Зодиака в еврейской традиции

Оглавление:

Этот раздел посвящён знакам зодиака. Здесь мы узнаем значение, характеристики, даты и совместимость знаков зодиака, их планеты-покровители, талисманы, цветы и камни.

Знаки зодиака — двенадцать сегментов небесной сферы, делящие её по долготе. Иначе говоря, знаки зодиака это участки неба, разбитые на равные тридцатиградусные отрезки.

Имена знакам зодиака присваиваются в зависимости от названия одного из двенадцати зодиакальных созвездий, по тому, в каком из них находится в своём годовом движении Солнце.

Знаки зодиака являются основным элементом астрологии. Издревле считается, что движение и положение Луны, Солнца, планет и прочих небесных объектов внутри знаков зодиака оказывает влияние на судьбу человека и на всё, что происходит на Земле

Концепция созвездий, используемая в современной астрономии и принятая в 1922 году в Риме решением I Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза, основывается на делении небесной сферы на участки произвольной неправильной формы, в то время как знак зодиака — это равные сектора небесной сферы, с вершинами в полюсах эклиптики и опирающиеся на отрезки эклиптики размером в 1/12 часть полного круга. Поэтому современная астрономическая система созвездий не имеет никакого отношения к астрологической традиции деления эклиптики на 12 частей.

Названия знаков происходят от названий двенадцати соответствующих зодиакальных созвездий, в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении.


Платон называет эти двенадцать знаков воротами небес. Птолемей говорит, что чередующиеся знаки являются мужскими и женскими, как за днем следует ночь, и как мужчина составляет пару с женщиной, солнечными и лунными. Мужскими знаками являются Овен, Близнецы, Лев, Весы, Стрелец, Водолей, женскими — Телец, Рак, Дева, Скорпион, Козерог, Рыбы. Овен.
Традиционные еврейские источники говорят о том, что у каждой звезды есть свое название и свое назначение. Звезды — не просто украшение небес. Перед ними стоят определенные задачи, выраженные в их названиях. Одна из главных характеристик небесных тел — способность оказывать воздействие на окружающий мир.

Следует помнить, что звездная карта, действительно, источник информации, но доверие к ней зависит от времени и конкретного расположения светил. Влияние звезд — не причина, но следствие: так их разместил Творец в данной системе в определенный период.

2. У каждого месяца еврейского календаря — свой знак Зодиака.
Тишрэй — первый месяц календарного года обычно соответствует сентябрю — октябрю григорианского календаря. В Библии Тиршей назван 7-м месяцем в соответствии с традицией отсчета месяцев со времен Исхода из Египта (т.е. от Нисана). Месяц Тишрэй всегда «полный», в нем 30 дней. По преданию, в первые 10 дней этого месяца взвешиваются грехи и добрые дела людей. Первые десять дней месяца Тишрэй — «дни покаяния». Знак Зодиака Тишрей — Весы.
Хешван — второй месяц года, обычно соответствует октябрю, но нередко выпадает на октябрь-ноябрь. Хешван состоит из 29 или 30 дней. Зодиакальный знак второго месяца — созвездие Скорпиона.
Кислэв — третий месяц еврейского календаря, соответствует ноябрю-декабрю. В этом месяце может быть 29 или 30 дней. На 25-й день месяца Кислэв приходится начало праздника Ханука, который отмечается в память о восстании Маккавеев против греческого владычества. Знак Зодиака Кислэв — созвездие Стрельца.
Тэвэт — четвертый месяц еврейского календаря, в нем всегда 29 дней. Тэвэт соответствует декабрю-январю. В десятый день Тэвэта Навуходоносор начал осаду Иерусалима, которая длилась три года. Этот день отмечается постом. Согласно древнейшим источникам, существует примета: «Благодатный будет год, если Тэвэт сух после двух предыдущих дождливых месяцев». Зодиакальный знак четвертого месяца — созвездие Козерога.
Шват — пятый месяц календарного года, соответствует январю-февралю. Шват всегда состоит из 30 дней. В пятнадцатый день месяца отмечается «Новый год деревьев» (Ту би — Шват). Этот день принято посвящать посадкам новых деревьев. Знак зодиака — созвездие Водолея.
Адар — шестой месяц еврейского календаря, обычно соответствует февралю-марту. Название Название месяца упоминается в книге пророка Эзры и в сказании о Пуриме («Книга Эстер»). В Адаре может быть 29 или 30 дней. В високосном году — два месяца Адар. Адар II — дополнительный месяц високосного года. В Адаре II всегда 29 дней, соответствует он марту-апрелю. Все законы и обычаи, относящиеся к Адару, в том числе праздник Пурим, переносятся на Адар II. И знаменитое изречение: «С наступлением Адара множат веселье» — тоже относится к Адару II в високосном году. Зодиакальный знак Адара — созвездие Рыб.
Нисан — седьмой календарный месяц, он же первый «согласно Торе, где одно из названий Нисана — месяц весны». Он соответствует апрелю-маю, в нем 30 дней. Центральное событие Нисана — праздник Песах., праздник освобождения еврейского народа и его Исхода из Египта. Этот месяц упоминается в ряде преданий — по одному из них в Нисан был сотворен мир (а не в Тишрэй); по другому преданию — это месяц Избавления и прихода Миссии. Знак зодиака Нисана — созвездие Овна.
Ияр — восьмой месяц еврейского календаря, он приходится на май-июнь. Ияр состоит из 29 дней. Зодиакальный знак Ияра — созвездие Тельца.
Сиван — девятый календарный месяц, состоит из 30 дней. Сиван приходится на июнь-июль. Шестой день месяца Сиван — праздник Шавуот (Пятидесятница). Шавуот — праздник особенный — праздник дарования Торы. Всевышний вручил Моисею Тору на горе Синай шестого Сивана. В этом месяце, согласно преданию, родился и умер царь Давид. Знак зодиака Сиван — созвездие Близнецов.

Тамуз — десятый месяц еврейского календаря. Он соответствует июлю-августу, в нем 29 дней. Предания гласят, что в 17-й день Таммуза Моисей разбил Скрижали завета. В этот же день вавилоняне вторично пробили стены осажденного ими Иерусалима. Зодиакальный знак Тамуза — созвездие Рака.
Ав — предпоследний — 11-й в обычном году и 12-й в високосном, — месяц еврейского календаря. Ав соответствует августу, он всегда состоит из 30 дней. Этот месяц иногда называют Менахем — «Утешитель» — Ав. В 7-й день этого месяца Навуходоносор захватил, а два дня спустя поджег Первый Храм. И Второй Храм сожгли тоже 9-го Ава. «С наступлением Ава уменьшают веселье», — говорят мудрецы. Зодиакальный знак Ава — созвездие Льва.
Элул — двенадцатый (в високосном году — тринадцатый) месяц еврейского календаря. В нем 29 дней и соответствует он августу-сентябрю григорианского календаря. Название происходит от «улулу» — «жатва». В еврейской истории этот месяц отмечен началом Иудейской войны (против римлян). Элул — месяц покаяния, подготовки к судному дню, ведь сразу за Элулом наступает первый месяц нового года — Тишрэй, который начинают «Десять дней покаяния». В народе Элул называют, «месяцем милосердия». Знак зодиака Элула — Созвездие Девы.
Говорят мудрецы, что в знаках Зодиака есть три «парных» знака — Рыбы, Близнецы и Весы. На каждый из этих знаков выпадает еврейский праздник.
Рыбы — месяц Адар — Пурим, Близнецы — Сиван — Шавуот, Весы — Тишрей — Рош Хашана.
Рассмотрим только фрагменты схемы. Близнецы — это Яаков и Эйсав — символы двух начал человека — силы развития и силы инерции, или ецер а-Тов и ецер а-Ра. Шавуот — праздник дарования Торы. Изучая Тору, человек активизирует в себе взаимодействие (борьбу) двух этих сил. Без Торы обычно у нас заметно преобладает сила инерции, которая пытается удержать монополию и не дать человеку развиваться духовно.
Весы — символ правосудия. Рош Хашана — Судный день, каждый человек осмысливает прожитый год и взвешивает свои поступки, чего совершено больше — хороших или плохих дел.
Далее, кроме парных, у нас есть месяцы более позитивные и более негативные.
Негативные месяцы — их четыре с половиной — связаны с еврейскими постами и полутраурными днями — это Хешван (в нем нет праздников, Тора пишет, что в этом месяце начался Потоп во времена Ноя), Тевет (пост 10 тевета), Ияр (сфират а-омер), Тамуз (пост 17 Тамуза) и первая половина месяца Ав (пост 9 Ава).
Позитивных месяцев тоже четыре с половиной — Шват (Ту би-Шват), Нисан (Песах), Элуль (месяц тшувы — подготовки к Рош Хашана), Кислев (Ханука) и вторая половина месяца Ав. На самом деле парные месяцы тоже в целом более позитивные, но в них есть «дух» борьбы двух начал. Нисан (Песах) — знак Зодиака Овен — барашек. Тот самый барашек, который приносили в Пасхальную жертву евреи.
Читатели, родившиеся в «негативные» месяцы, могут заволноваться. Сразу отвечу: это ни в коем случае не значит, что вы — «плохие». Просто в позитивные месяцы в мир спускается очень мощная дополнительная позитивная энергия, которую, зная астрологию, можно учесть и использовать. В негативные месяцы — надо быть более осторожным и тщательнее следить за своими поступками, заниматься самоанализом.
За самыми «мощными» месяцами Нисаном (Песах) и Тишреем (Рош Хашана и др. праздники) идут два очень негативных месяца — Ияр и Хешван. За месяцем света Кислевом (Ханука) идет «негативный» месяц Тевет. Почему? «Хорошие» месяцы — как подарок свыше. «Плохие» — на самом деле — месяцы нашей личной работы над собой.

Летний календарь делится пополам — полтора негативных месяца вначале и полтора позитивных в конце. Середина лета, 15 Ава, в этом году выпала на 30 июля, значит, мы уже находимся в «хорошей» части лета.
Один раз в календаре два хороших месяца идут подряд — Адар (Пурим) и Нисан (Песах). Здесь — «склейка» календаря. Адар — последний, а Нисан — первый месяц года (Отсчет от месяца выхода из Египта).
Сравним два ряда: знаки Зодиака и 12 букв еврейского алфавита, начиная с » «.
Вот они, знаки Зодиака в принятом в наше время порядке:

Ивритник. Урок 4

Тема: Знаки зодиака. Часть 2

Мы начинаем с очень сильного слова. Во-первых, по еврейскому гороскопу, Лев — это символ месяца Ав (это, кстати, мой еврейский знак зодиака), а, во-вторых, Лев был талисманом колена Иу?дина, и территория, которую занимало это племя, сегодня принадлежит Иерусалиму (а Лев, в свою очередь, изображен на гербе и является символом города).

На иврите Арье (Лев), мужского рода. Женский род называют «левиа?». У Арье? множество синонимов — «????» (лави?), «????» (кфи?р), «???» (ла?йш ), «???» (ари?), «???» (ша?хал) и, конечно же, Царь зверей. Арье?, Лави? и Кфи?р — это также мужские имена.

Сегодняшняя песня посвящается покойному певцу по имени А?рик Лави?. Имя Арик — это уменьшительное от Арье, так что в дословном переводе его зовут Лев Лев. Лави женился на певице Шо?шик Шани?, и она поет ему эту песню об их отношениях и о том, что ее мама говорила: «хочу зятя сильного как лев (арье) и смелого как лев (лави)».

Самого Арика вы тоже сможете увидеть в клипе: он рычит в камеру во время припева.

В еврейской астрологии знак Девы относится к месяцу Элю?ль, последнему месяцу еврейского года. Первое упоминание Девы в Торе связано с праматерью Ривкой, женой нашего праотца Ицхака. Интересно отметить, что ее отец Батуэ?ль был правителем, известным, как злодей, лишавший невест девственности перед первой брачной ночью.

Словосочетания и производные от слова Бетула? (Дева):

— «бетула?т-ям» (русалка), она же Бат-Ям (дочь моря) — как город;

— «hа-бетула? ha-кдоша?» (Святая Дева, Дева Мария);

— «ка?рка бетула?»- земля, которую никогда не обрабатывали и не обживали;

Следующая песня называется «Зодиак». Изначально она претендовала на участие в Евровидении, но провалилась. А эта версия — из первого сезона израильской «Фабрики звезд». На подпевке слева Нинет Таев, ставшая победительницей проекта, звездой и иконой стиля.

Корень этого слова: а?леф-за?ин-нун — также является корнем слов Изу?н (равновесие), Мэуза?н (горезонтальный/ сбалансированный), Ле-азе?н (уравновешивать) и даже Озен (ухо). А ведь всем известно, что центр равновесия человека находится в ушах. Во множественном числе Озен — это Озна?им (уши). Замечаете сходство между Мозна?им и Озна?им?

Важно заметить, что, по проведенному исследованию, корень слова Мознаим должен был быть вав-за?ин-нун, и оно должно было писаться как «??????». Букву а?леф добавил простой народ, говоривший на иврите, из-за схожести звучания двух слов. Этот процесс носит название народной этимологии.

А песня предназначена малышам. Это детская классика, ее написал главный поэт в израильской истории — Хаим Нахман Бьялик. Песня называется «Наднеда?» (качели) и посвящена радости полета. Во втором куплете есть строчка: «Мы балансируем между небом и землей»

Знак скорпиона в еврейском календаре связан с месяцем Хешва?н. Кроме этого мне сказать нечего. Возможно это связанно с тем, что я ненавижу скорпионов (животных, а не людей, разумеется).

Песни про скорпиона тоже нет, поэтому давайте послушаем хит покойного «короля восточной песни» Зоара Аргова. Песня называется «Сод hа-мазало?т» (Секрет знаков), и она призывает слушателей не пытаться заглянуть в будующее, а просто надеяться, что все его мечты сбудутся.

В еврейской астрологии Стрелец — это знак месяца кисле?в. Слово » «??????- «каша?т» означает лучник, то есть тот, кто стреляет стрелами из лука (лук – «ке?шэт»). Мы к этому еще вернемся, а пока — еще несколько значений слова ке?шэт на иврите: радуга, арка, смычек. Все называются ке?шэт.

Сегодня мы празднуем Лаг ба-о?мер, а одной из традиций этого праздника, кроме разжигания костров, являлась (до недавних пор) стрельба из лука в знак памяти храбрых бойцов Бар Кохвы, чье имя переводится с арамейского как “сын звезды”.

В эпоху Сионизма в Лаг ба-о?мер стали праздновать еще и победу евреев над римлянами.

В честь праздника у нас сегодня сразу 2 песни. В первой вы услышите слово Ке?шэт в припеве. Она называется «Эй шам» (Где-то там), и поет ее певица Илани?т. Эта первая песня представляла Израиль на Евровидении и заняла почетное 4-ое место.

Во второй слово Ке?шэт не звучит в тексте, но это — фамилия исполнителя, Са?си Ке?шет. Ке?шэт — очень популярный в Израиле певец и актер, он снимается в кино и играет в театре (в мюзикле “Мастера и Маргарита” театра «Гешер» Кешэт играл Понтия Пилата). Это песня из фильма»Нурит», называется «Самая длинная в мире ночь». В этом фильме 1972 года Са?си Ке?шэт играл и пел, а также познакомился со своей будущей женой, актрисой Йоной Элиа?н, с которой они вместе по сей день.

Козерог — знак месяца Тэвэ?т, но его можно найти и в месяце Нисан. На иврите, в отличие от русского, Гди? — это не только знак зодиака, а еще и козленок. Одна из известных пасхальных песен называется «Хад гадья», что на арамейском означает «Один козленок» (Гди эха?д). В ней поется о том, как кот съел козленка. Существует немало толкований скрытого смысла этой песни.

На юге Израиля, вблизи Мертво моря, раскинулся кибуц и заповедник Эйн ге?ди. Этот заповедник — один из важнейших и красивейших оазисов Израиля. Источник названия — в Танахе, в Книга Самуила I (Шмуэ?ль а?леф). Там рассказывается, как Давид сбежал от царя Саула и прятался в Эйн Ге?ди. Эйн (или маая?н) — это ручей, а вот по поводу Ге?ди есть несколько версий, одна из которых гласит, что в тех краях водились козы и горные козлы со своими козлятами.

Первая песня называется «Маленький козлик», и она была написана Но?ми Ше?мэр, одной из любимейших и самых плодовитых поэтов Израиля. Поет Ду?ду Зака?й.

Вторую песню я лично очень люблю. Она посвящена Эйн Ге?ди, и так и называется. К сожалению, в клипе больше показано Мертвое море, чем заповедник. Поет моя любимая израильская певица Ю?дит Ра?виц.

Тора и астрология

Тема астрологии стала весьма популярной в последнее время, и она не обошла стороной и еврейские издания. На первый взгляд, можно найти основания для этого, ведь в Талмуде есть немало упоминаний о влиянии звезд на человека.

Прежде всего определимся с обсуждаемыми вопросами:

1) Существует ли влияние звезд на людей и их поступки?

2) Как Тора относится к знакомству с астрологическими прогнозами?

Исходя из сказанного в Талмуде, на первый вопрос можно ответить положительно. Влияние есть. Не случайно слово «мазал» – счастье, звезда, мы всоминаем в праздничных случаях. В день рождения человека это влияние усиливается. Иерусалимский Талмуд рассказывает, что Амалек в своей войне против евреев отбирал воинов, у которых битва происходила в день рожденья, для усиления астрологической мощи своей армии.

Но признав принципиальное существование такого влияния, мы обязаны задать вопрос: есть ли у нас способы разпознать это влияние? Вопрос этот становится актуальным для еврейских мудрецов при обсуждении заповеди Торы, запрещающей действовать на основе положения звезд на небосводе и тому подобного. Согласно Рамбаму (Маймониду), причина этого запрета в глупости такого поведения, недостойного мудрого еврейского народа. Рамбан (Нахманид) же считает, что у действий, основанных на астрологии, есть свои основания, но они запрещены евреям как противоречащие вере в единого Б-га.

То есть можно подытожить, что, по мнению Рамбама, те, кто выставляют себя знатоками влияния звезд, это просто шарлатаны и обмащики. По его словам, ханаанейцы осуждаются Торой за следование астрологии и выставляются в качестве отрицательного примера для евреев. Даже мысленное признание правды за астрологией, согласно Рамбаму, запрещено Торой. Тем более запрещенным является следование в действиях подобным прогнозам.

Но и оппоненты Рамбама согласны с ним в том, что обращение к астрологам запрещено. Для них вопрос воникает, когда некая неблагосклонность звезд стала известна не по инициативе еврея – имеет ли право он с ней считаться в своем поведении. Даже те, кто находят разрешение в подобной ситуации, аргументирут его экспериментальной убедительностью. В наше время, когда астрологию наукой никто не признает, о таком основании трудно говорить.

Об особом отношении Авраама и его потомков к влиянию звезд мы знаем из слов Пятикнижия, где говорится, что Авраам был поднят над звездами. В том же смысле – независимость от влияния звезд – в Талмуде приводятся слова, относящиеся ко всем евреям: «Нет звезды у Израиля». Рабби Шнеур Залман дает трактовку этой фразе: «Нет» – звезда у Израиля. То есть источником влияния для еврейского народа является эйн – ступень, недоступная для постижения. Можно увидеть в этом подходе перевод всего влияния звезд на плоскость, не имеющую прямого отношения к наблюдениям за созвездиями и знаками зодиака.

В беседах Любавичского Ребе неоднократно почеркивается независимость евреев от любого влияния звезд и прямая зависимость происходящего с нами лишь от соблюдения Торы и ее заповедей.

В обращении популяризаторов еврейства к астрологии можно увидеть подобие использования других привлекательных для читателя тем: гематрии, переселение душ, «кошерный секс». Понятна их надежда блестящей оберткой привлечь внимание к иудаизму. Но нельзя забывать о том вреде, которое эта популяризация несет с собой. В «еврейской» астрология она ясна – придавая самостоятельное значение тем или иным механизмам (мнимым или реальным), человек может ослабить свою связь с Творцом мира.

Истинным источником благословения может быть лишь мудрость Всевышнего и Его желание.

Еврейская астрология

Еврейская астрология

«Сефер Йецира» – одна из первых еврейских книг, открывающая тайны еврейской астрологии. В Библии, Талмуде и Своде еврейских законов можно найти интересные описания, как Б-г посредством небесных светил направляет в наш мир свою жизненную энергию. В то же время любой соблюдающий повеления Торы напрямую подключается к Сверхъестественному, превосходящему влияние астрологических сил.

Сыновья Яакова, от которых произошли 12 колен Израилевых, стали 12 духовными корнями, из которых произрастает еврейский народ. Эти корни соответствуют 12 знакам Зодиака, 12 еврейским месяцам, 12 буквам еврейского алфавита и 12 свойствам души, таким как способности видеть, мыслить, говорить и гневаться.

Нам дана возможность постоянно совершенствоваться, но кабала определяет периоды, наиболее благоприятные для совершенствования в определенных направлениях. Так, например, еврейские праздники не только увековечивают память о тех или иных событиях истории, но и являются результатом действия небесных сил и энергии. В месяце Нисан, когда мы празднуем Пейсах, наиболее благоприятны условия для развития речи: они способствуют оттачиванию возможностей общения.

Согласно астрологической таблице месяц рождения указывает, какие скрытые в вас силы вы можете развить, какие слабости – преодолеть, но человек не заперт в «своем» месяце. Каждый имеет сильные и слабые стороны. Мы можем развивать их на протяжении всего цикла еврейского года, стремясь жить так, чтобы физические, умственные и эмоциональные силы сочетались с духовностью.

ОВЕН (Нисан). Этим первым месяцем еврейского Зодиака управляет буква хей (д), представляющая «дыхание», из которого рождается речь. Людей отличает от иных созданий способность говорить, передавать мысли другим. Отсюда следует, что «правильная речь» – начало духовного роста. Праздник месяца – Пейсах. За пасхальным столом мы пользуемся даром речи для высшей цели общения с нашими детьми (и ребенком в себе), ощущая чудо присутствия Б-га в нашей жизни и нашей истории. Месяц посвящен колену Иеуды, от которого вели род цари Израиля. Жертвенное животное Пейсаха – агнец, что отражает знак Овна.

ТЕЛЕЦ (Ияр). Это месяц между нашим ежегодным возрождением в Нисане и новой зрелостью, достигаемой при даровании Торы в Сиване. Таким образом буква этого месяца вов (е) представляет прямую линию истины. Знак Тельца, бык, означает индивидуальность и приверженность правде – условие зрелости. Ияр – месяц «правильных мыслей», на них мы сосредоточиваемся, готовясь принять Тору. Месяц посвящен колену Иссахара, отличающемуся рвением и прилежанием в изучении Торы.

БЛИЗНЕЦЫ (Сиван). Месяц «правильного движения», когда мы учимся ходить путями, предписанными Торой, получаемой заново в праздник Швуэс. Тора – наше оружие против зла; этим месяцем управляет буква «заин» (ж), что означает «оружие». Ходить путями Торы учит Зевулун, его колену посвящен месяц. Из этого колена – мореходы и купцы Израиля, опора племени Иссахара в изучении Торы. Оба брата шли разными путями, но трудились вместе, что символизирует астрологический знак близнецов. Мысль о близнецах вызывает образ двух скрижалей на горе Синай и единения Б-га с еврейским народом через дар Торы.

РАК (Тамуз). Этим месяцем управляет буква «хес» (з), что означает «страх». Рак, краб – пассивное существо, склонное убегать и прятаться. Этот летний месяц ставит перед нами задачи использовать способность мыслить, говорить и действовать Б-гобоязненно, избегая ситуаций, противных велениям совести. Следствие того, что евреи ослушались велений Б-га – печаль в этом и следующем месяцах в память о разрушении Храма. Этот месяц посвящен колену Реувена, чье имя происходит от слова «зрение». Эту способность мы стремимся совершенствовать весь месяц. «Неправильное ви€дение» ведет к разрушению и скорби; «правильным ви€дением» мы увеличиваем святость в мире, сосредотачиваясь на всем позитивном.

ЛЕВ (Ов). В этом месяце мы развиваем дар «правильного слуха» – намек на это содержится в происходящем от слова «слух» имени Шимона, колену которого посвящается месяц. В девятый день Ава мы оплакиваем разрушение Святого Храма львиноликими вавилонянами и римлянами: они ассоциируются со знаком Льва. Буква месяца «тес» (и) имеет негативный смысл – «зыбучие пески», но в то же время это первая буква слова «добро» («тов»), что означает: мы можем достичь высшего духовного уровня, преобразуя низменное в доброе.

ДЕВА (Элул). Наше исправление в предыдущие месяцы подводит к месяцу возвращения Элулу: мы нацелены на «правильные поступки», подводим итоги и духовно готовимся к великим праздникам. Желание вновь обрести невинность в наших отношениях с Б-гом отражено в знаке месяца «вирго», девственница. Буква месяца «юд» (й) этимологически связана со словом «рука» («яд»), напоминая: искреннее раскаяние в грехах и дурных поступках и искреннее решение впредь поступать хорошо должны определять наши действия. Это месяц колена Гада, чьи потомки были воинственны, бросили вызов злу и завоевали Землю Израиля.

ВЕСЫ (Тишрей). В этом месяце «правильных чувств» Г-сподь взвешивает и оценивает наши поступки, чтобы распределить благословения на предстоящий год. Это и символизирует знак «весы». Новая невинность, обретенная в наших отношениях с Б-гом в предыдущем Элуле, находит отражение в череде праздников, начиная с Рош а-Шона. Поэтому Тишрей – месяц брачного союза Б-га и Израиля. Этим месяцем «правильных чувств» управляет буква «ламед» (м), первая в слове «сердце» («лев»). Это месяц колена Эфраима, чье имя означает «плодотворный», и мы стремимся, чтобы наш союз с Б-гом был плодотворен весь предстоящий год.

СКОРПИОН (Хешван). Вдохновение, обретенное в Тишрей, претворяется в реальной жизни. Но никаких праздников, одна повседневность! Буква месяца «нун» (р) имеет числовое значение 50, указуя на 50 уровней Б-жественного сознания, достижимых, если дух наш будет деятелен; а также на 50 уровней нечистоты, в которой можно погрязнуть при пассивном отношении ко всему. Ядовитый «скорпион» – символ опасности бесстрастного подхода к жизни. Месяц посвящен колену Менаше, чье имя означает «дыхание» («нешима») и связано с чувством, совершенствуемым в этом месяце, – обонянием. Оно считается самым духовным из чувств, и поэтому месяц потенциально благоприятен для обострения духовности.

СТРЕЛЕЦ (Кислев). Мы отрабатываем «правильное расслабление», или сон, без чего невозможно «правильное действие» в часы активной деятельности. Буква месяца «самех» (с) означает «опора». Наша опора на Б-га дает нам уверенность и силу утверждать святость и противиться оспаривающим ее. Это отражено в праздновании Хануки и в астрологическом знаке Стрельца, лучника. «Правильное расслабление» – это использовать сон, чтобы правильно действовать по пробуждении, помочь направить усилия («нацелить» лук) в нужном направлении. Поэтому месяц посвящен колену Беньямина, доблестным воинам. На их землях стоял Святой Храм, к которому направлены наши молитвы и мечты.

КОЗЕРОГ (Тевес). В этом месяце мы предаемся «праведному гневу». Талмуд учит нас всегда благосклонно относиться к другим и почти всегда следует избегать гнева. Однако существует и праведный гнев, понимание того, что следует отвергнуть. Имя колена этого месяца – Дана – означает «судить». Буква месяца, «аин» (т) означает «глаз». У нас два глаза, чтобы правильно видеть, что в жизни следует принять, а что – отвергнуть. Решимость стойко отвергать дурное символизирует знак Козерога, козла, известного упорством.

ВОДОЛЕЙ (Шват). Праздник месяца Ту би-Шват мы отмечаем поеданием плодов, «правильной пищи». Буква месяца «цадик» (ц) означает «праведник» и напоминает стих: «Праведник ест, чтобы питать душу свою». Подлинное испытание нашего духа: извлекаем ли из пищи (и всех мирских дел) духовные уроки или уступаем искушению потакать нашим низменным чувствам. Очищая отношение к материальным благам, мы становимся проводниками благорасположения Б-га к этому миру. Это отражает знак Водолея, разносчика воды. Колено месяца – Ашер, их земли отличались плодородием.

РЫБЫ (Адар). Рыбы обитают в потаенном мире моря. Главный праздник месяца Пурим посвящен руке Б-жией, скрытно творящей историю. Буква месяца «коф» (л) означает «обезьяна». Признавая, что Б-г окружен тайной, мы в Пурим надеваем маски, подражая всем, кому хотим, то есть обезьянничая. Пурим отпускает внутренние тормоза, развеивая страхи, скрывающие нашу суть. Обычно претворение зла в святость есть методичный процесс. Однако наши мудрецы учат: «радость преодолевает все границы». Атрибут месяца – «правильный смех»; с его помощью мы превращаем любое препятствие в шанс добиться удачи, приказ к уничтожению мы превращаем в день радости. Эту трансформацию мы осуществляем с быстротой, свойственной колену месяца, потомкам Нафтали, самого быстроногого из сынов Яакова.

М. Виснефски – один из основателей Института «Восхождение» в Цфате и редактор издательства «Гал Эйнай», изучал экологию в Калифорнийском университете, закончил ешиву в Цфате, ныне изучает кабалу, хасидизм и еврейский закон в Иерусалиме.

Jewish Book — Магазин еврейской книги на русском языке

  • Знаки времен. Зодиак в еврейской традиции

    Издательство: Gesharim

    Цена: $US 8.34 $US 16.68

    Стоимость в других валютах

    Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы запросить книгу на этот склад

    Наличие на других складах:
    0
    0
    0

    Номер по каталогу: 06064000
    Год издания: 2007
    Cтраниц: 336
    ISBN: 9785932732601
    Вес: 0.37 kgs
    Переводчик: Спинадель, Г.
    Язык: Русский
    Обложка: твердая
    Формат: 14x2x21

    Перейти к:

    Посетители, которые заказывают этот товар, также выбирают

    Хитас. Глава Балак

    Слово раввина

    Здоровье тела, сознания и духа

    Shneerson, Menahem-Mendel, r.

    Поездка. Или о раввине и его единственном сыне

    Nahman from Braslav, rabi

    Рабби беседует с Иисусом

    Нищета неверия. О мире, открытом Богу и человеку, и о мнимом мире, который развивается сам по себе

    Описание

    Как иудаизм относится к астрологии и знакам времён, к зодиакальным созвездиям? Лежащая перед вами книга ответит на этот вопрос. Автор не занимается астрологией как таковой, а лишь касается ее, чтобы сказать о главном — о Времени, его периодичности и поворотных моментах. Эти темы, глубоко и оригинально представленные в еврейской традиции, излагаются в этой книге в современном философском духе.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие к русскому изданию
    От автора
    Введение
    Астрология и еврейская традиция
    Небесные тела: их влияние и предназначение
    Зодиак в Талмуде и Мидраше
    Овен — месяц нисан
    Овен (Тале) — знак роста
    Лунный и солнечный годы. Освящение месяца
    и определение високосного года
    Пасхальная жертва
    Египет. Определение концепции: суть Мицраима
    Песах. Название праздника и его смысл
    Месяц обновления
    Чтение Торы в месяце нисан
    Телец — месяц ияр
    Заповедь соблюдения субботы
    Ман — пища с небес
    Первая война — битва с Амалеком
    Раскрытие тайн каббалы
    Чтение Торы в месяце ияр
    Близнецы — месяц сиван
    Дарование Торы на горе Синай
    Как мы определяем Божественное Откровение
    Пророк и пророчество
    Общественное признание пророчества
    Откровение Торы — рассказ о происшедших событиях
    Исполним и поймем
    Вера в Израиле — непреложный факт
    Что было даровано при Откровении на Синае?
    Традиция
    Антисемитизм: определение и причины
    Рак — месяц таммуз
    Относительность против Абсолюта — грех Золотою Тельца
    Отчет о событии
    Прекращение ежедневных жертвоприношений
    Пролом городской стены и установка идола в Храме
    Сожжение Торы — попытка уничтожить народ Израиля
    Лев — месяц ав
    Относительность против Абсолюта — грех разведчиков
    Разрушение Первого Храма
    Разрушение Второго Храма
    Распашка Храмовой горы
    Падение Бейтара (подавление восстания Бар Кохбы)
    Дева — месяц элул
    Раскаяние — мост между мирами
    Секрет верности традиции
    Чтение Торы в месяце элул
    Весы — месяц тишрей
    Рош га-Шана
    Творение мира — смешение духа и материи
    Факты
    Возраст вселенной
    Как и почему так случилось ?
    Йом Киппур и Суккот
    Скорпион — месяц хешван
    Ослепление последнего царя — Цидкиягу
    Праматери еврейского народа
    Потоп: причины и результаты
    Уникальность падающего дождя
    Окончательное избавление: освящение
    Третьего Храма
    Чтение Торы в месяце хешван. Авраам открывает Творца
    Стрелец — месяц кислее
    Стрельба из лука в Торе. Иосеф и его братья
    Йосеф и жена Погифара. Отказ от смешанных браков
    Период пророков: Откровение и сокрытие
    Подъем Греции: логика, театр, спорт
    Война культур: атака на святые заповеди Израиля
    Эллинизация евреев и война Маккавеев Чудо, происшедшее с маслом — Ханука
    Стрела поражает цель
    Жизнь после смерти: логика и факт
    Козерог — месяц тевет
    Десятое тевета
    Козерог (Гди) в Торе: Ицхак благословляет
    Яакова
    Роль Эзры Писца
    Установление порядка молитв — Сидур Святой язык — единство внутреннего и внешнего
    Традиционный порядок молитв
    Смешанные браки
    Смерть Эзры
    Перевод Торы на греческий язык
    Чтение Торы в месяце тевет
    Водолей — месяц шват
    Водолей в Торе. Моше черпает воду и передает Тору Сынам Израиля Моше в точности передает всю традицию Пятнадцатое швата — Новый год деревьев Чтение Торы в месяце шват. Рассечение
    моря — источник вечного мира
    Рыбы — месяц адар
    Рыбы — модель жизненного пути
    Смерть Моше — секрет его рождения
    Пурим
    Исторический фон
    Рассказ о Пуриме
    Обычаи
    Моше, Эстер. Мордехай и Аман
    Затмение и фальсификация истории
    Послесловие
    Приложения
    Названия книг Библии / Танаха
    Еврейский календарь
    Еврейские праздники и выделенные даты
    Авторы, упоминающиеся в книге
    Цитируемые источники
    Словарь терминов и выражений

    ВВЕДЕНИЕ

    Сегодняшняя жизнь еврейских общин, в основном городских, не дает представления о том, как жили евреи всего двести лет назад.

    В Восточной Европе большинство евреев жило в местечках — штетлах. Портной, сапожник, мелкий торговец. — таковы были самые распространенные профессии. Культурная жизнь сосредотачивалась вокруг синагоги и бейт мид-раша — дома учения. Концепции «социальной жизни», в ее современном понимании, просто не существовало.

    В штетле обсуждали новости преимущественно местного значения: у кучера пала лошадь, дочь молочника обручилась с сыном дубильщика кож. Заезжие люди рассказывали, что происходит в других общинах.

    По воспоминаниям очевидцев и документам того периода известно, что жизнь в штетлах была эмоционально и духовно богатой. Люди довольствовались самыми скромными заработками, но их существование было осмысленным и даже, на удивление, радостным.

    Еврейская жизнь в городских центрах и в сельской местности по существу не различалась. Местечки во многом походили на деревни, превосходя их только по размеру. Вместо одного-двух торговцев здесь было, скажем, десять, и они уже вступали в рыночную конкуренцию.

    Индустриальная революция 19 века ознаменовала начало процесса, который полностью изменил эту жизнь. Развитие коммуникаций и транспорта, позднее — электроники и авиации, сблизило самые разные культуры. Появились новые идеи, другим стал стиль жизни, возникли иные источники благосостояния.

    Автоматизация и специализация загоняли человека в рамки узкого профессионализма. Конкуренция росла, побуждая овладевать новыми знаниями и навыками. Пожилым приходилось соревноваться с молодежью, кроме того, в конкурентную борьбу с мужчинами включились и женщины. Так что традиционная структура семьи оказалась под угрозой. В течение нескольких поколений облик общества драматически изменялся и усложнялся. Сегодня многие люди ищут в развлечениях освобождение от истощающей ежедневной рутины. Но современная культура досуга, призванная дать человеку возможность расслабиться, не приносит желанного умиротворения. Спекулятивные сенсации из частной жизни кумиров публики не в состоянии заполнить пустоту, которая гложет душу нашего современника.

    Стремление испробовать что-то новое, необычное стало гораздо острее, в то же время попытки удовлетворить духовный голод «здесь и сейчас» не приносят ничего, кроме опустошения. Все заняты «поисками себя». Море пособий, гарантирующих спасение и обучающих самоусовершенствованию во всех сферах жизни, свидетельствует лишь о том, что обрести покой и гармонию становится все труднее.

    Один из печально знаменитых и весьма распространенных способов сопротивления материализму и технократии — отвергнуть все сразу и с распростертыми объятиями принять коммунизм или фашизм. Известно, что эти движения привели к катастрофическим последствиям, подобных которым прежде люди не знали.

    Другой метод бегства от действительности предлагают популярные фантастические романы о жизни на Земле и других планетах. Интерес к внеземной жизни выражается также в пристрастии к ежедневным гороскопам, в увлечении астрологией, которая, по распространенному мнению, способна предсказывать будущее.

    Фантастика и астрология привлекают к себе уже тем, что дополняют традиционную науку. Наука исследует конкретные феномены жизни. Л красота лунного света, например, или неповторимость заката выражаются на языке науки длиной волн или скоростью частиц. Наука основывает свои выводы на статистической вероятности, сводимой к формулам.

    Что же происходит с эстетикой и духовными измерениями?

    Многих людей поражают явления природы, ее изменения и контрасты — ночь и день, свет, за которым следует тьма, величие восхода и заката. Смена времен года: листопад, зимние вьюги, летняя жара. Все это вызывает любопытство, восторг перед многообразием природы, пробуждает мысли о тайне роста, увядания, обновления.

    Могут ли звезды в небе влиять на природные явления или на жизнь отдельного индивидуума? Исследователи скрупулезно регистрируют информацию, собранную спутниками и космическими кораблями. Этот фактический материал, доступный ученым, часто используют, чтобы экстраполировать земные законы на другие планеты и размышлять о природе космических сил. Им также пользуются представители астрологии и оккультизма в своих «научных» обоснованиях.
    Небесная карта все время меняется. Каждый месяц в небе доминирует одно из созвездий. В надежде, что астрология способна пролить свет на качества человеческого характера и предсказать будущее, многие люди начинают ее изучать или прислушиваться к прогнозам астрологов. С помощью гороскопов они надеются проникнуть в то, что сокрыто, пролезть в узкую щель настоящего, чтобы обрести знание будущего.

    Но так ли взаимосвязаны в астрологии отношения между теорией и практикой, как хотели бы верить астрологи и их клиенты? Можно ли полагаться на модели, выстроенные с целью связать информацию из космоса с жизнью миллионов отдельных людей? Быть может, это лишь спекуляция.

    Пришло время разобраться в этих вопросах.

    Книга «Знаки времен» посвящена исследованию влияния зодиакальных созвездий на жизнь человека и границам этого влияния. Она не полагается на науку как на высший авторитет — скорее, рассматривает эти вопросы в рамках самой астрологической модели.

    Мы основываем наши суждения на традиционных еврейских источниках. Они обладают неизмеримой ценностью, вскрывая удивительную, но часто неверно понимаемую роль астрологии в жизни человечества в целом и еврейского народа в частности.

    Фрагмент из книги:

    Уникальность падающего дождя

    В хешване нет праздников. Скорпион, ползающий по земле, призывает человека обратить внимание на самосовершенствование, надеясь, что в лучшие времена, в следующем месяце кислев, под созвездием Стрельца, он «выстрелит» и воспрянет. Событиями этого месяца являются молитва и исправление — приближение к Богу.

    В Израиле в хешване начинают молится о дожде. Потоп был воплощением гнева и разрушения, водой, сошедшей с небес. Дождь, о котором мы возносим молитвы, также посылается с небес, но эта вода несет жизнь и процветание. Сезон дождей знаменует начало скрытой активности природы, черпающей энергию от земли. Но этот процесс зависит от воды, нисходящей с небес. Когда вода приходит вовремя и в нужном количестве, она — благословение. Тогда все в природе радуется и растет на радость земледельцам и всему человечеству.

    Дождь — награда за правильное поведение. Но если он выпадает не вовремя, не в том количестве или не там, где нужно, это не благословение, а проклятие. Вместо счастья — сердечная боль: наказание Владыки вселенной.

    Ряд комментаторов (напр., Адерет Элиягу Гаона из Вильно к Дварим, 33:1) говорят, между прочим, и о предсказании погоды. Метеорологи отмечают: случается, что дождь выпадает одновременно в соседних регионах в совершенно разных количествах, поэтому прогнозировать дожди на основании прежнего опыта чрезвычайно трудно.

    Среднестатистические нормы дают некоторые основания для прогнозов, но что крестьянину до прогнозов в общем, ему важно знать, сколько дождя выпадет на его клочке поля.

    На такой вопрос у метеорологов нет ответа. Наши мудрецы, делая те же наблюдения, учили, что дождь не является чисто природным явлением, он зависит от нас, от нашего отношения к людям. Мы с детства привыкли к дождю, у нас есть плащи и зонты, и все идет своим чередом. И все же представление о том, что дождь — это знак и, может быть, наказание свыше, — не изменилось: «раскрытие небес» или «прекращение дождей» — урок для человека:

    Если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам сегодня — любить Бога, Владыку вашего, и служить Ему всем сердцем и всей вашей душой — дам дождь вашей земле. Чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, а то замкнет Он небеса, и не будет дождя (Дварим, 11:13-17).

    Текучесть времени, Зодиак и колена Израилевы

    В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака, то есть пояса на небесной сфере, по которому движутся Луна, Солнце и большинство планет. Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами двенадцати колен израилевых, которые, согласно Библии, происходили от двенадцати сыновей Иакова.

    От редактора: публикация данной статьи приурочена к наступлению самого продолжительного «дневного» поста в еврейской традиции — «цом» 17 тамуза. Длительность поста, который завершается вечером с появлением первых звезд — более 16 часов. Двадцать один день между постом 17-м Тамуза и “суточным” постом 9-м Ава названы днями “Бейн а-мецарим” (“Между теснинами”). Это словосочетание взято из Книги Эйха («Плач Иеремии»), где сказано: “Все преследователи (“народа Израиля”) настигли его между теснинами” (Эйха, 1:3).

    Как выглядит еврейский год? Какие годы являются високосными, а какие неполными, Когда наступает Новый год? Когда начинается еврейский день? Что такое новолуние? Как считаются годы? Эти и многие другие подобного рода вопросы задаются особенно часто. Они связаны с понятием времени в еврейской традиции.

    Понятие «время» занимает в еврейской традиции более важное место, чем у других народов. События прошлого, запечатленные в народной памяти, отношение к прошедшему и будущему – все это играет в еврейском национальном сознании первостепенную роль. На протяжении многих столетий оставалось справедливым высказывание, что родина Израиля – это его история. Родина, которую обретают во времени, а не в пространстве. Однако это не значит, что у евреев нет территориальной Родины. Она должна вписываться в рамки Родины исторической.

    Системы летоисчисления у разных народов неодинаковы. Христианские страны знают два календаря – юлианский и григорианский; оба ведут летоисчисление от Рождества Христова, хотя Kатолическая, Православная и Aрмянская церкви по-разному устанавливают эту дату и празднуют Новый год в разные дни. В арабских странах летоисчисление ведется от бегства Магомета из Мекки в Медину, что совпадает с 622 г. по европейскому календарю. Начало китайского летоисчисления совпадает с 2637 г. до н. э., японского – с 660 г. до н. э., индийского – с 3113 г. до н. э. Отправные пункты всех календарей основаны на определенных условно принятых датах, связанных с религиозными событиями и верованиями.

    Еврейское летоисчисление ведется от признанной традицией даты сотворения мира. В течение нескольких первых веков календарь европейских народов, принявших христианскую веру, соответствовал еврейскому. Лишь много позже была установлена условная дата Рождества Христова, с которой и началось летоисчисление реформированного христианского календаря. К тому времени по еврейскому летоисчислению наступил уже 3760 год. Это значит, что к общепринятому теперь европейскому летоисчислению надо прибавить 3760 лет или 3761 год (в зависимости от времени года), чтобы получить датировку по еврейскому календарю.

    В России до Петра Великого летоисчисление также велось от сотворения мира, но по древнерусской, вернее византийской, системе, сотворение мира предшествовало новой эре, то есть Рождеству Христову, не на 3670, а на 5508 лет. В начале 7208 года по тогдашнему русскому календарю по приказу Петра Великого так называемый сентябрьский год (начинавшийся, как и у евреев, в сентябре) был заменен январским, и 1 января 7208 г. стало началом нового, 1700, года, как во всех иных христианских странах.

    Календари основаны на астрономических явлениях смены дня и ночи, причем исчисление ведется либо по фазам Луны, либо на основе вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Еврейский календарь отличается от христианского не только тем, что по нему летоисчисление ведется не от Рождества Христова, а от сотворения мира, но и тем, что в основе его лежит лунный год, заимствованный из Древнего Вавилона, а не солнечный, перешедший в Европу из Древнего Египта.

    Лунный месяц равен 29,5 дням, лунный год – 354 дням (и нескольким часам), тогда как солнечный год длиннее лунного почти на 11 дней и содержит 365 дней (вернее, 365 и одну четверть). Для уравнения лунного календаря с солнечным был введен високосный год из 13 месяцев, в 3-м, 6-м, 8-м, 11-м, 14-м, 17-м и 19-м году каждого 19-летнего, так называемого малого, календарного цикла. В високосном году имеются два месяца адара. Для упрощения счета введены месяцы в 29 и 30 дней. Сутки разделены на 24 часа. Единицей календарного времени является промежуток между двумя новолуниями, равный 29 дням (новолуние на иврите – «молад»).

    Период от первого нисана до первого тишрея одинаков – 177 дней. Различаем года: недостаточный («шана хасера») – 353 дня, нормальный («ке-сидра») – 354 дня, полный («шлема») – 355 дней. Соответственно этому продолжительность високосных годов равна 383, 384 и 385 дням. 235 лунных месяцев равняются 228 солнечным и образуют 19 солнечных лет – так называемый в еврейском календаре малый 19-летний цикл. В состав каждого цикла входят 12 простых и 7 високосных годов. В простом году – 12, в високосном – 13 месяцев. Расчет суток по еврейскому календарю – от вечера до вечера, от захода и до захода солнца. Таким образом, вечер новолуния, когда становится виден серп луны, вместе со следующим днем составляет первый день месяца.

    Суббота начинается в пятницу вечером за 20 минут до захода солнца. Праздник субботы кончается с заходом солнца на следующий день, когда на небе появляются три звезды и наступает так называемый «Моцаэй-шаббат». На сегодняшний день существуют специальные календари, в которых указано, когда начинается и заканчивается Шаббат. Простое эмпирическое правило для определения точного времени гласит, что Шаббат заканчивается примерно на 72 минуты позже срока зажжения субботних свечей. Например: если субботние свечи в пятницу вечером зажигаются в семь часов, это значит, что Шаббат заканчивается в субботу вечером примерно в четверть девятого.

    Как дни группируются в седмицы-недели, так и годы в библейские времена соединялись в семилетние периоды: каждый седьмой год считался годом отдыха от полевых работ; тогда же отпускались работники, отрабатывающие свои долги.

    Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака, то есть пояса на небесной сфере, по которому движутся Луна, Солнце и большинство планет. С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами его созвездий (Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева).

    Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами двенадцати колен израилевых, которые, согласно Библии, происходили от двенадцати сыновей Иакова. Первый месяц календарного года – это тишрей, обычно соответствующий сентябрю, но иногда выпадающий на октябрь. Тишрей – всегда «полный» месяц, он имеет 30 дней.

    Знак зодиака для тишрея – созвездие Весов. Весы были эмблемой колена Эфраима. Весы – символ и Судного дня, когда взвешиваются хорошие и дурные поступки человека, и символ подведения итогов ушедшего года на пороге наступающего. Первые два дня месяца тишрея – праздник Нового года, Рошха-Шана. Третьего тишрея, когда был предательски убит Гдалья бен Ахикам, наместник вавилонского царя в Израиле, положено соблюдать пост. В результате этого убийства немногочисленные евреи, еще остававшиеся в стране, вынуждены были бежать в Египет, и страна окончательно опустела. 10 тишрея – Судный день, Йом-Кипур – День искупления. Это праздник всепрощения, в который отпускаются грехи как отдельного человека, так и всего народа. 15 тишрея – первый день праздника Суккот, который на русском языке получил название Праздника кущей, так как в течение семи дней его предписывается жить в кущах, шалашах, в память о том, что во время странствования евреев по пустыне после исхода из Египта они жили в шалашах. 22 тишрея, наступает Шмини-Ацерет, отдельный праздник, не являющийся продолжением Суккота. В Израиле он совпадает с праздником Торы – Симхат-Тора. В странах рассеяния Симхат-Тора, праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начала нового цикла, считается вторым днем Шмини-Ацерет.

    Второй месяц календарного года – месяц хешван, он обычно соответствует октябрю и изредка выпадает на ноябрь. Хешван состоит из 29 или из 30 дней. Его зодиакальный знак – Скорпион – эмблема колена Менаше (Манассии). В Библии сообщается, что в этом месяце закончилась постройка Соломонова храма. В день 25 хешвана 2500 лет тому назад возвратившиеся в свою страну из вавилонского пленения евреи поселились в Самарии (Шомроне) и Иудее. Месяц хешван иногда называют мар- хешваном, и такое название имеет два значения. Одни называют этот месяц Господином, потому что он следует сразу за Великими праздниками Рошхa-Шана и Йом-кипуром. Другие же, напротив, считают этот месяц «горьким», потому что в этот месяц нет ни одного праздника, что дистанцирует евреев от божественности, а также, как правило, именно в это время начинается сезон дождей.

    Третий месяц календарного еврейского года, кислев, соответствует ноябрю-декабрю, имеет 29 или 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Стрельца – эмблема колена Вениаминова. Восемь дней – от 25 кислева до 3 тевета – празднуется Ханука – праздник Маккавеев в память об освобождении Израиля от греко-сирийского владычества.

    Тевет – четвертый месяц года, соответствующий декабрю, имеет только 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Козерога, эмблема колена Дана. 10 тевета 589 г. царь Вавилонии Навуходоносор начал осаду Иерусалима, что в конечном счете привело к разрушению Первого Храма и изгнанию всего еврейского народа с родной земли. Пост в этот день известен под названием Асара бе-Тевет.

    Пятый месяц – это шеват. Соответствует январю. Состоит всегда из 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Водолея, эмблема колена Ашера. 15 шевата – Туби-шват – считается полупраздником, так называемым началом года деревьев – Рошха-Шана ле-иланот. Этот праздник бережно чтился народом и в рассеянии как символ неразрывной связи с природой далекой родины. Именно в Туби-шват в диаспоре традиционно употребляют в пищу фрукты, произрастающие в Израиле. В Израиле этот день ознаменовывается посадкой деревьев.

    Адар – шестой месяц года – имеет 29 дней, в високосный год – 30. Адар обычно соответствует февралю, а в високосный год – январю; его зодиакальный знак – созвездие Рыбы, эмблема колена Нафтали.

    В високосном году имеются два месяца адара – адар-алеф и адар-бет. Адар-бет имеет 29 дней. В невисокосный год Пурим празднуется в адар-алеф, в високосном же году празднование Пурима переносится на Адар-бет. Согласно традиции, седьмой день адара – день рождения и смерти Моисея. В этот день во многих общинах проводится Хевре Кадиша. День, предшествующий Пуриму, 13 адара – Пост Эстер. В Пурим евреям предписано радоваться и веселиться в память о том, как благодаря счастливому стечению обстоятельств проживавшие в Персии евреи избежали поголовного истребления, которое готовил им Аман, могущественный вельможа, первый министр персидского царя. В городах, которые во времена завоевания земли Израиля были окружены крепостной стеной (одним из таких городов является Иерусалим), Пурим отмечается 15 адара. В остальных городах – 14 адара.

    За месяцем адар следует «месяц весны» – «ходеш ха-авив» – месяц нисан, соответствующий марту или апрелю. Он состоит из 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Овна, эмблема колена Иуды. С 15 по 22 нисана празднуется Пасха (в диаспоре – по 23 нисана), самый древний из наших праздников, с которого начинается история еврейского народа, когда Б-г освободил наших предков из египетского рабства.

    За месяцем нисаном следует ияр. Он имеет 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Тельца, эмблема колена Иссахара. 18-й день месяца Ияра – это Лаг-ба-Омер, 33-й день в счете Омера, праздник, связанный народной традицией с восстанием Бар-Кохбы против Рима и со смертью рабби Шимона Бар-Йохая. В Лаг-ба-Омер прекратилась эпидемия, унесшая жизни около 24 тыс. учеников рабби Акивы – солдат Бар-Кохбы.

    Девятый календарный месяц – это сиван, состоящий из 30 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Близнецов, эмблема колена Звулуна. 6 и 7 сивана – праздник Шавуот, по-русски – Пятидесятница, так как он приходится на 50-й день после Пасхи. Как и большинство других еврейских праздников, Шавуот имеет два аспекта: один, связанный с природой страны и с трудовой жизнью народа, и второй – духовный, связанный с религией – с Библией, ставшей основой еврейской этики и этики всего человечества. Потому как именно в этот день Всевышний даровал народу Израиля Тору и 10 заповедей на горе Синай.

    Десятый календарный месяц – тамуз – состоит из 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Рака, эмблема колена Реувена. Пост 17 тамуза связан с пятью бедствиями: Моше-рабейну разбил Скрижали Завета, прекратились жертвоприношения за весь народ в Храме и была пробита городская стена во время осады Иерусалима (как во времена Первого Храма, так и во времена Второго), впервые была публично сожжена Тора и по приказу нечестивого правителя в Святая святых Храма был установлен языческий идол.

    Одиннадцатый месяц еврейского календаря – это ав, имеющий 30 дней; его знак зодиака – созвездие Льва. Лев – эмблема колена Симеона. 9 ава – наиболее трагическая дата еврейского календаря. В этот день Всевышний вынес приговор, согласно которому все сыны того поколения, что вышло из Египта, должны были умереть в пустыне, не увидев Страны Израиля. Девятого ава были разрушены оба иерусалимских Храма, в первый раз – вавилонянами в 586 г. до н. э., а во второй раз – римлянами в 70 г. В конце восстания Бар-Кохбы в этот день пал последний оплот повстанцев – город Бейтар, многочисленное население которого римляне истребили. 9 ава римляне уничтожили остатки Второго Храма, а саму Храмовую гору перепахали.

    Последний, двенадцатый, месяц еврейского календаря – элул, соответствующий августу или сентябрю, имеет 29 дней. Его зодиакальный знак – созвездие Девы, эмблема колена Гада. Весь месяц Элул наступление Рош-ха-Шана возвещается звуками шофара, в который трубят по окончании утренних богослужений в синагоге, и происходит это каждый день до кануна Рош ха-Шана.

    Відвідувачі, що знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі в даній новині.

    Анатолій Хільченко, священик

    Спілкувався Олексій Гордєєв

    А слухаючи Гундяєва, так і не скажеш.

    Дякую Вам за визнання того, що МП веде антидержавну діяльність (звісно трішечки, ну саму крихітку):

    Однією з основних перешкод в державно-церковних відносинах в Україні є існування т.з науки «релігієзнавство». Назагал це мирне заняття, яке зайняло скромне але менш-більш дохідне місце в явищі української тіньової науки, невелике і замкнене болітце, в якому перетирають свої, далекі від життя, проблемки, плодять докторів і кандидатів філософії. І все би нічого, але в умовах нашої країни ця «наука» зайняла місце між державою і церквами і фактично, самостійно уповноваживши себе на представлення церков, в якості посередника веде діалог з державою. З представників цієї «науки» формуються комітети, департаменти, відділи міністерства яким надалі і доручають те, що в нас названо «державною політикою в області релігії». Зрозуміло, що для більшості держчиновників і законодавців релігія то тьомний лєс і, при виникненні якихось проблем з релігійними організаціями, вони біжать до релігієзнавця, який їм все розкладе «по поличкам». Ну не бігти же їм до тих малохольних, які Богу моляться. Тобто ситуація анекдотична – проголошуючи з усіх трибун про необхідність діалогу з церквами, держава той діалог і відносини імітує, замінює на відносини з бутафорською церквою, утвореною на держзамовлення докторами філософії і політології від релігієзнавства. Причому та побудова почалась ще в 1990 році, коли новоспеченими демократами і викладачами кафедр наукового атеїзму був зліплений союзний релігійний закон де по зразку цивільної громадської організації почали ліпити релігійні. Це була своєрідна резервація для віруючих і в Україні той процес підхопили вже місцеві діячі наукового атеїзму разом з діячами НРУ.

    Всі релігієзнавці і викладачі кафедр вміють розказати про різні моделі співіснування держави та релігії, що мають місце у світовій практиці, які, частіше за все, законодавчо оформлені. Але я добавлю, що це є тінь іншої, вищої істин, яка встановлює що спочатку моделі і відносини а потім законодавче оформлення. Загально ця максима в теорії права виглядає так – закони тільки регулюють суспільні відносини і ніколи їх не створюють. Відносини передують законам. І от в нашій ситуації після розпаду СРСР, в ситуації з нульовим рівнем права і відсутністю реальних релігійних організацій як суб’єктів права, перетягнувши до себе конституційний принцип відділення, ми почали ним регулювати відсутні суспільні відносини(!). За цих обставин ті спроби в 90-х роках зробити релігійний закон були приречені. Що і сталось. Перетягнувши слідом за Конституцією цивільне право, ми ним почали регулювати духовні, неправові відносини. І цьому могли б завадити ну хоч якісь, ну хоч елементарні відносини з тими убогими релігійними організаціями. Це не потребує якихось надзвичайних зусиль чи здібностей. Це може навіть релігієзнавець Єленський. Якщо захоче. Наприклад – Єленський любив раніше на різних телевізорах розказувати про важливість автономії релігійної організації і про необхідність її захисту і захисту переходів. Ну і потім він зліпив той закон, Закон Мародерів №4128. І от якби Єленський уважніше придивився до релігійних організацій і до того принципу автономії, він би міг зрозуміти що принцип відділення і принцип автономії це є одне і теж. Або взаємодоповнююче. Принцип автономії в першу чергу означає що організація сама(!) її проголошує, сама визначає її межі а держава тільки бере це потім до уваги. А тому, якщо всі християнські конфесії згідно своїх канонів визначають автономною організацією всю церкву а не парафію, якщо всі конфесії самостійно визначають правила утворення парафій і долю майна — то це і мало би бути одним з основних правил відносин держави і церков. А Конституція це тільки потім констатує як відділення.

    Сьогодні цей процес «побудови відносин» продовжують т.з ефективні менеджери, які відчувши своєрідний запит, успішно експлуатують його ресурс. Текст релігійного закону і та діяльність найбільш вповні стали в утворенні організації ПЦУ. В унісон з православною симфонією, з менеджерами від віруючих, в Україні творять близнюка «русского мира». Ось один з них стверджує що УПЦ МП стала ворогом суспільства. Лукавить, свідомо або по нерозумінню. Позиція організації стала ворожою окремим проявам держави а держава це не є суспільство. Держава це механізм збирання податків, підтримання порядку в суспільстві. Такий же як пральна машина в побуті і стверджувати що пральній машині необхідна церква просто смішно. В суспільстві необхідні якісь відносини держава з церквами, але наша придуркувата машина в своєму існуванні намагається використати церкву в своїх інтересах, інтересах далеких від суспільних. Тому завжди слушне попередження – церква з державою немає ніяких спільних інтересів і їх діяльність не перетинається і не доторкується в жодній точці. І в наших умовах відносини церкви з державою повинні починатись з тези – держава ворог церкви. Можна цитувати одного священника УГКЦ – держава не повинна робити нічого поганого для церкви і нічого доброго. Те, що «УПЦ (МП) всячески демонизируют Минкульт», ну що ж — під час війни завжди виникає потреба в специфічних «законах», текстах. Потреба в людях типу Медінський, Юраш, Єленський і існуючі з обох сторін фронту контори «міністерство культури» перетворилися в розсадники мракобісся.

    З огляду на це, православна Церква не повинна б агітувати за Зеро.

    Але. в УПЦ МП тепер усе інакше.

    Дійсно, ну як же можна не підтримати чоловічка? Тим більше, коли він — за «електронний концтабір«?

    Які дикі пропозиції!
    Які страшно відстали ці греки!
    Вони нічогісінько не знають про «вЬру православную»: ні про «російський світ», ні про «вєлічіє», ні про «богоданість» Пу.
    І вже тим більше — про «єресь українства», «єресь гуманізма» і богомерзотність геометрії!!

    Ну як же зможуть правовірні овечки святоросійства возсісти поряд з козлищами жидорептилоїдства.

    Яке питання, така і відповідь. Для терезої відповіді доречніше усвідомити, чого ми хочемо від майбутнього президента?
    1. Особистого багатства?
    2. Подолання людської продажності «в окремо взятій країні»?
    3. Припинення глобального міжнародного конфлікту?
    Твереза відповідь можлива лише у тому випадку, я кщо ми чекаємо чогось іншого. Бо ніякий президент не зробить вас багатим, не «подолає корупції» і не «припинить війни»

    Це якщо він не «чарівник з голубого вертольота»

    Пасхавер десь писав, що «Когда-то один из руководителей Европейского союза неофициально сказал: «Если бы русские не были белыми, у нас бы к ним претензий не было. А так ведь белые, вроде бы свои, но не как мы». То же самое можно сказать и про нас». І там, далі, Пасхавер писав що у нас цінності інші. Добавимо – не тільки інші але і з тими цінностями, які ми переносимо від цивілізації і від Європи до нас, проходять дивні метаморфози.

    Ми дикунський, варварський народ і це особливо видно в нашому дикунському, варварському релігійному законодавстві. Причому це якесь небачене і неописане варварство. Ми користуємось речами і благами цивілізації і одночасно реконструюємо суспільні відносини, схожі на описи з шкільних історичних підручників про давні часи. Наші відносини це якась амальгама з давнього, застиглого в часі ординства, на яке додатково наклалась катастрофа 1917 року. Для прикладу — всі ці ламентації про захист автономії громади, про захист права свободи вибору підпорядкування, про свободу переходу громади – це все для придурків і убогих. Так, автономія релігійної громади є одним з основних положень міжнародного права, міжнародних угод, які підписала Україна. Але в них це означає що громада самостійно визначає себе автономною, самостійно проводить свої межі в яких живе і порядкую по своїх власних установах і правилах. Визнання державою цієї автономії є похідне від волі самої громади. У нас же, незважаючи на те, що всі християнські церкви в Україні визнають автономною всю церкву, держава приймає закон яким фактично нищить церкву, робить самостійними і незалежними парафії. Далі держава проголошує ту свободу «підпорядкування» і береться її захищати. Тут можна звернути увагу, що послідні зміни в ст.8 релігійного закону, якими намагаються регулювати і захищати те «підпорядкування», в рівній мірі відносяться до зареєстрованих громад і до громад, які навіть не повідомляють державні органи про своє утворення. Який зміст має тоді та детальна регламентація прописана в ст.8 для тих громад? Що законодавець збирається «захищати» в цьому випадку? Здоровий глузд тут підказує, що парафія при діючому законі може міняти підпорядкування хоч кожної години і 24 рази на добу. Це право декларативне і його неможливо ні порушити ні захистити. Проблеми виникають тільки у парафій-юросіб і це є проблеми не «захисту» якоїсь свободи громади а проблеми майна. І тут вже видна друга придуркуватість і щоб її побачити, треба читати Цивільний кодекс, читати на рівні першого курсу юрфаку. Все, що відбувається з юрособою, абсолютно все описано цивільним правом і хто може пояснити, використовуючи цивільне право – що таке зміна підпорядкування юрособою? Що таке канонічне підпорядкування з точки зору ЦК? Що відбувається з юрособою при такій зміні підпорядкування чи з тою особою, якій стають підпорядковані? Абсолютно нічого і це є повна дурня, яку придуркуватий український законодавець і на пару з ним такий же придуркуватий український релігієзнавець взялись захищати світським правом. Термін «зміна підпорядкування» в цивільному праві має інший зміст чим той, який вкладають у нього віруючі і в реальності це означає зміну віри частиною віруючих чи ще якісь канонічні нюанси в цій вірі. Але саме цивільне право не в змозі описати і навіть не існує таких правових термінів які б описали це «підпорядкування» чи цю зміну віри чи якісь зміни у вірі. Цивільному праву байдуже до цих змін і громада може міняти «підпорядкування» у всьому діапазоні світових релігій і культів, залишаючись згідно положень нашого релігійного закону одною і тією ж юридичною особою(!). Звучить це безглуздо як і безглузді наші намагання цивільним правом «захищати» чи «регулювати» такі переходи юридичної особи. Зміст це би мало тільки в тому випадку, як би ми доказували всім і переконували всіх в тому, що юридична особа може вірити в Бога.

    Ну і повна дурня вже по майну. Для розуміння примітивно можна виділити три рівня розвитку права власності. Перший, дикунський або нульовий. Якщо дикуну сказати що ця річ є власністю Джона чи Івана, він порахує тебе за божевільного. Річ може бути тверда, м’яка, кольорова, кругла, квадратна але як вона може мати признаки Джона, як це знайти, де в ній той Джон. Другий рівень, варварський, це коли власністю є те, до чого можеш дотягнутись і що можеш захистити. Третій рівень це вже цивілізовані, складні і абстрактні правові терміни, за якими навіть річ Джона, яку він передав тимчасово комусь чи загубив – все одно залишається його. І от на другому рівні вже видно шляхи до цивілізованої власності, її початки. Початок йде від того, що власністю стає те, що ти сам визнаєш своїм. Наприклад – йдеш по вулиці в штанях і ці штані є твої не тому, що вони нумеровані і по номеру держава указом визначила їх твоїми а тому що ти їх сам визнав своїми. Після цього самостійного визнання держава починає ці штані захищати як твої. Так і тут. В 1991 році, коли держава почала ліпити відносини з церквами, вона в діалозі з ними повинна була бачити, що вони визнають своєю власністю і як нею розпоряджаються. А вони, всі християнські церкви України, визнають власниками церковного майна не громади а всю церкву. Незважаючи на те, держава, в порушення конституційного відділення, влізла в церкви і сама «призначила» власниками парафії, зробила з церкви збіговисько незалежних юридичних осіб з гібридними статутами, зі статутами в яких поєднала бульдога з носорогом – світське і канонічне право. І от вже і ПЦУ, підтанцьовуючи Порошенку, приводить свій статут у відповідність до дикунського закону, записує церкву як зібрання незалежних юросіб, утворених по ЦК України. А на початках, в першому варіанті Статуту, писалось про церкву як особу, яка сама будує відносини з державою. І тут буде цікаво поспостерігати, як ПЦУ буде далі творити свої документи, особливо парафіяльні. Як визначить власність.

    Тобто, ми не то що залишаємось на дикунському рівні, ми навіть заблокували його можливий розвиток. Можна подивитись на конфлікт у Львові, де громада УГКЦ намагається залишити за собою костел. Скільки там в обговоренні позбігалось буйних, дикунів, клянуть поляків, Мокшицького, розкопують старі могили! Врешті УГКЦ, яка претендує на цивілізованість, ліквідовує буйну парафію. Наслідок – новий припадок в мереживному обговоренні. Ще приклад. Можна почитати фантастичний матеріал на «Релігія в Україні», як в позаминулому столітті у Львові цивілізовано вирішували долю покинутого румунського храму. Фантастичний матеріал в порівнянні з нашим дикунством. Ми не то що стоїмо на місці, ми навіть вдаємо якось рухатись реверсом в минулі часи і при цьому приймаємо законодавство, яке захищає мародерство. Закон №4128 – це Закон Мародерів. У всі часи мародерство було ознакою військових конфліктів, при яких військові загони або банди найманців грабували беззахисне населення на територіях, статус яких тимчасово був не встановлений. Так і у нас. Використовуючи реальну війну, політики і законодавці «організували» законоподібний грабунок одних громад громадян другими громадами громадян, розділених релігійними переконаннями. І це особливо вражає, оскільки мародерами стають християни і їх спільноти. Адже ж саме в християнському середовищі в давні часи виникло розділення церковного і світського права, при якому християнське середовище залишилось ізольованим місцем де панували моральні основи керування церковним майном. Збереження цього середовища здійснено радикальним відділенням від світського права і оскільки суть керування церковним майном не у застосуванні правових конструкцій, а в здійсненні місії церкви, то і успіх цієї місії став критерієм правильності прийняття рішень і здійснення тих чи інших дій з церковним майном. У нас же безглузді спільноти заполітизованих громадян, які вважають християнство просто громадським рухом з формальним моральним законодавством, притягнули в християнське середовище світське право, причому у гіршому його варіанті. Адже навіть світські юридичні особи, при виникненні конфліктів і суперечок між засновниками громади про використання майна, дають право тим громадянам, які кінцево не погодились з рішеннями громади, вийти з громади разом з тим майном, яке вони вклали. Тобто, якщо в християнській громаді не існує християнських відносин з іншими членами громади, які могли б керувати ними при залагодженні майнових питань, якщо громада «голосуванням» позбавляє участі у вирішенні майнових питань меншу кількість громади то, за відсутності християнських відносин, необхідно би мінімально зберегти хоч якусь справедливість до своїх земляків і сусідів і виключити мародерство. Якщо християнська справедливість і моральні відносини тут відсутні то тоді необхідно зберегти цивілізовану, світську справедливість. Тобто тоді, в продовження світського правила про фіксоване членство в громаді, це членство необхідно доповнити таким же світським обліком внесків і пожертв кожного фіксованого члена громади. І при виключенні любого члена громади, громада повертає йому ті внески або компенсує їх.

    Читайте так же:

    • Три спаса традиции Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый 08:25, 12 августа 2020г, Общество 1283 Фото Андрей КАСПРИШИН В августе православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - […]
    • Свадебные обряды и традиции казаков Войдите в ОК КАЗАЧЬИ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИСреди многих казачих обрядов нет более красочного и волнующего, чем свадебный .Поэтому ниже приведем некоторые из них. Выбор невесты. Женились казаки […]
    • Традиции народов россии свадьба Традиции народов россии свадьба Свадебные традиции народов России Возьмемся за руки, друзья И, как живет другой народ Чтоб мир культуры был И нам – родимый дом. Трудна дорога, но […]
    • Старые обычая и традиции Старинные обычаи и обряды празднования Рождества и Нового года Ольга Писпанен: Скоро Рождество Христово. Сначала его празднуют католики, протестанты, затем православные. Это время, когда […]
    • Весеннее равноденствие ритуалы Ритуалы предков в День весеннего равноденствия На самом деле только астрономический контекст делает этот день весьма магическим. Только представьте день и ночь равны по длительности, […]
    • Крещение обряды традиции Крещенские традиции на Руси 19 января Русская православная церковь отмечает Крещение Господне, или Богоявление. По старому стилю этот праздник приходился на 6 января и закрывал святочный […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *