому была бережлива. Платья и обувь переходили от старших великих княжон к младшим”».

    Сегодня во многих домах донашивание одежды — требование времени: ничего не остается делать, если семья большая, а доход — нет. Но только ли в этом дело?

    «Традиция донашивания одежды поможет научиться разумному и бережному отношению к вещам, а через это — и ко всему окружающему миру, — считает отец Стефан. — Кроме того, это развивает в человеке чувство ответственности, так как он должен сохранить одеж­ду в хорошем виде и передать ее другому».

    С точки зрения психолога Татьяны Воробьевой, это воспитывает в человеке скромность и привычку заботиться о других. А отношение к такой традиции — чувство стыда и досады или чувство родства, близости и благодарности — целиком зависит от родителей: «Надо правильно преподнести — как дар, подарок, а не как обноски: “Какой заботливый у тебя брат, какой молодец! Смотри, он аккуратно ботинки носил, чтобы они тебе достались, когда придет твой день. Вот он пришел!” Когда мы отдаем часы золотые — это очень значимо, а когда отдаем хорошие ботинки, которые берегли, бумажкой проложили, промазали, прочистили — разве это не является даром? Можно сказать, допустим, так: “В этих ботинках Андрюшка наш бегал, а теперь, сынуля, ты будешь бегать! И, может, от тебя они кому-то достанутся — ты их береги”. Тогда не возникнет ни пренебрежения, ни брезгливости, ни чувства своей ущербности».

    ТРАДИЦИЯ 15. СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ

    Знакомиться друг с другом самостоятельно, по своему желанию, было официально разрешено молодым людям только во времена Петра I. До этого все, что касается рождения новой семьи, было строго регламентировано и загнано в рамки десятков обычаев. Сегодня осталось их бледное подобие, но вот пословица «Быть на свадьбе, да не быть пьяну — грешно», увы, в умах многих людей по-прежнему сидит глубоко.

    Есть смысл соблюдать свадебные традиции, если да, то какие?

    «Христианин всегда должен серьезно относиться к тому, чем он наполняет свою жизнь, — рассуждает отец Стефан. — Свадебных традиций очень много, среди них есть как языческие, так и христианские, как приличные, так и очень плохие… Уважая традиции, важно соблюсти баланс, помнить, что брак — это, в первую очередь, Таинство, а не череда исполняемых обычаев».

    Пожалуй, мало кто пожалеет ушедшую в прошлое традицию валять тещу в грязи на второй день свадьбы. Но над возрождением таких забытых обычаев, как помолвка, обручение (договор, предваряющий по времени венчание), стоило бы задуматься.

    «При этом вряд ли стоит возрождать обручение в качестве просто красивого обычая — надеть кольца и дать обет верности, — считает отец Стефан. — Дело в том, что обручение в церковном праве по обязательствам приравнивается к браку. Поэтому всякий раз вопрос об обручении должен решаться индивидуально. Сегодня и с венчанием немало трудностей, а если людям предложить еще и обручение… Встает вопрос: а не будет ли это наложением на людей “бремен неудобоносимых”?»

    Осторожно, без фанатизма относиться к свадебным традициям советует и Татьяна Воробьева: «Муж и жена берут на себя в этот день тяжелейший крест ответственности друг за друга, терпения слабостей, усталости друг друга, иногда — непонимания. Поэтому единственная беспорная свадебная традиция, на мой взгляд, — родительское благословение на брак. И в этом смысле старинный обычай дарить молодой семье икону — обычно это венчальные иконы Господа и Богородицы — как знак благословения, конечно, имеет глубокий смысл».

    По мнению психолога, главное напутствие, которые родители должны донести до молодоженов, — это принятие родителями их как мужа и жены. Дети должны знать, что с момента свадьбы родители не будут их разделять, разбираться, кто прав, кто виноват, а приложат все усилия, чтоб сохранить их союз. Такой подход рождает доверие молодой семьи к своим родителям и помогает осознать себя единым целым, неразделяемым.

    «Ворчание, ропот отца или матери, такое “благородное проклятие” еще не родившейся семье — это самое страшное, что может быть! — считает Татьяна Воробьева. — Наоборот, молодые супруги должны почувствовать, что родители воспринимают их единым целым. И, допустим, при какой-то размолвке в семье свекровь не станет осуждать невестку, говорить: “Мой сыночек самый лучший, он прав!”»

    ТРАДИЦИЯ 16. РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

    Будущий преподобный Сергий Радонежский не ослушался родителей, когда те не благословили его уходить в монастырь, пока они не умрут. А вот преподобный Феодосий Печерский в монастырь бежал вопреки воле матери, которая его возращала с пути и даже избивала…

    Последнее скорее необычно. «Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит», — подметили наши предки. «Это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его», — объяснял современный афонский подвижник Паисий Святогорец. Однако Церковь не считает, что заповедь «почитай отца и мать» связана для христианина с абсолютным послушанием родителям.

    «Печально, но на протяжении веков эта заповедь воспринималась на Руси таким образом, что родители считались чуть ли ни хозяевами детей, и любое непослушание смело приравнивалось к непочтительности. На самом деле в Новом Завете есть слова, делающие эту заповедь взаимной: “И вы отцы не раздражайте чад своих…”, — рассуждает отец Стефан, поясняя: — Родительское желание поступить так, как им кажется верным, должно быть уравновешено желанием и свободой детей: необходимо стараться прислушиваться друг к другу и все делать не из эгоистических желаний, но с рассуждением».
    Сегодня принято, скорее, самостоятельно выбирать свой путь: например, просто ставить отца и мать в известность о предстоящем браке. Не умер ли институт родительского благословения — хотя бы на брак?

    «Благословение родителей в любые времена очень важно. Это свидетельство того, насколько отец и мать значимы для своих детей, — считает психолог Татьяна Воробьева. — Причем, речь не об авторитарности родителей, а об их авторитете — то есть о доверии детей своим родителям. А уж это доверие — следствие правильного воспитания».

    Со стороны детей послушание родителям, по мнению психолога, свидетельствует о личностной зрелости человека.
    Однако, замечает Татьяна Владимировна, родители бывают разные, мотивы бывают разные: «Любить можно слепой, уничижающей любовью, например, когда мать дерзает выбирать жену для сына, исходя из своих корыстных мотивов. Поэтому родители должны помнить: дети — не наша собственность, они даны нам “взаймы”, их надо “вернуть” Творцу».

    ТРАДИЦИЯ 17. СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ

    «У вас может быть тысяча советчиков извне, но решение семья должна принимать сама и сообща», — уверена Татьяна Воробьева.

    Во-первых, тут высказываются все — искренне, нелицемерно, учитывается мнение всех членов семьи, а значит, каждый чувствует себя значимым, каждый имеет право быть услышанным.

    Во-вторых, очень важен навык выработки единого мнения: мы высказываемся, слушаем, оппонируем друг другу — и таким образом находим единственно правильное решение.

    «Такой подход не дает повода потом обвинять друг друга: “А это ты так решила!” Как, например, часто говорят матери: “Это ты так воспитала детей!” Простите, а где в этот момент были вы. »

    Если прийти к единому мнению не получается, то решающее слово может оставаться за главой семьи. «Но тогда, — предупреждает Татьяна Воробьева, — это слово должно быть столь веским, столь аргументированным или построенным на таком высоком доверии, что не вызовет ни у кого ни малейшего сомнения или недовольства! А приведет к соподчинению по доверию главе семьи».

    ТРАДИЦИЯ ПАТРИАРХА

    Кстати, мало кто знает, что в каждый свой визит в Санкт-Петербург Святейший обязательно оставляет время, чтобы посетить могилы родителей. Вот как рассказывает об этой традиции пресс-секретарь Патриарха диакон Александр Волков: «Патриарх всегда в Питере заезжает на кладбища, чтобы помянуть родителей . Всегда — это значит совсем всегда, каждый раз. И это, конечно, оставляет очень сильное чувство — кем родители были для Патриарха, насколько он их любил, что они сделали для него в жизни и насколько он им благодарен. И всегда задумываешься — как часто ты сам бываешь на могилах своих родственников (а он при возможности кроме могил родителей посещает еще несколько мест захоронений родственников, просто мы об этом не сообщаем). В общем — очень поучительный пример отношения к почившим родным дает Патриарх. И надпись на венке — “дорогим родителям от любящего сына” — совершенно неформальная».

    Читайте так же:

    • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
    • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
    • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
    • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]
    • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
    • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *