Традиции и обычаи казахского народа на русском языке

Традиции и фольклор казахского народа

понимать содержание прослушанного текста принимать правило правописания жи-ши

Просмотр содержимого документа
«Традиции и фольклор казахского народа»

Тема: О традициях и обрядах казахского народа

Количество присутствующих: Количество отсутствующих:

Цели обучения, которым посвящен урок

2.1.4.1 понимать содержание прослушанного текста, определять героев, последовательность событий;

2.5.2.1 правильно писать сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу.

Правописание жи-ши; ча-ща; чу-щу.

Понимают, как характеризовать героя. Применяют в речи слова различных частей речи, правила правописание жи-ши; ча-ща; чу-щу.

Все учащиеся смогут:

использовать в речи слова различных частей речи

применять правила правописания жи-ши; ча-ща; чу-щу; оценивать высказывание на основе своего согласия/несогласия

Большинство учащихся смогут:

применять правила правописание жи-ши; ча-ща; чу-щу под руководством учителя; высказывать простые оценочные суждения.

Некоторые учащиеся смогут

пересказывать текст, соблюдая последовательность событий.

Основные термины и словосочетания

Проводы ребенка в школу, угощение пожилых людей.

Приветствие учащихся на двух языках. Деление на группы.

Здравствуйте ребята .Сегодня у нас открытый урок ,у нас гости.

Ребята поприветствуйте гостей .А теперь быстро встали в круг

У меня волшебный цветочек. Передавая друг другу пожелаем

добрых слов и хорошего настроения.

Ты добрая, ты лучший…

А теперь как всегда будем работать в группах .Перед вами конфеты 2 цветов .Группа делится.

Обратите внимание на ролик что вы узнали из этого ролика?Что вы увидели?

Да это праздники.А какие здесь праздники? Назовите эти праздники. Молодцы .

Сегодня наша тема «Традиции и обычаи казахского народа».Какой наш казахский народ?

Он очень добрый,хороший.А мы любим гостить7

Работа с новыми словами.

Казахский народ гостепримный народ.У казахского народа много традициии,обрядов,

Есть хорошая традиция Тілашар-той.

Давайте послушаем что нам приготовил Бахдаулет.

Тілашар как вы поняли это проводы ребёнка в школу.

А кто нас провожает в школу?

Нас провожают бабушка и дедушка.

А дедушка и бабушка что нам говорят когда мы идём в школу?

А тебе что сказали?

Будь большим, не шали.Они нам дают напутственные слова то есть бата. Напутственные слова -это пожелания.Запомните на казахском их называют бата, на русском их называют —напутственные слова.

Это красивое напутствие вы никогда не забывайте это-бата.

Какими мы должны встать?

Умными,взрослыми стать гордостью наших родителей,учителей.Вот какая моя дочка,вот какой мой сын!Это и есть напутственные слова. Выполняйте же их и не забывайте о них !

А в школе какими мы должны быть ?

Какие правила поведения у нас есть?

Ученик должен держать тетрадь в порядке.

Пиши без ошибок.

Держи тетрадь в порядке.

Давайте эти правило мы прочитаем друг другу.

Аяла держи тетрадь в порядке.

Дадим друг другу советы.

Давайте оценим как она прочитала?

(Деятельность учащихся). Ученики читают.

Ребята вы не устали?

Продолжим, а какое здесь правило? Запомните слова жи-ши

пишем с буквой И хотя произносятся как Ы.

Держи –пиши. В русском языке их пишем с буквой И.

А как мы себя должны вести себя на улице, в автобусе?

Быть воспитанными, внимательными, вежливыми. эти слова относятся только к хорошим людям.

Работа по учебнику.

Давай те прочитаем текст «В автобусе», и узнаем, как вели себя Арман и Аян?

Какие они? На кого вы хотели бы быть похожими?

Воспитанные, добрые, заботливые. Это прилагательные.

А теперь друг другу скажем…

Ребята уступайте место старшим, уважайте взрослых ,уважаёте друг друга и говорите вежливые слова. Вы дома тоже такие?

Значит, ребята ,не только дома мы должны быть умными, вежливыми но и в школе, на улице. Чтобы мы учителя гордились вами. Это и есть наша традиция -уважай взрослых, будь добрым,воспитанным.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим долгом — знать всех своих предков до седьмого колена. Эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит и Тенгри . Поэтому человек четко осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек прожил достойную уважения жизнь, то духи будут благосклонны к его потомкам.

Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и традиций связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужук и.т.д. , а также полезными напитками: кумыз, шубат , айран и конечно чай. К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах.Считалось большим позором для хозяина, не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского народа существуют множество пословиц и поговорок связанных с гостеприимством, одна из которых переводится, как «Если гость приходит, счастье в дом приводит!». Хозяева дома всегда стремились, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из дома.

Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали , кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.

Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер. Например, обрезание крайней плоти у мальчиков или сундет. Обряд этот зародился в арабских странах, и уже позже пришел к казахскому народу вместе с мусульманской религией. Сундет — это очень важное событие для любого мальчика, так как этот обряд присоединяет его к мусульманскому миру, ведь о необходимости обрезания крайней плоти говорится в Коране. Сундет — это далеко не рядовое событие и по этому поводу как правило устраивали большой праздник и ребенка в этот день поздравляли и дарили много подарков.

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье.Большую роль в воспитании играл народный фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой форме уже с самых маленьких лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети наблюдая за работой взрослых: дочери — за ремеслами матерей, сыновья — за хозяйскими делами отцов, — постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку — мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики — молодыми жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитию ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо большее внимания, так как ему предстояло стать главою семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.

Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали «всем миром». Правило для любого казаха — никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.

В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот наравне с мужчинами. Такой обычай, как воровство невесты хоть и случается, но в большинстве случаев при согласии невесты, когда например родители невесты против свадьбы. Если же подобный факт случается без согласия девушки, то существует ряд уголовных статей предусматривающих наказание в зависимости от инкриминируемой статьи. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из забытья . Это — детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить традиционную казахскую свадьбу в национальной свадебной одежде жениха и невесты, с соблюдением основных этапов традиционной свадебной церемонии. Свадебная одежда хоть и претерпела изменения, но в современном наряде прослеживаются элементы казахского орнамента, колоритность образа в целом. На голову невесты вновь одевают саукеле. Возрождаются национальные ремесла, такие как валяние шерсти, ювелирное мастерство, выделка кожи, изготовление музыкальных инструментов итд. Все это свидетельствует о живом интересе прежде всего молодого поколения к истории своего народа.

Далее представлен краткий экскурс по статьям касающимся традиций и обычаев казахского народа, представленным у нас на сайте. Все обычаи и традиции казахского народа можно условно разделить на обычаи и традиции, связанные со сватовством и свадьбой, с рождением и воспитанием ребенка, обычаи гостеприимства, различные обычаи в быту, и погребально- поминальный обряд.

  • КАЗАХСКАЯ СВАДЬБА
  • кыз айттыру (сговор о свадьбе)
  • кыз кору (смотрины)
  • сватовство
  • свадебный обряд
  • казахские свадебные песни
  • уй корсету(знакомство с родственниками мужа)
  • есик ашар (первый визит зятя к тестю и теще после свадьбы)
  • онир салу
  • илу
  • коримдык
  • похищение невесты

  • рождение ребенка
  • курсак той
  • колжа
  • 40 дней ребенку
  • тусау кесу
  • аткою, азан шакыру
  • бесик салу
  • поверья, связанные с рождением ребенка
    • узенгиден откизу (проведение под стременем)
    • басире
    • ашамайга мингизу
    • шаш алу
    • сундет (обрезание)
    • ОБЫЧАИ , СВЯЗАННЫЕ С ПРИЕМОМ ГОСТЕЙ

      • шашу
      • ат мингизу шапан жасу
      • бата
      • белкотерер
      • бес жаксы
      • ерулик
      • жылу
      • коримдик и байгазы
      • конакасы
      • конаккаде

      ДРУГИЕ ТРАДИЦИИ В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

      Традиции и обычаи казахского народа на русском языке

      Согласно переписи 2010 года, в России живет 647 тысяч казахов. Эта внушительная цифра позволяет им занимать почётное десятое место по численности в списке народов РФ.

      Основные районы расселения российских казахов находятся вблизи российско-казахстанской границы: в Омской, Оренбургской, Астраханской и Саратовских областях. Живут казахи также в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах европейской части страны. Кроме того, в центральной России довольно много трудовых мигрантов из Казахстана.

      Казахи – потомки представителей различных тюркских племён – в единую нацию оформились к XV веку. Добрососедские отношения между русскими и казахами начали складываться ещё в середине XVIII века, когда степняки попросили у императрицы Анны Иоанновны военной помощи для защиты от нападения Джунгарского ханства, располагавшегося тогда на территории нынешнего китайского региона Синьцзян.

      К середине XIX века земли нынешнего Казахстана вошли в состав Российской государства. Тогда же были основаны первые крупные поселения, превратившиеся впоследствии в города, – Семипалатинск (сегодня – Семей), Верный (Алматы), Актобе.

      Казахский язык относится к кыпчакско-ногайской ветви тюркской группы языков, и имеет ряд своеобразных особенностей, которые тем не менее, не мешают казахам на бытовом уровне понимать разговорную речь киргизов, каракалпаков, татар, ногайцев и кумыков.

      Традиции и обычаи казахов

      Как у большинства среднеазиатских народов традиции казахов частично восходят к языческим религиозным представлениям тюркских народов. Определенное влияние на казахскую культуру оказал ислам, распространившейся среди народов Азии в средние века. Он причудливо переплелся с обычаями и верованиями тенгрианства, распространенного некогда среди тюрко-монгольских кочевников.

      Казахи как правило знают историю своей семьи не менее чем до седьмого колена. Любопытно, что в древних тюркских верованиях считалось, что человеческая душа напитывается мудростью от духа предков Аруах. А совершение дурного поступка оскорбляет Аруах, накладывая тем самым негативный отпечаток на все семь колен потомства человека, совершившего злое деяние. Достойная же жизнь, проведённая в полном мире и согласии с окружающими людьми, наоборот, благотворно влияет на семь колен будущего потомства.

      Еще одна древняя традиция, не потерявшая актуальности и в наши дни, – культ гостеприимства. Обычаев, с ним связанных, у казахов много. Гостей полагается принимают радушно, уделяя внимание мелочам: обязательно встретить у дверей юрты (дома или квартиры), проводить к накрытому достархану (столу), усадить на лучшее место. Самая важная часть застолья – чаепитие: чем горячее и вкуснее чай, чем больше сладостей подано к нему, тем более расположен к гостю хозяин. Покидать юрту или дом в ауле гости должны неизменно в хорошем настроении, и для этого все средства хороши: нередко «званный» обед в богатых домах сопровождался музыкой, песнями и танцами в исполнении хозяев.

      Благожелательное отношение казахи распространяют как на гостей, так и на всех людей, с кем они сталкиваются. В случае беды на помощь приходят не только родственники, друзья и соседи, но и просто отзывчивые люди, знающие, что и их в сложную минуту всегда поддержат.

      Богатство казахской кухни

      Вегетарианцу в гостях у казахов будет грустно: основа рациона этого народа – мясо. В первую очередь – мясо домашних животных, приготовление которого начинается с правильной обрядовой разделки.

      Ет казакша (в переводе – мясо по-казахски) – аналог традиционного тюркского блюда бешбармак – представляет собой крошеное отварное мяса с лапшой. Довольно экзотично для европейца казахское блюдо сур-ет – вяленая конина, густо посыпанная солью.

      Любителям субпродуктов по вкусу придется куырдак – перемешанные с картофелем небольшие кусочки печени, сердца, почек, лёгких различных животных. А среди мясных супов особой популярностью у казахов пользуются сорпа и ак-сорпа ­– бульон и суп на молоке с кусочками мяса.

      Присутствуют в кухне казахов и рыбные блюда. Например, коктал – рыба горячего копчения под тушёными овощами.

      Молочные напитки – обязательные спутники казахского застолья. Наиболее популярны кумыс (особым образом сквашенное кобылье молоко), хорошо знакомый россиянам в последние годы айран (кефирный напиток), шубат (жирный кисломолочный напиток на основе верблюжьего молока). Не редкие гости на казахском достархане – каймак (густая сметана) и курт (затвердевшие кусочки солёного творога или сыра).

      Самые популярные виды хлеба – баурсаки (пончики, приготовленные во фритюре), шельпек (лепешки во фритюре) и лепешки из тандыра.

      ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

      Юлдашева Шахсанам Радиковна

      учащийся 2 курса, специальность правоведения, колледжа КазНПУ имени Абая, г. Алматы

      Тлеулиева Сабира Мусретуллаевна

      научный руководитель, преподаватель казахского языка, колледжа КазНПУ имени Абая, г. Алматы

      Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, где они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.

      Наречение ребенка. Когда в молодой семье появляется малыш бабушка, дедушка или самый старший из родственников дает ему имя. Он наклоняется к уху малыша и говорит три раза: — Твое имя!

      Колыбель. Когда малышу исполнится несколько дней, его укладывают в колыбель, которую для него дарит родственница мамы. Ей доверяют в первый раз уложить ребенка. Сначала она изгоняет злых духов над кроваткой с помощью зажженной палочки. Стелит маленькие подушки и одеяла. Потом пеленает малыша и специально сшитыми лентами перевязывает его в двух местах. Накрывает шапаном (головной убор), шубкой, чтобы малыш был сыном народа, вешает уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар (талисман), чтобы не сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз.

      Ребенку 40 дней. В этот день ребенка купают в воде с серебряными монетами и кольцами. Самая старшая женщина выливает на ребенка 40 ложек воды и говорит: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты разбирают женщины, которые купают малыша. Состриженные в этот день волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу его одежды. А ногти закапывают в укромное место, где никто не ходит. В рубашку, которую малыш носил до сорока дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и отпускают. Дети догоняют собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости.

      Резание пут. Как только ребенок начинает делать свои первые неуверенные шажки, родители зовут гостей на «T?саукесер тойы». Право разрезать путы на ногах ребенка дается не каждому. T?cay кесушi (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях — основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым. Тогда ребенок во взрослой жизни не будет спотыкаться. Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы их ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жiп» — пестрым ниткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый — чтобы ребенок вырос благородным, зеленый — чтобы жил долго, красный — чтобы был богатым.

      Пестрота пут имеет еще одно значение. У казахов есть выражение «ала жiптен аттау» (перешагивать через пестрые нити, символизирующие обман и присвоение чужого добра). Принято считать, что ребенок, перешагнувший через настоящие пестрые нити во время обряда «Т?саукесер», в жизни не будет совершать дурных поступков, вырастет человеком порядочным и честным. После окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.

      Посвящение в наездники. Когда мальчику исполняется 4—5 лет, его посвящают в наездники. Для него делают ашамай-ер (специальное седло из дерева). Выбирают самого спокойного жеребенка-трехлетку и садят на него ребенка. Отец водит коня по всему аулу для того, чтобы малыш поприветствовал всех людей. Женщины бросают шашу (подарки и сладости). Оседлав своего первого коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной.

      То?ым ?а?у. Когда ребенок научится самостоятельно ездить верхом, он впервые выезжает из дома. В этот день приглашают уважаемых людей почтенного возраста. Гости играют на домбре, поют песни, играют в разные игры.

      ?озы жасы (возраст ягненка 10—13 лет). В 10 лет мальчики пасут ягнят. Поэтому этот возраст считали «возрастом ягненка». ?ой жасы (возраст овцы 13—20 лет). После 13 лет мальчикам доверяли пасти овец. Жыл?ы жасы (возраст лошади 25—40 лет). В 25—40 лет джигиты пасли лошадей. Патша жасы (царский возраст 40 лет). В это время человеку можно доверить управлять народом, считают казахи [4, с. 13].

      Народные обычаи

      С?йінші— сообщение радостной вести. Когда произносят «С?йінші», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить подарок.

      С?лемде — знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.

      «К?рімдік» от слова «к?ру» — смотреть, видеть. Подарок, который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т. д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.

      Базарлы?— не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.

      Жетіата —семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.

      Тыйым —запрет. У казахов, как и у многих других народов, существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку — это может привести к вражде. Свистеть в доме — прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты — этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.

      Араша — возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.

      ??тты болсын айту —поздравление. Этот древний обычай говорит «??тты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.

      То?ым?а?ар —обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.

      Тізе б?гу—преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.

      Шашу — осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т. д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу [2, с. 125].

      Бесік той.«?лди-?лди а? б?пем, a? бесiкке жат, б?пем» (Баю-баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Эти строки из «Бесiк жыры» (колыбельной песенки) знакомы почти всем казахам.

      Бесiк (колыбель) считается священной реликвией каждой семьи. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «на?ашы». Бесiк бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец. Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд «бесiкке салу» (укладывание в колыбель). Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство. К изголовью колыбели привязывают т?мap — амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в отверстие, расположенное в середине колыбели, где установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту ребенка (далекий предок нынешних памперсов!), бросают конфеты и другие сласти. Их тут же, подставив ладони, разбирают женщины, не имеющие детей.

      После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и окажет свое влияние на судьбу ребенка. Например, шуба иди дорогой чапан являются символами богатства и высокого положения в обществе. Уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, умеющим обуздать любого коня, а кебенек (походная одежда) символизирует героизм и храбрость и обеспечивает ребенку славу батыра, защитника Отечества. Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей!

      С?ндет той. Этот праздник входит в число тех, которые по сей день (в последние годы особенно) отмечаются с большим размахом и даже с некоторой помпезностью. Особенно в южных регионах. Значение слова «той» известно каждому казахстанцу, а «с?ндет» (от арабского сонат) означает обычай, практику и подразумевает совершение обязательного мусульманского ритуала обрезания мальчиков. По-казахски этот обряд называется с?ндеттеу или с?ндетке отыр?ызу и проводится, когда ребенку исполняется, пять, семь или девять лет. Данную медицинскую операцию желательно проводить именно в нечетные годы возраста. В старину обрезание совершали муллы, нынче эту миссию все чаще выполняют хирурги, зачастую непосредственно в медицинских учреждениях. За свои услуги и те, и другие получают предусмотренные традицией щедрые вознаграждения. Через несколько дней после совершения ритуала мальчики в длинных женских платьях или просторных отцовских рубашках в сопровождении свиты обходят родственников и соседей и приглашают их на «с?ндет той». Этот той по масштабам не уступает свадьбе. Приезжают родственники из других городов; привозят и дарят виновнику торжества дорогие подарки. Обряд «с?ндеттеу» означает не только факт приобщения к исламу, он прежде всего оказывает морально-психологическое воздействие на мальчиков, которые с этого момента начинают чувствовать себя взрослыми, настоящими мужчинами, от которых ждут достойных поступков.

      Не раз приходилось слышать, как пацаны, мужественно и с достоинством выдержав обряд обрезания, с гордостью заявляли: «Я стал мужчиной!».

      Беташар. Обычай женитьбы, замужества у казахов имеет несколько этапов — один интереснее другого. Предварительные переговоры, смотрины невесты, официальное сватовство (К?да т?су), досвадебные визиты жениха в аул невесты (?рын бару), сама свадьба, состоящая из множества ритуалов, брачные церемонии в ауле невесты и в ауле жениха. Все это сохранилось и сегодня, может быть, не в столь первозданном виде, но суть осталась прежней. Более того, в последнее время стало модным в среде казахской элиты проводить свадьбы, строго соблюдая все тонкости старинного этикета. Невеста — обязательно в казахском национальном костюме, и гости — тоже. Хотя обряд открывания лица невесты и представления ее родственникам жениха остался в неизменности. Как и прежде, по обе стороны невесты, взяв ее под руки, становятся самые учтивые в роду, благовоспитанные снохи. «Беташар» — это своеобразное наставление молодой снохе. Исполняет этот обряд самый лучший акын-импровизатор. Сначала он превозносит до небес ослепительную красоту невесты, ее добрый нрав, другие непревзойденные качества, затем представляет всю родню жениха, самых влиятельных людей рода, и каждому из названных в песне, невеста должна отвесить глубокий поклон. Лицо ее в это время закрыто вуалью. За каждый поклон родственники платят звонкой монетой, стараясь перещеголять друг друга в щедрости. В конце обряда златоустый певец кончиком домбры откидывает вуаль с лица невесты [5].

      Издревле образ жизни казахов был кочевым. Народ создал и передал через поколения богатейшее духовное наследие. Кочевники любили свою землю, ее реки, озера, горы, скалы, леса, они воспевали их в своих песнях, давали родным местам самые поэтические названия, строили памятники, покоряющие своей красотой и величием. Понять сакральный смысл этих вековых традиций и жить в гармонии с ними важно для наших современников.

      Почитание старших, поддержка младших, оказание гостеприимства незнакомому путнику, способность без суда и тюрем находить справедливое решение в спорах свидетельствует о том, что взаимоотношения казахов были основаны на принципах нравственности и гуманизма. Основа такого мировоззрения изначально была заложена в традициях, культуре и повседневном быту степняков.

      Традиции играют важную роль в воспитании казахской молодежи. Пройдя через испытания временем, они служат основой формирования национального самосознания. Примечательно, казахи всегда придерживались мнения, что традиции не являются чем-то незыблемым и претерпевают изменения в ходе истории. Об этом свидетельствует народная мудрость: «У каждой эпохи свои законы, как и в горах — свои животные». Каждое новое поколение стремится поддерживать лучшие традиции, что дает возможность помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.

      Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников VI—VIII вв. до наших дней.

      Казахстан — край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седого Каспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи говорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи — жители Великой степи — испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру [1, с. 95].

      8 казахских традиций, о которых вы не знали

      Беташар, т?сау кесу, шілдехана. У казахов есть много традиций, которые соблюдают и сейчас. Но есть и те, которые современникам неизвестны. Сталкивание ягодицами, воскрешение старушек, зашифрованные послания на платочках, а также мужская версия свадебного букета невесты: «Степь» выбрала восемь любопытных традиций, что затерялись в веках.

      Ералы Оспанулы – известный казахстанский художник и писатель. В 2020 году вышла его книга «Казахские народные обычаи». В своем труде автор дает уникальную возможность не только узнать об особенностях жизни наших предков, но и увидеть их в графике. В книге он повествует обо всех традициях и обычаях казахского народа. «Степь» выбрала восемь самых интересных.

      ??рса? той – Празднование беременности

      Новость о наступлении беременности в казахских семьях воспринималась с огромной радостью. Свекровь невестки, удостоверившись в приятных изменениях, со словами: «А? келінні? ??рса?ы а? айран?а толыпты» – «Утроба белой невестки наполнилась белой простоквашей», приглашала к праздничному дастархану женщин – родственниц и соседок. В честь радостного события резали барана. Приготовленное мясо преподносили гостям в соответствии с их возрастом и положением. Самой старшей из женщин подавали голову, а беременной асы?ты жілік – берцовую кость с коленной чашечкой. Гости поздравляли семью с радостным событием и желали всего наилучшего виновнице торжества. Делились с ней своим жизненным опытом и давали полезные советы. После празднества о беременной начинали заботиться всем миром. Готовя что-нибудь вкусное у себя дома, женщины обязательно приглашали ее к себе в гости или передавали угощение для нее. Свекровь невестки изготавливала специальный оберег, с защитой внутри сурой из Корана, который невестка носила на шее или пришивала на уровне груди треугольный тумар-оберег с подвешенными семью мелкими камушками, призванными защитить от сглаза.

      Жарыс?азан – Состязание с казаном

      Казахские женщины рожали стоя, повисая на аркане или на бау крепко и красиво вытканную ленту. Часто использовали для этого и к?ген специальную длинную привязь для приплода домашнего скота, которая имела для кочевников сакральное значение. К?ген, на удачу, натягивали внутри юрты справа налево. Когда у беременной женщины (начинались роды и) схватки учащались, то одна из близких родственниц принималась готовить одно из быстроприготовляемых блюд. Например, ?уырда? – жарила на курдючном жире нарезанные кубиками печень, сердце, легкое и мякоть баранины. Для этого она брала нож и со скрежетом точила о край казана, при этом громком приговаривая: «?ара ?азан б?рын пісе ме, ?ара ?атын б?рын туа ма?» – «Что раньше случится: пища в черном котле скорее сварится или черная баба раньше разродится?». Кроме того, за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребенок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо. Чтобы шея ребенка скорее окрепла, и он мог держать голову, на самое высокое место подвешивали обглоданную шейную часть позвоночника овцы. Пуповину мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочек прятали в сундук.

      К?тендестіру – Обряд встречи двух рожениц

      Часто в большой семье случалось так, что свекровь и невестка, или несколько снох рожали примерно в одно время. По обычаю им не полагалось видеть друг друга до истечения сорока дней с момента рождения своих детей. Считалось, что от этого новорожденные могут заболеть чесоткой. Поэтому роженицы встречались только спустя какое-то время. Для этого одна из снох приглашала обеих женщин к себе в гости и устраивала для них обряд первого свидания к?тендестіру сталкивание их ягодицами. При этом каждая из них приходила, имея при себе сверток с угощениями. Сноху, пришедшую первой, хозяйка юрты проводила на почетное место и садила лицом к стене. Вторую же, подошедшую немного позже, усаживала спиной к уже сидящей. Потом, по условному сигналу хозяйки, они брали свертки в левую руку, пропускали под правой ногой и правой рукой одновременно передавали друг другу. Затем раскрывали подарки, чтобы отведать угощения и только после этого обернувшись, радостно здоровались. После совершения ритула к?тендестіру, женщины, столь необычным способом вернувшие себе возможность общаться свободно, как прежде, принимались благодарить сноху и вручали ей свои подарки.

      ?гізге теріс мінгізу – Сажание свата на вола задом наперед

      Внутри юрт сватов часто поджидали затаившиеся женщины, которые набрасывались на них и осыпали мукой, обмазывали лица сажей, разведенной на сметане или грязью из лужи. Вдоволь потешившись над сватами, женщины помогали гостям привести себя в порядок, после чего провожали на почетное место, а сами по нескольку человек усаживались вокруг каждого из них. Затем, дав немного угоститься едой, они начинали задавать разные вопросы с заковыркой, загадкой, просили повторить скороговорку или продолжить недопетую песню. При этом, желая сбить с толку, огорашивали всякими пустяками и когда сват терялся, выводили наружу и в наказание окатывали водой с ног до головы. Если сват оказывался при этом еще и строптивым, то могли столкнуть в какой-нибудь водоем, а затем долго не давать ему выбраться на сушу. Некоторым привязывали на шею веревку и водили по аулу. Особо неугодившим набрасывали на голову платок или, надев саукеле – головной убор невесты, связанного сажали задом наперед на вола и выгоняли в степь. Затем, увидев, как тот трясется в седле и, проскакав какое-то расстояние, беспомощно скатывается на землю, смеялись от души.

      Кемпір ?лді – Старуха умерла

      Еще одной интересной традицией являлось «Кемпір ?лді!» – мнимая смерть одной из женщин аула невесты. Для этого одна из старушек, прямо на глазах у жениха падала на землю и, раскинув в разные стороны руки, принималась изображать умершую. При виде этого все остальные женщины вскидывали вверх руки и принимались громко причитать: «Ой-бай! Кемпір ?лді!» – «Ой-бай! Старуха умерла!». Но стоило ей руки вложить какой-нибудь подарок, как она тотчас же оживала и вскакивала на ноги. Естественно, прежде чем «оживить» старушку, жених или его дружок не упускал возможности удостовериться, на самом ли деле она умерла. Под мнимое негодование обступивших женщин он заглядывал ей в лицо, тянул за руки, пытался приподнять и поставить на ноги, пощипывал, щекотал. Преграда «Кемпір ?лді!» является своеобразным пожеланием, чтобы праздник не был омрачен внезапной кончиной кого-нибудь. Если принять во внимание, что все жители аула являются представителями одного рода, то внезапная кончина одного из них тут же превращалась в общее горе. Естественно, в таких случаях праздник в ауле сменялся похоронами и поминками.

      Мойын тастар – Метание шейного позвонка овцы

      Невеста наотрез отказывалась идти к юрте молодоженов и тогда женщины относили ее, посадив на ковер. В а? отау сначала входила невеста. При этом она должна была переступить порог обязательно правой ногой и ею же ударить по левой стороне за дверным косяком. Жених входил за ней и совершал то же действие. После этого жениха провожали на почетное место и угощали пищей, приготовленной из мяса животного, которое он подарил женщинам, принимавшим участие в установлении юрты молодоженов. В первую очередь он должен был обглодать шейную часть позвоночника овцы и, завернув ее в белую материю, глядя вниз, выбросить через откинутый полог верхнего свода юрты. Этот обычай назывался мойын тастар. Смысл его заключался в том, чтобы дым из нового очага всегда был ровным и шел только вверх. Тем временем кость снаружи караулили аульные юноши. Едва она вылетала изнутри юрты, как парни, опережая друг друга, бросались ловить ее. Считалось, что тот, кто станет обладателем шейной кости, вскоре тоже женится. Если жених с первой попытки не сумел выбросить кость, то после каждого промаха вынужден был обматывать ее новым куском ткани и бросать заново до удачной попытки. Иногда, одна из присутствующих женщин, вызывалась помочь ему выбросить кость и затем, за оказанную услугу, получала подарок.

      С?лемдеме – Весточка от замужней дочери

      После свадьбы невестке предстояло вписаться в привычный, размеренный ритм жизни аула своего мужа. Конечно, жизнь у каждой из них складывалась по-своему, но все они, при первой же возможности, стремились передать какую-нибудь вещицу в качестве весточки своим родным. Часто таковыми служили вышитые платочки или другие небольшие предметы собственного рукоделия. По орнаментам, вышитым на них, родители девушки могли получить зашифрованную информацию о ее судьбе, о том, насколько ей хорошо или туго живется после замужества. Например, если их дочь вышивала на платке классический орнамент ?ош?арм?йіз – бараний рог, очень тонкими, неровными линиями, это означало, что с нею никто не считается и часто обижают. А если платок был богато расшит элементом ??см?рын – птичий клюв, то это указывало на то, что ее встретили как родную дочь и всячески балуют, оказывая различные знаки внимания. В последнем случае родители девушки, на радостях, спешили поделиться хорошей новостью с близкими. Приносили в жертву барана и за богатым дастарханом отмечали приятную весть.

      Ат тергеу – Придумывание новых имен для родственников мужа

      Вышедшая замуж женщина никогда не называла старших родственников мужа по имени. Его братьям и сестрам она также должна была придумать новые прозвища. Поэтому с первого дня пребывания в ауле мужа невестка находилась под пристальным наблюдением своих новых родичей. Этот обычай назывался ат тергеу. Ее находчивость, умение сравнивать, уместность и безобидность подобранных имен, прозвищ и кличек – все это критически оценивалось родственниками мужа, так как они должны были соответствовать и отвечать характеру каждого, что было делом не простым, являлось своего рода искусством. Учтивые снохи даже названия вещей и понятий, связанных с именами родных мужа, не употребляли, заменяя их словами, косвенно передающими смысл в иной форме. Так, если в имени человека имелось слово сокол, то оно заменялось названием ястреб. Если имелось слово курган, то его сменял холм. Бывало ленивого мужа, женщина называла работягой и т.д. В целом, традиция ат тергеу являлась признаком взаимного уважения и почтения, существовавшего между снохой и родными мужа.

      Иллюстрации взяты из книги Ералы Оспанулы «Казахские народные обычаи».

      Традиции и обычаи в казахской культуре

      Наша национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и продуктом мировой истории и культуры. Изучение истории и культуры народа невозможно без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравствен­ных ценностей казахской культуры. В истории любого народа осмысление прошлого заклады­вается основа и перспективы развития буду­щего. Как отмечает президент Н.А. Назарбаев «. Казахи — наследники великих цивилизаций -сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить» [1].

      Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но, несмотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характери­зующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятель­ности каждого народа. Со времени возникно­вения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к от­дельному человеку систематически переда­вались знания, трудовые навыки, нормы пове­дения, материальные или духовные ценности. Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности и называются традициями.

      Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане — празд­нестве по поводу рождения сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни приметное имя для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким. Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу -укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья; тусау кесу — первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Атка отыргызу — это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю должны сделать той — праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.

      Игры и праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникно­вение их относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последова­тельно сменявшихся форм, соответствовавшим общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и развлечения выполняли такие функции, как воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др. Широкую и универсальную функцию выполняли военно-спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, скачки, курес и др. Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функцию, входящих в систему поминальных и погребаль­ных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первона­чальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар. Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили общественный характер. Самым боль­шим праздником, по сведениям исследователей, считались поминки с конскими скачками. Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15 тысяч человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни. Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального положения организаторов. При этом ежедневно проводи­лись какие-нибудь игры, состязания, и заключи­тельный день завершался грандиозной скачкой, которая и составляла славу поминок. Среди семейно-родовых торжеств не менее значи­тельным было проведение свадеб. Торжество начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов, увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто очень значительными. Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца (шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той), торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынан шыгару), тор­жество, связанное с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той). Каждый из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шильдекана связывали с поверьем, «согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их«.

      Почитание к лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших дней. Аламан байга — скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время. Аламан байга является первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас). Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрики­вали родовые кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки. Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км для лошадей в возрасте до пяти лет и старше (собственно байга). Жарга дарыс — состязание на иноходцах. Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег иноходью был наследственным, и за природную мягкость и ритмичную поступь такие лошади очень ценились. Иногда способности иноходца развивали у лошади раннего возраста, если у них имелись задатки. Этим занимались спе­циальные мастера (жоргашы). Сайыс — едино­борство всадников на пиках, представляет собой старинную военизированную игру, устраивае­мую только на особо крупных торжествах. Бойцы для поединка выставлялись из различных родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана. Участники снаряжались необходи­мой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка — выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не смог продолжить единоборство. Аударыспак -борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владе­нием конем. Обычно такие мастера выстав­лялись на состязаниях от целого аула и рода. Происхождение кокпара имеет несколько истоков:

      1 ) участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада;

      2) возможно, что таким образом убегали прежде с добычей, так, наверное, спасали от плена раненого батыра;

      3) связана с борьбой фратрий за тушу тотемного животного.

      Жамбы ату — стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Его происхождение связано с военно-прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII в.

      Кумыс алу, один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Средней Азии, Казахстана, Кавказа, требующий от участников предельной скорости, ловкости, искусного и отважного управления конем. Смысл игры состоит в том, чтобы всадник на полном скаку должен поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько монет, расположенных в одинаковом интервале. Боль­шой популярностью в народе пользовались борьба (казакша курес), разновидность которой встречались и у других народов Средней Азии. Казакша курес проводился на всех празднествах и напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакша курес является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.

      Кыз куу (догони девушку) -конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т. ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел право жениться на ней. В видоизмененной форме дошли до нас несколько вариантов этой игры, проводимых во время свадьбы и иных торжеств. Игра проводилась на открытом поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный поворотный столб или мету. По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит — догнать ее. Если джигит догонял ее до линии поворота, то, как победитель имел право обнять и поцеловать девушку. Если же он не догонял девушку, то на обратном пути, подстрекаемая зрителями, она догоняла неловкого джигита и наносила ему многочисленные удары плетью. Подобные неудачи ложились позором на наездника, требовалось долгое время, чтобы забыли о ней.

      Алты бакан (буквально «шесть столбов») -казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую­ нибудь веселую песню, остальные подхваты­вали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга. Ак суек (белая кость) — развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь, с участием молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать ак суек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстро добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то представители побежден­ной команды в качестве компенсации развле­кают победителей, чаще всего песней. Наряду с молодежными играми широко были распро­странены и детские игры. Самые любимые из них — альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы. Среди игр интеллектуальных любимой был тогыз кумалак — настольная игра. Для нее использовали четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется тогыз кумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом. Одним из древнейших развлечением казахов была охота, в особенности, охота с ловчими птицами, слу­жившая подспорьем в скотоводческом хозяй­стве. Самого охотника называют кус-беги или беркутчи. Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь. Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток, черных рябчиков. Секреты дрессировки династии охотников-беркутчи передавали из поколения в поколение. Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями, помимо лис, бывают корсаки — степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов. На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь — соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.

      Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает Наурыз.

      Современное казахское название Нового года — Наурыз пришло из персидского языка: нау — новый, руз — день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны — днем всего племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике зарождения жизни. Главное ритуальное блюдо древнего праздника — наурыз коже. Наурыз коже включает в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука, пшено и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. Если молоко выступает символом нового года, то старый олицетворяет мясо, причем обязательно коп­чености составляющие прошлогодние запасы. Весной люди спешат обновиться физически и духовно — освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки, колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, пригла­шают гостей, одаривают родных. В семи домах должен побывать каждый, и семь гостей принять у себя в доме. Тысячи людей становятся свидетелями острых устных песенных состязаний акынов, соревнований в национальных видах спорта — казакша курес, тогыз кумалак, скачках и играх на конях — кыз куу, байга.

      Как отмечают исследователи, казахи имели высокую материальную и духовную культуру: «У нас были и есть свои богатства не только материальные, но, прежде всего, духовные: высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое музыкальное, поэтическое и философское наследие» [2]. Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ — один из богатейших народов в культурном плане. Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа.

      Литература

      1. Назарбаев Н. А. В потоке истории. — Алматы: 1999, с.23.
      2. Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. — Алматы, 1993. — С. 5
      3. Мырзахан?лы Ж.. ?азац ?лты. — Алматы, 1989.­139 б.
      4. ?азац халцыныц дэст?рлі мэдениеті. ?ылыми мацалалар жина?ы. — Алматы, 2004.
      5. Орынбеков М. С. Ежелгі цазацтардыц д?ниетанымы. — Алматы, 1994. — 56 б.

      Читайте так же:

      • Три спаса традиции Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый 08:25, 12 августа 2020г, Общество 1283 Фото Андрей КАСПРИШИН В августе православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - […]
      • Обычаи и традиции нового года в индии Новый Год в Индии Общая информация о том, как празднуют Новый Год в Индии. И небольшой сценарий. Будем показывать с классом на Новогодней елке 2020. Просмотр содержимого документа «Новый […]
      • Диалог на тему национальные традиции Диалог национальных традиций и культур Диалог национальных культур и традиций Просмотр содержимого документа «Диалог национальных традиций и культур» Областная научно-исследовательская […]
      • Молитва как жанр музыки Конспект урока: «Молитва» Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» 2 класс Музыка Е.Д. Критская, Г.П Сергеева Просмотр содержимого документа «конспект урока: «Молитва» […]
      • Ангарск зодиак ООО "ЗОДИАК" О компании: ООО "ЗОДИАК" ИНН 3801993540, ОГРН 1143850048946 зарегистрировано 11.11.2020 в регионе Иркутская Область по адресу: 665835, Иркутская обл, город Ангарск, микрорайон […]
      • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г "УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ" (публикация Международной торговой палаты N 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994) УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *