Символы и ритуалы в кадетских корпусах

Влияние кадетской символики и ритуалов на эмоционально-чувственную сферу кадетов

С детских лет мальчикам необходимо создавать условия для общей культурной подготовки, усвоения комплекса моральных ценностей, для воспитания чувства патриотизма.

Объект исследования: кадеты Московского казачьего кадетского корпуса им. М. А. Шолохова.

Предмет исследования: эмоции и чувства кадетов при выполнении кадетских ритуалов.

Целью исследования является исследование роли кадетской символики и ритуалов в развитии и формировании патриотических чувств у кадетов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научную литературу о влиянии традиций и ритуалов на чувственную сферу человека.

2. Продемонстрировать роль кадетской символики в формировании патриотических чувств кадетов.

Гипотеза исследования: Чувства и эмоции, вызванные при выполнении традиций и ритуалов, становятся базовыми ценностями, составляющие фундамент кадетской корпоративной морали.

Методы исследования: тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа

Практическая значимость исследования.

Глава 1. Воинские традиции и ритуалы – основа кадетских ритуалов и традиций

1. Понятие о традициях

Мир людей существует в культуре. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Термин «Культура» имеет более 500 оригинальных толкований. Под культурой понимают надгенетический механизм передачи жизненно-важной информации от поколения к поколению, содержанием которого выступают совокупность способов, регуляторов и результатов человеческого существования. Уже в 60-е годы культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимые человеком в процессе целесообразной деятельности.

Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность».

Культура слагается из трёх составляющих:

1. Жизненные ценности;

2. Нормы поведения;

3. Артефакты (материальные произведения).

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

История доказала, что процесс изучения других культур является самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру как главный механизм адаптации к внешнему миру.

Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться. Согласно такому взгляду, любой человек может принять действия другого человека, используя понятия его культуры, элементы его культуры (обряды, традиции, ритуалы и т. д. ) через понимание системы символов, частью которых они являются.

Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории России, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей.

Традиции — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.

Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык. Таким образом, традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне. Для обыденного сознания слово «традиция» ассоциируется с тем, что связано с прошлым, что само по себе неизменно, символизирует стабильность.

Понимание традиции в рамках европейской культуры базируется на историческом подходе. Традиции позволяют увидеть и оценить динамический характер изменений, происходящих в социуме.

Традиции связаны с истоками: традиция — это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования (Ален де Бенуа).

«Культурная традиция — это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» .

В свое время офицерский корпус императорской армии выработал устойчивый комплекс культурных норм, ценностей, ритуалов, символов, направленных на воспитание самоотверженных защитников Отечества и высококультурных офицеров. Каждый кадет, становясь офицером, осознавал благородство и почётность своей миссии и важной роли в жизни страны.

Военное образование выступает средством культуры. В отношении офицерской чести оно закладывает тот фундамент знаний, убеждений, умений нравственного поведения, на котором базируется вся система нравственных и профессиональных ценностей личности офицера и всего офицерского корпуса. Воздействие военного образования на процесс формирования офицерской чести осуществляется на рациональном, эмоционально-чувственном и поведенческом уровне с использованием методов обучения и воспитания отечественной военной школы. Военная школа русской армии была и остается фактором формирования первичных представлений об офицерской чести.

Офицер – это носитель высокой культуры, обладатель ярких личных качеств и достоинств.

В современной России стали возрождаться кадетские корпуса. Сегодня наука изучает механизмы влияния социокультуры на формирование мировоззрения, самосознания и чувства патриотизма у кадетов.

Кадетская символика и ритуалы становятся и оформляются в единый историко-культурный комплекс, направленный на закрепление патриотических чувств и традиций в кадетском корпусе. Изучение влияния кадетских традиций и ритуалов на формирование патриотических чувств, представляется необходимым и полезным для современной России.

Духовными основами кадетского воспитания являются идеи, верования, устойчивые взгляды и настроения, традиции, нормы, отношения, цельные теоретические системы, которые неразрывно связаны с духовной культурой общества и способствуют оптимальному функционированию творчества и активности каждого кадета.

В основе воспитания и формирования личности кадетов лежат выполнение и закрепление традиций, обычаев, правил этикета русского офицерского корпуса. Традиции всегда выступали, как система символического утверждения в офицерской корпорации основных нравственных ценностей и норм. Лучшие многовековые традиции нашли свое воплощение в кодексах чести русского офицерства, которые выступали сводом моральных норм и требований этикета. Воинская честь выступала стержневым нравственным качеством всех известных кодексов. Она имела целый ряд критериев, которые необходимо учитывать и современным воспитателям, в поисках путей феномена офицерской чести.

Воспитание на воинских традициях – представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения личного состава, его духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на личный состав, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому Флагу, служение интересам народа; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным .

Воспитание на традициях включает: активное изучение героического пути, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий с акцентом на примерах воинской доблести и героизма воинов; участие ветеранов войны, участников боевых действий в Афганистане, горячих точках России в основных мероприятиях военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду войск, соединению, части и т. д..

Бесценным материалом, через который передается духовное наследие старших поколений, являются традиции. Традиции наших Вооруженных Сил созидались в условиях упорной борьбы за целостность, самостоятельность и независимость Родины. «Да не посрамим земли Русской!» – эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей славной боевой истории Российской армии. Героизм, стойкость в бою, способность к самопожертвованию, верность присяге, воинскому долгу, беззаветная любовь к Отечеству – все это должно лежать в основе воспитания современных воинов, наследников славы Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Скобелева, Жукова и многих других.

Таким образом, духовное обеспечение деятельности Вооруженных Сил России – это непрерывный системный процесс и определенный комплекс мероприятий, проводимых органами военного управления и должностными лицами во взаимодействии с государственными структурами и традиционными для России религиозными конфессиями по поддержанию высокого духовного – морально-нравственного, душевного, психологического состояния военнослужащих, позволяющего им успешно решать служебные, боевые задачи в современных условиях в интересах военной безопасности государства и национальной безопасности в целом/.

2. Эмоционально-чувственный мир подростков и юношей

Переходный возраст — это период повышенной эмоциональности. Это проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. Подростковая психическая неуравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения, все это объясняется изменению в гормональных и физиологических процессах. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков и юношей также зависят от социальных факторов, среды, культуры и условий воспитания, индивидуально-типологических характеристик. Психологические трудности взросления, противоречивость, эмоциональная напряженность проявляется и в годы юношества.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется выборочностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием»

У юношей уровень сознательного самоконтроля гораздо выше, чем у подростков. Однако и юноши часто жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость.

В этом возрасте молодых людей захватывает юношеская одержимость, страстность. Эмоции и чувства зависят от самосознания личности.

Вместе с эмоциональными трудностями и болезненным протеканием переходного возраста, повышается организация и саморегулирование организма, эмоциональная чувствительность, возрастают возможности психологической защиты. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением.

А. Е. Личко, ведущий советский специалист по юношеской психиатрии (1977), утверждал, что в подростковом возрасте могут заостряться некоторые черты характера.

Одним из положительных моментов перехода из подросткового возраста в юношеский, является то, что происходит улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия.

Кон И. С. пишет, что по данным экспериментального исследования Е. А. Силиной (1977, 1978) юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. По данным А. В. Кучменко (1968), 16—17-летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков (Кон И. С. 1989).

По данным американского психолога Р. Кэттела к 17 годам заметно улучшаются показатели по таким факторам, как общительность, легкость в обращении с людьми, доминантность (настойчивость, соревновательность, стремление главенствовать), тогда как общая возбудимость, наоборот, снижается. У мальчиков снижаются уровень чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребность в опеке, уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешенности (А. Сили и Р. Кэттел, 1966).

Эмоционально неуравновешенные юноши встречаются 10—20 процентов от общего числа.

В основном юношеский возраст характеризуется ориентации личности на активное достижение в деятельности. При этом на первый план выступают деловые качества, ориентация на успех и достижение, активность, интеллект, креативность. Во взаимодействии с другими людьми у юношей снижается роль эмоционально-чувственного компонента.

О том, что чувствуют кадеты при выполнении кадетских традиций и ритуалов, покажет наше исследование.

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоций и чувств кадетов при выполнении кадетских традиций и ритуалов

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить и проанализировать чувства и эмоции кадетов при выполнении традиций и ритуалов.

Гипотеза исследования: чувства и эмоции, вызванные при выполнении традиций и ритуалов, становятся базовыми ценностями, составляющие фундамент кадетской корпоративной морали.

Результаты данного исследования могут служить материалом для педагогов, офицеров-воспиателей, родителей и для сюжетов, где раскрывается роль символики и ритуальной практики в деятельности кадетских корпусов.

Кадетам было предложено ответить на ряд вопросов: какие чувства и эмоции они испытывали при выполнении тех или иных кадетских ритуалов.

Ответы на вопрос, что кадеты испытывают выполняя ритуал возложения венков к мемориалам, показали, что 24% кадетов испытывают чувство скорби. 18% кадетов испытывают чувство гордости за Родину. 40% кадетов желают участвовать в возложении венков к мемориалам. 18% кадетов не желают участвовать в этом ритуале, т. к. считают, что на эту группу кадетов возлагается большая ответственность. Сильное волнение может стать причиной испорченного впечатления от ритуала.

Внос и вынос Знамени – очень торжественный и красивый ритуал. 38% кадетов очень хотят участвовать в этом ритуале. 13% кадетов испытывают неуверенность при выполнении этого ритуала, поэтому они отказываются быть участниками группы вноса и выноса Знамени. Остальные 49% кадетов испытывают чувство гордости, волнения, ответственность и чувство наслаждения красивым ритуалом.

Чувства радости, гордости и волнение 88% кадетов испытывают при награждении медалями и поощрительными наградами. 12% кадетов расстраиваются и обижаются за то, что их ожидания не оправдались, т. к. они не были награждены и поощрены.

Несколько раз в год кадеты становятся участниками Торжественного Парада на Красной Площади. 86% кадетов при прохождении чувствуют гордость и волнение. 12% чувствуют большую ответственность и получают удовольствие от красивого ритуала. 2% кадетам все это действие безразлично.

В программе любого торжественного мероприятия присутствует посещение музея. Результаты исследования показали, что кадетам нравится посещать музей: им там интересно, увлекательно (47%). 20% кадетов получают удовольствие от полученных знаний. 14% кадетов испытывают гордость за историческое прошлое Родины России. 19% кадетов не нравится посещать музей, потому что им там скучно.

Диаграмма 5. Посещение музея

Ежегодно выпускники выполняют торжественный ритуал Прощание со Знаменем. В это действо вовлечены все кадеты кадетского корпуса. 39% кадетов испытывают печаль и грусть. 25% кадетов испытывают гордость за свой кадетский корпус, одноклассников, выпускников и Родину Россию. 11% кадетам нравится этот красивый ритуал. 4% кадетам все безразлично.

Диаграмма 6. Прощание со знаменем

Московский казачий кадетский корпус – это учебное учреждение с этнокультурным компонентом. Кадеты изучают культуру и традиции казачества. Главными ценностями казачества являются вера в Бога и служение своей Родине России. Священник присутствует не только на торжественных мероприятиях, но в повседневной жизни кадетов.

Каждый второй кадет (49%) испытывает очищение и облегчение при благословлении священника. 25% кадетов чувствуют радость и духовность. 7% кадетов безразличны к благословлению священника.

Таким образом, результаты исследования показали, что в кадетском корпусе достаточно мероприятий, которые могут вызвать широкий спектр эмоций и чувств у кадетов. Подавляющее большинство кадетов испытывают высшие, патриотические и глубокие чувства при выполнении кадетских ритуалов. Единицам кадетам кадетские ритуалы безразличны.

В научно-исследовательской работе «Влияние кадетской символики и ритуалов на эмоционально-чувственную сферу кадетов» была предпринята попытка описать чувства и эмоции кадетов при участии и выполнении кадетских ритуалов.

Исследование выявило, что чувственный мир кадетов наполнен патриотическими чувствами, гордостью за свою Родину Россию и ответственностью перед обществом.

На основании полученных результатов, можно сделать вывод, что воинские традиции и ритуалы, впоследствии ставшие основой кадетских традиций и ритуалов, оставляют глубокий след в душе каждого кадета. В кадетском корпусе созданы условия для общей культурной подготовки, усвоения комплекса моральных ценностей, для воспитания чувства патриотизма современных подростков и юношей.

Содержание кадетского воспитания и образования

Дата публикации: 20.01.2020 2020-01-20

Статья просмотрена: 2295 раз

Библиографическое описание:

Вазлеев В. А. Содержание кадетского воспитания и образования // Молодой ученый. ? 2020. ? №3. ? С. 178-181. ? URL https://moluch.ru/archive/189/47829/ (дата обращения: 06.11.2020).

В последнее десятилетие в российском обществе произошли глубокие изменения, повлиявшие на социальную активность людей, на уровень требований к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Система образования достаточно быстро отреагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых закладывается приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

Заметным явлением в системе российского образования стал новый тип образовательных учреждений — кадетские школы, кадетские корпуса. Опираясь на исторический опыт российского военного образования, они заполнили пустующую нишу специального, целенаправленного образования и воспитания юношей. Основные отличительные особенности кадетских школ:

  • Круглосуточное пребывание воспитанников в образовательном учреждении, совместное проживание в казармах, кубриках и т. п.
  • Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, с учетом специфики учреждения: (казачьих, морских, артиллерийских и т. д.)
  • Формирование особой воспитательной среды, создающей специфический уклад жизни, включающий в себя ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней зарядки, широкое использование традиций и ритуалов в общении, принятых в военной среде. Вечерняя прогулка, проверка, усиленные занятия спортом, строевые тренировки.
  • Ношение особой формы одежды: повседневной, парадной, полевой.
  • Проведение практических полевых занятий.
  • Материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (ОБЖ, предпрофильной военной подготовки и др.), школьного тира, школьного музея.
  • Особенности обустройства территории школьного двора.
  • Воспитательная работа с кадетами командиров-воспитателей. Именно эти военные специалисты призваны организовать особую систему отноений между кадетами, способствовать развитию их совместной деятельности в условиях специфики данного образовательного учреждения. [1].
  • В настоящее время кадетские корпуса, кадетские школы действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года. В числе приоритетных задач кадетских корпусов выделяют следующие:

  • Обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет.
  • Получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела.
  • Воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отчества.
  • Формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе.
  • Развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств физической выносливости и стойкости.
  • В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется так: это не чин и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

    Кадетское образование — четко регламентированная система предоставления воспитаннику регламентируемого стандартом объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

    Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемая специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения. Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов:

  • Система воспитания основана на традициях русской армии и в первую очередь на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего распорядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
  • Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.
  • Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.
  • Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т. д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.
  • Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, обязанных пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с юношами и подростками. Кадетские общеобразовательные учреждения создают уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском военном поприще. В настоящее время в России существуют: кадетские классы, кадетские школы, кадетские корпуса. Они отличаются друг от друга по ведомственной принадлежности (МВД России, ФПС России и др.), по организационно-правовой форме (государственные муниципальные и т. д.), по источникам финансирования.
  • Воспитательная система в кадетских учреждениях Российской Федерации представляет собой комплекс мер, в основе построения которых лежит принцип общепризнанных морально личностных потребностей. Важным направлением этой системы является дополнительное образование детей, которое расширяет культурное пространство самореализации личности кадета, стимулирует к творчеству. Дополнительное образование создает условия для органического сочетания разнообразны видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности: художественно-эстетические, общегуманитарные, и др. Воспитательная система включает в себя базовый кадетский компонент — целевые программы воспитания: «Здоровье», «Культура», «Мужское воспитание», «Военно-патриотическое воспитание», «Социальная практика кадет» программы формирования эмоционально ценностных отношений. [3].

    Кадетскому образованию в России более трехсот лет. За эти годы выработана сложная педагогическая система воспитания молодежи с большим практическим опытом в этой области. Это привело к тому, что сложилась педагогическая доктрина, которая, несомненно, является ценной для будущего. Вот некоторые основные концепции этой педагогической доктрины:

    1. Главной целью средних учебных заведений вообще, и кадетских корпусов в частности, является не только обучение, но и воспитание молодежи. Целью воспитания является достижение хорошего «поведении» молодежи и юношества. Обучение хорошему поведению полностью возможно только лишь в детском и юношеском возрасте, в то время как обучение другим наукам и ремеслам может происходить в любом возрасте.
    2. Такое воспитание возможно только лишь при категорическом соблюдении внешней и внутренней дисциплины.
    3. Однако достижение хорошего воспитания с помощью одной лишь дисциплины невозможно. Для этого необходимо укрепление общих религиозных и нравственных верований в юношестве и установление целой системы жизненных концепций, базирующихся на этих верованиях. Поэтому в русских императорских и зарубежных кадетских корпусах существовали системы так называемых «заповедей», в которых доступно и в краткой форме были написаны эти верования и концепции, главным образом идейного и патриотического характера.
    4. Помимо этого, обращалось большое внимание на манеры поведения, которые отражали не только идейные и нравственные установки, но также эстетические и гигиенические правила. Многие правила хорошего поведения тесно связаны с нравственной, психологической и физической гигиеной.
    5. Обращалось особое внимание на развитие способностей для анализа любой информации и любых ситуаций, а также и способности формирования идей и концепций. Кроме того, развивались способности для выработки положительных предложений и принятия правильных решений.
    6. В области обучения обращалось особенное внимание на ясное понимание общего смысла отдельных наук, а не на зубрежку их деталей.
    7. Среди наук особенное место выделялось для двух иностранных живых языков, которые в течение семилетнего срока обучения должны были быть освоены полностью. Кроме того, изучались основные понятия латинского языка, чтобы можно было с помощью словаря переводить основные тексты. Также требовалось достаточно хорошее владение основными историческими познаниями.
    8. Воспитание и обучение в кадетских корпусах имели одной из главных целей отбор и тренировку лучших человеческих ресурсов страны служения государству и народу. Поэтому принцип селекции лежал в основе не только принятия в учебные заведения, но и во всей педагогической программе.
    9. В отличие от обычной общеобразовательной школы кадетская школа — интернат имеет свою специфику:

      ? однородный коллектив обучающихся;

      ? общественный характер проживания;

      ? образ жизни, приближенный к военным ритуалам, что проявляется не только во внешней атрибутике (форменное обмундирование, объединение в группы по принципу воинских подразделений, взаимоотношения, ориентированные на отдельные положения воинского устава и др.), но и в напряженном распорядке повседневной жизнедеятельности, дисциплине, расширении самостоятельности и зон личной ответственности;

      ? корпоративность, т. е. объединение и сплочение группы на основе обособленных интересов (профессионально ориентированных, сословных).

      Основная педагогическая задачапедагогических коллективов кадетских школ — создать условия для усвоения ребенком ценностей, соответствующих укладу кадетского образования:

      ? честь, надежность, верность своему слову и делу;

      ? воля, настойчивость, способность достижения целей, преодоление внешних и внутренних (личностных) трудностей;

      ? проявление трудовых и учебных усилий.

      Педагогическим средством, способным повлиять на изменение ценностей детей, для педагогов и офицеров-воспитателей является военнаяигра. Военная игра имеет все характеристики, присущие военному делу: романтика в сочетании с тяжелым трудом и ответственностью, высокая степень дисциплины, способность к волевым усилиям и т. д. Как всякая серьезная игра она предполагает правила, обязательные для всех игроков. Нацеленность на выполнение этих правил приводит к такой организации жизнедеятельности, которая естественным образом формирует у ее участников качества, необходимы не только в военном деле, но и в жизни вообще, в разных ее ситуациях: волевое преодоление трудностей, умение подчинять собственные действия установленным в обществе правилам, изменение отношения к себе (самоуважение, самоопределение, самоорганизация). Таким образом, военная игра наполняется смыслами, определяющими мужское поведение, и является средством воспитания мужчины. Кадетская идея для ребят романтична и привлекательна, для ее реализации педагогами кадетской школы-интерната используется богатый опыт истории кадетского движения в России.

      Организация жизнедеятельности учащихся предполагает сочетание строгого распорядка дня с обязательным наличием условий для выбора дополнительных видов деятельности. Первая половина дня — учебные занятия, организация и содержание которых определяется учебным планом и существующими стандартами общего образования, время для самостоятельной учебной и военно-спортивной подготовки. Учитывая разный уровень подготовки обучающихся, поступивших в кадетскую школу — интернат, на протяжении первого года обучения на всех дисциплинах значительное внимание уделяется формированию у кадет общеучебных навыков. Научить кадет учиться, осознать, что учение — это не только увлечение, но и обязательный труд — главная задача первого и второго года обучения. С этой целью в образовательный процесс введены часы для самоподготовки кадет, индивидуальные занятия и консультации. В первые два года обучения закладываются основы общей культуры кадет. Задача следующего этапа образования — в процессе учебной и внеучебной деятельности сформировать у кадет способность к осознанному выбору форм, содержания, видов деятельности, ответственность за свой выбор и результаты деятельности. [2].

      В кадетских школах-интернатах сформирована сеть дополнительного образования. Система дополнительного образования наряду с военно-прикладными и спортивными направлениями включает также художественно-эстетические, коммуникативно-деятельностные, естественно-научные и другие направления, учитывающие, с одной стороны, интересы, склонности и потребности кадет, а с другой — определяющие многосторонность их развития, а также исполняющие компенсаторные функции. Работают кружки изобразительной деятельности, хореографическая студия, хор и вокальная группа, вокально-инструментальный ансамбль, духовой оркестр, силами кадет выпускаются различные газеты и многое другое.

      Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции, которые тесно связаны и с воинскими ритуалами, и с повседневной жизнью (учебной и бытовой). Традиции формируют коллективное сознание и придают коллективу индивидуальность. Такими традициями стали Посвящение в кадеты, торжественная акция «Память» (в День Победы), военно-спортивный фестиваль, Большой кадетский сбор, сдача экзаменов на звание «Мастер-кадет», церемония прощания со знаменем школы, кадетский бал. В каждой школе — интернате разработана и принята своя символика — знамя школы, эмблема, форма одежды.

      К отличительным особенностям современного содержания кадетского образования относятся:

      ? реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих компонент кадетского воспитания, программ дополнительного образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;

      ? приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого;

      ? особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинским уставом с учетом возрастных особенностей и психологии детей;

      ? сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов. Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера.

      Своеобразие воспитательного процесса в кадетских корпусах заключается в том, что в его организации широко используется опыт воспитания в Русских императорских кадетских корпусах, содержание которого сводилось к пяти «столпам» правильной педагогики: вера и верования; заветы и традиции; инструментальные концепции; нравы и манеры; символы и ритуалы. Современная система кадетского образования представляет собой разумное сочетание Федерального государственного образовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами военного цикла и специально организованной воспитательной работой обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную или гражданскую службу и подготовку к жизни в специфических условиях кадетского корпуса. Кадетам с раннего возраста прививается чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям, при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. Воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности. Склад их характеров, ума становятся дисциплинированными и организованными. Воспитание гражданина-патриота — стратегическая цель кадетского образования. В кадетском образовании есть все необходимые условия и механизмы для формирования патриотического сознания. Именно такое сознание граждан остается важнейшей отечественной ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

      Явные практические успехи кадетского образования в России ставят вопрос о его признании в качестве самостоятельной ветви общего гражданского и начального профессионального образования в национальной системе образования страны, а также закрепления этой потребности общества и практической деятельности государства в сфере образования, в самостоятельном пакете правовых и административных норм.

      Отличительные особенности кадетского образования

      Автор: admin · 12 октября 2020

      Отличительные особенности содержания кадетского образования

      в Уваровском кадетском корпусе.

      Миссия кадетского образования — возрождение российской системы воспитания высоконравственных и интеллектуально развитых граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.

      К отличительным особенностям современного содержания кадетского образования относятся:

      • реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих компонент кадетского воспитания, программ дополнительного образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;
      • приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого;
      • особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинским уставом с учетом возрастных особенностей и психологии детей;
      • сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов. Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального и медицинского характера.
      • Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Смирнов, Сергей Николаевич

        • Специальность ВАК РФ 13.00.02
        • Количество страниц 191

        Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Смирнов, Сергей Николаевич

        ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА КАК

        СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.14-87 стр.

        §1. Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств.14-27 стр.

        §2. Исследование воспитания патриотических чувств учащихся в научно-педагогической литературе.28-53 стр.

        §3. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов в дореволюционной и современной России. 54-87 стр.

        ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

        УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКОГО КОРПУСА .88-151 стр.

        § 1. Характеристика процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов.88-104 стр.

        § 2. Опыт воспитания патриотических чувств учащихся Костромского Государя и Великого князя Михаила Федоровича кадетского корпуса.105-132 стр.

        § 3. Результаты опытно-экспериментальной работы.133-151 стр.

        Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

        Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса 2006 год, кандидат педагогических наук Пашканова, Наталья Александровна

        Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ 2004 год, кандидат педагогических наук Ткаченко, Татьяна Владиславовна

        Воспитание духовно-нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников в условиях кадетской школы-интерната 2010 год, кандидат педагогических наук Дождикова, Галина Николаевна

        Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса 2006 год, кандидат педагогических наук Милованова, Надежда Юрьевна

        Кадетские образовательные учреждения в России: История и современность 2002 год, кандидат исторических наук Миронов, Владимир Николаевич

        Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса»

        Актуальность. В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружённых Сил остро ощущается необходимость укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится важным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма. Доказательством важности этой задачи является тот факт, что, по данным социологов, в нашей стране лишь 23% молодых людей считают себя патриотами. Возникает потребность создания системы патриотического воспитания, которая одновременно учитывала бы исторический опыт и традиции и соответствовала реалиям современной России. Перспективы патриотического воспитания связаны с использованием государственной символики, которая лишь недавно была утверждена официально.

        Развитие патриотического воспитания в системе военного образования представляется особенно актуальным, а широкое использование исторических традиций открывает новые возможности в совершенствовании его форм и методов. Падение престижа России на мировой арене, неоднозначная оценка обществом роли Российских Вооружённых Сил в деле поддержания мира и стабильности в стране, социально-экономические проблемы в значительной степени осложняют процесс воспитания патриотических, гражданских и нравственных качеств у молодёжи. Наиболее эффективной представляется направленность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности. Привнесение в жизнь подрастающего поколения государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям может существенно повлиять на воспитание патриотических чувств у молодёжи, их желания служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще.

        Можно констатировать наличие противоречия между необходимостью использования символики в воспитании патриотических чувств у молодёжи, с одной стороны, и недостаточной представленностью данного направления воспитательной работы в современной образовательной практике вообще и военном образовании в частности — с другой.

        Современный этап развития образования в Российской Федерации характеризуется возникновением новых типов образовательных учреждений, отдельное место среди которых занимают кадетские корпуса. Многие современные историки внесли свой вклад в исследование данного типа образовательных учреждений (H.H. Аурова, В.Р. Басаев, В.Н. Бондаренко, Е.А. Комаровский, В.М. Крылов, A.M. Лукашевич). В педагогической науке изучению кадетских корпусов также посвящено немало диссертационных исследований. Первой в этом ряду стоит работа Н.И. Алпатова — «Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России»; отдельные историко-педагогические аспекты деятельности дореволюционных кадетских корпусов освещены JI.H. Ховриной. Воспитание в кадетских корпусах России конца 19 — начала 20 века рассмотрел в своей диссертации В.М. Курмышов; И.А. Уваров исследовал проблему воспитания морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России. И.В. Андрюшин изучал становление системы воспитательной работы в кадетских классах; Н.С. Корнеев — профильную подготовку учащихся кадетских классов в области информатики.

        Концептуальные положения военно-патриотического воспитания рассматривались в работах С.М. Ахмедова, А.Р. Жумаканова, A.B. Лебедева, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровского, Х.Г. Фаталиева и др. Изучению военно-патриотического воспитания курсантов военных вузов и студентов посвятили свои исследования В Л. Беловцев, С.Н. Винникова, Т.П. Гвоздева, В.Е. Кучеров, A.C. Рыбчинчук, В.Е. Уткин, Ш.Ш. Хайрулин. Близкую проблематику разрабатывали A.A. Жиляев, Ю.К. Злыгостев, В.Н. Иванов, Н.М. Пархоменко, А. И. Поберезкин.

        Воспитание нравственных чувств становилось предметом научного исследования в трудах В.А. Сахарова, В.А. Сухомлинского. Концепция эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков предложена М.Г. Яновской. Использование символики в деятельности пионерской организации исследовали В.Т. Кабуш, К.О. Карагезов; эмоциональные аспекты воспитания раскрываются в работах К.Д. Радиной, А.Н. Лутошкина, A.C. Макаренко и других. Теория, история и практика военной символики представлена в работах Г.А. Ашева, В.Д. Серых.

        Возникает противоречие между разработанностью проблем учебно-воспитательной работы и военно-патриотического воспитания, развития эмоциональной сферы личности учащегося, использования символики в воспитательной работе в кадетских корпусах, с одной стороны, и отсутствием исследований, специально посвященных рассмотрению использования символики в патриотическом воспитании учащихся кадетского корпуса — с другой.

        В рамках обращения к традициям военного образования в нашей стране в 90-х гг. XX века возрождаются кадетские корпуса. В частности, в 1994 году начался эксперимент по профильному военно-профессиональному обучению и патриотическому воспитанию юношей в Костромской области. На базе муниципальной общеобразовательной средней школы № 35 города Костромы и Костромского высшего военного командного училища химической защиты (КВВКУХЗ) были открыты классы военно-профессиональной ориентации. В классы принимались юноши 14-15 лет, изъявившие желание в дальнейшем продолжить обучение в КВВКУХЗ. В 1998 году было принято решение о преобразовании классов с военно-профессиональной ориентацией в кадетские с проживанием воспитанников на казарменном положении на базе военного училища и обучением в школе № 35 в течение 2-х лет (10-11 класс). Произошли изменения в учебных программах: увеличено количество учебных часов по предметам естественно-математического цикла и физической подготовке, в курс начальной военной подготовки вошли проводимые на базе училища еженедельные практические занятия по строевой и огневой подготовке, знакомство с общевоинскими уставами; в спецкурсы введены религиоведение, история ратной славы Отечества. Значимой частью жизни кадет в условиях военного подразделения стало их приобщение к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств. Знаменательным событием в истории города и яркой страницей в жизни воспитанников стала церемония открытия кадетского корпуса 6 мая 2000 года.

        Военно-патриотическая символика была широко распространена в воспитании кадет в дореволюционной России (каждый корпус имел имя, знамя, нагрудный знак, жетон, форму одежды), эти традиции продолжают сегодня современные кадетские корпуса (Военно-космический Петра Великого, Иваново-Вознесенский графа Шереметева, Первый кадетский корпус Федеральной пограничной службы и многие другие). Однако практика использования символики в педагогическом процессе остается не в полной мере проанализированной в научно-методическом плане.

        Можно констатировать наличие противоречия между существованием опыта использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов и недостаточной теоретической обоснованностью и методической разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

        Данные противоречия обусловили выбор проблемы нашего исследования: при каких педагогических условиях использование символики позволит обеспечить успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса?

        Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия и методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

        Объект исследования: процесс воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

        Предмет исследования: педагогические условия и методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

        В качестве гипотезы исследования мы избрали следующие предположения.

        Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса представляет собой эмоциональное стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

        Воспитание патриотических чувств учащихся кадетского корпуса будет успешным, если при использовании символики обеспечиваются:

        -особое свойство содержания и формы символов — возможность образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальную субъективную значимость для воспитанника);

        — специфический режим способов предъявления символов — сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.

        С учётом выдвинутых целей и гипотезы были определены задачи исследования:

        — выявить потенциалы символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов;

        — охарактеризовать и теоретически обосновать процесс использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

        — разработать и экспериментально проверить методику использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

        Методологическую основу исследования составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн); психо лого-педагогические концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, A.B. Петровский); концепции патриотического воспитания учащихся Е.А. Левановой, Ш.Ш. Хайрулина и воспитания нравственных чувств В.А. Сухомлинского; идеи сочетания личностного и деятельностного подходов; совокупность идей о контекстах культур в детских объединениях (Б.В. Куприянов, А.Е. Подобии, Е.А. Салина).

        Теоретической базой исследования стали концепции эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков (Б.И. До до нов, М.Г. Яновская); событийного подхода к воспитательному процессу (О.С. Газман, A.A. Кронник, А.Б. Орлов, В.А. Петровский); обучения и воспитания воинов (A.A. Аронов, A.B. Барабанщиков, Н.С. Кравчук A.B. Лебедев и другие); разработки проблем военного образования и истории кадетских корпусов России (Н.И. Алпатов, Л.Н. Ховрина); концептуальные положения военно-патриотического воспитания (С.М. Ахмедов, А.Р. Жумаканов, М.А. Терентий, В.Ф. Фарфоровский, Х.Г. Фаталиев, Т.М. Шашло).

        Методами решения исследовательских задач являются: теоретический анализ педагогической литературы, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа. Частными методами являются: наблюдение, беседа, интервью, рейтинг, тестирование, анкетирование, опрос.

        Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

        На первом этапе (1998 — 1999 гг.) научная работа включала в себя анализ состояния проблемы в педагогической, психологической, философской и исторической литературе по теме исследования; определялись методологические и методические подходы к данной проблеме. В этот период формировалась теоретическая концепция «диссертации, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

        На втором этапе (1999 — 2001 гг.) был разработан методический аппарат формирующего эксперимента; проведено исследование по определению педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса, разработана модель педагогической деятельности, обеспечивающей данный процесс.

        На третьем этапе (2000 — 2002 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись экспериментальные выводы, оформлялось диссертационное исследование. Разрабатывались научно-методические рекомендации по результатам исследования, проводилась подготовка и внедрение их в практику работы кадетского корпуса.

        Экспериментальная база исследования — Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус, Костромской филиал военного университета радиационной, химической и биологической защиты, муниципальная общеобразовательная средняя школа №35 города Костромы. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие три группы воспитанников корпуса общей численностью 148 человек (1998-2000 гг. — 47 учащихся, 1999-2001 гг. — 54, 2000-2002 гг. -47).

        Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; применением комплекса взаимодополняющих методов изучения, адекватных его задачам; применением совокупности разнообразных методов сбора и обработки эмпирических материалов; целенаправленным осмыслением практического опыта воспитательной работы в кадетском корпусе по данной проблеме.

        Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении:

        — сущности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как эмоционального стимулирования переживаний субъектом отношения к родной стране;

        — критериев и показателей воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (уровня освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества; степени принятия патриотических ценностей; уровня адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значение; степени взаимосвязи ролей, правил поведения, значимых ситуаций в рамках патриотического контекста);

        — педагогических условий использования символов в процессе воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса (валентность содержания и формы символов и амбивалентность способов смысловых воздействий);

        — механизмов воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: взаимодействия в сознании учащихся образов ситуаций «прошлого», «настоящего», «будущего» за счет однородности и одновременного наличия в рамках воспитательной организации патриотических символов; взаимовлияния процессов развития различных видов высших чувств; катарсиса как реализации динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний от напряжения к разрядке и освобождению.

        Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

        — разработана методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса;

        — результаты, полученные в ходе исследования, положены в основу научно-методических рекомендаций воспитателям кадетского корпуса;

        — разработана и апробирована методика диагностики воспитанности патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.

        Апробация и внедрение результатов исследования.

        Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на международных, региональных научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы (гг. Иваново, Кострома, Рязань, Чебоксары, Ярославль, 1999-2002 гг.), обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Материалы исследования положены в основу системы воспитательной работы Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса, отдельные положения используются в воспитательной работе Иваново-Вознесенского графа Шереметева кадетского корпуса.

        На защиту выносятся следующие положения:

        Сущность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса состоит в педагогическом стимулировании переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

        Успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символики обусловливается способностью символов посредством формы и содержания образовывать смысловые и ассоциативные связи при специфическом режиме способов предъявления символов (сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий).

        Методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетских корпусов предполагает: использование пяти групп символов (предметных, словесных, визуальных, музыкальных и ритуальных); отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу, фиксацию официального статуса в воинском коллективе; реализацию идей государственности, державности, региональное™, воинского служения, православия, именного покровительства в значении символов; соблюдение требований к техническому исполнению символов (эстетика, удобство, легитимность, традиционность).

        Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.

        Читайте так же:

        • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г "УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ" (публикация Международной торговой палаты N 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994) УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И […]
        • Ведьмак ритуалы Ведьмак ритуалы The Witcher (Ведьмак) - FAQ на первой странице. Новая тема / Ответить Сообщений: 3301 • Страница 57 из 166 • 1 . 54 55 56 57 58 59 60 . 166 > - Часовой пояс: UTC + […]
        • Предметы быта культурные традиции это артефакты культуры Понятие культуры Культурология как наука Подходы и методы культурологии Структура культурологии Систематическое изложение проблем культурологии предполагает обращение к […]
        • Традиции и обычаи в латвии Культура и традиции Без преувеличения мы хотели бы вам сказать, что Латвия действительно уникальна. Многообразие латвийской природы и культуры а так же сами люди проживающие в этой стране […]
        • Традиции людей в горах Люди живут в горах Большая часть населения Памира сосредоточена на Памире Западном. Здесь в высокогорных долинах (часто на высоте до трех тысяч метров и выше над уровнем моря), […]
        • Древнееврейский как называется ИВРИТ Иври?т - (ивр. ????????? — «еврейский язык») - группа родственных языков семитской ветви афразийской, или семито-хамитской, семьи языков, которые развились из библейского или […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *